Психология общения виды сущность цели функции: его виды , функции и основные средства.

Психология общения виды сущность цели функции: его виды , функции и основные средства.

его виды , функции и основные средства.

Общая характеристика общения и его функции

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования 

личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

  • передача информации

  • восприятие друг друга

  • взаимооценка партнерами друг друга

  • взаимовлияние партнеров

  • взаимодействие партнеров

  • управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

  • информационная (обмен информацией между людьми)

  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  • инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

  • сигналы непосредственно от другого человека;

  • сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

  • информация об итогах деятельности;

  • информация от внутреннего опыта;

  • информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу.

Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

  • прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

  • прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

  • прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на …”), “важно отметить, что…” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореолапроявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватноговосприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого являетсяэмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Виды и уровни общения

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т. п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

  • Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

  • Уровень манипуляции.

  • Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

  • Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

  • Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.

Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Сущность и цели общения — презентация онлайн

Похожие презентации:

Понятие и сущность общения

Сущность и специфика педагогического общения

Личность и общение

Общение. Виды и функции общения

Психология общения

Проблема общения и межличностных отношений в социальной психологии

Общение. Функции и коммуникативный аспект общения

Процесс общения

Авторитетность, имидж, стиль. Культура общения

Общение. Природа и сущность этики деловых отношений

1. Содержание

Содержание 
1. Сущность и цели общения.
2. Виды и средства общения.
3.Функции общения .
4.Стороны и модели общения.
5. Список литературы 

2. Сущность и цели общения

Сущность и цели общения
Общение — сложный и многогранный процесс, который 
выступает одновременно и как информационный процесс, и как 
процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их 
сопереживания и взаимопонимания.
Общение выступает так же, как специфическая форма 
взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие 
субъектов. Речь идет не просто о воздействии одного субъекта на 
другого, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, 
по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как 
субъект. Предметом общения может быть все, что окружает 
людей, все, что они знают и чего не знают, все, что их волнует или 
затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять 
реальную обстановку и конкретно определить свои действия, 
уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к 
конкретным людям.
Пример мимики:

4. Средства Общения

Средства Общения 

5. Виды общения

Виды общения
Цель общения ­ это то, ради чего у человека возникает 
данный вид активности. У животных целью общения 
может быть побуждение другого живого существа к 
определённым действиям, предупреждение о том, что 
необходимо воздержаться от какого­либо действия.  У 
человека количество целей увеличивается. Если у 
животных цели общения обычно не выходят за рамки 
удовлетворения актуальных для них биологических 
потребностей, то у человека они представляют собой 
средство удовлетворения многих разнообразных 
потребностей: социальных, культурных, познавательных, 
творческих, эстетических, потребностей 
интеллектуального роста, нравственного развития и ряда 
других.

7. По целям общение делится на биологическое и социальное:

тс я  
ение дели
елям общ
ьное:
е и социал
ологическо
Биолог
иче
поддерж ское – это общ
ение, не
ания, со
обходим
хранени
связано
о
я и разв
 с удовл
ития ор е для 
етворен
потребн
ганизма
ием осн
остей.
о
. Оно 
в
н
ых орга
Социал
нически
ьное об
х 
щение п
укрепле
ресл
ни
развити я межличностн едует цели рас
ш
я и
ых конт
актов, у ирения и 
роста ин нтерперсональ
становл
ных отн
д и в и да .
ения и 
ошений
 Сущест
общени
,
в
 
л
я, сколь
у
ичностн
ко можн ет столько час
ого 
и социа
тных ви
о выдел
льных п
до в  
ить под
отребно
Личнос
в
и
стей. Из
дов био
тное об
 них: Д
логичес
щение, 
еловое 
ких 
Инстру
общени
ментал
е,  
ьное, Ц
елевое.

8. Структура общения

Структура общения
К структуре общения можно подойти по­разному, в 
данном случае будет охарактеризована структура путем 
выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: 
коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в 
узком смысле слова) состоит в обмене информацией между 
общающимися индивидами. Интерактивная сторона 
заключается в организации взаимодействия между 
общающимися индивидами (обмен действиями). 
Перцептивная сторона общения означает процесс 
восприятия и познания друг друга партнерами по 
общению и установления на этой основе взаимопонимания.

9. Уровни общения

Уровни общения
Общение может происходить на различных уровнях:
Манипулятивный уровень, заключается в том, что 
один из собеседников через определенную 
социальную роль пытается вызвать сочувствие, 
жалость партнера.
Примитивный уровень, когда один из партнеров 
подавляет другого (один постоянный коммуникатор, 
а другой постоянный реципиент).
Высший уровень ­ это тот социальный уровень, когда 
независимо от социальной роли, статуса партнеры 
относятся друг к другу как к равной личности.
Манипулятивный уровень
Высший уровень 
Примитивный уровень

11. Функции общения.

Функции общения.
1. Психологические функции обусловливают развитие человека 
как индивида и личности. В условиях общения многие 
психические процессы протекают иначе, чем в условиях 
изолированной индивидуальной деятельности. Общение 
стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная 
деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных 
процессов (аффективность).
         2. Социальные функции детерминируют  развитие общества 
как социальной системы и развитие групп как составных единиц 
этой системы. Интеграция общества возможна только при 
условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
         3. Инструментальные функции определяют связи между 
человеком и миром в самом широком смысле слова; между 
различными социальными группами. Кроме того, они отвечают 
деятельностной природе человека, социальных групп и 
обществ. 

13. Стороны и модели общения .

Стороны и модели 
общения .
Выделяются три стороны общения:
Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя 
обмен информацией между участниками совместной деятельности. 
Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств 
общения.
Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в 
обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя 
расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том 
случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает 
кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец 
выбивает чек и отсчитывает сдачу.
Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения 
предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, 
например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как 
заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же 
заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном 
ему не разберется.

14. Существуют следующие основные модели общения:

Существуют следующие основные 
модели общения:
в познавательной модели общения реализуется цель 
передачи информации, значимой для другого субъекта 
общения;
в убеждающей модели общения через систему логических 
доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг 
на друга;
в экспрессивной модели общения реализуется цель 
передачи чувства, оценки, состояния друг другу;
в суггестивной модели общения реализуется цель 
оказания внушения или внушающего воздействия;
в ритуальной модели общения реализуется задача 
формирования системы психологической поддержки 
норм отношений.

15. Список литературы

Список литературы
1. « Теория и практика общения» А.П.Панфилова, 
«Академия»,2011 г.
2. «Психология общения» Н.С.Ефимова 
3. «Психология общения» Бодалев А.А

English     Русский Правила

8.3: Характеристики и типы групп

  • Взаимозависимость. Группы не могут быть определены просто как три или более человека, разговаривающие друг с другом или встречающиеся вместе. Вместо этого основной характеристикой групп является то, что члены группы зависят друг от друга, чтобы группа могла поддерживать свое существование и достигать своих целей. По сути, взаимозависимость — это признание членами группы своей потребности в других членах группы (Lewin, 1951; Cragon, Wright & Kasch, 2008; Sherblom, 2002). Представьте, что вы играете в баскетбол в одиночку против пяти членов другой команды. Даже если вас считают лучшим баскетболистом в мире, маловероятно, что вы сможете выиграть игру против пяти других человек. Вы должны полагаться на четырех других товарищей по команде, чтобы сделать игру успешной.
  • Взаимодействие. Вероятно, вам кажется очевидным, что для существования групп необходимо взаимодействие. Однако какое взаимодействие должно существовать? Поскольку все мы общаемся каждый день, должно быть что-то, что отличает взаимодействие в группах от других форм общения. Крагон, Райт и Каш (2008) утверждают, что основной определяющей характеристикой группового взаимодействия является его целенаправленность. Далее они разбивают целенаправленное взаимодействие на четыре типа: решение проблем, ролевые игры, создание команды и построение доверительных отношений . Без целенаправленного взаимодействия настоящая группа не существует. Роли, нормы и отношения между участниками создаются посредством взаимодействия. Например, если вас поместили в группу для выполнения классного задания, ваше первое взаимодействие, вероятно, будет сосредоточено на обмене контактной информацией, назначении времени встречи и сосредоточении внимания на поставленной задаче. Это целенаправленное взаимодействие для достижения цели.

Групповое общение Затем

Первое исследование, которое было опубликовано по групповому общению в эпоху изучения коммуникации Новой школы, было приписано Эдвину Блэку в 1955 году. Он изучал сбои в групповых взаимодействиях, рассматривая последовательности общения в группах. Однако только в 1960-х и 1970-х годах стало появляться большое количество исследований группового общения. В период с 1970 по 1978 год было опубликовано 114 статей о групповом общении, а к 1990 году — еще 89 (Stacks & Salwen, 2014). Изучение группового общения по-прежнему важно спустя десятилетие, поскольку все больше и больше организаций сосредотачиваются на групповой работе для достижения своих целей.

  •   Синергия. Одним из преимуществ работы в группах и командах является то, что они позволяют нам делать то, что мы не смогли бы сделать в одиночку. Теория систем предполагает, что «целое больше, чем сумма его частей». В этом и заключается сама идея синергии (Шерблом, 2002). В оркестре или группе каждый человек должен выступать, чтобы помочь более крупному коллективу создавать музыку таким образом, который не может быть достигнут без совместной работы каждого участника.
  • Общие цели. Наличие взаимодействия и синергии было бы относительно бессмысленным в группах без общей цели. Люди, составляющие группы, собираются вместе по причине или цели. В то время как большинство членов группы имеют индивидуальные цели, группа в значительной степени определяется общими целями группы. Подумайте о примере в начале главы: ваша общая цель в классе — научиться, выполнить задание и получить оценку. Хотя могут быть различия в отношении индивидуальных целей в группе (например, какая итоговая оценка является приемлемой) или способов достижения общих целей, группа в значительной степени определяется общими целями, которые она разделяет.
  • Общие нормы. Поскольку люди собираются вместе для достижения определенной цели, они вырабатывают общие нормы, которые помогают им достичь своих целей. Даже при наличии цели случайное взаимодействие не определяет группу. Групповое взаимодействие обычно регулируется нормами, установленными группой для приемлемого поведения. Нормы — это, по сути, ожидания членов группы, устанавливаемые группой, они могут быть осознанными и формальными или неосознанными и неформальными. Несколько примеров групповых норм включают в себя ожидание того, что все участники будут присутствовать на групповых собраниях, ожидание того, что все члены группы сосредоточатся на группе, а не на личных делах (например, выключив сотовые телефоны и другие отвлекающие факторы), и ожидание чтобы члены группы выполнили свою часть работы к установленному сроку. Когда члены группы нарушают групповые нормы, другие члены группы расстраиваются, и это может повлиять на общую цель группы.
  • Сплоченность. Члены группы понимают идею общения в группах и командах, когда они испытывают чувство сплоченности с другими членами группы. Когда мы чувствуем себя частью чего-то большего, мы испытываем чувство сплоченности или целостности и можем найти цель, которая больше, чем наши собственные индивидуальные желания и цели. Именно чувство связи и участия характеризует взаимодействие в группе как отличное от определенного взаимодействия между слабо связанными людьми. Если вы когда-либо участвовали в группе, которая успешно достигла своей цели, вы, вероятно, сможете вспомнить о своих чувствах связи с другими членами этой группы.

Вы можете спросить себя, а как насчет команд? Мы сосредоточились в первую очередь на группах, но очень важно помнить о важности характеристик командного общения, а также характеристик группового общения. Ознакомьтесь с этой статьей (Richards, 2017), в которой описаны характеристики и навыки команды, обеспечивающие командный успех (думаем, вы найдете сходство с групповыми характеристиками, которые мы только что объяснили).

Типы групп

Не все группы одинаковы или объединены по одним и тем же причинам. Брилхарт и Галанес (1998) классифицируют группы «на основе причин, по которым они образовались, и человеческих потребностей, которым они служат». Давайте взглянем!

  • Основные группы. Первичные группы — это те, которые мы формируем, чтобы помочь нам реализовать наши человеческие потребности, такие как приобщение и привязанность. Как правило, они формируются не для выполнения задачи, а скорее для того, чтобы помочь нам удовлетворить наши основные потребности как существ в отношениях, таких как принятие, любовь и привязанность. Эти группы, как правило, существуют дольше, чем другие группы, и включают семью, соседей по комнате и других людей, которые встречаются как группы на регулярной основе (Brilhart & Galanes, 19).98). Эти особенные люди в вашей жизни составляют первичные группы, потому что они предлагают любовь и поддержку в долгосрочной перспективе, и, учитывая это, первичные группы обычно более значимы, чем вторичные.
  • Второстепенные группы. В отличие от первичных групп мы формируем вторичные группы для выполнения работы, выполнения задач, решения проблем и принятия решений (Brilhart & Galanes, 1998; Sherblom, 2002; Cragan, Wright & Kasch, 2008). Ларсон и ЛаФасто (1989) заявляют, что вторичные группы имеют «конкретную цель деятельности или узнаваемую цель, которую нужно достичь; и требуется координация действий между членами команды для достижения цели или задачи команды».
  • Группы действий. Группы деятельности — это группы, которые мы формируем для участия в деятельности. Я уверен, что в вашем кампусе есть много клубов, организованных с единственной целью – заниматься деятельностью. В нашем кампусе, например, популярным клубом является Sycamore Gaming Club, члены которого встречаются, чтобы назначить время для игр, организовать мероприятия и выбрать, где играть.

The ISU Treehouse — это социальная сеть, в которой студенты могут знакомиться со студенческими организациями, находить мероприятия для посещения и подключаться к университетскому городку. Если вы уже являетесь членом студенческой организации, войдите в систему сегодня, чтобы управлять порталом ISU Treehouse. Вы еще не состоите в студенческой организации? Войдите сегодня, чтобы найти организацию, к которой можно присоединиться! Войдите на свой портал MyISU, найдите значок ISU Treehouse и подключитесь к кампусу!

В настоящее время зарегистрировано 270 студенческих организаций, которые способствуют вовлечению студентов в университетский городок. Исследования показали, что студенты, которые участвуют в кампусе, увеличивают удержание и настойчивость в получении степени. Благодаря участию студенты учатся быть более социально компетентными, академически ориентированными и граждански активными.

Нажмите здесь, чтобы просмотреть полный список зарегистрированных студенческих организаций

  • Группы личностного роста. Мы формируем группы личностного роста, чтобы получать поддержку и отзывы от других, а также расти как личность. Группы личностного роста можно рассматривать как терапевтические группы. Примером, который, вероятно, вам знаком, являются Анонимные Алкоголики, где алкоголики могут поделиться своими историями и проблемами и получить поддержку от других людей, пострадавших от алкоголя. Существует множество групп личностного роста, которые помогают нам развиваться как личности посредством группового взаимодействия с другими людьми, например, книжные клубы, группы, следящие за фигурой, и духовные группы.
  • Учебные группы. Учебные группы сосредоточены главным образом на получении новой информации и получении знаний. Если вас когда-либо зачисляли в группу в классе колледжа, скорее всего, это была учебная группа с целью взаимодействия таким образом, чтобы помочь участникам группы узнать что-то новое о содержании курса.
  • Группы решения проблем. Эти группы создаются специально для решения конкретной проблемы. Сама природа объединения людей в группу такого типа заключается в том, чтобы заставить их коллективно найти эффективные решения стоящей перед ними проблемы. Комитеты — отличный пример людей, которые собираются вместе для решения проблем.

Посмотрев на различные типы групп, вы, вероятно, легко поймете, какая часть вашего повседневного взаимодействия происходит в контексте групп. Реальность такова, что мы проводим много времени в группах, и понимание типов групп, в которых вы состоите, а также их цели, имеет большое значение для того, чтобы помочь вам функционировать как продуктивный участник.

Важность изучения общения в группах и командах

Одна из причин, по которой специалисты по коммуникациям изучают группы и команды, заключается в том, что огромное количество времени мы тратим на взаимодействие в группах в профессиональной среде. Все больше и больше профессиональных организаций обращаются к группам и командам как к важному способу ведения бизнеса и достижения цели. Даже кажущиеся независимыми профессии, такие как профессор колледжа, сильно нагружены групповой работой. Процесс написания этой книги был коллективным усилием, поскольку авторы и их студенты работали в группах, чтобы донести книгу до вас. У каждого из нас были определенные роли и задачи.

Еще одна важная область группового общения касается изучения социальных изменений или общественных движений. Такие группы, как «Люди за этичное обращение с животными» (PETA), Национальная ассоциация по улучшению положения цветных людей (NAACP) и Национальная организация женщин (NOW), — все это группы, связанные общими социальными и политическими обязательствами — продвигать права нечеловеческих животных, афроамериканцев и женщин соответственно. В то время как люди могут быть привержены этим идеям, социальные, политические и юридические права, предоставленные таким группам, не были бы возможны только благодаря индивидуальным действиям. Именно тогда, когда группы единомышленников собрались вместе с общими обязательствами и целями, объединив свои навыки и ресурсы, произошли изменения. Практически любая группа по интересам, о которой вы только можете подумать, присутствует в Вашингтоне, округ Колумбия, и тратит деньги на поддержание этого присутствия. На этом сайте есть краткая информация о видах групп по интересам, которые действуют в Вашингтоне, округ Колумбия, и о том, как они работают (USHistory.org, 2017).

Изучение социальных движений показывает важность групп для достижения целей. Бауэрс, Окс, Дженсен и Шульц (2010) в книге «Риторика возбуждения и контроля» объясняют семь прогрессивных и кумулятивных стратегий, с помощью которых движения развиваются по мере их продвижения к успеху. Три из семи стратегий явно сосредоточены на групповом общении — промульгация, закрепление и поляризация. Промульгация относится к « стратегии, в которой агитаторы публично провозглашают свои цели, и включает в себя тактику, предназначенную для завоевания общественной поддержки. » Без достаточной группы действия отдельных протестующих, скорее всего, будут отклонены. Стратегия консолидации « происходит в основном внутри агитационной группы» и «используется в основном для объединения последователей. » Суть в том, чтобы объединить членов группы и обеспечить достаточную мотивацию и поддержку. Общение, которое происходит посредством коллективного действия пения песен или декламации, служит объединению членов группы. Поскольку успех общественных движений частично зависит от способности привлечь большое количество последователей, большинство из них используют стратегию поляризация , которая предназначена для убеждения нейтральных лиц или «сидящих на заборе» присоединиться к группе . Суть этой стратегии отражена в цитате Элдриджа Кливера: «Вы либо часть проблемы, либо часть решения». Взятые вместе, эти три стратегии подчеркивают, что ключом к групповому успеху являются постоянные усилия членов группы, работающих вместе посредством общения.

Показательный пример: Историческое количество женщин на 113-м Конгрессе

В этом Конгрессе 102 женщины-члена, в том числе 20 женщин-сенаторов, больше всего в истории Америки. Это были также исторические выборы для цветных женщин. Более половины американцев азиатского происхождения, избранных в 113-й Конгресс, составляют женщины, в том числе Мэйзи Хироно (D-HI), которая является лишь второй цветной женщиной и единственной американкой азиатского происхождения, когда-либо избранной в Сенат. В Палате представителей Грейс Мэн (D) станет первым членом Конгресса американцев азиатского происхождения от Нью-Йорка, а ветеран войны в Ираке Тулси Габбард (D-HI) станет первым американцем Самоа, избранным в качестве члена Конгресса с правом голоса. Они оба присоединятся к Тэмми Дакворт (D-IL), уроженке Таиланда, герою войны с двумя ампутированными конечностями. Среди латиноамериканцев избранная конгрессменом Мишель Лухан Гришам стала первой латиноамериканкой, избранной представителем от Нью-Мексико.

Женский совет

Конгресс по делам женщин (CCWI) является организацией-членом Конгресса (CMO), зарегистрированной в административном комитете Палаты представителей; в его состав входят женщины-члены Палаты представителей. CCWI официально не связана с Women’s Policy, Inc. (WPI); однако эти две организации преследуют схожие цели. Это относится к нашей коллективистской культуре в организационных группах.

WPI — это некоммерческая, беспартийная организация, единственной задачей которой является помощь в принятии наиболее обоснованных решений по ключевым проблемам женщин политиками на федеральном уровне, уровне штата и местном уровне. Аудитория включает выборных должностных лиц, регулирующих органов, женские группы, профсоюзы, академические круги, деловые круги, средства массовой информации и широкую общественность.

WPI достигает и делится своим редким качеством понимания соответствующих вопросов, исследуя и предоставляя наилучшую доступную информацию в форме убедительного и беспристрастного анализа законодательства, сводок проблем, оценок воздействия и образовательных брифингов. Это гарантирует, что политические решения, затрагивающие женщин и их семьи, будут приниматься во внимание из самых объективных возможных источников.

Специалисты по коммуникациям не только сосредотачиваются на работе и социальных движениях, но и интересуются той ролью, которую культурная идентичность и принадлежность играют в нашем коммуникативном выборе, и тем, как мы интерпретируем общение других. Этот фокус дает интересные идеи, когда мы изучаем членство и общение в группах и командах. Одна из причин этого заключается в том, что разные культуры подчеркивают роль отдельных лиц, в то время как другие культуры подчеркивают важность группы. Таким образом, то, считаем ли мы групповую работу благоприятной или неблагоприятной, может зависеть от нашего культурного фона. США считаются индивидуалистической культурой в том смысле, что мы ценим работу и достижения человека с помощью таких идей, как возможность «подтянуть себя за шнурок» и добиться успеха для себя.

10 лучших навыков эффективного общения (обновлено в январе 2023 г.)

Согласно исследованию, в котором приняли участие 400 организаций как из Великобритании, так и из США, было установлено, что отсутствие общения обходится средней организации в 62,4 миллиона долларов в год в виде потери производительности. .

Но вам может быть интересно, что же такое «эффективное общение», верно? Эффективная коммуникация интерпретирует истинный смысл информации. Он включает в себя определение того, что пользователь пытается сказать вам и каким образом. Это также включает в себя то, что мы говорим или отвечаем пользователю, что он или она может легко нас понять.

Однако многим людям не хватает навыков, необходимых для эффективного общения. Сегодня мы обсудим, какие 10 навыков необходимы вам для эффективного общения.

10 основных навыков эффективного общения, о которых вам необходимо знать:

Ниже перечислены 10 основных навыков эффективного общения.

1. Будьте внимательным слушателем

Умение слушать – один из важнейших элементов эффективного общения. Люди, которые являются активными или заинтересованными слушателями, понимают вещи более подробно. Это означает, что активные слушатели понимают, что пользователь пытается сказать, даже если говорящий не очень эффективен.

Иногда люди, особенно на рабочем месте, не слушают, что говорят другие. Они игнорируют это или не слушают с полным вниманием. Все это приводит к тому, что ценная информация оказывается неуместной, и уменьшается суть, необходимая для эффективного общения.

Кроме того, будучи активным слушателем, вы также можете определить текущее настроение говорящего и стоящие за ним намерения. Следовательно, для эффективного общения стройте более глубокую связь. И построить доверие среди членов вашей команды, очень важно быть внимательным слушателем.

Как быть внимательным слушателем?

Чтобы быть внимательным слушателем, установите правильный зрительный контакт с говорящим и сосредоточьтесь на выражении его лица и словах. В случае какой-либо путаницы, вы можете задать множество вопросов. Но обязательно сделайте это после окончания разговора, так как перебивать в свою пользу не рекомендуется. Кроме того, будьте внимательны и принимайте правильное положение тела, чтобы практиковать активное слушание.

2. Будьте конкретны и ясны

Еще один навык, которому вы должны научиться, чтобы быть эффективным коммуникатором, — быть точным и недвусмысленным в своем сообщении. Если вы человек, который рассказывает всю предысторию, которая является недостоверной и без каких-либо доказательств, объясняющих ваши вещи, то вы не являетесь эффективным коммуникатором.

Однако, если вы конкретизируете свое сообщение, ваша аудитория сможет лучше вас понять. Конкретность вашего сообщения также означает предоставление подробной информации об информации, которую вы предоставляете, включая факты и цифры.

Кроме того, вы должны быть ясны в своем сообщении. Вы хотите, чтобы ваше сообщение было четко определенным и ясным, чтобы другие могли лучше понять вас за короткое время. Четкость сообщения жизненно важна, поскольку она гарантирует, что каждый член рабочей группы сможет понять вас без каких-либо неудобств. Чтобы ваша речь была ясной, используйте простую лексику, используйте активный залог и четко формулируйте свои цели.

3. Невербальное общение — ключ к успеху. Слова важны, но еще важнее ваш тон, зрительный контакт, выражение лица и жесты рук. Жесты рук при общении говорят о том, что вы уверены в себе и смелы. Следовательно, это позволяет человеку, с которым вы разговариваете, обращать на вас внимание и действительно слушать то, что вы говорите.

Использование невербальной коммуникации во время разговора помогает укрепить отношения с другими и донести ваше сообщение более удобно и эффективно. Чтобы улучшить невербальное общение, узнайте о различных жестах рук, тонах и позициях. Кроме того, не забудьте обратить внимание на язык тела других людей, чтобы лучше интерпретировать сообщение.

Это, безусловно, один из 10 очень важных навыков эффективного общения. Вы не можете игнорировать это.

4. Расслабьтесь

Стресс и тревога могут испортить общение и обескуражить вас. Обе эти вещи могут сделать вас неэффективным коммуникатором. Чтобы общаться эффективно, вы должны расслабиться и быть свободными от стресса. Стресс заставляет вас выбирать неправильные наборы слов. Это мешает вашей аудитории понять вас.

Кроме того, сохраняя спокойствие и отсутствие стресса во время разговора, вы лучше понимаете суть разговора. Кроме того, он помогает вам выбирать между режимами боя и полета. Борьба и бегство здесь означают ответить или промолчать в зависимости от ситуации.

Кроме того, расслабленность также гарантирует, что вы будете принимать решения, о которых больше не пожалеете в будущем, и избежать многочисленных осложнений. Следовательно, для эффективного общения рекомендуется сохранять спокойствие.

5. Сообщите 

Чтобы быть эффективным коммуникатором, вы должны информировать свою аудиторию о том, о чем будет ваш разговор. Это поможет вашей аудитории получить общее представление о разговоре. Кроме того, это также позволит им легко усваивать знания. Помимо этого, вы также должны информировать свою аудиторию об основных особенностях или моментах, которые они должны слушать и помнить во время разговора.

Информирование других о том, о чем идет разговор, подготовит вашу аудиторию и поможет им предпринять необходимые действия, чтобы понять вас. Вы также должны подробно объяснить свою точку зрения своей аудитории, поскольку не вся ваша аудитория может иметь такой же информативный опыт, как и вы. Подробное объяснение ваших идей и мыслей помогает многочисленным группам в аудитории, что позволяет вам быть эффективным коммуникатором.


6. Будьте визуальными

Представление информации, которую вы хотите отобразить перед своей аудиторией, в визуальной форме помогает им запомнить ее надолго. В психологии человека заложено, что информация, которую мы обрабатываем, намного быстрее, чем информация, выраженная в виде картинок. Согласно исследованию, люди обладают повышенной способностью интерпретировать и запоминать изображения в течение длительного периода времени.

По данным того же исследования был сделан вывод, что мы не помним слов  в течение более длительного времени по сравнению с изображениями. Следовательно, чтобы быть эффективным коммуникатором, вы должны быть в состоянии сделать так, чтобы ваша точка зрения была понятна вашей аудитории, и для этого рекомендуется выбирать правильные стратегии доставки информации, такие как визуальная коммуникация. Визуальная коммуникация означает представление информации с помощью диаграмм, карт, изображений и графиков.

7. Проявите сочувствие

Проявление сочувствия означает проявление понимания. Бывают случаи, когда ваше утверждение или мнения противоречат другим членам или членам команды. Но в такой ситуации не стоит злиться или расстраиваться. Вместо этого вы должны уважать их мнение и восхищаться их мужеством. Воспринимайте это как здоровую конкуренцию.

Чтобы продемонстрировать превосходный уровень понимания и убедиться, что другие люди считают вас конкурентоспособным коммуникатором, обязательно используйте такие утверждения, как «Я знаю, что вы пытаетесь сказать, но…» или «Извините, но я думаю, …” Подобные заявления помогут другим узнать, что вы обращаете внимание на их взгляды, и поднимут их боевой дух.

8. Полнота

Полнота означает завершение ваших предложений во время общения. Иногда вы можете заметить, что люди начинают предложение. Но через некоторое время, пока они так запутались, начинают объяснять другие пункты, оставляя первый. Следовательно, все это создает крайнюю путаницу и не способствует эффективному общению.

Для эффективного общения вы должны полностью и подробно объяснить первый пункт, а затем перейти к следующему. Кроме того, убедитесь, что вы двигаетесь в последовательности, объясняя свои пункты, и в предложениях должна быть связь и логическая дедукция.

Кроме того, это также важно, если вы отвечаете кому-то, поскольку полнота делает многие вещи в разговоре простыми и структурированными. Следовательно, если вы хотите быть эффективным коммуникатором, обязательно развивайте этот навык.

9. Предоставление и получение обратной связи

Предоставление и получение обратной связи имеет важное значение и является одним из основных навыков для эффективного общения. Предоставление отзывов поощряет человека, и аналогичным образом получение пары помогает вам увидеть и улучшить свои слабые стороны.

Возможно, вы не получите все отзывы о том, насколько вы хороший человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *