Науки смежные с психологией: 📖 § 8. Психология и смежные науки. Введение в психологию. Гальперин П. Я. Страница 17. Читать онлайн
📖 § 8. Психология и смежные науки. Введение в психологию. Гальперин П. Я. Страница 17. Читать онлайн
§ 8. Психология и смежные науки
Ориентировочная деятельность представляет собой реальный процесс, в котором тоже имеется много сторон ив отношении которого можно снова повторить вопрос: что же в ней самой составляет предмет психологии Этот вопрос становится особенно настоятельным, когда ориентировочная деятельность выступает в материальной форме как самостоятельный участок внешней деятельности, предшествующий исполнению.
Мне приходилось видеть великолепную демонстрацию А. В. Дуровой процесса обучения лисы умению проходить по узенькой дощечке, по средней линии которой был прочно установлен ряд вертикальных стержней. Чтобы пройти по такой доске, лиса должна была делать быстрые извивающиеся движения туловища, проходя между этими вертикальными прутьями с одной стороны доски на другую. Когда лиса впервые пытается сделать шаг с широкой тумбы на эту дощечку, она осторожно поднимает и ставит переднюю лапу на дощечку, сначала чуть касаясь ее, а затем отдельными толчками усиливая нажим на доску. Так лиса пробует устойчивость доски и, только убедившись, что доска лежит прочно, переносит на эту ногу тяжесть передней половины тела. Таким образом, первое опробование доски внешне представляет собой как бы шаг, однако совершаемый еще не полностью, шаг, назначение которого — обследовать устойчивость опоры (доски). Этот шаг есть, собственно, ориентировочное движение, функция которого вначале — не передвижение, а только выяснение возможности совершить такое передвижение.
А. В. Запорожец рассказывал мне, что во время путешествия по Горному Алтаю, когда приходилось пробираться на лошадях через опасные горные осыпи, проводник давал команду: «Бросить поводья» Лошади, предоставленные своему большому опыту переходов по таким опасным местам, начинали двигаться очень характерным образом: они ставили сначала одну переднюю ногу очень осторожно, затем слегка нажимали на нее, затем нажимали сильнее, но еще не передвигая туловища, только убедившись в прочности опоры, лошадь переносила на эту ногу тяжесть туловища и совершала очередной шаг. В этих случаях лошади, как и лиса при описанной дрессировке, совершали движение, которое внешне похоже на элемент походки, передвижения, но движение это задержанное, осторожное и сначала имеющее своим назначением не перемещение тела, а выяснение того, насколько опора может его выдержать.
В этих случаях мы имеем наглядные примеры ориентировочно-исследовательских действий материального, физического порядка, действий, которые явственно имеют назначение выяснить свойства объектов предстоящего исполнительного движения. При такой форме ориентировочного действия в нем явственно выступает много разных сторон, и в отношении его становится законным вопрос: что же в этом действии составляет предмет психологии Однако и здесь совершенно отчетливо на передний план выступает назначение такого ориентировочного действия: выяснить интересующее свойство объекта. Конечно, это действие осуществляется с помощью ряда биомеханических, физиологических механизмов; в нем, несомненно, участвует прошлый опыт животного; в нем можно выделить и много других, может быть, не столь важных, но все-таки наличных «сторон». Но также очевидно, что все эти «стороны» были бы не нужны, если бы не было главного, чему все они служат и чего заменить не могут, — выяснения интересующего свойства объекта, в данном случае — устойчивости опоры. А мера ее устойчивости — это не просто условный раздражитель последующей реакции; таким раздражителем устойчивость должна еще стать. Опора и в дальнейшем сохраняет опасную неустойчивость, все время животное должно настороженно следить, чтобы «в случае чего» компенсирующее действие отвечало особенностям обстановки. А это требует ориентировки в плане психического отражения, образа, что и составляет в этом поведении предмет психологического исследования. В этих случаях материальное действие называется ориентировочным по господствующей и выражаемой в нем активной ориентировке животного.
Рассматривая проблему в более общей форме, можно сказать, что с того момента, когда возникают живые существа, а с ними и функции самосохранения, самообеспечения, самовоспроизведения, для всех этих функций выделяются сначала функциональные структуры, которые затем превращаются в органеллы и, далее, в органы и целые системы. Каждый такой орган имеет главное назначение, основную функцию, которую он обеспечивает. Например, для сердца такой функцией является начальный и основной толчок к движению крови по сосудам тела. Но для того, чтобы сердце могло выполнить эту работу, оно должно обладать определенным строением и обеспечиваться рядом других систем: системой его собственного кровоснабжения, системой нервной регуляции его деятельности и т. д. Каждая из этих систем необходима для того, чтобы сердце могло нормально работать. Но все эти системы, так же как их функции, являются вспомогательными по отношению к основной функции сердца как органа системы кровообращения. То же самое относится к мозгу. Это центральная станция по управлению как внутренними процессами организма, так и его реакциями во внешней среде и, наконец, по связи между обеими этими системами. Но все-таки главная задача мозга и его основная функция — это управление реакциями во внешней среде. Чтобы мозг мог успешно выполнить эту задачу, он должен располагать и обильной системой кровоснабжения, и механизмами для отвода отработанных жидкостей и регуляции своей собственной деятельности, которые предохраняли бы его от истощения и обеспечивали восстановление истраченных ресурсов и т. д. Но все это нужно для того и оправдывается тем, что мозг выполняет свое основное назначение — центральной станции управления реакциями организма во внешней среде 73.
73 Конечно, не только вспомогательные функции обслуживают главную функцию, но в свою очередь эта главная функция обслуживает вспомогательные, предъявляя к ним требования и задания, которые во всякой кибернетической системе определяют их соотношения и тем самым работу каждой из них.
Таким образом, в отношении каждого организма и каждого процесса в живом организме мы не только имеем право, но даже обязаны выделить его основную функцию и вспомогательные системы, а также их свойства и характеристики, которые позволяют этому органу осуществить его главную функцию. Соответственно этому выделяются и науки, которые изучают разные стороны деятельности органа и которые делятся поэтому на главную науку о нем, о его основной деятельности и другие науки, поставляющие для нее необходимый вспомогательный материал.
Принципиально такое же положение с ориентировочной деятельностью субъекта. Как и во всякой другой его деятельности, независимо от того, является ли она материальной или идеальной, в ней можно различить много разных сторон, и все эти стороны надо учесть, чтобы понять все условия ее выполнения. Тем не менее нужно различать основноесодержание этой деятельности и ее вспомогательные процессы; и хотя для них имеются специальные науки, должна существовать прежде всего наука о главном содержании ориентировочной деятельности, основная наука о ней. Есть наука, которая изучает содержание и строение процесса ориентировки субъекта в разных ситуациях, и есть другие науки, которые изучают различные условия, от которых зависит общая возможность осуществить такую деятельность. Психология является наукой, которая изучает формирование, строение и динамику ориентировочной деятельности, от которых непосредственно зависит ее основное качество. Она есть главная наука об ориентировочной деятельности. Другие стороны этой деятельности исследуются многими науками, которые для психологии являются вспомогательными (поскольку речь идет о том, как субъект ориентируется в различных более или менее трудных условиях поведения).
Соотношение основной задачи деятельности и ее различных условий позволяет ответить на последний из трудных вопросов психологии — об ее отношениях с другими и прежде всего смежными науками. Здесь мы снова должны обратиться к указанию В. И. Ленина, которое дано в заключительной части уже цитированного выступления на «Дискуссии о профсоюзах». Указывая на ошибочность эклектической позиции, которая заключалась в том, что профсоюзы, с одной стороны, школа, с другой стороны, аппарат управления, В. И. Ленин поясняет: «Неправильность состоит в непонимании того, что… не «с одной стороны, школа, с другой — нечто иное», а со всех сторон, при данном споре, при данной постановке вопроса… профсоюзы суть школа, школа объединения, школа солидарности, школа защиты своих интересов, школа хозяйничанья, школа управления» И. Полн. собр. соч. Т42. С. 291.»>74.
74 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т42. С. 291.
Это замечательное разъяснение Ленина служит путеводной нитью и в решении вопроса об отношениях психологии с другими науками, изучающими тот же самый процесс ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Все эти науки доставляют психологии сведения о разных условиях, 8 которых совершается ориентировочная деятельность.
Условия и законы нормальной или патологически измененной высшей нервной деятельности говорят о том, что делает возможным правильное выполнение ориентировочной деятельности или обусловливает ее нарушения. Конечно, без высшей нервной деятельности ориентировочная деятельность субъекта была бы вообще невозможна, но процессы и законы высшей нервной деятельности не раскрывают строения и динамики самой ориентировки субъекта в ситуации, не объясняют того, сак будет происходить и какой результат принесет исследование обстановки, оценка ее отдельных частей, выбор 1ути и контроль за исполнением намеченного. Но если пути и, так сказать, внутренние возможности ориентировочной деятельности уже сложились в прошлом опыте, то знание нарушений высшей нервной деятельности дает (важнейшие указания на источник характерных и не всегда легко распознаваемых искажений внешнего поведения. Нужно знать законы высшей нервной деятельности, е нормального и патологического функционирования;ак условия осуществления или нарушения ориентировки субъекта в окружающем. Но повторяем, процессы и законы высшей нервной деятельности не раскрывают условий и законов ориентировочной деятельности в окружающем мире, а значит, и не могут объяснить эту деятельность и ее результаты.
Законы логики, этические нормы имеют значение важнейших образцов, на которые человек ориентируется в различных видах своего поведения. Носами по себе они не действуют и поведения не объясняют; все зависит от того, как усвоены эти логические или этические правила, как они используются в разных ситуациях и на фоне разных интересов субъекта. Логика, этика, кибернетика, эстетика, педагогика — все они разрабатывают, изучают и указывают важнейшие требования, с которыми должен считаться субъект в своей ориентировочной деятельности. Но как он будет с ними считаться, почему так и всегда ли «так, а не иначе», это зависит уже не только от содержания этих наук, но еще больше от того, как будет использовано это содержание, как сложились у данной личности структура и динамика самой ориентировочной деятельности. Даже там, где в поведении субъекта наблюдается как бы автоматическое действие законов логики, этики, эстетики, педагогики и т. д., на самом деле имеет место одна из форм использования этих законов в процессе ориентировки — автоматизированная форма деятельности. Последняя сама должна получить объяснение из условий образования и применения ориентировочной деятельности субъекта, истории его развития.
Особый вопрос — отношение психологии к математике, поскольку математика является формой и орудием всякой науки, достигшей определенного уровня развития. Совершенно очевидно, что для оправданного применения математики в психологии сама психология должна подняться на такой уровень познания своих объектов — процессов ориентировочной деятельности, — на котором открылась бы возможность приложения к ним методов математического исследования. А пока этого нет, попытки математизации психологии опираются или на безответственные аналогии, или на подмену процессов ориентировки ее результатами. Очевидно, такое неправомерное применение математики не может дать положительных результатов и только отвлекает силы на бесплодные попытки. К сожалению, их бесплодность и ошибочность разоблачается практически их непродуктивностью, а такое разоблачение требует более или менее длительного времени.
Итак, в качестве общего заключения нужно сказать, что психология изучает «овсе не всю психику, не все ее «стороны», но вместе с тем и не только психику; психология изучает и поведение, но и в нем — не все его «стороны». Психология изучает деятельность субъекта по решению задач ориентировки в ситуациях на основе их психического отражения. Не «явления сознания* служат ее предметом, но процесс активной ориентировки, в частности, с использованием того, что называется «явлениями сознания»; только эта ориентировочная функция и составляет психологическую сторону «явлений сознания». Психология изучает не поведение, а только активную «ориентировку поведения»; но именно в ориентировке и заключается психологическая сторона поведения.
Процесс ориентировки субъекта в ситуации, которая открывается в психическом отражении, формирование, структура и динамика этой ориентировочной деятельности, определяющие ее качество, характер и возможности, — вот что составляет предмет психологии. Только это, но это во всех формах психической жизни и связанной с ней внешней деятельности, на всех уровнях ее развития. Деятельность, направленная на решение многообразных задач ориентировки, и составляет жизненную роль того, что называется психикой, можно сказать, сущность психики, без которой она, говоря словами великого мыслителя, «не может ни существовать, ни быть представляема» 75.
75 Спиноза Б. Этика. В кн.: Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1957. Ч. 1. с. 372
§ 1. Два типа ситуаций. ситуации, где психика не нужна
Изложенное выше понимание предмета психологии по строено на допущении, что ориентировочная деятельность обязательно включает психические отражения объективного мира. Психические отражения, явления сознания суть нечто такое, что логически нельзя подвергнуть сомнению, так как всякое сомнение в них уже предполагает некое знание о них и тем самым их существование. Но ориентировочная деятельность субъекта — это уже другой вопрос. Субъект не есть «явление сознания»; традиционные психологические направления его отрицают, а вместе с ним отрицается и активная ориентировочная деятельность. Поэтому мы обязаны задать себе вопрос: нельзя ли объяснить поведение без участия психики? Нельзя ли, например, представить себе мозг как в высшей степени совершенную машину, способную не только регулировать свою деятельность, но и строить новыепрограммы для управления поведением в новых ситуациях? Ведь до сих пор сохраняется такое представление, что объективно доказать чужую душевную жизнь совершенно невозможно, что объективно можно установить только различные физические изменения, а они должны получить строго объективное, физиологическое объяснение. На этот вопрос раньше пытались ответить или решительным «да» (имея в виду, что психические процессы могут быть объективно зарегистрированы), или решительным «нет» (если этого сделать нельзя), и тогда вопрос об объективной необходимости психики может быть решен только отрицательно.
На самом деле особенность положения состоит в том, что на этот вопрос нельзя ответить в такой обшей форме. Есть такие ситуации, где психика не нужна, и нет никаких объективных оснований для предположения об ее участии во внешних реакциях организма. Но существуют и другие ситуации, в которых успешность поведения нельзя объяснить иначе, как с учетом ориентировки на основе образа наличной ситуации. И теперь наша задача заключается в том, чтобы выяснить особенности этих ситуаций.
Сначала рассмотрим ситуации, где успешность реакций организма во внешней среде может быть обеспечена и без психики, где она не нужна.
К ним относятся прежде всего такие ситуации, где весь процесс обеспечивается чисто физиологическим взаимодействием с внешней средой, например, внешнее дыхание, теплорегуляция, с определенного момента — поглощение пищи и т. п. Рассмотрим, несколько упрощая и схематизируя, процесс внешнего дыхания у человека. В нормальных условиях он осуществляется таким образом, что определенная степень насыщения крови углекислотой иобеднения ее кислородом являются раздражителями дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозгу. Получив такие раздражения, этот дыхательный центр посылает сигналы к дыхательным мышцам, которые, сокращаясь, расширяют грудную клетку. Тогда между внутренней поверхностью грудной полости и наружной поверхностью легких образуется полость с отрицательным давлением, и наружный воздух проникает в легкие. В нормальных условиях этот воздух содержит достаточный процент кислорода, который в альвеолах легочной ткани вступает во взаимодействие с гемоглобином красных кровяных шариков, и организм получает очередную порцию необходимого ему кислорода. Если содержание кислорода в наружном воздухе уменьшается, дыхание автоматически учащается. Все части этого процесса так прилажены друг к другу, что в нормальных условиях полезный результат обеспечен: если грудная полость расширилась, то внешнее давление воздуха протолкнет его порцию в альвеолы легких, и если в этом воздухе содержится достаточное количество кислорода, что обычно имеет место, то неизбежным образом произойдет и обновление его запасов в крови. Здесь вмешательство психики было бы из лишним и нарушало бы этот слаженный, автоматически действующий механизм.
Собственно, тоже самое, только другими средствами, имеет место и в механизме теплорегуляции, благодаря которому избыток теплоты выделяется из тела с помощью расширения поверхностных сосудов кожи, учащенного дыхания и потоотделения. Если температура внешней среды понижается и организм заинтересован в сохранении вырабатываемой им теплоты, то происходят обратные изменения: просвет кожных сосудов суживается(кожа бледнеет), выделение пота уменьшается или совсем прекращается, отдача тепла дыханием тоже снижается. Здесь, до известных пределов, взаимодействие организма с внешней средой налажено так, что не нуждается ни в каком дополнительном вмешательстве.
К такого рода ситуациям, где психика явно не нужна, относятся не только эти и многие другие физиологические процессы, но и множество реакций, которые нередко рассматриваются как акты поведения. Эти реакции наблюдаются у некоторых, так называемых насекомоядных растений, у животных, у которых они часто получают название инстинктов. Из такого рода актов у растений можно напомнить о «поведении» листа мухоловки. Лист мухоловки имеет по периферии ряд тонких отростков с легкими утолщениями на конце. На этих утолщениях выделяются блестящие капельки клейкой жидкости. Как только насекомое, привлеченное этой капелькой, коснется ее и, увязнув, начнет делать попытки освободиться, этот «палец» (отросток) быстро загибается к середине листа, на него загибаются и остальные «пальцы», так что насекомое оказывается в ловушке, из которой оно уже не может вырваться. Тогда лист начинает выделять пищеварительный сок, под влиянием которого насекомое переваривается, а его пищевые вещества усваиваются растением; когда из листа больше не поступает питательный сок, лист снова расправляется, пустая роговая (хитиновая) оболочка насекомого быстро высыхает, сдувается ветром и лист снова готов к очередной «охоте». В этом случае все звенья процесса подогнаны так, что не нуждаются ни в какой дополнительной регуляции. Правда, бывает, что насекомое оторвется от клейкой капельки, но это случается не так уж часто, и в большинстве случаев механизм вполне себя оправдывает.
Широко известен пример инстинктивного действия, которое производитличинка одного насекомого, называемого «муравьиный лев». Вылупившись из яичка, эта личинка ползет на муравьиную дорожку, привлекаемая сильным запахом муравьиной кислоты. На этой дорожке она выбирает сухой песчаный участок, в котором выкапывает воронку с довольно крутыми склонами. Сама личинка зарывается в глубину этой воронки, так что снаружи на дне воронки остается только ее голова с мощными челюстями. Как только муравей, бегущий по этой тропке, подойдет к краям воронки и, обследуя ее, чуть-чуть наклонится над ее краями, с них начинают сыпаться песчинки, которые падают на голову муравьиного льва. Тогда муравьиный лев сильным движением головы выбрасывает струю песка в ту сторону, откуда на него посыпались песчинки, и сбивает неосторожного муравья. А он, падая в воронку, естественно, попадает на челюсти, они захлопываются и муравьиный лев высасывает свою жертву, И в этом случае все части процесса так подогнаны друг к другу, что каждое звено вызывает последующее, и никакое вмешательство, которое регулировало бы этот процесс, уже не требуется. Правда, и здесь возможны случаи, когда муравей не будет сбит песочным «выстрелом» и успеет отойти от края воронки; но других муравьев постигнет печальная участь. В большинстве случаев — а этого для жизни и развития муравьиногольвадостаточно — весь процесс заканчивается полезным для него результатом.
Каждый шаг сложного поведения муравьиного льва — его движение к муравьиной дорожке, выбор на ней сухого песчаного места, рытье воронки, зарывание в глубине воронки и затем «охота>> на муравьев — имеет строго определенный раздражитель, который вызывает строго
определенную реакцию; все это происходит в таких условиях, что в большинстве случаев реакция не может оказаться неуспешной. Все действия и результаты этих действий подогнаны друг к другу, поэтому никакого дополнительного вмешательства для обеспечения их успешности не требуется. Здесь предположение о дополнительном психическом процессе было бы совершенно излишним.
Рассмотрим кратко еще два примера поведения, в которых тоже нет необходимости предполагать участие психики. Первый из них — поведение птенцов грачей, которое было хорошо проанализировано со стороны его рефлекторного механизма.
Характерная реакция птенцов грачей на подлет родителей с новой порцией пищи вызывается тремя разными раздражителями: один из них — низкий звук «кра-кра», который издают подлетающие к гнезду старшие птицы; второй — одностороннее обдувание птенцов, вызываемое движением крыльев подлетающих родителей, и третий — боковое покачивание гнезда, вызываемое посадкой птиц-родителей на край гнезда. Каждый из этих раздражителей можно воспроизвести искусственно и каждый из них в отдельности вызывает характерную реакцию птенцов: они выбрасывают прямо вверх шею и голову, широко раскрывают клювы, в которые родители кладут принесенную пищу. Совместное действие этих трех раздражителей, естественно, вызывает усиленную реакцию птенцов. Понятно, что для выполнения такой реакции не требуется ничего, кроме готового врожденного механизма и указанных внешних раздражителей; здесь участие психологического фактора было бы тоже совершенно излишним.
Последний пример: прыжок лягушки за мухой. Этот прыжок вызывается зрительным раздражением от «танцующей» мошки (проделывающей беспорядочные движения на очень ограниченном участке пространства). Когда раздражение от таким образом движущегося предмета падает на глаз лягушки, она подбирается к этому предмету на расстояние прыжка, поворачивая голову, устанавливает направление на этот предмет и совершает прыжок на него с раскрытым ртом. Как правило, т. е. в подавляющем большинстве случаев, лягушка таким способом захватывает добычу. Но оказывается, что аналогичным образом лягушка прыгает и на мелкие колеблющиеся на паутинке кусочки мусора, и тот же самый механизм делает ее добычей змеи. Охота змеи за лягушкой происходит так, что, заметив лягушку, змея поднимает голову, раскрывает пасть, высовывает свой раздвоенный язычок и начинает им шевелить. Это движение язычка действует на лягушку, как описанный выше раздражитель, лягушка прыгает на язычок как на мошку и, таким образом, сама бросается в пасть змеи; рассказы о гипнотизирующем взгляде змеи — это не более чем устрашающие сказки, которые рассказывают люди. На самом деле змея действует на лягушку не своим взглядом, а движением язычка, которое для лягушки не отличается от движения мошки 76. И в этом случае имеется определенный раздражитель, вызывающий действие готового механизма, и все происходит настолько слаженно, что в подавляющем большинстве случаев приносит полезный (для змеи) результат. Никакого дополнительного вмешательства для успешного выполнения этой реакции здесь не требуется.
76 Журавлев Г. Е. О «гипнотическом» взгляде змей. Вопросы психологии. 1969. № 5.
Если сопоставить все случаи, где психика явно не нужна, то можно выделить такие общие характеристики этихситуаций: во-первых, условия существования животного имеются на месте; во-вторых, эти условия действуют на животное как раздражители готового, наличного в организме механизма, а этот механизм производит нужную в данном случае реакцию. Конечно, предполагается, что этот механизм приводится в состояние активности, готовности к реакции на характерный раздражитель внутренним состоянием, потребностью организма. Если такой потребности нет, например, если лягушка сыта, то внешний раздражитель, действуя на животное, характерную реакцию не вызывает. Но когда такая потребность возникает, то создастся такое положение: налицо внешний объект, удовлетворяющий потребность и в то же время являющийся раздражителем механизма полезной в этом случае реакции, а этот механизм приведен (потребностью) в состояние готовности и способен произвести нужную реакцию.
И, в-третьих, самое важное условие заключается в том, что в этих случаях соотношение между действующим органом и объектом воздействия обеспечено настолько, что по меньшей мере в большинстве случаев, т. е. практически достаточно часто, реакция оказывается успешной и приносит полезный результат. В нормальных условиях, если животное производит вдох, оно не может не получить очередную порцию кислорода; если муравей заглядывает за края воронки, то с ее края начинают сыпаться песчинки, которые скатываются на голову муравьиного льва, вызывают направленное раздражение, на которое муравьиный лев отвечает выбросом порции песка в том же направлении, а сбитый с края воронки муравей скатывается по крутой стенке воронки прямо на голову муравьиного льва в его раскрытые челюсти. Птенцам грачадостаточно вытянуть шею и раскрыть клюв, чтобы получить очередную порцию пищи от своих родителей; лягушке достаточно прыгнуть на мошку, чтобы заполучить эту порцию корма, и т. д.
Во всех этих случаях готовый механизм производит такую реакцию, которая обеспечивает успешный захват объекта. При такой слаженности отношений между организмом и условиями его существования нет никакой необходимости предполагать участие психики в этом процессе — она ничего не прибавила бы, ничему не помогла, онабылабыизлишним, практически не оправданным участником этого процесса. Во всех подобных ситуациях психика не нужна. Реакции животных могут быть очень сложными и целесообразными, могут даже казаться целенаправленными, но на самом деле такими не являются «>77.
77 Такая слаженность отношений между организмом и окружающей средой, по-видимому, имеет место и у паразитирующих животных (гельминты) проделывающих зачастую довольно сложный жизненный цикл развития, нередко со сменой «хозяев» (промежуточных основных).
§ 8. Психология и смежные науки
Ориентировочная деятельность представляет собой реальный процесс, в котором тоже имеется много сторон ив отношении которого можно снова повторить вопрос: что же в ней самой составляет предмет психологии? Этот вопрос становится особенно настоятельным, когда ориентировочная деятельность выступает в материальной форме как самостоятельный участок внешней деятельности, предшествующий исполнению.
Мне приходилось видеть великолепную демонстрацию А. В. Дуровой процесса обучения лисы умению проходить по узенькой дощечке, по средней линии которой был прочно установлен ряд вертикальных стержней. Чтобы пройти по такой доске, лиса должна была делать быстрые извивающиеся движения туловища, проходя между этими вертикальными прутьями с одной стороны доски на другую. Когда лиса впервые пытается сделать шаг с широкой тумбы на эту дощечку, она осторожно поднимает и ставит переднюю лапу на дощечку, сначала чуть касаясь ее, а затем отдельными толчками усиливая нажим на доску. Так лиса пробует устойчивость доски и, только убедившись, что доска лежит прочно, переносит на эту ногу тяжесть передней половины тела. Таким образом, первое опробование доски внешне представляет собой как бы шаг, однако совершаемый еще не полностью, шаг, назначение которого — обследовать устойчивость опоры (доски). Этот шаг есть, собственно, ориентировочное движение, функция которого вначале — не передвижение, а только выяснение возможности совершить такое передвижение.
А. В. Запорожец рассказывал мне, что во время путешествия по Горному Алтаю, когда приходилось пробираться на лошадях через опасные горные осыпи, проводник давал команду: «Бросить поводья» Лошади, предоставленные своему большому опыту переходов по таким опасным местам, начинали двигаться очень характерным образом: они ставили сначала одну переднюю ногу очень осторожно, затем слегка нажимали на нее, затем нажимали сильнее, но еще не передвигая туловища, только убедившись в прочности опоры, лошадь переносила на эту ногу тяжесть туловища и совершала очередной шаг.
В этих случаях лошади, как и лиса при описанной дрессировке, совершали движение, которое внешне похоже на элемент походки, передвижения, но движение это задержанное, осторожное и сначала имеющее своим назначением не перемещение тела, а выяснение того, насколько опора может его выдержать.В этих случаях мы имеем наглядные примеры ориентировочно-исследовательских действий материального, физического порядка, действий, которые явственно имеют назначение выяснить свойства объектов предстоящего исполнительного движения. При такой форме ориентировочного действия в нем явственно выступает много разных сторон, и в отношении его становится законным вопрос: что же в этом действии составляет предмет психологии? Однако и здесь совершенно отчетливо на передний план выступает назначение такого ориентировочного действия: выяснить интересующее свойство объекта. Конечно, это действие осуществляется с помощью ряда биомеханических, физиологических механизмов; в нем, несомненно, участвует прошлый опыт животного; в нем можно выделить и много других, может быть, не столь важных, но все-таки наличных «сторон».
Рассматривая проблему в более общей форме, можно сказать, что с того момента, когда возникают живые существа, а с ними и функции самосохранения, самообеспечения, самовоспроизведения, для всех этих функций выделяются сначала функциональные структуры, которые затем превращаются в органеллы и, далее, в органы и целые системы. Каждый такой орган имеет главное назначение, основную функцию, которую он обеспечивает. Например, для сердца такой функцией является начальный и основной толчок к движению крови по сосудам тела. Но для того, чтобы сердце могло выполнить эту работу, оно должно обладать определенным строением и обеспечиваться рядом других систем: системой его собственного кровоснабжения, системой нервной регуляции его деятельности и т. д. Каждая из этих систем необходима для того, чтобы сердце могло нормально работать. Но все эти системы, так же как их функции, являются вспомогательными по отношению к основной функции сердца как органа системы кровообращения. То же самое относится к мозгу. Это центральная станция по управлению как внутренними процессами организма, так и его реакциями во внешней среде и, наконец, по связи между обеими этими системами. Но все-таки главная задача мозга и его основная функция — это управление реакциями во внешней среде. Чтобы мозг мог успешно выполнить эту задачу, он должен располагать и обильной системой кровоснабжения, и механизмами для отвода отработанных жидкостей и регуляции своей собственной деятельности, которые предохраняли бы его от истощения и обеспечивали восстановление истраченных ресурсов и т.
Таким образом, в отношении каждого организма и каждого процесса в живом организме мы не только имеем право, но даже обязаны выделить его основную функцию и вспомогательные системы, а также их свойства и характеристики, которые позволяют этому органу осуществить его главную функцию. Соответственно этому выделяются и науки, которые изучают разные стороны деятельности органа и которые делятся поэтому на главную науку о нем, о его основной деятельности и другие науки, поставляющие для нее необходимый вспомогательный материал.
Принципиально такое же положение с ориентировочной деятельностью субъекта. Как и во всякой другой его деятельности, независимо от того, является ли она материальной или идеальной, в ней можно различить много разных сторон, и все эти стороны надо учесть, чтобы понять все условия ее выполнения.
Соотношение
основной задачи деятельности и ее
различных условий позволяет ответить
на последний из трудных вопросов
психологии — об ее отношениях с другими
и прежде всего смежными науками. Здесь
мы снова должны обратиться к указанию
В. И. Ленина, которое дано в заключительной
части уже цитированного выступления
на «Дискуссии о профсоюзах». Указывая
на ошибочность эклектической позиции,
которая заключалась в том, что профсоюзы,
с одной стороны, школа, с другой стороны,
аппарат управления, В. И. Ленин поясняет:
«Неправильность состоит в непонимании
того, что… не «с одной стороны, школа,
с другой — нечто иное», а со всех
сторон, при данном споре, при данной
постановке вопроса… профсоюзы суть
школа, школа объединения, школа
солидарности, школа защиты своих
интересов, школа хозяйничанья, школа
управления»
Это замечательное разъяснение Ленина служит путеводной нитью и в решении вопроса об отношениях психологии с другими науками, изучающими тот же самый процесс ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Все эти науки доставляют психологии сведения о разных условиях, 8 которых совершается ориентировочная деятельность.
Условия и законы нормальной или патологически измененной высшей нервной деятельности говорят о том, что делает возможным правильное выполнение ориентировочной деятельности или обусловливает ее нарушения. Конечно, без высшей нервной деятельности ориентировочная деятельность субъекта была бы вообще невозможна, но процессы и законы высшей нервной деятельности не раскрывают строения и динамики самой ориентировки субъекта в ситуации, не объясняют того, сак будет происходить и какой результат принесет исследование обстановки, оценка ее отдельных частей, выбор 1ути и контроль за исполнением намеченного. Но если пути и, так сказать, внутренние возможности ориентировочной деятельности уже сложились в прошлом опыте, то знание нарушений высшей нервной деятельности дает (важнейшие указания на источник характерных и не всегда легко распознаваемых искажений внешнего поведения. Нужно знать законы высшей нервной деятельности, е нормального и патологического функционирования;ак условия осуществления или нарушения ориентировки субъекта в окружающем. Но повторяем, процессы и законы высшей нервной деятельности не раскрывают условий и законов ориентировочной деятельности в окружающем мире, а значит, и не могут объяснить эту деятельность и ее результаты.
Законы логики, этические нормы имеют значение важнейших образцов, на которые человек ориентируется в различных видах своего поведения. Носами по себе они не действуют и поведения не объясняют; все зависит от того, как усвоены эти логические или этические правила, как они используются в разных ситуациях и на фоне разных интересов субъекта. Логика, этика, кибернетика, эстетика, педагогика — все они разрабатывают, изучают и указывают важнейшие требования, с которыми должен считаться субъект в своей ориентировочной деятельности. Но как он будет с ними считаться, почему так и всегда ли «так, а не иначе», это зависит уже не только от содержания этих наук, но еще больше от того, как будет использовано это содержание, как сложились у данной личности структура и динамика самой ориентировочной деятельности. Даже там, где в поведении субъекта наблюдается как бы автоматическое действие законов логики, этики, эстетики, педагогики и т. д., на самом деле имеет место одна из форм использования этих законов в процессе ориентировки — автоматизированная форма деятельности. Последняя сама должна получить объяснение из условий образования и применения ориентировочной деятельности субъекта, истории его развития.
Особый вопрос — отношение психологии к математике, поскольку математика является формой и орудием всякой науки, достигшей определенного уровня развития. Совершенно очевидно, что для оправданного применения математики в психологии сама психология должна подняться на такой уровень познания своих объектов — процессов ориентировочной деятельности, — на котором открылась бы возможность приложения к ним методов математического исследования. А пока этого нет, попытки математизации психологии опираются или на безответственные аналогии, или на подмену процессов ориентировки ее результатами. Очевидно, такое неправомерное применение математики не может дать положительных результатов и только отвлекает силы на бесплодные попытки. К сожалению, их бесплодность и ошибочность разоблачается практически их непродуктивностью, а такое разоблачение требует более или менее длительного времени.
Итак, в качестве общего заключения нужно сказать, что психология изучает «овсе не всю психику, не все ее «стороны», но вместе с тем и не только психику; психология изучает и поведение, но и в нем — не все его «стороны». Психология изучает деятельность субъекта по решению задач ориентировки в ситуациях на основе их психического отражения. Не «явления сознания* служат ее предметом, но процесс активной ориентировки, в частности, с использованием того, что называется «явлениями сознания»; только эта ориентировочная функция и составляет психологическую сторону «явлений сознания». Психология изучает не поведение, а только активную «ориентировку поведения»; но именно в ориентировке и заключается психологическая сторона поведения.
Процесс ориентировки субъекта в ситуации, которая открывается в психическом отражении, формирование, структура и динамика этой ориентировочной деятельности, определяющие ее качество, характер и возможности, — вот что составляет предмет психологии. Только это, но это во всех формах психической жизни и связанной с ней внешней деятельности, на всех уровнях ее развития. Деятельность, направленная на решение многообразных задач ориентировки, и составляет жизненную роль того, что называется психикой, можно сказать, сущность психики, без которой она, говоря словами великого мыслителя, «не может ни существовать, ни быть представляема» 75.
Связь между психологией и другими науками
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о связи между психологией и другими науками.
(i) Психология и физические науки:
Психология – это наука об опыте человека. Но опыт предполагает двойственность субъекта и объекта, оба из которых реальны. Психология имеет дело с психическими процессами, такими как знание, чувство и воля, и для того, чтобы адекватно объяснить их, она должна изучать природу физических стимулов по отношению к знанию и волеизъявлению.
Но между психологией и физическими науками есть разница в трактовке физических объектов. Физические науки исследуют природу физических раздражителей помимо их связи с человеком. Но психология изучает характер взаимодействия человека с физическими раздражителями.
РЕКЛАМА:
Психологическая наука не занимается природой физических раздражителей самих по себе, кроме их отношения к индивидууму. В первую очередь это связано с поведением человека и косвенно с внешними раздражителями.
Физические науки исследуют природу физических явлений, и поэтому они помогают психологии объяснить опыт и поведение человека, которые являются реакциями на физические и социальные стимулы.
(ii) Психология и биология:
Психология – это наука об опыте и поведении. Однако опыт не может быть адекватно объяснен без сопутствующих физиологических процессов. Окружающая среда воздействует на ум через органы чувств; и разум реагирует на окружающую среду через мышцы. Органы чувств и мышцы являются органами тела. Таким образом, психические процессы тесно связаны с телесными процессами.
На самом деле психические процессы рассматриваются многими психологами как функции жизни. Они являются приспособлениями для лучшей адаптации психофизического организма к окружающей среде. Многие современные психологи рассматривают психологию с биологической точки зрения.
РЕКЛАМА:
Они считают, что сознание возникает, когда врожденные реакции не в состоянии приспособить организм к окружающей среде, и что высшие психические процессы развиваются, чтобы все более и более эффективно приспосабливать организм к сложной среде.
Связь между психологической наукой и биологической наукой очень тесная. Опыт и поведение человека можно объяснить с точки зрения некоторых основных понятий биологической науки. Э. Р. Гесс показал, что между психическими и нейронными процессами в человеческой личности существует тесная корреляция.
По его мнению, вполне вероятно, что существует связь между «психическими действиями и организацией мозга».
Субъективный опыт человека тесно связан со структурой головного мозга и свойствами его структурных элементов. Существует тесная связь между организацией мозга и устройством содержания сознания. Таким образом, очевидно, что связь между психологическими и биологическими науками очень велика.
(iii) Психология и физиология:
Психология – это наука об опыте. Переживания индивидуума тесно связаны с физиологическими процессами, особенно нервной системы. Следовательно, психология изучает эти физиологические процессы, чтобы адекватно объяснить психические процессы.
Он не изучает те физиологические процессы, которые не связаны с психическими процессами, поскольку в первую очередь занимается психическими процессами и поведением.
Психологию не следует путать с физиологией. Психология имеет дело с опытом, а именно со знанием, чувством и волей. Они связаны с физиологическими процессами, которые поэтому изучает психология. Психология также имеет дело с поведением, которое является выражением опыта.
Поведение – это телесная реакция человека на физическое и социальное окружение. Следовательно, психология изучает природу различных видов поведения. Она не изучает природу всевозможных физиологических процессов. Физиология же изучает природу всевозможных физиологических процессов — функции всех органов тела.
Бихевиористы стремятся свести психологию к физиологии, которая является биологической наукой. Они отказываются от концепции ума или сознания. Психология имеет дело с поведением, являющимся реакцией всего организма на раздражитель, а не его части. Но физиология изучает реакции различных частей или органов тела.
РЕКЛАМА:
Связь между психологической наукой и физиологией настолько очевидна, что за последнюю четверть века возникла очень важная дисциплина, известная как «физиологическая психология».
Физиологическая психология развивалась большими шагами, перенимая концепции и методы из других смежных дисциплин, таких как нейроанатомия, нейрофизиология, эндокринология, фармакология, клеточная физиология и биохимия. Исследования в области физиологической психологии пролили ценный свет на природу человеческой личности и телесного поведения.
(iv) Психология и логика:
Психология шире по своему охвату, чем логика, потому что она имеет дело со всеми видами психических процессов, а именно со знанием, чувством и волей. Но Логика имеет дело только с мышлением, которое является своего рода знанием. Это не касается чувства и желания.
Но Логика не тождественна психологии мышления, потому что психология — позитивная наука, а Логика — нормативная наука. Психология говорит нам, как мы на самом деле думаем, а логика говорит нам, как мы должны думать, чтобы прийти к истине.
Есть некоторые различия между психологией и логикой. Психология занимается изучением психических процессов, например, концепций, суждений и рассуждений, в то время как логика занимается психическими продуктами, например, понятиями, суждениями и умозаключениями.
Психология имеет дело с процессом рассуждения или мысленного исследования данных, тогда как логика имеет дело с результатом мысленного исследования или поиском новых отношений между данными.
Психология имеет дело с конкретными психическими процессами, а именно с представлениями, суждениями и рассуждениями, связанными с чувством и волей, в то время как логика имеет дело с абстрактными психическими продуктами, а именно с понятиями, суждениями и умозаключениями, отделенными от чувства и воли.
Логика, как нормативная наука, основана на психологии, которая является позитивной наукой. Чтобы знать, как мы должны рассуждать, мы должны знать, как мы рассуждаем. Мы должны знать природу рассуждения, прежде чем мы сможем исследовать условия его достоверности.
Психология имеет дело с фактическим процессом рассуждения. Логика имеет дело с обоснованностью рассуждений и условиями их обоснованности. Тем не менее законы логики обусловлены законами, по которым мыслит человеческая личность. Все виды логического мышления ограничены ограничениями человеческого разума.
В последние годы связь между психологической наукой и логикой очень тесная. Многие современные психологи широко используют некоторые концепции символической логики или математической логики. На эмпирическом этапе развития психологической науки она больше занималась экспериментами.
Однако в последнее время он использует понятия и приемы символической логики для теоретической систематизации психологической науки. Далее ожидается, что с систематизацией теории психологической науки она будет более широко использовать символическую логику.
(v) Психология и философия:
Философия состоит из двух частей: эпистемологии и онтологии. Психология связана с эпистемологией. Психология исследует природу знания, чувства и воли. Он имеет дело со знанием как фактом, а также с природой и развитием знания индивидуального ума.
Он касается достоверности знаний. Психология допускает возможность познания и лишь прослеживает его рост и развитие в индивидуальной психике.
Но эпистемология исследует условия, при которых возможно знание, и имеет дело с действительностью знания.
Он пытается ответить на следующие вопросы:
(1) Возможно ли познание реальности?
(2) Представляет ли знание реальность?
(3) Каков источник истинного знания? Это опыт или разум, или и то, и другое?
(4) Каковы условия достоверности знания?
(5) Каков диапазон, степень или предел знания?
Таким образом, психология является основой эпистемологии. Он исследует природу знания как факта. Эпистемология, с другой стороны, исследует достоверность знания. Чтобы исследовать достоверность знания, мы должны знать, как мы на самом деле знаем.
Локк пытался решить проблемы эпистемологии путем психологического анализа процесса познания. Но Кант пытался решить их критическим методом, пытался выяснить априорные условия познания, являющиеся его предпосылками.
Психология связана с Онтологией или Метафизикой. Психология имеет дело со знанием как с фактом. Эпистемология исследует условия достоверности знания. Метафизика или онтология исследует конечную природу известной реальности.
Метафизика или онтология имеет дело с конечной природой личности, внешнего мира и Бога. Психология вообще не имеет отношения к Богу. Он предполагает реальность разума и внешнего мира, а также способность разума познавать мир. Метафизика доказывает реальность «я», мира и познания мира «я». Метафизика проверяет справедливость фундаментальных предположений психологии.
Психология возникла из философии, как и любая другая наука. Однако по мере развития психологии как самостоятельной науки она отделилась от философии. Недавно было обнаружено, что в психологической науке есть определенные теоретические проблемы, которые носят спекулятивный характер.
Эти спекулятивные проблемы психологической науки относятся к области философии. Философская психология занимается теми проблемами психологической науки, которые имеют философский подтекст.
(vi) Психология и социология:
Психология занимается моделью поведения человека по отношению к окружающей среде, как физической, так и социальной. Внешний мир или свет, звук, вкус, запах, тепло, холод и т. д. составляют физическую среду. Родители, родственники, друзья, враги, товарищи по играм, компаньоны и все люди, с которыми человек вступает в контакт и взаимодействует, составляют его социальную среду.
Индивидуальный разум растет и развивается благодаря взаимодействию с обществом. Он развивает свою личность посредством социального общения. Между личностью и обществом существует постоянное взаимодействие.
Социология изучает природу, происхождение и развитие общества. Он исследует нравы, обычаи и институты общества на всех его стадиях развития от дикаря до цивилизованного состояния. Следовательно, психология тесно связана с социологией.
Социология в первую очередь занимается изучением взаимоотношений между человеческими личностями в социальных группах. Он занимается изучением уз, связывающих людей в обществе. Природа межличностных отношений стала вполне понятной благодаря исследованиям в области психологии.
Таким образом, очевидно, что области психологии и социологии во многом пересекаются. Однако, несмотря на тесную связь между психологией и социологией, между ними есть определенные различия.
Психология занимается в первую очередь переживаниями и поведением человека. Социология, с другой стороны, занимается ролью, которую человек играет в обществе.
Социальная психология занимается коллективным поведением. Он исследует специфические характеристики индивидов, которые они приобретают как члены групп. Он изучает поведение толпы и толпы. Изучает психологические принципы социальной организации. Это место встречи психологии и социологии.
Психология, социология и социальная психология являются различными ветвями социальных наук. Психология и социология занимаются изучением поведения людей в социальной среде. Они изучают поведение с разных точек зрения.
(vii) Психология и образование:
Психология – это наука о поведении человека по отношению к окружающей среде. Образование — это наука о раскрытии способностей ученика и формировании его характера и поведения таким образом, чтобы он стал полезным и хорошо приспособленным членом общества.
Образование – это процесс гармоничного развития способностей человека и приспособления его к социальной среде путем изменения его поведения. Поэтому педагогическая психология применяет общие принципы психологии к практическим потребностям образования. Это дает психологическую основу для образования и делает его обоснованным.
Образование подразумевает двух агентов, а именно учителя и ученика. Учитель должен знать ум ученика. В противном случае он не сможет дать ему соответствующее образование. Существуют особые характеристики детской психики, которые различаются в зависимости от разных стадий ее развития.
Учитель должен использовать принципы психологии для развития у ребенка наблюдательности, внимания, памяти, воображения, мышления, эмоций, воли и характера.
Психология помогает педагогу, рассказывая ему о врожденной одаренности ребенка, о законах его психического развития, о влиянии среды на его психику. Она помогает педагогу, рассказывая ему, как один человек влияет на другого, как групповая жизнь влияет на человека и как корпоративная жизнь школы формирует личность ребенка.
Помогает педагогу, рассказывая ему о том, как строятся системы знаний, как получаются и усваиваются новые знания в уже сформированной системе знаний.
В последние годы для стимулирования творческого поведения используются психологические техники. Джексон и Мессик утверждают, что человеческое изобретение является результатом взаимодействия между творческой личностью, продуктом его творчества и реакцией на него окружающей среды.
Психологические принципы очень успешно применяются в образовательных проектах. «Человек сам создал человеческую цивилизацию посредством своих образовательных замыслов». Таким образом, очевидно, что связь между психологией и образованием очень тесная.
Образование является нормативной наукой. Это ставит точку в образовании. Психология не может помочь науке об образовании определить ее цель. Но он может указать средства достижения цели образования. Он изучает психические процессы, например, мотивы, эмоции и чувства ребенка, подростка и взрослого.
Таким образом, я могу помочь в обучении ребенка, подростка и взрослого. Он изучает поведение индивидуума и группы. Следовательно, это может помочь науке об образовании, которая стремится стимулировать интеллектуальный рост учащегося.
Главная ››
Психология и другие науки: Взаимосвязь
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Прочитав эту статью, вы узнаете о взаимосвязи психологии и других наук.
Психология и биологические науки:Тесная связь между психологией и биологическими науками довольно очевидна. Все поведение происходит посредством телесных процессов. Следовательно, наука о поведении естественным образом зависит от других наук, изучающих природу человеческого тела, органов тела и их функционирования.
Ощущения, восприятия и все формы поведения возникают как физические и физиологические реакции и часто достигают кульминации в мышечных действиях и секреции желез. Следовательно, психология естественным образом связана с физиологией.
РЕКЛАМА:
Мозг играет очень важную роль в координации и организации функций различных органов тела. На самом деле, это место всех сложных форм поведения. Невозможно понять и объяснить поведение без понимания строения и функционирования мозга.
Наряду с головным мозгом решающую роль в поведении играет вся нервная система. Следовательно, существует тесная связь между психологией и неврологией, нейрофизиологией, нейрохимией и другими областями знания, непосредственно связанными с изучением нервной системы, в частности мозга.
Генетика, раздел биологии, изучающий природу наследования различных качеств, также является важной дисциплиной с точки зрения психологии. Невозможно понять и изучить поведение без понимания влияния наследственности на поведение.
На протяжении многих лет генетики проводили важные исследования, раскрывая роль наследственности в определении поведения. Это было особенно верно в случае ненормального поведения, такого как невроз, умственная отсталость, психоз и т. д. Исследования роли наследственности также показали важность генов в определении уровня интеллекта.
РЕКЛАМА:
В последние годы показано, что важную роль в поведении играют химические факторы, особенно гормоны, выделяемые эндокринными железами. Эмоциональное поведение, общая реактивность, темперамент и т. д. в значительной степени зависят от гормонов желез внутренней секреции. Ввиду этого такие дисциплины, как биохимия и эндокринология, также стали важными источниками влияния на психологию.
Помимо этих специфических взаимосвязей, на психологию очень сильно повлияли общие достижения в области биологии. Выдающимся примером этого является теория органической эволюции, выдвинутая Дарвином. Читатель уже знает, как дифференциальная психология, сравнительная психология и зоопсихология стимулировались теорией органической эволюции.
Верно также и то, что работы таких людей, как Гельмгольц, Херринг, Вебер и других, повлияли на ход развития психологии, превратив ее из спекулятивной дисциплины в лабораторно-экспериментальную дисциплину.
Психология и физические науки:Физические науки, такие как физика и химия, также повлияли на развитие психологии. Фактически, ранние эксперименты в психологии во многом были смоделированы и вдохновлены экспериментами в физике. Психофизика возникла как область исследований в психологии благодаря взаимодействию между психологией и физикой.
Джон Стюарт Милль, выдающийся британский мыслитель, предположил, что психология должна быть разновидностью ментальной химии. Начиная с раннего греческого периода предпринимались попытки исследовать и установить химическую основу человеческого поведения. События в физике, такие как работа Эренфельса в области акустики, повлияли на психологию. Фактически, эта работа вдохновила одну из школ психологии, известную как гештальт-психология.
Развитие квантовой физики, теории магнитного поля и т. д. также произвело революцию в психологическом мышлении. В последнее время инженерные науки, особенно кибернетика и теория информации, также оказали влияние на психологию.
Эти разработки отвечают за развитие современных компьютеров. Сегодня психологи пытаются изучить сходство между компьютерами и человеческим поведением, особенно в таких областях, как мышление, запоминание, обучение и т. д. Таким образом, мы можем видеть очень тесную связь между психологией и физическими науками.
Психология и медицинские науки:Связь между медицинскими науками и психологией очевидна. Медицинские науки фактически являются отраслью биологических наук. Медицинские науки связаны с открытием причин дисфункции или неправильной работы системы организма. Достижения в области медицины привели к значительному объему знаний о функциях и строении головного мозга, нервной системы и желез внутренней секреции.
Все это имеет решающее значение для изучения поведения. Медицинские науки внесли большой вклад в наше понимание и лечение ненормального поведения. На самом деле, многие ведущие мыслители психологии, такие как Фрейд, Адлер, Юнг, МакДугалл, Гольдштейн и другие, изначально были медиками.
РЕКЛАМА:
Большая часть нашего понимания человеческого поведения является результатом вклада медиков, которые интересовались не только лечением физических болезней, но и психологическими отклонениями. Аномальная психология развилась в основном благодаря вкладу медицинских наук. В методологии метод истории болезни был подарком медицинских наук психологии.
Психология и социальные науки:
Социальные науки в основном связаны с взаимодействием между мужчинами. Разные социальные науки имеют дело с разными аспектами общественной жизни. Поведение в основном происходит в контексте общества и по отношению к другим людям. На поведение человека очень сильно влияют другие люди, социальные обычаи, социальные институты, культура и т. д. Ввиду этого становится очевидным значение социальных наук для психологии.
Антропология считается матерью социальных наук. Он связан с изучением культуры, обычаев, ритуалов и практик различных отдельных групп людей и пониманием различий между ними. Поскольку на поведение влияют эти различные факторы, психология должна понимать их роль во влиянии на поведение.
Некоторые антропологи, такие как Малиновский, Линтон, Бенедикт, Мид, Клакон, Рохейм, Кардинер и другие, внесли свой вклад в наше понимание различных факторов, объясняющих однородность или сходство поведения членов определенной группы, а также то, чем такие группы отличаются от друг друга. Антропологические исследования пролили свет на то, почему люди того или иного племенного сообщества или даже целых народов ведут себя именно так. Эти открытия очень обогатили психологию.
С другой стороны, психологическая теория также внесла свой вклад в наше понимание происхождения культуры, обычаев, религиозных практик и т. д. Здесь следует особо упомянуть вклад психоанализа. В этом отношении заметный вклад внесли такие психоаналитики, как Фрейд, Юнг, Крис, Сепир и другие. Таким образом, можно увидеть взаимную связь между антропологией и психологией.
На самом деле психоаналитическая антропология и психологическая антропология пытаются объяснить происхождение всех обычаев, культур и практик на основе психологических факторов. Социология — еще одна крупная социальная наука, которая в первую очередь занимается социальной организацией обществ в семейные группы, группы родства, касты, национальные группы и т. д. Социолог изучает различия в этих групповых образованиях в разных обществах, а также пытается проанализировать их роли в социальная жизнь. Излишне говорить, что эти институты влияют на поведение.
Структура семьи, касты, классовые группы и т. д. влияют на поведение человека. В этой степени психолог должен понимать роль этих факторов во влиянии на поведение. Социологические исследования внесли большой вклад в психологию.
Это особенно важно для понимания поведения групп людей и организаций, а также для понимания влияния групп, групповых стандартов, групповых ожиданий и т. д. на поведение. Социальная психология, организационная психология и групповая динамика являются ветвями психологии, очень тесно связанными с социологией.
Точно так же психолог, изучая развитие поведения, начиная с младенчества, должен анализировать роль общества и социальных обычаев в развитии социального поведения. Такие социологи, как Дюркгейм, Парсонс, Бейлс и другие, внесли большой вклад в развитие психологии.
С другой стороны, социология тоже многому научилась у психологии. Психологическая теория внесла значительный вклад в объяснение происхождения и выживания социальных обычаев и институтов. Мотивационные теории, теории обучения и теории восприятия внесли свой вклад в развитие социологии.
Точно так же социология также многое выиграла от методов исследования, разработанных психологией. Кроме того, социология также широко использовала методы измерения, такие как шкалы отношения, анализ взаимодействия и т. д., разработанные психологами.
Психология и экономика:Экономика занимается экономической организацией общества, такой как доходы, расходы, роль экономических институтов и т. д. Большая часть человеческого поведения может быть названа экономическим поведением. Экономические теории долгое время рассматривали роль психологических факторов в экономическом поведении. Таким образом, Милль и Бентам выдвинули теорию экономического утилитаризма.
Впоследствии роль психологических факторов в хозяйственной деятельности привлекла внимание мыслителей. В последние годы Маклелланд и его коллеги подчеркивали роль так называемой мотивации достижения в экономическом поведении.
С другой стороны, было обнаружено, что экономическая структура общества и экономические факторы, такие как доход, условия и т. д., влияют на поведение. Психологов интересовал анализ влияния таких экономических факторов, как доход, на развитие поведения.
Роль бедности и экономических лишений в развитии поведения широко изучалась. Психологи говорят о пресловутом «ребенке среднего класса» и характерном для него поведении, таком как амбициозность, высокая тревожность и т. д. Таким образом, психология также была тесно связана с экономикой.
Психология и политология:Политология – еще одна дисциплина, получившая широкое развитие в последнее время. Политическая наука имеет дело с политическими организациями, институтами и государственными практиками. В последние годы наблюдается очень тесное взаимодействие политической науки и психологии.
Были предприняты попытки изучить и проанализировать влияние политической системы на человеческий характер и поведение. Психологи провели обширные исследования того, что известно как «авторитаризм», и попытались объяснить это как продукт определенных типов политических систем.
Точно так же такие понятия, как макиавеллизм, автократия и т. д., которые политологи обычно применяют к большим обществам, использовались психологами при изучении малых организаций. В классическом эксперименте Курт Левин и его последователи изучали автократические группы, демократические группы и другие и сравнивали их функционирование.
Психологи также пытались изучить роль психологических факторов в лидерстве. Таким образом, жизнь нескольких политических лидеров была проанализирована с психологической точки зрения, чтобы понять их поведение и факторы, которые сделали их успешными лидерами.
Примерами таких лидеров, жизнь которых была проанализирована, являются Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Адольф Гитлер и другие. Также был проведен психологический анализ различных аспектов политического поведения, таких как пропаганда, поведение при голосовании, появление общественного мнения, менталитет толпы и т. д.
Психология и образование:Образование, пожалуй, одна из древнейших наук, с которой психология была тесно связана. Область образования в первую очередь связана с разработкой эффективных подходов и методов передачи знаний и навыков, которые сделали бы людей лично успешными, счастливыми и социально продуктивными.
Излишне говорить, что в стремлении достичь этого преподаватели должны принимать во внимание психологические факторы, такие как характер способностей людей к процессу обучения, их потребности и надлежащие методы обучения среди других факторов.
Психологи внесли большой вклад, разработав множество тестов, которые помогут преподавателю измерить способности учеников, их склонности и выбрать надлежащие уровни образования и ситуации.
Психологические теории мотивации способствовали разработке методов мотивации читателя к улучшению его обучения. Исследователи психологии восприятия, обучения и общения внесли свой вклад в разработку эффективных методов обучения, подготовку полезных учебных пособий и т.