Предмет и задачи современной психологии: 7. Предмет и задачи психологии. Особенности психологии как науки. Многомерность структуры современной психологии. (Течения психологии, отрасли).

Предмет и задачи современной психологии: 7. Предмет и задачи психологии. Особенности психологии как науки. Многомерность структуры современной психологии. (Течения психологии, отрасли).

Предмет и задачи общей психологии

Общая психология ↓

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течение столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках – педагогике, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения.

Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями
  • Виды памяти
  • Развитие ощущений
  • Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
  • Воображение. Виды воображения.
  • Воля и волевые действия. Природа и побудительные причины волевых действий.
  • Изменения, происходящие с личностью в толпе
  • Направленность личности
  • Мышление. Основные виды мыслительных операций. Качества ума.
  • Свойства сознания

/**/

Предмет и задачи юридической психологии

Учебная литература по юридической психологии


 

Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю.
ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебник
Харьков, 2005

 


Глава 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК


§ 1. Предмет и задачи юридической психологии

Сущность современного развития наук может состоять в их дифференциации, обусловливающей глубину исследования каждой отпочковавшейся от той или иной науки определенной отрасли знаний. Необходимо учитывать также интегративное движение наук, вызванное взаимосвязями и взаимозависимости ми отраслей, которые отражают различные стороны исследуемого предмета в его новых проявлениях на грани наук, что позволяет решать конкретные проблемы. В этом плане интеграция юриспруденции и психологии способствовала становлению новой науки — юридической психологии, обеспечивающей разрешение комплекса задач по эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

Труд индивида в любой области человеческой деятельности определяется психическими процессами, способствующими познанию объективных законов действительности, взаимоотношений людей, мотивов и направленности их поведения, психологической структуры отдельной личности. Изучение же психологических закономерностей способствует оптимальному регулированию человеческой деятельности, становлению такой ее научной организации, которая выражает высокий уровень производства и социальных отношений, формирующихся в нем. Каждая отрасль труда обладает присущими только ей чертами, в известной мере влияющими на характер взаимоотношений людей в процессе конкретных трудовых операций и раскрывающими психологические особенности лиц, их осуществляющих. Условиям характер той или иной отрасли труда, широта и многосторонность социальных отношений при реализации трудовых функций неравнозначны. Поэтому в психологии принято выделять те психологические закономерности деятельности человека, которые являются настолько специфичными для него, что отражают структуру социальных отношений людей во всей ее многогранности. Широкий аспект правовой деятельности, ее разносторонность с преобладанием воспитательной направленности предопределяют необходимость использования в этой деятельности психологических закономерностей, выявленных в процессе изучения ее основных характеристик.

Психология происходит от греческих слов  ψυχη — душа и λòγος — учение, наука, что означает знание о душе, о психическом. Как наука психология научает факты, закономерности и механизмы психики. Юридическая психология изучает особенности психики в системе «человек — право».

Психическая жизнь человека, связанного с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает особенностями, характер которых предопределен выполнением множества разнообразных социальных и правовых функций.

Именно данное обстоятельство способствовало формированию юридической психологии — науки, которая исследует закономерности психики человека, проявляющиеся в сфере общественных отношений, регулируемых правом.

Юридическая психология призвана разрабатывать общие закономерности психологической науки в их специфическом преломлении — с точки зрения права. Естественная цельность названной науки является отражением глубокой интегративности базовых наук (психологии и юриспруденции), развитие которых создало предпосылки для возникновения юридической психологии. Каждая наука как определенная форма движения материи обладает закономерностями, специфика и теоретическая значимость которых возводят систему знаний до уровня научной самостоятельности. Такие закономерности могут быть обозначены и в юридической психологии. Разумеется, что их комплекс, содержание и роль со временем будут модифицироваться, что связано с тенденциями развития, накопления эмпирического материала, формирования абстракций, отражающих становление теории науки.

В юридической психологии выделяют закономерности, к числу которых относятся: 1) возникновение и формирование психических свойств личности, способствующих противоправным действиям; 2) развитие и формирование психических свойств личности в процессе преступного деяния; 3) формирование психических свойств личности при осуществлении различных функций в судопроизводстве; 4) изменение психических свойств личности, совершившей преступление, в процессе перевоспитания; 5) изменение и формирование психических свойств личности при осуществлении профилактической деятельности[1]. В современной юридической психологии выделяют также закономерности, связанные с психологическими аспектами правотворчества, психологией правосознания и правовопонимания.

Приведенные закономерности в большинстве своем относятся к тем сторонам человеческих проявлений и деятельности, которые преимущественно связаны с противоправными либо приводящими к ним действиями и регулируются, с одной стороны, нормами права, а с другой — мерами социального воздействия. В соответствии с изложенным юридическая психология изучает психические явления и свойства, относящиеся к формированию антисоциальной установки, ее истокам, предпосылкам и факторам, влияющим на ее развитие и предупреждение, формам возможного проявления этой установки, а следовательно, и ее ранней диагностики, В число закономерностей, исследуемых юридической психологией, входят и формирование психических свойств личности в процессе совершения преступления, в частности, психологическая сторона мотивации преступного деяния, стадий его осуществления, способов совершения и сокрытия, влияния совершенного деяния на психические свойства личности в периоды, связанные с его отношением к деянию, его последствиям, оценка социальной и личностной значимости своей виновности.

Наиболее детально в юридической психологии изучаются психические свойства личности при осуществлении различных функций в судопроизводстве. Как известно, указанные свойства весьма многообразны и определяются процессуальным положением лица, его ролью и функциями, выполняемыми в процессе судопроизводства. В этом отношении роли и функции участников судопроизводства неравнозначны как по процессуальному, так и по психологическому статусу (следователь, прокурор, судья, защитник, эксперт, свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и др.). В соответствии с обязанностями, выполняемыми теми или иными лицами, вырабатываются и психические свойства, обусловленные характером их деятельности. Так, выполнение индивидом обязанностей следователя, судьи, прокурора может развивать у него нравственные и волевые качества, способность к аналитическим и познавательным действиям. Это позволит индивиду делать правильные выводы, давать точную оценку социальным и антисоциальным проявлениям, осуществлять воспитательную деятельность.

Юридическая психология изучает изменения психических свойств лиц, в отношении которых осуществляется правосудие. В результате этого появляется возможность разрабатывать рекомендации по производству отдельных следственных действий и установлению психологического контакта, а также по выбору способов выявления обстоятельств совершенного преступления, воздействия на причастных к нему лиц с целью сообщения достоверной информации. Анализ психических свойств лица, выполняющего функции свидетеля в судопроизводстве, позволяет обнаружить закономерности его психики, связанные со спецификой восприятия (произвольного и непроизвольного) и воспроизведения события преступления интерпретацией последнего, обусловленной экстремальными условиями его протекания. Изучение закономерностей, относящихся к изменению психических свойств лица, совершившего преступление, дает возможность выяснить особенности личности, проявляющиеся в осознании ею вины, адаптации к новым условиям жизни, определении своей принадлежности и роли в микросреде, где проходит процесс воспитательного воздействия.

К закономерностям, являющимся предметом изучения юридической психологии, относятся также изменение и формирование психических свойств личности под влиянием профилактической деятельности. Система воздействия на личность складывается из многих мероприятий, в числе которых находятся политические, эстетические, нравственные, правовые воззрения и установки, отражающие идеологию общества, В профилактической деятельности они проявляются комплексно, но главная роль принадлежит все же правовому воздействию как системе правовых предписаний и запретов, обязательных для исполнения. Правовое воспитательное воздействие с использованием разнообразных, предусмотренных законом форм создает предпосылки для такой правовой ориентации личности, которая обеспечивает предупреждение правонарушений. Психологическое воздействие правового воспитания осуществляется в достаточно широком диапазоне, чем обеспечивается не только способность личности правильно оценивать последствия своих действий, но и распространение такого воздействия на других лиц путем получения необходимой информации о правоприменительных мерах.

Анализ приведенных закономерностей, которые изучает юридическая психология, позволяет определить ее предмет. Юридическая психология — это отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы человеческой психики в сфере регулируемых правом отношений.

Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, обеспечивающие развитие научных концепций и разработку рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. К их числу можно отнести:

  1. изучение психологии личности юриста (следователя, прокурора, судьи, адвоката и др.) и его деятельности, психологических особенностей юридической процедуры;

  2. рассмотрение психологической эффективности действия норм права, правотворческого процесса;

  3. исследование психологической структуры преступления и личности правонарушителя, формирования антисоциальной установки и методов предупредительной деятельности;

  4. изучение путей формирования психической деятельности участников судопроизводства в целях наиболее оптимального выполнения задач правосудия;

  5. рассмотрение психологических основ производства отдельных процессуальных действий в целях наиболее эффективного осуществления познавательной деятельности и ее организации;

  6. исследование психологических закономерностей пенитенциарной деятельности в целях разработки системы мер, способствующих коррекции осужденных;

  7. создание рекомендаций по обучению и воспитанию сотрудников правоприменительных органов, направленных на формирование профессионально необходимых качеств;

  8. разработка практических рекомендаций для юристов по осуществлению правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций:

  9. обеспечение правоприменительной практики психологическим знанием, разработка методик психологической диагностики и судебно-психологической экспертизы;

  10. анализ психологических характеристик правового воспитания граждан в целях разработки методов профилактической деятельности по отношению к отдельным лицам и группам населения.

Выполнение этих задач призвано способствовать дальнейшему совершенствованию правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, обеспечить практических сотрудников научно обоснованными рекомендациями по овладению профессионально необходимыми качествами.



[1] Подобные закономерности определены А. В. Дуловым (см.: Дулов A.В. Судебная психология. — Минск: Вышэйшая школа, 1975. — С. 15).






НАВЕРХ

A Description of Psychology: Exploring the Modern Field

Наиболее точное описание психологии поможет будущим специалистам определить свои карьерные цели. Тем не менее важно признать исторические события, которые эффективно сформировали дисциплину. В то же время они также должны быть в курсе событий, происходящих в настоящее время в этой области, потому что будущее психологии будет основано на сегодняшних исследованиях. Изучая следующие описания психологии — прошлое, настоящее и будущее — начинающие профессионалы могут узнать о текущих и будущих приложениях психологии.

Что такое психология?

В широком смысле психология — это наука о поведении и разуме. В целом научная дисциплина психологии может быть разделена на множество различных специализаций, наиболее заметными из которых являются следующие:

  • Клиническая — Применение науки и теории психологии для лечения психических заболеваний и инвалидности
  • Когнитивный — Изучение внутренних психических процессов, чтобы понять, как люди думают, учатся и общаются
  • Развитие — исследование того, как человеческий разум развивается в течение жизни человека
  • Криминалистика — Применение психологии для расследования преступного поведения
  • Здоровье — оценка того, как на физическое здоровье влияют определенные психологические факторы
  • Профессиональные — Получение информации о том, как профессионалы работают над улучшением методов ведения бизнеса в организации
  • Социальные — Изучение того, как люди могут влиять на психологию окружающих

Узнать больше

История психологии

Хотя сейчас психология является довольно известной научной дисциплиной, она имеет удивительно скромные корни. Психология стала классифицироваться как настоящая академическая дисциплина только в 1875 году, когда профессор Уильям Джеймс учредил первый формальный курс психологии в Соединенных Штатах в Гарвардском университете. Вскоре после этого, в 1878 г., Дж. Стэнли Холл стал первым американцем, получившим степень доктора психологии. Затем Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году.в Германии, и психология стала изучаться в международном масштабе. До этого психология академически рассматривалась как ментальная философия, а не как собственная лабораторная наука. К 1892 году у Холла было достаточно коллег, чтобы основать Американскую психологическую ассоциацию, профессиональную организацию, предназначенную для облегчения взаимодействия между американскими психологами.

С течением времени специалисты проводили обширные исследования, чтобы раскрыть реальность человеческого поведения и внутреннюю работу человеческого разума. Вот несколько примеров выдающихся психологов и краткие характеристики их профессиональных достижений:

Иван Павлов. Павлову приписывают разработку концепции «классического обусловливания» в 1906 году. Это процесс обучения, в котором используются стимулы окружающей среды и стимулы естественного происхождения, чтобы вызвать специфическую реакцию у человека, даже если только один стимул подарок.

Карл Юнг. Юнг добился большого количества профессиональных достижений за свою карьеру, но в основном известен как основатель аналитической психологии, в которой он обсуждал различия личностей и изучал бессознательное.

Жан Пиаже. Пиаже посвятил свою карьеру изучению когнитивной психологии у детей. Он наиболее известен определением четырех стадий когнитивного развития, теории, используемой для определения общей способности ребенка думать и рассуждать.

Карл Роджерс. Роджерс помог основать множество теорий гуманистической психологии благодаря своему изучению личности, которая включает в себя представления и убеждения, которые делают человека таким, какой он есть.

Абрахам Маслоу. Самая известная теория Маслоу сосредоточена на изучении мотивации человека. В этом исследовании он определил «иерархию потребностей», которая по сути представляет собой список из пяти потребностей, которые люди должны удовлетворить, чтобы быть счастливыми.

Как психологи изучают разум?

В наши дни психология признана во всем мире уважаемой областью изучения. Поскольку так много академических институтов, частных организаций и государственных органов работают над тем, чтобы узнать больше о том, как работает человеческий разум, в последние годы было разработано много новых и инновационных методов исследования. Сложный аспект психологии заключается в том, что мысли, воспоминания и сны неосязаемы — их нельзя наблюдать и изучать. Вместо этого психологи должны разрабатывать и проверять свои гипотезы, почти полностью основанные на человеческом поведении, которое они наблюдают.

Вооружившись своими знаниями о человеческом поведении, психологи задают вопросы, собирают данные и создают теории или предлагают определенный образ действий на основе того, что они наблюдали в данных. Результаты этих исследований затем передаются профессиональным организациям. Как только обнаруживается, что процедура часто приводит к положительным изменениям в поведении клиентов, другие психологи могут применять эту процедуру, продвигая практику.

Как выглядит будущее психологии?

Знатоки психологии ожидают, что нейробиология и молекулярная биология станут гораздо более важными для клинической психологии. Хотя сегодняшние психологические исследования могут включать использование технологии нейровизуализации для наблюдения за мозгом, когда он обрабатывает мысли, эта технология еще далеко не полностью реализовала свой потенциал. Хотя неясно, какую именно пользу принесут эти инструменты, будущее психологии, вероятно, будет связано с открытием более практических применений оборудования для нейровизуализации в области психологии, таких как использование нейровизуализации для лучшего понимания когнитивных расстройств.

Глубокая стимуляция мозга — еще один пример передовой технологии, которая в настоящее время имеет мало применений, но может стать важным инструментом для улучшения психического здоровья пациентов. Глубокая стимуляция мозга — это процесс, в котором используются электроды для доставки контролируемых разрядов в определенные области мозга. Исследователи считают, что этот процесс помогает стимулировать выработку различных химических веществ в мозгу, но наука, стоящая за этим, не совсем конкретизирована. Поэтому ожидается, что в будущем стимуляция мозга станет гораздо более точной и эффективной. В целом, будущее психологии, вероятно, будет в большей степени зависеть от передовых технологий, а образованные психологи будут собирать доказательства, подтверждающие ценность многообещающих клинических процедур.

Психология — это постоянно развивающаяся область исследований. Для начинающих профессионалов получение степени бакалавра психологии является наиболее эффективным способом получить глубокие знания о человеческом поведении. По окончании обучения эти специалисты могут быть готовы эффективно использовать исследования и анализ для оценки мышления других людей. Выполнив все требования к образованию и обучению, эти преданные своему делу выпускники могут продолжить изучение различных профессиональных профессий, от клинической психологии до маркетинговых исследований. Узнайте больше о том, как получить онлайн-степень бакалавра психологии в Университете Мэривилля.

Теперь, когда вы лучше понимаете определение современной психологии, узнайте, какие потенциальные карьеры в области психологии доступны для выпускников.

Sources

BBC, What is Psychology

Britannica, William James

Psychology Today, «Неврология — будущее или конец психологии?

Бюро трудовой статистики США, психологи

Темы психологии

Избранные темы

Стресс

Стресс — это нормальная реакция на повседневные стрессы, но он может стать нездоровым, если нарушает вашу повседневную деятельность.

Психическое здоровье

Психическое здоровье – это состояние души, характеризующееся эмоциональным благополучием, хорошей поведенческой адаптацией, относительной свободой от беспокойства и инвалидизирующих симптомов, а также способностью устанавливать конструктивные отношения и справляться с обычными жизненными требованиями и стрессами.

Расизм, предубеждения и дискриминация

Расизм – это форма предубеждения, предполагающая, что члены расовых категорий обладают отличительными характеристиками и что эти различия приводят к тому, что одни расовые группы уступают другим. Дискриминация относится к различному обращению с членами различных этнических, религиозных, национальных или других групп.

Здоровые рабочие места

Психологическая наука может дать информацию о том, как мы оптимизируем рабочее место в меняющемся мире, от поддержки благополучия сотрудников до повышения их мотивации, удовлетворенности работой и организационной эффективности.

 

Все темы по психологии

  • Аборт
  • СДВГ
  • Старение и пожилые люди
  • Болезнь Альцгеймера
  • Гнев
  • Беспокойство
  • Искусственный интеллект и машинное обучение
  • Расстройство аутистического спектра
  • Системы верований и религия
  • Биполярное расстройство
  • Запугивание
  • Уход
  • Дети
  • Хроническая болезнь
  • Изменение климата
  • Познание и мозг
  • COVID-19
  • Творчество
  • Депрессия
  • Инвалидность
  • Бедствия и реагирование
  • Развод и опека над детьми
  • Расстройства пищевого поведения
  • Экономическое неравенство
  • Эмоции
  • Окружающая среда и население
  • Справедливость, разнообразие и инклюзивность
  • Упражнения и фитнес
  • Слава
  • Семьи
  • Прощение
  • Криминалистика, право и общественная безопасность
  • Дружба
  • Горе
  • Насилие с применением огнестрельного оружия и преступность
  • Здравоохранение
  • Справедливость в отношении здоровья
  • Здоровые рабочие места
  • ВИЧ и СПИД
  • Права человека
  • Иммиграция и беженцы
  • Неявное смещение
  • Младенцы и дети младшего возраста
  • Интеллект
  • Журналистика и факты
  • Обучение и память
  • Брак и отношения
  • Мужчины и мальчики
  • Психическое здоровье
  • Военные и ветераны
  • Внимательность
  • Деньги
  • Нейропсихология
  • Ожирение
  • Боль
  • Воспитание
  • Личность
  • Физическое насилие и насилие
  • Политика
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Психотерапия
  • Раса и этническая принадлежность
  • Расизм, предвзятость и дискриминация
  • Устойчивость
  • Сельское население
  • Безопасность и дизайн
  • Шизофрения
  • Школы и классы
  • Секс и сексуальность
  • Сексуальное насилие и домогательство
  • Сексуальная ориентация и гендерное разнообразие
  • Застенчивость
  • Сон
  • Социальные сети и Интернет
  • Социально-экономический статус
  • Спорт и реабилитация
  • Стресс
  • Употребление психоактивных веществ, злоупотребление и зависимость
  • Самоубийство и предупреждение самоубийств
  • Подростки
  • Терроризм
  • Тестирование, оценка и измерение
  • Травма
  • Видеоигры
  • Женщины и девушки

Вы в кризисе?

Специалисты доступны для конфиденциальных телефонных консультаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *