Прямая агрессия: Виды агрессии (агрессивности) — Психологос
Виды агрессивного поведения
По мнению А. Басса, все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (табл. 1.1).
Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных криминологов И. А. Кудрявцева, Н. А. Ратиновой и О. Ф. Савиной (1997), где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта.
По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности, побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъекта является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий.
Тип агрессии | Примеры |
---|---|
Физическая-активная-прямая | Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия |
Физическая-активная-непрямая | Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага |
Физическая-пассивная-прямая | Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели |
Физическая-пассивная-непрямая | Отказ от выполнения необходимых задач |
Вербальная-активная-прямая | Словесное оскорбление или унижение другого человека |
Вербальная-активная-непрямая | Распространение злостной клеветы |
Вербальная-пассивная-прямая | Отказ разговаривать с другим человеком |
Вербальная-пассивная-непрямая | Отказ давать словесные пояснения или объяснения |
Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности.
Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта. В этих случаях регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотичный характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции.
В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.
Исходя из форм поведения выделяют:
- физическую — использование физической силы против другого лица или объекта;
- вербальную — выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань).
Исходя из открытости проявления выделяют:
- прямую — непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;
- косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).
Исходя из цели выделяют враждебную и инструментальную агрессии. Фешбах видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный.
Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна.
Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается. Являясь необходимым механизмом адаптации, она побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Фешбах выделял и случайную агрессию, против чего справедливо возразил Кауфман, но последний сомневался и в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии.
Берковиц пишет об импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, которая есть не что иное, как экспрессивная (враждебная) агрессия по Фешбаху.
Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, считает, что:
«целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита».
Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах (Feshbach, 1971) — об индивидуально и социально мотивированной агрессии.
Надо отметить, что при дифференцировании враждебной и инструментальной агрессии авторы не предлагают четких критериев, используя только различие в целях (для чего осуществляется агрессия): при враждебной агрессии целью является нанесение ущерба или оскорбления, а при инструментальной агрессии, как пишут Бэрон и Ричардсон:
«для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний».
Но разве при враждебной агрессии желание отсутствует?
В результате, характеризуя инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон вступают в противоречия с самими собой. То они пишут, что «инструментальная агрессия. характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда», то пишут, что инструментальная агрессия причиняет человеку зло:
«Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или «настоять на своем»».
Апофеозом путаницы при характеристике инструментальной агрессии можно считать следующий пример, приводимый Бэроном и Ричардсон:
«Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи — например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий — нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам».
Но можно ли воровство считать актом агрессии только потому, что оно наносит ущерб его жертве? и не является ли «воровство» при сопротивлении жертвы грабежом?
Кроме того, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией, и по сути он прав.
Внес свой вклад в эту путаницу и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальной агрессии преднамеренную. Но разве инструментальная агрессия не преднамеренная? Кроме того, он своеобразно понимает инструментальную агрессию:
«Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или по субъективному сознанию «было необходимо» действовать».
Исходя из причины выделяют: реактивную и проактивную агрессию. Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия — это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия — когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи предложили использовать термины «реактивная» и «проактивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение (для агрессора или жертвы?) определенного позитивного результата. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию мальчики начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.
Х. Хекхаузен (2003) пишет о реактивной или спровоцированной агрессии и спонтанной (ничем не спровоцированной) агрессии, под которой он имеет в виду по сути инициативную агрессию, т. е. заранее спланированную, преднамеренную (с целью мести или вражды по отношению ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же он относит садизм — агрессию ради получения удовольствия).
По существу об этих же видах агрессии говорит и Зильманн, выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая предпринимается с целью достижения различных внешних выгод.
В ряде исследований было установлено, что если людям причиняли физические страдания, например подвергали серии ничем не спровоцированных ударов электротоком, они отплачивали тем же: тот, кто подвергался определенному числу разрядов, хотел отплатить обидчику тем же самым способом. Данные показывают также, что испытуемые оказались готовыми нанести ударов больше, чем получили сами, если полагали, что им за это ничего не будет (например, потому, что участие в эксперименте анонимно).
В определенных обстоятельствах люди склонны «давать сдачу по-крупному». Патерсон (1976) подметил, что агрессивное поведение кого-либо из членов семьи вызвано тем, что он таким образом пытается остановить нападки другого человека. Более того, ученый установил, что если агрессия одного из родственников неожиданно усиливается, другой, как правило, прекращает свои нападки. Хотя постепенная эскалация агрессивных действий может еще больше раздуть конфликт, резко усилившийся натиск («сдача по-крупному») способен ослабить его или вовсе прекратить. Данные, полученные из других источников, соответствуют этому наблюдению. Например, когда существует явная угроза получить сдачу за агрессивное поведение, желание нападать слабеет.
Но здесь есть одно важное исключение. Когда человек очень зол, то угроза получить сдачу — даже мощную — не ослабит его желание инициировать столкновение.
Фрэнкин Р., 2003, с. 363
Исходя из направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессия. Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя. В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором — об аутоагрессии.
Страх, агрессия и ответственность. Лекторий. Прямая речь.
Александр Колмановский — психолог, специалист по семейным и детско-родительским отношениям, педагог. Ведущий передачи «Только для взрослых» на «Детском радио — СИТИ FM». Читает курс по психологии отношений в МГУ им.М.В. Ломоносова. Руководит центром социально-психологической реабилитации «Наша жизнь».
У человека психологи выделяют два этажа психики. Первый этаж — натуральная (животная) психика. Она никуда не делась с древних времен и отвечает за огромное количество наших ежечасных проявлений. Второй — это собственно человеческая надстройка, высшая психика. Животная психика импульсивна, она реагирует просто на события — отрицая его или принимая. А высшая психика рассудительна, она использует в анализ несенсорный элемент.
Натуральная психика просто отрицает неприятности: не груби, прекрати кривляться, нечего лениться и т.д. А высшая психика реагирует на неявленную нам причину такого поведения. А причина всегда одна — это эмоция.
Когда высшая психика созрела, человек успевает сдерживать прямолинейные животные реакции при столкновении с неприятностью. И пытается оценить, почему неприятность происходит. И без учета этой особенности наши попытки влиять на других людей малоэффективны.
Страх как регулятор психики
Взаимодействие двух этажей регулируется страхом. Чем острее стресс, тем хуже работает высшая психика. Когда есть опасность — тут не до размышлений, тут надо действовать немедленно. И чем больше человек боится, тем хуже он соображает.
В отличие от животных, которые боятся совершенно реальных вещей, у нас есть особый страх — страх ошибки, страх оказаться неправильным. Это фоновый страх, в значительной степени регулирующий поведение. Он формируется в детстве при столкновениях с родительской назидательностью: «сколько раз тебе повторять», «я тебе отдельно готовить не буду», «что ты себе позволяешь» и так далее. Даже «смотри под ноги» — когда со мной происходит что-то неправильное, это полностью моя вина.
Рефлексивный страх ошибки не приводит к тому, что человек постоянно будет исправить свои (часто мнимые) просчеты. Страх оказаться виноватым заставляет человека изо всех сил отрицать эту вину. Когда два человека сталкиваются на бегу случайно, один скажет: «прости, не заметил», а другой — «смотри, куда прешь». Почему они так по-разному реагируют? Что мешает второму извиниться? Страх оказаться виноватым. Если ты не заметил — значит, ты виноват.
В полемике побеждает спокойствие
Когда люди спорят, они вроде бы обмениваются фразами и аргументами в надежде убедить оппонента в своей правоте. Но на самом деле в ситуации острой дискуссии нами движут чувства. А логика только обслуживает эти эмоции. И если человек спорит с пеной у рта, им скорее всего владеет тот самый страх оказаться неправильным, неадекватным, а значит, виноватым. Каждый оппонент движим картиной мира, которая сложилась у него с детства. В этой картине мира он нажил большой опыт, взгляд на вещи, ценности. И признать эту картину мира неправильной — страшно. А страх приводит к агрессии.
Люди прислушаются к другой точке зрения, только когда они сами про нее спрашивают. Не вмешивайтесь без запроса, даже если человек делает что-то во вред себе. Важно отличать настоящий интерес к вашему мнению от желания собеседника, чтобы вы просто вслух разделили его позицию.
Как отличить полемику от разговора? Ей всегда присуще ваше собственное жгучее желание ДОКАЗАТЬ. От этого надо всемерно отказываться. Истина не рождается в споре. Прислушайтесь к себе: способны ли вы оставить за соперником последнее слово? Или надо «добить»?
В споре всегда более убедителен спокойный оппонент. Если не удалось уйти от полемики, важно максимально удерживаться от иронии, сарказма, театральности и от осыпания оппонента нелестными эпитетами.
Особо чувствительны ссоры с родными, с близкими. Это не посторонние нам люди, а потому полемика с ними совершенно точно включит эмоции. Как быть? Находите с близкими как можно больше точек эмоционального совпадения. Что нам нравится в них? За что мы их любим? Поймите, что альтернативные взгляды — это другая картина мира. И это сильные магнитные возмущения. Чем ближе разговор к этим возмущениям, тем меньше человек владеет собой.
Но не уходите от коммуникации. Когда тихий запрос остается без ответа, человек увеличивает громкость. Если девочка не реагирует на обзывания, я тресну ее линейкой — тогда она точно заметит и отреагирует. Но это не значит, что девочка согласна с позицией этого хулигана. А просто предложить девочке пойти вместе домой мешает страх — страх быть отвергнутым, неправильным. Отсюда агрессия — как защитная форма.
Агрессия — важный фактор поведения
Доброта — это качество, которое мы ценим максимально высоко. Об этом говорит мой опыт психолога. Людей всегда привлекает не внешняя красота, не деньги, а доброта и доброжелательность. На втором месте — ум. И эта установка отражена в известном изречении о том, что по-настоящему умный человек не бывает злым.
Но как биолог я считаю, что доброта — это очень узкое определение для содержательного поведения. Это поведение человека, который максимально точно понимает, что происходит. Если рядом с человеком упал человек, это неправильная ситуация, она требует включения содержательного поведения — помощи. Точно так же происходит и у слонов, например. Это механизм психики социально организованных животных. А вот если в это время мне угрожает опасность, то психика смещает акценты с социального поведения на мои собственные интересы.
И поэтому для психолога доброта или агрессия — не устойчивые человеческие черты, а это как градусник, который оценивает психологическое состояние человека. Чем более агрессивен человек, тем сильнее его психика сведена судорогой страха. И наоборот — чем доброжелательнее, тем выше психологическая сохранность.
Вина или ответственность
Сегодня мы часто слышим упреки от тех, кому плохо. И оправдываясь, мы неизменно испытываем свою вину. Никогда не оправдывайтесь или не обвиняйте в ответ на нападки: «да, мне сейчас не так плохо, так что мне теперь, головой об стенку?» Любые попытки оправдаться усилят внутреннее напряжение. Говорите: «Да, мне жаль, что так вышло, что я к этому причастен, что не смог этого изменить». Вы можете взять на себя ответственность за произошедшее, но не вину.
Вина — это любой поступок, заслуживающий наказания в какой-либо форме. Запомните: никакой поступок адекватного человека не заслуживает наказания. Вина пришла к нам из детства, к ней невольно или сознательно приучили нас родители.
В отличие от вины, ответственность — это содержательный анализ причинно-следственных связей. Это конструктивный анализ. К ответственности нужно присматриваться: я действительно мог сделать другой выбор, поступить иначе? И в основном ответ будет «не мог» — по разным причинам, но не мог. Это надо признать внутри себя. Сконструируйте внутри себя диалог с максимально жестким критиком, который спрашивает: «в смысле, не мог? другие-то могли!». Очень важно не отбиваться от этих воображаемых упреков, а принимать их: да, не мог, другие могли, потому что были умнее (сильнее, опытнее и т.д.). Так вы научитесь принимать нападки. И чем лучше вы их принимаете, тем меньше боитесь.
Ну а если все-таки я мог сделать другой выбор, то что я не учел? И это важно понять не для того, чтобы винить себя, а чтобы учесть все варианты на будущее.
Избавляться от чувства вины поможет возвратный механизм самосознания: максимально тренируйте собственную терпимость вместо оценочности. Когда мы сталкиваемся с чужим неправильным поведением, мы максимально удерживаемся от оценочных комментариев. Не человек плохой, а ему плохо и страшно — и поэтому он старается обидеть или навредить другим. Это помогает и по отношению к своим поступкам.
Пассивная агрессия: что это, как ее распознать и как с ней бороться
Специально для Forbes Life психолог Алена Ванченко рассказывает, что такое скрытая и подавленная агрессия, как распознать пассивно-агрессивное поведение и как ему противостоять
«Ой, ну все», «Все со мной нормально», «Я с тобой не разговариваю», «О, не знал, что это так важно, иначе бы сделал» — нам всем знакомы такие фразы, эти и подобные им замечания мы неоднократно слышали в свой адрес или произносили сами. Они совсем не так нейтральны — на самом деле за ними маскируется скрытая агрессия.
Агрессия — универсальная особенность человеческой психики и восприятия. Она может быть как активной — при открытом конфликте, когда мы защищаем свои границы или нападаем на границы других, так и пассивной. При пассивной агрессии человек, наоборот, уходит от прямого конфликта и выражает свою злость иным способом.
Пассивная агрессия — это не отдельный диагноз и не симптом психического нарушения или заболевания, а форма поведения. Любой здоровый человек испытывает гнев, злость и агрессию. Но одни люди идут на открытую конфронтацию, а другие подавляют эмоции и пытаются договориться сами с собой. Кто-то из-за того, что не чувствует веса в ссоре, а кто-то потому, что не умеет отстаивать личные границы, — именно люди с нарушенными личными границами чаще всего всего впадают в пассивно-агрессивное поведение. Для них прямой конфликт связан с чувством стыда, вины и страха — и они избегают его с помощью иронии, сарказма, обиды и увиливания от открытой конфронтации, косвенно выражая неповиновение, враждебность или неявное оскорбительное поведение, плетя интриги, распространяя сплетни и занимаясь саботажем.
Пассивно-агрессивное поведение впервые описал полковник Уильям Меннингер во время Второй мировой войны. В 1945 году в едином техническом бюллетене США он выразил обеспокоенность по поводу солдат, которые уклонялись от службы из-за «умышленной некомпетентности». Меннингер написал, что хотя солдаты и не проявляли открытого неподчинения, они выражали агрессию «пассивными мерами — упрямством, медлительностью, неэффективностью и пассивным обструкционизмом». Позже Американская психиатрическая ассоциация включила пассивную агрессию как форму поведения в Руководство по психическим расстройствам, но впоследствии убрала из основного перечня, признав ее реакцией на конкретные ситуации, требующей отдельного изучения для получения статуса медицинского диагноза.
Материал по теме
Причины и признаки пассивной агрессии
Разные школы психологии относятся к подавленной агрессии по-разному. Например, специалисты по неопсихоанализу считают, что пассивная агрессия — привычная укоренившаяся в личности форма психологической защиты, а американский психолог, основоположник трансакционного анализа Эрик Берн связывает этот тип поведения с психологической незрелостью: при становлении личности детские паттерны не заменились на более взрослые. Взрослея, от примитивных психологических защит мы переходим к более осознанным. Истерика, обида и манипуляция — это поведение, которое обычно присуще детям, которые еще не знают иных поведенческих сценариев. Если для них такая форма проявления агрессии работает в детстве и не переосмысляется при взрослении, то в более старшем возрасте она начинает фиксироваться как автоматическая. Кроме того, зачастую в детстве мы сталкиваемся с тем, что наши родители ограничивают и подавляют наши эмоции, говоря «Злых никто не любит», «нужно быть неконфликтным человеком», «с тобой никто не будет общаться» — так у человека появляется запрет на открытое выражение гнева и открытый конфликт.
Дети, воспитанные в среде, в которой конфликты не приветствовались, подавляют открытый протест
Поэтому как многие другие паттерны поведения, неосмысленная пассивная агрессия может укорениться как коммуникативная привычка, от которой потом очень тяжело избавиться.
Самый явный признак того, что вы столкнулись с пассивно-агрессивным поведением, — чувство раздражения при общении. Это внутренний эмоциональный ответ: мы почти всегда отвечаем агрессией на агрессию, и, когда на нас кто-то нападает, мы атакуем в ответ. И если некая очень тривиальная социальная встреча или контакт вызывает гнев и раздражение, ваш собеседник, скорее всего, применил пассивную агрессию.
Любое нарушение личных границ, которое подается под некоторым социально приемлемым соусом, — форма пассивной агрессии. Контакт, комплимент, подарок или якобы смешная шутка, из-за которых вы чувствуете гнев или раздражение, — классический сигнал того, что против вас использовали пассивную агрессию.
Формы пассивной агрессии
Классический пример скрытой агрессии — неудачные комплименты, а на самом деле шпильки и уколы, скрытые за псевдокомплиментами. Например, фраза «Ой, а сегодня ты замечательно выглядишь». Слово «сегодня», заставляет задуматься о том, что в остальное время человека выглядит, мягко говоря, неважно. Другая форма непрямой конфронтации — подарки с подтекстом. Например, свекровь дарит невестке на Новый год утягивающее белье — хотя такой подарок формально социально приемлем, это тоже проявление агрессии. Еще один распространенный вид пассивной агрессии и обходной путь — ирония и сарказм. Они не являются здоровыми формами юмора в психологии, эти риторические приемы построены на гневе, в отличие от философского и беззлобного юмора.
В рабочей среде пассивная агрессия проявляется по-другому. Например, через срыв договоренностей и дедлайнов. Человек постоянно нарушает обязательства, потому что внутренне несогласен с данным ему заданием, решает просто не выполнять поставленные задачи. Или же сотрудник каким-то иным способом саботирует работу, обижается, ведет себя по-детски, всячески пытаясь избежать выполнения задачи, которую он не хочет делать. Он не может выразить свое негодование в открытую, поэтому ищет другие тихие способы.
Как бороться с пассивной агрессией на работе
Пассивная агрессия — это яркий признак неразвитого эмоционального интеллекта. А в рабочих вопросах эмоциональный интеллект — одна из самых ценных вещей. Например, в прошлом году был произведен интересный эксперимент о влиянии эмоционального интеллекта на карьерное развитие, в ходе которого специалисты на в рамках которого исследователи опросили технических работников и специалистах в сфере IT, с кем им комфортнее всего работать. И почти все работники хотели взаимодействовать не с теми, кто умнее, а с теми, у кого выше эмоциональный интеллект, и есть возможность общаться качественно.
Более раннее американское исследование показало, что четыре из пяти работников теряли ценное рабочее время, переживая из-за неприятного инцидента, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения.
Пассивно-агрессивное поведение обходится всему коллективу очень дорого. На уровне компании замедляются все процессы: решения принимаются медленно, возрастают риски ошибок, непроговоренное напряжение разрушает доверие, затрудняет общение и способствует враждебности, а постоянный стресс от пассивной агрессии оказывает чудовищное влияние на внутрикомандные рабочие отношения. Если руководитель видит, что в его команде есть пассивно-агрессивные люди, то самое лучшее решение — поговорить с ними и открыто выяснить причину такого поведения. Ведь даже один пассивно-агрессивный сотрудник, который не способен на свободную коммуникацию и с которым тяжело, неуютно и неудобно работать из-за этого, потихоньку потянет за собой всю команду.
Навык прямого конфликта и активной конфронтации поможет и в случае, если пассивный агрессор — начальник, а не сотрудник. Взаимодействовать с ними лучше всего, фиксируя письменно все рабочие задачи, чтобы потом, в случае конфликта, исключить манипуляции. Нужно учитывать все факторы и требовать фиксации абсолютно всего — от формы сдачи задания до дедлайнов.
Материал по теме
Как распознать в себе пассивного агрессора
Людей с пассивной агрессией можно распознать по нескольким признакам:
- Чувство несчастья
Пассивно-агрессивные люди несчастны. Они не умеют защищать свои границы, не видят границы других людей и чаще всего не могут договориться с человеком, с которым они разговаривают или общаются. У них отсутствует важный компонент благополучия — так называемый менеджмент среды, сформулированный психологом Кэрол Рифф. Люди с пассивно-агрессивным поведением утрачивают контроль над окружающей их средой — из-за чего испытывают нарушения в отношениях, в выражении и интерпретации эмоцией и не удовлетворены другими сферами жизни — здоровьем, карьерой, свободным временем.
- Невозможность отслеживать свои реакции
Пассивно-агрессивными людьми часто управляет давняя неосознанная травма, идея или установка, что они не могут свободно выражать свой гнев. Они часто ловят себя на мысли, что сказали нечто не соответствующее первоначальному плану совсем и не тем тоном, которым хотели бы. Пассивные агрессоры могут замечать, что очень зло реагируют на довольно тривиальные вещи или чувствуют в характере желание нападать на человека, который слабее них.
Как самостоятельно справиться с пассивно-агрессивным поведением
Помочь себе самостоятельно справиться с пассивно-агрессивным поведением возможно. В первую очередь нужно понять качество своей коммуникации и свое отношение к конфликтам. Именно открытые конфликт и агрессия — источник, с которого начинаются последующие поведенческие сценарии. Стоит задать себе несколько вопросов:
- Могу ли я конфликтовать?
- Если я боюсь конфликта, то почему?
- Что происходит со мной с эмоциональной точки зрения в ходе конфликта? Какие ощущения я испытываю, что происходит в моих мыслях?
- Откуда произошла эта реакция?
- Что самого страшного может произойти, если я доведу конфликт до конца и буду отстаивать свои границы?
- Где эти самые границы пролегают? Готов ли я разрушать свои отношения?
Ответив на эти вопросы, стоит начать работу над осознанностью своих реакций и выявить истинные причины пассивно-агрессивного поведения. Их нужно обдумать, найти источники и понять, что ни одна ситуация в будущем или настоящем не является ситуацией из прошлого. А значит, стереотип, паттерн или сценарий поведения из прошлого будет неэффективен. Далее важно увидеть эффективность осознанного поведения и понять, чем вы расплачиваетесь, пока она не достигается. Например, хорошими отношениями и ощущением благополучия, страдая, виня себя и других людей и избегая контактов. Чтобы страдание прекратилось, нужно научиться конфликтовать открыто и отстаивать себя, свои ценности и интересы.
Как помочь пассивному агрессору
Быть примером
Если вы находитесь в постоянном близком контакте с пассивным агрессором, то лучшее, что вы можете сделать, — самому служить положительным примером. Важно четко и качественно выставлять свои личные границы, начиная от финансовых, заканчивая физическими и личностными эго-границами, демонстрируя здоровое поведение. Когда пассивный агрессор будет наталкиваться на ваши границы, он увидит, что они действительно существуют, и в идеале «вовлечется» в здоровое поведение, попытавшись разобраться в причинах собственных трудностей с проживанием открытых конфликтов.
Обозначить проблему
Пассивные агрессоры, как многие другие манипуляторы, боятся, когда окружающие обращают внимание на их поведение. Поэтому, сталкиваясь с пассивно-агрессивным поведением, важно сразу обозначать проблему, сказав: «Нет, твой комментарий не просто шутка. Нет, это не обычный разговор, а определенный паттерн, который я замечаю в тебе раз за разом. Сядь и скажи мне, что не так». Люди, которые постоянно идут на пассивную агрессию, боятся открытого конфликта. И вызывая их на открытую конфронтацию, мы начинаем противостоять, доминировать в разговоре и вскрываем подлинную проблему, провоцирующую их сваливаться в один и тот же поведенческий паттерн. Как только мы добираемся до главной проблемы, реактивное поведение прекращается.
Передать мяч
Если в вашем окружении есть пассивно-агрессивный человек, важно помнить, что он боится вас больше, чем вы его. Если у вас есть удивительный талант к открытому ненасильственному конфликту и открытому заявлению своего мнения, вы уже победили в коммуникации. Во время ссоры нужно просто перевести мяч с поля игры агрессора на свое поле, на котором другому человеку будет максимально некомфортно, ведь он не владеет инструментами, которыми вы обладаете.
Последствия пассивно-агрессивного поведения
Долговременное последствие пассивно-агрессивного поведения — разрушенные отношения. Потому что никто не хочет постоянно выходить из коммуникации с ощущением раздражения и гнева. А отношениях с пассивно-агрессивным человеком это неизбежно.
Если мы говорим про последствия для самого пассивного агрессора, то, во-первых, это неспособность встретиться напрямую со своими недостатками. А, во-вторых, это неспособность отстаивать личные границы, неспособность к менеджменту среды, к счастью и внутреннему благополучию. Пассивному агрессору не на что опереться — он находится в постоянной рефлексии и печали, обдумывая свои контакты с другими людьми.
Если же мы говорим про последствия пассивной агрессии с точки зрения физиологии, то постоянное чувство страха, вины и стыда приводит к проблемам в области гастроэнтерологии — язвам, колитам и нарушениям парасимпатической нервной системы. Именно открытая агрессия — как источник энергии изменений — отвечает за качество нашей жизни. Она позволяет защититься, влечет и мотивирует к расширению горизонта, улучшению профессиональных и жизненных условий, а человек, не способный на здоровое проявление агрессии как энергии достижений, обрекает себя на стагнацию.
Как соотносятся дружба, косвенная и прямая агрессия?
- DOI:10. 1002/(SICI)1098-2337(1996)22:2<81::AID-AB1>3.0.CO;2-X
- ID корпуса: 144020570
@article{Green,1996How title={Как связаны дружба, косвенная и прямая агрессия?}, автор = {Лаура Р. Грин, Дебора Рут Ричардсон и Таня Лаго}, журнал={Агрессивное поведение}, год = {1996}, объем = {22}, страницы = {81-86} }
- Л. Р. Грин, Д. Ричардсон, Таня Лаго
- Опубликовано в 1996 г.
- Психология
- Агрессивное поведение
Большинство исследований, в которых сообщается, что мужчины более агрессивны, чем женщины, изучали только прямую агрессию. Однако недавние исследования показали, что самки могут быть более косвенно агрессивными, чем самцы. Лагерспец и др. [1988: Aggressive Behavior 14:403-414] предположили, что эта гендерная разница в косвенной агрессии может возникать из-за того, что самки имеют более плотные сети, чем самцы, что дает им больше возможностей для использования косвенной агрессии. В настоящем исследовании изучалась взаимосвязь…
Просмотр через Publisher
Агрессия среди пожилых людей: взаимосвязь сетей взаимодействия и гендерной роли с прямыми и косвенными ответами В исследовании изучались межличностные агрессивные стратегии среди пожилых людей, а также социальный и личный контекст, в котором эти стратегии могут использоваться. В частности, мы оценили…
Половые различия в использовании косвенной агрессии взрослыми канадцами физическую агрессию и облегчение социального функционирования в небольших группах. Если это так, то мужчины…
Бессилие и использование косвенной агрессии в дружбе
- L. Duncan, A. Owen-Smith
Психология, социология
- 2006
Агрессия у девочек, особенно косвенная агрессия, совершаемая девочками по отношению к другим девочкам, привлекает все большее внимание в популярной прессе. Были предложены различные объяснения для объяснения…
Объяснение социальных санкций и угроз влияния пола на прямую и косвенную агрессию
- Д. Ричардсон, Л. Р. Грин
Психология, биология
- 1999
В настоящем исследовании были изучены два объяснения гендерных различий в выражении прямой и косвенной агрессии, и были получены некоторые подтверждения обеих моделей влияния пола на человеческую агрессию, а также предложена уместность относительно сложной модели влияния пола на агрессию. .
Прямая и косвенная агрессия: отношения как социальный контекст
- Д. Ричардсон, Л. Р. Грин
Психология
- 2006
В исследованиях, о которых сообщается в этой статье, изучалось влияние социального контекста — целевого пола и целевого отношения — на сообщения о прямой и косвенной агрессии. В исследовании 1 участники заполнили…
Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии
- Дж. Арчер, С. Койн
Психология
Обзор личности и социальной психологии: официальный журнал Общества Личность и социальная психология, Inc
- 2005
Делается вывод о том, что непрямая, реляционная и социальная агрессия гораздо больше похожи, чем различаются, и предлагаются способы облегчения будущих исследований путем интеграции трех областей в рамках адаптивной структуры.
Измерение прямой и косвенной агрессии: есть ли систематическая ошибка?
- Мэт Грегоски, Венди А. Мэлоун, Д. Ричардсон
Психология
- 2005
Критики методов самоотчета предполагают, что участники, вероятно, занижают собственное негативное поведение, учитывая опасения по поводу социальной желательности. В настоящем исследовании рассматривалась проблема…
Половые различия в физической и косвенной агрессии: перспектива развития
- С. Котэ
Психология
- 2007
Мужчины обычно проявляют агрессию чаще, чем женщины. Однако величина различий между полами широко варьируется в зависимости от типа рассматриваемой агрессии и в соответствии с…
Определение новой подкатегории агрессии: половые различия в прямой невербальной агрессии
- Гэри Шобер, К. Бьёркквист, Сари Сомппи
Психология
- 2009
Это исследование демонстрирует потенциальную полезность выделения для анализа дополнительного компонента агрессии, а именно прямой невербальной агрессии. Исследовательский и подтверждающий факторный анализ…
Половые различия в агрессивности в условиях реального мира: метааналитический обзор
- Дж. Арчер
Психология
- 2004
Описаны метааналитические обзоры половых различий в агрессии в реальных условиях. Они охватывают самоотчеты, наблюдения, отчеты сверстников и отчеты учителей об общих прямых, физических,…
ПОКАЗЫВАЮТСЯ 1-10 ИЗ 12 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные статьиНедавность
Типична ли непрямая агрессия для женщин? Гендерные различия в агрессивности у детей в возрасте от 11 до 12 лет
- К. Лагерспец, К. Бьёркквист, Т. Пелтонен
Психология
- 1988
Гендерные различия в отношении агрессивного поведения были исследованы у 167 школьников в возрасте от 11 до 12 лет с помощью методов оценки сверстников, подкрепленных самооценкой и интервью. Социальные…
Девочки манипулируют, а мальчики дерутся? Тенденции развития в отношении прямой и косвенной агрессии
- К. Бьёркквист, К. Лагерспец, А. Каукиайнен
Психология
- 1992
Гендерные различия в агрессивном поведении изучались в серии исследований школьников разных возрастных групп: 8-летних (N = 85), 11-летних (N = 167) и…
Реляционная агрессия, пол и социально-психологическая адаптация.
- Н. Крик, Дж. Гротпетер
Психология
Развитие ребенка
- 1995
инструмент для выборки детей с третьего по шестой класс и показал, что девочки были значительно более агрессивны в отношениях, чем мальчики.
Гендерные различия в прогнозировании одиночества по характеристикам социальных сетей.
Результаты показали, что характеристики социальных сетей, особенно плотность, всегда лучше предсказывали воспринимаемое одиночество для мужчин, чем для женщин, что, возможно, указывает на то, что мужчины и женщины используют разные стандарты при оценке того, одиноки ли они.
Контроль мужской агрессии в интимных отношениях
- К. Уильямс, Р. Хокинс
Закон
- 1989
Правовой контроль над агрессивными действиями в семье должен оцениваться на фоне других видов семейного контроля. Это исследование определяет факторы, которые контролируют мужскую агрессию по отношению к партнершам…
Измерение внутрисемейного конфликта и насилия: шкалы Conflict Tactics (CT).
- М. Штраус
Психология
- 1979
Развитие исследований внутрисемейных конфликтов и насилия требует как концептуальной ясности, так и измерения понятий. Таким образом, введение в эту статью направлено на то, чтобы прояснить и различить…
Структура сети и реакции на первичные отклонения психических больных.
Свойство социальных сетей, а не статусные ресурсы или симптомы, обеспечивают лучшее понимание реакции на первоначальные девиантные действия и действия, ведущие к госпитализации.
Отношение переменных социальной сети и индивидуальных различий к одиночеству.
- Дж. Стоукс
Психология
- 1985
Переменные социальных сетей и меры индивидуальных различий (экстраверсия, невротизм и самораскрытие) были предикторами самооценки одиночества в выборке студента колледжа. Из…
Раса, класс, принадлежность к сети и насилие в семье: поиск эффективных систем поддержки*
- Ноэль А. Казенав, М. Штраус
Психология
- 1979
Развитие директивности и агрессии Стратегии у мужчин и женщин
- К. Бьёркквист, К. Остерман, А. Каукиайнен
Психология
- 1992
прямая агрессия | Прикладная социальная психология (ASP)
by Cynthia Roebuck
Запугивание происходит повсюду в классах и на игровых площадках в жизни нашей молодежи, но также это происходит в кампусах наших колледжей и даже на работе и в нашей личной взрослой жизни. Запугивание получило широкое признание в средствах массовой информации благодаря школам, реализующим программы по борьбе с издевательствами. Но большинство этих программ, по-видимому, атакуют уже сложившееся поведение, в то время как решению вопроса о том, почему такому поведению было позволено превратиться в проблему для общества, уделяется меньше внимания. В письмах, которыми обменивались Эйнштейн и Фрейд, Фрейд утверждал, что агрессия естественна (Einstein & Freud, 19).32), но поведение можно изменить с помощью принципов социального обучения. Бандура утверждает, что ситуационный, когнитивный контроль и контроль подкрепления должны быть нацелены вместо того, чтобы сосредотачиваться на чертах или исторических причинах, и приводит к теме убеждения Аккермана о том, что ребенок действует не потому, что его не любят, а потому, что он не может доверять (Бандура, 1973, стр. 245).
Это указывает на важность морального климата в классе, потому что именно здесь молодежь развивает понимание того, каковы социальные нормы для агрессии, и это область, которая очень нуждается в исследовании при рассмотрении общности во всем мире насилие в школе (Алексич, 2012, стр. 210). Поскольку большинство появляющихся взрослых общаются в основном в электронной среде с помощью текстовых сообщений, чатов, социальных сетей и видеоигр, они сталкиваются с формами косвенной агрессии в форме социального буллинга, называемого киберзапугиванием. Эта форма издевательств включает в себя прямое сообщение человеку, что он не нужен, исключение его из групповой деятельности, игнорирование, распространение слухов, отстранение других друзей и создание ситуаций, в которых человек будет смущен. Под этим понимают форму психологического насилия, направленного на причинение психологического вреда другому человеку (StuartCassel, Terzain, and Bradshaw, 2013; Taki, Slee, Hymel, Pepler, Sim & Swearer, 2008).
Таки и др. провел продольное сравнительное исследование, чтобы определить долгосрочные последствия косвенной агрессии в Австралии, Канаде, Китае, Японии, Корее и США (2008 г.). Они обнаружили там длительный психологический вред, вызванный косвенной агрессией, но поскольку шрамы не были видны, должного внимания к серьезности такого поведения не рассматривали достаточно тщательно (с. 4). Они выделяют три формы — «принадлежность, сила заменяемого статуса и частота виктимизации» (стр. 6), и это происходит в нескольких сценариях — отнятие чего-либо, поддразнивание, игнорирование и исключение (стр. 7). Интересно, что коллективистские общества дали этому типу издевательств собственное название — в Японии: ijime и в Корее: wang-ta. Является ли киберзапугивание версией этого в Америке?
В начальных школах должны быть приняты меры по предотвращению агрессивного поведения для поощрения сотрудничества между учащимися с целью преодоления социальных барьеров путем изменения агрессивного поведения у отдельных лиц путем демонстрации альтернативных способов совместной работы. Вот почему классы-головоломки были приглашены в такие места, как Колумбайн в Колорадо, чтобы попытаться противодействовать негативным эффектам группировок (Gilbert, 2001). Аронсон был приглашен в Колумбайн, чтобы дать рекомендации по совместной учебной среде, называемой «класс-головоломка», которая реструктурирует классную среду на более мелкие группы, в которых учащиеся взаимодействуют друг с другом, чтобы коллективно выполнить требования урока, а не соревноваться, чтобы быть лучше друг друга (Макналти, 2004). Было показано, что классы-головоломки изменяют отношение учащихся и приводят к изменению поведения, поскольку стереотипы отбрасываются, поскольку одноклассники начинают видеть больше, чем одномерный стереотип, взаимодействуя друг с другом (APA, 2015). Этот подход к обучению также оказался успешным при обучении в бакалавриате (Lom, 2012).
Вместе мы сможем лучше определить и рассказать о том, что такое запугивание, поэтому мы сможем устранить любую двусмысленность, связанную с распознаванием прямого и косвенного агрессивного запугивания. Если мы это сделаем, то эффект свидетеля, когда кто-то может не помочь, будет уменьшен, потому что признание того, что над человеком издеваются, будет легко видно, что это такое. А пока уделяйте время каждый день, чтобы совершить один случайный добрый поступок, взаимодействуя с окружающими. Покажите пример того, что проявлять заботу – это нормально и говорить об этом…
Ссылки
Алексич Л.Р. (2012). Применение социальной психологии к образованию в области прикладной социальной психологии: понимание и решение социальных и практических проблем (2-е изд. ) Ф. В. Шнедиер, Дж. А. Груман и Л. М. Куттс (ред.). Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications. ISBN 978-1412976381.
АПА. (2015). Как построить лучшую образовательную систему: Jigsaw Classrooms. Американская психологическая ассоциация. Получено 30 января 2015 г. с http://www.apa.org/research/action/jigsaw.aspx.
Бандура, А. (1973). Агрессия. Прентис-Холл. ISBN: 0-13-020743-8.
Эйнштейн, А. и Фрейд, С. (1932). Почему война? Письмо Эйнштейна Фрейду и ответ Фрейда. Переиздание Sequoia Free Press, 2010 г. ASIN: B003NZ932K.
Гилберт, С. (2001). РАЗГОВОР С / Эллиотом Аронсоном; Некого ненавидеть: предотвращение коломбин. Газета «Нью-Йорк Таймс. Получено 23 марта 2015 г. с http://www.njbullying.org/Aronsoninterview.txt.
Лом, Б. (2012). Занятия в классе: простые стратегии включения деятельности, ориентированной на учащихся, в лекции по естественным наукам для студентов. Журнал студенческого неврологического образования, 11 (1), A64–A71.
Мэриленд GovPics. (2014). Круто быть милым. Первая леди Кэти О’Мэлли посетила национальное мероприятие по борьбе с издевательствами в Академии Матери Сетон. Получено с https://www.flickr.com/photos/mdgovpics/15356566737/in/photolist-pFd5sr-pDmkbA-oJAgRh-oJAghw-pp1qh3-oJAfcq-poZh5S-pFd1t4-pp1odT-pp3ixj-pFw1ML-pp3hv9-pp3gTY-pFrGfX-pFrGfX-pFrGfX-pFrGfX q7s3Rr-duXQEq-oJDgN4-a3wTiC-dpdReD-dpe1kJ-dpdQRp-dpdZPd-dpdQmr-dpdZus-dpdQ1B-dpdPPP-dpdZ1S-dpdPwi-dpdPo6-dpdPbT-dpdNXZ-dpdNNM-dpdNDv-dpdXQA-dpdXDw-dpdXrC-dpdMT4-dpdMJV-dpdWTJ- dpdMkp-dpdMan-dpdWhW-dpdW4W-dpdVV9-dpdLfk-dpdKW8-dpdV51-dpdUVE-dpdUL7-dpdUsW.
Макналти, Дж. (2004). Предотвращение Колумбины: Психолог Эллиот Аронсон читает почетную лекцию факультета 11 февраля. UC Santa Cruz Currents Online. Получено с http://currents.ucsc.edu/03-04/02-02/aronson.html.
Стюарт-Кассель, В., Терзен, М., и Брэдшоу, К. (2013). СОЦИАЛЬНОЕ ТРАВЛИРОВАНИЕ: корреляции, последствия и предотвращение. Безопасное поддерживающее обучение. Получено 18 февраля 2015 г. с http://safesupportivelearning.ed.gov/sites/default/files/1315%20NCSSLE%20Social%20Bullying%20d7_lvr_0.pdf.
Таки М., Сли П., Хаймел С., Сим ХО и Сверер С. (2008). Новое определение и шкалы косвенной агрессии в школах. Международный журнал насилия и школы. Получено 2 февраля 2015 г. с http://www.ijvs.org/files/Revue-07/01.-Taki-Ijvs-7.pdf.
Рабочее слово. (2009). Anti-bullying Respect Tour 2009 -bmgUDA-bmgUpd-bzbLwp-bmgTYj-bzbL7c-bzbKVc-bzbKJ6-bmgT1C-bzbK7X-bzbfR4-bzbfEB-bmgnzU-bzbePH-bzbeoK-bmgmxL-bmgmmy-bzbdBp-bzbdqV-bzbdag-bmgkm5-bmgkbj-bmgjWE-bzbcoH-bmgjBj-bzbbWT -bzbbJt-bmgiXU-bzbbm6-bmgijY-bmgi77-bmghSC-bzbabx-bzb9M4-bmggXj-bmggN5-bmggA3-bmggqW-bzb8KV-bzbKyi.
Синтия Робак
19 апреля 2015 г. Больница для животных VCA
Что такое перенаправленная агрессия?
Перенаправленная агрессия возникает, когда кошка возбуждается другим животным, человеком или событием, но не может направить агрессию на раздражитель. Например, ваша кошка сидит на подоконнике и видит другую кошку на участке. Ваша кошка становится очень взволнованной, начинает сосредотачиваться на другой кошке и демонстрирует агрессивные позы, шипение или рычание. Если человек или животное в доме войдут в комнату, они могут подвергнуться агрессивному нападению. Когда это происходит между кошками-резидентами, иногда они больше не будут терпеть совместное пребывание и будут драться всякий раз, когда видят друг друга. Первоначальным стимулом, который возбуждает кошку, чаще всего является другая кошка, но это может быть любой вид, звук или источник дискомфорта, который приводит к повышенному уровню беспокойства или возбуждения.
Что мне делать, если это произойдет?
«Прежде всего, вы должны избегать кота, пока он не успокоится.»
В первую очередь вы должны избегать кота, пока он не успокоится. Если агрессия перенаправляется на вторую кошку в доме, двух кошек, возможно, придется разлучить. Некоторым кошкам перевод в другую комнату с водой и наполнителем может потребоваться всего на несколько минут, но нередко на это уходят часы, а в некоторых случаях и дни, пока кошка не успокоится достаточно, чтобы ее можно было безопасно вернуть в туалет. другой кот. В некоторых случаях, независимо от продолжительности заключения, кошка остается агрессивной по отношению к другой кошке после того, как ее выпускают. Это наиболее вероятно, если перенаправленная агрессия была встречена возмездием, наказанием или другим пугающим событием (возможно, в попытке отделить кошку от жертвы). Кроме того, если нападение приводит к изменению отношений между кошкой и жертвой (страх, оборонительное поведение), то агрессия может сохраняться.
Лучший способ успокоить взволнованную кошку — поместить ее в затемненную комнату и оставить там. Если кошка не уходит в комнату, где ее можно запереть, или ее нельзя безопасно переместить в комнату, то следует использовать большое одеяло, толстые садовые перчатки, большой кусок дерева или картона, чтобы защитить себя во время маневрирования. кот в комнату. Поочередно набрасывайте на кошку большое одеяло или одеяло, оборачивайте его вокруг кошки и быстро кладите кошку в комнату вместе с одеялом и всем остальным. Если проблема повторяется, вам следует разработать безопасный метод, позволяющий быстро и эффективно изолировать ребенка в будущем. В то время как лучшим решением будет дрессировка с поощрением, чтобы питомец сразу же приходил в свою комнату по словесному сигналу или, возможно, по встряхиванию банки с лакомством. Другими вариантами могут быть оставление поводка и шлейки на время, когда могут возникнуть проблемы, или использование спрея с цитронеллой, распылителя воды или устройства для отпугивания шума, чтобы загнать кошку в ее комнату.
«Самая большая ошибка владельцев, пытающихся решить эту проблему, заключается в том, что они пытаются собрать кошек вместе слишком рано.»
После помещения кошку, возможно, придется держать в комнате от нескольких минут до нескольких дней. Вы можете войти, включить свет, предложить еду или любимое лакомство, а если кошка по-прежнему напугана или не принимает еду, выключите свет и уйдите. Если кошка продолжает оставаться возбужденной в течение нескольких дней, убедитесь, что в комнате есть минимум еды, наполнителя и воды, и предлагайте любимые лакомства или игровые игрушки каждый раз, когда вы открываете дверь. Обязательно прочитайте действия и отношение кошки, чтобы определить, достаточно ли она спокойна, чтобы ее можно было отпустить. Если агрессия была направлена на вторую кошку в доме, очень важно дождаться, пока кошки успокоятся, прежде чем снова вводить их. Самая большая ошибка, которую совершают владельцы, пытаясь решить эту проблему, заключается в том, что они пытаются свести кошек вместе слишком рано. Использование феромонов в спрее или диффузоре (Feliway®) может помочь успокоить очень возбужденных кошек.
Как мне снова собрать своих кошек?
Повторное введение лучше проводить медленно. Пищевые поощрения должны способствовать спокойному, нетревожному поведению. Кошки должны находиться на достаточном расстоянии друг от друга (от 10 до 20 футов), чтобы они могли расслабиться и принять пищу или лакомство в присутствии другой кошки. В целях безопасности и контроля часто рекомендуется, чтобы у кошек были шлейки и поводки. Если кошки не будут есть, то они слишком беспокойны и, вероятно, слишком близко друг к другу, и их следует раздвинуть. В этой ситуации попробуйте раздвинуть посуду дальше друг от друга. Если кошки по-прежнему не будут есть, разделите их до следующего кормления. Если кошки едят в это время, позвольте им оставаться вместе, пока они едят, а затем разделите их. Повторите на том же расстоянии для следующего кормления. Если в следующий раз все пойдет хорошо, посуду можно поставить немного ближе друг к другу. Если кошкам удобно, вы можете оставить их вместе, чтобы они вылизались, а затем разделить их.
Это медленный процесс; нельзя торопить события. Разрешение кошкам взаимодействовать агрессивным образом отбрасывает программу назад. Кошки отделены друг от друга, за исключением случаев, когда они отвлекаются, чем-то заняты и занимаются чем-то приятным (кормят или играют). Цель состоит в том, чтобы убедиться, что хорошие вещи связаны с присутствием другого кота. Может быть полезно поменять местами лотки между кошками. Другой способ — растирать кошек полотенцами и менять полотенца с одного на другое, смешивая их запахи.
Если агрессия не была серьезной, возможно, удастся вернуть кошек друг к другу с помощью игры. Лучшая игрушка — это ручка в виде стержня с мышкой из кошачьей мяты или перьями на конце для погони и броска. Каждой кошке по обе стороны от приоткрытой двери представьте игрушку и посмотрите, будут ли они играть друг с другом.
Другой возможный способ реинтродукции кошек — использование клетки. Поместите одну кошку в клетку, в то время как другая кошка свободно находится в комнате, обычно начиная с жертвы, чтобы она могла найти удобное расстояние и чувствовать себя в безопасности. Лучше всего это делать во время кормления или игр. Позвольте кошкам чувствовать себя комфортно в присутствии друг друга. Затем в следующий раз поменяйте местами обитателей ящика для сеанса, если только обитатель ящика не слишком напуган. Альтернативный метод — использовать сетчатую дверь в комнате, чтобы разделить кошек, но позволить им визуализировать друг друга и привыкнуть друг к другу. Кормление кошек по обе стороны от двери также может облегчить процесс. Использование феромонов в спрее или диффузоре может помочь успокоить очень возбужденных кошек.
Если проблема серьезная, может потребоваться лечение одной или обеих кошек. Это шаг, который необходимо обсудить с вашим ветеринаром и изучить все риски и преимущества.
Может ли перенаправленная агрессия быть направлена на людей?
«Для устранения агрессии необходимо определить источник возбуждения, возбуждения или агрессии.»
Да. Агрессия также может быть перенаправлена на людей, когда к сильно возбужденной раздражителем кошке приближается или беспокоит человек. Необходимо избегать ситуаций, вызывающих агрессию. Ситуации включают в себя вид или звук непрошеных кошек на участке, особенно весной и осенью, новых людей или домашних животных в доме, вид или звук добычи, громкие или необычные звуки, а также множество других новых или новых раздражителей, которые иногда трудно идентифицировать. Если возникает проблема, владельцы должны избегать кошку, пока она не успокоится. Как и в случае с перенаправлением агрессии на других кошек, немедленное лечение заключается в том, чтобы избегать контакта с кошкой, желательно найти безопасный способ запереть кошку в месте, удаленном от людей, а затем отпустить кошку только после того, как она успокоится. Опять же, это может занять от нескольких минут до нескольких дней, и каждый раз, когда вы открываете дверь, чтобы проверить кошку, вы должны определить, спокойно и безопасно ли ее выпускать. Предложение еды, угощений или игровой игрушки может помочь определить, достаточно ли успокоилась кошка.
Как лечить перенаправленную агрессию?
Для разрешения агрессии необходимо определить источник возбуждения, возбуждения или агрессии. Хотя десенсибилизация и контробусловливание были бы лучшим способом снять тревогу, связанную со стимулом, это редко применимо на практике, за исключением, возможно, шумов (которые могут быть представлены с разной интенсивностью) или когда возбуждение вызвано другими кошками или людьми. дома (см. Введение в десенсибилизацию и контробусловливание, Преодоление страхов с помощью десенсибилизации и контробусловливания). Также можно научить кошку садиться и брать корм в тех местах, где ее возбуждают раздражители, например, другие кошки (например, на подоконнике). Избегание воздействия возбуждающих раздражителей является, по крайней мере с самого начала, самым безопасным и наиболее практичным средством предотвращения дальнейшей агрессии.
Этого можно добиться, не подпуская кошку к дверям и окнам, где можно увидеть, услышать или почувствовать раздражитель. Держите ее подальше от комнаты (это может быть необходимо только тогда, когда раздражители, такие как другие кошки, очень хотят быть рядом) или используйте мины-ловушки, такие как детекторы движения, чтобы держать кошку подальше от дверей и окон. Может быть достаточно установить вертикальные жалюзи или ставни, или разместить клейкую ленту или перевернутые ковровые дорожки вдоль подоконников или перед дверным проемом.