Перцептивная интерактивная и коммуникативная стороны общения: Структура общения. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная

Перцептивная интерактивная и коммуникативная стороны общения: Структура общения. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная

Вопрос 23. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции общения.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов м/у людьми, порождаемый потребностями совместной д-ти. Общение включает в себя обмен информацией м/у участниками совместной д-ти, который м/б охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Вторая сторона общения (взаимодействие общающихся) – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями и поступками.

Третья сторона общения предполагает восприятие общающихся друг с другом.

Таким образом в общении можно выделить 3 основные стороны :

-коммуникативная (передача информации),

-интерактивную (взаимодействие),

-перцептивную (взаимовосприятие).

Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно исторического опыта, возник в процессе труда и начал развиваться. Благодаря общению, с помощью языка, отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей- происходит обмен мыслями, передача информации. В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного,

необходимого от случайного, переходить от образа единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значение слов, в которых закрепляются существенные признаки, присущие целому классу предметов.

Речь – это вербальная коммуникация, т. к. процесс общения происходит с помощью языка.

Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый невербальный аспект, особую невербальную коммуникацию (жесты, мимика, пауза, поза, смех), которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую слова.

Существуют коммуникативные барьеры :

-барьер понимания :

а)фонематический – использование разными людьми разных слов для объяснения одного и того же предмета;

б)семантический – жаргон;

в)стилистичекий (эмоции, импульсы, логика и т. д.)

-барьер соц. – культурного различия (партии, религии, национальность),

-барьер отношений – чувства и эмоции.

Феномены межличностного влияния :

-внушение

-уважение,

-психологическое заражение.

По различным каналам восприятия (модальностя) людей можно подразделять на :

-аудиалов,

-кинестетиков,

-визуалов.

2. Интерактивная сторона общения

:

Общение как межличностное взаимодействие – совокупность связей и взаимодействий людей, складывающихся в процессе их совместной д-ти.

Цели общения отражают потребности совместной д-ти людей. Совместная д-ть и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого в процессе социальных норм, принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки.

Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужное, социально одобряемое и отсеивать неприемлимое, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Типологические особенности личности наиболее влияют на взаимодействие (по К. Юнгу) :

-экстраверсия – интроверсия,

-лабильность – регидность,

-доминантность – недоминантность.

Стратегии взаимодействия : соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление.

Социально-психологическая характеристика основных сторон общения (коммуникативная, перцептивная, интерактивная)

  1. org/ListItem»>ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА >
  4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТОРОН ОБЩЕНИЯ (КОММУНИКАТИВНАЯ, ПЕРЦЕПТИВНАЯ, ИНТЕРАКТИВНАЯ)

Добавить в конспект

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

ПОЛНЫЙ ОТВЕТ

БЕЗ ВОДЫ

Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

  1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. 

  2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.  

  3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. 

На отношения человека с другими людьми влияют социальные функции, социальные роли, под которыми понимают общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, игроком сборной по футболу и т. д. Поскольку человек одновременно выполняет несколько социальных ролей, а разные социальные роли требуют различного поведения, возникают ролевые конфликты, например, ролевой конфликт работающей женщины.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Коммуникативная сторона общения

Структура общения между людьми состоит из интерактивного, коммуникативного и перцептивного аспектов. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действиями, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивное происходит в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими людьми.

В этом случае «информация» может рассматриваться как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и т.д.

Каждая из сторон общения требует детального и внимательного рассмотрения.

Знакомство с общением без общения просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения очень важна для его участников. Следует отметить, что характер обмена какой-либо информацией через систему знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Иными словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные признаки существенно воздействуют на участников коммуникативного общения. Знаки в общении играют ту же роль, что и орудия труда.

В свою очередь коммуникативная сторона общения может быть вербальной (передача информации посредством речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальными средствами общения является письменная (в смысловом значении) и устная речь.

Существует мнение, что к словесной категории относят также темп речи, интонацию голоса и другие сопутствующие проявления. Однако, учитывая, что такие факторы могут не только дополнять, но и полностью разрушать непосредственный смысл сказанного, можно с уверенностью утверждать, что невербальными средствами являются те, которые не являются «словами». Поэтому следует различать следующие невербальные средства общения:

— Периферийные средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и т. д.;

— зоны общения, то есть расстояние, расстояние между участниками общения;

— кинетические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновения к партнеру и др.;

— место и время связи;

— запахи: индивидуальные или окружающие;

— Почерк, одежда, аксессуары, волосы и прочее.

Таким образом, психология общения заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Опираясь на мнение психологов, можно утверждать, что человек осмысливает около 10% информации, которой обладает мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Обратите внимание, что коммуникативная сторона общения может включать определенные барьеры. Такие барьеры бывают психологическими или социальными. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за непонимания ситуации. Причины этого очень разнообразны. Это могут быть профессиональные, социальные и политические разногласия. Они порождают различную интерпретацию понятий, которые используются в коммуникативном процессе, а также иное мировоззрение, мировоззрение и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения — психологическая категория. Так как общение является очень важным условием жизни человека и одной из основных потребностей каждого из нас. Общение формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться часто зависит уровень нашей популярности в обществе, наш успех в жизни и так далее. Все должны уметь правильно общаться.

>

Как восприятие влияет на межличностное общение

Восприятие влияет на все, вплоть до того, как мы взаимодействуем

Общение предназначено для людей как способ самовыражения, позволяющий людям передавать, передавать и давать обратную связь о своих мыслях, чувствах и желаниях. В деловой обстановке общение является одним из наиболее важных аспектов успешного бизнеса или предприятия.

В эпоху цифровых технологий общение может означать многое: от передачи ключевых данных через электронные/цифровые средства массовой информации, устного отчета или презентации по стратегической статистике до личного интервью.

Менеджеры общаются со своими сотрудниками, чтобы планировать, разрабатывать стратегии, направлять и организовывать, в то время как персонал должен общаться с клиентами, друг с другом и руководителями.

Конечной целью общения в любой форме является побуждение или катализатор действия или изменение образа мыслей среди получателей информации. Чтобы эта цель была достигнута посредством общения, все должны быть на одной волне.

Деловое общение является более сложным, так как невысказанные слова могут иметь разное значение для одного и того же предложения, включая язык тела, тон, выражение лица, интонацию и использование интонаций. восприятие  (включая предвзятые представления/предубеждения и предыдущее понимание) сильно влияет на то, как они думают, действуют, говорят и взаимодействуют с другими, что, в свою очередь, влияет на каждую часть их жизни.

Руководителям и персоналу крайне важно понимать, что именно способ того, как что-то сказано, может изменить контекст и восприятие значения утверждения, а не только то, что сказано.

Что такое межличностное общение?

Межличностное общение включает обмен понятиями, идеями, чувствами, данными и/или информацией между двумя или более людьми посредством вербальных (например, устных) или невербальных (например, письменных) методов.

Ключевые детали межличностного общения помогают отличить его важность от повседневного общения в деловой обстановке. То есть, поскольку межличностное общение в деловой обстановке часто включает обмен информацией, сообщениями и данными лицом к лицу, невысказанные аспекты разговора могут изменить направление всего делового разговора, что может создать проблемы, связанные со словами, значениями. , жесты или тон голоса неправильно поняты.

Существует несколько примеров распространенных случаев делового межличностного общения (включая как личные беседы, так и цифровые/онлайн-обмены):

  • Бизнес -встречи
  • Живые конференции
  • Water Cooler/Coffee Breaks Talks
  • Интервью
  • Обсуждения в проекте
  • Переговоры о советах
  • ВЫСОБРАЖЕНИЯ. если что-то не понятно в контексте обмена, так что целые стратегические направления могут быть изменены, если общение неправильно истолковано или понято.

    Элементы, влияющие на межличностное общение

    Факторы, которые могут повлиять на то, как происходит межличностное общение в деловой обстановке, включают в себя невысказанные факторы и основные элементы разговоров. Каждый элемент влияет на межличностное общение в бизнес-среде, и его необходимо понимать, чтобы можно было использовать ключевые принципы общения для эффективного общения в корпоративной среде.

    Коммуникатор

    Межличностное общение, в котором всегда участвуют два человека; отправитель сообщения и получатель. Межличностное общение может включать более двух человек, но два человека являются минимумом в отношении передаваемой информации.

    Сообщение

    Коммуникация — то есть язык — это код разума, позволяющий передавать информацию от одного разума к другому. Чтобы это было правдой, сообщение должно иметь тему или основную тему. В то же время невербальные сообщения, такие как жесты или язык тела, могут передавать вспомогательное сообщение, взаимосвязанное с основным сообщением.

    Шум

    «Шум» в контексте межличностного общения является важным фактором, который может сильно изменить восприятие сообщения получателем. Шум относится к любому типу помех или всему, что искажает сообщение. Это часто включает язык тела, тон или использование незнакомых слов. Уменьшение шума в межличностном деловом разговоре является ключом к тому, чтобы все были на одной волне. Критический способ уменьшить шум — попытаться понять любую заданную тему с точки зрения слушателя, что указывает на понимание его восприятия темы.

    Обратная связь

    Хотя в межличностном общении должны участвовать два или более человека, роли часто меняются, так что слушатель дает обратную связь первому коммуникатору и, таким образом, становится коммуникатором.

    Под обратной связью понимается любая реакция получателя на получение сообщения. Он/она может понять сообщение, а может и не понять, поэтому обратная связь может быть в форме подтверждающего кивка, тонкого выражения лица, языка тела, подразумевающего, что ему/ей некомфортно, или просто ответа: «Извините, не мог бы я». пожалуйста, скажи это еще раз?».

    Обратная связь является одним из наиболее важных аспектов межличностного общения, поскольку она передает реакцию слушателя на первоначальное сообщение и может помочь прояснить тему (если слушатель задает вопрос из-за непонимания), или может подтвердить, что слова первоначального говорящего были поняты, и приведет к желаемому действию.

    С управленческой точки зрения это является ключевым моментом, поскольку менеджеры полагаются на обратную связь, чтобы убедиться, что их указания поняты. Со стратегической точки зрения обратная связь гарантирует, что план — то есть проекты предприятия и дорожная карта — идут в том направлении, которое необходимо для достижения всеобъемлющих целей.

    Контекст

    Контекст разговора влечет за собой обстоятельства, связанные с утверждением или последовательностью утверждений (в рамках межличностного обмена), которые создают основу для понимания высказывания. Это ключевой момент, поскольку два одинаковых утверждения, произносимые в разном контексте, могут означать две совершенно разные вещи.

    В рамках бизнеса это чрезвычайно важно, так как контекст делового обсуждения/разговора – будь то интервью, заседание совета директоров, встречи с клиентами или личный обзор – должен быть понят для согласования всеобщее восприятие с правильным получением сообщения, которое должно привести к желаемым действиям.

    Если контекст не понят полностью, вся бизнес-стратегия может привести к тому, что персонал пойдет в другом направлении, а проекты преуспеют или потерпят неудачу. Межличностное деловое общение буквально определяет, как бизнес выполняет свои проекты и передает данные / информацию, и, следовательно, будет ли бизнес успешным или неудачным.

    Канал

    Канал межличностного общения относится к среде или платформе, с помощью которой сообщение передается от отправителя к получателю (и обратно к отправителю с обратной связью). Канал также является ключевым фактором в сфере делового межличностного общения, поскольку некоторые восприятия могут различаться (со стороны получателя) в зависимости от того, какой канал используется.

    В то время как электронная почта и приложения для обмена деловыми сообщениями не позволяют читать выражение лица или жесты, некоторые люди полагаются на эти вещи, чтобы понять контекст сообщения, и, таким образом, это необходимо учитывать посредством достаточной компенсации в письменном сообщении. . Следовательно, контекст сообщения может быть потерян при передаче по определенным каналам связи, в результате чего сообщение будет «потеряно при переводе».

    Типы межличностного общения

    Хотя все формы межличностного общения подразумевают передачу сообщения от отправителя к получателю, существует два конкретных типа таких случаев общения, которые различаются способом передачи сообщения, что может привести к различным проблемам, связанным с с различным восприятием, потенциально искажающим значение информации из-за предубеждений или неправильного понимания контекста.

    В связи с этим персонал должен быть обучен навыкам межличностного общения в обоих типах коммуникации. Двумя типами межличностного общения являются вербальное общение и невербальное общение .

    Навыки межличностного общения подразделяются на два типа:

    Вербальное общение

    Вербальное общение включает любой тип устного общения, при котором сообщение, идея или мысль передаются посредством речи. Примеры этого типа общения на рабочем месте включают встречи, личные интервью, обзоры клиентов/советов или даже обсуждения в перерывах между кофе. Устное общение также может осуществляться с помощью электронных/цифровых средств, таких как живые конференции или видеозвонки по Skype.

    Невербальная коммуникация

    Невербальная коммуникация включает в себя любой тип коммуникации, который не является устным, и может включать более прямой метод, такой как письмо (например, бумажные письма, электронная почта, деловые сообщения), и косвенные методы, такие как как язык тела, выражение лица или тон голоса.

    Наше восприятие каждого из этих элементов влияет на то, как мы общаемся

    Как вербальные, так и невербальные методы общения могут по-разному влиять на восприятие слушателем сказанного (т. е. смысла), в том числе:

    • Вербальное: Вербальное, личное или дистанционное общение обычно предоставляет больше средств для установления контекста и согласования восприятия того, что передается, чтобы все были на одной волне.
    • Невербальный: Электронная почта или приложения для обмена сообщениями не включают в себя возможность читать кого-то — и смысл их сообщения — с помощью их тона, жестов или выражений лица. Однако смайлики можно использовать, чтобы передать больше того, что кто-то делает, и, таким образом, могут обеспечить контекст.

    Деловые отношения с поставщиками, клиентами, заинтересованными сторонами, менеджерами и персоналом основаны на межличностном общении, поэтому важно использовать эффективное общение, чтобы все были на одной странице и не было недопонимания.

    Важно отметить, что важно не только восприятие слушателя, но и говорящего. Передающий информацию должен учитывать свое собственное восприятие, чтобы понять, как лучше всего передать информацию тем, кто ее слушает или получает.

    Например, некоторым сотрудникам может потребоваться дополнительная информация, чтобы знать, как начать проект, в то время как другим может потребоваться более буквальное руководство, чтобы восприятие говорящего (например, менеджера) не мешало передаче информации обоим сотрудникам таким образом, который наиболее эффективен для них обоих.

    Восприятие чрезвычайно субъективно

    Слова — это абстрактные продукты разума, и хотя многим часто нравится думать о словах как о конкретных идеях, которые полностью объективны, это не так. Люди отождествляют себя с разными идеями, основываясь на своем личном опыте и знаниях, поэтому их восприятие общих идей/слов может радикально различаться в зависимости от опыта, культуры, родного языка и даже предыдущей работы.

    Люди часто ошибаются в том, насколько «единодушна» их точка зрения

    Хотя сотрудники и менеджеры обычно полагают, что другие думают так же, как и они, важно отметить, что разные личности и склонности на рабочем месте могут способствуют различному восприятию общих сообщений и даже слов. Руководителям и персоналу всегда лучше использовать широкий обзор при передаче сообщений или предоставлении отзывов, чтобы все покидали стол с одним и тем же сообщением и не путались в том, что передается.

    Когда восприятие отличается, тогда общение полностью терпит неудачу

    Эффективное межличностное общение должно использоваться на рабочем месте, чтобы проекты продвигались вперед, а обсуждения, стратегии, рабочие процессы или процессы выполнялись эффективно. Когда восприятие сообщения различается, общение может быть нарушено, что может привести к разногласиям, конфронтации, путанице, непониманию и общему снижению продуктивности и/или эффективности, и все это влияет на конечный результат.

    Например, во время собрания заинтересованных сторон или Совета директоров, если один человек воспринимает слово «изобилие» как «достаточно», а другой человек воспринимает его как «более чем достаточно», немедленно любое обсуждение термина «изобилие» имеет совершенно другое значение для тех, кто слушает.

    Использование общего термина с неизвестными субъективными основными различиями означает, что любые сообщения, использующие этот термин, сразу становятся несогласованными. Это не маленькая или незначительная проблема, которая не имеет отношения к направлению бизнеса.

    Если заинтересованные стороны, например, не понимают, означает ли «изобилие» значение «достаточно» или «более чем достаточно» в отношении ключевых бизнес-данных или размера прибыли (например), это может привести к серьезным недоразумениям в отношении стратегическое направление бизнеса и/или проблемы с будущими управленческими решениями.

    Таким образом, восприятие каждого должно быть согласовано, чтобы межличностное деловое общение всегда было кратким и чтобы все всегда были на одной волне. Только тогда бизнес может преуспеть и достичь своих целей.

    Межличностное общение требует от нас понимания восприятия друг друга

    В бизнесе социальный интеллект и эмоциональный интеллект имеют решающее значение для хорошей работы с другими и выполнения своих обязанностей. Навыки межличностного общения необходимы для того, чтобы команды могли хорошо взаимодействовать друг с другом, чтобы проекты выполнялись своевременно и эффективно.

    Чтобы деловое взаимодействие осуществлялось эффективно, чтобы стратегические решения понимались и выполнялись, менеджеры должны иметь возможность направлять и планировать, а персонал должен иметь возможность давать обратную связь и передавать важные данные коллегам.

    Все стороны в бизнесе должны использовать навыки межличностного общения, чтобы понимать восприятие друг друга, чтобы общаться на языке, который другие могут полностью понять. Это включает в себя сеансы один на один и групповые сеансы, на которых говорящий имеет возможность эффективно донести свои идеи до других таким образом, чтобы восприятие каждого выравнивалось таким образом, что сказанное, включая тон, контекст или язык тела, полностью понял.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *