Поведение подростков: Виды поведения подростков и советы родителям – Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Содержание

Виды поведения подростков и советы родителям

На чтение 10 мин.

Сегодня особую актуальность обретает агрессивное поведение детей дошкольного и школьного возраста, которое сейчас проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении у дошкольников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливость либо проявление жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной, когда дети пытаются подраться с малышами, что особенно часто можно наблюдать в садике. Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует определенной коррекции. Но для начала необходимо выяснить причины появления такого вида агрессии.

Агрессия у детейАгрессия у детейАгрессия у детей может проявиться в любой возрасте

Причины агрессивного поведения детей

Агрессивные дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:

  • желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
  • намерение получить желанную вещь;
  • желание всегда и во всем быть главным;
  • определенная защита и скорейшая месть обидчику;
  • желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.
Агрессивное поведениеАгрессивное поведениеАгрессивное поведение у малышей – желание добиться своего

Исходя из этих причин, необходимо активно стимулировать в ребенке волевое поведение, проявление самостоятельности, чтобы научить его выражать свои чувства более спокойно.

Воспитание волевого поведения ребенка

Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства – гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка. В один прекрасный день он просто взрывается, страдают при этом люди совсем не виноватые в этом.

Агрессивность проявляется в драчливостиАгрессивность проявляется в драчливостиАгрессивность по отношению к другим детям проявляется в драчливости

Детская агрессия наталкивается на обратную реакцию взрослых, в итоге формируется запретный круг, выйти из которого самостоятельно маленькому человеку практически невозможно.

Волевое поведение детей в детском саду должна стать приоритетной задачей каждого воспитателя.

Возрастные особенности волиВозрастные особенности волиВозрастные особенности воли у детей разного возраста

Развитие воли у малыша формируется во время активной игровой деятельности.

Подобное поведение означает, что прежде чем предпринять какое-либо действие, ребенок намечает примерный ход действий, действует аналогично продуманному ходу. Именно в возрасте 3-4 лет ребенок начинает  осознавать, что не всегда можно делать то, что ему хочется в этот момент. У него начинает формироваться самообладание. Развитие волевого поведения дошкольников выражается в стремлении проявить свою самостоятельность, делая простые действия. Малыш требует: «Я сам», невзирая на протесты со стороны взрослых. В этот период дети склонны проявлять определенную выдержку и терпение, если это может принести ему определенную долю удовольствия. Способность сдерживать свое негативное поведение возрастает у малышей в дошкольном возрасте в несколько раз.

Виды агрессииВиды агрессииВиды агрессии у детей

Контроль за собственными действиями, послушание и обязательность просыпаются у детей в возрасте 4-х лет. В этот период нужно активно развивать у своих детей способность к самостоятельности, поощряя каждый правильный шаг на этом пути.

Помимо проявления агрессии, развития волевых качеств дошкольника, у некоторых детей в этом возрасте может появляться некая тревожность либо беспокойство. С чем связана такая тревога?

Что такое тревожностьЧто такое тревожностьЧто такое тревожность – определение

Основные причины детской тревожности

Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.

Причины тревожности у детейПричины тревожности у детейПричины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами

Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:

  • Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
  • Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
  • Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
  • Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
  • Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
  • Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.
Типы тревожных детейТипы тревожных детейТипы тревожных детей – характеристика

Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.

Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей

Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам. Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии. В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.

Способы снижения тревожностиСпособы снижения тревожностиСпособы снижения тревожности на групповых занятиях

В работающий коррекционный план должен включиться пункт активного взаимодействия с родителями тревожного ребенка.

Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:

  • формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
  • укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.
Общение с детьмиОбщение с детьмиОбщение с детьми – развеивает страхи

Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода.

Разновидности асоциального поведения подростков

В это время многие подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер.

Формы асоциального поведенияФормы асоциального поведения
Формы асоциального поведения подростков

Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.

Тормозимое поведение – разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.

Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

Причины нарушений поведения
Причины нарушений поведенияПричины нарушений поведения у подростков

Эгоцентричный вид поведения, когда подростки стараются активно вовлекать окружающих в собственные переживания, искусственно преувеличивая многие моменты конфликтной ситуации.

Конфликтно-возбудимый вариант девиантного поведения подростков, для них характерно упрямство, стремление навязать свою волю слабым сверстникам, пренебрежительное отношение к интересам окружающих. Такие подростки легко превращаются в отрицательного вожака, который способен вести свою агрессивную группу. Они начинают активно применять физическое принуждение к детям более слабым как в физическом, так и в моральном плане.

Конфликтная формаКонфликтная формаКонфликтная форма поведения – нарушение запретов

В этом возрасте некоторые подростки начинают вести себя асоциально, активно нарушая общепринятые нормы.

Такие действия зачастую могут быть уголовно наказуемы для подростка. Различают также деликвентные проступки детей, направленные на разрушение моральных норм, но не влекущие за собой уголовной ответственности по причине недостижения возраста ее наступления.

Агрессия у подростковАгрессия у подростковАгрессия у подростков часто принимает уродливые формы

К такой разновидности поведения относятся следующие:

  • периодические побеги из дома, бродяжничество;
  • выраженная агрессия, включая проявления вандализма;
  • различные суицидальные действия;
  • раннее употребление алкогольных либо наркотических веществ;
  • ранние половые контакты и сексуальная девиация;
  • мелкие кражи, различного рода хищения и вымогательства.
Поведенческие нарушенияПоведенческие нарушенияПоведенческие нарушения у подростков

Таковы основные виды поведения подростков, направленные на разрушение общепринятых принципов. Как помочь таким детям выбраться из этого замкнутого круга?

Условия для агрессииУсловия для агрессииУсловия возникновения агрессии

Важная психологическая помощь: советы родителям

Каким способом можно вытянуть подростков из этой пучины аморального поведения? Эти негативные виды поведения подростков нужно брать под контроль взрослыми, это задача для социальных служб.

Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.

Проблемы в семьеПроблемы в семьеПроблемы в семье – частая причина агрессивности

Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, необходимо с малых лет позаботиться об этом. Необходимо уделять внимание своему ребенку: дарите ему любовь и нежность сполна, никогда не употребляйте ругательные слова в их присутствии. С малышом нужно разговаривать на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша нужно прислушиваться, станьте для него преданным товарищем, тогда только есть возможность избежать асоциальных форм поведения.

Мотивация для подростковМотивация для подростковМотивация для подростков – важный фактор устранения агрессивности

Огромное содействие в реабилитации девиантных подростков оказывают различные социальные службы, горячие телефоны доверия, региональные семейные консультации психологов. Чтобы оградить восприимчивых подростков от негативного влияния окружающего уголовного мира, в школах нужно проводить тематические классные часы. Задача каждого родителя – объяснить своему подрастающему подростку, что такое истинное добро и пагубное зло, что совершать нарушения закона – это очень плохо, наносить кому-либо ощутимый вред либо причинять боль слабым – просто недопустимо, а подобное поведение обязательно будет наказано.

Способы коррекции тревожностиСпособы коррекции тревожностиОсновные способы коррекции тревожности

Необходимо воспитать ребенка жизнерадостным оптимистом, быть для него ярким примером, постоянно напоминая ему о том, что жизнь – просто прекрасна, а темные моменты бывают практически у всех, но именно они вносят некое разнообразие в повседневную жизнь. Нужно донести ребенку, что даже непреодолимые трудности не являются поводом для самоубийства, ведь он еще такой юный и впереди его ожидает жизнь, наполненная интересными и радостными событиями.

Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Девиантное поведение – устойчивые действия человека, отличные от общепринятых в социуме норм. Это понятие изучается социологами уже довольно давно.

Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Группа девиантных подростков

Эмиль Дюркгейм выпустил свой труд под названием «Самоубийство», он заложил фундамент науки, которая на сегодняшний день называется девиантологией.

Определение понятия

Девиантное поведение – нарушение социальных норм, которое обрело постоянный характер. Соответственно, девиантные подростки – это дети, регулярно ведущие себя вопреки обществу. Существует несколько подходов к трактовке этого понятия:

  1. Социология. Девиантное поведение – это действия, которые считаются в конкретном обществе вредными. Вызваны нарушением способности к усвоению и воспроизводству социальных норм.
  2. Медицина. В рамках этого подхода девиантные поступки вызываются психическими заболеваниями или пограничными психическими расстройствами.
  3. Психология. Здесь девиантные поступки спровоцированы психологическими феноменами, например, неспособностью находить грамотный выход из конфликтной ситуации.

Рассматривать девиантные формы поведения детей и подростков необходимо комплексно, на основе всех этих подходов.

Важно! Не всегда это отрицательное явление. Оно может быть конструктивным. Чтобы изменить неработающие или вредные социальные нормы, необходимо их нарушить. Если подобное делает лидер, это считается нормой. Общество разрешает человеку с высоким кредитом доверия преступать социальные правила, но в рамках ценностей людей.

Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Двое подростков, нарушающих общественные нормы

Если социальные нормы преступает обычный человек, то это может караться по закону. Через некоторое время его деятельность может быть оценена положительно. Например, диссиденты во времена СССР порицались. Сейчас во многих странах они считаются героями.

Причины девиантности

Боязнь школы у детей и подростков

Все причины детской девиантности делятся на три группы:

  1. Биологические. Сюда относятся психические заболевания, акцентуации, психопатии. Это органические особенности мозга, приводящие к изменению в восприятии окружающего мира и, как следствие, поступков.
  2. Психологические. Например, девиантное поведение могут провоцировать личностные особенности: нонконформизм, агрессивность, амбициозность, жадность и другие. Сюда же относятся социально-психологические причины: особенности воспитания, влияние друзей и прочее.
  3. Социологические. Общественные изменения, которые порождают девиантные поступки. Они могут быть как краткими, так и продолжительными.

Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Девиантный подросток курит

Если обобщить все эти группы, причины девиантного поведения подростков следующие:

  1. Неправильное воспитание;
  2. Конфликт между самооценкой и уровнем притязаний – когда человек имеет высокие амбиции, но не верит, что он может достичь желаемого;
  3. Развитие в неблагополучной семье;
  4. Неправильная компания;
  5. Вредные привычки;
  6. Бедность.

Признаки девиантного поведения подростков

Признаки депрессии у подростков и ее причины — как помочь выйти из нее

Чтобы действие подростка считалось девиантным, нарушение социальных норм должно быть регулярным. Также обязательно должен быть оказан вред или себе, или другим. Если действие не причиняет реального ущерба кому-то, но подросток от этого страдает, это тоже является признаком девиации.

Кроме этого, подобное поведение должно соответствовать личности подростка, не идти вразрез с его системой ценностей. Не всегда признаки девиантного поведения подростков видны невооруженным глазом. Разве что он употребляет наркотики, дерётся с синяками или совершает другие поступки, вызывающие изменения во внешности.

Дошкольники до 5 лет еще недостаточно усвоили общественные правила, чтобы их поведение трактовалось как ненормативное. Дети начальных школьных классов, трудная несовершеннолетняя молодежь уже могут считаться девиантными, если соответствуют описанным признакам.

Структура девиантного поведения подростков

Мания величия — что это значит у людей

Девиантное поведение проявляется на нескольких уровнях:

  1. Общественные стереотипы. Например, когда девиантные дети вступают в молодежную субкультуру, бреются налысо или нарушают общественные стереотипы, как должен одеваться человек. Реального вреда они не наносят, но вызывают осуждение в обществе, чем наносят ущерб себе.
  2. Моральные, религиозные нормы. Если в обществе осуждается любовь к деньгам, а девиантные подростки стремятся их заработать, жертвуя школой, это нарушает моральные нормы. В целом это пример позитивной девиации, потому что почти все миллионеры и миллиардеры первые деньги заработали в подростковом возрасте. Пример негативной девиации – обман, унижение другого человека и иные нарушения негласных правил или религиозных норм.
  3. Мелкие правонарушения. Нередко встречается термин «деликвентное поведение». Обычно это нарушение административных правовых норм.
  4. Криминальное поведение. Сильные правонарушения, которые приводят к существенным негативным последствиям для других людей.

Категории девиантного поведения

Создать единую классификацию девиантного поведения не получается. Причиной тому служит то, что это явление изучают разные науки, каждая из которых имеет собственные определения. Усложняет создание единой классификации и разнообразие форм человеческого поведения. Не существует единственно правильного понимания слова «норма». Никто не может называться полностью нормальным.

Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Девиантные подростки пробуют сигареты

Например, социология выделяет такие категории классификации девиантного поведения:

  1. Масштаб. По этому критерию девиантное поведение делится на индивидуальное и массовое.
  2. Модальность последствий. Отклонения от социальных норм могут быть положительными или отрицательными.
  3. Субъект поведения. Нарушать социальные нормы могут обычный человек, конкретная группа, социальные институты и условные группы (пример – женский алкоголизм).
  4. Объектом девиантного поведения могут быть экономические, бытовые, имущественные и другие виды отношений.
  5. По длительности девиантное поведение может быть постоянным или кратковременным.

Самый большой классификационный признак – тип нарушаемой нормы. Сюда относятся алкоголизм, терроризм, разбой и другие виды ненормативного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков

Профилактика бывает первичной и вторичной. Первая направлена на предупреждение ненормативных форм поведения у детей подросткового возраста, а вторая – на предупреждение рецидивов. Чтобы ребёнок вёл себя правильно с социальной точки зрения, необходимо:

  1. Правильно воспитывать ребенка. Нельзя слишком жёстко его прессовать, но и попустительствовать ему также запрещается. Необходимо четко обозначить границы, за которые ему нельзя переступать, а в их рамках предоставить подростку полную свободу. Это значит, что человек дошкольного или более взрослого возраста не должен чувствовать себя жертвой или начальником. Практика показывает, что большинство девиантных подростков воспитывалось в семьях с диктатурой родителей или, где они слишком слабы перед волей своего чада.
  2. Проводить воспитательные лекции. Желательно на них приглашать эксперта, который детально разъяснит последствия нарушения социальных норм и научит детей решать свои проблемы социально допустимым способом. Подобные лекции могут проводиться как в школе, так и дома.
  3. Специализированные тренинги, обучающие социально приемлемым формам поведения. На них могут рассказывать, как правильно выражать эмоции, добиваться своих целей, чтобы не затрагивать интересы других людей.
  4. Организация досуга. Большинство социально неприемлемых форм поведения подростки практикуют, когда им нечем заняться. Поэтому рекомендуется записать ребенка на развивающие кружки. Здесь также важно избегать перегибов. Чрезмерная загруженность ребенка приводит к неврозам, которое впоследствии могут перерастать в девиантное поведение. Выбор кружков должен осуществляться, исходя из интересов ребенка. Кружки учат самореализовываться социально приемлемым способом.
  5. Методы социальной работы с неблагополучными семьями. Задача социального работника – обеспечить удовлетворение потребностей ребенка. Тогда он не будет пытаться делать это на стороне, возможно, в плохих компаниях.

Важно! Вторичная профилактика осуществляется на институциональном и местном уровнях.

Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Девиантный подросток кричит

Важны и хорошие законы, которые обуславливают работу с малолетними нарушителями, и деятельность социальных служб на местах. Немаловажную роль играют родители как агенты первичной социализации.

Коррекция девиантного поведения у подростков

Методы коррекции девиантного поведения подростка во многом схожи со способами профилактики. Основная их задача – повлиять на причину, определить мотив нарушения общепринятых правил. Если девиантное поведение было вызвано психическими заболеваниями, то необходимо их лечить, совокупно применяя методы психотерапии. То же самое касается и других причин.

Тренинги

Тренинг – это групповое мероприятие, проект, целью которого является выработка навыков правильного поведения в обществе. Упражнения обычно делаются в игровой форме, что способствует усвоению соответствующих способностей. Одних тренингов недостаточно, необходимо социальное сопровождение с целью закрепления полученных умений.

Лекции и беседы

Это еще одна форма пропаганды социально допустимого образа жизни. Способ неплохой, но имеет ряд ограничений. Лекция не должна проводиться в назидательный форме, быть скучной.

Важно! В идеале её должен проводить подросток. Такая система называется «равный равному».

Если учить подростков жить будет такой же по возрасту человек, он с большей вероятностью сможет вызвать доверие и, как следствие, спровоцировать положительные изменения.

Он посылает правильные сообщения среди таких же простых детей, как он сам, говорит на их языке. Это простой, но эффективный способ преодоления и предотвращения девиантных проявлений среди детей младшего школьного возраста и подростков.

Правильная организация свободного времени

В целом здесь всё аналогично тому, что написано выше. Единственное, что можно добавить, – подросток должен учиться самостоятельно организовывать свободное время. Позитивные изменения должны осуществляться по его собственной воле, поэтому навязывание неугодного ребёнку графика может только усугубить ситуацию и вызвать протест.

Таким образом, девиантное поведение подростков – комплексная проблема. В идеале она требует мультидисциплинарного подхода, но в легких случаях достаточно изменения стиля воспитания.

Видео

Источник: https://srazu.pro/vozrostnaya/deviantnoe-povedenie-podrostkov.html

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%.

Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью.

Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Девиантное поведение подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения.

Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу.

Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям».

Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая.

Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему.

Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки.

Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями.

Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция.

Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства.

Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами.

Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций.

В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/adolescent-deviant-behavior

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкнове

Особенности поведения подростков

Подростковый возраст – непростой этап взросления, который в среднем длится с 12-13 до 18 лет и сопровождается бурным ростом, серьезными физиологическими и психологическими изменениями. Так как в организме подростка происходит множество изменений, многие поведенческие особенности могут быть вызваны физиологическими процессами, половым созреванием, гормональными изменениями  в организме.  Сильный отпечаток подростковый возраст откладывает и на нервную систему, в которой в этом возрасте процессы возбуждения преобладают  над процессами торможения. Все эти изменения делают подростков излишне возбудимыми, провоцируют сильные эмоциональные реакции даже на незначительный с взрослой точки зрения стресс, а также излишне импульсивное и истеричное поведение.

В то же самое время подросток занят поисками себя и формированием собственной идентичности. Самыми значимыми людьми в жизни подростка являются уже не родители и родственники, а друзья и компании сверстников. Попытки завоевать авторитет у значимой группы сверстников могут толкнуть вчерашнего ребенка на весьма необдуманные поступки. Особенно сложно для родителей бывает принять тот факт, что поиск себя и своего места в жизни подросток часто начинает с того, что отвергает родительские ценности и бунтует против родительского авторитета. Очень активно подростки сопротивляются и родительской заботе, почти всё время, принимая ее за контроль и всячески пытаясь отвоевать свою независимость и автономность.

Поиски себя часто приводят подростков к неформальным группам, с ярко выраженным лидером, кодексом поведения, а также особенностей внешнего вида. Любимая музыка, спортивный клуб или хобби позволяют подросткам создавать свои закрытые группы и часто становятся более значимым местом для проявления своих способностей и талантов, чем школьные занятия, дополнительные курсы или любые предложенные родителями виды деятельности. При этом интересы подростков очень переменчивы и их мировоззрение вместе с соответствующим поведением может изменяться буквально каждый день.

Родители часто отмечают противоречивость подросткового поведения. Так грубое и агрессивное поведение может смениться излишней ранимостью и эмоциональностью. А периоды лихорадочной активности – апатией, когда подростки становятся угрюмыми и проводят дни, закрывшись в своей комнате. Все особенности поведения в подростковом возрасте являются нормальной частью процесса сепарации и взросления. Однако этот возраст является одним из самых сложных и иногда подростку может понадобиться помощь психолога для того, чтобы успешно пройти кризисный этап подросткового возраста. Родителям следует обратить внимание на своего подростка в том случае, если поведение постоянно  излишне агрессивно или слишком ранимо. Тревожится необходимо, когда затягиваются периоды апатии, так как подростковые депрессии – явление не такое редкое, как думают многие родители. Важным фактором успешного прохождения через подростковый кризис является умение родителей разговаривать с взрослеющим ребенком, идти на компромиссы и предоставлять ему больше свободы, при этом сохраняя границы дозволенного.

Если у подростка сохраняется контакт с родителями, то остальные проявления – это просто нормальный этап взросления. Переживать родителям стоит тогда, когда их ребенок замыкается в себе и отказывается идти на контакт.  Таким образом, сохранение доверия между подростком и родителями – один из ключевых факторов способности семьи успешно проходить через кризисы. Очень часто лучшим решением является консультация у психолога, которая особенно уместна, когда проблемы в отношениях подростка и родителей только начинаются и многие негативные моменты подросткового возраста могут быть сглажены, чтобы этот период прошел успешно и с минимальными потерями для всей семьи.

Эпатажное поведение подростков – Семья и дети – Домашний

Эпатажное поведение подростковНапример, подросток может выкрикивать что-то неуместное на уроках, вызывающе вести себя на улице и в общественных местах. Внешне это поведение чем-то напоминает детскую непосредственность дошкольника, но понятно, что в отличие от малышей, подростки ведут себя так вполне осознанно. Что же стоит за подростковым эпатажем? На самом деле, это один из способов решения сразу нескольких возрастных задач.

Отрицание норм и правил, проверка их на прочность

Под влиянием воспитания с раннего детства ребенок привыкает жить в определенной системе норм, правил поведения и традиций. У него практически не возникает вопроса о происхождении этих правил и для чего они нужны, ему вполне достаточно того, что так сказала мама или учительница. Подросток же начинает подвергать сомнению каждое правило, обесценивать и отрицать любые ограничения. «Нельзя громко смеяться – а если попробовать? Нельзя разговаривать с учителем неуважительно – а я попробую, посмотрим, что будет» и так далее. Подросток бросает вызов системе, созданной взрослыми и не имеющей личного смысла для него самого, он как будто специально делает все назло. На самом деле, это необходимый этап в развитии самосознания человека, на основе этого отрицания и пересмотра ценностей подросток постепенно формирует собственную систему координат. Причем вовсе не обязательно, что эта система будет противоположной тому, что он так активно отрицал. Это вовсе не означает, что в таком случае нужно позволять подростку грубить и вести себя нагло. Просто необходимо понимать, что запретами, наказаниями и приказами тут уже ничего не добиться, причина «потому что я так сказал» вызывает лишь бурный протест подростка. Каждую из норм и правил нужно объяснять, а то и вместе с сыном и дочерью формулировать их заново.

Привлечение внимания, завоевание авторитета среди сверстников

Еще одна важная тема для подростка – общение со сверстниками. В этом возрасте становится очень важным иметь группу, где тебя принимают, а лучше – где ты являешься лидером, авторитетом для других. Эпатажное поведение оказывается неплохим способом завоевания такого авторитета. Каждый «безбашенный» поступок добавляет очков в копилку подростка, его статус в глазах сверстников повышается. Ведя себя развязно и вызывающе, подросток чаще всего работает на публику. Многое зависит от особенностей самого коллектива, где подросток пытается самоутвердиться – что ценится в этом коллективе, считается «крутым».

Евгения Лепешова

Психолог

Если подростки начинают вести себя нагло, вызывающе, переходить рамки, это, прежде всего, говорит не о самих юношах и девушках, а об уровне развития коллектива, а значит меры должны быть направлены именно на развитие коллектива.

Ощущение взрослости

Через эпатажные поступки подросток начинает ощущать себя более взрослым, что также очень важно в этом возрасте. «Это я пока был маленьким, боялся, а сейчас говорю все, что думаю!» - примерно так обозначает подросток этот водораздел. И чем меньше у подростка реальных возможностей для демонстрации своей взрослости, тем больше он будет пытаться доказывать ее смелыми и неоднозначными поступками. Когда же родители и педагоги готовы меняться вслед за развитием ребенка, предоставлять ему больше ответственности, обсуждать проблемы из позиции «на равных», у подростка не возникает необходимости в эпатажном поведении.

Когда ребенок вступает в переходный возраст, родители часто оказываются в определенном воспитательном тупике. Прошлые приемы не работают, подросток ведет себя все более нагло, напряжение в отношениях растет. И в этот момент очень важно вместо того, чтобы усиливать его, сесть и подумать, что же происходит с ребенком, что скрывается за маской эпатажного поведения. И уже исходя из этого искать новые подходы к общению. Помните, что бурный период обязательно пройдет, и все встанет на свои места!

Психология подростка - особенности подросткового возраста, кризис

Подростковый возраст у детей — трудный период не только для родителей, но и для них самих. Психология подростка построена на необходимости признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей. Его начало приходится на 11- 12 лет, а завершается в 17 или 18 лет. Дело в том, что строго очерченные границы возраста для всех индивидов установить нельзя. Для каждого из них они уникальны.психология подростка

Особенности психологии подросткового возраста

подростковый возрастПодростковый возраст иногда характеризуется как «переходный». Развитие ребенка в это время происходит невероятно быстро. Череда внутренних конфликтов, эмоциональные срывы, но в то же время и становление активной жизненной позиции приводят к его осознанию себя как личности.

Начиная с 11 или 12 лет, у ребенка происходит формирование поведенческих основ, определяются нравственные представления и моральные нормы на основе усвоенных социальных установок.

В усвоении школьных дисциплин, у подростков, из-за особенностей развития, могут возникать сложности. Кроме неуспеваемости, нередко встречается и неадекватное поведение. Для того, чтобы обучение проходило успешно, необходима мотивация, с помощью которой можно придать ему важность. Часто подростки пренебрегают основным условием любого обучения — стремлением к получению знаний и даже противодействуют процессу обучения.

Психология подростка: независимость и самоуверенность

подростковая независимостьВ связи с взрослением, личностные качества ребенка начинают меняться. Отличающийся ранее сдержанностью и серьезным отношением к учебе, подросток может стать совершенно другим, раздражительным, не терпящим возражений. Или, наоборот, активизировать свои познавательные способности и много времени отводить учебному процессу и дополнительным занятиям.

В психологии подростка и его внутреннем мире начинаются изменения:

  1. Становится невероятно сильной тяга к общению со сверстниками, выяснение позиций других и своего места в коллективе. Это может быть лидерская позиция, нейтральная или несколько отстраненная. Мнение друзей часто начинает быть более весомым, чем оценка взрослых или педагогов. Для подростка слишком много значит группа, ее влияние иногда безгранично. Если его популярность подвергается сомнению, у него возникает сильное беспокойство.
  2. У школьников младшего возраста тревожность повышается при контакте с незнакомыми им взрослыми. А у подростков чувство тревоги резко возрастает при общении с родителями и сверстниками.
  3. Быстрые физиологические изменения, вызванные гормональной перестройкой в организме, приводят к изменению поведения подростков. Из-за снижения активности доминирующего центра коры головного мозга, внимание ухудшается. Теперь оно более неустойчивое и непродолжительное.
  4. Половое созревание способствует быстрому росту и появлению вторичных половых признаков, что вызывает у подростков интерес к своему телу. Соответственно своим представлениям, они стремятся выглядеть более женственно или мужественно. Начинают иначе относиться к сверстникам-девочкам, так как понимают, что перед ними представители другого пола.половое созревание девушки

У подростков все физиологические перемены временные. Вместе с завершением процесса полового созревания и стабилизацией гормонального фона, они вновь начинают улучшаться.

Подростковая психология и основные психологические изменения

психологические измененияПеремена психологии у подростков не менее значительна, чем биологические преобразования. В это время резко возрастает творческая активность, улучшается качество познавательных процессов, так как ускоряет свое развитие логическая память, которую подросток начинает использовать наряду с произвольной и опосредованной. А вот механическое запоминание ухудшается.

Родителям и педагогам нужно обращать внимание на то, что в этот период у подростков происходят такие психические процессы как:

  1. Перемены в памяти и мышлении. У младших школьников мыслительные процессы близки к вспоминанию. У подростков термин «вспоминать» начинает означать «мыслить». То есть для эффективного запоминания нового материала, им потребуется установить логическую связь между отдельными частями.
  2. Обогащение речи — подростки уже хорошо декламируют и самостоятельно подготавливают выступления.
  3. Развивается самосознание. Обостряется чувствительность к мнению других о собственной внешности, уровне знаний или компетентности в какой-то области.
  4. Поведение подростков также меняется — они проявляют бунтарство, стремление к независимости и желание освободиться от излишней (по их мнению) опеки родителей.

Кризис подросткового возраста в психологии обычно связывают с большим, чем раньше, влиянием сверстников, общей склонности к риску, низкой устойчивостью к рискам, инфантильности при выборе профессии, недостаточной ответственностью.

Несмотря на то, что они могут выглядеть как взрослые, родителям и педагогам все же следует помнить, что они нуждаются в серьезной поддержке.

Видео-лекция «Психология подростка»

Девиантное поведение подростков - причины, симптомы, диагностика и лечение

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Общие сведения

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Почему подростки совершают сумасшедшие поступки? – Развитие ребенка

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о