Психология девочки подростка: Психология подростка: 13, 14, 15, 16 лет

Психология девочки подростка: Психология подростка: 13, 14, 15, 16 лет

Содержание

Психология подростка: 7 проблем современного подростка

Содержание статьи

  • Психология подростка
  • Проблемы современных детей
  • Особенности возрастной психологии
  • Преодоление психологического кризиса
  • О современных подростоках и их родителях

Психология подростка

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

— А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми — всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Читайте также — [Видео] Протоиерей Алексий Уминский: Когда подростки уходят из Церкви…

Фото: furper, photosight.ru

В начале года всех потрясли несколько подряд подростковых самоубийств. Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.

— По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.

Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.

Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.

Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.

Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.

Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.

Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.

— Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.

— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.

Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.

Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.

Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.

А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?

— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, Сергий Радонежский. Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?

— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.

И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.

Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.

Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.

Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.

Преодоление психологического кризиса

— Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?

— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).

Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему — раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.

С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.

Читайте также — Синий чулок или белая ворона? [+ Видео ]

Фото: Larisa Zharko, photosight.ru

— А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?

— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.

Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.

И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.

Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.

— Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.

Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.

Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.

По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.

При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.

Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.

О современных подростоках и их родителях

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?

— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно.

Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

Беседовал Леонид Виноградов

Читайте также:

  • О проблемах детей и молодежи в храмах
  • Переходный возраст: бои без правил
  • Синдром Вертера
  • Колыбель на ветру

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

«Как объяснить девочке-подростку, что заводить отношения с взрослым мужчиной — плохая идея?» — Яндекс Кью

Психология

Популярное

Сообщества

Всё чаще, в последнее время, слышно о домогательствах к подросткам от «значимых взрослых»: вожатых в лагере, учителей, ведущих клубов и кружков. Иногда они уже с 12-13-летними девочками переходят все допустимые границы. При невозможности повлиять на этих взрослых, как объяснить, хотя бы дочке, о том, что опасно «строить отношения» с этими взрослыми, даже, если они классные и в них легко влюбиться?

ПсихологияОтношения+2

Екатерина Сигитова

Психология

  ·

48,5 K

Ответить1Уточнить

Достоверно

Ирина Шапошникова

Психология

257

Супервизор в гештальт-подходе, гештальт-терапевт.  · 8 июл 2021  · irina-shaposhnikova.ru

К отличному ответу выше хочется добавить:

Важно понять, для чего девочке могут понадобиться эти отношения. 

  1. Например, есть определенный момент «престижа» и ощущения собственной значимости, если взрослый авторитетный обратил внимание, выделил из всех «я — самая лучшая, я самая красивая, он обратил внимание на меня и все мне завидуют». Это один из самых распространенных способов соблазнения, и не только детей -«я никогда не встречал таких, как ты, ты уникальна». Совершенно необходимо, чтобы девочка верила в свою ценность и уникальность, вне зависимости от внимания кого-то извне, родителей должно быть достаточно 🙂

  2. Если ребенок находится в семье в достаточно прохладной психологической атмосфере, если в семье не принято выражать любовь, нежность, тепло, привязанность — любой взрослый извне с теплом обретет привлекательность и ценность, а вместе с этим и власть. Если у девочки всегда есть к кому обратиться за поддержкой, советом и помощью — возможности стать жертвой «неравных отношений» сильно сократятся.

  3. Еще одна привлекательная сторона таких отношений — ощущение взрослости, опытности, искушенности, идея может сформироваться в духе: «Если я во взрослых отношениях, значит я — выросла и получаю права взрослого человека». Важно объяснить, что взрослым человека считают не по взрослым отношениям — а по взрослым решениям и поступкам. А завести отношения со взрослым человеком в детском возрасте, это решение к числу взрослых совсем не относится. Гораздо быстрее в глазах семьи можно стать взрослой, взяв на себя часть ответственности за домашние дела. 

В любом случае, стоит помнить:  желание завести отношения со взрослым, значимым человеком не появляется на пустом месте. Оно появляется там, где есть эмоциональный голод — по теплу, любви, уважению, принятию, признанию ценности. Если у ребенка все это будет в семье, вероятность пасть жертвой очарования нечистоплотных педагогов и вожатых будет гораздо ниже.

4 эксперта согласны

40,5 K

Вячеслав Киселев

подтверждает

25 августа 2021

Ответ развернутый и широко освещает заданный вопрос, доступен и понятен.

Комментировать ответ…Комментировать…

АНО Тебе поверят

66

Мы работаем для сокращения уровня сексуального насилия над детьми и подростками.

  · 7 июл 2021  · verimtebe.ru

Отвечает

Ирина Маринина

Комментирует Анжела Пиаже, специалистка организации «Тебе поверят»: «Дети и подростки действительно могут влюбляться в учителей, наставников, тренеров, и это совершенно нормально. Опасно и, в зависимости от возраста, преступно — когда учитель проявляет ответную «симпатию». Начнём с того, что возраст согласия — это 16 лет. В уголовном праве это возраст, начиная с… Читать далее

1 эксперт согласен

Тимофей Бондаренко

5 сентября 2021

<< в случае большой разницы в возрасте очень возможны злоупотребления и манипуляции >> Странное заявление. Злоупотр… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Виктор Палыч Шестипалов

5,3 K

Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на комментарии.   · 12 июл 2022

Провести с такой дочкой пару занятий по психологии. Повысить ее осознанность. Например разобрать ее отношение к отцу, незакрытый гештальт их отношений и голод по принятию. Есть показательный пример в сериале Триггер, где герой-психолог точно так же задался целью объяснить своей сестре, что это плохая идея — заводить отношения с седым преподавателем в вузе из-за того… Читать далее

1 эксперт согласен

Комментировать ответ…Комментировать…

Елена Яковлева

Психология

385

https://vk.com/public205926497 Практический психолог. Эксперт в области работы с горем и…  · 14 июл 2021  ·

public205926497

Здравствуйте. Так как я профессиональный психолог и ко мне приходят часто мамы подростков с тревожностью за возможные опасности, в которые теоретически могут попасть их дети, то могу Вам сказать, что я буду работать не с ответом на Ваш вопрос, а с причиной, по которой Вы решили затеять с дочерью данный разговор. И с причиной, по которой Вы обращаете внимание на данные… Читать далее

Яковлева Елена Валерьевна, 8 953 239 29 27 WhatsApp

Перейти на vk.com/public205926497

1 эксперт согласен

Александр Константинов

1 сентября 2021

Это что, очередное «всё идёт из детства»? Мы же не знаем, насколько всё серьёзно у автора. Вы, грубо говоря… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Константин Подгородецкий

Психология

1,1 K

Психология общая, социальная, возрастная. Психология личности.   · 7 авг 2021

Если в рейтинге «значимых взрослых» первая строчка принадлежит не вам, то вероятно никак. Для начала, придется взойти на этот пьедестал.
Дело вовсе не в объяснениях, вес словам придает авторитет говорящего. Если его нет, красноречие мало что даст.

Комментировать ответ…Комментировать…

Мамаева Ирина

Психология

21

Закончила Столичный гуманитарный институт по специальности *психология». Занимаюсь акмеоло…  · 20 авг 2021

Если от родителей девочке не хватает любви и внимания, то однозначно она в эти отношения зайдёт, может позже, но у неё все равно будут отношения со взрослым мужчиной. Здесь родителям надо постараться проявлять любовь, внимание, дарить подарки, вселять уверенность, что девочка самая-самая.. Т е эмоционально делать девочку счастливой. Если вы как-то хотите ещё и… Читать далее

#акмеологиринамамаева

Перейти на vk.com/club200724062

Александр Константинов

1 сентября 2021

В 12 лет многое делать уже поздно. Ребёнок, как цветок, ухаживать нужно с самого начала. Если где-то упущено. .. Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Александр Константинов

Психология

585

Психология, кино, ИТ.  · 1 сент 2021

Подростки делают то, что им хочется, и любая попытка им помешать будет восприниматься в штыки, особенно в 12-13 лет. Если нет возможности повлиять на конкретного взрослого, который в этом участвует, нужно эту возможность всё-таки найти. Если вам посчастливилось узнать, кто этот взрослый, нужно с ним поговорить и ему всё объяснять. Если отношения уже существуют… Читать далее

Тимофей Бондаренко

1 сентября 2021

Интересно, Вы думаете об интересах подростка, или как бы поднаср…ть его взрослому партнеру? Ревнуете, что ли… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Оксана Тимофеева

Менеджмент

123

Я Мастерица в законе и юрист. И сама себе стилист. Пишу философский речитатив. Люблю пиар…  · 12 сент 2021  · oxanatimofeeva.wixsite.com/-yuristton

Как вариант, дать почитать УК РФ.

Можно сделать подборку фильмов, где отношения молодых девушек со взрослыми мужчинами заканчиваются расставанием.

Девушки обычно редко прислушиваются ко взрослым. Тем более, когда влюблены.

Книгам и кино у них больше доверия)

Я Мастерица в законе и юрист.

Перейти на vk.com/oxana_timofeeva

Комментировать ответ…Комментировать…

Иван Скворцов

19

Я подросток. Узнаю информацию и даю знания которые я уже узнал. Интересуюсь обществом…  · 21 авг 2021

1. Я думаю ,что девочки нужно объяснить ,что взрослые мужчины они другие они по другому смотрят на этот мир и у них другой взгляд на жизнь. 2. Взрослый мужчина может быть лицемерен и заводить отношения ради своих корыстных целей. 3. Мало каким взрослым мужчинам будет интересно общаться с девочкой-подростком. 4. То что со сверстниками будет легче завести отношения потому… Читать далее

1 эксперт согласен

Мамаева Ирина

25 августа 2021

Хорошо, если у девочки будет такой друг вы,который сможет донести до нее ваши мысли, которые она сможет принять и… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Иван Овчинников

2,6 K

Я — переводчик, юрист и поэт. Интересуюсь политикой, поэзией и религией.   · 3 сент 2021

А кто сказал что это плохая идея? Вот для взрослого мужика заводить отношения с девочкой-подростком — это, и впрямь, плохая идея, поскольку она чревата уголовной ответственностью и последующей длительной отсидкой… «Всё чаще, в последнее время, слышно о домогательствах к подросткам от «значимых взрослых»» А слышно об этом потому, что сейчас идет такая тенденция -. .. Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

О сообществе

Психология

Сообщество профессионалов в области психологии – здесь эксперты делятся своими знаниями и опытом и отвечают на вопросы. Для личной консультации в остром случае обратитесь к психологу лично. Общие вопросы – задавайте здесь!

Психологи заглянули в сознание девочек-подростков Тем не менее, вы когда-нибудь мечтали снова стать подростком? У всех бывают моменты, когда они хотят вернуться к своей юности, особенно к беззаботному образу жизни. Поскольку все родители когда-то были подростками, логично предположить, что вы понимаете, что происходит в голове подростка.

Однако с каждым поколением воспитывать полных тревоги подростков становится все сложнее. То, что работало пару десятилетий назад, в современном мире недоступно даже подростку. Если вам посчастливилось жить в доме с подростком, пытающимся найти себя, вы слишком хорошо знаете эту родительскую дилемму.

Мальчики и девочки-подростки могут быть одного возраста, но их трудности могут быть совершенно разными. Понимание психологии девочек-подростков — один из лучших способов с любовью вести свою дочь во взрослую жизнь.

Когда она перестала играть в куклы?

Такое ощущение, что это было только вчера, когда вы стояли в очереди, пытаясь найти распроданную малышку или получить игрушку, которую она хотела на день рождения. Куда ушло время? Вы обернулись, и ваша девочка превратилась в подростка, и у нее также появились идеи, мнения и убеждения, которые могут совпадать или не совпадать с вашими.

Когда-то она думала, что мальчики противны, а теперь полюбила противоположный пол. Ее новый интерес — лишь одна из вещей, которые меняются в ее сознании. Ее гормоны вызывают всевозможные чувства, а эмоции заставляют ее действовать так, как даже она не понимает.

В одну минуту она может улыбаться и быть на вершине мира; следовательно, через несколько минут она может захотеть вырвать вам глаза. Вам нужно плыть по течению и понять, что ею управляют гормоны.

Даже самые лучшие родители испытывают смешанные чувства, когда видят, что их маленькие девочки растут. Ваши отношения с дочерью-подростком вот-вот столкнутся с самыми серьезными проблемами для вас обоих.

Кто-то сказал половое созревание?

Биологи говорят нам, что почти все представители животного мира проходят период полового созревания, переход от юности к взрослой жизни. В это время химические вещества мозга предупреждают гипофиз и репродуктивную систему о необходимости выработки гормонов роста и половой зрелости. У людей этот процесс обычно начинается с 12 лет и может продолжаться до 18 лет.

Возрастной диапазон полового созревания у человека не определен, потому что многие девочки-подростки начинают в более раннем возрасте. «Поздно расцветающие» могут начать на год или около того позже, чем их сверстники, и не достигнут зрелости до 19 или 20 лет. Не удивляйтесь, если ваш сын-подросток не успевает за вашей дочерью-подростком, потому что девочки обычно взрослеют быстрее, чем их сверстники. мальчики.

Некоторые девочки-подростки начинают заниматься уже в десять лет. Хотя кажется, что в наши дни половое созревание начинается раньше, многие винят в этом обработанные пищевые продукты и гормоны роста, используемые при приготовлении пищи. Кроме того, некоторые культуры естественно начинаются раньше, чем другие.

Ваши цветущие подростки — это всплеск гормонов, которые требуют всех аспектов их жизни, включая физические, умственные и сексуальные изменения. Эти гормоны влияют на их эмоции, и вы обычно увидите типичные для подростков перепады настроения. Это все их часть, приспосабливающаяся к новому телу и незнакомым ощущениям.

Кто такая тетя Фло? И почему она в гостях?

В то время как у представителей обоих полов созревают первичные и вторичные признаки, у вашей дочери-подростка также начнутся месячные менструации. Поскольку у вас есть откровенные разговоры о половом созревании с вашей девушкой, вам нужно будет включить разговоры о ее неизбежных менструальных выделениях. Если ваш подросток знает, чего ожидать, то его первая менструация не будет таким шоком.

Хотя это деликатный вопрос, она зависит от вашей уверенности в том, что эти изменения совершенно нормальны. Поговорите с подростком о правильной женской гигиене и лучших продуктах для ее нужд. Подумайте о том, чтобы помочь своей дочери записаться на первый прием к гинекологу.

Некоторые девочки будут скрывать от родителей свои первые месячные, потому что им так неловко. К счастью, в какой-то момент у них нет другого выбора, кроме как обратиться за помощью. Девочки-подростки испытывают всевозможные эмоции, включая страх, гнев, ярость, печаль, и они не знают, как справиться со всеми колебаниями настроения, которые приносит менструальный цикл.

Как родитель, вы должны уметь справляться с приливами и отливами гормонов вместе с ними. Постарайтесь не принимать все слишком близко к сердцу, поскольку сейчас они не могут слишком хорошо контролировать свои эмоции.

Объяснение важности менструального цикла (кроме репродукции).

А как насчет птиц и пчел?

Все эти гормональные всплески, которые испытывают девочки-подростки, заставляют их смотреть на мальчиков совершенно по-новому. Ваша дочь может быть напугана непривычным приливом полового влечения, вызванным половым созреванием, и может действовать. Девочки-подростки часто чувствуют себя неловко рядом с мальчиками в этом возрасте. Хотя она может вести себя так, будто знает все и не нуждается в вашем участии, внутренне она жаждет вашего руководства.

Обсуждение сексуальности с подростками — это непрерывная серия разговоров, которые часто продолжаются во взрослой жизни. Если ваша дочь-подросток не получит нужной информации о сексе и связанных с ним обязанностях, она услышит ее от других детей. Этот подержанный совет может быть далек от фактов и морали, которыми вы бы поделились.

В зависимости от вашего воспитания открытый диалог о сексе может быть затруднен. Будьте максимально откровенны, откровенны и честны с ее вопросами. Обсудите важность здоровых отношений, контроля над рождаемостью и предотвращения заболеваний, передающихся половым путем.

Кроме того, подростковая беременность — не редкость. Вы хотите убедиться, что ваша дочь достаточно взрослая, чтобы принимать эмоциональные решения, которые могут повлиять на нее до конца ее дней. Поскольку в этой стране ежедневно беременеют 1680 девушек, пришло время откровенно рассказать о рисках.

Когда остановятся американские горки настроения?

Девочки и мальчики-подростки известны своими резкими перепадами настроения, которые сводят родителей с ума. Не кажется ли вам, что малышка, которая любила проводить с вами время, теперь возмущается самим вашим присутствием?

Девочки-подростки и их американские горки гормонов могут жалить и ранить ваши чувства, но постарайтесь помнить, что это типичное поведение подростков — отталкивать родителей, демонстрируя свою независимость.

Наряду с бушующими гормонами у вашей дочери-подростка появляются месячные циклы, которые могут сделать ее еще более несчастной. Во время менструации она может быть капризной и ненавидеть мир. Если ПМС преобладает у женщин в вашей семье, вашей дочери может потребоваться некоторая медицинская помощь, чтобы она почувствовала себя лучше физически и эмоционально.

Попробуйте предложить эти 10 продуктов, которые помогут улучшить ее настроение.

Понимание ПМС и девочек-подростков

Девочки-подростки и женщины одинаково страдают от предменструального синдрома. По оценкам, им страдают трое из четырех подростков, страдающих этим распространенным заболеванием. Наряду с месячными циклами они могут испытывать:

• Депрессию
• Тревогу
• Резкие перепады настроения
• Судороги
• Вздутие живота
• Нежную грудь
• Головные боли

Скорее всего, ваша дочь так же растеряна и расстроена, вы о ее нестандартных настроениях. Хотя это нормально, обратитесь за медицинской помощью, если эти настроения переходят в опасную агрессию или депрессию. Опять же, постарайтесь поддерживать открытую линию общения в сочетании с непредвзятым подходом.

Ей могут понадобиться лекарства для борьбы с ужасными симптомами этого состояния. Ее врач может помочь вам решить, связаны ли гуморальные приливы с ее циклом или вызваны основным заболеванием, которое необходимо лечить.

Почему я не могу быть такой же красивой, как мои друзья?

Одним из самых сильных оскорблений в адрес женщин сегодня является извращенная интерпретация красоты обществом. Хотя мальчики часто сравнивают себя со своими сверстниками, девочки-подростки чаще страдают от плохого представления о своем теле. Американские СМИ шепчут им, что они «недостаточно красивы» или «достаточно достойны», если только не соответствуют нереалистичным образам.

Пролистайте любой журнал или пролистайте страницы в социальных сетях, и вы заметите маловесных, усовершенствованных компьютером моделей, которые соблазняют вашу девушку-подростка думать, что она должна выглядеть и быть одетой именно так. Конечно, если она продолжит покупать «модные» товары и услуги, они будут такими же красивыми и успешными.

Неудивительно, что так много девочек-подростков борются с низкой самооценкой, депрессией и возможными суицидальными мыслями. Девочки-подростки более склонны бороться с тревогой и чаще подвергаются издевательствам в школе. Из-за плохого образа тела некоторые подростки женского пола тайно режут себя или прибегают к опасному поведению, чтобы избавиться от боли.

Депрессия и тревога — это то, на что родители должны обращать внимание, чтобы гарантировать, что если их дочери понадобится помощь, они получат необходимую помощь.

Заключительные мысли: воспитание девочек-подростков не для слабонервных

Люди генетически запрограммированы искать независимости и постоять за себя. То, что может показаться агрессией и пренебрежением, на самом деле является способом вашей дочери-подростка испытать свои взрослые крылья. То, что вы постоянно присутствуете в ее жизни, может сделать переход немного легче для нее и для вас.

Однако вы должны знать, когда пора обратиться за помощью. Их умы настолько запутаны и чувствуют всевозможные вещи, что они не могут понять. К счастью, ваш педиатр может помочь вам разобраться в любых проблемах, связанных с гормонами или нет.

Похожие материалы девочки и период полового созревания загляните в сознание девочек-подростков половое созревание девочки-подростки девочки-подростки и гормональные изменения девочки-подростки и настроение

Planet Girl in Crisis — Dr Jan Philamon психолог Брисбен

Когда наступает период полового созревания, обычно можно увидеть, как некогда милая девочка превращается из маленькой принцессы в «Отношение к принцессе».

Родители часто бывают потрясены эмоциональными американскими горками подросткового возраста. Внезапно их маленькая любимица превращается в мятежного незнакомца, колеблющегося от ответственного и очаровательного в один день до избалованного и неприятного ребенка на следующий.

У мальчиков-подростков есть своя доля проблем, связанных с ростом, как мы все знаем, и в последнее время они привлекли к себе всеобщее внимание, но здесь мы должны быть предельно ясными. Наши девочки-подростки достигают более высоких уровней сложности в подростковом возрасте, и жизнь для них тяжелее, чем когда-либо прежде. Слишком много утомленных войной родителей изо всех сил пытаются воспитывать наших девочек-подростков.

Воспитание девочек-подростков

Наше нынешнее поколение девочек увлечено культурой получения и траты. Слишком часто они получают то, что хотят. Девочки-подростки являются экспертами в том, как манипулировать родителями, заставляя их сдаться (плакать, кричать, дуться, ворчать, угрожать и вообще нажимать на все известные им кнопки).

Это усугубляется в разделенных семьях, где мамы и папы часто вынуждены конкурировать друг с другом, и, следовательно, если один родитель не обеспечивает, это сделает другой. Однако завоевание расположения ребенка с помощью материальных вещей просто не способствует его благополучию и просто служит для подпитки эго родителей.

Внутри мозга девушки

В подростковом возрасте человеческое тело и мозг чрезвычайно заняты ростом и изменением от ребенка до, наконец, молодого ответственного взрослого в начале двадцатых годов.

Однако мозг девочек имеет свои области, отличные от мозга мальчиков. Например, оба женских полушария более интегрированы, что позволяет им работать вместе. Кроме того, в женском мозгу мысли и эмоции сильнее переплетены из-за дополнительного роста частей мозга, отвечающих за эмоции.

В качестве компенсации за мозг, который не полностью развит до двадцати с небольшим лет, подростки полагаются на часть мозга, которая создает тенденцию к автоматическим реакциям. Таким образом, подростки, вероятно, будут действовать более импульсивно, с меньшим контролем над своими эмоциями и принятием решений. Импульсивность также усугубляется подростковыми гормонами, которые слишком часто подталкивают наших молодых людей к рискованному и стремящемуся к острым ощущениям поведению, поскольку они стремятся к независимости и созданию самоидентификации, отдельной от своих родителей.

Давление со стороны сверстников и девочки-подростки

Конечно, есть и другие факторы внешнего давления, которые влияют на наших подростков. Как мы все знаем, давление со стороны сверстников очень велико, особенно сейчас, когда доступ к интернету и мобильному Интернету невелик, а девочки тратят слишком много времени на разговоры с друзьями о проблемах, о которых мало знают их родители.

Кроме того, с самого раннего возраста на поведение наших девочек оказывают влияние (особенно сексуальное) все виды средств массовой информации, такие как музыкальные видеоклипы, телевидение и журналы, на то, как они должны выглядеть, одеваться и вести себя. Посмотрите на наших поп-принцесс, от Бейонсе до Бритни, чтобы увидеть провокационные и сексуальные движения, которые теперь демонстрируют девушки все более молодого возраста. Родители должны знать, что, хотя тела их девочек могут выглядеть зрелыми и сексуальными, когда они одеваются на высоких каблуках и в коротких юбках, их социальное, эмоциональное и психологическое развитие далеко от зрелого.

Неудивительно, что многие родители чувствуют себя беспомощными и истощенными, не зная, что делать, чтобы помочь своим детям. Конечно, ворчание, крики, приказы, требования, покупки или просто отказ и позволение «Отношению принцессы» управлять насестом только еще больше злит ее, не принося ничего, кроме семейных раздоров и боли. Так или иначе, она стремится обрести независимость и собственное чувство идентичности.

Таким образом, родители действительно должны быть вооружены стратегиями и методами двадцать первого века, которые действительно работают и помогают пройти этот сложный период более гладко, без циклонического поведения и интенсивного эмоционального накала, которые так часто возникают в подростковом возрасте.

Родители, если у вас есть «подросток» или подросток любого возраста, пожалуйста, запишитесь ко мне на прием, чтобы помочь вам обоим сделать путешествие как можно более гладким и гармоничным! Я много лет успешно работаю с молодежью и буду более чем счастлив помочь вам и вашей дочери ориентироваться в бурных водах подросткового возраста.

Автор: Доктор Ян Филамон, доктор философии, бакалавр психологии (с отличием), C Teach, JP (Qual) Qld, MAPS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *