Психология естественная или гуманитарная наука: Специфическое место психологии в системе естественных и гуманитарных наук.

Психология естественная или гуманитарная наука: Специфическое место психологии в системе естественных и гуманитарных наук.

Содержание

2. Психология как естественная, гуманитарная и практическая наука.

По методу и основному аппарату знаний психология — естественная наука (Ананьев). Познание человека определяют в зависимости от того, что такое сам человек. Человек — высший организм, верхний уровень и продукт биологической эволюции. Поэтому в познании человека психология тесно связана с естественными науками: приматологией, анатомией, физиологией общей и физиологией высшей нервной деятельности, биофизикой, биохимией, эндокринологией, генетикой, эмбриологией и др.С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих данных в терминах сознания.

Пытаясь получить универсальную схему ответа животного, бихевиорист не признает демаркационной линии между человеком и животными. Поведение человека со всеми его совершенствами и сложностью образует лишь часть схемы исследования бихевиориста. Традиционно утверждалось, что психология – это наука о явлениях сознания. В качестве основных проблем выдвигалось, с одной стороны, расчленение сложных психическихсостояний (или процессов) на простые элементарные составляющие их, а с другой стороны, построение сложных состояний, когда даны элементарные составляющие. При этом мир физических объектов (стимулов, включая все, что может вызвать активность в рецепторе), которые составляют область естествознания, рассматривается только как средство дляполучения конечного результата. Этот конечный результат является продуктом духовных состояний, которые можно «рассматривать» или «наблюдать». Психологическим объектом наблюдения в случае эмоций, например, является само духовное состояние. Проблема эмоций, таким образом, сводится к определению числа и вида элементарных составляющих, их места, интенсивности, порядка, в котором они появляются, и т.
п.Психология как гуманитарная наука.Биологическая эволюция привела человека к высшей ступени развития, когда решающим фактором его развития становится общество. Именно жизнь человека в обществе определяет развитие сознания человека. Это убедительно доказывают примеры так называемых «диких» детей, воспитанных животными и не имеющих существенных признаков человеческого сознания. Дети с поражением чувствительности (слепоглухонемые) без специального воспитания и обучения средствам общения остаются существами, ведущими растительный образ жизни. Таким образом, сознание – это продукт исторического, общественного развития.Специфика психологии определяется тем, что она изучает человека не как исторический или биологический вид, она изучает человека как личность. Главной задачей психологии является целостное знание о человеке. В решении этой задачи встречаются естественные и общественные науки. Герцен писал: «Психология — это последнее звено природы и первое звено истории».Психология в системе современного человекознания занимает промежуточное положение, находясь, по словам Константинова, «ровно посередине между естествознанием и обществознанием».
Такое положение психологии делает ее связующим звеном между этими науками, делает ее наукой, которую, согласно точке зрения Пиаже, можно рассматривать не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник их развития. Синтезируя достижения общественных, естественных и технических наук, психология выступает в роли одной из узловых научных дисциплин, разрабатывающих проблемы человека.По мнению академика А. Кедрова современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.Согласно классификации наук Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Психология – естественная наука, опирающаяся на эксперимент, и в то же время – гуманитарная. (Вундт выделял 2 типа (или вида) Психологии – объяснительная (экспериментальная Психология) и описательная (Психология масс)).Таким образом получается, что психология одновременно (или какая-то ее часть) и естественная наука (то есть поддается экспериментальному изучению) и гуманитарная (то есть описательная).Фрейд, например, несмотря на свой наукоемкий язык и стиль описания, является представителем гуманитарного направления. Именно от него идет традиция «описания клинического случая», именно он получил Нобелевскую премию по литературе за свои произведения. И еще психоанализ, как бы ни пытались никогда нельзя будет ни подтвердить ни опровергнуть экспериментально.Психология как практическая наука.Слово «психология» может относиться к трем совершенно разным понятиям и сферам деятельности человека. Эти три понимания психологии многие путают и подменяют одно другим. Поэтому разберемся в них подробнее.Первая психология — НАУЧНАЯ. Как и всякая наука, она занимается выявлением закономерностей, формулировкой и проверкой гипотез (в основном с помощью экспериментов, потому что психология — это экспериментальная наука), обобщением полученных данных и т.п.Вторая психология — ПРАКТИЧЕСКАЯ. Она включает в себя приемы и способы оказания психологической помощи людям как составную часть профессиональной деятельности. Знания и навыки практической психологии могут быть основными для работы — если это работа практического психолога,— а могут использоваться в других профессиях — педагога, социального работника, врача, имиджмейкера и др.Как соотносятся между собой научная и практическая психология? Примерно так же, как биология и медицина или физика и техника.

Наука является теоретической основой практики, немыслимой без нее, однако между ними не так уж много общего. Никто не будет требовать от ученого биолога, чтобы он лечил людей, а от физика — чтобы тот проектировал сложные механизмы.С психологией, к сожалению, все гораздо запутанней. Профессиональная подготовка психологов до последнего времени почти полностью сводилась к подготовке в области научной психологии, а на работе от выпускников ждали знаний и навыков психологов-практиков, которыми они, как правило, не обладали. С другой стороны, психологи-практики, которые не имели психологического образования и углублялись в психологическую науку в поисках ответов на свои вопросы, чаще всего эти ответы не находили. Психологическая наука представлялась им чем-то совершенно абстрактным и не имеющим отношения к проблемам и запросам практики. Отсюда многочисленные высказывания о том, что «психологическая наука не нужна», что психологу-практику необходимы лишь техники, за которыми может не стоять никакой теории и пр.
Одна из причин того прискорбного факта, что провести связи от теории к прак-тике психологии порой достаточно трудно,— состоит в количестве и разнообразии теорий, созданных за столетие с лишним существования научной психологии. Одних теорий личности — около двух десятков только в учебнике.

Ничего удивительного или плохого в многообразии психологических теорий нет: всякая теория есть некое упрощение реальности, а психика человека настолько сложна, что не всегда без потерь такому упрощению поддается. Поэтому в каждой из теорий, даже если они кажутся взаимоисключающими, скорее всего, есть своя доля ис-тины. С другой стороны, без теории не обойтись прежде всего психологу-практику, потому что «нет ничего практичней, чем хорошая теория» (это изречение физика Людвига Больцмана как нельзя лучше подходит к психологии). Именно теории позволяют объяснить и предсказать поведение человека, а значит, найти варианты работы с его проблемами.Рассматривая сложности «взаимоотношений» научной и практической психологии, стоит сказать несколько слов и о третьей психологии — ЖИТЕЙСКОЙ.

Ее можно понимать как набор интуитивных психологических представлений, складывающихся на основе жизненного опыта.

§ 6. Естественно-научная и гуманитарная стратегии в психологии

Мы придерживаемся идеи единства психологии как науки — несмотря на многообразие решаемых ею проблем и весьма различающиеся друг от друга подходы к их решению. Однако далеко не все психологи разделяют подобное мнение. Многие считают, что существуют две разные психологии: психология как естественная наука и психология как гуманитарная наука. Соответственно различаются предметы и методы этих наук. В данном параграфе мы попытаемся понять, откуда возникла эта идея и какое современное оформление она имеет.

Идея разделения психологии на две разные науки, каждая из которых имеет свой предмет и свою методологию, возникла в конце XIX в. в работах немецкого философа и психолога Вильгельма Дильтея {Dilthey, 1833— 1911). Одну психологию В.Дильтей назвал объяснительной, понимая под ней современную ему интроспективную экспериментальную психологию в варианте «физиологической психологии» В. Вундта. Подобно физиологическим наукам, эта психология стремилась изучать явления сознания путем расчленения их на простейшие «атомы» (элементы) и последующего синтеза из этих «атомов сознания» (чаще всего таковыми назывались простейшие ощущения) более сложных, высших сознательных явлений. При этом считалось возможным найти и законы, управляющие соединением душевных элементов. По своей методологии эта психология близка к естественным наукам, в которых преобладает номотетический (т.е. законополагающий) подход

1.

Другая психология, которую В.Дильтей считал необходимым создать, была названа им описательной. В качестве своего предмета она полагала целостную душевную жизнь, в том числе в ее высших проявлениях, недоступных экспериментальному изучению. Методы такой науки — описание и понимание душевной жизни индивида в ее целостности, уникальности и смысловой связи с ценно-

‘ Этот термин для обозначения методологии естественных наук предложил представитель Фрейбургской (Баденской) школы неокантианства немецкий философ Вильгельм Виндельбанд в 1894 г. в своей речи при вступлении в должность ректора Страсбургского университета. Он считал, что все естественные науки идут в своем изучении их объектов от частного к общему и пытаются отыскать общие законы изучаемых объектов, тогда как исторические науки — это науки о единичных, конкретных и неповторимых событиях, которые имели место лишь однажды. Метод этих последних наук может быть назван идиографическим (описывающим особенное). В принципе оба метода могут использоваться (и используются) в двух типах наук, но преобладающим в естественных науках является номотетический подход, тогда как гуманитарные науки в целом идиографичны.

71

стями культуры. Для такой психологии характерен идиографиче-ский подход, как и для других наук о духе, например истории.

В XX в. эта идея двух психологии становится очень популярна и обсуждается фактически до сих пор как возможность сосуществования естественной и гуманитарной стратегий исследований в психологии. Рассмотрим, по каким возможным основаниям они разводятся психологами, придерживающимися подобной точки зрения. При этом мы опираемся на идеи М. М. Бахтина [6] и наши предыдущие работы [111].

Согласно М.М.Бахтину, естественно-научный подход к человеку предполагает рассмотрение его как «вещи», тогда как гуманитарный ориентирован на изучение человека как «личности». Это означает, что в первом случае игнорируется субъектность человека. Он рассматривается как пассивный объект исследования, который можно изучать отстраненно, не вступая с ним во взаимодействие, более того, желательно устранить любое влияние на испытуемого в процессе его изучения. При этом считается возможным прогнозировать поведение человека, другими словами, исследователь, ориентированный на естественные науки, придерживается принципа причинного детерминизма. Главным предметом его интереса являются общие законы существования «вещи», а уникальная неповторимость ее существования игнорируется.

Напротив, гуманитарно ориентированного психолога интересует другой человек как личность, познать которую (раз он не «безгласная вещь») можно только диалогическим путем. Она постоянно изменяется, развивается (в том числе благодаря диалогам с ней психолога) и ведет себя весьма непредсказуемо. При этом в процессе диалога с ней психолог-гуманитарий не только не может элиминировать (вывести за скобки, игнорировать) себя как наблюдателя: в процессе взаимодействия с другим человеком он также изменяется и развивается. Наконец, в центре внимания психолога-гуманитария стоит не столько то, что роднит одного человека с другим (общее), сколько уникальное и неповторимое в личности.

Соответственно предмету различается и методология двух типов психологического познания. В естественно-научной психологии преобладает объяснение (подведение наблюдаемого факта под общий закон), в гуманитарной — как метод постижения субъекта — предлагается понимание. Причем под этим последним подразумевается не понятийное, рациональное понимание, которое имеет место и в естественно ориентированной психологии и естественных науках вообще (предполагающее также «подведение под общее правило», формулируемое с точки зрения господствующих в обществе ценностей, т.е. оценку на основе имеющегося в обществе образца), а, как правило, понимание как вчувствование, интуитивное схватывание уникального душевного склада другого че-

72

ловека1. При этом подчеркивается, что в отличие от монологического объяснения понимание всегда диалогично.

Следует также упомянуть, что если для естественно-научной психологии более характерен принцип элементаризма (стремление расчленить изучаемую реальность на элементы как части целого и затем собрать из выделенных элементов целое), то для гуманитарно ориентированной психологии более характерен целостный подход, направленный на понимание и описание душевной жизни во всей ее полноте — так, как это представлено у великих писателей и философов.

Как конкретно проявляются вышеперечисленные различия в двух стратегиях в психологии, можно увидеть на примере двух одновременно возникших во второй половине XX в. направлений — гуманистической психологии и когнитивной психологии (см. главу 4). Они олицетворяют собой соответственно гуманитарную и естественно-научную стратегии исследований в современной психологической науке2.

Надо отметить, что выделение двух стратегий научного познания характерно не только для психологии, но и для многих других наук. Отслеживающие этот процесс философы и науковеды замечают, что в последнее время гуманитарный идеал научного познания (которому соответствуют неклассический и постнеклас-сический идеалы рациональности) постепенно вытесняет естественно-научный тип мышления даже в естественных науках [99]. Некоторые наблюдатели выражают опасение, что наука может вообще исчезнуть как особый способ освоения действительности, поскольку научная истина все больше и больше теряет’объективность, приобретая зависимость от ценностей, целей, установок, интересов живущего в мире человека, сближаясь поэтому с искусством и религией, а научные концепции все больше напоминают мифы, образы, метафоры, созданные человеком для решения личностных задач. Эта точка зрения особенно отстаивается сторонниками постмодернистского взгляда на мир3.

1  В.Дильтей писал: «Объясняем мы путем чисто интеллектуальных процессов, но понимаем через взаимодействие в постижении всех душевных сил…» [30, 268-269].

2  Надо отметить, правда, что многие представители гуманистической психологии считают, что они не исследователи, а практики, главной задачей которых является не бесстрастное изучение психики, а сочувствующая помощь страдающему человеку. Поэтому они не считают, что их главной задачей является разработка проблем научного познания.

3  Постмодернизм — возникшее относительно недавно (в последние десятилетия XX в.) культурное течение в философии, искусстве, науке, характеризующееся в основном отказом от создания универсальных систем мысли, признанием конструктивной и диалогической природы знания, антидогматичностью, сознательным эклектизмом и др. При всей «модности» постмодернизма он подвергается обоснованной критике многими философами.

73

На наш взгляд, несмотря на изменение типа рациональности, наука все-таки останется как способ более рационального освоения действительности, чем искусство и религия1. Как бы ни был заинтересован исследователь в создании отвечающей именно его потребностям и установкам «картины мира», она все же определяется не только этими потребностями или установками, а законами мира, в который включен и сам человек. Возможно, мы сможем обосновать эту позицию более подробно, когда познакомимся со структурой сознания как образа мира, в котором свое место занимают и субъективно-пристрастные его содержания (смыслы), и объективно-беспристрастные его составляющие (значения). На наш взгляд, наука занимается построением в коллективном сознании системы значений как обобщенных способов познания и деятельности человечества в созданном им мире2, усваивая которые человек приобретает мощь и свободу в овладении этим миром.

§ 6. Естественно-научная и гуманитарная стратегии в психологии

Мы придерживаемся идеи единства психологии как науки — несмотря на многообразие решаемых ею проблем и весьма различающиеся друг от друга подходы к их решению. Однако далеко не все психологи разделяют подобное мнение. Многие считают, что существуют две разные психологии: психология как естественная наука и психология как гуманитарная наука. Соответственно различаются предметы и методы этих наук. В данном параграфе мы попытаемся понять, откуда возникла эта идея и какое современное оформление она имеет.

Идея разделения психологии на две разные науки, каждая из которых имеет свой предмет и свою методологию, возникла в конце XIX в. в работах немецкого философа и психолога Вильгельма Дильтея {Dilthey, 1833— 1911). Одну психологию В.Дильтей назвал объяснительной, понимая под ней современную ему интроспективную экспериментальную психологию в варианте «физиологической психологии» В. Вундта. Подобно физиологическим наукам, эта психология стремилась изучать явления сознания путем расчленения их на простейшие «атомы» (элементы) и последующего синтеза из этих «атомов сознания» (чаще всего таковыми назывались простейшие ощущения) более сложных, высших сознательных явлений. При этом считалось возможным найти и законы, управляющие соединением душевных элементов. По своей методологии эта психология близка к естественным наукам, в которых преобладает номотетический (т.е. законополагающий) подход1.

Другая психология, которую В.Дильтей считал необходимым создать, была названа им описательной. В качестве своего предмета она полагала целостную душевную жизнь, в том числе в ее высших проявлениях, недоступных экспериментальному изучению. Методы такой науки — описание и понимание душевной жизни индивида в ее целостности, уникальности и смысловой связи с ценно-

‘ Этот термин для обозначения методологии естественных наук предложил представитель Фрейбургской (Баденской) школы неокантианства немецкий философ Вильгельм Виндельбанд в 1894 г. в своей речи при вступлении в должность ректора Страсбургского университета. Он считал, что все естественные науки идут в своем изучении их объектов от частного к общему и пытаются отыскать общие законы изучаемых объектов, тогда как исторические науки — это науки о единичных, конкретных и неповторимых событиях, которые имели место лишь однажды. Метод этих последних наук может быть назван идиографическим (описывающим особенное). В принципе оба метода могут использоваться (и используются) в двух типах наук, но преобладающим в естественных науках является номотетический подход, тогда как гуманитарные науки в целом идиографичны.

71

стями культуры. Для такой психологии характерен идиографиче-ский подход, как и для других наук о духе, например истории.

В XX в. эта идея двух психологии становится очень популярна и обсуждается фактически до сих пор как возможность сосуществования естественной и гуманитарной стратегий исследований в психологии. Рассмотрим, по каким возможным основаниям они разводятся психологами, придерживающимися подобной точки зрения. При этом мы опираемся на идеи М. М. Бахтина [6] и наши предыдущие работы [111].

Согласно М.М.Бахтину, естественно-научный подход к человеку предполагает рассмотрение его как «вещи», тогда как гуманитарный ориентирован на изучение человека как «личности». Это означает, что в первом случае игнорируется субъектность человека. Он рассматривается как пассивный объект исследования, который можно изучать отстраненно, не вступая с ним во взаимодействие, более того, желательно устранить любое влияние на испытуемого в процессе его изучения. При этом считается возможным прогнозировать поведение человека, другими словами, исследователь, ориентированный на естественные науки, придерживается принципа причинного детерминизма. Главным предметом его интереса являются общие законы существования «вещи», а уникальная неповторимость ее существования игнорируется.

Напротив, гуманитарно ориентированного психолога интересует другой человек как личность, познать которую (раз он не «безгласная вещь») можно только диалогическим путем. Она постоянно изменяется, развивается (в том числе благодаря диалогам с ней психолога) и ведет себя весьма непредсказуемо. При этом в процессе диалога с ней психолог-гуманитарий не только не может элиминировать (вывести за скобки, игнорировать) себя как наблюдателя: в процессе взаимодействия с другим человеком он также изменяется и развивается. Наконец, в центре внимания психолога-гуманитария стоит не столько то, что роднит одного человека с другим (общее), сколько уникальное и неповторимое в личности.

Соответственно предмету различается и методология двух типов психологического познания. В естественно-научной психологии преобладает объяснение (подведение наблюдаемого факта под общий закон), в гуманитарной — как метод постижения субъекта — предлагается понимание. Причем под этим последним подразумевается не понятийное, рациональное понимание, которое имеет место и в естественно ориентированной психологии и естественных науках вообще (предполагающее также «подведение под общее правило», формулируемое с точки зрения господствующих в обществе ценностей, т.е. оценку на основе имеющегося в обществе образца), а, как правило, понимание как вчувствование, интуитивное схватывание уникального душевного склада другого че-

72

ловека1. При этом подчеркивается, что в отличие от монологического объяснения понимание всегда диалогично.

Следует также упомянуть, что если для естественно-научной психологии более характерен принцип элементаризма (стремление расчленить изучаемую реальность на элементы как части целого и затем собрать из выделенных элементов целое), то для гуманитарно ориентированной психологии более характерен целостный подход, направленный на понимание и описание душевной жизни во всей ее полноте — так, как это представлено у великих писателей и философов.

Как конкретно проявляются вышеперечисленные различия в двух стратегиях в психологии, можно увидеть на примере двух одновременно возникших во второй половине XX в. направлений — гуманистической психологии и когнитивной психологии (см. главу 4). Они олицетворяют собой соответственно гуманитарную и естественно-научную стратегии исследований в современной психологической науке2.

Надо отметить, что выделение двух стратегий научного познания характерно не только для психологии, но и для многих других наук. Отслеживающие этот процесс философы и науковеды замечают, что в последнее время гуманитарный идеал научного познания (которому соответствуют неклассический и постнеклас-сический идеалы рациональности) постепенно вытесняет естественно-научный тип мышления даже в естественных науках [99]. Некоторые наблюдатели выражают опасение, что наука может вообще исчезнуть как особый способ освоения действительности, поскольку научная истина все больше и больше теряет’объективность, приобретая зависимость от ценностей, целей, установок, интересов живущего в мире человека, сближаясь поэтому с искусством и религией, а научные концепции все больше напоминают мифы, образы, метафоры, созданные человеком для решения личностных задач. Эта точка зрения особенно отстаивается сторонниками постмодернистского взгляда на мир3.

1  В.Дильтей писал: «Объясняем мы путем чисто интеллектуальных процессов, но понимаем через взаимодействие в постижении всех душевных сил…» [30, 268-269].

2  Надо отметить, правда, что многие представители гуманистической психологии считают, что они не исследователи, а практики, главной задачей которых является не бесстрастное изучение психики, а сочувствующая помощь страдающему человеку. Поэтому они не считают, что их главной задачей является разработка проблем научного познания.

3  Постмодернизм — возникшее относительно недавно (в последние десятилетия XX в.) культурное течение в философии, искусстве, науке, характеризующееся в основном отказом от создания универсальных систем мысли, признанием конструктивной и диалогической природы знания, антидогматичностью, сознательным эклектизмом и др. При всей «модности» постмодернизма он подвергается обоснованной критике многими философами.

73

На наш взгляд, несмотря на изменение типа рациональности, наука все-таки останется как способ более рационального освоения действительности, чем искусство и религия1. Как бы ни был заинтересован исследователь в создании отвечающей именно его потребностям и установкам «картины мира», она все же определяется не только этими потребностями или установками, а законами мира, в который включен и сам человек. Возможно, мы сможем обосновать эту позицию более подробно, когда познакомимся со структурой сознания как образа мира, в котором свое место занимают и субъективно-пристрастные его содержания (смыслы), и объективно-беспристрастные его составляющие (значения). На наш взгляд, наука занимается построением в коллективном сознании системы значений как обобщенных способов познания и деятельности человечества в созданном им мире2, усваивая которые человек приобретает мощь и свободу в овладении этим миром.

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы познания в психологии


Всю историю развития психологии можно охарактеризовать как взаимоотношения двух противоположных подходов — естественнонаучного и гуманитарного, причем в последние десятилетия наблюдается постепенное вытеснение первого вторым. Изначально Аристотель утверждал, что изучение души есть дело естествоиспытателя. Современное положение дел можно охарактеризовать как кризис попыток построения психологии по образцу естественной науки. Наличие отдельных разделов психологии, которые невозможно отнести к естественнонаучной линии (психоанализ, гуманистическая психология, логотерапия) лишь усугубляет кризисное состояние.

Но в отечественной психологии в настоящее время, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева преобладающей все еще является ориентация на естествознание, на объективность, на измерение и эксперимент как на идеал научности. Советская психология развивалась как академическая, сциентистская дисциплина. В последние годы в рамках психологической практики начала оформляться гуманистическая психология. Осознана необходимость создания особой психотехнической теории, т.е. теории, обосновывающей человековедческую, психологическую практику. По сути, это означает создание гуманитарной психологии как альтернативы естественнонаучной академической психологии.

В.Н. Сурков отмечает, что попытки психологов соответствовать естественнонаучным стандартам в области взаимодействия теории и эксперимента привели к «позитивистскому перенапряжению» психологии. Защитной реакцией психологов на давление «позитивистских ритуалов» является широкое распространение «теневой методологии» (традиции формулировать гипотезы уже после проведения исследования, выводить их из полученных данных, а не из теорий, отбирать лишь «удобные» эмпирические данные и т.п.) .

Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:

  1. духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;
  2. рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком — в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка.

Данные причины аналогичны специфическим характеристикам гуманитарного познания, т.к. человек выступает как духовная ценность, а не только как «объект исследования». Основной целью психологии является понимание другого человека, объяснение определенного духовного или культурного феномена, придание смысла. Рефлексивный характер психологического знания проявляется во взаимовлиянии субъекта и объекта познания; направленность психологии предполагает не просто понимание, а активный диалог исследователя и исследуемого объекта.

Таким образом, применение требований естественнонаучного стандарта в психологии является ограниченным. По мнению многочисленных авторов, даже психологический эксперимент, не говоря уже обо всем комплексе психологического знания, должен строиться по гуманитарным канонам.

Значительная часть дискуссий о статусе научности психологии связана не столько с обсуждением вопроса о том, является ли психология наукой, сколько с вопросом о том, на какой эталон (естественнонаучный или гуманитарный) ей следует ориентироваться (и каким критериям научности соответствовать).

Зарубежные психологи более склонны воспринимать психологию в рамках гуманитарной психологии, отечественные же психологи до сих пор придают меньшее значение гуманитарному знанию в психологии по сравнению с естественнонаучным. Но тенденцией последних лет является все же гуманизация знания психической реальности. Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т.е. обе парадигмы в исследований психической реальности необходимы.

Но, по мнению большинства психологов, с точки зрения перспектив исследовательской деятельности именно в рамках гуманитаризации познания определяются по-настоящему сложные задачи, являющиеся достойным вызовом для научного сообщества.

Рассматривая отличия естественнонаучной парадигмы, авторы выделяют ее основные принципы:

  1. Принцип опоры на эмпирические факты
  2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.
  3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестное посредством сведения к хорошо изученному.
  4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.
  5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»
  6. Принцип независимой проверяемости. Принцип формулируется так: предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые.

У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX — начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания.

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:

  • Интерсубъективность
  • Прогрессизм
  • Обоснованность
  • Критичность

Объекты гуманитарного знания — общество, человек — постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины («точность» науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Гуманитарное познание объекта в его историческом развитии никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

1.2. Психология как гуманитарная наука и цели ее преподавания. Психология познания: методология и методика преподавания

Читайте также

Глава 1 Психология как наука

Глава 1 Психология как наука Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы

1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии

1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.В некоторых странах

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Кен Уилбер Скорее всего, важнейшим из стоящих сегодня перед трансперсональной психологией вопросов является ее отношение к эмпирической науке. Ни сфера деятельности трансперсональной психологии, ни главный ее предмет, ни ее

8. Психоанализ – гуманитарная наука

8. Психоанализ – гуманитарная наука Психоанализу можно дать такое определение: это самостоятельная научная дисциплина, располагающая специфическим методом исследования, универсальной теорией, учением о болезнях, техникой лечения и, наконец, теорией личности (Loch, 1999).

40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ

40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ Субъективный опыт – совокупность воспринятых человеком смысловых, понятийных взаимосвязей.Факторы влияния на субъективный опыт человека:1) объекты и явления окружающей реальности. С рождения ребенок приобретает новый

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука 1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в

1. Юридическая психология как наука

1. Юридическая психология как наука Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг. ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Педагогика — изучение методов обучения, включая цели образования и способы, которыми эти цели могут быть достигнуты. Эта область в значительной степени опирается на педагогическую психологию, которая включает научные теории обучения, и в некоторой степени на философию образования, которая рассматривает цели и ценность образования с философской точки зрения.

Научность педагогики беспокоила ученых-педагогов с момента ее основания. Причина споров о научности или ненаучности вот уже более двухсот лет кроется в различном понимании науки. Развитие науки исторично и динамично. Он претерпевает четыре сложных трансформации: иерархию знаний, социальную деятельность, общественную организацию и современную системную науку, что демонстрирует широту и глубину ее изменений.Само собой разумеется, что педагогика — это наука с точки зрения традиционной науки. В то же время педагогике присущи особенности системологии с точки зрения современной науки: глобальность, нелинейность, случайность, самоорганизация и обратная связь. Внедрение системной науки в педагогику сформирует огромный педагогический взгляд и комплексное мышление. Однако признание системной науки находится на поверхностной и начальной стадии, независимо от теории и практики, как при бессистемном изучении содержания и методов, низком качестве изучения и поверхностном уровне применения.Поэтому в определенном смысле педагогика — это незрелая наука.

Педагогика — это система, потому что «макрообразование должно быть множественной, открытой, всеобъемлющей системой. Педагогическая наука — это огромная система ». * Следовательно, образование обладает всеми чертами системы1. Глобальность. Полнота образовательной системы состоит в том, что все ее подсистемы взаимосвязаны, образуя целостную структуру и задействуя целостность. Например, с точки зрения образования всестороннее развитие человека — это ансамблевое понятие.Его проявления следующие: различные качества, такие как добродетель, ум, физическая активность, красота, техника (труд), проявляют свое единство в каждом персонаже и образуют «системную архитектуру». Кроме того, содействие всестороннему развитию всего гражданского также является «целевой архитектурой» национальной системы образования. Само собой разумеется, что обучение — это система, в которой обучение должно давать студентам обширные широковещательные знания в области социальных, естественных и гуманитарных наук.Просто для усвоения знаний ему предоставлена ​​глобальность. 2Нелинейность. Элементы внутренней образовательной системы не просто перекрывают друг друга, а образуют новый групповой эффект, который сильно отличается от каждого раздела посредством взаимодействия и взаимосвязи. Взаимодействие нелинейности в системе образования может заставить каждый элемент производить синергетический эффект и согласованный эффект, и они принимают мутагенез и достигают порядка посредством синергии, компетентности, приспособления, роста и упадка. Система образования состоит из всех разновидностей факторов, таких как иерархия, многоячеечность, многофункциональность и множественные цели; они сотрудничают друг с другом, а также борются.В то же время образовательная политика и структура, сообщество и окружающая среда, население и качество, экономическая система и уровень развития, политическая структура и активная политическая деятельность могут играть сложное влияние.

Педагогика, принятая учителями, формирует их действия, суждения и стратегии обучения, принимая во внимание теории обучения, понимание учащихся и их потребности, а также опыт и интересы отдельных учащихся. Его цели могут включать дальнейшее развитие гуманитарного образования (общего развития человеческого потенциала) в более узкую специфику профессионального образования (передача и приобретение определенных навыков).

В процессе обучения есть две стороны (учитель и обучаемый), которые работают вместе над некоторой программой (предметом), разработанной, чтобы каким-то образом изменить опыт и понимание учащихся. Поэтому необходимо начать с наблюдений об ученике, учителе и предмете, а затем рассмотреть значение групповой жизни и школы. После этого можно будет рассмотреть факторы и теории, влияющие на изменение опыта и понимания человека.Они включают теории обучения в образовании, организации школы и класса, а также средств обучения.

От учителей требуется, чтобы они получали удовольствие и были способны делиться с детьми рабочими программами, призванными изменить их опыт и понимание. Это означает, что соответствующий опыт доступен студенту в нужное время. Учитель должен быть зрелым, с юмором и чувством статуса, твердым, но невозмутимым, сочувствующим, но не чрезмерно личным.В больших классах учитель становится лидером группы, обеспечивая стимулирующие учебные ситуации.

В заключение, система образования обладает всеми характеристиками системной науки. Чтобы способствовать соответствующему развитию «образования и системной науки», «Всемирная организация систем и кибернетики (WOSC) в 1990 году основала подчиненное ей« Общество систем образования (ESS) »». ‡ Исследователи в области образования в Китае внимательно следят за происходящим. внимание на важное значение системологии для педагогики в последние годы.Некоторые соответствующие статьи и диссертации появились под влиянием организаций в стране и за рубежом. Однако системная наука, применяемая в педагогике, недостаточна независимо от уровня теории или уровня практики из-за предела опыта и знаний.

определение гуманитарных наук по The Free Dictionary

Гениальный столетний человек, годы которого счастливо сказались на нем, он ценит не только те гуманитарные чувства и привычки, которые были присущи прошлому столетию и ушли вместе с ним, но и то постоянное человечество, которое претерпело изменение поверхности в прошлом наш собственный новый мир, совершенно другой, как бы он ни выглядел.В этом сборнике эссе исследуются связи между интерсекциональным феминизмом и цифровыми гуманитарными науками. Материал разделен на разделы, посвященные материальности, ценностям, воплощению, аффектам, труду и ситуативности. Но даже в мире, основанном на технологиях, представление о том, что выпускники гуманитарных специальностей хуже всех, не имеет оснований для опоры. , профессор исследовал, что влечет за собой изучение гуманитарных наук, включая ссылки на литературу, философию и даже науку, чтобы подчеркнуть свою точку зрения.Гранты Фонда Меллона включают 1 миллион долларов в рамках инициативы Engage Humanities Initiative в течение 4 с половиной лет. Согласно отчету CNA, основной проблемой студентов было то, как университет будет дальше обогащать и развивать свои гуманитарные программы ». Вашингтон, США. Округ Колумбия богат музеями мирового класса, танцами, музыкой и историей, которые привлекают миллионы туристов, но многие из наших самых молодых жителей, наши собственные студенты округа Колумбия, могут не получить возможности испытать эти культурные удобства и не почувствовать себя вправе в полной мере насладиться преимущества этих ресурсов в их родном городе «, — сказала Лисса Розенталь-Йоффе, исполнительный директор Коллаборации искусств и гуманитарного образования округа Колумбия.В начале 2014 года Мэтью Киршенбаум опубликовал эссе под названием «Что такое« цифровые гуманитарные науки »и почему они говорят об этом такие ужасные вещи?» (1) Произведение Киршенбаума, написанное Стэнли Фишем в 1979 году по названию стилистической статьи, присоединяется к растущему списку эссе и книг, которые рефлексивно стремятся определить все еще возникающее пересечение цифровых инструментов, методов и подходов с гуманистическим исследованием. Цель Humanities Commons — обеспечить место, где гуманисты могут обсуждать, делиться и хранить свои учения и исследования.На SQU была представлена ​​презентация Гуманитарного центра. Конференция под названием «Центры гуманитарных исследований в арабском мире: проблемы, возможности и перспективы сотрудничества» продлится более двух дней и спонсируется Центром гуманитарных исследований SQU.

естественных и гуманитарных наук. | authorSTREAM

Естественные и гуманитарные науки:

Естественные и гуманитарные науки

Естественные и гуманитарные науки:

Естественные науки и гуманитарные науки Существует ли резкое разделение между гуманитарными и естественными науками с точки зрения методов, задач и статуса? Куда подходит психология? Ответы зависят от вашей философской позиции: две школы мысли

Нет никакой разницы между естественными и социальными науками:

Нет натуральной разницы между естественными и социальными науками Традиционные эмпирики утверждают, что нет никакой разницы в естественных и гуманитарных науках. , чтобы быть законными, они должны использовать ту же (естественнонаучную) методологию — основывать и гарантировать свои знания посредством наблюдения и экспериментов.

Различия между естественными и социальными науками:

Различия между естественными и социальными науками Гуманитарные науки существенно различаются из-за значимости человеческого поведения. Гуманитарные науки дают законные знания, но должны использовать методы, отличные от естественных.

Причинное объяснение человеческого поведения:

Причинное объяснение человеческого поведения Дж. С. Милль в 19 веке утверждал, что любые явления, отображающие регулярные закономерности, являются подходящим предметом для науки, и все природные явления, включая поведение человека, отображают закономерности.В обоих случаях необходимо использовать одни и те же методологические стратегии для установления с помощью индуктивных процессов истинных причинных объяснений наблюдаемых закономерностей. Человеческое поведение следует объяснять с помощью тех же принципов, которые используются для объяснения сложных физических систем.

Некоторые проблемы:

Некоторые проблемы В каком смысле психологические процессы мышления, чувства и т. Д. Могут быть сведены к физиологическим процессам? — Другая логическая категория. Но если ментальные события не являются физическими событиями, как они могут влиять на физический мир? Причины человеческого поведения — это причины, а не механические причины Свободная воля?

Относительное отсутствие успеха в гуманитарных науках? :

Относительное отсутствие успеха в гуманитарных науках? По какой мере — Эмпирики объясняют отсутствие успеха Безмерная сложность Моральные и практические проблемы при постановке контролируемых экспериментов Явления редко происходят в одной и той же форме — человеческое поведение может изменяться — рефлексивное: поведение может быть изменено за счет понимания самих гуманитарных наук

Преодоление проблем:

Преодоление проблем: более подробное описание фактов По возможности экспериментируйте Количественная оценка и использование статистических методов Выдвиньте теоретические основы и проверьте их в соответствии с гипотетико-дедуктивной моделью

Питер Винч:

Питер Винч Существует различие между естественными и социальными науками; это не просто вопрос повышенной сложности.Явления естественных наук не наделяют себя смыслом; люди же придают своему поведению смысл.

Слайд 10:

Анализ и объяснение человеческих действий должны включать концепции цели и намерения. Человеческое действие — это следование правилам, а не причинно-следственное поведение, как в естественных науках. «Verstehen»: образное понимание точки зрения агента

Психология человека или естествознания? :

Психология человека или естествознания? Проголосовать

Последствия в психологии:

Последствия в психологии «Декартова тревога» (одержимость МЕТОДОМ и потребность в оправдании) привела к тому, что психологи навязывают неуместные, ограничивающие «парадигмы» — бихевиоризм — когнитивизм — психологию, связанную с предписаниями классических эмпиризм. Следующее основано на Харре Р. «Повторное открытие человеческого разума» http: // www.massey.ac.nz/~alock/virtual/korea.htm

Базовая онтология:

Базовая онтология

Концепция личности:

Концепция личности

Методология:

Методология

Концепция разума:

Концепция разума

Нейронные процессы:

Нейронные процессы

Мозг:

Мозг

Выводы:

Выводы Невозможное сведение социального и психологического к чисто физическому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *