Произвольная память это память: Произвольная и непроизвольная память

Произвольная память это память: Произвольная и непроизвольная память

Содержание

Учение о памяти (1938) — Культурно-историческая психология — 2009. Том 5. № 2

Ключевые слова: архив, стенограмма, анонимное коллективное соавторство, квазипсевдонимность, Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Зинченко П.И.

Рубрика издания: История науки

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гальперин П.Я. Учение о памяти (1938) // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 2. С. 109–113.

Фрагмент статьи

{с. 29} Мы имеем, действительно, многочисленные жалобы со стороны психологов на то, что культура и вспомогательные средства запоминания привели к невероятному ослаблению человеческой памяти, ибо человеку не приходится так запоминать, и он начинает хуже запоминать. Это первое опосредствование, реальное опосредствование. Тут действительно изобретается орудие, аналогичное орудию труда, но оно приводит к тому, что так как орудия труда заменяют физический труд человека, так и тут происходит замена памяти. Задача памяти тут выступает, но не как психологическая задача, а как общественная задача, и решается не психологией, а производственно-техническими средствами. Так что этот вид опосредствования, реальный вид опосредствования должен быть сброшен со

щитов [счетов] психологии, ибо это не психологический путь решения вопроса о памяти.

Второй путь опосредствования — это путь опосредствования на т<ак> н<азываемое> запоминание. Он заключается в том, что материал механический, материал бессвязный8 объективно или субъективно подвергают искусственному осмышлению.

Сюда относятся всякого рода мнемотехнические приемы: знаменитый прием из анатомии, когда нервы, вены и артерии, лежащие в подколенной ямке, в определенной последовательности запоминаются со словом [“]нева[“]. И это запоминается, потому что студент не знает расположения нервных сосудов в организме человека, поскольку9 порядок их расположения выступает как неосмысленный, а [это] чрезвычайно важно для операции в этой области и поэтому приходится прибегать к этим вспомогательным приемам.

Так происходит со всеми формами бессмысленного10 материала. Суть осмышления сводится к тому, что материал, сам по себе бессвязный11, заключается в общую форму, где получает {с. 292} больший смысл или устанавливается между ними искусственная связь, как мы устанавливаем между отдельными цифрами номера телефона, когда думаем, что вторая цифра равна первой минус последняя и т<ак> д<алее>, так что суть заключается в том, что мы по возможности осмышляем материал.

{с. 30} Этот прием заключается, таким образом, в осмышлении материала. То, что здесь имеет место осмышление материала, подчеркивается всеми исследованиями. Исследователи говорят, таким образом, что, к сожалению, чрезвычайно трудно добиться от испытуемых, чтобы они поняли подлинную задачу эксперимента12, потому что все время они пытаются как-то осмыслить материал, хотя осмыслить определенным размером. Слово требует очень большой практики для того, чтобы сделать из человека пригодного субъекта для экспериментирования.

Исследования пр. Леонтьева показывают, что прогресс в опосредствовании есть прогресс в осмышлении, что наглядное осмышление дает меньше практического, чем природное осмышление.

Итак, этот второй вид опосредствования13 есть, таким образом, не опосредствование, а осмышление. Я хочу подчеркнуть вместе с тем, что это суррогатное, половинчатое осмышление, ибо с самого начала это осмышление материала, котор<ый> все время продолжает оставаться как неосмышленный; если нам14 указывают на успех мнимотехники {sic}, то нужно сказать, что этот успех ни в коем случае не может быть преувеличен, потому что здесь бессмысленность может быть использована как своеобразный смысл, т. е. будет скачка с препятствиями. То есть нужно осмыслить громадную массу бессмысленного материала. Когда платят деньги, как в цирке, когда на этом материале вы показываете силу своей памяти или своеобразное образование при специальном научном исследовании, это одно. Но на что указывает Мейман15? Мейман

16 {с. 302} указывает, что при большом напряжении он может добиться запоминания большого количества бессмысленного материала17. Но ведь дело в том, что для него этот материал уже не был бессмысленным.

Я говорю, что это опосредствование, которое обычно представляет собой не что иное как прием возможного дополнительного осмышления, сам по себе бессмысленный материал, есть суррогатный прием, прием половинчатого, порочного осмышления. Это применимо только как механический материал, не увязанный с чем-либо. Там, где речь идет об осмышленном материале, там применение такого метода вредно и просто невозможно.

Полный текст

Учение о памяти — это более существенный вопрос, чем вопрос о произвольном запоминании, ибо в конце концов как бы ни были интересны всякого рода теоретические исследования, человек прежде всего стоит перед вопросом о том, как он может овладеть своей памятью, может ли овладеть ею произвольно.

В сущности говоря, на вопрос о том, как же строится произвольная память, существует только один ответ, и советская психология может гордиться, что этот ответ дан ее представителями. Только в теории Леонтьева и Выготского1 дан ответ о том, что такое произвольная память. Произвольная память — это память, опирающаяся на определенное вспомогательное орудие психолог[ическое]. {с. 27} Всякая произвольная память есть память опосредствованная. Нужно отдать должное величию замысла теории о произвольной памяти. Речь шла о построении грандиозной психологической системы об учении о высших психических функциях человека.

{с. 28} С того времени, как была построена эта большая, единственная в своем роде система, прошло немало времени, и многое осталось позади.

Сейчас, что касается лично меня, то я не могу согласиться ни с учением о характере и роли опосредствования и запоминания, ни с представлением об уроках развития памяти, ни о путях развития человеческой психики так, как это развито в учении пр.

Леонтьева.

Я задержусь на вопросе об опосредствовании памяти, поскольку это касается темы о строении и эффективности произвольного запоминания. Как показал анализ в книге Леонтьева2, это запоминание существует в двух разных формах. Это опосредствование — процесс и второе — это опосредствованный3 материал в памяти. Опосредствовать процесс в памяти — это носить в памяти так наз <ываемые> внешние запоминания. Сюда относятся всякого рода зарубки, узелки и всякого рода предметы, которыми мы пользуемся как средством нашей памяти. Если посмотреть суть этих приемов, то оказывается, что они заключаются в том, что создается какое-то реальное звено между наличной ситуацией, которую нужно запомнить, и той ситуацией, в которой должно вспомнить

4 то, что происходит сейчас.

Арсеньев5, например, рассказывает, что, когда он гостил у одного нашего дальневосточного племени удэге {sic} то, когда он их покидал, удэгейцы дали ему коготь рыси для того, чтобы он, взглянув потом на коготь рыси, вспомнил о той просьбе, которую он от них получил, чтобы он вспомнил {с. 282} о том, о чем они перед ним6 ходатайствовали. Прием психологический, который здесь заключается в том, чтобы увязать эти необычные предметы — коготь рыси — с будущей ситуацией, чтобы этот коготь рыси перенес бы его в прежнюю ситуацию, первую ситуацию, когда его просили о чем-то, чтобы он вспомнил эту первую ситуацию и выполнил бы то, о чем его просили.

Значит, все эти знаки — узелки, коготь рыси, записи, заметки всякого рода, — представляют реальное звено, которое переносит7 в будущую ситуацию мысленный план настоящего. Тут мы используем какие-то технические орудия, которые берут на себя функции напоминания, т. е. с этого момента уже не я должен помнить, о чем перед этим просили удэгейцы, теперь коготь рыси напомнит об этом.

Так что здесь есть перенос функции памяти — то, что раньше делали мои естественные нервные ……. {пропуск в стенограмме}, то теперь должна выполнять какаято внешняя вещь. И, как видите, эта функция широко развивается в истории развития человека, когда от простого напоминания она переходит к воспроизведению содержания: от узелка мы переходим к записной книжке, в которой дается указание, что именно мы должны вспомнить.

{с. 29} Мы имеем, действительно, многочисленные жалобы со стороны психологов на то, что культура и вспомогательные средства запоминания привели к невероятному ослаблению человеческой памяти, ибо человеку не приходится так запоминать, и он начинает хуже запоминать. Это первое опосредствование, реальное опосредствование. Тут действительно изобретается орудие, аналогичное орудию труда, но оно приводит к тому, что так как орудия труда заменяют физический труд человека, так и тут происходит замена памяти. Задача памяти тут выступает, но не как психологическая задача, а как общественная задача, и решается не психологией, а производственно-техническими средствами. Так что этот вид опосредствования, реальный вид опосредствования должен быть сброшен со

щитов [счетов] психологии, ибо это не психологический путь решения вопроса о памяти.

Второй путь опосредствования — это путь опосредствования на т<ак> н<азываемое> запоминание. Он заключается в том, что материал механический, материал бессвязный8 объективно или субъективно подвергают искусственному осмышлению.

Сюда относятся всякого рода мнемотехнические приемы: знаменитый прием из анатомии, когда нервы, вены и артерии, лежащие в подколенной ямке, в определенной последовательности запоминаются со словом [“]нева[“]. И это запоминается, потому что студент не знает расположения нервных сосудов в организме человека, поскольку9 порядок их расположения выступает как неосмысленный, а [это] чрезвычайно важно для операции в этой области и поэтому приходится прибегать к этим вспомогательным приемам.

Так происходит со всеми формами бессмысленного10 материала. Суть осмышления сводится к тому, что материал, сам по себе бессвязный11, заключается в общую форму, где получает {с. 292} больший смысл или устанавливается между ними искусственная связь, как мы устанавливаем между отдельными цифрами номера телефона, когда думаем, что вторая цифра равна первой минус последняя и т<ак> д<алее>, так что суть заключается в том, что мы по возможности осмышляем материал.

{с. 30} Этот прием заключается, таким образом, в осмышлении материала. То, что здесь имеет место осмышление материала, подчеркивается всеми исследованиями. Исследователи говорят, таким образом, что, к сожалению, чрезвычайно трудно добиться от испытуемых, чтобы они поняли подлинную задачу эксперимента12, потому что все время они пытаются как-то осмыслить материал, хотя осмыслить определенным размером. Слово требует очень большой практики для того, чтобы сделать из человека пригодного субъекта для экспериментирования.

Исследования пр. Леонтьева показывают, что прогресс в опосредствовании есть прогресс в осмышлении, что наглядное осмышление дает меньше практического, чем природное осмышление.

Итак, этот второй вид опосредствования13 есть, таким образом, не опосредствование, а осмышление. Я хочу подчеркнуть вместе с тем, что это суррогатное, половинчатое осмышление, ибо с самого начала это осмышление материала, котор<ый> все время продолжает оставаться как неосмышленный; если нам14 указывают на успех мнимотехники {sic}, то нужно сказать, что этот успех ни в коем случае не может быть преувеличен, потому что здесь бессмысленность может быть использована как своеобразный смысл, т. е. будет скачка с препятствиями. То есть нужно осмыслить громадную массу бессмысленного материала. Когда платят деньги, как в цирке, когда на этом материале вы показываете силу своей памяти или своеобразное образование при специальном научном исследовании, это одно. Но на что указывает Мейман15? Мейман16 {с. 302} указывает, что при большом напряжении он может добиться запоминания большого количества бессмысленного материала17. Но ведь дело в том, что для него этот материал уже не был бессмысленным.

Я говорю, что это опосредствование, которое обычно представляет собой не что иное как прием возможного дополнительного осмышления, сам по себе бессмысленный материал, есть суррогатный прием, прием половинчатого, порочного осмышления. Это применимо только как механический материал, не увязанный с чем-либо. Там, где речь идет об осмышленном материале, там применение такого метода вредно и просто невозможно.

{с. 31} Его суррогатность сказывается и в его недостаточной коллект[продукт]ивности. И в самом деле, мы знаем из исследования Леонтьева, что опосредствование дает большое повышение продуктивности — в несколько раз, но это повышение совершенно ничтожно по сравнению с цифрами, которые дает нам бессмысленный18 материал, с одной стороны, и осмысленный, с другой стороны. Осмысленный материал, как указывает целый ряд авторов, запоминается в 18—20 раз больше, в то время, как опосредствованное запоминание дает прирост продуктивности в 2—3 раза.

Этот ничтожный прирост продуктивности показывает, что здесь мы имеем порочную половинчатость осмышления.

Но для нас с вами важность заключается в этом плане. Опосредствование это не есть новый прием, это опосредствование важно [это] не привнесением орудийности в психологический процесс, а привнесением осмышления, когда его нет, не может быть до конца проведено. Если мы имеем увеличение памяти в результате этого половинчатого осмышления, если имеем еще лучшее увеличение памяти в результате полного осмышления материала, то это говорит, что память, как процесс, совершается именно в процессе осмышления, что запоминание и по [в] запоминании осознавание происходит в процессе осмышления — не до него, не после него, а именно в процессе осмышления. В этом заключается такое свойство памяти, как упорядоченность, что память выводит из прошлого не все, не что угодно, а определенное, и структурность памяти. Все дело заключается в том, что сначала осмышление, а потом запоминание или наоборот. Память совершается внутри и в самом процессе осмышления, память не существует как самостоятельная {с. 312} психологическая функция, она совершается только в процессе осмышления.

Доказательство: мы имеем задачу без всякой задачи запоминания. Опыт Кёлера19 показывает, что может не быть никакой задачи на запоминание, может не быть никакого решения задачи, но, когда мы имеем собственно интеллектуальное решение, одним из признаков является то, что такое интеллектуальное решение приводит к тому, что задача запоминается сразу и прочно20. Именно когда задача на запоминание не ставится, происходит запоминание сразу и прочно.

Опыт Торндайка, произведенный над самим собой с бесконечным21 повторением одного и того же действия — рисование{м} черточек — показывает, что без осмышления действий не происходит запоминания22. Он сделал 22 тыс. проб на прочное запоминание и правильное решение. Осмышление23 проб совершенно необходимо. Оно необходимо даже при слепой дрессировке. Дрессировка получается только там, где, несмотря на трудность задачи, животное улавливает какую-нибудь связь между решением и производящимися действиями.

{с. 32} Я не буду останавливаться на целом ряде опытов, которые вам всем известны. Роль распределения повторений при зачитывании, роль распределения тоже должна говорить о том, что здесь предшествующий прием совершенно другого порядка.

Если бы речь шла о том, что бы было пробивание пути через нервную систему, то казалось бы, что чем больше бить, тем лучше, а на самом деле оказывается совсем не так: оказывается, дальнейшее повторение ни к чему не приводит. Есть очень хорошее указание на то, что сколько бы вы ни повторяли, сколько бы вы повторений ни делали, а решающим является первое повторение. А дело заключается в том, что первое повторение прокладывает путь, а все дальнейшее идет вдоль него, поэтому все дальнейшие повторения почти ничего не приносят к осмышлению, в то время как если вы делаете перерыв, то вы это по-новому осмышляете и вносите это новое осмышление в повторение, и действенная сила повторения есть в этом. Память, которая наступает без всякой задачи, это есть память, запоминание которое является настоящим видом памяти. Мы, например, не ставим себе задачей каждый год, когда видим горную вершину, запомнить ее; мы на нее смотрим просто с удовольствием, а она, оказывается, запоминается. Так что это есть запоминание без специальной задачи — это есть реальный тип {запоминания}. Запоминание со специальной задачей — это запоминание искусственное. Это показывает дальше то обстоятельство, что сама {с. 322} память существует в меру осмышления.

Исследование памяти последнего двадцатилетия поставлено именно по линии осмышленности памяти.

Опыты Бине24 показывают, что хорошо запоминаются отдельные фразы25, и Бюлер подчеркивает, что испытуемый прекрасно воспроизводил смысл, но только не в тех словах, как это было сказано, т. е. это производилось именно в осмышлении. И то, что осмышляется, то и запоминается, то, что схватывается, то и запоминается.

Что же это значит[?] Что, разве не существует задача — раньше осмыслить, а потом запомнить{?}. Конечно, не существует. Мало ли что не существует. Существуют и эти искусственные задачи, но что они представляют собой[?] Задача — сначала запомнить, а потом осмыслить — эта задача приводит к механическому запоминанию, это ясно из сути дела. Но обратная задача — задача — сначала понять, а потом заучить. Я утверждаю, что эта задача на механическое запоминание, потому что то, что понятно, то не нужно заучивать, оно само заучивается. Если есть дополнительная задача на заучивание, то заучивание относится к тому, что непонятно. Например, имеется стихотворение. Вы там прочитаете и поймете смысл, но теперь нужно заучить стихотворение, определенной26 словесной формы.

{с. 33} А вот словесная форма, она не осмыслена. Осмыслено содержание, смысл стихотворения, форма стихотворения не понята, т. е. не понята необходимость, чтобы такое содержание получило именно такое ритмическое оформление. То, что не понято, это содержание, не уловлена связь между определенным смыслом и определенным литературным оформлением, {и это} приводит к тому, что литературная форма не запоминается. Нужно запомнить. Значит, она выступает как механический материал и тогда приходится прибегать к специальным нарочитым приемам механического запоминания.

Все-таки механическая память существует, мы должны несколько на ней остановиться. Так что же, память сводится целиком к запоминанию? Это механическая искусственная память, которая существует, она целиком сводится к какому-то ее суррогатному, хотя бы, осмыслению. Этого не собираюсь утверждать: вполне допускаю то обстоятельство, что в механической памяти так же, как во всякой памяти, при[в]ходят моменты, которые не связаны с осмышлением, но тогда она представляет собой не что иное, как органическое [логическое] нервное запечатление.

Конечно, это обстоятельство чрезвычайно важное, иногда оно так значительно, что перекрывает всякие другие обстоятельства. Но это предмет физиологии. Физиология памяти еще не создана, она конечно будет создана, но ее еще нет. Есть наметки в работе Павлова об условных рефлексах и т. д., но пока она не создана. Как мы должны относиться к этому факту? Мы получили эту органическую основу как некий коэффициент личности. Об этом в сущности говорить нам, ни физиологам, ни врачам, не приходится. Понятно, что человека, у которого плохая память, надо послать к врачу, чтобы сказал, что у него малокровие, что нужно принимать {с. 332} рыбий жир, фитин и т. д.

Но это не задача психологов. Сейчас вопрос ставится таким образом: при данной неизменной для данного человека органической основе имеет ли какое-нибудь влияние психология на условия запоминания? Имеет грандиозное влияние. Именно в силу этого влияния указывалась разница осмысленного и механического запоминания у одного и того же человека, и эта разница достигала 25-кратного размера. Об этой разнице должны говорить.

Это приводит к выводу: в той мере, в какой занимается психология, можно говорить только об осмысленности, осмысленность материала — вот что является решающим фактором в запоминании.

{с. 34} Итак, в той мере, в какой память может быть предметом психологии, память не выступает как самостоятельная задача, она всегда осуществляется через процесс осмышления.

Сегодня вы слышали в прекрасном докладе пр. Лебединского27 указание, что сама патофизиологическая функция выступает сейчас как самостоятельная функция, она всегда является как ингредиент какой-то другой функции.

Задача памяти есть, но это есть такая задача, которая не ограничивает психологический круг вопросов. Задача встает перед нами в силу требования окружающей среды, она встает как социальная задача, в частности как педагогическая задача. Память имеет аспект социальный, и тогда она сводится к целому ряду технических средств, она имеет аспект физиологический, и тогда она должна решаться в аспекте физиологии; она имеет аспект психологический, и тут лучшим является осмышление материала.

Я бы не хотел остаться непонятым вот в каком смысле. Я вовсе не думаю, что осмышление является решающим моментом. Я думаю, что осмышление приводит нас к какому-то решающему моменту. Вопрос далее ставится таким образом: почему-то осмышление играет такую магическую роль в отношении памяти[?]. Здесь есть целый ряд предположений.

Скажем, осмышление устанавливает связь между элементами, осмышление есть некоторая личная деятельность, а все, что связано с личностью, нас все это удовлетворяет, потому что все это имеет место в опосредствовании, запоминании механическ<ом> {с. 342} материала и в материале осмышления. Мы не можем объяснить, но есть огромная разница в запоминании материала, хотя все эти элементы есть и тут, и там. Парадоксальная вещь, что для нашего человеческого организма играет такое большое значение опять-таки содержательная увязка между частями самого материала. Но это имеет значение, поскольку это осознается субъектом.

Значит только в той мере, в какой не просто существует объект, осмышленный материал, но в такой мере, в какой наши движения в материале соответственно связывают и отношения самих вещей, — только в такой мере и оказывается ……… {пропуск в стенограмме} это осмышление.

Все дело заключается в том, что осмышление открывает нам связывание материала и вводит нас внутрь этого материала. Оно представляет собой реальный план, движение через этот материал и, поскольку это движение осуществляется, постольку оно дает лучшее запоминание. Все дело заключается в том, что когда мы движемся по связям самих вещей, то наша деятельность, определяемая свойствами самих вещей, на каждом этапе испытывает потребность в следующем этапе. В том-то и дело, что поскольку наша деятельность отображает объективную связь отдельных членов этого материала, постольку эти члены указывают нам, в чем мы нуждаемся, в следующем шаге нашей деятельности.

{с. 35} Поэтому ближайшая задача [догадка] заключается в том, что сила, увеличивающая продуктивность осмысленного запоминания, есть потребность, которая имеется внутри этого осмысления, потребность, которая на каждом этапе жаждет получить следующее звено, как недостающее звено. Если я хочу стругать, то нужен рубанок и возникает потребность в рубанке. Потребность выражается в том, что я произвожу актуально какую-нибудь операцию и в процессе этой операции выявляются элементы этой операции. Если двигаться по осмысленному материалу, то на каждом этапе ждать последующего звена осмысленного следствия. Этот [Из этого] Левин развил целую теорию. Мое возражение заключается в том, что эта потребность была бы квазипотребностью, и эта квазипотребность больше, чем действительная. Если говорим, что должны запомнить то-то и то-то, то это не показывает очевидно, что запомнит {sic}. Потребность в плане — есть квазипотребность, а задача на запоминание — это реальная задача. Если бы все дело было только в напряжении, то напряжение гораздо больше на бессмысленный28 материал, чем осмысленный. Следовательно, потребность не может объяснить это дело.

Но потребность не лишнее понятие. Загадка мышления заключается в том, что мышление, устанавливая осмысленное[сть] содержание[я] материала, вместе с тем определяет отношение этого материала к каким-нибудь личным установкам испытуемого. Оценка известного предмета по отношению к нашим основным установкам есть не что иное, как эмоции в большей или меньшей степени.

Эмоции [не] есть основная сила, которая приводит к улучшенному запоминанию осмысленного материала, ибо материал {с. 352} большее значение имеет [получает значимость], когда осмысливается.

Осмыслив материал, получив известное лицо, он имеет отношение к нашим основным установкам {sic}. Эмоциями можно его воспроизвести, потому что он обладает следующими особенностями. В отличие от потребности, раз имеются потребности, мыслим план. Эмоции показывают решающее влияние на физиологические процессы, умудряется [эмоции] перестраивать [ют] физиологические процессы, в том числе и физиологические процессы нашей системы. Эмоции поэтому имеют два корня: воображение, с одной стороны, и физиологическую основу, с другой стороны.

Если[ть] тот якорь, к которому можно прикрепить посторонний для нас материал, к субстрату нашей личной жизни, и эмоции обнаруживают29, в какой мере наше запоминание может выйти за предел осмышления30, ибо если осмышление есть одна из могущественных сил, она действует шире, чем [меньше] эмоции[й], а эмоции действуют шире на осмышление.

{с. 36} Вот по этой линии запоминаются стихи, поражающие события и т. д. Эмоции есть корень памяти.


1 – В оригинале: Выгодского.

2 – Имеется в виду кн. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций. М.; Л.: Учпедгиз, 1931. — 280 с.

3 – В оригинале: опосредствование.

4 – В оригинале: запомнить.

5 – Ср., например, Выготский и Лурия. Этюды по истории поведения. М., 1930, с. 65.

6 – В оригинале: них.

7 – В оригинале: которые переносят.

8 – В оригинале: безсвязный.

9 – В оригинале: посколько.

10 – В оригинале: безсмысленного.

11 – В оригинале: безсвязный.

12 – В оригинале первая половина этого предложения подается в единственном числе: «чрезвычайно трудно добиться от испытуемого, чтобы он понял подлинную задачу эксперимента».

13 – В оригинале: осмышления.

14 – В оригинале: слово нам повторяется дважды.

15 – В оригинале: Мельман.

16 – В оригинале: Мельман.

17 – Ср. Мейман Э. Экономия и техника памяти. М.: Книгоиздательство «Космосъ», 1913.

18 – В оригинале: безсмысленный.

19 – В оригинале: Кюлера.

20 – Ср. Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян / Под ред. Л.С. Выготского. М.: Издво Акад. Ком. воспит., 1930.

21 – В оригинале: безконечным.

22 – Ср. Edward L. Thorndike. The Law of Effect // The American Journal of Psychology. Vol. 39. № 1/4 (Dec., 1927), p. 212222.

23 – В оригинале: Осмысшление.

24 – В оригинале: Бюне или Бюрне.

25 – Предположительно Гальперин ссылается на работу: Binet A. L’etude experimentale de l’intelligence, 1903.

26 – В оригинале: определение.

27 – М. С. Лебединский, доклад «Психология и патопсихология», 18 декабря 1938 г.

28 – В оригинале: безсмысленный.

29 – В оригинале: обнаруживает.

30 – В оригинале: осмысшления.

Гальперин Петр Яковлевич, доктор педагогических наук, СССР

Метрики

Просмотров

Всего: 4204
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 838
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1

Биология — 9

В возникновении эмоций участвуют лобная и височная доли больших полушарий, а также промежуточный мозг. Эмоции в основном управляются лобной долей.

Память. Память — это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение в нужный момент индивидуального опыта. В формировании памяти участвует кора головного мозга. Она не имеет особого центра. Но при повреждении лобной и височной долей мозга память пропадает.

Согласно современным представлениям отделы мозга, связанные с памятью, соединены между собой системой замкнутых цепей. Нервные импульсы, проходящие через систему этих цепей, создают изменения в процессах биосинтеза в расположенных здесь нервных клетках. В итоге создаются особые вещества, содержащие следы памяти. Чем чаще импульсы проходят через эти нейроны, тем больше создается этих веществ. Поэтому для лучшего сохранения материала в памяти он постоянно должен повторяться.

Виды памяти. Память состоит из таких процессов, как узнавание, запоминание и воспроизведение. В зависимости от продолжительности этих процессов выделяют три типа памяти.

Сенсорная, или моментальная память может сохранять следы влияния информации, поступающей от органов чувств, в течение нескольких секунд. Если поступающие сигналы не затрагивают высшие отделы мозга, то следы памяти стираются, и рецепторы воспринимают новые сигналы.

Если информация, поступающая от рецепторов, является важной, то она переходит в кратковременную память. В ней хранится информация о том, о чем человек думает в данный момент. Если информация не поступит повторно, то она сотрется из памяти. Лишь информация, подкрепляемая повторением или другими напоминаниями, переходит в долговременную память и запоминается на длительный срок — месяцы, годы.

По характеру запоминания информации существует два вида памяти: произвольная и непроизвольная. При непроизвольной памяти для запоминания информации не прилагается никаких усилий. Этот вид памяти формируется без участия сознания. Основная доля жизненного опыта человека приобретается за счет этой памяти. Непроизвольная память наиболее выражена у детей.

При произвольной памяти для запоминания информации привлекается сознание. Человек ставит перед собой цель для запоминания информации.

По особенностям запоминаемой информации память делится на следующие виды: двигательная, образная, эмоциональная и словесная.

Двигательная память — это запоминание и повторение каких-либо движений на основе двигательных навыков. Например, спортивные и танцевальные движения, письмо.

Образная память — это запоминание и описание лиц, голосов, картин природы, запахов, музыки. Образная память хорошо развита у актеров, поэтов, художников и писателей. Органы зрения, слуха, обоняния и вкуса дают возможность человеку запоминать и описывать определенные образы.

Тип произвольной памяти в C

спросил

Изменено 6 лет, 7 месяцев назад

Просмотрено 288 раз

Это относится к этому вопросу

Как правильно реализовать функции c malloc/realloc?

, где в принятом ответе упоминается, что 9Массив 0015 char можно использовать для моделирования пула произвольной памяти.

Однако в одном из комментариев к принятому ответу указано

Массив символов, для которого не назначена продолжительность хранения, может быть псевдоним по типу символа. Другими словами, он не может и должен не использовать как произвольную память

Это правильно? Если да, то что можно использовать? Я хотел бы избежать использования alloc или каких-либо конкретных вызовов ОС, поэтому я симметричен в этом вопросе. 9*# (здесь цензура) строгое правило алиасинга. Обычные компиляторы выдают правильный код, когда вы используете массив символов в качестве большого буфера для выделения из него любого типа, если вы обеспечиваете правильное выравнивание. В конце концов, именно так они должны реализовать подпрограммы malloc , realloc и free . И поскольку они являются частью размещенной среды (стандартная библиотека C), разработчики компилятора не настолько мазохисты, чтобы запрещать такое использование.

Но стандарт C здесь более строгий. Вы должны прочитать мой собственный ответ здесь на аналогичный вопрос и, в частности, комментарий @EOF к нему:

Вы не можете разделить части объекта, объявленного как char [], на объекты других типов (кроме символьных), потому что они имеют объявленный тип… что означает, что технически вы не можете реализовать malloc() в чистом C

Я полагаю, что проблема, на которую он указал, заключалась в том, что если вы статически выделяете массив типов char , а затем скомпилируете свою библиотеку с помощью современного настольного компилятора C, такого как gcc, вы не можете легко преобразовать содержимое этой области в другой тип . Потому что тогда компилятор выполнит оптимизацию на основе псевдонимов указателей и все испортит, см. «Строгое правило псевдонимов».

Просто убедитесь, что ваш компилятор не использует строгое сглаживание, и все будет в порядке. Например, ни один из распространенных на рынке компиляторов встроенных систем не делает этого.

С gcc вы должны скомпилировать как -fno-strict-aliasing . Может быть полезно всегда включать предупреждения для кода, который может вызвать такие проблемы -Wstrict-aliasing .

В качестве примечания, uint8_t имеет гораздо больше смысла для использования в качестве универсального типа, потому что, в отличие от char , он совершенно однозначен: у него нет знака, а размер хорошо известен.

7

Псевдоним относится к строгому правилу псевдонимов, которое определяет, как компилятору разрешено использовать регистры. Если у вас есть указатели разных типов, ссылающиеся на одно и то же место в памяти, то запись, выполненная через один тип указателя, может быть незаметна при чтении через другой тип указателя, потому что компилятору разрешено кэшировать данные в регистрах.

При реализации пула памяти эта проблема обычно не возникает, поскольку реализация пула не выполняет чтение и запись в память.

Если вам нужны произвольные типы, то лучше всего использовать объединение. Это не только «превзойдет» строгое правило алиасинга, но и обеспечит правильное выравнивание. Помните, что malloc и другие обеспечивают выравнивание, подходящее для любого типа, а auto — нет.

2

Проблема с выравниванием. На процессорах с ограничениями по выравниванию массив символов может не начинаться с адреса, подходящего для хранения более крупных объектов, например 9.0015 int или double .

Итак, чтобы быть в безопасности, вам нужно убедиться, что массив char правильно выровнен для любого типа. Если вы используете компилятор C11, вы можете принудительно выполнить выравнивание следующим образом:

 #include  h>
#include 
_Alignas(max_align_t) буфер символов[SIZE];
 

Для старых компиляторов решением может быть __attribute__((aligned(SIZE))) . В противном случае вам нужно искать #pragma , которая вызывает выравнивание.

И, как обсуждалось в различных комментариях/ответах, вам обязательно следует отключить строгую оптимизацию псевдонимов с помощью параметра -fno-strict-aliasing . Если такой опции (или эквивалентной) не существует, вам нужно определить уровень оптимизации, основанный на строгом правиле псевдонимов, и использовать только более низкий уровень оптимизации.

2

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Обязательно, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Все курсы — полный список

Python для пентестеров

Этот курс научит вас написанию сценариев Python и их применению для решения проблем компьютерной и сетевой безопасности. Этот курс идеально подходит для тестировщиков на проникновение, энтузиастов безопасности и сетевых администраторов…

Подробнее

Атака и защита Active Directory

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. С 15 января 2023 г. Pentester Academy и INE больше не предлагает:
— Лаборатории корпоративной безопасности (лаборатории и курсы Active Directory/Red Team)
-Активная директория/Азу…

Подробнее

Внедрение процессов Windows для Red-Blue Teams

В этом курсе мы познакомимся с основами процессов Windows, виртуальной памяти и различных методов перечисления процессов. Затем мы рассмотрим основы внедрения процесса и тр…

Подробнее

Язык ассемблера x86 и шеллкод в Linux

Этот курс посвящен изучению основ 32-разрядного языка ассемблера для семейства процессоров Intel Architecture (IA-32) на платформе Linux и применению его в информационной безопасности. Как только мы покончим с остроумием…

Подробнее

Язык ассемблера x86_64 и шеллкод в Linux

Этот курс посвящен изучению основ 64-битного языка ассемблера для семейства процессоров x86_64 на платформе Linux и применению их в информационной безопасности. Как только мы разберемся с основами, мы…

Посмотреть подробности

Javascript для пентестеров

В этом курсе мы будем учиться использовать Javascript для пентестинга.

Подробнее

Криминалистика Linux

Этот курс познакомит студентов со всеми аспектами криминалистики Linux. К концу этого курса студенты смогут выполнять анализ в реальном времени, собирать неустойчивые данные, создавать изображения медиа, анализировать…

Посмотреть подробности

Пентестирование с помощью Metasploit

Этот курс идеально подходит для тестировщиков на проникновение, энтузиастов безопасности и сетевых администраторов.
Неисчерпывающий список тем для изучения включает:

  • Основы Metasploit и фреймворк…

    Подробнее

Безопасность Wi-Fi и пентестинг

Этот курс идеально подходит для тестировщиков на проникновение, энтузиастов безопасности и сетевых администраторов.
Неполный список тем для изучения включает:

  • Обход аутентификации WLAN…

    Подробнее

Использование простых переполнений буфера в Win32

В этом курсе мы рассмотрим, как использовать простые переполнения буфера в системах Win32. Это вводный курс, который начинается с самых основ эксплуатации и подходит для начинающих. Мы будем…

Посмотреть подробности

USB Forensics and Pentesting

В этом курсе подробно рассматривается USB с упором на понимание USB-накопителей (также известных как флэш-накопители или флэш-накопители).

Подробнее

Пентестирование iOS-приложений

Этот курс посвящен платформе iOS и безопасности приложений и идеально подходит для пентестеров, исследователей и случайных энтузиастов iOS, которые хотели бы погрузиться глубже и понять, как анализировать и анализировать…

Посмотреть подробности

Создайте свой собственный хакерский гаджет

Все мы слышали или использовали хакерские гаджеты, такие как WiFi Pineapple, Minipwner, Pwn Plug, R00tabaga и т. д.

Подробнее

Сценарии инструментов пентестинга Wi-Fi на Python

В этом курсе мы научимся создавать инструменты пентестинга Wi-Fi — сниффер и инжекторы пакетов с помощью Python. Мы рассмотрим как использование библиотек, таких как scapy, так и работу с необработанными сокетами.
Этот …

Подробнее

Отладчик GNU Megaprimer

Этот курс охватывает основы использования GDB на платформах Linux x86, x86_64 и ARM.

Подробнее

Вызовы WAP

В этом разделе мы будем размещать интересные задачи по безопасности веб-приложений, чтобы наши студенты могли их опробовать. Задачи будут разделены на начальный, средний и продвинутый уровни. Мы будем …

Посмотреть подробности

Испытания на проникновение

В этом разделе мы будем публиковать задачи пентестинга по нескольким темам, таким как веб-приложение, сеть, шеллкодирование, метасплоит, мобильные приложения, реверсирование и разработка эксплойтов.

Подробнее

Системное программирование для Windows: основы

Системное программирование для Windows: основы Курс познакомит вас с основами системного программирования в Windows.

Неполный список затрагиваемых тем включает…

Подробнее

PCAP в XML и SQLITE

PCAP2XML — это набор инструментов, который принимает файлы трассировки 802. 11 PCAP в качестве входных данных и может преобразовывать их в представления XML или SQLITE. Это позволяет пентестеру запускать произвольные запросы к заголовку пакета…

Подробнее

Визуализатор сканирования Airodump-NG

Airodump-NG Scan Visualizer позволяет фильтровать, сортировать и визуализировать данные сканирования Airodump-NG. В настоящее время инструмент использует файл CSV, сгенерированный Airodump-NG с параметром -w, и может работать локально или как …

Подробнее

Пентестирование веб-приложений

Удобный для начинающих введение в безопасность веб-приложений, которое начинается с самых основ протокола HTTP, а затем переходит к более сложным темам.

Посмотреть подробности

Сетевое пентестирование

Неисчерпывающий набор затронутых тем включает:

  • Пентестирование маршрутизаторов
  • Атака SSH с помощью Metasploit, Nmap, Medusa, Hydra, Ncrack
  • SNMP-атаки
  • Обход огня. ..

    Подробнее

Powershell для пентестеров

PowerShell For Penetration Testers (PFPT) — это онлайн-курс, предназначенный для обучения PowerShell тестировщикам проникновения, системным администраторам и другим специалистам по безопасности. Вы сможете у…

Посмотреть подробности

Криминалистическая экспертиза Windows

Этот курс познакомит слушателей со всеми аспектами криминалистической экспертизы Windows.

Подробнее

Наука о данных и машинное обучение для информационной безопасности

Наступил век умных машин! Сейчас мы видим, как машинное обучение разрушает все технологические области, включая компьютерную безопасность. Поскольку все больше и больше продуктов для обеспечения безопасности используют машинное обучение, я…

Посмотреть подробности

Основы WinDbg: режим пользователя

В этом курсе вы изучите основы использования WinDgb для отладки пользовательского режима.

Подробнее

Основы WinDbg: режим ядра

В этом курсе вы изучите основы использования WinDgb для отладки в режиме ядра.

Подробнее

Злоупотребление доверием SQL Server в домене Windows

MS SQL Server широко используется в корпоративных сетях. Благодаря использованию сторонними приложениями, поддержке устаревших приложений и использованию в качестве базы данных SQL Server является …

Подробнее

Embedded/IoT Linux для Red-Blue Teams

Этот курс представляет собой глубокое погружение в прошивку Embedded/IoT, где мы начнем с самых основ — поймем многоэтапный процесс загрузки, ядро ​​и корневую файловую систему, как их собрать с помощью кус…

Посмотреть подробности …

Подробнее

Панды для пентестеров

Сейчас мы живем в мире больших данных — миллиарды устройств обмениваются данными через миллионы сетей и генерируют петабайты данных как в состоянии покоя, так и в пути! Специалисты по безопасности сталкиваются с. ..

Посмотреть подробности

Мониторинг Wi-Fi для Red-Blue Teams

Этот курс посвящен инструментам, методам и процедурам мониторинга сетей 802.11ac/n. Мы узнаем об аппаратном обеспечении USB и точки доступа, плюсах и минусах, а также о масштабируемых архитектурах. …

Подробнее

Рецепты эксплуатации Windows API: процессы, токены и память RW

В сегодняшних защищенных средах командам Red-Blue практически невозможно подражать современным тактикам, методам и процедурам состязательности, используя общедоступные сторонние продукты для пентестинга. Пау…

Посмотреть подробности

Хакерский проект: бот для пентеста, управляемый с помощью SMS

В этом хакерском проекте мы научимся создавать бота для пентеста, управляемого с помощью SMS! Этот бот сможет запускать сканирование nmap по вашей команде из любой точки мира 🙂

Ключевые понятия, которые вам. ..

Подробнее

Анализ трафика: TSHARK Unleashed

Большинство из нас использовали Wireshark в академических или профессиональных целях для анализа трафика. Это отличный инструмент для микроскопического анализа того, что происходит в сети…

Посмотреть подробности

Reconnaissance Memcache для красно-синих команд

Reconnaissance первый и, возможно, самый важный этап пентестинга и командных упражнений красно-синих. Хорошо проведенная разведка может помочь расставить приоритеты, какие системы следует отстать в первую очередь, и посвятить больше времени…

Подробнее

Атаки и защита WMI

Инструментарий управления Windows (WMI) использовался администраторами Windows для различных операций управления системой, начиная с Windows NT. Поскольку WMI часто используется для автоматизации административных задач,. ..

Посмотреть подробности

Реверс-инжиниринг 32-разрядных приложений Linux

Этот курс познакомит студентов со всеми аспектами реверс-инжиниринга (реверсирования) 32-разрядных приложений Linux с целью обнаружения недостатков и разработки экс…

Подробнее

Реверс-инжиниринг приложений Win32

Этот курс познакомит студентов со всеми аспектами реверс-инжиниринга (реверсирования) 32-разрядных приложений Windows с целью выявления недостатков и разработки …

Посмотреть подробности

Анализ трафика VoIP

Сегодня все предприятия, большие и малые, зависят от VoIP для обеспечения голосовой связи как внутри компании, так и за ее пределами. В большинстве организаций даже есть выделенные голосовые VLAN и/или физические…

Подробнее

Лаборатория Windows Red Team

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. С 15 января 2023 г. Pentester Academy & INE больше не предлагает: — Лаборатории корпоративной безопасности (лаборатории и курсы Active Directory/Red Team) — Активный каталог/Аз…

Посмотреть подробности

РУКА в сборе

Сегодня на процессорах ARM работают миллиарды мобильных устройств и устройств Интернета вещей! Понимание основ сборки ARM обеспечивает основу для более глубокого изучения эксплуатации ARM и обратного проектирования. Этот …

Подробнее

Системное программирование Windows: процессы и потоки

Этот курс посвящен потокам и процессам. Мы узнаем все о процессах, заданиях и потоках. В конце курса мы рассмотрим создание многопоточных приложений с окнами…

Посмотреть подробности

Системное программирование Windows: Безопасность

В этом курсе мы начнем с основных понятий безопасности Windows, а затем научимся работать с идентификаторами безопасности и токенами доступа. И, наконец, мы рассмотрим, как обезопасить об…

Подробнее

Программирование ядра Windows: мониторинг процессов и потоков

В этом курсе мы начнем с общих методов программирования ядра, а затем рассмотрим различные уведомления, поддерживаемые ядром. В последнем модуле мы рассмотрим, как построить процесс…

Посмотреть подробности

Программирование ядра Windows: основы

В этом курсе мы изучим основы программирования ядра Windows. Мы начнем с систем ввода-вывода и научимся писать простые драйверы устройств. Мы также рассмотрим запрос ввода/вывода p…

Подробнее

Системное программирование Windows: управление памятью

Этот курс посвящен основам управления памятью. Мы узнаем, как использовать Windows API для взаимодействия с памятью и управления ею. После того, как мы рассмотрели основы, мы рассмотрим память…

Посмотреть подробности

Руткиты Linux для Red-Blue Teams

Linux доминирует на рынке серверов, встраиваемых систем, а теперь и на рынке устройств Интернета вещей (IoT). В последнее время встроенные системы и устройства IoT, в частности, были самыми популярными…

Подробнее

DevSecOps: небезопасный реестр Docker

Многие организации развертывают частные серверы реестра в своей внутренней/внешней среде разработки/развертывания приложений. К сожалению, чаще всего эти серверы развернуты небезопасно. В…

Посмотреть подробности

Реверс-инжиниринг для платформ ARM

Этот курс познакомит слушателей со всеми аспектами написания кода на ассемблере для платформ ARM. К концу этого курса студенты будут в состоянии понять и …

Подробнее

Тестирование на проникновение iOS: основы

В этом курсе мы рассмотрим основы тестирования на проникновение в iOS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *