Почерк психология: Почерк и характер — Психологос
Что красивый почерк говорит о человеке?
Бывает, что школьники, студенты и взрослые недовольны своим почерком, считают его недостаточно аккуратным. Некоторые ищут способы научиться писать красиво даже в зрелом возрасте. По статистике Яндекс в месяц вводят 12 000 поисковых запросов по ключевому слову «исправление почерка». Но стоит ли взрослым людям менять почерк? Как выглядит красивый почерк? Отвечу на этот вопрос с точки зрения графоанализа — метода психодиагностики, с помощью которого можно составить подробный психологический портрет человека.
Я могу рассуждать на эту тему, потому что окончил Институт Графоанализа Инессы Гольдберг по программе Израильского Общества Научной Графологии и являюсь практикующим графологом. Все изложенное основано на профессиональных знаниях.
В психодиагностической практике и при разговорах о графологическом анализе часто слышу фразу «у меня ужасный почерк». На деле оказывается, что у большинства почерк вполне нормальный для взрослого человека.
С взрослением форма почерка все дальше от стандарта прописей — искажается, упрощается, формируется индивидуальный стиль письма. И это нормально, ведь почерк отражает личность пишущего — темперамент, характер, а также психическое состояние. Не бывает совершенно одинаковых почерков, потому что люди разные.
Что же говорит красивый почерк о его авторе? Перед ответом на вопрос хочу предупредить читателей, что не стоит судить других людей и себя, только по приведенным примерам. Очень просто ошибиться и сделать неверные выводы, если не знать нюансы. Чтобы делать правильные выводы нужно учиться с наставником. Для знакомства с тонкостями методики рекомендую книги Инессы Гольдберг — это единственная достоверная литература о научной графологии на русском языке.
В этой статье выделим два типа почерков. Почерк красивый в простоте и «почерк отличника», который близок к прописям. Каждый тип по-разному будет характеризовать автора.
Взгляните на этот образец.
Его красота заключается в близости к стандартам прописей. Если человек пишет так всегда, даже когда делает заметки для себя, это значит, что в жизни он большее значение придает форме, в ущерб содержанию и движению. Это характеризует человека, который предъявляют окружающим социальную маску, как бы говорит — «смотрите, я хороший и правильный». Такой подход к жизни лишает человек спонтанности и непосредственного проявления личности. Причина такого поведения — психологическая защита, попытка скрыть правду от себя и окружающих — признак психологического неблагополучия.
А теперь посмотрите на этот образец.
Он тоже эстетичный, но главное отличие в том, что человек так пишет на скорости. Не задумываясь о форме, у него получается сохранять структуру и читабельность. Это говорит о быстрым мышлением, способности к быстрой адаптации в жизни, человек ведет себя естественно и не пытается казаться.
Письмо — это способ общения. Когда взрослый человек пишет бегло, при этом красиво и разборчиво, это позитивный момент, так как говорит о желании быть понятым, стремлении к социальным контактам. Но если произошло смещение на цель — создавать впечатление — стоит задуматься о причинах такой потребности.
Повторюсь, что не стоит делать самостоятельные выводы по приведенным образцам, о себе и о людях, так как есть риск ошибки.
Максим Васильченко,
графолог
Профориентация взрослых
Старше 14 лет Если вам около 20 лет Если вам около 30 лет Если вам около 40 лет Поделиться в соц. сетяхАкадемия | Графология: Чего ожидать от сотрудника, пишущего каллиграфическим почерком
Не раз приходилось сталкиваться с убеждением некоторых руководителей и HR-ов о том, что обладатель красивого каллиграфического почерка — хороший сотрудник. Действительно, обыденная логика подсказывает: «каллиграфическим, красивым почерком пишут хорошие, «положительные» и способные люди, а коряво и некрасиво пишут люди с недалеким умом и отрицательными личностными качествами».
Так ли это на самом деле? Действительно ли «почерк отличника» — свидетельство «хорошего работника» (подчиненного, руководителя), и — наоборот?
В своей статье «Каллиграфия и Графология: идеальное в реальном, порознь или вместе?» И.Гольдберг уже затрагивала тему психологии каллиграфического почерка. Она пишет: «Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью. Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не задуманная художественность надписи каллиграфа или чертежника, не надпись на открытке) – не здорово, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический почерк самобытным с художественной точки зрения), и, во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и о полном замещении им беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности».
Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика почерка, – отражает проявление усиленного Супер-Эго, нашего «Идеального Я» в ущерб индивидуальности и самобытности человека. К чему это приводит? К усиленному самоконтролю, четкому следованию инструкциям и правилам, шаблонному, стереотипному восприятию и мышлению.
С одной стороны, люди, обладающие правильным, каллиграфическим почерком руководствуются словами «Надо, Должен, Обязан». Они перфекционисты с большой буквы, ответственны, стремятся все сделать на оценку «отлично» (в психологии это называется «синдром отличника»), социально нормативные и «правильные», с точки зрения общества, люди.
Вроде бы отличные качества для работника. Но у всего этого есть и оборотная сторона медали. И с другой стороны — эти люди зажимают в себе проявление самобытности, индивидуальности (нестандартные задачи поставят их в тупик, как и необходимость разрулить возникшую ситуацию).
Поскольку стабильность, потребность к перестраховке страх оступиться – для них важнее всего, то настолько же чужды и неприятны для них будут любые моменты неопределенности или необходимости принятия самостоятельного решения, проявления инициативы.
Им крайне важна оценка со стороны (авторитеты имеют для них огромное значение, при этом они обидчивы и ранимы, чувствительны к критике в свой адрес), все свои и чужие действия соизмеряют с жесткими нормами и правилами поведения (очень критичны по отношению к другим людям, завышают планки (идеализм, незрелость личности), им трудно быть снисходительными, терпимыми к недостаткам окружающих).
Многие руководители делают большую ошибку, думая, что такой «оловянный солдатик» или «отличник-исполнитель», который был на своем месте и справлялся с нехитрыми правилами и функциями «на отлично», будет отлично справляться или функционировать на более высокой, ответственной или самостоятельной должности, требующей проявления инициативы, Личности, гибкости, импровизации, креатива или лидерства в управлении.
«Каллиграфы» также испытывают трудности в адаптации, так не обладают необходимой для этого гибкостью. Жесткий самоконтроль приводит к накоплению отрицательных эмоций, которые периодически выплескиваются на окружающих, когда «терпение кончилось», либо приобретают застойный характер и проявляются в виде психосоматических расстройств здоровья.
Стрессоустойчивость таких людей тоже небезгранична. Не умея расслабляться как физиологически, так и психологически, а этот процесс крайне важен для восстановления затраченных усилий, они держат удар, пока хватает энергетических резервов, постепенно истощая их.
Излишний перфекционизм сдерживает их от проявления инициативы, смелости, решительности (они крайне опасаются совершить ошибку, сделать что-то не так, перестраховываются по любому поводу).
С точки зрения стандартных компетенций, можно сказать, что сильные стороны человека, обладающего каллиграфическим (или близким к нему аккуратным, «прописным», стандартным письмом) являются:
- ответственность
- ориентация на качество
- нацеленность на результат
- тактическое планирование и организация процесса
- анализ проблем.
Слабые же стороны заключаются в сниженном уровне, либо отсутствии:
- адаптивности
- позитивного мышления, легкости и непосредственности
- инновационного и коммерческого мышления
- системного мышления (умение отделять главное от второстепенного)
- инициативности, смелости
- гибкости и ассертивности
- лидерства.
Что же касается межличностных навыков (межличностное понимание, работа в команде, построение взаимоотношений), то они носят, как правило, формальный характер.
Таким образом, принимая на работу сотрудника с правильным, каллиграфическим письмом, Вы обезопасите себя в плане исполнительности данного человека, ответственного отношения сотрудника к выполнению своих обязанностей. Однако не ждите от него инициативы, креативности, умения быстро реагировать на изменяющиеся условия и перестраивать свою линию поведения сообразно им (что бывает крайне важно в кризисные времена).
Вспомните школьных «круглых отличников»: оценка «отлично» — прежде всего оценка четкого исполнения четко определенных заданий, умение соответствовать и исполнить, вот за что ставится высший балл в школе и институте.
Если Вы думали, что «отлично» — означает «отличие» или «индивидуальность», Вы ошибались. Именно «синдромом отличника» объясняется огромное несоответствие количества «подающих большие надежды» краснодипломщиков – количеству действительно реализованных, ярких и успешных личностей в условиях реальной жизни (почерк которых весьма далек от каллиграфичного).
*Описанные выше характеристики носят только тенденциозный характер, произвести профессиональную оценку почерка и указать степень проявления тех или иных личностных качеств может только профессиональный эксперт.
Лариса Дрыгваль, эксперт-графолог, кандидат психологических наук,
Институт графологии Инессы Гольдберг
Почерк | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
«Почерк» перенаправляется сюда. Скрипты для написания заметок от руки см. в разделе «Скоропись».
Два стиля печати
Чистописание или почерк — это искусство письма рукой и пишущим инструментом, таким как ручка или карандаш. Стили почерка также называются руки или почерк .
Почерк исторически является наиболее широко изучаемым двигательным навыком. Это также один из первых, а часто и единственный двигательный навык, который дети учат в начальной школе. Обычно они начинают с печати, а затем переходят к скорописи. Требуются годы практики и взросления, прежде чем человек овладеет навыками взрослого почерка. Почерк рассматривается не только как единственное движение, оставляющее видимый след чернил на бумаге (изделии), но и как движение (процесс). Понимание рукописного продукта не будет полным, пока не будет понят процесс рукописного ввода. Таким образом, движение почерка было исследовано с тех пор, как стали доступны методы измерения.
Содержимое
- 1 Управление двигателем
- 2 См.
также
- 3 Ссылки и библиография
- 4 Ключевые тексты
- 4.1 Книги
- 4.2 Документы
- 5 Дополнительный материал
- 5.1 Книги
- 5.2 Документы
- 6 Внешние ссылки
Управление моторикой
Рукописный ввод требует двигательной координации нескольких суставов кисти, запястья, локтя и плеча, чтобы формировать буквы и располагать их на странице. Удержание ручки и направление ее по бумаге в основном зависит от сенсорной информации от кожи, суставов и мышц руки, и это регулирует движение в соответствии с изменениями трения между ручкой и бумагой. [1] С практикой и знакомством почерк становится высокоавтоматизированным с использованием двигательных программ, хранящихся в моторной памяти. [2] По сравнению с другими сложными двигательными навыками почерк гораздо меньше зависит от мгновенного визуального руководства. [3] [4]
Исследования у лиц с полной периферической деафферентацией при наличии и отсутствии зрения своей пишущей руки обнаружили увеличение количества касаний пера, увеличение числа инверсий скорости, снижение средней частоты штрихов и увеличение продолжительности продолжительность движения письма. Изменения показывают, что кожная и проприоцептивная обратная связь играют решающую роль в обновлении моторных воспоминаний и внутренних моделей, лежащих в основе почерка. Напротив, зрение играет лишь второстепенную роль в корректировке двигательных команд. [4]
См. также
- Скоропись
- Графология
- Графономика
- Разборчивость почерка
- Анализ движения почерка
- Международное графономическое общество
- Печать (почерк)
- Терминология в графономике
- Устное общение
- Письменный язык
Ссылки и библиография
- ↑ Lacquaniti F. (1989). Центральные представления о движении человеческих конечностей, выявленные исследованиями рисования и письма. Тренды Нейроси. 12(8):287-91. PMID 2475946
- ↑ ван дер Плаатс Р.Е., ван Гален Г.П. (1990). Влияние пространственных и двигательных требований на почерк. Джей Мот Бехав. 22(3):361-85. PMID 15117665
- ↑ Марквардт С.
, Генц В., Май Н. (1999). Визуальный контроль автоматизированных движений почерка. Опыт Мозг Res. 128(1-2):224-8. PMID 10473764
- ↑ 4.0 4.1 Хепп-Реймонд М.С., Чакаров В., Шульте-Мёнтинг Дж., Хюте Ф., Кристева Р. (2009). Роль проприоцепции и зрения в почерке. Мозг Рес Бык. 79(6):365-70. PMID 19463909 DOI: 10.1016/j.brainresbull.2009.05.013
Ключевые тексты
Книги
Документы
Дополнительный материал
Книги
Документы
- Google Scholar
Внешние ссылки
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по тематике
- Биомедицинские и медико-биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp.![]() | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp.![]() |