Особенности воображения детей: Особенности воображения у детей с нарушениями речи, Консультация для воспитателей

Особенности воображения детей: Особенности воображения у детей с нарушениями речи, Консультация для воспитателей

Особенности воображения у детей с нарушениями речи, Консультация для воспитателей

Методическая работа в ДОУ > Консультации для воспитателей

Прислала: Лаврентьева Екатерина

Особенности воображения детей с нарушениями речи изучали такие авторы, как Попова Л. Г., Дьякова С В., Дьяченко О. М. Калягин В. А. и другие.

Еще первой трети XX в., Лев Семенович Выготский отмечал, что особенности развития детского воображения напрямую связано и зависит от развития речи.

Развитие воображения представляется как движение от наглядного образа к понятию и через него уже к новому образу. Уровень развития фантазии напрямую связан с уровнем актуального развития мышления и речи воспитанника. Ведь и то и другое, является главнейшим условием формирования представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в разнообразных видах детской деятельности. Впервые зачатки воображения проявляются в возрасте 2-2, 5 лет.

У ребенка 4 — 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно — ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов — представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, «проигрывать»их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.

Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней так же является воображение.

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей, но оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей.

В. П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованны, дети не очень уверены в себе.

Отечественные ученые (С. П. Кондрашов, С. В. Дьякова, О. М. Дьяченко, В. П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

  1. снижение мотивации в деятельности;
  2. снижение познавательных интересов;
  3. бедный запас общих сведений об окружающем мире;
  4. отсутствие целенаправленности в деятельности;
  5. несформированность операционных компонентов;
  6. сложность в создании воображаемой ситуации;
  7. недостаточную точность предметных образов — представлений;
  8. непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
  9. недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Таким образом, для воображения детей с нарушениями речи характерны сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточные точности предметных образов — представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами. Воображение детей с нарушениями речи несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Уровень развития воображения у таких детей недостаточный, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования

Методическая работа в ДОУ:
| | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |

Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья



Инклюзивное образование рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Общество должно быть готовым принять и помочь данной группе детей.

Очень важно, чтоб каждый ребенок мог, обучаться и развиваться Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве, это касается разных категорий учащихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения, эти нарушения создают определенные трудности в представлениях об окружающем мире, тяжести социализации, что отрицательно сказывается на развитии воображения. В свою очередь слабое воображение, препятствует развитию психических процессов, к развитию познавательной деятельности, а также отрицательно влияет на формировании эмоций и личностных интересов в целом.

ЛС. Выготский считал, что дети с задержкой речевого развития оказываются отсталыми и в развитии своего воображения. Дети с ЗПР оказываются детьми с чрезвычайной бедностью, скудностью воображения

Рассматривая в онтогенезе этапы развития воображения, Л. С. Выготский подчеркивал, что воображение и способность к нему не от рождения.

Способность к воображению появляется у детей по мере приобретения опята, знаний и совершенствования всех психических функций.

Если проанализировать работы (В. И. Лубовской, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.) по изучению воображения детей с отклонениями в развитии, то мы заметим, что воображение у таких детей формируется по тем же законам развития психики, что и у детей с нормальным развитием.

Изучению различных форм воображения у глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста посвящены труды Г. Л. Выгодской (1975), М. Ю. Pay (1963), М. М. Нудельмана (1971,1978 и др.).

Необходимо сначала понять, кто же такие глухие и слабослышащие, и в чем особенности их психических процессов, чтобы понять особенности их воображения. Потеря слуха лишает человека не только важного источника информации и, но и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития.

Воображение детей с нарушением зрения изучали В. Зайкаускас (1983), А. Г. Литвак (1985), В. М. Сорокин (1987).

Узость круга, недостаточная обобщенность, флегментарность у детей нарушением зрения не могут не сказаться на развитии способности к воображению.

Психологи, изучавшие сновидения слепых отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом компенсаторные функций.

Особенности воображения детей с задержкой психического развития (ЗПР) стали темой исследований H. A. Цыпиной (1982), С. К. Сиволапова (1984), Е. А. Екжановой (1989), Е. С. Слепович (1990), Е. А. Медведевой (1997) и У. В. Ульенковой (1983).

У детей с ЗПР развитие воображения происходит в своеобразном порядке, так как у них наблюдаются торможение формирования личностных качеств и трудности с восприятием и усвоением информации.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутетского, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономорева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., во введении цифры убрать воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной процесса. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей различных возрастов, недостаточно разработаны. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с ОНР, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов.

Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.

Вопросами изучения развития творческого воображения занимались отечественные ученые: Л. С. Выготский, К. Н. Коринилов, С. Л. Рубинштейн, В. С. Мухина, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, а так же зарубежные ученые Дж. Гилфорд, Т. Рибо, Е. Торренс, Ж.Пиаже, Э.Фромм и д. р.

Воображение ифантазия — это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение — это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение — это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство — это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

– До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

– В 4–5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

– В 6–7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности.

Творческое воображение — воображение, которое отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность..

Можно сделать вывод о необходимости развития воображения детей с ОВЗ, как залога его успешной социализации, а также творческой и учебной деятельности.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью формирования воображения детей с ОВЗ дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию творческого воображения у детей данной возрастной категории.

В целях практического изучения указанной проблемы мы провели экспериментальное исследование на базе МБДОК «Детский сад № 179» городского округа Самара. В исследовании приняли участие 7 воспитанников с ОВЗ 6–7 лет, со сходным диагнозом ЗПР

Для выявления исходного уровня развития творческого воображения детей данной категории, мы использовали следующие методики: «Неполные фигуры» (Е.Торренс), «Чего на свете не бывает» (О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса), «Развиваем воображение» (Л. А. Венгер).

Анализируя полученные данные всех методик, мы определили уровневый показатель развития творческого воображения дошкольников:

– 0 % т. е. в данной группе не имеется детей с высоким уровнем развития творческого воображения;

– 14,2 % (1 человек) имеют средний уровень развития творческих способностей;

– 85,8 % детей (6 человек) показали низкий уровень развития творческих способностей.

По результатам проведенной диагностики видно, что уровень развития творческого воображения низкий, проблема развития воображения у детей с ОВЗ актуальна.

Рисование — это, прежде всего, одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Рисование помогает лучше узнать ребёнка, даёт возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребёнка думать и рассуждать.

Для проверки эффективности воздействий, было проведено контрольное обследование воспитанников

Мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

По итогам суммарного балла мы определили уровневый показатель творчества дошкольников, принявших участие в эксперименте.

Если на констатирующем этапе, на высоком уровне развития творчества детей было 0 %, то на контрольном этапе выявлено 1 человек (14.2 %). На среднем уровне развития творческого воображения, на констатирующем этапе было 1 человек (14.2 %), стало 3 человека (42.9 %). На низком уровне развития творчества было 7 человек (87,5 %), на контрольном же этапе выявлено 3 ребенка (42.9 %).

Это означает, что работа по развитию воображения у детей проводимая нами, эффективно повлияла на развитие творческого воображения детей с ОВЗ, что нашло подтверждение нашей гипотезы.

Литература:

  1. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. — 2001. — № 1(49)- с.14.
  2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. — М — 1995.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М — 1991.
  4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Наука. — 1960. — 340 с.
  5. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. — М., 1985

Основные термины (генерируются автоматически): творческое воображение, ребенок, воображение, уровень развития, ограниченная возможность здоровья, развитие, развитие воображения, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, условное изображение.

Что такое воображение ребенка?

4 минуты

Последнее обновление: 24 марта 2018 г.

Если есть что-то, в чем дети преуспевают, так это их способность воображать и создавать свои собственные миры. В этой статье мы рассмотрим различные этапы детского воображения и способы его стимулирования.

Фантазия и интуиция — главные качества наших самых маленьких. Воображение является частью повседневной деятельности ребенка.

Воображение — самое распространенное качество у детей — это их способ общения с окружающим миром.

Какой бы ни была реальность ребенка, у него всегда будет собственное восприятие. Место, где воображение берет их за руку, чтобы провести через множество впечатлений.

Здесь мы откроем для себя все, что заключает в себе удивительную вселенную детского воображения.

Что такое детское воображение?

Странное и абстрактное — вот что включает в себя определение этого слова. Почему? Потому что воображение — это концепция, в которой не существует границ и логики.

Он проистекает из детских порывов и постоянной потребности расширять свой космос… выходя за пределы известного, увиденного и испытанного.

Воображение ребенка достигает своего пика, когда он создает оригинальные и остроумные идеи,  также известные как «нестандартное мышление».

Характеристика детского воображения

Воображение состоит из двух факторов. Один внешний (окружение ребенка), а другой внутренний (их впечатление о мире).

Эти два фактора развиваются по мере того, как ребенок приобретает знания. Они также помогают детям учиться и устанавливать отношения.

Вот почему мы можем наблюдать за работой их воображения, когда они играют, рассказывают истории, едят или одеваются . Их восприятие и субъективность являются одними из самых замечательных характеристик их воображения.

Фантазия и воображение

Между ними есть разница. Как мы уже говорили ранее, воображение возникает в результате восприятия и переосмысления реальности. Фантазия же возникает из воображаемой функции мысли.

Следовательно, это не связано с их окружением. Хотя и фантазия, и воображение связаны между собой, нам важно различать их, поскольку они развиваются на разных этапах детства.

Воображение еще присутствует (хотя и не так явно) в жизни подростка, однако в детстве фантазия исчезает несколько раньше. Вот почему так важно, чтобы дети радовались своим ранним годам.

Развитие воображения ребенка

Мозг ребенка очень сложен, так как все связи, которые будут определять всю оставшуюся жизнь, находятся в стадии формирования. Часто используемые соединения останутся, а другие постепенно исчезнут.

Вот почему многие исследования указывают на важность первых трех лет жизни ребенка. Это идеальное время, чтобы «обусловить» множество различных переживаний в детстве.

Рекомендуются такие занятия, как прослушивание музыки на разных языках, чтение, игра, ходьба или любая другая деятельность, которая будет способствовать развитию связности мозга. Эта стимуляция, в свою очередь, поможет развить их воображение.

Довольно сложно определить, как развивается воображение у младенцев. Воображение начинает развиваться, когда мы показываем им сценарии, в которых они могут осознать себя главными героями.

Например, это может быть, когда родитель или учитель использует фантазию, чтобы рассказывать истории. Это поможет укрепить их мозг для создания «воображаемых связей».

Воображение у детей от 1 до 3 лет

Воображение у детей этого возраста в значительной степени основано на подражании. Поэтому их первым опытом воображения будет подражание тому, что происходит вокруг них.

Когда ваша собака лает, она тоже хочет лаять. Такое подражание помогает им развивать воображение.

Воображение дошкольников

На этом этапе в их играх начинают проявляться архетипических паттернов . Например, некоторые дети будут играть в дом, кормить, купать и заботиться о своих куклах, как если бы они были младенцами.

Воображение у детей младшего школьного возраста

На этом этапе их инстинкт общения открывает двери для групповой игры. Таким образом, дети могут представить вместе. Любопытство к новым впечатлениям — их главный двигатель.

Воображение школьников не сосредоточено на подражании, поскольку теперь они могут фантазировать с большей смелостью. Их воображение на этом этапе будет более абстрактным.

Воображение у аутичных детей

Одной из основных характеристик аутизма является сопротивление обучению. В результате аутичные дети избегают реальности, ежедневно живя в воображаемом мире.

Способ воображения аутичных детей намного сложнее. Это также менее очевидно, поскольку в некоторых случаях им не хватает языковых и моторных навыков.

Их воображение может быть совершенно другим, поскольку оно проистекает из логики и разума. То, как они представляют себе, до сих пор изучается нейробиологами.

Как развивать воображение ребенка?
  1. Научите своего ребенка быть самим собой.
  2. Позвольте им исследовать свои способности.
  3. Научите их открывать новые вещи.
  4. Используйте игры, чтобы стимулировать их воображение.

Отсутствие воображения

Потеря уверенности в себе, отсутствие поощрения и строгих правил дома или в школе могут привести к фатальной потере воображения ребенка.

Родитель также может уменьшить воображение ребенка, если он постоянно осуждает свои творения или если он не дает им свободу творить без логики.

Чтобы этого избежать, важно, чтобы дети открыли для себя. Предоставьте им свободу выбора того, что им нравится и в чем они чувствуют себя комфортно.

Это поможет им обрести уверенность в себе и, в конечном счете, даст волю их воображению.

Что воображение и творчество могут сделать для ваших детей IvyPrep

Самое веселое времяпрепровождение с детьми основано на воображении. Вы наверняка слышали о воображаемых друзьях. Возможно, у вас даже была пара, когда вы были ребенком. Это был акт использования вашего воображения и творчества! Когда ваши малыши подрастут, они покажут вам, как они могут использовать свое собственное воображение. Вы обнаружите, что есть несколько замечательных аспектов в том, как ваши малыши проявляют свои творческие способности. Но в чем именно заключается важность воображения? Почему мы часто видим детей, использующих свои творческие способности? Как вы, как родитель, можете развивать и развивать воображение и творческие способности вашего ребенка здоровым и полезным способом?

Воображение определяется как способность ума мыслить творчески. Итак, сразу видно, что воображение и творчество взаимосвязаны. Образное мышление ребенка весьма интригующе. Это то, что позволяет вашему ребенку получить максимальную отдачу от игры. Это то, что дает ему или ей возможность проявить творческий подход. Воображение также можно рассматривать как способность формировать мысленный образ чего-то, чего вы никогда раньше не испытывали. Это действие по формированию мысленных образов вещей, которые вы даже никогда не видели. Воображение и творчество — это способы, которыми мы в основном создаем для себя новый опыт.

Вы можете увидеть эти два элемента детского развития в действии во время обычной повседневной детской игры. Подумайте о куклах и игрушках, с которыми играют ваши дети. Подумайте об играх с переодеванием, ролевых играх, чаепитиях и так далее. Когда ваши дети участвуют в этих видах деятельности, они вовлекаются в идею создания нового опыта для себя. Они никогда не водили грузовик и не кормили ребенка. Тем не менее, даже в юном возрасте они используют свои ресурсы и собственное творчество, чтобы сформировать новый способ взаимодействия со своим миром. Такими простыми случаями ваши дети показывают вам, насколько поразительно их воображение!

Рост и развитие ребенка

Давайте немного поговорим о том, почему воображение и творчество являются важными составляющими развития вашего ребенка. Во-первых, наличие чувства воображения отлично подходит для когнитивного развития. По мере того, как ваш ребенок растет и учится, вы увидите, как он или она начнет использовать свои знания для решения проблем. Если человек способен мыслить творчески, более вероятно, что он сможет критически мыслить о ситуации. Дети экспериментируют с решениями своих проблем, используя свою творческую познавательную деятельность.

Воображение также может помочь вашим детям в социальном развитии. Это позволяет им лучше взаимодействовать и общаться со своими сверстниками. Когда дети могут использовать свое воображение, они могут хорошо работать с другими малышами. Они будут вместе придумывать игры, придумывать занятия и лучше понимать друг друга.

Приготовьте Айви и ваши творческие дети!

Здесь, в Ivy Prep Early Learning Academy, мы активно вовлекаем детей в творческие и творческие занятия. Мы знаем, какую роль эти две характеристики играют в росте и развитии вашего ребенка. Наша цель — вдохновлять и побуждать каждого ребенка в наших учреждениях к прогрессу в этих областях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *