Привязанность боулби джон: Джон Боулби «Привязанность» — социально-просветительский проект

Привязанность боулби джон: Джон Боулби «Привязанность» — социально-просветительский проект

Теория привязанности Джона Боулби и психоанализ

Существенный вклад в психоаналитическую концепцию развития внес создатель теории привязанности Джон Боулби, идеи которого (как и разработки Ж. Лакана) вначале были отвергнуты профессиональным сообществом, и лишь позднее получили всеобщее признание. До исследований Боулби считалось, то чувство привязанности к матери появляется сразу после рождения и является однозначно генетически запрограммированным. Однако Боулби убедительно обосновал, что чувство привязанности отличается широкой вариативностью и формируется под влиянием того, как мать реагирует на потребности ребенка — в пище, безопасности, общении и т.д.

Наблюдая поведение детей и матерей в игровой комнате, исследователи группы Боулби заметили, что часть детей, даже проявляя определенный интерес к игрушкам, предпочитает оставаться на коленях у матери или сохранять тактильный контакт с ней, держа ее за руку. Этот тип поведения

получил наименование небезопасной привязанности. Другие дети относительно спокойно оставляли мать на достаточно длительные промежутки времени и переносили свой интерес на игрушки, тем не менее стараясь поддерживать зрительный контакт с матерью как источником безопасности, демонстрируя, таким образом, безопасный тип привязанности.

Согласно теории Боулби, привязанность к заботящемуся о нем объекту формируется у ребенка инстинктивно, исходя из биологической цели выживания, а на психологическом уровне даже у до-вербального ребенка это проявляется как ощущение комфорта и безопасности. Понятие «привязанность» не является синонимом любви или симпатии, которые могут возникать или неоднократно изменяться на протяжении жизни личности. Однако без привязанности человек социальный или вообще не формируется (как в случаях феральных детей), или его формирование и функционирование как личности является исходно нарушенным.

Качество взаимоотношений матери с ребенком является чрезвычайно важным. Оно предполагает безусловное принятие ребенка и понимание всех особенностей его развития.

Родители не должны пытаться «подстроить» ребенка под свои предпочтения или ожидания; и, даже устанавливая разумные пределы для проявлений активности младенца, им следует постоянно участвовать в детском исследовании мира — вначале через эмоциональное взаимодействие, а затем — через игру. Помогая ребенку постигать мир, родители могут демонстрировать критическое отношение к его поведению, но не к его характеру или к его только формирующейся личности. Если эти правила соблюдаются, то в последующем ребенок, оказавшийся в новой или незнакомой ему ситуации без родителей, будет менее подвержен страху и будет проявлять более адаптивные реакции.

Исследования, проведенные Боулби и его последователями, позволили выделить три основных типа детской привязанности: безопасный, небезопасно-избегающий и небезопасно-тревожный, содержание которых соответствует их наименованию. Четвертый тип, смешанной дезорганизованной привязанности, был добавлен позднее.

В качестве одного из наиболее неблагоприятных факторов автором теории привязанности описывается непоследовательное поведение родителей, когда повышенная строгость и ограничения сочетаются с чрезмерной нежностью и вседозволенностью. Такие дети в последующем вроде бы и стремятся к развитию контактов с другими людьми, но их исследовательская активность снижена, они опасаются всего нового и незнакомцев, становятся застенчивыми и неуверенными во всех их отношениях, как в юности, так и в последующей жизни. Дезорганизованная привязанность, при которой проявляются признаки избегающего, двойственного и безопасного поведения, по мнению Боулби, чаще всего встречается у детей, матери которых были жертвами жестокого обращения.

Таким образом, специфика формирования самых ранних детско-родительских отношений может оказывать влияние на всю последующую жизнь человека. Если эти отношения верно сформированы, воспринимаются как надежные и безопасные, то аналогичным образом затем строятся отношения со сверстниками и всеми другими людьми — социальными, семейными и сексуальными партнерами. Такие личности демонстрируют более высокий уровень успешности, уверенности в себе и способности к социальной адаптации в целом. Они более самостоятельны в своих выборах, предпочтениях и суждениях, и одновременно менее зависимы от негативных влияний социальной среды, включая проявления агрессивности, склонность к алкоголизму, наркоманиям или делинквентному поведению.

Если же адекватные условия для формирования чувства привязанности в самом раннем детстве отсутствовали, то, подрастая, такие дети чаще демонстрируют непослушание, агрессивность, склонность к депрессиям и обилие школьных проблем, как в учебе, так и в отношениях со сверстниками.

Какой тип привязанности сформируется у ребенка, естественно, отчасти связано с его генотипом, но в равной степени это определяется типом поведения родителей, прежде всего матери, ее любовью и отзывчивостью, а также качеством внимания и способностью понимания тех сигналов коммуникации, которые проявляет ребенок, включая адекватную реакцию взрослого на эти довербальные сигналы.

В наиболее существенном положении теории привязанности подчеркивается, что для нормального психоэмоционального развития ребенку вначале нужно установить устойчивые отношения хотя бы с одним человеком, и чаще всего это тот человек, который постоянно находится рядом и заботится о нем. Исходно это положение было сформулировано Боулби при обосновании «синдрома лишения матери» в докладе, подготовленном по предложению ООН для решения проблем осиротевших в результате Второй мировой войны детей.

Необходимо отметить, что для адекватного развития чувства привязанности наиболее существенное значение имеет не только забота, но и особая (искренняя) чувствительность и отзывчивость во всех случаях социального (телесного, вербального и невербального) взаимодействия с ребенком. Когда дети начинают активно познавать мир — ползать и ходить, они постоянно обращают свой взгляд на объект привязанности, ища в нем поддержку своему «вхождению в мир» и подпитку чувства безопасности. Именно в этот период формируются модели поведения, которые определяют специфику будущих межличностных отношений, особенности восприятия и эмоционального реагирования и отношение к миру в целом.

Как уже отмечалось, главным объектом привязанности обычно выступает биологическая мать, но эта роль может быть переадресована любому человеку, который последовательно проявляет чувство искренней любви и заботы о ребенке. При этом в теории привязанности термином « материнское поведение» обозначается не просто любовь и забота, а особый образ действий, предполагающий постоянную включенность матери в социальное взаимодействие с ребенком — не просто какие-то действия по удовлетворению его потребностей, а охотные ответные реакции на все его сигналы, обращенные к миру.

На определенном этапе развития мать и символизирует для ребенка весь внешний мир.

По мере развития дети постепенно формируют новые привязанности, как правило, еще один-два новых объекта привязанности появляются уже на втором году жизни, однако даже в этом возрасте у ребенка складывается определенная иерархия привязанностей, где имеется главный объект и второстепенные. Отсутствие или даже отдаление от объекта привязанности вызывает у ребенка беспокойство и страх, а утрата такого объекта (или даже одного из второстепенных объектов) может иметь самые катастрофические последствия для нормального психического развития — довер-бальный ребенок как бы впадает в бесконечную тоску и отчаяние. Лишь к 3—4 годам физическое отсутствие объекта привязанности перестает восприниматься как некий вариант витальной угрозы.

В своем развитии привязанность ребенка проходит несколько стадий. В первые 8 недель детская улыбка или плач еще не имеют четкой направленности, они адресованы всем, кто находится поблизости. В возрасте от 2 до 6 месяцев ребенок начинает устанавливать различия между знакомыми и незнакомыми лицами и демонстрирует особую отзывчивость ко всем внешним признакам объекта привязанности (лицу, голосу, запаху и т.д.). Более четко это проявляется в период от 6 месяцев до 2 лет, хотя обычно уже к концу года ребенок демонстрирует целый набор вербальных и невербальных знаков, направленных на поддержание близости с объектом привязанности. В частности, ребенок проявляет явный негативизм уже при временном отсутствии объекта рядом или даже утрате зрительной связи с ним, приветствует его улыбкой при возвращении, «цепляется» за объект при испуге и т.д. С развитием способности самостоятельно передвигаться, ребенок начинает использовать объект привязанности в качестве своеобразного «проводника» в исследовании окружающего мира и источника его чувства безопасности («надежность базы»). Активность ребенка в присутствии объекта привязанности всегда выше, и у него больше возможностей для постижения нового и формирования независимости.

Если объект недоступен, не реагирует или реагирует неадекватно на вербальные и невербальные знаки ребенка, движение к независимому поведению ребенка замедляется, а проявление зависимости и привязанности усиливается. Аналогичное влияние на проявление привязанности к объекту оказывают страх, болезнь, недомогание или усталость ребенка.

На третьем и последующих годах жизни, по мере того, как ребенок начинает рассматривать и себя, и объект привязанности в качестве относительно самостоятельных и независимых личностей, типичные формы привязанности несколько изменяются, приобретая характер взаимодействия и сотрудничества. Дети начинают понимать и принимать действия, цели и чувства других, а также соответственно координировать свои действия: если младенцы просто плачут, когда у них что-то болит или им хочется есть, то двухлетние дети плачут уже целенаправленно, чтобы привлечь внимание объекта привязанности, а если этот призыв «не срабатывает», они начинают кричать громче и бегут к объекту привязанности. Когда ребенок начинает относительно спокойно переносить временную (более или менее протяженную) разлуку со своим объектом привязанности, это с одной стороны, свидетельствует о нормальном процессе взросления, а с другой — означает, что эта психологическая связь приобрела характер стабильной и не зависит от физического присутствия сторон.

Именно ранние взаимодействия с объектами привязанности постепенно приводят к формированию речевого общения и человеческого мышления, человеческих вариантов проявления эмоций и всех других моделей поведения. Эта система, обозначенная как «внутренняя рабочая модель» социальных отношений, продолжает развиваться с течением времени и приобретением знаний и опыта. Наличие внутренней модели позволяет не только регулировать, но и объяснять и предсказывать собственное поведение, а также поведение других объектов привязанности. Уже в дошкольном возрасте дети могут относительно легко переносить разлуку с объектом привязанности, если были предварительно обсуждены условия и временные рамки этой разлуки, например: «Я пойду в детский сад, если ты меня заберешь до обеда». В заключение отметим, что эта теория разрабатывалась автором более двадцати лет и лишь затем была описана в трилогии «Привязанность и утрата». Основные положения теории Боулби были многократно подтверждены практикой и активно используются при разработке новых социальных стратегий в области воспитания и социальной защиты детей.

Дети и теория привязанности Джона Боулби / психология

Антрополог и ученый Хелен Фишер однажды постулировала, что «со временем любовь становится любовью и привязанностью». Мы можем сделать вывод, что Привязанность является основой всей нашей жизни. Давайте узнаем его важность для детей на основе теории привязанности Джона Боулби.

Потому что если есть что-то, что научно доказано, это ребенку нужно и человеческое тепло, и энергия, которую дают молоко и первые каши. Крайне важно, чтобы ребенок в первые годы своей жизни мог пользоваться окружающей средой, которая облегчает первые узы привязанности и в которой он чувствует себя защищенным, заботящимся и защищенным от опасностей мира.

Кто такой Джон Боулби??

Прежде чем продолжить, важно знать одну из основных фигур в детской психологии двадцатого века. Джон Боулби посвятил большую часть своей жизни работе с детьми, которые были лишены материнской фигуры, развивает свою деятельность в различных учреждениях.

Боулби, английский психолог и психоаналитик, вскоре продемонстрировал свою заинтересованность в развитии ребенка. Из своей работы и учебы он опубликовал свою теорию привязанности. На самом деле, его обширный опыт и знания были использованы тысячами профессионалов. Недаром он был одним из самых цитируемых экспертов в области публикаций в 20 веке.

Что говорит теория привязанности Джона Боулби?

Чтобы хорошо знать теорию привязанности Джона Боулби, давайте сначала выясним, что этот психолог понимает под привязанностью. В этом случае, приложение относится к эмоциональная связь между ребенком и его воспитателями, являются ли они родителями, приемными родителями или другими лицами, обеспечивающими уход.

«Мальчики и животные хотят того, кто их любит»

-Рамон Сендер-

Эмоциональная связь привязанности создает у ребенка эмоциональное чувство, которое Боулби считает необходимым для развития личности. В этом смысле, психолог основал три типа привязанности, дифференцированные в зависимости от ситуации ребенка и доступа и поведения взрослого (фигура привязанности).

1. Безопасное вложение

Это происходит, когда ребенок в безопасности от защитных образцов, привязанность и доступность, которую он получает от фигуры своей привязанности. Развивайте в ребенке позитивное и уверенное представление о себе. Создаются более стабильные, удовлетворяющие и интегрирующие отношения.

2. Тревожная привязанность

В этом случае, фигура привязанности ребенка только периодически дает привязанность и физическую и эмоциональную доступность. То есть это не всегда доступно.

Эта ситуация создает страх и беспокойство. Эмоциональные навыки ребенка развиваются непоследовательно. Формируется большое желание близости, но оно сопровождается неуверенностью.

3. Дезориентированная привязанность

В этом случае опекун предлагает непропорциональные ответы на потребности ребенка. В отчаянии он может вступать в диссоциативные процессы. Поведение взрослого очень дезориентирует ребенка, также порождая большую тревогу и неуверенность.

Исследования Боулби

Что касается постулатов теории привязанности, обнародованных Джоном Боулби, он опирался на разных ученых и их исследования. Некоторые из его баз были номинированы благодаря работе Конрада Лоренца, кто свидетельствует о сильной привязанности, которая встречается у разных видов животных, таких как утки и гуси.

Другой ученый, который сыграл важную роль в теории Боулби, был Гарри Харлоу. Этот ученый постулировал универсальную потребность в контакте согласно его исследованиям с приматами.

Оба ученых привели Боулби к утверждению, что привязанность обеспечивает эмоциональную безопасность, в которой нуждается ребенок. Каждый ребенок, особенно в первые месяцы его жизни, должен чувствовать себя защищенным и безоговорочно принятым.

«Ребенок, который знает, что его фигура привязанности доступна и чувствительна к его требованиям, дает им сильное и проницательное чувство безопасности и дает им возможность ценить и продолжать отношения»

-Джон Боулби-

Ребенок и привязанность

Итак, тогда, Боулби оговорил, что ребенок рождается с рядом поведений, целью которых является достижение реакции родителей. Таким образом, отраженные улыбки, сосание, плач, бормотание или необходимость быть в колыбели отвечают на их способ сближения со своими опекунами или родителями..

Весь поведенческий репертуар ребенка направлен на поддержание близости с опекуном, отец или мать, то есть фигура привязанности. Следовательно, если это происходит, можно наблюдать сопротивление разделению и ситуации тревоги и отсутствия безопасности..

Несколько лет спустя, воспользовавшись теорией Боулби, ученый Мэри Эйнсворт обнаружила ряд качественных различий во взаимодействиях матери и ребенка. По ее словам, формирование привязанности может быть выявлено между паттернами взаимодействия ребенка и фигуры привязанности:

  • Дети надежной привязанности. Они мало плакали и тихо исследовали перед смотрителем.
  • Дети небезопасной привязанности. Они часто плакали даже на руках у матери.
  • Дети, которые не показали привязанность. Невозможно продемонстрировать поведение, которое можно отнести к категории вложений..

С тех пор, десятки психологов также продолжили работу Боулби. Его теория привязанности имела и имеет большое значение сегодня. Это связано с тем, что человеческий контакт необходим не только в первые годы жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни, как мы помнили в начале в словах Хелен Фишер..

Когда умирают привязанности, рождается эмоциональная свобода. Эмоциональная свобода возрождается, когда страхи забываются, когда человек начинает ценить себя и решает двигаться вперед, не дожидаясь. Читать дальше »

Теория привязанности Боулби — Основное эмоциональное развитие человека

Когда человек эмоционально связан с другим человеком, возникает привязанность. Однако то, что происходит при наличии привязанности, действительно трудно понять, и именно поэтому появились теоретики привязанности.

Откройте для себя еще 10 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Теория экологических систем
  2. Природа или воспитание?
  3. Нравственное развитие
  4. Теория Я-концепции
  5. Психосоциальная модель Эриксона

Возможно, самый выдающийся представитель этой группы теоретиков, Джон Боулби был первым психологом, начавшим обширное исследование привязанности. Согласно теории привязанности Боулби, привязанность — это психологическая связь, которая возникает между людьми и длится в течение длительного периода времени. Для Боулби привязанность — это то, что удерживает ребенка на связи со своей матерью, учитывая потребности ребенка, которые могут быть удовлетворены только его родителем.

Характеристики привязанности

Есть четыре основных характеристики, которые дают нам четкое представление о том, что такое привязанность на самом деле. Они включают в себя безопасное небо, надежную базу, поддержание близости и бедствие при разлуке. Эти четыре атрибута очень очевидны в отношениях между ребенком и его опекуном.

1. Безопасная гавань

В идеале ребенок может положиться на своего опекуна, если он чувствует угрозу, страх или опасность. Например, если ребенку дать игрушку, которая ему не нравится, он будет плакать, а его мать уберет игрушку и обнимет ребенка, чтобы он перестал плакать.

2. Надежная база

Здесь воспитатель дает ребенку хорошую и надежную основу, пока он продолжает учиться и разбираться во всем самостоятельно. Например, ребенок будет задавать маме вопросы о том, почему его папа заболел и не может сейчас с ним играть.

3. Поддержание близости

Это означает, что ребенок стремится исследовать мир, но при этом старается оставаться рядом с воспитателем. Например, подросток обсуждает с матерью проблемы сверстников.

4. Бедствие разлуки

Это означает, что ребенок становится несчастным и огорченным, когда он разлучен со своим опекуном. Например, младенец громко плачет, когда его мать уходит на работу.

Стили привязанности

Помимо Боулби, в изучение привязанности внесли свой вклад и другие теоретики. Эйнсворт, Мейн и Соломон — главные исследователи, теоретизировавшие различные стили привязанности, которые можно наблюдать в отношениях одного человека с другим. Эти стили привязанности включают в себя: безопасную, амбивалентно-безопасную, избегающе-небезопасную и дезорганизованную небезопасную привязанность.

1. Надежная привязанность

Когда дети надежно привязаны к своим опекунам (родителям), они чувствуют себя счастливыми, когда их опекуны рядом, но расстраиваются, когда их разлучают с ними. Несмотря на то, что ребенок находится в бедственном положении, когда его родитель отсутствует, он все же чувствует себя в безопасности с чувством, что его опекун скоро вернется.

2. Амбивалентная привязанность

Ребенок с амбивалентной привязанностью становится очень расстроенным и огорченным всякий раз, когда его разлучают с родителем. Ребенок не чувствует, что может положиться на воспитателя, когда ему что-то нужно.

3. Избегающая привязанность

Проще говоря, ребенок с избегающей привязанностью стремится держаться подальше от своих родителей. Исследования показали, что это может быть причиной того, что родители любят пренебрегать своими детьми или жестоко обращаться с ними.

4. Неорганизованная привязанность

Это когда нет явной (или смешанной) привязанности между ребенком и его опекуном. Когда родитель в разное время выступает в роли опасающегося опекуна и успокаивающего, ребенок может запутаться и вызвать такого рода привязанность.

Почему важно изучать теорию привязанности Боулби? Многие исследования выяснили, что определение стиля привязанности в социальных отношениях оказывает длительное влияние на будущее поведение людей.

Вложение | Усыновление в детском возрасте

«Слово «привязанность» может иметь несколько значений. Даже в профессиональных дискуссиях им часто заменяют связь, отношения или привязанность. Каждый из них можно рассматривать как компонент привязанности, но… важна ясность определения». (Муни, 2010)

Теория привязанности была сформулирована Джоном Боулби (1969) и Мэри Эйнсворт более 50 лет назад, чтобы обеспечить основу для понимания человеческих отношений. Они утверждали, что целью привязанности было удовлетворение потребности ребенка в защите и безопасности, обеспечение надежной базы, которая является первостепенной потребностью детства. Вот их собственные определения:

  • Привязанность — это «измерение отношений младенца и опекуна, включающее защиту и регулирование безопасности. В этих теоретических рамках привязанность понимается как интенсивная и прочная привязанность, которую младенец развивает с фигурой матери, связь, биологически укорененная в функции защиты от опасности». (Боулби, 19 лет82)
  • Привязанность — это «нежная связь, которую один человек или животное образует между собой и другим конкретным человеком — связь, которая связывает их вместе в пространстве и сохраняется во времени». (Ainsworth, 1967)

Ранние отношения имеют решающее значение, особенно диада мать-ребенок. «Когда младенец рождается, он не может отличить одного человека от другого и даже с трудом может отличить человека от вещи. Тем не менее, к своему первому дню рождения он, вероятно, стал знатоком людей. Он не только быстро начинает отличать знакомых от незнакомцев, но и выбирает среди своих знакомых одного или нескольких фаворитов. Их встречают с восторгом; за ними следуют, когда они уходят; и их ищут, когда они отсутствуют. Их потеря вызывает тревогу и страдания; их выздоровление, облегчение и чувство безопасности. На этом фундаменте, кажется, строится вся остальная его эмоциональная жизнь — без этого фундамента есть риск для его будущего счастья и здоровья». (Боулби, 19 лет66)

Боулби недвусмысленно говорит о почти постоянной продолжительности привязанности: «Привязанность сохраняется, как правило, большую часть жизненного цикла… от ранних привязанностей нелегко отказаться, и они обычно сохраняются». (1979)

Боулби позже пишет: «Поведение привязанности — это любая форма поведения, которая приводит к тому, что человек достигает или поддерживает близость с каким-то другим четко идентифицированным индивидуумом, который считается лучше приспособленным к миру. Это наиболее очевидно, когда человек напуган или болен, и его успокаивают, утешая и заботясь… Для человека знание того, что привязанность доступна и отзывчива, дает ему сильное и всепроникающее чувство безопасности и, таким образом, побуждает его ценить и продолжать отношения…..Это можно наблюдать на протяжении всего жизненного цикла, особенно в чрезвычайных ситуациях. Поскольку это наблюдается практически у всех людей… оно считается неотъемлемой частью человеческой природы». (Боулби, 19 лет88)

Добавив межкультурные данные, Эйнсворт расширила теорию привязанности Боулби. Она собрала свои данные, наблюдая за детьми в «странной ситуации» в течение 20 минут, а затем наблюдая, что происходит, когда дети воссоединяются со своими опекунами. Она смогла выделить три отдельных стиля привязанности: 1. Надежная привязанность, 2. Тревожная/амбивалентная незащищенность и 3. Тревожная/избегающая незащищенность. Кросс-культурные исследования убедили Эйнсворт и Боулби в том, что дети привязываются к опекунам с целью достижения безопасности, выживания и, в конечном счете, генетического воспроизводства. Боулби и Эйнсворт не отличали привязанность от привязанности; на самом деле они называли привязанность «связью или связью».

Main (1996) относится к привязанности как к подкатегории связи. «Привязанность — это уникальная форма привязанности; этот термин не следует использовать для обозначения привязанностей в целом». Далее она заявляет: «Привязанность — это феномен продолжительности жизни. Однако нам еще предстоит понять, как формируются новые привязанности во взрослом возрасте». Позже она занимает твердую позицию в отношении привязанности (мы бы сказали, связи) по сравнению с простыми кровными узами: «Нет убедительных доказательств того, что генетика поведения играет роль в организованных категориях детской привязанности, наблюдаемых в «странной ситуации». , взаимодействуйте с привязанностью другими способами…».

Исследователи и авторы, похоже, имеют собственное определение привязанности. Вот лишь некоторые из них:

  • «Нежная и эмоциональная связь на всю жизнь». (Клаус и Кеннелл, 1976
  • «Прочная социальная связь ребенка с конкретным человеком, например с матерью или отцом». (Мошер и др., 1987 г.)
  • «Доверие и любовь, которые младенец испытывает к родителю, который удовлетворяет его потребности». Связь взаимно определяется как «ответное любящее обязательство родителя удовлетворять потребности ребенка». (Фальберг, 19 лет91)
  • «Все дети в глубине души должны быть привязаны к кому-то, кто считает их особенными и готов заботиться о них». (Хьюз, 1997)
  • «Термины привязанность и привязанность используются для описания интенсивной эмоциональной связи, которая развивается между младенцем и его или ее основным опекуном в течение первых месяцев и лет жизни». (Буш 2001, стр. 18)
  • «Прочная и эмоциональная связь между двумя людьми, которая вызывает желание постоянного контакта, а также чувство страдания во время разлуки». (Бергер, 2001)
  • «Сильная эмоциональная связь между младенцем или маленьким ребенком и заботливым взрослым, который является частью повседневной жизни ребенка…». (Хониг, 2002)
  • «Взаимный процесс, посредством которого развивается эмоциональная связь между младенцем и его/ее основным опекуном. Это влияет на физическое, неврологическое, когнитивное и психологическое развитие ребенка. Это становится основой для развития базового доверия или недоверия и формирует то, как ребенок будет относиться к миру, учиться и формировать отношения на протяжении всей жизни».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *