Основные стороны процесса общения: Стороны общения в психологии

Основные стороны процесса общения: Стороны общения в психологии

Содержание

Основные стороны процесса общения

Основные  стороны процесса общения и их характеристика

  • Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
  • общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Учитывая сложность  общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Я предлагаю характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.

е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми

Общение, как обмен информацией (коммуникативная  сторона общения)

Сам процесс  коммуникации понимается как процесс  обмена информации, т. е. во время совместнойдеятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки  зрения теории информации фиксируется  лишь формальная сторона дела: как  информация передаётся, в то время  как в условиях человеческого  общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

При описании коммуникативной  стороны общения надо выявить  специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место  в случае коммуникации между двумя  людьми:

1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своем партнёре.

Направляя ему информацию необходимо ориентироваться на него, т.е. анализировать его цели, мотивы и т.д., «обращаться» к нему.

По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся  при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Обмен информации  сводится к тому, что посредством  системы знаков партнёры могут  повлиять друг на друга, 

следовательно,  обмен информации предполагает  воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния  участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое  здесь возникает, есть не что  иное, как психологическое воздействие  одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное  влияние как результат обмена  информацией возможно лишь тогда,  когда «все говорят на одном  языке», так как всякий обмен  информацией возможен лишь при  условии, что знаки и, главное,  закрепленные за ними значения  известны всем участникам 

коммуникативного  процесса. Только принятие единой  системы значений обеспечивает  возможность партнеров понимать  друг друга. Мысль никогда не  равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.

4. В условиях  человеческой коммуникации могут  возникать совершенно специфические  коммуникативные барьеры. Они  могут возникать из-за отсутствия  понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают  различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

При построении типологии коммуникативных процессов  целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». Этот термин позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемником информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множество вероятных адресатов  

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть

активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.

1.2. Средства коммуникации. Речь

Передача любой  информации возможна лишь посредством  знаков, точнее знаковых систем.

Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить  классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо  рассмотреть в отдельности.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

Вообще относительно использования речи как некоторой  значковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации — понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете — понимания, познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации.

Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.

Совокупность  определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г.

Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

  • Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор
  • Что? (передается) — Сообщение (текст)
  • Как? (осуществляется передача) — Канал
  • Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
  • С каким эффектом? — Эффективность

По поводу каждого  элемента этой схемы предпринято  много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны  характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты ‘в подтверждение этой точки зрения; отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Рассмотренная схема играет определенную положительную  роль при познании способов и средств  воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включен в более сложное явление — общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние люлеи друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем.

1.3. Невербальная  коммуникация   

Другой вид  коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Основные стороны общения (перцепция, коммуникация, интеракция).

  1. Главная страница 🏠
  2. 📚 Библиотека
  3. 👉 Деловое общение 👈
  4. Деловое общение. Шпаргалки.
  5. Основные стороны общения (перцепция, коммуникация, интеракция).

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

  • Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
  • Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
  • Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Близкая классификация предлагается в работах Бориса Федоровича Ломова:

  • информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема и передачи информации,
  • регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности,
  • аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Основные стороны общения (перцепция, коммуникация, интеракция).

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Основные стороны общения (перцепция, коммуникация, интеракция).

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Основные стороны общения (перцепция, коммуникация, интеракция).

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Материалы 2
  • Меню

Психология и труд. Значение  общения в жизни и деятельности человека.
Основные стороны общения (перцепция, коммуникация, интеракция).
Этические принципы и нормы делового общения.

Характеристики человека как субъекта общения.
Основные закономерности межличностной перцепции.
Механизмы взаимопонимания в процессе общения (идентификация, рефлексия, эмпатия). Каузальная атрибуция.

Общение как коммуникация. Элементы коммуникативного процесса.
Организационные коммуникации.
Документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности.

Материалы по теме:

В чем сущность коммуникативной, перцептивной, интерактивной сторон общения? Шпаргалка

Характеристика основных сторон общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной Шпаргалка

Добавить в избранное (необходима авторизация)

📖 Особенности коммуникативной стороны общения, Коммуникативная сторона общения, Глава 2. Психология общения. Диагностика способности к общению. Батаршев А. В. Страница 5. Читать онлайн


Особенности коммуникативной стороны общения

Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т. е. знаков. Коммуникатор (передающий информацию) сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации другими людьми (реципиентами). Передается информация коммуникатором средствами вербальной или невербальной информации. Реципиент (принимающий информацию) для осмысленного восприятия информации декодирует ее.

Для того чтобы обеспечить возможность партнерам по переговорам понимать друг друга, должна быть выработана единая система значений знаковых систем, разработан тезаурус понятий, позволяющий индивидам по общению правильно ориентироваться в определенной области знаний. В процессе общения коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент — коммуникатором. Так организуется диалоговое общение. Казалось бы — заманчиво весь процесс человеческой коммуникации описать в терминах теории информации. Однако, как отмечает Г. М. Андреева [7, с.  84–86], такой подход нельзя назвать корректным, так как в нем опускаются некоторые важные характеристики человеческой коммуникации. Эти характеристики сводятся к следующему.

1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности.

2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В чисто информационных целях, основанных на теории информации, ничего этого не происходит.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыденной речи «все должны изъясняться на одном языке». Но даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.

4. В условиях человеческой коммуникации периодически возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т. д.).

Ранее говорилось о том, что любая информация передается посредством знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную информацию. Последняя делится еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.

Следует еще раз подчеркнуть — речь становится универсальным средством общения при условии включения ее в систему деятельности, которая, в свою очередь, предполагает употребление одновременно других, неречевых знаковых систем.

Вербальная коммуникация

В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает человеческая речь, т. е. естественный звуковой язык.

Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика — это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка. Синтаксис — это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Речь, таким образом, – это язык в действии, форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления. Действительно, в мышлении речь проявляется в форме внутреннего прогова-ривания слов про себя. Мышление и речь не отделимы друг от друга. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит тогда, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений людей.

Речь выполняет две основные функции — сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Слово дает возможность анализировать предметы, вещи, выделять существенные и второстепенные признаки их. Овладевая словом, человек автоматически осваивает сложные системы связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Способность анализировать предметы и явления объективного мира, выделять в них существенное, главное и второстепенное, относить эти предметы и явления к определенным категориям (т.  е. классифицировать их) является непременным условием при определении значения слова. Составленный на этой основе словарь, охватывающий термины-понятия какой-либо специальной сферы деятельности, называется тезаурусом.

Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и средствах воздействия. Речь не сводится лишь к совокупности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и т. п.). Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в размашистости почерка и силе нажима, угле его наклона, направлении строк, форме заглавных букв и т. п.). Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента.

Виды вербальной коммуникации. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно — к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами).

К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дак-тильная речь. Это — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Точность понимания слушающим смысла высказывания говорящего зависит от обратной связи. Такая обратная связь устанавливается, когда коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами. Реципиент своим высказыванием дает понять, как он понял смысл принятой информации. Таким образом, диалоговая речь представляет своего рода последовательную смену коммуникативных ролей общающихся, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Монологическая же речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других. Для нее требуется предварительная подготовка. Это обычно развернутая, подготовительная речь (например, доклад, лекция и т. п.).

Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой поставленных перед собой задач. Важность коммуникации, например в управлении, переоценить невозможно. Однако здесь, как было показано выше, надо преследовать и цель обеспечения правильного понимания передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать — составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Следовательно, чтобы овладеть нерефлексивным слушанием, надо научиться внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл высказываний, уловить, что стоит за словами.

Авторы учебного пособия «Советы психолога менеджеру» [65, с. 80–81] определили пять ситуаций, при которых целесообразно применять нерефлексивное слушание. Эти ситуации приведены ниже.

1. Собеседник горит желанием выразить свое отношение к чему-то, хочет высказать свою точку зрения.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Если человек обеспокоен, обижен чем-то или испытывает другие отрицательные эмоции, стоит предоставить ему возможность высказаться и выразить свои чувства, почти не вмешиваясь в его речь. Это снимает напряжение и способствует установлению нормального двухстороннего контакта. Простая возможность высказать накопившееся приносит говорящему эмоциональное облегчение, а слушающему помогает понять причины его поступков и переживаний.

3. Собеседнику трудно выразить, облечь в слова то, что его волнует, о чем он хочет рассказать. Минимальное вмешательство в разговор облегчает самовыражение говорящего. Ненужное же вмешательство в речь собеседника и субъективные замечания часто препятствуют установлению взаимопонимания.

4. Приемы нерефлексивного слушания оказываются полезными при беседах с застенчивыми, неуверенными в себе людьми, которым легче «общаться с вещами, чем с себе подобными».

5. Эффективно нерефлексивное слушание во время собеседования при приеме на работу, когда о претенденте хотят узнать как можно больше. Можно задать вопрос: «Что в этой работе привлекает вас больше всего?» или «Почему вы желаете работать именно у нас?» и дать человеку свободно высказаться, не направляя ход его мыслей вопросами и комментариями. Это также полезно при деловых и коммерческих переговорах, когда краткий диалог должен обеспечить точное взаимопонимание. Минимальное вмешательство в речь собеседника помогает опытному слушателю лучше понять говорящего — его истинные чувства, цели и намерения. А собеседнику эти приемы показывают, что им действительно интересуются.

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажение информации в процессе общения, точнее понять смысл, содержание высказываний. Следует иметь в виду, что многие слова многозначны и могут пониматься разными людьми по-разному. Значение слова зависит от ситуации, от контекста, в котором оно используется. Иногда говорящий вкладывает один смысл в высказывание, а слушающий истолковывает его по-другому. Людям нередко трудно прямо и открыто высказать свое мнение. Боязнь быть неправильно понятым, казаться глупым или смешным, столкнуться с неодобрением, осуждением заставляет предпринимать обходной маневр, нагромождать слова, скрывая истинные мотивы. В упомянутом выше учебном пособии [65, с. 83–85] приводятся четыре основных приема рефлексивного слушания. Эти приемы обычно применяются комплексно.

Выяснение. Это прямое обращение к говорящему за уточнениями. Чтобы получить дополнительные сведения или прояснить смысл отдельных высказываний, можно попросить, например: «Пожалуйста, уточните это». Если необходимо понять суть того, о чем говорит собеседник, можно спросить: «В этом ли заключается проблема, как вы ее понимаете?» Подобные вопросы способствуют лучшему пониманию.

Отражение чувств. Здесь основное внимание уделяется не содержанию сообщений, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его высказываний. Конечно, как правило, чувства соответствуют содержанию, но иногда не соответствуют ему. Это важно понять. Отражение чувств говорящего помогает и ему самому точнее осознать свое эмоциональное состояние.

Ответ или эмоциональная реакция на чувства других очень важны для взаимопонимания. Эффективность общения зависит не только от его содержательной, но и от эмоциональной стороны. Возникновение же и проявление эмоций всегда связаны с тем, что особенно значимо для человека. Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией, устанавливаемой дистанцией с партнером по общению, т. е. необходимо пользоваться невербальными средствами общения. Необходимо попытаться представить себя на месте говорящего, т. е. использовать такой механизм межличностного восприятия, как эм-патия.

Резюмирование высказывания подытоживает мысли и чувства говорящего. Этот прием целесообразно применять при продолжительных беседах. Обобщающие фразы дают слушающему уверенность в точном восприятии сообщения и одновременно помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Резюме следует формулировать своими словами, используя вступительные фразы, например такие: «Вашими основными идеями, как я понял, являются… Если подвести итог сказанному, то… Итак, вы считаете, что…»

Резюмирование особенно полезно в ситуациях, где необходимо принимать решения (при урегулировании конфликтов, обсуждении разногласий, рассмотрении претензий и т.  п., а также при групповых беседах).

Перефразировать — значит сформулировать ту же мысль иначе. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.

Перефразирование полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной. Перефразирование можно начать словами: «Если я вас правильно понял…», «Другими словами, вы считаете…», «Вы думаете…» Перефразировать целесообразно только существенные, главные мысли сообщения. При перефразировании нас интересуют именно смысл и идеи, а не установки и чувства собеседника. Слушающий обязательно должен выразить чужую мысль своими собственными словами. Буквальное повторение слов собеседника может поставить его в тупик. Перефразирование показывает говорящему, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то помогает своевременно исправить это.

Ниже приводится тест для самопроверки навыков слушания.

УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ[1]

Инструкция

Отметьте крестиками номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.

4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.

5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.

10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

12.  Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты.

22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.

24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Обработка результатов тестирования

Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа.

Если она колеблется в пределах от 70 до 100 % (18 и более утверждений) – вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

Если она колеблется в пределах 40–70 % (10–17 утверждений) – вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

Если отмеченные ситуации колеблются в пределах 10–40 % (49 утверждений) – вас можно считать хорошим собеседником, но иногда вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторить, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

Если вы набрали 0-10 % (до трех высказываний) – вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Невербальная коммуникация

Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации можно разделить на кинестетику, пара– и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

Кинестетика — это один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики различных частей тела человеческого организма. Если мы имеем в виду в основном руки, то это — жестикуляция (язык жестов). Если мы имеем в виду мускулы лица, то это — мимика. Если же позы человека, то это — пантомимика (язык тела).

Некоторые авторы данный вид невербальной информации называют оптико-кинетической системой знаков (В. А. Лабунская, 1986; Г. М. Андреева, 1996 и др.). На наш взгляд, такое название одного из главных видов невербальной коммуникации не корректно. Ведь слово «кинетика» относится к разделам механики и физики. Кинетический значит относящийся к движению механических частей (механика), к энергии механического движения (физика). Считаем, что более правильным данный вид невербальной коммуникации следует называть именно кинестетикой, так как в основу этого слова заложено понятие, «кинестезическое ощущение» — ощущение движений, положений частей собственного тела индивида и прилагаемых мышечных усилий. Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности — кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной.

Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Однако следует иметь в виду, что употребление одних и тех же кинестетических приемов (жестов, поз, выражений лица и т. п.) в разных народных культурах может иметь различное толкование. К примеру, V-образ-ный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа!» — неважно, повернута ли ладонь к себе или к зрителю. Но вот в Англии и Австралии этот знак приобретает различную интерпретацию в зависимости от того, какой стороной кисть руки говорящего повернута к себе. Если кисть руки (ладонь) повернута тыльной стороной к говорящему, то это означает «Победа!», если же кисть руки повернута ладонью к говорящему (тыльной стороной ладони к зрителю), то этот жест приобретает оскорбительное выражение «заткнись». Таких примеров различного толкования определенных жестов в разных национальных культурах можно привести множество. Правомерна русская пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

Паралингвистика — это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.).

Экстралингвистика — это система, определяющая темп речи и включающая «добавки» к вербальной информации (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех и т.  п.).

Проксемика — это область пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют: интимная зона — 15–46 см; личная зона — 46-120 см; социальная зона — 1,2–3,6 м; общественная зона — более 3,6 м.

Визуальное общение (контакт глаз) представляет собой систему невербальной информации на основе движений глаз. Изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, его избегание и т. п. Данный вид общения является дополнением к вербальной коммуникации (сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или необходимость прекратить ее, поощряет партнера на продолжение диалога и т. д.). Изучение этого вида коммуникации представляет несомненный интерес для медицинского персонала, педагогов, практических психологов, предпринимателей, имеющих отношение к проблемам руководства.

Уже краткое знакомство с системами невербальной коммуникации показывает, что эти системы обладают способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и выявлять такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерения его участников.

К особому виду невербальной коммуникации следует отнести ми-мико-жестовую речь. Это форма общения глухих людей. Представляет собой сочетание естественных и условных жестов и мимики. Впрочем, отнесение этого вида коммуникации к невербальной чисто условно. Он с таким же успехом может быть отнесен и к вербальной коммуникации. Ведь фактически это — речь. Мимико-жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, и на своеобразном синтаксисе (в предложениях сначала обозначается предмет, потом — его качества; действие обозначается после объекта, на которое оно направлено; отрицание следует за глаголом и т. д.).

Описанные выше приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимой людям для организации совместной деятельности.

Коммуникационный процесс

Коммуникационный процесс

Автор: Ник Санчес

Коммуникацию лучше всего можно описать как передачу сообщения от отправителя получателю в понятной форме. Важность эффективного общение безмерно в мире бизнеса и в личной жизни. Из с точки зрения бизнеса, эффективная коммуникация является абсолютной необходимостью, потому что она обычно учитывает разницу между успехом и неудачей или прибылью и убытком. Оно стало ясно, что эффективное деловое общение имеет решающее значение для успешной работы современное предприятие. Каждый деловой человек должен понимать основы эффективное общение.

В настоящее время компании в США и за рубежом работают над осуществление всеобщего управления качеством. Эффективное общение является наиболее важным компонент общего управления качеством. Способ, которым люди воспринимают и говорить друг с другом на работе о различных проблемах является основным фактором, определяющим бизнес успех. Доказано, что плохая коммуникация снижает качество, ослабляет производительности и в конечном итоге приводит к гневу и отсутствию доверия между людьми в организация.

Процесс общения — это руководство к эффективному общению. Именно через процесс коммуникации происходит разделение общего значения между имеет место отправитель и получатель. Лица, которые следят за общением процесс будет иметь возможность стать более продуктивным во всех аспектах их профессия. Эффективное общение ведет к пониманию.

Процесс коммуникации состоит из четырех ключевых компонентов. Те компоненты включают кодирование, среду передачи, декодирование и обратную связь. Там также два других фактора в процессе, и эти два фактора присутствуют в форме отправитель и получатель. Процесс коммуникации начинается с отправителя и заканчивается с приемником.

Отправитель — физическое лицо, группа или организация, которые инициируют коммуникация. Этот источник изначально отвечает за успех сообщения. опыт отправителя, отношение, знания, навыки, восприятие и культура влияют на сообщение. «Выбранные письменные слова, произносимые слова и невербальный язык имеет первостепенное значение для обеспечения того, чтобы получатель интерпретировал сообщение так, как задумал отправитель». (Бернетт и Доллар, 19 лет)89). Все общение начинается с отправителя.

Первый шаг, с которым сталкивается отправитель, включает процесс кодирования. Чтобы передать смысл, отправитель должен начать кодирование, то есть перевод информации в сообщение в виде символов, которые представляют идеи или концепции. Этот процесс переводит идеи или концепции в закодированное сообщение, которое будет передано. символы могут принимать различные формы, такие как языки, слова или жесты. Эти символы используются для кодирования идей в сообщения, понятные другим.

При кодировании сообщения отправитель должен начать с решения, чего он хочет. передавать. Это решение отправителя основано на том, что он/она думает о знания и предположения получателя, а также какую дополнительную информацию он/она хочет, чтобы получатель имел. Отправителю важно использовать знакомые символы к предполагаемому получателю. Хороший способ для отправителя улучшить кодирование своего сообщения: мысленно визуализировать сообщение с точки зрения получателя.

Чтобы начать передачу сообщения, отправитель использует какой-то канал (также называется средой). Канал — это средство, используемое для передачи сообщения. Большинство каналов бывают устными или письменными, но в настоящее время визуальные каналы становятся все более распространенными, поскольку технология расширяется. Общие каналы включают телефон и различные письменные формы, такие как записки, письма и отчеты. Эффективность различных каналов колеблется в зависимости от особенностей общения. Например, когда необходима немедленная обратная связь, устные каналы коммуникации более эффективны, потому что любые неясности могут быть прояснены на месте. В ситуации, когда сообщение должно быть доставляется более чем небольшой группе людей, письменные каналы часто более эффективны. Хотя во многих случаях следует использовать как устные, так и письменные каналы, поскольку дополняет другой.

Если отправитель ретранслирует сообщение по неподходящему каналу, его сообщение может не достичь нужных приемников. Вот почему отправители должны помнить, что выбор соответствующий канал значительно поможет в эффективности понимания получателя. Решение отправителя использовать либо устный, либо письменный канал для сообщения сообщение зависит от нескольких факторов. Отправитель должен задать себе разные вопросы, чтобы они могли выбрать соответствующий канал. Сообщение срочное? Является нужна немедленная обратная связь? Требуется ли документация или постоянная запись? Это содержание сложное, противоречивое или личное? Сообщение отправляется кому-то внутри или вне организации? Какими навыками устной и письменной речи владеет получатель владеть? Как только отправитель ответит на все эти вопросы, он сможет выбрать эффективный канал.

После выбора соответствующего канала или каналов сообщение попадает в этап декодирования коммуникативного процесса. Декодирование осуществляется приемником. Как только сообщение получено и изучено, стимул отправляется в мозг для интерпретации, чтобы придать ей какой-то смысл. Именно на этом этапе обработки представляет собой декодирование. Получатель начинает интерпретировать символы, посланные отправителем, переводя сообщение в свой собственный набор переживаний, чтобы сделать символы осмысленный. Успешная коммуникация имеет место, когда получатель правильно интерпретирует сообщение отправителя.

Получатель — лицо или лица, которым адресовано сообщение. степень, в которой этот человек понимает сообщение, будет зависеть от ряда факторов, которые включают следующее: насколько человек или люди знают о тему, их восприимчивость к сообщению, а также отношения и доверие, которые существуют между отправитель и получатель. На все интерпретации получателя влияет его опыт, отношения, знания, навыки, восприятие и культура. Это похоже на отправителя связь с кодировкой.

Обратная связь является последним звеном в цепи процесса коммуникации. После получив сообщение, получатель каким-то образом отвечает и сигнализирует об этом ответе на отправитель. Сигнал может принимать форму устного комментария, протяжного вздоха, письменного сообщение, улыбку или какое-либо другое действие. «Даже отсутствие реакции в некотором смысле является формой ответ» (Bovee & Thill, 1992). Без обратной связи отправитель не может подтвердить, что получатель правильно интерпретировал сообщение.

Обратная связь является ключевым компонентом процесса коммуникации, поскольку она позволяет отправителю для оценки эффективности сообщения. В конечном итоге обратная связь обеспечивает возможность для отправителя предпринять корректирующие действия, чтобы прояснить неправильно понятое сообщение. «Обратная связь играет важную роль, указывая на значительные коммуникативные барьеры: различия в происхождении, разные толкования слов и разные эмоциональные реакции» (Bovee & Thill, 1992).

Процесс коммуникации — идеальное руководство для достижения эффективного коммуникация. При правильном выполнении процесс обычно может гарантировать, что отправитель сообщение будет понято получателем. Хотя процесс общения кажется просто, это не так по существу. Определенные барьеры возникают на протяжении всего процесса. Эти барьеры являются факторами, оказывающими негативное влияние на процесс коммуникации. Некоторые распространенные барьеры включают использование неподходящей среды (канала), неправильный грамматика, подстрекательские слова, слова, конфликтующие с языком тела, и технические жаргон. Шум также является еще одним распространенным барьером. Шум может возникать на любом этапе процесс. По сути, шум — это все, что искажает сообщение, мешая процесс общения. Шум может принимать разные формы, включая радио, играющее в фон, другой человек, пытающийся вмешаться в ваш разговор, и любые другие отвлекающие факторы которые мешают получателю обращать внимание.

Успешная и эффективная коммуникация внутри организации проистекает из осуществление коммуникативного процесса. Все члены организации будут улучшить свои коммуникативные навыки, если они будут следить за процессом общения и оставаться подальше от различных барьеров. Доказано, что люди, понимающие коммуникативный процесс превратится в более эффективных коммуникаторов и эффективных коммуникаторы имеют больше возможностей для достижения успеха.

БИБЛИОГРАФИЯ

Бернетт, М.Дж., и Доллар, А. (1989). Деловое общение: стратегии Успех. Хьюстон, Техас: датчанин.

Иванцевич, Дж.М., Лоренци, П., Скиннер, С.Дж., и Кросби, П.Б. (1994). Управление: Качество и конкурентоспособность. Берр-Ридж, Иллинойс: Ирвин.

Гибсон, Дж. В., и Ходжеттс, Р. М. (1990). Деловое общение: навыки и Стратегии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Bovee, CL, & Thill, JV (1992). Деловое общение сегодня. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Берко Р.М., Волвин А.Д. и Кертис Р. (1986). Этот бизнес Общение. Дубюк, штат Ионо: WCB.

Райт, П. М., и Ноэ, Р.А., (1995). Управление организациями. Чикаго, Иллинойс: Ирвин.

1.2 Что такое общение? – Деловое общение для успеха

Цели обучения

  1. Дать определение общению и описать общение как процесс.
  2. Определите и опишите восемь основных компонентов общения.
  3. Определите и опишите две модели общения.

Было предложено множество теорий для описания, предсказания и понимания поведения и явлений, из которых состоит общение. Когда дело доходит до общения в бизнесе, мы часто меньше интересуемся теорией, чем тем, чтобы наше общение приносило желаемые результаты. Но для достижения результатов может быть полезно понять, что такое коммуникация и как она работает.

Определение общения

Корень слова «общение» на латыни — communicare , что означает «делиться» или «общаться» (Weekley, 1967). Коммуникация определяется как процесс понимания и обмена смыслом (Pearson & Nelson, 2000).

В центре нашего изучения общения находятся отношения, которые включают взаимодействие между участниками. Это определение хорошо служит нам, поскольку оно делает акцент на процессе, который мы подробно рассмотрим в этом тексте, на пути к пониманию и эффективному разделению чужой точки зрения.

Первое ключевое слово в этом определении — процесс. Процесс — это динамическая деятельность, которую трудно описать, поскольку она меняется (Pearson & Nelson, 2000). Представьте, что вы одни на кухне и думаете. Кто-то из ваших знакомых (скажем, ваша мать) входит на кухню, и вы коротко говорите. Что изменилось? Теперь представьте, что к вашей матери присоединяется кто-то еще, кто-то, кого вы раньше не встречали, и этот незнакомец внимательно слушает, пока вы говорите, почти как если бы вы произносили речь. Что изменилось? Ваша точка зрения может измениться, и вы можете более внимательно следить за своими словами. Обратная связь или ответ от вашей матери и незнакомца (которые, по сути, являются вашей аудиторией) могут заставить вас переоценить то, что вы говорите. Когда мы взаимодействуем, все эти и многие другие факторы влияют на процесс общения.

Второе ключевое слово — понимание: «Понимать — значит воспринимать, интерпретировать и связывать наше восприятие и интерпретацию с тем, что мы уже знаем». (McLean, 2003) Если друг рассказывает вам историю о падении с велосипеда, какой образ приходит ему на ум? Теперь ваш друг указывает в окно, и вы видите мотоцикл, лежащий на земле. Понимание слов и понятий или объектов, к которым они относятся, является важной частью процесса общения.

Далее идет обмен словами. Совместное использование означает выполнение чего-либо вместе с одним или несколькими людьми. Вы можете участвовать в совместной деятельности, например, при составлении отчета; или вы можете получить совместную пользу от ресурса, например, когда вы и несколько коллег делите пиццу. В общении обмен происходит, когда вы передаете мысли, чувства, идеи или идеи другим. Вы также можете поделиться с самим собой (процесс, называемый внутриличностным общением), когда вы доводите идеи до сознания, размышляете о том, как вы к чему-то относитесь, или придумываете решение проблемы и получаете классическое «Ага!» момент, когда что-то становится ясным.

Наконец, смысл — это то, что мы разделяем посредством общения. Слово «велосипед» представляет собой как велосипед, так и короткое название мотоцикла. Глядя на контекст, в котором используется слово, и задавая вопросы, мы можем обнаружить общее значение слова и понять сообщение.

Восемь основных компонентов коммуникации

Чтобы лучше понять процесс коммуникации, мы можем разбить его на восемь основных компонентов:

  1. Источник
  2. Сообщение
  3. Канал
  4. Ресивер
  5. Обратная связь
  6. Окружающая среда
  7. Контекст
  8. Помехи

Каждый из этих восьми компонентов выполняет неотъемлемую функцию в общем процессе. Давайте рассмотрим их один за другим.

Источник

Источник воображает, создает и отправляет сообщение. В ситуации публичного выступления источником является лицо, выступающее с речью. Он или она передает сообщение, делясь новой информацией с аудиторией. Говорящий также передает сообщение с помощью своего тона голоса, языка тела и выбора одежды. Говорящий начинает с определения сообщения — что сказать и как сказать. Второй шаг включает в себя кодирование сообщения путем выбора правильного порядка или идеальных слов для передачи предполагаемого значения. Третий шаг — представить или отправить информацию получателю или аудитории. Наконец, наблюдая за реакцией аудитории, источник понимает, насколько хорошо они восприняли сообщение, и отвечает разъяснениями или дополнительной информацией.

Сообщение

«Сообщение — это стимул или значение, создаваемое источником для получателя или аудитории». (McLean, 2005) Когда вы планируете выступить с речью или написать отчет, ваше сообщение может состоять только из выбранных вами слов, которые передают ваш смысл. Но это только начало. Слова объединены грамматикой и организацией. Вы можете сохранить самый важный пункт напоследок. Сообщение также состоит из того, как вы это говорите — в речи, с помощью вашего тона голоса, вашего языка тела и вашего внешнего вида, а в отчете — из вашего стиля письма, пунктуации, заголовков и форматирования, которые вы выбираете. Кроме того, частью сообщения может быть среда или контекст, в котором вы его представляете, а также шум, из-за которого ваше сообщение может быть трудно услышать или увидеть.

Представьте, например, что вы обращаетесь к большой аудитории торговых представителей и знаете, что сегодня вечером состоится игра World Series. Вашей аудитории может быть трудно успокоиться, но вы можете начать со слов: «Я понимаю, что сегодня вечером важная игра». Таким образом, вербально выражая то, что известно и интересует большинство людей в вашей аудитории, вы можете уловить и сосредоточить их внимание.

Канал

«Канал — это способ, которым сообщение или сообщения перемещаются между источником и получателем». (McLean, 2005) Например, подумайте о своем телевизоре. Сколько каналов у вас на телевизоре? Каждый канал занимает определенное место, даже в цифровом мире, в кабеле или в сигнале, который доносит сообщение каждого канала до вашего дома. Телевидение объединяет звуковой сигнал, который вы слышите, с визуальным сигналом, который вы видите. Вместе они передают сообщение получателю или аудитории. Выключите громкость на телевизоре. Вы все еще понимаете, что происходит? Много раз вы можете, потому что язык тела передает часть сообщения шоу. Теперь увеличьте громкость, но повернитесь так, чтобы не видеть телевизор. Вы все еще можете слышать диалоги и следить за сюжетной линией.

Точно так же, когда вы говорите или пишете, вы используете канал для передачи своего сообщения. Разговорные каналы включают личные разговоры, речи, телефонные разговоры и сообщения голосовой почты, радио, системы громкой связи и передачу голоса по Интернет-протоколу (VoIP). К письменным каналам относятся письма, меморандумы, заказы на покупку, счета-фактуры, газетные и журнальные статьи, блоги, электронная почта, текстовые сообщения, твиты и т. д.

Получатель

«Получатель получает сообщение от источника, анализируя и интерпретируя сообщение способами, как преднамеренными, так и непреднамеренными источником». (McLean, 2005) Чтобы лучше понять этот компонент, подумайте о приемнике в футбольной команде. Квотербек бросает мяч (сообщение) получателю, который должен видеть и интерпретировать, где ловить мяч. Квотербек может намереваться, чтобы получатель «поймал» его сообщение одним способом, но получатель может видеть вещи по-другому и вообще упускать из виду футбольный мяч (предполагаемый смысл).

Как получатель вы слушаете, видите, трогаете, обоняете и/или пробуете на вкус, чтобы получить сообщение. Ваша аудитория «оценивает» вас так же, как вы могли бы проверить их задолго до того, как выйдете на сцену или откроете рот. Невербальные реакции ваших слушателей могут послужить подсказкой, как скорректировать ваше начало. Представляя себя на их месте, вы предугадываете, что бы вы искали на их месте. Точно так же, как квотербек планирует, где будет находиться получатель, чтобы правильно разместить мяч, вы тоже можете распознать взаимодействие между источником и получателем в контексте делового общения. Все это происходит одновременно, иллюстрируя, почему и как коммуникация постоянно меняется.

Обратная связь

Когда вы намеренно или ненамеренно отвечаете источнику, вы даете обратную связь. Обратная связь состоит из сообщений, которые получатель отправляет обратно источнику. Вербальные или невербальные, все эти сигналы обратной связи позволяют источнику увидеть, насколько хорошо, насколько точно (или насколько плохо и неточно) было получено сообщение. Обратная связь также дает получателю или аудитории возможность попросить разъяснений, согласиться или не согласиться или указать, что источник может сделать сообщение более интересным. По мере увеличения объема обратной связи повышается и точность коммуникации (Leavitt & Mueller, 19).51).

Например, предположим, что вы менеджер по продажам и участвуете в телефонной конференции с четырьмя торговыми представителями. Как источник, вы хотите сказать представителям, чтобы они воспользовались тем фактом, что это сезон Мировой серии, чтобы закрыть продажи спортивного снаряжения, связанного с бейсболом. Вы излагаете свое сообщение, но не слышите ответов от своих слушателей. Вы можете предположить, что это означает, что они поняли вас и согласились с вами, но позже в этом месяце вы можете быть разочарованы, обнаружив, что было сделано очень мало продаж. Если вы дополнили свое сообщение запросом на обратную связь («Имеет ли это смысл? Есть ли у кого-нибудь из вас какие-либо вопросы?»), у вас может быть возможность уточнить свое сообщение и узнать, поверил ли кто-нибудь из торговых представителей вашим предложениям. предложение не будет работать с их клиентами.

Окружающая среда

«Окружающая среда — это атмосфера, физическая и психологическая, в которой вы отправляете и получаете сообщения». (McLean, 2005) Окружение может включать в себя столы, стулья, световое и звуковое оборудование, которые находятся в комнате. Сама комната является примером окружающей среды. Окружающая среда также может включать в себя такие факторы, как официальная одежда, которая может указывать на то, является ли обсуждение открытым и заботливым или более профессиональным и формальным. Люди могут с большей вероятностью вести интимный разговор, когда они физически находятся близко друг к другу, и с меньшей вероятностью, когда они могут видеть друг друга только через всю комнату. В этом случае они могут отправлять друг другу текстовые сообщения, что само по себе является интимной формой общения. Выбор текста зависит от среды. Как спикер, ваше окружение будет влиять и играть роль в вашей речи. Всегда полезно проверить, где вы будете выступать, до дня фактической презентации.

Контекст

«Контекст коммуникативного взаимодействия включает обстановку, сцену и ожидания вовлеченных лиц». (McLean, 2005) Контекст профессионального общения может включать деловые костюмы (средовые сигналы), которые прямо или косвенно влияют на ожидания в отношении языка и поведения среди участников.

Презентация или дискуссия не проводятся как изолированное мероприятие. Когда вы пришли на урок, вы пришли откуда-то. Как и человек, сидящий рядом с вами, как и инструктор. Степень, в которой среда является формальной или неформальной, зависит от контекстуальных ожиданий участников в отношении общения. Человек, сидящий рядом с вами, возможно, привык к неформальному общению с преподавателями, но этот конкретный преподаватель может привыкнуть к вербальным и невербальным проявлениям уважения в академической среде. Возможно, вы уже привыкли к формальному общению с преподавателями и встречаете вопрос своего одноклассника: «Эй, учитель, у нас сегодня есть домашнее задание?» как грубые и невнимательные, когда они считают это нормальным. Невербальный ответ инструктора, безусловно, даст вам представление о том, как он воспринимает взаимодействие, как о выборе слов, так и о том, как они были сказаны.

Контекст — это то, что люди ожидают друг от друга, и мы часто создаем эти ожидания из сигналов окружающей среды. Традиционные собрания, такие как свадьбы или кинсеаньеры, часто являются формальными мероприятиями. Есть время для тихих светских приветствий, время для тишины, когда невеста идет по проходу, или отец может впервые потанцевать со своей дочерью, когда она превращается из девочки в женщину в глазах своего сообщества. В любом празднике может наступить время для шумного празднования и танцев. Вас могут попросить произнести тост, и контекст свадьбы или кинсеаньеры повлияет на вашу презентацию, время и эффективность.

 

Рисунок 1.2

Контекст — это то, что люди ожидают друг от друга.

Тошихиро Гамо — Брачная матрица — CC BY-NC-ND 2.0.

 

Кто на деловой встрече говорит первым? Вероятно, это имеет какое-то отношение к положению и роли каждого человека вне собрания. Контекст играет очень важную роль в общении, особенно в разных культурах.

Помехи

Помехи, также называемые шумом, могут исходить из любого источника. «Помехи — это все, что блокирует или изменяет предполагаемый источник сообщения» (Маклин, 2005). Например, если вы едете на машине на работу или в школу, скорее всего, вас окружает шум. Автомобильные гудки, рекламные щиты или, возможно, радио в машине прервали ваши мысли или разговор с пассажиром.

Психологический шум возникает, когда ваши мысли занимают ваше внимание, когда вы слушаете или читаете сообщение. Представьте, что сейчас 16:45. и ваш начальник, который находится на совещании в другом городе, отправляет вам электронное письмо с просьбой предоставить данные о продажах за прошлый месяц, анализ текущих прогнозов продаж и данные о продажах за тот же месяц за последние пять лет. Вы можете открыть электронное письмо, начать читать и подумать: «Отлично — нет проблем — у меня есть эти цифры и этот анализ прямо здесь, на моем компьютере». Вы отправляете ответ с данными о продажах за прошлый месяц и приложенными текущими прогнозами. Затем, в пять часов, вы выключаете компьютер и идете домой. На следующее утро ваш начальник звонит по телефону и сообщает, что ему неудобно из-за того, что вы забыли включить данные о продажах за предыдущие годы. В чем была проблема? Помехи: думая о том, как вы хотели отреагировать на сообщение своего начальника, вы не дали себе прочитать достаточно внимательно, чтобы понять сообщение целиком.

Помехи могут исходить и из других источников. Возможно, вы голодны, и ваше внимание к текущей ситуации мешает вам слушать. Может быть, в офисе жарко и душно. Если бы вы были членом аудитории, слушая исполнительную речь, как это могло бы повлиять на вашу способность слушать и участвовать?

Шум мешает нормальному кодированию и декодированию сообщения, передаваемого по каналу между источником и получателем. Не всякий шум плох, но шум мешает процессу общения. Например, мелодия мобильного телефона может быть для вас приятным звуком, но может прерывать процесс общения в классе и беспокоить ваших одноклассников.

Две модели общения

Исследователи заметили, что при общении источник и получатель могут посылать сообщения одновременно, часто перекрывая друг друга. Вы, как говорящий, часто будете играть обе роли — источника и получателя. Вы сосредоточитесь на общении и восприятии ваших сообщений аудиторией. Аудитория ответит в виде обратной связи, которая даст вам важные подсказки. Хотя существует много моделей общения, здесь мы сосредоточимся на двух, которые предлагают перспективы и уроки для бизнес-коммуникаторов.

Вместо того, чтобы рассматривать источник, отправляющий сообщение, и кто-то, кто его получает, как два отдельных действия, исследователи часто рассматривают общение как транзакционный процесс (рис. 1.3 «Транзакционная модель общения»), когда действия часто происходят в одно и то же время. Различие между источником и получателем стирается, например, в разговоре по очереди, когда оба участника играют обе роли одновременно.

 

Рисунок 1.3 Транзакционная модель коммуникации

 

Исследователи также рассмотрели идею о том, что все мы конструируем собственные интерпретации сообщения. Как показывает цитата Государственного департамента в начале этой главы, то, что я сказал, и то, что вы услышали, могут отличаться. В конструктивистской модели (рис. 1.4 «Конструктивистская модель общения») мы сосредотачиваемся на согласованном значении или общей основе, когда пытаемся описать общение (Пирс и Кронен, 1980),

. Представьте, что вы посещаете Атланту, штат Джорджия, США. и пойти в ресторан поужинать. Когда вас спросят, хотите ли вы «колу», вы можете ответить «конечно». Затем официант может снова спросить вас: «Какого сорта?» и вы можете ответить: «Кока-кола в порядке». Затем официант может в третий раз спросить: «Какой безалкогольный напиток вы предпочитаете?» Недоразумение в этом примере заключается в том, что в Атланте, где находится компания Coca-Cola, большинство безалкогольных напитков обычно называют «колой». Когда вы заказываете безалкогольный напиток, вам необходимо указать его тип, даже если вы хотите заказать напиток, который не является колой или даже не произведен компанией Coca-Cola. Для кого-то из других регионов Соединенных Штатов слова «поп», «газированная вода» или «газировка» могут быть знакомым способом обозначения безалкогольного напитка; не обязательно бренд «Coke». В этом примере и вы, и официант понимаете слово «Кока-кола», но каждый из вас понимает, что оно означает что-то свое. Чтобы общаться, каждый из вас должен понимать, что этот термин означает для другого человека, и установить точки соприкосновения, чтобы полностью понять запрос и дать ответ.

 

Рис. 1.4. Конструктивистская модель общения

 

Поскольку мы носим в себе множество значений слов, жестов и идей, мы можем использовать словарь, чтобы направлять нас, но нам все равно придется договариваться о значении.

Key Takeaway

Процесс коммуникации включает в себя понимание, совместное использование и смысл и состоит из восьми основных элементов: источник, сообщение, канал, получатель, обратная связь, среда, контекст и вмешательство. Среди моделей коммуникации есть транзакционный процесс, в котором действия происходят одновременно, и конструктивистская модель, которая фокусируется на общем значении.

Ссылки

Кронен В. и Пирс В. Б. (1982). Скоординированное управление смыслом: теория коммуникации. В FE Dance (Ed.), Теория человеческого общения (стр. 61–89). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.

Ливитт, Х., и Мюллер, Р. (1951). Некоторые эффекты обратной связи в общении. Человеческие отношения, 4 , 401–410.

Маклин, С. (2003). Основы речевого общения . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Маклин, С. (2005). Основы межличностного общения (стр. 10). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Пирс, В. Б., и Кронен, В. (1980). Коммуникация, действие и смысл: создание социальных реалий . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Прегер.

Пирсон, Дж., и Нельсон, П. (2000). Введение в человеческое общение: понимание и обмен (стр. 6). Бостон, Массачусетс: McGraw-Hill.

Уикли, Э. (1967). Этимологический словарь современного английского языка (Том 1, стр. 338). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publications.

Процесс общения – семь основных элементов

Навыки эффективного общения имеют решающее значение для успеха практически в любой профессии. Успешные профессионалы знают важность общения. Они понимают процесс и то, как при правильном использовании он поможет им добиться большего успеха на работе и вне ее.

Вот 7 элементов, необходимых для успешного общения.

1. Отправитель
  • Отправитель — это человек, который пытается передать сообщение.
  • Отправитель хочет, чтобы другой человек получил и понял его сообщение. Цель сообщения обычно состоит в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать или понять.

К сожалению, при передаче информации другое лицо (лица) может не понять сообщение так, как его предполагал отправитель. На самом деле, нередко другой человек (лица) отвечает утвердительно, сообщая, что сообщение было получено. Это не означает, что сообщение было понято так, как намеревался отправитель.

2. Получатель
  • Получатель является получателем сообщения и должен перевести слова в мысли, обработать мысли и определить, как ответить отправителю.
  • Проблема в том, что, поскольку образование и опыт получателя могут сильно отличаться от отправителя, слова часто имеют разные значения.

3. Сообщение

Хотя вы можете тщательно выбирать слова для речи, сами по себе слова представляют небольшой процент того, что получает другой человек. На самом деле, согласно литературе, слова несут наименьшую ценность в сообщении.

  • Следовательно, то, что сказано, далеко не так коммуникативно, как язык тела и интонация голоса. Даже когда не произносится ни слова, общение происходит. Если человек хмурится, не смотрит ему в глаза или смотрит на часы, это значит, что сообщение отправлено… и это может быть не то сообщение, которое предполагалось.
  • Следовательно, имеет смысл обратить внимание на язык тела и интонацию голоса. Это требует больше, чем случайный просмотр и прослушивание. Чтобы быть максимально эффективным, требуется наше полное внимание.
  • Эффективное сообщение — это сообщение, в котором есть конгруэнтность или согласие между словами, смыслом и эмоциями. Язык тела и интонация голоса необходимы для достижения конгруэнтности.

4. Канал
  • Канал — это средство, используемое отправителем для отправки сообщения получателю. Это может быть лично, по телефону, электронной почте, текстовому сообщению, письменной корреспонденции или третьему лицу.
  • Важно помнить, что когда общение осуществляется только вербально, самый важный элемент общения… язык тела… не учитывается. Если сообщение написано, то и язык тела, и интонация голоса не учитываются.
  • Таким образом, в зависимости от характера отправляемого сообщения отправитель может решить, какой носитель использовать. Более критические сообщения могут потребовать личных встреч, в то время как менее критические сообщения могут быть надлежащим образом отправлены в устной или письменной форме.

5. Шум
  • Шум относится к помехам, возникающим в процессе связи. И отправитель, и получатель могут отвлекаться на шум. Шум может исходить от внутренних (мысли, эмоции и т. д.) или внешних источников (радио, другие разговоры и т. д.).
  • При появлении шума примите меры, чтобы не отвлекать внимание. Если шум внутренний, потребуется некоторое время, чтобы перефокусироваться. Может помочь несколько глубоких вдохов. Извинение за то, чтобы пойти выпить воды, может быть умственным перерывом, необходимым для очистки ума.
  • Если шум внешний, постарайтесь найти более тихое место для встречи. При необходимости подумайте о том, чтобы перенести встречу на время, когда меньше отвлекающих факторов.

6. Обратная связь

Обратная связь — это процесс определения правильности получения сообщения. Это может быть инициировано отправителем или получателем. Отправитель, например, может попросить получателя повторить сообщение, чтобы подтвердить, что сообщение было получено, как предполагалось. С другой стороны, хороший слушатель предоставит обратную связь, чтобы подтвердить, что он/она правильно воспринял сообщение.

Обратная связь может происходить четырьмя способами.

  1. Первое и, вероятно, самое распространенное — это перефразирование. Перефразирование — это повторение того, что сказал другой человек, своими словами.
  2. Второй — подведение итогов. Это включает в себя краткое изложение ключевых моментов и чувств, выраженных другим человеком.
  3. В-третьих, чтобы отразить чувства. Основное внимание уделяется не столько сообщению, сколько эмоциям, стоящим за сообщением. Часто это эффективный способ проявить эмпатию.
  4. Четвертый способ — отразить смысл. В центре внимания этого типа обратной связи находится определение значения, выраженного другим человеком. Бывает, человек говорит одно, а смысл в этом разный.
Примеры обратной связи
Сообщение Я пришел сегодня на работу, намереваясь провести секретные операции I/M, а свободных машин нет. Мне придется пойти в другую лабораторию, чтобы получить подходящее транспортное средство.
Перефразируя Я слышал, вы сказали, что, поскольку здесь нет транспортных средств, вам придется забрать транспортное средство в другой лаборатории, прежде чем вы сможете начать работать над своими забегами.
Подведение итогов Я слышал, вы сказали, что вам придется получить транспортное средство в другой лаборатории, прежде чем приступить к работе. Ты кажешься расстроенным.
Отражение чувств Ты кажешься расстроенным.
Отражение смысла У нас снова проблемы с получением машин под прикрытием?

Каждая из этих различных форм обратной связи имеет место в процессе коммуникации. Когда предоставляется обратная связь, происходят две вещи. Во-первых, это помогает убедиться, что сообщение было получено четко. Во-вторых, это способ оценить отправителя. Когда получатель тратит время на то, чтобы убедиться, что сообщение было правильно услышано и понято, это означает, что отправитель важен… ценен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *