Психология гуманитарная или естественная наука: Как Вы считаете, психология это естественная или гуманитарная наука?

Психология гуманитарная или естественная наука: Как Вы считаете, психология это естественная или гуманитарная наука?

«Есть много дискуссий о том, является ли психология наукой. А вы как думаете? Если не лень, напишите в комментариях, почему.» — Яндекс Кью

Психология

96352 участника сообщества

Екатерина Сигитова

Медицина

Больше не куратор темы «Психология» в Кью  · 25 авг 2021  · sigitova.ru

Да, является

Нет, это не наука

Не знаю

Свой вариант

102 проголосовали

1 оценил

  ·

1,0 K

Вячеслав Киселев

Наука — потому что, те или иные факты требуют доказательств, т.е. проведение исследований, получение результатов, м… Читать дальше

Алексей Стелм

Фредерик Соломон Перлз в своей работе «Внутри и вне помойного ведра» тоже сомневался, что психология это наука, особенно, когда знакомился с трудами Фройда

Савчук Олеся

В какой-то своей части является (там где речь идёт о внешних фактах), а в части субъективного — не думаю, что это наука в классическом её понимании.

Александр Банщиков

Несмотря на то, что я ответил «да, является», положа руку на сердце, я бы сказал что психология находится на стадии своего становления. До концептуализации своего объекта, предмета, нахождения своего места в системе наук (психология это естественная наука или гуманитарная?) психология так и останется квазинаукой.

Николай Николаевич Литвинов

@Александр Банщиков, в каком-то учебнике я видел иллюстрацию, которая называлась примерно как «Место психологии в системе наук». Психология там захватывала несколько областей, и это выглядело вполне правдоподобно.

Егор Баранов

К сожалению, является — это ей и мешает)

Наталья Дудкина

Меня этот вопрос всегда ставит в тупик. В смысле не является наукой?
Ну то есть понятно, если вопрос задаёт человек, который не знаком с научной методологией, который не в курсе про верифицируемость, критерии научности и т. д. Это жертва эффекта Даннинга-Крюгера, которая в силу необразованности не понимает, насколько неправа.
Но почему такой вопрос обсуждают люди, которые образованы в научной сфере?! Это же очень простой вопрос!
Есть психологические исследования, которые соответствуют критериям научности. Это — научная психология.
Есть теории и психологические разработки, которые НЕ соответствуют научным критериям, но являются ценными с точки зрения практического опыта (и их можно использовать, относясь к ним с соответствующей критичностью). Это — не научная психология.
И всё!

Николай Николаевич Литвинов

Проводятся исследования с экспериментами и подсчётами — значит наука. Но меня в моей практической психологической деятельности не беспокоит, является психология наукой или нет. Я наукой не занимаюсь. Скорее, я занимаюсь искусством.

Валерий Лесничий

Помятуя А. Минигетти » психология _ самая точная из наук». Научный подход и научные методы опираются на знание исследование законов, принципов, и закономерностей исследуемой области познания….Потому, если объектом исследования психологии является специфическое отражение как постижение сути реальности, то проуктом такого отражения является приближение к Источнику

Елена Гвоздева

Психология — это наука. И вот почему. Если обратиться к самому понятию «наука», то вот какое определение мы получаем. Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и анализа (Википедия). Все эти составляющие однозначно присутствуют в психологии.

Елена Воробьева

У этой науки (или «науки») нет ни начала, ни конца.
Каждый индивидуум уникален. Потому и стараются сегодня вышибить тех, кто не в основном стаде. А что? Тоже психология! Иначе вдруг за ними потянутся остальные?

Комментировать опрос…Комментировать…

Языкознание – наука естественная или гуманитарная (исторический аспект

Языкознание – наука естественная или гуманитарная (исторический аспект

Волошина О. А.

По мере развития лингвистических знаний язык как предмет научного исследования трактовался по-разному. Сложность строения языка и разнообразные функции, которые он выполняет в человеческом обществе позволяют рассматривать язык с разных точек зрения, формирующих различные направления в лингвистике. Разные направления в лингвистике по-разному отвечали на вопрос о том, является ли языкознание естественной наукой или гуманитарной. Это обусловлено сложностью и противоречивостью устройства такого объекта научного познания как язык. Кроме того, отнесение языка к явлениям природным или культурным целиком зависит от ответа на вопрос о происхождении человеческого языка.

Известно, что в разные эпохи выдающиеся ученые-лингвисты по-разному определяли предмет своего исследования, приближая языкознание к естественным или гуманитарным дисциплинам.

В начале XIX века в контексте романтического настроения ученые и поэты понимали язык как выражение духа народа, как своеобразное порождение национальной культуры. Язык, таким образом, считался отражением коллективного сознания, то есть представления народа об окружающем мире. Народное мировоззрение проявилось в старинных песнях, героическом эпосе, сказках, мифах и т.п., поэтому романтики интересовались народной стариной, фольклорными произведениями и первыми памятниками письменности. Именно филологи-романтики стали активно издавать и комментировать ставшие впоследствии знаменитыми произведения родного фольклора.[i]

Выдающийся немецкий ученый, основатель теории языка — Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) впервые заговорил о языке как способе не только выражения готовой мысли, но и ее формирования: «Язык есть орган, образующий мысль». О связи языка и мышления, мировоззрения народа, Гумбольдт писал: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное» [Гумбольдт 2001: 68].

Другой немецкий филолог-романтик Якоб Гримм (1785-1863) ввел в научное исследование принцип исторического подхода к изучению языка: «Наш язык – это наша история». С тех пор научное языкознание и историческое стали осознаваться как термины синонимы: «только историческое изучение языка может считаться подлинно научным». Филологи-романтики рассматривали язык в контексте развития истории, культуры, религии народа, вписывая, таким образом, языкознание в круг

гуманитарных дисциплин.

Середина XIX века ознаменовалась бурным развитием естественных наук, особенно поражали воображение ученых и вселяли оптимистические надежды на научное объяснение устройства мира достижения в области биологии. Именно биология впервые предложила четкую классификацию рассматриваемых объектов (классификация К.Линнея) и теорию происхождения и развития живых организмов (учение Ч.Дарвина). Установление причинно-следственных отношений в биологии, формулировка точных методов исследования, попытка не просто констатировать, но и объяснить исследуемые научные объекты (теория видов), — все это способствовало тому, что именно биология вышла на передовые рубежи науки середины XIX века.

Последовательное перенесение биологических методов исследования в науку о языке способствовало формированию натуралистического направления в языкознании.

Основоположником этого направления был выдающийся немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) – восторженный поклонник Чарльза Дарвина, пытающийся механически перенести в языкознание биологическую методику. В работе «Теория Дарвина в применении к науке о языке» он писал: «…законы, установленные Дарвином для видов животных и растений, применимы, по крайней мере в главных чертах своих, и к организмам языков» [Звегинцев 1964: 116].

Язык стал рассматриваться как природное образование, возникшее и развивающееся независимо от человека по своим собственным законам. Задачей языковеда была провозглашена классификация языков в зависимости от общности их строения и стадий развития (как классификация Линнея и теория эволюции Дарвина).

Стоит заметить, что и до Шлейхера лингвисты употребляли термин «организм» по отношению к языку, но этим они лишь подчеркивали цельность языка как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Однако именно А. Шлейхер предлагает рассматривать язык как живой организм, который развивается подобно животному или растению, минуя поочередно стадии детства, юности, зрелости и старости.

В результате механического перенесения биологической теории в языкознание возникло представление о том, что языки в процессе эволюции боролись за существование, при этом выживали такие, чье внутренне устройство наиболее успешно позволяло языку функционировать в человеческом обществе. Так, баскский язык, по Шлейхеру, был единственным дошедшим до наших дней представителем семьи языков, не выдержавшей конкуренции с более совершенными индоевропейскими языками.

Совокупность родственных языков, т.е. таких, которые развились из общего исходного языка, стали называть языковой семьей. При этом Шлейхер предлагал схематично изображать процесс дивергентного развития индоевропейских языков в виде родословного древа, ствол которого является общим праязыком-предком, а ветки – отдельными группами семьи родственных языков. Идея реконструкции праязыка также была заимствована А. Шлейхером из биологии: возможность воссоздания праязыка возникла по аналогии с системной реконструкцией организмов по их останкам (фрагментам).

Последователь Шлейхера Макс Мюллер (1823-1900) свои знаменитые «Лекции по науке о языке» начинает рассуждением о том, что «наука о языке – одна из естественных наук». Свою мысль Мюллер доказывал тем, что язык меняется независимо от воли говорящих на нем людей. Отдельные личности (да и весь народ в целом) не могут существенно повлиять на развитие родного языка, при этом важно заметить, что Мюллер считал основой языкового строя не лексику (которая пестрит разнообразными заимствованиями), а грамматику (систему форм словоизменения и словообразования). По мнению Мюллера, язык «независим от произвола людей и управляется законами, которые можно открыть посредством тщательного наблюдения…» [Мюллер 2009: 54].

Идея о том, что язык развивается по объективно существующим законам, которые могут быть обнаружены исследователями лишь путем длительного наблюдения и анализа, на долгое время определяла направление научного поиска в языкознании. Первые фонетические соответствия, позволяющие объяснить изменения звуков в родственных языках, были открыты еще Я. Гриммом и Р.Раском[ii]. Однако в начале XIX века ученые говорили лишь о спорадических, нерегулярных фонетических изменениях. Лишь в конце XIX века младограмматики, представители нового направления в языкознании, заговорили о фонетических законах как о неподвластных человеку, регулярно действующих изменениях, которые не знают исключений[iii]. Очевидно, что фонетические законы были сформулированы в лингвистике под воздействием естественных наук как попытка включить языкознание в сферу

естественных наук. Звуковые (фонетические) законы представлялись младограмматикам надежным средством доказательства родства языков, способом объективного описания закономерностей их развития.

Мюллер совершенно согласен с мнением Шлейхера о том, что язык не меняется с течением времени как любое явление культуры, а «растет» как живой организм. В любом языке заключена (как в зародыше) программа его развития, которое совершается по объективным законам независимо от человека: «Мы должны различать историческую перемену от естественного роста. Искусство, наука, философия и религия, все имеют историю; язык или какое-либо другое произведение природы допускают только рост» [Там же: 27-28]. Человек не может изменить язык, не может хоть как-то повлиять на его развитие. Слово «история употребляется, когда говорят о действиях свободных деятелей,

рост в смысле естественного развития органических существ». Поэтому рост «может быть применено и к языку и оправдает нас в перенесении науки о языке из области исторических наук в область естественных» [Там же: 50].

Таким образом, в результате понимания языка как живого организма и установления объективных законов его развития возникло стремление включить языкознание в сферу естественных наук.

Однако уже младограмматики отказывались от упрощенного понимания языка как живого организма и определяли язык как продукт индивидуальной деятельности говорящего. Поскольку язык используется человеком в процессе коммуникации, психология говорящего определяет некоторые характерные черты строения и функционирования языка.

Стремление исследовать язык в его реальном функционировании как индивидуальную речевую деятельность говорящего привело к формированию в конце XIX века психологического направления в языкознании. которое связано с деятельностью Г.Штейнталя (1823-1899) и В.Вундта (1832-1920)[iv]. В результате проведения многочисленных экспериментов, демонстрирующих закономерности развития мышления и формирования языка человека, ученые пришли к выводу о том, что язык – важнейшее средство выражения мысли, при этом особенности языка могут пролить свет на особенности организации человеческого мышления. Штейнталь дает следующее определение языку: язык – это «выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков» [Звегинцев 1964: 127].

Поскольку в речи проявляется духовная деятельность говорящего, языкознание должно быть отнесено к числу гуманитарных наук. Чем бы ни занимался лингвист (проблемой происхождения языка, исследованием конкретных языков и их классификацией), он всегда, по мнению Штейнталя, остается «в границах психологии».

В конце XIX века формируется еще одно направление в лингвистике, которое однозначно относит языкознание к числу гуманитарных наук – это социологическое направление. То, что язык – явление социальное, которое формируется, развивается и функционирует только в обществе, было известно давно, однако именно с конца XIX века при возросшем интересе ученых к социальным проблемам, языковеды пытаются изучать язык в тесной связи с другими явлениями общественной жизни.

Основоположником социологического направления в зарубежной лингвистике традиционно считают французского компаративиста Антуана Мейе (1866-1936), который так определял предмет лингвистического исследования: «Язык есть бесспорно общественное явление». В советской лингвистике трактовка языка как продукта общественного развития нашла отражение в «учении об языке» Н.Я.Марра (1864-1934). Язык рассматривался Марром как продукт определенной стадии общественной организации: «Язык есть орудие общения, возникшее…в процессе творчества человеческой культуры, т. е. хозяйства, общественности и мировоззрения» и далее: «язык отразил в себе все пути и все ступени развития материальной и надстроечной культуры…» [Марр 2001: 177]. В классовом обществе, по мнению Марра, и язык имеет классовый характер. Таким образом, языки разных народов оказываются похожими при идентичности социальной структуры (общественно-экономической формы устройства общества). Н.Я.Марр выдвинул теорию стадиального развития языка: язык меняется в соответствии с изменением формы социально-экономического устройства, проходя при этом определенные стадии. Переход от одной стадии к другой происходит скачками, в результате революции, при этом язык может измениться до неузнаваемости. Таким образом, в свете «нового учения об языке» лингвисту важно «справиться со сложной задачей увязки языковых явлений с историей материальной культуры, форм общественного строя и мировоззрений» [Марр 2001: 220].

Таким образом, в конце XIX века в лингвистике сосуществовали (мирно или не очень мирно) несколько научных направлений: натуралистическое, психологическое, социальное и др. Научные теории таких выдающихся лингвистов, как Ф.Ф.Фортунатов, И.А.Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, сочетали различные подходы в изучении языка и предлагали новые пути, позволяющие вывести языкознание на новые рубежи. Все названные лингвисты признавали социальный характер языка и его психологическую сущность, не отрицали, однако, его материальной формы. Общей чертой их творчества являлось то, что они предлагали изучать не только историю языка, но и его структуру.

Ф.Ф.Фортунатов (1848-1914) – основоположник московской лингвистической школы, стремился учитывать и социальную природу языка и психологическую основу его существования в речи индивида. Он подчеркивал, что поскольку язык живет в обществе, именно в языке находит отражение жизнь общества и различные социальные процессы: «Те изменения, которые происходят в составе общества, сопровождаются и в языке соответствующими изменениями: дроблению общества на те или другие части соответствует дробление языка на отдельные наречия, а объединению частей общественного союза соответствует и в языке объединение его наречий…» [Фортунатов 2010: 4]. И далее «…язык имеет историю, но эту историю язык имеет в обществе, как язык членов общественного союза…Таким образом, исследование человеческого языка в его истории входит…как составная часть, в науку о природе и жизни общественных союзов» [Там же: 8].

С другой стороны, как известно, с именем Фортунатова связывают создание формальной лингвистической школы, с том смысле, что при изучении языка Фортунатов предлагал основываться только на фактах, то есть исходить из того, что содержится в самом языке, а не является привнесенным извне[v]. Фортунатов предлагал не пользоваться методами других наук при решении собственно лингвистических задач. Лингвистика должна точно определить свой предмет и выработать лингвистические методы его исследования. Необходимо изменить ситуацию, при которой синтаксис изучается с точки зрения логики или психологии, фонетика – с точки зрения физиологии и акустики, лексика – с точки зрения истории народов или психологии. Фортунатов выдвинул основной принцип нового лингвистического направления: «Лингвистические задачи следует решать лингвистическими методами». По замечанию Ельмслева, пафос московской фортунатовской школы заключался в «протесте против смешения грамматики с психологией и логикой».

Другой выдающийся лингвист конца XIX века Бодуэн де Куртенэ (1845-1929), учитывая системный характер языка, постоянно тем не менее обращал внимание на психологическую и социальную природу языковых явлений.

В своих работах и лекционных курсах по фонетике он настаивал на четком противопоставлении звуков речи как артикуляционно-акустических явлений и как «психических эквивалентов звуков», присутствующих в сознании говорящих.

Определяя объект языкознания и место языкознания среди других наук Бодуэн де Куртенэ писал: «в языке сочетаются в неразрывной связи два элемента: физический и психический… Силы и законы и вообще жизнь языка основываются на процессах, отвлеченным разбором которых занимаются физиология (с анатомиею, с одной, и акустикою, с другой стороны) и психология. Но эти физиологические и психологические категории проявляются здесь в строго определенном объекте, исследованием которого занимается исторически развившееся языковедение; большей части вопросов, которыми задается исследователь языка, никогда не касаются ни физиолог, ни психолог. Так же точно физиология исследует в применении к цельным организмам те же процессы, законы, и силы, отвлеченным разбором которых занимаются физика и химия; однако ж все-таки никто не уничтожает ее в пользу этих последних наук» [Бодуэн де Куртенэ 1963: 61].

В начале XIX века великий швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913) предлагал рассматривать лингвистику в рамках семиотики, поскольку язык представляет собой знаковую систему, используемую человеческим обществом для коммуникации. Противопоставляя язык и речь, Соссюр ограничивал сферу интереса лингвистики исключительно языком, выводя изучение речи за рамки лингвистического анализа. Доведя до логического завершения такой подход, Соссюр ввел оппозицию внутренней и внешней лингвистики. Только внутренняя лингвистика, изучающая устройство языковой системы, могла претендовать на звание подлинно научного направления, а внешняя лингвистика, которая исследовала историю, географию, религию, культуру и т.п. говорящего народа, оказывалась за рамками языкознания как науки.

Представление о языке как о сложной системе, имеющей иерархическое устройство, нашло выражение в метафорическом выделении «уровней» («ярусов») языка и языковых единиц. В рамках структурного подхода к языку единица стала определяться в зависимости от ее связей с другими единицами, то есть от места в системе, а усилия лингвистов были направлены на то, чтобы описать системное устройство каждого отдельного уровня.

Идея Соссюра о системном устройстве языка прочно утвердилась в лингвистике в начале XX века. Последователи Соссюра стали рассматривать язык как систему взаимосвязанных элементов, исследования были направлены на поиск структурных отношений элементов в системе языка. В результате возник новый способ организации знаний — структурная лингвистика. Структуралисты вслед за Соссюром противопоставляли внутреннюю лингвистику – науку об устройстве языковой (знаковой) системы и динамике ее развития (лингвистика в тесном контакте с семиотикой и математикой) и внешнюю лингвистику – науку о функционировании языка в человеческом обществе (лингвистика в кругу гуманитарных наук).

Во второй половине XX века американский лингвист Ноам Хомский (р. 1928) выступил с критикой структурного подхода за то, что поместив в центр внимания фонологию, а не синтаксис и семантику, структуралисты даже не пытались ответить на главный вопрос лингвистики о связи языка и мышления, о процессе вербализации мысли. Хомский рассматривал лингвистику как раздел психологии, то есть пытался включить языкознание в круг гуманитарных дисциплин. Несмотря на то, что генеративная грамматика Хомского использует формальный аппарат, даже прибегает к математическим формулировкам, очевидно, что истинная заслуга Хомского в том, что он привлек внимание лингвистов к фундаментальным проблемам теории языка.

Пытаясь объяснить процесс освоения родного языка, Хомский предполагает наличие врожденной языковой способности у человека. Маленький ребенок обладает механизмом трансформации семантики (универсальный компонент всех языков мира) в синтаксические структуры (специфический компонент, отражающий устройство конкретного языка). В этом смысле теория Хомского предполагает оценивать порождение речи как психобиологический механизм. Грамматика Хомского продемонстрировала возможности программирования процессов порождения синтаксических структур.

Процесс порождения и восприятия речи стал всесторонне исследоваться в рамках нейролингвистики – науки, возникшей на стыке языкознания и лингвистики. Еще в середине XIX века открытия Брока и Вернике показали, что поражение отдельных участков головного мозга приводит к определенным нарушениям речи. Впервые термин «нейролингвистика» на русском языке был употреблен в 1968 г. отечественным ученым А.Р. Лурией, который исследовал речевые нарушения при локальных поражениях головного мозга (виды афазии). Исследования показали, что поражение средневисочных зон коры головного мозга негативно влияет на способность фонологической и морфонологической дифференциации языковых единиц и приводит к смешению близких по фонемному составу слов. Поражение заднелобных зон коры больших полушарий вызывает разрушение грамматических комбинаторных навыков. Возникла заманчивая идея составления карты мозга, т.е. выявления отдельных участков мозга, которые обеспечивают работу по порождению и восприятию речи. Однако человеческий мозг – очень сложный механизм, который, как выяснилось, обладает огромными компенсаторными возможностями.

Современная антропоцентрическая лингвистика поставила во главу угла не саму языковую систему, а говорящую личность, использующую язык в целях коммуникации. Бурное развитие современной лингвистики происходит в рамках междисциплинарных исследований, то есть актуальные вопросы и интересные теории возникают на стыке языкознания с другими науками. В контексте социолингвистики современные исследования посвящены языковой политике различных государств, языковой характеристике отдельной личности, при этом рассматривается отражение в текстах мировоззрения говорящего, его отношение к тому, что он сообщает, эмоциональное состояние говорящего и т.п. В рамках лингвокриминалистики были разработаны приемы идентификации личности по речи (определение возраста, уровня образования, пола, профессиональной принадлежности говорящего и т. п.). Современная психолингвистика изучает проблемы порождения и восприятия речи, механизм овладения родным языком и иностранным языком и т.п. Кроме того, активно исследуется языковая картина мира, то есть способы выражения языковыми средствами мировосприятия, моделирования окружающей действительности, отношения к миру всего народа в целом.

Проблема изучения механизма запоминания и хранения информации в мозгу человека выдвинула на первый план исследования, связывающие языкознание и когнитивную науку.

Технический прогресс XX века и связанная с ним компьютерная революция способствовала широкому использованию математических и логических методов в лингвистических исследованиях, приближая языкознание к естественным наукам.

Таким образом, двойственная природа языка, отмеченная еще младограмматиками, приводит к тому, что язык может быть представлен как объект и гуманитарных и естественных наук. Благодаря этой особенности наука о языке играет особую роль в формировании общей картины знания о мире и человеке. Как писал Г.Шухардт, «за языкознание, подобно тому, как в средневековой легенде за душу человеческую вели борьбу дьявол и ангелы, боролись, как известно, науки о природе и науки о духе (или исторические науки). В настоящее время языкознание пытаются причислить по содержанию к наукам о духе, по методам – к естественным наукам, но на равных основаниях можно было бы поступить и наоборот… Я твердо уверен, что наука едина и что между биологией и языкознанием пропасть не глубже, чем между химией, например, и биологией» [Шухардт 2003: 71]. Отдельные науки не должны отгораживаться друг от друга непреодолимыми преградами, поскольку все их силы направлены на достижение общей цели – объяснить устройство мира природы и человека.



[i] Например, братья Гримм издавали журнал «Altdeutsche Walder», посвященный немецкой старине, собирали и обрабатывали фольклорные материалы, а в период с 1812 по 1819 г. они издают «Детские и семейные сказки» и «Немецкие ска­зания».

[ii] Закон Раска-Гримма о первом германском «передвижении согласных».

[iii] В результате деятельности младограмматиков были обнаружены и сформулированы многочисленные законы, объясняющие развитие отдельных индоевропейских языков: закон Вернера, Грассмана, Бартоломэ, закон палатализации гуттуральных и др.

[iv] Психология как наука формируется с момента основания экспериментально-психологической лаборатории в Лейпциге в 1879 г. В.Вундтом.

[v] Фортунатов обращал особое внимание на форму языковых единиц: слов, морфем, предложений. Рассказывали, что однажды Фортунатов пришел на кафедру и стал рассказывать коллегам о том, какой замечательный текст на санскрите он вчера читал, восхищался редуплицированными перфектами, каузативными глаголами и т.п. А когда его спросили, о чем был текст, Филипп Федорович не мог вспомнить.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Школа социальных, гуманитарных наук и искусств

Психология

Психология – это научное исследование человеческого разума и психических состояний, а также поведения человека и животных. Область психологии может быть как прикладной, так и теоретической, и по своей сути является междисциплинарной, объединяя аспекты естественных и социальных наук, гуманитарных наук и искусства для решения конкретных проблем. Например, психологи-исследователи могут изучать функции нейронов в мозгу, сложные математические процессы, способы сбора и анализа данных, рост детей, физиологию здоровья и поведения, обучение у животных, психологический стресс, основу художественного таланта, эволюцию. , сенсорное восприятие, привязанность родителей к ребенку, психические расстройства или любые другие темы.

Бакалавриат по специальности «Психология» дает студентам понимание основных вопросов и методологий психологии, включая общее ядро ​​курсов статистических и экспериментальных методов. Курсы и проекты старших классов позволяют учащимся изучать различные основные специальности психологии и определять области психологии, которыми они, возможно, захотят заниматься дальше. Многие студенты со степенью бакалавра в области психологии продолжают обучение в аспирантуре в области психологии или в тесно связанных областях, таких как когнитивная наука или организационное поведение, а также в других областях, таких как социальная работа, медицина и право. Программа психологии настоятельно поощряет дальнейшее обучение в аспирантуре и поддерживает своих специальностей бакалавриата в достижении этой цели, предоставляя возможность работать с преподавателями над исследованиями.

Специальность «Психология» также готовит студентов ко многим другим профессиям даже без дальнейшего обучения в аспирантуре. Американская психологическая ассоциация сообщает, что только около 5% выпускников со степенью бакалавра психологии устроились на работу, которая на самом деле связана с психологией. Во многом это связано с тем, что для работы непосредственно в области психологии обычно требуется ученая степень. Большинство выпускников факультетов психологии — около двух третей — устроились на работу в частный бизнес. Выпускники со специализацией бакалавриата по психологии очень востребованы, потому что они обучены иметь хорошие исследовательские и письменные навыки, эффективно решать проблемы как в команде, так и в индивидуальных условиях, а также использовать навыки критического мышления для анализа, синтеза и оценки информации. Конкретные примеры занятости включают административную поддержку, связи с общественностью, образование, бизнес, продажи, сферу услуг, здравоохранение, биологические науки, компьютерное программирование, консультантов по трудоустройству, стажеров консультантов по исправительным работам, интервьюеров, кадровых аналитиков, сотрудников службы пробации и писателей. APA также сообщает, что две трети выпускников факультетов психологии считают, что их работа тесно или в некоторой степени связана с их образованием в области психологии и что их работа имеет потенциал для карьерного роста.

Для получения дополнительной информации о специальности «Психология» в Калифорнийском университете в Мерседе посетите веб-сайт психологии.

Основные требования по психологии см. в каталоге.

Общественные науки | История, дисциплины, будущее развитие и факты

Роджер Бэкон

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эмиль Дюркгейм Джоан Уоллах Скотт Ренсис Лайкерт Герберт А. Саймон Жак Эллул
Похожие темы:
лингвистика антропология география экономика социология

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое социальные науки?

Общественная наука — это любая отрасль академического исследования или науки, которая занимается человеческим поведением в его социальных и культурных аспектах. Обычно в социальные науки включают культурную (или социальную) антропологию, социологию, психологию, политологию и экономику.

Какая связь между терминами наука о поведении и социальная наука ?

Начиная с 1950-х годов термин «науки о поведении» часто применялся к дисциплинам, относящимся к категории социальных наук. Некоторые отдавали предпочтение этому термину, потому что он сближал эти дисциплины с некоторыми науками, такими как физическая антропология, которые также имеют дело с человеческим поведением.

Кто назвал социальную дисциплину социологией?

Огюст Конт дал название социальной науке социологии и систематически установил новую дисциплину.

Каково отношение культурной антропологии к общественным наукам?

Культурная антропология — это отрасль социальных наук, занимающаяся изучением культуры во всех ее аспектах и ​​использующая методы, понятия и данные археологии, этнографии и этнологии, фольклора и лингвистики.

Каков вклад Адольфа Кетле в социальные науки?

Адольф Кетле был ключевой фигурой в области социальной статистики социальных наук. Он был первым, кто систематически обратил внимание на виды структурированного поведения, которые можно было наблюдать и идентифицировать только с помощью статистических средств.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

социальные науки , любая область академических исследований или наук, которая занимается человеческим поведением в его социальных и культурных аспектах. Обычно в социальные науки включают культурную (или социальную) антропологию, социологию, психологию, политологию и экономику. Дисциплина историография рассматривается многими как социальная наука, и некоторые области исторических исследований почти неотличимы от работы, выполняемой в социальных науках. Однако большинство историков считают историю одной из гуманитарных наук. В США к общественным наукам, как правило, относят и узкоспециализированные программы, такие как афроамериканские исследования, латиноамериканские исследования, исследования женщин, гендера и сексуальности, а также часто латиноамериканские исследования и ближневосточные исследования, в то время как, например, французские, немецкие или итальянские исследования обычно связаны с гуманитарными науками. В прошлом советология всегда считалась общественно-научной дисциплиной, в отличие от русистики.

Начиная с 1950-х годов, термин наук о поведении часто применялся к дисциплинам, обозначенным как социальные науки. Сторонники этого термина сделали это отчасти потому, что эти дисциплины, таким образом, приблизились к некоторым наукам, таким как физическая антропология и физиологическая психология, которые также имеют дело с человеческим поведением.

Строго говоря, общественные науки как самостоятельные и признанные академические дисциплины возникли лишь на пороге ХХ века. Но нужно вернуться еще дальше во времени к истокам некоторых из их фундаментальных идей и целей. В самом широком смысле истоки восходят к древним грекам и их рационалистическим исследованиям человеческой природы, государства и морали. Наследие как Греции, так и Рима является мощным в истории социальной мысли, как и в других областях западного общества. Весьма вероятно, что если бы не первоначальная решимость греков изучать все в духе беспристрастного и рационального исследования, сегодня не было бы социальных наук. Правда, были длительные периоды времени, как в западном Средневековье, когда греческий рационалистический темперамент отсутствовал. Но восстановление этого настроения через тексты великих философов-классиков и есть сама суть Ренессанса и Просвещения в новейшей европейской истории. С эпохи Просвещения, в 17 и 18 веках, можно начать.

Наследие Средневековья и Возрождения

Влияние теологии

Те же импульсы, которые побуждали людей того времени исследовать Землю, звездные регионы и природу материи, побуждали их также исследовать окружающие их институты: государство , экономика, религия, мораль и, прежде всего, сама человеческая природа. Именно раздробленность средневековой философии и теории, а вместе с ней и распад средневекового мировоззрения, глубоко осмысленного примерно до XVI века, явились непосредственной основой возникновения нескольких направлений специализированной социальной мысли, которые успели стать источником вдохновения для социальных наук.

Средневековое богословие, особенно в том виде, в каком оно представлено в « Summa theologiae » св. Фомы Аквинского (1265/66–1273), содержало и формировало синтез идей о человечестве и обществе — идей, которые можно рассматривать как политические, социальные, экономические. , антропологические и географические по своей сути. Но отчасти эта тесная связь между средневековой теологией и идеями социальных наук объясняет различные траектории социальных наук, с одной стороны, и траекторий физических наук и наук о жизни, с другой. Со времен английского философа Роджера Бэкона в 13 веке существовали по крайней мере некоторые зачатки физической науки, которые в значительной степени не зависели от средневековой теологии и философии. Историкам физической науки нетрудно проследить продолжение этой экспериментальной традиции, хотя и примитивной и нерегулярной по более поздним меркам, на протяжении всего Средневековья. Наряду с видами экспериментов, отмеченными Бэконом, были впечатляющие изменения в технологии средневекового периода, а затем, в поразительной степени, в эпоху Возрождения. Усилия по повышению производительности сельского хозяйства; растущее использование пороха с последующим развитием оружия и проблемами, которые они представляли для баллистики; растущая торговля, ведущая к более широкому использованию кораблей и совершенствованию искусства навигации, включая использование телескопов; и весь спектр таких механических искусств Средневековья и Возрождения, как архитектура, инженерное дело, оптика и изготовление часов, — все это требовало прагматичного и практического понимания по крайней мере более простых принципов механики. , физика, астрономия и, со временем, химия.

Короче говоря, ко времени Коперника и Галилея в 16 веке существовал довольно широкий субстрат физической науки, в основном эмпирический, но не лишенный теоретических последствий, на котором могло быть построено здание современной физической науки. Примечательно, что эмпирические основы физиологии закладывались в исследованиях человеческого тела, проводившихся в средневековых медицинских школах и, как блестяще иллюстрирует карьера Леонардо да Винчи, среди художников эпохи Возрождения, чей интерес к точности и Детализация живописи и скульптуры привела их к тщательному изучению анатомии человека.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Совсем другим было начало общественных наук. Во-первых, Римско-католическая церковь в Средние века и даже в эпоху Возрождения и Реформации гораздо внимательнее относилась к тому, что ученые писали и думали о человеческом разуме и человеческом поведении в обществе, чем к тому, что изучалось и написано в области физических наук. С точки зрения церкви, хотя может быть важно следить за тем, чтобы мысли о физическом мире соответствовали, насколько это возможно, тому, что говорит Писание, о чем свидетельствует, например, знаменитый вопрос Галилея, гораздо важнее было, чтобы такое соответствие существует в вопросах, затрагивающих человеческий разум, дух и душу. Почти все предметы и вопросы, которые легли в основу социальных наук в последующие века, были тесно вплетены в ткань средневековой схоластики, и даже самым смелым умам было нелегко разорвать эту ткань.

Влияние классиков и картезианства

Затем, когда власть схоластики начала ослабевать, на сцену вышли два новых влияния, одинаково мощных, чтобы предотвратить формирование чего-либо, сравнимого с прагматическими и эмпирическими основаниями физических наук. в изучении человека и общества. Во-первых, это огромная привлекательность греческих классиков эпохи Возрождения, особенно философов Платона и Аристотеля. Большая часть социальной мысли эпохи Возрождения была не более чем комментариями к греческим классикам. Это можно увидеть на протяжении 15 и 16 веков.

Во-вторых, в XVII веке проявилось мощное влияние философа Рене Декарта. Картезианство, как называлась его философия, провозглашало, что правильный подход к пониманию мира, включая человека и общество, заключается в нескольких простых, фундаментальных идеях реальности, а затем в строгой, почти геометрической дедукции более сложных идей и, в конце концов, большие, всеобъемлющие теории, основанные на этих простых идеях, которые, как настаивал Декарт, были запасом здравого смысла — разума, общего для всех людей при рождении. Трудно преувеличить влияние картезианства на общественно-политическую и нравственную мысль в течение полутора столетий после публикации его «9».0048 Рассуждение о методе (1637) и его Размышления о первой философии (1641). В эпоху Просвещения и до конца 18 века чары картезианства были брошены почти на всех, кто интересовался проблемами человеческой природы и человеческого общества.

Большое количество данных, относящихся к изучению человеческого поведения, стало доступно в 17 и 18 веках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *