Правила активного слушания кратко: Виды и техника слушания кратко. Активное слушание — что это в психологии

Правила активного слушания кратко: Виды и техника слушания кратко. Активное слушание — что это в психологии

Метод активного слушания и техника — что это такое в психологии: основная методика, способы и приемы процесса

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Техника
  • 3 Психологические приемы
    • 3.1 Поддакивание
    • 3.2 Пауза
    • 3.3 Особенности постановки вопросов
    • 3.4 Перефразирование
    • 3.5 Резюмирование
  • 4 Раппорт
    • 4.1 Интонация
    • 4.2 Темп
    • 4.3 Дыхание
  • 5 Эффективная техника в активном слушании «Отражение чувств»: её приемы
  • 6 Способы понимания
  • 7 Пример приема: что является наиболее эффективным в активном слушании
  • 8 Упражнение
  • 9 Как понять, помог ли метод в работе
  • 10 Типы активного слушания
  • 11 Вывод

Нечасто встречаются люди, которые умеют по-настоящему слушать. Гораздо чаще мы не понимаем, не слышим или недопонимаем собеседника, стремимся высказаться, а не выслушать. Но такой способ общения не помогает разрешить проблему или конфликтную ситуацию. Чтобы вопросы решались единовременно, а обиды не накапливались, важно учиться методу активного слушания: примеры применения этой техники и ее роль в психологии я кратко обозначу в этой статье.

Определение

Это способ восприятие речи говорящего, благодаря которому налаживается прямая и непрямая коммуникация между участниками разговора. Действительно, слушающий человек полностью включен в беседу, он осознает и анализирует суть слов собеседника, а также показывает ему свое понимание.

Казалось бы, как можно говорить с кем-либо и не слышать его. На самом деле именно таким поверхностным и односторонним образом складывается взаимодействие большинства людей. Это происходит из-за того, что пока один высказывается, другой прокручивает в голове собственные мысли, формулирует ответ, берет во внимание свои ощущения. Как правило, когда мы слышим какую-то неприятную фразу, обращенную к нам, все, озвученное после него, остается неуслышанным. Зацепившись за то, что вызвало эмоциональную реакцию, мы переключаемся с рационального уровня на чувственный, обдумываем ответ и можем даже потерять нить диалога.

При пассивном выслушивании крайне сложно верно уловить суть высказывания. О таком неэффективном способе взаимодействия говорит отсутствие мимической или физической реакции, эмоционального отклика. Кажется, что слушающий думает о своем и не включен в дискуссию. Это может обидеть и уничтожить любое желание налаживать коммуникацию. Методика активного слушания предполагает, что собеседники не зацикливаются на своих переживаниях, а стремятся услышать и понять оппонента. Этот подход позволяет:

  • вывести разговор к выгодному для обеих сторон итогу;
  • сформулировать правильные, эффективные вопросы и получить на них ответы;
  • понять истинный смысл сказанного;
  • улучшить контакт и получить важную информацию.

Техника

Если вы хотите устанавливать результативные отношения с окружающими, придется научиться убедительно говорить и слушать. Заметьте, когда вы искренне интересуетесь темой дискуссии, вы без труда в нее погружаетесь. На физическом уровне это тоже заметно: вы поворачиваетесь к собеседнику и наклоняетесь к нему, показывая, что настроены принимать участие в беседе.

В активное слушание входят следующие составляющие:

  • Абсолютное принятие говорящего, отсутствие оценочных высказываний в его сторону.
  • Использование вопросов как эффективного инструмента для включения в разговор.
  • Избегание тем, которые человеку непонятны.

Теперь поговорим о конкретных техниках:

  • «Эхо». Это повторение последних фраз оппонента с вопросительной интонацией.
  • Перефразирование. Обобщение сказанного и краткая передача смысла: «Правильно ли я понимаю, ты имеешь в виду, что…?».
  • Интерпретация. Высказывание предположения об истинных намерениях беседующего.

Способы активного слушания помогают человеку выказать сопереживание, а также прояснить для себя услышанное, расставить акценты и уточнить информацию.

Немаловажную роль играет зрительный контакт:

  • Смотреть в глаза, значит – выражать интерес к говорящему и тому, что он говорит.
  • Обсмотр рассказчика предполагает заинтересованность в личности оппонента, а не в той информации, которой он делится.
  • Отстраненный взгляд, рассматривание окружающего пространства означает либо отсутствие интереса, либо желание как можно скорее закончить диалог, либо чувство дискомфорта.

Явные примеры и жесты активного слушания:в знак согласия кивки головой, которые подтверждают понимание («Конечно», «Я понимаю, о чем ты»). А вот завершать за человека его высказывание и прерывать не рекомендуется, даже если вы знаете, в какую сторону он поведет мысль. Необходимо дать ему лично сформулировать ту идею, которую он хочет до вас донести. При всем этом нельзя забывать об эмоциях говорящего. Проявляйте эмпатию, обращая внимание на то, что чувствует оппонент, говорите об этом.

Психологические приемы

НазваниеЦельОписание
ПоддакиваниеУбедить рассказчика в вашей заинтересованности.«Да», «угу», кивание.
ПерефразированиеДоказать, что вы прислушиваетесь и полностью понимаете весь диалог.«То есть, ты имеешь в виду…».
Открытые вопросыПолучить полный объем информации.«Что», «почему», «как», «когда», «какой».
ПаузаПозволить говорящему упорядочить мысли.Своевременное молчание.
РезюмированиеВыделить основную мысль без подключения эмоциональной реакции«Таким образом…».
Закрытые вопросыСогласится с высказыванием или опровергнуть.Вопрошание, предполагающее ответ формата «да» или «нет».

Поддакивание

Часто этот прием мы применяем в разговоре неосознанно: иногда наклоняем голову, говорим «угу», «так», «ага», что позволяет оппоненту понять, что вы полностью настроены на диалог. Проще всего наблюдать пример проявления этого метода можно в телефонной беседе: озвучивание согласия показывает человеку на другой линии, что вы его слушаете, но продолжительное молчание заставляет сомневаться в вашей включенности.

Пауза

Однако тишина не менее важна при выстраивании контакта. Она помогает говорящему собраться и сформулировать мысли, а слушающему – представить историю и проникнуться ей. Искусству расставлять такие «молчаливые» акценты тоже необходимо учиться: замолчать важно вовремя.

Особенности постановки вопросов

Есть две разновидности: закрытые и открытые.

Первые предполагают краткий ответ, подтверждающий или опровергающий какое-либо утверждение. Примеры фраз активного слушания в диалоге: «Ты злишься?», «Ты хочешь, чтобы я была более заботливой?», «Проблема в том, что мы мало времени проводим вместе?», «Не думала ли ты прийти с этой проблемой на консультацию Дарьи Милай?».

Вторые влекут за собой более развернутую ответную реплику, требуют объяснения ситуации. Они позволяют выразить вашу заинтересованность в беседе: «Как думаешь, почему так происходит?», «Чем я могла бы помочь в решении этой задачи?», «Что тебя останавливает?».

Перефразирование

Предполагает озвучивание высказанной ранее мысли, но иными словами. Этот метод дает собеседнику уверенность, что его поняли корректно, или прояснить свою позицию, если она была интерпретирована неверно. Перефразируя, опирайтесь на суть и содержание высказывания, а не на сопровождающие его эмоции:

  • «Если я правильно тебя услышала, то…».
  • «Ты хочешь сказать, что…».

Но использовать эту технику можно лишь тогда, когда оппонент логически завершил свой монолог или реплику. Перебивать его не нужно.

Резюмирование

С его помощью можно подвести итог всему сказанному ранее. Резюме – это идеи и чувства собеседника, в сжатом виде:

  • «Твоя основная мысль заключается в том, что…».
  • «Если подытожить, то…».

Раппорт

Эта методика представляет собой «присоединение» к оппоненту по различным «каналам»: интонационному, речевому, дыхательному.

Интонация

Одни и те же фразы, сказанные с разным тоном, могут передавать разнообразные смыслы. С использованием этого приема люди выражают определенные эмоции и состояния, поэтому важно отслеживать не только то, что вы высказываете, но и как это делаете. При налаживании контакта с человеком такой способ отождествления с ним, дает невероятный результат. При грамотном интонировании можно добиться впечатления полного понимания, схожести, что, конечно, располагает к дальнейшему взаимодействию.

Темп

Представляет собой скорость говорения, а также продолжительность пауз и заминок.  Если вы говорите слишком быстро, это свидетельствует о внутреннем напряжении, а также волнении. Если же ваши реплики, наоборот, медленные, вялые, это отражает некоторую апатичность. Однако эта быстрота или медлительность зависит также от типа темперамента личности. В любом случае, чтобы уменьшить нервозность, которую вы чувствуете сами или от того, с кем ведете диалог, попробуйте снизить торопливость высказывания.

Дыхание

Дыхательное отзеркаливание позволяет оказаться с собеседником в одной «плоскости», а затем наладить его на нужную вам эмоциональную волну. Например, если ваш знакомый раздражен и часто дышит, вы можете сначала наладить контакт, прочувствовав частоту смены вдохов-выдохов и подстроившись под нее. И уже после того, как взаимодействие произойдет, попробуйте перестроить его на иные эмоции, постепенно начав дышать спокойнее.

Эффективная техника в активном слушании «Отражение чувств»: её приемы

Эмпатия предполагает умение сопереживать, ставить себя на место друга на эмоциональном уровне, понять его истинные мотивы и идеи. Достичь такого способа эффективного взаимодействия можно с помощью:

  • Повторения переживаний оппонента. Помогая говорящему обозначить и осознать его ощущения, вы добиваетесь эффекта «родства душ», повышаете степень доверия и выводите общение на качественно новую ступень.
  • Выражение своего настроения. Говоря о том, что вы чувствуете в концепции протекающего диалога, вы снижаете силу их воздействия на разум, помогаете беседе стать более открытой, позволяете собеседнику тоже искренне озвучивать свои переживания и чувства.

Обращайте внимание на голос высказывающегося, чтобы понять его настрой:

  • возникновение голосовых спазмов свидетельствует о внутреннем напряжении;
  • покашливание – говорит о лжи и неуверенности в сказанном;
  • внезапный смех, не соответствующий ситуации, указывает на отсутствие контроля над собой.

Учитывайте все эти нюансы в диалоге, но не забывайте и об индивидуальных особенностях человека: его речи в обычном режиме общения, а также существующих физических предпосылках для той или иной реакции (кашель, например, может быть вызван болезнью).

Способы понимания

Очень важно интересоваться методами активного слушания и изучать, что же это такое и как это причастно к психологии. Освоив такой способ ведения беседы, вы сможете не только слышать говорящего, но и понимать больше, чем просто смысл слов, прочувствовать его чувства, осознать идеи и мотивы. Это понимание проявляется на трех уровнях:

  • Сопереживание –  ощущение тех же эмоций, переживаний, что и оппонент.
  • Сочувствие – предложение искренне помочь.
  • Симпатия – позитивное отношение к тому, кто говорит.

Предполагается, что слушая, вы фокусируетесь не на своих переживаниях и желаниях, а на эмоциональном состоянии, интересах и словах собеседника. Отстранившись, вы не высказываете свою позицию или оценку, а ставите своей целью поддержку и погружение во внутренний мир другого человека. Эмпатическими приемами также являются:

  • Сообщение о восприятии – «Я понимаю, что тебе сейчас неприятно. Хочется убежать и спрятаться ото всех».
  • Развитие мысли  – способность подхватить идею и продолжить ее.
  • Информирование о впечатлениях – «То, о чем ты говоришь, для меня очень ценно».
  • Замечания о развитии диалога – «Кажется, мы достигли взаимопонимания».

Пример приема: что является наиболее эффективным в активном слушании

Ярким проявлением этой техники считается сфера продаж. Хороший продавец сначала внимательно слушает клиента, понимает, что именно ему нужно. Затем он предлагает варианты удовлетворения потребности покупателя. Налаживая контакт, он устанавливает истинные мотивы, побудившие посетителя прийти в магазин, которые, возможно, даже не были озвучены.

Эффективна эта методика и в общении с детьми. Чтобы установить результативное взаимодействие с ребенком, важно понять его переживания, обнаружить проблемы, которые у него возникли. Слушать грамотно, значит – побудить чадо к конкретным действиям, помочь ему решить возникший вопрос, а также настроить на доверительное сотрудничество со взрослыми.

Упражнение

Развить в себе или других этот навык помогут следующие методики:

  • Если эту тему предстоит прорабатывать с группой, поделите участников на пары.
  • Сообщите им, что в течение некоторого времени один из двойки будет играть роль того, кто слушает, а другой – того, кто говорит.
  • На протяжении 5 мин. говорящий будет сообщать оппоненту о своей проблеме, заостряя внимание на причинах появления этих трудностей. Слушающий применяет описанные выше методы.
  • По окончании установленной временной границы напарникам дается 1 минута, чтобы обсудить: что помогало, а что мешало высказываться или выслушивать.
  • Поняв свои ошибки, собеседники могут их исправить, так как следующие 5 мин говорящему предстоит поведать о качествах, которые помогают ему налаживать контакты с окружающими. Слушатель продолжает применять приемы на практике, учитывая допущенные ранее огрехи.
  • После этого тот, кто слушал, пересказывает все, что ему удалось понять из рассказов напарника, а тот, в свою очередь, молча кивает или выказывает несогласие. Получив отрицательную реакцию, тот, кто говорит, должен исправиться, пока не получит положительный ответ.
  • Затем оппоненты меняются местами и проходят заново через все этапы.

Завершив упражнение, необходимо его обсудить:

  • Какая роль показалась участникам наиболее сложной?
  • Какие ошибки они допускали?
  • Что стоило сделать иначе?
  • Для чего проводилась эта «игра»?

Как понять, помог ли метод в работе

Есть показатели, позволяющие определить результативность применения методики в диалоге:

  • Насколько люди продвинулись в решении обсуждаемой проблемы?
  • Заметно ли снижение силы негативных переживаний?

Типы активного слушания

  • Нерефлексивное – поддержание контакта посредством коротких возгласов: «да», «хм», «ага» и так далее.
  • Рефлексивное – отражение содержания высказывания и осознание чувств говорящего.

Вывод

Люди взаимодействуют между собой с помощью общения. Уметь сначала слушать, а потом сказать, значит – открыть для себя дорогу к эффективному выстраиванию диалога и оперативному решению проблем. Современное общество склонно больше говорить, чем пытаться услышать окружающих, что приводит к тотальному недопониманию, разрушению отношений, неправильным решениям, обидам. Сколько фатальных последствий можно было бы избежать, научившись приемам активного слушания, результативность которых доказана в психологии множеством примеров? Наладить грамотный контакт с собой, пространством и другими людьми вы можете, записавшись на мою персональную консультацию.

Приемы активного и эффективного слушания собеседника

Автор: Вaлeнтин Никoлаeвич Koдин, доцент кафедры практической психологии Boлогодского государственного педагогического университета.

 

Большинство людей далеко не всегда внимательно слушают друг друга, даже если речь идет об интересных или важных для них вопросах. Как можно привлечь или акцентировать внимание собеседника, и какие приемы наиболее эффективны для борьбы с отвлекающими факторами?

 

1. Фактор отсутствия интереса. Возможно, вашему собеседнику не интересен предмет разговора. Его не волнует обсуждаемая тема, и он просто «отключился».

2. Фактор отвлечения от сути слушания. Слушающего могут отвлекать от беседы различные внешние факторы, начиная с того, что кто-то подошел к телефону, и заканчивая температурой в помещении. Когда вы едете в автомобиле, отвлекающими факторами могут быть радио, шум транспорта, сирена полицейской машины.

3. Фактор ухода в себя. Пожалуй, одна из самых распространенных причин недостаточного внимания — разговор с самим собой, или, как его обычно называют, внутренний диалог. Вы слушаете кого-то, говорящего со скоростью 60-80 слов в минуту. Ваш мозг способен воспринимать гораздо более быструю речь, и вы начинаете думать о чем-то своем. «Выключил(а) ли я газ, уходя на работу?», «Куда бы поехать в отпуск?», «Что еще мне нужно сделать сегодня вечером?» Внутренний диалог становится столь насыщенным, что, продолжая слушать говорящего, мы перестаем фиксировать поступающую от него информацию, не воспринимаем ее.

4. Речевой фактор. На то, насколько внимательно способны мы слушать говорящего, большое влияние оказывает его манера говорить: язык (слишком сложный или, наоборот, слишком грубый, упрощенный), темп речи (слишком медленный для нашего сознания или чрезмерно быстрый) и т. п. Если речь говорящего монотонна, наше сознание «впадает в спячку». Распространенными ошибками многих выступающих являются длинные монологи, отсутствие контакта со слушателями.

5. Фактор жестов. Другая серьезная проблема — несоответствие жестов и поз оратора произносимым словам. Говорящий утверждает одно, а его тело сообщает нам о чем-то совсем другом, выражение лица не согласуется со словами, движения, по большей части, кажутся неуместными. Возникает впечатление, что человек либо слишком скован, либо откровенно лжет.

6. Визуальный фактор. Проблемы в восприятии возникают и при неспособности говорящего смотреть в глаза слушателям.

7. Фактор самовыражения. Иногда человек перестает слушать, потому что ему самому хочется высказаться. Каждому из нас приходилось оказываться в таком положении. В деловой обстановке нам нередко приходится общаться с одними и теми же людьми, разговаривать на одни и те же темы, и мы часто заранее знаем, в какое русло повернет беседа. Нам известно, что ответит собеседник на обычно задаваемые вопросы, его традиционные реплики. Тогда мы просто ждем, пока он закончит речь, чтобы взять слово самим.

8. Фактор защиты. Неумение и нежелание слушать собеседника частенько оказывается результатом действия защитных механизмов, которые помогают человеку оградить себя от неприятных известий.

Привычка активно слушать других может принести вам немалую пользу. Прежде всего, вас полюбят окружающие. Большинство людей предпочитают говорить, а не слушать, и бывают очень довольны, если находят внимательного собеседника.

Слушая активно, мы лучше запоминаем сказанное. Умение активно слушать и задавать вопросы — неотъемлемая часть навыка убеждения людей. Значительно проще убедить человека в чем-нибудь, оказать влияние на ход его мыслей и поступки, если внимательно его выслушать и задать подходящие вопросы.

Слушая человека активно, мы побуждаем его к продолжению разговора. Мы можем получить максимальное количество полезной и необходимой нам информации, если всего лишь предоставим собеседнику возможность полностью высказаться. Если информация — мощная сила, то активное восприятие — способ ее обретения. Если мы умеем активно слушать, мы также всегда сможем порадовать собеседника приятным комплиментом.

Таким образом, можно сформулировать определенные принципы активного слушания:

1. Используйте техники активного слушания когда нам нужна информация, которой располагает говорящий. Такая ситуация возникает и тогда, когда мы, убеждая кого-то, задали собеседнику открытый вопрос, и человек, отвечая, сообщает нужные нам сведения. Благодаря этой информации мы сумеем сформулировать свои предложения так, чтобы в наибольшей степени удовлетворить его желания и потребности.

2. Мы должны слушать внимательно, если собеседник важен для нас. Это может быть начальник, руководитель или просто старший товарищ, супруг(а) и т. д. Ни одному руководителю не понравится, если ему придется несколько раз повторить распоряжения из-за того, что мы не дали себе труда внимательно его выслушать.

3. Мы должны слушать особенно внимательно всегда, когда существует опасность возникновения недоразумений. Они подстерегают нас в случаях, когда предмет разговора слишком сложен или абсолютно незнаком, когда у говорящего непривычный акцент, дефекты речи и пр. В таких случаях только навыки активного слушания позволят вам извлечь из беседы всю необходимую информацию.

4. Особого внимания требует эмоционально окрашенная речь. Яркую окраску речи придают самые разнообразные эмоции: гнев, растерянность, радость или печаль. Очень легко упустить смысл высказывания, попав под власть эмоций говорящего.

Итак, следует слушать активно тогда, когда речь ярко окрашена эмоциями, когда есть вероятность недопонимания, когда говорящий имеет для нас большое значение или когда нам нужна излагаемая им информация. Чем внимательнее мы слушаем окружающих и чем адекватнее реагируем на их слова, тем внимательнее они относятся к нам. Чем больше интереса мы проявляем к тому, кто говорит, тем более внимательно он будет слушать, когда мы возьмем слово.

 

1. Прием слушания «сладкая парочка». У нас два уха и один рот, поэтому старайтесь использовать их именно в заданном природой соотношении.

2. Прием слушания «гляделки». Слушая, лучше всего смотреть собеседнику прямо в глаза. Вы сразу показываете, насколько вы внимательны. Всегда полезно видеть глаза собеседника, потому что по ним мы можем определить, как он реагирует на нашу речь. Конечно, из этого не следует, что нужно смотреть на собеседника неотрывно, в упор. Просто время от времени смотрите ему в глаза, тем самым поддерживая с ним визуальный контакт.

3. Прием слушания «заметки на манжетах». Способность запоминать — одно из наиболее замечательных свойств человека. Делая записки, памятки, мы оказываем памяти добрую услугу. В некоторых ситуациях бывает необходимо сначала попросить разрешения что-либо записать, однако редко кто отказывает в такой просьбе.

4. Прием слушания «хороший конец». Если обсуждаемые идеи вызывают в нас энтузиазм или нам есть что сказать по обсуждаемому вопросу, нас нередко обуревает желание помочь говорящему и мы буквально стараемся закончить начатое им предложение. Чаще всего, эти усилия вызовут у вашего собеседника растерянность или замешательство, поэтому всегда лучше дать человеку возможность изложить свою мысль до конца, даже в ситуациях дружеского или неформального общения.

5. Прием слушания «положительный ответ». Один из главных элементов активного восприятия — умение дать собеседнику понять, что мы его внимательно слушаем, при помощи какой-либо реакции на его слова. Иногда достаточно простого «да-да», «понимаю» или кивка головой.

Значимость обратной связи можно проиллюстрировать следующим примером. Возможно, беседуя по телефону и не слыша продолжительное время обратной реакции собеседника на ваши слова, вам приходилось спрашивать человека на другом конце провода: «Вы здесь? Вы меня слышите?» К слову, в такой неловкой ситуации виноваты оба. Один — потому что не вовлекает собеседника в разговор, другой — потому что недостаточно явственно реагирует на произносимые слова. При непосредственном общении обязательно нужно реагировать на слова собеседника и жестами, и позой.

6. Прием слушания «трубка мира». Все мы говорим по-разному: у нас могут быть разные акценты, свое построение фраз, индивидуальный темп речи, мышления, тембр голоса и пр. Побочные аспекты разговора могут влиять на ваше внимание и помешать понять смысл разговора. Стремитесь выявлять и контролировать свои предубеждения, внимательно вслушиваясь в то, что нам пытаются сказать.

7. Прием слушания «хочу все знать». Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Все мы повинны в том, что нередко говорим: «Да, я понял(а)», — хотя на самом деле не можем взять в толк, о чем нам говорят. Имейте смелость сознаться, если вы не понимаете того, о чем вам говорят. Этим вы возвышаете своего собеседника, а правдивое признание впоследствии приносит немалые дивиденды.

8. Прием слушания «докопаться до сути». Очень часто в беседе мы выпаливаем множество вопросов, лишь поверхностно затрагивая целый ряд тем. Куда лучше задать несколько вопросов по одной проблеме. Продолжая задавать открытые вопросы на эту же тему, вы можете получить массу интересной информации.

9. Принцип слушания «взять дыхание». Если вы хотите придать своим словам больший вес, не старайтесь огорошить собеседника мгновенным ответом, а сделайте короткую паузу, слегка вздохните. Этим вы даете собеседнику понять, что отвечаете обдуманно, по зрелом размышлении, что ваша реплика не является «домашней заготовкой». Кроме того, если вы немного задержитесь с ответом, ваш собеседник может продолжить говорить и сообщить вам новые, интересные сведения.

 

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой.

Изучите сегодня

Также смотрите

Что такое активное слушание? | Институт мира США

Поиск экспертов, проектов, публикаций, курсов и многого другого.

Расширенный поиск

Поиск USIP.org

Тип контента Сообщение в блогеЦентрЮжный Суданский мирный процесс Цифровая библиотека ЭлементСобытиеВнешние новостиСтипендияТема обсужденияГлобальные курсы кампусаГлоссарий ТерминГрантПубликация INPROLЦелевая страницаНовостиСтраницаЧеловекПроектыПубликацияСтраница общественного образованияБиблиотечный ресурсУведомление о сайте

страны Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Федеративные Штаты Микронезии-Фиджи-Индия-Индонезия-J Апан-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан-Лаос-Малайзия-Мальдивы-Маршалловы Острова-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Папуа-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри Ланка-Суринам-Таджикистан-Таиланд-Тимор-Лешти-Тонга-Туркменистан-Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия- Дания-Эстония-Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция-Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория -Нидерланды-Норвегия-Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан-Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-Великобритания Ближний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и палестинские территории-Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко-Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен

Области проблем Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здоровьеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь

Сортировать

Актуальность

Дата

Тип материала классной комнаты: Ресурсы для уроков и занятий

Поделиться

Распечатать страницу

Обоснование:  Эффективное общение состоит из говорения и слушания. Активное слушание — это способ слушать и отвечать другому человеку, который улучшает взаимопонимание. Это важный первый шаг к разрядке ситуации и поиску решений проблем. Этот урок дает учащимся возможность определить, что такое активное слушание и почему оно важно для управления конфликтами.

Цели:

  • Изучение и отработка навыков активного слушания.
  • Чтобы изучить роль активного слушания в управлении конфликтами.

Материалы:  Раздаточный материал по основным принципам активного слушания (скачать PDF – требуется бесплатная Adobe Reader)

Время:  45 минут

Процедуры:

То, что вы видите (невербально)

То, что вы слышите (устно)

  • Попадание в глаза; сосредоточившись на другом человеке
  • Немного наклониться вперед или кивнуть
  • Сидеть спокойно
  • Позволить другому человеку закончить то, что он или она говорит, не прерывая
  • Заинтересованное молчание; дать человеку время ответить
  • Повторение того, что кто-то сказал
  • Отражение того, что кто-то чувствует
  • Задавать открытые вопросы, например: «Что случилось? Как вы к этому отнеслись?»
  1. Спросите учащихся о ситуациях, требующих прослушивания. Примеры: проложить маршрут, помочь человеку, узнать о ком-то, послушать музыку для развлечения и т. д.
  2. Попросите две пары учащихся продемонстрировать классу как плохие, так и хорошие навыки слушания. Скажите учащимся, чтобы они наблюдали за вами во время разговора.

    Сценарий 1:  Демонстрация плохих навыков слушания
    Попросите одного учащегося рассказать о том, что он делал на выходных. Когда один учащийся начинает говорить, другой учащийся начинает демонстрировать плохие навыки слушания (смотрит на часы, перебивает, избегает зрительного контакта, выглядит скучающим или нетерпеливым, постукивает ногой или ерзает).

    Сценарий 2:  Демонстрация хороших навыков слушания

    Попросите одного учащегося рассказать о том, что он делал на выходных. Когда один учащийся начинает говорить, другой учащийся начинает демонстрировать хорошие навыки слушания (кивать, улыбаться, проявлять заботу или поддержку).


  3. В конце разговора спросите учащегося, что он чувствовал во время разговора.
  4. Спросите класс, какие навыки слушания, хорошие или плохие, они заметили.
  5. Объясните классу, что умение слушать требует активного участия. Попросите студентов привести примеры того, как быть хорошим слушателем. Напишите их на доске, разделив вербальные и невербальные навыки. Вы можете использовать Т-диаграмму (см. ниже). После того, как вы составили два списка, вы можете просмотреть раздаточный материал «Основные принципы активного слушания» или «Другим легче говорить, когда я…».

    Навыки активного слушания


  6. Повторите демонстрацию, на этот раз используя навыки активного слушания, предложенные классом. Пусть ученик расскажет о своем любимом празднике. Спросите класс, какие навыки они наблюдали на демонстрации.
    • Разделите класс на пары. Пусть каждый учащийся выступит в течение двух минут на следующие темы (или на другие темы, которые вы считаете актуальными). Попросите учащихся использовать навыки активного слушания, когда они не говорят. Через две минуты партнеры меняются ролями.
    • Расскажите своему партнеру о случае, когда вы думали, что кто-то сделал о вас предположения.
    • Расскажите своему партнеру о случае, когда вы сделали предположение о ком-то, но оказались неправы.
    • Поделитесь с партнером конфликтом, который вы успешно разрешили.
    • Поделись со своим партнером качествами союзника.
  7. Проведите обсуждение в классе, используя некоторые или все из следующих вопросов:
    • Как вы узнали, что ваш партнер слушает вас?
    • Каково это, когда тебя слушают, не прерывая?
    • Что сделало это занятие сложным для вас?
    • Как активное слушание может помочь вам разрешить конфликты?

Адаптировано из упражнения 4.2.1 «Создание культуры мира в классе английского языка» Элисон Милофски (Институт мира США).

Узнайте больше о ресурсах USIP для студентов и преподавателей.

10 правил активного слушания

10 правил активного слушания

getty

Есть милая история о работнике, который, дрожа, возвращается к своему рабочему столу после ежегодной проверки с начальником.

«Что случилось?» — спросил его коллега.

«Босс сказал, что у меня две проблемы, и мне нужно над ними поработать, если я хочу сохранить свою работу», — ответил он.

«Что это такое?» — спросил коллега.

«Он сказал, что мой первый — самый важный; Я не обращаю внимания и не слушаю достаточно хорошо», — признался он. — А второй? продолжил коллега.

«Ну, не помню».

Не считайте это шуткой или басней; это, вероятно, правда, распространено и указывает на большую проблему: общие навыки общения. В течение 15 лет в Университете Фэрли Дикинсон я читал два курса по управленческому общению и лидерству. Обоснование заключалось в том, что общение признано наиболее важным набором навыков, более важным, чем какая-либо конкретная область обучения. Никто никогда успешно не возражал против этой предпосылки.

Многие из моих учеников достигли высших должностей в глобальных компаниях, в том числе в угловых офисах; некоторые были избраны на государственные должности; другие основали успешные предприятия.

Каждый из них на протяжении многих лет говорил мне, что наше пристальное внимание к коммуникативным навыкам было и остается самым важным фактором, определяющим их лидерский успех.

ЕЩЕ ОТ FORFORBES ADVISOR

Но что это за коммуникативные навыки?

Интересно, что на вопрос в начале каждого курса, сколько существует коммуникативных навыков и что это такое, никто так и не ответил полностью. Другими словами, мы воспринимаем общение как должное и поэтому недостаточно работаем над ним. Шесть коммуникативных навыков перечислены ниже.

Иллюзия?

«Самая большая проблема в общении — это иллюзия того, что оно произошло», — сказал Джордж Бернард Шоу. Что заставляет нас задаться вопросом: почему? На это я предлагаю свой ответ, который я разработал не только как адъюнкт-профессор этих двух курсов, но и как консультант по корпоративному лидерству для клиентов в 25 отраслях в течение 25 лет. Виной тому не только неспособность хорошо писать или говорить, но и неспособность хорошо слушать.

Как правило, мы не умеем слушать.

Итак, что хорошего в прослушивании?

Хорошие слушатели — это активные слушатели. Слушание — это навык, а не случайное окружающее состояние. Из шести коммуникативных навыков — вербальных, письменных, презентационных, невербальных, межкультурных и аудирования — если мы поместим первые пять на одну сторону шкалы, измеряющей воздействие, а последнюю — аудирование — на другую, то аудирование перевесит. остальные пять вместе взятые. Слушание может быть половиной процесса общения, но это большая половина.

Активное слушание не случайно

Слушать и слышать — разные вещи. Слух бывает аудиологическим, физиологическим, подсознательным и непроизвольным. Мы слышим, хотим мы этого или нет. Слушание, с другой стороны, является церебральным, умственным, сознательным и основанным на принятии решений. Мы слушаем, когда хотим.

В таком случае умение слушать — это навык, который можно определить, изучить, практиковать и совершенствовать. И в подавляющем большинстве, за исключением организаций, управляемых автократами, хорошие лидеры поднялись на вершину, будучи хорошими слушателями.

Кто такой хороший слушатель?

Во-первых, вопрос: каким набором органов мы слушаем? Вопрос с подвохом, ответ в том, что активные слушатели слушают ушами и глазами. Если часть общения является невербальной, то как мы можем быть хорошими слушателями, если не смотрим в глаза, не наблюдаем или ограничиваем возможности восприятия?

Результаты хорошего слушания

Когда мы хорошо слушаем, мы лучше понимаем друг друга, налаживаем взаимопонимание, демонстрируем поддержку, создаем более сильные команды, решаем проблемы легче и на более долгосрочную перспективу и, в конечном счете, обнаруживаем новые идеи.

Препятствия для эффективного слушания

Общепризнанными препятствиями для эффективного слушания являются: (1) отвлечение внимания, (2) эмоции, (3) предвзятое мнение, (4) лингвистика, (5) несоответствия и (6) невнимательность.

И им требуется шесть средств для преодоления этих барьеров: (1) фокус, (2) объективность, (3) открытость/справедливость, (4) артикуляция, (5) факты и (6) концентрация.

Просто, непросто

Анализ процесса прослушивания, определение его характеристик, выявление барьеров и выявление средств правовой защиты — все это делает вещи довольно простыми. Однако сделать это непросто. Но если мы посмотрим, что сказали несколько великих мыслителей, мы придем к выводу, что развитие навыков слушания важнее, чем мы, вероятно, когда-либо думали, важно для наших организаций и важно для нашей карьеры.

«Неспособность человека общаться является результатом его неспособности эффективно слушать» — Карл Роджерс, пионер гуманистической школы психологии.

«Мужество — это то, что нужно, чтобы встать и говорить; мужество — это то, что нужно, чтобы сесть и слушать». — Уинстон Черчилль

«Если говорить — серебро, то слушать — золото». — Турецкое доказательство

« Никто никогда не слушал себя без работы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *