Примером методологической эйфории является: Тесты ОАНО МОИ (МТИ) Основы научных исследований в профессиональной деятельности

Примером методологической эйфории является: Тесты ОАНО МОИ (МТИ) Основы научных исследований в профессиональной деятельности

Содержание

18. Зак. 52 545

Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

росов стиля и даже от явной и простой ошибки. Однако он требует также, чтобы в оценке этих идей мы следовали оп­ределенным четким правилам: наша оценка идей не должна быть заражена иррациональными элементами»1. Последние, хотя и не поддаются рациональной реконструкции, но очень важны и необходимы для успешного развития науки. Мы не можем оставить без внимания многообразные иррацио­нальные средства и мы очень нуждаемся в них.

При всей важности общих философских предписаний и других рациональных средств, нельзя, по Фейерабенду, считать нормальной ситуацию, когда насильно насажда­ются разумность и единообразие, когда чрезмерно разду­вается значение каких-либо крайностей (рационального, иррационального и др.). Философ призывает видеть мно­гообразие форм познания и способов понимания при­роды и общества (религия, мифы, наука и др.

), исходить из необходимости выбора между ними и ни одну из них не представлять «в качестве меры метода и знания». Иначе говоря, всегда необходимо, особенно в демократическом обществе, не упускать из виду обе стороны — «разум» (мыш­ление, науку) и «неразумие» (иррациональное). Каждая из этих сторон имеет равное право на выражение и внима­ние, но не надо абсолютизировать одну из них.

Фейерабенд подчеркивает неразрывность опыта (фак­тов, наблюдений) и теории, отмечая вместе с тем, что «познание не движется от наблюдения к теории, а всегда включает в себя оба элемента. Опыт возникает вместе с теоретическими допущениями, а не до них, и опыт без теории столь же немыслим, как и (предполагаемая) тео­рия без опыта»2. Поэтому так называемые «термины на­блюдения» — это, по Фейерабенду, неопозитивистский «троянский конь», за которым нужно внимательно сле-

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 296-297.

2 Там же. С. 310.

546

__________________________Глава XI

дить, ибо с одними только чувственными восприятиями, не направленными определенными теоретическими ком­понентами в науке делать нечего. Философ называет «са­моразрушительным» намерение начать построение науки с нуля, после полного устранения всех «естественных ин­терпретаций». Это в принципе не выполнимо и этого ни­когда в реальной научной практике не бывает, ибо подоб­ное «устранение» есть не что иное как устранение способ­ности мыслить и воспринимать.

Итак, «наука вообще не знает «голых фактов», а те «фак­ты», которые включены в наше познание, уже рассмотре­ны определенным образом и, следовательно, существен­но концептуализированы»1, теоретически нагружены. Из этого положения Фейерабенд делает вывод о том, что нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными. Напротив, и история науки, и научные идеи и мышление их создателей должны быть рассмотре­ны как нечто диалектическое — сложное, хаотичное, пол­ное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизменное или однолинейный процесс.

В этой связи Фейерабенд оза­бочен тем, чтобы и сама наука и ее история, и ее филосо­фия развивались в тесном единстве и взаимодействии, ибо возрастающее их разделение приносит ущерб каждой из этих областей и их единству в целом, а потому этому негативно­му процессу надо положить конец.

При этом исследователь, согласно Фейерабенду, дол­жен, во-первых, одинаково хорошо владеть всеми языка­ми наблюдений (материалистическим, феноменалистским, объективно-идеалистическим, теологическим и т. д.),а во-вторых, видеть противоречия между наблюдением (опы­том) и теоретическими построениями (разумом, мышле­нием). «Поэтому в случае противоречия между новой ин­тересной теорий и совокупностью твердо установленных

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 149.

18* 547

Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

фактов лучший способ действий заключается не в устра­нении теории, а в использовании ее для обнаружения скры­тых принципов, ответственных за это противоречие»1. В-третьих, исследователь должен быть настроен на «соеди­нение абстрактных аргументов с сокрушительной силой истории», т. е. на реализацию принципа, совпадения ло­гического и исторического. В-четвертых, он должен четко представлять себе, что именно совокупность фактов, «в кон­це концов, является единственным признанным судьей те­ории» и что «единственным принудительным основанием для смены теории является ее расхождение с фактами»

2.

Ограниченность абстрактно-рационального подхода Фейерабенд видит в том, что он по сути отрывает науку от того культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается. Чисто рациональная теория раз­вития идей сосредоточивает внимание главным образом на тщательном изучении «понятийных структур», «вклю­чая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений»3, т. е. соци-окультурных детерминант развития науки. Односторон­ним считает философ социально-экономический анализ последнего, так как этот анализ впадает в другую край­ность — выявляя силы, воздействующие на наши тради­ции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних.

Фейерабенд ратует за построение новой теории разви­тия идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 212.

2 Там же. С. 169.

3 Там же. С. 140.

548

________________________________Глава XI

концептуальный фактор, в другие — социальный. Вот по­чему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Проблемы метода и методологии

Эти проблемы — центральные в исследованиях Фейе-рабенда, и отношение его к ним, на наш взгляд, не всегда ясное и однозначное. Говоря об указанных проблемах, надо, видимо, сразу отвергнуть упрощенное представле­ние о том, что американский философ принижал, а тем более отрицал важную роль метода и методологии в дея­тельности людей, особенно в работе ученых: «успехи на­уки обусловлены правильным методом, а не просто счаст­ливой случайностью»

1.

Таким образом, во-первых, правильный метод — один из важных факторов ускоренного развития науки, хотя слу­чайности и другие внеметодологические факторы имеют здесь немалое значение.

Во-вторых, Фейерабенд в общем-то принимает опре­деление научного метода как «совокупности правил, уп­равляющих деятельностью науки»: «процедура, осуществ­ляемая в соответствии с правилами, является научной; процедура, нарушающая эти правила, не научна. Эти пра­вила не всегда формулируются явно, поэтому существует мнение, что в своем исследовании ученый руководствует­ся правилами скорее интуитивно, чем сознательно»

2.

Философ называет эту ситуацию «мнимым методом», имея в виду, что ученые весьма редко знают, что именно они делают в процессе своих собственных исследований, Методологические требования, по его мнению, вовсе не обязаны в точности описывать то, что действительно де­лают ученые. «Они предназначены скорее для того, что­бы дать нам нормативные правила, которые нужно со-

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 461.

г Там же. С. 127.

549

Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

блюдать, но реальная научная практика лишь приблизи­тельно соответствует им»1, ибо движется совершенно ины­ми путями. Тем не менее философ не склоняется к ме­тодологическому негативизму и считает чрезвычайно важ­ным защитить именно такую нормативную интерпрета­цию и поддержать разумные требования. Подчеркивание нормативного характера научного метода приобретает пер­востепенное значение, по мнению Фейерабенда, Перед лицом неопозитивистского философско-схоластического конформизма с его требованием «оставлять все так, как есть» (Витгенштейн) и с его «лингвистическими погреш­ностями».

В-третьих, Фейерабенд указывает, что традиционное толкование методологических правил науки представляет их как правила рациональные — в «некотором безуслов­ном, хотя и расплывчатом смысле».

В-четвертых, американский философ не согласен с те­зисом о неизменности этих правил, считая, что они носят конкретно-исторический характер. Наука как сложный, целостный, динамичный процесс, насыщенный «неожи­данными и непредсказуемыми изменениями», «требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающий­ся на правила, которые установлены заранее без учета по­стоянно меняющихся условий истории»

2. Данные исто­рии, по Фейерабенду, играют решающую роль в спорах между конкурирующими методологическими концепция­ми. Кроме того, эти данные служат той основой, исходя из которой можно наиболее достоверно объяснить эволю­цию теории, которую (эволюцию) нельзя не учитывать в методологических оценках.

В-пятых, философ убежден, что любая методология не «вездесуща и всемогуща», а имеет свои границы, сферу

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 66.

2 Там же. С. 148-149.

550

___________________Глава XI

своего действия. «Всякая методология, — подчеркивает он, — даже наиболее очевидная (например, индуктивная. —

В. К.) — имеет свои пределы»1 и все методологические предписания имеют свои рамки применимости, за преде­лами которых они будут мало эффективны.

В-шестых, Фейерабенд полагает, что научные идеи и методологические принципы не могут быть настолько аб­страктными, чтобы быть отвергнутыми и преданными ос­меянию как символ заумной софистики и оторванности от жизни. Абстрактные идеи смогут стать таким символом только в том случае, если станут частью практики, «фор­мы жизни», которая связывает их с важными событиями и сама оказывает определенное социальное влияние. Дру­гими словами, если они не отрываются от человека, от его целостной жизнедеятельности и если учитывается их со-циокультурный контекст.

В-седьмых, согласно Фейерабенду, при разработке ре­алистической научной методологии, нужно с большой осторожностью — «спрессовывая» теоретические положе­ния в методологические принципы — относиться к совре­менной науке. Последняя, по его словам, в большинстве случаев гораздо более глупа и обманчива, чем даже наука XVI—XVII вв. Потеря такой осторожности нередко при­водит к тому, что «на практике методологи рабски вторят последним решениями той клики, которая одержала верх в физике»2, или — добавим — в любой другой частной науке. Налицо достаточно ясные мысли о недопустимос­ти апологетизма и конъюнктурщиньт в методологических исследованиях, о несостоятельности монополизма в на­уке, а также того, что методологические обобщения долж­ны быть «квинтэссенцией» всей истории познания в це­лом, а не отдельных — даже «архиразвитых» наук.

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 164.

2 Там же. С. 197.

551

Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

В-восьмых, опираясь на обширный материал истории науки, Фейерабенд показывает, что некоторые научные области нарушают «хорошую методологию», «извлеченную» из зрелой науки. Многие выдающиеся ученые сплошь и рядом осуществляли такие «ходы мысли», которые запре­щались методологическими правилами. Классическим примером он считает Галилея с его «вольным обращением с понятиями», с его пренебрежением научными норма­ми, с его «неэмпирическими процедурами». Галилей, по мнению Фейерабенда, нарушает важнейшие правила на­учного метода (идущие от Аристотеля и канонизирован­ные логическими позитивистами) и добивается успеха именно потому, что не следует этим правилам, не приме­няет последовательно «каноны научного метода».

Из анализа реальной истории науки философ делает вы­вод о том, что «не существует правила — сколь бы правдо­подобным и эпистемологическим оно не казалось, которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и не явля­ются результатом недостаточного знания или невниматель­ности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки»1.

Фейерабенд считает, что такие достижения как атомизм (древний и современный), коперниканская революция, волновая теория света и ряд других оказались возможны­ми лишь потому, что некоторые мыслители либо созна­тельно решили разорвать путы «очевидных» методологи­ческих правил, либо непроизвольно нарушали их. При этом философ подчеркивает, что такая так называемая «ли­беральная практика» — это не просто реальный факт ис­тории науки, но она разумна и абсолютно необходима для развития знания. Любопытно, что в качестве такого «на­рушителя» он называет Н. Бора, который не считался с

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 153.

552

_________________________________Глава XI

требованиями простоты, изящества и даже непротиворе­чивости теории.

В-девятых, Фейерабенд не является сторонником «ме­тодологической эйфории», ибо считает, что методология (или теория рациональности) не является в руках ученых той «волшебной палочкой», с помощью которой они ус­пешно решат все свои проблемы. Это не просто сказка, это ложь, ибо, подчеркивает американский философ, «не существует особого метода, который гарантирует успех или делает его вероятным»1. Тем более, что ученые весьма редко находят правильные решения своих проблем и совершают массу ошибок и бесполезных дел. Факты, логика, мето­дология безусловно важны в науке, но не только они спо­собствуют ее прогрессу. Серьезное влияние на деятель­ность ученого оказывают не только факты, формальный и математический аппараты, язык и т. п., но и «метафизи­ческие» (философские) убеждения, а также его вкусы, эс­тетические взгляды, мнения друзей и — в целом — те тра­диции, представителем которых он является.

В-десятых, «мысль о том, что наука может и должна развиваться согласно фиксированным и универсальным правилам, является и нереальной, и вредной… Она дела­ет нашу науку менее гибкой и более догматичной»2. Но сама наука таковой не является, а есть целостная, дина­мичная система всех своих компонентов.

Теоретико-методологический плюрализм

В своих рассуждениях о методе Фейерабенд неоднок­ратно повторяет мысль о том (и это уже выше было отме­чено), что при всей важности метода для науки, он не может быть сведен к совокупности жестких, неизменных и абсолютно обязательных принципов научной деятельно­сти. Тем более недопустимо, когда какой-либо метод объявляется «единственно верным» и универсальным.

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 458.

2 Там же. С. 450.

553

Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

Фейерабенд считает иллюзией представление о том, что какие-либо методологические правила, нормы и регуля­тивы (в том числе и универсальные стандарты рациональ­ности) надежно гарантируют эффективность научного по­иска. Его позиция в этом вопросе достаточно четкая: «Вера в единственное множество стандартов, которые всегда при­водят и будут приводить к успеху, есть нечто иное, как химера»’. Философ указывает и источник «химеры» о «единственности» метода и его жесткости (в том числе же­сткости теории рациональности). Это, по его мнению, слишком наивное представление о человеке и его соци­альном окружении.

Вместе с тем Фейерабенд считает, что можно создать традицию, которая будет поддерживаться с помощью стро­гих правил и до некоторой степени станет успешной. Но на вопросы о том, желательно ли поддерживать такую тра­дицию, исключая все остальное, и надо ли сразу отбро­сить любой результат, полученный в рамках иных тради­ций и другими методами — американский философ отве­чает твердо и решительно «нет».

Отрицая всякие универсальные стандарты и косные традиции, он разрабатывает свою концепцию теоретичес­кого и методологического плюрализма. Основные ее мо­менты, вслед за ее создателем, можно выразить следую­щим образом:

а. Онтологическая основа данной концепции заключа­ется в том, что «имеется много способов бытия в мире, каждый из которых имеет свои преимущества и недостат­ки, и что все они нужны для того, чтобы сделать нас людь­ми в полном смысле этого слова и решить проблемы на­шего совместного существования в этом мире»2. Эта фун­даментальная идея, по мнению Фейерабенда не может быть

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 364-365.

2 Там же. С. 139.

554

____________Глава XI

основана только на рациональном понимании, а должна еще быть мировоззрением, религией, чтобы все стремле­ния людей направить к некоторому «гармоническому раз­витию». Он считает, что такой подход возникает в рамках самой науки, имея в виду, в частности, «новую, сильную философию» Н. Бора.

б. Наиболее важный аргумент в пользу плюралисти­ческой методологии, согласно Фейерабенду, — это со­впадение части (отдельного индивида) с целым (с ми­ром), чисто субъективного и произвольного с объектив­ным и закономерным. Для тех, кто желает подробно уз­нать об этом, он рекомендует «великолепное сочинение» Дж. С. Милля «О свободе». Заслугу последнего философ видит в том, что он пытается показать, каким образом научный метод можно истолковать как составную часть теории человека. Фейерабенд выступает довольно резко против того, чтобы правила научного метода выносить за рамки науки, делать их универсальными, а тем более — превращать их в часть всего общества.

в. Фейерабенд многократно подчеркивает тесную связь плюралистического подхода и гуманизма. Ученый, по его мнению, только тогда сохранит концепции человека и кос­моса (а без этого наука невозможна), когда будет приме­нять плюралистическую методологию — различные (в том числе и альтернативные) концепции, теории, принципы, стандарты, нормы и т. д. Вот почему, выступая против любого метода, поддерживающего единообразие, философ считает такой метод «методом обмана», ибо последний, по его мнению, на деле поддерживает конформизм, ведет к порче духовных способностей, к ослаблению силы вооб­ражения, хотя и говорит об истине, о глубоком понима­нии и т. д.

Кредо самого Фейерабенда по этому вопросу заключа­ется в двух основных тезисах: «Для объективного познания необходимо разнообразие мнений. И метод, поощряющий такое разнообразие, является единственным, совместимым

555

Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

с гуманистической позицией»1. Именно в этом — и только в этом смысле — можно говорить о «единственно верном» методе. Ученый не должен превозносить научный метод как нечто особое, пригодное везде и всюду. Он должен использовать все методы и идеи, а не только какую-либо произвольно выбранную их часть.

Следовательно, плюрализм теорий, концепций, гипо­тез, философских воззрений важен, согласно Фейерабен-ду, не только для методологии. Он является также «суще­ственной частью гуманизма». Только плюрализм, наце­ленный на человека во всей полноте его проявлений, спосо­бен обеспечить свободу творчества в любой сфере деятель­ности людей, а не только в познании. При этом данную свободу нужно понимать «не как способ бегства от дей­ствительности, а как необходимое свойство открытия и, быть может, даже изменения мира, в котором мы живем»2.

г. Указывая на то, что разнообразие мнений методоло­гически необходимо для науки, философии, эпистемоло-гии и других сфер деятельности людей, Фейерабенд под­черкивает три важных момента. Во-первых, отнюдь не са­моочевидно, что правильный метод должен вести к исти­не, что истина одна и что поэтому правильный метод в итоге должен приводить к устранению всех ее альтерна­тив. Во-вторых, анализ истории науки и истории филосо­фии свидетельствует о том, что использование множества взаимно несовместимых и частично пересекающихся тео­рий имеет фундаментальное значение для методологии. В-третьих, из сказанного выше вытекает, что нужен ме­тод, который не сковывает — во имя «универсальных прин­ципов», «откровения» или «опыта» — воображение учено­го, а позволяет ему использовать альтернативы общеприз­нанной концепции. Нужен метод, который даст ему

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 178.

2 Там же. С. 185.

556

________________________________Глава XI

возможность занять критическую позицию по отношению к любому элементу этой концепции, будь то закон или так называемый эмпирический факт1.

д. История науки, как стремился показать Фейерабенд, свидетельствует, что она развивалась не согласно строго фиксированным, жестким и универсальным правилам, а большей частью — именно вопреки им. Претензии ка­ких-либо методологических правил на свою универсальную значимость всегда оказывались неоправданными. Отсюда фундаментальный вывод: «Все методологические предпи­сания имеют свои пределы, и единственным правилом, которое сохраняется, является правило «все дозволено»»2.

Данное правило и выражает сущность того, что амери­канский философ называет «эпистемологическим анархиз­мом», отличая его и от скептицизма и от политического (религиозного) анархизма. По его мнению, эпистемоло-гический анархист способен защищать самые вызывающие утверждения, он не питает ненависти (или любви) ни к каким воззрениям, он против всяких программ, использу­ет в своей деятельности самые разнообразные средства и т. п. «Нет концепции, сколь бы «абсурдной» или «амо­ральной» она ни казалась, которую бы он отказался рас­сматривать или использовать, и нет метода, который бы он считал неприемлемым»3.

Американский философ отмечает, что единственное против чего открыто выступает эпистемологический анар­хист — это все «универсальное» (стандарты, законы, кон­цепции и т. п.), в том числе и такие идеи как «Истина», «Разум», «Справедливость», «Любовь». Фейерабенд стре­мится обосновать идею о том, чтобы ученые (особенно вы­дающиеся) — каждый в своей области — непроизвольно

2 Там же. С. 451.

3 Там же. С. 333.

1 См.: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии на­уки. С. 81-83. е. С.

557

Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

руководствовались анархистской философией. Крупные на­учные достижения, по его мнению, были бы невозможны, если бы великие творцы науки были не способны перешаг­нуть через самые фундаментальные категории и убеждения, если бы не разрывали навязываемые им методологические и иные «путы» — в том числе и «законы природы».

е. Подытоживая свои рассуждения об эпистемологи-ческом анархизме, Фейерабенд дает следующий краткий и весьма неполный «набросок его идеологии» и некоторых его возможных применений:

• антиметод анархиста имеет гораздо больше шансов на успех, чем любое жестко сформулированное множе­ство стандартов, правил и предписаний;

• особые правила могут быть оправданы и получить шансы на успех только в структуре всеобъемлющего миро­воззрения;

• аргументация способна задержать развитие науки, в то время как хитрость необходима для ее прогресса;

• существует много различных способов понимания природы и общества и много разных способов оценки ре­зультатов того или иного подхода1.

Итак, в столкновении двух сторон, а именно — мето­дологических концепций, опирающихся на закон и поря­док, и анархизмом в науке (с его ключевым принципом «все дозволено») американский философ отдает явное и недвусмысленное предпочтение последнему.

ж. Серьезным свидетельством в пользу анархистской эпистемологии Фейерабенд считает ту характерную осо­бенность науки, в соответствии с которой даже в этой сфере разум не может быть универсальным и неразумность не может быть исключена. Наука отнюдь не священна. Она и не хуже, но и не лучше многих других способов постро­ения мировоззрения — таких как мифы, магия, догмы те-

1 См.: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии на­уки. С. 340.

558

_______________________Глава XI

ологии, метафизические (философские) системы и др. Отсюда для Фейерабенда ясно, что полодотворный обмен между наукой и такими «ненаучными» мировоззрениями нуждается в анархизме даже в большей мере, чем сама наука. Таким образом, анархизм не только возможен, но и необходим как для внутреннего прогресса науки, так и для развития культуры в целом1.

Недопустимость методологического принуждения

Считая концепцию методологического плюрализма (и в целом — эпистемологического анархизма) наиболее пер­спективной для науки, Фейерабенд, однако, резко высту­пает против того, чтобы навязывать данную концепцию, тем более осуществлять это навязывание насильственным путем. Это обстоятельство нашло свое выражение, как известно, и в названии его программной работы. «Против методологического принуждения».

И хотя насилие — политическое или духовное — игра­ет, по его мнению, важную роль почти во всех формах анархизма, но именно «почти». Это не относится к эпи-стемологическому анархизму, который не навязывает себя и свои идеи насильственным образом, а «устраняет толь­ко методологические принуждения», провозглашая «цар­ство самопроизвольности» — как в мышлении, восприя­тии, так и в деятельности. Одно дело, когда отдельный ученый или конкретное научное сообщество признает какую-либо методологию в качестве руководства для своей деятельности. Но совсем другое — и весьма опасное — дело, когда методологические правила подкрепляются угрозами, запугиванием, ложью, тем более всей при­нудительной властью государства.

Согласно Фейерабенду, общество должно быть настоль­ко демократичным, чтобы позволить каждому своему чле­ну (чем бы он ни занимался: наукой, бизнесом и т. д.)

1 См.: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии на­уки. С. 322.

559

Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

свободно выбрать любые стандарты и способы своей дея­тельности, не «третируя» инакомыслие других. Выбран­ные стандарты и нормы не могут быть внедрены в их со­знание в результате силового (тем более политического) давления, а должны быть результатом свободного и созна­тельного собственного решения, принятого на основе все­стороннего знания различных альтернативных подходов, методов и т. п. «Однако, — подчеркивает философ, — ни при каких условиях общество не должно так ограничивать мышление человека, чтобы он был готов подчиниться стан­дартам одной частной группы»1. Это — прямая дорога в догматизм и монополизм, «помноженных» на субъекти­вистский произвол.

Проверять возможности тех или иных методов, стан­дартов, норм и т. п., выбирать соответствующие из них (не дискредитируя другие), видеть различные методологи­ческие (и всякие иные) альтернативы, ни в коей мере не навязывать какие-либо подходы — тем более в качестве «единственно истинного метода» — все это Фейерабенд считает исключительно важным и для науки и для всех других форм и видов деятельности людей.

1Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 366.

560

Эйфория — причины, диагностика и лечение

Эйфория – это состояние эмоционального подъема, ощущаемое как мощное и внезапное чувство восторга, радости, счастья. Проявляется повышением настроения, переживанием блаженства, благополучия. Одновременно с позитивными эмоциями наблюдается двигательная заторможенность, замедление интеллектуальных процессов, экспрессивность речи. Эйфорическое состояние бывает физиологическим – непродолжительным, обусловленным естественными причинами, и патологическим – длительным, частым, спровоцированным болезнью или интоксикацией. Диагностика выполняется методом беседы, наблюдения, психологического тестирования. В ряде случаев показана медикаментозная терапия.

Общая характеристика

Слово «эйфория» происходит из греческого языка, переводится как «плодовитость», «дающая хороший урожай». Данное эмоциональное состояние дает человеку ощущение беспричинного счастья, делает его более смелым, уверенным. Длится недолго, сопровождается снижением физической активности и ухудшением целенаправленности поведения. Эйфорическое переживание нередко становится пусковым механизмом какой-либо деятельности – помогает принимать решения, дает кратковременную мотивацию, которая в дальнейшем должна поддерживаться волевыми усилиями.

На физиологическом уровне эйфория – результат резкой активации четырех гормонов: эндорфина, дофамина, серотонина, окситоцина. В зависимости от их соотношения и концентрации ощущение счастья менее или более выражено, имеет различные оттенки. Наивысшая степень удовольствия при эйфории – экстаз. Подобные переживания быстро формируют состояние зависимости: когда человек испытывает желание вновь чувствовать эйфорию, он целенаправленно воссоздает провоцирующие ее условия.

В норме эйфория возникает нечасто, поскольку является энергетически затратным, истощающим состоянием. После интенсивных переживаний организму требуется время на восстановление работы нервной системы и эндокринных желез, производящих «гормоны счастья». После длительной эйфории развивается усталость, апатия, депрессия. Частая искусственная провокация эйфорических состояний приводит к привыканию, когда прежние уровни гормонов уже не вызывают счастья. Для сохранения баланса необходимо использовать безопасные естественные методы стимуляции гормональной системы – физические нагрузки, слушание музыки, употребление вкусной пищи.

Причины эйфории

Эйфория – результат воздействия внутренних и внешних факторов. Ее причины подразделяются на три большие группы: естественные, токсические, патологические. Естественная эйфория развивается в период влюбленности или после физических нагрузок. Интоксикационные причины – прием алкоголя, наркотиков. К патологическим факторам относятся некоторые заболевания мозга и психические расстройства.

Естественные причины

Эйфория знакома каждому человеку, потому что относится к естественным эмоциональным состояниям. Натуральные нейрохимические вещества, формирующие чувство радости и счастья, вырабатываются в ответ на воздействие приятных внешних стимулов и как реакция на позитивные изменения внутренней среды организма. Медицинскими исследователями активно ведется разработка способов достижения эйфорических переживаний физиологическими методами. Наиболее эффективно срабатывают следующие приемы:

  • Приятные события. Причинами эйфории могут стать любые ситуации, которые субъективно оцениваются человеком как радостные, позитивные. Интенсивные положительные эмоции появляются при получении неожиданного подарка, сдаче последнего экзамена в сессии, завершении сложного рабочего проекта. Душевный подъем возможен при встрече с близкими людьми после долгой разлуки.
  • Интенсивная физическая тренировка. Чувство внезапного счастья возникает при совершении сверхусилия, когда спортсмен на короткое время преодолевает собственные ограничения – слабость, усталость, боль. Отмечается ощущение радостного опьянения, суперсилы, готовности к победам. Подобное состояние нередко описывают бегуны, велосипедисты, спортсмены, занимающиеся интервальными тренировками. Для достижения положительных эмоций тренировку необходимо начинать в умеренном темпе, а через 30-40 минут сделать рывок, занимаясь 3-10 минут на максимуме возможностей
  • Прослушивание музыки. Музыкальная эйфория – ощущение счастья, вызванное прослушиванием ритмичных мелодий. Часто она нарастает на фоне медитационных композиций, при звуках бубна, барабана, трещоток. В процессе слушания происходит стимуляция определенных центров мозга, ответственных за положительные эмоции и чувство удовольствия. Возникает ощущение «мурашек» по коже, озноб, легкая дрожь. Субъективно переживается легкость, открытость, благодать. Чувствительные люди начинают смеяться или плакать.
  • Влюбленность. Период сильной влюбленности длится несколько месяцев, включает в себя три компонента: романтические чувства, сексуальное влечение, формирование психологической привязанности. Все процессы сопровождаются интенсивной выработкой гормонов, повышением активности ЦНС. Этим объясняется возникающее ощущение легкого опьянения, радости от встреч, мыслей о другом человеке. Эйфория периодически сменяется грустью, тоской, страхом расставания. По мере истощения организма чувства становятся менее выраженными, более стабильными.
  • Творчество. Созидающая деятельность, не ограниченная общественными рамками, может стать источником радости. При занятиях творчеством люди способны раскрывать различные аспекты своей личности – транслировать доброту, любовь, избавляться от страхов. Концентрация на любимой деятельности, позитивные переживания от ее процесса и результата выражаются состоянием эйфории. По этой причине художники могут писать картины, лишь изредка прерываясь на сон и еду, а писатели просыпаются по ночам из-за наплыва новых идей.
  • Молитва. Влияние молитв и медитаций на функционирование мозга давно изучается нейрофизиологами. Установлено, что при долгой концентрации на одной мысли или одном чувстве удерживается активность определенных мозговых центров – возникает специфический стойкий отклик нервных клеток на мыслительный процесс человека. Молящиеся и медитирующие люди описывают свои переживания как благодать, растворение, безусловную любовь, радость. Возникающее чувство счастья служит стимулом для регулярного выполнения данных практик.
  • Жизнеугрожающие события. Экстремальные ситуации (пожар, ДТП) сопровождаются временными изменениями психического состояния. Сразу после стрессового воздействия развивается фаза эмоционального шока, которая проявляется оцепенением либо нецеленаправленной активностью – криками, бегством. Вторая фаза – эйфорическая. Она обнаруживается у пострадавших, не получивших физических травм. Наблюдается подъем настроения, многоречивость, смех. Радость спровоцирована биохимическими процессами и осознанием того, что опасность миновала.
  • Дыхательная гимнастика. Техники глубокого интенсивного дыхания способствуют насыщению кислородом клеток мозга, усилению кровообращения, активации эндокринных органов. В сочетании с музыкой и легкими двигательными упражнениями они потенцируют различные эмоциональные состояния – радости, грусти, счастья. Пример такой техники – холотропное дыхание, которое выполняется под наблюдением инструктора, провоцирует эйфорию или переживание страдания.

Эйфория — приподнятое эмоциональное состояние

Токсические причины

В наркологии эйфория рассматривается как проявление патологического возбуждения, возникшего под воздействием наркотиков или алкоголя. Обычно она длится недолго, сменяется депрессией, иногда – агрессивным поведением. Стремление вернуть состояние легкости и радости лежит в основе зависимости. Структура эйфории включает приятные соматические ощущения и психический компонент, то есть положительные эмоциональные переживания. Провокаторами могут быть:

  • Алкогольные напитки. Эйфория – основной признак простого алкогольного опьянения. Она развивается после небольшой дозы алкоголя, длится 1-3 часа. Для ее поддержания требуется благоприятная психологическая обстановка, в противном случае происходит быстрая смена радости вспышками дисфории – патологической озлобленности. Другие проявления приподнятого настроения при алкогольном опьянении – повышенная речевая и моторная активность, расторможенность поведения, отвлекаемость, повышенная самооценка.
  • Наркотики из конопли. При употреблении производных каннабиса появляется чувство беззаботности, несдержанность поведения, повышенная разговорчивость. Наркоманы находятся в приподнятом настроении, смеются, испытывают сильный голод, жажду. При маленькой дозе преобладает расслабленность, обостряется восприятие звуков, повышается чувствительность к свету. Одномоментное употребление большого количества препарата может привести к безудержной веселости с нарушением восприятия и координации движений или к заторможенности, сменяющейся агрессивностью.
  • Амфетамины. Наркотики этой группы оказывают возбуждающее, психостимулирующее действие. Провоцируют ощущение безмятежности, счастья. Учащают сердечный ритм, повышают кровяное давление, приводят к расширению зрачков, излишней двигательной активности, сексуальному раскрепощению. Наркоманы становятся болтливыми, выполняют однообразные действия. При длительном опьянении нарушается режим сна, исчезает аппетит. Последствия амфетаминовой наркомании – необратимые изменения психики, патологии сердечно-сосудистой системы.
  • Кокаин. Наркотик является психостимулятором, имеет растительное происхождение. Вызывает незаметное, но стойкое привыкание. Опьянение сопровождается интенсивным чувством радости, безмятежности, повышенной работоспособностью, переоценкой собственных возможностей. Кокаин стимулирует центральную нервную систему, после приема учащается пульс, повышается артериальное давление, усиливается потливость. Возбужденность сочетается с тревогой, бессонницей.
  • Галлюциногены. Галлюциногенные препараты – неоднородная по составу группа психоделических наркотиков, изменяющих ощущения, эмоции, мыслительные процессы. При опьянении повышается частота пульса, расширяются зрачки, появляется дрожь в руках, сухость кожи. Наркоманы начинают видеть галлюцинации, испытывают сильное беспричинное счастье, перевозбуждение. Дереализация проявляется через нарушение образа собственного тела, утрату контроля движений, речи, мыслей.
  • Опиаты. Эти наркотические средства обладают седативным, затормаживающим действием. Симптомы употребления – непродолжительная эйфория, нарастание сонливости в разное время суток, медленная речь с растягиванием некоторых звуков. Человек не успевает поддерживать разговор, отвечает на вопросы с опозданием. Внешне выглядит счастливым, добродушным, покладистым. Стремится к уединению в темноте и тишине. Кожа бледная, зрачки сужены, сердцебиение замедленное.

Патологические причины

Длительная эйфория, не связанная с внешними причинами или приемом наркотических средств, наблюдается при некоторых психических расстройствах, неврологических заболеваниях, терминальных состояниях. Настроение больных остается болезненно-повышенным, поведение характеризуется благодушием, безмятежным блаженством, отсутствием самокритики. Данный синдром наиболее характерен для следующих патологий:

  • Биполярное аффективное расстройство. Другое название заболевания – маниакально-депрессивный психоз. Развивается вследствие внутренних (эндогенных) причин, характеризуется сменой фаз мании и депрессии. Беспричинная радость типична для маниакального эпизода, когда наблюдается повышение активности, беспокойство, необоснованно приподнятое настроение. Больные возбуждены, раздражительны, переоценивают собственные способности. Отличительные признаки маниакальной стадии – эйфория длится большую часть суток, определяется каждый день на протяжении недели или дольше.
  • Гипертимная психопатия. При гипертимном изменении характера у пациентов преобладает повышенное настроение, энергичность, общительность. Они склонны к перепадам настроения, но менее выраженным, чем при биполярном расстройстве. Доминируют фазы мании, депрессии всегда кратковременны. Гипертимы нуждаются в новых впечатлениях, общении. Им постоянно требуется поддерживать состояние веселого возбуждения, поэтому они часто ввязываются в авантюры, противозаконные мероприятия, употребляют алкоголь, наркотики.
  • Шизофрения. Данное заболевание является эндогенным, хроническим. Эйфорические переживания характерны для различных форм шизофрении на начальных стадиях, когда изменяется восприятие внешнего мира, собственных сенсорных ощущений, мыслей. При нарастании личностной дезорганизации происходит смена веселого состояния депрессией, тревожностью. При гебефреническом синдроме возникают стойкие изменения эмоций и поведения с преобладанием черт детскости, дурашливости. Больные эмоционально неадекватны, смешливы. Их переживания лишены разнообразия, поверхностны.
  • Олигофрения. Умственная отсталость проявляется несформированностью познавательной деятельности, снижением интеллекта и нарушениями эмоционально-волевых функций. Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций: переживания больных примитивны, поверхностны, быстро сменяют друг друга, не поддаются контролю. Нередко наблюдается радость, безудержный смех без причины, повышенная возбудимость. Чаще такие состояния возникают при отсутствии правильного лечения, в периоде пубертата, в неблагоприятной социальной ситуации.
  • Болезнь Пика. При этом дегенеративном заболевании происходит атрофия клеток лобных долей коры головного мозга. В результате развивается синдром, включающий снижение моторики, выраженную двигательную пассивность, эмоциональную тупость, нарушения мышления и речи. У больных снижается критика – способность правильно оценивать свое состояние, поведение. Они становятся расторможенными, эйфоричными, экспансивными. Не испытывают неловкости или стыда, не могут контролировать себя.
  • Опухоль в головном мозге. При локализации опухоли в лобных долях ранними клиническими признаками являются головная боль, судороги, психические нарушения, среди которых преобладают немотивированные поступки, неадекватный юмор, эйфория, гиподинамия. Больные часто неряшливы, беспричинно агрессивны. Аналогичные симптомы могут возникнуть, если поражены лобные доли при инсульте, черепно-мозговой травме.
  • Терминальные состояния. При тяжелых заболеваниях в стадии предагонии развивается торможение в высших отделах ЦНС. Оно проявляется нарушением сознания, возбуждением, судорогами, эйфорией. Больной заторможен, кожные покровы бледные, пульс слабый, частый.

Обследование

Эйфория – яркое, эмоционально выраженное состояние. Если она вызвана естественными факторами, специальная диагностика не требуется, человек переживает кратковременное воодушевление и возбуждение, а затем его настроение становится обычным. К врачу следует обращаться тогда, когда немотивированная радость сохраняется долго, сменяется озлобленностью и депрессией, сопровождается расторможенным поведением. Обследование пациентов с такими симптомами проводят врачи-психиатры, наркологи, неврологи. Применяемые диагностические методы:

  • Клиническая беседа. Обычно больные некритичны к собственному состоянию. Они описывают свое настроение как веселое и радостное, но не относят его к симптомам болезни или опьянения. Их речь ускоренная или замедленная, эмоциональная, с обилием междометий, персеверативных повторов. Врач получает достоверную клиническую информацию от родственников пациента. Признаками патологической эйфории являются большая продолжительность, отсутствие ситуативных причин, истощаемость организма, проявляющаяся депрессиями, озлобленностью.
  • Наблюдение. Больные демонстрируют беспричинное чувство довольства, беспечности, безмятежности. Настроение приподнятое, но усиления продуктивной деятельности нет, многоречивость нецеленаправленная (обрывочные фразы), мышление ускоренное, но неустойчивое. Эти особенности проявляются неспособностью поддерживать беседу, планировать поведение. Мимика отражает радость, жестикуляция развернутая.
  • Психодиагностические тесты. В состоянии компенсации эйфории для диагностики могут использоваться специальные опросники и рисуночные тесты. Применяется методика В. В. Бойко «Склонность к эйфории», для выявления гипоманиакальных тенденций в структуре личности – СМИЛ. По данным рисуночных тестов определяется уровень самооценки, наличие импульсивности, экспансивности поведения.

Для обследования пациентов используются психодиагностические методики

Симптоматическое лечение

Симптоматическая медицинская помощь направлена на стабилизацию эмоционального состояния больных. Она предполагает подбор медикаментозной терапии с продолжительным приемом средств нескольких групп, нормализацию режима отдыха и активности. Традиционными стабилизаторами настроения являются препараты лития, эффективно применяющиеся для купирования эпизодов мании. Дополнительно могут назначаться противосудорожные средства, атипичные антипсихотики, бензодиазепины.

Дорога к эйфории вымощена благодарностью с безрассудным отказом?

Дэйв МакКомбДоска

Я написал следующее в прошлом году, и я вдохновлен, чтобы поделиться этим более публично, сегодня, в понедельник недели благодарения, 2014. к «тенденции чувствовать себя более обнадеживающим и оптимистичным в отношении собственного будущего, лучшим механизмам преодоления невзгод и стресса, [и] меньшему количеству случаев депрессии» среди прочего.

Но что такое благодарность? И будут ли все формы благодарности одинаково способствовать счастью? Примеры варьируются от простого автоматического «спасибо», когда кто-то открывает для вас дверь, до глубокого мистического переживания, когда вы можете обнаружить себя плачущим на альпийском цветочном лугу, окруженном пиками, покрытыми ледниками.

Онтологический анализ, который я провел за последний час, выявил следующие основные элементы благодарности.

  1. Лицо: благодарный
  2. Триггерное событие: событие, которое запускает реакцию человека на благодарность
  3. Ответ благодарности: выражение благодарности этим человеком в ответ на событие.

Вот картинка. Прямоугольники представляют собой ключевые вещи, ссылки показывают, как они связаны друг с другом. Обратите внимание, что человек должен знать о триггерном событии, чтобы выразить благодарность в ответ на него.

Основные элементы благодарности

 

Кроме того, каждый ответ с благодарностью будет иметь определенную форму и определенный характер. Характер реакции благодарности может быть бессознательным или сознательным; если последнее, то это может быть на уровне мышления без каких-либо реальных чувств, или это может быть глубоко прочувствовано. Ответ благодарности также будет иметь определенную форму, например. ответная услуга, словесная или письменная благодарность или просто внутреннее чувство.

Это то, что необходимо, но есть и различные необязательные вещи. Например, триггерное событие могло быть инициировано другим человеком, или другие могли не иметь к этому никакого отношения (например, радуга). В первом случае инициатор может иметь или не иметь явного намерения принести пользу благодарному. Возможно, они просто сделали небрежное замечание, которое кто-то нашел ценным, или написали что-то в статье, которая принесла большую пользу читателю, отправившему электронное письмо с благодарностью. В этом примере ответ с благодарностью был адресован автору, который инициировал ответ, но так бывает не всегда. Благодарный, возможно, только что почувствовал глубокую благодарность, о которой автор никогда не знал.

Тогда возникает вопрос, затронул ли кого-нибудь ответ благодарности. Автору может быть приятно, что читатель выразил благодарность, или ему все равно, или он может даже не увидеть письмо с благодарностью. Даже на благодарного человека это может не повлиять, если его реакция благодарности происходит полностью на автопилоте (например, он благодарит человека за то, что он открыл дверь).

Ниже приведена диаграмма, обобщающая все поднятые нами вопросы о благодарности. По сути, это онтология благодарности. Пунктирные линии обозначают необязательные ссылки, сплошные – необходимые.

Итак, как мы можем использовать эту онтологию благодарности, чтобы проложить дорогу к эйфории? Я предполагаю, что наука о благодарности покажет, что благодарность должна ощущаться, чтобы быть самой ценной. В День Благодарения мы часто обходим стол и говорим, за что мы благодарны. Но действительно ли это что-то значит? Мы просто говорим это или действительно чувствуем это?

В этот день благодарения я благодарен за свой творческий ум и за то, что у меня есть работа, на которой мне платят за то, что я люблю: извлекать суть из сложной паутины идей. Это глубоко чувствуется. Там я уже чувствую себя намного лучше!

С Днем Благодарения

Что такое методология исследования?

Опубликован в 25 августа 2022 г. к Шона МакКомбс и Теган Джордж. Отредактировано 30 января 2023 г.

Ваша методология исследования обсуждает и объясняет методы сбора и анализа данных, которые вы использовали в своем исследовании. Ключевая часть вашего тезиса, диссертации или исследовательской работы, глава методологии объясняет, что вы сделали и как вы это сделали, позволяя читателям оценить надежность и достоверность вашего исследования и темы вашей диссертации.

Должен включать:

  • Тип исследования, которое вы провели
  • Как вы собирали и анализировали данные
  • Любые инструменты или материалы, которые вы использовали в исследовании
  • Как вы смягчили или избежали предвзятости в исследованиях
  • Почему вы выбрали эти методы
Советы
  • Раздел методологии обычно следует писать в прошедшем времени.
  • Руководства по академическому стилю в вашей области могут содержать подробные рекомендации о том, что включать в различные типы исследований.
  • Ваш стиль цитирования может содержать рекомендации для раздела методологии (например, раздел методов стиля APA).

Содержание

  1. Как написать методологию исследования
  2. Почему важен раздел методов?
  3. Шаг 1: Объясните свой методологический подход
  4. Шаг 2: Опишите свои методы сбора данных
  5. Шаг 3: Опишите свой метод анализа
  6. Шаг 4: Оцените и обоснуйте методологический выбор, который вы сделали
  7. Советы по написанию сильной главы по методологии
  8. Часто задаваемые вопросы по методологии

Как написать методологию исследования

Почему важен раздел методов?

Раздел «Ваши методы» — это ваша возможность рассказать о том, как вы проводили свое исследование и почему вы выбрали именно этот метод. Это также место, где можно показать, что ваше исследование проводилось скрупулезно и может быть воспроизведено.

Это придает вашему исследованию легитимность и помещает его в вашу область, а также дает вашим читателям место, куда они могут обратиться, если у них возникнут какие-либо вопросы или критические замечания в других разделах.

Шаг 1. Объясните свой методологический подход

Вы можете начать с представления общего подхода к вашему исследованию. Здесь у вас есть два варианта.

Вариант 1: Начните со своего «что»

Какую исследовательскую проблему или вопрос вы исследовали?

  • Цель описать характеристики чего-либо?
  • Исследовать малоизученную тему?
  • Установить причинно-следственную связь?

И какие данные вам понадобились для достижения этой цели?

  • Количественные данные, качественные данные или сочетание того и другого?
  • Первичные данные, собранные вами, или вторичные данные, собранные кем-то другим?
  • Экспериментальные данные, собранные путем контроля и манипулирования переменными, или описательные данные, полученные путем наблюдений?

Вариант 2.

Начните с вопроса «почему»

В зависимости от вашей дисциплины вы также можете начать с обсуждения обоснования и предположений, лежащих в основе вашей методологии. Другими словами, почему вы выбрали именно эти методы для своего исследования?

  • Почему это лучший способ ответить на ваш исследовательский вопрос?
  • Является ли это стандартной методологией в вашей области или требует обоснования?
  • Были ли какие-либо этические соображения, связанные с вашим выбором?
  • Каковы критерии валидности и надежности в этом типе исследований? Как вы предотвратили влияние предвзятости на ваши данные?
Количественный пример В количественном экспериментальном исследовании вы можете стремиться получить обобщающее знание о причинах явления. Это требует тщательно спланированного исследования в контролируемых условиях, которое могут воспроизвести другие исследователи. Качественный пример В качественной этнографии вы можете стремиться получить контекстуальные, реальные знания о поведении, социальных структурах или общих убеждениях определенной группы людей. . Эта методология менее контролируема и более интерпретируема, поэтому вам нужно будет подумать о своей позиции исследователя.

Шаг 2: Опишите ваши методы сбора данных

После того, как вы познакомили читателя со своим методологическим подходом, вы должны подробно рассказать о своих методах сбора данных.

Количественные методы

Чтобы считаться поддающимся обобщению, вы должны достаточно подробно описать количественные методы исследования, чтобы другой исследователь мог повторить ваше исследование.

Здесь объясните, как вы применяли свои концепции и измеряли свои переменные. Обсудите свой метод выборки или критерии включения и исключения, а также любые инструменты, процедуры и материалы, которые вы использовали для сбора данных.