Неврозы у детей: Неврозы у детей — причины, симптомы, методы диагностики и лечения детского невроза в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»
Невроз у детей — причины и лечение
Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение невроза у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!
Неврозы у детей и подростков возникают не только на фоне стрессов и серьезных потрясений, но и из-за наследственной предрасположенности. Если подобные проблемы со здоровьем есть у родителей или у дальних родственников, младенец попадает в группу риска. Всегда важно это учитывать, проводя диагностику невроза у детей.
Невроз у детей по праву считается одним из самых распространенных психических заболеваний обратимого характера. Миллионы людей ежедневно сталкиваются с этой проблемой, при этом у одних получается справляться с грузом внутренних нерешенных проблем и противоречий, а вот других это заболевание способно загнать в угол, погрузить в затяжную депрессию. Такие понятия, как фобии, панические атаки, ритуалы для защиты от надуманных опасностей все это следствие нерешенных внутренних проблем, неврозов.
Глубинные корни невроза у детей, как правило, тянутся из нашего детства, особенностей воспитания, заложенном представлении об окружающем мире и действительности, под час не совсем правильным. Т.к. не редко сами родители награждают своего малыша огромным количеством приватных представлений о жизни, которые основаны на собственном, субъективном, неудачном опыте. Как правило, такие ошибки могут существенно повлиять на формирование устойчивого детского невроза, когда маленький человек начинает сталкиваться с объективной реальностью и входить во внутренние противоречия. Также не будем забывать и о личностных характеристиках каждого отдельного человека, складе его характера и, если хотите, свойствах души. Некоторым просто не повезло родиться с невротическим складом личности, и с этим просто нужно научиться жить.
Симптомы невроза у детей
Давайте рассмотрим симптомы детского невроза у детей, моменты на которые стоит обратить своё внимание:
-
Излишнее беспокойство, мнительность, неспособность переключиться на другие темы очевидные симптомы, но при этом не будем забывать, что беспокойство это вполне нормальная реакция организма, плохо, когда эта эмоция начинает носить патологический характер.
- Обсессивные проявления или в переводе с научного языка «синдром навязчивых мыслей», которые способны внести серьезную дисгармонию в душевное состояние ребенка. Как правило, это зацикливание на каких-то неприятных моментах или переживаниях, от которых ребенок хочет абстрагироваться или забыть. Обессивные проявления чаще возникают в подростковом возрасте, позже превращаются в обессивно-компульсивное расстройство у взрослых.
- Невроз навязчивых движений у детей, который можно сравнить с некими ритуалами (не путать с «нервными тиками»). Ребенок несколько раз проверяет на месте ли любимая игрушка, без конца моет руки и т.п. Можете не сомневаться, что позже невроз навязчивых движений у детей перекочует и во взрослую жизнь. Вы наверняка встречались с такими людьми, которые без конца проверяют, закрыли ли они дверь машины, перекладывают салфетки на столе до полной симметрии, совершают другие, не менее непонятные для окружающих людей, действия. Таким образом, лечение синдрома навязчивых движений у детей необходимо начинать как можно раньше, увеличивая шансы на успех.
- Частые истерики. Таким образом, малыш проявляет свое внутреннее беспокойство и психическое напряжение.
- Состояние заторможенности, уход в себя это состояние схожее с депрессивными проявлениями, как правило, в этот момент ребенок уже достаточно истощен от внутренних переживаний. Весьма серьезный синдром, требующий обращения к специалисту.
- Плохой аппетит (можно отнести к косвенным признакам).
- Проявление бессонницы.
- Жалобы малыша на чувство внутреннего напряжения.
Детский невроз у младенцев, не способных передать свои чувства вербальным характером, эмоции проявляются через язык тела:
- крик, плач с покраснением тела;
- моторные нарушения, возбудимость;
- бледность, частое мочеиспускание;
- азличные спазмы и колики.
Впрочем, все перечисленные признаки могут носить и другой характер, который не относится к проблеме психического здоровья младенца, поэтому очень важен комплексный анализ истории болезни пациента.
Детский невроз подразумевает достаточно непростое лечение, и вот почему… В случае со взрослым человеком, мы имеем дело с уже сложившейся личностью, а ребенок находится в стадии роста, в том числе и психического. Таким образом, мы должны быть крайне аккуратны в лечении невроза у детей, дабы не заложить фундамент для новых психологических проблем. Это относится не только к врачам, но и к родителям малыша, который страдает невротическими проявлениями. Ни в коем случае нельзя ругать маленького кроху за проявление невроза навязчивых состояний, иначе dы только усугубите проблему. Чтобы комплексное лечение прошло наиболее успешно, крайне важно найти причину детского невроза.
Виды неврозов у детей
У детей каждый невроз может проявляется по-разному. Встречаются следующие виды неврозов:
- тревожный невроз;
- невроз навязчивого состояния;
- депрессивный невроз;
- истерический невроз;
- неврастения;
- ипохондрия;
- заикание;
- cомнамбулизм;
- анорексия.
Причина невроза у детей
Причинами невроза у детей бывают:
- Проблемы в семье, частые ссоры родителей, конфликты, проходящие на повышенных тонах, рукоприкладство.
- Потеря близкого родственника. Возможный развод родителей.
- Общее заболевание, получение травмы. Концентрация на внутренних переживаниях, боли, временная изоляция от привычного социума.
- Внутренний склад характера.
- Серьезные проблемы в воспитании ребенка.
- Проблемы психологического свойства, отрицательное давление на психику.
- Также можно выделить проблемы биологического характера, особенности вынашивания ребенка, возможная гипоксия, излишняя эмоциональная перегрузка в первые годы жизни.
Исходя из полученных данных, следует подбирать варианты выхода из сложившейся проблемы. Для наглядности разобьем
- Консультация у врача в нашем медицинском центре.
- Применение когнитивно-поведенческой терапии.
- В некоторых случаях выписываются специальные медицинские препараты, если победить тревожность не удается методом коррекции поведения.
Неврозы у детей дошкольного возраста и подростков носят один и тот же характер, однако у школьников намного больше возможных факторов для возникновения невроза. Тут вам и загруженность на учебе, первые конфликты со сверстниками, учителями, отношения с противоположным полом, проявление собственного «Я» во время гормонального перестроения организма, раньше этот возраст назывался «трудным». Таким образом, невроз подростка может носить социальный характер, который также следует лечить. В противном случае весь ком нерешенных подростковых проблем перейдет за ним во взрослую жизнь!
Лечением невроза у детей занимается врач невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!
Цены на консультацию вы можете посмотреть здесь.
Невроз у детей: причины, симптомы, лечение
Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом? Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие. Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» — врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.
Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом?
Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие.
Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» — врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.
— Вокруг этого заболевания много мифов и страхов. Большинство родителей уверены в том, что если ребёнок часто капризничает или плохо спит, значит у него невроз. Что на самом деле скрывается за диагнозом «невроз»?
Невроз — это расстройство психической деятельности, вызываемое факторами, травмирующими психику. Невроз — понятие собирательное, включает в себя целый ряд нарушений. В Международной классификации болезней такого диагноза нет. Тем не менее, в медицинской практике оно используется по сей день. Невротическое расстройство обратимо, имеет функциональную природу.
Читайте материал по теме: Как подготовиться к школе после летних каникул: советы детского психолога
— В каком возрасте диагноз может быть поставлен ребёнку?
Если рассматривать неврозы максимально широко и включить в их число так называемую конституциональную детскую нервность, то диагноз может устанавливаться вскоре после рождения.
— Невроз – это неврологическое или психиатрическое заболевание?
Оно находится на «границе» неврологии и психиатрии. Его лечением занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Определенную помощь могут оказать психологи.
— Каким бывает невроз и какой из видов заболевания встречается у детей чаще других?
Выделяют три основных вида невроза. Это неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Каждый из них состоит, в свою очередь, из других расстройств.
Актуальными для клинической практики являются так называемые системные неврозы. Обычно это мононеврозы. Сюда относят невротические: заикание, тики, энурез, энкопрез, нарушения сна. Это наиболее часто встречающиеся их формы у детей.
К невротическим расстройствам также принадлежат патологические привычные действия. Например, грызение ногтей, накручивание чего-либо на палец.
Наиболее часто встречается невроз навязчивых состояний.
— Какими симптомами проявляет себя невроз у детей?
Исходя из многочисленности видов невротических расстройств, проявления чрезвычайно разнообразны. Это частые моргания, шмыгания носом, причмокивание, покашливание, грызение ногтей, всплескивание руками, накручивание чего-либо на палец и т.д. Для подобных действий характерна повторяемость.
При неврастении может отмечаться неуверенность в себе, заниженная самооценка, наличие страхов.
Читайте материал по теме: Сказкотерапия детских проблем. Боязнь уколов
Фобический невроз (невроз страха) как часть может входить в другие формы невроза.
— Невроз может оказаться маской для каких-то других заболеваний?
Да. Например, под невроз может «маскироваться» психотическое расстройство.
— Все мы родом из детства. А если это так, означает ли это, что психологические и психиатрические недуги у детей формируют родители? Атмосфера в семье и родительское воспитание могут послужить пусковым фактором в развитии невроза у детей?
Да. Дело в том, что тип воспитания в семье во многом определяет развитие личности ребенка. Чрезмерная опека или неприятие, авторитаризм или гиперсоциализирующее воспитание — эти и другие моменты способны оказывать влияние на ребенка, на его темперамент, и могут быть своего рода факторами, провоцирующими развитие невроза.
Читайте материал по теме: Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер?
Вместе с тем не следует абсолютизировать влияние семьи. Существуют, разумеется, и другие причины формирования невротического расстройства. Сколько детей, испуганных собакой, начнут заикаться? Безусловно, далеко не все. И таких примеров можно привести много. Имеют значение и определенная «биологическая» почва — предрасположенность, сила психотравмирующего фактора и т.д.
— Причины неврозов у детей дошкольного и школьного возраста различаются или они одинаковые?
В целом причина одна — психотравмирующий фактор. Какие-то из них будут общими для детей любого возраста, другие будут отличаться.
Например, у школьника несоизмеримо более высокие умственные нагрузки, ожидания от него, необходимость развивать чувство ответственности. В какой-то степени такие общие моменты существуют и в дошкольном периоде, но они не столь интенсивны.
— Кто из детей находится в группе риска по развитию невроза?
Дети с наследственной предрасположенностью. В частности, тики на пустом месте не возникают. При опросе родителей такого ребенка может выявиться, например, тревожность у мамы.
Следующий момент — проблемы в сфере взаимоотношений между родителями.
Определенный фон для возможной невротизации может создать стиль или модель поведения родителей. Например, если мама отличается повышенной тревожностью, то она может «передаваться» и ребенку.
Появлению невротического расстройства могут способствовать ошибки в воспитании.
— Врач какой специальности занимается лечением неврозов у детей?
Невролог, психиатр, психотерапевт, педиатр.
— Невроз обязательно требует лечения или достаточно убрать провоцирующие факторы и создать ребёнку спокойную атмосферу?
Лечение невроза у детей не обязательно медикаментозное. В любом случае? требуется психологическая работа с ребенком и его родителями, чтобы выяснить провоцирующие моменты, психотравмирующий фактор и т.д. Часто такой работы бывает достаточно, чтобы устранить проблему.
В некоторых случаях используются лекарственные средства. Схема лечения всегда определяется врачом.
— Что главное при лечении невроза? Как родители и ближайшее окружение могут помочь своему ребёнку справиться с заболеванием?
Необходимо выяснить причину невротизации. Очень важно родителям участвовать в лечебном процессе. Рекомендуется работа с психологом, который разберется в возможных проблемах внутри семьи и даст соответствующие рекомендации.
— В чём заключается профилактика невроза у детей?
В первую очередь это гармонизация семейных взаимоотношений. Легко сказать – трудно сделать. Поэтому необходимо пояснение.
Важно придерживаться общих принципов воспитания для всей семьи (единство запретов, требований, реакции на различные поступки ребенка).
Обсуждать «что такое хорошо» и «что такое плохо». Недостаточно просто запрещать — важно уметь аргументированно показать, почему. Делать это можно уже с 3-х лет.
Читать сказки с положительным нравственным содержанием. Хорошо разыгрывать соответствующие ситуации (в том числе и с использованием игрушек), разъясняя по ходу, что и почему допустимо или запрещается.
Больше наших статей каждый день в социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники
Родителям необходимо грамотно общаться с ребенком. Негативное влияние может оказывать авторитаризм. В идеале оптимален демократичный, партнерский стиль отношений. Важно уметь слушать ребенка, понимать его и помогать ему понимать самого себя. Например, если ребенок плачет, правильно будет не спросить его «Почему ты плачешь?», а сказать «Я знаю, что ты расстроен. Скажи мне почему».
В процессе общения важно формировать контакт «глаза в глаза» с ребенком, по возможности располагаться на уровне его роста: присаживаться на корточки или сажать ребенка повыше. Следует помнить, что партнерство — не синоним вседозволенности, а уважительное отношение к ребенку.
Необходимо грамотно дозировать интеллектуальную и физическую нагрузку. Нередко невроз развивается из-за ее несоответствия реальным возможностям ребенка. Школа с ее количеством уроков, плюс несколько кружков с необходимостью успевать везде вполне могут стать фактором, провоцирующим развитие невроза. Подобная ситуация может наблюдаться и в период подготовки ребенка к школе.
Читайте материал по теме: Что делать, если у ребёнка болит живот?
Большое значение имеет работа родителей над собой. Показано, что у тревожных родителей — тревожные дети. Если родитель знает о своей повышенной тревожности, страхах, нужно работать с данной проблемой — самостоятельно или с помощью специалиста. Здесь работает принцип «Воспитывай себя, поскольку ребенок будет похож на тебя».
Другие материалы по темам:
Виноваты ли жабы? Почему появляются бородавки у детей?
Непривитые дети – самые здоровые?
Сказкотерапия детских проблем. Боязнь стоматолога
Для справки:
Сычева Анна Георгиевна
В 1981 году окончила педиатрический факультет Астраханского государственного медицинского института (сегодня — Астраханский государственный медицинский университет).
С 1981 по 1982 годы проходила интернатуру в I-Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова по специальности «Педиатрия».
В 1995 году прошла профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии по специальности «Неврология».
В настоящее время занимает должность врача-невролога в «Клиника Эксперт Тула». Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74
Шерешевская Кристина Юрьевна
В 2010 году окончила факультет педагогики и психологи Орловского государственного университета по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а в 2016 году — аспирантуру по специальности «Педагогическая психология».
В 2017 году завершила курс обучения в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии».
Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог, кандидат психологических наук.
тревожных и невротических детей: что не так? Что делать?
Еще один мальчик слишком много кричит и пытается привлечь всеобщее внимание громкой клоунадой. Посмотрите на эту девушку за столом. Она всем нравится, улыбается людям и старается петь все песни. Все хорошо, но мама ведет девочку в ванную и держит в руках лишние ручки.
Что общего у всех этих детей? Они умны, о них хорошо заботятся, так почему же они «невротики»?
Что стоит за этими детьми с заиканием, тиками, энурезом (ночное недержание мочи во сне), истериками и неадекватными отношениями со сверстниками? У них какое-то тревожное расстройство. Но почему и чего они боятся? Если вести их к педиатру, врачи обычно не находят ничего органического и никакой конкретной медицинской патологии. Психотропные препараты тоже не выход, поэтому растерянные родители ведут ребенка к психологам, но длительные разговоры обычно ничего не меняют и даже не закрепляют в сознании ребенка чувство неадекватности.
Многие дети пережили разного рода травмирующие события, такие как развод родителей. Но почему у одних детей не было эмоциональной травмы, а у других был эмоциональный срыв? Сейчас хорошо известно, что общий способ реакции человека на жизненные события (темперамент) мог быть «задан» очень рано, чуть ли не в младенчестве.
В то время многие медицинские (например, хронический отит, дефицит кислорода) и экологические (материнские проблемы, громкие драки в семье) проблемы могли негативно сказаться на темпераменте. Эта тревога «людей», а позже и жизни вообще будет восприниматься этими лицами как угрожающая.
Можно ли изменить эту «реакцию тревоги»? Ответ: «Да», но до определенного момента. Один из лучших способов — приблизить этих детей к животным. Для некоторых детей это маленькие животные, более агрессивные дети «созревают», играя и заботясь о крупных животных. Другая техника, и очень успешная, — это терапевтический кукольный театр, а для третьей группы детей ответом являются лекарства.
Не следует забывать, что настоящими пациентами являются сами родители. В своих попытках помочь ребенку одни родители становятся слишком покровительственными, другие пытаются вообще отрицать наличие у своих детей проблем. Ни один из подходов не приносит пользы.
Семейная терапия – один из самых эффективных подходов. Общее тревожное расстройство и социальная тревожность очень успешно лечатся в терапевтическом театре, где дети учатся играть смелых личностей. Известно, что игры с животными помогают социализации.
Тревожность имеет физиологическую подоплеку и в некоторых случаях при разной степени тревожности лекарств бояться не следует. Чтобы избежать побочных эффектов, родители должны обсудить с врачом, что, когда и для чего предназначено каждое лекарство и как долго может длиться курс.
Чем раньше начать коррекцию или лечение, тем лучше прогноз успешной адаптации ребенка к реальной жизни.
Неврозы и дети | Сельма Фрайберг
Проблема предсказания развития ребенка была однажды поставлена кратко восьмилетней пациенткой, которую я знал. В начале лечения у нее сложилось впечатление, что аналитик — это гадалка, и она очень не хотела отказываться от своего безвкусного видения ради мирской истины, которой я ее научил. Несколько месяцев спустя мне пришлось спросить ее: «Ты все еще думаешь, что я гадалка?» «Нет, — сказала она, — теперь я знаю лучше. Вы можете погадать в обратном направлении, но не в прямом».
Прогнозирование в психоаналитическом исследовании ребенка — одна из ряда клинических и теоретических проблем, которые Анна Фрейд поднимает в своей новой книге. Доктор Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, является выдающимся детским психоаналитиком, и ее вклад в психоаналитическую теорию считается одним из самых оригинальных и далеко идущих в наше время. В этой работе она применяет свое обширное критическое исследование в клинике Хэмпстед в Лондоне к обсуждению нормальности и патологии в детстве. Эти проблемы, представляющие интерес главным образом для клиницистов, связаны с некоторыми из наиболее интересных проблем современной теории психоанализа. Несмотря на значительные достижения психоаналитической детской психологии, эту книгу можно читать как трезвое изложение еще существующих неизвестных и неопределенностей, свидетельствующих о сложности личности даже на стадиях ее формирования и о разнообразии адаптивных решений конфликтов. которые проявляются на протяжении всего развития ребенка.
Аналитик может, как заметил восьмилетний ребенок, предсказывать будущее в обратном порядке. В случае взрослого невротического пациента аналитический метод может привести к реконструкции забытого прошлого, которое Фрейд сравнивал с археологическим исследованием. Значимые переживания прошлого раскрываются через их остатки в личности, сохраняемые вытеснением, которое, как неуклюжий фальсификатор, стирает поверхность и замазывает, но отмечает то место, где первоначальный текст погребен, но остается нетронутым. Раскрытие работы вытеснения вывело Фрейда за пределы невроза взрослых, с которым он впервые столкнулся. Нити вели назад во времени, в детство. В каждом случае болезнь рассказывала историю более раннего расстройства, детского варианта невроза взрослых. Именно таким образом Фрейд открыл необычайную силу детских желаний.
Открытие детского прототипа невроза взрослых привнесло новые измерения в изучение неврозов и в то же время поставило проблемы, которые до сих пор не были решены психоаналитическими исследованиями. Ведь детские конфликты невротических пациентов ничем не отличались от конфликтов мужчин и женщин, которые не были невротиками. Ночные страхи и боязни животных, ритуалы, призванные отогнать опасности, страхи увечья и уничтожения были среди обычных переживаний детства. Были, оказывается, типичные конфликты и даже типичные симптомы в ходе развития ребенка. Если эти конфликты были повсеместными, что составляло «нормальность» в детстве и что составляло «патологию»? Какие факторы детского развития способствовали разрешению конфликтов и страховке от взрослых неврозов? Какие факторы подготовили почву для развития невроза у взрослых? Можно ли по детскому неврозу предсказать форму или тип невроза в дальнейшей жизни?
Это проблемы, которые Анна Фрейд исследует в своей текущей работе. Исследованиям такого рода в значительной степени способствовало развитие психоаналитической психологии эго, в которую сама Анна Фрейд внесла большие дары, среди которых заметную ясность. До двадцатых годов психоанализ был главным образом психологией «влечений»; его теория детского развития была построена в рамках влечений и их превратностей. В ранних теориях подразумевалась человеческая среда, которая придавала форму и цель биологическим тенденциям, но взаимные отношения между ребенком и его потребностями и человеческими партнерами, которые удовлетворяли эти потребности, рассматривались только в общем смысле. «Эго» также подразумевалось в более ранней теории, в идее контроля и модификации влечений посредством процессов, тесно связанных с сознанием. Но концепция психической организации, которая регулирует внутренние потребности в соответствии с требованиями объективных условий, и понятие моральной деятельности внутри личности не возникало до 20-х годов, когда сам Фрейд сделал гибкий поворот в своей теории неврозов.
Реклама
Большая часть деятельности современного психоанализа сосредоточена на изучении эго и проблем адаптации. Но следует провести четкое различие между психоаналитической эго-психологией Анны Фрейд и эго-психологией Фромма, Хорни и Салливана, которые утратили связь с психоанализом. Эго-психология Анны Фрейд и современного психоанализа в целом прочно базируется на психоаналитической теории и следует тенденциям, которые сам Фрейд установил в двадцатые годы. Здесь концепция эго неразрывно связана с теорией влечений; эго питается влечениями и на стадиях своего формирования постепенно дифференцируется по мере того, как оно дистанцируется от биологической потребности и принимает на себя «регуляцию влечений» как одну из своих исполнительных функций на протяжении всей жизни. Психоаналитическая эго-психология имеет общее с другими психологиями внимание к отношениям эго к внешнему миру и к проблемам адаптации; но адаптации, с психоаналитической точки зрения, придается сложность и размерность за счет учета роли влечений, внутренних психических процессов и императивов совести. В отличие от других психологий эго, это не психология приспособления. Он предоставляет широкий диапазон понятий здоровья и нормальности — возможно, потому, что это психология, которая наиболее близка сновидениям.
С этой точки зрения конфликт в детстве является неизбежным условием роста и развития; Анна Фрейд показывает, что нелегко судить о заштрихованной области, где конфликт перешел в область патологии. Каждая из стадий детского развития вызывает типичные конфликты и даже преходящие симптомы, не имеющие сами по себе болезненного значения. В широком диапазоне развития, который называется «нормальным», конфликт, регрессия, симптомы, перевернутые половые цели и садистское поведение могут проявляться в тот или иной момент, но сами по себе не имеют прогностического значения для последующего невроза. Как правило, эти проявления выпадают в ходе поступательного развития личности ребенка: говоря обывательским языком, они «перерастают». Но этот процесс для психоаналитического наблюдателя бесконечно сложен. Ибо, хотя в развитии есть сильные потоки, которые несут личность вперед, «решение проблем» осуществляется эго, и даже незрелая организация детского эго обычно обладает адаптивными механизмами и способами, которые будут работать для разрешения конфликта.
Наиболее надежные критерии оценки нормального или патологического развития ребенка, согласно обширному каталогу Анны Фрейд, получены на основе изучения детского эго. Что касается беспокойства, она указывает:
Не наличие или отсутствие, качество или даже количество беспокойства позволяют предсказывать будущее психическое здоровье или болезнь; в этом отношении важна только способность эго справляться с тревогой.
Ребенок, который может активно справляться с опасностью посредством игры, интеллектуального понимания или соответствующей агрессивной реакции, вероятно, будет ребенком, который может обойтись без патологических защитных механизмов и невротических симптомов. Ребенок, который может справляться с фрустрацией, находя заменители и альтернативы желаниям, которые не могут быть удовлетворены, то есть демонстрирующий способность к сублимации, обладает ценной защитой для своего будущего развития. Таким образом, будущее здоровье или болезнь ребенка определяется не наличием конфликта или симптомов, а скорее способностью эго к адаптивному разрешению конфликта.
Болезнь у ребенка приводит к ограничению и даже параличу методов решения проблем, которые обычно служат эго в борьбе с опасностью. Эго, беспомощное перед лицом всепоглощающей тревоги, может затем прибегнуть к защитным мерам против самой тревоги, чтобы не дать ей прорваться в сознание. Сам первоначальный конфликт подвергается вытеснению и может проявляться в искаженной форме через симптомы. Тем не менее, тяжесть болезни не может быть оценена даже в этом случае без других критериев в случае ребенка. В детстве наблюдаются прогрессивные течения в развитии, которые несут личность вперед. Тяжелое заболевание у ребенка блокирует развитие в жизненно важных областях и даже обращает вспять модели развития, так что может произойти серьезная регрессия в поведении и интеллектуальном функционировании. Всеми этими способами эго показывает клиницисту нарушение способности к адаптации, которое находится за пределами самоисцеления.
Но теперь вернемся к вопросам, которые поднимает эта книга: какова связь между детским неврозом и неврозом взрослого? Если будет продемонстрировано, что каждый взрослый невроз является позднейшей версией детского невроза, то будет ли каждый детский невроз первой версией взрослого невроза? Можем ли мы предсказать, что пятилетний мальчик с тяжелой фобией собак станет взрослым, страдающим агорафобией или клаустрофобией? Если семилетний мальчик переодевается в одежду для девочек и предпочитает игру в куклы играм мальчиков, может ли он стать гомосексуалистом в более позднем возрасте?
Реклама
Здесь Анна Фрейд решительно предостерегает от предсказаний. Иллюстрация из ее обсуждения гомосексуализма может продемонстрировать сложность проблемы. Взрослый мужчина-гомосексуал пассивного, женственного типа характеризуется сильной привязанностью к матери, отвращением к половым сношениям с женщинами и сексуальной активностью с мужчинами, которых ищут за их грубо-мужские качества (большая мышечная сила, размер тела). гениталии и др.). Читая анализ взрослого гомосексуалиста в обратном направлении, можно обнаружить в детстве сильную привязанность к матери в младенчестве и раннем детстве, отвращение к женским гениталиям, приобретенное травматически в раннем периоде, и очарование — нечто близкое к рабству — пенис отца или другого взрослого мужчины.
Тем не менее, каждая из этих характеристик детского опыта взрослого гомосексуалиста может быть обнаружена в нормальном развитии мальчика. Привязанность к матери в младенчестве и раннем детстве является неизбежным и необходимым следствием питающей и оберегающей заботы матери. Мать — это первая любовь для каждого мальчика, а позже, в эдипальной фазе, эта любовь становится центральной проблемой в конфликтах этого периода. Самыми ранними реакциями мальчика на вид женских гениталий обычно являются удивление, недоверие, шок. Трепет и зависть к пенису зрелого мужчины — обычные реакции в детстве. Заметное предпочтение исключительного общества мужчин и пренебрежительное отношение к женщинам характерно для мальчика предподросткового возраста. Сексуальные игры среди мальчиков являются обычным явлением в этот же период. Ни один из этих элементов ретроспективной истории взрослого гомосексуалиста не может быть использован для предсказания будущей гомосексуальности ребенка.
Но существуют следующие различия между историей развития мужчины, достигшего гетеросексуальности, и историей мужчины-гомосексуалиста: В нормальном развитии эти характеристики проявляются как остановки на пути развития. Биологическая тенденция движется вперед, к генитальному первенству и гетеросексуальности. Обычно окружающая среда обеспечивает стимулы для развертывания последовательности созревания. Но в случае с гомосексуалистом возникли препятствия для развития; половое развитие осталось зафиксированным на одной из инфантильных стадий. И именно здесь, отмечает Анна Фрейд, мы все еще ищем ответы.
Согласно имеющимся данным, существует множество детерминант, в которых внутренние мотивы и внешние факторы усиливают друг друга в результате этих проблем развития. Безусловно, мотивы родителей — часто бессознательные мотивы — должны иметь большое значение в процессе содействия или препятствия мужскому развитию мальчика. Такие факторы, как обесценивание матерью мужественности и поощрение ею эротических связей сына с ней, могут обеспечить климат для идентификации мальчика с женственностью. Отсутствие отца или неспособность отца предоставить мужскую модель для идентификации могут быть факторами, препятствующими благоприятному мужскому развитию. Однако сами по себе эти факторы не будут определять гомосексуальность в более позднем возрасте. Они могут вызывать конфликты между мужчиной и женщиной внутри личности, и эти конфликты могут вызывать невроз, но невроз не обязательно должен приводить к урегулированию в пользу гомосексуализма.
Повернуться против биологического «я», отказаться от гениталий — это акт жертвоприношения. Жертва мужественности совершается не только из любви, но и из страха. Это делается, когда эго беззащитно перед большой и ужасной опасностью; отказом от генитальности, если это упраздняет конфликт. Но когда происходит отречение? Это происходит, когда шестилетняя девочка играет девочку? Когда десятилетний играет в тайные игры с другим мальчиком? Анна Фрейд говорит, что до половой зрелости нет времени, чтобы можно было использовать термин «гомосексуал». То есть до тех пор, пока не достигнута биологическая зрелость, нельзя сказать, что сексуальная организация имеет генитальные цели. Стадии «становления» в детстве колеблются между гетеросексуальной и гомосексуальной позициями, и мы не можем знать, какие факторы окажутся решающими для последующей сексуальной организации. Таким образом, шестилетняя девочка, играющая девочку, не склонна к гомосексуализму. Он только говорит нам, что у него есть конфликты относительно его мужественности. Есть много альтернатив гомосексуализму, которые остаются открытыми в ходе развития. Эго может успешно защищаться от женских тенденций. Или он может переработать конфликты между мужчиной и женщиной в форме успешной сублимации. Или, фактически, конфликты между мужчиной и женщиной могут сохраняться во взрослой жизни и все же не допускают гомосексуального решения.
Именно потому, что в детстве развитие протекает подвижно, предсказание создает такие проблемы. И хотя некоторые элементы личности в детстве обладают относительной устойчивостью, сам процесс взросления изменяет ранее существовавшие закономерности. Импульс самих влечений может привести к сдвигам в позиции либидо, может разрушить ранее установленные паттерны и создать новые, что мы наиболее ясно видим на примере личности подростка. Бывают и случайные события, такие как несчастные случаи, соблазнения, смерть любимого человека, которые могут вызвать резкий сдвиг в организации личности и вообще не могут быть заложены в расчет.