Объясните чем отличаются внутренняя речь человека от внешней: Attention Required! | Cloudflare – Чем отличается внутренняя речь от внешней

Объясните чем отличаются внутренняя речь человека от внешней: Attention Required! | Cloudflare – Чем отличается внутренняя речь от внешней

Содержание

Чем отличается внутренняя речь от внешней

Человеческая речь бывает двух видов: внутренняя и внешняя.Они очень сильно зависят друг от друга, но среди них есть определенные отличия.

Внешняя речь вторичная, поскольку образуется после внешней речи.  Внешняя речь образуется намного быстрее по сравнения с внешней.

Внутренняя речь грамматически не особо оформлена и чаще всего имеет общий характер. Для внешней же речи очень важно правильное грамматическое оформление. И, конечно же, главное различие между двумя видами речи является беззвучность внешней речи и звуковое оформление внешней.

Внутренняя речь считается первичной, поскольку без нее не возможно образование внешней. В любом случае человек даже неосознанно в мыслях строит конструкцию далее выражаемой мысли.

Чем отличается внутренняя речь от внешней

Интересные ответы

  • Мцыри Исповедь монаху

    Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь

  • Культура Древней Греции 5 класс

    Современная наука в истории античной Греции выделяет пять основных периодов. Первым периодом положено считать Крито-микенский период, относящегося к эпохе бронзового века. В этот период на Крите правил легендарный царь Минос — отец Ариадны

  • Липа — сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс окружающий мир)

    Дерево липа относится к лиственным деревьям, крона широкая, зачастую имеет овальную форму, высота превышает 28 метров. В природе различают свыше 40 видов этих деревьев, они относятся к деревьям-долгожителям, живут свыше 450 лет.

  • Жизнь и творчество Даниил Гранина

    Даниил Александрович Гранин — известнейший советский писатель и киносценарист. Помимо творческой деятельности Гранин являлся общественный деятель, был награжден как Государственными наградами СССР

  • Чернозем — сообщение доклад (3, 4, 6, 8 класс)

    Чернозем — это не только тип почв, который богат гумусом, имеет темный цвет и зернистую структуру, а также благодаря высокой плодородности активно используется в сельском хозяйстве

особенности, виды, функции, развитие, характеристики, этапы формирования, значение, что это в психологии

Подсознательно каждый человек понимает, что такое внутренняя речь. Мы говорим о ней, используя такие выражения как «внутренний голос», «разговор с самим собой», «подумал про себя». Но мало кто может дать определение феномену, сказать, зачем она нужна, как развивается, когда выходит за рамки нормы. Обо всем этом мы и поговорим.

Внутренняя речь

Что такое внутренняя речь

Внутренняя речь – это в психологии диалог человека с самим собой, рассуждения «про себя». Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе. Она помогает анализировать, перерабатывать, трактовать чувства, эмоции личности. Мы обращаемся к себе, когда решаем какие-то задачи, что-то вспоминаем или представляем, строим планы, мечтаем, фантазируем.

Большинству людей это известно как мысленное выстраивание диалогов или проигрывание каких-то ситуаций. При помощи рассуждений индивид приходит к осознанию, пониманию внешних явлений. Согласно теории психолога Б.Ф. Баева, рассуждения пронизывают все познавательные процессы: ощущение, восприятие, наблюдение, запоминание, припоминание, внимание, воображение, другие.

Это средство саморегуляции, самовоспитания, самоанализа, саморазвития. Не зря психологи советуют проговаривать проблемную ситуацию вслух. Информация, проговариваемая про себя неполная, обобщенная (подробнее об этом поговорим в пункте «Особенности внутренней речи»). Проговаривание вслух или записывание информации помогает лучше разобраться в происходящем, увидеть общую картину, структуру, детали, причинно-следственные связи.

Говоря о внутренней речи, нельзя не осветить проблему внешней речи, потому что внешняя и внутренняя речь – два взаимосвязанных элемента. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал рассуждения внутри человека как связующий элемент между переходом мыслей в слова и наоборот.

Внутренняя и внешняя речь

Внешняя направлена внешний мир, внутренняя обращена к самой личности. Однако это не единственное отличие.

Чем первый тип отличается от второго:

  • внешняя вовлекает человека в социальное взаимодействие, второй тип осознается самим человеком, надежно защищен от других людей, поддается контролю только того, кому принадлежит;
  • коды внешней доступны другим, коды второго типа коммуникации понятны только ее обладателю.

Мысли трансформируются во слова и наоборот. Внешняя речь бывает устной и письменной. Каждый из типов имеет свои психологические особенности, подвиды. Рассмотрим подробнее.

Устная

Самый древний тип. Воспроизводится при помощи звуков, воспринимается слухом. Устная речь упрощает взаимодействие, так как позволяет использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Как правило, общение связано с конкретной ситуацией, условиями, предметом обсуждения. Поэтому люди могут упускать отдельные слова, заменять их жестами. Устное взаимодействие позволяет понимать друг друга с полуслова.

Устный тип коммуникации бывает двух форм: диалогическая, монологическая. Рассмотрим каждую форму подробнее.

Диалогическая форма

Предполагает взаимодействие двух или более людей. Каждый участник по очереди слушает других и говорит сам, то есть выступает то в роли активного лица, то в роли пассивного. Альтернативное название этого типа – поддержанная. Участники поддерживают друг друга, выслушивают, меняются ролями.

Специфика этого типа – непосредственное личное взаимодействие, участники видят, слышат друг друга. Поэтому они могут корректировать подачу информации при помощи тона, тембра голоса, интонаций, скорости, мимики, жестов. Говорящий участник тоже видит реакции других людей, за счет чего может корректировать свои рассуждения, например, если замечает, что его выступление наскучило. В общем, в этом случае вербальное общение сочетается с невербальным.

Монологическая форма

Предполагает воздействие одного человека на другого (других), то есть один говорит, а другие слушают. Это более сложный тип. Активный участник хоть и видит реакции пассивных слушателей, но должен заранее продумать весь текст выступления. Оратор должен обладать хорошо развитой психологической наблюдательностью, культурой речи, активным мышлением. Монолог сложнее и для слушателей. Им приходится долго концентрировать внимание, следить за логикой изложения. Монологический тип по специфике восприятия ближе к письменным рассуждениям.

Письменная

Этот тип развивается на базе устной коммуникации. Выражается через символы письма, воспринимается зрением. Это сложный тип как для человека, преподносящего информацию, так и для человека, воспринимающего ее. Специфика письменного общения в том, что оно позволяет общаться на расстоянии, в разном времени. Сложность в том, что тот, кто записывает свои мысли, не может заранее точно знать особенности читателя. Он не может использовать невербальные средства коммуникации. Как и устная коммуникация, письменная может быть диалогической (например, общение в социальной сети) и монологической (например, написание книги).

Внутренняя речь и ее особенности

Ее можно сравнить со специфическим индивидуальным кодом. Сам человек ее отлично понимает, но это набор отдельных слов, понятии, звуков, букв, образов, ощущений, условностей, которые непонятны и недоступны другим людям. Психологи называют это мысленным кодом.

Психологические особенности внутренней речи:

  1. Сжатость. Как правило, остается только один главный член предложения: подлежащее или сказуемое. Вспомните, какая мысль возникает, когда мы видим на улице кошку: «Кошка!». При этом мы успеваем подумать и осознать, что она идет или что-то ест, какого она цвета и т.д.
  2. Беззвучность. Однако вербализация зависит от особенностей артикуляционного аппарата конкретного человека. Иногда это проявляется бормотанием, шепотом, «мыслями вслух» или даже полноценным громким диалогом с самим собой.
  3. Семантика преобладает над фонетикой. Как правило, выпадают гласные звуки (они несут меньше нагрузки).
  4. Местоименность. В мыслях мы рассматриваем объект в конкретных условиях, указываем на его свойства, расположение и т.д. Пример: «Вчера я пыталась ему позвонить три раза, он не взял трубку. Почему? Может быть, это из-за того, как я ответила ему на нашей последней встрече?».
  5. Отражается в кинестетических, слуховых и зрительных образах. Наверняка вы замечали, что можно увидеть, услышать и даже почувствовать то, о чем мы думаем.

Несмотря на беззвучность мыслей, в их формировании и развитии всегда участвует речевой аппарат. Всегда сохраняется проговаривание и проработка слов. Невооруженным глазом этого не видно, но специальная техника может зафиксировать движения языка, губ. У людей с подвижным речевым аппаратом движения можно заметить невооруженным глазом. Кроме этого активность движений выше при следующих условиях:

  • решение трудной задачи;
  • трудности во время анализа информации;
  • стресс, напряжение, усталость, истощение;
  • поиск новых подходов к решению задачи;
  • эмоциональное перевозбуждение;
  • информационная загруженность, избыток образов, идей и прочего.

В такие моменты разговоры с самим собой становятся заметнее, громче. Пример: «Ага, так-так-так, надо подумать. Я сделал то-то, потом то-то, и вышло вот что. А если так? Нет, не выходит. А так? Опять не то».

При решении простых задач, по мере оттачивания каких-то навыков упражнениями разговоры «про себя» сужаются, а активность речевого аппарата снижается. Опять же это хорошо видно в быту, особенно в рабочей сфере. Осваивая новые инструкции, многие люди проговаривают вслух или про себя свои действия. Чем чаще они повторяют это, тем меньше нуждаются в проговаривании.

Механизм развития внутренней речи

В психологии до сих пор нет единой теории о том, как происходит формирование внутренней речи. Общепризнанным является тот факт, что начинается это еще в детстве, внутренняя речь ребенка формируется под влиянием взрослых. Противоречие и проблема феномена в следующем: одни авторы считают, что она развивается из внешней. Другие уверены, что она развивается вместе с внешней. Рассмотрим две популярные теории.

По Выготскому

По мнению Л.С. Выготского, разговор внутри личности развивается из внешней речи ребенка, направленной на самого себя (эгоцентрической). Те люди, у которых есть дети, наверняка видели, что во время игры ребенок раннего возраста часто разговаривает сам с собой. Это психологи и называют эгоцентрической речью.

В каком периоде формируется внутренняя речь ребенка: 3–5 лет. По мере взросления ребенка разговоры с самим собой уходят все «глубже» и превращаются в разговоры «про себя». Обычно переход завершается к началу школьного обучения, то есть к 6–7 годам. Дальнейшее развитие происходит в результате освоения письма.

По Блонскому

П.П. Блонский полагает, что внутренний тип коммуникации развивается вместе с внешним. Уже на первом году жизни ребенок беззвучно повторяет те слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Дальнейшее развитие происходит вместе с развитием внешней коммуникации.

Внутренняя речь: для чего нужна

Внутренняя речь нужна для подготовки внешней коммуникации (письменной или устной). Мы сначала продумываем, что хотим сказать, подбираем наилучшие слова, а потом уже высказываемся. Стоит отметить, что мысленный разговор с самим собой постоянно звучит внутри любого человека. У кого-то это «рой мыслей», у кого-то структурированный анализ ситуаций или просто приятные воспоминания, фантазирование. У одних людей вербализация мыслей выражена сильнее, у других слабее. Это зависит от специфики характера и темперамента, особенностей работы.

Итак, для чего человеку нужна внутренняя речь:

  • обработка, анализ, осознание, обобщение, отбор, понимание полученной информации;
  • саморегуляция деятельности, поступков, слов;
  • самовнушение, самомотивация;
  • самооценка слов, поступков.

Давайте уделим особое внимание последнему пункту. Рассуждения внутри себя формируют самооценку личности. Происходит это по следующей схеме: разговор с собой, мнение о себе, действия, самооценка. Вспомните, как часто мы думаем одно, а говорим другое, скрываем свои истинные мысли, намерения.

Разговоры с самим собой требует особого внимания, они определяют мышление. Какое мышление у вас: негативное или позитивное? Что вы чаще всего думаете о себе: плохое или хорошее? Вы часто мысленно ругаете себя или чаще хвалите и поддерживаете?

Содержание и состояние внутреннего диалога – истинный показатель психологического здоровья личности. Она же выступает в роли психотерапевта. Важно следить за тем, чтобы ваши мысли оказывали положительное, а не деструктивное влияние на личность, самооценку, самосознание.

Внутренняя речь и психические расстройства

Внутренняя речь – это разговоры человека с самим собой. Мы уже говорили, что она может быть громкой, активно вербализованной. Но где граница между нормальным общением с самим собой и сумасшествием?

Прежде всего, стоит упомянуть, что мы можем случайно что-то «ляпнуть» или сказать вслух, когда очень устали или очень возбуждены, неравнодушны к происходящему. Это нормально, не нужно бить тревогу и бежать к психологу. Даже вести громкие диалоги с самим собой нормально, конечно, если при этом вы не думаете, что общаетесь с «голосами в голове». Однако если вы ловите себя на мысли, что совсем не общаетесь с собой, то это тоже тревожный сигнал.

Патологии и болезни, при которых наблюдается отсутствие внутренних разговоров:

  • аутизм,
  • травмы головы,
  • инсульт.

Патологии, при которых наблюдается сильная выраженность разговоров человека с самим собой:

  • шизофрения,
  • диссоциативное расстройство личности,
  • невроз,
  • посттравматическое стрессовое расстройство,
  • психофизическое и эмоциональное истощение,
  • нервный срыв.

Разговоры с самим собой учащаются и вербализуются при сильнейшем внутреннем конфликте. В этом случае вытесненные, подсознательные мысли человека могут звучать не его голосом, приобретать форму навязчивых идей. Если внутренний диалог не поддается вашему контролю, в мыслях нет гармонии, они мешают вам спать, работать, то посетите психолога.

Внутренняя речь человека — особенности, характеристика

внутренняя речь фотоВнутренняя речь человека – это сложный, полностью неизученный феномен, изучаемый психологией, общим языковедением, философией. Внутренняя речь в психологии – это скрытая вербализация, сопутствующая процессу мышления. Данное проявление представляет соотношение мыслительных операций, языковых компонентов, коммуникационного взаимодействия, а также сознания. Проще говоря, это словесное мыслительное функционирование. По сути, мысли человека способны «трудиться» и без словесных элементов. Однако на деле вербальные структуры объединяют мыслительное оперирование с наружной средой, социумом, решением вопросов личностного плана и задач общественного характера. Мысленную речь нередко представляют в качестве «обслуживающего» механизма внешнего общения и всех деятельных операций субъекта. Следовательно, внутренняя речь выказывает себя в качестве беззвучного инструмента, сокрытой вербализации, зарождающейся при мыслительном функционировании. Она представляет производную форму звуковой речи, сознательно адаптированной к выполнению в уме мыслительных функций.

Внутренняя и внешняя речь

Различают 3 разновидности форм коммуникативного взаимодействия посредством языковых структур, а именно внешняя, письменная и внутренняя.

Чем отличается внешняя речь от внутренней? Первая – обращена наружу, к окружающим людям. Благодаря ней, индивиды транслируют мысли, внутренняя же – это беззвучная речь, отражает то, что субъект мыслит. Обе эти разновидности коммуникаций взаимосвязаны. Проще говоря, внешняя речь для окружения, а внутренняя – для себя.

Особенности внутренней речи заключаются в ее исключительности, то есть она не отражает в памяти внутреннюю, не предшествует ей. Она зарождается в возрастном периоде семи лет и происходит от эгоцентрической, направленной наружу, речи малышей. Эгоцентрическая коммуникация посредством языкового компонента у ребенка являет собой речь направленную вовнутрь по психическому функционированию и по конструкции – устремленную наружу. С началом школьного периода возникает трансформация эгоцентрической коммуникации во внутреннюю. Вдобавок, происходит различение двух речевых операций: эгоцентрической коммуникации и отграничение речи для окружения и для себя, из единой речевой операции.

Характеристика внутренней речи представлена следующими особенностями: краткостью, обрывочностью, фрагментарностью. Если бы существовала возможность сделать запись внутреннего разговора, то он выдался бы непонятным, бессвязным, обрывочным, неузнаваемым в сравнении с внешним.

Коммуникация, направленная вовне, преимущественно осуществляется в форме диалога, который всегда предполагает зрительное принятие собеседника, его языка жестов и акустическое понимание интонационного аспекта беседы. Вместе взятые перечисленные две особенности внешней коммуникации допускают взаимодействие при помощи намеков понимание недосказанности.

Внутренняя речь человека не является исключительно разговором про себя. Выполняя функцию регулировки и планирования, она характеризуется иным, нежели внешняя коммуникация, сокращенным строением. По смысловому значению коммуникация «про себя» никогда не означает предмет и не несет сугубо номинативный характер. Одним словом, она в себя не включает «подлежащее». Она отображает, что конкретно нужно сделать, куда следует направить действие. По строению она, оставаясь сжатой и аморфной, сберегает свою предикативную направленность, определяя лишь план дальнейшего предложения, суждения или схему дальнейшей операции.

Особенности внутренней речи представлены нижеприведенными характеристиками: беззвучностью, обрывочностью, обобщенностью, вторичностью (образованностью от внешней коммуникации), большей скоростью (в соотнесении с внешней), отсутствием необходимости в строгом грамматическом оформлении.

Зачастую непосредственно речевые структуры в ходе коммуникации «про себя» замещаются слуховыми, зрительными. Существуют взаимозависимости и проявления внешнего общения и коммуникации «про себя». Во-первых, перед звуковой подачей мысли человек во внутреннем разговоре составляет схему или план будущего высказывания. Во-вторых, письменному преподнесению, в основном, предшествует произнесение слов, фраз мысленно, в ходе которого возникает отбор максимально подходящих структур и расстановка пауз вытекающего письменного высказывания. В-третьих, при помощи проведения электрофизиологического исследования обнаружено присутствие в процессе протекания внутренней коммуникации скрытой артикуляции.

Следовательно, коммуникация «про себя» для осуществления внешнего разговора выполняет нужную подготовительную функцию.

Внешнее коммуникативное взаимодействие бывает устным либо письменным. Первое – являет собой звучащую речь, характеризующуюся относительно свободными нормами в отношении к требованиям образцовых языковых средств. Она охватывает: говорение (трансляция акустических речевых сигналов, несущих некоторую информацию) и слушание (понимание акустических речевых сигналов, а также их прием).

Устная речь воплощается в двух направлениях: обиходном (разговорном) и публичном. Дабы их дифференцировать применяется термин «речевая ситуация», который обозначает массу обстоятельств, влияющих на реализацию речевого общения, его структуру и содержание. Это обуславливает существование следующих определений публичной коммуникации. Прежде всего, публичной коммуникацией именуется вид устного взаимодействия, которому присущи такие элементы речевых условий: многочисленная аудитория, официальность мероприятия (концерт, собрание, урок, лекция, заседание и пр.).

Обиходной коммуникацией именуется разновидность устного взаимодействия, речевые условия которого формирует: небольшое количество слушателей и повседневная обстановка (то есть не официальная).

Внутренняя речь по Выготскому

Над проблематикой взаимосвязи мыслительной деятельности и речевого общения работали, и по сей день трудятся множество «гуру» психологии.

Л. Выготский установил, что слова играют значимую роль в формировании мыслительных операций и психических процессов человеческих субъектов.

Благодаря экспериментам, проводимым Л. Выготским, удалось обнаружить у детей-младших дошкольников наличие непонятной для взрослого окружения формы коммуникации, которую впоследствии стали именовать эгоцентрической речью или «коммуникацией для себя». Согласно Л. Выготскому, эгоцентрическая коммуникация является носителем формирующихся процессов мышления малышей. В этом периоде мыслительная деятельность крох только входит на стезю интериоризации. Он доказал, что эгоцентрическое общение является не просто звуковым сопровождением внутреннего мыслительного процесса, сопутствующего движению мыслей.

Эгоцентрическое мышление, по Выготскому, является единой формой существования (формирования) мыслей детей, и иного, параллельного, умственного размышления у детей на данной стадии просто не существует. Лишь пройдя этап эгоцентрического общения, мыслительные процессы в ходе интериоризации и последующих перестроек будут постепенно преобразовываться в умственные операции, трансформируясь во внутреннюю коммуникацию. Стало быть, эгоцентрическая внутренняя речь в психологии являет собой инструмент коммуникации, необходимый для регулировки и контроля над практической деятельностью детей. То есть, это коммуникация, обращенная к себе.

Можно определить такие особенности внутренней речи, помимо вышеперечисленных: редуцирование фонетических аспектов (сокращена фонетическая сторона коммуникации, слова разгадываются по намерению изъясняющегося произнести их) и превалирование смысловой нагрузки слов над их обозначением. Словесные смыслы гораздо шире и динамичнее, нежели их значения. Они обнаруживают другие правила объединения и интеграции, нежели словесные значения. Именно этим можно объяснить трудность оформления мыслей в речи для окружения, в звуковой коммуникации.

Следовательно, у детей внешнее проявление речи формируется от слова к нескольким, от фразы к соединению фраз, потом к связной коммуникации, состоящей из ряда предложений. Внутреннее общение формируется в ином курсе. Малыш начинает «произносить» целое предложения, а затем переходит к постижению отдельных смысловых элементов, расчленяя цельную мысль на несколько словесных значений.

Проблема внутренней речи

Проблематика внутренней речи по сей день относится к довольно сложным и до конца неизведанным вопросам. Изначально ученые полагали, что внутреннее общение по своему строению подобно внешнему, разница состоит исключительно в отсутствии звукового сопровождения, поскольку это речь беззвучная, «про себя». Однако современные изыскания доказали ошибочность описываемого утверждения.

Внутреннюю речь нельзя воспринимать в виде беззвучного аналога внешнего общения. Она разнится существенными особенностями собственной структуры, прежде всего, обрывочностью и свернутостью. Индивид, пользующийся внутренней коммуникацией для разрешения какой-либо задачи, понимает, какая проблема поставлена перед ним, что позволяет исключать все, что именует задачу. В чистом итоге остается исключительно то, что надобно совершить. Проще говоря, предписание, каким надлежит быть следующему действию. Эта характеристика внутренней речи часто именуется предикативностью. Она акцентирует, что важно не определить предмет общения, а поведать что-то о нем.

Внутренняя речь нередко эллиптична, так в ней индивид пропускает те элементы, которые для него представляются понятными. Кроме словесных формул, во внутреннем общении используются образы, планы и схемы. Проще говоря, внутри себя субъект может не называть предмет, а представить его. Нередко она выстраивается в форме конспекта или оглавления, то есть человеком намечается тематика размышлений и опускается то, что надлежит сказать, по причине известности.

Внутреннюю речь и обусловленную ею скрытую артикуляцию следует рассматривать в качестве инструмента целенаправленного отбора, обобщения и фиксации информации, полученной при помощи ощущений. Отсюда огромную роль внутренняя коммуникация играет в процессе наглядной и словесно-понятийной мыслительной деятельности. Помимо этого, в выработке и функционировании произвольных действий индивида она также задействована.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое внутренняя речь, когда человек ею пользуется?

Человеческая речь бывает не только внешней, но и внутренней. Под внутренним разговором понимают общение индивида с самим собой, которое может происходить как осознанно, так и бессознательно. Полноценно ответить на вопрос о том, что такое внутренняя речь, довольно сложно, как и разобраться с ее природой. Тем не менее психологам удалось сформулировать основные аспекты этого явления.

Что такое внутренняя речь?

Каждый индивид общается сам с собой. Происходит это, как правило, на уровне мыслей. Поэтому, если губы человека не двигаются и не произносят звуки, это не значит, что он не формулирует слова и предложения. Внутренняя речь считается своеобразной формой мышления, при которой человек думает, анализирует, спорит с собой и так далее. От внешней она отличается разве что формой проявления и функциями. Из этой статьи вы узнаете ответ на вопрос: «Внутренняя речь — это какая речь?» Кроме того, вы познакомитесь с ее ролью в жизни человека.

Определение

Внутренняя речь является сложным мыслительным функционированием, которое состоит из операций, языковых компонентов, коммуникационного взаимодействия и сознания. Общение происходит в мыслях человека, не использующего для выражения слов свой голосовой аппарат. Мысли помогают индивиду обдумывать, осознавать, рассуждать, взвешивать и принимать решения.

Мысленная речь

Внутреннюю речь можно назвать мысленной, так как для нее совсем не всегда нужны слова. Иногда для мыслительной деятельности человеку достаточно представлять образы и картинки. При этом он может не замечать, как начинается или заканчивается процесс мышления. Он проходит самостоятельно, автоматически. Мыслительная речь является своеобразной связующей нитью между человеком и окружающим миром, из которого он черпает информацию. Кроме того, внутренний разговор может выступать подготовкой к внешнему, ведь человек сначала думает, а потом уже говорит или действует.

Внешняя и внутренняя речь

Связь с мышлением

Психологам трудно провести грань между внутренней речью и мышлением, поэтому эти два понятия довольно часто совмещаются воедино. Тем не менее большинство экспертов склоняются к тому, что мышление и внутренняя речь являются компонентами, которые не могу замещать друг друга.

Происхождение

Насчет происхождения внутренней речи мнения психологов расходятся. Одни предполагают, что она появляется, когда человек уходит в себя. В этот момент он начинает мыслить, размышлять, беседовать сам с собой и так далее. Другие же считают, что внутренняя речь всегда сопутствует внешней. То есть в процессе общения человек общается параллельно с самим собой и собеседником. Прежде чем что-то сказать вслух, он подбирает доказательства своих слов или взвешивает слова противника.

Исследование

Так или иначе, внутренняя речь является скрытой частью нашего мышления, поэтому ее довольно трудно изучать. Она исследуется с помощью самонаблюдения и всяческих инструментов, воспринимающих сигналы. Самыми доступными являются методы самоанализа процессов, происходящих внутри человеческого сознания.

Внутренняя речь человека

Виды речи: внутренняя и внешняя

Давайте разберемся, как классифицируется речь. Итак, существуют такие виды речи: устная, письменная и внутренняя. Первые два типа объединяются в такое понятие, как внешняя речь. Теперь подробнее о каждом из них.

Внешней устной речью человек пользуется тогда, когда ему нужно воспроизвести вслух собственные мысли, то есть информацию, сформулированную в его голове. Осуществляется такая речь с помощью голосовых связок, языка, губ и других органов речевого аппарата. Она всегда направлена на окружающий мир.

Когда человек пользуется внутренней речью, он всегда обращается к самому себе. Голосовой аппарат при этом не используется. Посредством этого коммуникативного процесса индивид общается с самим собой, рассуждает, анализирует и принимает решения. Психологи выяснили, что прибегать к внутренней речи человек начинает в среднем с семи лет. До этого все обращения ребенка направлены сугубо на внешний мир. Кроме того, в семь лет он начинает понимать, что не каждое слово стоит воспроизводить вслух.

Внутренняя речь отличается краткостью, обрывочностью, беззвучностью, вторичностью (образуется от внешней коммуникации) и фрагментарностью. Если бы человек мог ее записать на диктофон, то запись получилась бы бессвязной, обрывочной и попросту непонятной. Такая речь произноситься очень быстро и не имеет строгого грамматического оформления.

Во внешней речи человек пользуется теми структурами и фразами, которые понятны его собеседнику. На помощь приходит зрительный контакт, язык жестов и смена интонации. Все это помогает сделать посыл максимально точным.

Язык внутренней речи

В зависимости от степени вовлеченности человека, внутренний разговор бывает разным. Если индивид действительно ведет беседу сам с собой, то он использует ту речь, которая имеет внешний характер. Когда разговор ведется неосознанно, тогда он имеет предикативный или директивный характер. Такая речь, как правило, короткая и нецеленаправленная. Рассуждений в таком случае не происходит – человек просто принимает решение и побуждает себя к действию.

Прежде чем сказать что-то вслух, человек обдумывает и подбирает выражения, составляет предложения и фразы. При внутренней речи такого не происходит – вместо четких предложений используются короткие фразы или просто слова. Недостаток слов в разговоре с самим собой может компенсироваться представляемыми образами.

Отвечая на вопрос «Что такое внутренняя речь?», стоит отметить, что она является не только способом принятия решений или осмысления прошедших событий, но и подготовкой для внешней речи, которая подразделяется на устную и письменную.

Обычно, говоря о внешней речи, подразумевают именно ее устный тип. Он включает в себя произношение и слушание слов. Устная речь бывает обиходной (разговорной) и публичной.

Письменной называют графически оформленную внешнюю речь, построенную на основе буквенных и прочих изображений. Несмотря на письменную форму, она обладает большинством характеристик устного выражения мыслей, с точки зрения структуры и лексики. Вместе с тем письменная речь имеет более строгие правила передачи мыслей посредством слов, нежели устная. Сложность переписки, по сравнению с живым разговором, заключается в том, что ее нельзя приукрасить жестами и мимикой. Таким образом, внутренняя речь и внешняя (письменная или устная) являются совершенно разными понятиями.

Виды речи: внутренняя, внешняя

Взгляд Выготского

Психологи со всего мира довольно много внимания уделяли вопросу «Что такое внутренняя речь?» Немалых успехов в этом направлении достиг советский ученый Лев Николаевич Выгодский. По его мнению, внутренняя речь человека является следствием «коммуникации для себя» или эгоцентрической речи, которая формируется в детстве, когда ребенок начинает осваивать внешние формы речи. Дети дошкольного возраста пользуются формулировками, которые не всегда понятны взрослому человеку. Эгоцентрическая речь служит фундаментом для развития внутренней речи. Изначально ее понимает только ребенок, но со временем, после ряда трансформаций, она обретает признаки все более осмысленного мыслительного процесса.

Формирование у малышей внешней и внутренней речи отличается. Формирование внешней речи происходит по принципу «от простого к сложному». Из слов появляется фраза, а из фраз — предложение. С внутренней речью все наоборот: целое предложение разбирается на фразы и слова, осмысление которых происходит отдельно.

Проблема

Изучать внутреннюю речь довольно сложно, ведь она лишь на первый взгляд отличается от внешней только отсутствием звукового сопровождения. На самом же деле разговор человека с самим собой совсем не похож на беседу с другим человеком.

Внутренняя речь человека всегда обрывочная и свернутая. Разговор с собеседником всегда имеет более или менее четкую структуру. Предложения строятся логично и понятно. Внутренняя же речь может отмечаться в действиях. В ней совсем не обязательно обозначать рассматриваемый предмет. Достаточно лишь рассмотреть его свойства, обладающие побудительным характером.

Язык внутренней речи состоит не только из слов, но и из других форм, понятных для человека: это картинки, схемы, образы, детали и прочее. У человека нет необходимости в словесном выражении всего, что он представляет в своей голове. Чтобы приступить к размышлению, достаточно лишь вспомнить увиденную картинку или просто свои впечатления от нее.

Виды речи: устная, письменная, внутренняя

Особенность

Особенность внутренней речи заключается в том, что ее тяжело разграничивать, так как в процессе мышления индивид может использовать все известные и понятные лично для него формы представления того, о чем он размышляет. В разговоре с самим собой нет необходимости в сложных предложениях, так как понять себя можно и без слов. Гораздо удобнее представить некий образ, наиболее полно передающий смысл размышления, чем подобрать слова для его описания.

Внутренняя речь порождает мысли, а не является их следствием. Часто она служит для генерации мыслей и является связующим элементом между мыслью и внешней речью, используемой для передачи своих идей другим людям.

Внутренняя речь зарождается в детском возрасте, поэтому она полна причудливых и фантастических образов, воображаемых ребенком. По мере взросления человека он, в разговоре с самим собой, все чаще прибегает к словесным формам выражения мысли и использует не придуманные картинки, а увиденные в реальной жизни.

Внутренний голос

Рассматривая вопрос о том, что такое внутренняя речь, стоит сделать акцент на таком феномене, как внутренний голос. Внутренним голосом называют некую скрытую силу, которая в сложной ситуации помогает человеку принять верное решение. Иногда его также называют интуицией. Внутренний диалог, с точки зрения психологии, является результатом взаимодействия трех человеческих эго-состояний: «ребенок», «взрослый» и «родитель». Несмотря на возраст индивида, в его мышлении всегда есть эти состояния, и в сложной ситуации они вступают в конфликт. В результате внутренний голос может давать советы, критиковать нас, апеллировать к здравому смыслу и так далее. Исследования показали, что внутренняя речь и внутренний голос являются внутримозговыми импульсами, и когда человеку кажется, что голоса звучат извне, они на самом деле идут изнутри.

Внутренняя речь, это какая речь?

В заключение

Сегодня мы с вами узнали, что такое внутренняя речь. В русском языке это понятие тесно переплетается с мышлением и используется для описания диалога с самим собой. Каждый человек склонен к такому диалогу. Это здоровый процесс, который позволяет успокоиться, проанализировать свою жизнь, обдумать ту или иную ситуацию и спланировать дальнейшие действия. В общении с самим собой человек приходит к внутреннему балансу, договаривается с собой настоящим и находит нужные компромиссы. Таким образом, главным результатом диалога с самим собой является ощущение душевного равновесия.

Нет ни одного человека на планете Земля, который не вел бы внутренний диалог. Часто люди не осознают этого процесса, так как он происходит автоматически. И это нормально, ведь осознанно участвовать во внутреннем диалоге вовсе не обязательно. Мысли генерируются в голове в свободном режиме, часто даже не зависящем от человека. Отсюда вытекает неосознанность произнесенных слов или проделанных поступков. Бывают случаи, когда человек не принимает участия в генерации идей, а формирует их автоматически. Лишь через время индивид начинает анализировать, насколько правильным было его поведение в той или иной ситуации. Если человек с чем-то не согласен, он ощущает сожаление о том, что не принял активного участия в процессе мышления.

Чем отличается внутренняя речь человека от внешней. Виды речи и способы общения: психологические особенности

Речь можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Под внутренней речью человека можно понимать его общение с самим собой. Это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Проблема заключается в том, что трудно четко определить и обозначить природу и особенности внутренней речи..

Каждый человек ведет разговор с самим собой. Обычно это происходит на уровне мыслей. Губы не двигаются, слова не произносятся, однако человек их проговаривает в своей голове. Внутреннюю речь определяют как своеобразную форму , когда человек анализирует, думает, ведет спор с самим собой и т. д.

Во многом внутренняя речь похожа на внешнюю. Только отличаются формы ее проявления и функции. Это рассмотрим в статье.

Что такое внутренняя речь?

Что такое внутренняя речь? Это сложное мыслительное функционирование, которое включает операции, языковые компоненты, коммуникационное взаимодействие и сознание.

Общение ведется в голове у человека, который при этом не использует свой голосовой аппарат для выражения слов. Все происходит на уровне мыслей, которые помогают человеку обдумывать, анализировать, рассуждать, принимать решения и т. д.

Внутреннюю речь можно назвать мыслительной. Для нее не всегда необходимы слова. Иногда человек представляет образы, картинки, чего достаточно для мыслительной деятельности. Достаточно часто человек даже не отмечает самого процесса мышления, который проходит автоматически и самостоятельно. Однако мыслительная речь помогает человеку в принятии решений, анализе происходящего, постановке задач и решении проблем. Это своеобразная связь человека с окружающим миром, из которого он получает информацию.

Внутренняя речь обычно носит вербальный характер, то есть человек думает на уровне слов. Это делает ее обслуживающей внешнюю речь и связывает с окружающим миром. Человек сначала думает, потом действует или говорит. Соответственно, сначала возникает внутренняя речь, а затем – внешняя или прочие проявления человека.

Достаточно трудно психологам разделить, где есть внутренняя речь, а где – мышление. Поэтому некоторые совмещают данные понятия воедино. На самом деле мышление и внутренняя речь являются компонентами, но нисколько не замещают друг друга.

Происхождение внутренней речи также неоднозначно. Некоторые утверждают, что она возникает в результате ухода человека вглубь себя. Он мыслит, сам с собой ведет беседу, размышляет и т. д. Другие утверждают, что внутренняя речь сопутствует внешней. Когда человек с кем-то общается, он параллельно ведет внутреннюю речь с самим собой, где договаривается, находит доказательства, выискивает нужные факты и пр.

Достаточно трудно изучать то, что скрытно. Внутренняя речь всегда является скрытой частью человека. Как ее можно исследовать? Путем самонаблюдения или различными инструментами, которые воспринимают сигналы. Наиболее доступными остаются методы самоанализа тех процессов, которые происходят внутри человека.

Внутренняя и внешняя речь

Коммуникативные процессы условно разделяются на три вида: внешняя, внутренняя и письменная речь. Чем отличается внутренняя речь от внешней? Внешняя речь направлена на окружающий мир, когда человек вслух произносит собственные мысли. Он использует речевой аппарат (голосовые связки, язык, губы и пр.), чтобы произнести слова, которые передадут информацию, исходящую из него. Внутренняя речь направлена на самого себя. При этом голосовой аппарат может вообще не использоваться.

Посредством внутренней речи человек общается с самим собой, рассуждает, размышляет, делает анализы и выводы, принимает решения, сомневается и т. д.

Отмечается возрастной период, когда человек начинает прибегать к внутренней речи. Этим возрастом является 7 лет. В этот период ребенок переходит от обращения во внешний мир к своему внутреннему, эгоцентрическому. Он начинает осознавать, что не каждое слово может быть произнесено вслух.

Характерными становятся особенности внутренней речи, которая является:

  • Обрывочной.
  • Фрагментарной.
  • Краткой.

Если была бы возможность записать внутреннюю речь, то она оказалась бы:

  • Непонятной.
  • Бессвязной.
  • Обрывочной.
  • Неузнаваемой по сравнению с внешней.

Характеристикой внешней речи является ее направленность вовне. Здесь человек использует четкие структуры и фразы, которые будут понятны собеседнику. Устанавливается зрительный контакт, при котором люди обращают внимание на слова, язык жестов и интонацию голоса. Все это позволяет распознать не только смысл, произнесенный вслух, но и рассмотреть под ним то, что было скрыто.

Внутренняя речь может быть разной, в зависимости от степени вовлеченности в нее человека. Если человек действительно разговаривает сам с собой, тогда он пользуется той речью, которая имеет вид внешнего характера. Если же разговор ведется неосознанно, тогда может наблюдаться директивный или пред

Внутренняя речь человека – что такое, проблема, особенности

Речь можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Под внутренней речью человека можно понимать его общение с самим собой. Это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Проблема заключается в том, что трудно четко определить и обозначить природу и особенности внутренней речи. Однако интернет-журнал psytheater.com попробует справиться с этим.

Каждый человек ведет разговор с самим собой. Обычно это происходит на уровне мыслей. Губы не двигаются, слова не произносятся, однако человек их проговаривает в своей голове. Внутреннюю речь определяют как своеобразную форму мышления, когда человек анализирует, думает, ведет спор с самим собой и т. д.

Во многом внутренняя речь похожа на внешнюю. Только отличаются формы ее проявления и функции. Это рассмотрим в статье.

Что такое внутренняя речь?

Что такое внутренняя речь? Это сложное мыслительное функционирование, которое включает операции, языковые компоненты, коммуникационное взаимодействие и сознание.

Общение ведется в голове у человека, который при этом не использует свой голосовой аппарат для выражения слов. Все происходит на уровне мыслей, которые помогают человеку обдумывать, анализировать, рассуждать, принимать решения и т. д.

Внутреннюю речь можно назвать мыслительной. Для нее не всегда необходимы слова. Иногда человек представляет образы, картинки, чего достаточно для мыслительной деятельности. Достаточно часто человек даже не отмечает самого процесса мышления, который проходит автоматически и самостоятельно. Однако мыслительная речь помогает человеку в принятии решений, анализе происходящего, постановке задач и решении проблем. Это своеобразная связь человека с окружающим миром, из которого он получает информацию.

Внутренняя речь обычно носит вербальный характер, то есть человек думает на уровне слов. Это делает ее обслуживающей внешнюю речь и связывает с окружающим миром. Человек сначала думает, потом действует или говорит. Соответственно, сначала возникает внутренняя речь, а затем – внешняя или прочие проявления человека.

Достаточно трудно психологам разделить, где есть внутренняя речь, а где – мышление. Поэтому некоторые совмещают данные понятия воедино. На самом деле мышление и внутренняя речь являются компонентами, но нисколько не замещают друг друга.

Происхождение внутренней речи также неоднозначно. Некоторые утверждают, что она возникает в результате ухода человека вглубь себя. Он мыслит, сам с собой ведет беседу, размышляет и т. д. Другие утверждают, что внутренняя речь сопутствует внешней. Когда человек с кем-то общается, он параллельно ведет внутреннюю речь с самим собой, где договаривается, находит доказательства, выискивает нужные факты и пр.

Достаточно трудно изучать то, что скрытно. Внутренняя речь всегда является скрытой частью человека. Как ее можно исследовать? Путем самонаблюдения или различными инструментами, которые воспринимают сигналы. Наиболее доступными остаются методы самоанализа тех процессов, которые происходят внутри человека.

перейти наверх

Внутренняя и внешняя речь

Коммуникативные процессы условно разделяются на три вида: внешняя, внутренняя и письменная речь. Чем отличается внутренняя речь от внешней? Внешняя речь направлена на окружающий мир, когда человек вслух произносит собственные мысли. Он использует речевой аппарат (голосовые связки, язык, губы и пр.), чтобы произнести слова, которые передадут информацию, исходящую из него. Внутренняя речь направлена на самого себя. При этом голосовой аппарат может вообще не использоваться.

Посредством внутренней речи человек общается с самим собой, рассуждает, размышляет, делает анализы и выводы, принимает решения, сомневается и т. д.

Отмечается возрастной период, когда человек начинает прибегать к внутренней речи. Этим возрастом является 7 лет. В этот период ребенок переходит от обращения во внешний мир к своему внутреннему, эгоцентрическому. Он начинает осознавать, что не каждое слово может быть произнесено вслух.

Характерными становятся особенности внутренней речи, которая является:

  • Обрывочной.
  • Фрагментарной.
  • Краткой.

Если была бы возможность записать внутреннюю речь, то она оказалась бы:

  • Непонятной.
  • Бессвязной.
  • Обрывочной.
  • Неузнаваемой по сравнению с внешней.

Характеристикой внешней речи является ее направленность вовне. Здесь человек использует четкие структуры и фразы, которые будут понятны собеседнику. Устанавливается зрительный контакт, при котором люди обращают внимание на слова, язык жестов и интонацию голоса. Все это позволяет распознать не только смысл, произнесенный вслух, но и рассмотреть под ним то, что было скрыто.

Внутренняя речь может быть разной, в зависимости от степени вовлеченности в нее человека. Если человек действительно разговаривает сам с собой, тогда он пользуется той речью, которая имеет вид внешнего характера. Если же разговор ведется неосознанно, тогда может наблюдаться директивный или предикативный характер речи, которая является короткой и целенаправленной. Здесь нет рассуждений. Человек просто принимает короткие решения и побуждения к действию.

Характеристики внутренней речи:

  1. Обобщенность.
  2. Беззвучность.
  3. Вторичность (образованность от внешней коммуникации).
  4. Обрывочность.
  5. Большая скорость произношения.
  6. Отсутствие строгого грамматического оформления.

Чтобы что-то сказать вслух, человек сначала обдумывает и подбирает слова, составляет фразы и предложения. При внутренней речи такого не происходит. Зачастую предложения вовсе отсутствуют. Имеются короткие фразы, даже просто слова.

Таким образом, внутренняя речь подготавливает внешнюю, которая в свою очередь делится на устную и письменную.

  • Устная речь включает в себя произношение слов и их слушание. Она бывает разговорной (обиходной) и публичной.
  • Письменная речь имеет строгие правила передачи мыслей при помощи слов.
перейти наверх

Внутренняя речь по Выготскому

Выготский и многие другие эксперты психологии изучали внутреннюю речь. По Выготскому внутренняя речь является следствием эгоцентрической речи или коммуникации для себя. Она формируется в младшем школьном возрасте, когда ребенок постепенно начинает пользоваться внешними формами речи.

Внутренняя речь отмечается у младших дошкольников, которые пока пользуются непонятными для взрослого понимания формулировками.

Эгоцентрическая речь является основной, на которой и развивается внутренняя речь. Сначала она понятна только ребенку, затем трансформируется, становясь все более похожей на осмысленный мыслительный процесс.

Формирование внешней и внутренней речи у малышей отличается. Внешняя речь формируется от простого к сложному: от слова к фразам, от фраз к предложениям и т. д. Внутренняя речь формируется от сложного к простому: от целого предложения к осмыслению каждой ее отдельной части – фразы или слова.

перейти наверх

Проблема внутренней речи

Достаточно трудно изучать внутреннюю речь, которая лишь на первый взгляд отличается от внешней отсутствием звукового сопровождения, что и создает проблему. На самом деле внутренняя речь не похожа на внешнюю по своей структуре. Здесь уже возникает много различий, не только отсутствие произнесенных вслух слов.

Внутренняя речь является свернутой и обрывочной. Она по своей структуре абсолютно отличается от внешней. Если внешняя речь имеет четкую структуру, где есть подлежащее и сказуемое, дополнительные слова, то внутренняя речь часто отмечается в действиях. Здесь отсутствует предмет, который рассматривается, обозначается лишь действие, каким предмет должен быть, что носит побудительный характер.

Во внутренней речи участвуют не только слова, но и прочие формы, понятные для человека. Это могут быть схемы, детали, картинки, образы. Человеку не нужно выражать словами все, что он себе представляет. Достаточно лишь вспомнить увиденную картину, чтобы далее приступить к размышлению, где также могут быть использованы образы, виденные из жизни.

перейти наверх

Особенности внутренней речи человека

В процессе внутренней речи участвует множество компонентов, которые не ограничиваются словесными структурами. Особенность внутренней речи человека заключается в том, что ее трудно четко разграничить, поскольку в процессе мышления индивид использует все известные и понятные ему формы предоставления смысла того, о чем он думает.

Для построения внутренней речи нет необходимости составлять сложные предложения. Почему? Потому что человек их и так понимает. Более того, порой легче представить некий образ, который более полно передает весь смысл того, о чем думает человек, нежели подбирать слова.

Внутренняя речь не является следствием мыслей, она, наоборот, порождает мысли. Таким образом, мысль формируется после того, как человек ее сгенерировал. Она является связующим звеном между мыслями и внешней речью, которую потом человек применяет, чтобы выразить собственные идеи.

Несмотря на то, что внутренняя речь зарождается в детском возрасте и полна фантастических объектов, которые ребенок себе воображает, она присуща взрослым. Только уже во взрослом возрасте человек больше прибегает к словесным формам внутренней речи, а также к картинкам, увиденным в реальной жизни.

Здесь следует рассмотреть феномен, как звучание внутреннего голоса, который производится не человеком, а неким другим существом. Так называемое слышание голосов относится к этой категории. Ученые провели исследования и выяснили, что данные феномены являются внутримозговыми импульсами, когда человеку кажется, что голос звучит извне, хотя на самом деле он идет изнутри.

перейти наверх

Итог

Все люди общаются сами с собой. Это нормальный процесс, который позволяет обдумывать мысли, себя убеждать в чем-то, успокаивать, принимать решения, анализировать ситуации и т. д. Человеку нужно общение с самим собой, когда он приходит к внутреннему балансу, договаривается с самим собой, находит компромисс, который выгоден ему. Итог – сохранение спокойного душевного равновесия.

Нет ни одного человека, который бы не общался с собой. Порой человек просто не осознает данного процесса, который происходит автоматически. Человеку необязательно осознанно находиться в процессе общения с самим собой. Достаточным является акт, когда мысли просто генерируются в голове часто в автоматическом режиме.

Неосознаваемость поступков и произнесенных слов формируется на данной основе. Человек не участвует сознательно в процессе генерации идей, он автоматически их формирует, подчиняясь им. Только потом он анализирует и делает выводы, насколько правильными они были в той или иной ситуации. Если человек не согласен с чем-то, тогда он начинает сожалеть о том, что не принимал в процессе мышления активного участия.

Внутренняя речь

Внутренняя речь (речь «про себя») — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она – «речь минус звук». Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает «короткие замыкания»; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как само собой разумеющееся, как известное то, о чем идет речь; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано.

Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы отказывается от выполнения первичной функции, ее породившей: она перестает непосредственно служить средством сообщения, для того чтобы стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Не служа целям сообщения, внутренняя речь, однако, как и всякая речь, социальна. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: «внутренняя» речь несомненно производная форма от речи «внешней». Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру; но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы социального происхождения. Внутренняя речь и протекающие в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения.

Внутренняя речь социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. «Я ловлю себя на том, – читаю я в одном письме, – что я целыми часами веду нескончаемую внутреннюю беседу с вами»; внутренняя речь может быть внутренней беседой. Случается, особенно при напряженном чувстве, что человек ведет про себя внутреннюю беседу с другим человеком, высказывая в этой воображаемой беседе все то, что по тем или иным причинам он ему не мог сказать в реальной беседе. Но и в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характера воображаемой беседы с определенным собеседником, тогда она посвящена размышлению, рассуждению, аргументации, и тогда она обращена к какой-то аудитории. Выраженная в слове мысль каждого человека имеет свою аудиторию, в атмосфере которой протекают его рассуждения; его внутренняя аргументация обычно рассчитана на аудиторию и к ней приноровлена; внутренняя речь обычно внутренне направлена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя.

Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой про­цесс. Она недоступна восприятию других людей и, следователь­но, не может быть средством общения. Внутренняя речь — сло­весная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словес­ных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают за­труднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней ре­чи, понятной для других [4].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *