Психология гуманитарная наука или естественная: Как Вы считаете, психология это естественная или гуманитарная наука?

Психология гуманитарная наука или естественная: Как Вы считаете, психология это естественная или гуманитарная наука?

Выживут ли гуманитарные науки в эпоху технологий?. «Бумага»

25 марта 2019

В издательстве «РИПОЛ Классик» вышла книга культуролога и философа Михаила Эпштейна «Будущее гуманитарных наук. Техногуманизм, креаторика, эротология, электронная филология и другие науки XXI века».

«Бумага» публикует отрывок из книги, в котором Эпштейн рассказывает, в чем общество обвиняет гуманитарные науки в XXI веке, где такие знания реально применяются и как случилось, что гуманистика оказалась в кризисе.

Незадолго до смерти, представляя новую версию айпада, Стив Джобс сказал с нескрываемым и глубоко оправданным пафосом: «Одной только технологии недостаточно — этот постулат записан в генах компании Apple. Наша технология повенчана со свободными искусствами, с гуманитарными науками, отсюда и результат, от которого поет наша душа».

Действительно, гуманитарная составляющая очень сильна в самых захватывающих достижениях современной цивилизации. Те из них, которые оказывают наибольшее воздействие на человеческую жизнь, с самого начала несут в себе какую-то гуманитарную идею: эстетическую, этическую, психологическую… Вспомним, что Марк Цукерберг, создатель уже всепланетной сети «Фейсбук» (более 2 миллиардов пользователей), в школе изучал древнегреческий, а в Гарварде специализировался по психологии. Собственно, и «Фейсбук» был поначалу задуман как своего рода психологический эксперимент, отбор наиболее впечатляющих лиц по фотографиям студентов Гарварда. По словам Цукерберга, «„Фейсбук“ — это психология и социология в той же мере, что и технология». Вот пример срастания трех ветвей знания в одном из самых успешных начинаний современной цивилизации.

Гуманистика (the humanities) — это совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих человека и человечество, — единое поле гуманитарного мышления. Гуманистика включает не только гуманитарные науки, но и основанные на них гуманитарные технологии.

Термин «гуманистика» предпочтительнее термина «гуманитарные науки» (human sciences) в тех случаях, когда нужно подчеркнуть единство гуманитарной сферы познания, общность гуманитарных подходов, в отличие от естественно-научных, общественно-научных, математических, технических и пр.

Сфера гуманистики включает философию, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историю, психологию, антропологию, этнографию, когнитивистику, а также ряд других, неконвенциональных дисциплин, например, гуманологию и хоррологию, которые изучают метаморфозы человека под воздействием техносреды.

Гуманистика — это область самопознания и самосозидания человека и человечества. Гуманитарные науки учат:

— понимать и выражать себя;
— понимать других людей и общаться с ними;
— понимать другие культуры и эпохи;
— понимать цели человечества и ход истории;
— сознательно строить свою личность в творческом взаимодействии с другими индивидами и культурами;
— а следовательно, быть человеком в полном смысле слова, достойным представителем человечества.

Парадокс саморефлексии и самореференции стоит в центре гуманитарных наук, определяя сложное соотношение их гуманитарности и научности. Гуманитарные науки изучают самого изучающего, именуют именующего, и именно поэтому в их центре находится разрыв самого дискурса, слепое пятно, в которое попадает обращенный на себя взгляд. По словам Мишеля Фуко, «…это и тень, отбрасываемая человеком, вступающим в область познания, это и слепое пятно, вокруг которого только и можно строить познание… Человек построил свой образ в промежутках между фрагментами языка». Непостижимость человека для себя, несводимость к себе образует трещину в основании гуманитарных наук. Именно то, что создает возможность гуманитарных наук — способность человека познавать и исследовать себя, — ставит под сомнение их научность. Взаимобратимость субъекта и объекта придает шаткость всему проекту гуманитарных наук, подрывает их объективно-научные основания.

Эта проблематичность гуманитарного знания как самопознания отозвалась во всей системе научного знания XX века, потрясая основания и самых методологически устойчивых дисциплин, от математики и логики до кибернетики и информатики. Именно на сцене гуманистики разыгрывается трагикомедия homo sapiens, который с античных времен был призван к главной цели — «познай самого себя», а в XX веке уперся в методологический тупик невозможности самопознания. Не противоречит ли гуманитарность самому представлению о научности как объективном познании, коль скоро познающему не дано полностью объективировать себя самого? Не оксюморон ли само выражение «гуманитарные науки», чей объект парадоксально совпадает и не может совпасть с их субъектом? Нет исхода из этих «странных петель» саморефлексии, нет решения вопросам о самой возможности гуманитарных наук.

Но «сама возможность их постановки есть уже ворота мысли будущего». Так заканчивает М. Фуко свою «археологию гуманитарных наук» — и с этих же обнадеживающих сомнений может начаться их футурология. Неспособность гуманистики настичь свой ускользающий субъект-объект — обратная сторона ее конструктивной задачи: строить новые понятия, знаки, образы человека. Только так может быть разрешен парадокс самореференции: включать свое знание о себе в бытийный рост самого познающего. Человековедение неотделимо от человекотворчества. Субъект человековедения потому и не может быть полностью объективирован, что находится в процессе становления, и каждый акт самоописания есть и событие его самопостроения.

Гуманитарные дисциплины являются таковыми не потому, что они вообще изучают человека в его разнообразных проявлениях. Физиология, анатомия, медицина, экономика, социология, политология, социально-экономическая история тоже изучают человека, устройство его тела, продукты его деятельности, способы его общественной организации. Но эти науки являются не гуманитарными, а естественными или общественными. Гуманитарность свойственна именно таким дисциплинам, где человек менее всего может опредметить себя как эмпирическую и количественно измеримую данность, как физическое или социальное тело. Гуманитарность — в тех процессах мышления, высказывания, межличностных отношений, где человек находится в процессе самосоздания, где он менее всего определим и завершен. В гуманистике человек не только открывает нечто в мире субъектов, но и производит в ходе самопознания собственную субъективность.

Когда я работал над книгой «О будущем гуманитарных наук», то в разговоре с коллегами часто слышал: «Вы что, действительно верите, что у гуманитарных наук есть будущее?» Увы, такая реакция не удивительна: возможно, что однажды, не в столь отдаленном будущем, гуманистика перестанет существовать как социально востребованная профессия.

Если взглянуть на преобладающие тенденции в сфере высшего образования, станет понятно, почему сейчас принято говорить о «кризисе гуманитарных наук». Общее количество студентов в Великобритании за последние восемь лет увеличилось на 13,5 %. Больше всего это коснулось математики (43,4 %), а меньше всего — изучения языков (2,5 %) и истории и философии (0,1 %). Статистика для американских университетов еще более красноречива. Только 7 % от общего числа студентов выбирают своей специальностью гуманитарные науки — вдвое меньше, чем в 1970-е годы.

Гуманитарные науки обвиняются в том, что они якобы не приносят никакой практической пользы; оторваны от современной жизни, от экономического и технического прогресса; пользуются чересчур усложненным языком; их изучение в университете не гарантирует занятости и успешной карьеры.

Между тем роль гуманитарного образования в современном обществе всё еще весьма высока. 60 % руководителей американских компаний (из 652 опрошенных) имели гуманитарные дипломы. В Великобритании из 650 членов парламента 65 % получили образование в области гуманитарных и социальных наук и только 10 % — в естественных. Согласно опросам, работодатели выше всего ценят у выпускников университетов те качества, которые формируются гуманитарными дисциплинами:

89 % — эффективная устная и письменная коммуникация;

81 % — критическое мышление и аналитический склад ума;
75 % — умение связать профессиональные проблемы с этическими.

Однако, несмотря на все выгоды гуманитарного образования, в 2010 году в США только полпроцента федеральных средств на научные исследования было выделено гуманитарным дисциплинам. За последние десять лет только примерно один процент средств европейской Комиссии, предназначенных на финансирование науки, было потрачено на социальные и гуманитарные дисциплины.

Эти цифры могут лишь отдаленно передать горечь и разочарование, которые испытывают гуманитарии в обстановке растущего безразличия и даже высокомерного презрения к их профессиям, к их призванию. Размышления о судьбе гуманистики часто сочетают два разных жанра: медицинский диагноз и жалобу пациента. Вот что пишет известнейший американский философ и законовед Марта Нуссбаум в книге «Не для прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки»:

«Практически во всех странах мира в начальной и средней школе, в колледжах и университетах сокращается объем изучаемых гуманитарных наук и различных видов искусства. Политики считают эту область знаний бессмысленным и ненужным излишеством; в эпоху, когда ради сохранения конкурентоспособности на мировом рынке государства обязаны избавляться от всего ненужного, эти знания быстро теряют свои позиции в учебных программах, а заодно в умах и сердцах родителей и детей».

Прежде, чем обращаться к обществу с призывом повысить престиж гуманитарных наук, нужно задать простой вопрос: а в чем их особая ценность и перспектива? Можно ли представить, что о новой эпохе в судьбах человечества ХХ века возвестит какой-нибудь философский трактат или филологическое исследование? Не «Микрософт» или «Гугл», не ООН или НАТО, не политики или технологи, а какой-нибудь новый Новалис или братья Шлегели, Байрон, Гюго или мадам де Сталь?

Увы, теперь, как правило, ничего не ждут от гуманистики, кроме прочтений и перечтений, анализа и интерпретации текстов. Способность к творчеству заменяется критицизмом, воображение — подозрительностью. В результате гуманитарные науки все меньше концентрируются на саморефлексии и самотрансформации человека. Физика и генетика, медицина и информатика, космология и социология полны интеллектуальных прорывов, и идеи, порождаемые этими дисциплинами, без труда преодолевают их рамки. Увы, гуманитарные науки утратили способность вести за собой человечество.

Фрэнк Донахью, профессор английской словесности в университете штата Огайо, меланхолично констатирует: «Практически во всех университетах центр тяжести сдвинулся так далеко от гуманитарных наук, что самым уместным ответом на вопрос „Выживут ли гуманитарные науки в ХХ веке?“, будет не „да“ или „нет“, но „Кого это волнует?“… Университетские курсы периодически обновляются, и гуманистике просто не остается места в учебных планах ХХ века».

Те, кто работает в гуманитарных профессиях, должны хотя бы частично взять на себя ответственность за этот кризис. Сейчас принято возлагать вину на внешние обстоятельства: рынок труда, экономику, алчность корпораций, отсутствие интереса у правительства, потребительство в массовом обществе, чрезмерное увлечение новыми технологиями, погоню университетской администрации за прибылью и т. д. Но может быть, гуманитариям стоит более критически оценивать собственные методы, чтобы понять, почему терпит крах столь превозносимый ими моральный и либеральный дух гуманистики?

Не потому ли общество ХХI века отворачивается от гуманитарных наук, что в XX веке, особенно в его второй половине, они сами отвернулись от своего предмета — человека, переключившись на изучение текстов, впав в интеллектуальный аутизм и утратив интерес к людям как существам духовным.

Гуманистика оказалась в плену старых догм, оперируя спецификациями, выдвинутыми в 1920-е годы русским формализмом, а в 1930–1940-е — американской «новой критикой»: все литературное сводится к чистой литературности, а сама литературность — к текстуальности. Нет ни метафизики, ни биографии, ни психологии, ни живых людей, есть только тексты, вступающие во взаимодействие с другими текстами. Гуманистика стала текстологией и перестала быть человековедением. А потому перестала быть и человеководством. Ведая лишь текстами и архивами, она уже никуда не ведет. Как только нам кажется, что мы можем описать литературное произведение такими терминами, как «структура», «бинарная оппозиция», «знак», «логоцентризм» и «деконструкция», мы теряем понимание того, зачем литература нужна людям и зачем литературоведение нужно литературе.

В XVIII–XIX веках гуманитарные дисциплины: метафизика, логика, политическая и социальная философия, философия религии, этика, эстетика, история, психология, филология, искусствознание и литературоведение, культурная и художественная критика, языкознание, — были науками именно о человеке и человечестве, а не о текстах. Гуманистика вбирала всю полноту знаний о человеке и была «опережающим зеркалом» его самопознания, определяла смену больших культурно-исторических эпох. Эпоха Просвещения сформирована философией и литературой, Вольтером, Руссо, Дидро. Эстетики, литературоведы, языковеды, поэты, драматурги стали глашатаями эпохи романтизма.

В последние десятилетия гуманитарные науки перестают быть тем, чем были и призваны быть, — самосознанием и самотворением человечества. Философия перестает быть мышлением об основах, целях и смыслах мироздания и становится анализом философских текстов прошлого. Эстетика перестает мыслить о прекрасном, трагическом, комическом, героическом и становится дисциплиной, изучающей тексты по эстетике. То же самое с этикой, которая в своем качестве «метаэтики» занимается не добром, злом и нравственным выбором, а анализом и деконструкцией этического языка, значениями слов «добро», «зло», «нравственность».

Это отступление гуманитарных наук с переднего края истории и общества, утрата реформаторского посыла оборачивается потерями не только для гуманитарных факультетов, которые превращаются в тихую гавань для наименее инициативного и креативного — «архивного» юношества. Это становится потерей и для человечества, которое утрачивает смысл своего бытия в истории, культуре, технике, в процессах коммуникации — именно по мере гигантского разрастания самих технических средств этой коммуникации. Умножаются средства — исчезают цели. «Микрософт» или «Гугл», как технические корпорации, сами по себе неспособны определить человеческие смыслы того, что они производят. Образуется вакуум человеческих смыслов и целей, который техника заполнить не может, а гуманистика не хочет. Та пустота и необеспеченность финансовых бумаг и институций, которая разразилась десять лет назад глобальным экономическим кризисом, имеет параллель в гуманитарной необеспеченности нашей высокоразвитой технической цивилизации.

Однако в последнее время стала вырисовываться новая перспектива. Именно опережающее развитие точных наук и информационных технологий, как ни парадоксально, увеличивает ценность гуманитарных профессий, поскольку они наименее заменимы количественными методами, анализом «больших данных» (big data). Инвестор-миллиардер Марк Кьюбан считает, что становиться финансистом в будущем бессмысленно, так как алгоритмы будут лучше любого человека обрабатывать и анализировать информацию. Философы и филологи, напротив, имеют все шансы добиться успехa, поскольку они способны определять цели, вносить соразмерный человеку смысл в растущие информационные потоки.

Но чтобы эта благоприятная перспектива могла реализоваться, нужно, чтобы сама гуманистика сделала шаг ей навстречу, преодолев свою аутическую установку.  Нужна программа воссоздания трансформативных гуманитарных наук, побуждающих к действию и обращенных в будущее. Цель гуманистики — самосознание и самотрансформация человека, причем не только индивидуума, но и социума. Гуманитарные науки, не ограничиваясь чисто исследовательским подходом, призваны изменять то, что они изучают. Даже исследуя прошлое, они так или иначе определяют будущее человечества. Если в гуманитарных науках нет места для будущего, в будущем не останется места для гуманитарных наук.

© Эпштейн М. Н., 2019 © Оформление.
ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.

Гуманитарные науки \ КонсультантПлюс

030000

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

030100

Философия

62

Бакалавр философии

68

Магистр философии

030101

Философия

65

Философ, преподаватель

(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

(см. текст в предыдущей редакции)

030200

Политология

62

Бакалавр политологии

68

Магистр политологии

030201

Политология

65

Политолог

030300

Психология

62

Бакалавр психологии

68

Магистр психологии

030301

Психология

65

Психолог

Преподаватель психологии

030302

Клиническая психология

65

Психолог

Клинический психолог Преподаватель

030400

История

62

Бакалавр истории

68

Магистр истории

030401

История

65

Историк

Преподаватель истории

030402

Историко-архивоведение

65

Историк-архивист

030500

Юриспруденция

62

Бакалавр юриспруденции

68

Магистр юриспруденции

030501

Юриспруденция

65

Юрист

030502

Судебная экспертиза

65

Судебный эксперт

(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

(см. текст в предыдущей редакции)

030503

Правоведение

51

Юрист

52

Юрист с углубленной подготовкой

(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

(см. текст в предыдущей редакции)

030504

Право и организация социального обеспечения

51

Юрист

52

Юрист с углубленной подготовкой

030505

Правоохранительная деятельность

65

Юрист

51

Юрист

52

Юрист с углубленной подготовкой

030600

Журналистика

62

Бакалавр журналистики

68

Магистр журналистики

030601

Журналистика

65

Журналист

030602

Связи с общественностью

65

Специалист по связям с общественностью

030700

Международные

отношения

62

Бакалавр международных отношений

68

Магистр международных отношений

(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

(см. текст в предыдущей редакции)

030701

Международные отношения

65

Специалист в области международных отношений

030800

Востоковедение, африканистика

62

Бакалавр востоковедения, африканистики

68

Магистр востоковедения, африканистики

030801

Востоковедение, африканистика

65

Востоковед, африканист

030900

Книжное дело

62

Бакалавр книжного дела

68

Магистр книжного дела

030901

Издательское дело и редактирование

65

Специалист книжного дела

030902

Издательское дело

51

Специалист издательского дела

52

Редактор

030903

Книгораспространение

65

Специалист книжного дела

031000

Филология

62

Бакалавр филологии

68

Магистр филологии

031001

Филология

65

Филолог

Преподаватель

031100

Лингвистика

62

Бакалавр лингвистики

68

Магистр лингвистики

031200

Лингвистика и межкультурная коммуникация

031201

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

65

Лингвист, преподаватель

031202

Перевод и переводоведение

65

Лингвист, переводчик

031203

Теория и практика межкультурной коммуникации

65

Лингвист, специалист по межкультурному общению

031300

Лингвистика и новые информационные технологии

031301

Теоретическая и прикладная лингвистика

65

Лингвист

031302

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

65

Специалист по интеллектуальным системам в гуманитарной сфере

031400

Культурология

62

Бакалавр культурологии

68

Магистр культурологии

031401

Культурология

65

Культуролог

031500

Искусствоведение (по видам)

62

Бакалавр искусствоведения

68

Магистр искусствоведения

031501

Искусствоведение

65

Искусствовед

031502

Музеология

65

Музеолог

031600

Искусства и гуманитарные науки

62

Бакалавр искусства и гуманитарных наук

68

Магистр искусства и гуманитарных наук

(в ред. Изменения N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

031700

Изящные искусства

62

Бакалавр изящных искусств

68

Магистр изящных искусств

031800

Религиоведение

62

Бакалавр религиоведения

68

Магистр религиоведения

031801

Религиоведение

65

Религиовед, преподаватель

(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

(см. текст в предыдущей редакции)

031900

Теология

62

Бакалавр теологии

68

Магистр теологии

031901

Теология

65

Теолог, преподаватель

032000

Документоведение и архивоведение

62

Бакалавр документоведения и архивоведения

68

Магистр документоведения и архивоведения

(в ред. Изменения N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

032001

Документоведение и документационное обеспечение управления

65

Документовед

032002

Документационное обеспечение управления и архивоведение

51

Специалист по документационному обеспечению управления, архивист

52

Специалист по документационному обеспечению управления, архивист с углубленной подготовкой

032100

Физическая культура

62

Бакалавр физической культуры

68

Магистр физической культуры

032101

Физическая культура и спорт

65

Специалист по физической культуре и спорту

032102

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

65

Специалист по адаптивной физической культуре

032103

Рекреация и спортивно-оздоровительный

туризм

65

Специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму

(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

(см. текст в предыдущей редакции)

032200

Прикладная этика

62

Бакалавр прикладной этики

68

Магистр прикладной этики

(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

032300

Регионоведение

62

Бакалавр регионоведения

68

Магистр регионоведения

(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

032301

Регионоведение

65

Регионовед

(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

032400

Реклама

(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

032401

Реклама

65

Специалист по рекламе

51

Специалист по рекламе

52

Специалист по рекламе с углубленной подготовкой

(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

Appalachian State University / Psychology (BS)

О

Психология – это научное исследование разума и поведения. Психология Аппалачского государственного университета (BS) — степень естественных наук предназначена для студентов, заинтересованных в различных медицинских профессиях. Эта концентрация позволяет студентам пройти необходимые научные курсы для поступления на желаемую программу медицинских профессий.

На этой степени у вас будет возможность учиться у преподавателей факультета психологии, которые являются экспертами-исследователями и преподавателями. Студенты часто участвуют вместе с преподавателями в исследовательских проектах, и им предлагается пройти стажировку — две возможности, которые дают практический опыт.

После окончания учебы

Подавляющее большинство студентов получают ученую степень в области медицины или здравоохранения.

Сайт карьерного исследования

Карьера в психологии, Американская психологическая ассоциация

человек

  • Профиль факультета: доктор Марк Зрулл

  • Профиль студентов: Ханна Годфри

    . Лаборатория Марка Зрулла. Она работает над исследованием области мозга, называемой энторинальной корой, и ее связи с обучением и памятью.

Курсы

Связанные программы

Несовершеннолетние

Несовершеннолетний не требуется, но его можно завершить с концентрацией естественных наук.

Просмотреть всех несовершеннолетних

Помолвка вне класса

  • Отделение Psi Chi Аппалачского государственного университета — отделение национального общества чести в области психологии, спонсируемое Американской психологической ассоциацией. Он открыт для студентов, которые прошли девять часов курса психологии и соответствуют совокупным требованиям среднего балла.
  • Студенты кафедры участвуют в днях презентации исследований и конкурсах через Совет по исследованиям бакалавриата, включая Национальную конференцию по исследованиям бакалавриата.
  • Юго-восточная психологическая ассоциация — региональная психологическая ассоциация, входящая в состав Американской психологической ассоциации (АПА).

Подать заявку

Посетите

градусов

Хотите узнать больше?

Почему Аппалачи?

  • Концентрация по естественным наукам готовит студентов к специальным вступительным экзаменам по специальности «медицина».
  • Студенты бакалавриата и магистратуры участвуют в исследованиях преподавателей на добровольной основе или за академический кредит. Каждый семестр примерно 70-100 студентов участвуют в исследованиях за семестр.
  • Студентам предлагается пройти стажировку с помощью координатора стажировки отдела.
  • Факультет психологии предлагает четыре ученых степени в области клинической, школьной, экспериментальной психологии и управления промышленными/организационными человеческими ресурсами.
  • Стипендии доступны через отдел.

Местоположение

Бун и Хикори*

* Кампус Хикори ожидает аккредитации SACSCOC для этой программы. Аккредитация ожидается летом 2023 года.

Вакансии

Некоторые из этих профессий требуют образования выше степени бакалавра.

  • Менеджер клуба здоровья
  • Медицинский педагог
  • Психолог здоровья
  • Трудотерапевт
  • Физиотерапевт
  • Психиатр
  • Статистик общественного здравоохранения

Посмотреть другие вакансии

Карьера в области психологии, Американская психологическая ассоциация

Контакты

Колледж искусств и наук

Факультет психологии

Доктор Роуз Мэри Уэбб
Председатель
webbrm@appstate. edu
828-262-2272

Разница между социальными и гуманитарными науками (со сравнительной таблицей)

Социальные науки — это отрасль знаний, предметом которой является общество и взаимоотношения между людьми как членами общества. Гуманитарные науки тесно связаны с социальными науками в том смысле, что эти две дисциплины имеют дело с людьми и их культурой. Гуманитарные науки относятся к предмету, который стремится понять, признать и проанализировать человеческое поведение во всей его глубине и масштабе.

Практически для человека нет более значимой области исследования, чем общественные науки. Это помогает человеку понять общество в целом, то есть условия, которые ограничивают наш рост и развитие, и возможности, которые можно использовать для улучшения средств к существованию. Это помогает в создании общества, в котором люди могут жить свободно и счастливо.

В этом обсуждении мы поговорим об основных различиях между гуманитарными и общественными науками.

Содержание: Гуманитарные и социальные науки

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Социальные науки Гуманитарные науки
Значение Социальные науки относятся к реалистическому курсу обучения, который касается различных аспектов жизни человека в группе или обществе. Гуманитарные науки относятся к области обучения, которая охватывает такие области, как искусство, классика, философия, история, антропология и т. д.
Природа Объективный Субъективный
Подход Научный подход Аналитический подход
Относится к Основные элементы человеческой культуры Отличительные элементы человеческой культуры.
Концепция истины Позитивист Релятивист
Сосредоточен на Изучение шаблонного поведения Глубокое понимание конкретных случаев или событий
Область исследования Традиции, культура и наследие общества Фактические различия между человечеством и чистой наукой

Определение социальной науки

Социальная наука, как следует из названия, является наукой об обществе или, скажем, наукой, изучающей социокультурные аспекты человеческой деятельности. Это та отрасль знания, которая занимается изучением общества, его межличностных отношений с индивидуумами (членами) и его функционированием.

Другими словами, социальная наука посвящена людям, живущим в группах, семьях и сообществах, то есть тому, как они живут, как взаимодействуют, как себя ведут, на каком языке общаются, каким традициям следуют, что носят , какова их религиозная принадлежность, какую идеологию они пропагандируют и т. д.

Исследование основано на происхождении, организации и развитии человеческого общества, в контексте отношений между людьми в обществе.

Его цель — понять все грани общества, а также найти решения проблем, с которыми сталкивается общество.

Социальные науки основаны на интерпретации и качественных методах исследования. Он охватывает такие предметы, как социология, социальная психология, политология, экономика, география, демография, история и антропология.

Определение гуманитарных наук

Гуманитарные науки — это популярная область изучения, связанная с человеческим обществом и культурой, в которой используются качественные методы, в основном аналитические, критические или спекулятивные. Предметом гуманитарных наук являются мысли, творения, развитие и действия человечества в прошлом и настоящем.

Способен определить недостатки человечества, а также способы их исправления. По сути, гуманитарные науки пытаются сделать человека более человечным. И для этого она предписывает идеальное поведение для того, чтобы человека можно было назвать культурным человеком.

Гуманитарные науки объясняют человеку его происхождение, генезис, соседей, предков, а также самого себя. Он знакомит нас с живыми существами, которых мы никогда не видели, местами, где мы никогда не были, историями, которые мы никогда не слышали, и идеями, которыми мы никогда не удивлялись.

Это многогранная область, охватывающая антропологию, археологию, историю, лингвистику и языкознание, литературу, философию, психологию, право и политику, искусство и т. д. Гуманитарные исследования дополняют существующую базу знаний о мире. Он показывает различия в культуре и сообществах по всему миру и во времени.

Основные различия между гуманитарными и социальными науками

Различие между гуманитарными и социальными науками можно четко определить по следующим основаниям:

  1. Социальные науки — это систематическое изучение социальных, культурных, психологических, политических и экономических факторов, которые определяют действия и решения человека. В отличие от этого, гуманитарные науки предполагают область исследований, принадлежащих человеческой культуре, прежде всего литературе, антропологии, истории, искусству, музыке и философии.
  2. Поскольку изучение социальных наук основано на реальности, независимо от времени, в которое проводится исследование, т. е. относится ли исследование к древнему времени или к текущей ситуации. Следовательно, социальная наука объективна по своей природе. И наоборот, гуманитарные науки субъективны в том смысле, что они опираются на предположения и философии.
  3. В то время как социальные науки используют научный подход для решения проблем, гуманитарные науки используют аналитический подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *