Оральная стадия по фрейду: 📖 Оральная стадия, Развитие личности: психосексуальные стадии, Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд. Теории личности. Хьелл Л. А. Страница 26. Читать онлайн
Оральная стадия психосексуального развития по З. Фрейду
Оральным этапом в развитии ребенка Фрейд называл первую стадию в процессе психосексуального развития. На данном этапе основной источник удовольствия для ребенка – это рот. Само слово «оральный» произошло от латинского языка и дословно переводится как «относящийся ко рту».
Основные особенности стадии
Продолжается оральная стадия развития в среднем от рождения до полутора лет. Фактически ее завершение приходится на тот момент, когда ребенка отнимают от груди. На данной стадии общение ребенка и матери происходит посредством груди. Младенец получает наслаждение от сосания и кусания груди. В этом заключается одно из важнейших взаимодействий между матерью и ребенком на данном этапе. Основной чертой оральной стадии является стремление младенца тянуть различные предметы в рот. Когда ребенок напуган или же чем-либо расстроен, мать прикладывает его к груди. Это позволяет ему успокоиться. Особенности поведения на оральной стадии определяют, насколько в будущем ребенок будет уверен в себе или зависим. Фрейд считал, что уже в этом возрасте детей можно разделить на пессимистов и оптимистов.
Особенности взглядов Эриксона на оральный этап: отличия от теории Фрейда
Стадии развития были также описаны и Эриксоном. За основу их были взяты исследования Фрейда. Орально-сенсорная стадия по Эриксону также длится с рождения до 18 месяцев. В это время ребенок решает для себя один из важнейших вопросов, который будут определять всю его дальнейшую судьбу: могу ли я доверять внешнему миру? Если потребности ребенка удовлетворяются, то он считает, что миру можно доверять. В том случае, если ситуация вокруг младенца складывается противоречивым образом, причиняет ему страдания, то именно этого дети и учатся ожидать от жизни. Становясь взрослыми, они убеждаются в том, что другие люди не заслуживают доверия.
Несмотря на общность, между концепциями Фрейда и Эриксона есть различия. Если основатель психоанализа во главу угла ставит инстинктивные влечения, то теория Эриксона основной акцент делает на социальное развитие. Фрейд описывает развитие ребенка в триаде «мать – отец – ребенок», а Эриксон подчеркивает важность взаимодействия с социумом.
Формирование орального характера
Фиксация – это отсутствие способности продвигаться от одного этапа развития к другому. Ее основным следствием является чрезмерная выраженность потребностей, свойственных тому этапу, на котором имела место фиксация. К примеру, двенадцатилетний ребенок, который сосет палец, фрейдистами будет рассматриваться как застрявший на оральной стадии психосексуального развития. Его энергия либидо проявляется в том виде активности, который свойственен более раннему этапу. Чем хуже у человека получается решать задачи в определенных возрастных периодах, тем в большей степени он оказывается подверженным эмоциональному стрессу в будущем.
Фиксация поведения на оральной стадии происходит по ряду причин: раннее расставание младенца с матерью, перекладывание заботы о малыше на других родственников или нянь, досрочное отнятие от груди. Так и формируется тип характера, который Фрейд называл оральным. Взрослый человек с подобным складом личности характеризуется пассивностью, зависимостью от других (орально-пассивный тип), негативизмом, сарказмом (орально-садистический тип).
Не менее важным понятием является также термин «регрессия», или же возврат человека на более ранний этап психосексуального развития. Регрессия сопровождается ребячливыми замашками, которые характерны для раннего периода. К примеру, уже взрослый человек в стрессовой ситуации регрессирует, что проявляется слезами, кусанием ногтей, навязчивым желанием выпить «чего-нибудь покрепче». Регрессия представляет собой особый случай фиксации.
Невыраженная агрессия у младенца
Во время оральной стадии ребенку необходимо присутствие матери, ее любовь и забота. Однако, если у него нет возможности обрести с родительницей удовлетворительный контакт, малыш учится подавлять это ощущение потери до того момента, пока его потребности (в том числе эмоциональные) не будут удовлетворены. Подрастая, ребенок начинает вести себя таким образом, будто бы мать ему и вовсе не нужна. Невыраженная агрессия направляется не на мать, а на него самого. Иными словами, в процессе развития у ребенка внутри создается образ родительницы, которая его не любила и которую, в свою очередь, также невозможно полюбить.
Толчком для этого всегда является заброшенность малыша. Ему не хватает присутствия матери, физического контакта, психоэмоциональной подпитки, а иногда и пищи. Возможно, мать такого малыша была психологически незрелой, не была готова к появлению ребенка и потому не сумела установить с ним контакт. Также она могла иметь трудности во взаимоотношениях с собственной матерью. Наиболее распространенная ситуация, в которой происходит застревание на оральной стадии, – когда малыша отдают в ясли или же оставляют на попечение других родственников. Мать же в это время работает, учится или занимается своими делами.
К чему приводит фиксация: последствия у взрослых
Так как малыш вечно оставался без внимания, в нем развивается такая модель поведения, чтобы постоянно цепляться за других, держаться за человека или какой-либо предмет. Иными словами, он развивает в себе зависимость от людей, вещей, явлений.
Объектом привязанности, как правило, являются основные объекты любви и ненависти – мать, отец, другие близкие домочадцы. Может возникать сильное чувство к домашним животным, что также свидетельствует о серьезном недостатке любви матери в оральной стадии. Проблемы во взрослом состоянии обычно связаны со взаимоотношениями с сексуальными партнерами, собственными детьми. Так как человек психологически застревает в раннем детстве, он не ощущает себя действительно взрослым в присутствии других людей. Это создает зависимость от них.
Также оральный характер отличается жадностью, ненасытностью объектом своей зависимости. Однако, с другой стороны, человек, ищущий для себя постоянную подпитку, оказывается неспособен принять ее. Ведь глубоко в душе он уверен в том, что ему этого не дадут. Детская психологическая травма трагически формирует его жизненный путь, мировосприятие.
Оральный характер проявляется в навязчивой привычке кусать губы, грызть ногти или колпачок карандаша, постоянно жевать жвачку. Помимо этого фиксация на данной стадии имеет и ряд других проявлений, начиная от болтливости и вербальной агрессии и до обжорства, пристрастия к курению. Подобный характер можно назвать и депрессивным, склонным к чрезмерному пессимизму. Такому человеку свойственно ощущение острой нехватки чего-то важного, значительного.
Отношения с другими людьми
Во взаимоотношениях с другими людьми человек будет стремиться к тому, чтобы окружающие его поучали, воспитывали, помогали реализовать собственный потенциал. Иными словами, в нем наличествует сильнейшая тенденция зависимости от других людей – это одна из главных особенностей застревания на оральной стадии. Фаза не была пройдена младенцем успешно, что оставляет отпечаток на бессознательном уровне. Поэтому таким взрослым требуется длительное взаимодействие с психологом, чтобы избавиться от подобного рода фиксации.
Есть и другое проявление данного вида характера – смещение. Такой человек всеми силами будет заботиться о другом или же сам начинает поучать окружающих, непрошенно вторгаясь в их личное пространство, постоянно навязываясь. Это также создает конфликты во взаимоотношениях с людьми.
Взрослый человек с подобной фиксацией постоянно терпит неудачи, так как внутренне, бессознательно считает себя недолюбленным ребенком. Он без конца жалуется на утомляемость, пассивность, склонность к бесконечным депрессиям. Он также имеет преувеличенное ощущение своей независимости. Исчезает оно при первом же стрессе – здесь человек с оральным характером наиболее остро ощущает потребность в поддержке других людей.
Такой человек постоянно проверяет себя на прочность и без труда находит для этого подходящие ситуации. Он пытается доказать себе, что является лучше других, таким образом компенсируя ощущение своей неполноценности и недолюбленности.
От него можно услышать фразы наподобие «мне нужно все или ничего», «если этот человек меня не понимает в этом вопросе, значит, он меня не понимает в принципе», «я ничего не буду вам объяснять, ведь вы все равно ничего не поймете». Иными словами, у него напрочь отсутствует гибкость в общении, толерантность.
Психологические установки фиксированного на оральной фазе взрослого
Рассмотрим главные убеждения человека, которому свойственен оральный характер.
- «Мне не удастся этого достичь».
- «Здесь нет ничего, что мне бы подошло».
- «Ты должен мне это отдать, я заставлю тебя сделать это».
- «Мне ничего от вас не надо».
- «Все хотят меня оставить с моими проблемами наедине».
- «Я ни в ком не нуждаюсь».
- «Я сделаю это самостоятельно, без чужой помощи».
- «Меня все осуждают».
- «Я кажусь людям попрошайкой».
- «У других имеется то, что нужно мне».
- «Ты мне не нужен, я не буду тебя ни о чем просить».
- «Заботься обо мне, приюти меня, обеспечивай мои потребности».
Особенности стадии, определяемые кормлением грудью
Основной процесс, определяющий особенности оральной стадии, – это грудное вскармливание. Оно позволяет ребенку не только получать необходимое питание, но и приносит удовольствие, позволяет познавать окружающий мир.
Оральная фаза является первой в развитии сексуальности человека. На этом этапе младенец все еще ощущает единение со своей матерью. Симбиоз не прекращается с завершением беременности и рождением ребенка, поэтому материнская грудь в некотором роде является для младенца продолжением его самого. В таком состоянии, по мнению Фрейда, сексуальность ребенка ориентирована на него самого. Материнская грудь приносит чувство безопасности, комфорта. Именно поэтому на протяжении всей оральной стадии необходимо кормить ребенка грудью.
Если по каким-либо причинам приходится кормить младенца смесями, следует при этом брать его на руки, чтобы сохранялся физический контакт. Он крайне важен в данный период. Чувство материнского тепла позволяет ребенку на искусственном вскармливании частично скомпенсировать недостатки этого процесса.
В младенчестве дети нередко выражают беспокойство, если их мамы нет рядом. Нередко их сложно оставить одних даже ненадолго – они начинают сопеть, кричать, проситься на руки. Психологи рекомендуют не отказывать своему ребенку. Пока что мать не просто потакает капризам ее ребенка, а позволяет ему ощущать себя уверенно в незнакомом мире. Чрезмерная строгость отрицательно скажется на развитии ребенка в будущем.
Роль гиперопеки
Наряду с излишней строгостью и пренебрежением потребностями ребенка Фрейд выделял еще один вид материнского поведения, приводящий к неприятным последствиям, – гиперопеку. Под данным термином понимается повышенное внимание, стремление во всем угождать младенцу, при этом делая это даже раньше, чем он просигнализирует о своих нуждах. Фрейд считал, что оба типа поведения приводят к формированию у ребенка такого характера, как орально-пассивный, который будет рассмотрен далее.
Приблизительно полгода у ребенка начинают прорезываться зубы. Они являются знаком начала второй фазы оральной стадии – орально-агрессивной, или же орально-садистической. Жевание и покусывание расценивается в качестве агрессивных действий, посредством которых ребенок получает возможность демонстрировать недовольство. Подобные люди во взрослом возрасте стремятся властвовать над окружающими ради достижения своих целей. Таким образом, основные оральные стадии, которых всего две, также оказывают влияние на дальнейшее психосексуальное развитие ребенка. Если потребности малыша удовлетворяются, оно будет происходить гармонично. Если же присутствует конфликт, то возможны отклонения и различные психологические нарушения.
Возникновение «эго» и «сверх-я»
Оральная фаза психосексуального развития характеризуется постепенным развитием у ребенка ощущения «я». Психика младенца изначально представлена бессознательными влечениями и инстинктивными побуждениями, которые должны быть удовлетворены немедленно. В свою очередь, ощущение удовольствия распространяется по всему тела младенца. Поначалу его «эго» оформляется в качестве инстанции, способной отсрочить удовлетворение этих потребностей, а также избрать способ достижения удовольствия и воспользоваться им. Далее будет развита и способность отбрасывать неприемлемые влечения или же способы получения удовольствия – данная функция психоаналитиками соотносится со «сверх-я».
«Эго» оказывает непосредственное влияние на то, в какой форме инстинкт сможет достичь сознания, воплотиться в активное действие. «Эго» может или разрешить инстинкту воплотиться в действии, или запретить, преобразуя влечение. Так или иначе, развитие инстинкта зависит от особенностей «эго». Оно представляет собой своеобразную линзу, в которой преломляются раздражители, поступающие из внутреннего мира.
Взаимодействие «эго» и бессознательного
Таким образом, во время оральной стадии «я» развивается, находясь на службе у «оно». В это время «эго» представлено разнообразными нарциссическими переживаниями, поскольку подавляющее большинство внутренней энергии либидо направлено на собственное тело ребенка. Если взрослый человек конкретно представляет свое «я» в процессе самопознания, то у младенца в возрасте до полутора лет «эго» существует в качестве удовольствия. При этом к нему присоединяются совершенно любые приятные аспекты окружающего мира.
На оральной стадии развития происходит развитие сознательного «я» человека как его главного наблюдаемого и испытываемого (феноменологического) свойства. На первый план сознания выходит понятие о границах личности.
Роль матери в развитии младенца
Исследования Спитца показывают, насколько опустошительным может быть недостаток внимания ребенку в течение первого года его существования. Ученый наблюдал за малышами из приюта, у которых всегда удовлетворялось ощущение голода. Однако они были в течение длительного промежутка времени предоставлены сами себе. Эти дети демонстрировали глубокие задержки одновременно в нескольких сферах развития. Часть данного синдрома получила название госпитализма.
Другие исследования, проводимые учеными Проувенсом и Липтоном, описывают замещение раннего генитального онанизма или игры (которые имеются у каждого ребенка при условии удовлетворительных отношений с матерью) другими аутоэротическими действиями в случаях проблем в отношениях. Если же мать отсутствовала совсем (как в детском приюте), эти явления исчезали полностью. Исследования показывают, что материнское кормление грудью имеет решающее значение для нормального развития ребенка.
Еще один взгляд на границы оральной стадии: микропсихоанализ
Если классический психоанализ предполагает, что данная фаза психосексуального развития длится от 0 до 18 месяцев, то в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, согласно которой она начинается еще раньше – в утробе матери.
Фрейд сумел развенчать миф о «золотом детстве», предполагавшем, что ребенку неведомы конфликты и темные влечения. Но в 70-е годы прошлого столетия встал под вопрос еще один миф – о «золотом веке» пренатального периода, когда ребенок и мать находятся в полном психологическом и физическом симбиозе и потребности еще не рожденного малыша удовлетворяются автоматически. Направление, изучающее психосексуальное развитие человека во время внутриутробного развития, получило название микропсихоанализа. Его сторонники показали, что ни о каком пренатальном симбиозе матери и дитя не может идти речи. Участники этой диады состоят в сложных, а нередко и в конфликтных взаимоотношениях. Дитя появляется на свет, уже имея непростой опыт борьбы, конфронтации. С данной точки зрения психологическая травма рождения не является первичной психотравмой. И подавно на эту роль не претендует прекращение кормления грудью.
Беззащитен ли младенец
Считается, что ребенок появляется на свет совершенно беспомощным. Однако это не совсем так. Ему еще только предстоит обнаружить собственную беспомощность и отыскать средства избавиться от нее в контакте с матерью, что и происходит во время оральной стадии. Беспомощность обнаруживается только в тот момент, когда младенец на какое-то время испытывает потребность в воде, еде, пище. И именно удовлетворение этих нужд для ребенка на данном этапе связано с областью рта.
Необходимость аутоэротического удовольствия для ребенка: взгляд А. Фрейд
То, что младенец во время грудного вскармливания испытывает удовольствие, сравнимое с эротическим, доказывается наличием эрекции у младенцев мужского пола. Подобное возбуждение испытывают и девочки. Как было показано Анной Фрейд, дочерью Зигмунда, определенное количество подобной стимуляции совершенно необходимо младенцам для нормального психологического развития. В данном отношении в любом возрасте (не только в оральной стадии) запреты родителей неуместны. В противном случае ребенок вырастает пассивным, зависимым. У него могут наблюдаться не только нарушения в психосексуальном развитии, но и интеллектуальные отклонения.
Физическое и психологическое единство
В оральной стадии ребенок пока не отделяет себя от своей матери в психологическом плане. Единым он считает и собственный организм с ее телом. В случае дефицита тактильного контакта возникают различные нарушения поведения во взрослом возрасте. Данные нарушения касаются прежде всего сексуального поведения и наблюдаются не только у людей, но и у приматов. Это было показано большим количеством исследований, проведенных в 50-70-е годы прошлого столетия.
Особая опасность возникает в ситуации, когда ребенок не просто на оральной стадии оказывается в отрыве от матери, а в такой обстановке, когда приближение взрослого означает гарантию болезненных процедур. У такого человека в бессознательном запечатлевается неосознаваемый страх перед физическим контактом с другими людьми, а также серьезные отклонения сексуального характера. Поэтому нахождение ребенка в условиях стационара должно быть организовано только как совместное с матерью.
Оральная и анальная стадии: различия
Следующий этап был назван Фрейдом анальным. Начинается он в возрасте порядка 18 месяцев и длится до трех лет. Оральная и анальная стадии отличаются источником удовольствия у ребенка. Если для младенца это рот, то на следующем этапе ребенок получает удовлетворение от задерживания кишечника и последующего выталкивания фекалий. Постепенно ребенок учится усиливать наслаждение посредством отсрочки опорожнения.
Оральная и анальные стадии развития, согласно Фрейду, во многом определяют поведение уже взрослого человека. На данных стадиях задается вектор его личностного развития. Если застрявший на оральном этапе ребенок может стать зависимой или агрессивной личностью, то фиксация на следующей фазе приводит к педантичности, жадности, упрямству. Оральная и анальная стадии развития – это всего лишь два первых этапа в жизни ребенка. За ними следует фаллическая, латентная и генитальная стадии. За это время ребенок должен преодолеть Эдипов комплекс и научиться жить в обществе, внося в него свой трудовой вклад.
Характеристики анальной и оральной стадии также различны. Если на первом этапе основой качественного психологического развития является забота и любовь матери, то на следующей стадии от обоих родителей малышу необходимо принятие и похвала. Интерес к фекалиям у ребенка совершенно естественен. Дети в этом возрасте лишены брезгливости. Фекалии они воспринимают как первую принадлежащую им вещь. Если родители будут хвалить ребенка за успешное пользование горшком, фиксации на данной стадии не произойдет.
Оральная стадия по Фрейду — важнейший этап в развитии личности. Зная особенности данной ступени и других фаз развития, родители и педагоги получают возможность избежать нанесения психологических травм ребенку. Формирование личности в таком случае произойдет с наименьшим ущербом, а значит, ребенок будет расти более счастливым.
Оральная стадия развития
26.01.2012
В настоящее время все большее распространение получает точка зрения, что психосексуальное развитие ребенка, понятое как развитие его эмоций, влечений и способности получать удовольствие от функционирования собственного тела, начинается еще до рождения — в утробе матери.
Если 3. Фрейд развенчал миф о «золотом веке» детства, не знающем конфликтов и «темных» влечений, то в 70-е годы нашего века в работах микропсихоаналитиков был развенчан миф, пришедший ему на смену — о «золотом вехе» пренатального периода, когда мать и дитя якобы находятся в полном биологическом и психологическом симбиозе и потребности будущего ребенка удовлетворяются автоматически без всякого усилия с его стороны. Микропсихоаналитики показали, что никакого пренатального симбиоза не существует, что мать и будущее дитя состоят в сложных, а часто и конфликтных, психоэмоциональных отношениях, и что ребенок рождается на свет, уже имея эмоциональный опыт борьбы и конфронтации.
Принято считать, что ребенок рождается на свет абсолютно беспомощным. Это не совсем верно. Дело в том, что ему еще только предстоит «открыть» собственную беспомощность и одновременно найти средства спасения от нее в контакте с матерью — первым в его жизни взрослым.
Можно сказать, что ребенок рождается как раз могущественным (конечно, с «субъективной» точки зрения) и обнаруживает свою беспомощность только с момента неудовлетворенности своих потребностей в пище, тепле и контакте. Все эти потребности удовлетворяются им совместно с матерью в акте грудного вскармливания, который является наиболее эмоционально значимым моментом его жизни на этой фазе развития.
Основной зоной тела, которая в этот момент является ответственной за получение удовольствия, является зона рта. Поэтому 3. Фрейд назвал первую фазу психосексуального развития ребенка оральной.
То, что младенец получает при грудном вскармливании удовольствие, сходное с эротическим у взрослого человека, доказывается уже тем, что у младенцев мужского пола может наблюдаться эрекция во время вскармливания.
На оральной фазе все потребности младенца удовлетворяются матерью и кажется, что природа не оставила ему пространства для собственной автономии, для самостоятельного получения удовольствия. Но и это не совсем так. Уже в грудном возрасте дети, исследуя собственное тело, часто играют со своими гениталиями. И у родителей нередко возникает вопрос — нормально ли это? Это совершенно естественное явление для грудного ребенка и, более того, оно вносит положительный вклад в его эмоциональное развитие. Ведь именно игра со своим телом дает ребенку опыт, что он может доставить себе удовольствие и сам, без помощи взрослого, что закладывает основу для чувства личной автономии в будущем.
Как показала Анна Фрейд, определенное количество аутоэротической стимуляции совершенно необходимо ребенку для его нормального развития. Поэтому никакие запреты со стороны родителей в этом отношении неуместны. Стремление родителей пресечь игру со своими гениталиями у грудного младенца могут послужить впоследствии источником формирования пассивности, чрезмерной зависимости, интеллектуальных и сексуальных нарушений.
На этой стадии ребенок еще не отделяет себя психологически от матери, а свое тело — от ее тела. Дефицит тактильного (телесного) контакта с матерью на этой стадии приводит к серьезным нарушениям сексуального поведения не только у человека, но и у приматов, как показано в большом количестве психологических и этологических исследований 50—70-х годов.
Особую опасность представляет для будущего сексуального развития человека ситуация, когда на оральной стадии своего развития младенец находится большую часть времени не просто в изоляции и отрыве от матери, а в обстановке, где приближение взрослого означает не столько обещание удовольствий, сколько гарантию болезненных процедур, как, например, в больнице. У такого человека может надолго остаться иррациональный неосознаваемый страх перед телесным контактом с другими людьми и могут возникнуть серьезные сексуальные нарушения. Поэтому пребывание ребенка грудного возраста в стационаре во всех случаях должно быть организовано как совместное с матерью.
Чрезмерно сильные положительные или отрицательные подкрепления на каждой из фаз психосексуального развития могут стать источником так называемых фиксаций, связанных с потребностью постоянно возвращаться именно к тому способу удовлетворения влечений, который оказался связанным со сверхсильной стимуляцией — как позитивной, так и негативной.
Например, если ребенок был резко и грубо отнят от груди, то у него может сформироваться фиксация постоянно возвращаться к «оральным удовольствиям» в форме желания постоянно что-нибудь жевать, «заедать» чувство одиночества и т.д. Иными словами, человек пытается «добрать» то, что не добрал на соответствующей стадии развития.
И наоборот, если удовольствия, испытанные ребенком на предшествующей стадии развития, оказались намного более сильными, чем обещает последующая стадия, то у человека может возникнуть бессознательное стремление постоянно возвращаться к уже проверенным способам удовлетворения витальных потребностей. В этих случаях принято говорить о регрессии, как о возврате к более раннему инфантильному способу удовлетворения влечений.
Как отмечает А. Фрейд, развитие ребенка протекает неравномерно и определенное количество регрессий необходимо для нормального развития, так как дает «передышку», «легкий» способ получения положительных эмоций и снижает чувство тревоги.
Итак, основным результатом оральной стадии психосексуального развития является открытие ребенком Другого, способность получать удовлетворение от эмоционального контакта с матерью и готовность испытывать радость от телесного контакта. Чувство базисного доверия (или недоверия) к другому человеку, означающего для ребенка на данной стадии весь мир в целом, определит на долгие годы как будут складываться его эмоциональные контакты с другими людьми.
Ключевые слова: Развитие
Источник: Лосева В.К., Психосексуальное развитие ребенка
Материалы по теме |
---|
Психология детей c задержкой психического развития / О. |
Обучение и развитие младших школьников Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя |
Развитие воли в дошкольном возрасте Урунтаева Г.А., Детская психология |
Развитие и воспитание личности Максименко С.Д., Общая психология |
Социогенетическая теория Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология |
Кризисы индивидуального развития Попова Р.Р., Психологическая помощь |
Основные этапы онтогенеза Государев Н.А., Специальная психология |
Теории психического развития Е.Б. Усова. Возрастная психология — Минск. |
Стадии сексуального развития психолога Зигмунда Фрейда
Модель сексуального развития психолога Зигмунда Фрейда предлагает ряд стадий, на которых люди растут и взрослеют. Удовольствие, к которому стремятся ваши врожденные инстинкты, сосредоточено на сексуальном желании и удовлетворении посредством надлежащей стимуляции каждой эрогенной зоны. При правильной стимуляции вы достигаете вершины психосексуального пика Фрейда: сексуальной и психологической зрелости. Если нет, значит, вы зациклились на этой конкретной зоне и застряли на этом конкретном этапе.Вот этапы по возрастам:
Перорально: От рождения до 18 месяцев
Анальный: от 18 месяцев до 3 лет
Фаллический: От 3 до 8 лет
Латентный период: От 7 до 8 лет до полового созревания
Половые органы: От полового созревания до взрослой жизни
Оральная сцена
Оральная стадия — это первая стадия развития личности Фрейда.![](/800/600/http/medbib.in.ua/images/17457.png)
Если младенца не удается отнять от груди или отлучают от груди резко или не полностью, он может зафиксироваться на оральной стадии. Он разовьет оральный характер , в котором преобладают чувства зависимости и беспомощности. Младенцы не способны обеспечить себе автономное удовлетворение; пока они находятся на оральной стадии, они полностью зависят от матерей.
Анальная сцена
Вторая стадия развития личности Фрейда связана с эрогенным фокусом 9-го уровня.0038 анальная сцена . Фрейд подчеркивал контроль человека над дефекацией как центром удовольствия от 18 месяцев до 3 лет. Центральным конфликтом для малышей является контроль! Дети на этом этапе хотят иметь возможность какать в любое время и в любом месте.![](/800/600/http/cf.ppt-online.org/files/slide/a/aOlGUDrWK2L9IEkf6j8qCu3dAZTtwN4eyH0sFX/slide-1.jpg)
Кто и что лишает удовольствия какать по своему желанию? Наши родители и ограничения реальности делают это. Фактически, некоторые из ваших взрослых характеристик могут быть следствием того, как ваши родители относились к вашему приучению к туалету. Согласно Фрейду, ваша креативность и продуктивность являются показателями того, насколько хорошо вы прошли анальную стадию.
Если вы застряли на анальной стадии, значит, вас преобладает анальное удовлетворение. Это удовлетворение может прийти одним из двух способов:
Если вы ведете себя неряшливо, неаккуратно или небрежно, это указывает на бунт против родительского контроля.
Если вы воздерживаетесь, упрямы и одержимы чистотой, вы научились контролировать себя в ответ на свой опыт приучения к туалету.
Фаллическая сцена
Как только вы подумали, что все ваши черты личности описаны, Фрейд предлагает свою третью стадию: 9-ю стадию.0038 фаллическая стадия. Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет сосредоточен на эрогенной стимуляции области гениталий, особенно полового члена и влагалища.![](/800/600/http/prezentacii.org/upload/cloud/18/09/77369/images/screen4.jpg)
Потребность в удовлетворении вскоре обращается к нашим родителям, как правило, к родителю противоположного пола. По мере увеличения сексуального удовлетворения ребенок оказывается в сфере одного из самых противоречивых и странных вкладов Фрейда в изучение личности, Эдипова комплекса, который, по сути, утверждает, что ребенок мужского пола рассматривает свою собственную мать как объект сексуального желания, вызывая неизбежный конфликт с собственным отцом, конечно.
Задержка
При успешном разрешении конфликтов каждой предыдущей стадии дети вступают в более спокойное время психосексуального развития, называемое латентностью . Либидо ослабляет свою власть над личностью, и сексуальные импульсы перестают доминировать. Дети находят больше свободы для изучения и расширения навыков, которые они приобрели на каждом последующем этапе. Латентность длится примерно с шести лет до полового созревания. Вещи охлаждаются, так сказать. Нет соперничества с родителем противоположного пола. Нет борьбы за контроль над удовлетворением. Это время для базовых социальных исследований, таких как заведение друзей и формирование социальных клик.
Генитальная стадия
С наступлением полового созревания плавный ход латентности снова становится бурным. Пламя прежних конфликтов вновь разгорается. Желание снова начинает доминировать в картине на стадии гениталий , , но на этот раз все по-другому. Эгоцентричный ребенок, ищущий удовольствий на ранних стадиях, уступает место более зрелой форме удовлетворения.Забота об удовольствии других начинает формировать направление психосексуального развития, и теперь ребенок открыт для обучения тому, как участвовать во взаимно удовлетворяющих любовных отношениях.
Фрейд никогда не предполагал, что все люди достигают этой точки полной зрелости. Это скорее идеал, к чему нужно стремиться, проект всей жизни. Но если кому-то это не удается (по крайней мере, частично), он может легко вернуться к эгоистичному фаллизму, который, кажется, вызывает в воображении образы эгоистичного любовника, который не заботится об удовольствии своего партнера: до тех пор, пока он получает то, что хочет, он в порядке.
Об этой статье
Эта статья из книги:
- Психология для чайников ,
Об авторе книги:
Адам Кэш — клинический психолог, работавший в различных учреждениях, включая судебно-медицинские учреждения и поликлиники. Он преподавал психологию как в колледже, так и в университете. В настоящее время занимается частной практикой, специализируясь на психологической оценке, детской психологии и нарушениях развития нервной системы.
Этот артикул находится в категории:
- Общая психология ,
Психосексуальное развитие
Фрейд выдвинул теорию развития личности, основанную на эффектах
влечения к сексуальному удовольствию в индивидуальной психике. В определенных точках
в процессе развития, утверждал он, одна часть тела особенно
чувствителен к сексуальной, эротической стимуляции. Эти эрогенных зон являются
рта, ануса и половых органов. либидо ребенка
сосредотачивается на поведении, влияющем на основную эрогенную зону его возраста; он не может
сосредоточиться на первичной эрогенной зоне следующего этапа, не решая
конфликт развития непосредственного.
У ребенка на данной стадии развития есть определенные нужды и требования, например потребность грудного ребенка в кормлении грудью. Разочарование возникает, когда эти потребности не удовлетворяются; Излишнее баловство проистекает из такого обильного удовлетворения этих потребностей, что ребенок не хочет выходить за пределы сцены. И фрустрация, и чрезмерное потакание своим желаниям навсегда запирают некоторую часть либидо ребенка на той стадии, на которой они возникают; оба приводят к фиксации . Если ребенок нормально проходит стадии, разрешая каждый конфликт и двигаясь дальше, то на каждой стадии развития остается мало либидо. Но если он фиксируется на определенной стадии, то метод получения удовлетворения, характерный для этой стадии, будет доминировать и воздействовать на его взрослую личность.
Оральная стадия
Оральная стадия начинается с рождения, когда полость рта является основным фокусом либидальной энергии. Ребенок, конечно, занят кормлением грудью, удовольствием сосать и брать в рот. Оральный персонаж , расстроенный на этом этапе, чья мать отказалась кормить его грудью по требованию или рано прервал сеансы кормления, характеризуется пессимизмом, завистью, подозрительностью и сарказмом. Избалованный оральный характер, чьи потребности в кормлении грудью всегда и часто чрезмерно удовлетворялись, оптимистичен, доверчив и полон восхищения окружающими. Стадия достигает кульминации в первичном конфликте отлучения от груди, который лишает ребенка чувственных удовольствий от кормления грудью и психологического удовольствия от заботы, материнства и удержания. Стадия длится примерно полтора года.
Анальная стадия
В полтора года ребенок вступает в анальную стадию. С появлением
от приучения к туалету возникает одержимость ребенка эрогенной зоной
заднего прохода и с задержкой или изгнанием каловых масс. Это представляет собой классический
конфликт между ид, который получает удовольствие
от изгнания телесных отходов, и эго
и суперэго, которые представляют практическое
и давление со стороны общества, направленное на контроль функций организма. Ребенок знакомится с
конфликт между требованиями родителей и желаниями и физическими возможностями ребенка
одним из двух способов: либо он сопротивляется, либо просто отказывается идти.
ребенок, который хочет драться, получает удовольствие от злонамеренных выделений, может быть, просто
до или сразу после того, как их посадили в туалет. Если родители слишком снисходительны
и ребенок умудряется получать удовольствие и успех от этого изгнания, это
приведет к образованию анальный выталкивающий персонаж . Этот персонаж
обычно грязный, неорганизованный, безрассудный, небрежный и дерзкий. Наоборот,
ребенок может предпочесть сохранить фекалии, тем самым наплевав на своих родителей, наслаждаясь
приятное давление скопившихся фекалий на его кишечник. Если эта тактика
преуспевает, и ребенок балуется, он разовьется в анального ретентива
персонаж . Этот характер аккуратный, точный, аккуратный, осторожный, скупой, сдержанный,
упрямый, дотошный и пассивно-агрессивный. Разрешение анальной стадии,
правильное приучение к туалету постоянно влияет на индивидуальную склонность к обладанию
и отношение к власти. Этот этап длится от полутора до двух
годы.
Фаллическая стадия
Фаллическая стадия является местом для величайшего, наиболее важного сексуального конфликта в модели развития Фрейда. На этом этапе эрогенной зоной ребенка является область гениталий. По мере того, как ребенок начинает больше интересоваться своими гениталиями и гениталиями других, возникает конфликт. Конфликт, обозначенный как Эдипов комплекс ( Комплекс Электры у женщин), связан с бессознательным желанием ребенка завладеть родителем противоположного пола и устранить однополого.
У молодого мужчины Эдипов конфликт проистекает из его естественной любви к матери, любви, которая становится сексуальной по мере того, как его либидная энергия переходит из анальной области в его гениталии. К несчастью для мальчика, на пути этой любви стоит его отец. Поэтому мальчик испытывает агрессию и зависть к этому сопернику, своему отцу, а также испытывает страх, что отец нанесет ему ответный удар. Поскольку мальчик заметил, что у женщин, в частности у его матери, нет пенисов, его поразил сильный страх, что отец тоже удалит его пенис. Беспокойство усугубляется угрозами и дисциплиной, которым он подвергается, когда его родители застают его за мастурбацией. это кастрационная тревога опережает его желание матери, поэтому он подавляет это желание. Более того, хотя мальчик понимает, что, хотя он не может обладать своей матерью, потому что это делает его отец, он может опосредованно владеть ею, идентифицируясь со своим отцом и становясь настолько похожим на него, насколько это возможно: эта идентификация внушает мальчику его соответствующую сексуальную роль в жизни. . Длительным следом эдипова конфликта является суперэго, голос отца внутри мальчика. Разрешив таким образом свою кровосмесительную загадку, мальчик переходит в латентный период , период либидного покоя.
О комплексе Электры Фрейд высказался более расплывчато. Комплекс коренится в том, что маленькая девочка обнаружила, что у нее, как и у ее матери и всех других женщин, отсутствует пенис, которым обладают ее отец и другие мужчины. Затем ее любовь к отцу становится одновременно эротической и завистливой, поскольку она жаждет собственного пениса. Она начинает обвинять свою мать в предполагаемой кастрации и поражена завистью к пенису , очевидным аналогом кастрационной тревоги мальчика. Разрешение комплекса Электры гораздо менее четкое, чем разрешение Эдипова комплекса у мужчин; Фрейд утверждал, что разрешение приходит намного позже и никогда не бывает по-настоящему полным. Точно так же, как мальчик усваивает свою сексуальную роль, отождествляя себя с отцом, так и девочка усваивает свою роль, отождествляясь со своей матерью в попытке опосредованно обладать отцом. При окончательном разрешении конфликта девочка переходит в латентный период, хотя Фрейд подразумевает, что она всегда остается слегка зацикленной на фаллической стадии.
Фиксация на фаллической стадии развивает фаллический характер , безрассудный, решительный, самоуверенный и нарциссический — чрезмерно тщеславный и гордый. Неурегулированность конфликта также может стать причиной боязни или неспособности человека к близкой любви; Фрейд также постулировал, что фиксация может быть основной причиной гомосексуализма.
Латентный период
Разрешение фаллической стадии ведет к латентному периоду, который является не психосексуальной стадией развития, а периодом, когда сексуальное влечение дремлет. Фрейд рассматривал латентный период как период беспрецедентного подавления сексуальных желаний и эрогенных импульсов. В течение латентного периода дети направляют эту подавленную либидную энергию на асексуальные занятия, такие как школа, спорт и однополая дружба.