Общение это в психологии кратко: Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития

Общение это в психологии кратко: Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития

Психология общения

Потребность в общении — это одна из базовых потребностей человека, по мнению психологов. Общение — это необходимое условие развития человека в качестве члена общества, его личностного развития. Общение также является способом познания окружающих людей и себя. Не смотря на то, что человеческое общение всегда было базовой основой социальной жизни людей, объектом психологического и социопсихологического анализа оно стало только в двадцатом веке.

Содержание, структура и функции общения

Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.

Общение и деятельность как виды человеческой активности, различаются между собой. Результат деятельности представлен каким-либо материальным или идеальным продуктом. Результат общения выражается во взаимном влиянии индивидуумов друг на друга. При этом деятельность и общение — взаимосвязанные стороны социальной активности человека. Деятельность возникает и осуществляется в результате интенсивного общения. Общение, в свою очередь, является специфическим видом деятельности человека. В реальной жизни общение и деятельность существуют в единстве, но при этом в определенных ситуациях могут реализовываться независимо друг от друга.

Общение — это сложный процесс, который включает в себя:

  • формирование образцов и поведенческих моделей;
  • взаимодействие между людьми;
  • взаимное влияние одного человека на другого;
  • взаимообмен информацией;
  • формирование межличностных отношений;
  • взаимное переживание и стремление к взаимопониманию;
  • формирование внутреннего «Я» индивидуума.

Определение 1

В психологии понятие общение — это взаимодействие между людьми, которое заключается в обмене информацией познавательного, эмоционального и оценочного характера, в ходе которого формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами.

В процессе исследования общения в нем выделяют:

  • содержание;
  • цель;
  • средства;
  • структуру;
  • функции;
  • формы общения.

Содержание общения

Определение 2

Содержание общения — это информация, передаваемая в процессе общения между индивидуумами.

Человеческое общение по содержанию классифицируется следующим образом:

  • материальное, которое заключается в обмене продуктами, а также предметами деятельности;
  • когнитивное, которое подразумевает обмен знаниями;
  • деятельное, включающее обмен действиями, умениями;
  • кондиционное, заключающееся в обмене различными состояниями, в том числе психологическими и физиологическими;
  • мотивационное, подразумевающее взаимообмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями.

Цели общения

Человек вступает в общение для достижения определенных целей.

Определение 3

Цель общения — это то, ради чего человек реализует данный вид активности.

Цели общения могут быть разнообразными:

  • общение как самоцель, при этом оно является средством удовлетворения потребности человека в общении;
  • деловое общение, которое служит способом организации или оптимизации определенного вида предметной деятельности;
  • в личностном общении целью общения выступает приобщение партнера по общению к ценностям и опыту приобретенными человеком.

Полной классификации целей общения не существует, так как потребности человека многообразны и человек ради их удовлетворения вступает в общение с различными целями.

Средства общения

Средства общения — это различные методы кодировки, трансляции, трансформации, расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Средства общения подразделяются на следующие виды:

  • вербальные (словесные) — речь;
  • невербальные (несловесные) — жесты, мимика, звучание голоса, взгляд, прикосновения.

Структура общения

Структура общения складывается из трех связанных между собой сторон:

  • перцептивной;
  • коммуникативной;
  • интерактивной;

Перцептивная сторона общения заключается в восприятии, познании и понимании индивидуумами друг друга с дальнейшим установлением определенных межличностных отношений.

Коммуникативная сторона общения – это взаимный обмен информацией, передача и прием знаний, мнений и чувств.

Интерактивная сторона общения — это обмен действиями.

Функции общения

Общение выполняет ряд функций, в частности:

  • аффективно-коммуникативная;
  • информационно-коммуникативная;
  • регуляционно-коммуникативная.

Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:

  • обмен информацией осуществляется между двумя индивидуумами, являющимися активными субъектами;
  • обмен информацией предполагает обязательное взаимодействие мыслей, чувств и поведения людей.

Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.

В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.

Брянский государственный аграрный университет

Сегодня: 10.10.2022

Версия для слабовидящих

Телефон приемной комиссии

+7 (930) 730-08-35

30-08-35 (Брянск)

 

Карта сайта


  • Сведения об образовательной организации
  • Об университете
    • Общие сведения
    • Учёный совет
    • Попечительский совет
    • Руководство
    • Ректорат
    • Учебно-методический совет
    • Объединенный совет обучающихся
    • Символика
    • Правила внутреннего трудового распорядка
    • Положение об оплате труда работников
    • Нормативно-правовые документы
    • Образцы документов об образовании
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Персональный состав педагогических работников
    • Представители работодателей, участвующие в учебном процессе
    • Противодействие коррупции
  • Структура
    • Институты и факультет
    • Учебно-научные подразделения
    • Филиалы
    • Управления и отделы
    • Учебно-методический центр довузовской подготовки и профориентационной работы
    • Инфраструктурные подразделения
    • Административно-хозяйственные подразделения
    • Общественные организации и объединения, органы самоуправления
  • Наука
    • Ассоциация «Университетский аграрный научно — образовательный комплекс Брянщины»
    • Ведущие ученые университета
    • Направления научной работы
    • Разработки и достижения
      • Каталог научных разработок
      • Организационные формы интеграции науки с производством
      • НИР
      • Информационно-консультационная служба
      • ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННАЯ РАБОТА
    • Диссертации
    • Диссертационный совет Д220. 005.01
    • Конференции и семинары
    • Докторантура и аспирантура
    • Центр коллективного пользования приборным и научным оборудованием при ФГБОУ ВО Брянский ГАУ
    • Научно-исследовательская часть
    • Региональный учебно-методический информационно-консультационный центр
    • Отдел докторантуры и аспирантуры
    • Национальные проекты
    • Нормативно-правовые документы
    • Гранты
    • База для осуществления научно-исследовательской деятельности
    • 2021 — Год науки и технологий
  • Диссертационный совет Д220. 005.01
  • Воспитательная работа
    • Воспитательная работа
    • ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ. 75 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
    • СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
    • Совет кураторов
    • Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»(ГТО)
    • Патриотическая работа
    • ДНД
    • Противодействие экстремизму и терроризму
    • Культурно-досуговый центр
  • Международное сотрудничество
  • Электронная информационно-образовательная среда
  • Мониторинг удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса
  • Трудоустройство выпускников
  • Вести БГАУ
  • Вестник Брянской ГСХА
  • Научная библиотека
    • Электронный каталог
    • Полнотекстовые документы
      • Учебно — методические материалы
      • Диссертации
    • Электронно-библиотечные системы
    • Платные услуги
    • Нормативно-правовые документы
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Противодействие коррупции
  • Совет ректоров высших учебных заведений Брянской области

«Понятие общения в отечественной психологии.

Его виды и функции.»

Понятие общения в отечественной психологии. Его виды и функции.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

·        коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

·        интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

·        перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Виды общения:

1.   «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски  – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2.   Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

3.   Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

4.   Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

5.   Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

6.   Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции общения

Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения.

Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).

Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).

Функция фрмирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).

Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).

Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранения продуктивных связей).

Функция объединения-разъединения (способствует передаче необходимых сведений или дифференциации).

2.Педагогическое общение. Стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения – это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект-субъектного взаимодействия.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Общепринятая классификация стилей педагогического общения:

авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.  Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Их оценки учащихся неадекватны, основаны лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля над деятельностью школьников и динамикой развития их личности.

 Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

 Стиль сотрудничества, чаще называемый демократическимПри таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.

Помимо основных существуют промежуточные стили педагогического взаимодействияв отношении которых следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е. всецело зависят от личности педагога. В.А. Канн-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание. Наиболее продуктивными является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. Достаточно результативным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися

Одним из достаточно распространенных стилей общения является общение-дистанция, которое используется в полной мере как опытные педагоги, так и начинающие. Исследования показывают, что достаточно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений и является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете.

Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму – общение-устрашение. Оно наиболее популярно у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Для личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным.

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, при их частом использовании становятся штампами, порождая малоэффективные способы педагогического общения.

3.Феномен личного влияния. Типы влияния.

В психологической литературе  чаще встречается определение понятия «влияние», чем определение понятия «личное влияние». Личное  влияние понималось еще в начале XX века как «способность действовать на характер другого лица притягивающе или отталкивающе и иметь при этом успех» (Майнгардт, 1992, с.10).  

Личное влияние — способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер .При этом главным результатом и высшей целью личного влияния является изменение, происходящее в сознании и душе другого человека, а не выгодные для влияющего изменения в действиях. Автор «Основ психотехники» Гуго Мюнстерберг отмечал, что основной составляющей феномена личного влияния является обогащение или изменение личности, обладающее постоянством, как бы незначительно оно ни было, и остающееся в распоряжении личности как новая часть его системы знания (Мюнстерберг, 1922,136 с.).

Всего мы выделяем 7 типов влияния, из которых четыре – основные, а три – компенсаторные. Основные типы личного влияния: 1) социальный интеллект, 2) личный магнетизм, 3) фрустрационное влияние, 4) партнерство и доверие на основе эмпатии. К типам компенсаторного, или непрямого, влияния, относятся: манипулятивная адаптивность, ответственность и компетентность, «воинствующая добродетель».

Стратегии и тактики влияния.

Отечественные психологи предлагают несколько типологий стратегий воздействия на человека, основным критерием в которых является отношение к партнеру по общению как к субъекту или как к объекту.

 Г. А. Ковалев. По его мнению, в реальной человеческой жизнедеятельности имеют место три основные стратегии – «императивная», «манипулятивная» и «развивающая» (Ковалев, 1987).

Императивная стратегия соответствует «объектной» или «реактивной» парадигме в психологии, в соответствии с которой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий. Императивная стратегия наиболее уместна и эффективна в экстремальных ситуациях, где требуется оперативное принятие и исполнение важных для сохранения системы решений в условиях временного дефицита, а также при регламентации иерархических отношений в системах «закрытого» типа.

Манипулятивная стратегия соответствует «субъектной» парадигме, основывающейся на утверждении об активности и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, где субъект сам оказывает преобразующее воздействие на поступающую извне психологическую информацию. Манипулятивная стратегия реализуется  с помощью приемов подсознательного стимулирования, действующих в обход психического контроля, а также так называемых маскировочных и конверсионных техник, блокирующих систему психологических защит или разрушающих ее, выстраивая взамен новую субъективную пространственно-временную организацию, новую модель мира.

Развивающая стратегия основывается на «субъект-субъектной» или «диалогической» парадигме, где психика выступает в качестве открытой, находящейся в постоянном взаимодействии системы, которая обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Психика в этом случае рассматривается как многомерное и «интерсубъектное» по своей природе образование. «Развивающая стратегия обеспечивает, в отличие от двух других стратегий, актуализацию потенциалов собственного саморазвития каждой из взаимодействующих между собой систем. Психологическими условиями реализации такой стратегии воздействия являются диалог и обоюдная открытость. Диалог как обоюдооткрытый процесс предполагает не только достаточно высокий уровень психологической культуры субъекта, но и тот факт, что диалогу надо учиться и учиться постоянно. Должны быть организованы условия для такого диалогического взаимодействия.

Психологические условия реализации диалога, по К. Роджерсу:

 1) естественность и спонтанность в выражении субъективных чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый отдельный момент их взаимодействия;

2) безусловное позитивное отношение к другим людям и к самому себе, забота о другом и приятие его как равноправного партнера по общению;

3) эмпатическое понимание, умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроению, мыслям другого человека в ходе межличностных контактов с ним.

Как отмечает Г. А. Ковалев, все эти механизмы обеспечения внешнего диалога запускаются при наличии состояния подлинного внутреннего диалога. «Состояние погружения в глубинные слои собственного внутреннего мира создает благоприятные условия для непосредственного сообщения с глубинными пластами внутреннего мира других людей и обеспечивает „надежность» психического сцепления с ними. Достижение этого „архетипического» состояния обеспечивает свободное раскрепощение всех заключенных в человеке, но часто сдерживаемых, сущностных сил и потенций, задает толчок процессам само-развития, запускает механизмы личностного и творческого роста» (Ковалев, 1987, с. 42).

От типологии Г. А. Ковалева отталкивается и Е. Л. Доценко, выстраивая свою шкалу уровней установок на взаимодействие от объектного полюса к субъектному (Доценко, 1997). Объектный полюс характеризуется отношением к партнеру по общению как к средству, объекту, орудию достижения своих целей. Субъектный полюс конституирует отношение к партнеру по взаимодействию как к ценности и характеризуется установкой на диалог и сотрудничество. Е. Л. Доценко предлагает пять уровней установок на взаимодействие в межличностных отношениях.

1. Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений.

Открытое, без маскировки, императивное воздействие – от насилия, подавления до внушения, приказа.

2. Манипуляция. Отношение к партнеру по взаимодействию как к «вещи особого рода» – тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением более сложного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия – провокация, обман, интрига, намек.

3. Соперничество. Партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться.  Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средствами ведения борьбы могут быть отдельные виды «тонкой» манипуляции, чередование открытых и закрытых приемов воздействия, «джентльменские» или временные тактические соглашения.

4. Партнерство. Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, какой он есть, с которым надо считаться. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Равноправные, но осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия. Основные способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления (рис. 10.1).

5. Содружество. Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпалающих целей. Основной инструмент взаимодействия – уже не договор, а согласие (консенсус).

4.Техники активного слушания.

 Карл Роджерс. Для разрешения проблем личности,  помощи человеку  «безусловного принятия» его вами, совсем не обязателен длительный глубинный психоанализ. Безусловное принятие — это, прежде всего, демонстрация другому человеку, что он существует, и что он значим. Это достигается с помощью многих факторов, в частности, благодаря задаванию вопросов, которые сами по себе показывают человеку, что его мнение важно для вас, что вы заинтересованы в его лучшем понимании.

Техника «эхо», то есть дословное воспроизведение последних слов партнера с вопросительной интонацией;

Техника перефразирования — краткая передача сути высказывания партнера, начиная со слов «правильно ли я тебя понял, что ты…»

Техника интерпретации, то есть высказывание предположения об истинном значении сказанного, об его причинах или целях. Здесь можно использовать оборот «могу ли я предположить, что ты…»

Карл Роджерс изучал важность умения слушать. Открыв, что творческая способность решения проблемы есть в каждом человеке, он разработал методы раскрытия этой способности. Они включали активное слушание, безусловное положительное отношение, сопереживание и соответствующее несловесное поведение.

Роджер советовал следовать следующим принципам активного слушания:

ü Слушай сопереживая — старайся понять и форму, и содержание.

ü Старайтесь все прояснить для себя, перефразировав услышанную информацию или составив резюме.

ü Задавайте вопросы и все выясняйте.

Активное слушание принесет следующую пользу:

ü Усилит чувство собственного достоинства.

ü Поможет взаимодействию.

ü Определит проблемы и способы их решения.

Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать.  При этом умение слушать подразумевает определенный алгоритм, который можно произвольно воспроизводить. Смотрите на собеседника, зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации.
Реагируйте. Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас…» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать.

Не заканчивайте предложение вместо другого человека.  
Иногда у вас может появляться желание «помочь» говорящему и закончить за него начатую им фразу. Даже если вы уверены в том, что правильно понимаете, о чем хочет сказать человек, не следует стараться продемонстрировать это таким образом.
Задавайте вопросы на понимание.  Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания.

Перефразируйте. Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.
Замечайте чувства. Фразы: «Я понимаю ваше состояние…»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. — показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

5.Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова «устный, словесный») и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1.   Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2.   Речевые звуковые явления: темп речи , модуляция высоты голоса, тональность голоса ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3.   Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э»; и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1.   Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2.   Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

3.   Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

o   интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

o   личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

o   социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;

o   публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление. Труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

 

 

 

Теория общения — Значение и примеры

Представьте себе мир без общения! У вас есть блестящая идея, но вы не обладаете способностью к общению. У вас есть сильное желание чего-то, но вы не можете выразить свои желания. Жизнь была бы скучной, пустой, и мир не стоил бы жизни. Такова сила общения.

Общение — суть жизни . Это необходимость. Чтобы выразить себя, людям необходимо общение. Человек должен общаться, чтобы выражать свои чувства, передавать информацию другим людям и делиться своими мыслями и чувствами.

Общаются ли только люди?

Давайте рассмотрим следующие примеры:

Тед заметил бедного слабого щенка, лежащего почти бездыханным на улице и кротко плачущего. Он не стал тратить время на то, чтобы отвести щенка к ближайшему ветеринару и оказать ему базовую медицинскую помощь, в которой нуждалось бедняжка. Вы когда-нибудь задумывались, как Тед узнал, что щенок требует немедленного внимания? Щенок не мог говорить.

Ответ на поставленный выше вопрос – через общение.

Тед узнал о состоянии щенка только через общение. Плач щенка на самом деле был признаком того, что существо нуждается в немедленной помощи врача. Своим плачем щенок пытался сообщить Теду об ухудшении своего состояния и потребности в медицинской помощи.

Другой пример:

Садовник поливает растения, когда листья начинают буреть, становиться сухими и начинают проявляться признаки увядания. Побурение, засыхание листьев — это на самом деле способы, которыми дерево пытается сообщить садовнику, что оно умирает и его нужно немедленно полить.

Все приведенные выше примеры подтверждают теорию связи.

Что такое теория коммуникации?

Теория коммуникации была предложена С. Ф. Скаддером в 1980 году. В ней утверждается, что все живые существа, существующие на планете, общаются , хотя способ общения отличается.

Растения сообщают о своей потребности в уходе и немедленном поливе видимыми изменениями цвета листьев и опаданием листьев и цветов.

Животные общаются звуками, несколькими движениями, чтобы показать, что они голодны или нездоровы или нуждаются в медицинской помощи.

Мать никогда не поймет, что ее ребенок голоден, пока ребенок не заплачет. Плач снова является формой, с помощью которой ребенок сообщает, что он голоден и нуждается в еде. То же самое происходит, когда он ранен, когда он снова использует плач как инструмент, чтобы сообщить о своей боли и необходимости срочной медицинской помощи.

Таким образом, универсальный закон теории коммуникации гласит, что все живые существа, будь то растения, животные, люди, общаются посредством звука, речи, видимых изменений, телодвижений, жестов или наилучшим образом, чтобы другие знали о своих мыслях. , чувства, проблемы, счастье или любую другую информацию.

Если ребенок набирает меньше баллов на экзаменах, родители какое-то время не разговаривают с ребенком — опять же, чтобы сообщить, что родители недовольны успеваемостью ребенка и ему нужно встряхнуться для дальнейших экзаменов. Попробуйте разозлить бродячую собаку, она обязательно на вас залает — опять-таки способ животного сообщить, что оно рассержено и его не следует больше раздражать.

Как и люди, животные также общаются между собой с помощью жестов и движений тела. Обезьяны всегда носят с собой своих детенышей, куда бы они ни пошли, опять же, таким образом мать пытается сообщить, что их детеныши в безопасности, и мать всегда рядом, чтобы заботиться о них. В брачный период животных очень важную роль в их сближении играет общение с помощью жестов, точно так же, как павлин танцует, чтобы привлечь своего партнера.

В другой модели коммуникации говорится, что коммуникация — это просто процесс передачи информации от отправителя к получателю, где получатель расшифровывает информацию и действует соответствующим образом. Большое количество людей также поддерживает эту модель общения.

Структура теории коммуникации

Давайте рассмотрим коммуникацию и теорию коммуникации со следующих точек зрения:

  • Механистическая — Механистическая точка зрения говорит, что коммуникация — это просто передача информации от первой стороны ко второй стороне. Первая сторона — отправитель, а вторая сторона — получатель.
  • Психологический — С точки зрения психолога, коммуникация — это не просто поток информации от отправителя к получателю, а собственно мысли, чувства отправителя, которыми он пытается поделиться с получателями. Сюда же входят реакции, ощущения получателя после того, как он расшифрует информацию.
  • Социальные — Социальная точка зрения рассматривает коммуникацию как результат взаимодействия между отправителем и получателем. Это просто говорит о том, что общение находится в прямой зависимости от содержания речи. «Как человек общается» — это основа социальной точки зрения.
  • Системный — Системная точка зрения говорит о том, что коммуникация на самом деле является новым и другим сообщением, которое создается, когда разные люди интерпретируют его по-своему, а затем переинтерпретируют и делают свои собственные выводы.
  • Критическая — Критическая точка зрения утверждает, что общение — это просто способ, с помощью которого индивид выражает свою силу и авторитет среди других индивидуумов.

Подводя итог, теория коммуникации предполагает, что для выживания каждое живое существо должно общаться с другими, а также между собой. Общение — это острая необходимость выживания.


❮❮   Предыдущий Следующий   ❯❯

 

Статьи по теме

  • Обычная и эффективная коммуникация
  • Роль эффективного общения
  • Обзор фонетики и омофонов
  • Коммуникационные модели
  • Модель общения Аристотеля

Посмотреть все статьи


Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.



Серия интервью – Ассоциация психологических наук – APS

Распространение информации о психологической науке за пределами ученых в этой области имеет важное значение как для формирования информированной общественности, так и для демонстрации неотъемлемого значения, которое предлагают психологические исследования. В этой серии интервью, состоящей из четырех частей, рассказывается о личном опыте и советах экспертов в этой области и средствах массовой информации о том, как более эффективно распространять психологическую науку на разных уровнях с помощью авторских статей, подкастов и блогов.

Интервьюеры

Это текстовый блок, чтобы дать нам немного места

Джун Грубер, Университет Колорадо, Боулдер

Джун Грубер является адъюнкт-профессором Колорадского университета психологии. , Боулдер и директор Лаборатории позитивных эмоций и психопатологии; Она является автором многочисленных статей и книг, посвященных психическому здоровью и положительным эмоциям у подростков и взрослых, с упором на биполярные расстройства и связанные с ними расстройства настроения. Джун преподает курсы по эмоциям, ненормальной психологии и науке о счастье, создала бесплатный онлайн-курс по человеческим эмоциям, доступный на YouTube, и выступила на TEDx с публичным докладом о «темной стороне» счастья. Она также занимается разъяснительной работой и распространением информации о психическом благополучии среди студентов и широкой общественности, уделяя в последнее время особое внимание кризису психического здоровья, вызванному COVID-19. пандемия.

Дэвид А. ДеСтено, Северо-восточный университет

Дэвид изучает способы, которыми эмоции определяют решения и поведение, лежащие в основе социальной жизни. Исследуя моральное и экономическое поведение, такое как сострадание и доверие, сотрудничество и устойчивость, нечестность и предубеждение, его работа пытается пролить свет на то, как эмоции могут оптимизировать наши действия в пользу большего блага или, в силу ошибок в системе, привести к неоптимальные или предвзятые результаты. Его исследования постоянно показывают, что человеческий характер находится под сильным влиянием сил, находящихся за пределами нашего сознания, и он гораздо более изменчив, чем мы склонны думать. Понимание того, как на самом деле действуют эти силы, направляет его усилия на работу с партнерами из государственного и частного секторов для разработки масштабируемых стимулов для повышения благосостояния.

Дэйв Нуссбаум , Чикагский университет, Школа бизнеса им. В течение последних нескольких лет Дэйв работал над тем, чтобы помочь психологам и средствам массовой информации преодолеть пробелы в понимании. С миссией поделиться исследованиями с общественностью, в идеале с собственными словами исследователей, он работает с десятками исследователей каждый год, чтобы помочь им представить свои работы в новостных агентствах, включая New York Times , Washington Post , Boston Globe , Scientific American и многие другие. Он также является основателем и старшим научным советником поведенческой науки и директором по связям с общественностью Ассоциации поведенческой науки и политики. В этом разговоре с Дэвидом ДеСтено Дэйв обсуждает, как лучше всего подходить к редакционному письму и тактикам, чтобы привлечь внимание редактора.

Джеймс Райерсон , Старший редактор, The New York Times

Джеймс Райерсон был редактором The New York Times с 2003 года, сначала в воскресном журнале, а теперь на странице Op-Ed. До этого он был редактором в Legal Affairs, Lingua Franca и Feed. В 2018 году он был удостоен награды за выдающиеся достижения в области научной журналистики от Общества личности и социальной психологии. В этом разговоре с Дэвидом ДеСтено Джеймс обсуждает, какие темы больше всего интересуют редакторов и как выделиться среди конкурирующих мнений при обращении к СМИ.

Джеймс А. Коан , Университет Вирджинии

Джеймс Коан — профессор психологии и директор Лаборатории аффективной неврологии Вирджинии в Университете Вирджинии. Его работа подчеркивает социальное регулирование риска и усилий и освещалась в Science , Nature , New York Times , The Washington Post , Time Magazine , New Yorker , The Atlantic , NPR и другие СМИ. Коан является первым получателем Премии Джанет Тейлор Спенс Ассоциации психологических наук за преобразующий вклад в раннюю карьеру и Премии Общества психофизиологических исследований за выдающийся вклад в раннюю карьеру. Его работа в области научной коммуникации включает в себя ведение подкаста «Круг Уиллиса», написание текстов для широкой аудитории и использование науки на службе политической активности. В этом разговоре с Джун Грубер Джеймс расскажет о своем опыте работы в качестве ведущего подкаста.

Таня Ломброзо , Принстонский университет

Таня Ломброзо — профессор психологии Принстонского университета. Ее исследование направлено на решение фундаментальных вопросов о познании с использованием эмпирических инструментов когнитивной психологии и концептуальных инструментов аналитической философии. Ее работа посвящена объяснению и пониманию, концептуальному представлению, категоризации, социальному познанию, причинно-следственным рассуждениям и народной эпистемологии. Она является лауреатом многочисленных наград за раннюю карьеру, в том числе Ассоциации психологических наук 9.0137 Премия Джанет Тейлор Спенс за преобразующий вклад в раннюю карьеру и награда КАРЬЕРЫ от Национального научного фонда. Она вела блог о психологии, философии и когнитивных науках по адресу Psychology Today и для NPR 13.7: Космос и культура. В этом разговоре с Джун Грубер Таня расскажет о своем опыте написания статей для этих блогов.

психологических барьеров и эмоциональных барьеров в общении: Pharmaguideline

Недостаток внимания, Плохое удержание, Недоверие и защита, Восприятие, точки зрения, отношения и мнения, Эмоции, Умственные ограничения.

Психологические барьеры в общении

Психологические состояния коммуникаторов (отправителей и получателей) влияют на их отношение к общению, тем самым ограничивая их способность эффективно общаться. Когда люди страдают от психических расстройств, на их общение сильно влияет психическое состояние, в котором они находятся. Поэтому люди, которые участвуют в общении, должны быть эмоционально стабильными, чтобы иметь возможность общаться эффективно.

Связь между машинами и числами неодинакова. У каждого человека уникальный ум. Чтобы общение было эффективным, все участники процесса должны доверять друг другу, например, если ваш начальник не доверяет вам, он будет предоставлять только выборочную информацию.

Ниже перечислены несколько причин возникновения психологических барьеров:

Недостаток внимания

Общение будет сталкиваться с трудностями и станет неэффективным, когда ум человека занят или отвлечен. Помимо того, что они не могут понять, что говорят другие, они не будут слушать, правильно понимать сообщение или реагировать соответствующим образом. Во время трагедии, например, человек может не захотеть услышать совет от других. Люди могут быть озабочены проблемами в своей профессиональной или личной жизни, что влияет на все аспекты их жизни

Плохое запоминание

Запоминание информации — это способность памяти мозга хранить информацию и то, как мозг удерживает информацию. В отличие от других органов, мозг хранит не всю получаемую информацию, а только ту, которую он считает полезной для использования в будущем. Другими словами, половина информации теряется.

Кроме того, мозг теряет информацию, которая со временем устаревает или не воспринимается так серьезно, как раньше. Затем, в процессе формирования сообщения, информация должна быть извлечена из мозга. На этом этапе мозг пытается вспомнить необходимую информацию из уже забытых фрагментов.

Скажем, например, вам сказали, что друг собирается встретиться с вами, прежде чем прошел месяц, и вы получили имя человека, адрес, номер телефона и т. д. Однако теперь вы должны сообщить об этом кому-то другому. Когда вы были молоды, вы помнили только имя и адрес человека, но не номер его телефона. Истина может быть искажена или изменена из-за плохой памяти, что является препятствием для общения.

Недоверие и оборона

Когда коммуникаторы доверяют друг другу, общение проходит успешно. Отсутствие доверия заставляет их негативно интерпретировать сообщение и игнорировать его. Когда человек отстаивает свою точку зрения, получатель не принимает информацию во внимание. Получатели не будут слушать, если предоставленное сообщение не соответствует им или если они думают, что это угроза. Связь также завершается сбоем, когда сообщение не доставляется получателю. В случае с другом я буду сообщать им только те подробности о том, что происходит в моей личной жизни, которые я считаю безобидными.

Восприятие, точки зрения, отношения и мнения

Восприятие — это образ мышления, который люди принимают, когда оценивают, понимают и интерпретируют все. Мы воспринимаем реальность по-разному в зависимости от наших точек зрения и опыта, которые формируются нашими мыслями и чувствами. Кроме того, точка зрения также может быть определена как способ смотреть на мир. Может существовать точка зрения отправителя, которую получатель не разделяет. Эта точка зрения не объясняется, но принимается отправителем как должное. Это приводит к барьеру для эффективного общения, поскольку получатель не понимает сообщение так, как оно должно быть понято. Наше отношение к вещам и идеям формирует наш мыслительный процесс и создает психологический барьер для общения. Восприятие человека может заключаться в том, что женщины слабы. Они говорят тому, кто так не думает о женщинах. Это вызывает недопонимание между ними. После этого все, что они сообщают, становится неэффективным, потому что точка зрения человека уже сформирована.

Эмоции

Если кому-то нехорошо, он, скорее всего, будет говорить меньше или говорить негативно. Люди, которые озабочены, не могут хорошо общаться. Например, когда кто-то злится, он может сказать то, о чем позже пожалеет. Злой человек может легко неверно истолковать то, что говорит другой, даже если он его слушает.

Помимо страха, нервозности, растерянности, недоверия и ревности существуют и другие эмоции, влияющие на общение. Если человек чувствует себя очень счастливым, например, он будет смеяться над всем, что вы говорите. И наоборот, тот, кому грустно, может плакать или сильно расстраиваться из-за тривиальных вещей.

Эмоциональные барьеры в общении

Создание эмоциональных барьеров проистекает из умственных ограничений, которые человек создал. Среди многих барьеров, относящихся к категории внутриличностных барьеров, эмоциональные барьеры являются одними из наиболее распространенных.

Только в контексте индивидуальной психологической системы отсчета отправители и получатели могут кодировать и декодировать сообщения. Это включает в себя ценности, ожидания, восприятие, опыт и личности каждого человека. Существует также агент, известный как фильтрация, который играет здесь важную роль.

На протяжении всей жизни мы фильтруем информацию, исходя из собственных потребностей и интересов, которые влияют на то, как мы слушаем. Когда отправитель и получатель имеют разные системы отсчета, это может затруднить общение. На общение сильно влияет эмоциональное состояние человека.

Способ кодирования или передачи информации зависит от личного опыта, восприятия и ожиданий. Сообщения человека будут отражать состояние его ума на момент отправки сообщения.

На общение также могут влиять эмоции получателя. Расстроенному получателю будет трудно понять, что вы говорите, если его разум затуманен стрессом. Результаты исследований показывают, что люди с высоким эмоциональным интеллектом (ЭИ), как правило, гораздо более эмоционально стабильны и менее подвержены влиянию этих эмоциональных барьеров, чем люди с более низким эмоциональным интеллектом или с низкой эмоциональной стабильностью.

Работник с более устойчивым эмоциональным состоянием может иначе отреагировать на одно и то же предупреждение (т. е. за срыв дедлайна), чем сотрудник с неустойчивым эмоциональным состоянием. Напротив, последний может проигнорировать предупреждение или отреагировать на него неприятно, в то время как первый может воспринять предупреждение буквально и стремиться выполнить его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *