Определение научная психология: Научная психология, научный подход в психологии

Определение научная психология: Научная психология, научный подход в психологии

Научная психология, научный подход в психологии

01 января 2006 г., 03:45

Научная психология — психология, реализующая научный подход, ориентированная на научный тип мышления и научные знания. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдением и организованным экспериментом.

Научная психология существует в различных видах: теоретическая и практическая, фундаментальная и прикладная, академическая и нет.

За пределами научной психологии находятся житейская психология, а также психология чудесного, включаюшая в себя паранормальные явления, эзотерику, магию и мистику. Все разговоры о высших силах и установлении контакта с дружественной Вселенной, о «родовом поле» и чакрах, о приметах и Вселенских Законах развития личности или семьи к научной психологии не относятся. Как правило, вне научной психологии поиски своего предназначения и надежды на интуицию…

Достаточно спорным является вопрос о гуманитарной психологии: считать ли ее разновидностью научного подхода.

Часть исследователей относят ее к науке, подразделяя научную психологию на естественно-научную и гуманитарную психологию, другие относят ее скорее к области искусства — то есть к важной и востребованной области человеческой жизни, однако лежащей за пределами собственно науки.

  • Научность
  • Автор Н.И. Козлов
  • Психология для профи

Комментарии (1):

Гость, 12 мая 2014 г., 04:11

Полезный сайт.

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.

Гуманитарный и естественнонаучный подход в психологии

Два основных подхода в психологии вообще и практической психологии в частности, это естественно-научный и гуманитарный подход. 

2Подробнее

19 сент. 2018 г.

Научный стиль мышления и психология

С чего начинается НАУКА?

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Нужна ли научность практической психологии

В синтон-подходе научное мировоззрение является обязательной основой, однако многие психологи, прекрасные профессионалы и практики, к требованию научности относятся философски: на их взгляд, в практической психологии научность не является очень востребованной вещью. Их позицию можно обозначить следующим образом: «Кому-то нужна опора на факты, логическая непротиворечивость, воспроизводимость результатов и прочая научность — пусть об этом и заботятся.

6Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психология чудесного

Психология чудесного — психология, признающая чудеса не как субъективное переживание, а как часть реальности. Это область психологии, включаюшая в себя паранормальные явления, эзотерику, магию и мистику.

1Подробнее

01 янв. 2010 г.

Психология теоретическая и практическая

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Житейская и научная психология

Житейский опыт, житейская психология — база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется. Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны.

2Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа

Популярные статьи:

  • Как решить вопрос с сексом раз и навсегда
  • Вербальное общение
  • Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Вопросник Основы семейного договора

Хиты недели:

  • Как решить вопрос с сексом раз и навсегда
  • Вербальное общение
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
  • На вас обиделись: как реагировать?

примеры, сходства и различия, взаимосвязь

Психология выделилась как самостоятельная наука в середине XIX века. Но возникает вполне логичный вопрос: разве до этого не существовало психологических феноменов типа стресса и неврозов, разве люди не общались и не конфликтовали, разве не было личных проблем. Были. Но носило это характер народной мудрости, наблюдений. До научной психологии была житейская.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое житейская психология
  • 2 Что такое научная психология
  • 3 Различия житейской и научной психологии
  • 4 Сходство научной и житейской психологии

Что такое житейская психология

Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.

Источники житейской психологии:

  • повседневное общение и взаимодействие;
  • совместная деятельность;
  • люди, которые встречаются на жизненном пути.

Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.

Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие.

Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».

Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».

Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.

Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Различия житейской и научной психологии

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

  1. Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
  2. Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
  3. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
  4. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
  5. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
  6. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Сходство научной и житейской психологии

Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.

Как выглядит объединение научной и житейской психологии:

  • Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
  • Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
  • Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).

Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.

Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды.

Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.

Психология | Определение, история, поля, методы и факты

Уильям Джеймс

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд Луиза Бейтс Эймс Уильям Джеймс Леон Фестингер Стэнли Милгрэм
Похожие темы:
психологическое тестирование теория обучения социальная психология когнитивная наука эволюционная психология

Посмотреть весь связанный контент →

психология , научная дисциплина, изучающая психические состояния, процессы и поведение людей и других животных.

Дисциплина психологии в целом делится на две части: большая профессия практиков и меньшая, но растущая наука о разуме, мозге и социальном поведении. У них разные цели, обучение и практика, но некоторые психологи объединяют их.

(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)

Ранняя история

В западной культуре вклад в развитие психологии вносили представители многих областей, начиная с таких философов, как Платон и Аристотель. Гиппократ философствовал об основных человеческих темпераментах (например, холерик, сангвиник, меланхолик) и связанных с ними чертах. Информированный биологией своего времени, он предположил, что физические качества, такие как желтая желчь или слишком много крови, могут лежать в основе различий в темпераменте (9).0027 см. также

юмор). Аристотель постулировал, что мозг является вместилищем рационального человеческого ума, а в 17 веке Рене Декарт утверждал, что разум дает людям способности к мышлению и сознанию: разум «решает», а тело выполняет решение — дуалистический разум. раскол тела, над преодолением которого до сих пор работает современная психологическая наука. Двумя фигурами, которые помогли основать психологию как формальную дисциплину и науку в 19 веке, были Вильгельм Вундт в Германии и Уильям Джеймс в Соединенных Штатах. Джеймса Принципы психологии (1890 г.) определили психологию как науку о психической жизни и обеспечили проницательные обсуждения тем и проблем, которые столетие спустя предвосхитили большую часть программы исследований в этой области.

Тест «Британника»

Тест «Введение в психологию»

Однако в первой половине 20 века бихевиоризм доминировал в большей части американской академической психологии. В 1913 г. Джон Б. Уотсон, один из влиятельных основоположников бихевиоризма, призывал полагаться только на объективно измеримые действия и условия, эффективно удаляя изучение сознания из психологии. Он утверждал, что психология как наука должна иметь дело исключительно с непосредственно наблюдаемым поведением низших животных, а также людей, подчеркивал важность поощрения только желаемого поведения при воспитании детей и опирался на принципы обучения с помощью классического обусловливания (основанного на исследованиях собак, проведенных русского физиолога Ивана Павлова и, таким образом, известного как павловское обусловливание). В Соединенных Штатах большинство факультетов психологии университетов посвятили себя превращению психологии из философии в строгую эмпирическую науку.

Бихевиоризм

Начиная с 1930-х годов бихевиоризм процветал в Соединенных Штатах, и Б. Ф. Скиннер лидировал в демонстрации силы оперантного обусловливания посредством подкрепления. Бихевиористы в университетских условиях проводили эксперименты над условиями, контролирующими обучение и «формирование» поведения посредством подкрепления, обычно работая с лабораторными животными, такими как крысы и голуби. Скиннер и его последователи явно исключили ментальную жизнь, рассматривая человеческий разум как непроницаемый «черный ящик», открытый только для догадок и спекулятивных вымыслов. Их работа показала, что на социальное поведение легко воздействовать, манипулируя определенными непредвиденными обстоятельствами и изменяя последствия или подкрепление (награды), к которым приводит поведение в различных ситуациях. Изменения в этих последствиях могут изменить поведение в предсказуемых паттернах стимул-реакция (S-R). Точно так же широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, может быть приобретен посредством процессов обусловливания и может быть изменен путем применения тех же принципов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Фрейд и его последователи

В то же время, в любопытном сопоставлении, психоаналитические теории и терапевтические практики, разработанные врачом, получившим образование в Вене, Зигмундом Фрейдом и его многочисленными учениками, начиная с начала 20-го века и сохраняясь на протяжении многих десятилетий. — подрывали традиционный взгляд на человеческую природу как на нечто рациональное. Теория Фрейда сделала разум второстепенным: для Фрейда бессознательное и его часто социально неприемлемые иррациональные мотивы и желания, особенно сексуальные и агрессивные, были движущей силой, лежащей в основе большей части человеческого поведения и психических заболеваний. Превращение бессознательного в сознательное стало терапевтической целью клиницистов, работающих в этих рамках.

Фрейд предположил, что многое из того, что люди чувствуют, думают и делают, находится вне осознания, самозащиты в своих мотивах и бессознательно детерминировано. Многое из этого также отражает конфликты, зародившиеся в раннем детстве, которые проявляются в виде сложных паттернов, казалось бы, парадоксального поведения и симптомов. Его последователи, эго-психологи, подчеркивали важность функций и когнитивных процессов высшего порядка (например, компетентностной мотивации, способности к саморегуляции), а также механизмов психологической защиты человека. Они также переключили свое внимание на роль межличностных отношений и надежной привязанности в психическом здоровье и адаптивном функционировании, и они стали пионерами в анализе этих процессов в клинических условиях.

После Второй мировой войны и Sputnik

После Второй мировой войны американская психология, особенно клиническая психология, превратилась в самостоятельную существенную область, отчасти в ответ на потребности вернувшихся ветеранов. Дальнейшему развитию психологии как науки способствовал запуск спутника в 1957 году и начало российско-американской космической гонки на Луну. В рамках этой гонки правительство США способствовало развитию науки. Впервые стало доступным массивное федеральное финансирование как для поддержки поведенческих исследований, так и для подготовки выпускников. Психология стала как процветающей профессией практиков, так и научной дисциплиной, которая исследовала все аспекты человеческого социального поведения, развития детей и индивидуальных различий, а также области психологии животных, ощущений, восприятия, памяти и обучения.

Обучение клинической психологии находилось под сильным влиянием психологии Фрейда и ее ответвлений. Но некоторые клинические исследователи, работающие как с нормальными, так и с нарушенными популяциями, начали разрабатывать и применять методы, фокусирующиеся на условиях обучения, которые влияют на социальное поведение и контролируют его. Это движение поведенческой терапии анализировало проблемное поведение (например, агрессивность, причудливые модели речи, курение, реакцию страха) с точки зрения наблюдаемых событий и условий, которые, по-видимому, влияли на проблемное поведение человека. Поведенческие подходы привели к инновациям в терапии, работая над изменением проблемного поведения не посредством понимания, осознания или раскрытия бессознательных мотивов, а путем обращения к самому поведению. Бихевиористы пытались напрямую изменить неадаптивное поведение, исследуя условия, контролирующие текущие проблемы человека, а не их возможные исторические корни. Они также намеревались показать, что такие попытки могут быть успешными без замещения симптомов, предсказанного теорией Фрейда. Фрейдисты считали, что за устранением проблемного поведения сразу же последуют новые и более серьезные проблемы. Поведенческие терапевты показали, что это не всегда так.

Чтобы приступить к изучению роли генетики в личности и социальном развитии, психологи сравнили сходство в характерах людей с одинаковыми генами или в одной среде. В исследованиях близнецов сравнивали монозиготных (идентичных) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов, выросших либо в одной, либо в разных средах. В целом эти исследования продемонстрировали важную роль наследственности в широком спектре человеческих характеристик и черт, таких как черты интроверта и экстраверта, и показали, что биолого-генетическое влияние было намного больше, чем предполагал ранний бихевиоризм. В то же время стало ясно и то, что то, как такие диспозиции выражаются в поведении, существенно зависит от взаимодействия со средой в ходе развития, начиная с внутриутробного развития.

Эволюционная психология | Британника

Похожие темы:
эволюция психология

См. весь связанный контент →

эволюционная психология , изучение поведения, мышления и чувств через призму эволюционной биологии. Эволюционные психологи предполагают, что любое человеческое поведение отражает влияние физических и психологических предрасположенностей, которые помогали человеческим предкам выживать и размножаться. С эволюционной точки зрения, мозг и тело любого животного состоят из механизмов, предназначенных для совместной работы, чтобы способствовать успеху в среде, с которой обычно сталкивались предки этого животного. Таким образом, косатка, хотя и отдаленно связанная с коровой, не справится с коровьим мозгом, поскольку косатке нужен мозг, предназначенный для управления телом, которое выслеживает добычу в океане, а не поедает траву на лугу. Точно так же летучая мышь, хотя тоже млекопитающее, нуждается в мозге, предназначенном для управления крошечным телом, которое летает и ловит насекомых на высокой скорости в темноте. Психологи-эволюционисты спрашивают: каковы последствия истории эволюции человека (например, жизни во всеядных и иерархических группах приматов, населенных родственниками) для устройства человеческого разума?

История и предыстория

Сам Чарльз Дарвин, возможно, заслуживает звания первого психолога-эволюциониста, поскольку его наблюдения заложили основу для области исследований, которая возникла более века спустя. В 1873 году он утверждал, что человеческие эмоциональные выражения, вероятно, развивались так же, как и физические черты (такие как противопоставление больших пальцев и вертикальное положение). Дарвин предполагал, что эмоциональные выражения выполняют очень полезную функцию общения с другими представителями своего вида. Сердитое выражение лица сигнализирует о готовности к драке, но оставляет наблюдателю возможность отступить, не причиняя вреда ни одному животному. Взгляд Дарвина оказал глубокое влияние на раннее развитие психологии.

В 1890 году в классическом тексте Уильяма Джеймса Принципы психологии использовался термин эволюционная психология , и Джеймс утверждал, что многие виды человеческого поведения отражают действие инстинктов (унаследованных предрасположенностей реагировать на определенные стимулы адаптивным образом). Типичным инстинктом для Джеймса было чихание, предрасположенность реагировать быстрым потоком воздуха, чтобы убрать носовой раздражитель.

В 1908 году Уильям Макдугалл использовал эту точку зрения в своем классическом учебнике 9.0027 Введение в социальную психологию . Макдугалл считал, что многие важные социальные модели поведения мотивируются инстинктами, но он рассматривал инстинкты как сложные программы, в которых определенные стимулы (например, социальные препятствия) приводят к определенным эмоциональным состояниям (например, гневу), которые, в свою очередь, повышают вероятность определенных действий (например, , агрессия).

Взгляд Макдугалла на социальное поведение как на инстинктивное начало утратил популярность, когда бихевиоризм стал доминировать в 19 веке.20 с. Согласно бихевиористской точке зрения, отстаиваемой Джоном Б. Уотсоном (который публично обсуждал Макдугалла), разум — это в основном чистый лист, а поведение почти полностью определяется опытом после рождения. Антропологические наблюдения 20-го века также внесли свой вклад в точку зрения с чистого листа. Антропологи сообщили о совершенно иных социальных нормах в других культурах, и многие социологи совершили логическую ошибку, предположив, что широкое межкультурное разнообразие не должно означать никаких ограничений на человеческую природу.

Точка зрения с чистого листа начала разрушаться перед лицом многочисленных эмпирических открытий во второй половине 20-го века. Более внимательный взгляд на кросс-культурные исследования выявил доказательства универсальных предпочтений и предубеждений среди людей. Например, мужчин во всем мире привлекают женщины в годы пика фертильности, в то время как женщины чаще всего предпочитают мужчин, которые могут предоставить ресурсы (что часто выражается в мужчинах старшего возраста). В качестве другого примера, мужчины в более чем 90 процентов других видов млекопитающих не дают потомству никаких ресурсов, однако во всех человеческих культурах существуют долгосрочные отношения сотрудничества между отцами и матерями, в которых самцы вносят свой вклад в потомство. Если рассматривать эти общие модели человеческого поведения с еще более широкой сравнительной точки зрения, они отражают мощные принципы, которые широко применяются во всем царстве животных. Например, вклад отцов с большей вероятностью можно обнаружить у альтрициальных видов (имеющих беспомощное потомство, таких как птицы и люди), чем у ранних видов (чьи детеныши подвижны при рождении, такие как козы и многие другие млекопитающие).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Современная эволюционная психология

Эволюционная психология, возникшая в конце 1980-х годов, представляет собой синтез достижений в нескольких различных областях, включая этологию, когнитивную психологию, эволюционную биологию, антропологию и социальную психологию. В основе эволюционной психологии лежит дарвиновская теория эволюции путем естественного отбора. Теория Дарвина прояснила, как физические особенности животного могут формироваться в соответствии с требованиями повторяющихся проблем, возникающих в окружающей среде. Тюлени более тесно связаны с собаками, чем с дельфинами, но тюлени и дельфины имеют несколько общих физических черт, сформированных общими проблемами водной жизни (где плавники и обтекаемая форма тела помогают поймать свой обед и уменьшают вероятность стать обедом для водного хищника). . Помимо явных физических особенностей, созданных естественным отбором, животные также наследуют центральную нервную систему, предназначенную для формирования поведения, необходимого для управления этим телом. Поведенческие наклонности летучей мыши плохо работали бы в теле дельфина или жирафа, и наоборот.

Зоологи и специалисты по сравнительной психологии открыли множество поведенческих и психологических механизмов, особенно приспособленных к потребностям конкретных видов. Например, собаки используют обоняние для охоты, и, следовательно, у них гораздо больше обонятельных рецепторов, чем у человека, и они в тысячи раз более чувствительны к различным запахам. С другой стороны, люди могут видеть в цвете, а собаки — нет; цветовое зрение может быть полезно для обнаружения спелых фруктов, которые люди едят, а собаки нет. Летучие мыши обладают эхолокационными способностями, позволяющими им создавать мысленный эквивалент сонограммы ночного мира, по которому они должны перемещаться на высокой скорости в поисках пищи, включающей быстро летающих насекомых.

Вдобавок к различиям в сенсорных и перцептивных способностях, естественный отбор благоприятствовал множеству неограниченных предубеждений в обучении и памяти, разработанных для соответствия экологическим требованиям, с которыми сталкивается каждый вид. Например, у крыс плохое зрение, и они полагаются на вкус и запах, чтобы найти пищу ночью. Следовательно, они легко обусловливают вкусовые отвращения к новым вкусам, но не к визуальным раздражителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *