Почему подростки не хотят учиться: Подросток не хочет учиться, что делать: лайфхаки от психолога — Поиск
Почему подросткам не интересны школьные занятия
Что делать взрослым — позволить дочке или сыну самостоятельно разобраться с успеваемостью и жизненными приоритетами или провести серьезную воспитательную работу — рассказывает председатель Совета родителей Челябинской области, практикующий психолог Елена Сыркина.
С ситуацией, когда подростки перестают считать учебу чем-то важным, сталкиваются многие родители. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Познать себя важнее
— Елена Георгиевна, почему для подростков учеба теряет свою значимость?
— Ко мне часто обращаются родители, которые переживают из-за академических успехов дочерей и сыновей. Бывает так: в начальной школе ребенок хорошо учился, был послушным, все успевал, а с 6-7 класса вдруг изменился, потерял интерес к урокам.
Главная причина утраты интереса к учебе — появление новых целей. В подростковом возрасте закладывается личностный фундамент.
Бывают и другие причины, например, банальная скука. Восторг начальной школы проходит, начинается привыкание: одни и те же предметы, учителя. Вспомните себя, как порой на уроках ваши мысли были далеко за пределами школы.
— Не могла ли пандемия наложить отпечаток? Год был непростым для всех — и учителей, и детей, и родителей.
— Да, возможно. Еще не была отработана методика проведения школьных заданий в дистанционном формате, не хватало живого общения.
На равных
— Что же делать родителям?
Нет одного действенного рецепта, к каждой ситуации нужно подходить индивидуально. Однозначно, не стоит заставлять подростков учиться, излишние назидания и морализаторство могут вызвать бурный протест, ведь в подростковом возрасте дети стремятся эмоционально сепарироваться от родителей. Подросток — это практически взрослый человек, поэтому с ним нужно выстраивать диалог. Сначала попробуйте разобраться, что именно происходит с ребенком, с чем связана потеря интереса. Во время разговора родитель должен быть активным слушателем, показывать искренний интерес к тому, о чем говорит ребенок. Не нужно выстраивать беседу исключительно вокруг учебы. Вопрос «Как прошел твой день?» означает «Какие эмоции ты прожил?», а не «Какие оценки ты получил?».
— Какие приемы позволяют наладить доверительное общение?
— Это могут быть любые открытые вопросы, благодаря которым подросток узнает что-то новое про себя, активное слушание и вовлеченность. Другая полезная методика — «я-высказывание», она может пригодится в тех случаях, когда сами мамы и папы испытывают злость, раздражение. Не нужно оценивать личность ребенка и говорить: «Ты меня довел!». Лучше поделиться своими чувствами: «Я разочарован/на». Это позволит ребенку понять, что именно огорчает взрослых — не он сам, а его конкретное поведение. Также можно поделиться своим опытом, рассказать, о важности учебы в жизни родителей.
Подросток — зеркало родителей
— Как не навязать ребенку собственные идеалы и представления о жизни?
— Прежде чем вступать в диалог, родителям стоит разобраться с собой. У взрослых, как и у детей, иногда просто зашкаливают эмоции. Сделайте вдох-выдох и попробуйте ответить себе на вопрос: что за тревога и страх меня одолевают, какие мои собственные убеждения стоят за этим? Не стоит забывать, что у разных поколений разные ценности. После этого можно определиться, чего мы хотим от разговора с ребенком. Навряд ли результат будет мгновенным, общаться с ребенком, прислушиваться к нему и себе, нужно регулярно.
Подумайте, для кого — нас или ребенка — важно то, на чем мы настаиваем. Если только для взрослого, то поймайте себя на этой мысли и остановитесь.
— Какова главная цель родителей в подростковый период?
Подростковый период, как никакой другой возраст ребенка, позволяет родителям узнать о самих себе: какие они в воспитательном процессе — авторитарные, требовательные или заботливые. Начните с себя, подайте положительный пример. Несправедливо заставлять ребенка учиться по вечерам, когда вся остальная семья отдыхает. Узнавайте новое, осваивайте рецепты блюд, мастерите, читайте — наполняйте свое свободное время полезными активностями.
Пора к психологу
— В каком случае ребенку нужна профессиональная помощь?
— Если родители не понимают, что происходит с их ребенком, я бы порекомендовала взрослым сами в первую очередь обратиться к психологу.
Если ребенок замкнулся, отказывается ходить в школу, общаться со сверстниками, плохо спит и кушает — это тревожные признаки. Скорее всего, в окружении подростка или внутри него самого происходит что-то нехорошее. За этим могут стоять школьные конфликты, буллинг. В этом случае родителю можно обратиться к школьному психологу, поговорить с классным руководителем, и после этого принять с ребенком совместное решение о его обращении к психологу.
— Подростки не терпят излишний контроль. Как не стать навязчивым родителем?
— Оценки можно видеть в системе «Город», но лучше направить все силы на выстраивание доверительных отношений. Если они есть, то ребенок в непростых ситуациях всегда будет обращаться за помощью к родителям и близким, либо решит проблему самостоятельно.
Подросток не хочет учиться. Что делать? Советы родителям
Достаточно часто в семьях вспыхивают конфликты интересов родителей и детей, в особенности, когда последние пересекают возрастной рубеж в 12 лет. Как правило, тема учебы становится камнем преткновения во взаимопонимании между подростком и его папой и мамой. И они начинают лихорадочно искать ответ на вопрос: «Наш сын (или дочь) подросток не хочет учиться. Что делать и как быть?»
Их реакция на поведение чада естественна, они пребывают в состоянии собственного бессилия и абсолютной бесполезности в вопросах педагогики. Итак, если подросток не хочет учиться, что делать при этом, они совершенно не знают, а значит, дитя не оправдает надежд. И это лишнее свидетельство тому, что были допущены серьезные ошибки в воспитании.
Ожидания родителей можно понять, ведь они отдали столько сил и энергии для того, чтобы их ребенок состоялся в жизни. Они хотят от него хотя бы элементарной отдачи, чтобы у него в комнате всегда было чисто и уютно, чтобы он оказывал помощь в ведении домашнего хозяйства, чтобы он, наконец, радовал их хорошими оценками в школе. Однако зачастую наблюдается обратный эффект, и родители сразу впадают в панику, не находя ответа на вопрос: «Подросток не хочет учиться — что делать?»
Конечно же, первое, что приходит в голову, это применить всем известный принцип «не хочешь – заставим». Здесь очень важно проявлять осторожность и не перебарщивать с этим методом. Используя вышеуказанный педагогический прием, нужно задействовать метод кнута и пряника. За успехи – поощрять, а за огрехи – наказывать. Через какое-то время, став более взрослым, ребенок самостоятельно примет решение, какую профессию ему выбрать, и не исключено, что будет благодарен вам за то, что не потакали его прихотям и капризам.
Рассматривая вопрос: «Подросток не хочет учиться — что делать?» — очень важно определить первопричину того, почему он не желает сидеть за школьной партой. Может быть, он просто не видит в этом никакого смысла, поскольку СМИ очень часто муссируют вопрос о том, как трудно в настоящее время устроиться на работу по специальности, и том, насколько низкий уровень заработной платы получают обладатели университетских дипломов. Что ж, доля правды в такой точке зрения имеется. Однако это вовсе не означает, что получать высшее образование не нужно.
Следует объяснить подростку, что институт или университет поможет ему расширить собственный кругозор и узнавать для себя что-то новое – это всегда полезно.
Если подросток не хочет учиться, не исключено, что ему это неинтересно. Нередко можно наблюдать картину, когда вундеркинд со скучающим видом сидит за партой, слушая тот или иной предмет в общеобразовательной школе. Он знает материал, поэтому ему неинтересно, учитель же не может применять индивидуальный подход к каждому, уделяя внимание всем школьникам.
В такой ситуации можно порекомендовать создать одаренному ребенку оптимальную основу для его дальнейшего развития: отдать его в специализированное образовательное учреждение, загружать его участием в различных викторинах и олимпиадах.
Вопрос о том, почему подростки не хотят учиться, не должен иметь радикального решения. Специалисты не рекомендуют чрезмерно давить на ребенка, в ультимативной форме требовать от него стремиться к знаниям и переводить его из одной школы в другую. В первую очередь он личность, а не выражение ваших амбиций.
В конечном итоге школа играет в жизни человека строго определенную роль. В выборе своей будущей профессии ребенок должен ориентироваться на то, что ему больше всего нравится делать.
Помогите, мои подростки отказываются учиться!
Есть подростки/подростки? Мы пытаемся создать новую колонку советов здесь, в Alpha Mom, чтобы ответить на ваши вопросы детям старшего возраста. Надеемся, вам понравится! И если у вас есть вопрос, который нужно отправить, свяжитесь со мной по адресу alphamomteens[at]gmail[dot]com.
***************
Z пишет:
Мир, я надеюсь, у тебя есть идеи для меня, потому что я начинаю чувствовать, что я схожу с ума. Моим близнецам подходит к концу первый год старшей школы. Все предупреждали нас о том, что переход в старшую школу будет трудным — и у меня был дополнительный бонус: некоторые люди настаивали, что это будет намного хуже для девочек, — и, к нашему удовольствию, обе девочки справились с переходом без каких-либо проблем или драмы. Они вступили в клубы, у них есть друзья, как новые, так и старые, и в основном они сохранили свои хорошие оценки.
Но (вы знали, что последует «но»): Становится ясно, что ни один из них понятия не имеет, как учиться. Хуже того, становится ясно, что ни один из них не хочет, чтобы научился учиться. Все «хорошо», и «у меня есть это», и «мама, ты слишком остро реагируешь». Им всегда было легко в школе. Они очень способные (классифицируются как «одаренные» и т. д.), и если им дается задание, они выполняют необходимую работу (хотя, я подозреваю, не намного больше). Их природные способности и отличная память до сих пор означали, что этого достаточно — обычно. В этом году я наблюдал медленное снижение оценок за основные тесты в более сложных классах. Теперь работать стало тяжелее, и самого минимума недостаточно, чтобы поддерживать их средние показатели. И поскольку их оценки по-прежнему «хорошие» (низкая оценка «А» вместо высокой «А» или оценки от низкой до средней «В» в классах AP, где их итоговая оценка будет увеличена на 10 баллов в конце года), они беззаботно, потому что «Расслабься, это все А, господи», и они думают, что я твердю об оценках. Дело не в оценках; речь идет о том, что занятия будут только усложняться, и они, кажется, совершенно сбиты с толку и не хотят всего садись и изучай перед тестами. Я думаю, что они считают это чем-то, что должны делать только «тупые» дети, независимо от того, как я пытаюсь объяснить, что даже очень умных человека должны учиться, чтобы продолжать осваивать содержание курса.
Как мне помочь им понять, что учеба является нормальной частью школы на этом уровне (и выше), а не признаком слабости? Как я могу разбить его для них и получить бай-ин? Ничто из того, что я говорю или делаю, кажется, не влияет на них. И пока я действительно не беспокоюсь об их оценках прямо теперь (хотя поговорите со мной после выпускных экзаменов…), я знаю, что если они не смогут в ближайшее время выработать хорошие привычки к учебе, их ждут неприятные сюрпризы в будущем.
Ты был у меня дома? Нет, правда, ты шпионишь за моей семьей ?
У умных детей есть одна удивительная особенность: многие сложные вещи даются им легко. Ужасно иметь умных детей: многие трудные вещи даются им легко, и поэтому, когда они сталкиваются с чем-то, что не могут сразу освоить, они склонны отшатываться и полагать, что либо 1) трудные вещи не стоят того, чтобы их делать, потому что они не чувствуют себя так хорошо, как мгновенно справляются с другими вещами или 2) они, должно быть, сейчас тупые, потому что все остальное было легко, и лучший способ действий — притвориться, что вы совершенно спокойны, что не делаете так же хорошо, а не показывать это кому-либо. ты не совершенен. Проще говоря, вероятность того, что одаренный ученик будет еще и ленивым, высока, потому что, когда все легко, вам никогда не придется так много работать. И усердная работа — это действительно привычка большинства людей.0003 узнать (и это касается всех, но, возможно, вдвое больше для одаренных). Хорошая новость заключается в том, что то, с чем вы столкнулись, является очень распространенной проблемой.
Плохая новость заключается в том, что, как вы уже догадались, вы не можете заставить своих детей учиться, на самом деле. Я имею в виду, что вы могли бы узаконить время, проведенное за кухонным столом с их книгами и заметками, но они будут раздражены, а вы будете разочарованы, и, в конце концов, они не усвоили никакой самомотивации, которая действительно лежит в основе. изменений, которые вы надеетесь увидеть. И я не собираюсь приукрашивать это: один или оба из них могут никогда не изменить свою мелодию, пока они действительно не провалят экзамен. Если и когда это произойдет… это будет некрасиво. Но это также не будет концом света, произойдет ли это в следующем месяце или не раньше их первого года обучения в колледже. Просто знайте, что, возможно, именно так все и происходит, и стисните зубы, проглотите «я же говорил вам» и позвольте этому раскрыться как опыт обучения, когда это произойдет.
Итак, что вы можете сделать прямо сейчас , учитывая, что вы не можете заставить их учиться так, как вы хотите? Вы можете (мягко) побудить их сделать маленьких шага в правильном направлении. Например: исследования доказали, что консолидация памяти происходит во время сна, поэтому всегда лучше заниматься вечером перед экзаменом, чем вставать рано и заниматься утром из экзамена. Может быть, ваши девочки не делают ни того, ни другого, но с некоторой случайной подсказкой, возможно, вы можете предложить им выделить 10, 20 или 30 минут на просмотр своих записей / учебника в последнюю очередь, прежде чем они лягут спать ночью, когда будет тест на следующий день. Конечно, это детский шаг, но если вы сможете заставить их сделать это и они начнут видеть разницу, которую это изменит, они будут более восприимчивы к более крупным изменениям.
Если они учатся в одном классе, предложите им каждому придумать по 10 контрольных вопросов для другого, чтобы поставить друг друга в тупик. Придумывая вопросы, а также пытаясь ответить на остальные 10, происходит обучение. до 5 серии книг), попросите их проводить с ней по 10 минут каждый вечер. 10 минут! Это ничего ! По мере того, как они формируют лучшие привычки, начинает устанавливаться петля положительной обратной связи. 10 минут превратятся в 20, а те превратятся в 30 и так далее.
По собственному опыту могу сказать, что ни одна из двух моих особенных снежинок не знала, как учиться, когда поступала в старшую школу, и не думала, что для этого есть смысл учиться. И да, были некоторые впечатляющие неудачи, связанные с проникновением в эту гордыню, и много связанного с этим зубного скрежета. Моя выпускница теперь знает, что ей нужно делать, чтобы изучать и запоминать информацию, и будет тратить столько времени, сколько ей нужно, без подсказок, чтобы усвоить материал. Я говорю это не для того, чтобы похвастаться, а чтобы я мог и говорят, что я думал, что мы никогда не увидим этот день, но она сообразила. Мужаться! С другой стороны, мой восходящий старший по-прежнему очень сопротивляется учебе, но начинает приходить в себя, если это не требует длительных отрезков времени. С ним все сводится к «дроблению» — 20 минут с книгой, 10-минутный перерыв и т. д. Он все еще добивается этого.
Вы не можете запустить этот процесс. Вы можете поощрять. Вы можете помочь, если они согласны на это. Вы можете работать над своим беспристрастным покерфейсом, чтобы, когда *splat* , вы можете утешиться, кивнуть и согласиться с тем, что это разочаровывает, да, и вслух задаться вопросом, можно ли здесь чему-то научиться, что делать по-другому в будущем. И, конечно же, вы можете продолжать устанавливать разумные домашние правила относительно оценок и свободного времени (хотя вы не можете заставить ребенка учиться, ребенок, который не учится и проваливает важный экзамен, скорее всего, будет наказан до тех пор, пока этот класс воспитывается в большинстве домов), тем временем. Скорее всего, ваши девочки это поймут… просто, возможно, не так скоро, как вам хотелось бы. Повесить там.
****************
Не забывайте, что вы можете отправить свой вопрос на alphamomteens[at]gmail[dot]com.
Источник фото: Photodune
6 удивительных причин, по которым ваш ребенок не хочет учиться
Дорогие мамы и папы,
Ваши дети жаловались на то, что они больше не хотят учиться?
Хотя процент отсева учащихся из школ в Сингапуре чрезвычайно низок, мы не можем отрицать тот факт, что большинство учащихся боятся ходить в школу, потому что им не интересно учиться.
Читайте также
- Для родителей, которые хотят мотивировать своего ребенка, но не могут начать
- 3 убийственных стратегии, которые помогут вашему ребенку двигаться быстрее во время экзаменов
- Метод CUE для решения вопросов, основанных на данных
- Решайте вопросы по настройке управления как профессионал
Каковы последствия потери интереса к обучению?
Если студенты не заинтересованы в учебе, маловероятно, что они выложатся на все 100 процентов и, таким образом, не смогут максимально раскрыть свой потенциал.
Таким образом, в этой статье мы попытаемся указать 6 причин, по которым ваш ребенок потерял интерес к учебе, и как вы можете снова заинтересовать его и сделать его счастливым.
#1. Интерес превращается в одержимость
Маленькие дети очень легко заинтересовываются вещами. Они склонны демонстрировать стремление изучать новые вещи, если то, что они изучают, интересно. Поэтому, если дети находят предмет, который они изучают, интересным, они будут учиться лучше.
Впрочем, этот интерес может превратиться и в навязчивую идею.
Исследования показали, что дети в возрасте до 13 лет проводят все больше времени за компьютером. Пристрастие к компьютерным играм поставит под угрозу обучение, потому что ум детей будет вращаться только вокруг компьютерных игр, в результате чего они потеряют интерес к учебе.
Я не призываю вас вводить полный запрет на компьютерные игры для ваших детей, поскольку компьютерные игры могут принести пользу вашим детям, помогая им расслабиться.
Читайте также
- 5 полезных для детей советов, которые помогут расслабиться и не стать зависимыми
#2. Учеба в одиночку ведет к беспомощности
Некоторым ученикам очень трудно учиться, если они делают это в одиночку. Когда студенты обнаруживают, что им не к кому обратиться, они начинают уставать и бросают учебу.
С этой проблемой чаще сталкиваются интроверты. Из-за замкнутого характера им труднее обратиться за помощью к учителю. Некоторым также может быть трудно заводить друзей.
Следовательно, если ваши дети интроверты, крайне важно, чтобы вы оказывали им эмоциональную поддержку и следили за их поведением. Поскольку интроверты имеют склонность замыкаться в себе и не говорить о своих проблемах, вы должны проявлять к ним заботу и постоянно спрашивать, не нужна ли им помощь в учебе.
#3. Учиться без цели
Трудно заинтересоваться тем, что вы считаете бессмысленным. Некоторые родители пытаются мотивировать своих детей, говоря им, что важно усердно учиться и получать хорошие оценки, чтобы они в конечном итоге добились успеха.
Тем не менее, вы должны помнить, что ваши дети могут не понимать цели достижения успеха в будущем. Таким образом, они могут не осознавать важность учебы.
Вместо этого расскажите своим детям об актуальности каждого предмета, чтобы мотивировать вашего ребенка учиться. Вы можете сделать это, объяснив практическое использование определенных предметов в их повседневной жизни. Например, вы можете описать им, как все, что они узнали по математике, можно применить для измерения вещей и подсчета денег.
#4. Скучная педагогика обучения
Разные дети имеют разные способности и реагируют на разные стили преподавания и обучения. Некоторые дети просто ненавидят читать учебники и длинные абзацы слов, объясняющих понятия.
Для вас важно определить оптимальный стиль обучения ваших детей. Если ваши дети не могут сосредоточиться во время чтения, попробуйте прослушать видеолекции на таких сайтах, как академия Хана, чтобы облегчить процесс обучения. У них может быть визуальное мышление, и они больше заинтересованы в таком стиле обучения.
#5. Тяжелая рабочая нагрузка вызывает эмоциональное выгорание
Многие сингапурские родители заставляют своих детей посещать дополнительные занятия, такие как уроки музыки или боевые искусства. Они хотят вооружить своих детей как можно большим количеством навыков, чтобы их дети не проигрывали другим.
Из-за этого их дети могут быть перегружены и, в конце концов, выгорят, в результате чего они потеряют интерес ко всему, включая учебу.
Поэтому, если ваши дети постоянно жалуются на то, как они устали, пересмотрите их учебный план. Если эти жалобы законны и их график действительно напряженный, внесите необходимые коррективы. Всегда помните, чтобы не перенапрягать своих детей.
#6. Высокие ожидания, приводящие к потере мотивации
Каждый родитель неизбежно хочет, чтобы его ребенок был лучшим.
Родителям легко задавать высокие стандарты и требовать от ребенка пятерки на экзаменах. Однако родители должны понимать последствия установки нереалистичных ожиданий.
Только представьте себя на месте вашего ребенка. Если ваш начальник ставит перед вами цель, которую невозможно выполнить. Вы, скорее всего, потеряете мотивацию, потому что, как бы вы ни старались, вы не сможете удовлетворить его или ее. Точно так же могут чувствовать себя и ваши дети.
Таким образом, хотя важно, чтобы вы ставили перед своими детьми цели, всегда помните, что эти цели должны быть реалистичными и соответствовать способностям ваших детей. Вы же не хотите, чтобы они сдались и потеряли интерес к учебе, верно?
В заключение…
Приведенные выше решения являются возможными способами устранения различных причин потери интереса к учебе.