Понятие культура общения: Культура общения — рассмотрение понятия и терминов

Понятие культура общения: Культура общения — рассмотрение понятия и терминов

Культура общения — рассмотрение понятия и терминов

Содержание

  1. Что подразумевают под «общением»?
  2. «Культура» с точки зрения исследователей
  3. Мораль общения
  4. Что такое этикет?
  5. Культура общения и ее нормы
  6. Культура общения в дошкольном возрасте
  7. Структура общения
  8. Методы общения

Что подразумевают под «общением»?

Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.

Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.

С помощью общения человек способен развивать и поддерживать межличностные отношения.

Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.

Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».

Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.

«Культура» с точки зрения исследователей

Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе.

Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

Мораль общения

Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.

Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.

Что такое этикет?

Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и навыки вежливого поведения в повседневной жизни и в общественных местах.

Культура общения и ее нормы

Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

Культура общения в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».

Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.

Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.

Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.

Структура общения

Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.

Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.

Методы общения

Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Культура общения, формирование культуры речи и делового общения

Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.

Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.

Речь и культура общения

В развитии и формировании индивида как личности, важную значимость имеют речь и культура общения. А зеркалом культуры является язык, так как в нем отображается реальная действительность, окружающая индивидов, истинные условия его существования, общественное сознание народа, его национальные черты, менталитет, традиции, обычаи, моральность, нравственно-ценностные ориентиры, мировосприятие и видение мира.

Язык – это своеобразная сокровищница или копилка культуры. Он сохраняет и оберегает культурное наследие и ценности благодаря своим компонентам, таким как лексика, грамматика, пословицы, поговорки, фольклор, литература; и формам письменной или устной речи.

Одним из наиболее значимых показателей степени культурности индивида, его мыслительной деятельности, интеллектуального развития служит речь. Она является одним из стержневых аспектов активной человеческой деятельности в современном социуме и способом познания действительности. Речь представляет собой один из видов коммуникативного взаимодействия, который нужен социуму для их совместно направленной деятельности, в общественной жизни, обмене сообщениями, познании, образовании. Она служит объектом искусства и обогащает личность духовно.

В жизни любого индивида речевая деятельность занимает одну из важнейших позиций. Ведь без нее практически невозможно овладение профессиональными умениями, общекультурное развитие, межличностное взаимодействие. Умение грамотно вести беседу является одной из главнейших черт личности в качестве социального феномена.

Коммуникативное взаимодействие между индивидами одновременно становится социально-психологической связью и своеобразным каналом трансляции сообщений. Итогом речевой коммуникации говорящего считается текст. Текст может быть выражен в устной и письменной формах. Основными его характеристиками являются цельность, связность и наличие смысловой нагрузки. Не менее значимым считается и понятие о качестве речи, обеспечивающим результативность коммуникаций и характеризующим степень речевой культурности индивида.

Различают речевую культуру общества в целом и личности отдельно. Речевая культура отдельного субъекта индивидуальна, характеризуется прямо пропорциональной зависимостью от уровня эрудированности в области вербальной культуры социума и демонстрирует умение использовать эту эрудированность. Она заимствует и перенимает часть вербальной культуры социума, но наряду с этим она намного шире этой культуры. Вербальная культура общества — это отбор, сбор и хранение наилучших штампов, образцов, моделей, шаблонов речевого взаимодействия, формирование литературной классики и соблюдение норм литературной речи.

Итак, рассматривая психологическое естество коммуникативного взаимодействия, можно сделать следующие выводы. Общение – это одна из форм психической деятельности индивида и его поведения. Коммуникации представляют собой межличностные взаимоотношения между субъектами. В коммуникативном взаимодействии людей проявляются индивидуальные свойства психики личности, ее особенности темперамента и прочие психолого-типологические черты. Личность индивида развивается только в процессе общения. Именно поэтому настолько важно правильное воспитание культуры общения, которое заключается в усвоении родного языка и предполагает овладение языковыми нормами, совершенствование красноречивых инструментов языка в живом вербальном взаимодействии.

Культура речевого общения

Культура личности наиболее красочно и непринужденно выражается в ее речи. Как правило, первое представление и мнение об индивиде формируется на основе впечатления, возникающего вследствие коммуникативного с ним взаимодействия от его речевой манеры. Воспитание культуры общения рассматривается в современном обществе в качестве одной из важнейших задач воспитания, которое связанно с освоением родного языка. Ведь владение всем богатством литературного языка, грамотное употребление его изобразительных и красочных средств обусловливают степень вербальной компетенции личности и является ярчайшим показателем ее общей культурности.

Высокая культурность речи заключается в умении правильно, грамотно, четко и выразительно передать собственные мысли, мировоззрения, посредством средств языка. Она охватывает также и умение находить более простые, доходчивые формулировки, более уместные, подходящие для определенной ситуации средства, инструменты для аргументации позиции или точки зрения. Культурность речи обязывает индивида соблюдать обязательные нормы, приемы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть), логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность), ясность (четкость), понятность.

Содержательность (суть) представляет собой продуманность и максимальную информативность реплик. Ведь искусство риторики, как раз и заключается в том, чтобы суметь сказать все, что необходимо, однако не более того.

Логичность состоит в обоснованности, отсутствии противоречивости и последовательности высказываний, в которых ведущие тезисы, выражения связаны и подчинены единой позиции, мысли.

Доказательность (обоснованность) заключается в достоверности аргументов, которые должны наглядно продемонстрировать партнеру по диалогу, что обговариваемая тема или предмет разговора, существует в реальности и имеет объективный характер.

Убедительность (аргументированность) выражается в способности убедить партнера и добиться прочного укоренения в его сознании данного убеждения.

Ясность (четкость) соответственно предполагает четкость и ясность речи. Чрезмерно быстрая речь обычно трудна для восприятия, а излишне медленная – только вызовет раздражение. Речь, характеризуемая тусклостью и невыразительностью, вызовет скуку и приведет к погибели даже самых глубокомысленных заявлений.

Понятность заключается в употреблении терминов, понятий, слов, которые будут понятны для собеседника.

Формирование культуры общения

Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в школе. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как субъекта персональной жизнедеятельности. Культура педагогического общения призвана выработать теоретические и практические основы формирования общей культуры коммуникативных взаимодействий учащихся. А умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими, правильно строить межличностные отношения, позволяют родителям эффективно прививать детям культурность коммуникаций.

На уровне обычного обывателя культура общения и поведения понимается в качестве своеобразной модели, на которую должны равняться индивиды. Иногда культурность личности ассоциируют с ее образованностью, интеллектуальностью, интеллигентностью и квалифицируют как определенное личностное свойство. Однако на уровне теории, культура — это специфическая характеристика социума, выражающая достигнутую человечеством степень исторической развитости, определяемую отношением личности к среде и социуму. Также многие воспринимают культуру в качестве творческого самовыражения индивида и общества в целом.

В свою очередь существует понимание культурности личности в качестве набора материальных, духовных ориентиров и ценностей, характеристики степени ее развитости, творческой деятельности по произведению, хранению, усвоению и передаче ценностей. В более широком смысле культура является устойчивой личностной характеристикой, которая охватывает мировоззренческий и аксиологический аспекты и определяет ее отношение к окружающей среде.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимоотношения субъектов социума, которые могут быть отдельными личностями и социальными группами.

Потребность в коммуникативном взаимодействии присуща не только людям, но и большинству живых существ. Изначально такая потребность у малыша имеет схожесть с потребностью животных, однако довольно скоро в процессе развития приобретает людской характер. Общение у малышей тесно связано в свою очередь и с уразумением того, что хотят от них взрослые.

В ходе коммуникативного взаимодействия обеспечивается жизнедеятельность индивида и социума, трансформируется структура и внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.

Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.

Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды. Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета.

Культура коммуникативного взаимодействия – это сложнейший, многообразный процесс образования и развития отношений, различных контактов между индивидами, порождаемый потребностями в обоюдно направленной деятельности, который включает в себя обмен сообщениями, формирование единой концепции взаимосвязи, восприятие и постижение другого человека.

Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:

  • общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;
  • высокого уровня личных взаимоотношений;
  • высокого уровня развития группы;
  • высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;
  • академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;
  • способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр.

Культура речи и деловое общение

Львиную долю рабочего процесса любого руководителя отнимают различные переговоры, совещания, встречи, телефонные разговоры, поэтому без умения грамотно коммуникативно взаимодействовать, навыков деловых коммуникаций и знания культурных особенностей речи не обойтись.

Кроме повседневного делового общения, карьерный рост многих специалистов прямо пропорционально зависит от умения выстраивать беседу в соответствии с нормами речевой культуры и принципами делового коммуникативного взаимодействия. В противном случае диалог может быть направлен совершенно в другую сторону и вместо подписания выгодного договора, вы получите ничего не значащую беседу. Непрофессионализм в ведении делового разговора ведет также к тому, что у собеседника сложится неблагоприятное мнение о «говорящем» и о его деловой квалификации. Именно поэтому следует очень серьезно отнестись к приобретению опыта и навыков деловых коммуникаций.

Так сложилось исторически, что в наше время практически никто не придерживается правильности построения фраз в ходе дружественной беседы, мало кто обращает внимание на грамотность речи. К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция общения, что большинство людей в ходе разговора стремится только донести общий смысл, не обращая внимания при этом ни на грамотность построения фраз, ни на ударения в словах, ни на правильность произношения этих слов. Если сейчас такая манера разговора допустима в обыденной жизни, то в деловом этикете такой подход абсолютно неприемлем.

На успешность деловых коммуникаций воздействует множество факторов, таких как: стиль речи, ее интонация, выражение лица, положение тела, внешний облик и пр. Именно поэтому стереотип общения и культурность речи делового человека имеют зависимость от соблюдения ряда определенных правил, без следования которым индивиду никогда не стать красноречивым и умелым оратором. Ниже представлены главные из них.

♦ Деловой человек должен иметь большой и разнообразный словарный запас, что позволит легко играть и манипулировать словами при этом, придавая речи эффектность и насыщенность. Ведь чрезвычайно сложно красиво изложить собственную точку зрения или доказать правильность идей без разнообразного лексикона.

♦ Также важна и структура речи. Следует придерживаться «чистоты» речи, которую можно разбавлять профессиональными терминами. Не рекомендуется в деловых коммуникациях употреблять жаргонизмы или нелитературные высказывания.

♦ Грамотность – это важнейшая составляющая культуры общения. Фразы нужно составлять с учетом грамматических и стилистических правил речи.

♦ При деловых коммуникациях следует обязательно обращать внимание на свое произношение и интонацию. Ведь часто окружающие не могут ухватить правильный смысл фраз вследствие дефектов речи «говорящего» или его неспособности выделить наиболее важные моменты при помощи интонации. Также не следует забывать и о важности невербальных компонентов речи. Неверные жесты, поза или мимика могут испортить даже самую успешную презентацию или блестящую речь.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что умение четко, грамотно и красноречиво выражать свои мысли абсолютно незаменимо в современном мире бизнеса и профессиональной деятельности.

Культура общения и этикет

Культура общения и поведения сегодня обладает своими отдельными общепризнанными принципами:

  • точность речи, которая представляет собой умение отчетливо и ясно выражать свою позицию;
  • понятность, которая обязывает информацию быть доходчивой и доступной для понимания среднестатистического носителя языка;
  • чистота речи, которая выражается в отсутствии жаргонизмов или лишних слов-паразитов;
  • выразительность речи заключается в поддержании внимания слушателей и их интереса в течение всего разговора;
  • уместность, которая проявляется в соответствии задачам высказываний и ситуации.

Речевой этикет под собой подразумевает этический аспект культуры коммуникаций и общепринятые нормы общения. Он содержит в себе речевые формулы благодарности, обращения или приветствия, просьбы или вопросы, уместность обращения на «ты» или «вы». Выбор той или иной формулировки зависит от социального статуса индивидов, которые находятся в процессе коммуникативного взаимодействия, характера их взаимоотношений, от официального статуса обстановки. В официальных ситуациях, когда в разговоре задействовано несколько лиц, даже если собеседники хорошо знают друг друга, следует обращаться к собеседникам на «вы».

Культура делового общения объединяет в себе 3 этапа: начало беседы, ее основная часть и завершение разговора.

Начало беседы происходит со знакомства, в случае если собеседник незнаком. Для этого подходят следующие формулировки: «разрешите познакомиться с вами», «позвольте познакомиться с вами», «я хотел бы …» и т.п. Если собеседники знакомы между собой, то беседа начинается с приветствия. В соответствии с общепринятыми нормами этикета мужчина должен первым поприветствовать женщину, индивид более младшего возраста – человека более старшего, человек, который занимает более низкую ступеньку в социальной иерархии – индивида, который занимает более высокую.

Основная часть общения начинается после знакомства и приветствия, когда идет завязка разговора в зависимости от обстоятельств. Комплимент в собственный адрес нужно принимать с достоинством. Если вам сделали комплимент, то следует показать, что вам он приятен, и вы оценили доброе отношение к себе. Однако лучше не кокетничать или оспаривать комплимент.

Для коммуникативного взаимодействия необходима тема для беседы, которую согласны поддержать все участники процесса. В ходе разговора следует избегать общения на личные темы, не нужно рассказывать о своих делах или делах своих близких. Также лучше не допускать распространения недостоверной, непроверенной информации или сплетен. Не допускается использование намеков, которые будут понятны только отдельным участникам процесса. Говорить нужно на том языке, которые понимают собеседники. Не нужно перебивать партнеров, пытаться им подсказывать или за них завершать реплики.

Конец общения характеризуется употреблением устойчивых и общепринятых «формулировок расставания», таких как: «всего вам доброго», «до свидания» и т.д.

Культура межнационального общения

Коммуникационное взаимодействие индивидов различных национальностей определяется наличием на нашей планете более нескольких тысяч этнических общностей. Вследствие современной ситуации глобализации мира, постепенно происходит приумножение межэтнического взаимодействия, что неминуемо ведет к возникновению различных конфликтов на почве национальностей. Сегодня одной из наиболее остро стоящих социальных проблем считается обострение взаимоотношений между индивидами, которые принадлежат к разным национальностям.

Коммуникативное взаимодействие является важнейшим фактором формирования и развития личности. Также оно выступает и в качестве стержневого средства воспитания. Коммуникативное взаимодействие регулирует поведение личности, ее отношения с окружающими, социумом, организовывает условия для целеустремленной и целенаправленной регулировки чувств, эмоционального настроя, поведения, ценностных и духовных ориентаций, оценок.

Взаимодействие представителей различных национальностей по аспектным вопросам их жизнедеятельности, определение взаимосвязей и взаимоотношений, в ходе которых индивиды, принадлежащие к различным национальным единствам и придерживающиеся различных религиозных убеждений, обмениваются информацией, опытом, знаниями, духовными и моральными ценностями, взглядами и чувствами – все это называется межнациональным общением.

Межнациональное общение может осуществляться на трех уровнях: межличностном т.е. между отдельными индивидами, межгосударственном, т.е. внутри одного государства и межгрупповом, соответственно между группами. Межличностное и межгрупповое взаимодействие обусловлены системой воспитания индивидов, их культурными традициями и обычаями.

Сегодня можно выделить три характеристики межэтнических взаимоотношений. Они бывают дружественными, нейтральными и конфликтными.

Межнациональное общение можно представить в качестве определенной формы выражения отношений, взаимодействия и взаимосвязей представителей различных национальностей. Вступая в межнациональное общение, индивид выступает своеобразным носителем национального сознания, культуры, языка и чувств. Поэтому сегодня настолько важно формирование культурности межнационального общения.

Формирование культуры межнационального коммуникативного взаимодействия является одним из важнейших инструментов средств гармонизации межнациональных отношений в целом.

Выделяют несколько трактовок понятия «культура межнационального общения»:

♦ Культура межнационального общения предстает в качестве комплекса специальных убеждений, знаний, воззрений, умений, а также соответственных им действий и поведения, которые проявляются одновременно в межличностных контактах и взаимодействиях целых этнических единств, и позволяют, основываясь на межкультурной компетентности безболезненно и живо достигнуть взаимопонимания и гармонии в общих интересах.

♦ Культуру межнационального общения можно также представить составным компонентом духовной жизни социума, общечеловеческой культуры, которая включает знание общепринятых норм, установленных правил поведения в конкретном социуме, положительные эмоциональные реакции на межэтнические проявления и процессы в жизнедеятельности.

♦ Культура межнационального общения охватывает определенный свод правил, комплекс ограничений, прав и свобод, которые позволяют личности и народу не являться ущемленными в своих правах. Наряду с этим культура межнационального коммуникативного взаимодействия должна помочь людям не ущемлять, не обижать и не оскорблять чувства и права других народов.

♦ Культура межнационального общения, в свою очередь, является особым видом культуры представителей разных национальностей, характеризующегося взаимодействием национальных культур, которые проявляются в национальном личностном самосознании, терпении, тактичности и устремленности к межнациональной гармонии во всех сферах.

Понятие толерантности является одним из центральных понятий, которое характеризует суть культуры межнационального коммуникативного взаимодействия. Толерантность дословно означает терпение. В современном мире толерантность понимается в качестве одной из причин конструктивной коммуникации между людьми абсолютно во всех областях социальной жизни. Она призвана выступать в качестве норм гражданского общества. Однако при этом толерантность также рассматривается и как целостное самовыражение личности, которое проявляется в позитивной взаимосвязи членов социума, на основе сохранения индивидуальных черт каждого индивида, взаимного уважения и равенства сторон.

Толерантность межэтнического характера понимается намного глубже, чем просто приемлемое отношение к индивидам, которые представляют различные этнические группы. Суть данного понятия содержит в себе принципы духовности, нравственности, общечеловеческой морали, которые выражаются в уважении и непременном соблюдении прав и свобод всех наций, в понимании единства и общей взаимосвязи различных этнических культур, в глубоком познании культуры своего народа и других, особенно тех, с которыми непосредственно осуществляется взаимодействие.

Сформировать культуру межнационального коммуникативного взаимодействия – это означает решить несколько задач, а именно:

  • воспитание уважения к представителю любой национальности, национальной культуре и достоинству;
  • формирование бережного и уважительного отношения к национальным эмоциональным переживаниям, чувствам и достоинству любого индивида, вне зависимости от его национальной или расовой принадлежности;
  • воспитание толерантности, патриотизма и гражданственности.

Таким образом, культура педагогического общения, деловых коммуникаций, межнационального и межличностного общения облагораживает личность человека. В основе культуры коммуникативных взаимодействий всех видов и направленностей лежит доброта, духовность и нравственность.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Культура и общение | Encyclopedia.

com

Термин «культура» относится к сложной совокупности знаний, фольклора, языка, правил, ритуалов, привычек, образа жизни, взглядов, верований и обычаев, которые связывают и придают общую идентичность определенной группе людей в конкретный момент времени.

Все социальные единицы развивают культуру. Даже в отношениях между двумя людьми со временем развивается культура. В дружеских и романтических отношениях, например, партнеры развивают свою собственную историю, общий опыт, языковые модели, ритуалы, привычки и обычаи, которые придают этим отношениям особый характер — характер, который по-разному отличает их от других отношений. Примеры могут включать особые даты, места, песни или события, которые приобретают уникальное и важное символическое значение для двух людей.

Группы также развивают культуры, состоящие из набора правил, ритуалов, обычаев и других характеристик, которые придают идентичность социальной единице. Где группа традиционно встречается, начинаются встречи вовремя или нет, какие темы обсуждаются, как принимаются решения и как группа общается — все это элементы того, что со временем становится определяющими и дифференцирующими элементами ее культуры.

В организациях также есть культура, часто проявляющаяся в определенных моделях одежды, расположении рабочих мест, стилях и функциях встреч, способах думать и говорить о характере и направлениях организации, стилях руководства и так далее.

Наиболее богатые и сложные культуры связаны с обществом или нацией, и термин «культура» чаще всего используется для обозначения этих характеристик, включая язык и модели использования языка, ритуалы, правила и обычаи. . Социальная или национальная культура также включает такие элементы, как значимые исторические события и персонажи, философия управления, социальные обычаи, семейные обычаи, религия, экономическая философия и практика, системы убеждений и ценностей, а также концепции и системы права.

Таким образом, любая социальная единица — будь то отношения, группа, организация или общество — со временем развивает культуру. Хотя определяющие характеристики — или комбинация характеристик — каждой культуры уникальны, все культуры имеют определенные общие функции. Три такие функции, которые особенно важны с точки зрения коммуникации: (1) связывание людей друг с другом, (2) создание основы для общей идентичности и (3) создание контекста для взаимодействия и переговоров между членами.

Связь между коммуникацией и культурой

Связь между коммуникацией и культурой очень сложна и близка. Во-первых, культура создается посредством общения; то есть общение — это средство человеческого взаимодействия, посредством которого культурные характеристики — будь то обычаи, роли, правила, ритуалы, законы или другие образцы — создаются и передаются. Дело не столько в том, что люди стремятся создать культуру, когда они взаимодействуют в отношениях, группах, организациях или обществах, сколько в том, что культуры являются естественным побочным продуктом социального взаимодействия. В некотором смысле культуры являются «остатком» социальной коммуникации. Без коммуникации и коммуникационных средств было бы невозможно сохранять и передавать культурные особенности из одного места и времени в другое. Таким образом, можно сказать, что культура создается, формируется, передается и изучается посредством общения. Обратное также имеет место; то есть коммуникативные практики в значительной степени создаются, формируются и передаются культурой.

Чтобы понять значение этих взаимоотношений между культурой и общением, необходимо мыслить с точки зрения непрерывных коммуникативных процессов, а не отдельного коммуникативного события. Например, когда группа из трех человек впервые встречается, ее члены приносят с собой индивидуальные модели мышления и поведения из предыдущего опыта общения и из других культур, частью которых они являются или были. Когда люди начинают общаться с другими членами этой новой группы, они начинают создавать набор общих переживаний и способов говорить о них. Если группа продолжает взаимодействовать, будет развиваться набор отличительной истории, моделей, обычаев и ритуалов. Некоторые из этих культурных характеристик будут вполне очевидными и осязаемыми, так что новый человек, присоединяющийся к группе, столкнется с действующими культурными «правилами», которым он научится соответствовать посредством общения. Новые члены, в свою очередь, будут влиять на групповую культуру небольшим, а иногда и большим образом, поскольку они станут ее частью. Взаимным образом эта измененная культура формирует коммуникативные практики нынешних и будущих членов группы. Это верно для любой культуры; общение формирует культуру, а культура формирует общение.

Характеристики культуры

Культуры сложны и многогранны. Как видно из приведенных выше рассуждений, культуры представляют собой сложные «структуры», состоящие из широкого набора характеристик. Культуры отношений или групп относительно просты по сравнению с культурами организаций и, особенно, обществ. Эдвард Холл (1959, 1979) внес один из наиболее значительных вкладов в общее понимание сложности культуры и важности коммуникации для понимания и преодоления культурных различий на уровне общества.

Культуры субъективны. Существует тенденция предполагать, что элементы собственной культуры логичны и имеют здравый смысл. Из этого следует, что если другие культуры — будь то отношения, группы, организации или общества — выглядят иначе, эти различия часто считаются отрицательными, нелогичными, а иногда и бессмысленными. Если, например, человек находится в романтических отношениях, которые характеризуются публичными проявлениями привязанности, этот человек может подумать, что поведение других людей с более сдержанной культурой отношений может показаться странным и даже неуместным. Человек может задаться вопросом, почему романтическая пара не может быть более открытой, демонстрируя привязанность друг к другу на публике. У человека может даже возникнуть соблазн сделать вывод, что «сдержанным» отношениям не хватает глубины и интенсивности. Это явление верно в различных ситуациях. Людям, привыкшим к неформальным собраниям группы, может показаться, что следование формальным правилам собраний — это странно и неестественно. Сотрудники организации, где костюмы носят каждый день, могут с цинизмом и вопросами отреагировать на вход в организацию, где повседневная одежда является стандартной практикой. Кто-то из культуры, которая позволяет одному мужчине иметь только одну жену, может счесть совершенно неуместным, что другая культура позволяет одному мужчине иметь несколько жен. Что касается культуры, то многие люди склонны отождествлять «другой» с «неправильным», даже несмотря на то, что все культурные элементы возникают в результате идентичных коммуникативных процессов.

Культуры со временем меняются. На самом деле культуры постоянно меняются, хотя иногда эти изменения происходят очень медленно и незаметно. Многие силы влияют на культурные изменения. Как указывалось выше, культуры создаются посредством общения, и именно благодаря общению между людьми культуры меняются с течением времени. Каждый человек, участвующий в коммуникативной встрече, приносит сумму своего собственного опыта от других (прошлых или настоящих) представителей культуры. В каком-то смысле любая встреча между людьми в новых отношениях, группах, организациях или обществах является событием межкультурной коммуникации, и эти различные культурные встречи со временем влияют на человека и культуры. Технологии путешествий и коммуникации значительно ускоряют перемещение сообщений из одного культурного контекста в другой, и в малом и в большом смысле культуры начинают влиять друг на друга посредством общения. Такие фразы, как «плавильный котел», «мировое сообщество» и «глобальная деревня», говорят о неизбежности межкультурного влияния и изменений.

Культуры практически невидимы. Многое из того, что характеризует культуру взаимоотношений, группы, организации или общества, невидимо для их членов, так же как воздух невидим для тех, кто им дышит. Язык, конечно, виден, как и правила приветствия, специальные символы, места и пробелы. Однако особые и определяющие значения, которые эти символы, приветствия, места и пространства имеют для индивидуумов в культуре, гораздо менее заметны. Например, можно наблюдать, как люди целуются при приветствии, но если человек не обладает гораздо большими культурными знаниями, ему трудно определить, что означает это поведение в контексте культуры их отношений, группы, организации или общества. Другими словами, без дополнительных культурных знаний трудно сказать, является ли поцелуй обычным приветствием среди случайных знакомых или такое приветствие предназначено для членов семьи или любовников. В качестве другого примера, бифштекс считается отличной едой в некоторых культурах. Однако если бы кто-то был вегетарианцем или представителем культуры, где корова является священной, тот же стейк имел бы совершенно другое культурное значение.

Знакомство с культурой

По причинам, отмеченным выше, возможности «увидеть» культуру и динамические отношения, существующие между культурой и коммуникацией, немногочисленны. Две такие возможности возникают при нарушении культурных условностей или при межкультурных контактах.

Когда кто-то нарушает общепринятую культурную условность, ритуал или обычай, например, говоря на иностранном языке, стоя ближе, чем обычно, во время разговора или обсуждая темы, которые обычно не обсуждаются открыто, другие представители культуры узнают об этом что происходит что-то неподобающее. Когда имеют место «нормальные» культурные практики, представители культуры мало о чем думают, но когда происходят нарушения, им напоминают — хотя бы на мгновение — о всепроникающей роли, которую культура играет в повседневной жизни.

При посещении других групп, организаций и особенно других обществ люди часто сталкиваются с различными обычаями, ритуалами и условностями и, следовательно, узнают о них. Эти ситуации часто связаны с некоторой неловкостью, так как люди стремятся понять, а иногда и приспособиться к особенностям новой культуры. В этих обстоятельствах, опять же, можно мельком увидеть «культуру» и процессы, посредством которых люди создают культуру и приспосабливаются к ней.

Роль технологий и СМИ

Все институты в обществе способствуют общению, и таким образом все они способствуют созданию, распространению и развитию культуры. Однако средства коммуникации, такие как телевидение, кино, радио, газеты, компакт-диски, журналы, компьютеры и Интернет, играют особенно важную роль. Поскольку средства массовой информации расширяют возможности человека по созданию, тиражированию, передаче и хранению сообщений, они также расширяют и усиливают деятельность по формированию культуры. С помощью такой коммуникационной технологии сообщения передаются во времени и пространстве, сохраняются, а затем извлекаются и используются. Телевизионные программы, фильмы, веб-сайты, видеоигры и компакт-диски создаются в результате деятельности человека и, следовательно, отражают и еще больше расширяют культурные перспективы их создателей. Они начинают жить своей собственной жизнью, совершенно отличной и отдельной от своих создателей, по мере того, как они передаются и распространяются по всему сообществу, которое становится все более глобальным.

Проблемы и области изучения

Понимание природы культуры в связи с коммуникацией полезно во многих отношениях. Во-первых, он помогает объяснить происхождение различий между обычаями, верованиями, ценностями и обычаями различных групп и обществ и напоминает о процессе коммуникации, благодаря которому эти различия возникли. Это знание может и должно повысить терпимость людей к культурным различиям. Во-вторых, это помогает объяснить процесс, через который проходят люди, адаптируясь к новым отношениям, группам, организациям, обществам и культурам каждого из них. В-третьих, подчеркивается важность коммуникации как моста между культурами и как движущей силы культурных изменений.

Ряд вопросов также волнует исследователей и политиков в этой области. По мере расширения общения между отдельными людьми, группами и странами означает ли это, что культурные различия и традиции неизбежно полностью исчезнут? Смогут ли культуры людей из групп, организаций и обществ, которые имеют большой доступ к средствам коммуникации и контроль над ними, преобладать над культурами, которые имеют меньше ресурсов и меньше доступа и контроля? Можно ли использовать знания, чтобы помочь людям более комфортно и эффективно адаптироваться к новым отношениям, группам, организациям и обществам? Важность этих вопросов делает эту область важной для дальнейшего изучения учеными и практиками.

См. также: Глобализация культуры через СМИ; групповое общение; Межкультурная коммуникация, адаптация и; Межкультурная коммуникация, межэтнические отношения и; Межличностное общение; язык и общение; Организационная коммуникация; Отношения, Типы; Социальные изменения и СМИ; Социальные цели и СМИ; Общество и СМИ; Символы.

Библиография

Гудыкунст, Уильям Б. (1991). Преодоление разногласий: эффективное межгрупповое общение. Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage Publications.

Гудыкунст, Уильям Б. и Ким, Янг Ю. (1984). Общение с незнакомцами: подход к межкультурной коммуникации. Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Холл, Эдвард Т. (1959). Безмолвный язык. Нью-Йорк: Даблдэй.

Холл, Эдвард Т. (1979). За пределами культуры. Нью-Йорк: Даблдэй.

Хант, Тодд и Рубен, Брент Д. (1992). Массовая коммуникация: производители и потребители. 900:50 Нью-Йорк: HarperCollins.

Ким, Янг Ю. (1988). Коммуникация и межкультурная адаптация . Клеведон, англ.: Вопросы многоязычия.

Рубен, Брент Д. (1992). Общение и поведение человека , 3-е издание. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. Рубен, Брент Д. и Стюарт, Леа П. (1998). Общение и поведение человека , 4-е издание. Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Allyn & Bacon.

Шиллер, Герберт. (1989). Культура, Инк. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Брент Д. Рубен

Коммуникация и культура – ​​Медиа-исследования 101

Часть первая: Чтение медиатекстов

медиатекстхак

Что такое коммуникация, почему мы общаемся, как мы общаемся и с какой целью — все это вопросы, которые мы задаем при изучении коммуникации. По своей сути коммуникация — это обмен информацией и смыслами. Мы постоянно общаемся в самых разных контекстах, например, друг с другом (межличностное общение), с различными культурными группами или подгруппами (межкультурное общение) или с большой аудиторией (массовое общение), и это лишь некоторые из них. Однако, чтобы понять коммуникацию, нам нужно понять место коммуникации в культуре.

Культура как термин широко используется как в академической, так и в повседневной речи и дискурсе, относясь к различным концепциям и пониманиям. Хотя этот термин изначально происходит из древнегреческой и римской культур (латинское: культура ), сегодня он имеет различные измерения, основанные на различных потребностях и использовании каждой области, будь то антропология, социология или коммуникативные исследования. Что касается коммуникативных исследований, мы могли бы начать с определения культуры как набора усвоенных моделей поведения, разделяемых группой людей посредством взаимодействия.

Культуры не являются фиксированными, монолитными образованиями, они изменчивы, всегда меняются и реагируют на давление и влияние, например, на изменяющийся опыт своих членов или на взаимодействие с другими культурами. Однако для его членов артефакты и даже существование культурного поведения и схем могут казаться невидимыми или ничем не примечательными. Культура может даже иметь внутри себя определенные субкультуры, которые существуют в рамках основных культурных рамок общества, но имеют в ней общие специфические особенности или модальности, которые также отличают ее от основного течения. Эти субкультуры могут продолжать существовать в течение многих лет или только короткий период времени. Они могут вымереть или стать частью мейнстрима в ходе этой продолжающейся эволюции культуры.

Несмотря на то, что каждая культура имеет определенные различия, в целом культуры имеют ряд общих черт, таких как общий язык или лингвистический маркер, определение правильного и неправильного поведения, понятие родства и социальных отношений (т. е.: мать, друг, и т. д.), украшения и искусство, а также понятие лидерства или процесса принятия решений.

Культура и общество хоть и похожи, но разные вещи. Культуры определяются этим усвоенным поведением и схемами. Общества в самом простом виде можно определить как группы взаимодействующих индивидуумов. Однако именно благодаря этому взаимодействию индивидуумы развивают и сообщают маркеры культуры, поэтому в человеческих обществах очень трудно разделить «культуру» и «общество»9.0003

Итак, мы возвращаемся к роли коммуникации в культуре. Идея культуры как чего-то общего означает, что жизненно важно понимать культуру и коммуникацию по отношению друг к другу. Отношения между культурой и коммуникацией во всех ее формах тесно переплетены и взаимосвязаны. Мы видим, что общение способствует распространению и воспроизведению культуры. И коммуникации, и СМИ распространяют ценности и схемы культуры через повторное взаимодействие и обмен, разрешенные процессом связи.

Обратите внимание на то, что здесь делается акцент на повторение: культура создается не в единичных случаях общения, а скорее в повторяющемся обмене информацией и подкреплении воплощенных в ней идеалов и ценностей, передаваемых в определенный момент. Один из способов осмыслить это сложное взаимодействие — обратиться к понятию круговорота культуры у дю Гей и др. (1997).

Контур культуры — это способ исследования продукта культуры как сложного объекта, на который воздействует ряд различных аспектов этой культуры и который оказывает влияние на них.

от du Gay et al, 1997

Изображение (c) du Gay et al, 1997

Сейчас стоит кратко рассмотреть каждую из этих пяти переменных на диаграмме, а затем применить ее к знакомой форме общения в культуре. К этому тексту мы еще вернемся в следующих разделах, чтобы более подробно рассмотреть многие идеи, представленные на этой диаграмме.

Представление – как смысл передается аудитории, пользователю или со-коммуникатору? Какие знаки, модусы и дискурсы помогают передать смысл — не только «фактический» или информационный смысл, но и социальный смысл. Например, что представляет собой розовый цвет в вашем культурном контексте?

Идентичность – относится к тому, как смысл усваивается получателем или аудиторией. Наша идентичность формируется нашей культурой, которая создает ряд жизнеспособных и нежизнеспособных вариантов идентичности, которые представляются, уточняются и пересматриваются посредством нашего общения и обмена культурными объектами. Потребляя и демонстрируя определенные коммуникативные тексты и стратегии, мы одновременно утверждаем одни позиции идентичности и одновременно отвергаем другие.

Производство —   здесь относится к производству значения. Значение может быть произведено и воспроизведено несколькими способами. Человек может создавать смысл о себе в том, как он одевается или носит шляпу. Apple™ привносит смысл в то, как они проектируют и производят iPhone™. Террористическая организация может создавать информацию о себе, создавая видеоролики, которые они размещают на Youtube. Этот акт производства значения может быть беспроблемным в господствующей культуре и помогать поддерживать гегемонию, доминирование определенного набора схем или ценностей. В качестве альтернативы, это производство может бросить вызов господствующим убеждениям или ценностям некоторых людей. Примером этого в поп-культуре могла быть ранняя Леди Гага, чей стиль одежды был конфронтационным, потому что он отклонялся от существующей культурной схемы о подходящей одежде для человека ее класса, расы, пола и рода занятий.

Потребление – Оборотной стороной производства является потребление. Потребление текстов, будь то наряд, разговор или поп-песня, отражает культурные ценности и ожидания — соответствие ценностям и ожиданиям ведет к беспроблемному потреблению — это то, что ожидается, это соответствует нашей интернализованной схеме. Тексты, не вписывающиеся в эту схему, вызывают конфронтацию, вызов и даже шок. Продолжая использовать Леди Гагу в качестве примера, когда она выпустила девятиминутный музыкальный клип, посвященный повествованию о женском насилии, он был шокирующим как с точки зрения его формата (который не был стандартным тарифом MTV), так и с точки зрения его структуры повествования. .

Регламент – наконец, регламент относится к силам, которые ограничивают производство, распространение и потребление текстов. Эти силы могут быть явными, например, в кодексе поведения телевещателей, или имплицитными, например, лакмусовой бумажкой блоггера: «Вы бы сказали это в присутствии своей матери?»

.

Наконец, эти области соединяют вместе эти стрелки — стрелки очень важны, потому что, как говорит Дю Гей, ни одну из этих переменных нельзя рассматривать изолированно. Это все равно, что смотреть только на шины, чтобы попытаться понять, почему ваша машина не едет. Поэтому важно, рассматривая коммуникацию в культурном контексте, помнить, что существует множество факторов, влияющих на создание текста и смысла. Эти факторы могут поддерживать текст, укреплять культурную позицию или, наоборот, они могут бросать вызов культурной схеме или противостоять ей.

Модель

дю Гея регулярно применяется для анализа взаимодействия между коммуникацией и культурой в рамках одной культурной ситуации. Однако с глобализацией средств массовой информации и коммуникативного ландшафта становится все более важным думать об особенностях межкультурной коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *