Произвольное запоминание характеризуется: Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Произвольное запоминание характеризуется: Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Содержание

Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Запоминание — процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узна­вание — процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Запоминание

Запоминание может быть произвольным и не­произвольным, в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.

Непроизвольное запоминание—это запоминание ненамерен­ное. При нем человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание.

Материал запоминается как бы сам собой. Непроизвольно запоминаются события лич­ной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Как показали исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятель­ности, ее основным содержанием.

В опытах П. И. Зинченко школьникам предлагали решать задачи. В одной серии опытов учащиеся решали задачи по задан­ным условиям, во второй—они сами придумывали условия за­дач по заданным числам, в третьей — условия задач и числа при­думывали самостоятельно.

Затем учащихся (неожиданно для них) просили воспроизве­сти числа, входившие в условия задач. Результаты опыта пока­зали, что учащиеся лучше всего запоминали числа, когда сами составляли всю задачу (третья серия опытов). Числа запомина­лись непроизвольно, так как они были особо тесно связаны с целью деятельности.

То же наблюдается, если учащиеся работают с контурной картой. Например, учитель ставит перед ними цель—обозна­чить на контурной карте цветным карандашом возвышенности и низменности.

В процессе этой работы школьники непроизволь­но запоминают направление течения рек, расположение гор, озер, морей, городов.

Произвольное запоминание характеризуется наличием созна­тельной цели — запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используют специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,—запоминание делится на механиче­ское и осмысленное.

Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

Осмысленное запоми­нание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

Более быстрым и прочным является осмысленное запомина­ние. Иногда недостаточно только осмысленного запоминания, не­обходимо использовать и осмысленное, и механическое запомина­ние, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят (при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п.). Нельзя полностью обойтись в обучении без механиче­ского запоминания.

Прочность запоминания

Прочность запоминания обусловлена многими причинами. Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует ин­тересам человека, и забывается то, что не имеет для него суще­ственного значения, что ему безразлично.

Запоминание становится успешным также при наличии запа­са знаний, необходимых для связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память за­висит от имеющихся знаний.

На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет. В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание:

при направленности сознания на точность воспроизведения бу­дут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при на­правленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, будет осмысливаться логика материала.

Имеет значение и направленность сознания на прочность за­поминания: если у школьника нет намерения прочно усвоить, на­долго запомнить, материал заучивается только к следующему уроку и сразу забывается. Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания, приучая детей без специального повторения воспроизводить необходимое в процес­се изучения нового материала.

Для успешного запоминания учебного материала пользуются приемами осмысленного запоминания. Этим приемам надо на­учить школьников, показать, как производят группировку мате­риала, как его делят на части, как устанавливают связи между частями, как выделяют смысловые опорные пункты, озаглавли­вая части текста. Учащимся надо объяснить, как мысленно со­ставлять план будущего ответа. Это имеет значение даже в том случае, если план и забудется: важен не сам план, а мыслитель­ная работа, проводившаяся при его составлении.

Влияние плана на успешность запоминания

хорошо иллюстри­рует таблица.

Воспроизведение смысловых единиц текста в % (по А. А. Смирнову)

Характер воспроизведения

С планом

Без плана

При непосредственном воспроизве­дении

При отсроченном воспроизведении

Разница между непосредственным и отсроченным воспроизведением (забывание при отсрочке воспроизве­дения)

70,6


53,1

 

17,5

73,1


41,6

 

31,5

 

Необходимо постоянно устанавливать связи нового учебного материала с ранее известным.

Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы, особен­но если их составляют сами учащиеся. Полезно также приучать детей к тому, чтобы, заучивая, они воспроизводили материал. Повторное чтение всегда дает меньший эффект, чем активное воспроизведение. К тому же воспроизведение является средством самоконтроля.

Иначе следует организовать заучивание формул, дат, назва­ний, иностранных слов и т. д. При заучивании иностранного слова требуется не только понять его значение, но и запомнить, какому слову родного языка оно соответствует, запомнить его как сочетание звуков и букв, расположенных в определенной последовательности. Запомнить слово — значит не только усвоить его значение, но и сохранить в памяти его звуковой и зрительный образ, запомнить, как оно произносится и пишется.

Чтобы облегчить запоминание, можно применять Группиров­ку слов по содержанию, или слов с общим корнем, или слов, сходных по звуковому составу. Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними по значению, по звуковому и буквенному составу. Иногда можно установить и внешние ассоциации: запомнить, на какую букву слово начинается, на какой слог кончается, на каком месте в книге или словаре напечатано.

Чтобы сформировать рациональные приемы запоминания, каждый преподаватель должен учить детей, как готовить уроки. Недостаточно, давая задание на дом, называть лишь номер стра­ницы и параграф. Необходимо рассказать учащимся, какие действия следует произвести: что прочесть, что найти на рисунке или на карте, на какие вопросы найти ответ или составить план ответа, какие слова выписать в специальный словарик, что с чем сравнить, в каком порядке учить правила и выполнять упражне­ния или задачи и т. д.

Особенно важно обучать рациональным приемам запомина­ния учащихся IV—V классов, которые еще склонны к дословно­му заучиванию материала или прибегают к зубрежке.

Следует также разъяснить учащимся разнообразные рацио­нальные приемы заучивания учебного материала, в частности указать на роль и место механического запоминания при заучи­вании разного материала. Детям надо рассказать, что наиболь­ший эффект дает распределенное во времени повторение, особен­но при заучивании стихотворений. Заучивание в течение 2—3 дней потребует в общей сложности меньшей затраты времени, чем заучивание в один прием.

Сохранение и забывание

Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реми­нисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточно осмысленным. С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным и полным. Частичное забы­вание проявляется в невозможности воспроизвести, но в возмож­ности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для само­стоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопостав­лять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к за­учиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохра­нения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроиз­вольно.

Воспроизведение

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным.

Непроизвольное воспроизведение — ненамеренное, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведе­ние — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое ме­ханическое повторение запечатленного. Происходит реконструк­ция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был про­торен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражи­телях: объяснение, слова учителя оживляют ранее образованные связи.

Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует научить школьников специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припо­минанию основных мыслей и т. д.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 202-206.

См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).

Развитие памяти у детей дошкольного возраста (Мухина В.С.)

Прежде всего это относится к стар­шему дошкольному возрасту.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запом­нить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее харак­тера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отно­шению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, об­думывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рас­сматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим мес­там, например отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание являет­ся косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непро­извольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ре­бенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или при­помнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специаль­ных приемов.

Когда детям трех лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя со­вершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону, просил взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рас­суждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками («Очки — здесь на глазки накладывают»; «Это — бабочка, называется — червяк»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а сли­вы маленькие» и т.п.). Однако никаких действий, направленных на то, чтобы запом­нить, у детей не наблюдалось.

Произвольные формы за­поминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был пере­давать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).

Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего со­держания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.

Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы пере­дать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали поручение, но явно не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение, они не делали никаких попыток активно припомнить забы­тое. На вопрос, а что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: «Ничего, все».

Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пыта­лись запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, выслушивая поручение, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение на пути к штабу. В ответ на попыт­ки заговорить с ним в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто «выпаливали» его, но старались вспомнить забытое: «Сейчас скажу еще, сейчас…» Очевидно, что они при этом как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была и в этом случае направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. (По материалам А. Н. Леонтьева.)

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоми­нания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припомина­ние вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похо­жих на лошадей, ты видел?» и т. п. Ребенок постепенно учился повто­рять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, исполь­зовать связи при припоминании. В конце концов дети осознают необ­ходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

Несмотря на существенные достижения в овладении произ­вольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу Дошкольного возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнитель­но редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствую­щие задачи или когда этого требуют взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца до­школьного возраста значительно более продуктивным, чем произ­вольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизволь­ное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (например, запоминание рассмат­риваемых картинок), оказывается менее успешным, чем произвольное.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости при­ближаются к образам восприятия: вспоминая что-нибудь, восприня­тое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память- возрастное явление. Дети, об­ладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность.

Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоцио­нальную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный воз­раст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

Специально следует указать, что важнейшей особенностью в раз­витии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется. .. в первую очередь тем, что в цен­тре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте при­надлежит доминирующая роль» 1.

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпре­тируют как «обобщенное воспоминание» (Л. С. Выготский). Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представ­лениям «есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления» (Л. С. Выготский). Таким образом, общее представление характеризу­ется тем, что оно способно «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была»2.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовер­шенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

––––

1 Выготский Л. С. Обучение и рзвитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. — М.; Л., 1935. — С. 26.
2
Там же.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 7-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 456 с. 203-205.

Конспектирование статьи А.А.Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание». Конспектирование статьи А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания»

Конспектирование статьи А.А. Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание».

Произвольное запоминание.

Общая характеристика произвольного и непроизвольного запоминания.

Всякая деятельность людей характеризуется прежде всего направленностью. Она не только дает какой- либо результат, но и всегда на что-то нацелена, что может не совпадать с фактическим результатом деятельности. Изучение зависимости  запоминания от направленности деятельности является частью более общей проблемы влияния деятельности на запоминание.

Направленность деятельности бывает представлена, как сознательное намерение решить ту или иную задачу. Наличие этого намерения характеризует собой всякую сознательную деятельность человека. Последняя всегда есть осуществление какой-либо сознательно поставленной цели.

Определяясь сознательно поставленной целью, сознательным намерением осуществить эту цель деятельность человека в своей направленности обуславливается не только сознательным намерением. Здесь существенную роль играют  и неосознаваемые источники направленности- установки . Цели , которые ставит перед собой человек, и  неосознаваемая им направленность его действий имеет основой своей реальный условия, в которых живет человек. Деятельность человека общественно -исторически обусловлена.

Направленность деятельности людей многообразна. Как же влияет на запоминание такой вид направленности, как учебная деятельность человека? Имеется ввиду направленность на то, чтобы запомнить материал, который должен быть усвоен т.е. мнемическая направленность или направленность на запоминание.

Когда непосредственным источником мнемической направленности является сознательное намерение запомнить – такое запоминание является произвольным.

Непроизвольное запоминание –когда мнемическая задача не ставится, а  деятельность, ведущая к запоминанию направлена на достижение каких-либо иных  целей.  Когда мы решаем математическую задачу мы не ставим перед собой целью запомнить числа, а ставим цель решить задачу, но мы запоминаем числовые данные хоть ненадолго.

Между произвольным и непроизвольным запоминанием существует ряд промежуточных форм. Одна из них- запоминание осуществляется не в силу сознательного намерения запомнить, не под влиянием мнемической задачи , а благодаря наличию мнемической установки. Такое запоминание не является произвольным.( произвольное должно быть намеренным), но характеризуется более или менее выраженной мнемической направленностью, что не имеет места при непроизвольном запоминании.

Мнемическая направленность ярко выражена при произвольном запоминании .Наличие мнемической направленности имеет значение для продуктивного запоминания. Произвольное запоминание эффективнее непроизвольного.

Это экспериментально было доказано( например, Радоссавлевичем 1907, Поппельрейтер 1912 г, Вольгемутом 1915 г , Мазо 1929 г .).

Хорошо известно, что проводя эксперименты  по исследованию памяти экспериментаторы плохо запоминают тот материал, который читают испытуемым. По окончании опытов экспериментаторы плохо воспроизводят тот материал, который предлагается ими для заучивания испытуемым.

Виды мнемической направленности и их влияние на запоминание.

Первое содержание направленности0 требования, которым должно удовлетворять запоминание т. е что именно должно быть достигнуто в процессе запоминания. Всякая мнемическая деятельность направлена на ту или иную полноту запоминания. В одних случаях стоит задача запомнить все содержание (сплошное запоминание), в других- часть (выборочное).

Точность запоминания может относится к  содержанию того, что запоминалось, в других случаях – к форме его выражения( установка запомнить наизусть или запоминание максимально своими словами).

Последовательность запоминания - в одних случаях запомнить материал в той последовательности, в какой он дан; в других случаях обратная последовательность- изменить последовательность материала- сделать его более логичным, удобным для запоминания.

Направленность на прочность запоминания- в одних случаях ставим задачу запомнить материал надолго, в других- на короткий срок. Долговременная и кратковременная память.

Особый вид мнемической направленности- своевременность воспроизведения  т. е воспроизведение в определенной ситуации( при встрече с определенным человеком, при приходе в определенное место).

Источники различных видов направленности.

Сюда относятся цели, которые ставятся перед запоминанием т.е для чего именно предназначается то, что мы запоминаем.

Виды деятельности, при выполнении которой мы используем заученный материал разнообразны: учащейся школы, который готовит уроки, актер, разучивающий роль, телефонистка, работающая на коммутаторе и запоминающая номер телефона, который ей надо включить. Цели запоминания  каждого из них неодинаковы и это определяет различие в содержании мнемической направленности и качество запоминания на то , что в итоге должно быть достигнуто.

Важное условие мнемической направленности- требования, предъявляемые запоминающему другими людьми или им самим. Ученик, готовя уроки, ориентируется на те требования, которые предъявляет школа. учитель. Школьник должен понимать не только что, но и как, в какой мере надо выучить заданное в школе. Школа требует полного, точного, прочного и последовательного запоминания. Это требование преломляется у некоторых школьников , в особенности младших классов –как сплошное заучивание. Такая ложная направленность становится у школьников привычкой, что тормозит обучение, особенно в старших классах, где дается большой объем знаний. Требующий выборочного запоминания.

21 лучший и простой способ запоминания для студентов

Как вы запоминаете вещи? Это просто? Есть ли у вас техники запоминания?

Давайте посмотрим правде в глаза, сегодня в жизни нужно уделять гораздо больше внимания, чем было даже 10 лет назад. Фактически, теперь ожидается, что мы будем запоминать, изучать и мгновенно вспоминать почти на 1000 единиц данных в день больше, чем то, что делали наши дедушки и бабушки 100 лет назад.

Если ваша память может быть увеличена, эти методы — способ увеличить ваши способности. Просто помните, есть также приложения для телефона, простые заметки и удобные напоминания, которые помогут вам вспомнить важную информацию, когда она вам понадобится.

Вот 21 способ улучшить вашу память о фактах без сложных и непонятных легочных или специальных препаратов. И нет, обучения методом осмоса нет в этом списке!

Сокращения

Возьмите первую букву из группы слов, которые вам нужно запомнить, и создайте новое броское слово. Затем потренируйтесь произносить отдельные слова, чтобы знать, что означает каждая из букв.Этому методу отдают предпочтение в начальных школах, потому что с ним легко учить детей. Из всех техник запоминания этот самый распространенный.

Цветовая гамма: ROY G BIV — R ed, O range, Y ellow, G reen, B lue, I ndigo, V iolet

Acrostic

Это очень похоже на акронимы, но вместо того, чтобы создавать новое слово, каждая первая буква преобразуется в симпатичное предложение.

Порядок решения математических уравнений — P аренда E xcuse M y D ухо A Unt S союзник — P arenthesis, E xponents , M ultiplication , D ivision , A ddition, S ubtraction

Порядок планет — это еще одно предложение, но, поскольку Плутон был понижен в должности, большинство из нас больше не может использовать этот старый.

Rhyme-Keys

В этом методе у вас есть нумерованный список, который необходимо сохранять в порядке.Во-первых, вы связываете определенное слово с числом, и обычно эта ассоциация остается с вами для всех списков. Затем список слов становится частью истории, где связанное слово присоединяется к списку в увлекательной игровой форме.

булочки = одна; башмак = два, дерево = три и т. д.

дневник, мясо, рыба и т. д.

Представьте себе сыр на булочке (одна), домашний скот в обуви (два), мешок зерна, подвешенный на дереве (три ) и т. д.

Метод локусов

Это похоже на визуализацию (рассматривается позже), но вы связываете определенные объекты с известным местоположением и устанавливаете триггер, чтобы запомнить их все.

Большинство людей делают это, помня, как выглядят их шкафы. Чтобы сделать это успешно, вы должны четко визуализировать размещение новой пищи или извлечение последней пищи, чтобы правильно запомнить.

Этот метод работает для некоторых людей, но часто не используется.

Ключевое слово

При изучении нового термина или слова на другом языке вы можете создать визуальный образ или рифму со словами, которые вы знаете, чтобы вспомнить новый термин.Это метод напоминания, он не поможет вам точно вспомнить информацию, пока вы ее не изучите.

Латинское: Наблюдать — Он может видеть только в очках.

Ассоциации имен изображений

Это лучше всего работает с именами. Вы берете определенную черту человека и связываете ее с его именем. Люди, которые отлично разбираются в именах, могут выбрать конкретную функцию для человека и правильно связать ее.Этот метод требует практики, и многие люди сначала записывают информацию.

Фрэнк — Голубые глаза — Фрэнки Голубые глаза

Цепочка

Когда вам нужно запомнить ряд терминов или слов, особенно если они по порядку, создайте историю, которая приведет вас к следующему слову.

  1. Страница 1 (передняя обложка) показывает целевое слово / предложение.У каждого ученика должен быть свой предмет.
  2. Книга передается ученику B, который рисует на странице 2 картинку, представляющую изучаемый язык.
  3. Учащийся C смотрит на картинку и пишет слово / предложение, которое, по их мнению, есть на странице 3, не оглядываясь на страницу 1. Они складывают книгу так, что страница 3 становится передней обложкой.
  4. Процесс повторяется, пока книга не будет закончена.
  5. Много веселья возникает, когда ученики видят, как был проиллюстрирован язык и как он менялся на протяжении всей книги.

Студентам нравится «китайский шепот / телефон» в этой игре 🙂

Что значит, вы не читали предложения?

Via Olga Stolbova
(теперь я называю это «злым запоминанием»!)

Цели: побудить учащихся замечать контекст. Чтобы они знали о пробелах в своем языке.

Используйте это после того, как учащиеся выполнят упражнение по заполнению пробелов.

  1. Проверьте ответы, записав их на доске (только ответы, а не все предложение).
  2. Студенты убирают исходное упражнение.
  3. Они просматривают ответы на доске и должны воссоздавать исходные предложения. Ожидайте протестов! 🙂 Поощряйте их писать все, что они могут вспомнить, даже если это просто отдельные слова или фразы.
  4. Если они действительно борются / Когда вы начинаете испытывать сочувствие, дайте им минуту, чтобы посмотреть на упражнение, ничего не написав, затем снова закройте свои книги и продолжайте работать над воспроизведением предложений.
  5. Студенты сравнивают воссозданные предложения с оригиналами.Какие были различия?
  6. Необязательное дополнительное зло: отложите предложения, которые вы только что переписали. Теперь скажи их все своему партнеру. / Перепиши их снова. Вы также можете сделать это в конце урока, когда они занимались другими делами между ними.

Если учащиеся расстроены из-за того, что не могут все вспомнить, скажите им, что вы этого не ожидаете. Обычно я говорю, что хочу, чтобы они запомнили около 80% предложений сразу (с некоторыми усилиями) и около 50% к концу урока, когда мы сделаем еще несколько вещей и у них будет время забыть .Также может быть полезно показать им кривую забывания.

Игра для пересмотра словаря

Via Anette Igel

Цель: пересмотреть словарный запас, изучаемый на предыдущих уроках.

  1. Раздайте каждой группе по стопке небольших бумажных отходов (размером около 1/8 формата A4).
  2. Они должны написать английское слово / фразу с одной стороны, а перевод, определение или пример предложения — с другой. В игру также можно играть со словами / словарными карточками, если это то, что вы используете со своими учениками.
  3. Для создания счетчиков разорвите один небольшой клочок на куски размером с монету. Они пишут букву или рисуют символ на каждом, чтобы указать, какой из них принадлежит им. В качестве альтернативы они могут использовать любой небольшой предмет, который могут найти (например, скрепку, крышку ручки и т. Д.).
  4. Последнее, что им нужно, чтобы подготовить игру, — это либо монета, либо «монета» из макулатуры, которую можно сделать, сложив другой маленький кусок в плотный квадрат, а затем написав «орел» на одной стороне и «решка» с другой.
  5. Слова должны быть расположены по кругу для создания игрового трека.Чтобы начать, все фишки должны быть помещены на одно слово.
  6. Один игрок подбрасывает монету. Головы = 2, хвосты = 1. Чтобы помочь им запомнить, что есть что, у H две ноги, у T одна нога. Они перемещаются на 1 или 2 деления по кругу. Когда они приземляются, они могут делать одно из двух:
    1. Если слово / фраза обращены вверх, произнесите перевод, определение или пример предложения.
    2. Если перевод / определение / пример предложения обращены вверх, произнесите слово / фразу.
  7. В любом случае, если они верны, они переворачивают карту и остаются там.Если они ошибаются, они переворачивают карту и возвращаются туда, где они начали ход.

Победителем становится человек, который продвинулся дальше всего по кругу в конце указанного времени.

Обратный перевод / Обратный перевод

Цели: помочь учащимся заметить различия между L1 и L2. Чтобы помочь им заметить пробелы в своем языке.

  1. Выберите по одному предложению на пару или попросите учащихся выбрать одно. Приговоры могут быть основаны на контролируемых практических упражнениях, записях записей, чтении, предложениях, составленных студентами…
  2. Каждая пара переводит свои предложения с английского на L1.В многоязычных группах они работают в одиночку.
  3. Либо: немедленно передать предложение другой паре (если они говорят на одном языке) ЛИБО убрать предложения и вернуть их тому же человеку / паре на следующем уроке.
  4. Студенты переводят предложение L1 обратно на английский язык.
  5. Затем они сравнивают свою английскую версию с оригиналом и замечают любые различия. Задача учителя — указать, приемлем ли английский вариант для учащихся, и помочь им понять любые ошибки или различия в значении.Хотя это, очевидно, помогает, вам не нужно говорить на L1, чтобы выполнять это задание.

Это также можно настроить как совместное действие. Студент A произносит предложение L1, студент B произносит его по-английски, затем студент B произносит предложение L1, а A произносит его по-английски. Если они ошибаются, студент «L1» должен говорить «Нет, попробуйте еще раз», пока не поймет правильно. Мои ученики, кажется, извлекают из этого много пользы, особенно с языком, который структурно отличается от польского, например, глагол + герундий / инфинитив.

Дрель, дрель, дрель

Цели: повысить уверенность учащихся перед выступлением. Чтобы помочь студентам усвоить язык.

Есть сотни способов освоить новый язык.

  • Указывайте на слова / карточки, быстро перемещаясь между ними и часто возвращаясь к проблемным словам.
  • Шепотом, кричи, иди медленно, ускоряйся, говори как старушка / Арнольд Шварценеггер, будь счастлив / взволнован / грустен.
  • Мальчики и девочки, вызов и ответ (например, половина говорит вопрос, половина отвечает).
  • Что не хватает? Студенты закрывают глаза / оборачиваются. Вы удалили одну или несколько карточек / слов.
  • Исчезающий текст (подходит для диалогов): начните со всего диалога на доске. Постепенно удаляйте его части, либо строчку за раз, либо оставляя ключевые слова, а учащиеся повторяют это несколько раз.
  • Упражнения по ключевым словам (подходит для функционального языка): нарисуйте таблицу с пронумерованными ячейками. Поместите одно слово из каждого предложения в каждую ячейку, например по фразам Как насчет того, чтобы пойти в кино? А как насчет фильма? Давай посмотрим фильм. можно было:
    1. Как 2. Что 3. Пусть
    Говорят фразу по памяти. Они могут проверить друг друга, произнеся число, а их партнер произнесет предложение. Удаление слов (но не цифр!) Увеличивает уровень сложности. Продолжение: можете ли вы запомнить все фразы, не глядя?
  • Mingle: каждому студенту предоставляется по одной картинке / слову. Они общаются, показывают свою газету партнеру, который должен сказать правильное слово / фразу. Чтобы добавить вызов, они меняются местами после каждого хода.
  • Упражнение по кругу: передайте иллюстрацию по кругу. Каждый говорит это по очереди. Вы также можете превратить его в диалог, например Принимающий студент: Какая сегодня погода? Успешный студент: Солнечно . Чтобы добавить задачу, рассчитайте класс, чтобы увидеть, сколько времени потребуется, чтобы пройти весь круг, а затем повторите быстрее.

Следует помнить следующее:

  • Убедитесь, что учащиеся знают значение языка до упражнения.
  • Хоровой> групповой> индивидуальный. Не ставьте учеников в тупик слишком рано.
  • Модельный язык естественно: вам нужно звучать как застрявшая пластинка. При исправлении легко переутомиться.
  • Не отставай. По возможности добавляйте разнообразия. Например, могут ли они сверлить его попарно и слушать друг друга?

Мини-задачи

Многие из них можно выполнять в паре после демонстрации учителей. Некоторые полезны и для быстрых финишеров.

  • Скажите партнеру всю новую лексику / предложения из упражнения как можно быстрее.
    Вы можете сделать это перед сверлением в качестве теста, чтобы вы могли тренировать только те языковые навыки, которые испытывают затруднения учащиеся.
  • Можете ли вы вспомнить слово / предложение перед X в списке?
    Если учащимся действительно сложно, дайте им 1 минуту, чтобы посмотреть и вспомнить, прежде чем выполнять упражнение.
  • Сколько слов со страницы вы можете написать самостоятельно за две минуты? Сравните с партнером.
    Это может быть в конце урока после долгой работы с языком или в начале следующего урока.
  • Предложение с ошибкой: прочтите предложение с ошибкой, и учащиеся исправят его.
    Ошибками могут быть ложные друзья, статьи, времена (особенно те, где связная речь сбивает с толку)…
  • Сделайте паузу в предложениях: прочтите предложение, но сделайте паузу в середине словосочетания. Знают ли студенты, что будет дальше?
    Хорошо для улучшения способности предсказывать предстоящий язык при прослушивании.

Quizlet

Quizlet — это простой в использовании веб-сайт, который позволяет вам создавать множество занятий по цене одного — добавьте словарный запас, и у вас сразу будет около 6 игр, а также возможность распечатать карточки для многих других. Полное руководство по использованию Quizlet и созданию на нем собственного контента, а также ссылки на группы для конкретных уровней см. Http://independentenglish.wordpress.com/quizlet — оно немного устарело, поскольку на сайте изменил его макет, но большая часть того, что там есть, все еще сохраняется.Если у вас в классе как минимум 6 устройств (телефоны, планшеты и т. Д.), Вы также можете играть в Quizlet Live — моим ученикам это очень нравится!

Quizlet Live с комнатой более 40 учителей в Казахстане

Какие ваши любимые занятия по запоминанию?

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Плохая память? Попробуйте методы древних греков — обучающиеся ученые

Еще одним примером супервизора является нынешний чемпион мира по запоминанию Алекс Маллен из США.Если бы я дал вам лист бумаги с тысячами цифр, и у вас был бы 1 час, чтобы запомнить как можно больше из них в правильном порядке, сколько чисел вы смогли бы запомнить, когда я заберу этот лист у вас, когда время вышло? Что ж, на чемпионате мира по запоминанию 2015 года в Китае Алекс смог запомнить 3029 цифр (!) В правильном порядке. Это впечатляет (вот список всех официальных мировых рекордов памяти) и вызывает как минимум три вопроса: во-первых, как им это удается? Во-вторых, могу ли я этому научиться? В-третьих, можно ли это использовать в образовательных целях?

Двумя основными факторами увеличения объема памяти являются: правильная техника и время для практики.Правильные методы для достижения таких способностей к запоминанию называются мнемоническими приемами . Мнемоника происходит от греческого слова mnemon , означающего «помнить», а в греческой мифологии Mnemosyne была богиней памяти. Мнемонические приемы — это техники, разработанные древними греками тысячи лет назад, чтобы помочь им запоминать длинные речи. Позже римляне переняли эти методы у греков и у них были так называемые рабы памяти «graeculi» (маленькие греки), целью которых было запоминание материала — вероятно, это первая запись жесткого диска с внешней памятью.Успешные мнемонические устройства следуют трем основным принципам:

  1. они просят вас систематически систематизировать материал
  2. они требуют, чтобы вы развили материал, и
  3. они включают мысленных образов .

Позвольте мне объяснить эти принципы, используя в качестве примера наиболее часто используемый мнемонический прием спортсменами запоминания: метод локусов или дворца памяти. Допустим, вас просят запомнить список случайных слов, например, чаша, книга, тигр, машина,….На первом этапе вы представляете себе место, которое вам хорошо знакомо. Это может быть ваш дом или квартира, но также — если вы много ездите на работу — это может быть ваш путь на работу / в школу. Важным моментом является то, что вам необходимо знать это место наизусть. А пока представим, что вы решили использовать свою квартиру как дворец памяти. Хорошо, затем вы мысленно пройдете по своей квартире, начиная от входа и идя по определенному маршруту, например, это может быть маршрут, который вы выберете, когда вернетесь домой после школы: вы открываете дверь, снимаете обувь и кладете ее на коврик. , повесьте пальто на вешалку, пройдите в гостиную и сядьте на диван.Теперь, пока вы идете по квартире, вы размещаете слова из списка, которые вам нужно запомнить, как изображения в определенных местах в вашей квартире. При этом вы можете проявить творческий подход и придумывать довольно причудливые и интерактивные изображения, которые помогут вам позже получить информацию. Итак, давайте сделаем следующее: вы видите дверь в свою квартиру и думаете, что было бы неплохо, наконец, заменить дверную ручку тазом. Итак, вы снимаете ручку и прикрепляете таз к двери, затем заходите внутрь, снимаете обувь и кладете их на большую стопку книг (так вы сможете дотянуться до них лучше и вам не придется наклоняться).Затем вы вешаете пальто на вешалку и замечаете, что там висит тигр. Тигр приветствует вас, и вы продолжаете путь в гостиную, где решаете поставить на диван огромную машину и сесть в нее. Позже, когда вам нужно получить список слов, вы мысленно пройдете по своему дворцу памяти и извлечете слова из мест, в которые вы их поместили: чаша, книга, тигр, машина. Дворец памяти систематически упорядочивает материал, который вам необходимо запомнить, позволяет вам развить свой материал, обогащая его значимым или бессмысленным, причудливым содержанием, и использует мысленные образы.Одним из больших преимуществ этой техники является то, что если вы забыли, что вы поместили в определенное место, вы можете перейти к следующему месту и восстановить это изображение. В эксперименте Roediger (1) протестировал разные стратегии друг против друга и обнаружил, что действительно метод локусов был наиболее успешным для запоминания случайных слов по порядку.

Изменчивость в биологии — это … Типы изменчивости

Изменчивость в биологии — это появление индивидуальных различий между особями одного и того же вида.Из-за изменчивости популяция становится неоднородной, и вид с большей вероятностью приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды.

В такой науке, как биология, наследственность и изменчивость идут рука об руку. Различают два типа изменчивости:

  • Ненаследственная (модификация, фенотипическая).
  • Наследственный (мутационный, генотипический).

Ненаследственная изменчивость

Изменчивость модификаций в биологии — это способность отдельного живого организма (фенотипа) адаптироваться к факторам окружающей среды в рамках своего генотипа.Благодаря этому свойству особи приспосабливаются к изменениям климата и другим условиям существования. Фенотипическая изменчивость лежит в основе адаптивных процессов, происходящих в любом организме. Так, у неместных животных при улучшении условий содержания увеличивается продуктивность: удой, яйценоскость и так далее. А завезенные в горные районы животные короткие и с хорошо развитым подшерстком. Изменяются факторы окружающей среды и вызывают изменчивость. Примеры этого процесса легко найти в повседневной жизни: кожа человека под воздействием ультрафиолетовых лучей темнеет, в результате физических нагрузок развиваются мышцы, растения, выросшие в затененных местах и ​​на свету, имеют разную форму листьев, а у зайцев меняют цвет шерсти зимой и летом.

Ненаследственная изменчивость характеризуется следующими свойствами:

  • групповой характер изменений;
  • не передается по наследству;
  • изменение знака внутри генотипа;
  • соотношение степени изменения с интенсивностью внешнего фактора.

Наследственная изменчивость

Наследственная или генотипическая изменчивость в биологии — это процесс, посредством которого изменяется геном организма. Благодаря ей особь приобретает признаки, ранее нехарактерные для ее внешнего вида.Согласно Дарвину, генотипическая изменчивость — главный двигатель эволюции. Различают следующие типы наследственной изменчивости:

Комбинативная изменчивость возникает в результате обмена генами при половом размножении. При этом признаки родителей по-разному сочетаются в ряде поколений, увеличивая разнообразие организмов в популяции. Комбинативная изменчивость подчиняется правилам наследования Менделя.

Примером такой изменчивости является инбридинг и аутбридинг (близкородственное и неродственное скрещивание).Когда в породе животных хотят закрепить особенности конкретного производителя, используется близкородственное скрещивание. Таким образом, потомство становится более однообразным и закрепляет качества основателя линии. Инбридинг приводит к появлению рецессивных генов и может привести к вырождению линии. Для повышения жизнеспособности потомства используется аутбридинг — неродственное скрещивание. При этом увеличивается гетерозиготность потомства и увеличивается разнообразие внутри популяции, в результате чего повышается устойчивость особей к неблагоприятным воздействиям факторов среды.

Мутации, в свою очередь, делятся на:

  • геномные;
  • хромосомный;
  • ген
  • ;
  • цитоплазматический.

Изменения, затрагивающие половые клетки, передаются по наследству. Мутации в соматических клетках могут передаваться потомству, если особь размножается вегетативно (растения, грибы). Мутации могут быть полезными, нейтральными или вредными.

Геномные мутации

Изменчивость в биологии посредством геномных мутаций может быть двух типов:

  • Полиплоидия — мутация часто встречается в растениях.Это вызвано многократным увеличением общего числа хромосом в ядре, образуется в процессе нарушения их расхождения к полюсам клетки при делении. Полиплоидные гибриды широко используются в сельском хозяйстве — в растениеводстве насчитывается более 500 полиплоидов (лук, гречка, сахарная свекла, редис, мята, виноград и др.).
  • Анеуплоидия — увеличение или уменьшение количества хромосом отдельными парами. Этот вид мутации характеризуется низкой жизнеспособностью особи.Распространенная у человека мутация — одна лишняя хромосома для 21-й пары вызывает синдром Дауна.

Хромосомные мутации

Изменчивость в биологии через хромосомные мутации проявляется, когда структура хромосом изменяется: потеря концевой части, повторение набора генов, вращение одного фрагмента, перенос сегмента хромосомы на другой сайт или к другой хромосоме. Такие мутации часто возникают под воздействием радиации и химического загрязнения окружающей среды.

Мутации гена

Значительная часть таких мутаций не проявляется извне, так как является рецессивным признаком. Генные мутации вызываются изменением последовательности нуклеотидов — отдельных генов — и приводят к появлению белковых молекул с новыми свойствами.

Генные мутации у человека вызывают проявление некоторых наследственных заболеваний — серповидноклеточной анемии, гемофилии.

Цитоплазматические мутации

Цитоплазматические мутации связаны с изменениями цитоплазматических структур клеток, содержащих молекулы ДНК.Это митохондрии и пластиды. Такие мутации передаются по материнской линии, так как зигота получает всю цитоплазму от материнской яйцеклетки. Примером цитоплазматической мутации, вызвавшей изменчивость в биологии, является перистоляльность растений, вызванная изменениями в хлоропластах.

Для всех мутаций характерны следующие свойства:

  • Они возникают внезапно.
  • Передано по наследству.
  • У них нет направления.Мутации могут подвергаться как второстепенным сайтам, так и жизненно важным признакам.
  • Возникают у отдельных лиц, то есть у отдельных лиц.
  • По своему проявлению мутации могут быть рецессивными или доминантными.
  • Та же мутация может повторяться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.