Постоянство зрительного восприятия: Увидеть и не обмануться

Постоянство зрительного восприятия: Увидеть и не обмануться

Содержание

Увидеть и не обмануться

9 — 2011

Софья Скрылина, преподаватель информационных технологий, г.Санкт-Петербург

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, способность осмысливать то, что видишь. Эти процессы обеспечивают восприятие цвета, пространства, направления и формы объектов. Осматривая предмет, человек всегда пытается понять, что он видит. Но не всегда увиденное им соответствует действительности.
Существуют объективные закономерности зрительного восприятия, которые дизайнер должен знать и использовать в своей работе. Ведь успех его конечного продукта прежде всего зависит от того, как его воспримет потребитель.

Особенности зрительного восприятия

Последовательность и избирательность

При рассматривании любых предметов глаза двигаются, причем одновременно и согласованно. Глаза устроены так, что за один раз позволяют распознать только один образ, затем переходят к следующему и т.

д. Получается, что человек смотрит последовательно. Взгляд перемещается от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Фрагменты изображения, на которые человек смотрит чаще всего, являются смысловыми центрами. На рис. 1 приведен пример траектории движения глаз при рассматривании профиля Нефертити.

Как видно из траектории, главные элементы на лице, приковывающие внимание, — глаза, нос и губы. А из множества предметов в большинстве случаев выбор падет на изображение человека или животного.

Рис. 1. Пример траектории движения глаз при рассматривании профиля Нефертити

Точки, в которых при рассматривании изображения глаза останавливаются и меняют направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Такие точки наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий применяются при вышивке крестом, в ковровых рисунках, часто используются художниками для достижения большей выразительности и стилизации изображений (рис.

 2).

Рис. 2. «Крестьянка» Ивана Горюшкина-Сорокопудова как пример рисунка с резкими изломами линий

Реакция на движение

Зрительный аппарат устроен так, что при появлении в поле зрения движущегося объекта, взгляд почти мгновенно переводится на него, а затем отслеживает движение. Это свойство глаз широко используется профессиональными дизайнерами для привлечения внимания к рекламным роликам, анимационным презентациям, бегущей текстовой строке и т.п.

Целостность восприятия

Человек способен представить и увидеть изображение в целом, рассматривая отдельные его части. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как целое, могут создать новое неожиданное изображение. Человек подсознательно пытается объединить элементы изображения. Примеры подобных простых картинок приведены на рис. 3.

Рис. 3. Примеры целостного восприятия линий

Запоминаемость

Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7-9. Посмотрите в течение нескольких секунд на картину (рис. 4), закройте глаза и попробуйте вспомнить увиденные фрагменты. Скорее всего, их будет не больше девяти. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу.

Рис. 4. Рембрандт. Музыкальная партия

Константность

Константность зрительного восприятия — относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Таким образом, константность — это способность узнавать предметы с разных точек зрения, в разных проекциях. Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее. Благодаря константности мы можем приобщить к нужному классу увиденный предмет, например все мыслимые изображения кошек объединить в одно понятие «кошка» (рис.  5).

Рис. 5. Пример константности восприятия

Соотносительность

Соотносительность — способность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один предмет, вы наверняка не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую­то среду, окружить другими предметами, сопоставить его размеры с известными размерами других предметов (рис. 6).

Рис. 6. Пример восприятия объекта в зависимости от его окружения

Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным, и наоборот (рис. 7).

Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям.

Рис. 7. Зависимость восприятия цвета от контраста: верхняя (нижняя) часть внутреннего прямоугольника, находящегося справа, кажется значительно светлее (темнее) такой же части прямоугольника, расположенного слева

Иллюзорность

Иллюзорность — ошибки в зрительном восприятии, обман зрения. Существует несколько причин зрительных иллюзий:

  1. Иногда иллюзии появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например наблюдение одним глазом, при неподвижных осях глаз, через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
  2. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из­за оптического совершенства глаза, а из­за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
  3. Известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Рассмотрим в качестве примеров графические иллюзии на изображениях.

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Слепое пятно

Наличие слепого пятна на сетчатке глаза впервые открыл в 1668 году известный французский физик Э.  Мариотт. Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг, а следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. На рис. 8 исчезающая фигура заменяется белым фоном. Закройте левый глаз и посмотрите правым на крест, изображенный слева, держа рисунок на расстоянии 15­20 см от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение овала перестает быть видимым.

Рис. 8. Иллюзия исчезновения фигуры

Иррадиация

Многие иллюзии основаны на эффекте иррадиации (от лат. irradio — сиять, испускать лучи), который возникает при наблюдении светлых фигур и объектов на черном фоне и наоборот. Вглядитесь в черный квадрат на белом фоне и белый квадрат на черном фоне (рис. 9). Белый квадрат кажется больше, чем черный. Это оптическая иллюзия. На самом деле квадраты абсолютно одинаковы.

На эффекте иррадиации основаны и примеры иллюзий непараллельности параллельных линий (рис. 10).

Рис. 9. Белый квадрат на черном фоне кажется больше черного квадрата на белом фоне

Рис. 10. Специально подобранная комбинация различных элементов рисунка создает иллюзию искажения параллельных линий

Иллюзия движения

Присмотритесь внимательно к изображениям на рис. 11. Вы увидите, что рыбки плавают, звезда пульсирует, а круги вращаются.

Рис. 11. Иллюзия движения объектов

Иллюзия целого и части

Многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаем фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся на практике.

Иллюзии стрелок Мюллера-Лиера

На рис.

 12 приведены три иллюзии стрелок известного немецкого социолога Мюллера­Лиера. Иллюзия слева заключается в том, что самая верхняя горизонтальная стрелка кажется короче нижних, а на самом деле все три равны. На рисунке посередине условные линии, соединяющие концы стрелок, кажутся наклонными, хотя на самом деле они вертикальные. На рисунке справа красная точка находится точно в центре горизонтального отрезка, хотя кажется, что левый отрезок меньше.

Рис. 12. Примеры стрелок Мюллера-Лиера

Иллюзия Эббингауза

Иллюзия Эббингауза, или круги Титченера, — оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. На рис. 13 приведены две серии кругов. Кажется, что черный правый круг больше левого, хотя на самом деле они одинакового размера.

Рис. 13. Классическая иллюзия искажения размера объекта: внутренние круги в обоих случаях одинаковы

Переоценка вертикальных линий

Человек точнее определяет на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей преувеличивает вертикальную протяженность по сравнению с горизонтальной, и это тоже приводит к иллюзиям зрения. Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных. При делении на глаз вертикальной линии пополам середина обычно оказывается слишком высоко (рис. 14а).

Рис. 14. Иллюзия вертикальных и горизонтальных линий: а — кажется, что высота треугольника поделена не на равные части; б — фигура из горизонтальных линий кажется уже и выше

На рис. 14б нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры — заштрихованные квадраты с равными сторонами.

Преувеличение острых углов

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, такого рода иллюзии возникают из­за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Большое значение для этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш взгляд в первую очередь падает на острый угол.

Острые углы всегда кажутся больше, чем есть на самом деле, поэтому появляются определенные искажения в соотношении частей видимой фигуры. На рис. 15 параллельные прямые линии, вследствие влияния фона, кажутся непараллельными и изогнутыми.

Рис. 15. Иллюзии непараллельности параллельных линий

Иллюзия искажения прямого угла и окружности

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит из­за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. На рис. 16а стороны квадрата на фоне концентрических окружностей выглядят немного выпуклыми, а на рис. 16б окружность на фоне расходящихся лучей кажется несколько искаженной.

Рис. 16. Иллюзии искажения прямого угла и окружности

Ассоциативность

Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает второе, третье и т. д. Приведем в качестве простейшего примера эмоциональное зрительное восприятие линии. При разглядывании различных линий возникают разные чувства и эмоции. Разные формы линий, их направление  — это элементы выразительности:

  • толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы;
  • вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости, передают стремление вверх, рост, торжественность;
  • горизонтальные — символизируют основательность, покой, тишину;
  • спиральные — характеризуют вращательное движение, развитие;
  • ломаные — ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;
  • волнообразные — выражают движение различной скорости;

диагональные и наклонные — символизируют динамику:

— восходящие линии ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом,

— нисходящие — вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.

Образность

Образность — основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Порой объект, никогда не виданный ранее, способствует возникновению какого­либо близкого, давно знакомого образа.

В психодиагностике для оценки эмоционального отношения к окружающему миру используется тест Роршаха, который состоит из десяти стандартных таблиц с черно­белыми и цветными симметричными аморфными изображениями («пятна» Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено или на что похоже то, что изображено (рис. 17). Отношение к цвету — показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект.

Рис. 17. Примеры «пятен» Роршаха

Использование особенностей восприятия в рекламе

Цель рекламы — привлечь к себе внимание потребителя. И многие производители обращаются для этого к особенностям зрительного восприятия человека.

В рекламе минеральной воды (рис. 18) используется свойство избирательности зрительного восприятия: изображение женщины служит «приманкой» для нашего внимания к рекламируемому товару.

Рис. 18. Пример рекламы, использующей избирательность восприятия

Рис. 19. Примеры рекламы, в которых учитывается константность и образность восприятия

Рис. 20. Примеры рекламы, в которых задействована иллюзорность восприятия: а — реклама фирмы Shell; б — реклама средства для похудения

Реклама кофе и кошачьего корма на рис. 19 заставляет нас задуматься, на что сие похоже, играя на константности и образности нашего восприятия.

На рис. 20 приведены примеры оптических иллюзий, беспроигрышно привлекающих внимание потребителя. На рис. 20а используется иллюзия вращения колес. На рис. 20б стройность женской фигуры меняется в зависимости от угла зрения на рекламный щит: с фронтальной стороны девушка кажется полной (слева), а если подойти к щиту сбоку, то будет видно, что девушка уже похудела и держит в руке рекламируемый товар (справа).

Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, в первую очередь дизайнер всё же должен руководствоваться творческими критериями — тогда его проекты будут привлекать и радовать потребителя.  

Статья подготовлена по материалам книги «Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама» Ольги Яцук и Эльзы Романычевой и сайта http://log-in.ru/articles/202.

КомпьюАрт 9’2011

Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Автор: Шеботинова Елена Александровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 14.01.2019 2019-01-14

Статья просмотрена: 743 раза

Скачать электронную версию

Скачать Спецвыпуск VII Московская международная научно-практическая студенческая конференция «Болезнь и здоровый образ жизни» (pdf)

Библиографическое описание:

Шеботинова, Е. А. Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте / Е. А. Шеботинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55625/ (дата обращения: 08.01.2023).



Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия (зрительная память, координатные представления и помехоустойчивость), формирующиеся (метрические представления, зрительно-пространственная память) и несформированные (удержание формы, симультанность образа). Представлена связь степени сформированности зрительно-пространственных функций и успешности овладения школьными дисциплинами.

Ключевые слова: восприятие, зрительное восприятие, зрительно-пространственное восприятие, детская нейропсихология, младший школьный возраст, школьная успеваемость.

Актуальность. В младшем школьном возрасте происходит переход ребенка к учебной деятельности. При этом зрительно-пространственные представления выступают как одна из основ формирования навыков, необходимых ребенку в школе. Проведенные в последние 10 лет исследования (М.М. Безруких, Н.Н. Теребова, 2008, 2009; Л.В. Морозова, 2008; и др.) говорят о том, что дефицит зрительно-пространственных функций имеется по отдельным их компонентам у 30% школьников. Вызванные этим дефицитом трудности могут пройти через все годы обучения ребенка, негативно влияя не только на освоение конкретных дисциплин, но и на общее развитие. Зрительное восприятие — многокомпонентная система, которая развивается гетерохронно. Вследствие чего наблюдается специфика функционирования системы в разные возрастные периоды. Диагностика степени сформированности зрительно-пространственных представлений, их сопоставление с возрастной нормой, важны для своевременного выявления трудностей и предупреждения связанной с ними школьной неуспеваемости ребенка.

Это является актуальной задачей в работе школьных психологов, а также представляет научный интерес с точки зрения разработки методологии подобных исследований.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы — определение особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте и связи степени сформированности зрительно-пространственного восприятия с успешностью учебной деятельности. Задачи исследования: 1) Описать особенности зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте, 2) Оценить его связь с успешностью овладения школьными дисциплинами.

Методы исследования, характеристики выборки. Использовалась методика Test of Visual Perceptual Skills — third edition (N.A. Martin, 2006), включающая 7 субтестов, позволяющих оценить состояние отдельных компонентов зрительно-пространственного восприятия. Для оценки школьной успеваемости (в системе от «2» до «5») составлен бланк для учителей по 4 дисциплинами: письмо, математика, чтение, физкультура. Обследовано 35 детей, учащихся в 1 классе общеобразовательной школы (средний возраст — 6,77 лет).

Результаты исследования. Субтесты TVPS-3 разделены на три группы по результатам выполнения: среди обследованных детей 1) преобладает выполнение выше среднего (Sub2: MEM [оценка зрительной памяти], Sub3: SPA [координатных представлений], Sub6: FGR [помехоустойчивости]), 2) выполнение выше и ниже среднего относительно равное (Sub1: DIS [метрических представлений], Sub5: SEQ [зрительно-пространственной памяти]), 3) преобладает выполнение ниже среднего (Sub4: CON [способности удержания формы], Sub7: CLO [симультанности]).

Проведено разделение детей на 2 выборки: 1 выборка – 4 и более субтестов TVPS-3 выполнены с результатами выше среднего значения по общей выборке, 2 выборка – 4 и более субтестов выполнены с результатом ниже среднего значения по общей выборке. Анализируя успешность освоения детьми в обеих выборках школьных дисциплин, установлено, что 2 выборка имеет в среднем более низкие результаты, чем 1 выборка, причем эта особенность характерна для всех оценивающихся дисциплин. Наибольшая разница отмечается для математики (средняя оценка 4,35 в 1 выборке, 3,6 – во 2 выборке).

Выводы и практическая значимость. 1)В структуре зрительно-пространственного восприятия младшего школьника 6-7 лет выделяются уже сформированные компоненты, а также компоненты, находящиеся в процессе формирования и только вступающие в этот процесс. 2) К возрасту 6-7 лет зрительная память, координатные представления и помехоустойчивость уже сформированы. 3) Не сформированы – удержание формы и симультанность (целостность) образа. Их формирование предполагается на более поздних этапах онтогенеза. 4) Возраст 6-7 лет соответствует периоду формирования метрических представлений и зрительно-пространственной памяти. 5) Дети с менее сформированным зрительно-пространственным восприятием менее успешны в овладении такими школьными дисциплинами как письмо, математика, чтение, физкультура. 6) У первоклассников наибольшая связь степени сформированности зрительно-пространственных функций отмечается с успешностью овладения математикой.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что описанные в работе особенности формирования зрительно-пространственных функций в младшем школьном возрасте могут служить диагностическим критерием. Возможно определение актуальных мишеней воздействия для коррекции недостаточно сформированных компонентов зрительно-пространственных функций у детей с целью предупреждения и коррекции школьной неуспеваемости.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964.
  2. Безруких М.М., Теребова Н.Н. . Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Физиология человека. — 2009. — №6. — c. 37-42.
  3. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М.: МПСИ, 2008.
  4. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. — Нейропсихология: Хрестоматия 3-е изд. /Под ред. Е. Д. Хомской — СПб.: Питер, 2010.
  5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста – Спб.: Питер, 2008.
  6. Морозова Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет: автореф. дис. … д-ра биол. наук. Поморский гос. университет, Архангельск, 2008.
  7. Barnes M.A., Raghubar K.P. Mathematics development and difficulties: the role of visual-spatial perception and other cognitive skills // Pediatr Blood Cancer. — 2014. — №61. — С. 1729-1733.
  8. Carlson A.G., Rowe E., Curby T.W. Disentangling fine motor skills’ relations to academic achievement: the relative contributions of visual-spatial integration and visual-motor coordination // The Journal of Genetic Psychology. — 2013. — №174:5. — С. 514-533.
  9. Nancy A. Martin. Test of Visual Perceptual Skills — third edition. — Novato, California : Academic Therapy Publications, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): зрительно-пространственное восприятие, младший школьный возраст, выборка, успешность овладения, зрительная память, зрительно-пространственная память, зрительное восприятие, общая выборка, практическая значимость, учебная деятельность.

Ключевые слова

школьная успеваемость, младший школьный возраст, восприятие, зрительное восприятие, зрительно-пространственное восприятие, детская нейропсихология

восприятие, зрительное восприятие, зрительно-пространственное восприятие, детская нейропсихология, младший школьный возраст, школьная успеваемость

Похожие статьи

Вклад

зрительнопространственного восприятия в школьную. ..

Ключевые слова: восприятие, зрительное восприятие, зрительнопространственные функции, детская нейропсихология, младший

Младший школьный возраст характеризуется переходом ребенка к учебной деятельности, которая ставит новые задачи перед ребенком…

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном…

– несформированность зрительнопространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

Относительно организационно-практического аспекта помощи детям с дисграфией, то

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления…

Ключевые слова:

зрительнопространственный гнозис. ..

Ключевые слова: зрительнопространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, восприятие, представления, общее недоразвитие речи (ОНР). Исключительную значимость для развития ребенка представляет своевременное формирование пространственных…

Особенности

восприятия пространства старшими дошкольниками…

Изучавшие пространственное восприятие и ориентировку в пространстве исследователи

Проведенное изучение пространственно-аналитической деятельности у детей с общим

зрительнопространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, восприятие

Зрительное восприятие в логопедической практике…

Постоянство очертаний или зрительная константность — это целостное восприятие предмета при изменении условий ЗВ. Константность ЗВ рассматривается как результат опыта и научения. В связи с овладением практической предметной деятельностью степень константности…

Содержание коррекционно-логопедической работы по…

III, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, зрительная память, общее недоразвитие речи, слуховая память, контрольная

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим

Развитие оптико-

пространственных представлений…

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением. ..

Экспериментальное изучение особенностей

зрительного

Зрительное восприятие и восприятие в целом – сложнейший процесс, происходящий в психике

Изучение зрительного восприятия у нормальных детей и детей с отклонениями в развитии

Несмотря на утвердившееся в общей психологии положение о взаимосвязи и…

Арт-технологии как средство развития

пространственного

Особенности восприятия пространства старшими… восприятие, зрительнопространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, представления, общее недоразвитие речи (ОНР). пространственное восприятие, ребенок, представление…

Нейрофизиологические особенности процесса чтения

младших. ..

Зрительное восприятие иностранного текста | Статья в журнале… Основной смысл понятия процесса чтения заключается в понимание письменных текстов. Чтение — это сложный вид деятельности, который вовлекает в себя как процесс восприятия, так и мысль.

Похожие статьи

Вклад

зрительнопространственного восприятия в школьную

Ключевые слова: восприятие, зрительное восприятие, зрительнопространственные функции, детская нейропсихология, младший

Младший школьный возраст характеризуется переходом ребенка к учебной деятельности, которая ставит новые задачи перед ребенком…

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном.

..

– несформированность зрительнопространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

Относительно организационно-практического аспекта помощи детям с дисграфией, то

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления…

Ключевые слова:

зрительнопространственный гнозис…

Ключевые слова: зрительнопространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, восприятие, представления, общее недоразвитие речи (ОНР). Исключительную значимость для развития ребенка представляет своевременное формирование пространственных…

Особенности

восприятия пространства старшими дошкольниками…

Изучавшие пространственное восприятие и ориентировку в пространстве исследователи

Проведенное изучение пространственно-аналитической деятельности у детей с общим

зрительнопространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, восприятие. ..

Зрительное восприятие в логопедической практике…

Постоянство очертаний или зрительная константность — это целостное восприятие предмета при изменении условий ЗВ. Константность ЗВ рассматривается как результат опыта и научения. В связи с овладением практической предметной деятельностью степень константности…

Содержание коррекционно-логопедической работы по…

III, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, зрительная память, общее недоразвитие речи, слуховая память, контрольная

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим

Развитие оптико-

пространственных представлений. ..

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением…

Экспериментальное изучение особенностей

зрительного

Зрительное восприятие и восприятие в целом – сложнейший процесс, происходящий в психике

Изучение зрительного восприятия у нормальных детей и детей с отклонениями в развитии

Несмотря на утвердившееся в общей психологии положение о взаимосвязи и…

Арт-технологии как средство развития

пространственного

Особенности восприятия пространства старшими. .. восприятие, зрительнопространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, представления, общее недоразвитие речи (ОНР). пространственное восприятие, ребенок, представление…

Нейрофизиологические особенности процесса чтения

младших

Зрительное восприятие иностранного текста | Статья в журнале… Основной смысл понятия процесса чтения заключается в понимание письменных текстов. Чтение — это сложный вид деятельности, который вовлекает в себя как процесс восприятия, так и мысль.

Постоянство визуальной формы – Optometrists.org

Доктор Рассел Лазарус, 11 мая 2021 г.

 

Ваш ребенок все еще переворачивает буквы, цифры или слова? Это может быть проблема постоянства визуальной формы.

Постоянство формы необходимо для того, чтобы понимать, что буквы, слова и цифры остаются одинаковыми, будь то в книге, газете, на вывеске или в другом шрифте или тексте.

Дети, у которых есть проблемы с постоянством формы, могут часто менять местами буквы и/или цифры, вызывая трудности с чтением или арифметикой.

Что такое обработка визуальной информации?

Обработка визуальной информации (VIP), также известная как навыки визуального восприятия, представляет собой навыки, необходимые для обработки визуальной информации, например, при чтении, использовании компьютера, занятиях спортом, понимании сигналов лица и т. д.

Проблемы с VIP часто встречаются у учащихся с нарушениями чтения и обучения, дислексией и СДВГ.

Что такое постоянство визуальной формы?

Постоянство визуальной формы — это особый навык визуального восприятия, который позволяет ребенку понять, что фигура, форма или объект остаются неизменными, даже когда они меняют свое положение, размер или находятся в другом окружении.

Например, когда вы видите букву «А», это всегда буква «А» в слове, увеличенном тексте или другом шрифте.

Запишитесь на осмотр к глазному врачу-офтальмологу, который поможет решить любые проблемы со зрением, которые могут возникнуть у вашего ребенка.

СМ. СВЯЗАННЫЕ: Зрительная последовательная память

Найдите офтальмолога рядом с вами

Признаки плохого постоянства зрительной формы

У вашего ребенка могут быть проблемы с постоянством зрительной формы, если у него проявляются следующие симптомы обработки зрительной информации :

  • Проблемы с чтением или математикой
  • Пытается быстро найти недостающие предметы
  • Пытается распознать объекты при размещении в новом месте
  • Пытается всегда узнавать знакомые объекты или места на фотографиях
  • Проблемы с использованием строительных блоков или сборкой пазла на основе картинки
  • Проблемы с оценкой высоты и расстояния
  • Проблемы с чтением необычных шрифтов

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы со зрением, обратитесь к ближайшему окулисту для оценки зрения вашего ребенка.

Как может помочь зрительная терапия

Зрительная терапия может улучшить навыки постоянства зрительной формы с помощью упражнений для глаз, которые помогают научить глаза и мозг работать вместе.

Эти упражнения помогут вашему ребенку лучше запоминать слова и улучшат орфографию и распознавание чисел.

ПОДРОБНЕЕ: Справочник по проблемам со зрением и обучением

Запишитесь на осмотр к глазному врачу рядом с вами, который может диагностировать и лечить любые проблемы со зрением, которые могут возникнуть у вашего ребенка.

Поделиться
  • Электронная почта
  • Facebook
  • Твиттер
  • LinkedIn
  • Распечатать

Next Article
Зрительная последовательная память »

Объяснение обработки зрительных образов: постоянство зрительной формы

 

Если у вашего ребенка проблемы в школе, но нет явной неспособности к обучению, причиной могут быть проблемы со зрительной обработкой. Постоянство визуальной формы — один из многих зрительных процессов, которые мозг использует для расшифровки и хранения информации о мире, и проблемы здесь могут иметь далеко идущие последствия для способности вашего ребенка преуспевать в классе.

Что такое постоянство визуальной формы?

Постоянство визуальной формы — это способность мысленно манипулировать опцией в разные позиции, просто глядя на нее. У детей, которые борются с этим навыком, могут возникнуть проблемы с чтением написанных от руки слов, которые выглядят иначе, чем их печатные копии, или у них могут возникнуть проблемы с пространственными отношениями в головоломках и некоторых математических заданиях.

Как определить проблемы с постоянством зрительной формы

Если у вашего ребенка проявляются некоторые из этих симптомов, у него могут возникнуть проблемы с постоянством зрительной формы.

  • Вашему ребенку трудно собрать игрушку из кубиков или собрать пазл по картинке.
  • Ваш ребенок плохо оценивает расстояние и высоту.
  • Ваш ребенок не может быстро найти недостающие предметы, даже если они находятся на виду.
  • Ваш ребенок плохо читает курсив или необычный шрифт.
  • Ваш ребенок с трудом распознает объекты, помещенные в новое место.
  • Ваш ребенок не всегда узнает знакомые места или предметы на фотографиях.

Если вы подозреваете наличие проблемы, подумайте о том, чтобы поговорить с учителем вашего ребенка или обратиться к специалисту для постановки конкретного диагноза и получения помощи в развитии этих важных навыков.

Упражнения для устранения слабых мест, связанных с постоянством зрительной формы

Тренировать навыки постоянства визуальной формы относительно легко в повседневной жизни, и есть несколько забавных игр и занятий, которые сделают этот процесс увлекательным для вашего ребенка. Танграмы — это головоломки со стандартным набором фигур, которые дети могут преобразовать в заданную форму на основе изображения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *