Пример апперцепция: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

Пример апперцепция: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

Апперцепция. Что такое «Апперцепция»? Понятие и определение термина «Апперцепция» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Апперцепция (лат. ad – к, лат. perceptio – восприятие) – определенное свойство восприятия, которое помогает человеку интерпретировать окружающие предметы и явления через призму своего опыта, взглядов, субъективных интересов. Термин предложил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, который характеризовал апперцепцию как осознанное восприятие душой человека определенного содержания. Лейбниц впервые предложил деление на перцепцию и апперцепцию: если перцепция представляет собой смутное восприятие некоторого содержания, то апперцепция, напротив, является состоянием особой ясности сознания. Различают устойчивую апперцепцию, которая проявляется как явление, зависимое от неизменяемых особенностей личности. К таким особенностям относят мировоззрение, личные убеждения, уровень образованности и так далее. Помимо устойчивой апперцепции существует временная, которая складывается под влиянием ситуативно возникающих психических состояний – эмоций, установок. Впоследствии американский психолог Джером Брунер доработал понятие апперцепции, выделив особый тип – социальная апперцепция. Такая апперцепция предполагает восприятие не только материальных предметов, но и определенных социальных групп. Брунер обратил внимание на то, что оценка человека формируется, помимо всего прочего, под воздействием субъектов восприятия. Иными словами, оценка людей в сознании более субъективна и пристрастна, чем восприятие предметов и явлений. Для определения уровня восприятия личности психологами, как правило, используется метод тестирования, который бывает двух видов – тест апперцепции символов и тест тематической апперцепции.

< Апофения

Арт-терапия >

Популярные термины

    Апперцепция

    5 шагов к критическому восприятию

    Сегодня мы все живем в потоке разнородной и эмоциональной информации. Чтобы не запутаться в том, что мы слышим, видим и читаем, мы можем (и должны) научиться воспринимать ее критически. Как? Рассказывает психотерапевт Инна Хамитова.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • 6 заблуждений о социопатах
    • «Муж вел интимную переписку с моей подругой. Так он собирался улучшить наши с ним отношения»
    • «Постоянно ищу внимания со стороны мужчин, но отношения с ними не складываются»
    • Какими чертами нужно обладать, чтобы увести любимого человека из семьи?
    • Мадонна или блудница: почему мужчина видит в женщине либо мать, либо любовницу — объяснение психологов
    • «День на раздумье»: как живут россияне, эмигрировавшие из страны
    • Топ-25 лучших отечественных сериалов-2022: проверьте, не пропустили ли вы самое интересное
    • «Окружающим нравятся мои стихи, а я считаю себя бездарной рифмоплеткой»

    Сегодня читают

    • «Я сам ходил налево, но измену жены забыть не могу». Часть 2. Встреча с соперником
    • Дисфункциональная семья: 10 негласных правил токсичных родителей
    • 5 ошибок, которые вы наверняка совершаете в отношениях
    • «Я сказала мужу, что он мало зарабатывает. Он обиделся»
    • 3 способа сохранить отношения на расстоянии
    • Как определить тип привязанности — просто прочитайте слова любимых песен

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    понятие, сущность и примеры — Новости Оптом

    Содержание статьи:

    • Единство и тождественность
    • Соответствие и несоответствие
    • Разные люди – разное восприятие
    • Что такое апперцепция
    • Формы и законы
    • Анализ рукописей
    • Сфера использования понятия
    • Различия
    • Поиски и установки
    • Развитие

    Мир относительно постоянен. А вот видение человека по отношению к нему может меняться. В зависимости от того, какое это видение, такими красками он нам и отвечает. Всегда можно найти доказательства этому. В мире есть все, что человек хочет видеть. Но одни делают акцент на хорошем, а другие – на плохом. Это и есть ответ, почему каждый человек смотрит на мир по-разному.

    Единство и тождественность

    От того, на какие вещи человек обращает внимание больше всего, и зависит окружающая среда. Его самоощущение определяется исключительно собственным мнением, отношением к обстоятельствам и всему происходящему вокруг. Единство и тождественность при самосознании субъекта является предпосылкой для познавательного синтеза. Это и есть трансцендентальное единство апперцепции, которое должно отсекать любые аномалии в мышлении личности.

    Вам будет интересно:Сущность сознания: понятие, структура, виды

    Что человек думает, как относится к происходящим событиям – все это определяет его эмоции, чувства и формирует определенную идею, точку зрения и подобные проявления. В мире может происходить все, что подвластно уму человека. Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, предполагает наличие самосознания, отображающего образ мышления человека в отношении любого события в жизни и окружающем мире без проявления чувственной оценки.

    Соответствие и несоответствие

    Вам будет интересно:Эпистема — это… Понятие, основные принципы теории, формирование и развитие

    Важно иметь терпимость и не удивляться присутствию в мире одновременно самых разных вещей: прекрасных и ужасных. Что значит проявить терпимость? Это осознанно принимать несовершенство мира и самого себя. Необходимо понимать, что все могут ошибаться. Мир не идеален. И связано это с тем, что все окружающее человека может не соответствовать представлению его или другого человека.

    Например, кого-то хотят видеть брюнетом, а он рыжий. Или ребенок должен быть спокойным и послушным, а он непоседа и шалун. Поэтому трансцендентальное единство апперцепции предполагает терпимость, которая проявляется в том, что присутствует понимание возможного несоответствия других людей и окружающего мира чьим-либо ожиданиям и представлениям.

    Мир такой, какой есть — реальный и постоянный. Меняется только сам человек и его мировоззрение.

    Вам будет интересно:Данилевский Николай: биография, основные идеи теории, творческая деятельность, научные труды

    Разные люди – разное восприятие

    В философии трансцендентальное единство апперцепций – это понятие, введенное Кантом. Впервые он использовал его в своей работе «Критика чистого разума».

    Философ разделяет первоначальную и эмпирическую апперцепцию. В жизни часто можно встретить ситуацию, когда люди, будучи участниками одних и тех же событий, могут говорить о них по-разному. Это зависит от личного восприятия человека. И бывает так, что складывается впечатление, будто это совершенно два разных случая, хотя говорят об одном и том же.

    Что такое апперцепция?

    Это условное восприятие всего, что окружает человека. Оно зависит от личного опыта, представлений и приобретенного знания. Например, человек, занимающийся дизайном, зайдя в помещение, в первую очередь будет оценивать его обстановку, цветовое оформление, расположения предметов и прочее. Другой человек, флорист, зайдя в это же помещение, обратит внимание на присутствие цветов, какие они и как за ними ухаживают. Следовательно, одну и ту же комнату, два разных человека будут воспринимать и оценивать по-разному.

    В философии, трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает, что выявленная структура «Я» может использоваться для объяснения априорных синтетических познаний. Этот смысл вложен в понятие «трансцендентальный».

    Формы и законы

    Кант говорит о том, что, зная чистые формы такого синтеза, под которыми он понимает категории, люди могут антиципировать законы. В свою очередь, этим законам должны подчиняться явления, как следствие возможного опыта. В противном случае эти законы не дойдут до эмпирического сознания, не будут восприняты.

    Вам будет интересно:Ведическая философия: основы, период появления и особенности

    Поэтому трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает высшее основоположение знания, носящее аналитический характер.

    Само понятие «Я» уже в себе имеет представление о синтезе внутри него всех возможных представлений. Но, само аналитическое единство апперцепции может иметь место исключительно благодаря ее первоначальной синтетической природе. Связь с объективными категориальными синтезами Кант называет объективным единством самосознания. Оно отлично от субъективного, которое основывается на случайных или личных ассоциациях.

    Анализ рукописей

    Самосознание философ трактует как акт чисто спонтанный, указывающий на то, что чистая апперцепция принадлежит к высшим познавательным способностям. В связи с такими представлениями не удивляет то, что Кант иногда отождествляет единство апперцепции (первоначальное) и рассудок.

    Анализ рукописей философа показал, что он накануне представления своего труда «Критика чистого разума» трактовал «Я» в духе рациональной психологии. Это значит, что «Я» — вещь в себе, доступная апперцепции (непосредственному интеллектуальному созерцанию). Отказ от такой позиции впоследствии привел к нестыковкам в структуре аргументации.

    Позже понятие «трансцендентальная апперцепция» и ее единство послужило началом для создания научных трудов Фихте.

    Сфера использования понятия

    Вообще, данное явление было рассмотрено многими философами и представителями иных наук. Его широко используют в психологии, медицине, социологии и других сферах человеческого бытия. Кант сочетал возможности людей. Он выделял эмпирическую апперцепцию, что значит познавать самого себя, и трансцендентальную, указывающую на чистое восприятие мира. Например, Гербарт И. говорит об этом понятии, как о процессе познания, получения человеком новых знаний и объединения их с уже имеющимися. Вундт В. характеризует апперцепцию, как механизм, который структурирует личный опыт в сознании человека. Адлер А. прославился мнением о том, что человек видит то, что он хочет увидеть. Другими словами, он замечает лишь то, что подходит под его концепцию мира. Так и формируется определенная модель поведения личности.

    Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, простыми словами, характеризует способность человека интерпретировать собственное мироощущение. Это его личное отношение или оценка окружающего мира и людей. Такое понимание присутствует в медицине и социологии.

    Различия

    Такая интересная наука, как рациональная психология, опровергалась Кантом. В ней понятие трансцендентной апперцепции с ее единством не смешивается с трансцендентальным субъектом, его носителем, о котором практически ничего не известно. Именно на ошибочном отождествлении этих терминов основывается рациональная психология. Считается, что само по себе это понятие является только формой мышления, отличающейся от трансцендентального субъекта так, как мысль отлична от вещи.

    Очень важно отметить, что впечатления сводятся, прежде всего, к одному общему представлению о предмете. На основании него вырабатываются основные и простейшие понятия. В таком значении Кант подразумевал синтез апперцепции. При этом он доказывал, что формы этого синтеза, сочетания впечатлений, понятие пространства, времени и основные категории являются прирожденным достоянием человеческого духа. Это не вытекает из наблюдения.

    С помощью такого синтеза новое впечатление, благодаря сравнению и сопоставлению, вводится в круг выработанных ранее понятий и впечатлений, удержанных в памяти. Так оно получает свое место между ними.

    Поиски и установки

    Избирательное восприятие, или апперцепция, примеры которой были приведены выше, указывает на внимательное и вдумчивое восприятие окружающего мира, основанное на собственном опыте, знаниях, фантазиях и других взглядах. Все эти категории – различные у разных людей. В первую очередь человек смотрит на то, что соответствует его целям, мотивам и желаниям. Через призму своего пристрастия он изучает и описывает окружающий мир.

    Если же человек имеет твердое ощущение внутри себя, которое называется «хочу», то он начинает поиски соответствующего его желанию и способствующего реализации задуманного. На ощущения влияют также установки и психическое состояние личности.

    Опираясь на то, что синтетическое единство апперцепции приводит человека к познанию окружающего мира через призму своих мыслеобразов и ощущений, можно сказать и обратное. Например, к каждой личности, с которой происходит общение, у другого человека возникает то или иное к ней отношение. Это социальная апперцепция. К ней относится влияние людей друг на друга посредством идей, мнений и совместной деятельности.

    Вам будет интересно:Кто такие агностики и почему они отрицают возможность познания мира?

    Само понятие апперцепции разделяют по видам: культурная, биологическая и историческая. Она бывает врожденной и приобретенной. Апперцепция имеет очень большое значение для человеческой жизни. Сам же человек обладает способностью меняться из-за влияния новой информации, осознавать, воспринимать, дополнять свои знания и опыт. Понятно, что меняются знания – меняется сам человек. Мысли личности влияют на ее характер, поведение, способность выдвигать гипотезы в отношении других людей, явлений и предметов.

    Философское понятие апперцепция, определение которого говорит нам об осознанном восприятии всего окружающего на основе личного опыта и знаний, имеет латинское происхождение. Оно широко применяется в психологии. Результатом такого процесса будет ясность и отчетливость элементов сознания. Это ключевое свойство психики человека, выражающее предопределенность восприятия явлений и предметов внешнего мира в соответствии с особенностями психологического опыта, накопленными знаниями и состоянием личности в частности.

    Впервые термин апперцепция предложил немецкий философ и математик Лейбниц Г. В. Он занимался еще логикой, механикой, физикой, юридической наукой, историей, был ученым, философом и дипломатом, изобретателем и языковедом. Лейбниц является основателем и первым президентом Берлинской Академии наук. Ученый был и иностранным членом Французской Академии наук.

    Лейбниц обозначил этим термином сознание, рефлективные акты, дающие человеку мысль про «Я». Апперцепция отличается от перцепции, неосознаваемого восприятия. Он объяснил различие между восприятием-перцепцией (внутреннее состояние монады) и апперцепцией-сознанием (рефлективным познанием этого состояния внутри человека). Лейбниц Г. В. ввел различие между этими понятиями в полемике с картезианцами, принимающими в качестве «ничто» неосознаваемые восприятия.

    Развитие

    Впоследствии понятие апперцепция получило наибольшее развитие в немецкой философии и психологии. Этому способствовали работы И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта и других. Но даже при наличии различий в понимании, это понятие рассматривалась как способность души, спонтанно развивающаяся и являющаяся источником единого потока сознания.

    Лейбниц ограничивал апперцепцию высшей ступенью познания. Кант так не думал, и разделял трансцендентальную и эмпирическую апперцепцию. Гербарт уже вводит понятие апперцепции в педагогику. Он истолковывает ее как осознание субъектами новой информации под влиянием запаса опыта и знаний, которые называет апперцептивной массой.

    Вундт превратил апперцепцию в универсальный принцип, который объясняет начало всей психической жизни у человека, в особую психическую причинность, внутреннюю силу, детерминирующую поведение личности.

    В гештальтпсихологии апперцепция сводится к структурной целостности восприятия, которая зависит от первичных структур, возникающих и меняющихся в зависимости от своих внутренних закономерностей. Само же восприятие – это активный процесс, где информация принимается и используется для выдвижения гипотез, а также их проверки. Характер таких гипотез зависит от содержания прошлого опыта.

    Когда происходит восприятие какого-либо предмета, то активизируются и следы прошлого. Так, один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться различным образом. Чем богаче у конкретного человека опыт, тем будет более насыщенным его восприятие, тем больше он сможет увидеть в событии.

    То, что будет воспринимать человек, содержание воспринимаемого, зависит от поставленной задачи этим самым человеком и мотивами его деятельности. На содержание реакции оказывает существенное влияние фактор установки субъекта. Он складывается под влиянием непосредственно того опыта, который был получен ранее. Это своеобразная готовность воспринимать новый объект определенным образом. Такое явление было изучено Д. Узнадзе вместе с его сотрудниками. Оно характеризует зависимость самого восприятия от состояния субъекта, которое определяется предшествующим опытом. Влияние установки распространяется на работу разных анализаторов и носит широкий характер. В процессе самого восприятия принимают участие чувства, которые могут изменить значение оценки. Если присутствует эмоциональное отношение к предмету, то он легко может стать объектом восприятия.

    Источник

    Апперцепция | Психология Вики | Фэндом

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |

    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


    Апперцепция (лат. ad + percipere , воспринимать) имеет следующие значения:

    • В эпистемологии это «интроспективное или рефлексивное восприятие разумом его собственных внутренних состояний» (Леджер Вуд в рунах ).
    • В психологии это «процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется остатком прошлого опыта индивидуума, чтобы сформировать новое целое» (Леджер Вуд в Руны ). Короче говоря, это восприятие нового опыта по отношению к прошлому опыту.

    Пример 1: Мы видим огонь (зрительное восприятие). С помощью апперцепции мы соотносим появление огня с прошлым опытом обожжения. Объединив настоящий и прошлый опыт, мы понимаем, что это ситуация, в которой нам не следует совать руку в огонь и не обжечься. [1]

    Пример 2: Богатый ребенок и бедный ребенок, идущие вместе, наткнулись на одну и ту же 10-долларовую купюру на тротуаре. Богатый ребенок говорит, что это не очень много денег, а бедный ребенок говорит, что это много денег. Разница заключается в том, как они воспринимают одно и то же событие — призму прошлого опыта, через которую они видят и оценивают (или обесценивают) деньги. [2]

    Генри Мюррей использовал термин «апперцепция» для обозначения процесса проецирования фантазийных образов на объективный стимул. Концепция апперцепции и предположение о том, что мышление каждого человека формируется субъективными процессами, лежат в основе Тематического апперцептивного теста (ТАТ). Это было разработано Мюрреем и Морганом (1935).

    • В философии Кант различал эмпирическую апперцепцию от трансцендентальной апперцепции . Первый — это «сознание конкретного актуального «я» с его изменяющимися состояниями», так называемый «внутренний смысл». Второе — это «чистое, изначальное, неизменное сознание, которое является необходимым условием опыта как такового и конечной основой синтетического единства опыта» (Отто Ф. Краушаар в рунах ). См. Кантианство .
    • Восточную концепцию санскары или самскары также можно рассматривать как форму апперцепции — видения событий через «линзу» накопленных впечатлений.

    См. также

    • Апперцептивная агнозия
    • Метапознание
    • Тест пространственной апперцепции
    • Тематический тест апперцепции

    Ссылки

    1. ↑ Из обсуждения апперцепции Уильяма Джеймса, «Беседы с учителями», глава 14
    2. Эволюция восприятия и космология субстанции Кристофера Отта, 2004.
    • Руны, Дагоберт Д. (редактор), Философский словарь , Littlefield, Adams, and Company, Тотова, Нью-Джерси, 1972.

    Внешние ссылки «, Chapter 14.

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Определение и значение апперцепции – Merriam-Webster

восприятие ˌa-pər-sep-shən 

1

: интроспективное самосознание

2

: ментальное восприятие

особенно : процесс понимания чего-то воспринимаемого с точки зрения предыдущего опыта

апперцептивный

ˌa-pər-ˈsep-tiv 

имя прилагательное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Апперцепция рынков как-то определила, что американцы не собираются продолжать его брать. Брайан Домитрович, Forbes , 30 апреля 2022 г.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «апперцепция». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Французский аперцепция , от аперсевуар , от среднефранцузского aperceivre , от a- (от латинского ad- ) + perceivre воспринимать

Первое известное использование

1753, в значении, определенном в смысле 1

3

Путешественник во времени Первое известное использование

апперцепции было в 1753 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи Около

апперцепция

воспринимать

апперцепция

апперцептивизм

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Апперцепция».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/apperception. По состоянию на 10 ноября 2022 г.

Копия цитирования

Медицинское определение

апперцепция

восприятие -sep-shən 

: ментальное восприятие

особенно : процесс понимания чего-то воспринимаемого с точки зрения предыдущего опыта

смысл сравнения ассимиляции 3

апперцептивный

-септив

имя прилагательное

Еще от Merriam-Webster об апперцепции

Britannica.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *