О чем наука психология: Психология как наука кратко. Предмет психологии как науки
Психология как наука | Диплом по психологии
Во все времена человечество интересовали вопросы о душевной жизни человека: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология.
Определение психологии как науки
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение; дословно – наука о душе) – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических явлений.
Научная и житейская психология
У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.
Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:
- По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
- По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
- По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.
Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Особенности психологической науки
Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:
- Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
- В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
- В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
- Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.
Предмет психологии
На протяжении истории развития психологической мысли представления ученых о предмете психологии претерпевали серьезные изменения. Можно условно выделить 4 основных этапа развития представлений о предмете психологии в ее истории:
- Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
- Психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
- Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
- Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (современный этап).
Единого мнения о предмете психологии не существует и у современных ученых. В общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.
Специфика психологии как науки
Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы
База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны
Содержание статьи
1. Психология и ее специфические особенности
2. Специфические отрасли психологии
Психология и ее специфические особенности
Определение 1
Психология – это наука, которая изучает и анализирует психологию личности или группы личностей.
Замечание 1
Предметом изучения психологии является психика, которая представляет собой сложную систему высокоорганизованной материи.
Психология человека не поддается точному расчету, ее сложно предугадать, познать до конца. Именно поэтому наука психология — дисциплина неординарная и нестандартная.
Психологию человека можно изучать бесконечно, так как психика человека индивидуальна, а людей на земле становиться с каждым днем больше и все эти люди имеют свои психологические особенности.
Профессия психолога стала востребованной не так давно, на сегодняшний день психотерапевты находятся в десятке самых востребованных врачей.
Окружающая среда, огромный поток массовой информации, бесконечно усложняющиеся условия среды обитания давят на психику человека, ломая ее и делая человека психологически неустойчивым.
Если говорить в общем смысле, то психология пытается понять душу человека, заглянуть в самое ее сердце, узнать характер человека, что позволит в дальнейшем излечить больного.
К специфике психологии, как науки, можно отнести:
- Психология изучает самое загадочное явление в человеке – психику. Все психические процессы у людей порождает головной мозг. Сама по себе психика – это не орган, не ткань человека, это микро импульсы, которые посылает головной мозг и что отражается на действиях и поведении человека. Головной мозг, в свою очередь, самый сложный человеческий орган, изучить до конца который на сегодняшний день ученым так и не удалось. Ввиду этого психологам приходится работать с бесконечными загадками, которые рождаются в голове у людей, решить их сложно, иногда невозможно. Однако, на сегодняшний день уже существует множество методик, которые позволяют налаживать психологические процессы у людей с психическими расстройствами;
- В психологии предмет и объект исследования представляют единое целое. Психика неразрывно связана с ее носителем – человеком. Человек, так же, как и психолог, на определенном возрастном этапе пытается познать себя, изучить.
- Практические результаты психологии. Если психолог может помочь пациенту найти самого себя, разрешить его внутренние проблемы и противоречия, то можно сказать, что такие практические результаты приносят пользу и могут быть в дальнейшем использованы как эффективный инструмент в познании психических болезней. Все результаты психологических исследований обрабатываются, анализируются и формируют основу науки психологии. Однако надо заметить, что в психологии нет единой системы и методики лечения больных, организмы настолько индивидуальны, что специалистам приходится действовать самостоятельно, опираясь на знания, интуицию, чтобы достичь положительных практических результатов.
Следовательно, специфика науки психологии заключается в том, что она исследует самый неординарный предмет для изучения и познания – психику человека.
Специфические отрасли психологии
В психологии можно выделить несколько основных отраслей:
- Инженерная психология. данная отрасль изучает все те психологические процессы, которые влияют на производительность, самоорганизацию, развитие трудовой деятельности и т.д. Труд – это неотъемлемая часть жизнедеятельности любого человека. Трудиться человек начинает с детства, однако, далеко не все люди могут достичь определенных результатов в трудовой деятельности, которых бы они хотели. Залог успеха в трудовой деятельности также кроется в психологии человека, некоторых одолевает лень, кто-то не может побороть свой страх перед профессией (например, космонавты, водолазы, электрики и т.д.), кто-то не может найти общий язык с руководством или коллегами, причин сожжет быть множество. Психологи помогают избавиться от сомнений, найти истинную причину страхов или непониманий, что в итоге должно стабилизировать отношение человека к трудовой деятельности, найти путь решения проблемы;
- Медицинская психология. На сегодняшний день многие люди имеют психологические проблемы, однако немногие имеют серьезные нарушения психики, которые требуют вмешательства профессионалов. Такими профессионалами и являются психиатры, нейропсихологи, психофармакологи, психотерапевты и т. д.;
- Педагогическая психология. Часто психолог является и педагогом, особенно в рамках проблем, связанных с поведением человека. Поведение – это тоже психология человека, особенно часто нарушения в поведении проявляются у детей или подростков. Психолог должен понять причину такого поведения или выявить факторы, которые влияют на ребенка, и он начинает действовать определенным образом;
- Юридическая психология. Специалисты этой отрасли работают с убийцами, маньяками, у которых серьезные психологические нарушения. При этом профессиональные психологи должны выяснить подлинность психологического расстройства, так как в зависимости от диагноза решается судьба человека;
- Военная психология. Известно, что военные – это люди с определенным поведением, складом ума, воспитанием и т. д. Психологи плотно работают с военными, помогая им бороться с сомнениями, страхами.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 02.05.2022
Выполнение любых типов работ по психологии
Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности
Подбор готовых материалов по теме
Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы
Психология научного мышления и поведения
Психология – это научное исследование мышления и поведения. Наука
— одна из наиболее интригующих и культурно важных форм мышления и поведения. Следовательно, научная мысль и поведение должны быть в центре эмпирического внимания психологов.
Психологическая точка зрения на научное мышление и поведение насчитывает почти 100 лет, но только в последние 10 лет она начала превращаться в формальную дисциплину психологии науки.
Психология науки ставит своей целью эмпирическое исследование всего спектра психологических процессов, лежащих в основе научного поведения, интереса, таланта и творчества. Безусловно, эта область незрела и относительно поздно развивается по сравнению с другими научными исследованиями. Почти все знакомы с терминами философия науки, история науки и социология науки. Тем не менее, когда вы упоминаете «психологию науки», многие люди — даже другие психологи — часто не понимают, что вы имеете в виду. Однако за последние пять-десять лет дисциплина психология науки показала некоторые реальные перспективы стать новой дисциплиной в психологии. Действительно, теперь у нас есть небольшое, но активное общество – Международное общество психологии науки и техники (ISPST; www.ispstonline.org), которое регулярно проводит конференции. В этой статье я стремлюсь обобщить и выделить некоторые интересные открытия из этой молодой области.
Фундаментальный аргумент психологии науки заключается в том, что для полной оценки и понимания научной мысли и поведения — от младенца, пытающегося понять свой мир, до исторически великих научных открытий — мы должны применять лучшие теоретические и эмпирические инструменты, доступные психологам. . Психология чрезвычайно хорошо подходит
для раскрытия механизмов, лежащих в основе научной мысли и поведения.
Однако под наукой я подразумеваю нечто более широкое, чем мысли и поведение ученых-практиков. Напротив, научное мышление и поведение могут быть как неявными, так и зарождающимися, выраженными детьми и подростками, а также явными и развитыми, выраженными учеными (Feist, 2006; Proctor & Capaldi, 2012). Таким образом, психология науки касается не только психологических сил, стоящих за мышлением и поведением профессиональных ученых. Он также охватывает концепции человеческого развития и научного мышления у младенцев, детей и подростков; талант и интерес к науке у старшеклассников; потеря интереса к науке у студентов колледжей; и даже псевдонаучное мышление и убеждения взрослых. Короче говоря, психология науки касается любого, кто занимается неявным или явным научным мышлением и поведением.
Существует столько психологических наук, сколько основных дисциплин в психологии. Необходимая краткость этой статьи препятствует всестороннему и комплексному рассмотрению всей психологии науки (подробнее см. Feist, 2006; Feist & Gorman, 2013; Gholson et al., 1989; Proctor & Capaldi, 2012; Simonton, 1988). подробное лечение). Тем не менее я попытаюсь предоставить читателю убедительную и репрезентативную выборку тех вопросов, к которым обращалась эта область, и намекнуть на неисследованные вопросы для будущих исследователей психологических основ научного мышления и поведения. Несмотря на то, что психология науки зарождается, она отражает свою родительскую дисциплину и может быть разделена на аналогичные поддисциплинарные группы: нейронаучная, когнитивная, психология развития, социальная, личностная, образовательная и клиническая психология науки.
Нейронаучная психология
Помимо регуляции тела, одной из основных функций мозга является осмысление и организация сенсорной информации. Рискуя упростить, этим же занимается и наука — пытается понять наш опыт физического, биологического и социального миров. Научная мысль включает в себя более систематическую и явную форму повседневного интуитивного или имплицитного мышления (Feist, 2006; Proctor & Capaldi, 2012).
Попытка понять генетические и мозговые механизмы, участвующие в научном мышлении, является прекрасной темой для изучения психологии науки, и все же это неизбежно трудное предприятие. Получить изображения мозга в режиме реального времени для научных рассуждений и решения проблем непросто и недешево. Однако в последнее время несколько психологов начали такие исследования во главе с Джонатаном Фугельсангом и Кевином Данбаром. Они сосредоточились на нейронных механизмах, лежащих в основе научных и причинно-следственных рассуждений.
Fugelsang и Dunbar (2005), например, утверждают, что люди обращают больше внимания на доказательства, когда они касаются правдоподобных теорий, чем когда они касаются неправдоподобных. Они обнаружили, что когда данные согласуются с теорией, активируются нейронные механизмы в области, окружающей гиппокамп — центр обучения и памяти мозга. Когда данные не согласуются с теорией, активируются мозговые механизмы в префронтальной коре, областях, участвующих в обнаружении ошибок, внимании и отслеживании конфликтующих точек зрения
(см. Данбар и др., 2007).
Другие нейробиологи исследовали области мозга, участвующие в двух видах рассуждений, используемых в науке, а именно, дедуктивных и вероятностных рассуждениях (Osherson et al., 1998). По сравнению с контрольной задачей
на понимание языка обе формы рассуждения активировали префронтальные области мозга, отвечающие за внимание и рабочую память.
Когнитивная психология
Из всех поддисциплин когнитивная психология, возможно, является наиболее развитой психологией науки (Tweney, 1998). Решение проблем, предвзятость подтверждения, креативность, аналогия и метафорическое мышление, визуализация и память — все это играет важную роль в науке, и психологи исследовали эти и другие когнитивные принципы применительно к научному мышлению. Когнитивные психологи науки исследовали мыслительные процессы неученых, решающих научные проблемы, исторических личностей в науке и ученых, решающих смоделированные проблемы и проблемы реальной жизни в лаборатории.
Однако за последнее десятилетие все больше и больше когнитивных психологов отправляются в научные лаборатории, чтобы наблюдать, записывать и анализировать мысли и поведение ученых на работе. Кевин Данбар первым применил эту технику. Среди его главных ранних выводов было то, что ученые используют аномалии и неожиданные открытия в качестве источников для новых теорий и экспериментов, и что аналогия очень важна при выдвижении гипотез и интерпретации результатов (Dunbar, 2000). Другие продолжили это направление исследований и аналогичным образом обнаружили, что, пытаясь вычислить аномальный результат, например, ученые-прикладники (метеорологи) с большей вероятностью мысленно манипулировали изображением и вращали его в пространстве, тогда как чистые ученые (астрономы и физики) с большей вероятностью пройдут через концептуальное моделирование («что, если») неожиданного результата (Trickett et al., 2009).).
Психология развития
Психологи развития обращаются ко многим интригующим вопросам научной мысли и поведения: как младенцы и дети развивают неявные теории и концепции о том, как устроен мир, и различаются ли эти теории и концепции в разных областях, таких как физическая , биологический и социальный миры? Как развивается интерес к науке? В каком возрасте достигается пик научной продуктивности и творчества? Играет ли порядок рождения роль в развитии научных интересов и достижений? А научный интерес у мальчиков и девочек развивается по-разному?
Я могу коснуться лишь нескольких эмпирических данных, которые дали ответы на некоторые из этих вопросов. Недавние исследования показали, что дети в возрасте восьми месяцев понимают вероятность (Gopnik, 2009; Xu & Garcia, 2008) и что дети в возрасте четырех лет могут правильно делать причинно-следственные выводы из гистограмм (Koerber & Sodian, 2009). Другие исследователи развития исследовали, в какой степени дети и подростки могут различать свои идеи (теории) и доказательства своих идей — ключевой компонент научного мышления. В целом, дети, подростки и взрослые, не являющиеся учеными, используют разные критерии при оценке объяснений и доказательств, они не очень хорошо умеют отделять убеждения от фактов (теории и доказательств) и настойчиво приводят свои убеждения в качестве доказательств своих убеждений (Brewer et al. , 2000; Klahr, 2000; Kuhn & Pearsall, 2000). Исследователи обнаружили, что одной из причин невозможности отличить теорию от фактов является вера в то, что знание является достоверным и абсолютным, то есть либо правильным, либо неправильным (Yang & Tsai, 2010). Если дети рассматривают знание как менее достоверное и абсолютное, то они лучше понимают, что доказательства отделены от веры. Козловски (1996), тем не менее, предоставляет убедительные доказательства того, что люди обладают более сложными научными рассуждениями, чем иногда представляют другие ученые.
Социальная психология
Социальная психология исследует, как другие люди (реальные или воображаемые) влияют на мысли или поведение человека. Применительно к науке социальная психология исследует, как ученые убеждают других изменить свое мнение (отношение), как группы ученых сотрудничают и конкурируют друг с другом, как лидеры в науке устанавливают политику, влияющую на творчество и продуктивность групп ученых, и как формируется сотрудничество для повышения продуктивности творческой команды (Shadish & Fuller, 19 лет).94).
Одним из наиболее интригующих приложений социальной психологии науки является новаторская работа Роберта Розенталя об эффектах экспериментатора, то есть о том, как экспериментатор — через убеждения, одежду, возраст, пол, внешний вид и личность — может фактически влиять на поведение участников и отсюда бессознательные и невольные результаты исследований (Rosenthal, 1994). Другие недавние социально-психологические исследования в области научного поведения были сосредоточены на том, как компьютерное общение (электронная почта, текстовые сообщения и т. д.) способствует командному сотрудничеству в науке (Aragon et al., 2009).), как конфликты и сотрудничество влияют на научное творчество (Schultz & Seuffert, 2013), как лидерские качества влияют на творческий результат в научных группах (Hemlin et al., 2004) и как разные модели сотрудничества и авторские связи существуют в разных дисциплинах (Liberman & Вольф, 1998).
Психология личности
Черты личности делают одно поведение более вероятным, а другое менее вероятным. Вопрос заключается в том, делают ли определенные паттерны личностных черт более вероятными научные мысли, достижения и поведение. Ответ «да».
Результаты метаанализа 26 исследований, в которых сообщалось о величине влияния на связь между личностью и научным интересом, показали, что ученые более добросовестны и менее открыты опыту, чем неученые (Feist, 1998). Добросовестность характеризуется осторожностью, осмотрительностью, привередливостью и самообладанием, а низкая открытость характеризуется условностью, социализированностью и жесткостью. Точно так же метаанализ 28 исследований, сравнивающих личность творческих и менее творческих ученых, показал, что по сравнению с их менее творческими сверстниками творческие ученые более уверены в себе, открыты для опыта и менее добросовестны (Фейст, 19).98).
Короче говоря, черты личности, которые делают более вероятным научный интерес, — это высокая добросовестность и низкая открытость, тогда как черты, которые делают более вероятным научное творчество, — это высокая открытость, низкая добросовестность и высокая уверенность.
Дин Саймонтон недавно продвинул вперед область психологии личности в науке, количественно определив степень генетического влияния личности на научный талант (Simonton, 2008). Используя размеры эффекта из метааналитических и поведенческих генетических исследований научных талантов, Саймонтон оценил влияние генетического вклада в научную деятельность и достижения. Он обнаружил, что верхние оценки генетических эффектов объясняют от 37 до 48 процентов прогнозируемой дисперсии научных талантов.
Педагогическая психология
Психологическая наука может внести большой вклад в улучшение состояния математического и естественнонаучного образования. Ньюкомб и его коллеги (2009) обобщили четыре основные области, в которых психология может внести и уже внесла свой вклад: раннее понимание математики, понимание науки, социальные и мотивационные факторы, лежащие в основе интереса к науке и математике, а также оценка изучения математики и естественных наук. Например, Циммерман и Крокер (2013) утверждают, что как когнитивные, так и метакогнитивные навыки участвуют в изучении научных концепций и процедур. Экклс и др. (цитируется по Newcombe et al., 2009 г.) продемонстрировали силу убеждений и ожиданий успеха, влияющих на решения учащихся о прохождении углубленных курсов математики и естественных наук. Самоэффективность, внутренняя мотивация и самоидентификация — это другие психологические силы, стоящие за интересом, успеваемостью и достижениями в области математики и естественных наук.
Клиническая психология
Одна из наименее развитых, но, тем не менее, наиболее интригующих психологических наук связана с психическим здоровьем и наукой. Вопрос в том, есть ли у ученых какие-либо повышенные проблемы с психическим здоровьем по сравнению с неучеными. Действительно, исторически в науке было немало деятелей, страдавших каким-либо психическим расстройством — от Ньютона и Дарвина до Теслы и Фарадея.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала узнать базовый уровень проблем с психическим здоровьем среди населения. Самое последнее исследование показало, что 46% американцев будут страдать по крайней мере от одного поддающегося диагностике эпизода психического расстройства в течение своей жизни (Kessler et al., 2005). Однако ученые-естественники реже, чем представители других творческих групп, страдают психическими заболеваниями (28% против 59%: Ludwig, 1995). Даже социологи несколько реже страдают от одного приступа психологического расстройства в течение жизни, чем представители других творческих групп (51% против 59%). процентов: Людвиг, 1995). Точно так же недавнее самоотчетное исследование с использованием неклинической оценки шизотипии (то есть эксцентричности) предполагает, что ученые менее подвержены необычным переживаниям и когнитивной дезорганизации, чем художники и музыканты (Rawlings & Locarnini, 2008). Из этих результатов можно сделать вывод, что ученые менее склонны к проблемам с психическим здоровьем, чем другие творческие люди.
Вполне может быть так, но прежде чем сделать такой вывод, мы должны сделать одно предостережение: возможно, наука склонна отсеивать людей с проблемами психического здоровья так, как этого не делают искусство, музыка и поэзия. Другими словами, начинающие ученые с проблемами психического здоровья 9У 0003 будет меньше шансов получить работу или получить степень, чем у начинающих художников. Наука требует постоянного сосредоточения и внимания к проблемам в течение длительных периодов времени; это также требует посещения лаборатории
или последовательной работы над проблемой.
Если человек не может работать методично и последовательно, он или она вряд ли станет продуктивным ученым.
Выводы
До середины 2000-х годов не существовало формальной дисциплины психологии науки. Сейчас он есть, хотя он все еще относительно неразвит и нуждается в более систематической и комплексной работе. Один общий вывод, который можно сделать из этого обзора, заключается в том, что в каждой из многих различных областей психологии — неврологии, познании, развитии, педагогической психологии, личностной, социальной и клинической — есть что сказать о том, кто интересуется наукой, о научных исследованиях. рассуждения и о том, кто станет ученым и математиком. Всеобъемлющий вывод из этих многочисленных областей открытий является одним единым: научный интерес, мысль, талант и достижения можно понять только с точки зрения психологии. Вместе кусочки головоломки того, как ученые развиваются, взрослеют и достигают, могут быть собраны воедино только совокупными открытиями всех психологий науки. Конечно, интеграция всех этих открытий требует точного и творческого теоретизирования не меньше, чем что-либо еще. Как и во многих социальных науках, отсутствует единое теоретизирование, и это является одной из наиболее важных целей для будущего этой области.
В конце концов, одна из важных прикладных целей психологии науки заключается в том, что лучшее понимание исследовательского процесса заставит ученых более осмысленно относиться к своим предположениям и методам, что приведет к улучшению исследований. Действительно, психология науки начала применяться для информирования о развитии и организации научных лабораторий и информирования науки о научной политике. Кроме того, с чисто научной точки зрения, исследованиям науки не хватает этих важных эмпирических и теоретических вкладов в их понимание научной мысли, мотивации, интереса, творчества, социального влияния, психических заболеваний и личности. Наука является движущей силой современного общества; если мы хотим понять эту движущую силу и воспитать в нашей талантливой молодежи больший интерес к науке и научной карьере, то мы должны продолжать применять и развивать здоровую и зрелую психологию науки.
Грегори Дж. Файст
работает на кафедре психологии Государственного университета Сан-Хосе, Калифорния [email protected]
Ссылки
Арагон, К., Пун, С. и Сильва, К. (2009) . Меняющееся лицо цифровой науки: новые практики научного сотрудничества. Материалы конференции ACM CHI 2009 по человеческому фактору в вычислительных системах, 2009 г. Получено 25 сентября 2012 г. с http://dl.acm.org/citation.cfm?doid=1520340.1520749
Brewer, WF, Chinn, CA. и Самарапунгаван, А. (2000). Объяснение у ученых и детей. В ФК Кейл и Р. Уилсон. (ред.) Объяснение и познание (стр. 279).–298). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Данбар, К. (2000). Как ученые думают в реальном мире: значение для естественнонаучного образования. Журнал прикладной психологии развития, 21, 49–58.
Данбар, К.Н., Фугельсанг, Дж.А. и Штейн, К. (2007). Уходят ли когда-нибудь наивные теории? Использование мозга и поведения для понимания изменений в понятиях. В М.К. Ловетт, П. Шах, М.К. Ловетт и П. Шах (ред.) Думая с данными (стр. 193–205). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Файст, Г.Дж. (1998). Метаанализ влияния личности на научное и художественное творчество. Личность и социально-психологический обзор, 2, 290–309.
Файст, Г.Дж. (2006). Психология науки и истоки научного мышления. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Файст, Г.Дж. и Горман, Мэн (редакторы) (2013). Справочник по психологии науки. Нью-Йорк: издательство Springer.
Фугельсанг, Дж.А. и Данбар, К.Н. (2005). Мозговые механизмы, лежащие в основе сложного причинного мышления. Нейропсихология, 43, 1204–1213.
Голсон Б., Шадиш В.Р., Неймейер Р.А. и Хаутс, AC (редакторы) (1989). Психология науки: вклад в метанауку. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Гопник, А. (2009). Философский ребенок. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
Хемлин, С., Оллвуд, К.М. и Мартин, Б. (редакторы) (2004). Среда творческих знаний: влияние на творчество в исследованиях и инновациях. Нортгемптон, Массачусетс: Эдвард Элгар.
Kessler, R.C., Berglund, P., Demler, O. et al. (2005). Распространенность расстройств в течение жизни и возраст начала заболевания в соответствии с DSM-IV в репликации Национального обследования сопутствующих заболеваний. Архив общей психиатрии, 62, 593–602.
Клар, Д. (2000). Изучение науки: познание и развитие процессов открытия. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Кербер, С. и Содиан, Б. (2009). Рассуждения на основе графиков у маленьких детей: способность дошкольников интерпретировать ковариационные данные из графиков. Журнал психологии науки и технологий, 2, 73–86.
Козловски, Б. (1996). Теория и доказательства: развитие научных рассуждений. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Кун, Д. и Пирсолл, С. (2000). Эволюционные истоки научного мышления. Журнал познания и развития, 1, 113–129.
Либерман С. и Вольф К.Б. (1998). Связующее число в научных дисциплинах. Социальные сети, 20, 239–246.
Людвиг, А. (1995). Цена величия: Разрешение спора о творчестве и безумии. Нью-Йорк: Гилфорд.
Newcombe, N.S., Ambady, N., Eccles, J et al. (2009). Роль психологии в математическом и естественнонаучном образовании. Американский психолог, 64, 538–550.
Ошерсон Д., Перани Д., Каппа С. и др. (1998). Различные локусы мозга в дедуктивных и вероятностных рассуждениях. Нейропсихология, 36, 369–376.
Проктор, Р. В. и Капальди, Э. Дж. (ред.) (2012). Психология науки: неявные и явные процессы. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Роулингс, Д. и Локарнини, А. (2008). Размерная шизотипия, аутизм и необычные словесные ассоциации у художников и ученых. Журнал исследований личности, 42, 465–471.
Розенталь, Р. (1994). О том, чтобы быть собственным исследованием: эффекты экспериментатора в поведенческих исследованиях — 30 лет спустя. В WR Shadish & S. Fuller (Eds.) Социальная психология науки (стр. 214–
229). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд.
Шульц, А.Д. и Сеуфферт, В. (2013). Конфликты, сотрудничество и конкуренция в области науки и техники. В Г.Дж. Feist & MA Gorman (Eds.) Справочник по психологии науки. Нью-Йорк: издательство Springer.
Шадиш, В. и Фуллер, С. (ред.). (1994). Социальная психология науки. Нью-Йорк: Гилфорд.
Саймонтон, Д.К. (1988). Научный гений: психология науки. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Саймонтон, Д.К. (2008). Научный талант, обучение и производительность: интеллект, личность и генетическая одаренность. Обзор общей психологии, 12, 28–46.
Трикетт, С.Б., Трафтон, Дж.Г. и Шунн, К.Д. (2009). Как ученые реагируют на аномалии? Различные стратегии, используемые в фундаментальной и прикладной науке. Темы когнитивной науки, 1, 711–729..
Твени, Р. (1998). К когнитивной психологии науки: последние исследования и их последствия. Современные направления психологической науки, 7, 150–154.
Сюй, Ф. и Гарсия, В. (2008). Интуитивная статистика по 8-месячным младенцам. Труды Национальной академии наук США, 105, 5012–5015.
Ян, Ф. и Цай, К. (2010). Рассуждение о связанных с наукой неопределенных вопросах и эпистемологических перспективах среди детей. Учебная наука, 38, 325–354.
Циммерман, К. и Крокер, С. (2013). Изучение науки через исследование. В Г.Дж. Feist & MA Gorman (Eds.) Справочник по психологии науки.
Что такое наука психология? — Глава 1
⇧
Психологическая наука – это исследование разума, мозга и поведения. Разум обозначает умственную деятельность, такую как мысли, чувства и восприятия. Умственная деятельность является результатом биологических (химических) процессов в головном мозге. Поведение описывает совокупность наблюдаемых действий человека (или животного).
Одна из целей этого учебника — научить мыслить более критически. Критическое отношение требуется ко всем видам информации, особенно к информации, которая кажется логичной. Ученые должны научиться быть скептичными. Критическое мышление включает в себя систематические вопросы и оценку имеющейся информации. Важно задавать критические вопросы и не принимать информацию как должное. Критически мыслящим людям приходится искать альтернативные объяснения поведения. Критическое мышление включает в себя поиск альтернативных объяснений, обнаружение слабого использования доказательств и использование логики. Кроме того, важно быть открытым для новой информации и выяснить, могут ли на исследование повлиять личные или политические интересы. Кроме того, подумайте, подходят ли используемые дизайны исследований.
Какие бывают виды неточностей мышления?
- Предвзятость подтверждения: люди оценивают информацию, которая похожа на их убеждения, как более позитивную. В то же время они недооценивают ценность информации, отличной от их собственных представлений.
- Видение отношений, которых не существует: часто предполагается, что если две вещи происходят одновременно, они должны быть связаны друг с другом; это не так. Часто это просто совпадение.
- Объяснения постфактум (предубеждение задним числом): люди часто придумывают объяснения тому, почему происходят события, даже когда у них есть неполная информация.
- Ментальная эвристика: эвристика — это правила принятия решений, которым следуют, чтобы уменьшить усилия, необходимые для принятия правильных решений. Однако использование эвристики также может привести к более неточным решениям.
- Корыстная предвзятость: Люди хотят чувствовать себя хорошо, поэтому они думают, что они лучше среднего по целому ряду аспектов. Чтобы поддержать этот позитивный взгляд, люди приписывают успех личным достоинствам, а в своих неудачах обвиняют внешние силы. Людям также трудно признать свои слабости.
⇧
Психология зародилась в философии, в которой великие мыслители пытались понять человеческую природу. В 19века психология стала независимой дисциплиной с различными школами мысли, которые доминировали в этой области в течение определенного периода времени.
Дискуссия о природе и воспитании началась уже с греческих философов, таких как Аристотель и Платон. Вопрос в том, обусловлены ли психологические характеристики биологически или обусловлены средой, например культурой. Культура относится к отношениям, нормам и убеждениям, которые важны в группе людей, говорящих на одном языке. Результатом дебатов является то, что всегда существует взаимодействие между генами и окружающей средой.
Проблема разума и тела включает в себя вопрос, существуют ли разум и тело отдельно друг от друга или же разум является субъективным опытом мозга. Ранние философы считали, что разум и тело функционируют отдельно друг от друга. Леонардо да Винчи был одним из первых, кто попытался связать психические функции с различными областями мозга. Около 1600 года Декарт ввел еще одну интерпретацию, которая называется дуализмом. Дуализм относится к идее, что разум функционирует отдельно от тела, однако разум и тело связаны. Тело рассматривалось как органическая машина, управляемая рефлексами.
С чего началась экспериментальная психология?
В 1879 году Вундт основал первую психологическую лабораторию. Его считают отцом-основателем экспериментальной психологии. Он ввел принцип времени умственной реакции, которое потребуется человеку для выполнения простой и сложной задачи. Он думал, что разница между временем, необходимым для выполнения простой и сложной задачи, будет равна времени, которое будет стоить умственное усилие. Он также хотел измерить сознательный опыт. Это было сделано с помощью интроспекции: изучения субъективных психических переживаний, в ходе которых (обученные) люди должны были описать свои мысли. Через некоторое время интроспекция была отвергнута, поскольку она была субъективной и нерепрезентативной.
Титченер, один из учеников Вундта, использовал интроспекцию как основу для своей новой идеи, а именно структурализма . Эта школа мысли основана на идее о том, что сознательный опыт можно разделить на базовые элементы.
Джеймс считал, что невозможно разделить разум на разные элементы, потому что разум слишком сложен. Согласно Джеймсу, разум существовал из нескончаемого потока постоянно меняющихся мыслей, называемого потоком сознания. По словам Джеймса, более важно исследовать функции разума. Такой подход называется функционализмом.
Дарвин изложил эволюционную теорию в своей книге «О происхождении видов». Дарвин считал, что виды со временем меняются. Поскольку некоторые из этих изменений увеличивают шансы людей на выживание и размножение, эти изменения передавались будущим поколениям. Эти изменения называются адаптациями. Он назвал этот механизм естественным отбором: процесс, при котором адаптивные изменения передаются, а неадаптивные не передаются.
Какие школы мысли?
В ХХ веке стали популярными идеи Зигмунда Фрейда. Фрейд начал свою карьеру неврологом и работал с людьми, страдающими неврологическими заболеваниями. Он считал, что их состояние вызвано психологическими факторами. Он также считал, что поведение вызывается бессознательными психическими процессами. Фрейд считал, что расстройства вызываются бессознательными (в основном сексуальными) противоречивыми психическими силами. В психоанализе бессознательное делается сознательным для разрешения психологических конфликтов. Решение этих конфликтов было сделано с использованием толкования снов и свободных ассоциаций. Свободные ассоциации означают, что пациенту предлагается свободно говорить обо всем, что приходит ему в голову.
Уотсон был самым важным отцом-основателем бихевиоризма и считал, что психические процессы не следует изучать, поскольку они не поддаются непосредственному наблюдению. Согласно бихевиоризму, все виды поведения вызываются средой (воспитанием). Каждое действие является ответом на определенный стимул, и его можно предсказать по стимулу. Скиннер хотел понять, как поведение формируется или зависит от событий или последствий, которые за ними следуют. До 1960 г. доминировал бихевиоризм, но впоследствии акцент снова сместился в сторону психических процессов.
Согласно гештальт-теории, целое больше, чем сумма его частей, что также относится к личному опыту. Субъективный опыт — это не просто сумма различных его элементов, как считали структуралисты. Согласно гештальту, восприятие объектов субъективно и зависит от контекста.
Гуманисты, такие как Роджерс и Маслоу, подчеркивают, что человек должен узнать и принять себя, чтобы достичь самореализации и лечить психологические расстройства. Этот подход подчеркивал основное добро людей. Он был сосредоточен на том, как люди должны работать над личными целями и пытаться полностью реализовать свой человеческий потенциал.
Когнитивная психология относится к изучению высших психических функций, таких как интеллект, мышление, язык, память и принятие решений. Из когнитивных исследований стало ясно, что мышление влияет на поведение. В то же время был представлен компьютер. Когнитивные психологи изначально интересовались программным обеспечением (разумом), но примерно в 1980 году их интерес к аппаратному обеспечению возрос. В это время возникла когнитивная нейронаука, которая сосредоточена на мозге и нервной системе как на основных механизмах мышления, обучения, восприятия, языка и памяти.
⇧
Большой прогресс был достигнут в понимании химии мозга. С конца 1980-х годов исследователи смогли изучить работающий мозг, поскольку он выполняет свои жизненно важные психологические функции, благодаря методам визуализации мозга. Исследования показали, что существует некоторая локализация функции. Чтобы выяснить , какие области мозга связаны и работают вместе при выполнении задач, в 2010 году был запущен проект Human Connectome.
Ученые также добились огромного прогресса в понимании человеческого генома: основного генетического кода человеческого тела. Почти вся биологическая и психологическая активность зависит от действия множества генов.
Эволюционный подход
Согласно эволюционной психологии, психические черты рассматриваются как продукты естественного отбора. Такие функции, как память, восприятие и язык, можно рассматривать как адаптации. Адаптации — это черты лица, навыки или другие действия, повышающие вероятность размножения и выживания, следовательно, они передаются по наследству следующим поколениям. Появляется все больше свидетельств того, что мозг адаптируется биологически и что разум адаптируется под влиянием культуры. В результате естественного отбора мы получили встроенные механизмы, решающие адаптивные проблемы из прошлого. Раньше сладких продуктов с большим количеством калорий было мало. Этот вид пищи имел большое значение для выживания, а предпочтение жирной и сладкой пищи было адаптивным. В настоящее время у людей все еще есть это предпочтение, но оно приводит к неадекватному поведению, поскольку может привести к ожирению.
Какова роль культуры в обеспечении адаптивных решений?
Культурная эволюция идет намного быстрее, чем биологическая эволюция. В прошлом веке произошли большие изменения в том, как люди взаимодействуют. Поток людей, товаров и финансовых инструментов между всеми регионами мира называется глобализацией. Кроме того, Интернет создал новую форму культуры. По словам Нисбетта, представители азиатских культур мыслят более целостно, чем представители западных культур (которые более индивидуалистичны). Люди из Азии мыслят менее аналитически по сравнению с людьми из Европы и Северной Америки. Эта разница может быть вызвана другой историей. Культура, в которой живет человек, определяет нормы и убеждения человека. Нормы определяют, какое поведение ожидается от людей, живущих в определенной культуре. Культура играет важную роль в формировании того, как люди воспринимают и рассуждают об окружающем мире.
Какие уровни анализа присутствуют в психологии?
Социальный подход рассматривает, как контекст группы влияет на то, как люди взаимодействуют и влияют друг на друга. Биологический уровень анализа имеет дело с тем, как физическое тело влияет на разум и поведение. Культурный уровень исследует сходство или различие мыслей, чувств и действий людей в разных культурах. Психологическая наука подчеркивает важность комплексного изучения поведения на нескольких уровнях. Часто психологи сотрудничают с исследователями из других научных областей, таких как биология. Коллаборации называются междисциплинарными.
Психологи работают в различных областях, которые описаны здесь:
Нейробиологи и биологи изучают влияние биологических систем на умственную деятельность и поведение.
Когнитивные психологи смотрят, как люди думают, воспринимают, решают проблемы, принимают решения, используют язык и осваивают новые навыки.
Психологи развития изучают развитие людей на протяжении всей жизни.
Личностные психологи интересуются чертами людей и тем, как эти черты различаются в зависимости от контекста. Они также смотрят на различия между людьми.
Социальные психологи пытаются понять, как на людей влияет присутствие других и как люди воспринимают других.
Культурные психологи изучают, как на людей влияют социальные нормы, принадлежащие к определенной культуре.
Клинические психологи изучают факторы, которые могут вызывать психологические трудности, и ищут методы лечения.
Психологи-консультанты стараются ежедневно улучшать самочувствие людей. Отличие от клинического психолога в том, что психолог-консультант больше ориентирован на сложную ситуацию, в которой человек находится в данный момент, а не на лечение психологических расстройств.
Школьные психологи работают в сфере образования, помогая учащимся с трудностями в обучении.
Психологи работают и в других областях, таких как судебно-медицинская экспертиза или спорт. Например, психологи здоровья работают междисциплинарно и изучают факторы, влияющие на физическое здоровье.
⇧
Психологическая наука изучает разум, мозг и поведение. Разум относится к умственной деятельности, которая является следствием биологических процессов в мозгу. Дружелюбный скептицизм означает быть открытым для новых открытий, но также знать, есть ли научные подтверждающие доказательства.