Пример непроизвольной памяти: Непроизвольная память
Непроизвольная и произвольная память
Процесс запоминания сильно зависит от особенностей деятельности, в частности от целей деятельности; в зависимости от наличия целей запомнить или отсутствия таковых память подразделяется на произвольную или непроизвольную.Если осуществляется целенаправленная деятельность по запоминанию конкретного материала, то речь идет о произвольной деятельности (например студент готовится к экзамену). Если запоминание не носит целенаправленного характера, говорят о непроизвольной памяти (так, например, мы можем запомнить, что вчера был дождь, а позавчера снег).
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально.
Работа кратковременной памяти осуществляется постоянно, интересное и полезное откладывается в долговременную память, хаотичное, скучное и бесполезное игнорируется и замещается в сознании другим материалом. Когда мы стараемся что-то запомнить в произвольном смысле (то, что надо, а не то, что хочется), мы:
— концентрируем свое внимание на том, что надо,
— используем разного рода мнемотехнические средства (например задействуем в своем сознании ассоциации, просто многократно повторяем),
— подбадриваем себя.
В этом и заключается произвольный характер работы памяти. Довольно легко можно запомнить таким образом небольшие объемы скучной информации. Однако нет особенной гарантии того, что эта информация останется в долговременной памяти.
Для успешного запоминания очень важен интерес, а им, к сожалению или радости, управлять тяжело. В качестве замены интереса может выступить самовнушение: «Это очень важно, это надо запомнить».Работа произвольной или непроизвольной памяти тесно связана, зависит от работы произвольного или непроизвольного внимания. Эффективность произвольной памяти зависит от концентрации, устойчивости произвольного внимания. Что касается непроизвольных процессов, то тут механизм следующий: потенциально интересный объект привлекает и удерживает внимание, непроизвольное внимание запускает процессы непроизвольной кратковременной и долговременной памяти.
Память
- Актуализация
- Амнезия детства
- Ассоциации как способ запоминания
- Вербальная память
- Виды памяти
- Виды памяти и их особенности
- Влияние впечатлений и эмоций на память
- Воспроизведение
- Вспышки памяти
- Долговременная память
- . .. и другое
Непроизвольное запоминание: почему ненужная информация запоминается, а нужная вылетает из головы
Трудно переоценить значение памяти. Без неё человек вечно бы оставался в состоянии младенца, не мог бы освоить никаких ценных навыков и чему-либо научиться. Учёные делят память на два вида: произвольную и непроизвольную. То же самое и с запоминанием. Оно также делится на два типа. О методиках изучения последнего (непроизвольного запоминания) мы сегодня и поговорим.
Основные понятия
Прежде чем говорить о непроизвольном запоминании и памяти, дадим определения основным понятиям:
- Память – процессы в мозге человека, которые организуют его опыт в определённую систему и делают возможным его применение в будущем.
- Запоминание – процесс введения новых знаний в память.
Образно говоря, память – это склад, на котором работают грузчики и кладовщики, и то, чем они занимаются. А запоминание – это одно из занятий сотрудников склада, суть которого состоит в том, чтобы загружать в него новую «продукцию» (знания и умения).
Что такое непроизвольное запоминание
Поступим методом «от противного» (как в геометрии) – объясним сначала, что такое произвольное запоминание:
- Произвольное запоминание – когда наши грузчики и кладовщики намеренно загружают продукцию в виде знаний на склад. Сказал ли им это делать начальник или этого требует план – не важно.
- Непроизвольное запоминание – когда грузчики носят коробки с бананами (их основная задача) и вместе с этим разгружают ящики с яблоками, которые разгружать, в принципе, и не надо (водитель может увезти их на соседний склад). Но если они их разгрузят, будет только лучше.
Или вот другой наглядный пример, а точнее опыт, проведённый исследователями: дошкольникам дали задание разложить в разные кучки карточки с нарисованными на них предметами, которые обычно находятся на кухне и в спальной комнате, такие как чайник, кастрюля, кровать, вилки, ложки, компьютер и другие.
Когда дети разложили карточки, их попросили вспомнить, какие предметы они раскладывали. Хотя запоминание не входило в задание, ребята назвали практически все предметы. Это и называется непроизвольным запоминанием – когда что-то «запомнилось само».
Две главных методики изучения непроизвольного запоминания
Процессы запоминания активно исследовали советские учёные А. А. Смирнов и П. И. Зинченко. Они стали авторами двух главных методик изучения непроизвольного запоминания и написали книги. Немного расскажем о каждой из методик.
Методика Зинченко
Петр Иванович Зинченко разделил свой эксперимент на три этапа:
- Разложил на столе 15 карточек, в центре которых находилось изображение, а в углу – цифра. Задачей испытуемых было разделить карточки по смыслу на несколько групп. После этого они должны были вспомнить, что было изображено в центре, а что в углу. Почти все назвали изображение, а цифры не назвал никто.
- Предложил испытуемым расположить карточки по возрастанию чисел, изображённых на них. Результат – все вспомнили, какие были изображены на карточках цифры, а вот вспомнить картинки не удалось.
- Психолог поставил задачу на уже разложенные карточки положить другие карточки, чтобы получились такие ассоциативные пары: ракетка – воланчик, нога – мяч, лейка – огород, деньги – кошелёк и т.п. В результате взрослые испытуемые без труда назвали картинки.
Зинченко сделал следующий вывод: хорошо запоминается лишь та информация, на которую направлена деятельность человека. Непроизвольное запоминание случается редко.
Методика Смирнова
Анатолий Александрович Смирнов попросил участников эксперимента вспомнить все детали пути, которым они обычно идут с работы до дома, и получил три основных результата:
- Человек редко может вспомнить свои мысли (о чём он думал в определённый момент), зато хорошо запоминает детали, связанные с какими-либо действиями.
Допустим, он просто увидел автобус, проезжающий мимо. Вряд ли он скажет, какого цвета тот был. А если он чуть не опоздал на эту маршрутку, то, скорее всего, припомнит её цвет, удобные сиденья, доброго водителя, который не уехал, а подождал опаздывающего. - Человек отлично помнит детали событий, связанных с проблемами и удачами. Пример: «Если бы не тот таксист (видел бы ты его смешные усы), я бы опоздал на совещание».
- Также хорошо держатся в памяти события, вызвавшие удивление. «На улице стоял 20-градусный мороз, а он шёл без шапки» или «На улице стояла 40-градусная жара, а он гулял в кофте и штанах».
Главный вывод Смирнова: люди запоминают лишь то, что вызывает эмоции и связано с действиями. В принципе, его исследование подтвердило опыты Петра Ивановича Зинченко о действии непроизвольного запоминания.
Забывание намерений и впечатлений
Почему люди запоминают одну информацию, а другую – забывают? Приведем результаты изысканий Зигмунда Фрейда.
Из-за желания человека избежать неприятных ощущений информация может вытесняться из непроизвольной памяти. И интересно то, что вытесняется не только неприятная информация, но и та, которая с ней хоть как-то связана. Причём то, что она вытесняется, не значит, что она пропадает насовсем. Её можно вспомнить, если человек осознает мотивы, за счёт которых она была вытеснена.
Зигмунд Фрейд опрашивал двух путешественников, которые в течение всего путешествия жили в одинаковых условиях. Их воспоминания о дороге и приключениях существенно разнились. По мнению Фрейда, это как раз и объясняется нежеланием испытывать отрицательные эмоции. В доказательство он приводит другой пример действия этого феномена.
Однажды Фрейд пообещал купить музыкальную шкатулку своей знакомой, но забыл, где находится магазин. Когда вспомнил его местоположение, то понял, что он находится по соседству с людьми, с которыми у него плохие отношения. В принципе, этого достаточно, чтобы примерно понять, как происходит забывание.
Вывод
Если кратко, то непроизвольное запоминание происходит в двух случаях:
- Когда запомнившаяся деталь связана с действием.
- Когда событие вызвало сильные эмоции («чуть не опоздал на поезд», «выиграл в лотерею», «стал чемпионом города по шахматам»).
Забывается информация либо из-за её ненадобности, либо из-за её неприятности.
Это и объясняет, почему вы иногда запоминаете вроде бы и ненужную информацию, а действительно нужные вещи часто вылетают из головы. Чтобы запоминать больше и то, что нужно, старайтесь делать так, чтобы чувствовать больше позитивных эмоций, а также превращайте любой процесс в интересное и нескучное занятие.
Желаем успехов!
Ключевые слова:1Мнемотехники
Автор: Внешний автор
Получить на почту
Непроизвольная память | Psychology Today
Когда воспоминание вторгается в ваше сознание, казалось бы, не имеющее отношения к вашим текущим мыслям, обратите внимание. Возможно, это воспоминание пытается вам что-то сказать. Фактически, непроизвольные воспоминания могут быть более информативными, чем сны о нерешенных межличностных проблемах или проблемах развития.
Источник: commons.wikimedia
Остановитесь и обратите внимание на воспоминания, а когда у вас будет время, подумайте о их связи — символической или буквальной — с вашей текущей жизнью. Почему он дает о себе знать сейчас?
Часто мы знаем причину появления воспоминаний. Наиболее очевидными примерами являются индивидуальные воспоминания, оставляющие после себя уроки. Стоя у своего гаража, вы вспоминаете, как вы оставили дверь гаража незапертой, и кто-то украл ваш велосипед. Во время серьезного разговора с другом вы кратко вспоминаете, как шутили с человеком, который был не в настроении для юмора. Когда вы идете в аэропорт, вы вспоминаете, как оставили свой мобильный телефон на кассе. Теперь вы всегда запираете свой гараж, не шутите во время серьезного разговора и всегда проверяете свой телефон перед прохождением службы безопасности в аэропорту.
Мы накапливаем эти уроки на протяжении всей жизни и обычно помним события, которые привели к этим урокам. Но когда причина внезапного появления воспоминаний неизвестна, когда кажется, что она не имеет никакого отношения к нашей нынешней жизни, стоит потратить время на то, чтобы в ней разобраться. И если воспоминание повторяется, особенно важно понять, почему.
Большинство воспоминаний формируются в течение трех-четырех дней, но могут продолжать принимать новую информацию еще долго после этого. Память, которая требует внимания, может быть связана с поиском новой информации и новой интерпретации ее значения в вашей жизни.
Воспоминания о личных событиях могут оставаться яркими и подробными на протяжении многих лет, даже если пути поиска зарастают и становятся недоступными по мере неиспользования. Когда эти неиспользуемые пути внезапно реактивируются определенной мыслью или отличительной особенностью окружающей среды, память, которую мы не рассматривали годами, может внезапно вернуться с удивительной ясностью и подробностями.
Источник: PxHere Но если нет, то нам следует обратиться к непосредственным чертам окружающей среды или к нашим самым последним мыслям, непосредственно перед появлением воспоминаний. Это похоже на выяснение пути разговора, который привел к определенной теме. Как и тема разговора, внезапно всплывающее воспоминание обычно связано с непосредственно предшествующей мыслью или сигналом окружающей среды — или непосредственно перед этим.
Одним из усложняющих факторов является то, что соответствующая мысль или сигнал окружающей среды могут быть метафорическими. В общем, сигналы извлечения, которые работают по аналогии, труднее понять. (У меня было повторяющееся воспоминание о том, как я продолжал поливать жасмин после того, как он погиб. Потребовалось некоторое время, чтобы понять значение этого воспоминания. Очевидно, я надеялся, что невозвратимые отношения расцветут снова.)
Когда ты выяснить, почему воспоминание внезапно появилось в сознании, это открытие может быть поверхностным, глубоким или где-то посередине. Открытие может иметь небольшие последствия для вашей жизни или может привести к полезному личному озарению. В любом случае это раскроет преимущества изучения ваших непроизвольных воспоминаний.
Непроизвольные автобиографические воспоминания | BPS
В романе Пруста « À la Recherche du Temps Perdu » рассказчик Марсель переполнен неожиданно яркими воспоминаниями, вызванными погружением мадлен в чашку чая.
В этой статье мы рассматриваем результаты недавних исследовательских программ, предлагающих понимание IAM в психопатологии, старении и их связи с реальным миром, а также других субъективных переживаний, таких как дежавю.
Что такое непроизвольные воспоминания?
Непроизвольные воспоминания бывают разных форм. Некоторые из них возникают в патологических состояниях и состояниях, вызванных наркотиками, например, «флешбэки», которые испытывают потребители ЛСД через некоторое время после первоначального трипа, вызванные слуховыми и визуальными сигналами. Эти воспоминания были определены как «преходящие, спонтанные рецидивы психоделического эффекта» (Wesson & Smith, 1976, стр. 425). Как правило, они уменьшаются по интенсивности и частоте после прекращения приема наркотиков, но часто причиняют беспокойство и изнурение, когда возникают. Некоторые из определяющих особенностей воспоминаний при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) заключаются в том, что они постоянно вторгаются в сознание, вызывают чрезвычайное беспокойство и их трудно контролировать. Спонтанное возвращение прошлых воспоминаний также было отмечено у пациентов с височной эпилепсией незадолго до или во время простых парциальных припадков.
Тем не менее, более современные направления исследований предполагают, что IAM на самом деле являются относительно нормальной частью нашей психической жизни и что они выполняют полезную и важную направляющую функцию, направляя мышление и поведение в настоящем и будущем. Сигналы в окружающей среде могут обеспечить быстрый доступ к прошлому опыту, который может иметь значение для выживания в ситуациях, которые могут быть опасными для жизни или требуют быстрого решения проблем (Rasmussen & Berntsen, 2009).
IAM происходят спонтанно без какого-либо преднамеренного намерения вспомнить что-либо. На самом деле они чаще всего возникают, когда люди занимаются регулярными автоматическими действиями, не требующими внимания, такими как ходьба, вождение автомобиля или прием пищи. Подсчитано, что они происходят в среднем от трех до пяти раз в день (Бернцен, 1996) и до трех раз чаще, чем произвольные воспоминания (Rasmussen & Berntsen, 2011). Так что для большинства людей они являются обычными, обычными явлениями, но иногда они могут быть чрезвычайно значимыми, как описано Прустом, или удивительными. «Колин», страдающий деменцией, ясно описывает такого рода неожиданные воспоминания:
Я думаю, если вы получите небольшой стимул, вы сможете довольно четко вспомнить происшествие и то, что с ним связано, ветвь за ветвью… двигаясь назад, я думаю, что смогу пробираюсь к корням… например, я увидел фотографию человека, копающего яму в куске льда где-то, и сразу же это заставило меня вспомнить время, когда я был в Казахстане где-то зимой. (Clegg, 2010, p.133)
Как их можно измерить?
За десятилетия, прошедшие с тех пор, как Эббингауз впервые описал эти типы воспоминаний, для их изучения использовались разные методы. Некоторые авторы следовали подходу самопроверки, отстаиваемому Эббингаузом, например, Эстер Саламан (1970), которая систематически анализировала свои собственные непроизвольные воспоминания, но эмпирических исследований было немного. Только в последнее десятилетие 20-го века непроизвольные воспоминания стали предметом интереса когнитивных психологов, и в настоящее время они становятся постоянно растущей областью исследований (например, Berntsen, 19). 96, 2009, 2010; Мейс, 2007, 2010).
Непроизвольные воспоминания трудно вызвать экспериментально, потому что они требуют личных или идиосинкразических сигналов, и как только человек осознает, что пытается вернуть память, она становится произвольной памятью. Большинство исследований, проведенных за последние 10–15 лет, состояли из дневников и анкет, требующих от участников ведения записей любых непроизвольных воспоминаний, возникших в течение определенного периода времени, с подробным описанием того, как они были вызваны, их содержанием, яркостью и т. д. Эти исследования привели к интересным и воспроизводимым результатам, касающимся частоты и характера IAM.
Однако совсем недавно было разработано несколько лабораторных парадигм для изучения IAM в контролируемых условиях. Например, Мейс (2006) показал, что участники сообщали о том, что испытывали IAM, когда вспоминали определенные воспоминания в ответ на ключевые фразы, такие как «нахождение на пикнике» — так называемая «цепочка воспоминаний». Болл (2007) вызывал IAM у студентов колледжа, используя метод свободных словесных ассоциаций, при этом участников просили генерировать непрерывные ассоциации на основе таких слов, как «кофе» или «гром», до тех пор, пока экспериментатор не останавливал их через 20–30 секунд. Ответы записывались, и после трех пробных словесных ассоциаций участники слушали свои ответы и сообщали, приходил ли им на ум прошлый личный опыт во время испытаний. О IAM сообщалось во время 86 процентов испытаний. В нашем повторном исследовании с участием 31 взрослого человека в возрасте от 21 до 86 лет мы показали, что задача словесных ассоциаций привела к созданию ярких IAM в 9 лет.0 процентов наших участников (Bradley & Moulin, 2009). Например, 73-летний мужчина вспомнил сильный ливень с градом в Северном Уэльсе, который он испытал 55 лет назад, вызванный словом «буря». Он вспомнил вид приближающейся бури и чувство беспокойства, мокрости и раздражения. Кроме того, Шлагман и Квавилашвили (2008) разработали лабораторную парадигму, которая позволяет исследователям измерять время поиска IAM, в то время как участники выполняют простую задачу на бдительность, требующую обнаружения целевых вертикальных линий среди потока горизонтальных линий. В основном сообщается, что IAM инициируются случайными словами, которые участникам было приказано игнорировать, отображаемым в центре массива строк.
Результаты этих и других исследований постоянно показывают, что IAM с большей вероятностью относятся к конкретному событию и приходят на ум значительно быстрее, чем произвольные автобиографические воспоминания. Они также чаще приводят к телесным реакциям и влиянию на текущее настроение, чем произвольные воспоминания (Berntsen & Hall, 2004). Однако никаких различий не наблюдалось с точки зрения восприятия памяти (поле по сравнению с наблюдателем) и точности (измеряемой собственными рейтингами достоверности участников) записанных воспоминаний (Mace et al., 2011).
Триггеры НИС
Один из последовательных выводов, сделанных в литературе, заключается в том, что большинство НИС вызываются легко обнаруживаемыми сигналами в окружающей среде или мыслями. Mace (2004) исследовал типы сигналов, которые с наибольшей вероятностью вызывают НАМ у здоровых взрослых в возрасте от 21 до 58 лет. Участники записывали свои непроизвольные воспоминания и триггеры в дневниках, охватывающих двухнедельный период. Результаты показали, что больше воспоминаний вызывалось абстрактными вербальными/лингвистическими сигналами (68%), чем сенсорными/перцептивными сигналами (30%). Точно так же в ходе недельного дневникового исследования молодых и пожилых участников Schlagman et al. (2007) обнаружили, что сообщаемые IAM с одинаковой вероятностью могут быть лингвистическими или сенсорными/перцептивными. Таким образом, Мейс (2004) пришел к выводу, что эти результаты не подтверждают «прустовскую» точку зрения о том, что IAM преимущественно запускаются вкусовыми и ароматическими сигналами.
Джонс и Мартин (2006) исследовали важность объектов для пробуждения воспоминаний в повседневной жизни. Они обнаружили, что участники ценили объекты, способные вызывать воспоминания, выше, чем другие характеристики, такие как их денежная ценность или удобство использования. Было обнаружено, что это согласуется между двумя возрастными группами: «молодыми» (в основном студенты до 25 лет) и «старыми» (работающие люди в возрасте 30 лет и старше). Джонс и Мартин предполагают, что люди могут намеренно держать предметы рядом с собой, зная, что они могут вызывать непроизвольные воспоминания, а не полагаться исключительно на способность вызывать эти воспоминания произвольно. Это было также поддержано Wildschut et al. (2006), которые обнаружили, что объекты, места и другие люди могут вызывать спонтанные воспоминания, сопровождающиеся чувством ностальгии, что, в свою очередь, может привести к положительному аффекту и повышению самооценки у вспоминающего.
Таким образом, исследование показало прочную связь между НИМ и сигналами в окружающей среде и мыслями, которые часто имеют вербальную/лингвистическую природу и связаны с ключевыми аспектами воспоминаний. Следовательно, IAM являются спонтанными не потому, что они не зависят от сигнала, а потому, что в данный момент нет намерения вспоминать (Бернтсен, 1996).
Старение и IAM
Исследования памяти имеют богатую традицию использования опыта и достижений пожилых людей для лучшего понимания функций памяти. Существует большое количество исследований, показывающих, что пожилые люди хуже, чем молодые люди, справляются с лабораторными задачами на эпизодическую память, такими как свободное воспоминание, узнавание и воспоминание по сигналу. То есть их аутоноэтические (саморефлексирующие) воспоминания о пережитых событиях уменьшаются, но они сохраняют чувство умственной фамильярности (просто зная), что событие произошло. Значительные возрастные эффекты также были получены в тесте (произвольной) автобиографической памяти, где пожилые люди вспоминают меньше воспоминаний в ответ на словесные реплики, чем молодые люди. Кроме того, им требуется больше времени, чтобы вспомнить эти воспоминания, и они с меньшей вероятностью могут вспомнить конкретные события, которые произошли в определенное время и в определенное время. Эти результаты объясняются сниженной способностью пожилых людей участвовать в контролируемых процессах поиска. Однако будут ли получены аналогичные возрастные эффекты для IAM?
Согласно влиятельной модели автобиографической памяти Конвея и Плейделла-Пирса (2000), во время непроизвольного припоминания «экфорические» сигналы могут обходить обычный путь стратегического извлечения «сверху вниз», включая активацию левой лобной доли, что приводит к быстрому формированию памяти. Память. Этот автоматический путь к запоминанию может сохраняться у пожилых людей, вызывая непроизвольные воспоминания, в то время как более преднамеренные процессы стратегического поиска уменьшаются или нарушаются. Поэтому IAM пожилых людей должны быть такими же специфичными, как и у молодых людей, а частота этих воспоминаний должна быть сопоставима в разных возрастных группах.
Однако первые исследования дали противоречивые результаты. Таким образом, пожилые люди, как правило, сообщают о меньшем количестве IAM в своей повседневной жизни, чем молодые люди, что похоже на результаты добровольных автобиографических воспоминаний. Молодые и пожилые участники исследования Schlagman et al. (2009) должны были вызывать произвольные автобиографические воспоминания в ответ на словесные реплики и записывать свои IAM в дневник в течение семи дней. Результаты показали, что пожилые люди вспоминали меньше произвольных воспоминаний, а также меньше IAM, чем молодые люди. Однако, несмотря на значительное влияние специфичности произвольных воспоминаний, НИМ пожилых людей были такими же специфичными, как и НИМ молодых людей, что подтверждает теорию Конвея о том, что пожилые люди могут иметь автоматический доступ к некоторым воспоминаниям в ответ на сильные внешние или внутренние воздействия. реплики (Конвей и Плейделл-Пирс, 2000). Один из способов объяснить, почему пожилые люди сообщают о меньшем количестве IAM, состоит в том, чтобы предположить, что из-за ограниченных ресурсов внимания пожилые люди меньше осознают воспоминания, автоматически возникающие в ответ на сигналы, поскольку их внимание сосредоточено на текущей деятельности. Действительно, несколько исследований показали, что пожилые люди воспринимают свои текущие задачи как требующие большего внимания, чем молодые люди.
Какое значение и эмоциональную окраску несут эти воспоминания? Шлагман и его коллеги сравнили влияние возраста на непроизвольные и произвольные воспоминания и обнаружили, что пожилые люди оценивают свои непроизвольные воспоминания более положительно, чем молодые люди, и этот положительный эффект не был обнаружен в отношении произвольных воспоминаний (Schlagman et al., 2009). Шлагман и его коллеги ранее анализировали содержание непроизвольных воспоминаний, уделяя особое внимание положительному эффекту в пожилом возрасте (Schlagman et al. , 2006). Они обнаружили, что молодые и пожилые люди вспомнили одинаковое количество положительных воспоминаний, но их старшая группа вспомнила меньше негативных воспоминаний. Если вызывались негативные непроизвольные воспоминания, пожилые люди оценивали их как нейтральные или даже позитивные.
Подводя итог, кажется вероятным, что пожилые люди могут сохранять автоматический быстрый путь к своим непроизвольным воспоминаниям, которые чаще всего обеспечивают приятные связи с их прошлым, даже если первоначальные события могут быть негативными.
Внутрикорковая стимуляция, дежа вю и IAM
Существует явное совпадение между переживаниями дежа вю и непроизвольными воспоминаниями: оба являются яркими, неконтролируемыми и относительно редкими переживаниями. Недавно была выдвинута идея, что дежа
vu и непроизвольная память могут лежать в континууме, при этом неконтролируемое чувство знакомства является дежа вю, а воспоминание о предшествующих событиях является непроизвольной памятью (Illman et al. , 2012).
Основные доказательства этой идеи исходят из исследований височной эпилепсии, области исследований, которая упускается из виду в литературе по непроизвольной памяти, и, в частности, исследований внутрикортикальной стимуляции. Известно, что Пенфилд (например, Penfield & Perot, 1963) смог вызвать дежавю, электрически стимулируя височную долю. Возникшие в результате феномены включали образы, звуки и эмоции прошлых событий, которые пациенты спонтанно распознавали как личные переживания и отмечали, что их «яркость или богатство деталей и ощущение непосредственности, которое с ними связано, отделяют их от обычного процесса». воспоминаний» (стр. 679). Работа Пенфилда и более поздних исследователей, использующих аналогичные методы, показывают, что этот искусственный процесс порождает «иллюзии», такие как дежа вю, а также полностью сформированные воспоминания, которые, как мы полагаем, переживаются таким же образом, как и непроизвольные воспоминания.
Подобные переживания также возникают спонтанно при эпилепсии без стимуляции. В «Человеке, который принял жену за шляпу» Оливер Сакс (1985) описывает случай с пожилой женщиной, миссис О’К, у которой случился эпилептический припадок после перенесенного небольшого тромбоза в височной доле. В течение нескольких месяцев после инсульта она переживала яркие воспоминания, переносившие ее в детство, в «давно забытый дом, в объятия и присутствие матери». Сакс описывает это как «трепетную, глубокую и пронзительную радость… подобную открытию двери… которая упорно закрывалась всю ее жизнь» (стр. 156). Он утверждает, что такого рода «прустовские» воспоминания следует исследовать дальше, чтобы стимулировать «новую и прекрасную «экзистенциальную» науку и терапию» (стр. 142), которые могут помочь понять и поддержать пациентов с повреждением мозга.
Милтон и др. (2011) описывают пациента с эпилепсией, который поступил с обширной потерей автобиографических воспоминаний из своего прошлого, оставшихся после лечения. Ранее он никогда не испытывал дежа вю, но после периода лечения сообщил о шести или семи эпизодах дежа вю. После этих эпизодов он затем сообщил о спонтанном восстановлении ряда отдаленных воспоминаний, которые ранее были недоступны. Эти воспоминания были подтверждены его женой. Формальное тестирование показало, что одно из восстановленных воспоминаний было извлечено с тем же уровнем контекстуального богатства или эпизодичности, что и контрольные группы.
Это совпадение дает нам возможность исследовать лежащие в основе нейронные механизмы, ответственные за оба, которые сходятся в ошибочной активации височной доли, отделенной от других структур. Короче говоря, мы предполагаем, что переживания дежа вю и непроизвольные воспоминания, вероятно, возникают в перекрывающихся нейронных областях, и оба они фиксируют некую субъективную форму неконтролируемого воспоминания. В то время как неврологических исследований дежа вю много, IAM меньше. Холл и др. (2008) провели ПЭТ-исследование у здоровых людей, используя эмоционально заряженные графические сигналы, и обнаружили, что непроизвольное извлечение памяти обходит первоначальный процесс поиска, опосредованный префронтальной корой, который происходит при сознательном произвольном извлечении. Это согласуется с мнением Conway и коллег (2000) о том, что непроизвольное извлечение может обойти путь, включающий активацию левой префронтальной доли.
Будущие исследования
Со времени первой характеристики непроизвольных воспоминаний Прустом было проведено несколько исследовательских программ по этой теме. Но исследования IAM по сравнению со стратегическим преднамеренным поиском все еще скромны. Учитывая характер IAM и их распространенность в повседневной жизни, а также связь, которую они имеют с такими состояниями, как посттравматическое стрессовое расстройство и эпилепсия, представляется целесообразным провести дополнительные исследования.
Комбинация нейровизуализации и лабораторных методов изучения НВМ, описанных ранее, может помочь пролить свет на процессы припоминания у здоровых людей, а также может помочь объяснить, почему люди, страдающие деменцией, такие как «Колин», способны испытывать непроизвольные воспоминания. Считается, что людям с деменцией трудно активно восстанавливать воспоминания, потому что их рабочая память нарушена, возможно, из-за повреждения лобных долей в результате болезни. Из-за автоматического характера извлечения непроизвольные воспоминания могут не требовать ввода рабочей памяти. Вполне возможно, что пациенты с деменцией сохраняют драгоценные автобиографические воспоминания, которые заперты вне досягаемости до тех пор, пока подходящие триггеры не высвободят их (напоминая пациентку Оливера Сака, миссис О’К.), и можно относительно простыми способами обучить лиц, осуществляющих уход, реактивировать их. эти воспоминания и, таким образом, помогают поддерживать ощущение себя и жизненных историй страдающих. Это может иметь положительный эмоциональный эффект: участники Schlagman et al. (2009 г.) испытывали в основном положительные эмоции со своими непроизвольными воспоминаниями, а некоторые описывали чувство ностальгии, которое само по себе связано с удовольствием, радостью, добром и любовью (Wildschut et al., 2006.)
Розмари Дж. Брэдли
учится на докторскую с Bradford Dementia Group, Университет Брэдфорда
[адрес электронной почты защищен]
Крис Дж. А. Moulin
— Председатель высшего образования MCF Université de Bourgogne, France Christopher.Moulin @u-bourgogne.fr
Лия Квавилашвили
работает на кафедре психологии Университета Хартфордшира
[email protected]
Ссылки
Ball, C.T. (2007). Можем ли мы вызвать непроизвольные автобиографические воспоминания в лаборатории? В Дж.Х. Мейс (ред.) Непроизвольная память (стр. 127–153). Оксфорд: Блэквелл.
Бернтсен, Д. (1996). Непроизвольные автобиографические воспоминания. Прикладная когнитивная психология, 10, 435–454.
Бернтсен, Д. (2009). Непроизвольные автобиографические воспоминания: введение в непрошеное прошлое. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Бернтсен, Д. (2010). Непрошенное прошлое: непроизвольные автобиографические воспоминания как основной способ запоминания. Современные направления психологической науки, 19 (3), 138–142.
Бернтсен, Д. и Холл, Н. М. (2004). Эпизодический характер непроизвольных автобиографических воспоминаний. Память и познание, 32 (5), 789–803.
Брэдли, Р.Дж. и Мулен, C.J.A. (2009). Лабораторные индуцированные воспоминания в группах молодых и старых. Неопубликованный отчет.
Клегг, Д. (2010). Скажите миссис Милл, что ее муж все еще мертв. Лондон: Trebus Projects.
Конвей, Массачусетс, и Плейделл-Пирс, К.В. (2000). Построение автобиографических воспоминаний в системе самопамяти. Психологический обзор, 107 (2), 261–288.
Эббингауз, Х. (1964) Память: вклад в экспериментальную психологию (HA Ruger & CE Bussenvis, Trans.). Нью-Йорк: Довер. (Оригинальная работа опубликована в 1885 г.)
Гальтон, Ф. (1879 г.). Психометрические эксперименты. Мозг, 2(2), 149–162.
Холл, Н.М., Джедде, А. и Куперс, Р. (2008). Нейронные механизмы произвольного и непроизвольного отзыва: исследование ПЭТ. Поведенческие исследования мозга, 186, 261–272.
Иллман, Н.А., Батлер, Ч.Р., Сучай, К. и Мулен, К.Дж.А. (2012). Дежа вю при височной эпилепсии. Исследования и лечение эпилепсии. doi:10. 1155/2012/539567
Джонс, Г.В. и Мартин, М. (2006). Первенство связи памяти при выборе среди ценных объектов. Память и познание, 34 (8), 1587–1597.
Мейс, Дж.Х. (2004). Непроизвольные автобиографические воспоминания сильно зависят от абстрактных сигналов: точка зрения Пруста неверна. Прикладная когнитивная психология, 18, 893–899.
Мейс, Дж.Х. (2006). Эпизодическое запоминание создает доступ к непроизвольной сознательной памяти: демонстрация непроизвольного припоминания в произвольной задаче припоминания. Память, 14(8), 917–924.
Мейс, Дж.Х. (Ред.) (2007). Непроизвольная память. Оксфорд: Блэквелл.
Мейс, Дж.Х. (Ред.) (2010). Акт воспоминания прошлого: к пониманию того, как мы вспоминаем прошлое. Оксфорд: Уайли-Блэквелл.
Мейс, Дж. Х., Аткинсон, Э., Мокель, С. Х. и Торрес, В. (2011). Точность и перспектива в непроизвольной автобиографической памяти. Прикладная когнитивная психология, 25 (1), 20–28.
Милтон Ф., Батлер С.Р. и Земан А.З.Дж. (2011). Транзиторная эпилептическая амнезия: дежавю, предвещающее восстановление утраченных воспоминаний. Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии, 82, 1178–1179..
Пенфилд, В. и Перо, П. (1963). Запись мозгом слухового и зрительного опыта. Мозг, 86(4), 595–696.
Расмуссен, А.С. и Бернтсен, Д. (2009). Возможные функции непроизвольных автобиографических воспоминаний. Прикладная когнитивная психология, 23, 1137–1152.
Расмуссен, А.С. и Бернтсен, Д. (2011). Непредсказуемое прошлое: спонтанных автобиографических воспоминаний больше, чем автобиографических воспоминаний, извлеченных стратегически. Сознание и познание, 20 (4), 1843–1846.
Сакс, О. (1985). Человек, который принял свою жену за шляпу. Лондон: Пикадор.
Саламан, Э. (1970). Коллекция моментов: исследование непроизвольных воспоминаний. Лондон: Лонгман.
Шлагман С., Клигал М., Шульц Дж. и Квавилашвили Л. (2009). Дифференциальное влияние возраста на непроизвольную и произвольную автобиографическую память. Психология и старение, 24 (2), 397–411.
Шлагман С. и Квавилашвили Л. (2008) Непроизвольные автобиографические воспоминания в лаборатории и за ее пределами.