Прием активного слушания заключающийся в воспроизведении сути: Виды и техника слушания кратко. Активное слушание — что это в психологии

Прием активного слушания заключающийся в воспроизведении сути: Виды и техника слушания кратко. Активное слушание — что это в психологии

Стратегии активного слушания для харизматичных студенческих бесед

Активное слушание предполагает использование различных моделей поведения для улучшения понимания между двумя или более людьми в разговоре.

В разговоре присутствует активный слушатель. Они слышат слова говорящего и обращают внимание на язык его тела, чтобы установить связь. Мозг работает, улавливая общие темы или повторяющиеся фразы, которые указывают на суть сообщения говорящего. Чем меньше людей участвует в разговоре, тем труднее изобразить активное слушание.

Такой навык особенно важен для учащихся 21 века. В век информационной перегрузки и изобилия отвлекающих факторов некоторым может быть труднее удерживать внимание во время разговора. Активное слушание передает эмпатию и понимание. Это создает доверие и уверенность. Это сигнализирует о том, что слушатель заботится о говорящем и/или его сообщении.

Активное слушание, возможно, является основой успешного сократовского семинара, беседы в аквариуме или раунда философских кафедр.

Помимо обсуждений в классе, активное слушание необходимо для заданий и занятий, требующих от учащихся чтения, прослушивания подкастов, опроса испытуемых, предоставления отзывов сверстников и участия в заседаниях по восстановительному правосудию.

Мы можем установить дихотомию между активным и пассивным слушанием — это (в основном) очевидно, когда кто-то симулирует интерес, слегка отвлечен или полностью исключен из разговора. И учителя, и ученики могут сказать, когда они говорят, если кто-то раздражен, озабочен или скучает.

Поскольку учителя включают больше элементов совместного обучения в свои планы уроков, очень важно, чтобы они моделировали активное слушание своих учеников. Моделирование активного слушания так же важно на уровне средней школы, как и на начальном уровне — преподаватели никогда не должны предполагать, что их ученики практикуются в этих, казалось бы, простых навыках. Ниже мы перечислили десять стратегий, которые можно смоделировать для учащихся, чтобы улучшить их навыки активного слушания.

У учащихся должно быть несколько возможностей отработать эти навыки, и мы включили несколько идей о том, как учителя могут моделировать каждую стратегию. Если какие-либо читатели использовали действия, которые мы не перечислили, мы будем рады их услышать.

(1) Используйте подтверждающие сигналы лица, язык тела, жесты и невербальные знаки

При активном слушании слушатель физически ориентируется на говорящего. Сидя или стоя, слушатель поворачивается лицом к говорящему. Их зрительный контакт сосредоточен на говорящем, а не на других отвлекающих факторах или приоритетах. Поза активного слушателя — прямая и заинтересованная, а не сгорбленная или замкнутая. Один из способов, которым мы обучаем этому базовому навыку активного слушания, заключается в том, что мы объединяем студентов в пары и задаем им вопрос, например: «Какой момент в вашей жизни был самым значимым?» «Что ты ищешь в друге?» «Опишите свой любимый отпуск и объясните, что сделало его замечательным». В зависимости от связи между учениками вы можете задавать более простые вопросы менее знакомым ученикам, которые могут не решиться показать свою уязвимость перед новым сверстником. После того, как вы дали парам некоторое время на обдумывание своего ответа, вы затем сообщаете, что у первого человека будет целая минута, чтобы поделиться своим ответом, в то время как второй человек может только слушать и общаться, используя свое тело. Через минуту они меняются ролями. В эту минуту слушатель может кивать, поднимать брови, наклоняться вперед, сжимать руки, улыбаться… но не может говорить. Довольно забавно наблюдать, как слушатели, с одной стороны, борются с тем, что не могут присоединиться к своему собственному опыту, но в этом-то и суть. Принуждение их воздерживаться от разговора помогает им сосредоточиться на поведении, которое они могут использовать, чтобы проявить сочувствие и понимание. С другой стороны, более сдержанные ораторы могут испытывать трудности с тем, чтобы заполнить речью целую минуту. Эта борьба подводит нас к нашей следующей стратегии.

(2) Примите тишину

Ах, тишина… обычно в сочетании с прилагательным «неуклюжий», тишина в разговоре — это то место, где действительно происходит волшебство. Если кто-то не говорит, это не значит, что он не думает. Молчание часто является показателем обработки мыслей, метапознания и самоанализа. В деятельности, подобной той, которую мы только что описали, обязательно будет тишина в первом или двух раундах практики активного слушания. Учителям может быть мудро после первого раунда спросить их, как они относятся к тишине. Вызвало ли это у них тревогу? Это заставляло говорящего чувствовать себя замороженным? Заставило ли это слушателя восполнить пробел? Что такого в молчании, что заставляет нас чувствовать себя неловко? Это вопросы, над которыми стоит задуматься. Во втором раунде упражнения, которое мы описали, учитель может предложить учащимся обратить внимание на моменты тишины в разговоре. Слушатель может задуматься, почему выступающему трудно продолжать разработку или обмен информацией. Что может их сдерживать? Страх? Недоверие? Недостаток опыта или мнения? Такого рода соображения являются (буквальными) невысказанными факторами в диалоге, который может сообщать о многом. Предложите слушателям в парах усилить свои невербальные навыки в зависимости от того, почему, по их мнению, говорящий молчит. Это может быть время, чтобы поддерживать зрительный контакт, бросить понимающий взгляд или ободряюще кивнуть.

(3) Обобщите или перефразируйте высказывания говорящего, используя ключевые слова. . В этом раунде слушатели могут говорить. «Ура!» они наверняка будут кричать… но не так быстро! В центре внимания по-прежнему находится говорящий. На этот раз единственный раз, когда слушатель может говорить, — это перефразировать высказывания говорящего. Перефразирование отличается от простого повторения того, что сказал говорящий, слово в слово. Это включает в себя внимание к определенным словам, которые говорящий затрагивает, чтобы различить тему. Судя по языку говорящего, что для него значил опыт? Как они относятся к той или иной теме? Какие доводы они используют для оправдания своих действий? Перефразирование не обязательно должно происходить в конце шестьдесят второго раунда — слушатель может перефразировать в течение всей минуты. Учитель может даже удвоить время выступления говорящего, чтобы сделать диалог более содержательным. Перефразирование может быть невероятно мощным инструментом. Это способ показать, что мы внимательны, что нам небезразлично, что то, что говорит говорящий, важно, и мы ценим его переживания и эмоции. Каждый студент должен пройти несколько раундов практики с этим важным навыком, который необходим для любой работы или отношений в так называемом «реальном мире».

(4) Задавайте пробные или уточняющие вопросы

Учащиеся, имеющие достаточную практику перефразирования слов говорящего, могут развивать свои навыки активного слушания, задавая вопросы, предназначенные для уточнения или побуждения говорящего к уточнению. Еще одна форма перефразирования, задавание вопросов, демонстрирует, что слушатель пытался обработать полученные сенсорные данные и теперь намерен заполнить пробелы. Задавать вопросы — это способ участвовать в разговоре, не доминируя. В следующем раунде активного слушания учитель может задать новый вопрос говорящему, а затем сообщить слушателям, что теперь им разрешено задавать вопросы. В идеале они будут задавать открытые вопросы, призванные получить больше, чем простой ответ «да/нет»; при этом вопросы да/нет, безусловно, не запрещены! Важно, чтобы учитель моделировал этот процесс. В зависимости от характера подсказки преподавателю может быть полезно предложить слушателям основы предложения. Например, скажем, вопрос для этого раунда звучит так: «Какую роль вы играете в своей семье?» Примеры основ предложений для ответа говорящему могут включать: «Что заставляет вас так себя чувствовать?» «Откуда вы знаете?» «Что вам нравится в вашей роли?» «Как бы вы хотели изменить свою роль?» Эти вопросы заставляют говорящего более глубоко обдумывать свой ответ, показывая, что слушатель внимательно слушает и искренне интересуется ответом.

(5) Подтвердите (или еще лучше, синтезируйте) предыдущую точку зрения, прежде чем поделиться своими мыслями

Теперь пришло время сделать процесс прослушивания еще на один шаг. В этом следующем раунде диалога пары могут продолжить, или учитель может объединить две диады, чтобы сформировать группу из четырех человек. Чем больше участников, тем больше информации и эмоций нужно усвоить, что может быть более сложным для учащихся, которые плохо знакомы с активным слушанием. Независимо от комбинаций учащихся, следующий уровень активного слушания ставит перед учащимися задачу быть и говорящими, и слушающими одновременно. Одно предостережение заключается в том, что перед тем, как поделиться своими мыслями, каждый учащийся должен сначала подтвердить предыдущий пункт. Основы предложений определенно полезны в этом раунде. Вот несколько полезных примеров таких основ, как «Я понимаю, как…», «Когда вы сказали…» и «Я согласен с». Признавая точку зрения предыдущего спикера, новый спикер демонстрирует, что он не просто грызет бит, чтобы поделиться своим мнением. Это показывает, что они принимают во внимание сообщение предыдущего говорящего и синтезируют его со своими собственными мнениями, убеждениями или опытом, прежде чем говорить.

(6) Сначала стремитесь понять, а затем быть понятым

Читатели могут узнать эту стратегию, так как она является одним из семи навыков высокоэффективных людей Стивена Кови. Фактически, доктор Кови считает эту привычку самым важным принципом, который он усвоил в межличностном общении. После тренировки в группе из четырех человек инструктор может затем объединить две группы в большую группу из восьми человек. Очевидно, что для более крупного разговора необходимо как минимум пять минут. Одна из стратегий, о которой мы уже говорили на TeachThought, — это 3 Стратегия «До меня », в которой ученик должен получить информацию от трех других учеников, прежде чем обратиться за помощью к учителю. Мы собираемся скорректировать эту стратегию для практики активного слушания и предусмотреть, что любой участник группы должен ждать, пока хотя бы три разных человека не выступят, прежде чем они сделают новый вклад. Эта стратегия может быть особенно полезна перед привлечением студентов к более широкому групповому обсуждению, например, к сократовскому семинару. Часто те, кто плохо знаком с студенческими беседами, настолько озабочены получением хорошей оценки за задание, основанное на обсуждении, что просто произносят подготовленные утверждения, не обращая внимания на предыдущий пункт. Такое поведение часто приводит к запутанному, бессвязному разговору, в котором мало синтеза идей. Применяя пересмотренную стратегию «3 передо мной», учащийся должен по-настоящему услышать, усвоить и обобщить то, что говорят другие члены группы, прежде чем сделать собственное заявление.

(7) Подчеркните и вернитесь к цели беседы

Говоря о бессвязных беседах, учащиеся естественно отклоняются от курса в более крупной групповой дискуссии. В этих случаях учитель (который должен выступать в роли фасилитатора) может почувствовать необходимость сделать паузу или прервать разговор. Вместо этого мы предлагаем использовать визуальные подсказки, чтобы напомнить учащимся о цели беседы. Один из способов сделать это — показать учителю словесное напоминание, отображаемое на доске. В идеале учитель может предложить ученикам следить за собой. Возможно, они смогут придумать ненавязчивый жест рукой — поскольку они будут стоять лицом друг к другу в диалоге под руководством ученика, для учеников имеет больше смысла напоминать друг другу, не отвлекая внимание учителя от разговора. Конечно, все это основано на представлении о том, что преподаватель или группа студентов в первую очередь определяют цель разговора. Цель может быть представлена ​​в форме утверждения или важного вопроса, например: «Что могут сделать школы, чтобы улучшить учебный процесс для учащихся?» Мы исходим из опыта, когда говорим, что многие студенты могут захотеть поделиться личными историями об учителях, которых они не любят, о предметах, которые они презирают, или о случаях, когда они чувствовали несправедливость. В этих случаях учащиеся рискуют отклониться от темы разговора. Дело не в том, что их опыт недействителен или не актуален, но, возможно, ученики не продвигают свой вклад на шаг вперед, предлагая решение, позволяющее избежать того, что в школе не работает для них.

(8) Сопротивляйтесь «сторонам» и настаивайте как на критическом мышлении, так и на сочувствии

Один из способов создать содержательный студенческий диалог — задавать уместные, хотя и спорные, вопросы. Это могут быть вопросы, связанные с социальными, культурными, политическими или экономическими идеями, например: «Как мы должны интерпретировать 2-ю поправку к Конституции Соединенных Штатов в 21 веке?» или «Почему обязательные вакцины/маски — хорошая или плохая идея?» или «Что считается «языком ненависти» и в какой степени он должен подвергаться цензуре или нет?» Это популярные темы в современном цифровом и физическом обществе, и студенты могут захотеть поделиться своими убеждениями. С другой стороны, студенты также могут быть более устойчивыми к противоположным идеям. При этом, если мы намерены найти реальные решения в реальном мире, мы знаем, что это предполагает компромисс и слияние ценностей. Одна из идей дать студентам попрактиковаться в сопротивлении сторонам состоит в том, чтобы бросить им вызов занять позицию, которая противоречит их личным убеждениям. Учителя могут быть встречены шквалом стонов и протестов, но затем они могут подчеркнуть цель беседы (которая в данном случае заключается в развитии эмпатии и навыков критического мышления). Естественно, учащимся может потребоваться больше времени, чтобы подготовиться к этим беседам — изучить противоположные точки зрения, собрать данные и найти неопровержимые доказательства. Как все это помогает при активном слушании? Имея необходимость исследовать противоположную точку зрения, учащиеся, по сути, настраивают себя на получение информации, противоречащей их собственному опыту.

(9) Рассмотрите разные точки зрения и опыт

Рассмотрение различных точек зрения отличается от противодействия сторонам. В то время как сопротивление предполагает предотвращение определенного типа поведения, рассмотрение предполагает приветствие определенного типа поведения. Противостояние сторон предполагает соблюдение нейтралитета, в то время как рассмотрение различных точек зрения предполагает рассмотрение всего, что существует за пределами нейтралитета. В 50 Стратегии формирующего оценивания на каждый день мы подробно описываем упражнение под названием «Постоянные беседы», где учащиеся получают лист бумаги с диаграммой из двух столбцов. В левой колонке достаточно места для каждого ученика в классе; с правой стороны пустое поле, достаточно большое, чтобы человек мог написать 1-3 предложения. Учитель может задать вопрос или сделать подсказку, после чего у учащихся будет определенное количество времени, чтобы обсудить вопрос или подсказку с новым партнером. Они резюмируют ответы своих партнеров в правом столбце рядом с именем этого партнера. Задача каждого ученика состоит в том, чтобы поговорить с совершенно новым человеком в классе, прежде чем говорить с одним человеком дважды. Это отличное занятие для классов, где ученики склонны тяготеть к одним и тем же партнерам. Это также может быть полезно как средство «растопить лед» перед потенциально напряженным разговором. Активное прослушивание (и обобщение) одного ответа за раз может подготовить учащегося к тому, что он может услышать в ходе обсуждения в большой группе. Поскольку все учащиеся разговаривали друг с другом и, надеюсь, внимательно слушали, меньше требуется настаивать на обоснованности собственных убеждений и больше внимания уделяется эмпатии и критическому мышлению.

(10) Будьте непредвзятыми

Между нашими последними двумя стратегиями активного слушания есть много общего. Рассмотрение различных точек зрения свидетельствует о непредубежденности. Здесь мы хотим подчеркнуть, как тело может «отключить разум» от получения информации, которая не совместима с нашими устоявшимися убеждениями. В молодой, страстной группе студентов вполне вероятно, что некоторые могут расстроиться, расстроиться, огорчиться или даже испугаться в более спорном разговоре. Когда наша симпатическая нервная система сильно активирована (иначе говоря, мы «срабатываем»), мы можем перейти в режим борьбы, бегства или замирания. Это включает в себя биологическую реакцию, при которой тело готовится перейти в наступление, закрыться или убежать. Когда мы находимся в состоянии повышенной готовности, мы можем быть невосприимчивы к тому, чтобы слушать с сочувствием. Мы можем не придавать первостепенное значение важности критического мышления. Что-то, что было сказано или передано невербально, сигнализирует нам, что мы в опасности или что нас судят. Инструктору может быть полезно провести занятие по техникам осознанного дыхания, если он знает, что разговор может стать напряженным. В Как вы можете научить своих учеников внимательности? мы предлагаем десять советов, которые помогут учащимся тренировать терпение, перенос и использование своего воображения для поддержания равновесия нервной системы. Прежде чем участвовать в обсуждении в большой группе, может быть полезно научить студентов, как распознавать, когда энергия их собственной нервной системы увеличивается, а также когда другие нервничают. Дело не в том, что мы обязательно хотим предотвратить эти всплески энергии — способность распознавать их и управлять ими может помочь нам оставаться восприимчивыми. Мы не только учимся активно слушать других, но и можем активно слушать свое собственное тело.

Активное слушание — StatPearls — Книжная полка NCBI

Кэри Теннант; Эшли Лонг; Тэмми Дж. Тони-Батлер.

Информация об авторе

Последнее обновление: 8 мая 2022 г.

Введение

Общение — это двусторонний процесс, и хорошее общение требует многих навыков. Двусторонний процесс состоит из человека, который будет предоставлять информацию другому человеку в устной, письменной форме, чувствах или выражениях. Лицо, передающее информацию, считается отправителем, а лицо, получающее информацию, считается получателем. Крайне важно, чтобы получатель дал отправителю обратную связь, чтобы сообщить отправителю, что он получил всю информацию, которую отправитель пытался передать. Этот тип общения не является естественным, и его необходимо практиковать и совершенствовать, чтобы создать профессиональную командную работу и хорошие отношения с пациентами, необходимые для положительных результатов. Хорошая коммуникация позволит командам эффективно решать проблемы и уменьшить количество ошибок, связанных с безопасностью пациентов. В сфере здравоохранения многие работники удивлены сложностью этой задачи, которая добавляет стресса в рабочую среду. В операционной, например, все очень заняты и ориентированы на достижение хорошего результата для пациента, и такая сосредоточенность позволяет товарищам по команде отвечать на вопросы очень короткими ответами, чтобы они могли продолжить выполнение задач, которые они выполняли. Короткие ответы могут быть истолкованы или неверно истолкованы, что вызовет дополнительный стресс в команде. [1]

Функция

Когда отправитель передает информацию, чувства или идеи, которые он хочет передать получателю, получатель не может просто подтвердить, что он слышал или видел информацию. Информация может восприниматься как положительная или отрицательная и может изменить результат, который хочет получить отправитель. Чтобы быть эффективным, получатель должен предоставить обратную связь отправителю. Обратная связь – это ответ получателя, который включает в себя подтверждение, а также краткое изложение того, что они получили от отправителя. Резюмируя мысль, у отправителя есть возможность согласиться с тем, что сообщение было получено правильно, или повторно заявить о своих первоначальных намерениях для уточнения. Этот процесс позволяет получателю также задать вопросы для понимания сообщения. Этот тип процесса общения и разъяснения не отнимает дополнительного времени или времени от выполняемых задач, а вместо этого позволяет гораздо лучше заботиться о пациенте. [2][3][4]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Многие дополнительные факторы могут мешать эффективному общению с двусторонним процессом коммуникации и препятствовать «активному слушанию». Доставка сообщения отправителя так же важна, как и содержание сообщения. Тон сообщения можно очень легко неправильно истолковать, поэтому необходим механизм обратной связи. Устное общение бывает письменным или устным и содержит основной тон , который может иметь драматические последствия для интерпретации сообщения получателем. Это может привести к множеству конфликтов не только на рабочем месте, но и с пациентами, за которыми осуществляется уход. В операционной ответы обычно должны быть очень краткими и содержать максимально точную информацию, но тон, с которым эта информация предоставляется, также важен. Тон информации или чувства, стоящие за словами отправителя, могут вызвать недопонимание и недопонимание. Письменная форма устного общения может вызвать более негативные чувства из-за подразумеваемого тона по сравнению с общением лицом к лицу, которое, как правило, более прямолинейно. Легко неверно истолковать тон просто по написанным словам; это происходит много раз в хирургической среде, потому что команды детализированы, ориентированы на задачу и формулируют свои сообщения только для того, чтобы отражать информацию, которую нужно доставить. Приятности обычно не учитываются.[5][6]

Еще одним фактором является невербальная коммуникация, включающая язык тела, прикосновения и молчание. Язык тела относится как к отправителю, так и к получателю; любая из сторон может демонстрировать хороший или плохой язык тела. Язык тела человека может показать его истинные эмоции по поводу предмета, даже если его слова могут говорить что-то другое. Некоторые примеры языка тела включают резкий уход после получения или передачи информации, закатывание глаз, вздох, качание головой, отсутствие зрительного контакта, размещение рук на бедрах и жесткую позу. Прикосновение можно использовать для выражения сочувствия или контроля. В большинстве случаев действие кажется невинным, но некоторые могут счесть его неприемлемым. Личные границы должны всегда соблюдаться для членов команды и пациентов. Наконец, молчание посылает сильный сигнал, который может указывать на то, что человек обдумывает сообщение. Сообщение могло лишить их дара речи или вызвать полный шок, что, в свою очередь, лишило их дара речи. В это время важно дать человеку возможность обработать сообщение и дать ему время обдумать ответ. Мертвое пространство не всегда нужно заполнять пустой болтовней.

Клиническая значимость

Прежде чем получатель сможет дать хороший отзыв, он или она должны иметь положительные навыки слушания и позволить отправителю подтвердить доставку сообщения. Вот несколько советов, как стать хорошим слушателем: 

  1. Сосредоточьтесь на отправителе.

  2. Слушайте сообщение, а не то, что вы хотите услышать.

  3. Не начинайте осуждать отправителя, если ваши отношения ненадежны. Следите за языком тела отправителя, чтобы оценить информацию об отношении отправителя к его сообщению.

  4. Обязательно повторите своими словами то, что, по вашему мнению, вы услышали от них.

  5. Задайте уточняющий вопрос, если это необходимо, чтобы помочь вам понять сообщение.

  6. Если вам кажется, что отправитель начинает отклоняться от темы, перенаправьте разговор на исходную проблему/проблему.

  7. Слушая отправителя, не отвлекайтесь и не делайте предположений.

  8. Наконец, никогда не начинайте формулировать ответ, пока не услышите все сообщение.

Активное прослушивание требует участия. Наши товарищи по команде и пациенты высоко оценят этот улучшенный инструмент коммуникации.

Улучшение результатов работы команды здравоохранения

Культурная компетентность важна в сфере здравоохранения и может играть роль в активном слушании. Работа и общение с людьми из других культур могут изменить методы общения, описанные выше. Люди из разных культур имеют свой собственный набор «норм», и они не обязательно соответствуют тому, что люди в Соединенных Штатах считают «нормой». Медицинские работники должны посещать учебные программы или информационные занятия, чтобы понимать различные культуры, особенно в демографическом регионе, который они обслуживают. Эти учебные занятия должны быть постоянными и включать носителей разного этнического происхождения, чтобы они говорили от имени своей культуры и стилей общения.[7][8] Переводчики являются широко используемой услугой для пациентов с языковым барьером, и хотя они способствуют большей удовлетворенности пациентов, роль активного слушания, такого как язык тела и жесты, может по-прежнему поддерживать чувство связи между пациентом и поставщиком медицинских услуг.[9]] Люди заслуживают сохранения своих культурных ценностей, и каждого нужно уважать таким, какой он есть. Обучение, знания и культурная осведомленность позволяют улучшить командную работу, общение и в целом улучшить результаты лечения пациентов.[10]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Gabatz RIB, Schwartz E, Milbrath VM, Carvalho HCW, Lange C, Soares MC. Формирование и разрыв связей между опекунами и институционализированными детьми. Преподобный Брас Энферм. 2018;71(доп.6):2650-2658. [В паблике: 30540040]

2.

Гао Л., Перансон Дж., Нихоф-Янг Дж., Капур Э., Резмовиц Дж. Роль «импровизации» в обучении медицинских работников: обзорный обзор. Мед Уч. 2019 май; 41(5):561-568. [PubMed: 30428747]

3.

Викман П., Ринне Т. Взаимодействие эффектов, связанных со слухо-моторной интеграцией и задачами прослушивания, привлекающими внимание. Нейропсихология. 2019 18 февраля; 124: 322-336. [PubMed: 30444980]

4.

Лелорейн С., Корто А., Кристоф В., Пинсон С., Гидрон Ю. Эмпатия врача взаимодействует с плохими новостями в прогнозировании рака легких и мезотелиомы плевры. Выживание пациента: время может иметь решающее значение. Дж. Клин Мед. 17 октября 2018 г.; 7(10) [бесплатная статья PMC: PMC6210310] [PubMed: 30336582]

5.

Пэйтон Дж. Улучшение навыков общения в отделении нефрологии. Нефрол Нурс Дж. 2018 г., май-июнь; 45(3):269-280. [PubMed: 30304620]

6.

Саймон С. Функции реакции активного слушания. Поведенческие процессы. 2018 дек; 157:47-53. [PubMed: 30195899]

7.

Шеперд С.М., Уиллис-Эскеда С., Ньютон Д., Сивасубраманиам Д., Парадиес Ю. Проблема культурной компетентности на рабочем месте: взгляды медицинских работников. BMC Health Serv Res. 201926 февраля; 19 (1): 135. [Бесплатная статья PMC: PMC6390600] [PubMed: 30808355]

8.

Coelho KR, Galan C. Навыки межкультурного невербального общения врача, удовлетворенность пациента и результаты лечения в отношениях между врачом и пациентом. Int J Family Med. 2012;2012:376907. [Бесплатная статья PMC: PMC3389700] [PubMed: 22792459]

9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *