Полигамия это википедия: Полигамия — Википедия – Полигамия — Википедия

Полигамия это википедия: Полигамия — Википедия – Полигамия — Википедия

Содержание

Полигамия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 октября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 октября 2019; проверки требует 1 правка. Эта статья — о форме брака у людей. О форме разделения полов у растений см. Многодомность.

Полига́мия (от греч. πολύς — «многочисленный» и γάμος — «брак»), многобрачие — форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола. Различают два вида полигамии: многожёнство (другое название — полигиния) и многомужество (полиандрия). Полигамия противопоставляется моногамии. Не следует путать множественную моногамию с полигамией. Многократный брак и связанный с этим многократный развод — это не то же самое, что официально состоять в браке с несколькими жёнами (мужьями), то есть лицами противоположного пола.

Нарушение единократной моногамии или полигамии (зависимо от общественных, религиозных и других законов и обычаев) — обычно осуждается, и может трактоваться как измена, блуд и т. д, то есть нарушение целомудрия (как в браке, так и вне его)[источник не указан 1185 дней].

Полигамия была объявлена вне закона в Японии в 1880 году, в Китае в 1953 году, в Непале в 1963 году[1].

В природе известны как моногамные, так и полигамные виды животных.

С точки зрения биологии, существование у человека нескольких устойчивых брачных систем удивительно, потому что большинство животных имеют какую-либо одну брачную систему, являющуюся видовым признаком[2].

Полигамия у растений[править | править код]

В ботанике полигамией называется наличие у одного вида растений как обоеполых так и однополых цветков[3]. При этом возможны следующие комбинации:

  1. однополые и обоеполые цветки находятся на одном растении:
    • андромоноэция, или андромонэция — растение имеет мужские и обоеполые цветки;
    • гиномоноэция, или гиномонэция — растение имеет женские и обоеполые цветки;
    • тримоноэция, или тримонэция, или ценомонэция — растение имеет обоеполые, мужские и женские цветки;
  2. однополые и обоеполые цветки находятся на разных растениях одного вида:
    • андродиэция — мужские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
    • гинодиэция — женские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
    • триэция, или трёхдомность — обоеполые, женские и мужские цветки находятся на разных особях.

Полигамия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья — о форме брака у людей. О форме разделения полов у растений см. Многодомность.

Полига́мия (от греч. πολύς — «многочисленный» и γάμος — «брак»), многобрачие

 — форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола. Различают два вида полигамии: многожёнство (другое название — полигиния) и многомужество (полиандрия). Полигамия противопоставляется моногамии. Не следует путать множественную моногамию с полигамией. Многократный брак и связанный с этим многократный развод — это не то же самое, что официально состоять в браке с несколькими жёнами (мужьями), то есть лицами противоположного пола.

Нарушение единократной моногамии или полигамии (зависимо от общественных, религиозных и других законов и обычаев) — обычно осуждается, и может трактоваться как измена, блуд и т. д, то есть нарушение целомудрия (как в браке, так и вне его)[источник не указан 675 дней].

История

Полигамия была объявлена вне закона в Японии в 1880 году, в Китае в 1953 году, в Непале в 1963 году[1].

Природа и полигамия

В природе известны как моногамные, так и полигамные виды животных.

С точки зрения биологии, существование у человека нескольких устойчивых брачных систем удивительно, потому что большинство животных имеют какую-либо одну брачную систему, являющуюся видовым признаком[2].

У человека в среднем на каждые 100 девочек рождается 105—106 мальчиков. На отклонение от этого среднего показателя влияет диета матери, поскольку для рождения мальчика матери требуется больше калорий. Поэтому в голодные времена рождается больше девочек (например, в Китае в 1959—1961 годах)[3].

Полигамия у растений

В ботанике полигамией называется наличие у одного вида растений как обоеполых так и однополых цветков[4]. При этом возможны следующие комбинации:

  1. однополые и обоеполые цветки находятся на одном растении:
    • андромоноэция, или андромонэция — растение имеет мужские и обоеполые цветки;
    • гиномоноэция, или гиномонэция — растение имеет женские и обоеполые цветки;
    • тримоноэция
      , или тримонэция, или ценомонэция — растение имеет обоеполые, мужские и женские цветки;
  2. однополые и обоеполые цветки находятся на разных растениях одного вида:
    • андродиэция — мужские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
    • гинодиэция — женские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
    • триэция, или трёхдомность — обоеполые, женские и мужские цветки находятся на разных особях.

Примечания

См. также

Ссылки

Многожёнство — Википедия

Многожёнство или полигини́я[1] (от др.-греч. πολύ- «много-» + γυνή «жена») — одна из форм полигамного брака, при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.

Многожёнство подразделяется социальными антропологами на сороральное (все жёны одного мужчины являются сёстрами) и несороральное (жёны одного мужчины могут не быть сёстрами)[2].

Сороральное многожёнство было, в частности, у некоторых индейских племён: встречалось у западных и северных шошонов, луисеньо

[en], пайютов, яганов, сохранялось у черноногих, дакота, было распространено у хиваро, апачей, ботокудо (для старейшин и искусных охотников), чинуков (особенно у знати), также практиковалось у индейцев Субарктики[3][нет в источнике] и северо-западного побережья Северной Америки: чипевьян, тлинкитов, инну, кри, оджибве, слейви, хайда, танаина (в последнем случае в основном у богатых)[4], сохраняется у куикатеков[en], уичоли, цоцили, панаре (правда редко), вождей шаванте[en] и нутка.

Шарль де Монтескьё в своём влиятельном труде «О духе законов» утверждал, что понять семью можно, подходя к ней и биологически, и социологически и отмечал влияние экономики на формы семьи и брака. В частности, он рассматривал многожёнство как результат богатства отдельных представителей мужского пола. Кроме того Монтескьё объясняет различные формы семьи климатическими условиями в духе пропагандируемого им географического детерминизма

[5]:

«Итак, закон, дозволяющий мужу иметь только одну жену, более подходит к физическим свойствам европейского климата, чем азиатского. Это одна из причин, почему магометанство так легко установилось в Азии и с таким трудом распространялось в Европе, почему христианство удержалось в Европе и было уничтожено в Азии, и почему, наконец, в Китае так преуспевают магометане и так мало успеха имеют христиане. Человеческие соображения всегда подчиняются той высшей причине, которая делает всё, что хочет, и пользуется всем, что ей нужно. По некоторым особым причинам Валентиниан дозволил многожёнство в империи. Этот закон, противный нашим природным условиям, был отменён Феодосием, Аркадием и Гонорием.»

По его мнению семейные отношения должны соответствовать биологической природе человека, географическим условиям, в которых он живёт, и социальной целесообразности.

Ф. Энгельс в своей известной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» излагая марксистскую интерпретацию эволюции семейно-брачных отношений писал[6]:

«В действительности, многожёнство одного мужчины было, очевидно, результатом рабства и было доступно только лицам, занимавшим исключительное положение. В патриархальной семье семитского типа в многожёнстве живёт только сам патриарх и, самое большее, несколько его сыновей, остальные должны довольствоваться одной женой. Так обстоит дело еще в настоящее время на всём Востоке; многожёнство — привилегия богатых и знатных и осуществляется главным образом путём покупки рабынь; масса народа живет в моногамии.»

Многожёнство также было частью первой письменной цивилизации — шумеров, однако согласно законам Липит-Иштара оно допускалось только в случае бесплодия жены[7].

Исторически многожёнство имело место более чем в 80 % человеческих культурных сообществ[8], и, в частности, было распространено в древнееврейском обществе, в Китае, Корее[9], у отдельных коренных народов Америки, Африки и Полинезии. В Древней Греции многожёнство разрешалось только для восполнения людских потерь в войнах. После восстановления численности людей многожёнство официально запрещалось. Геродот отметил как необычный тот факт, что царь Спарты имел двух жён. В Древнем Риме многожёнство было запрещено

[10], однако существовал конкубинат — неофициальный или «гражданский» брак одного мужчины с одной или одновременно с несколькими женщинами.

Исследования учёных-антропологов показывают, что несмотря на то, что большинство мировых обществ (около 80 %) допускало полигинию в той или иной форме, большинство браков в этих обществах оставались моногамными, а количество полигамных браков как правило не превышает 10 % и практикуется только среди элиты[11][12]. Стремление людей к моногамии учёные объясняют инстинктивным чувством, заложенным в человеке[13].

Влияние многожёнства на здоровье и на продолжительность жизни[править | править код]

Учёные провели ряд исследований с целью установить, какое влияние многожёнство оказывает на здоровье и на продолжительность жизни мужчин и женщин, состоящих в таком браке, а также на здоровье детей, рождённых в семьях многожёнцев, по сравнению с моногамией.

Исследование, целью которого было установление влияние многожёнства на здоровье детей и родителей проводилось с 2009 по 2011 годы в Танзании медиками и антропологами из Англии, США и Танзании. В ходе этого исследования было изучено 3584 семей, из которых в 2268 семьях были дети младше 5 лет. Это исследование опровергло тезис о том, что многожёнство является причиной проблем со здоровьем у детей и недостаточного питания. Более того, в ходе исследования выяснилось, что дети и жёны из семей многожёнцев имели меньше проблем со здоровьем, чем такие же люди из моногамных семей, поскольку нескольких жён имели более богатые мужчины, а бедняки оставались одножёнцами

[8][14].

По данным исследования, проведённого в 2008 году экологом Вирпи Луммаа (англ. Virpi Lummaa) из Шеффилдского университета, средняя продолжительность жизни мужчин в странах, где легализовано многожёнство, превышает этот показатель в странах, где многожёнство не разрешено[15][16].

Иудаизм[править | править код]

Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия[17], а также в левиратном браке, когда мужчина должен был жениться на вдове своего брата и обеспечивать её, а также по заповеди о «женщине, красивой видом» (Второзаконие 21.10-14),[18] а также по заповеди о «жене любимой и нелюбимой» (Второзаконие 21.15-17).[19] Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, некоторые учёные считают, что полигиния на самом деле не была распространена в библейские времена, так как многожёнство требует богатства[20]. А Майкл Куган[en], напротив, утверждал, что полигиния в библейские времена встречалась часто, и сошла на нет только ко II веку нашей эры[21].

«Когда христианская церковь появилась на свет, многожёнство всё ещё имело место у евреев. Это правда, что мы не найдем никаких ссылок на него в Новом Завете, а из этого некоторые сделали вывод, что оно должно быть вышло из употребления, и что во время нашего Господа еврейский народ стал моногамным. Но такой вывод выглядит неоправданным. Иосиф Флавий в двух местах говорит о многожёнстве как о признанном институте: и Юстин Мученик делает его предметом упрёка Трифону[22] так как еврейские учителя разрешают мужчине иметь несколько жён. На самом деле, когда в 212 году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большому количеству евреев, было признано необходимым терпеть многожёнство среди них, хотя это и было нарушением римского закона, чтобы гражданин имел более одной жены. В 285 году нашей эры Конституция Диоклетиана и Максимиана запретила многожёнство для всех подданных империи без исключения. Но, по крайней мере, на евреев принятие этого закона не оказало никакого эффекта, и в 393 году нашей эры Феодосий издал специальный закон чтобы заставить евреев отказаться от этого национального обычая. Но даже и это их не вынудило приспособиться[23].»

В 1000 году рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназских евреев[24][25][26]. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объяснялось следующими причинами[26]:

  • Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
  • Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в Европе.

Современный светский Израиль, основанный ещё в период действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки. Но в то же время, те йеменские евреи, которые уже стали многожёнцами, могут получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу, что применительно только к родившимся в Йемене и заключившим свои браки там до приезда в Израиль[27]. Также в Израиле допускается двоежёнство по решению раввинатского суда в виде исключения из правила[28][29].

Тора устанавливает запрет царю «умножать жён» (Втор. 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более 18 жён»[30].

Согласно книге Бытие, из троих праотцов еврейского народа — Авраама, Исаака и Иакова — только Исаак был одножёнцем. У Авраама были наложницы, число которых в Торе не уточняется, первую из них — Агарь — ему дала Сарра по той причине, что сама родить не могла. Иаков же стал многожёнцем не по своей воле — когда он отработал на своего дядю Лавана 7 лет за свою жену Рахиль, то после свадьбы Лаван дал ему вместо Рахили её сестру Лию, что Иаков обнаружил только наутро. И хотя неделю спустя он сыграл свадьбу и с Рахилью, но за Лию ему пришлось работать на Лавана ещё 7 лет. Впоследствии Лия с Рахилью пытались родить как можно больше детей и призвали себе в помощь служанок (Зелфу и Валлу), чьи дети становились не только законными наследниками Иакова, но и считались «как бы» единоутробными братьями детям законных жён. В итоге вчетвером они родили Иакову 13 детей — 12 родоначальников колен израилевых и одну дочь.

В современном иудаизме существует движение «А-баит а-йегуди а-шалем», которое призывает легализовать многожёнство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000-летнего запрета на многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда»[31].

Список многожёнцев, упомянутых в Танахе:

  1. Ламех имел двух жён: «И взял себе Ламех две жены». Бытие. 4:19
  2. Авраам имел жену Сарру и несколько наложниц, из которых по имени известна только Агарь. После смерти Сарры Авраам взял в жёны Хеттуру. Бытие. 25:1–6
  3. Иаков имел двух жён: сестер Лию и Рахиль, и служанок жён — Валлу и Зелфу. Бытие. 29:30
  4. Исав имел трёх жён: Иегудифу, Басемат (англ.)русск. и Махалафу. (Бытие. 26:34, Бытие. 28:9)
  5. Моисей имел двух жён разных национальностей: мадианитянку Сепфору (Исх. 2:21, 18:2–5) и эфиопку (Чис. 12:1).
  6. Гедеон: «У него много было жён. Также и наложница». (Суд. 8:30, 31)
  7. Царь Давид. Точный список жён царя Давида включает по крайней мере 5 женщин, названных по имени: Мелхола (1Цар. 18:27, 19:11–17, 25:44, 2Цар. 3:13–16), Авигея Кармилитянка (1Цар. 25:39, 1Пар. 3:1), Ахиноама из Изрееля (1Цар. 25:43, 1Пар. 3:1), Эгла (2Цар. 3:5) и Вирсавия (2Цар. 12:24). Ещё о трёх женщинах, входивших в гарем царя Давида, упоминается без указания относительно того, кем они ему были — жёнами или наложницами. Это Мааха (англ.), дочь Фалмая, царя Гессурского (2Цар. 3:3, 1Пар. 3:2), Авитала (англ.) (2Цар. 3:4, 1Пар. 3:3) и Аггифа (англ.) (2Цар. 3:4, 1Пар. 3:2). И кроме того у Давида было 10 жён или наложниц, о которых идёт речь в следующих отрывках: 2Цар. 5:13, 12:7, 8, 15:16, 16:21, 22, 1Пар. 14:3. В итоге получается, что в гареме Давида было 18 женщин, часть которых была его жёнами, а другая часть — наложницами[30].
  8. Царь Соломон имел 700 жён и 300 наложниц. (3Цар. 11:3)
  9. Елкана, отец пророка Самуила имел двух жён (1Цар. 1:1)
  10. Царь Иудеи Иоас имел двух жён (2Пар. 24:1–3)

Христианство[править | править код]

По мнению ряда исследователей, учение о греховности многожёнства в христианстве сформировалось под влиянием греко-римской морали[10], однако те христиане, которые считают многожёнство грехом, отрицают, что такое учение сформировалось в результате влияния на христианство извне, и утверждают, что в Новом Завете моногамность принимает характер общей нормы[32]. «Множественный» брак в настоящее время отвергается большинством течений в христианстве[33][34][35][36][37][38][39][40][41][42][43][44][45][46].

Согласно канонической христианской точке зрения первоначальный брак получает благословение Божие. Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение говорил: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» и учил: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов[33].

Согласно католической энциклопедии, Христос провозгласил изначальный Божественный закон моногамного и нерасторжимого брака и возвёл брак в достоинство Таинства[34]. Лютеранская церковь учит, что мужчина и женщина вместе составляют человеческую жизнь, их союз в браке являет собой основную форму человеческого бытия, и что с распространением христианской веры по всей земле брак с одним супругом стал нормой даже там, где были приняты другие формы брачного союза[47]. В лютеранской церкви брак понимается как жизненный союз между мужчиной и женщиной и исключает возможность обозначать или понимать как браки иные союзы[48].

В Новом Завете высказывается требование к дьяконам, пресвитерам и епископам быть «мужем одной жены»: «Диакон должен быть муж одной жены» (1 Тим. 3:12), «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены» (Тит 1:5,6), «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2).

3-е правило 6-го Константинопольского собора гласило: «Но сие постановили мы для тех, которые, как сказано, до пятнадцатаго дня месяца января, четвертаго индикта, обличены в вышеозначенных винах, и токмо для священных лиц; отныне же определяем и возобновляем правило, которое гласит: кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списке священнаго чина»[49].

Тертуллиан, христианский апологет II века, писал, что брак законен, однако полигамия — нет:

На самом деле мы не запрещаем союз мужчины и женщины, освящённый Богом как источник размножения человеческой расы и завещанный для заполнения земли и украшения мира, и, следовательно, разрешённый, но единожды. Ибо Адам был единственным мужем Евы, а Ева — его одной женой, одной женщиной, одним ребром.

Оригинальный текст (лат.)

Non quidem abnuimus conjunctionem viri et feminae, benedictam a Deo ut seminarium generis humani et replendo orbi et instruendo saeculo excogitatam, atque exinde permissam, unam tamen. Nam et Adam unus Evae maritus et Eva una uxor illius, una mulier, una costa.

В Правилах святого Василия Великого многожёнством (πολυγαμία) считается не только то, когда кто-либо имеет в одно и то же время много жён, а и то, когда кто-либо много раз женится. Согласно правилам, только первый брак считается святым и Богом благословенным; за второй брак известное лицо подлежит каноническому наказанию, третий же брак считается уже нечистотою (ρυπάσματα) в церкви и может быть только терпим, ибо он все же лучше, чем разнузданное блудодеяние (Василия Великого 4, 50). Всякий дальнейший брак называется уже многожёнством и Василий Великий обозначает оный как дело скотское (κτηνώδες, belluinam rem), а не человеческое, и считает грехом большим, чем блуд[51].

В середине XIII века немецкий крестоносец граф Ламберт (Людвиг) II фон Глейхен — участник Шестого крестового похода — бежал из турецкого плена с дочерью султана, которая стала его второй женой. Папа Римский дал согласие на то, чтобы граф, не разводясь с первой женой, взял себе в жёны турчанку, если та примет христианство. Тройной плотской брак счастливо длился до смерти супругов, о чём повествует надгробная надпись в бенедиктинском монастыре святого Петра в Тюрингии[52][53][54][55]. Сведения о двоежёнстве графа подробно приводит Н. М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» при описании посещения Эрфурта и усыпальницы с надгробием графа, на котором изображены его супруги в монастыре на Петровой горе (Petersberg): «Я видел сей большой камень и благословил память супругов»[56].

»

Кроме единичных и порицаемых случаев бытования многобрачия в христианизированной Европе имеется пример коллективного и организованного его функционирования в период существования Мюнстерской коммуны представляющей собой теократический режим, установленный радикальными анабаптистами в Мюнстере (Вестфалия) в 1534—1535 годах. В осаждённом городе Мюнстерская коммуна провела ряд радикальных социально—экономических реформ с целью создания «небесного Иерусалима». Возглавивший коммуну Иоанн Лейденский объявил себя «царём Нового Сиона» и ввёл многожёнство[57][58], что возможно было вызвано тем, что после изгнания противников режима в Мюнстере оказалось в несколько раз больше женщин, чем мужчин. Однако ряд исследователей выражают сомнение в том, что данный факт имел место в действительности, относя его скорее к католическо-протестантской пропаганде направленной против движения анабаптистов[59][60] или преувеличены хронистами[61]. После жестокого подавления восстания руководители Иоанн Лейденский, бургомистр города Бернд Книппердоллинг были обезглавлены, а их тела помещены в клетках на башне церкви Святого Ламберта. По некоторым свидетельствам были повешены все 16 жён руководителя коммуны.

В 1539 году Филипп Гессенский, один из основных военных спонсоров лютеранства, обратился к Мартину Лютеру с просьбой помочь ему решить его семейные проблемы путём вторичной женитьбы на Маргарите фон дер Заале (нем.), при том, что он уже состоял в браке с Кристиной Саксонской, ссылаясь при этом в том числе и на историю с графом фон Глейхеном. Отказ Лютера в этой просьбе мог привести Филиппа Гессенского к переходу в католичество и к утрате Лютером значительной части вооружённых сил, поддерживающих лютеранство. Под угрозой лишения такого важного союзника в декабре 1539 года Лютер дал ему разрешение стать двоежёнцем (разрешение это он передал через Роберта Бартса), однако попросил Филиппа сохранить это дело в тайне. Брак состоялся 4 марта 1540 года, на бракосочетании также присутствовал один из видных деятелей Реформации Филипп Меланхтон, и поэтому когда позже об этом браке стало известно, этот брак стал одним из аргументов католиков в критике лютеранства.[54][55][62][63].

  • Филипп Гессенский

  • Кристина Саксонская

  • »

    Маргарита фон дер Заале

В 1650 году после Тридцатилетней войны, окончившейся в 1648 году, для восполнения людских потерь на юге Баварии, в католических землях на 10 лет было официально разрешено двоежёнство. Людские потери от этой войны Германия восстановила только 100 лет спустя[64][65][66][67][68][69][70][71]<.

В колониальных владениях Латинской Америки и Новой Франции установилась система пласажа: белые мужчины брали в официальные жёны белых женщин, при этом содержали одну или несколько цветных любовниц, которые не были проститутками, а скорее наложницами-конкубинами, так как оставались верны своему господину до его смерти и даже имели от него официально признанных детей (которые, однако, имели меньше наследственных прав, чем законнорождённые дети).

В Японии конца XIX века бытовали отношения между иностранным подданным и японской подданной, согласно которому на время пребывания иностранца в Японии он получал в пользование (и содержание) временную жену, при этом заключался контракт, по которому он получал в полное распоряжение подданную микадо, обязуясь в обмен на это предоставить ей содержание (еду, помещение, наёмную прислугу, рикшу и т. д.). Такие отношения просуществовали вплоть до русско-японской войны 1904—1905 годов.

По мнению американского пастора Юджина Хиллмана, изложенному в книге «Новый взгляд на многоженство», Римская церковь установила запрет на многожёнство для унификации христианского вероучения с греко-римскими культурными обычаями[72].

Архиепископ Англиканской церкви Нигерии Питер Акинола[en] осудил многожёнство среди христиан[73].

Ислам[править | править код]

Несороральная полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь одновременно не более четырёх жён[74]. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. При этом наложницы жёнами не считаются. Например, Сулейман Великолепный был официально женат лишь на одной женщине (Хюррем), а все остальные обитательницы его обширнейшего гарема жёнами ему не считались.

На практике абсолютное большинство мусульман в современных мусульманских странах состоят в моногамном браке[65].

Индуизм[править | править код]

У индусов закон ввёл моногамию только у шудр, людей низшего и бедного класса. В варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев — 2 или 3, в варне брахманов — до 4[источник не указан 952 дня].

Буддизм в России[править | править код]

Российские буддисты вопрос многожёнства считают бытовым и лежащим вне компетенции религии[75].

В Киевской Руси[править | править код]

» Картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде. 1770

В дохристианский период в древнерусском обществе существовали две разновидности брака: моногамная и полигамная. Князь Ярополк имея «жену грекиню», привезённую его отцом Святославом Игоревичем из похода на Византию[76], успешно сосватался к полоцкой княжне Рогнеде[77]. Однако во время междоусобной войны Владимир Святославич после захвата Полоцка княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, насильно взял себе в жёны[78]. По замечанию Титмара Мерзебургского Владимир «был великим и жестоким распутником» (лат. fornicator maximus)[79]:

Повесть временных лет относит подобный образ жизни Владимира только до крещения Руси: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от неё имел он четырёх сыновей: Изяслава, Мстислав, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а ещё от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц»[80]. Следует отметить, что некоторые исследователи видят в привёденном списке сознательную параллель с библейским царём Соломоном[81]. После крещения Руси Владимир вынужден был принять христианские обычаи и обратился к Рогнеде: «Я крещён теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него»[82], но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Чешский историк Любор Нидерле в своей известной книге «Славянские древности» отмечал, что многожёнство было повсеместно распространено у славянских народов и их соседей: «в Чехии много жён имел князь Славник; в Польше Мешко до принятия им христианства имел семь жен, а поморанский князь во время посещения его епископом Оттоном Бамберским имел несколько жен и 24 наложницы», но при этом Нидерле указывал также, что в целом «супружеская жизнь славян, особенно рядовых членов общины, отличалась упорядоченностью, а также целомудрием и верностью жён»[83]. Ибн-Фадланн, который с дипломатической миссией в 921—922 годах побывал в Восточной Европе указывает, что один «царь русов» имел 40 наложниц[84]. По мнению современного исследователя Омельянчук С. В.: «Рядовые члены восточнославянской общины, по всей видимости, вели более упорядоченный образ жизни, что подтверждают свидетельства таких арабских, византийских и западноевропейских авторов, как Аль-Масуди, Маврикий и св. Бонифаций». Видимо моногамия незнатных слоёв населения была продиктована в основном экономическими причинами[85].

В Повести временных лет (как в Ипатьевском, так и в Лаврентьевском списках) утверждается, что «повсеместно существовало многожёнство, некоторые мужчины имели по две и даже по три жены». То есть, в языческую эпоху господствовало многожёнство, а моногамия установилась после принятия христианства[65].

В Российской империи[править | править код]

Картина В. В. Пукирева «Прерванный, или Несостоявшийся брак» («Двоежёнец, или Прерванное венчание»). 1877

В Российской империи нелегальными многожёнцами становились купцы, обзаводившиеся семьями в городах, являвшимися конечными пунктами их торговых путей. Это было возможно по той причине, что в проезжей грамоте, дающей право передвигаться по стране, не указывалось семейное положение. После того, как это обнаружилось, в проезжую грамоту была добавлена графа «семейное положение», которая впоследствии перешла в паспорт.

При Екатерине II графиня Е.К. Разумовская (Апраксина) тайно обвенчалась с генерал-адъютантом графом П.Ф. Апраксиным (1728—1811), в то время женатым на А.П. Ягужинской[86]: «В первые минута повелено было преследовать их со всею строгостью, а потом, под рукою, сказано брошенной супруге Апраксина, чтобы она шла в монастырь, что согласовывалось с её намерением»[87]. На случаи бигамии в России, вызванные прежде всего большими трудностями при расторжении брака (фактически он мог быть прекращён, если один из супругов умирал или при факте прелюбодеяния) указывают многочисленные свидетельства из законодательной и судебной практики. Так, по словам историка Щербатова М. М. («О повреждении нравов в России») — эти примеры можно было «сотнями считать»[88]. Фактическое отсутствие возможности добиться расторжения официального (церковного) брака вынуждало зачастую даже идти на преступления. Известность получил бракоразводный проц

Полигамия — это… Что такое Полигамия?

Полига́мия (от греч. πολύς — «многочисленный» и γάμος — «брак»), многобрачие — форма брака, при котором брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. Имеет две формы — полигиния и полиандрия. Противопоставляется моногамии, в рамках которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов. Не следует путать множественную моногамию с полигамией. Многократный брак и связанный с этим многократный развод — это не то же самое, что официально состоять в браке с несколькими жёнами (мужьями), то есть лицами противоположного пола. Нарушение единократной моногамии или полигамии (зависимо от общественных, религиозных и др. законов и обычаев) — обычно осуждается, и может трактоваться как измена, блуд и т. д., то есть нарушение целомудрия (как в браке, так и вне его).

История

Обычай полигамии существовал у большинства народов во всех частях света и до сих пор существует у племён Африки, Меланезии, Америки и т. д., а также у исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки. Нигде, однако, полигамия не встречается как общее явление для целых народов, так как в таком случае необходимо было бы намного большее число женщин, чем мужчин. Полигамия упоминается и в Ветхом Завете. Среди библейских многожёнцев — Иаков, Исав, Давид и Соломон.

Обыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является — по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов, шахов и т. д.) ещё и теперь — неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жён (напр. у мусульман — четырьмя, хотя количество наложниц не лимитируется). У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев — 2 или 3, в варне брахманов — до 4.

Исследователи, принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в полигамии прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны — для женщины; исследователи, исходящие из моногамической формы первобытного брака, смотрят на полигамию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главной и считается хозяйкой в доме по преимуществу. Побуждения к полигамии могли быть многие; кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство, что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее. Кроме того, обладание многими жёнами и обширным родством даёт большее значение в обществе, и это уже одно может вызывать стремление к полигамии. Хотя между несколькими жёнами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как каждая жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех.

Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних, причем не всегда достаточным является авторитет главы дома — факт, служащий одним из мотивов против полигамии. Что вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жены считаются как бы наложницами.

Стоит отметить, что причиной полигамии может быть сокращение мужского населения в результате войн. В войнах, как правило, погибают мужчины, а тем которые возвращаются домой победителями с добычей приходится брать себе несколько жен. Многие исламские страны находились практически всю свою историю в состоянии непрекращающихся войн, что поддерживало баланс когда женщин всегда больше чем мужчин.

  1. Авраам имел жену Сарру и наложницу Агарь
  2. Иаков имел две жены — Лия, Рахиль, и его наложницами были служанки жён — Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа). Бытие 29.30
  3. Соломон имел гарем из 700 жен и 300 наложниц. 3 Царств 11.3
  4. Давид имел 10 жён
  5. Ламех имел двух жён. Бытие 4.19
  6. Ровоам имел гарем из 18 жён и 60 наложниц
  7. Исав имел две жены Иегудифа и Васемафа Бытие 26.34
  8. Артаксеркс II, персидский царь, от своих 336 жен и наложниц имел 150 сыновей.
  9. Александр Македонский — гарем Александра числом более 360 наложниц держался при царе как часть из персидских обычаев, заимствованных македонским царем. Как пишет Диодор: «Каждую ночь они проходили перед кушеткой царя, так что он мог выбрать одну, с кем делил эту ночь»[2](см. Женщины Александра Великого).
  10. Повесть временных лет так пишет о жизни Святого Князя Владимира до крещения:

«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Полигамия в исламе

Ислам разрешает многожёнство (до 4 жен включительно)[1]. В большинстве стран гражданское законодательство запрещает многожёнство, в некоторых (например, Саудовская Аравия) разрешает. В России же второй (и далее) брак заключиться не может без разрыва первого, то есть юридически полигамная семья существовать не может, однако фактически встречаются семьи, состоящие из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство. Если говорить применительно к Исламу, то такой брак должен соответствовать мусульманским канонам, то есть должны быть соблюдены определённые правила вступления в брак, чтобы он считался заключённым, иначе такое сожительство считается с исламской точки зрения запрещённым. Некоторые российские политики, к примеру, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, неоднократно выступали за внесение в Семейный Кодекс РФ поправок, узаконивающих многожёнство юридически. Большую поддержку подобные голоса встречают в среде российских мусульман: «Такая мера позволит обеспечить пропитанием и отцовской лаской внебрачных детей, которые сегодня есть у многих российских мужчин, а также брошенных детей» (сказал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин)[2].

По словам другого видного деятеля российского ислама Равиля Гайнутдина, введение многоженства позволило бы «дисциплинировать российских мужчин». «В наше время светскому человеку дозволено иметь хоть 40 жён, но все они незаконные — если же мусульманин женится по шариату, то он берёт на себя ответственность за каждую свою семью», — подчеркнул муфтий[3].

Природа и полигамия

В природе известны как моногамные, так и полигамные виды животных.

С точки зрения биологии, существование у человека нескольких устойчивых брачных систем удивительно, потому что большинство животных имеют какую-либо одну брачную систему, являющуюся видовым признаком[4].

У человека мальчики и девочки рождаются в соотношении от 49/51 до 51/49. Если рассматривать моногамию как следствие примерно одинакового соотношения родившихся самцов и самок, то следует учесть, что соотношение мужчин и женщин сильно менялось в пользу последних в течение жизни одного поколения, в особенности в Древности и в Средние века, в результате многочисленных войн.

Несмотря на равное (в целом) соотношение мужчин и женщин, в слабоцивилизованных обществах большая часть женщин обычно достаётся весьма малому числу мужчин (так называемые альфа самцы). [1] Это же явление, хотя и в ослабленной форме, сохраняется и у весьма цивилизованных народов.

Полигамия у растений

(См. также Разделение полов у цветковых растений).

В ботанике полигамией называется наличие у одного вида растений как обоеполых так и однополых цветков[5]. При этом возможны следующие комбинации:

  1. однополые и обоеполые цветки находятся на одном растении:
    • андромоноэция — растение имеет мужские и обоеполые цветки;
    • гиномоноэция — растение имеет женские и обоеполые цветки;
    • ценомонэция — растение имеет обоеполые, мужские и женские цветки;
  2. однополые и обоеполые цветки находятся на разных растениях одного вида:
    • андродиэция — мужские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
    • гинодиэция — женские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
    • триэция, или трёхдомность — обоеполые, женские и мужские цветки находятся на разных особях.

См. также

Примечания

Ссылки

Полигамия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья — о форме брака у людей. О форме разделения полов у растений см. Многодомность.

Полига́мия (от греч. πολύς — «многочисленный» и γάμος — «брак»), многобрачие — форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола. Различают два вида полигамии: многожёнство (другое название — полигиния) и многомужество (полиандрия). Полигамия противопоставляется моногамии. Не следует путать множественную моногамию с полигамией. Многократный брак и связанный с этим многократный развод — это не то же самое, что официально состоять в браке с несколькими жёнами (мужьями), то есть лицами противоположного пола.

Нарушение единократной моногамии или полигамии (зависимо от общественных, религиозных и других законов и обычаев) — обычно осуждается, и может трактоваться как измена, блуд и т. д, то есть нарушение целомудрия (как в браке, так и вне его)[источник не указан 978 дней].

История

Полигамия была объявлена вне закона в Японии в 1880 году, в Китае в 1953 году, в Непале в 1963 году[1].

Природа и полигамия

В природе известны как моногамные, так и полигамные виды животных.

С точки зрения биологии, существование у человека нескольких устойчивых брачных систем удивительно, потому что большинство животных имеют какую-либо одну брачную систему, являющуюся видовым признаком[2].

Полигамия у растений

В ботанике полигамией называется наличие у одного вида растений как обоеполых так и однополых цветков[3]. При этом возможны следующие комбинации:

  1. однополые и обоеполые цветки находятся на одном растении:
    • андромоноэция, или андромонэция — растение имеет мужские и обоеполые цветки;
    • гиномоноэция, или гиномонэция — растение имеет женские и обоеполые цветки;
    • тримоноэция, или тримонэция, или ценомонэция — растение имеет обоеполые, мужские и женские цветки;
  2. однополые и обоеполые цветки находятся на разных растениях одного вида:
    • андродиэция — мужские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
    • гинодиэция — женские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
    • триэция, или трёхдомность — обоеполые, женские и мужские цветки находятся на разных особях.

Примечания

См. также

Ссылки

полигамия — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.полига́мияполига́мии
Р.полига́мииполига́мий
Д.полига́мииполига́миям
В.полига́миюполига́мии
Тв.полига́мией
полига́миею
полига́миями
Пр.полига́мииполига́миях

по-ли-га́-ми·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -поли-; корень: -гам-; суффикс: -иj; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [pəlʲɪˈɡamʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. форма брака, при которой один брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола; многомужие и многоженство (обычно употребляется в значении многоженства) ◆ Так, например, нормы иностранного права, допускающие полигамию, противоречат основным принципам российского семейного права, но это вовсе не означает, что полигамные браки, заключенные в стране, где они признаются, не могут порождать юридических последствий, признаваемых в нашей стране; нельзя, в частности, возражать против признания алиментных обязательств членов полигамной семьи… «Применение оговорки о публичном порядке в судебной практике», 2003 // «Арбитражный и гражданский процессы» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. биол. у животных: спаривание самца в течение одного сезона с несколькими самками ◆ Самцы, которым ввели ген, не изменяли старой знакомой. Простые же смертные, без гена, выказывали полигамию. Дон Жуана — на свалку истории!, 2003 // «Известия» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. многобрачие; частичн.: многожёнство
  2.  ?
Антонимы[править]
  1. моногамия, однобрачие; безбрачие
  2. моногамия, однобрачие
Гиперонимы[править]
  1. полиамория, полифидельность
  2.  ?
Гипонимы[править]
  1. многомужие, многожёнство, полигиния, полиандрия
  2.  ?

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от поздн. лат. polygamia, из др.-греч. πολύς «многий, многочисленный» (восходит к праиндоевр. *ple-) + γάμος «брак», далее из праиндоевр. *ǵame- «зять, жених, жениться» (ср.: русск. зять, лит. žentas «зять», латышск. znuots «зять», лат. gener «зять», др.-греч. γαμβρός «зять», алб. dhëndër «зять, жених», авестийск. zāmātar- «зять», санскр. जामातर् (jāmātar) «зять») .

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

спаривание самца в течение одного сезона с несколькими самками

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Моногамия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монога́мия (от др.-греч. μόνος «единый» + γάμος «брак»[1]) — единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнёра во время своей жизни или в любой момент времени (последовательная моногамия), по сравнению с многожёнством, многомужеством и полиаморией[1]. Термин также применяется к социальному поведению некоторых животных.

Термин «моногамия» используют для описания различных отношений. Современные биологи, использующие теорию эволюции, рассматривают моногамию у человека как явление, присущее не только человеку, но и животным, и постулируют следующие четыре типа моногамии:

  • Брачная (или семейная) моногамия относится к брачным союзам, состоящие только из двух людей. Брачная моногамия может быть подразделена на:
    • брак один раз в жизни,
    • брак только с одним человеком одновременно (последовательная моногамия), в отличие от многожёнства[1].
  • Социальная моногамия относится к двум партнёрам, живущим вместе, имеющим половые контакты друг с другом (при возможной измене/открытом браке/промискуитете) и взаимодействующим в приобретении основных ресурсов: таких как жильё, еда и деньги (если речь о людях).
  • Сексуальная моногамия относится к двум партнёрам, состоящим в эксклюзивных сексуальных отношениях друг с другом и не имеющих никаких других половых партнеров[2].
  • Генетическая моногамия относится к сексуальным моногамным отношениям с генетическими доказательствами отцовства[2].

Биологи, физические антропологи и поведенческие экологи (англ.) часто используют термин моногамия в сексуальном смысле, а не генетическом[3]. Культурные или социальные антропологи и другие представители общественных наук под «моногамией» подразумевают социальную или брачную моногамию[2][3].

Правовые аспекты моногамии у людей преподаются на факультетах права. Философские аспекты моногамии рассматривают, например, философская антропология и философия религии, а также богословские дисциплины.

Социальная моногамия[править | править код]

Согласно ареальной картотеке человеческих отношений из 1 231 изученного человеческого культурного сообщества со всего мира 186 были моногамны, 453 имели многожёнство в отдельные периоды времени, 588 имели достаточно частое многожёнство, и у 4 было многомужество[4].

Лебеди создают пары на всю жизнь и смена партнёра возможна только в случае гибели одного из лебедей

Моногамия у животных — отношения между полами, характеризующиеся тем, что самец в течение более или менее продолжительного срока спаривается с одной определённой самкой и обычно принимает участие в заботе о потомстве. Моногамия наблюдается у большинства птиц, причём лебеди, аисты, орлы, грифы соединяются в пары на несколько лет, в отдельных случаях — на всю жизнь, другие — только на один сезон, расставаясь после выведения и выкармливания птенцов (например, гуси) или даже сразу после устройства гнезда, ещё до откладки яиц (многие утки). Все дикие гуси моногамны. Среди млекопитающих обезьяны и волки образуют пары на несколько лет или больше; песцы, лисицы, барсуки, горностаи, бобры — редко более чем на один сезон. К моногамии иногда относят также отношения насекомых и других беспозвоночных, у которых оба пола (или только самцы) умирают вскоре после однократного спаривания (самки — после откладки яиц).

  1. 1 2 3 Cf. «Monogamy» in Britannica World Language Dictionary, R.C. Preble (ed.), Oxford-London 1962, p. 1275:1. The practice or principle of marrying only once. opp. to digamy now rare 2. The condition, rule or custom of being married to only one person at a time (opp. to polygamy or bigamy) 1708. 3. Зоол. The habit of living in pairs, or having only one mate; The same text repeats The Shorter Oxford English Dictionary, W. Little, H.W. Fowler, J. Coulson (ed.), C.T. Onions (rev. & ed.,) Oxford 1969, 3rd edition, vol.1, p.1275; OED Online. March 2010. Oxford University Press. 23 Jun. 2010 Cf. Monogamy in Merriam-Webster Dictionary
  2. 1 2 3 Reichard, Ulrich H. Monogamy: past and present // Monogamy: Mating Strategies and Partnerships in Birds, Humans and Other Mammals (англ.) / Reichard, Ulrich H.; Boesch, Christophe. — Cambridge University Press, 2003. — P. 3—25. — ISBN 978-0-521-52577-0.
  3. 1 2 Low B.S. (2003) Ecological and social complexities in human monogamy. Monogamy: Mating Strategies and Partnerships in Birds, Humans and Other Mammals:161-176.
  4. Ethnographic Atlas Codebook Архивная копия от 18 ноября 2012 на Wayback Machine Этнографический Атлас под редакцией Джорджа Мёрдока (George P. Murdock), описывающий брачные отношения 1231 сообществ с 1960 по 1980 годы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *