Оральная стадия развития: Оральная фаза — Психологос

Оральная стадия развития: Оральная фаза — Психологос

Оральная фаза — Психологос

​​​​​​​Зигмунд Фрейд разработал концепцию развития личности как поэтапного перехода от одной стадии к другой. Первая из них — оральная стадия — длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Младенцы получают питание путем сосания груди, и в этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями, и с получением удовольствия. Поэтому полость рта – включая губы, язык и связанные с ними структуры – становится главным средоточием активности и интереса младенца.

Зигмунд Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне.

​​​​​​​В концепции психоанализа Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются.

В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объектами – источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое уменьшением напряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве прототипов каждого акта полового удовлетворения в будущем. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (конечно, в виде их рудиментарных проявлений) зависимости и независимости, доверия и опоры в отношении других людей.

Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитиков, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия.

Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях, тем вероятнее возникновение необходимости психологической помощи.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому в психологии ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности – веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости, что чревато для него разочарованиями и депрессией.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Оральный характер, как он проявляется в жизни

Skip to content

ОРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, КАК ОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЖИЗНИ

Оральная стадия развития ребенка– это первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот. Продолжается от 0 до 1,5 лет возраста ребенка. Слово «оральный» происходит от латинского слова «рот» и дословно означает «относящийся ко рту».

Оральный характер – это концепция З.Фрейда о типе личности, в котором выражается фиксация на оральной стадии развития. Взрослый человек с таким типом личности характеризуется пассивностью, зависимостью и доверчивостью (орально-пассивный) или негативизмом, стремлением эксплуатировать других и сарказмом (орально-садистический).

Фиксация на данной стадии психического развития ребенка, в связи с ранним отнятием от груди, ранним расставанием с матерью, брошенностью ребенка на кого-либо другого, и т.п.,  формирует оральный характер человека, который в последствии влияет на всю жизнь.

Этот характер закладывается в течение первых полутора лет от рождения человека, во время оральной стадии развития ребёнка. Ребенку в это время необходима мать, но, если у него нет возможности получения удовлетворительного контакта с ней, он научается подавлять это чувство потери и тяги к ней, до того, как его потребности бывают удовлетворены. То есть он начинает вести себя таким обра­зом, что не позволяет ей заботиться о нём, будто она и не нужна ему. Будто он может это сделать сам. Его невыраженная агрессия направляется не на нее, из-за боязни потерять ее совсем, а на него самого вовнутрь. Так внутри себя он создаёт образ матери, которая не поддерживала его, не любила и не удовлетворяла его потребности, образ матери, которая не любила, и которую невозможно полюбить, и потом проживает всю жизнь все атрибуты, сопутствующие этой травме.

Травмой, которая формирует структуру орального характера, является заброшенность, покинутость ребёнка. Ребёнок чувствует себя потерянным и лишённым ласки, ему не хватает физического контакта, внимания, иногда пищи и эмоциональной подпитки. В свою очередь, мать раздражается, что за ребёнком нужно ухаживать, и она может сердиться, когда он плачет. Возможно мать у такого дитя, не знала или не была подготовлена психически к рождению ребенка, поэтому не может найти и установить с ним контакт. Возможно мать такого ребенка имела подобные проблемы со своей матерью. Самая распространённая история формирования орального характера — это когда ребёнка отдают в ясли или оставляют­ на кого-нибудь из родственников, например, на бабушек, дедушек, теток, нянь. ­ Мать в это время может ходить на работу, в институт, если она студентка, или по своим делам.

Поскольку ребенка часто оставляли в детстве одного и ему недодали внимания, ласки и любви, он развивает такую модель поведения, чтобы вечно цепляться, держаться за кого-нибудь или что-нибудь. Иначе говоря, он развивает в себе сильные привязанности к людям или предметам, зависимости от определенных состояний и расслаблений.

Предметами привязанностей могут быть: ­ книги, пластинки, предметы антиквариата, марки, кино и конечно же еда, питье, другие удовольствия.

 Объектами привязанности являются главные объекты любви (и не любви, как он думает) ребенка – это мать, отец, братья, сестры, другие близкие и домочадцы. Иногда это могут быть домашние животные. Что говорит о сильной душевном дефиците внимания и любви.  Привязанность к ним в последствии смещается на сексуальных партнеров, супругов, детей. Поскольку человек застрял в раннем детстве и не чувствует себя взрослым, в людях и предметах он создаёт опору для себя. Таким образом образуя зависимость от них.

Оральный характер отмечает такие качества как жадность и ненасытность объеком или предметом своей зависимости. С другой стороны, ища постоянно подпитку для себя, не способ­ны принять её, потому что внутри они полностью уверены, что «мне это не дадут». Так трагично детская травма развивается внутри человека, формируя его мировоспри­ятие.

Человек с оральным характером в своих взаимоотношениях с людьми будет стремиться к тому, чтобы его воспитывали, обучали, помогали реализовываться, то есть в нём присутствует сильная тенденция к зависимос­ти от других. У него слабое представление о будущем, поэтому он стремится к тому, чтобы о нём заботились. Другая противоположность, как смещение, человек начинает усиленно заботиться о другом, или сам начинает поучать, вторгаясь и навязываясь своей личностью. Что опять вызывает противоречия и конфликты в отношениях.

Попадая в мир взрослых, он терпит неудачи и неприятности из-за того, что отождествляет себя с недокормленным и надоласканным ребёнком. Он постоянно жалуется на утомляемость, усталость и пассивность. Он также склонен к депрессиям. Такой человек имеет преувеличенное чувство собственной независимости, которое, правда, при стрессе растворяется. Он боится позволить другим заботиться о себе.   Он постоянно проверяет себя и имеет потребность проверять себя в трудных ситуациях. Он без всякого труда находит их для себя. Другие этого не могут сделать, а он может. Так находится компенсация в жизни.

Часто с такими людьми мы сталкиваемся с категоричными убеждениями, настроениями, высказываниями, поведением типа «все или ничего», «если он меня не совсем понимает, значит он не понимает меня совсем», «я даже и объяснять вам не буду, вы все равно не поймете». Т.е. отсутствие гибкости и толерантности.

Человек с оральным типом характера очень интересуется другими людьми, легко завязывает с ними отношения и настраивается на их потребности. Ему можно доверять, и с ним легко разговаривать на самые различные темы. Это очень нежные и умеющие любить люди. Они легко выражают свои чувства, за исключением гнева, поэтому, если говорить об эмоциональной жизни, у них есть чему поучиться. Оральные люди умеют ждать и любить, но страшны в гневе, когда не получают отдачи. Внутреннее страдание пересиливает над желанием строить свою жизнь и разрушительные тенденции превалируют.

Попадая в мир взрослых, он терпит неудачи и неприятности из-за того, что отождествляет себя с недокормленным и надоласканным ребёнком. Он постоянно жалуется на утомляемость, усталость и пассивность. Он также склонен к депрессиям. Такой человек имеет преувеличенное чувство собственной независимости, которое, правда, при стрессе растворяется. Он боится позволить другим заботиться о себе.  Он постоянно проверяет себя и имеет потребность проверять себя в трудных ситуациях. Он без всякого труда находит их для себя. Другие этого не могут сделать, а он может. Так находится компенсация в жизни.

Часто с такими людьми мы сталкиваемся с категоричными убеждениями, настроениями, высказываниями, поведением типа «все или ничего», «если он меня не совсем понимает, значит он не понимает меня совсем», «я даже и объяснять вам не буду, вы все равно не поймете». Т.е. отсутствие гибкости и толерантности.

Человек с оральным типом характера очень интересуется другими людьми, легко завязывает с ними отношения и настраивается на их потребности. Ему можно доверять, и с ним легко разговаривать на самые различные темы. Это очень нежные и умеющие любить люди. Они легко выражают свои чувства, за исключением гнева, поэтому, если говорить об эмоциональной жизни, у них есть чему поучиться. Оральные люди умеют ждать и любить, но страшны в гневе, когда не получают отдачи. Внутреннее страдание пересиливает над желанием строить свою жизнь и разрушительные тенденции превалируют.

ОСНОВНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ человека с оральным характером

1. — Мне это не дадут.

2. — Там ничего нет для меня.

3. — Я заставлю тебя отдать это.

4. — Мне ничего не надо.

5. — Все хотят оставить меня.

6. — Я совсем один/Мне никого не надо.

7. — Я не могу получить поддержку/Мне не нужна поддержка.

8. — Я не справлюсь/Я сделаю это сам/сама.

9. — Меня порицают и не одобряют.

10. — Меня считают попрошайкой.

11. — Мне недостаточно.

12. — У других есть всё, что мне нужно.

13. — Ты мне не нужен; я не буду просить.

14. — Заботься обо мне, приюти меня, обеспечивай меня.

Автор статьи: Шведова Майя Михайловна, психоаналитик, групп-аналитик.

Консультации психолога

Page load link

Go to Top

Значение, психология и то, как это проявляется у взрослых

Оральная фиксация может возникнуть, если человек не получает определенные стимулы в детстве. Во взрослом возрасте это может привести к необычным привычкам, таким как грызть ногти и есть лед.

В начале 1900-х годов психоаналитик Зигмунд Фрейд представил теорию психосексуального развития. Он считал, что дети проходят пять психосексуальных стадий, которые определяют их поведение во взрослом возрасте.

Согласно теории, на каждом этапе ребенок чувственно возбуждается определенными раздражителями. Считается, что эти стимулы удовлетворяют потребности развития.

Но если потребности ребенка не удовлетворяются на определенной стадии, у него может развиться фиксация или «зависание», связанное с фазой. Во взрослом возрасте эти нерешенные потребности могут выражаться в негативном поведении.

Если зависание происходит на оральной стадии, это называется оральной фиксацией. Оральная стадия — это когда ребенок больше всего возбуждается оральной стимуляцией. Фрейд говорил, что оральная фиксация вызывает негативное оральное поведение во взрослом возрасте.

Однако недавних исследований на эту тему не проводилось. Большинство доступных исследований очень старые. Теория психосексуального развития также является спорной темой в современной психологии.

В психосексуальной теории оральная фиксация вызывается конфликтами на оральной стадии. Это первая стадия психосексуального развития.

Оральная стадия возникает в период от рождения до примерно 18 месяцев. В это время младенец получает большую часть удовольствия от своего рта. Это связано с таким поведением, как прием пищи и сосание пальца.

Фрейд считал, что у младенцев может развиться оральная фиксация, если их оральные потребности не удовлетворяются. Это может произойти, если их отлучили от груди слишком рано или поздно. В этом случае они не могут должным образом приспособиться к новым привычкам в еде.

Оральная фиксация также может иметь место, если младенец:

  • заброшен и недоедает (отсутствие оральной стимуляции)
  • чрезмерно защищен и перекормлен (избыток оральной стимуляции)

В результате считалось, что эти неудовлетворенные потребности определяют черты личности и поведенческие тенденции во взрослом возрасте.

В психоаналитической теории проблемы развития на оральной стадии могут привести к следующему поведению:

Злоупотребление алкоголем

Согласно теории Фрейда, алкоголизм является формой оральной фиксации. Считается, что это связано со связью между детской безнадзорностью и злоупотреблением алкоголем.

В частности, если ребенку пренебрегают во время оральной стадии, у него может развиться потребность в постоянной оральной стимуляции. Это может усилить их склонность к частому употреблению алкоголя, что способствует злоупотреблению алкоголем.

Курение сигарет

Точно так же говорят, что взрослые с оральными фиксациями чаще курят сигареты. Акт поднесения сигареты ко рту обеспечивает необходимую оральную стимуляцию.

Считается, что электронные сигареты удовлетворяют ту же потребность. Для некоторых курильщиков сигарет использование электронной сигареты предположительно таким же образом удовлетворяет их оральную фиксацию.

Переедание

В психоаналитической теории переедание рассматривается как оральная фиксация. Это связано с недоеданием или перееданием в раннем возрасте, что приводит к эмоциональным конфликтам на оральной стадии.

Считается, что во взрослом возрасте это приводит к избыточным оральным потребностям, которые можно удовлетворить за счет переедания.

Пика

Пика — это потребление несъедобных предметов. Это может развиться как расстройство пищевого поведения, привычка или реакция на стресс. Идея о том, что извращение вкуса может быть связано с оральной фиксацией, основана на теории Фрейда.

В этом случае чрезмерные оральные потребности удовлетворяются за счет употребления в пищу непищевых продуктов. Сюда могут входить такие вещества, как:

  • лед
  • грязь
  • кукурузный крахмал
  • мыло
  • мел
  • бумага

кусание ногтей также является формой фиксации ногтей

9000 согласно психологии Фрейда. Акт кусания ногтей удовлетворяет потребность в оральной стимуляции.

Оральная фиксация поддается лечению. Как правило, лечение включает уменьшение или прекращение негативного орального поведения. Это может также включать замену негативного поведения позитивным.

Терапия является основным компонентом лечения. Специалист в области психического здоровья поможет вам изучить основные эмоциональные конфликты, а также более здоровые стратегии преодоления.

Например, если вы грызете ногти, специалист по психическому здоровью может сосредоточиться на управлении эмоциями, вызывающими кусание ногтей. Они также могут предложить жевать резинку, чтобы занять рот.

Другие компоненты лечения зависят от поведения и его побочных эффектов. Пикацизм, например, может потребовать диетического вмешательства для коррекции дефицита витаминов и минералов, который может присутствовать.

В психосексуальной теории Фрейда выделяют пять стадий развития:

Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев)

Во время оральной стадии ребенок больше всего возбуждается ртом. У них может развиться негативное оральное поведение во взрослом возрасте, если эти потребности не будут удовлетворены.

Анальная стадия (от 18 месяцев до 3 лет)

Ребенок получает удовольствие, контролируя свои фекалии. Если приучение к горшку слишком строгое или слабое, у них могут возникнуть проблемы с контролем и организацией во взрослом возрасте.

Фаллическая стадия (от 3 до 5 лет)

На фаллической стадии центр удовольствия находится на гениталиях.

По Фрейду, это когда ребенок подсознательно испытывает сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Это называется Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек.

Латентный период (от 5 до 12 лет)

Латентный период, когда сексуальный интерес ребенка к противоположному полу «спит». Ребенок более заинтересован в общении с детьми того же пола.

Генитальная стадия (от 12 лет до взрослой жизни)

Это начало полового созревания. Фрейд говорил, что подростки больше всего возбуждаются гениталиями и противоположным полом.

Во фрейдистской психологии оральная фиксация вызвана неудовлетворенными оральными потребностями в раннем детстве. Это создает постоянную потребность в оральной стимуляции, вызывая негативное оральное поведение (например, курение и кусание ногтей) во взрослом возрасте.

Хотя эта теория хорошо известна, она подверглась критике со стороны современных психологов. Также нет недавних исследований оральной фиксации.

Но если вы считаете, что у вас оральная фиксация, обратитесь к специалисту по психическому здоровью. Они могут помочь вам управлять вашими устными привычками.

Что такое оральная стадия? (с картинками)

`;

Оральная стадия — первая из серии стадий теории психосексуального развития, предложенной Зигмундом Фрейдом, известным психоаналитиком 20 века. Фрейд считал, что здоровое сексуальное развитие проходит через ряд стадий, начиная с рождения, когда люди узнают о своем теле и вырабатывают как положительные, так и отрицательные ассоциации с определенными частями тела. На каждом этапе различные события могут способствовать фиксации на определенной области тела, что может проявляться в форме психологической или сексуальной проблемы.

На оральной стадии, которая длится от рождения до примерно 18 месяцев или двух лет, фиксацией является рот. Рот — это способ, которым тело получает пищу, а младенцы буквально кормят свои потребности через рот. Рот также очень чувствителен, как и область вокруг рта на ранних стадиях развития. Многим младенцам нравится исследовать тактильные ощущения ртом, поэтому они жуют, жуют и облизывают предметы.

Согласно Фрейду, младенец, который развивается здоровым образом на оральной стадии, учится доверять людям и развивает чувство комфорта. Оральная стадия также может способствовать независимости и развитию личных границ, поскольку младенцы начинают понимать, что они могут удовлетворить свои потребности. Когда оральная фаза подходит к концу, младенец может испытывать конфликт во время отлучения от груди, а затем перейти к анальной стадии, которая включает в себя фиксацию на анусе и вещах, которые выходят из него.

Фрейд полагал, что если развитие на оральной стадии не идет здоровым путем, это может способствовать развитию оральной фиксации. Люди с оральной фиксацией могут продолжать кусать, жевать, лизать и сосать предметы в качестве формы исследования и во взрослом возрасте. Оральная фиксация также считалась мотивирующей силой для курения, переедания и других действий, связанных со ртом. Фрейд предположил, что неудовлетворение потребностей младенца на оральной стадии может привести к оральной фиксации и что превышение этих потребностей может иметь аналогичный результат.

Существует много споров о стадиях психосексуального развития. Хотя многие специалисты в области психологии изучают их, поскольку Фрейд оказал огромное влияние на эту область, не все практики доверяют этой теории. Другие считают, что, хотя части теории и идеи, лежащие в ее основе, могут быть правильными, детство и половое развитие более сложны, и эта теория не объясняет адекватно все процессы, связанные со здоровым психологическим развитием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *