Поведенческие характеристики человека: Поведенческие типы человека — все самое интересное на ПостНауке
Оценка поведенческих характеристик кандидатов на должность
Отправить статью или инфоповод
14 июня 2010
3980
Торжественно прошествовавший по Европе, и слегка забуксовавший в родном черноземе, инструмент оценки поведенческих характеристик кандидатов, гордо именуемый «Системой Томаса», несмотря ни на что, становится все более популярным.
Идея, лежащая в основе «Системы Томаса», состоит в том, что в поведении каждого человека в разной степени могут проявляться четыре фактора. Доминирование (dominance — D) — ориентированность на результат, соперничество, целеустремленность, агрессивность, решительность, стратегическое мышление и проч. Влияние (influence — I) — ориентированность на общение, построение взаимоотношений, дружелюбие, эмоциональность, оптимистичность и проч. Постоянство (steadiness — S) — ориентированность на безопасность, постоянство, стабильность, терпеливость, мягкость, дружелюбие, последовательность. Соответствие (compliance — C) — ориентированность на логику, стандарты, самодисциплинированность, перфекционизм, аккуратность, точность, практичность.
«Несколько лет назад я изучала возможность внедрения «Системы Томаса» в компании, где я работала. Она показалась мне достаточно интересной. К сожалению, высшее руководство не поддержало мою инициативу», — поведала Станислава Винярская, менеджер по персоналу ООО «Эспан» (продажа косметики и товаров медицинского назначения, штат — 80 чел.).
Услышали мы и совершенно противоположные мнения о возможностях широкого применения данного инструмента. «Конечно, очень привлекательно иметь возможность за десять минут узнать, что из себя представляет человек. Но мне кажется, в этом и состоит проблема — желание сэкономить время может сыграть плохую шутку. Разумеется, можно по методу Полиграф Полиграфыча «взять и поделить» всех на несколько категорий. Однако ни один человек идеально не вписывается ни в одну из известных мне типологий.
Тем более, когда речь идет о поведенческих реакциях. Ведь, помимо склонности к доминированию или выстраиванию отношений, существует мотивация к конкретной работе и работе в конкретной компании, которая зависит и от жизненной ситуации, и от интересов, и от возможностей, и от способностей. Именно этот набор будет являться решающим для прогноза эффективности или неэффективности сотрудника», — считает Семен Кродий, бизнес-тренер, HR-консультант.Однако прагматичных топ-менеджеров всегда больше интересовало не то, что думает или чувствует сотрудник, а то, как он будет вести себя в той или иной ситуации. И, как ни парадоксально, но такой сугубо поведенческий подход дает весьма эффективные результаты, несмотря на то, что ответы на вопросы, почему или зачем человек поступает определенным образом, остаются за кадром.
«С одной стороны, большинство людей проявляют сочетание нескольких качеств (исследуемые по «Системе Томаса» — прим. «ВД»), поэтому стиль поведения индивидуума определяется комбинацией этих реакций. С другой — эта комбинация определяет наш автопортрет, который мы стремимся сохранить, и это — предпочитаемый нами стиль поведения», — рассказывает Валерия Кирпичникова, партнер, директор компании ДП «МІР Украина» (подбор персонала, штат — 7 чел.).
Для того чтобы получить результат, испытуемым нужно заполнить анкеты с вопросами (процедура занимает 10-15 минут), на основании которых результаты выдаются в виде трех графиков, демонстрирующих, насколько в той или иной ситуации могут быть выражены доминирование, влияние, постоянство и соответствие. К примеру, тест, позволяющий определить профиль личности, состоит из 24 пунктов, в каждом из которых следует выделить одно из четырех прилагательных — характеристик человека «такого, как я» и «не такого, как я».
По данным компании Jansen Capital Management (официального дистрибутора компании Thomas International в Украине), помимо профильного анализа личности, «Система Томаса» позволяет также проводить профильный анализ должности и командный аудит, который дает возможность осуществить анализ команды и охарактеризовать ее с точки зрения вклада каждого из ее участников.
Фантик или конфетка?
Однако приходится приложить немало усилий, чтобы за красивой упаковкой и яркой презентацией увидеть суть заморского интеллектуального продукта. К сожалению, «Система Томаса» — не исключение. Большинство провайдеров данной услуги избегают разговоров о ее недостатках и ограничениях. Что приводит к закономерному скепсису тех, для кого она предназначена.
«Я так и не смог получить информацию, подтверждающую обоснованность применения данной системы тестирования. Почему она работает? Какая гениальная идея, кроме субъективной оценки самого себя, позволяет ей быть эффективной? Консультанты декларируют ее необыкновенную надежность, но что стоит за этими цифрами, кроме их собственных утверждений?» — разводит руками Михаил Песч, менеджер по персоналу компании «Бронка Люкс» (торговля продуктами питания, штат — 86 чел.).
Аналогичной точки зрения придерживается и Михаил Бондаренко, директор ООО «Форкраст» (дистрибуция и продажа автомобильных красок, масел и автоэмалей, штат — 95 чел. ): «Когда мне предлагают волшебную таблетку от всего, я начинаю сомневаться. Относительно «Системы Томаса» мои сомнения пока остались при мне».
Впрочем, о категории сотрудников, результативность тестирования которых может быть снижена, рассказала Валерия Кирпичникова. «Мы с оглядкой применяем «Систему Томаса» для молодых специалистов. Важно, чтобы человек имел опыт работы хотя бы два-три года, чтобы вырисовались основные поведенческие характеристики. Ведь программа отражает поведение именно в рабочей ситуации, а не в домашней обстановке. А молодые люди еще находятся в поиске, часто меняя род деятельности», — говорит собеседница.
Иной подход для решения этой проблемы предлагает Пер Андерс Фалк, международный консультант по менеджменту, рекомендующий проводить ежегодное тестирование сотрудников, позволяющее определить изменения в их профиле и наметить пути развития.
То, что профиль личности не является чем-то застывшим и неизменным, подтвердила и г-жа Кирпичникова: «Очень показательный случай был при подборе на сложную вакансию для нашего клиента.
Полюби меня такой
«Мне кажется, что применение «Системы Томаса» имеет смысл для крупных предприятий, с большим количеством персонала. Кстати, нужно сказать, что она довольно дорогостояща — и в приобретении, и в использовании», — заметила г-жа Винярская. Стоимость исследования — от 40 евро за одного человека.Однако, несмотря на наличие весомых аргументов и у поклонников, и у противников «Системы Томаса», нельзя не отметить, что она применяется известнейшими компаниями в 60 странах мира. И во многом успешное решение кадровых вопросов их топ-менеджеры связывают с внедрением именно этой методики.
Хотя и здесь скептики умудряются найти объяснение подобному положению дел. «Эта система, как и многие другие, неадаптированные к нашим реалиям психологические продукты, работает только по той причине, что с ее помощью внимание руководителя обращается на личные особенности и потребности сотрудников. В этом и состоит весь секрет их эффективности. Просто нет ничего, что стоило бы так дешево и ценилось так дорого, как внимание», — утверждает г-н Кродий.
Впрочем, так или иначе, а абсолютно надежных инструментов, позволяющих спрогнозировать поведение человека, нет и, наверное, никогда не будет. Что всегда даст возможность сотрудникам предприятий оставаться самым ценным и самым непредсказуемым ресурсом.
Плюсы и минусы
Простота и доступность для понимания
Возможность получения быстрых результатов
Хорошо налаженная система поддержки пользователей и интерпретации результатов
Данные о надежности и валидности не были подтверждены на отечественной выборке
Внедрение «Системы Томаса» требует немалых финансовых затрат
Отсутствие убедительных теоретических обоснований
Анализ оценки своих качеств кандидатом может быть ситуативным и не соответствовать реальному положению дел
Наталья Науменко
Источник: vd.ua
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписывайтесь на наш
Подписывайтесь на наш
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
Что такое поведенческая биометрия и кто применяет её на российском рынке
Биометрические методы аутентификации бывают статическими и динамическими.
- Статические методы основаны на физиологических признаках человека, присутствующих на протяжении всей его жизни. К таким признакам относятся геометрия лица и руки, радужная оболочка глаза, рисунок вен и другие признаки.
- Динамические методы берут за основу поведенческие характеристики людей, например, голос, рукописный почерк или походку. При этом специалисты уверены, что динамические методы, оценивающие уникальные свойства поведения пользователей, в будущем смогут значительно сократить риски в сфере безопасности и сделают надежнее защиту данных, устройств и объектов по сравнению со статическими биометрическими методами.
Что такое поведенческая биометрия
Динамические (поведенческие) методы аутентификации основываются на поведенческой характеристике человека. Они оценивают уникальное поведение и подсознательные движения человека в процессе воспроизведения каких-либо действий. При этом подозрительное поведение, свидетельствующее об отклонении от нормы, может быть признано различными системами как мошенническое.
Поведенческую биометрию можно адаптировать для самых разных устройств, включая операционные системы в смартфонах. Технологию можно использовать не только в отдельных приложениях, обеспечивая защиту всего устройства.
Свойства технологии
Как утверждают эксперты, такие действия пользователя, как движения руки с мышкой, пальцев над тачскрином или нажатия клавиш клавиатуры, уникальны. Результаты компьютерной обработки этих действий – паттерны – в отличие от паттернов статической биометрии (отпечатки пальцев, ладоней, картинки сетчатки глаз, портретные снимки) сложнее скомпрометировать злоумышленникам, похитившим их, поскольку такие данные сложно использовать без участия владельца.
При этом паттерны данных поведенческой биометрии системы могут постоянно отслеживать и анализировать в фоновом режиме.
Области использования поведенческой биометрии
На сегодняшний день промышленное применение поведенческой биометрии еще не так распространено. Эксперты предлагают применять технологию в тех случаях, когда нужны дополнительные уровни аутентификации, например, при проведении крупных транзакций или допуске к особо важным данным.
Сейчас поведенческую биометрию чаще всего используют банки и финансовые организации. Эксперты также видят потенциал для применения технологии в сегментах e-commerce, онлайн-сервисах, здравоохранении, правительственных организациях и на рынке потребительской электроники.
Рынок биометрической аутентификации
Рынок биометрических технологий сегодня показывает значительный рост. Аналитики считают, что мировой рынок биометрии достигнет объема $10 млрд к 2022 году, а среднегодовые темпы роста отрасли составят 19,4% в ближайшие три года. При этом, по данным аналитической компании Tractica, объем рынка биометрических решений к 2025 году должен достичь отметки $15,1 млрд.
По данным компании Spiceworks, биометрическая аутентификация к 2020 году будет внедрена в 86% компаний в Северной Америке и Европе. Итоги исследования также свидетельствуют, что 62% компаний в этих регионах к 2018 году уже внедрили этот способ аутентификации, а еще 24% организаций придут к внедрению биометрических технологий в ближайшие два года.
Фото: Артём Геодакян / ТАСС
Методы поведенческой аутентификации
Эксперт направления информационной безопасности компании КРОК Дмитрий Березин считает, что поведенческую биометрию на сегодняшний день можно назвать наиболее перспективной технологией защиты информации. Эти решения включают в себя анализ множества параметров, например отпечатков пальцев, рисунка кровеносных сосудов ладони, изображения сетчатки глаза, а также динамически меняющихся паттернов активности пользователя (скорость и манера печати на клавиатуре, особенности движения мышкой, особенности голоса, мимики и другое).
Несколько лет назад компания TeleSign провела масштабное исследование с привлечением 600 специалистов по информационной безопасности, рассказывает эксперт. По мнению участников опроса, основной технологией, которая должна прийти на смену паролям, должна стать поведенческая биометрия. Внедрить ее в ближайшие годы планируют 54% респондентов.
При этом почти 80% опрошенных уверены, что поведенческая биометрия не только повышает уровень защиты данных, но и не оказывает негативного воздействия на ощущения пользователей.
К методам поведенческой биометрии относятся:
- Голосовая биометрия
Эта технология используется достаточно давно, и сейчас ее развитие значительно ускорилось. Построить код идентификации по голосу можно с помощью различных сочетаний частотных и статистических характеристик голоса. Однако такие системы имеют ряд недостатков. Так, на результаты распознавания голоса могут повлиять различные факторы: помехи в микрофонах, окружающая обстановка, ошибки при произношении, эмоциональное состояние человека и другие условия.
- Рукописный почерк
Как правило, для идентификации человека по рукописному почерку используется подпись или кодовое слово. Цифровой код идентификации формируется в зависимости от необходимой степени защиты и самого оборудования (смартфон, компьютер, планшет).
Такой код может выстраиваться по характеристикам подписи, когда для идентификации используют степень совпадения двух картинок, либо по подписи и динамическим характеристикам написания. Здесь для идентификации пользователя выстраивается свертка, которая содержит информацию о самой подписи, временных характеристиках и характеристиках динамики нажима на поверхность устройства.
- Клавиатурный почерк
Этот метод почти не отличается от технологии идентификации по рукописному почерку. Однако здесь вместо подписи применяется кодовое слово, и такой способ не требует использования специального оборудования, кроме стандартной клавиатуры. При этом основной характеристикой, по которой создается свертка для идентификации пользователя, выступает динамика набора кодового слова.
- Цифровой почерк
Цифровой почерк включает в себя характеристики поведения пользователя при взаимодействии с различными устройствами. Пользуясь технологиями, люди оставляют своеобразные отпечатки, похожие на те, которые мы оставляем, прикасаясь пальцем к предметам, только в данном случае отпечаток представляет собой набор особенностей обработки информации нашим мозгом, так называемый «когнитивный след».
К характеристикам цифрового почерка при взаимодействии с компьютером можно отнести в частности скорость печати, давление на клавиши, длительность нажатия на клавиши, периоды между нажатиями, манипуляции с мышью и навигационные привычки. А пользователи смартфонов обладают уникальными характеристиками скорости, стиля взаимодействия и давления на экран телефона.
- Другие динамические методы
Распознавать людей можно не только по голосу, подписи или цифровому почерку, но и по другим характеристикам. Современные технологии позволяют аутентифицировать человека по жестам, а также по движению губ при воспроизведении кодового слова или динамике поворота ключа в дверном замке.
Кроме того, биометрические технологии могут оценивать и распознавать походку, осанку человека и движения тела человека, поднимающегося по лестнице.
Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ
Поведенческая биометрия: российский опыт
Росбанк использует системы распознавания голоса для удаленной идентификации и анализа дополнительной информации о поведении клиентов, рассказывает Василий Воронов, исполняющий обязанности директора по инновациям Росбанка.. Если говорить именно о методах аутентификации клиентов с помощью биометрических данных, следует сказать о продолжении партнерства банка с Единой биометрической системой, разработанной Ростелекомом при поддержке Банка России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, продолжает эксперт.
Единая биометрическая система («Ключ Ростелеком») представляет собой цифровую платформу, которая позволяет удаленно идентифицировать человека по биометрическим характеристикам – фотографии или записи голоса.
В июле 2018 года Росбанк запустил сервис по сбору и передаче биометрических данных клиентов банка в Единую биометрическую систему. Любой пользователь может бесплатно сдать биометрические данные в офисах банка. С января 2019 года Росбанк расширил географию офисов, и теперь клиенты могут сдавать свои биометрические данные в 107 отделениях Росбанка, расположенных в 70 субъектах РФ. При этом услуга доступна в самых отдаленных частях страны, в том числе на Дальнем Востоке.
Развитие удалённой идентификации может стать драйвером развития для всей отрасли. Главные плюсы этих систем – простота и удобство получения дистационных банковских услуг. Внедрение технологий биометрии, в частности, поведенческих биометрических методов, должно сделать финансовые услуги и цифровые сервисы более доступными для людей из отдаленных регионов, а также для маломобильных граждан. Не менее важный фактор – повышение защищённости большого числа цифровых операций.
Василий Воронов И. о. директора по инновациям Росбанка
Возможности Единой биометрической системы используют также другие российские банки. Так, в июле 2018 года «Тинькофф Банк» провел первую регистрацию биометрических данных своих клиентов с помощью системы «Ключ Ростелеком», разработанной в рамках Единой биометрической системы. Специалисты банка начали собирать данные клиентов во всех регионах России, где работают представители компании.
В 2018 году сбор биометрических данных для регистрации в Единой биометрической системе стартовал также в «Альфа-Банке». Новый сервис сначала заработал в двух отделениях «Альфа-Банка» в Москве, а затем стал доступен в 87 отделениях, в том числе в других регионах.
Опыт внедрения поведенческой биометрии есть также у «Почта банка». В октябре 2018 года специалисты компании начали применять голосовую биометрию в контакт-центре банка для аутентификации клиентов. Запись голоса клиента осуществляется во время первого звонка в колл-центр.
В дальнейшем при обращении в контакт-центр система безошибочно идентифицирует клиента по голосу, и от него не требуется дополнительных подтверждений в виде кодовых слов или паролей. В «Почта банке» уверены, что система в будущем сможет существенно снизить риск мошеннических действий, упростит процессы аутентификации для клиентов и обеспечит более быстрое обслуживание.
Фото на обложке: Depositphotos
Материалы по теме:
Четыре технологии, которые закрывают банковские отделения
Как запуск системы удалённой идентификации приведёт к трансформации банков
Американские исправительные заведения составляют базу голосов преступников и невиновных людей
Умные экраны, контекстуальность, биометрия и интерактивные драмы – как виртуальные ассистенты станут реальными
Поведение человека | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты
унаследованный рефлекс
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
- Похожие темы:
- сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция
См. весь соответствующий контент →
человеческое поведение , потенциальная и выраженная способность к физической, умственной и социальной деятельности на разных этапах жизни человека.
Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.
Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.
В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.
Теории развития
Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.
В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области имеют тенденцию носить описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Психоаналитические теории
Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.
(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)
Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.
Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотивов — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.
Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы. Эриксон рассматривал эмоциональное развитие на протяжении жизни как последовательность стадий, во время которых возникают важные внутренние конфликты, успешное разрешение которых зависит как от ребенка, так и от его или ее окружения. Эти конфликты можно рассматривать как взаимодействие между инстинктивными влечениями и мотивами, с одной стороны, и социальными и другими внешними факторами, с другой. Эриксон выделил восемь стадий развития, первые четыре из которых: (1) младенчество, доверие и недоверие, (2) раннее детство, автономия и стыд и сомнения, (3) дошкольный возраст, инициатива и вина и (4) школьный возраст. , трудолюбие против неполноценности. Конфликты на любом этапе должны быть разрешены, если вы хотите избежать личностных проблем. (Этапы развития Эриксона во взрослом возрасте обсуждаются ниже в разделе «Развитие во взрослом и пожилом возрасте».)
Поведение человека | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты
унаследованный рефлекс
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
- Похожие темы:
- сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция
См. весь соответствующий контент →
человеческое поведение , потенциальная и выраженная способность к физической, умственной и социальной деятельности на разных этапах жизни человека.
Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.
Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.
В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.
Теории развития
Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.
В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области имеют тенденцию носить описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Психоаналитические теории
Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.
(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)
Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.
Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотивов — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.
Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы.