Определение феминизм: Что такое феминизм — в пяти терминах

Определение феминизм: Что такое феминизм — в пяти терминах

Содержание

Что такое феминизм — в пяти терминах

Фото: Marcos Brindicci / Getty Images

Рассказываем, как патриархат вредит экономике, за что сегодня борются феминистки, и почему они так много говорят о гендере

Время на чтение: 4–6 минут

Феминизм

Это политическое движение, цель которого — борьба женщин за равные с мужчинами права.

Термин возник в начале XIX века. Изначально под ним понимали совокупность традиционно женских, феминных черт и противопоставляли мужественности. Ближе к концу XIX столетия появилось слово «феминистка» — так начали называть активисток суфражистского движения, а слово «феминизм» постепенно приобрело привычное нам значение.

В истории феминизма выделяют несколько периодов:

  • Первая волна: конец XIX — середина ХХ века. Активистки первой волны боролись за политическое равноправие и доступ к образованию. В начале 1920-х годов казалось, что все остальные проблемы будут решены, когда к власти придут те кандидаты, за которых проголосуют женщины.
  • Вторая волна: 1960–1990-е годы. К концу 1950-х в Европе и США на первый план вышло не политическое, а бытовое и карьерное равноправие. Идеи второй волны феминизма окончательно оформились с выходом книги Симоны де Бовуар «Второй пол». В своей книге она пишет: «Женственности и женской природы не существует — это лишь культурные установки, которым нас заставляют следовать». По мнению Бовуар, девочек с детства приучают к мысли, что есть некая «иерархия полов», где им отведено второе место.
  • Третья волна: 1990–2008 годы. На повестку вышли проблемы сексуальной и гендерной идентичности. Выделились сразу несколько новых течений, самыми заметными из которых стали интерсекциональный и радикальный феминизм.
  • Четвертая волна: с 2008 года по настоящее время. Современный феминизм ушел в онлайн. Основной площадкой для активизма стали социальные сети, а к обсуждаемым проблемам добавился бодипозитив и харассмент. Поскольку четвертая волна во многом похожа на третью, не все выделяют ее как новый виток развития женского движения.

Гендер

Важно различать понятия «пола» и «гендера». Пол — набор врожденных биологических характеристик, которые отличают мужчин от женщин. Биологический пол определяют по первичным и вторичным половым признакам — в основном к ним относятся видимые отличия в гениталиях.

Гендер же — это набор социальных норм, которые не являются врожденными и существуют только в рамках культуры. Например, женщина — «хранительница очага», а мужчина — «добытчик», которому к тому же нельзя плакать. Вокруг гендера сформировалось множество стереотипов. Некоторые считают, что женщины хуже мужчин справляются с решением логических задач, а мужчины с рождения интересуются техникой. На самом деле это не так, и нейробиологи давно опровергли популярные гендерные стереотипы.

Если биологический пол совпадает с внутренним самоощущением и человек принимает предписываемую гендерную роль, его называют цисгендером (то есть, «по эту сторону» гендера). Но это не единственный вариант. Например, есть интерсекс-люди — те, чьи первичные или вторичные половые признаки не вписываются в стандартные представления о мужском или женском теле. Например, форма гениталий может быть мужской, а репродуктивная система — женской. Кроме того набор хромосом у интерсекс-человека может отличаться от типичных XY для мужчин и ХХ для женщин. В норме возможны вариации XХY, XХYY и другие. Из-за этого «генитальный пол», который определяют акушеры по внешним признакам, может отличаться от хромосомного или гормонального.

Интерсекциональный феминизм

Это направление феминизма, в основе которого лежит интерсекциональность. Эта социологическая теория предполагает, что человек может подвергаться дискриминации по нескольким критериям одновременно и такая дискриминация будет более сильной. Например, белую цисгендерную женщину будут угнетать только на основе пола. А чернокожая транс-персона вдобавок столкнется с расизмом и трансфобией. Поэтому невозможно добиться равноправия, если отстаивать только права женщин. Необходимо также бороться с другими проявлениями дискриминации — гомофобией, расизмом, экономической дискриминацией.

Создательницей интерсекциональной теории считают Кимберли Креншоу — юристку, защитницу гражданских прав, философа. Хотя интерсекциональные идеи обсуждались еще с конца XIX века, именно Креншоу первой занялась научным обоснованием концепции и дала ей название в 1989 году.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм (часто используют сокращенный вариант — радфем) рассматривает общество как патриархальную систему, где мужчины систематически угнетают женщин.

По мнению радфем, в патриархате мужчинам по умолчанию принадлежат власть и экономические привилегии. С помощью социальных институтов мужчины держат женщин в подчиненном положении и контролируют их сексуальность.

Поскольку патриархат основан на общности мужчин, радфем видит женское единство наиболее эффективным способом борьбы с угнетением. Некоторые радикальные представительницы движения считают, что освобождение возможно только в изоляции от мужчин.

Также в отличие от интерсекциональных, радикальные феминистки считают, что поскольку ребенок неизбежно проходит гендерную социализацию, то в одной культуре все люди одного пола сталкиваются с похожими проблемами в процессе взросления. Девочек одевают в розовое, хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию. Поэтому, пока существует сексизм как наиболее фундаментальная форма угнетения, радфем концентрируются только на женщинах, оставляя прочие проблемы с равенством другим активистам — например ЛГБТ+ или Black Lives Matter.

Стеклянный потолок

Это барьер, который мешает женщинам двигаться в карьере выше определенных позиций и строится на основе гендерных стереотипов. По данным Всемирного банка, стеклянный потолок — одна из главных проблем российских женщин, наряду с домашним насилием и домогательствами. В 2021 году Россия заняла 129-е из 190 мест в рейтинге гендерного равенства. Соседи по рейтингу — Бурунди и Уганда.

Предвзятое отношение к женщинам на работе негативно влияет на экономику. Согласно исследованию McKinsey от 2015 года, к 2025-му глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства. Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания инновациям, поэтому гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%.

Что такое феминизм на самом деле — история, современность, мифы

Одного слова «феминизм» в разговоре бывает достаточно, чтобы разжечь дискуссию. РБК Тренды разбираются, почему женщинам понадобилось собственное политическое движение и с чем борются современные феминистки

Что такое феминизм?

У феминизма, как и у других обширных явлений, есть несколько пластов толкования. Во-первых, феминизм — это политическое движение, связанное с борьбой женщин за равноправие. Феминистки борются с дискриминацией женщин и доминированием мужчин в обществе. Во-вторых, феминизм — это еще и интеллектуальное движение, течение в философии, которое по содержанию во много раз превосходит классический политический феминизм.

Символ феминистского движения, как знак борьбы и сопротивления, — поднятый сжатый кулак, заключенный в зеркало Венеры, являющееся метафорой женского начала. Цвет фона — лиловый — традиционный для феминизма: его образуют принятые в обществе «гендерные» цвета — розовый и голубой.

История феминизма: от права голоса к борьбе с харассментом

Термин «феминизм» появился более 200 лет назад благодаря мужчине, французскому философу Шарлю Фурье, считавшему, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Правда, в публицистике конца XVIII под феминизмом понималась всего лишь совокупность черт и качеств, присущих женщине, ее «феминной» натуре. Например, скромность, заботливость, нежность. В том смысле, в котором мы понимаем его сейчас, слово «феминизм» вошло в обиход лишь 100 лет назад, хотя «околофеминистические» идеи существовали в западном обществе задолго до наших дней. К ним ученые предпочитают применять понятие «протофеминизм», поскольку эти течения предвосхитили появление феминизма как такового. Например, в труде Платона «Государство» уточняется, что правителем народа может быть не только мужчина, но и женщина.

Отдельные голоса женщин, выступающих за равноправие полов, становятся слышны в конце XVIII — начале XIX веков. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов», — писала своему мужу, второму президенту США, Абигейл Смит Адамс, считающаяся первой американской феминисткой. В Великобритании в это время с трактатом «Защита прав женщины» в полемику с Жан-Жаком Руссо вступает Мэри Уолстонкрафт. Как автор манифеста она рассуждает о том, насколько роль женщины недооценена в обществе, и вызывает скандал лозунгом о том, что женщина сама может распоряжаться своей судьбой. О том, что идеи Уолстонкрафт на тот момент в обществе приняли как абсурдные, говорит эссе кембриджского философа Томаса Тейлора «О защите прав животных», которое пародирует публичное высказывание феминистки. Автор приравнивает признание равноправия между мужчиной и женщиной предоставлению прав и свобод кошкам, собакам и лошадям.

В этом контексте невозможно не вспомнить другие значимые труды: «Декларацию прав женщины и гражданки» Олимпии Де Гуж, выступления члена Британского парламента Джона Стюарта Милля и его эссе «О подчинении женщин», феминистские идеи Гарриет Тейлор-Милль — все они подтолкнули женщин к реальным действиям.

О том, как развивалось движение феминисток, говорят так называемые «волны», которые «накрывали» общество в XX веке и продолжают это делать в XXI веке. Сейчас ученые выделяют три или четыре волны феминизма.

Первая волна феминизма: борьба за избирательные права (1890–1920-е годы)

Несмотря на долгое неприятие феминистических идей, в конце XIX века на фоне участившихся случаев недовольства женщин своим положением в обществе, в Великобритании и США возникает суфражистское движение (от латинского слова suffragium — избирательное право). Возглавила его Эммелин Панкхерст, которую активно поддерживал ее муж-адвокат Ричард Панкхерст. Суфражистки боролись за избирательные права женщин — причем не только легальными и мирными способами (с помощью митингов, демонстраций, выступлений), но и «экстремальными» — голодовками, забастовками, битьем витрин и поджогами. На суфражисток обрушилась волна критики. Часто активистки попадали под стражу, публично голодали, подрывая свое здоровье, и небольшими шагами приближались к своей цели. Именно в это время зародился миф о том, что борьба за свои политические права — удел некрасивых женщин, несчастливых в любви и браке. В газетах суфражисток изображали неряшливыми старыми девами, что в корне не соответствовало действительности. Большинство лидеров суфражистского движения не только были замужем за видными деятелями, имели их поддержку, но и выглядели элегантно, чтобы привлекать внимание к своим взглядам и «вербовать» новых сторонниц.

В это время в России избирательное право было недоступно не только женщинам. Даже с появлением парламента в 1906 году батраки, солдаты, матросы, молодежь до 25 лет, представители нацменьшинств — все были за бортом всеобщего голосования. Поэтому сначала женское движение выступило за образование, а потом, переняв опыт суфражисток, и за избирательные права.

В 1906 году первыми во всей континентальной Европе право избирать получили женщины в Финляндии (тогда части Российской империи), в 1917 году — в Российской республике, только в 1920 году — в США, в 1928 году — в Великобритании. Последними право голоса получили женщины Саудовской Аравии, впервые проголосовавшие в 2015 году.

Вторая волна феминизма: преодоление неравенства в семье и на работе (1960–1980-е годы)

Новый виток развития движения связан с обострением проблем, которые не смогло решить одно лишь избирательное право. Если феминистки начала XX века предполагали, что устроить новый порядок возможно с помощью выборов в госорганы политиков, разделяющих их мнение, то феминистки 1960-х хотят избираться сами и доказывать, что женщины — не люди второго сорта. Ликвидация дискриминации как таковой — вот проблема, которую решали феминистки второй волны.

Ключевым текстом эпохи становится книга Симоны де Бовуар «Второй пол», выпущенная в 1949 году. Замужество, материнство, забота о доме — французская писательница настаивала, что женщина может и должна проявлять себя за пределами «женского мира», навязанного ей мужчинами. Идея о том, что личная жизнь женщины глубоко политизирована и давно зависит от решений, принимаемых «сильным полом», обрела формулировку в лозунге публицистки Кэрол Ханиш «Личное — это политическое». Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» также делает на этом акцент. Она говорит о том, что псевдонаучные теории, реклама, глянцевые журналы укрепили в обществе мнение об «истинной женщине», которой не нужны образование, карьера и политические свободы. Именно это, по мнению писательницы, делает женщину заложницей своего положения: свадьба и роды представляются как главные события в жизни, карьера и амбиции вытесняются на периферию. Феминистки того периода обратили внимание общества на немыслимую до этого аксиому: можно одновременно быть матерью, женой и феминистской.

Вторая волна не добилась поставленных целей в полном объеме: проблемы домашнего насилия, стеклянного потолка, второй смены существуют и сейчас. Однако в середине прошлого века женщины массово вышли на рынок труда и навсегда изменили представление о гендерной политике.

Третья волна феминизма: обозначение проблем гендера и сексуальности (1990–2010-е годы)

В конце XX века активность феминисток снова набирает силу. Задачи второй волны так и остались не решенными, ограничения, навязанные «старым феминизмом», стали неактуальны, появились новые каналы коммуникации и способы донесения своей позиции. Писательница Ребекка Уокер в своей статье о феминизме в 1992 году отмечала: «Я не феминистка пост-феминизма. Я феминистка третьей волны».

В это время феминистки начинают поднимать более «непонятные» для общества темы и сталкиваются с агрессией. Дискуссия выстаивается вокруг понятий «идентичность» и «гендер». Феминистки говорят о том, что важно не только обозначить права мужчин и женщин, но и понять, как конструируются гендерные роли — как становятся мужчинами и женщинами. Здесь же возникает вопрос о том, что могут существовать и другие гендерные роли. Все это пытается описать квир-теория, которая теперь неразрывно связана с феминизмом.

Репродуктивное и сексуальное насилие, объективация, виктимблейминг, упразднение запрещенных для женщин профессий, повышение уровня видимости женщин за счет использования феминитивов, альтернативный взгляд на порнографию и проституцию — все это круг тем, поднимаемых феминистками на стыке веков. Наибольшее внимание в это время привлекает полуподпольное панк-рок движение Riot Grrrl, которое выстраивает эстетику «новой женщины» — освобожденной и наделенной властью. В целом на этом этапе уже довольно трудно говорить о теоретическом единстве идей феминизма.

Четвертая волна феминизма: борьба с сексизмом и интернет-активизм (2010-е — наши дни)

К этому времени большая часть общества уверена, что цели феминизма уже достигнуты, но молодое поколение женщин осознает, что равенство по закону не трансформируется в равенство на практике. Активистки смещают фокус внимания с юридических прав на дискриминацию как таковую, с которой труднее бороться. Сексизм продолжает существовать и мешает женщинам считать себя полноценными членами общества.

Набирает обороты интернет-активизм, благодаря которому становится заметно, как много женщин хотят быть услышанными. Активистка Лаура Бейтс в 2014 году создает проект «Повседневный сексизм» — тысячи женщин рассказали о том, как именно они чувствуют неравноправие на себе. В 2017 году в США началась массовая кампания против сексуального насилия и домогательств #MeToo. Во время нее многие влиятельные мужчины из разных индустрий были обвинены в злоупотреблении властью и сексуальном насилии.

Четвертая волна феминизма является квирной, интерсекциональной, сексуально-позитивной, трансинклюзивной, бодипозитивной и характеризуется хештег-активизмом, борьбой с секзимом, мизогинией и насилием против женщин. В этот период появляется понятие «интерсекциональный феминизм» как идея о том, что разные группы женщин по-разному переживают угнетение, что заметно расширяет борьбу за равноправие.

Виды феминизма

Либеральный феминизм

Этот вид феминизма считают первым из появившихся. Его черты можно увидеть еще в заявлениях феминисток XIX века, особенно в США. Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин: право на образование, развод, владение имуществом, свободные путешествия. Эти вопросы феминистки решают юридически, политически и экономически. Они не стремятся к радикальным переменам, но хотят сделать жизнь женщин лучше через реформы и законотворческую деятельность.

Марксистский феминизм

Идеи этого вида феминизма восходят к обличению «зла капиталистической системы», в которой женщины являются наемными работницами. Яркие представительницы марксистского феминизма прошлого — Клара Цеткин, Лили Браун и Александра Коллонтай. Россия 1920-х годов внесла в это движение большой вклад, став самой прогрессивной страной в плане гендерного равенства: женщины не только могли голосовать, учились грамоте, избавлялись от «кухонного рабства», но и могли выбирать или не выбирать материнство — в стране был декриминализован аборт. Марксистские феминистки отмечают непродуктивность «домашнего рабства» — ради мужчин и быта женщины отказываются от карьеры и образования. Исследование 2016 года показало, что суммарно уборка, готовка, уход за детьми и пожилыми родителями занимает у женщин 23 года — это два десятилетия дополнительной работы, от которой мужчины в основном избавлены.

Социалистический феминизм

Последовательницы этого движения говорят о том, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями — патриархатом, поэтому необходимо менять общество не только экономически, но и социально. Если в марксистском варианте объединение всех женщин было невозможно — этому мешала классовая борьба, то социалистический феминизм не отрицает единства женщин, которое будет опираться на общий опыт.

Радикальный феминизм

Основную проблему общества радикальные феминистки видят в патриархате, господстве мужского над женским. Поскольку патриархальные идеи пронизывают всю систему, ее невозможно реформировать, можно только разрушить. Более того, радикальный феминизм уже не говорит о равноправии полов, выдвигая женщину на первый план, поскольку она обладает уникальный репродуктивной функцией — высшей привилегией. Крайняя форма радикального феминизма — сепарация, то есть отказ от отношений, построенных по патриархальному принципу.

Интерсекциональный феминизм

Интерсек-феминистки говорят о том, что единого женского опыта не существует. Например, белая цисгендерная женщина будет ощущать неравенство только как женщина, а чернокожая лесбиянка будет страдать сразу по трем признакам: из-за гендера, расы и ориентации. Поэтому борьба за права женщин неотделима от борьбы за права представителей ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом и эйблизмом (дискриминацией людей с инвалидностью. — РБК Тренды).

Мужской феминизм

Мужчин, которые разделяют взгляды на феминизм, называют профеминистами. Одним из первых, кто высказался за реальное равноправие женщин и мужчин был вышеупомянутый британский политик Джон Стюарт Милль. Современные феминистки и профеминисты говорят о том, что патриархальное общество вредит не только женщинам, но и самим мужчинам, навязывая им неактуальные установки — токсичную маскулинность. «Бьешь как девчонка», «мужчины не плачут», «настоящий мужчина — добытчик и защитник», «не служил — не мужик» — роль мужчины тоже сводится к ограниченному списку характеристик, в который вписываются далеко не все. Однако некоторые феминистки сомневаются в реальном вкладе мужчин в защиту равноправия, потому что те не обладают женским опытом и в любом случае ничего не теряют — «Рисков нет, а славы много».

С чем борется феминизм сейчас

В современном западном обществе до сих пор сильны гендерные стереотипы: женщинам по-прежнему сложнее, чем мужчине, получить высокооплачиваемую должность, добиться равной с мужчинами оплаты за равный труд тоже пока не удалось. В мире, и в России в частности, все еще существует список запрещенных для женщин профессий (хотя для мужчин такого списка нет). Государство апеллирует к особой заботе о репродуктивном здоровье женщины, и даже если та не планирует иметь детей, то определенные профессии все равно будут для нее закрыты. Некоторые считают, что это не дискриминация, потому что работать дробильщиками колчедана и корчевателями пней женщины и сами не захотят. Однако многие профессии из списка оплачиваются очень высоко.

На рабочем месте женщины зачастую сталкиваются с харассментом и предвзятым отношением. Продолжает процветать репродуктивное насилие, когда всевозможные пролайф-движения оказывают на женщин давление, не давая выбора. Сексуальное насилие, перекладывание вины и чувства стыда на жертву («сама виновата»), принятие дискриминационных законов, все еще ограниченный для многих доступ к образованию — феминизму в XXI веке есть над чем работать.

Мифы о феминизме

Феминизм в основе своей не призывает женщин «свергнуть мужчин», сжечь бюстгальтеры и не брить ноги. Он не является «движением, которое заставляет женщин бросать своих мужей, убивать детей, заниматься колдовством, разрушать капитализм и становиться лесбиянками», как в 1990-х годах утверждал телевизионный евангелист Пэт Робертсон. Современный феминизм не связан с мужененавистничеством: даже самые радикальные феминистки не против мужчин как таковых, а против патриархата. Многие из них счастливы замужем и растят детей, не отрекаясь от идей феминизма.

«Борьба за права женщин слишком часто бывает синонимом мужененавистничества. Я точно знаю, что так быть не должно. Феминизм — это вера в то, что мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности. Это учение о политическом, экономическом и социальном равенстве полов», — с таким заявлением выступила актриса и феминистка Эмма Уотсон, ставшая послом доброй воли ООН в 2014 году.

8 марта — день борьбы или весны

8 марта в современной России ассоциируется с дополнительными выходными, цветами и подарками для женщин, а не с их борьбой за свои права, хотя именно таким был его изначальный смысл.

В 1909 году женщины Нью-Йорка вышли на улицы, чтобы получить право голоса и равную с мужчинами оплату труда. В следующем году Клара Цеткин и Роза Люксембург учредили праздник, который продвигал бы равные права для женщин и стал элементом эмансипации и популяризации уважения к женщинам. Советская власть активно поддерживала женское движение, но уже к 1970-м годам, когда день 8 марта был объявлен выходным, революционные идеи борьбы были вымещены конфетно-букетными поздравлениями. В России XXI века праздник окончательно стал просто Женским днем — по данным ВЦИОМ, только 5% связывают его с эмансипацией. С одной стороны, это может говорить о положительной динамике в достижении равноправия — все меньше женщин считает, что борьба за права необходима, с другой — направленность праздника на воспевание именно «женственности» и «красоты» совершенно не соответствует его духу.

Определение и значение феминизма — Merriam-Webster

фем·​и·​низм ˈfe-mə-ˌni-zəm 

: вера в политическое, экономическое и социальное равенство полов и его защита, выражающаяся, в частности, в организованной деятельности в защиту прав и интересов женщин

феминистский

ˌfe-mə-ˈni-stik

имя прилагательное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Мередит Такс, активистка и писательница второй волны феминизм , умерла в 80 лет. Los Angeles Times , 8 октября 2022 г. Слишком долго балет рассматривался как отдельный мир, место, где меняющиеся социальные нормы, формирующие жизнь и умы молодых людей за пределами танцевальной студии, такие как феминизм и расовая справедливость, перестают действовать. Хлоя Аньял, Glamour , 8 марта 2021 г. Во время этих путешествий Стронг принимает образ каждой из горстки женщин, участвовавших во второй волне 9.0017, феминизм,

, подростку-артисту, мужчине-спортивной крысе. Морин Ли Ленкер, EW.com , 29 сентября 2022 г. Но не так, как Уайльд, который неправильно истолковывает основное духовное несчастье, лежащее в основе феминизма . Армонд Уайт, National Review , 28 сентября 2022 г. Подобные статьи создают скрытую поддержку демонизации трансгендеров под видом феминизм . Сан-Диего Юнион-Трибьюн , 16 сентября 2022 г. В необычном письме, вероятно, 1972 года, которое почти наверняка так и не было отправлено, Бабиц упрекает Дидион в том, что она пряталась за своими различными формами привилегий, чтобы отказаться от
феминизма
. Кевин Деттмар, The Atlantic , 10 августа 2022 г. Большая часть работ Бенджамина также включает в себя темы феминизм . Клэр Рид, Journal Sentinel , 23 июня 2022 г. Многие молодые девушки сегодня знают об истории феминизма и о том, как менялись ожидания от женщин на протяжении истории. Элисса Штраус, CNN , 10 июня 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «феминизм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

см. женскую запись 1

Первое известное использование

1893, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование феминизма было в 1893 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

феминизм

женственный

феминизм

феминистка

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Феминизм.»

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/feminism. По состоянию на 9 ноября 2022 г.

фем·​и·​низм ˈfem-ə-ˌniz-əm 

1

: теория, поддерживающая политическое, экономическое и социальное равенство полов

2

: организованная деятельность в защиту прав и интересов женщин

феминистка

-nəst

существительное или прилагательное

феминистский

ˌfem-ə-ˈnis-tik 

имя прилагательное

Медицинское определение

феминизм

фем·​и·​низм ˈfem-ə-ˌniz-əm 

: Присутствие женских характеристик у мужчин

Подробнее от Merriam-Webster на

феминизм

Nglish: перевод феминизма для испанских колонок

Английский английский: перевод феминизма для арабских дискуссий

9000 4000 4000 4000 4000 40004

Britannica. com: Энциклопедическая статья о феминизме

Последнее обновление: 19 октября 2022 г.

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster полный текст

феминизм | Определение, история, типы, волны, примеры и факты

«В защиту прав женщины» Мэри Уоллстонкрафт: со критикой политических и моральных тем

См. все СМИ

Ключевые люди:
Мэри Маклейн Джойс Банда Джудит Батлер Кэроли Шнееманн Лена Данэм
Похожие темы:
философский феминизм лесбийский феминизм экофеминизм личное политическое теория точки зрения

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое феминизм?

По своей сути феминизм — это вера в полное социальное, экономическое и политическое равенство женщин. Феминизм во многом возник в ответ на западные традиции, ограничивавшие права женщин, но феминистская мысль имеет глобальные проявления и вариации.

Кто были ранние феминистские мыслители и активистки?

В средневековой Франции философ Кристин де Пизан бросила вызов социальным ограничениям в отношении женщин и выступила за женское образование. В Англии 18-го века «» Мэри Уоллстонкрафт «Защита прав женщины » стала основополагающим произведением англоязычной феминистской философии. Феминизм в Соединенных Штатах имел ряд видных активистов в середине-конце 19 века. Среди известных основных активистов были Лукреция Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзан Б. Энтони. Менее распространенные, но столь же важные взгляды исходили от Соджорнер Трут, бывшей порабощенной чернокожей женщины, и Эммы Гольдман, ведущей анархистки страны в конце XIX века.век.

Что такое интерсекциональный феминизм?

Интерсекциональность — это термин, введенный профессором Кимберле Креншоу в 1989 году для описания того, как взаимодействуют различные социальные категории, что иногда приводит к комбинированным эффектам и напряженности. В ее статье на эту тему утверждалось, что дискриминация конкретно чернокожих женщин отличается от общей дискриминации женщин или античерного расизма. Вместо этого он включает в себя уникальный сложный опыт как сексизма, так и расизма. Первоначально использовавшаяся в контексте закона о дискриминации, эта концепция возродилась в 21 веке среди левых активистов, которые расширили интерсекциональность, включив в нее такие категории, как класс и сексуальная ориентация.

Как феминистская политика изменила мир?

Феминизм предоставил западным женщинам более широкие возможности для получения образования, право голоса, защиту от дискриминации на рабочем месте и право принимать личные решения относительно беременности. В некоторых сообществах феминизму также удалось бросить вызов широко распространенным культурным нормам в отношении женщин. За пределами западного мира такие активисты, как Малала Юсуфзай, выдвигали на первый план такие проблемы, как неравный доступ к образованию для женщин.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

феминизм , вера в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Хотя феминизм в основном зародился на Западе, он проявляется во всем мире и представлен различными институтами, приверженными деятельности в защиту прав и интересов женщин.

На протяжении большей части западной истории женщины были ограничены домашней сферой, в то время как общественная жизнь была зарезервирована для мужчин. В средневековой Европе женщинам было отказано в праве владеть имуществом, учиться или участвовать в общественной жизни. В конце 1910 века во Франции все еще заставляли прилюдно покрывать голову, а в некоторых частях Германии муж все еще имел право продать свою жену. Даже в начале 20 века женщины не могли ни голосовать, ни занимать выборные должности в Европе и большей части Соединенных Штатов (где несколько территорий и штатов предоставили женщинам избирательное право задолго до того, как это сделало федеральное правительство). Женщинам запрещалось вести бизнес без представителя-мужчины, будь то отец, брат, муж, законный представитель или даже сын. Замужние женщины не могли осуществлять контроль над своими детьми без разрешения своих мужей. Более того, женщины практически не имели доступа к образованию и были лишены доступа к большинству профессий. В некоторых частях мира такие ограничения для женщин сохраняются и сегодня.

История феминизма

Древний мир

Свидетельств раннего организованного протеста против такого ограниченного статуса мало. В III веке до нашей эры римские женщины заполнили Капитолийский холм и заблокировали все входы на Форум, когда консул Маркус Порций Катон сопротивлялся попыткам отменить законы, ограничивающие использование женщинами дорогих товаров. «Если они победят сейчас, чего они не предпримут?» Катон заплакал. «Как только они станут равными вам, они станут выше вас».

Однако это восстание оказалось исключительным. На протяжении большей части записанной истории только отдельные голоса высказывались против неполноценного положения женщин, предвещая грядущие аргументы. Во Франции конца 14-го и начала 15-го века первый философ-феминистка Кристин де Пизан бросила вызов преобладающему отношению к женщинам, призвав к женскому образованию. Ее мантию позже в том же веке приняла Лаура Серета, венецианка 15-го века, опубликовавшая знакомых эпистолов 9.0018 (1488; «Личные письма»; англ. пер. Собрание писем феминистки эпохи Возрождения ), том писем, посвященных множеству женских жалоб, от отказа в образовании и семейного угнетения до легкомыслия женской одежды.

Защита женщин стала литературным поджанром к концу 16 века, когда был опубликован Il Merito delle donne (1600; Ценность женщин ), феминистский репортаж другого венецианского автора, Модераты Фонте. посмертно. Защитники статус-кво изображали женщин поверхностными и аморальными по своей сути, в то время как зарождающиеся феминистки составляли длинные списки мужественных и успешных женщин и провозглашали, что женщины будут интеллектуально равны мужчинам, если им будет предоставлен равный доступ к образованию.

Так называемые «дебаты о женщинах» не доходили до Англии до конца 16 века, когда памфлетисты и полемисты объединились в битве за истинную природу женственности. После того, как была опубликована серия сатирических статей, высмеивающих женщин, первая памфлетистка-феминистка в Англии, писавшая как Джейн Энгер, ответила Джейн Энгер, Ее защита для женщин (1589). Этот залп мнений продолжался более века, пока другой английский автор, Мэри Эстелл, не выступила с более аргументированным возражением в Серьезное предложение дамам (1694, 1697). В двухтомном труде предлагалось, чтобы женщины, не склонные ни к замужеству, ни к религиозному призванию, основывали светские монастыри, где они могли бы жить, учиться и преподавать.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Голоса феминисток эпохи Возрождения никогда не сливались в связную философию или движение. Это произошло только в эпоху Просвещения, когда женщины стали требовать, чтобы новая реформистская риторика о свободе, равенстве и естественных правах применялась к обоим полам.

Первоначально философы Просвещения сосредоточились на неравенстве социальных классов и каст, исключая пол. Французский философ швейцарского происхождения Жан-Жак Руссо, например, изображал женщин глупыми и легкомысленными существами, рожденными для того, чтобы подчиняться мужчинам. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина, которая определила французское гражданство после революции 1789 года, явно не урегулировала правовой статус женщин.

Женщины-интеллектуалы эпохи Просвещения поспешили указать на отсутствие инклюзивности и ограниченность реформистской риторики. Олимпия де Гуж, известный драматург, опубликовала Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (1791; «Декларация прав женщины и [женщины] гражданина»), объявляющая женщин не только равными мужчине, но и его партнером. В следующем году в Англии была опубликована основополагающая англоязычная феминистская работа Мэри Уоллстонкрафт «: Защита прав женщины » (1792). Оспаривая представление о том, что женщины существуют только для того, чтобы нравиться мужчинам, она предложила предоставить женщинам и мужчинам равные возможности в образовании, работе и политике. Женщины, писала она, по своей природе так же рациональны, как и мужчины. Если они глупы, то только потому, что общество учит их быть неуместными.

Эпоха Просвещения превратилась в эпоху политического брожения, отмеченного революциями во Франции, Германии и Италии и подъемом аболиционизма. В Соединенных Штатах феминистский активизм укоренился, когда женщины-аболиционисты стремились применить концепции свободы и равенства к своим собственным социальным и политическим ситуациям. Их работа привела их к контакту с женщинами-аболиционистками в Англии, которые пришли к тем же выводам. К середине 19 века проблемы, связанные с феминизмом, добавились к шуму социальных изменений, когда идеи стали обмениваться в Европе и Северной Америке.

В первой феминистской статье, которую она осмелилась подписать своим именем, Луиза Отто, немка, она основывалась на работе Шарля Фурье, французского социального теоретика, цитируя его изречение, что «по положению, которое женщины занимают в стране, вы можно увидеть, густой ли воздух штата от грязного тумана или свободный и чистый».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *