Одну из классификаций акцентуаций характера предложил: классификация по Леонгарду и Личко

Одну из классификаций акцентуаций характера предложил: классификация по Леонгарду и Личко

Содержание

классификация по Леонгарду и Личко

Содержание

  • 1 Грань между нормой и патологией
  • 2 Отличия между акцентуацией личности и личностным расстройством
  • 3 Классификация акцентуаций по Леонгарду
  • 4 Классификация акцентуаций по Личко

Грань между нормой и патологией


Стараясь самостоятельно оценить степень своей или чужой адекватности, люди нередко задаются вопросом о том, где проходит грань между нормальной и патологической психикой и поведением. Различные акцентуации характера определяются как крайняя степень клинической нормы на границе с патологией.

Во второй половине прошлого столетия, а именно в 1968 году, немецкий психиатр К. Леонгард ввел понятие «акцентуация». Он определил ее как отклоняющиеся от нормы чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности.

Спустя девять лет, в 1977 году, уже советский ученый А. Е. Личко предложил использовать более точный и узкий термин «акцентуация характера». Именно эти два ученых (К. Леонград и А. Е. Личко) внесли неоценимый вклад в науку психологии, разработав близкие, дополняющие друг друга концепции и классификации акцентуаций.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность определенных черт.
Акцентуация – признак дисгармонии и разбалансировки внутреннего мира человека.

Когда одни черты характера слишком гипертрофированны и ярко выражены, а другие подавлены, личность становится уязвимой перед определенным психогенным воздействием и испытывает трудности поддержания нормального образа жизни.

Чрезмерный акцент и заостренность тех или иных черт характера воспринимается человеком и его окружением как некая психологическая проблема, мешающая жить, и потому ошибочно классифицируется как психическое расстройство.

Отличия между акцентуацией личности и личностным расстройством

  • Влияние на определенную сферу жизни. Акцентуация проявляется в специфических стрессовых и кризисных ситуациях, затрагивающих одну сферу жизни. Расстройство личности затрагивает все сферы жизни человека.
  • Временность. Чаще акцентуация характера проявляется у подростков и изредка во взрослой жизни. Серьезные психические расстройства развиваются и имеют тенденцию к усилению в дальнейшей жизни индивида.
  • Непродолжительность социальной дезадаптации или полное ее отсутствие. Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата индивидом способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Акцентуация, в отличие от расстройства личности, не мешает человеку адаптироваться в обществе и быть полноценным его членом либо «выбивает из колеи» на непродолжительное время.
  • Акцентуация характера может послужить толчком к формированию психопатии лишь в том случае, когда травмирующие факторы и воздействие слишком сильные и продолжительные. Также такое негативное воздействие может спровоцировать острые эмоциональные реакции и нервозы.

Классификация акцентуаций по Леонгарду

Самая первая научная классификация акцентуаций, предложенная немецким ученым К. Леонгардом, также считается и типологией характеров. Она основана на оценке стиля общения индивида с окружающими его людьми.

Краткая характеристика двенадцати типов акцентуаций по К. Леонгарду:

  • Гипертимный – деятельный, оптимистичный, общительный, инициативный, безответственный, конфликтный, раздражительный.
  • Дистимный – серьезный, добросовестный, справедливый, пассивный, медлительный, пессимистичный.
  • Циклоидный – тип, попеременно проявляющий себя как гипертимный и дистимический.
  • Возбудимый – добросовестный, заботливый, неуживчивый, властный, раздражительный, вспыльчивый, ориентированный на инстинкты.
  • Застревающий – целеустремленный, волевой, требовательный, подозрительный, обидчивый, мстительный, ревнивый.
  • Педантичный – неконфликтный, аккуратный, добросовестный, надежный, занудный, нерешительный, формалист.
  • Тревожный – дружелюбный, исполнительный, самокритичный, боязливый, робкий, покорный.
  • Эмотивный – добрый, сострадательный, справедливый, слезливый, чрезмерно ранимый и мягкосердечный.
  • Демонстративный – обходительный, неординарный, харизматичный, самоуверенный, эгоистичный, тщеславный, хвастливый, лицемерный, склонный обманывать.
  • Экзальтированный – эмоциональный, влюбчивый, альтруистичный, непостоянный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  • Экстравертированный – активный, общительный, дружелюбный, легкомысленный, недальновидный, подверженный влиянию извне.
  • Интровертированный – сдержанный, принципиальный, неконфликтный, рассудительный, мало подвержен влиянию извне, замкнутый, упрямый, ригидный.

Классификация акцентуаций по Личко

Особенность классификации акцентуаций характера по А. Е. Личко в том, что советский ученый построил ее на основе результатов наблюдений за отклоняющимся поведением подростков и юношей. Теоретической базой для него послужили работы К. Леонгарда и советского психиатра П. Б. Ганнушкина.

По А. Е. Личко акцентуации характера больше всего проявляются в юном возрасте, позже теряют свою остроту, но могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах.

А. Е. Личко работал с подростками, но не ограничивал область применения своей концепции строго этим возрастным периодом.

Классификация типов акцентуаций характера по А. Е. Личко:

  • Гипертимный

Это сверхактивные, подвижные, общительные, веселые люди. Настроение у них, как правило, всегда приподнятое. В то же время они неусидчивые, недисциплинированные, конфликтные, легко, но поверхностно увлекающиеся, слишком самоуверенные, склонные переоценивать свои способности, хвастливые. Такие люди любят неспокойные компании, азарт и риск.

  • Циклоидный

Гипертимность в этом случае наблюдается на протяжении одной-трех недель, а затем сменяется субдепрессией (неглубокой депрессией). Постоянная смена приподнятого и подавленного настроения и обусловила название этого типа акцентуации.

В периоды подъема настроения такой человек жизнерадостный, инициативный, коммуникабельный. Когда настроение сменяется, проявляется грусть, апатия, раздражительность, стремление к одиночеству. В периоды субдепрессии циклоидный тип очень остро реагирует на критику и незначительные неприятности.

  • Лабильный

Этот тип акцентуации отличается от предыдущего резкой и часто непредсказуемой сменой настроения. Ее может вызвать любая мелочь. Находясь в подавленном состоянии, такие люди ищут поддержку близких людей, не изолируются, а прибегают к помощи, просят о ней, нуждаются в том, чтобы их взбодрили и развлекли.

Лабильная личность чувственная и чувствительная, отношение окружающих ощущается и понимается ею очень тонко. Такие люди ведомые, отзывчивые, добрые, сильно и искренне привязываются к близким и любимым людям.

  • Астеноневротический

Люди этого типа дисциплинированные и ответственные, аккуратисты, но при этом слишком быстро утомляются, особенно, если им приходится заниматься трудной умственной работой или участвовать в соревновании. Акцентуация проявляется как раздражительность, мнительность, капризность, ипохондрия, эмоциональные срывы в случае, когда что-то идет не по плану.

  • Сензитивный

Это очень тонкие, сопереживающие и ранимые люди, они остро чувствуют как радость, так и печаль, страх. Скромные, застенчивые при посторонних, они открыты и общительны с самыми близкими людьми.

К сожалению, эти добрые и отзывчивые люди часто не уверены в себе, страдают от заниженной самооценки и комплекса неполноценности. У сензитивного типа хорошо развито чувство долга, чести, повышены моральные требования и усердие. Они умеют дружить и любить.

  • Психастенический

Это интеллектуально развитые, склонные рассуждать, философствовать, заниматься самоанализом и рефлексией люди. Аккуратность, спокойствие, рассудительность и надежность в их характере сочетается с нерешительностью, боязнью значительной ответственности и высоких требований.

  • Шизоидный

Замкнутые люди, живущие своим внутренним миром, стабильными фантазиями и интересами. Предпочитают одиночество, немногословны, сдержанны, демонстрируют безразличие, непонятны для окружающих и сами плохо понимают чувства других.

  • Эпилептоидный

Это жестокие, властные, себялюбивые и в то же время плаксивые люди, настроение у них практически всегда злобно-тоскливое. Им свойственны такие черты характера: ревнивость, мелочность, скрупулезность, педантизм, формализм, пунктуальность, тщательность, внимательность.

  • Истероидный

Акцентуирован эгоцентризм, наблюдается склонность к театральности, пафосу, завистливости. Такие люди жаждут повышенного внимания к своей персоне, комплиментов, похвалы, восторгов и восхищения, не терпят сравнений не в лучшую сторону. Они активны, общительны, инициативны.

  • Неустойчивый

Это легкомысленные, ленивые и праздные люди, они, как правило, не имеют тяги к учебной или трудовой деятельности, хотят лишь отдыхать и развлекаться, не задумываются о будущем. Неустойчивый тип жаждет абсолютной свободы, не терпит контроля над собой. Такие люди имеют склонность к зависимостям, очень разговорчивы, открыты, услужливы.

  • Конформный

Это люди-приспособленцы, стремящиеся думать и поступать «как все» и в угоду обществу. Такие люди дружелюбны и неконфликтны, но их мышление и поведение ригидное. Конформист может бездумно подчиняться авторитетному лицу или большинству, забывая о человечности и нравственности.

Кроме одиннадцати видов акцентуации, А. Е. Личко выделил две ее степени:

  1. Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы, проявляется при психических травмах, не приводит к дезадаптации.
  2. Явная акцентуация – крайний вариант нормы; акцентуированные черты характера стабильно проявляются в течение всей жизни, даже при отсутствии психических травм.

Классификация акцентуаций А. Е. Личко остается актуальной и популярной в наше время.

Акцентуации характера по Личко: методика, типы, классификация

Содержание

  • 1 Краткая предыстория
  • 2 Понятие глазами ученого
  • 3 Виды
    • 3.1 Гипертимный
    • 3.2 Циклоидный
    • 3.3 Сенситивный
    • 3. 4 Шизоидный
    • 3.5 Конформный
    • 3.6 Психастенический
    • 3.7 Паранойяльный
    • 3.8 Истероидный
    • 3.9 Неустойчивый
    • 3.10 Эмоционально-лабильный
    • 3.11 Эпилептоидный
  • 4 Где используется методика Личко «Акцентуации характера»
    • 4.1 Кому подойдёт тест
    • 4.2 Для чего сформирована типология акцентуаций характера по Личко
  • 5 Опросник

Каждый человек обладает индивидуальными особенностями, специфической, свойственной только ему, манерой поведения, мимикой, речью. Все по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию, не одинаково заводят знакомства и принимают новые обстоятельства. Все эти черты можно объединить в общее понятие – характер. Это тот параметр делает нас непохожими друг на друга. Некоторые его черты носят не совсем положительную интерпретацию и могут даже существенно мешать своему владельцу в процессе жизнедеятельности. Такие особенности врожденные и в жизни могут сглаживаться, притупляться или вовсе исчезать, быть незаметными в ежедневной привычной обстановке. Однако в моменты стресса – возвращаться ярко и заметно. Акцентуация – это сильная выраженность показателей, которые влияют на саму личность, ее поступки и отношение окружающих. В статье я расскажу о типах акцентуации, об особенностях и тонкостях характера по А. Е. Личко и представлю сводную таблицу по каждому из них.

Краткая предыстория

Научное обоснование акцентуированных личностей Леонгарда практически сразу доказало свою правдивость. Однако распространялась она только на зрелых испытуемых. Младшие возрастные группы, не обладая соответствующей базой знаний, не могли отвечать на предложенные вопросы. Соответственно, установить их особенности и тонкости натуры не представлялось возможным.

Поиском решений занялся советский доктор психиатрических наук – А.Е. Личко. Он видоизменил тестирование Леогранда для возможности использования в детской возрастной категории, переработал предложенные типы характера, изменил названия, добавил новые виды. Он счел, что рациональнее всего исследовать яркие особенности юношей и девушек, так как в этот период проявляется личность и ее наклонности. Именно за счет изучения поведенческих проявлений во время взросления и сформировались новые виды, которые не наблюдаются в более зрелом возрасте.

Понятие глазами ученого

Именно Личко был первым, кто предложил ввести термин «акцентуация характера», объясняя свое решение тем, что личность – более обширное определение, включающее манеры, уровень образованности, реакцию на происходящие вокруг события. Тогда как характерные составляющие – это отражение работы центральной нервной системы и узкая характеристика всех поведенческих факторов определенного индивидуума.

Акцентуация личности по Личко – это особенности, которые могут появляться и исчезать в ходе формирования сознания и мышления детей. При этом часть из присущих качеств могут перерастать в психопатии и оставаться навсегда. Путь акцентуационного развития во многом определяет степень выраженности и окружающий социум.

По мнению специалиста, акцентуация – это как называемая деформация характера, в результате которой особо заметными становятся отдельные черты. Подобная проблема может привести к ухудшению адаптации в окружающей обстановке, но в целом способность личности существовать в обществе остается на достаточном уровне.

Свои работы ученый рассматривал как усредненное понятие между тем, что считается нормой и начальной стадией психопатии.

Виды

Классификация акцентуаций характера по Личко носит следующую градацию по типам.

Гипертимный

Личности с таким психотипом – отлично выбирают тактику, но плохо определяют стратегию. Это находчивые, подвижные, быстро адаптирующиеся к новшествам дети, которые способны в кратчайшие сроки завоевать положительные отзывы. Однако из-за неспособности продумывать последствия авантюр и спонтанных решений они часто связываются с плохими компаниями и идут на неоправданные риски. Эти личности не дисциплинированы, поэтому учатся неважно, часто конфликтуют со взрослыми, стремятся выделиться из толпы и могут перехвалить себя, перетягивая чьи-то заслуги. Часто склонны к расточительству, злоупотреблению спиртными напитками и даже мелким кражам.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Однако им присущ оптимизм и кратковременные вспышки ярости. Человека с этой группы можно описать как активного, энергичного, постоянно находящегося в центре внимания. Он легко переносит стрессы и психоэмоциональные нагрузки

Циклоидный

Таких персон распознать сложно ввиду периодической смены их настроения. Недели радости, активности и неустанного общения сменяются днями угнетенности и неудовлетворенности. Это ребята, которые быстро раздражаются, вспыхивают как спичка от малейшего укора, склонны к одиночеству и апатичности. В большинстве случаев они предпочитают компьютерные игры живому общению со сверстниками. При взрослении все подобные особенности сглаживаются, но у некоторых наблюдается их закореневшее состояние, при котором преобладает угнетенно-меланхоличное настроение, чаще связанное с временами года.

Частая смена психоэмоционального состояния напрямую влияет на общение с окружающими и достижение жизненных целей. В периоды подъема человек:

  • жизнерадостен;
  • целеустремлен;
  • воодушевлен;
  • готов вести за собой людей;
  • добиваться поставленных целей.

Но когда наблюдается спад – происходит все в точности наоборот. При затяжных депрессиях возможны суицидальные мысли.

Сенситивный

Чувствительные дети, которые чересчур эмоционально относятся как к страшным событиям, так и к веселым, радостным новостям. Такие подростки избегают активные игры, шумные компании, экстремальное веселье. О них складывается мнение как о замкнутых заучках. Чтобы поднять самооценку они стараются общаться с лицами намного старше, перенимая опыт, и гораздо младше – чтобы показать свою значимость. Это послушные, стыдливые и в меру боязливые натуры.

Со временем у людей и таким типом характера могут быть проблемы с коммуникацией и развиться комплекс неполноценности. К собеседникам они предъявляют высокие требования, сами настойчивые, усидчивы, старательны и ответственны. Это совершенно неконфликтные личности, однако в критические моменты могут проявить храбрость и мужество. В основном это пессимисты, верные и исполнительные.

Шизоидный

Молодые люди предпочитают оставаться наедине с самим собой либо общаться с лицами старшего возраста. Они замкнуты и совершенно равнодушны, лишены сострадания, с презрением относятся к чужим переживаниям и никому не показывают свои. В основном сверстники стараются избегать таких товарищей.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Люди из этой группы отличаются холодностью, скрытностью, однако спокойно адаптируются практически в любом коллективе. У таких индивидов невероятно развита фантазия, воображения. Они наделены творческими способностями, как правило, обладают нестандартными увлечениями и экстраординарными интересами. Отмечены случаи склонности к эксгибиционизму.

Конформный

Главный принцип этих детей «быть как все». У них нет собственного чёткого мнения, инициативы или критичности. Чаще всего они крутятся и проводят досуг у группки местных авторитетов. Чтобы защитить свои интересы, они готовы на любые, даже не самые лицеприятные поступки, на которые в свою очередь находят, по их мнению, вполне вменяемые объяснения. Это консервативные личности, однако стремящиеся следовать модным тенденциям и общепринятым устоям. Отмечена патологическая неприязнь к людям других национальностей. Способны добиваться успехов, и наоборот, при отрицательном окружении склонны к употреблению наркотических средств, алкоголя и совершения мелких преступлений.

Психастенический

Для личностей подобного типа характерны долгие размышления, проведение скрупулезного самоанализа, оценивание окружающих. Как правило, такие подростки интеллектуально развиты, их умственные способности на порядок выше, чем у сверстников. Присущая им робость контрастно сочетается с трезвым суждением, твердым характером и беспристрастными взглядами, граничащими с дерзкой самоуверенностью. В случаях когда внимательность и осторожность должны преобладать – у них на первом месте импульсивные порывы. Возраст мало влияет на внутреннее изменение личности. У людей такого склада отмечаются обсессии, которые помогают заглушить чувство тревоги. Алкоголь и наркотические средства – достаточно частое явление в их жизни. Человек слепо верит суевериям и соблюдает ритуалы, которые чаще всего вызывают только отрицательные эмоции. В отношениях с родными и близкими ведут себя мелочно и порой деспотично, что мешает строить нормальный диалог.

Паранойяльный

Данный вариант по причине позднего развития не всегда включен в перечень акцентуаций характера. Главные признаки этого типа проявляются лишь в зрелом – 30-летнем возрасте. Основной чертой, характеризующей таких людей, является ненормальная мания своей исключительности. У особ завышенная самооценка, нестандартные идеи, преобладает чувство страха и постоянного недовольства собой. Человек состоит сразу из двух личностей – одна из них практически Бог, а вторая никчемная и никому не нужная. Таким образом, стремительными шагами развивается внутренняя конфронтация.

Персоны подобного психотипа везде видят только ненависть, заговоры, зависть и злость. Они эгоисты, направляют свой негатив на других, как правило, чрезмерно контролируют родных. Из положительных качеств у них отмечены – нестандартное мышление, решительность, ум и логика, целеустремленность. У них прекрасно развито понимание моды и стиля.

Истероидный

Демонстративные и артистичные индивиды, эгоисты, которые хотят приковать к себе взоры окружающих. Не переносят, когда в их обществе уделяют время для разговора кому-то другому. Такие подростки стараются занять главенствующее положение в кругу одногодок, влиять на окружающих. Зачастую они заводилы любого торжества. Однако, организовать движение они не способны. Чувства таких людей поверхностны, воли нет, в поступках прослеживается неестественность, ложь, наигранность, позерство. Склонны к демонстративным суицидальным действиям.

Повышенная эмоциональность, часто становится препятствием для достижения жизненных целей. Такие люди остро реагируют даже на малейшую критику, не предрасположены к кропотливой работе. При возникновении трудностей могут бросить начатое, не доведя до конца.

Неустойчивый

Огромная тяга развлекаться, гулять и страдать бездельем. Напрочь отсутствует хобби. Нет жизненных целей и переживаний за будущее. Такие члены общества просто плывут за течением. Они оптимисты, беззаботны, постоянно ищут заряд адреналина. Бывает, что начинают принимать наркотические средства или злоупотреблять алкоголем. Обожают высокие скорости и азартные игры.

Эмоционально-лабильный

Подростки абсолютно непредсказуемы с достаточно частой сменой настроения. Последнее может меняться даже из-за косвенных и неприветливых высказываний в их адрес. В подавленном состоянии нуждаются в поддержке родных и близких. Очень тонко чувствуют отношение к себе. У таких людей от настроения зависит работоспособность и самочувствие. Особы очень плохо переносят стрессы. Искренность, забота и позитив – это их главные черты.

Задайте вопрос

Эпилептоидный

В глубоком детстве личности очень много плачут, в старшем, наоборот, издеваются над меньшими сверстниками, изводят животных и тех, кто не способен защититься. Они жестоки, властны и самовлюбленные. Гуляя с компанией, они стремятся взять все под свой контроль, стать не просто вожаком, а властелином. В небольших группах, где они руководят, действуют жесткие и строгие порядки. Такие люди умеют расположить к себе и полностью добровольно подчинить других детей. Во взрослой жизни подобный человек знает и умеет угождать начальству, нередко сам занимает высокий пост. Это скептики, которые мало кому доверяют.

Индивиды из этой группы с помощью различных манипуляций пытаются как можно больше привлекать к себе внимания, вызывая мнимое доверие окружающих. Часто сознание таких людей концентрируется на негативе, они его накапливают, в результате чего вспыхивают небывалые скандалы и разногласия. Подобные особы способны хамить, проявлять неуважение и даже физическое насилие, без каких-либо угрызений совести.

АкцентуацияПроявление
ГипертимныйПовышенный настрой и тонус, постоянная активность и желание беспрерывного общения.
ЦиклоидныйБыстрая смена подавленности весельем.
ЛабильныйЧувствительны к признакам внимания.
Астено-невротическийБыстрая утомляемость и раздражительность.
СенситивныйОбладают чувством собственной неполноценности.
ПсихастеническийЗанимается самоанализом и рефлексией.
ШизоидныйЗамкнутый, держит все в себе.
ЭпилептоидныйОбладает желанием вызывать авторитет и уважение у окружающих.
ИстероидныйЭгоистичный, душа компании.
НеустойчивыйМедлительный, ленивый.
КонформныйНе признает окружающие изменения, думает, как другие.

Где используется методика Личко «Акцентуации характера»

Тестирование содержит 143 вопроса. Все они в большей мере ориентированы на детскую возрастную группу. Применяется оно для определения ярко выраженных деформаций психоэмоционального состояния и позволяет оперативно начать коррекцию негативных мыслей для предупреждения более серьезных психологических проблем. Советский психолог убежден, что важно и нужно изучать акцентуации уже в подростковый период, когда они ярко выражены и полностью не сформированы до начала переходного возраста.

Кому подойдёт тест

Опросник позволяет выявить тип и степень выраженности у взрослых и детей. Исследования более эффективны для последних, так как в силу возрастных изменений, колебаний физических и моральных устоев, акцентуационные психотипы проявляются намного чаще и более ярко видны.

Для чего сформирована типология акцентуаций характера по Личко

Сильно выраженные черты могут перерастать в более серьезные проблемы – психопатию или хронические неврозы, вызывать алкоголизм, неправомерное поведение, антисоциальные поступки. Зная эти негативные особенности вашего ребенка, вы сможете вовремя предпринять меры по их устранению или хотя бы не допустить их дальнейшего развития и прогрессирования. Для этого нужно лишь сменить среду обитания – товарищей, учебное заведение. Я расскажу, как взаимодействовать с людьми, обладающими отрицательными психотипами и чертами характера – просто запишитесь на личную консультацию.

Не все акцентуации негативны. Некоторые из них могут оказаться вашим талантом и сильной стороной. Важно вовремя их заметить и направить в правильное русло. Такие данные вы сможете применить в профессиональной и личной деятельности для быстрого достижения целей, успеха и адаптации в обществе.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

7 типов конфликта в литературе: персонаж против чего угодно!

В литературе конфликт — это любая борьба, которую персонажи должны преодолеть, чтобы достичь своей цели. Это может быть препятствие или антагонист «реального мира» (внешний конфликт) или какая-то внутренняя суматоха, с которой наши герои должны столкнуться, прежде чем получить то, что они хотят или в чем нуждаются (внутренний конфликт).

Как мы упоминали в предыдущем разделе, все хорошие истории основаны на конфликте. Поняв, что стоит между персонажами и их целями, мы можем начать понимать, о чем их истории. Семь наиболее распространенных типов конфликтов в литературе: 

  • 1. Персонаж против персонажа(ей)
  • 2. Характер против общества
  • 3. Характер против природы
  • 4. Характер против технологии
  • 5. Персонаж против Сверхъестественного
  • 6. Персонаж против Судьбы
  • 7. Персонаж против себя

В этом посте мы проанализируем эти типы конфликтов и приведем примеры из мира популярной фантастики.

Прежде чем мы перейдем к более абстрактным типам, давайте сначала посмотрим, что думает большинство читателей, когда они представляют себе «конфликт».

1. Персонажи против персонажей

Надоедливые люди: они создают проблемы, куда бы они ни пошли! В этом суть такого типа внешнего конфликта, который вы найдете во многих, если не в большинстве историй. «Персонаж против персонажа» может означать как черно-белую борьбу (полицейские против грабителя, герой против злодея и т. д.), так и более тонкие виды личных столкновений: например, романтические запутывания и семейные споры.

Конфликт персонажа с персонажем обычно изображается как традиционная установка «главный герой против антагониста», где эти два центральных персонажа обычно имеют диаметрально противоположные цели. Например, главный герой может быть грабителем кошек, который хочет украсть бесценную картину, а антагонист — коррумпированный владелец галереи — хочет только остановить их.

Примеры конфликта между персонажами

Отверженные: Бывший заключенный Жан Вальжан начинает новую жизнь с новой личностью, стремясь создать более справедливое общество для низших классов. Его обнаруживает и преследует инспектор Жавер, чья фанатичная преданность закону ослепила его от фактической несправедливости, совершаемой системой.

Больше похоже на характер, а не на мелодию, amirite? (изображение: Universal Pictures)

Великий Гэтсби: Сделавший себя миллионером Джей Гэтсби не хочет ничего, кроме как завоевать любовь своего детства, Дейзи Бьюкенен. На пути к цели Гэтсби стоит муж Дейзи, Том Бьюкенен, старый денежный хам с подлой полосой длиной в милю.

Не знаете, как сплести двух замечательных персонажей в сильное повествование? Ознакомьтесь с нашим бесплатным курсом по написанию романов.

БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

Как написать роман

Автор бестселлеров Бен Гэлли проведет вас от первой страницы до финишной черты.

2. Персонаж против общества

Этот тип внешней борьбы, особенно распространенный в наши дни в художественной литературе, противопоставляет личность коллективу. В этом случае «коллектив» может принимать форму чего-то вроде:

  • репрессивное правительство,
  • взрослых (с точки зрения подростка), или
  • системная коррупция.

В этом типе конфликта общество будет оказывать давление на наш характер, чтобы он изменился и пришел в порядок. С другой стороны, наш главный герой будет сопротивляться этим изменениям и, в крайних случаях, попытается подчинить общество их видению . Как и в истории о Давиде и Голиафе, нашему герою предстоит тяжелая битва, но читатель питает надежду, что «маленький парень» сможет преодолеть, казалось бы, невыполнимое испытание.

Примеры конфликта характера и общества

The Hate U Give: Когда полицейский застрелил ее подругу, афроамериканский подросток Старр ищет справедливости, но сталкивается с системой структурного расизма, которая простирается от полиции и СМИ до нее самой. частная школа и внутренний расизм.

«Я боролся с законом, и закон победил.» (изображение: Fox)

Дьявол носит Prada : Идеалистическая выпускница университета Андреа «Энди» Сакс переезжает в Нью-Йорк и вскоре получает очень желанную должность младшего помощника Миранды Пристли, деспотичного редактора модного журнала. журнал. Как рыба в воде, Энди попадает в мир, прямо противоречащий ее принципам, но вынуждена подчиняться беспощадному миру модной журналистики, чтобы ускорить свою карьеру.

3. Характер против природы

Как вы оцениваете свои шансы в борьбе с Матерью-Землей? В этом типе конфликта именно с этим сталкиваются наши главные герои. Будь то дикая природа ( Челюсти ), стихийные бедствия ( Послезавтра ), погода ( Идеальный шторм ) или постапокалиптический ландшафт ( Дорога ), антагонисты в этом типе конфликта нельзя аргументировать.

Истории, в которых присутствует конфликт «персонаж против природы», обычно сосредоточены на выживании персонажа. В отсутствие человеческого антагониста наши герои часто обнаруживают, что конфликт «персонаж против себя» (которого мы коснемся позже) лежит в основе их повествовательной дуги.

Примеры конфликта характера и природы

Марсианин: Оказавшись на Красной планете, астронавт Марк Уотни должен преодолеть неумолимые условия и выжить достаточно долго, чтобы его спасли. Используя свою находчивость, он должен преодолеть препятствия, которые создает Марс, выращивая пищу, и найти способ общаться с Землей.

Человек против Марса (изображение: Fox)

Моби Дик: Ахав, капитан корабля Pequod, , отправляется в путешествие на поиски белого кита, который ранее отнял у него ногу. Экипаж сталкивается со многими естественными проблемами в этом злополучном путешествии, в том числе со штормами, суровыми водами и титулованным китом Моби Диком.

Конфликты против больших сил лучше всего описываются показом, а не рассказом. Пройдите наш курс ниже, чтобы освоить это фундаментальное правило письма.

БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

Покажи, не говори

Овладейте золотым правилом письма за 10 пятиминутных уроков.

4. Характер против технологий

С самого начала индустриальной эры у человечества были бурные отношения с технологиями. Некоторые видят в научном прогрессе вызов Богу и природе, в то время как другие используют его, чтобы поставить под сомнение пределы нашей морали, терпения и жадности. В то время как идея «персонаж против технологии» может вызвать образ апокалипсиса роботов, подобного терминатору, этот тип конфликта также может быть таким же скромным, как кто-то, пытающийся научить свою бабушку Милли, как использовать смайлики!

Примеры персонажей и технологий

Франкенштейн : Ученый оживляет существо, сделанное из запасных человеческих частей. Этот «монстр» быстро становится разумным и превосходит самые смелые ожидания своего создателя, что приводит к гибели доктора Франкенштейна в тундре. В подзаголовке своей книги «Современный Прометей» Мэри Шелли сравнила своего героя с мифическим греческим персонажем, похитившим огонь у Зевса, подчеркнув идею о том, что люди осмеливаются играть в Бога.

«Оно живо!» (Изображение: Universal Pictures)

Мечтают ли андроиды об электрических овцах?: В далеком 1999 году охотнику за головами Рику Декарду поручают уволить (читай: убить) группу андроидов, недавно сбежавших с Марса. колония. Единственная проблема? Эти синтетические существа практически неотличимы от настоящих людей. Когда Декард влюбляется в одного из этих андроидов, он начинает сомневаться в самой природе человечества.

5. Персонаж против сверхъестественного

Когда ваш герой сталкивается с чем-то, что не может быть объяснено ни логикой, ни наукой, вероятно, он вступает в конфликт со сверхъестественными силами! В то время как некоторые писатели используют этот тип конфликта, чтобы рассказывать душераздирающие истории, сверхъестественные истории могут также исследовать человеческие страхи и необъяснимые повседневные события.

На практике в конфликтах между персонажами и сверхъестественными силами главный герой часто сталкивается лицом к лицу с силами судьбы, религии, призраков, богов, демонов или инопланетян.

Примеры противопоставления характера и сверхъестественного

Охотники за привидениями: Три опальных ученых (и парень, которого они нашли на Craigslist) открыли магазин в качестве сверхъестественных борцов с вредителями, избавляя Нью-Йорк от голодных призраков и призрачных библиотекарей. Но когда прибывает шумерский бог, стремящийся поработить мир, наши четыре героя должны ответить на извечный вопрос: приносит ли им удовольствие от разорения?

Вас беспокоят странные звуки посреди ночи? (изображение: Колумбия)

Странная история доктора Джекила и мистера Хайда: Врач из викторианского Лондона создает сыворотку, благодаря которой он становится своим злым альтер-эго, Эдвардом Хайдом. Вдохновленный реальным случаем дьякона Броуди, честного гражданина Эдинбурга днем ​​и грабителя ночью, автор Роберт Луи Стивенсон использует эту сверхъестественную историю, чтобы изобразить борьбу одного человека со своими внутренними демонами.

Борьба со сверхъестественным может потребовать подробного построения мира, о котором вы можете узнать все об этом в нашем окончательном руководстве ниже.

БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС

Окончательный шаблон построения мира

130 вопросов, которые помогут читателям создать мир, в который хочется возвращаться снова и снова.

6. Персонаж против Судьбы

Подобно конфликту между персонажем и сверхъестественным, этот конфликт заслуживает отдельного описания — хотя бы из-за его исторической значимости. «Характер против судьбы» может включать в себя отношения с Богом или богами и их пророчествами, где наши главные герои отчаянно пытаются отстаивать свою свободную волю. Это обычный образ в греческих трагедиях, где персонажи ничего не могут делать, кроме как терпеть выпавшие на их долю судьбы.

Примеры характера и сверхъестественного

Макбет: В «Шотландской пьесе» Шекспира тан Гламиса получает пророчество от трех ведьм, которое предсказывает его восхождение на трон Шотландии. Однако ведьмы также сообщают, что его приятель Банко станет отцом линии королей, что очень беспокоит Макбета. В борьбе с этой судьбой Макбет идет на крайние меры, которые его губят.

Тоширо Мифунэ в Throne of Blood , самурайская экранизация «Макбета» (изображение: Toho Studios)

Царь Эдип: Мальчик встречает оракула. Оракул говорит мальчику, что он женится на своей матери и убьет своего отца. Пытаясь бросить вызов пророчеству, мальчик убивает незнакомца (который оказывается его биологическим отцом) и женится на женщине (которая оказывается его биологической матерью). Мальчик вырывает глаза в порыве разочарования. Это сказка стара как мир.

Если эти истории нас чему-то и учат, так это тому, что трагедии почти всегда происходят сами по себе!

До сих пор в подобных конфликтах наши герои сталкивались с внешними силами. Для нашей последней записи в этом списке давайте рассмотрим, пожалуй, самый важный конфликт из всех.

7.

Персонаж против себя

Писатель Максвелл Андерсон однажды сказал, что «история должна быть конфликтом, и, в частности, конфликтом между силами добра и зла внутри одного человека». Хотя это может быть чрезмерным упрощением, каждая интересная история действительно в какой-то момент связана с внутренней дилеммой персонажа. Это потому, что, как отмечает Джеймс Н. Фрей в Как написать чертовски хороший роман , читатель испытывает наибольшее сочувствие к персонажу, когда этот персонаж находится в центре интенсивной внутренней борьбы.

Внутренние раздоры происходят из споров внутри персонажа. Оно может исходить из любой комбинации ожиданий, желаний, обязанностей и страхов персонажа. Чтобы получить то, что они хотят, они должны сделать выбор, который угрожает изменить саму структуру их личности.

Примеры персонажа против себя

Голодные игры : Добросердечная девочка-подросток Китнисс Эвердин выбрана участницей смертоносного реалити-шоу, организованного тоталитарным правительством. По правилам игры в итоге может быть только одно — чтобы выжить, похоже, Китнисс должна преодолеть свое нежелание убивать. Будет ли она придерживаться своих принципов, даже если это в конечном итоге приведет к ее смерти?

Огонь, который горит внутри… (изображение: Lionsgate)

Большое ожидание : Пип, мальчик бедного кузнеца, вырывается из безвестности таинственным благодетелем и позволяет ему стать лондонским джентльменом. Видя в этом свой единственный шанс «сделать себя лучше» и завоевать сердце своей детской любви, Пип разрывается между получением всего, чего он когда-либо хотел, и защитой своих идеалов. Посвятит ли он себя тому, чтобы стать бессердечным членом верхушки среднего слоя, или останется верным своей семье и подлинному себе?


Теперь, когда вы увидели множество граней конфликта в рассказе, остается только один вопрос: как писатель использует это знание для пользы своего собственного письма? В последнем разделе этого руководства мы ответим именно на этот вопрос, показав вам, как определить и подчеркнуть конфликт в истории.

5.4 Индивидуальные различия в восприятии человека – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P

Глава 5. Восприятие других

  1. Опишите некоторые важные факторы индивидуальных различий, влияющие на каузальные атрибуции людей.
  2. Объясните, как атрибуции могут влиять на психическое здоровье, и как психическое здоровье может влиять на атрибуции.
  3. Узнайте, как и почему люди прибегают к атрибуциям и поведению, которые ограничивают их возможности.

До этого момента мы сосредоточились на том, как внешний вид, поведение и черты людей, с которыми мы сталкиваемся, влияют на наше понимание их. Вполне логично, что мы сосредоточимся на этом, поскольку социальная психология делает акцент на социальной ситуации — в данном случае на людях, которых мы судим. Но человек также важен, поэтому давайте рассмотрим некоторые переменные личности, которые влияют на то, как мы судим о других людях.

До сих пор мы предполагали, что разные воспринимающие будут формировать примерно одинаковое впечатление об одном и том же человеке. Например, если два человека думают о своей общей подруге Джанетте или описывают ее кому-то другому, каждый из них должен думать или описывать ее примерно одинаково. В конце концов, Джанетта есть Джанетта, и у нее должна быть личность, которую они оба могут видеть. Но это не всегда так; у них могут сложиться разные впечатления о Джанетте по разным причинам. Во-первых, опыт двух людей с Джанеттой может быть несколько разным. Если один видит ее в разных местах и ​​говорит с ней о разных вещах, чем с другим, то у каждого из них будет свой образец поведения, на котором основываются их впечатления.

Но у них может даже сложиться разное впечатление о Джанетте, если они увидят, что она ведет себя точно так же. В каждый опыт каждый из нас привносит свои собственные схемы, отношения и ожидания. На самом деле процесс интерпретации гарантирует, что у всех нас не сформируется одинаковое впечатление о людях, которых мы видим. Это, конечно же, отражает основной принцип, который мы обсуждали на протяжении всей этой книги: наш предыдущий опыт окрашивает наше нынешнее восприятие.

Одним из факторов, влияющих на то, как мы воспринимаем других, является текущая когнитивная доступность данной характеристики человека, то есть степень, в которой характеристика человека быстро и легко приходит на ум воспринимающему. Различия в доступности заставят разных людей обращать внимание на разные аспекты другого человека. Некоторые люди впервые замечают, насколько кто-то привлекателен, потому что их очень заботит внешний вид — для них внешний вид является очень доступной характеристикой. Другие обращают больше внимания на расу или религию человека, а третьи обращают внимание на его рост или вес. Если вы интересуетесь стилем и модой, вы, вероятно, сначала заметите одежду человека, тогда как другой человек, скорее всего, заметит спортивные навыки человека.

Вы видите, что эти различия в доступности будут влиять на виды впечатлений, которые мы формируем о других, потому что они влияют на то, на чем мы фокусируемся и как мы думаем о них. На самом деле, когда людей просят описать других, описания, данные одним и тем же воспринимающим о разных человек, часто более пересекаются, чем описания, данные разными воспринимающими о одном и том же целевом человеке (Дорнбуш, Хасторф, Ричардсон, Маззи и Вриланд, 19 лет65; Парк, 1986). Если кто-то очень заботится о моде, этот человек будет описывать друзей в этом измерении, а если кто-то другой заботится о спортивных навыках, он или она будет описывать друзей на основе этих качеств. Эти различия отражают акцент, который мы, как наблюдатели, придаем характеристикам других, а не реальным различиям между этими людьми. Наше мнение о других иногда может быть более информативным о нас, чем о них.

Люди также различаются по тому, насколько тщательно они обрабатывают информацию о других. У некоторых людей есть сильная потребность думать и понимать других. Я уверен, вы знаете таких людей — они хотят знать, почему что-то пошло не так или правильно, или просто узнать больше о тех, с кем они взаимодействуют. относится к тенденция тщательно и всесторонне обдумывать свой опыт,  включая социальные ситуации, с которыми мы сталкиваемся (Cacioppo & Petty, 1982). Люди с сильной потребностью в познании, как правило, обрабатывают информацию более вдумчиво и, следовательно, в целом могут делать больше причинно-следственных атрибуций. Напротив, люди без сильной потребности в познании, как правило, более импульсивны и нетерпеливы и могут делать атрибуции быстрее и спонтанно (Sargent, 2004). Что касается атрибутивных различий, есть некоторые свидетельства того, что люди с более высокой потребностью в познании могут учитывать больше ситуационных факторов при рассмотрении поведения других. Следовательно, они, как правило, более терпимо, чем карательно относятся к людям в стигматизированных группах (Van Hiel, Pandelaere, & Duriez, 2004).

Хотя потребность в познании относится к тенденции тщательно и всесторонне обдумывать любую тему, существуют также индивидуальные различия в склонности интересоваться людьми более конкретно. Например, Флетчер, Даниловичс, Фернандес, Петерсон и Ридер (1986) обнаружили, что специалисты по психологии больше интересуются людьми, чем специалисты по естественным наукам. В свою очередь, типы атрибуций, которые они склонны делать в отношении поведения, могут быть разными.

Индивидуальные различия существуют не только в глубине наших атрибуций, но и в типах атрибуций, которые мы склонны делать в отношении самих себя и других (Plaks, Levy, & Dweck, 2009). ). Некоторые люди склонны полагать, что человеческие черты в основе своей стабильны и не могут измениться . Сторонники теории сущностей, как правило, сосредотачиваются на чертах других людей и склонны делать много личных атрибуций. С другой стороны, это те , которые считают, что личности сильно меняются со временем, и поэтому более склонны к ситуативным атрибуциям событий . Теоретики приращения больше сосредоточены на динамических психологических процессах, возникающих в результате изменения психического состояния людей в различных ситуациях.

В одном соответствующем исследовании Молден, Плакс и Двек (2006) обнаружили, что, когда люди, которые были классифицированы как теоретики сущностей, вынуждены быстро выносить суждения, они все же могли делать личные атрибуции о других, но не могли легко кодировать ситуационные причины поведения. С другой стороны, когда люди, которые были классифицированы как сторонники инкрементальной теории, были вынуждены быстро выносить суждения, они могли лучше использовать ситуационные аспекты сцены, чем личности актеров.

Индивидуальные различия в стилях атрибуции также могут влиять на наше собственное поведение. Теоретики сущностей с большей вероятностью столкнутся с трудностями при переходе к новым задачам, потому что они не думают, что смогут адаптироваться к новым вызовам. Сторонники инкрементальной теории, с другой стороны, более оптимистичны и лучше справляются с такими сложными условиями, потому что они верят, что их личность может адаптироваться к новой ситуации. Вы видите, что эти различия в том, как люди делают атрибуции, могут помочь нам понять, как мы думаем о себе и других, и как мы реагируем на наши собственные социальные контексты (Malle, Knobe, O’Laughlin, Pearce, & Nelson, 2000).

Research Focus

Как наши атрибуции могут повлиять на успеваемость в школе

Кэрол Двек и ее коллеги (Blackwell, Trzesniewski, & Dweck, 2007) проверяли, могут ли типы атрибуций, которые учащиеся делают в отношении своих характеристик, влиять на их успеваемость в школе. Они оценили склонность к атрибуции и математические способности 373 учеников младших классов средней школы Нью-Йорка. Когда они впервые перешли в седьмой класс, все учащиеся прошли определенную оценку атрибутивных стилей. Те, кто был склонен соглашаться с такими утверждениями, как «У вас есть определенный уровень интеллекта, и вы действительно мало что можете сделать, чтобы изменить его», были классифицированы как 9.0036 теоретиков сущностей , в то время как те, кто больше соглашался с такими утверждениями, как «Вы всегда можете значительно изменить уровень своего интеллекта», были классифицированы как сторонников инкрементной теории . Затем исследователи измерили оценки учеников по математике в конце осеннего и весеннего семестров в седьмом и восьмом классах.

Как вы можете видеть на следующем рисунке, исследователи обнаружили, что учащиеся, которые были классифицированы как сторонники теории приращения, улучшили свои математические оценки значительно больше, чем учащиеся, изучающие сущности. Кажется, сторонники теории приращения действительно верили, что могут улучшить свои навыки, и тогда они действительно смогли это сделать. Эти результаты подтверждают, что то, как мы думаем о чертах, может иметь существенное влияние на наше собственное поведение.

Рис. 5.10 Учащиеся, которые считали, что их интеллект более податлив (постепенные стили), с большей вероятностью улучшали свои математические навыки, чем учащиеся, которые считали, что интеллект трудно изменить (стили сущностей). Данные взяты из Blackwell et al. (2007). Блэквелл, Л.С., Тшесневски, К.Х., и Двек, К.С. (2007). Неявные теории интеллекта предсказывают достижения подросткового перехода: лонгитюдное исследование и вмешательство. Развитие ребенка, 78 (1), 246–263.

Как мы видели в этой главе, то, как мы приписываем другим людям, оказывает большое влияние на нашу реакцию на них. Но мы также приписываем собственное поведение. Социальные психологи обнаружили, что существуют важные индивидуальные различия в атрибуциях, которые люди приписывают негативным событиям, которые они переживают, и что эти атрибуции могут иметь большое влияние на то, как они относятся к ним и реагируют на них. Одно и то же негативное событие может вызвать тревогу и депрессию у одного человека, но практически не повлияет на другого. А еще кто-то может рассматривать негативное событие как вызов и еще больше пытаться преодолеть трудности (Blascovich & Mendes, 2000).

Основным фактором, определяющим нашу реакцию на воспринимаемые угрозы, является тип их атрибуции. относится к типу атрибуций, которые мы склонны приписывать событиям, происходящим с нами . Эти атрибуции могут быть связаны с нашими собственными характеристиками ( внутренние ) или с ситуацией ( внешние ), но атрибуции также могут быть сделаны по другим измерениям, включая стабильные против нестабильные и глобальные против конкретные . являются теми, которые, по нашему мнению, будут относительно постоянными , тогда как , как ожидается, изменятся со временем . — это те причины , которые , по нашему мнению , широко применимы , тогда как — это те причины , которые мы считаем более уникальными для конкретных событий .

Возможно, вы знаете некоторых людей, которые склонны негативно или пессимистично приписывать негативные события, которые они переживают. Мы говорим, что у этих людей есть склонность объяснять негативные события ссылками на свои внутренние, устойчивые и глобальные качества . Люди с негативным стилем атрибуции говорят примерно следующее:

  • «Я потерпел неудачу, потому что я плохой» ( внутренняя атрибуция ).
  • «Я всегда терплю неудачу» ( стабильная атрибуция ).
  • «Я терплю неудачу во всем» ( глобальная атрибуция ).

Вы можете себе представить, что результатом этих негативных стилей атрибуции является чувство безнадежности и отчаяния (Metalsky, Joiner, Hardin, & Abramson, 19).93). Действительно, Эллой, Абрамсон и Фрэнсис (1999) обнаружили, что студенты колледжа, указавшие, что у них был негативный стиль атрибуции, когда они впервые поступили в колледж, с большей вероятностью, чем те, у кого был более позитивный стиль, испытали эпизод депрессии в течение нескольких следующих нескольких лет. месяцы.

Говорят, что люди, которые имеют   крайне негативный стиль атрибуции, в котором они постоянно делают внешние, стабильные и глобальные атрибуции своего поведения  (Abramson, Seligman, & Teasdale, 1978; Селигман, 1975). Выученная беспомощность была впервые продемонстрирована в исследованиях, в ходе которых было обнаружено, что некоторые собаки, пристегнутые к шлейке и подвергшиеся болезненному поражению электрическим током, становились пассивными и отказывались от попыток спастись от удара током даже в новых ситуациях, когда шлейка была снята, а побег был предрешен. поэтому возможно. Точно так же некоторые люди, подвергшиеся воздействию всплесков шума, позже не смогли остановить шум, когда они действительно были в состоянии это сделать. Те, кто испытывает выученную беспомощность, не чувствуют, что они могут контролировать свои собственные результаты, и с большей вероятностью будут иметь различные негативные последствия для здоровья, включая тревогу и депрессию (Henry, 2005; Peterson & Seligman, 19). 84).

Большинство людей склонны к более — способам объяснения событий, связанных с высокой самооценкой, и склонны объяснять пережитые негативные события ссылками на внешние, неустойчивые и специфические качества . Таким образом, люди с позитивным стилем атрибуции с большей вероятностью скажут что-то вроде следующего:

  • «Я не справился, потому что задание очень сложное» ( внешняя атрибуция ).
  • «В следующий раз я сделаю лучше» ( нестабильная атрибуция ).
  • «Я потерпел неудачу в этой области, но я хорош в других вещах» ( конкретная атрибуция ).

Подводя итог, мы можем сказать, что люди, которые более позитивно относятся к пережитым ими негативным событиям, будут дольше настойчиво выполнять задачи, и эта настойчивость может им помочь. Эти атрибуции также могут способствовать всему: от успехов в учебе (Boyer, 2006) до улучшения психического здоровья (Vines & Nixon, 2009). Однако существуют пределы эффективности этих стратегий. Мы не можем контролировать все, и попытки сделать это могут вызвать стресс. Мы можем изменить некоторые вещи, но не другие; поэтому иногда важно знать, когда лучше сдаться, перестать беспокоиться и просто позволить всему происходить. Позитивное, слегка оптимистичное мировоззрение полезно, как мы выяснили в главе 2, но мы не можем быть нереалистичными в отношении того, что мы можем и чего не можем делать. склонность чрезмерно позитивно относиться к вероятности того, что с нами произойдут негативные события и что мы сможем эффективно справиться с ними, если они произойдут . Когда мы слишком оптимистичны, мы можем настроить себя на неудачу и депрессию, когда дела идут не так, как мы надеялись (Weinstein & Klein, 1996). Мы можем думать, что невосприимчивы к потенциальным негативным последствиям вождения в нетрезвом виде или небезопасного секса, но эти оптимистичные убеждения могут быть рискованными.

Полученные здесь данные о связи атрибутивного стиля с психическим здоровьем приводят к интересному прогнозу о том, что благополучие людей может быть улучшено путем перехода от негативного к (умеренно) позитивному или оптимистичному атрибутивному стилю. На основе этой идеи были разработаны мероприятия по атрибутивной переподготовке. Было показано, что эти типы психотерапии действительно помогают людям в развитии более позитивного атрибутивного стиля и с некоторым успехом облегчают симптомы депрессии, тревоги и обсессивно-компульсивных расстройств (Wang, Zhang, Y., Zhang, N., & Чжан, Дж., 2011). Дисфункциональные атрибуции также могут лежать в основе трудностей в отношениях, включая жестокое обращение, когда партнеры постоянно негативно оценивают поведение друг друга. Опять же, переобучение пар более сбалансированным атрибуциям друг друга может быть полезным, помогая продвигать более позитивные модели общения и повышать удовлетворенность отношениями (Hrapczynski, Epstein, Werlinich, LaTaillade, 2012).

Атрибуции также играют важную роль в качестве рабочих отношений между клиентами и терапевтами в психиатрических учреждениях. Если и клиент, и терапевт одинаково приписывают причины проблем клиента, это может способствовать взаимопониманию, эмпатии и уважению (Duncan & Moynihan, 1994). Кроме того, клиенты обычно оценивают своих терапевтов как более заслуживающих доверия, когда их атрибуции больше похожи на их собственные (Atkinson, Worthington, Dana, & Good, 19).91). В свою очередь, терапевты, как правило, сообщают о том, что они могут более позитивно работать с клиентами, которые приписывают им подобные атрибуции (O’Brien & Murdock, 1993).

Наряду с выработкой более позитивного стиля атрибуции существует еще одна техника, которую люди иногда используют здесь, чтобы помочь себе чувствовать себя лучше. потенциальный сбой . Есть два основных способа, которыми мы можем препятствовать себе. Один из них заключается в использовании упреждающей корыстной атрибуционной предвзятости, когда мы заранее заявляем о внешнем факторе, который может снизить нашу производительность, и мы можем использовать его, если дела пойдут плохо. Например, на собеседовании или перед презентацией на работе Вероника может сказать, что плохо себя чувствует, и попросить аудиторию не ожидать от нее слишком многого из-за этого.

Другой метод самоограничения состоит в том, чтобы вести себя таким образом, чтобы сделать успех менее вероятным, что может быть эффективным способом справиться с неудачей, особенно в обстоятельствах, когда мы чувствуем, что задача обычно может быть слишком сложной. Например, в исследовании Бергласа и Джонса (1978 г.) участники сначала выполнили тест на интеллект, с которым они справились очень хорошо. Затем им объяснили, что исследователи проверяли влияние различных препаратов на работоспособность и что их попросят пройти аналогичный, но потенциально более сложный тест на интеллект, пока они находятся под воздействием одного из двух разных препаратов.

Затем участникам был предоставлен выбор: они могли принять таблетку, которая должна была способствовать выполнению разведывательной задачи (что облегчало их выполнение), или таблетку, которая должна была препятствовать выполнению разведывательной задачи, тем самым усложняя задачу. задание труднее выполнить (на самом деле лекарства не вводились). Берглас обнаружил, что мужчины, но не женщины, занимались самоограничением: они предпочитали принимать препарат, снижающий производительность, а не улучшающий ее, выбирая препарат, который обеспечивает удобную внешнюю атрибуцию потенциальной неудачи. Хотя женщины также могут мешать себе, в частности, указывая на то, что они не могут хорошо работать из-за стресса или нехватки времени (Hirt, Deppe, & Gordon, 19).91), кажется, мужчины делают это чаще. Этот вывод согласуется с общими гендерными различиями, о которых мы говорили во многих местах этой книги: в среднем мужчины больше, чем женщины, озабочены использованием этого типа самоутверждения для повышения своей самооценки и социального статуса в глазах окружающих. себя и других.

Вы можете видеть, что есть некоторые преимущества (но также, конечно, и некоторые издержки) самоограничения. Если мы потерпим неудачу после того, как помешаем себе, мы просто возложим вину за неудачу на внешний фактор. Но если мы добьемся успеха, несмотря на препятствие, которое сами себе создали, мы сможем четко определить внутренние причины нашего успеха. «Посмотрите, как хорошо я выступила с презентацией на работе, хотя чувствовала себя неважно!»

Участие в поведении, которое создает помехи для себя, может быть дорогостоящим, потому что это мешает нам добиться успеха. На самом деле, исследование показало, что люди, которые сообщают о том, что они являются инвалидами, регулярно демонстрируют более низкую удовлетворенность жизнью, меньшую компетентность, более плохое настроение, меньший интерес к своей работе и большее злоупотребление психоактивными веществами (Zuckerman & Tsai, 2005). Метааналитические данные показывают, что усиление самоограничений также связано с более негативными академическими результатами (Schwinger, Wirthwein, Lemmer, & Steinmayr, 2014). Хотя самоограничение может показаться полезным для защиты наших чувств от неудач, в долгосрочной перспективе это не лучший путь.

К счастью, у большинства людей есть разумный баланс между оптимизмом и реализмом в атрибуциях, которые они делают (Taylor & Armor, 1996), и они не часто полагаются на самоограничение. Они также склонны ставить цели, которые, по их мнению, могут достичь, и регулярно добиваться определенного прогресса в их достижении. Исследования показали, что постановка разумных целей и ощущение, что мы движемся к ним, делают нас счастливыми, даже если на самом деле мы не достигаем этих целей (Lawrence, Carver, & Scheier, 2002). Как говорится, быть в пути зачастую важнее, чем добраться до места назначения.

  • Поскольку каждый из нас судит о своих ожиданиях, у людей могут складываться разные впечатления от одного и того же человека, совершающего одно и то же поведение.
  • Индивидуальные различия в когнитивной доступности данной личной характеристики могут привести к большему совпадению в описаниях, предоставляемых одним и тем же воспринимающим о разных людях, чем в описаниях, предоставляемых разными воспринимающими об одном и том же целевом человеке.
  • Люди с сильной потребностью в познании в целом делают больше причинных атрибуций. Теоретики сущностей, как правило, сосредотачиваются на чертах других людей и склонны делать много личных атрибуций, тогда как сторонники инкрементной теории склонны полагать, что личности сильно меняются со временем, и поэтому с большей вероятностью будут делать ситуативные атрибуции событий.
  • Индивидуальные различия в стилях атрибуции могут влиять на то, как мы реагируем на негативные события, с которыми сталкиваемся.
  • Говорят, что люди с крайне негативными стилями атрибуции, в которых они постоянно делают внешние, стабильные и глобальные атрибуции своего поведения, испытывают выученную беспомощность.
  • Самоограничение — это метод атрибуции, который не позволяет нам приписывать способности нашим собственным неудачам.
  • Позитивное мировоззрение полезно, но его нужно сдерживать. Мы не можем быть нереалистичными в том, что мы можем и не можем делать.
  1. Вспомните случай, когда ваши собственные ожидания повлияли на ваши атрибуции в отношении другого человека. Какие у вас были ожидания и какие атрибуции вы в итоге сделали? Оглядываясь назад, насколько точными, по вашему мнению, были эти атрибуции?
  2. Какие конструкции более понятны для вас? Как эти конструкции влияют на типы атрибуций, которые вы делаете о других людях?
  3. Вспомните случай, когда вы или кто-то из ваших знакомых занимались самоповреждением. Как вы думаете, почему они это сделали? Каков был результат этого?
  4. Как вы думаете, у вас более позитивный или более негативный стиль атрибуции? Как, по вашему мнению, этот стиль влияет на ваши суждения о собственных успехах и неудачах? В чем вы видите преимущества и недостатки вашего атрибутивного стиля?

Ссылки

Абрамсон, Л.Ю., Селигман, М.Е., и Тисдейл, Дж.Д. (1978). Выученная беспомощность у людей: критика и переформулировка. Журнал ненормальной психологии, 87 (1), 49–74;

Аллой Л.Б., Абрамсон Л.Ю. и Фрэнсис Э.Л. (1999). Придают ли негативные когнитивные стили уязвимость к депрессии? Современные направления психологической науки, 8 (4), 128–132.

Аткинсон, Д. Р., Уортингтон, Р. Л., Дана, Д. М., и Гуд, Г. Э. (1991). Убеждения об этиологии, предпочтения в отношении направлений консультирования и эффективность консультирования. Журнал консультативной психологии, 38, 258-264.

Берглас С. и Джонс Э. Э. (1978). Выбор наркотиков как самоинвалидирующая стратегия в ответ на непредвиденный успех. Журнал личности и социальной психологии, 36 (4), 405–417.

Блэквелл, Л.С., Тшесневский, К.Х., и Двек, К.С. (2007). Неявные теории интеллекта предсказывают достижения подросткового перехода: лонгитюдное исследование и вмешательство. Развитие ребенка, 78 (1), 246–263.

Бласкович, Дж., и Мендес, В.Б. (2000). Оценка вызовов и угроз: роль аффективных сигналов. В JP Forgas (Ed.), Чувство и мышление: роль аффекта в социальном познании  (стр. 59–82). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Бойер, В. (2006). Акцентируйте положительное: взаимосвязь между положительным стилем объяснения и академической успеваемостью будущих учителей начальных классов. Журнал исследований детского образования , 21 (1), 53-63. doi: 10.1080/02568540609594578

Качиоппо, Дж. Т., и Петти, Р. Э. (1982). Потребность в познании. Журнал личности и социальной психологии, 42 , 116–131.

Дорнбуш С.М., Хасторф А.Х., Ричардсон С.А., Маззи Р.Е. и Вриланд Р.С. (1965). Воспринимающий и воспринимаемое: их относительное влияние на категории межличностного познания. Журнал личности и социальной психологии, 1 (5), 434–440.

Дункан, Б.Л., и Мойнихан, Д.В. (1994). Применение исследования результатов: преднамеренное использование системы взглядов клиента. Психотерапия, 31, 294-301.

Флетчер Г. Дж. О., Данилович П., Фернандес Г., Петерсон Д. и Ридер Г. Д. (1986). Атрибуционная сложность: мера индивидуальных различий. Журнал личности и социальной психологии, 51 (4), 875–884.

Генри, ПК (2005). Жизненный стресс, объяснительный стиль, безнадежность и профессиональный стресс. International Journal of Stress Management, 12,  241–256;

Хирт, Э. Р., Деппе, Р. К., и Гордон, Л. Дж. (1991). Самоотчет против поведенческого самоограничения: эмпирические доказательства теоретического различия. Журнал личности и социальной психологии, 61 (6), 981–991.

Храпчински, К.М., Эпштейн, Н.Б., Верлинич, К.А., и Латайлад, Дж.Дж. (2012). Изменения негативных атрибуций во время парной терапии оскорбительного поведения: отношение к изменениям в удовлетворенности и поведении. Journal Of Marital And Family Therapy , 38 ( Suppl 1 ), 117-132. doi:10.1111/j.1752-0606.2011.00264.x

Лоуренс, Дж. В., Карвер, К. С., и Шайер, М. Ф. (2002). Скорость достижения цели в непосредственном опыте как детерминанта аффекта. Журнал прикладной социальной психологии, 32 (4), 788–802. doi: 10.1111/j.1559–1816.2002.tb00242.x

Малле, Б.Ф., Нобе, Дж., О’Лафлин, М.Дж., Пирс, Г.Е., и Нельсон, С.Е. (2000). Концептуальная структура и социальные функции объяснений поведения: помимо атрибуции человека и ситуации. Журнал личности и социальной психологии, 79 (3), 309–326.

Металски Г.И., Джойнер Т.Е., Хардин Т.С. и Абрамсон Л.Ю. (1993). Депрессивные реакции на неудачу в натуралистической обстановке: проверка теорий депрессии безнадежности и самооценки. Journal of Abnormal Psychology, 102 (1), 101–109.

Молден, округ Колумбия, Плакс, Дж. Э., и Двек, К. С. (2006). «Значимые» социальные выводы: влияние неявных теорий на процессы вывода. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 738–752.

О’Брайен, К.М., и Мердок, Н.Л. (1993). Отношение работников приютов к избитым женщинам. Sex Roles, 29, 183–194.

Парк, Б. (1986). Метод изучения развития впечатлений реальных людей. Журнал личности и социальной психологии, 51 (5), 907–917.

Петерсон, К., и Селигман, MEP (1984). Причинные объяснения как фактор риска депрессии: теория и доказательства. Psychological Review, 91,  347–374.

Плакс, Дж. Э., Леви, С. Р., и Двек, К. С. (2009). Мирские теории личности: краеугольные камни значения в социальном познании. Компас социальной психологии и психологии личности, 3 (6), 1069–1081. doi: 10.1111/j.1751–9004.2009.00222.x

Сарджент, М. (2004). Меньше мыслей, больше наказания: потребность в познании предсказывает поддержку карательных мер в ответ на преступление. Бюллетень личности и социальной психологии, 30 (11), 1485–1493. doi: 10.1177/0146167204264481

Швингер М., Виртвайн Л., Леммер Г. и Штайнмайр Р. (2014). Академическая самопомощь и достижения: метаанализ. Journal Of Educational Psychology , doi:10.1037/a0035832

Seligman, ME (1975). Беспомощность: о депрессии, развитии и смерти . Сан-Франциско, Калифорния: WH Freeman.

Тейлор, С.Э., и Армор, Д.А. (1996). Позитивные иллюзии и преодоление невзгод. Журнал личности, 64 , 873–898.

Ван Хиль, А., Панделэр, М., и Дурьез, Б. (2004). Влияние потребности в закрытии на консервативные убеждения и расизм: дифференциальное посредничество авторитарным подчинением и авторитарным доминированием. Бюллетень по психологии личности и социальной психологии , 30 (7), 824-837. doi: 10.1177/0146167204264333

Вайнс, Л., и Никсон, Р. В. (2009). Позитивный атрибутивный стиль, жизненные события и их влияние на настроение детей: проспективное исследование. Австралийский журнал психологии , 61 (4), 211-219. doi:10.1080/00049530802579507

Ван, К., Чжан, Ю., Чжан, Н., и Чжан, Дж. (2011). Психосоциальные эффекты групповой терапии атрибутивной переподготовки при большом депрессивном расстройстве, тревожных расстройствах и обсессивно-компульсивном расстройстве. Китайский журнал клинической психологии , 19 (3), 398-400.

Вайнштейн, Н.Д., и Кляйн, В.М. (1996). Нереалистичный оптимизм: настоящее и будущее. Журнал социальной и клинической психологии, 15 (1), 1–8.

Цукерман М. и Цай Ф.-Ф. (2005). Издержки самопомощи. Journal of Personality, 73 (2), 411–442.

Атрибуты СМИ

  • «Рисунок 5.10 Студенты, которые считали, что их интеллект…» основан на данных Blackwell et al. (2007). Blackwell, L.S., Trzesniewski, K.H., & Двек, CS (2007). Неявные теории интеллекта предсказывают достижения подросткового перехода: лонгитюдное исследование и вмешательство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *