Познания мира: Ошибка 403 — доступ запрещён

Познания мира: Ошибка 403 — доступ запрещён

Познание и виды знаний — Обществознание

Составным компонентом мировоззрения является знание – результат познавательной деятельности человека; форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познание – это процесс получения нового знания, отражения объективной реальности в сознании человека. Познание – это особый вид деятельности, предполагающий наличие субъекта познания (человек, коллектив, всё общество) и объекта познания (явления и предметы действительности, процессы, общество, внутреннее состояние человека и т.п.). Примером познавательной деятельности может быть исследовательская работа известного польского астронома Н. Коперника — он открыл гелиоцентрическую систему (движение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, как думали ранее). Результатом его деятельности стало знание, которое до сих пор является основой астрономии. Познавательной деятельностью является и учёба в школе, поскольку учащиеся получают новые для них знания.

В науке до сих пор идут споры относительно возможности исчерпывающего (полного) познания мира.

Можно выделить три направления в философской науке, по-разному трактующих познаваемость мира: 
— агностицизм — философское направление, отрицающее возможность полного познания мира. Агностики считают, что познание не даёт достоверных сведений о мире. В мироздании есть немало аспектов, которые познать просто нельзя — человек не обладает возможностями для их познания; 
— скептицизм — философское направление, которое не отрицает принципиальной возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Скептики отмечают, что мир познать можно, но крайне сложно: часто человек, осуществляя познание, приходит к заблуждению, сам того не понимая;
— гностицизм (оптимизм) — философское направление, утверждающее принципиальную познаваемость мира, отмечающее, что пределом познания в настоящее время является только уровень развития техники, методики познания. Будут развиваться техника, методы, средства познания — будут расширяться границы познания мира.
Эти границы условны, и их можно расширить до пределов абсолютного знания о мире. 

Выделяют несколько видов познания: 
1) обыденное– это познание, которое «вплетено» в жизнедеятельность человека, осуществляется не целенаправленно, в процессе совершения бытовых действий человеком. Например, когда-то каждый из нас узнал, что такое «горячо», просто коснувшись кипящего чайника – не специально, не целенаправленно.Наиболее активно такое познание осуществляется в детстве, юности;

2) мифологическое– это познание, которое опирается на мифы, сказания. Миф – это сказание, в образной форме повествующее о сотворении мира, его происхождении, развитии, богах, героях. Такое познание характерно для первобытного общества и также не является целенаправленным. Первобытные люди основную массу знаний получали из мифа, слепо веря ему;

3) религиозное– это познание с опорой на религиозные тексты, источники (Библия, Коран и т.п.), оно предполагает акцент на этических вопросах, смысле жизни и т. п. Может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Глубоко верующие люди значительную часть знания и сегодня приобретают в процессе чтения и толкования священных книг, пытаются применить это знание на практике — это является примером религиозного познания;
4) художественное– познание, основой которого является отражение объективной реальности в художественных образах, символах, знаках. Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней;
5) научное– это целенаправленное познание, осуществляемое специальными методами научного познания. Такое познание предполагает получение и перепроверку истинных знаний. Чаще всего таким познанием занимаются учёные;
6) учебное– вид познания, близкий по смыслу научному. Учебное познание также целенаправленное, может осуществляться с применением отдельных методов научного познания, но его цель – получение знания отдельным человеком, которое уже известно в науке; обучение личности.  В вузе студенты часто применяют методы научного познания, например, наблюдение с помощью микроскопа, повторяют действия учёных, получают при этом то знание, которое уже давно известно в науке;
7) паранаучное– это целенаправленное познание, осуществляемое вроде бы научными методами, либо вымышленными способами, похожими на действия учёных, но не признанное наукой. Например, астролог, составляя астропрогнозы, работает над картой звёздного неба, проводит измерения, но результат его познания не признан наукой;
8) социальное познание– это познание обществом самого себя, осмысление того, кто «мы». Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем. В таком познании объект и субъект совпадают – это общество;
9) самопознание– познание человеком самого себя, своего внутреннего мира, психики, внешних особенностей и т.п. Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект также совпадают — человек познаёт сам себя.

Перечень таких видов познания является открытым – в учебной литературе можно встретить и другие классификации видов познания.

Познание – процесс противоречивый, изменчивый, зависящий от множества факторов. Чаще всего сразу предугадать результат познания невозможно до его получения.

Выделяют формы познания:
1. Чувственное познание– это познание с помощью органов чувств – зрения, осязания, слуха и т.п. Чувственное познание выражается в формах:
— ощущение– отражение отдельных свойств предмета, явления, как правило в первые секунды контакта с ним органами чувств. Пример: впервые увидев картину, человек отразил в своём сознании, что она большая и на ней много красного цвета — это были самые яркие её черты;
— восприятие– отражение целостного облика предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств; целостный облик предмета, воздействующий на органы чувств. Восприятие чаще всего осуществляется при довольно длительном контакте с предметом.  Пример: человек продолжает рассматривать картину – каждую её деталь, художественный элемент. Видит, что на ней нарисовано. В сознании человека формируется целостный облик этой картины;

— представление– сохранение и воспроизведение в сознании обобщённого образа предмета без непосредственного контакта с ним органами чувств; чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Пример: человек, рассмотрев картину, ушёл из музея. Вечером он вспоминал об этой картине, она произвела на него впечатление.
2. Рациональное познание – это познание с помощью разума. Оно выражается в следующих формах:
— понятие– слово, термин, мысль, отражающие существенные признаки объекта познания. Пример: картина. Услышав это слово, человек сразу представит что-то плоское, разноцветное, прямоугольное, предназначенное для размещения на стене или ином вертикальном пространстве;
— суждение– мысль, выраженная во фразе, предложении, которая устанавливает связь между двумя или более понятиями; мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.
 Пример: картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Здесь мы установили связи между понятиями «картина», «человек», «Русский музей»;
— умозаключение– получение нового знания на основе связи двух или более суждений; иными словами – вывод. Пример: первое суждение — картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга; второе суждение – все картины, выставляемые в Русском музее, принадлежат кисти русских авторов. Следовательно – картина, которую рассматривал человек, создана русском автором.

В ходе чувственного познания человек формирует чувственно-наглядный образ предмета, при рациональном познании — абстрактное, обобщённое знание. В науке ведутся споры о значимости этих форм познания. Выделяются два направления в трактовке значимости этих форм познания:
 — эмпиризм- направление в философии, признающее опыт, чувственное познание единственно достоверным источником знаний о мире. Представители эмпиризма считают, что в ходе рационального познания истина искажается, знание становится недостоверным;
— рационализм- философское направление, признающее разум главным источником познания.

Эмпиризм и рационализм — две крайности в понимании значимости чувственного и рационального познания. В реальности эти формы познания нельзя противопоставлять. Невозможно изучить разумом то, что не было изучено чувствами, а без рационального познания изучение предметов органами чувств не приведёт к глубокому знанию. Знание является результатом единства чувственного и рационального познания действительности.

Своеобразной формой познания, занимающей промежуточное положение между чувственным и рациональным познанием, является интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

В научном познании, а иногда и в некоторых других видах познания, выделяют уровни:
— эмпирический уровень – предполагает цель собрать, описать, выделить отдельные факты, зафиксировать их для того, чтобы потом, на теоретическом уровне, уже получать выводы.
— теоретический уровень– преследует цель обобщить собранные факты, исследовать их, установить закономерности между ними и получить новое знание, сделать выводы. Пример: учёный-биолог изучает зависимость высоты деревьев от климата. Он предполагает, что в местности с тёплым климатом деревья в среднем выше. Чтобы это доказать, учёный поехал в южные края, измерил высоту 1000 деревьев, записал в тетрадь. Это был эмпирический уровень. Далее, уже в кабинете, биолог рассчитал среднюю высоту деревьев в разных местностях, сравнил, получил доказательства гипотезы – предположения, которое он сделал раньше. Это был теоретический уровень научного познания.

Обратимся теперь к результатам познания – т.е. знанию. Знание- результат познания, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения и воспроизведения в идеях, законах, теориях предметов реального мира и взаимосвязей между ними. Его тоже можно классифицировать на виды примерно в соответствии с видами познания. Итак, выделяют виды знания:
— житейское (или обыденное)– приобретается в результате обыденного познания, предполагает большую долю здравого смысла, может включать стереотипы, искажающие истину;
— мифологическое– знание мифа, вера в его истинность;
— религиозное– формируется в результате религиозного познания;
— художественное– формируется в результате отражения в сознании объективной действительности через художественные образы;
— научное– целостное знание о мироздании, либо об отдельных процессах и объектах действительности, полученное в результате научного или учебного познания;
— паранаучное– «околонаучное» знание, не признанное современной наукой – астрология, алхимия, футурология («наука» о будущем) и т. п.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Обществознание 1.1

 


1. Процесс познания.
2. Формы познания (чувственное, рациональное)
3. Истина и её критерии
4. Научное познание


 

Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Рис. 1. Виды познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: тот, кто познаёт (субъект познания) и то, что познаётся (объект познания).

Виды познания:
— обыденное,
— научное,
— религиозное,
— мифологическое,
— художественное

а также могут рассмартиваться и другие виды познания (см. рис. 1)

.

Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Различают следующие формы познания:
чувственное и рациональное
истинное и ложное

Рис. 2. Чувственное и рациональное познание

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отраже-ния действительности, который осуществляется посредством мышления (см. рис. 2)

Формы чувственного познания.

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возни-кающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.


 

Формы рационального познания.

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Индуктивное — умозаключение от частного к общему.
Дедуктивное — умозаключение от общего к частному.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции:
внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.

Различают следующие виды интуиции:
интеллектуальная — связана с умственной деятельностью;
мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения:
— погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному;
— некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Истина может иметь множество определений, в зависимости от контекста, где употребляется этот термин:
— соответствие знаний действительности;
— то, что подтверждено опытом;
— свойство самосогласованности знаний;
— полезность полученного знания для практики.

 

Классическая концепция истины связана с первым определением:
истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Критерием истинности знаний служит практика жизни.

Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— непротиворечивость, доказательность и системность;
— проверяемость;
— универсальность;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни научного познания:
Эмпирический — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
Теоретический — выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений Формы научного познания.

Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Методы научного познания:
— наблюдение,
— эксперимент,
— измерение,
— классификация,
— систематизация,
— сравнение.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 3
§ 1 стр. 8-15

Составление конспекта по плану:

1. Чувственное и рациональное познание.
2. Проблема познаваемости мира.
3. Понятие истины, её критерии.
4. Самопознание, его формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Постарайтесь самостоятельно описать, в чем заключается тот или иной вид познания и в чем их различия.
2. Какие формы познания вы знаете? Объясните их содержание?
3. Что такое истина, как она проверяется?
4. Что такое научное познание, чем оно отличается от обыденного?
5. Перечислите основные методы научного познания.

Рецензия на книгу: «Все знания в мире», Саймон Гарфилд /all-the-knowledge-in-the-world-simon-garfield.html

Реклама

Продолжить чтение основной истории

Документальная литература

В книге «Все знания мира» Саймон Гарфилд рассказывает историю энциклопедия — рассказ об амбициозных усилиях, многочисленных ошибках и большом количестве бумаги.

Женщина консультируется с книгой в Нью-Йоркской публичной библиотеке на Пятой авеню и 42-й улице в Манхэттене. Фото… Анхель Франко/The New York Times

Автор Цзин Цу

ВСЕ ЗНАНИЯ В МИРЕ: Необычайная история энциклопедии, Саймона Гарфилда знаний, разбросанных по поверхности земли». Спустя более 270 лет размер этой задачи все еще растет, поскольку новые знания продолжают создаваться. В книге «Все знания мира , » Саймон Гарфилд предлагает восхитительную выборку того, что пытались реализовать искатели до и после Дидро.

В знак уважения к обычной организации печатной тематики содержание книги — игривая история жанра — расположено в алфавитном порядке («Предыстория», «Чалсентеро-сити», «Дамасский шелк» и т. д.). От «Естественной истории» Плиния Старшего в первом веке нашей эры до Википедии в этом веке желание собирать, систематизировать и связывать человеческие знания, по подсчетам Гарфилда, долгое время отражало стремление к полному всеведению. На протяжении веков энциклопедии помогали начинающим ученым.

Исторически сложилось так, что энциклопедии были толстыми томами по одной причине: они созданы для того, чтобы охватить все знания, не оставляя ничего для догадок. Но не все очевидные факты были наделены просвещенной проницательностью или точностью. Первый том Британской энциклопедии, опубликованный в 1768 г., осуждал использование слова «абестон» как неправильное написание слова «абестус», но не содержал сведений о последнем. Лучшее, что то же издание могло сделать со словом «женщина», было: «Женщина мужчины. См. Гомо». Тем не менее, неоперившиеся статьи выполняли важную функцию: они отмечали ход мысли, который нужно было продолжить, место для заполнения, которое должны были заполнить другие создатели знаний. Самая важная услуга, которую предоставляют энциклопедии, — это создание инфраструктуры для расширения того, что мы знаем, предварительных грунтовых дорог, которые в конечном итоге подключиться к супермагистралям.

Благодаря технологическим инновациям, таким как печатный станок и Интернет, сбор знаний не всегда был безобидным занудным занятием. Такие сборники, напоминает нам Гарфилд, временами расширяли границы колониальных завоеваний книжной рукой. Группировка иностранной экзотики в таксономии флоры и фауны, обычаев, географии, расовых и физических признаков была способом приспособить их к новому контексту. Быть процитированным в энциклопедии — значит подчиняться определенному мировоззрению. Можно сказать, что наша нынешняя зависимость от поисковых систем с искусственным интеллектом требует аналогичного подчинения предубеждениям и предположениям тех, кто пишет алгоритмы, определяющие, как генерируется и представляется информация.

Сейчас уже никто не помнит, что было на страницах богато напечатанного немецкого «Grosses Vollständiges Universal-Lexicon Aller Wissenschafften und Künste» или других когда-то известных сопоставимых произведений. По необходимости энциклопедии должны были постоянно обновляться, чтобы быть полезными. Многократные правки, исправления и уточнения заменили старое и открыли новое. Достижения в области знаний и соперничество между авторами означали, что ни одно издание не имело прочного влияния, пока не появилась Британская энциклопедия — главный герой Гарфилда де-факто. Детище Уильяма Смелли, выздоравливающего алкоголика и эрудита пресвитерианина; Колин Макфаркуар, печатник; и Эндрю Белл, гравер, наделенный знаменитым большим носом, стал золотым стандартом. «Возможно, было неизбежно, что человек с огромным носом наймет человека с такой фамилией», — с характерным юмором пишет Гарфилд в отношении Белла и Смелли.

Выросший с набором британских игрушек в кожаном переплете цвета охотника в доме, я разделяю ностальгию и восторг Гарфилда. Однако, выучив английский только после китайского, я всегда задавался вопросом, лучше ли организационная логика западного алфавита. Гарфилд отмечает, что алфавит представляет собой произвольный набор символов, которые необходимо комбинировать, чтобы создать смысл, и «Все знания в мире» основаны на той же произвольности. Большинство из его 26 глав читались бы как разрозненные, не связанные друг с другом виньетки, если бы они не полагались на алфавитный порядок, придающий всему подобие логической последовательности.

За немногими исключениями, история энциклопедии зависит от алфавита для организации ее содержания. Настолько, что, хотя Гарфилд включает «Великий компендиум правления Юнлэ» — колоссальную средневековую китайскую энциклопедию, высота которой, по общему мнению, составляет 820 футов, — он не упоминает о ее отклонении от нормы. Темы в «Большом сборнике» были сгруппированы в соответствии с двухуровневой классификацией, основанной на звучании и рифме их первого письменного китайского иероглифа. Китайцы использовали свою отличительную систему письма, чтобы запечатлеть свою вселенную знаний. Подобно «Большому компендиуму», глоссарии и словари были организованы по предметным разделам, основанным на персонажах, которые отражали упорядоченный мир, подчиненный моральным императивам.

Китайский и западный способы систематизации кладезей знаний не встречались до тех пор, пока в Китае в 1910 году не была введена десятичная система Дьюи. чтобы углубить их взаимопонимание для прочного мира, они, возможно, не смогут найти книги друг друга на одной книжной полке.

В обеих традициях новые знания добавляли объема. Включение означало, что отдельные тома превратились в наборы книг. Растущий размер энциклопедии в конечном итоге поставил под угрозу ее претензии на то, чтобы сделать информацию доступной и удобной для использования — до эпохи Википедии, когда бесконечно расширяемое пространство Интернета сделало, по крайней мере, технически осуществимым поток данных, поступающих со всех сторон и отовсюду. раз.

В 21 веке, когда цифровая среда вытесняет печатную, доступ к знаниям приобретает другой приоритет. Идея охвата всей информации сохраняется, но теперь процесс отдает предпочтение скорости, а не медленному накоплению. (Вспомните о происхождении «вики» — по-гавайски «быстро» — в Википедии.) Мгновенное запоминание больше не является вопросом престижа, когда легче загрузить информацию в облако, чем зафиксировать ее в памяти.

Глубокое погружение Гарфилда в создание энциклопедий было бы просто подведением итогов исследований ученых по этому вопросу, которые он часто и с почтением признает, если бы оно также не привлекло внимание к некоторым замечательным эксцентричным личностям, которые оживляют эту историю. Какими бы книжными ни были знания, Гарфилд противостоит этой тенденции легким и представительным штрихом.


Цзин Цу, профессор китаеведения и сравнительного литературоведения Йельского университета, автор книги «Царство иероглифов: языковая революция, сделавшая Китай современным».


ВСЕ ЗНАНИЯ В МИРЕ: Необычайная история энциклопедии | Саймон Гарфилд | Иллюстрированный | 390 стр. | Уильям Морроу | $29.99

Все знания мира: краткая история энциклопедии

В течение 2000 лет люди пытались обобщить свои постоянно растущие знания в обширных литературных произведениях, известных как энциклопедии.

В своей новой книге «Все знания мира» Саймон Гарфилд рассказывает о необычайной истории энциклопедии и исключительно человеческом стремлении к знаниям, которое движет их созданием.

От древних работ Плиния Старшего в Риме до обширных онлайн-баз данных Википедии, то, что мы, люди, знаем, постоянно писалось и переписывалось, ведя хронику нашей истории на этой планете и часто спасая ее от разрушительного действия времени. Здесь мы исследуем краткую историю обширной темы: истории энциклопедии.

Древний мир

Самый ранний из сохранившихся энциклопедических трудов, опубликованный примерно в 77-79 гг. н.э., — Naturalis Historia («Естественная история»), написанный римским государственным деятелем Плинием Старшим.

Записав все, что он знал о древнеримском мире, Плиний охватил естествознание, архитектуру, медицину, географию и геологию и заявил, что использовал более 2000 работ 200 авторов (ныне почти утерянных). Хотя многие из его описаний точны, некоторые нищие верят, включая своеобразных людей Sciapodae, чья единственная нога могла действовать как зонтик от солнца!

Копия Naturalis Historia, напечатанная Иоганном Альвизиусом в 1499 году в Венеции, Италия

Изображение предоставлено: Bjoertvedt, CC BY-SA 3. 0, через Викисклад. В 79 году он отправился в Помпеи, чтобы исследовать странное облако, которое начало подниматься с горы Везувий, и в последовавшем печально известном извержении погиб вместе с тысячами жителей города.

Жители древнего восточного мира также записывали свои знания, в том числе индийский астролог VI века Варахамихира. Его Brihat Samhita  включала информацию об астрономии, погоде, архитектуре, производстве духов и даже зубных щеток! Примерно в три раза больше, чем Naturalis Плиния, известен как «великая компиляция».

Средневековая Европа

Средневековый период ознаменовался значительным ростом количества энциклопедических трудов в Европе, особенно с появлением монашеской учености. Первая известная энциклопедия средневековья приписывается святому Исидору Севильский в его Etymologiae, , написанный примерно в 630 году.

Прозванный «последним ученым древнего мира», Исидор выполнил 448 глав информации, как древней, так и современной, спасая цитаты и фрагменты текста, которые сегодня утеряны для истории.

В XII и XIII веках рукописные энциклопедические труды были созданы еще большим числом людей, в том числе Hortus deliciarum (1167–1185) Геррада Ландсбергского, которая считается первой энциклопедией, написанной женщиной. .

Средневековый Восток

Подобная наука также начала бурно развиваться в культурных центрах Востока. В Византии патриарх Константинопольский Фотий I завершил свою Bibliothecia или Myriobiblos («Десять тысяч книг») в IX веке, составив 279 рецензий на прочитанные им книги. Спустя столетие был написан « Suda » — обширный энциклопедический словарь, богатый информацией по древней и средневековой византийской истории.

Обе эти работы оказались жизненно важными источниками по Византии, так как многие оригинальные работы были уничтожены во время разграбления Константинополя Четвертым крестовым походом в 1204 г., во время последнего падения Константинополя османами в 1453 г.

С 10-го по 17-й век Китай переживал «период энциклопедистов», когда китайское правительство нанимало сотни ученых для составления энциклопедий. В 11 веке были написаны Четыре Великие Книги Песен, огромное литературное предприятие, призванное собрать все знания новой династии Сун.

В 1408 году в Китае была завершена, пожалуй, самая впечатляющая энциклопедия средневековья — Энциклопедия Юнлэ. Накопив огромное количество 23 000 фолиантов, она станет крупнейшей энциклопедией в истории, пока примерно 600 лет спустя ее не превзойдет Википедия.

Ренессанс и печатный станок

В эпоху Возрождения письменное слово стало более доступным благодаря созданию печатного станка, и теперь каждый ученый может владеть энциклопедией.

Одной из самых известных энциклопедий той эпохи была «Нюрнбергская хроника» немецкого историка Хартмана Шеделя. Созданный в 1493 году, он включал в себя сотни иллюстраций исторических личностей, событий и географических мест.

Страница Нюрнбергских хроник с изображением Константинополя, раскрашенная вручную

Изображение предоставлено: общественное достояние, через Викисклад. его читатели заглянуть в более широкий мир.

Идеи Просвещения

По мере расширения возможностей печати росла и концепция энциклопедии как широко распространенного и целенаправленного документа. В эпоху Просвещения одна из самых известных ранних энциклопедий была напечатана во Франции в 1751 году: Энциклопедия.

По словам редактора Дидро, цель этой работы состояла в том, чтобы «изменить образ мышления людей» и позволить буржуазии расширить свои знания, и она стала неотъемлемой культурной работой в годы, предшествовавшие Французской революции.

Enyclopédie , в свою очередь, повлияла на внушительную Encyclopædia Britannica , которая появлялась в различных изданиях в 18-м и 19-м веках и позже. Britannica 9 печаталась 244 года.0097 была самой продолжительной печатной энциклопедией на английском языке: версия 2010 года, состоящая из 32 томов и 32 640 страниц, была последним печатным изданием перед тем, как перейти в Интернет.

Цифровой век

По мере того, как мир приближался к цифровому веку, расширялись и его знания. Освободившись от ограничений печати, к началу 1990-х начали появляться онлайн-энциклопедии, а к 2001 году была создана самая известная из них: Википедия.

В 2004 г. Википедия стала крупнейшей в мире энциклопедией, достигнув отметки в 300 000 статей, а к 2005 г. в ней было опубликовано более 2 миллионов статей на более чем 80 языках. По состоянию на 2022 год он содержит 6,5 миллионов статей с изображениями, видео, голосовыми клипами и т. д., что позволяет получить необычайный и беспрецедентный объем знаний одним щелчком мыши.

Наша сентябрьская книга месяца

«Все знания мира» Саймона Гарфилда — это —  Книга месяца History Hit в сентябре 2022 года, опубликованная Orion Books. Книга представляет собой историю и прославление тех, кто создал самое новаторское и замечательное издательское явление всех времен — энциклопедию.

Саймон Гарфилд является автором международных бестселлеров «Just My Type, On The Map» и «Mauve», а «To The Letter» был одним из источников вдохновения для театральных постановок «Письма в прямом эфире» с Бенедиктом Камбербэтчем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *