Нравственные ценности семьи: Семейные ценности

Нравственные ценности семьи: Семейные ценности

Духовно – нравственные ценности семейного воспитания — Информио

Обмен опытом

Публикации

Методические разработки

Материалы конференции

Работы СНО

Персоналии

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника «Информио» является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации


06.12.2016 1933 3626

Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Сегодня в обществе все отчетливее проявляется кризис духовно-нравственных ценностей. Одной из причин и одновременно следствием этого кризиса является разрушение традиционных устоев семьи.

Кризисные явления в современной жизни семьи многообразны:

  1. Разрушены нравственные представления о браке и семье;
  2. Кризис коснулся всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи;
  3. Деформация сферы семейного воспитания;
  4. Многочисленные проблемы детства;
  5. Нарушение процессов формирования нравственной сферы:

–в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

–у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
–духовная и психологическая пустота семейных отношений заставляет детей и подростков тяготится пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компаниях сверстников.

В силу проблемности сложившейся ситуации считается актуальным исследование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, на примере студентов нашего медицинского техникума.

Целью данной работы является изучение духовно – нравственных ценностей семьи.

Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

  1. На основе анализа учебной и научной литературы обосновать положение о специфике влияния психологического климата в семье на развитие духовно–нравственных ценностей;
  2. И изучить уровень духовно–нравственных ценностей студентов

Ожидаемые результаты нашей работы:

  • Получить результаты обследования об уровне развития духовно – нравственных ценностей среди студентов Черемховского медицинского техникума
  • Повысить уровень знаний студентов о психологическом климате семьи
  • Привлечь студентов Черемховского медицинского техникума к занятию играми, тренингами на развитие семейных отношений

Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России.

Установлено, что семейные ценности являются важной составляющей духовно-нравственных ценностей.

Большое влияние на формирование личности оказывает уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают ту среду, в которой происходит успешная социализация ребенка, передаются знания и формируются семейные духовно-нравственные ценности, передается от старшего поколения к младшему опыт семейно-ценностных традиций.

На основании изученной литературы нами было проведено исследование духовно-нравственных ценностей семьи у студентов.

В проведенном исследовании приняло участие 61 человек. Средний возраст испытуемых от 18 до 20 лет. Все испытуемые являются студентами Черемховского медицинского техникума.

Изучение семейных ценностей проводилось методом анкетирования и анализа творческих работ студентов.

 

Читать работу полностью (оригинал работы): Духовно – нравственные ценности семейного воспитания

Расскажите друзьям:

Назад к списку

к проблеме смысла (1 часть)

gif»>
Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: к проблеме смысла (1 часть)

Обращение к духовно-нравственным ценностям воспитания в русской семье продиктовано признанием общественностью их значимости в современной жизни. На это указывает провозглашение правительством государственной семейной политики приоритетным направлением его деятельности, где семья и ее интересы идентифицируются с национальной безопасностью и целостностью государства. Это подтверждается актуализацией аксиологической образовательной парадигмы, в рамках которой осуществляется поиск современного идеала национального воспитания. В таких условиях анализ духовно-нравственных ценностей воспитания с точки зрения их смысла в русской семье представляется необходимым для постановки и решения прогностических образовательных задач.

Обрамление проблемы в тексте статьи конкретными историческими         рамками определено позицией Л.А. Микешиной в отношении нахождения «плодотворных способов содержательной конкретизации ценностей». Таким способом в контексте антропологического подхода при анализе ценностей как явления субъект-объектных отношений, позволяющем перенести акцент в их исследовании с объекта как детерминирующего содержание знания на субъект как главное действующее лицо процесса познания ценностей, ею называется «их интерпретация как исторически изменяющейся системы норм и идеалов познания». В раскрытии вопроса использовались архивные документы Русского этнографического музея (АРЭМ) и краеведческая историография по Северо-Западному региону России (Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонецкая, Санкт-Петербургская, Псковская губернии), а также исторические, этнографические, литературоведческие первоисточники. Для более подробного фактологического анализа ценностей семейного воспитания исследование опирается на материалы по крестьянской семье.

 Именно крестьянство ввиду своего особого положения и тесной связи с окружающей средой, благодаря накопленным знаниям, особому образу жизни создало уникальную народную культуру, сохраняя ее в течение многих столетий.

Ко второй половине XIX века в русской семье сложилась система традиционных ценностей семейного воспитания, интерпретация которой представляется возможной в контексте культурологической парадигмы.

В отечественной культурологии не существует единого толкования культуры. Суммируя различные подходы к данному определению, мы исходим из классификации, включающей аксиологическую и антропологическую концепции культуры и определяющиеся ими ее сущностные элементы.

В соответствии с антропологической концепцией культуры таким ее элементом называется человеческая деятельность. Согласно утверждению Э.С. Маркаряна, культура есть «специфический способ человеческой деятельности»; он считает, что термин «способ деятельности» не ограничивается понятиями «навык» и «умения», а определяется как адаптированный природными и социальными условиями «комплекс внебиологических выработанных средств», благодаря которому действия людей «стимулируются, программируются и воспроизводятся.

Основанием для такой позиции послужило признание факта, что любая система стремится к самовоспроизводству. Следовательно, если человеческая деятельность имеет адаптивное направление, то и культура будет иметь соответствующую адаптивную функцию. Из обозначенной антропологической концепции для решения поставленной в данной проблеме задачи необходимо выделить ряд положений.

Во-первых, результатом первичной адаптации культуры выступают культурные ценности — «этнические константы», «устойчивые компоненты». Они формируют культурные традиции — «центральную зону культуры». В этой связи важным является рассмотрение теории культурной традиции, предложенной Э .С . Маркаряном . В его интерпретации культурная традиция предстает как информационная характеристика культуры, которая отражает все сферы общественной жизни в той мере, в какой они несут в себе социально стереотипизированный опыт. Здесь интегрируются все социально организованные понятия: обычаи, обряды, ритуалы и др. В  дальнейшем культурная традиция осуществляет адаптирующую функцию культуры — приспособление внешнего мира к своим потребностям и поддержание стабильности культуры.

Такой взгляд на культурную традицию позволяет рассматривать ценности семейного воспитания, приобретающие в процессе культурогенеза черты устойчивости как исторически сложившиеся, традиционные.

Во-вторых, среда признается первоначальным условием динамики культуры с последующим определением факторов ее развития. Изменение жизнедеятельности субъектов социума происходит в соответствии с изменением обстоятельств жизни в конкретной среде . Следовательно, возможно говорить о взаимосвязи геополитической ситуации и социально-экономических условий проживания российской семьи, о семейных воспитательных ценностях в изучаемый исторический период .

Деятельностный вариант антропологической концепции культуры непосредственно связан с концепцией аксиологической, в центре внимания которой находятся вопросы о природе ценностей, их онтологическом и познавательном статусе, о взаимосвязях ценностей друг с другом, а также с различными историческими фактами .

В фундаментальных философских, культурологических исследованиях выделяются следующие основные критерии категории «ценность» .

  1. Проблема ценности — это проблема положительной значимости явлений действительности в отношении исторически возникающих человеческих потребностей.
  2. Понимание ценностей определяется их интерпретацией как ценностей духовного и нравственного порядка.

Основная идея деятельностного подхода в трактовке понятия «культура» связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью в процессе которой происходит понимание человеком смысла своей потребности. Смысл становится регулятором направленности актуальной деятельности . Осмысление тех или иных предметов и явлений позволяет определить степень их значимости в соответствии с индивидуальными потребностями, возводя их в ранг той или иной ценности. Ценности становятся выражением потребностно-мотивационной сферы личности.

Обозначенные научные идеи помогают интерпретировать природу духовно-нравственных ценностей воспитания как деятельное усвоение явлений культуры. Именно в человеческой деятельности через создание личностных смыслов в явлениях культуры (опредмечивание) с последующим их присвоением, направленным на преобразование действительности и передачу от поколения к поколению истинно «человеческого начала» (распредмечивание), и заключается деятельностная сущность категории «ценность». С позиций экзистенциональной философии культуротворчество людей предстает как сознательное принятие или непринятие тех или иных ценностей современного общества. Именно смыслом «культурная эпоха собирается в единое целое и обретает собственный целостный образ».

Вышесказанное полностью относится и к семье как субъекту национальной культуры. Активность семьи можно рассматривать как ее способность в изменяющихся условиях осуществлять поиск рациональных ценностей воспитания в соответствии с возникающими потребностями. Деятельностный   подход утверждает имманентно присущую семье способность создания собственной системы ценностей в процессе повседневной жизнедеятельности в конкретных исторических условиях в результате сознательного принятия, отторжения и самотворения значимых предпочтений общественной жизни. В данном случае семья приобретает статус «культурогенного социального субъекта. Уточним, что определение семьи в таком статусе позволяет придать семейному воспитанию национальный характере.  В связи с этим в тексте работы употребляется сочетание терминов «ценности воспитания в русской семье».

Понимание ценностей воспитания с опорой на категорию «потребность» позволяет сформулировать следующие положения:

— все ценности воспитания в той или иной степени связаны с разрешением ключевых проблем существования русской семьи; единым в процессе становления системы ценностей воспитания выступает стремление к упорядочению своего присутствия в бытии;

— ценности воспитания уникальны в восприятии их русской семьей, наполнены значимым для нее смыслом и содержанием, проецирующими цель воспитания в границах пространственно-временной реальности;

— феномен ценности воспитания оказывается внутренне взаимосвязанным с бытием русской семьи, без изначально заданных его сущности и содержания, обретающий их самостоятельно под влиянием смысложизненных потребностей; ценности в этой связи оказываются выражением потребностно-мотивационной сферы русской семьи .

Критерий разграничения ценностей на духовные и нравственные определяется семантическим различением этих понятий. В отношении данного утверждения значимыми являются научные выводы Ю. Степанова, сформулированные им в рамках изучения проблемы — «константы русской культуры»:

— культура — совокупность духовных констант; в нашем исследовании — это базовые духовные ценности воспитания;

— духовные константы — содержательно подвижная субстанция, претерпевающая изменения под влиянием научных понятий с сохранением первоначальной основы в форме концепта;

— концепт как комплементарная совокупность всех понятий несет эмоциональную, ассоциативную, вербальную и иную информацию об объекте (с позиции лингвистики — это слово), определяющую его смысл;

— сущность концепта определена генетически — его исходной формой, делающей данный концепт фактором культуры;

— содержание концепта задается его последовательным существованием в актуальном и историческом слоях — результатах культурной жизни разных эпох;

— последовательный содержательный переход от одного слоя к другому влечет за собой изменение значения слова в зависимости от перехода имени с одного предмета на другой, заменивший первый предмет в той же самой исходной функции;

— подобная логика есть закономерность, получившая название функциональной семантики.

Актуальность семантического различия ценностей воспитания обусловлена их интерпретацией как ценностей духовного и нравственного порядка. Интерпретируя духовную ценность как обобщенное, абстрактное понятие (ценности-цели), ее содержание исследователи понимают как нравственные характеристики, отражающие поведение людей (ценности-качества) . Сам процесс представления духовных ценностей через нравственные обозначен в научных работах как процесс операционализации (Н.И. Лапин). Вслед за Н.И. Лапиным, утверждающим, что процедура операционализации основывается на ряде методологических принципов, а также в соответствии с обозначенной в статье проблемой и с опорой на результаты проведенного исследования в качестве таких принципов выделяем:

— принцип оптимальности: совокупность нравственных ценностей раскрывает сущностное содержание духовной ценности, ее полноту; так духовная категория «любовь» в мире человеческих отношений может проявляться через такие нравственные качества, как заботливость, искренность, доверительность;

— принцип действительности: сущность духовной ценности в конкретное историческое время определяется ее нравственными характеристиками, принятыми в качестве нормы в семейном воспитании;

— принцип вариативности: в пространственно-временном отношении одна и та же духовная ценность имеет разное толкование, обусловленное жизненными потребностями семьи; например, духовная категория «труд» имеет разночтения в определяющих ее нравственных ценностях-качествах в разные исторические периоды: в Древней Руси актуальным было понятие «трудолюбие», а к концу XVIII века — «предприимчивость.

— принцип обогащения: постепенное расширение объема содержания духовной ценности за счет накопления семьей ее нравственных характеристик;

— принцип дивергенции: расчленение в процессе культурно-исторической эволюции семьи базовых духовных ценностей воспитания на ряд дочерних, им соподчиненных; к таким ценностям относятся — «труд» и с ним связанное понятие «достаток», «коллективизм» и им определяющие — «соседство», «свобода» и ему соответствующие — «человек», «равенство», «правда», «доверие», «репутация», «право», «достоинство».

Обозначенные теоретические установки к содержательной характеристи ценностей воспитания позволяют подойти к обоснованию ряда категорий.

Признавая органическую связь нравственного с духовным, где духовность как главная смыслообразующая инстанция человеческого бытия становится исходным принципом формирования нравственных качеств личности и, в свою очередь, сама на них базируется, под духовно-нравственным воспитанием нами понимается процесс взаимодействия и взаимопревращения конкретных нравственных ценностей и обобщенных духовных ценностей в устойчивые личностно-смысловые образования — ценностные ориентации — в определенных (специально созданных либо стихийно возникших) условиях.

 

Духовно-нравственные ценности воспитания — целостное явление культуры, отражающее потребностно-мотивационную сферу ее социального субъекта в области ценностей воспитания как личностно-смысловых образований, упорядочивание которых в границах пространственно-временной реальности данного субъекта задается принципом — нравственные ценности воспитания есть выражение ценностей духовных, из них происходят и их определяю.

Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье есть феномен русской культуры, отражающий потребностно-мотивационную сферу русской семьи как социального института воспитания, где сущность духовных ценностей определяется ценностями нравственными, проецирующими цель, смысл и содержание ее воспитательной практики в границах пространственно-временной реальности.

Обозначенные методологические позиции позволили раскрыть содержание системы традиционных ценностей воспитания в русской семье.

Становление такой системы рассматривалось в соответствии с историческими периодами, отражающими процесс формирования Российского государства до второй половины XIX века: культура языческой Руси (VIII в. — 990-е гг.), христианская Русь (990-е — 1240 гг.), монгольская эпоха (1241 г. — середина XV в.), Московская великокняжеская Русь (середина XV — XVII в.), эпоха формирования Российской империи (XVIII в. — первая половина XIX в.). Проведенный анализ показал, что в разные периоды развития страны доминирующими становились разные духовные ценности и их совокупности.

Так, культура Древней славянской Руси — важнейшая ступень в формировании ценностей воспитания в русской семье, давала представление о значении кровного родства (отец, мать, муж и жена, дитя, дом, семейный лад), природных богатств (труд, здоровье, жизнь, красота, вера, добро и надежда). Эти ценности несли первичное осмысление русской семьей доминант духовно-нравственного воспитания . Период православного христианства на Руси обозначил ценности воспитания в русской семье с позиции православной веры: брак как признание духовной ответственности друг перед другом и связанные с ним понятия — обручение, венчание, целомудрие, супружеское сожительство; родительское благословение, крестные родители.  Период монголо-татарского нашествия нес в себе осмысление таких позитивных ценностей воспитания в русской семье, как Родина, соборность и связанные с ними представления о патриотизме, милосердии, сопереживании, терпимости, сострадании и отзывчивости. Период середины XV — XVII века дополняет положительный ценностный мир воспитания в русской семье: зарождаются новые духовные ценности — держава и авторитет родительской власти, в связи с этим появляются понятия о нравственной ответственности отца-государя за благополучие семьи, нестяжательстве, зарождаются элементы научной организации труда. Эпоха XVIII — первой половины XIX века подвергала более глубокому осмыслению ряд духовных явлений. В первую очередь это относится к категории «Родина», «держава» и новой «гражданин», утверждая в воспитании законопослушание, национальную гордость, полезность Родине.

Ценности воспитания в русской семье Северо-Западного региона России, формируясь на этногенетической почве, выступали как наличный мир духовно-нравственных потребностей, развивающихся и веками адаптированных жизненной активностью семьи в конкретных региональных условиях, имеющих свои особенности.

Во-первых, окраинное положение региона от первичных центров классообразования, обусловившие его непосредственный переход от первобытного строя к феодализму, минуя рабовладельческий, а также удаленность региона от центра княжеских усобиц в период формирования Русского государства. Во-вторых, тыловое положение от татарского нашествия, создающее выгоды для развития региона как внешнеторгового центра и способствовавшее раннему включению северо-западного крестьянства в рыночные отношения. В-третьих, превалирование отдельной социальной категории крестьянства — черносошного (в Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерниях), сохранивших статус «свободных» после введения на Руси крепостного права. Наличие в хозяйстве государственных крестьян практики относительно свободного распоряжения земельными угодьями и промыслами (в Новгородской, Псковской и позднее, ввиду особой близости к столице, — Санкт-Петербургской губерниях). В-четвертых, в силу природно-географических (умеренно континентальный холодный климат, плотность лесных массивов, густая сеть рек, заболоченность почв) и обозначенных геополитических условий — особый статус крестьянской общины посредством делегирования ей государством относительно самостоятельных управленческих функций. В-пятых, мирный характер славянской колонизации. Земля как фактор этнической солидарности (русские, коми, карелы, ненцы, финны, вепсы, саамы) стала источником переплетения различных этнических ценностей.

В таких условиях устойчивее формировалась сельская община со всеми присущими ей социальными функциями, гораздо значительнее была ее роль в системе общественных отношений, прочнее права крестьян на землю. Это определило становление в ценностной сфере воспитания региональной семьи понятия о самостоятельном хозяине и связанных с ним категорий — «свобода», «человек», «правда», «право», «доверие», «равенство», «репутация», «достоинство», «достаток». Проиллюстрируем вышесказанное примерами. Свободолюбие, умение признавать в себе и других положительные качества, — проявление подобных черт в крестьянской среде вызывало у корреспондентов, изучающих данный край в начале XIX века, невольное восхищение: «Народ не забитый, не низкопоклонник».

Понятие личного достоинства передавалось и детям.

Удивляет краеведов отсутствие постоянной опеки над подростками, которые очень рано начинали пользоваться самостоятельностью. Предоставляя им право «распоряжаться личным временем для собственных нужд», родители тем самым стремились воспитывать в них не только «серьезность, рассудительность, деловитость», но и «рациональность, умение спланировать свой рабочий день», за результаты которого они несли ответственность. В крестьянской семье свобода воспринималась прежде всего как деятельность, неразрывно связанная с самоорганизацией и дисциплинированностью, ощущением собственной значимости в общественном деле.

Понятие о свободолюбии обусловило происхождение таких духовно-нравственных ценностей, как правда, равенство, и связанных с ними представлений о честности, справедливости, искренности, верности слову, доброжелательности, «бесхитростности и прямоте души». Правдивость и «цельность натуры» любого из местных крестьян поражала «жителей культурных центров», «…вы не знаете ни одного случая обмана». Причину такого поведения корреспондент видит в доверчивости, которая проистекала у них из уважения к человеку, признания его личного достоинства: «Мало знакомые с лукавостями и двоедушием, сами они мало допускают его и в других; во всяком другом они склонны видеть себя».

С категорией свободы тесно соприкасалась в семейном воспитании и ценностная категория «достаток».

В работах по изучению Архангельской губернии отмечалось: «У нас вообще имеются ложные понятия о северном крае, почитают ее страною холодною, суровою, негостеприимною и бедною. В отношении к природе этого края мнение это отчасти справедливо, но считающие этот край бедным весьма ошибаются . Жители ее богаче сельских жителей средней России, и важно то, что благосостояние развито там в массе народа». Наряду с трудолюбием (целеустремленным, настойчивым), непосредственно связанным с земледелием в сложных природно-географических условиях, выделились и другие трудовые качества крестьян северо-запада России: предприимчивость, которая осмысливалась как энергичность, сметливость, находчивость, бойкое обращение, продуктивность и рациональность.

Так, Н. Брусилов «бросающуюся в глаза зажиточность крестьянских семей» Вологодской губернии расценивает как «плод труда благоустроенного. Не случайно понятие «нищие» среди крестьян региона воспринималось как признак лености, недобросовестности, «недостатка хозяйственной попечительности». «И среди златых песков (рачительный хозяин, в понимании автора) есть нищие». Их публичное осуждение имело целью «разбраковать подобную братию», которая подавала «плохой пример подрастающему поколению». «Друзья-тунеядцы!» — обращались к ним, — не пора ли вам перестать есть чужой хлеб, облитый потом ближних ваших. Принимайтесь-ка за работу со всем усердием, не жалея ни плеч, ни рук, будите свой ум-разум». Хотелось бы обратить внимание на мудрое изречение крестьян, которое можно представить как одну из жизненных ориентаций современной молодежи: «К 30 годам ума нет, к 40 — богатства, ни тому, ни другому не бывать».

Еще одной важной ценностной категорией, связанной с понятием свободы, была «репутация» как своеобразная формула доверия в общественном мнении, значение которой в русской семье определялось пословицами: «береги платье новое, а имя смолоду», «дома как хочу, а в людях — как велят».

Репутация играла решающую роль в решении многих вопросов. Односельчанина, имеющего дурную славу («в семье не без урода»), «вовсе не щадили и при первом удобном случае выгоняли из общества». Какие же проступки вызывали подобное отношение к провинившемуся?

На первом месте как самый тяжелый порок называется «страсть к горячим напиткам»: «Всего один дом во всем приходе на котором надпись “распивочно и навынос“. Такое строгое осуждение пьянства крестьяне объясняли достаточно логично: «Следствие нетрезвой жизни — бедствие и недостатки; потому что трезвый домохозяин здесь всегда может нажить копейку». На втором месте — «молодежь, ведущая разгульный образ жизни».  Строгая регламентация правил приличия позволила зафиксировать в регионе тот факт, что «нарушение супружеской верности составляет редкое явление». На третьем — тунеядство: «Удивительно, отчего не придет никому в голову, что можно научиться ремеслу (а не звать столяра, плотника с других уездов). За свою непредприимчивость и лежебокость в течение всей зимы многие подверглись голодной смерти».

Наряду с репутацией отдельного лица в сельской общине формировалась репутация семьи и целых поселений: «Крестьяне при женитьбе сына выбирают невесту по себе, т.е. по состоянию и знатности равную. Знатность состоит в том, что ни наличные члены семьи, ни их предки не бывали под судом и пользовались уважением среди жителей не только среди деревни, но даже целой волости».

Обогащение совокупности духовных и нравственных категорий в воспитании русской семьи происходило и в результате смешения этносов, свободному заимствованию культур которых способствовал мирный характер ассимиляционных процессов. Мощным фактором сближения славян, коми, карелов, вепсов и других народностей являлось сходство их хозяйственной деятельности. Привязанность крестьянского хозяйства к природному базису, то обстоятельство, что основным средством производства в нем оставалась земля со всеми относящимися к ней процессами (землевладение, землепользование), обусловливало, несмотря на различие этнических традиций, единообразие во всем жизненном строе, на фоне которого формировалась ценностная категория семейного воспитания в разных губерниях региона — «гражданский мир».

Понятие о гражданском мире способствовало закреплению в домашней педагогике следующих нравственных качеств: уважение чужой самобытности, терпимость к чужому мнению, поведению, умение ладить с другими, миролюбие, дружелюбие, незлопамятность. Оно конкретизировало смысл ценности дома представлением о хлебосольстве, гостеприимстве («чрезвычайном», «широком»), радушии и услужливости. Чествуя гостя «поклоном в ноги» со словами «мир вам», крестьяне старались исполнить «священный долг» — накормить прохожего, обогреть его и обласкать. «Северные жители отличаются гостеприимством. Богатый и бедный гость одинаково угощаются хлебосолами — хозяевами; прохожих, нищих, бессрочных солдат насильно втаскивают в избу и угощают как родного».

В целом, как показало исследование, регион вносит свой вклад в на копление традиционных национальных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье . В этом — его историческая роль.

Изучение ценностей воспитания в русской семье в процессе историко культурного развития России подводит к выводу, что накопление этих цен ностей не было линейным (непрерывно наращиваемым по одним и тем же линиям) .  Целостный этногенез в сфере семейной аксиологии создает картину повторяющихся в разные историко-культурные периоды русской истории доминирующих духовных ценностей, подпадающих под характеристику традиционных духовных ценностей семейного воспитания . Они имеют конкретное содержание в виде совокупности традиционных нравственных ценностей. Исследование развития ценностей воспитания в русской семье до второй половины XIX века позволило подойти к пониманию системы традиционных ценностей воспитания в русской семье, сложившейся ко второй половине XIX века.

Исходным моментом выстраиваемой системы является представление о русской семье как субъекте национальной культуры, характеризующемся самоценностью. В то же время она неотрывна от общественных и государственных процессов, а также от природно-географических условий, в которых нация исторически развивалась. Культурно-национальная и кровная самоценность семьи, природно-географические условия жизни и общественно-государственные основы русской семьи являются общими факторами, влиявшими на становление системы ценностей воспитания в русской семье.  Выделение и обоснование данных факторов позволило определить системные основы духовно-нравственных ценностей семейного воспитания. Элементами системы выступают ставшие традиционными духовные ценности (базовые) и соотносимые с ними нравственные ценности.

 

Резюмируем вышесказанное

Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье во временном и пространственном отношении имеют свой особенный облик, свою специфику, поскольку всегда связаны с ее жизнедеятельностью. Такие ценности, как смысловое содержание возникающих потребностей, отражают целевую направленность ее воспитательной практики в разные историко-культурные периоды развития государства в целом и его региона в частности.

Постановка и решение проблемы ставит ряд других вопросов, требующих их рассмотрения: траектория и механизм траектории развития духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье, условия позитивного развития таких ценностей, понимание ценностей воспитания в разные историко-культурные периоды как дискретное и континуальное явление .

Сущность вопросов подводит к выводу о закономерностях развития духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье, позволяющих спроецировать и интерпретировать духовно-нравственные ценности в значении педагогического идеала воспитания в русской семье современной России.

 

Источник: Володина, Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье / Л.О. Володина // Педагогка.-2011.-№4.-С.41-50.

 

Роль семьи в нравственном развитии

Понедельник, 6 марта 2023 г.

Электронная бумага

  • Шакиб достигает 300 калиток ODI  
  • Бангладеш избегает обеления после победы в 3-м ODI с разницей в 50 пробежек  
  • Саудовская Аравия вложила 5 миллиардов долларов в пострадавший от землетрясения центральный банк Турции  
  • Не менее 12 человек убиты в Буркине, подвергшейся нападению джихадистов  
  • Шакиб и Мушфикур поднимают Бангладеш на 246-е место в 3-м ODI  

Популярные новости

  • Биман совершил аварийную посадку с 72 пассажирами

  • Пожар на кислородном заводе Ситакунда: число погибших возросло до 7

  • Столкновение из-за события в Ахмадии: более 8 200 человек подали в суд, 81 арестован в Панчагархе

Нравственность означает изучение разницы между правильным и неправильным или хорошим и плохим поведением по отношению к другим. Обычно слово мораль несет в себе три понятия — моральные нормы, моральная ответственность и моральная идентичность. Общие синонимы морали включают этику, принципы, добродетель и добродетель. Мораль часто ассоциируется с такими понятиями, как ценности, совесть и законность. Но мораль стала сложной проблемой в мультикультурном мире, в котором мы живем сегодня. Мораль необходима для личного благополучия и наших отношений с другими людьми. Следование преобладающим моральным кодексам помогает нам стать честными людьми. Моральные кодексы обеспечивают социальную организацию внутри культуры или цивилизации. Эти кодексы составляют основу многих наших законов. Мораль важна, потому что она помогает вам не только быть законопослушным, но и относиться к другим в обществе с достоинством и уважением.

Однако здесь необходимо отметить, что родители и другие близкие члены семьи имеют важное значение в нравственном развитии, поскольку они являются основными социальными контактами человека в детстве и юности. Без сомнения, семья является основой, на которой строятся ценности. Из семейного воспитания в сознание детей прививаются нравственные ценности, такие как правдивость, счастье, мир, справедливость. Соответственно, человек устанавливает свои идеалы и управляет своей жизнью. Система ценностей, практикуемая в семье, автоматически складывается у молодых членов семьи, если они должным образом воспитываются в нравственных ценностях. В семье формируется отношение ребенка к людям и обществу. Семья также помогает в умственном развитии ребенка и поддерживает его амбиции и ценности. Вполне естественно, что приятная и веселая атмосфера в семье развивает любовь, дружелюбие, широту взглядов и доброту.

Как правило, ребенок учится своему поведению из того, что он видит вокруг себя. В этом отношении семья играет значительную роль, помогая в процессе социализации ребенка, что оказывает значительное влияние и оказывает влияние на развитие ребенка. В настоящее время осознается, что присутствие старших в семье играет полезную роль в социальном и нравственном развитии детей. Это также помогает молодому поколению семьи усвоить человеческие ценности и искоренить свои негативные умственные наклонности.

Нет более значительного влияния извне, чем влияние семьи на формирование нравственности детей. Семьи прививают детям мораль посредством наказания, подкрепления, а также прямого и косвенного обучения, что помогает им развивать убеждения. Существуют определенные средства, с помощью которых наиболее эффективно передается и усваивается мораль, хотя вклад семьи в нравственное развитие детей широк. Это честность, справедливость, социальные роли, личное равновесие и т. д.    

Справедливость — один из важнейших моральных уроков, которые дети усваивают в семье. Например, семьи установили границы распределения ресурсов, таких как продукты питания и жилые помещения, и предоставили членам различные льготы в зависимости от возраста, пола и занятости. То, как семья выясняет, что является разумным, влияет на улучшение представлений детей о правах и правах, а также на их представления об обмене, переписке и уважении.

Посредством положительного подкрепления и наказания семьи устанавливают правила правильного и неправильного поведения. Положительное подкрепление является стимулом для хорошей практики. Эта передовая практика позволяет детям узнать, что поощряются определенные виды деятельности. С другой стороны, наказание помогает удержать детей от вредного поведения. Процесс дисциплинирования с раннего возраста позволяет детям осознать, что опасные действия имеют последствия. Кроме того, практика наказания помогает детям принимать решения о том, как действовать, потому что они начинают учитывать результаты своих действий.

Дети начинают рассматривать свою деятельность не только с точки зрения справедливости в семейном окружении, но и с точки зрения потребности в эмоциях. Дети приобретают ценность социальной поддержки со стороны своих семей. Они также развивают свои мотивы, основанные на сострадании, доброте и сочувствии, а не только на личных желаниях. У детей развивается забота об обществе в целом, когда они учатся заботиться об интересах и благополучии своей семьи.

Дети учатся находить баланс между своими потребностями и интересами более исключительного социального окружения через понимание принципов честности, справедливости и социальной ответственности. Ребенок выиграл от большего чувства любви, безопасности, высшей и общей идентичности, наложив ограничения на свои желания. Эта связанность побуждает детей совершенствовать свои этические рамки, предоставляя им ориентир для видения добра и зла.

Эффективные компоненты взаимодействия семьи и ребенка обеспечивают родительскую теплоту, участие и поддержку, которые позволяют детям развивать нравственное мышление. Поэтому родителям следует быть осторожными в отношениях с окружающими. Кроме того, существует также когнитивный аспект ролей родителей. Нравственное развитие детей зависит от участия родителей в его построении. Отныне родители должны быть осторожны в выборе сверстников для своих детей, иметь представление о возможном социальном опыте детей и придавать значение аффективным и когнитивным компонентам взаимодействия родителей и детей.

(Автор с благодарностью отмечает различные источники информации.) 

Автор — доктор философии правительства Китая. Сотрудник и доцент кафедры государственного управления Университета Джаганнатха, Дакка

Схема реабилитации климатических беженцев: шаг вперед в борьбе с изменением климата

Пандемия COVID-19: уроки, которые мы должны усвоить

Роль семьи в нравственном развитии

Да здравствуют бангладешско-китайские галстуки

Тенденция коррупции: потребность или жадность?

Религиозная гармония — сокровище Бангладеш

Анатомия неправильной политики BNP

Шейх Хасина: выжившая

Как малообеспеченные потребители могут избежать эксплуатации

Обоснование ценности знаний коренных народов в формальном образовании

Пропаганда ориентированного на результат образования в университетах

Нет альтернативы прозрачности и подотчетности в финансовом секторе

Пример измены Тарика Зия

Готовимся к бедам Рамазана

Увеличение глобального роста на повестке дня Индии G20

Мать вора кричит громче всех

Последние новости

  • Анвар Шаукат Афсер и другие встречаются с новоизбранным президентом Шахабуддином

  • Президент, премьер-министр поздравляют всех со священным Шаб-и-Барат

  • Руководитель Фонда Катара звонит Шейх Хасине

  • КТГ районной администрации разработать мастер-план противодействия техногенной аварии

  • Summit подписывает меморандум о взаимопонимании с Катарским финансовым центром

Как семья влияет на ценности | 🥇 Мастер-класс по построению отношений

Опубликовано Лори Джин Гласс

Это сообщение было обновлено 29 ноября 2022 г.

Ни один ребенок не растет в вакууме. Прямо или косвенно родители и опекуны влияют на ценности и убеждения своих детей. Ваши родители, например, могли напрямую учить вас тому, что они считали правильным или неправильным. Возможно, они также подали вам пример того, как взаимодействовать с другими. То, чему вы учитесь у своих родителей и как вы взаимодействуете с ними в детстве, оказывает большое влияние на ваше собственное нравственное развитие.

Однако что, если ценности, которые привили вам родители, больше не соответствуют тому, кем вы являетесь во взрослом возрасте?

Очень часто у детей вырастают и развиваются другие моральные ценности и взгляды, чем у их родителей. Вы можете не соглашаться со своими родителями в политике и религии. У вас также может быть другое представление о том, что такое здоровая семья.

Независимо от конкретных разногласий, ладить с родителями, если вы не разделяете одни и те же ценности, может быть непросто. Тем не менее, можно иметь значимые отношения со своей семьей, и посещение семинара по построению отношений может быть большим подспорьем в этом. Продолжайте читать, чтобы узнать, как семья может формировать ваши ценности и что вы можете сделать, если не разделяете их морали.

Как ваша семья влияет на ваши ценности?

Ваша семья может формировать вашу личность и ценности самыми тонкими и прямыми способами. От обучения вас тому, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, до помощи в развитии отношений со сверстниками. Однако их влияние на ваши ценности не обязательно должно быть положительным или соответствовать тому, кем вы вырастаете. Вы можете обнаружить, что больше не согласны со своими родителями в вещах, которые важны для вас и для них, таких как религия, сексуальность или политика.

Проблема в том, что способы чувствовать, думать, действовать и судить, которым мы научились в детстве, часто остаются с нами на всю жизнь. И даже если вы попытаетесь отвергнуть влияние вашей семьи на ваши ценности, вы часто обнаружите, что это сложнее, чем кажется. Морали, модели поведения и взгляды, приобретенные в детстве, трудно стряхнуть с себя, и совершенно нормально продолжать отражать образ мышления и поведения своих родителей в течение достаточно долгого времени.

Что, если я не разделяю ценности своей семьи?

Вы боитесь семейных встреч? Дискуссии за обеденным столом, которые, кажется, заканчиваются эмоциональными спорами? Или вы устали получать непрошенные советы от членов вашей семьи о том, как вам следует жить?

Подобные ситуации могут сильно повлиять на ваши отношения с членами вашей семьи. Даже невинный разговор может быстро пойти под откос, если одна из наиболее глубоко укоренившихся ценностей подвергается сомнению с обеих сторон. Это может привести к натянутым отношениям, меньшему количеству встреч или даже разрыву отношений, если не удается найти точки соприкосновения.

Однако нужно ли дистанцироваться от своей семьи, если у них разные этические нормы? Хотя наличие разных ценностей может создать серьезную нагрузку на ваши семейные отношения, это не означает, что вы не можете приложить усилия, чтобы держать вещи под контролем. Есть способы, с помощью которых вы можете преодолеть проблему наличия отличных от вашей семьи ценностей. Однако не все семьи одинаковы. Для некоторых их ценности могут быть настолько глубоко укоренившимися и важными, что они рискуют разорвать отношения со своими детьми или братьями и сестрами.

Как вы относитесь к родителям с другими ценностями?

Если вы не разделяете с родителями всех своих ценностей, важно попытаться отделить их как людей от их мнений и убеждений. Хотя сохранять спокойствие в некоторых ситуациях и неудобных моментах может быть почти невозможно, вы можете стараться сохранять спокойствие и избегать личных нападок, пытаясь поддерживать здоровые отношения со своими близкими. Вот несколько советов: 

  • Начните с честности . Быть абсолютно честным со своими родителями может быть страшно, независимо от вашего возраста. Тем не менее, прямолинейность и открытость в отношении своих ценностей и убеждений может помочь сохранить отношения, построенные на доверии и уважении.
  • Послушайте, что говорят ваши родители, братья и сестры . Может показаться невозможным отступить и выслушать, когда вы злитесь. Тем не менее, позволяя своим родителям говорить и высказывать свое мнение и действительно слушая их, вы можете способствовать взаимному уважению.
  • Попробуйте показать им свою точку зрения, не пытаясь изменить их мнение . Люди занимают оборонительную позицию, когда их ценностям бросают вызов. Это может сделать их негибкими, осуждающими и не желающими слушать. Попробуйте показать им, что вы не намерены изменить их мнение, а просто поделиться своим мнением.
  • Попросите уважать ваши убеждения . Нет ничего постыдного в том, чтобы попросить об уважении в ответ, если вы пытаетесь проявить уважение к себе. Попросите свою семью, по крайней мере, уважать ваши ценности, даже если они не согласны с ними.
  • Подумайте о том, чтобы вообще избегать некоторых тем . Иногда наиболее эффективной стратегией минимизации конфликтов и спасения отношений является полное избегание определенных спорных тем.

Как преодолеть семейные ценности и создать собственное наследие?

К сожалению, не все отношения можно сохранить. Ценности, убеждения и поведение вашей семьи могут быть настолько вредными или ненавистными, что с ними может показаться невозможным примириться. Хотя это может быть невероятно сложно, обеим сторонам может быть лучше сохранять определенную дистанцию, если взаимное уважение невозможно. Это может означать установление жестких границ или временный или постоянный разрыв связей с членами семьи, которые не желают поддерживать здоровые отношения.

В конечном счете, ваши ценности принадлежат только вам, и вы можете работать над созданием собственного наследия без чувства вины или страха. Цените то, чему вас научила и дала ваша семья, однако идите своим уникальным путем.

Хотите построить доверительные отношения? Посетите семинар PIVOT и узнайте, как!

Во многих случаях хорошие коммуникативные навыки и усилия, направленные на формирование честности и уважения, могут спасти натянутые семейные отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *