Психология наука: Психология как наука кратко. Предмет психологии как науки
Психология — это наука! — Илья Латыпов — LiveJournal
В наши дни, к сожалению, вышли из моды две старые, банальные идеи:
1. Истина существует, и целью науки является ее поиск;
2. В любом обсуждаемом вопросе профессионал в нормальном случае более прав, чем дилетант.
Им сегодня противостоят новые, гораздо более модные положения:
1. Истины нет, есть множество мнений;
2. Ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного.
Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин не прав, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке.
Когда я в очередной (и уже в который!) услышал произнесенное безапелляционным тоном, что «психология не наука», и что все психологи — шарлатаны и жулики, я поинтересовался (довольно грубо, надо сказать), на каком основании делается данный вывод. Основание оказалось потрясающим: «Да по телевизору смотришь этих психологов — такую чушь несут!».
Дальше я уточнять не стал, хотя можно было бы задать несколько простых вопросов: насколько корректно судить о психологии как науке на основании выслушивания мнений психологов по телевизору; являются ли в принципе «психологи» из ТВ реальными психологами, и если да — то не искажен ли смысл их слов монтажом; каковы критерии определения «чуши» и «не чуши» у автора приведенного мнения.
Однако мнение «психология — лженаука» довольно распространено. Эта статья рассматривается мною как краткое и достаточно популярное объяснение того, почему психология — наука. Я не претендую на исключительную точность формулировок и обобщений, главное для меня — дать ПОНИМАНИЕ, а не абсолютную точность ЗНАНИЯ.
Итак, в самом широком смысле психология — это наука о психике. Что же такое психика?
Психика — системное свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, которое возникает в процессе их взаимодействия, а также в саморегуляции (на основе отражения) поведения и деятельности. То есть мы можем сказать о живом организме, что он обладает психикой, если способен активно, а не пассивно, реагировать на воздействия внешней среды.
Существуют два вида отражения внешнего мира: механический и психический. Пнули камень — он покатился, и катится, пока достаточен импульс, переданный ударом. Своего, внутреннего импульса, у него нет. Это механическое отражение. Но вот если вы занесете ногу, чтобы пнуть камень, а он вдруг увернется от вас и помчится прочь сам, то тут или вы сошли с ума, или камень обрел способность АКТИВНО отреагировать на воздействие внешней среды, причем еще ДО того, как это воздействие состоялось. То есть оказался наделенным психикой. Поэтому мы говорим о том, что растения не обладают психикой (хотя и являются живыми существами), а насекомые — да, обладают.
Основная задача живых существ — максимальная адаптация к окружающей среде, для чего и нужна способность отражать реальный мир, реагировать на его воздействия. А эта способность зависит от уровня развития нервной системы. Чем более развита нервная система у живого существа, тем разнообразнее его способы адаптации к внешнему миру, тем быстрее и эффективнее оно находит новые и т. п. И эта закономерность очень четкая, указывающая на то, что психика и физиология взаимосвязаны, а если точнее — две стороны одного и того же процесса адаптации живых организмов к внешней среде. Повреждение нервной системы неизбежно приводит к повреждению способности отражать реальный мир (напр., травма головного мозга).
Соответственно, психология как наука может быть разделена, во-первых, на фундаментальную (академическую) и прикладную (практическую). Прикладную оставим пока в стороне. Перед ученым, изучающим психику, встает принципиальный вопрос — что именно изучать и как изучать (т. е. вопрос методологии). На вопрос «что именно изучать» можно ответить, что психическое отражение имеет по меньшей мере три составляющие:
а) Психофизиологическую составляющую — процессы в нервной системе и все, что с ними связано (а это и восприятие, и память, и мышление, и эмоции. ..)
б) Поведенческую составляющую — то, как непосредственно организм (человек) взаимодействует с внешним миром.
в) Феноменологическую составляющую — то, как в сознании человека переживается происходящее с ним.
Например, вы влюблены. Физиология — это мощный выброс конкретных гормонов, их сочетания и колебания, реакции организма (сердцебиение, покраснение кожных покровов и т.п.). Поведение — как вы внешне проявляете свою любовь. Феноменология — что вы непосредственно чувствуете, как описываете то, что с вами происходит (говоря сухим языком науки, как физиологические процессы ощущаются нами).
Все три составляющие на самом деле являются единством, деление это условно — для удобства изучения. Изменения в одной из составляющих влекут за собой изменения и в двух остальных.
Теперь следует вопрос: как это изучать, чтобы соблюсти один из базовых принципов науки — объективность? Практически все методы в психологии можно объединить в две группы:
а) Эмпирические (от «опыт») — основаны на сборе и интерпретации фактов. Необходима строгая и точная фиксация фактов. В обязательном порядке здесь используются методы математической статистики, позволяющие работать с большим массивом данных и находить не умозрительные, а объективные закономерности (напр., корреляции).
б) Экспериментальные — основаны на моделировании ситуаций взаимодействия организма и среды, в которых бы проявлялись те или иные закономерные психические реакции. Если в одной и той же моделируемой психологом-экспериментатором ситуации разные люди (различающиеся по полу, возрасту, образованию и т. п.) выдают одну и ту же реакцию, то мы можем говорить о проявлении некой общей психической закономерности. Если реакции разные, то нужно смотреть, чем обусловлено это различие. Пожалуй, наиболее известны эксперименты в социальной психологии, изучающей поведение человека в обществе — знаменитые исследования С.Милгрэма («электрический ток»), Ф.Зимбардо («тюремный эксперимент») и др. (можно почитать здесь). Главное требование к эксперименту — его воспроизводимость другим исследователем (в идентичных условиях, разумеется).
Наиболее объективными являются данные, полученные при исследовании физиологической составляющей — все фиксируется и измеряется (нейропсихология и другие смежные дисциплины). Достаточно объективно измерение поведения человека (экспериментальная психология и др.). Камнем преткновения является феноменологический уровень. С одной стороны, исследования эффекта плацебо показали влияние представлений и переживаний человека на состояние его организма. С другой — эксперименты в области психологии восприятия показали, что человек практически не способен к объективным описаниям своих психических процессов, всегда в них будет присутствовать изрядная доля или просто субъективности, или вовсе ложная информация. Но это при том, что немалая часть практической психологии и психотерапии идет на феноменологическом уровне. По сути, значительная (но не вся) часть современной психотерапии и практической психологии ближе к философии и искусству, чем к строго объективной научной психологии. Это, кстати, не является доводом против психотерапии. Это означает только то, что результат психотерапии чаще зависит не от теории, на которую опирается психотерапевт или психолог, а от того, как взаимодействует он с клиентом, от его личных качеств.
Ситуация усложняется отсутствием в академической психологии сколь-либо целостной и общепринятой концепции психики. Есть огромный, и с каждым годом все увеличивающийся вал эмпирических и экспериментальных данных, не нашедший пока еще своего Ньютона или Дарвина, который дал бы их стройную интерпретацию. Поэтому прикладная психология и немедикаментозная психотерапия опираются на частные теории (нередко имеющие тоже только частные подтверждения), и имеют ряд ограничений в эффективности. Еще один аспект, ограничивающий возможности психотерапии — необходимое условие личных усилий клиента/пациента (что в классической медицине желательно, но необязательно — антибиотик справится сам), т. е. активизация все того же субъективного феноменологического уровня.
Таким образом, современная психология — динамично развивающаяся молодая наука, переживающая этап борьбы разных крупных теорий психики. Ряд результатов, полученных учеными-психологами, уже имеет существенное прикладное значение, но пока, в отсутствии единой теории психики и сознания, они имеют частный, а не всеобщий характер. Что не отменяет научного статуса психологии.Не отменяет его и наличие большого числа теоретиков, придумывающих красивые теории, но при этом совершенно не заморачивающихся их эмпирической и экспериментальной проверкой. Кстати, именно такие люди любят говорить про великие открытия.
И не нужно путать психологов-ученых и психологов-практиков, и не нужно смешивать вопрос качества подготовки специалистов и «качества» науки. А о поп-психологии, представленной в тысячах книжек про то, как надо правильно думать, речи вообще не идет.
Что почитать (из популярного, но научного):
1. К.Фрит. Мозг и душа.
2. О.Сакс. Человек, который принял жену за шляпу.
3. О.Сакс. Антрополог на Марсе.
4. Э.Кандель. В поисках памяти.
5. Д.Лерер. Как мы принимаем решения.
6. Д.Смит. Псевдонаука и паранормальные явления.
7. Н.Дойдж. Пластичность мозга.
8. У.Диксон. 20 великих открытий в детской психологии
9. Р.Хок. 40 исследований, которые потрясли психологию
10. Дж.Роллс. Классические случаи в психологии
11. А.Марков. Эволюция человека (в 2-х томах, особенно том 2.)
12. К. Прайор. Не рычите на собаку.
13. В.Аллахвердов. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.
Почему психология – это не наука? – Science Portal
Психология – это одна из областей человеческого знания. Однако далеко не всякое знание в нашем мире является научным. Разновидностей знания много. Например, опытное (субъективное) знание – то есть знание, полученное человеком на личном опыте: «если стукнуться ногой об кирпич, то будет больно». Религиозное (традиционное) знание: «В воскресенье люди отдыхают, потому что так заповедал Бог». Художественное (эстетическое) знание: «Лучшую подругу Гарри Поттера звали Гермиона Грейнджер». Для простоты можно даже построить табличку:
«Я читал об этом в книге, видел фильм, картину или скульптуру» = художественное знание
«Я в это верю, так принято, так все делают» = религиозное знание
«Я испытал это на собственном опыте, я ощутил это сам» = опытное знание
Каковы же признаки, которые отличают именно научное знание? Когда мы можем говорить, что имеем дело именно с наукой, а не чем-то другим? Для этого существует пять признаков:
1. Строгая терминология
В научном знании недопустимы слова и термины, которые можно толковать «то так, то этак». Все химики всех стран мира знают, что такое молекула, и что она состоит из атомов. Все математики всех стран мира знают, что такое простое число. Все биологи всех стран мира знают, что такое живая клетка и из чего она состоит.
2. Исчислимость и измеримость
Научное знание неотделимо от измерения. Как описать планету? С помощью измеримых числовых характеристик: массы, плотности, расстояния от Солнца, периода обращения. А как описать ядовитость яда? С помощью летальной дозы на килограмм массы, снова измеримая числовая характеристика. Причём результат измерения у всех исследователей во всех странах мира должен (с учётом погрешности) совпадать – если мы измеряем линейкой длину листа бумаги А4, она будет одинакова у всех, верно? Кстати, о погрешности – в настоящей науке она ни в коем случае не должна принципиально менять характер полученного результата. Грубо говоря, измерение расстояния с погрешностью «плюс-минус сто метров» – это наука, а вот ответ на вопрос «существует ли Бог» с погрешностью «да плюс-минус нет» наукой не является.
3. Воспроизводимость (проверяемость) и неизменность полученных результатов
Решая одно и то же математическое уравнение, учёные в Австралии и в Китае обязаны получить один и тот же результат. При соединении одного и того же количества хлора и натрия в любой лаборатории мира будет получено одно и то же количество поваренной соли. Повторив физический опыт, который Ньютон делал в 1682 году, в 2019 году мы получим тот же самый результат.
4. Предсказуемость
Настоящая наука может и обязана давать точные предсказания. Например, периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева позволила предсказать свойства многих химических элементов ещё до их открытия. Астрономы Леверье и Галле с помощью вычислений предсказали, в какой точке неба нужно искать новую планету – и именно там новая планета (Нептун) и была обнаружена. Если проверенные и перепроверенные математические расчёты показывают, что строящийся корабль опрокинется при малейшем волнении моря – ни один идиот не будет достраивать корабль до конца, спускать на воду и проверять предсказанное «на опыте»: конструкцию корабля начнут переделывать, и немедленно.
5. Опровержимость
Научное знание всегда может быть оспорено, опровергнуто – если у нас есть точные факты и данные, опровергающие ту или иную теорию, она должна быть или модифицирована, или вообще отброшена, как никуда не годная. Например, один-единственный физический опыт (Майкельсона-Морли) опроверг авторитетную и существующую столетия теорию неподвижного эфира, – и физикам пришлось создавать теорию относительности.
Математика, физика, химия, биология, лингвистика, астрономия все перечисленные выше требования выполняют. Это – полноценное научное знание, «настоящие» науки. А что же с психологией? А давайте возьмём и проверим по пунктам.
Строгая терминология. Вы можете точно сказать, что такое «радость»? Или «грусть»? Или «счастье»? А вы понимаете, что «радость» у каждого своя – то, чему радуется вождь племени на острове Мумбо-Юмбо, может совсем не радовать, скажем, профессора МГУ; то, чему радуется бандит, может совсем не радовать жертву преступления, и так далее.
Измеримость. Вы можете измерить счастье? Или глубину депрессии? Или вообще какую-нибудь там «скрытую агрессивность»? А если измерения будут проводить два разных психолога – как считаете, получат они одинаковые результаты, или скорее всё-таки нет?
Воспроизводимость. А как мы можем что-то воспроизводить, если каждый человек в каждый момент времени уникален? Для того, чтобы делать какие-то выводы, психологи могут только наблюдать за, по сути, неуправляемыми объектами – а этого недостаточно.
Предсказуемость. Психологи с удовольствием объясняют нам, почему тот или иной человек совершил тот или иной поступок, а вот точно предсказывать, какой поступок совершит тот или иной человек в будущем, психологи не умеют. 10 психологов сделают 10 разных предсказаний – может быть, один из 10 случайно и попадёт, но куда прикажете девать остальных?
Опровержимость. У психологических теорий (скажем, теории Фрейда или теории Юнга) нет моментов, которые в состоянии опровергнуть эти теории, «жёстко» проверить их на истинность или ложность. С точки зрения любой из этих теорий можно объяснить всё что угодно – но вот толку от таких объяснений мало.
Как видите, ни под один из критериев «строгой» науки психология не подходит. Это знание довольно близкое к научному, часто очень полезное и нужное, но при этом наукой не являющееся! Психология (кстати, количество психологических школ по всему миру давно перевалило за 30, причём многие школы друг другу противоречат) может что-то рассказывать или объяснять, мы вольны этому верить или не верить; но вот «доказать» психология не может абсолютно ничего и никогда. За доказательствами – к математикам.
К таким же «не вполне убедительным», «нестрогим» наукам, как психология, относятся: социология, футурология, метеорология, экономика, политология и даже история.
Скажем, на основе одних и тех же летописей историк А утверждает, что Иван Грозный был тираном и психопатом, а историк Б утверждает, что тот же самый Иван Грозный пальцем никого не трогал, разве что по крайней необходимости, и вообще был выдающимся государственным деятелем. На одном сайте прогноз погоды обещает «солнечно», на другом (в то же время и в том же месте!) – «дождь». Один политолог «с цифрами на руках» доказывает, что на выборах в следующем году победит партия X, а другой – столь же убедительно доказывает, что победит партия Y. А уж многочисленные экономисты с их «прогнозами развития» – это совсем унылый ужас и чистой воды «гадание на кофейной гуще»… В настоящей «строгой» науке подобное недопустимо!
Ссылка на источник
Новости и исследования психологии — Scientific American
Перейти к основному содержаниюПсихология
Люди, покупающие «смысл» покупают более дешевые товары
Люди, которые отдают предпочтение «смыслу» при совершении покупок, могут невольно убедить себя покупать более дешевые товары, услуги и впечатления
25 ноября 2022 г. — Николь Мид
Психология
Моральная травма — невидимая эпидемия, затрагивающая миллионы0003
21 ноября 2022 г. — Елизавета Свобода
Психология
«Усталость от убеждения» — уникальная форма социальной фрустрации 2022 — Натан Баллантайн, Джаред Селникер и Питер Дитто | Мнение
Психология
В доме с привидениями друзья усиливают ужас
Социологи, используя дома с привидениями, чтобы понять наш опыт страха, узнали, что друзья делают вещи очень страшными
31 октября 2022 г. — Сюзанна Мартинес-Конде и Стивен Макник | Мнение
Психология
Почему люди любят грубые и страшные вещи?
Может показаться, что лезть из кожи вон, чтобы вывести себя из себя, это противоречит человеческой природе. Но это служит сильной эволюционной цели
28 октября 2022 г. — Брэдли Дж. Айриш и Разговор США
Психология
Как остановить нежелательные мысли
Подавление потока нежелательных мыслей возможно и может помочь людям справиться с трудными воспоминаниями
19 октября 2022 г. — Ингрид Викельгрен
Психология
Неопределенность может ускорить климатические действия, новая книга объясняет
Рецензии на новые книги о силе сомнения, научно-фантастических иконах 1970-х, сознании, межзвездных путешествиях и многом другом
15 октября 2022 г. — Эми Брэди
Психология
То, как люди оценивают пиццу, работу и отношения, удивительно предсказывает их поведение
Исследователи недоумевают, почему внутренние чувства о жизни и любви предсказывают наши действия лучше, чем лучшие социальные науки
3 октября 2022 г. — Сара Новак
Психология
То, сколько люди пишут, может выявить расовые предубеждения
Стереотипы общества могут незаметно проскальзывать в общение
30 сентября 2022 г. — Айелет Фишбах | Мнение
Психология
Как газлайтинг манипулирует реальностью
Газлайтинг возникает не только между людьми в отношениях — он также включает социальную власть
22 сентября 2022 г. — Пейдж Л. Свит
Социология
Что такое наука общественного горя?
Большинство людей, оплакивающих смерть королевы Елизаветы II, не были с ней близки — исследование может пролить свет на природу их горя обратиться за помощью
Дети в возрасте семи лет могут стесняться задавать вопросы в школе, потому что опасаются, что одноклассники сочтут их «глупыми»
12 сентября 2022 г. — Кайла Гуд и Алекс Шоу | Мнение
Психология
Пришло время переосмыслить происхождение боли
Хроническая боль является биохимической, но также и психологической, и лечение должно учитывать то, как мы думаем и чувствуем по этому поводу
8 сентября 2022 г. — Хайдер Варрайх | Мнение
Психология
Изменение восприятия вреда может умерить моральное возмущение
Если вы можете найти способы сделать деятельность более безопасной, вы также можете сделать ее более морально приемлемой для некоторых людей
1 сентября 2022 г. — Джордан Уайли и Ана Гантман | Мнение
Психология
В школах честные разговоры о расизме могут уменьшить дискриминацию
Новые законы затрудняют обсуждение учителями расизма и неравенства, но психологические данные показывают, что эти разговоры рассеивают причины предубеждений и страданий
19 августа 2022 г. — Камилла Мутони Гриффитс и Ники Салливан
Психология
Почему напряженные размышления утомляют вас
Концентрация в течение длительного времени приводит к накоплению химических веществ, которые нарушают работу мозга.
11 августа 2022 г. — Дайана Квон
Психология
Когда учащиеся приобретают пространственные навыки, их вербальные способности усиливаются
Обучение визуализации объектов может улучшить словесное мышление, открытие, которое может улучшить методы обучения 2022 — Эмили Уиллингем
Психология
Почему COVID заставляет многих из нас чувствовать себя виноватыми
Принятие решений на основе сложной информации вызывает разочарование и стресс, но изменение мышления может помочь
8 августа 2022 г. — Линн Буфка | Мнение
Психология
Что мешает толпе стать толпой?
В условиях COVID исследования, проведенные в Дании, показывают, что толпа не всегда ведет себя плохо, и что массовые собрания иногда создают значимую связь
19 июля 2022 г. — Шеймус А. Пауэр и Томас А. Мортон | Мнение
Психология
Как родительская травма оставляет биологические следы у детей
Неблагоприятный опыт может изменить будущие поколения эпигенетическими путями
25 июня 2022 г. — Рэйчел Иегуда
Scroll To TopПсихологическая наука | Университет Арканзаса
Мир через образование
- U из А
- Колледж Фулбрайта
- Факультеты и школы
- Психологические науки
Подаете заявку на одну из наших психологических программ для выпускников?
Докторские программы Университета экспериментальной и клинической психологии больше не требуют GRE для поступления. Тем не менее, мы рекомендуем учащимся рассмотреть возможность подачи результатов GRE, чтобы иметь право на участие. для общеуниверситетских докторских стипендий. Более подробную информацию можно найти здесь.
Весна 2023 г. Процедуры регистрации
См. прилагаемые правила и процедуры для регистрации в психологическом отделении. Курсы Science Spring 2023.
Новости и события
Подача заявления в аспирантуру? Комитет по разнообразию проводит панельную дискуссию о подаче заявления в аспирантуру. в пятницу, 15 апреля, с 14:00 до 15:00 в кабинете 213 Центра студенческого успеха. Приходите послушать от студентов, которые недавно прошли процесс подачи заявления в аспирантуру и получают советы, хитрости и советы, которые они хотели бы знать перед подачей заявки!
Мы взволнованы для «Я взволнован!» Департамент психологических наук с гордостью принимает у себя мероприятие APA I Am Psyched! выставка. Выставка исследует историю цветных женщин в психологии, внося вклад цветных женщин вперед: прошлое, настоящее и будущее. Эта интерактивная выставка будет будет доступен для просмотра с 1 по 14 февраля 2022 года. Более подробную информацию можно найти здесь.
Поздравляем доктора Стейси Маханову! Она получила грант в размере 168 396 долларов США от программы социальной психологии Национального научного Фонд для изучения того, как активность иммунной системы влияет на социальное восприятие людей.