Основные стороны личности: 1) Биологически обусловленные особенности личности;

Основные стороны личности: 1) Биологически обусловленные особенности личности;

1) Биологически обусловленные особенности личности;

3) уровень ее подготовленности (опыта личности) 4) социально обусловленные качества личности. При этом Ананьев отмечает, что личность изменяется как в процессе истории человека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Кроме этого, Ананьев полагает, что все четыре основные стороны личности тесно связаны друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

Таким образом, представителями санкт-петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов. Следует отметить, что разногласия по данному вопросу обусловливают определенные различия и во взглядах на природу индивидуальности.

Так, Ананьев считает, что индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду надо стать личностью.

Позднее известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов, исследуя проблемы формирования личности, попытался вскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводились к следующим основным положениям. Во-первых, исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотношения организма и личности.

Во-вторых, следует иметь в виду, что одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук, а другое — в рамках социальных наук. Однако и то и другое одновременно относится к человеку и как к представителю вида 

Ното Sарiепя, и как к члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий отражены разные системы свойств человека: в понятии организм — структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность — включенность человека в жизнь общества.

В-третьих, как уже неоднократно отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность — это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид-общество» оно не может быть понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.

В-четвертых, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом при помощи специальных социальных институтов, в первую очередь системы воспитания и образования.

Исходя из этого можно сделать следующий вывод: факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т.е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, — это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.д. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

Рассматривая вопрос о структуре свойств личности, мы пришли к выводу о том, что личностью человек не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Личность и ее структура. Основные тезисы

   Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).

 Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).

 Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

 И. С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

 Б.Г. Ананьев: личность — субъект общественного поведения и коммуникации.

 А.В. Петровский: личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

 К.К. Платонов: личиность — человек как носитель сознания.

 Б.Д. Парыгин: личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

 Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

 А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

 — темперамента (структуры природных свойств),

 — направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

 — способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

 Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

 В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

 С этой точки зрения структура личности — лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

 Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). «Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

 1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

 2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

 1 и 2 — социально обусловлены, 3 и 4 — генетически обусловлены.

 Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

 По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Вернуться к содержанию

 


Психология в тезисах

  • Внимание. Основные тезисы
  • Воля и методы ее изучения. Основные тезисы
  • Восприятие. Основные тезисы
  • Задатки и способности. Основные тезисы
  • Интеллект. Основные тезисы
  • Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Основные тезисы
  • Ленинградская и Московская школы психологии. Основные тезисы
  • Методы изучения внимания. Основные тезисы
  • Методы изучения личности. Основные тезисы
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Менеджмент-тесты личности — «Большая пятерка» аспектов личности

Пять факторов, которые Коста и Маккрей определили как составляющие личность человека, — это экстраверсия, покладистость, добросовестность, невротизм и открытость новому опыту. (Последнее нельзя оценить с помощью теста 16 PF или модели PEN.)

Экстраверсия — определяется сильной потребностью взаимодействовать с внешним миром и другими людьми.

Доброжелательность – определяется желанием человека сотрудничать с другими для обеспечения социальной гармонии. (Бывают случаи, когда необходимость ладить с людьми вредна для достижения положительного результата, например, солдаты во время войны или ученые, ищущие лекарство от рака.)

Добросовестность или благоразумие — определяется как мы контролируем, регулируем и направляем наши импульсы. Это способность человека принимать во внимание последствия поступка, прежде чем действовать под влиянием импульса к действию.

Нейротизм – определяется как предрасположенность к переживанию одного или нескольких негативных чувств, таких как депрессия или гнев. Уровень эмоциональной реакции снижает способность человека принимать решения, справляться со стрессовыми ситуациями, ясно мыслить.

Открытость к опыту или культуре — определяется как способность человека проявлять воображение и творчески относиться к тому, как он действует и думает в различных ситуациях. Их часто называют нонконформистами, и они обладают способностью мыслить абстрактно или символами, которые не имеют прямого отношения к их собственному опыту. (Некоторыми видами деятельности, такими как обслуживание, торговля и работа в полиции, лучше занимаются люди с более закрытым мышлением.)

Важным аспектом «Большой пятерки» является то, что каждая из пяти черт измеряется в континууме, показывающем степень, в которой она проявляется у индивидуума. Каждая черта предназначена для измерения уровня интенсивности и частоты, с которой человек проявляет свои чувства, мысли и поведение при взаимодействии в различных обстоятельствах. Также важно отметить, что черты нейтральны и не несут ни положительных, ни отрицательных ассоциаций.

Затем Коста и МакКрэй расширили каждую из пяти черт до шести подчерт или аспектов. Значение этих граней состоит в том, что они могут быть оценены независимо от их признака и дают более широкую картину изучаемой личности. Аспекты, относящиеся к каждой из черт Большой пятерки, показаны на диаграмме. Оценки людей по каждому аспекту личностной черты, как правило, группируются в сходных областях континуума, но это не всегда так. Дополнительная информация доступна по пятифакторной теории и личностным чертам и их аспектам.

Вас также может заинтересовать:
Тесты на управленческие качества | «Большая пятерка» аспектов личности | Популярные опросники личности | Шкалы достоверности | Определение вашей рабочей личности | «Решающие вопросы» .


Ключевые точки

  • Пять факторов, определяющих личность человека, — это экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость новому опыту.
  • Эти черты существуют в континууме, и каждый в той или иной степени обладает всеми пятью.
  • Каждая черта состоит из нескольких аспектов.

пятифакторная модель личности | психология

Похожие темы:
личность теория черт

Просмотреть весь связанный контент →

пятифакторная модель личности , в психологии модель личности человека, разделяющая ее на пять черт. Черты личности понимаются как модели мышления, чувств и поведения, которые относительно устойчивы на протяжении всей жизни человека.

Черты, составляющие пятифакторную модель, — это экстраверсия, невротизм, открытость новому опыту, доброжелательность и добросовестность. Экстраверсия, которую иногда называют срочностью, проявляется в напористом, энергичном и общительном поведении. Нейротизм по существу эквивалентен эмоциональной нестабильности и может проявляться в раздражительности и капризном поведении. Открытость опыту, иногда называемая интеллектом, указывает на любознательность, вдумчивость и склонность человека к решению интеллектуально сложных задач. Приятие проявляется в эмпатическом, сочувственном и добром поведении. Наконец, добросовестность относится к чувству ответственности и долга человека, а также к предвидению.

Пятифакторная модель была разработана в 1980-х и 1990-х годах в основном на основе лексической гипотезы, предполагавшей, что основные черты человеческой личности со временем закодировались в языке. Согласно этой гипотезе, задача психолога личности состоит в том, чтобы отобрать основные черты личности из тысяч прилагательных, встречающихся в языке, которые отличают людей в соответствии с их поведенческими установками. Лексическая гипотеза восходит к 19 веку.30-е годы, а появление в том же десятилетии многофакторного анализа (статистического метода для объяснения индивидуальных различий в ряде наблюдаемых признаков с точки зрения различий в меньшем количестве ненаблюдаемых или скрытых признаков) обеспечило эмпирический метод отбраковки. эти словесные описания. Во второй половине 20-го века психологи личности фактически полагались в первую очередь на факторный анализ, чтобы открывать и подтверждать многие из своих теорий черт. Большое количество личностных психологов пришли к выводу, что пятифакторная модель представляет собой наиболее успешный результат этих усилий.

Три направления исследований подтвердили достоверность пятифакторной модели. Прежде всего, пять факторов последовательно выявлялись в результате факторного анализа, проведенного на многочисленных наборах данных, состоящих из описательных терминов признаков из ряда языков, включая английский, китайский и немецкий. Во-вторых, исследования близнецов и усыновлений выявили значительный генетический компонент пяти факторов. В-третьих, пять факторов применялись на протяжении всей жизни человека. Например, исследования показали, что дети используют пять факторов, свободно описывая себя и других, и описания своих детей на естественном языке родителей могут быть классифицированы в соответствии с пятью факторами. Также было показано, что относительное положение людей по пяти факторам остается довольно стабильным на протяжении большей части взрослой жизни. Более поздние попытки были направлены на то, чтобы явно рассматривать пять факторов как темпераменты, присутствующие с рождения, таким образом помещая пятифакторную модель непосредственно в контекст развития.

Несмотря на весь свой успех, пятифакторная модель подверглась резкой критике со стороны ряда ученых. Одна проблема касается отсутствия всеобъемлющей теории. Лексическая гипотеза, хотя и интригующая и рациональная, рассматривается некоторыми учеными как слишком узкая, чтобы ее можно было квалифицировать как теорию личности. Связанный с этим вопрос касается общего характера факторов, которые якобы слишком широки, чтобы обеспечить достаточно глубокое понимание человеческой личности. Критики также подняли важные методологические проблемы, связанные с использованием факторного анализа в качестве основного инструмента открытия и проверки пятифакторного метода. Наконец, в литературе также заметны разногласия среди теоретиков черт. Некоторые исследователи утверждают, что достаточно трех черт: экстраверсии, невротизма и психотизма (отмеченного эгоцентричным, холодным и импульсивным поведением).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *