Почерк человека психология: Почерк и характер человека: 15 методов определения – особенности, примеры, расшифровка и рекомендации

Почерк человека психология: Почерк и характер человека: 15 методов определения – особенности, примеры, расшифровка и рекомендации

Содержание

Определение личностных характеристик человека с помощью анализа почерка. Графология

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.


Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Для того, чтобы читать человека, словно книгу, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых соответствует определенному свойству характера испытуемого.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.


 

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись — это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них — его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая — для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью — признак упрямства, иногда — повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина
Кадровое агентство Казани «Бизнес и Карьера»
В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

Рекомендуем к просмотру

можно ли определить, как это сделать

Есть такая наука графология, изучающая индивидуальные особенности почерка. Ее специалисты уверены, что по начертанию букв можно многое сказать о человеке, их написавшем. Появилась графология еще в XIX веке, но в настоящее время многие ученые к этой теории относятся скептически. А что по этому поводу говорит психология? Можно ли узнать характер человека по почерку, или все это не представляющие ценности домыслы вроде гадания на кофейной гуще?

Связь характера с деятельностью

Несмотря на определенный скепсис, зерно истины в теориях графологов, несомненно, есть. Это подтверждается одним из основополагающих принципов психологии, который гласит, что не только сознание человека отражает реальность, но и все психические процессы и состояния так или иначе проявляются в деятельности и поведении личности. И в том числе в почерке. Ничего сверхъестественного или псевдонаучного в этом нет.

Человеческий организм – это сложная система, все элементы и процессы которой взаимосвязаны и взаимозависимы.

  • Наши эмоции, чувства, потребности, мотивы, интересы возникают под воздействием внешних стимулов – раздражителей: опасность вызывает чувство страха, встреча с близким человеком – радость, увлекательная книга – интерес, запах вкусной еды – реакцию слюноотделения и т. д.
  • Психические процессы тесно связаны с физиологическими и служат причиной изменений в работе разных систем организма.
  • А длительное переживание отрицательных эмоций может стать причиной так называемых психосоматических заболеваний, например, тахикардии, аритмии, гипертонии, гастрита.

Так, чувство страха, ощущение опасности активизирует деятельность одних систем организма и тормозит работу других. Выброс адреналина в кровь подстегивает работу сердца — оно начинает биться чаще. Возникает сужение сосудов, за счет чего лицо бледнеет, появляется озноб, холодеют руки и ноги. А вот работа пищеварительной системы подавляется, так как все ресурсы организма направлены на другие цели – спасение от опасности. Иногда сильное чувство страха вызывает общую слабость, дрожат руки и ноги.

А чувство гнева, напротив, вызывает расширение сосудов и резкий скачок давления, из-за чего кровь приливает к лицу. Мышечный тонус усиливается, напряжение мышц может быть такое, что человек непроизвольно сжимает кулаки, стискивает челюсти.

Любые эмоции проявляются в поведении: изменяется выражение лица, походка, тембр речи, жестикуляция. Изменения в характере мелкой моторики руки влияют на почерк, который приобретает особенности, отражающие наше эмоциональное состояние.

Почерк и эмоциональное состояние человека

Переживание различных чувств, эмоций, изменение настроения по-разному влияет на характер движений, и это дает возможность по почерку понять, в каком состоянии человек писал текст.

Состояние возбуждения

Оно вызывает усиление тонуса мышц, поэтому усиливается нажим, линии становятся более жирными. Но характер возбуждения может быть разным в зависимости от того, какие эмоции переживает человек – положительные или отрицательные.

Например, если человек разгневан, то мышцы настолько напряжены, что нарушается координация движений – карандаш или ручка могут даже рвать бумагу, а почерк становится резким, рваным, угловатым и даже колючим. Появляются ненужные линии-черкотины в конце слов и предложений, а жирные точки напоминают удар по бумаге. Из-за того, что мозг переполнен негативными эмоциями, человек делает ошибки и в сильном раздражении не исправляет их аккуратно, а зачеркивает неправильно написанные слова несколькими жирными чертами.

Радостное возбуждение проявляется несколько иначе. Человек его не старается сдерживать, а наоборот, оно вырывается ярким фейерверком. Под влиянием сильных эмоций буквы скачут, «выпрыгивая» из строки, становятся крупнее и небрежнее. Небрежность почерка связана с тем, что под влиянием радостного возбуждения движения становятся суетливыми, хаотичными, а их скорость увеличивается. Представьте, как бегает и прыгает от радости ребенок. Вот то же самое происходит и с почерком.

Страх

Это сложное чувство, и в зависимости от степени выраженности и причины может проявляться по-разному. Страх – одно из самых древних человеческих эмоциональных состояний, которое рождается в старой части головного мозг, подкорковой зоне – в лимбической системе. Поэтому физиологические изменения под влиянием страха наиболее заметны. Усиление сердцебиения и тремор (дрожание конечностей) вызывают мышечную слабость. Поэтому буквы под влиянием этого чувства тоже получаются «дрожащие» — слабые, прерывистые, неровные линии. Почерк становится мельче, убористее, так как под действием страха и сам человек сжимается.

Затруднения, которые испытывает испуганный человек при письме, заставляет его быть лаконичным. Предложения, да и весь текст становится короче – работа мозга сконцентрирована на факторе опасности, поэтому все малозначимые функции тормозятся. С этим связан тот факт, что под влиянием страха люди немного глупеют, а предложения утрачивают логичность и связность.

Спокойное, доброжелательное состояние

В спокойном, благодушном настроении движения человека плавные, неспешные, хорошо скоординированные и уверенные. И почерк у него ровный, аккуратный, неторопливый. Буквы округлые. Соединения между ними плавные. Именно в таком состоянии в большей степени проявляются индивидуальные особенности почерка – появляются разные «красивости», завитушки, росчерки и т. д.

Это самые основные, базовые психические психоэмоциональные состояния. Но чувства и эмоции человека очень разнообразны, нередко противоречивы, и все их оттенки и нюансы определить по почерку невозможно. К тому же это ситуативные изменения, а характер – устойчивая совокупность черт личности. Способен ли он настолько влиять на индивидуальные особенности почерка, что по нему можно определить черты личности? Да, это возможно, но правильнее говорить не о почерке, а вообще о характере движений человека, в том числе и движений руки по листу бумаги.

Почерк и темперамент

Темперамент и характер

Темперамент – это биологическая основа характера, совокупность врожденных особенностей нервной системы. Именно эта сфера индивидуальных особенностей личности больше всего отражается в почерке.

Четыре типа темперамента (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник) в чистом виде встречаются редко, но это комплексы черт, которые определяются тремя особенностями высшей нервной деятельности, точнее, процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Совокупность врожденных индивидуально-психологических особенностей личности зависят от трех факторов:

  • силы нервных процессов;
  • подвижности и скорости протекания этих процессов;
  • степени равновесия возбуждения и торможения.

Комбинации этих качеств дают неповторимые типы поведения, влияющие на характер почерка. То есть отличить почерк холерика от почерка флегматика несложно, проблема в том, что почти у каждого человека есть черты всех типов темперамента. Но можно рассматривать особенности почерка по отдельным чертам или характеристикам нервной системы.

  • Уровень энергии. Этот показатель определяется силой нервных процессов, устойчивостью возбуждения и торможения. В почерке уровень энергии можно определить по нажиму. Чем сильнее нажим, тем более энергичный человек.
  • Эмоциональность. Она во многом определяется силой возбуждения и торможения и подвижностью этих процессов. У людей с повышенной эмоциональностью ярко выраженный наклон букв вправо, более небрежное написание (буквы неровные и прыгают), и более слитное – каждое слово является непрерывной цепочкой букв. У людей уравновешенных буквы стоят прямо, каждая из них четко и аккуратно прописана.
  • Уровень агрессивности. Чем более острые и угловатые буквы, особенно с сильным нажимом, тем более человек склонен к агрессии. А вот округлые буквы и плавный почерк присущи добрым и мягким людям.
  • Общительность (уровень экстраверсии и интроверсии). Для почерка открытых, коммуникабельных экстравертов характерны более крупные буквы, а мелкий, убористый почерк — для замкнутых интровертов.
  • Умение приспосабливаться к обстоятельствам (уровень ригидности и пластичности). Ригидные люди упрямы, они не меняют своих позиций под влиянием окружающих, и почерк у них с наклоном влево, чем больше наклон, тем больше проявляется ригидность. Для таких людей также характерно четкое раздельное написание букв, они как бы не оставляют возможности трактовать написанное иначе. А вот для пластичных людей с гибкой нервной системой характерно слитное написание букв, а слова и предложения иногда превращаются в этакие «гусенички».

Если особенности темперамента, так или иначе связанные с психофизиологическими процессами и влияющие на характер движений, по почерку определить можно, то черты характера менее зависят от физиологии и являются продуктом воспитания.

Индивидуальные черты личности и почерк

Большинство качеств личности, которые определяют содержание ее характера, сформировались в процессе развития человека и его взаимодействия с обществом. Например, направленность личности, особенности ее мировоззрения, мотивы, идеалы, жизненные ценности, интересы по почерку определить невозможно.

Индивидуальность личности проявляется не в том, как написано, а в том, что написано. Можно провести анализ текста (если он достаточно большой), выявить особенности словарного запаса, построения предложений, повторы каких-то слов, ошибки и опечатки и на основании этого составить психологический портрет личности. Но к графологии, то есть к науке о почерке, это отношения иметь не будет. С тем же успехом можно анализировать и текст, набранный на клавиатуре.

Но все же есть некоторые черты характера, которые отражаются в почерке:

  • Волевые качества. Люди, обладающие сильной волей, целеустремленные и уверенные в себе имеют четкий, ровный почерк с буквами среднего размера и с заметным наклоном вправо. Для них характерен довольно сильный нажим, иногда подчеркивание слов и подстрочные и надстрочные знаки, например, над письменными буквами «т» и «ш». Слабовольные люди имеют слабый почерк без нажима, у них обычно много исправлений и большие промежутки между словами.
  • Интеллектуальные качества. Люди с развитым логическим мышлением имеют ровный аккуратный почерк, буквы одного размера и равные промежутки между словами. Написание букв максимально приближенное к стандартному образцу. А вот образное мышление делает почерк более вычурным. Не обязательно красивым, но людей с преобладающим образным мышлением отличает нестандартное, оригинальное начертание букв, росчерки, петельки и завитушки в местах соединения. Поэтому их почерк малопонятен и иногда напоминает арабскую вязь, готический шрифт, а то и шумерскую клинопись. Но здесь нет преднамеренной стилизации – просто так получается.
  • Уровень креативности. Для творческих личностей характерен неровный, малопонятный почерк. Их рука часто не успевает за мыслью, поэтому конечные слоги слов превращаются в «хвостики» или завитушки. К тому же в почерке креативов сложно определить какие-то индивидуальные особенности, связанные с другими чертами личности, потому что он беспорядочный, постоянно меняющийся и очень быстрый.
  • Профессиональные качества личности. Есть некоторые профессии, которые накладывают отпечаток на почерк. Всем известно, как сложно прочитать написанные непонятными закорючками рецепты врача и записи в медицинской карте. А вот почерк учителя начальных классов отличается аккуратностью и правильностью начертания букв, почти как в прописях.

Подводя итоги, можно отметить, что составить достоверный психологический портрет личности исключительно по почерку сложно. В любом случае он будет неполным, ущербным. Ведь каждый человек не только уникальная личность, но и обладает множеством качеств, которые никак не отражаются в почерке. К ним можно отнести, например, нравственные качества, играющие важную роль в жизни человека. То есть по почерку мы можем сказать, что человек общительный, но кто он – душа компании или хам, обожающий скандалы и троллинг? На этот вопрос и на многие другие почерк ответа не дает.

Графология: психология почерка

Графология — MSK — филиал Графологического Агентства и Школы Графоанализа Инессы Гольдберг (Израиль) в Москве.

Графология в бизнесе (оценка персонала).

Графологическое Агентство и Школа научного графоанализа Инессы Гольдберг (Израиль)

Статьи по графологии, публикации в прессе, передачи на ТВ, комментарии к почеркам известных людей, графические тесты, графология в бизнесе, обучение графологии, вебинары, форум, профессиональные консультации, книги по научной графологии, журнал «Научная графология».

Графология, графологический анализ личности —  уникальная технология оценки потенциала человека. Графология — это больше, чем тест. Она основывается на знаниях психофизиологии, психологии, психиатрии, типологии, использует приемы психомоторного, экспрессивного, ассоциативного, символического подходов. 

Анализ почерка позволяет идентифицировать как сознательное содержание (установки, ценности, ориентации), так и успешно исследовать подсознательные, автоматические стереотипы поведения человека, формирующие основные сценарии взаимоотношений, мотивации, мировоззрения.

 

По материалалам сайта Школы Графоанализа Инессы Гольдберг — ответы на распространенные вопросы о графологии от участников вебинаров, мастер- классов и посетителей форума.

Подскажите, как интуитивно определять характер человека по почерку, вопрос, конечно, очень общий, но все же…

Интуитивно определять характер человека по почерку — нельзя никак, если определяющий , конечно, не медиум, — но медиуму графоанализ изучать и не нужно, он и так все узнает:).
А если серьезно — хотя интуиция очень полезна и даже необходима при синтезировании отдельных данных почерка в цельную картину личности, тем не менее, она ценна только вкупе с имеемыми знаниями и пониманием закономерностей, а не сама по себе.

В последнем случае то, что человек при анализе почерка считает интуитивно правильным, может оказаться ошибочным. Многим интуитивно может казаться, что сильный нажим = сильный физически человек, а восходящие строки = оптимист, на таких вещах основываются популярные книжки:). Тогда как первое — может оказаться просто жизнелюбием, а второе – даже маниакальностью. Весь вопрос в том, чтобы не полагаться излишне только на интуицию, а начать с анализа – насколько выражен признак, в сочетании с какими еще графическими обстоятельствами выступает. Для достоверного заключения необходим «симптомокомплекс», по одному признаку мы никогда не судим, это может быть показатель многих, разных, как «положительных», так и «отрицательных» характеристик.

Таким образом, анализировать почерк с точки зрения одной интуиции, обыденной логики или одного «здравого смысла» недопустимо, прежде всего – необходимо использование обоснованных знаний и так называемой графологической (по сути, психологической) логики. Иначе – есть риск впасть в «признакологию», за которую часто по сути принимает графологию русскоязычный обыватель.

Я пишу по-разному в разные периоды своей жизни. Вопрос: это показатель того, что у меня меняется внутренний мир?

 В живой природе, и в природе человека (а значит и природе его почерка – как ее отражения) всегда существует вариативность, цикличность, некоторая изменчивость. Листья на дереве одного типа, но каждый неповторим, интервалы при ударах здорового сердца – всегда разнятся. Это – здоровое, нормальное состояние, человек не робот – только при механистичности процесса возможна абсолютная неизменность и идентичность. Полный контроль над живым процессом – очень тревожный признак.

Дело не в том, изменяется или нет, а в том, насколько. В зависимости от пропорции явления мы сможем сказать, каковы его причины и есть ли повод для беспокойства. Да, если почерк меняется негармонично, очень заметно, крайним образом, это может свидетельствовать, например, о неком затруднении, связанном со своей социальной ролью, иногда – о вопросе самоопределения, в каких-то случаях – о еще недостаточной зрелости личности, иногда – об оценочной установке и периодической борьбе с ней, в каких-то случаях о беспокойстве и эмоциональности и др. причины. Какой случай Ваш – невозможно сказать, не видя этих вариантов написания, но изменчивость почерка всегда имеет веские причины – нарушается какой-то балланс.

В целом, наличие совсем разных почерков (в графологическом понимании, а не на взгляд обывателя, когда почерк отличается только наклоном или размером, или парой букв) – не есть хорошо. Наличие же большого количества разных почерков – тем более, это индикатор проблемы. Какой? Надо смотреть.

Какой персонал актуально подбирать, используя графоанализ?

Поскольку графоанализ позволяет видеть цельный психологический портрет личности во всех аспектах, у нас есть возможность определять искомые качества по любой должности. В каждом случае – это свой «набор». Анализ проводится на последнем этапе отбора, когда все остальные данные подходят и соответствуют (образование, опыт и т.д.), преимущественно при подборе персонала на ключевые позиции – руководители, менеджеры среднего и высшего звена, либо позиции с повышенными требованиями (охрана, близость к деньгам, личный персонал и др.) .

Почерк печатные буквы.. о чем говорит?

Как и почти любой признак в почерке – одновременно о нескольких вещах, из которых (порой из десятков характеристик) нужно выбрать только соответствующие действительности. Не видя почерк, в целом – это может быть повышенный волевой аспект, критичность, контроль, цензор Супер-Эго. В некоторых случаях – до максимума, когда эти вещи начинают быть непродуктивными, парализуют внутреннюю свободу личности («все по уставу»). В некоторых – как перфекционизм, а возможно и «маска», — невозможно говорить, не видя почерка.

п.с. Наталья, говоря о печатном почерке, очень важно, с какой скоростью почерка сочетаются эти печатные буквы. Высокая скорость почерка, как правило, «улучшает» психологическую интерпретацию, а низкая ухудшает.

Скорость почерка — это надо видеть, как пишет? В смысле, как рука идет?

Скорость почерка – фактор графический, субъективный, и не измеряется «по секундомеру», поэтому видеть, как рука пишет, нам не нужно. Существуют специальные таблички для определения скорости почерка по признакам, опытный специалист может определять скорость и уже на глаз: статика ли это, умеренно быстрая (или медленная), крайняя – импульсивная или вялая.

Я пишу и правой и левой рукой. Почерки разные. Какому верить?

Если Вы правша – правой. Если амбидекстр (обе руки владеют письмом абсолютно бегло, как Леонардо), то обеим. В целом, глубинные признаки (штрих, скорость, нажим и т.д.) не изменятся, разность почерков может казаться просто за счет изменения чисто очевидно-визуальных параметров – наклона, растянутости и т.п. признаков, которые могут немного менять дополнительные признаки.

Что значит докторский почерк? Он вообще почти нечитабельный.

Нельзя, конечно же, судить по одному признаку. Читабельность (или нечитабельность) имеет разную степень выраженности, сопровождается различными графическими сочетаниями и обуславливается разными причинами. Читабельность несет главную функцию письма – коммуникацию, ясность, передачу информации. Нарушенная читабельность может говорить о проблематике в социальных навыках, понимании другого, эмпатии, психологичности.

Но, в зависимости от почерка, если причина нечитабельности в повышенной оптимизации и упрощении букв — это может быть обусловлено и высоким IQ. Если нечитабельность вызвана аморфностью почерка, его невнятностью, нитеобразностью – причина в интуитивности, творческом, иногда «богемном» складе. Тем не менее, в плане социума – человек может как быть просто интеллектуалом-индивидуалистом, как независимым от мнения социума, так и игнорировать его нормы и условности. Только конкретный нечитабельный почерк сможет дать объяснение своей нечитабельности.

А что озаначает, когда подпись на иностранном языке?

Это может быть по разным причинам – человек «международник» по роду своей деятельности, а может – и просто желание придать себе больше представительности, респектабельности. Мы обычно анализируем с точки психодиагностики не это, а сами графические проявления, при условии, что такая подпись полностью автоматична.

Р разная — что это значит?

Ничего не значит, поскольку нельзя судить о человеке по одному признаку. Возможно, время от времени выскакивает «компенсация» или «претензия» на верхнюю зону (Супер-Эго) в почерке, и надо смотреть, как это проявляется. А возможно – изменения обусловлены изменением скорости, все нужно смотреть вкупе с цельной картиной почерка.

Как быть , если образец почерка сделан в дискомфортной ситуации (на коленке, узкий планшет,маленький блокнот и т.д.) имеются ли признаки, которые указывают на факторы неудобности при написании? Насколько теряется адекватность и достовреность графоанализа?

В целом, можно анализировать любой образец, однако важно знать, что в таких случаях возникнет риск случайного фактора – анализировать с утроенной осторожностью, но и тогда нельзя его исключить полностью. Всегда может найтись какое-то влияние, обстоятельства, которые мы просто не сможем и представить себе (условно говоря, кто-то писал в невесомости и мы можем не знать, является ли такой слабый нажим его «родным», поскольку и такое бывает). Поэтому, чтобы заключение было точным полностью, в своей работе мы просто исключаем все факторы риска, создавая, таким образом, «лабораторные условия» для анализа.

Проще говоря, чтобы убедиться, что спазматические искажения не являются следствием тряски в машине, или наоборот, повышенная степень расслабления (понижение волевого фактора) — не результат пары бокалов вина, — для полноценного анализа мы просим выполнить образец в стандартных условиях (например, когда он приходит ко мне в офис, я могу проследить за выполнением всех инструкций), также просим предоставить, кроме данного, еще несколько образцов – записи, конспекты и т.д..

Графолог – не гадалка и не обладатель мистических сил, чем качественне материал, тем качественнее анализ. Учитывая то, что в соответствии со своим этическим кодом, графолог не имеет права анализировать почерки втайне, нет проблемы получить образец, соответствующий инструкциям его подачи – как от автора почерка, так и от проинструктированного нами работника кадрового агентства, если почерк берет он.

Как можно ознакомиться с таблицами?

Таблицы, используемые графологами, очень специфичны и теряют ценность в руках человека, не знакомого с анализом почерка, поскольку:

1. Подразумевают, что человек уже хорошо ориентируется в опознании нюансов, выраженности и видах того или иного признака. Например, говоря о признаке «продуктивная организация» — как знать, не принимает ли человек за таковую вовсе не спонтанную, хорошую (порой как раз немного с небрежностью за счет динамики) организацию текста на листе, за просто аккуратную, педантичную, искусственную, с лишенным скорости почерком?

2. Представляют из себя просто набор характеристик, как позитивных, так и негативных, порой отражающих психопатологию и чтобы знать, что их всего этого длинного списка выбирать, необходимо знать принципы анализа почерка и принципы пользования таблицами.
В книгах Инессы Гольдберг, особенно в первой «Графология шаг за шагом», второй «Почерк и типы личности» и восьмой «Психология почерка».

Можно ли типировать по почерку в типологии?

Да, разумеется. Более того, определять такие общие, а не индивидуальные вещи, как психотип, темперамент, и т.д. – т.е. к какой «группе» принадлежит человек в целом – по почерку как раз проще всего, поскольку исследуется «верхний пласт» — разумеется, при условии, что человек овладел мастерством и умеет это делать. Мой деловой партнер и добрый друг, известный в России психолог Иван Карнаух (с которым, как я поняла, Вы работаете) занимается именно типологией и убедившись за несколько лет нашего сотрудничества, как эффективна графология в определении психических функций и психотипа, сегодня сам обучается в моей Школе Графоанализа. Насколько он может определять тип по почерку уже самостоятельно – нужно спросить его самого:)

 

С чем более коррелирует почерк: с развитием интеллекта или эмоциональным развитием?

Почерк коррелирует в целом с особенностями личности и психическими процессами человека. Почерк показывает уровень интеллекта ни чуть не хуже, чем уровень эмоционального развития. Полагать, что почерк отражает только эмоциональную сферу без интеллектуальной — в корне не правильно. Как в личности сочетается эмоциональное, когнитивное и поведенческое, так и в почерке все эти три пласта личности находят свое отражение.

Прошу уточнить — «почерк влияет на характер или наоборот»?

Почерк – отражение психологии человека. Меняется человек — меняется почерк. Почерк следует за личностью. Существует и обратная зависимость – корректируя почерк, можно способствовать коррекции тех или иных качеств личности. Однако, необходимо учитывать некоторые условия:

1. Невозможно коренным образом изменить человека (его структура уже задана личностными свойствами и коррекция возможна лишь в пределах допустимого).

2. Занятия графотерапией должны проводиться с графологом, психологом (в данном случае я имею ввиду одного человека. Графолог должен иметь психологическое образование или хотя бы пройти дополнительное соответствующее обучение).

3. Занятия должны быть постоянными (необходимо закрепить моторный навык и перевести его в область автоматизма).

4. Нельзя менять сразу весь почерк. Корректируются только один -два признака.

Наклон почерка влево говорит об упорстве или ослиной упертости человека?

Наклон влево – скорее об упрямстве и упертости. Упорство — продуктивное качество. Оно способствует продвижению человека к цели, дает направление его активности, формируя целеустремленность. Упорный, целенаправленный, мотивированный человек будет писать с легким наклоном вправо или прямо (естественно, по одному наклону нельзя говорить об упорстве — необходимы сочетания с другими признаками: скоростью, продуктивным контролем, нажимом и др.).

Упертость, упрямство – действие малопродуктивно в том плане, что мотивом его проявления является действие психологических защит, сопротивление (уже в ущерб динамизму, активности и целеустремленности). В этом случае левый (психомоторно самый неудобный наклон) + другие признаки могут быть проявлением «ослиного упрямства».

 Каково влияние каллиграфии на психику?

Влияние каллиграфии (если специально и упорно заниматься этим) на психику двояко. Все зависит от того, какой Вы человек. С точки зрения профессиональной графологии и графотерапии, занятие каллиграфией НЕ может, например:

— быть лекарством от многих различных психологических комплексов,
— способствовать развитию спонтанности и внутренней свободы,
— развить активность натуры, внутреннюю мотивацию, содействовать появлению или проявлению лидерских или пробивных качеств,
— научить доверять своей интуиции,
— расположить к объективному восприятию жизни,
— способствовать уменьшению зависимости от мнения окружающих,
— придать умение отделять главное от второстепенного, определять приоритеты,
— научить стратегически и нестандартно мыслить и т.д. — скорее, наоборот.

Тренировки каллиграфией могут быть использованы теми, чей почерк далек от каллиграфического, для:

— усиления глубины внимания,
— улучшения концентрации (меньше реагировать на внешние и внутренние раздражители),
— развития волевого усилия при его нехватке,
— дисциплинированности,
— повышения значимости общепринятых норм, правил, консерватизма и законопослушности (при игнорировании всего этого),
— тщательности и исполнительности,
— самообладания (коррекция для импульсивных людей),
— тех, кто рассеян, несобран, неаккуратен,
— кому не хватает внутренней критичности,
— развития терпения, последовательности, предсказуемости,
— коррекции отвлекаемости и возбудимости,
— развития самоорганизованности,
— исправления тенденций к вспыльчивости, истеричности,
— коррекции антисоциальности и так далее.

 

 

 

Дата публикации: 22 марта 2010 г.

Почерк человека и его индивидуально-психологические особенности. Часть 1

По почерку возможно диагностирование типа характера человека и выраженных у него индивидуально-психологических особенностей.

Немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард ярко выраженным индивидуально-психологическим особенностям человека дал название акцентуации личности и выделил в своей классификации 10 основных типов: демонстративный, экзальтированный, возбудимый, застреваемый, гипертимный, дистимичный, лабильный, тревожный, педантичный, эмотивный. Он и другие авторы, разрабатывающие теорию акцентуированных личностей, подчеркивали, что такие личности не являются патологическими, а речь идет о заметно выраженных вариантах нормы. К этой категории людей можно отнести тех, кого мы называем «личностью» в хорошем или отрицательном смысле в зависимости от силы проявлений этих акцентуаций. Люди с выраженными демонстративными и экзальтированными качествами достаточно часто встречаются в повседневной жизни и относительно просто диагностируются по почерку.

Личности с демонстративным типом характера — интересные собеседники, обладают большим количеством знаний по разным, иногда полярным темам, хотя в большинстве случаев эти знания поверхностны.

При слабо выраженных качествах демонстративного типа характера речь может идти о прекрасных артистических способностях, умении «подать» себя, хороших коммуникативных склонностях. Такие люди могут хорошо работать в сфере рекламы, дизайна, организовывать и презентовать выставки, семинары, товары и услуги, «продвигать идеи». У них заметно развито умение оценить внешнюю красоту. Как правило, они всегда хорошо выглядят, следят за своим внешним видом, опрятностью своего рабочего места и квартиры. Личности с выраженными демонстративными качествами стремятся постоянно быть в центре внимания окружающих, отличаются эмоциональной убедительностью и артистичностью поведения.

Люди с демонстративным типом характера всегда на виду, они подвижны, производят впечатление деятельных. Однако нередко только создают видимость кипучей деятельности, незаметно перекладывая свою работу на коллег. Если вы берете такого человека на работу, то необходимо помнить, что им нельзя доверять серьезные тайны. Конфиденциальная информация может получить широкую огласку, так как люди с демонстративным типом характера любят таким образом производить впечатление. При положительном развитии такой личности можно говорить об умении убеждать собеседника, влиять на отдельных людей и коллектив. Как правило, такие лица часто встречаются среди литераторов, художников, театральных деятелей, в тех профессиях, где необходимо уметь играть образы других людей, перевоплощаться.

При усилении демонстративных качеств можно столкнуться с проявлением таких качеств, как авантюризм, тщеславие, необдуманность некоторых поступков, стремление к игре определенной им самим социальной роли.

Умение лгать у них иногда патологическое. Они не просто обманывают, а придумывают параллельную жизнь и играют в ней определенную роль. И если, например, обычный лжец выдает себя смущением, замешательством, подсознательной жестикуляцией, то у людей с демонстративным типом характера этого не наблюдается. Но их истерическая сущность, как правило, проявляется чрезмерным выражением чувств, излишними мимикой и жестами, повышенным тоном. При этом всегда ощущается отсутствие внутреннего фона всех этих проявлений.

Выделяют три подтипа демонстративного характера. Для представителей первого из них (рентный истерический невроз) характерны четкие действия по удовлетворению своих меркантильных потребностей. Большинство преступлений (58%), которые осуществляются против государственной, общественной, личной собственности, связанных с мошенничеством, совершают такие лица.

Те, кто направляет всю свою деятельность и усилия на получение признания окружения, принадлежат ко второму подтипу. Такого признания они немотивированно и незаслуженно требуют по отношению к себе больше, чем другие.

Представители третьего подтипа главным образом стараются обеспечить себе больше, чем у других, льгот. Они высказывают более серьезные, чем простые симулянты, жалобы на состояние здоровья, способны к демонстрации приступов разных болезней и т. д.

Диагностировать личности с демонстративным типом характера по почерку наиболее легко. Поскольку желание показать себя во всем у них ярко выражено, то они стараются украсить и свой почерк. Например, небольшими украшениями, при наличии которых речь может идти о слегка выраженных демонстративных качествах, считают прямые или волнистые черточки над и под буквами «т» и «ш», «п» и некоторыми другими (рис. 1). Наличие такого признака в почерке свидетельствует о желании показать свою необычность, своеобразие.


Рисунок 1

У 95% людей с демонстративным типом характера почерк характеризуется высокой координацией движений при письме, петлеобразной формой движений при написании отдельных букв и их элементов, усложненным построением почерка (рис. 2).


Рисунок 2

Слабо выраженными демонстративными качествами обладают люди, которые изображают буквы не соответствующие каллиграфическим правилам, например, «д» (рис. 3).


Рисунок 3

В почерке, а особенно в подписи некоторых личностей с демонстративным типом характера можно наблюдать уменьшение вертикального размера букв к концу слова (рис. 4). Клинообразное окончание слов — показатель хитрости, скрытности, осмотрительности, иногда пренебрежения по отношению к другим людям.


Рисунок 4

Об усилении демонстративных качеств можно говорить при заметном изменении или даже коверкании очертаний букв. При этом обязательным условием должно быть то, что такие изменения украшают почерк. Данный признак может проявляться в форме растягивания букв, написания букв, которые имеют кругообразные элементы, в форме квадрата (рис. 5).


Рисунок 5

Если же почерк человека заметно украшен завитками и дугами, главным образом в выполнении надстрочных и подстрочных элементов букв «б», «д», «в», «у», «р» (рис. 6), в заглавных буквах, то речь идет о заметно выраженных демонстративных качествах, которые имеют негативные проявления. Украшения свидетельствуют о наличии таких качеств, как словоохотливость, самодовольство, манерность, хвастливость, нарочитость обращения, поверхностность, нередко ограниченность, жадность, хитрость.


Рисунок 6

Результаты исследований дают право утверждать, что у подавляющего большинства личностей с демонстративным типом характера в почерке наблюдается преувеличенный размер заглавных букв. Такие люди словно говорят: «вот это Я, большой и красивый». Кроме того, у них преимущественно большой и больше среднего размер букв, наклон и нажим характеризуются постоянством.

Вообще нажим демонстрирует характер внешних эмоционально-волевых проявлений, что выражается в определенной жестикуляции, артикуляции, амплитуде движений, эмоциональности и громкости речи. У людей с демонстративным типом характера эти проявления заметны, они активно жестикулируют, громко разговаривают, поэтому нажим сильный или более чем средний. Размер букв — показатель уверенности в себе, чувства собственного достоинства, мелочности и дотошности. Поэтому у людей с демонстративным типом характера, которые характеризуются выраженным чувством собственного достоинства, уверенностью в себе, нередко самоуверенностью, яркостью эмоционально-волевых проявлений, буквы больше среднего и большого размера.

При наличии в одной строчке обычной скорописи 5–7 признаков, связанных с украшением завитками и дугами надстрочных и подстрочных элементов букв «б», «д», «у», «в», «р», петлевой формой движений, усложненным построением почерка, который является стойким признаком, можно говорить о заметном, нередко негативном выражении демонстративных черт.

Такие признаки, как преувеличенный размер заглавных букв в тексте и подписи, нарушение каллиграфических правил в написании отдельных букв, большой и больше среднего размер букв, постоянный наклон и нажим, средний или сильный нажим, являются показателем слегка выраженных качеств этого типа, проявления которых будут положительными.

Для полноценного диагностирования демонстративного типа характера личности необходимо обращать внимания не на один признак почерка, а на их комплекс. При этом определенное исключение можно сделать только при наличии заметных (7–9 в строчке) украшений подстрочных и надстрочных элементов букв «б», «д», «у», «в».

Диагностирование по почерку экзальтированного типа характера. Люди с таким типом характера реагируют на жизненные события более эмоционально, чем другие. Они быстрее приходят в состояние как радости, так и отчаяния, слишком бурно реагируют на внешние стимулы. Период изменения настроения от большой радости к смертельной тоске у них очень маленький и может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

У лиц с таким типом акцентуации практически никогда не бывает депрессий. Они легко радуются, причем радость захватывает их глубже, чем других людей.

У личностей с экзальтированным типом характера сильно проявляется влечение ко всему прекрасному. Нередко они склонны к переживаниям мистического, религиозного характера. Эмоции и чувства, как положительные, так и отрицательные, у них нарастают до такой степени, что могут возникнуть болевые ощущения или тепло в груди. Жалость и сочувствие вызывает у них плач. Чувство страха разрастается и постепенно ведет к тому, что становятся заметными физиологические проявления (дрожание, холодный пот, расширение зрачков).

Очень часто среди артистов и людей, чья деятельность связана с искусством, встречается именно этот тип акцентуации.

В словах и выражениях экзальтированной личности постоянно используются высокие тона, яркие описания, разговор ведется с применением красочных оборотов. Даже при несущественных неудачах люди с выраженными экзальтированными чертами впадают в состояние глубокого пессимизма, — и начатые дела прекращаются.

В некоторых случаях у этих личностей превалирует мотивация, направленная на эмоциональное втягивание, на общение в тех кругах, где возможна самодемонстрация. Особенностью экзальтированного типа характера является эстетизм.

Принимая на работу людей с экзальтированным типом характера, необходимо знать, что у них прекрасно развиты коммуникативные способности, но слабо — организаторские. Они умеют устанавливать контакты, создавать определенный морально-психологический климат в коллективе. Вместе с тем следует заметить, что, поскольку у таких лиц снижен уровень нервно-психической устойчивости и они легко поддаются влиянию, им требуется постоянный контроль со стороны начальника и внимательное отношение к себе.

Экзальтированные личности в отличие от демонстративных менее эгоистичны. Как правило, они открыты и не склонны к специально продуманному обману, манипулированию другими. Деятельность таких людей направлена на получение эстетического удовольствия от жизни и общения, тогда как личности с демонстративным типом характера стремятся любым способом получить незаслуженное признание окружающих, материальную выгоду или льготы за счет других.

Людям с экзальтированным типом характера не свойственно стремление стать руководителями, нередко они неуверенны в себе, поэтому обычно пишут мелким почерком — вертикальный размер букв от 2 до 4 мм. Нажим в их почерке постоянно изменяется от сильного к слабому, что свидетельствует о выраженных внешних проявлениях эмоциональности. Необходимо отметить, что неравномерность нажима, наклона, размера букв не портит общий вид почерка, и в целом он выглядит гармонично и красиво. В большинстве случаев буквы в почерке таких людей мало связаны между собой или вообще написаны отдельно (свидетельство слабо развитого логического мышления и хорошо развитой интуиции) (рис. 6).

В связи с тем, что настроение экзальтированных людей постоянно меняется и уровень нервно-психической устойчивости снижен, они пишут с неравномерным наклоном, отклонения которого от средней вертикальной оси письма не превышают 30 градусов. Одним из достаточно часто встречающихся признаков их почерка является относительно неравномерный размер букв по высоте.

Для диагностирования выраженных черт экзальтированного типа характера наиболее важными признаками являются маленький и меньше среднего размера букв, нажим, который постоянно изменяется от сильного к слабому, и размер между строками меньше 1,5–2, но больше высоты 1 строчной буквы (рис. 7). К менее важным, или дополнительным, признакам можно отнести раздельное написание букв или малую степень связности между ними, неравномерный наклон и размер букв.


Рисунок 7

Часть 2
Часть 3

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Справочник кадровика»

HR-Лига

Автор: Фармагей Александр

Психологические свойства почерка

Признак

Качество личности


Анализ полей

Маленькие поля слева

Бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм

Широкие поля слева

Потребность в деятельности, отсутствие мелочности

Очень широкие поля слева

Щедрость, хвастливость, расточительность, желание и стремление быть оригинальным, стремление к роскоши, блеску; фамильная гордость, простые привычки и манеры

Левый край постепенно расширяется

Щедрость, расточительность, стремление к бережливости, накопительству

Левый край сужается

Эгоизм, бережливость, доходящая до скупости, самообладание

Отсутствие полей

Большое желание проявить себя, максимализм; неприятие зла, стремление к моральной чистоте; желание развернуться в своей деятельности, использовать все для достижения своей цели, все обернуть в свою пользу


Анализ строк

Прямые строчки

Спокойствие, уверенность, сила воли, умеренность, рассудительность, доверчивость, сильно развитое чувство долга; планомерное продвижение; заблаговременная подготовка, систематическая работа, не откладывает все на последнюю минуту, доводит начатое до конца, решительность, устойчивость мнений, ответственность за поступки, эмоции и решения

Строки, восходящие кверху

Честолюбие, тщеславность, храбрость, решительность, сознание собственной силы, стремление к деятельности, доверчивость, искренность, самоуверенность, оптимизм, высокие запросы, завышенная самооценка; подвижный тип; быстрота установления контактов; инициативность в налаживании отношений в сфере своих интересов, широта данного круга; личность творческая, самовлюбленность, гордость, упрямство, склонность к рефлексии, инициативность, требовательность к другим

Строки, идущие книзу

Отсутствие честолюбия, решительности, храбрости, инициативы; апатия, пессимизм, недоверие к себе, сентиментальность, чуткость, конформность, обидчивость

Волнообразные строки

Хитрость, ловкость, лживость, изворотливость, тактичность, коммерческие наклонности, отсутствие совести, непрямолинейность

Строки вначале восходят, а потом опускаются

Отсутствие настойчивости, непостоянство, нетерпеливость, человек, который сразу берется за несколько дел, не всегда их оканчивает, во многих делах испытывает разочарование и не добивается успеха; весь мир — в будущем; азартность, увлеченность новыми начинаниями

Сначала строки опускаются, а потом поднимаются

Самоуверенность; неохотно берется за дело, но, начав, доводит до конца, несмотря на первоначальные сомнения, а потому достигает успеха; конкретность, практичность, наличие полезных дел, стремление добиться своего

Начало каждого слова стоит выше окончания предыдущего

Потребность в деятельности, неуверенность, сильно развитое чувство долга, комплексы; правильность действий, логичность поступков

Начало каждого слова стоит ниже окончания предыдущего

Осторожность, честолюбие, стойкость, выдержанность, уверенность, рассудительность; холодный рассудок; анализ дел, логичность, объективность, непредвзятость, сдержанность

Слова, связанные по слогам

Торопливость, но отсутствие опрометчивости; воля, умение преодолевать трудности; сила и красота; если хочет, то добивается; логично ведет борьбу; решительность

Заполнение строки до конца со сжиманием и суживанием букв

Потребность высказываться, делиться чувствами; бессознательный страх быть непонятым и не получить сочувствия


Анализ наклона букв

Почти лежащий

Невоздержанность, вспыльчивость, сентиментальность, увлекающаяся натура

Косой

Сердечность, участливость, логичность мышления, добросовестность в работе, стремление к порядку, качеству, равенству, справедливости; есть система знаний, логика знаний, волевое внедрение разумного

Крутой отвесный

Сила воли и характера, самообладание, нравственность, сдержанность, холодность, уравновешенность, внимание к внешнему блеску

Наклон влево

Неестественность, чопорность, хитрость, деспотизм, скрытность, недоверие, боязнь собственного чувства

Наклон в разные стороны

Капризность, неуравновешенность, нерешительность, внутренний разлад, борьба чувств и разума, противоречивость, самовлюбленность

Отвесный на конце слова

Осторожность, сдержанность, любовь к правде, настойчивость, умеренность в выражении чувств, критическое отношение к своим поступкам, волевое внедрение разумного

К концу слова более короткий

Сила воли, самообладание, развитое чувство долга, чувство справедливости, ответственность и исполнительность

Почерк беспокойный, постоянно изменяющийся в величине букв, направленности и наклоне

Инициативность, нервозность, внутреннее беспокойство

Наклоны вправо

Чувствительность, творческая натура, хорошая работоспособность, сопереживание людям, наличие симпатий и антипатий, любовь и ненависть, неравнодушие, сердечность в отношениях с близкими, эмоциональное богатство, открытость, склонность к порывам в любви, гневе, молчаливость переживаний, добро и зло, скрытый мир чувств, наличие веры, надежды, любви, привязанности к близким, неприятие зла, стремление к моральной чистоте


Анализ величины и ширины почерка

Мелкий почерк

Наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, устойчивость мнений, принципиальность, исполнительность

Круглый почерк

Гордость, самолюбие, предприимчивость, потребность в деятельности, решительность, стремление к господству

Буквы выходят за верхний предел строки

Идеализм, нежность

Буквы расположены ниже строки

Коммерческие наклонности, материализм, практический ум, тщеславность, суетность

Буквы выходят за нижний предел строки

Тщеславность, склонность к фантазированию, предусмотрительность, предприимчивость, организаторские способности, распорядительность

Узкий почерк

Сдержанность, скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности, боязнь потери состояния и денег

Буквы последнего слова сжаты на конце, чтобы избежать переноса

Расточительность

Широкий почерк

Ум, энергия, потребность в деятельности, беззаботность, беспечность, общительность, непринужденность, легкая привязчивость, щедрость, расточительность


Анализ нажима и беглости почерка

Очень толстый, с сильным нажимом

Усидчивость, строгие взгляды на жизнь, прилежание, неповоротливость

Расплывающийся пятнами

Прагматизм, бесхарактерность, чувствительность, обжорство, склонность к излишествам, уступчивость

Без нажима

Бесхарактерность, нерешительность, бессилие, уступчивость и желание быть непонятым

Соединительные черты одинаковой толщины с основными

Стойкость, развитое чувство долга, правильный, трезвый взгляд на жизнь; стремление доискаться до причин и оснований

Беглый и размашистый

Предприимчивость, потребность в деятельности, любознательность, ловкость, веселый характер, некоторая склонность к фантазированию

Каллиграфически правильный

Невозмутимое спокойствие, решительность, честность и светская ловкость, верный расчет в делах, действенность

Дрожащий, угловатый

Нервность, трусливость, неуверенность, нерешительность, обидчивость, беспричинная печаль

Круглый на окончаниях коротких, низких, сокращенных и маленьких букв

Бесхарактерность, уступчивость, желание добра, отзывчивость, вкус, склонность к фантазированию

Сильный угловатый

Эгоизм, стойкость, упрямство, резкость, потребность в деятельности

Беглый и сухой

Сдержанность, ум, отчасти склонность к фантазированию

Очень витиеватый

Тщеславность, Любовь к внешнему блеску, неудовлетворенность

Разборчивый, воспринимается без затруднений

Предусмотрительность, ум, благоразумие, самостоятельность, спокойствие, решительность и уверенность в делах, успех

Неразборчивый и неправильный

Нервность, беззаботность, потребность в деятельности, сумасбродство

Меняющийся

Ум, склонность к сравнениям и уподоблениям

Наклонный с правильным нажимом

Бесхарактерность, чувствительность, увлекающаяся натура

Причудливый, нестандартизированный

Оригинальность, юмор, капризность, прихотливый вкус, склонность к сумасбродным поступкам и безумию

Косой с толстым нажимом, неровный и угловатый

Изобретательность, стойкость, решительность, потребность в деятельности, успех

Большой, тонкий, беглый и неровный

Человек минуты

Очень наклонный и возвышающийся

Сильная увлеченность предприятиями

Наклонный, почти лежащий

Обидчивость

Мелкий и узкий

Сдержанность, заботливость, бережливость, обходительность

Очень угловатый

Стойкость, упрямство, эгоизм, себялюбие, своенравие, черствость, холодность

Очень неразборчивый

Непроницаемость, загадочность, невозмутимый характер, редко выходит из себя

Красивый, каллиграфический

Бесхарактерность, мало развита самостоятельность; человек, всегда находящийся под чужим влиянием

Некрасивый и неразборчивый

Самостоятельность

Неровный, растрепанный

Безмятежная свобода от обстоятельств; руководствуется реальной жизнью, а не догмой; случайная удача, работа по вдохновению, приспособление к меняющемуся миру, скептическое предвидение, эмоциональное предчувствие

Широкий, размашистый, с правой стороны свешивающийся

Отсутствие логики, руководствуется чувствами

«Неуверенные» строчки

Нервность, беспокойство, недоверие к себе, раздражительность, обидчивость

Сильный нажим букв

Строгие взгляды на жизнь; энергичность, подчиняется власти чувства, влияние на людей, консерватизм, нетворческая натура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *