Наука психология: Является ли психология наукой и есть ли сознание у кошки / Хабр

Наука психология: Является ли психология наукой и есть ли сознание у кошки / Хабр

Содержание

Является ли психология наукой и есть ли сознание у кошки / Хабр

В прошлый вторник у нас выступала Ира Овчинникова — научная сотрудница Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, ассистентка-исследовательца в University of Houston.

Большую часть времени на работе Ира исследует, как опыт раннего детства влияет на языковое развитие и как это отражается в мозговой активности, а также занимается изучением расстройств развития.

Делимся с вами записью и расшифровкой эфира.


Меня зовут Ира Овчинникова, я – научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека в СПБГУ. Еще я пишу диссертацию в университет Хьюстона, поэтому я сейчас в Хьюстоне, на 9 часов назад от Москвы, и у меня сейчас где-то середина дня.

Q: психология – это наука?

Это нормальный вопрос, которым задаются все. И студенты психфака, и люди, которые занимаются психологией.

Ответ простой: все то, что соответствует критериям научности и маркируется как наука – это наука. В 30-х годах прошлого века Карл Поппер ввел критерий фальсифицируемости теорий: то есть, любая теория может считаться научной, если ее можно опровергнуть какими-либо фактами, экспериментами на эмпирическом материале. Проблема психологии здесь очевидна: теория будет связана с общими понятиями, которые являются абстрактными, но материальный мир – он здесь и сейчас.

Для того, чтобы отвечать этому критерию, в психологии есть понятие операционализации. Это когда я беру абстрактное понятие и прихожу к конвенциональному мнению о том, как мы будем это понятие высчитывать. Таким примером будет являться скорость ответа на некие стимулы.

Я вообще – когнитивный психолог (скоро объясню, что это значит). Также это может быть скорость обработки, точность ответа, множество других понятий операционализации. Так теории, мысли, идеи, которые относятся к психологии, могут быть как научными, так и вовсе не научными.

К ненаучным теориям относится классический психоанализ, например: его просто нельзя опровергнуть. Потому что, согласно классическому психоанализу, вообще все – возможно. При этом, из психоанализа за 60 лет развития мысли выросли теории, которые являются опровержимыми. Например, теория привязанности Мэри Эйнсворт, где нас интересует то, как ранний младенческий опыт влияет на развитие человека.

Далее, в психологии есть когнитивное направление. Его можно считать золотым стандартом науки, оно полностью соответствует критериям научности. К наиболее развитым относятся теории рабочей памяти Алана Бэддели; можно посмотреть множество различных теорий про то, как видоизменялось представление о рабочей памяти, как эмпирический материал, результаты экспериментов позволяли нам, как научному направлению, улучшать эти знания и делать их более точными. В данный момент теория рабочей памяти состоит из нескольких отдельных частей, которые еще не нашли своего опровержения в экспериментах. То есть, согласно Попперу, ни одна из них не будет истинной, но мы говорим, что у нас просто недостаточно материалов, чтобы ее опровергнуть.

И еще проблема любой теории – методология науки в целом. Старую теорию может заменить только новая теория. Нельзя просто сказать, что старая не работает, нужно представить новую парадигму, объяснение для старых феноменов и новых парадоксов.

Я занимаюсь исследованиями нейроимиджинга в расстройствах развития в данный момент, хотя начинала 12 лет назад с исследований формирования понятий. Мне всегда было интересно, как люди формируют понятия, как учатся новому, и как происходят ошибки в этой истории. Последние 4 года я занимаюсь нейроимиджингом, психофизиологией, также занимаюсь МРТ у людей с расстройствами развития – это аутизм, дислексия, класс других расстройств.

Q: какие существуют методы нейроимиджинга, где они применяются, как вы их используете?

Нейроимиджинговые методы можно классифицировать по двум шкалам. В целом, это все методы, где мы пытаемся понять, как устроен мозг как биологический субстрат, как он функционирует и реагирует на разные стимулы. Все методы можно поставить на график с двумя осями: Х – это временное разрешение (то, как точно во времени мы улавливаем информацию о процессах), а Y – пространственное разрешение (то, насколько маленькие процессы мы можем увидеть).

Например, МРТ, на которую вас могут отправить для определения проблем с любым органом – это обычно структурная МРТ. То есть, рентгенолог или исследователь будет смотреть, как орган выглядит и находится в пространстве.

И, если это анатомическая МРТ, то я не смогу посмотреть на то, как тот же мозг функционирует – только на то, из чего он состоит. Или меня может интересовать, например, diffusion tensor imaging (DTI) – как связаны разные части мозга. И у такого метода очень низкое временное разрешение, почти нулевое – информация берется за один момент, никакой динамики нет. Зато у него высокое пространственное разрешение, я могу видеть не только отдельные структуры, но и ядерный уровень, хотя я не буду видеть отдельные слои.

ЭЭГ – это обратная ситуация. Я накладываю на человека шапку с электродами, обладающими высоким временным разрешением, и получаю информацию с точностью до миллисекунд. Это очень высокое временное разрешение для человеческого мозга. Но пространственное разрешение будет очень низким, потому что я буду угадывать, какие части мозга реагируют. Придется использовать усредненное представление о том, как в черепной коробке расположен мозг и какие его части отвечают на сигналы.

Q: а как понять, как связаны части мозга? Pathways или анатомические структуры, которые соединяют?

Для этого есть специальный метод – это как раз DTI. Нас в этой ситуации интересует, каким образом вода реагирует на магнит, так как у вас будет происходить изменение направления молекул воды. И по этим направлениям мы выстраиваем пути белого вещества. Здесь надо понимать, что это та часть, где происходит очень большое количество программирования, потому что МРТ – это не фотоаппарат.

Я эту метафору часто использую, когда рассказываю студентам или коллегам о том, как работает МРТ: то есть, у меня нет другой возможности на 100% узнать, что происходит в организме, кроме вскрытия. Но я, конечно, хочу, чтобы испытуемые были живы.

МРТ позволяет с высокой точностью предугадывать, как выглядят наши пути, но это все же – модели. В том числе и тогда, когда вы идете к врачу, и он пытается понять по вашему скану, как у вас связаны разные части мозга. Разные методы обладают разной точностью, и с годами качество методов повышается – это тоже входит в мои задачи. Здесь работают люди с разной экспертизой, и это всегда будет междисциплинарная наука, где люди с образованием в области физики, инженеры, математики, и также, в том числе, люди, занимающиеся когнитивной психологией и психологией развития, будут выстраивать максимально правдоподобную модель.

Q: но у всех людей же одинаково расположены в пространстве сосуды в отделах мозга?

Нет, различия есть. Я не думаю, что сейчас могу точно сказать, но потом покидаю ссылок об этом. В целом, мы всегда надеемся, что все расположено в пространстве схожим образом, крайне близко, но бывают отклонения — и расстройства, и такие, что никак не влияют на качество жизни человека и на восприятие и обработку им информации.

Q: как применяете ЭЭГ в исследованиях?

Надо понимать, что ни одно из исследований, в которых я участвую, не может быть выполнено одним человеком. Это огромный миф: наука уже давно не существует в формате «седовласый человек сидит в белой башне», всегда работают большие команды. Проекты, в которых работаю я, зачастую осуществляются силами 30-40 человек. Всегда большие выборки, большая работа по поиску испытуемых, менеджменту данных.

Например, сейчас в нашей лаборатории в Санкт-Петербурге идет большой проект по исследованию биоповеденческих показателей у людей с опытом институционализации. Под институционализацией мы понимаем людей, которые жили в детских домах или домах ребенка.

Про детские дома все слышали, а дома ребенка — это структуры детского дома для детей до 4 лет (после 4 лет их переводят в детские дома, дома-интернаты). Нам интересно, каким образом такой ранний опыт влияет на развитие – как в детстве, так и в подростковом возрасте и зрелости.

Наш основной фокус – это языковое развитие. Есть большая гипотеза о том, что институционализация в раннем возрасте снижает разнообразие и количество языковой информации, обращенной к конкретному ребенку.

Есть большие социальные изменения, которые происходят в этой области: когда людей, которые работают с детьми – воспитателей, нянечек – обучают больше взаимодействовать с детьми, разнообразить их опыт общения. Но всем понятно, что это все равно не «свой» ребенок, и, как бы хорошо эти люди не делали свою работу – а я встречала замечательных воспитателей и нянечек – все равно получается определенная специфика проживания, рабочие условия. И нас интересует, каким образом влияет на ребенка эта специфика, отсутствие близкого взрослого. Под близким мы понимаем того, на которого ребенок всегда полагается, который почти всегда доступен, с которым он формирует безопасную привязанность и с которым у него самые близкие отношения. Обычно, зачастую, это – мама. Этот взрослый формирует, выдает ребенку языковую информацию, помогает формироваться его когнитивной системе.

Это влияние мы рассматриваем с точки зрения психофизиологии; меня интересует, как дети по-разному (или одинаково) обрабатывают языковую информацию, языковые стимулы в экспериментах, и сохраняются ли эти различия в подростковом и взрослом возрасте.

Например, есть такой эксперимент, представленный в парадигме oddball paradigm – я его очень люблю. Компонент, который там представлен, называется «негативность рассогласования» (mismatch negativity). Так, например, для детей, типично развивающихся, характерно следующее: до года жизни (примерно) они могут различать звуки разных языков. Так, например, дети будут различать звуки «та», «га» и звук, который я не могу произнести (горловой звук между «Г» и «Д», часть хинди). С возрастом, к году жизни, языковые статистики накапливаются, и ребенок перестает слышать разницу между звуком хинди и русским языком, он просто перестает быть особенным, различающимся. Проявляется это так: вы предъявляете аудиально ребенку повторяющийся ряд звуков «га» (очень много), это становится линией отсутствия изменений.

Дальше, когда ребенок слышит звук «та», который для него различен, на мозговой активности вы видите резкое изменение, скачок. Это и есть негативность рассогласования. До года жизни, вне зависимости от того, предъявите ли вы редким стимулом «та» или горловой звук, вы будете видеть негативность рассогласования. Если же вы проведете это эксперимент на типично развивающихся детях после года жизни (русскоязычных, это важно), то вы не увидите этой негативности рассогласования на звук из хинди, или в принципе на звуки из неродной речи.

Нам было интересно, происходит ли такое же запоминание звуков у детей, проживающих в домах ребенка, или же негативность рассогласования остается и в более старшем возрасте. Мы провели эксперимент. Оказалось, что фонологическое осознание – возможность услышать различие между звуками хинди и родным языком — стирается и у детей из домов ребенка. То есть, они получают достаточное количество языкового инпута для того, чтобы обладать информацией о родном языке и речи – то есть, точно умеют определять родной язык.

При этом, если мы проводим эксперименты, связанные с более высокими структурами обработки информации – например, когда детей просят называть объекты, или когда им показывают картинку мальчика и говорят, что это цветок – информация обрабатывается дольше у детей из домов ребенка. Поэтому мы считаем, что там присутствует некоторое отставание в языковом развитии. Это мы видим и на поведенческих методиках; мы никогда не работаем только с психофизиологией, считаем, что это не очень информативно. Работа также и на поведенческом уровне позволяет сопоставить, то, что видно на уровне поведения и на уровне активности мозга. Есть ли полностью совпадающая интерпретация, или я буду видеть различия, и буду считать в такой ситуации, что на уровне поведения иногда различий нет, а на уровне мозговой активности – есть, и это не до конца сглаженное различие. Хотя оно может сглаживаться с годами, в зависимости от того, когда человек попал в семью, как долго он прожил в доме ребенка или детском доме.

Q: какая из трактовок слова «сознание» актуальна?

Я не занимаюсь проблемами сознания. Я понимаю, что существует большое разнообразие трактовок сознания, но сейчас я использую это понятие на достаточно бытовом уровне – как возможность осознавания.

Q: Вы видели контент Виктории Степановой? Можно считать ее психологом? Она считает, что может по фото определить сексуальную ориентацию.

Нет, это невозможно. Не знаю, кто такая Степанова.

Кстати, могу поговорить про псевдопсихологию и то, почему она нас тоже бесит. Возможно, еще сильнее, чем людей, которые не занимаются психологией. Это большая проблема: когда я прихожу куда-то, я не представляюсь психологом. Потому что иначе все подумают, что я сейчас буду рассказывать про ведических женщин, решать чужие проблемы, говорить, как надо правильно жить и рекомендовать психотерапевта.

Насчет психотерапевтов – я могу порекомендовать сообщества, которым я доверяю, или людей, с которыми я училась (или у которых училась). Но все остальные пункты – это совсем мимо меня, я таких советов не даю.

Псевдопсихология раздражает меня потому, что мне сложнее с ней бороться. Я оказываюсь в ситуации, когда я вижу человека, с которым была в хороших отношениях лет 10 назад, и он вдруг ушел в псевдопсихологию, и я понимаю – ой, похоже, мы не будем больше общаться. Для меня это болезненно. Люди, которые только смотрят на псевдопсихологию со стороны, могут просто сказать: ну, я просто не буду с ним знакомиться. Это во-первых.

Во-вторых, псевдопсихология плохо влияет на научную психологию. Она автоматически ставит под сомнение ее научность; «наука ли это» — нормальный вопрос, который все задают. Кроме того, и рассказывать про исследования, которые произошли в психологии, приходится с самого начала. Приходится начинать с методологии Карла Поппера; после него происходило еще много чего – был Марк Полони, например, и большая группа британских и венгерских методологов. И все это приходится рассказывать очень быстро, чтобы потом рассказать всего лишь об одном исследовании.

Я думаю, что это все точно так же может влиять на большое количество людей, которые отвечают за финансирование разных областей науки, особенно в России, и у которых нет возможностей, времени или желания подробно разбираться в том, как работают те или иные области знаний.

Я хотела рассказать про два других своих любимых проекта, помимо проекта по институционализации. Вторая большая область, которая меня интересует в нашей лаборатории – это проект по превалентности (распространенности) расстройств аутистического спектра на территории Российской Федерации. В значимости от того, как мы будем считать распространенность, и насколько окажется распространено каждое конкретное заболевание, расстройство или другая особенность развития, мы, как государство, должны будем изменять финансирование каждой конкретной области. В данный момент нет точной статистики по России по тому, как часто встречаются РАС.

Лаборатория, в которой я работаю, существует в плотном сотрудничестве с фондом «Выход», помогающим семьям с людьми с расстройствами аутистического спектра. Соответственно, мы начинали проект в Санкт-Петербурге, в Приморском районе, для оценки распространенности РАС. Это заняло у нас три года, мы продолжаем этим заниматься. Это очень большой проект. Он связан с необходимостью, во-первых, наладить понимание демографической статистики в целом в конкретном регионе. Команда большая, мультидисциплинарная, работают люди, занимающиеся популяционными исследованиями. Например, когда вы оцениваете популяционное исследование, вы строите модель, в которой вы пытаетесь понять, каким образом вы можете максимально представить генеральную совокупность (это все люди, на которых вы планируете перенести этот результат; например, когда мы говорим про конкретный район, это дети, проживающие в этом районе). Вам нужно оценить численность и демографическое разнообразие генеральной совокупности, чтобы понять, где вы конкретно можете получить качественную информацию об этих детях.

Такие исследования происходят в два этапа. Первый этап – это скрининговый этап; то есть, мы определенным образом работаем с поликлиниками, опрашиваем как можно большее количество людей по короткому опроснику. В нем они отвечают особенности развития своего ребенка, отвечая на вопросы « да/нет». Есть понятие «красных флажков» — особенностей, которые характерны для детей с РАС или для расстройств развития в принципе. Когда человек набирает определенное количество «красных флажков», мы связываемся с семьей и приглашаем их на второй этап. Кроме того, мы стараемся найти детей с минимумом «флажков» — потенциально нейротипичных, и также приглашаем их в лабораторию. На втором этапе мы занимаемся полной оценкой развития, включая батарею, связанную с оценкой РАС. Таким образом, мы определяем распространенность РАС в конкретном регионе, и это позволит нам создавать дизайн исследования, которое можно будет в полной мере провести в России.

За это я люблю работу в своей лаборатории. Она не только дает мне возможность заниматься разными проектами, но и позволяет чувствовать, что я делаю что-то социально полезное.
Третий проект, о котором я хотела рассказать – это проект о расстройстве языкового развития в изолированной популяции на крайнем севере России. Этот проект для меня интересен потому, что под «изолированной популяцией» мы понимаем популяцию из всего 800 человек. Эта конкретная популяция известна этим расстройством. Мы оцениваем, каким образом расстройство языкового развития передается у них, и смотрим, как это представлено на разных поколенческих уровнях. Мы собираем рассказы у бабушек, у мам, у всех ближайших и дальних родственников для того, чтобы оценить их языковое развитие, проводим полный комплекс оценки языкового развития у детей, смотрим, каким образом происходят связи внутри одной семьи.

Q: с чего начать, чтобы научиться помогать развитию ребенка?

Я не могу отвечать на этот вопрос, это слишком индивидуально. Кроме того, совершенно необязательно делать буст развития. Я верю, что люди, которые посещают хабр, читают, пишут на хабре – очень развитая аудитория; продолжайте просто играть и говорить со своими детьми.
Я не занимаюсь индивидуальным консультированием. Я не клинический психолог, это важно. Я имею право работать с клиническими популяциями, но не имею права проводить консультации (и никогда к этому не стремилась).

Q: какое исследование можно провести на ложные воспоминания?

Почитайте Элизабет Лофтус, это очень классно.

Для всех: ложные воспоминания – это такое событие, которое, как вам кажется, случилось с вами, вы уверены, что помните его, но на самом деле его не было. Элизабет Лофтус – психолог, исследователь памяти, человек, который больше всех вложил в развитие исследования ложных воспоминаний; про нее очень интересно читать, даже если вы не интересуетесь психологией.

История с ложными воспоминаниями выглядит следующим образом: когда вы оказываетесь, например, свидетелем аварии, то от того, как вам зададут вопрос, будет влиять то, какой ответ и каким образом вы дадите. Если разных людей спрашивать, с какой скоростью МЧАЛАСЬ машина и с какой скоростью ЕХАЛА машина до аварии, то, статистически, те люди, кого спрашивали со словом «мчалась», будут давать более высокие оценки скорости, чем вторая группа.
Элизабет Лофтус очень много работала (и работает, как мне кажется) с системой заключенных и людей, находящихся в предварительном заключении и это влияло на изменение протоколов допроса на территории США.

Q: ложные воспоминания – это дежа вю?

Ложные воспоминания – это когда вы считаете, что с вами что-то происходило какое-то время назад, и вы уверены в этом. Например, в том, что вы были в Диснейленде. А ваши родственники говорят – не были мы в Диснейленде в твоем детстве, прости. Может быть какое-то более обширное воспоминание. А дежа вю – это когда вам кажется, что о событии, которое только что произошло, вы знали заранее. Дежа вю и ложные воспоминания, как считается, имеют общие корни, но подробнее про дежа вю я не могу сказать.

Q: может ли служить примером ложных воспоминаний детализация сна?

Ведь, как правило, нам снятся размытые образы, а уже четкость и логичность событий произошедших во сне мы додумываем, пересказывая сон.

Я боюсь соврать, поэтому я скажу, что не знаю. У меня есть собственные додумки, но это не может считаться экспертным знанием.

Я хотела еще поговорить на тему «что делать, если у меня образование физика, математика, CS и я хочу работать в нейронауке или когнитивной науке». Во-первых, это классно, приходите к нам, у нас есть печеньки. Во-вторых, перед этим почитайте литературу. Я очень рада людям, которые приходят в когнитивную нейронауку со знаниями из других областей; мне, например, в команде не хватает человека с инженерным образованием, или со знанием классической математики, теории графов.

У меня есть проект про связность головного мозга у детей с опытом институционализации – это проект, который я делаю в этом семестре. Я пытаюсь взять разные метрики коннективности (связности) и написать скрипт, который позволит мне обработать один и тот же набор данных, используя разные метрики, и получить разные результаты, а дальше – написать к этому каждый раз отдельную интерпретацию и отдельное представление о том, какое заключение можно сделать. И так же сделать с данными взрослых людей с опытом институционализации. Проблема в том, что я пишу на Arc, но плохо пишу на Python и совсем не умею работать с Matlab, а это очень пригодилось бы. Мне хорошо было бы иметь в помощь кого-то, с кем можно обсуждать разные метрики. Я начинаю сейчас теорию графов, использую метрики из теории графов, но остается большое разнообразие оценочных систем, например – динамических систем. Это было бы очень в помощь.

Есть одна проблема, которая происходит с людьми, приходящими из областей, которые считаются более естественно-научными. Это как на той картинке из xkcd, где проранжированы разные научные области в представлениях о их точности, и математик говорит: «Да вас отсюда вообще не видно». Люди, которые приходят в когнитивную науку или нейронауку из более точных областей, считают, что, сейчас они возьмут тот метод, который использовали до этого – например, машинное обучение – и приложат его, а потом расскажут мне, как работает вся область знания. Это не срабатывает. Потому что для того, чтобы вам интерпретировать результаты ML (в том числе), или чтобы сделать более точную модель, надо понимать, что происходит внутри. А для этого нужно получить хотя бы часть того образования, которое люди по 10 лет получают.

Это не наезд. Я действительно призываю вас прийти к нам и попробовать что-нибудь сделать, если вам интересно. Я попрошу оставить мои контакты под видео. Может быть, вы сможете присоединиться к одному из наших проектов и даже попасть к нам на постоянной основе; я надеюсь, что в ближайшем будущем у нас появится позиция инженера. Но такая классическая проблема остается.

У меня есть хороший друг, он пишет диссертацию по использованию ML с данными МРТ. Он сам физик. И примерно раз в месяц он мне говорит: данные какие-то непонятные, что тут происходит? И я ему пересказываю кусок cognitive neuroscience. Конечно, я понимаю, что для того, чтобы иметь достаточно знаний на эту тему, нужно большое количество времени, и у него этого времени просто не было. Поэтому, если вы хотите работать в нейро- или когнитивной науке и хотите прийти в проект – пишите в лаборатории, которые этим занимаются. Обязательно найдете проект, который будет вам подходить, и в котором общаться будет приятно и интересно, и вас будут в состоянии адекватно услышать.

Кстати, есть отличная смешная история на тему того, «что делать, если у меня образование физика, математика, CS и я хочу работать в нейронауке». Илон Маск какое-то время назад анонсировал компанию, связанную с нейро, чтобы построить artificial intelligence. И сделал объявление в твиттере: приходите все, нужны только предварительные знания в области инжиниринга или программирования, и нужно, чтобы не было предварительных знаний в области когнитивной психологии, нейро или чего-то подобного. Все бы ничего, но через какое-то время они делали презентацию этой компании, и на картинке с описанием мозга перепутали левую и правую части (это просто сделать, если вы никогда не смотрели на мозг и не представляете, как он устроен). Такая шутка теперь есть. Хотя я очень уважаю Илона Маска.

Q: есть ли сознание у кошки?

Сейчас я воспользуюсь этим моментом. У меня есть чудесный опыт, где я имею прекрасную возможность обсуждать наличие сознания, поведения и прочего у животных. У моих прекрасных друзей есть проект bobig.ru — это научно-просветительский проект, в котором они рассказывают про взаимодействие с собаками, про то, какие аспекты жизни и поведения собак существуют. Они ставят классные ссылки на исследования. Там можно прочитать про сознание у собак – это схожий вопрос, и ответ тоже будет схожий.

Психологическая наука и образование

«Психологическая наука и образование» — периодическое научно-практическое издание по проблемам психологии и образования, основано в 1996 году, с 2017 года выходит 6 раз в год.

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки; 13.00. 00 – педагогические науки.

Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Свидетельство регистрации СМИ: №013168. Дата регистрации 26.11.1994
ISSN (печатная версия): 1814-2052
ISSN (online): 2311-7273
Объединённый  каталог «Пресса России»: 72623 (полугодовой) – для индивидуальных подписчиков.
Периодичность: 6 раз в год
Издается с 1996 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на https://psyjournals.ru/

Электронная версия журнала находится в свободном доступе.

Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.


Журнал Психологическая наука и образование — рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрировано в установленном законом порядке как средство массовой информации.

Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.

Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 3 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.

Сайт издания: На сайте издания в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (состав редколлегии), а также контактная информация с описанием тематики журнала.

Официальный адрес сайта издания в сети Интернет: https://psyjournals.ru/index.shtml

РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс. Двухлетний импакт-фактор издания в системе РИНЦ– 2,109 (дата обращения: 10.01.2020).

Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 24 специалиста – кандидатов или докторов наук (либо обладателей иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятых проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.

Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.

Публикации в журнале «Психологическая наука и образование» являются бесплатными для авторов.


Журнал включен в российские и международные базы данных:

  • Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)

  • SCOPUS

  • Реферативный журнал и база данных ВИНИТИ

  • Ядро Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

  • EBSCO publishing

  • Ulrich’s Periodicals Directory

  • Directory of Open Access Journals (DOAJ)

  • European Reference Index for the Humanities (ERIH PLUS)

  • Google Scholar

  • Index Copernicus

  • East View

Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой специальностей):

  • 13. 00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
  • 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)

Несомненная научная значимость журнала отражается в тех исследовательских, методологических и философских проблемах современной психологии и психологического образования, поднимаемых и решаемых на страницах журнала.

Практическая значимость журнала состоит в обеспечении отечественных психологов, педагогов, воспитателей, работников в области образования полноценной профессиональной информацией методического, теоретического и организационного характера в области психологии развития, педагогической психологии, психологии образования, семейной, детской психологии, психологии профконсультирования и других актуальных областях психологии.

Журнал «Психологическая наука и образование» ставит перед собой безусловно своевременные и востребованные в профессиональном сообществе цели:

  • участие в аккумулировании профессионального опыта и научно-исследовательских достижений в области психологической и психолого-педагогической науки и практике;

  • участие в формировании информационной среды, отражающей динамичную картину жизни профессионального психологического сообщества;

  • участие в создании единого пространства развития психолого-педагогической мысли и практики в России и зарубежом.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации:

Название: Психологическая наука и образование
Свидетельство о регистрации СМИ: №013168 от 26.11.1994
Адрес редакции: 127051, Москва, ул. Сретенка 29
Примерная тематика и (или) специализация: Педагогическая, возрастная и практическая психология. Образование. Инновационные модели в образовании. Подготовка и переподготовка педагогов и психологов.
Форма периодического распространения: периодическое печатное издание, журнал.
Языки: русский
Территория распространения: Российская федерация, страны СНГ.
Учредитель: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет

фундаментальная наука и наука без фундамента //Психологическая газета

В истории науки известно немало случаев, когда та или иная ошибочная парадигма становилась основанием новой концепции. На самом же деле никакого основания данная концепция не имела и повисала в воздухе подобно гробнице Магомета. Широко известный пример – ламаркизм или теория передачи по наследству благоприобретенных признаков (или, говоря языком современности, теория направленного влияния факторов окружающей среды на наследственность). Все факты, подтверждающие наследование в последующих поколениях признаков, приобретенных предками, были получены как результат опытов, либо неправильно проведенных, либо намеренно фальсифицированных; тем не менее, во времена господства в Советском Союзе этого учения, главный идеологом которого был небезызвестный Трофим Денисович Лысенко,  ламаркисты защищали кандидатские и докторские диссертации, становились академиками, ламаркизм как единственно правильную теорию преподавали во всех школах и во всех университетах  СССР.

Уже  в 1948 году, когда ламаркизм или «советский творческий дарвинизм» был провозглашен курсом партии [4], мыслящие ученые, среди которых были не только биологи, но и психологи и даже физики, предрекали этой доктрине скорый крах. Но если в биологии ламаркизм господствовал очень недолго (уже с 1953 года в журнале «Проблемы ботаники» стали появляться статьи, разоблачающие лысенковское учение), то в психологии, как это ни парадоксально, ламаркистские атавизмы сохраняются по сей день.

Уже с самого зарождения эволюционного учения в его современной трактовке, т.е. с года опубликования «Происхождения видов» (1859 г.) [1], ламаркисты пытались, и не всегда безуспешно, противопоставить свою концепцию дарвиновской. Воцарение в СССР ламаркизма было вполне закономерно, ведь он провозглашал прямое влияние факторов среды на наследственность, следовательно, правильное (сиречь, социалистическое) воспитание должно было способствовать формированию нового человека – полноценного члена коммунистического общества. В этом смысле ламаркизм был одним из основных элементов теории научного коммунизма (отметим, что «классики» марксизма были ламаркистами, а И.В.Сталин еще в 20-х годах прошлого века опубликовал две статьи в защиту этой доктрины).

Но если отечественные биологи уже полстолетия назад благополучно скинули со своих плеч ламаркистские вериги, психологи, очевидно в силу отсутствия необходимого общенаучного образования, чаще не осознанно, а скорее исподволь придерживаются устаревших ламаркистских догм. Именно на ламаркизме базируются все социогенетические концепции, по сути дела отрицающие роль наследственности в развитии психики. Еще и в наши дни некоторые психологи склонны связывать очевидные факты генетической обусловленности психофизиологических признаков, черт личности и, тем более, интеллекта с фашизмом. При этом ни один здравомыслящий психолог не отрицает связи психических свойств со строением и функциями мозга. Но если это так, то поскольку структура и функции мозга, как и структура и функции всех других органов и систем органов, продукт эволюции, они должны быть закреплены на генетическом уровне. Могут ли быть у человека ненаследственные, негенетические функции (включая и функции психики)? Ответ: нет. Отсюда не следует, что роль среды в формировании психики ничтожна, но факторы среды не определяют психические функции, они могут только способствовать развертыванию генетических программ, их обуславливающих.

Теория эволюции, разумеется, в ее дарвиновской интерпретации, занимает центральное положение в биологии, теоретической медицине, философии и психологии человека и вообще во всех науках о живом. Это объединяющая концепция, всеобъемлющая теория, которая стремится объяснить всю сложность и многообразие явлений природы. Эволюция всегда была и остается центральной проблемой как биологических, так и психологических исследований, она служит тем стержнем, вокруг которого строится вся теория жизни. По сути дела теоретическое значение любых открытий в психологии измеряется и оценивается только их вкладом в понимание явлений эволюции. Но если значимость эволюционного учения для построения любых концепций науки о человеке хорошо понимают биологи, антропологи и философы, то психологи подчас полностью открещиваются от той науки, которая должна быть основой их научного мировоззрения. Мне как палеопсихологу коллеги, также психологи, не раз задавали вопросы вроде того: «А верите ли вы в эволюцию?» или  «А верите ли вы в то, что человек произошел от обезьяны?». Но ведь это равнозначно тому, как если бы один химик спросил другого: «А верите ли вы в то, что вещества состоят из атомов и молекул?»; или астроном задал бы коллеге вопрос: «А верите ли вы в то, что Земля вращается вокруг Солнца?»!

Именно полнейшая неграмотность большинства психологов в области эволюционного учения приводит к созданию ненаучных, даже псевдонаучных концепций и доктрин. Лучший тому пример: трансперсональная психология [2].  Согласно воззрениям транперсоналистов, помимо сенсорного, человек обладает сверхсенсорноым восприятием, основой холотропического сознания – сознания без границ, имеющего доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Другая концепция трансперсоналистов – «теория перинатальныех матриц», согласно которой ощущения, пережитые во время родов, оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, так например, если пуповина в момент рождения обматывается вокруг шеи плода и вызывает асфиксию, в будущем такой человек повеситься или, по крайней мере, попытается это сделать. Хотя вся аргументация сторонников трансперсональной психологии носит надуманный, не проверенный фактическим материалом и, подчас, просто анекдотический характер, ее сторонники публикуют многочисленные статьи и даже монографии, издают собственные журналы, организуют съезды, конференции и даже пропагандируют свои дикие воззрения с университетских кафедр. Основной их довод: сознание человека формировалось не в процессе его адаптации к окружающему миру, т.е. оно продукт не эволюции, а вмешательства каких-то потусторонних сил. Что представляют собой эти силы, — на этот вопрос трансперсоналисты не могут, да и никогда не смогут дать ответа: не может быть никакого иного объяснения психических явлений за исключением того, которое предложил Дарвин.

Другой не менее яркий пример: парапсихология. Возникла эта «наука» в 20-е годы прошлого века и за прошедшие 90 лет, несмотря на десятки тысяч экспериментов, проведенные с целью подтвердить наличие телепатических эффектов, не продвинулась в своей доказательной основе ни на йоту, что уже само по себе свидетельствует о ее полной несостоятельности. И, тем не менее, подобно всем прочим антинаучным доктринам, парапсихология отнюдь не собирается сдавать позиций: ее пропагандисты издают не меньшее число статей и монографий, чем психологи любого из позитивных направлений этой науки. Можно допустить, что в головном мозге человека и могли бы возникнуть некие особые структуры, обеспечивающие передачу информации на экстрасенсорном уровне (хотя психофизиологу было бы очень непросто описать предполагаемое строение этих органов), но встает вопрос: для чего возник этот орган? Ни у одного живого существа мы не находим никакого органа (за исключением когда-то полезных, но ныне утративших свое значение рудиментов), который был бы бесполезным. У человека, как ни у какого другого животного, высоко развита вербальная коммуникация, нужна ли ему еще какая-то, дополнительная?

Концепция Зигмунда Фрейда взорвала рационализм в психологии: ученым стало понятно, что поведение человека определяет не только (и, может быть, не столько) разум, сколько врожденные, часто иррациональные и не всегда осознаваемые мотивы и потребности. И в этом смысле глубинная психология Фрейда не только вписывается в эволюционное учение, но и существенно дополняет его. (Отметим, что сам Фрейд знал и глубоко чтил труды Дарвина.) Позднее  психоаналитическая концепция, как в трудах ее создателя, так и в работах его ортодоксальных последователей, обросла  толстой кожурой иррационализма и мифотворчества. Возьмем, к примеру, представление о двух противоборствующих мотивов, из которых состоит сфера бессознательного влечения – «ид» или «оно»: созидательного – либидо и разрушительного – танатос. Откуда и для чего возникли эти противоборствующие силы, какую роль могли играть они в адаптации человека, чтобы закрепиться генетически как признаки с положительной селективной ценностью? На этот вопрос ни один из неофрейдистов не даст ответа.

Представление сторонников гуманистического направления в психологии о личности, ее уникальности и неповторимости, вписывается в эволюционное учение так же безупречно, как и концепция бессознательного. Беда только в том, что сами «гуманисты» никак не хотят понять того, что должно было бы стать фундаментом их теории. Личность, уникальность, непохожесть индивидов друг на друга – следствие ослабления пресса естественного отбора. В дикой природе этот пресс огромен: из десятков, сотен и даже миллионов новорожденных детенышей до генеративного периода доживают единицы. В случае доместикации (а человек – доместицированное животное) доля выживших увеличивается во много раз. Высокий пресс отбора не позволяет проявиться внутрипопуляционной изменчивости: он отсекает все крайние варианты, позволяя выжить только некому усредненному типу. Уменьшенный пресс отбора в популяциях доместицированных животных – кошек, собак, домашнего скота и птицы, а также, разумеется, человека, —   позволяет не только выживать, но и оставлять потомство, т.е. закреплять свой генотип в последующих поколениях, индивидам, отклоняющимся от некой усредненной нормы. А это и есть то, что мы называем индивидуальным разнообразием. Такое разнообразие может проявляться как на морфологическом (сколько пород собак вывели селекционеры!), так и на поведенческом уровне, что представляет особый интерес для психолога. Но сторонники гуманистического направления ограничились лишь констатацией факта непохожести людей друг на друга, не сделав даже попытки ее филогенетического обоснования. Это, вероятнее всего, и привело их к неверным и, по сути, демагогическим теориям, как то: человек по природе своей добр и только неправильное воспитание может сделать его злым, жестоким; у каждого без исключения человека от природы есть некий творческий потенциал, развить который или самоактуализироваться ему часто препятствует опять же неправильное воспитание [14]. 

По сей день во многих областях отечественной психологии господствуют антидарвиновские, сиречь, ламаркистские теории. Например, психологи до сих пор подвергают критике концепцию атавистического типа Чезаре  Ломброзо [13], который писал о врожденной склонности некоторых людей к преступности, называя ее тупиковой или даже античеловеческой. При этом вне поля из зрения явно остается тот неоспоримый факт, что у 85 процентов будущих преступников антисоциальные формы поведения проявляются уже в раннем детстве, причем, не только у детей из неблагополучных семей, но и у детей усыновленных.

В нашей стране было опубликовано несколько книг о психологии религии. При этом авторы всех этих работ, очевидно, не смогли бы ответить на очень простой вопрос: почему человек стал верить в сверхъестественные силы, в бога? Точнее, они  описали бы возникновение религии с позиций авторов, исследовавших это явление 100-140 лет назад: Э.Тейлора, Дж. Лебока, Г.Спенсера, Дж. Фрезера. Но ведь первобытные народы, которых изучали все вышеперечисленные авторы, как и цивилизованные люди, прошли пятимиллионный путь эволюции. За этот период времени изменялись они сами, изменялась и их религия. Начало или первоисточник религиозного сознания следует искать не в общинах аборигенов Тасмании или Полинезии, а в раннем палеолите, в момент перехода наших предков от древесного образа жизни к стадному. Именно тогда возникла стадная иерархия как социальное и психологическое явление; именно она стала основой религиозного сознания. Какой бы «продвинутой» не была современная религия, она, так или иначе, представляет собою проекцию на психику человека иерархических взаимоотношений в стае обезьян.  На протяжении миллионов лет религиозность как психологический признак была полезна, или, как говорят эволюционисты: была признаком с положительной селективной ценностью, т.к. она укрепляла общественную структуру. О том, что этот признак заложен у человека генетически, свидетельствуют данные психофизиологии: у верующих людей есть особые структуры коры больших полушарий, которые отсутствуют у людей нерелигиозных. Поскольку в XXI общество может быть цельным и прочным уже и без этого признака (неверующие люди могут быть столь же законопослушными, сколь и верующие), его положительная селективная ценность утрачивается. Можно предположить, что вопреки самым оптимистичным прогнозам церковных авторитетов, вера в бога как массовое явление вряд ли сохраниться до конца текущего столетия.

Еще большее число книг в нашей стране посвящено вопросам пола, что вполне объяснимо: литература по этому вопросу интересует не только специалистов, но и массового читателя. При этом, авторы этик книг как правило не могут ответить на такие вопросы как: что лежит в основе моно- или полигамии, отчего возникают сексуальные нарушения, — а ведь любой эволюционист даст на все эти вопросы очень простое объяснение.  Незнание эволюционной и генетической природы разных форм сексуальной направленности порождает мифы, такие как: люди, и в особенности мужчины, по природе своей полигамны или гомосексуалистами не рождаются, а становятся (при этом давно известный генетикам факт: у бисексуальных мужчин рождаются бисексуальные дети, попросту игнорируется). Первым о полигамии мужчин заявил сам Зигмунд Фрейд; он назвал даже цифру – 98% мужчин полигамны! (Разумеется, за этими данными не стояли какие бы то ни было научные изыскания.) Эту идею подхватили многие психологи, в частности, ученик Фрейда Вильгельм Райх, известный как идеолог пресловутой «сексуальной революции». Причина популярности этой идеи – элементарное незнание антропологии и эволюционной психологии. Действительно, на протяжении пяти миллионов лет предки человека были стадными животными, а в стаде преобладает полигамная стратегия. Но  в эпоху верхнего неолита, с началом обработка земли возникла семья и вместе с ней моногамная стратегия. Произошло это 15 тысяч лет назад, — время, вполне достаточное для того, чтобы моногамия как признак с положительной селективной ценностью закрепился в геноме человека. Разумеется, 15 тысяч лет против пяти миллионов, небольшой срок, но все же достаточный для того, чтобы доля моногамных намного превысила цифру, предложенную Фрейдом.

Еще одна из областей психологии, лишенных теоретической базы. – психосоматология или учение о связи конституции и психики. Классики  этой науки – Эрнст Кречмер [3] и Уильям Шелдон [15,16]. Концепции их были оформлены в 30-х – 40-х годах прошлого столетия; оба они были без сомнения выдающимися психологами и антропологами, однако они даже не ставили перед собой вопроса: каким образом возникли описанные ими конституциональные типы? Правда, французский психосоматолог Г. Сиго [12] определил эти типы с эволюционистской позиции, как адаптацию к определенным условиям жизни: в городе, в лесах или на открытой местности. Однако его теория была слишком умозрительной и даже фантастичной для того, что бы принять ее за основу. С другой стороны наш выдающийся антрополог Яков Рогинский подошел к проблеме с другой стороны, он фактически дополнил филогенетическую классификацию Ч.Ломброзо. Сам Ломброзо [13] выделил атавистический или эволюционно отсталый тип, характеризующийся примитивными чертами как тела — мощные челюсти, глубоко посаженные глаза и др., так и психики – агрессивность, низкая чувствительность, слабый интеллект. Рогинский [6,7,8] выделил противоположный – ювенильный (он называл его инфантильным) или эволюционно продвинутый тип; соответственно, для него характерны такие признаки как высокий и гладкий лоб, небольшое лицо, высокий интеллект и относительно слабая нервная система. Эта филогенетическая или эволюционная типология, созданная Рогинским, между прочим, в одно и то же время с типологическими схемами Кречмера и Шелдона, не только не стала ведущей классификационной системой в нашей стране, но была по непонятной причине предана всеобщему забвению.

Любой грамотный психолог знает, что такое характер, темперамент, способности и другие личностные признаки. Наиболее образованные психологи (таковых, увы, меньшинство) опишут эти признаки не только на поведенческом, но и на психофизиологическом уровнях. Но лишь очень и очень немногие ответят на вопросы: как сформировались эти признаки в процессе эволюции; почему они стали достоянием человека, а не других животных. А если так, их познания в психологии подобны знанию о желудях знаменитой крыловской свиньи: она знает, что жиреет от желудей, но не знает, где они растут.

Вернемся к началу: лысенковское псевдоучение было направлено в первую очередь не против генетики, как многие считают, а против эволюционного учения в его научной – дарвиновской интерпретации. Разгром педологии, произошедший за двенадцать лет до злополучной сессии ВАСХНИЛ, на которой Лысенко провозгласил свою доктрину курсом партии и правительства, также имел своей подоплекой борьбу с дарвинизмом и утверждение ламаркизма в его лысенковском варианте. После этого события советские психологи занимались научными изысканиями (как правило, не очень успешно) и критикой, критикой, критикой… Критиковали буржуазных коллег, обвиняя их прежде всего в низкопоклонстве перед Западом, в нематериалистическом (сиречь, не лысенковском) подходе к психическому и в биологизаторстве.   Критиковали Спенсера, Фрейда, Юнга, Пиаже, Лоренца и даже Бехтерева, Выготского и Лурию [11]. И не только критиковали, но и на базе этой критики защищали кандидатские и докторские диссертации!

Поставим вопрос: может ли серьезный психолог не знать эволюционного учения? Или: может ли какая либо новая концепция в психологии не базироваться на эволюции? Самые выдающиеся психологи второй половины ХХ века, как западные – Ж.Пиаже, К.Лоренц,  Ф.Кликс и др., так и отечественные – А.Лурия, Б.Поршнев, Б.Ломов, — были убежденными эволюционистами. И в то же время, в наши дни и в нашей стране большинство психологов попросту игнорирует ту теорию, которая по праву должна была бы составлять основу их научного мировоззрения. Более того: мне не раз  приходилось из статей по психологии вымарывать по настоятельной просьбе редакторов параграфы, касающиеся объяснения описываемых вопросов с позиции эволюционного учения (читатель не поймет), даже из диссертационных исследований моих учеников мне приходилось убирать аналогичные главы (ВАК не пропустит!).

В нашей стране, которую еще на рубеже конца XIX – начала XX веков называли второй родиной дарвинизма, эволюционная психология и палеопсихология должны были бы быть одним из ведущих (если не ведущим) направлением  в психологии. Но как же объяснить то, что за прошедшие 35 лет после опубликования фундаментального труда Б.Поршнева «Проблемы палеопсихологии. О начале человеческой истории»  [5] в стране не было напечатано ни одной значительной работы в этой области? На Факультете психологии Московского государственного университета 11 кафедр, Санкт-Петербургского – 14, но ни в столице, ни в Санкт-Петербурге, ни даже в одном из провинциальных или частных университетов нашей страны нет кафедры эволюционной психологии (зато в МУФО — Международном университете фундаментального обучения в Санкт-Петербурге открыта кафедра трансперсональной психологии!). Главная причина невнимания психологов к проблемам эволюции – их невежество (да простят меня мои коллеги). Подобно тому, как необразованный человек в трудные минуты обращается к колдунам, гадалкам, чудо-целителям, ясновидцам и прочим проходимцам, необразованный психолог, даже сделав открытие в науке, зачастую либо оказывается неспособным оценить его с научных позиций, либо для его истолкования выбирает различные паранаучные догмы.

Дарвин высоко оценен, прежде всего,  как создатель эволюционного учения, а также как зоолог, ботаник, путешественник. Меньше говорят и пишут о Дарвине как психологе. В то же время, его вклад в психологию поистине огромен.

Перечислим только те направления и методы в психологии, родоначальником которых был Дарвин:
1. Теория выражения эмоций у животных и у человека.
2. Агрессивность как приспособительный, приобретенный в процессе эволюции признак.
3. Альтруизм и его роль в эволюции.
4. Учение о поведении животных – основы зоопсихологии.
5. Метод дневниковых наблюдений над детьми (в ХХ веке его широко использовал Жан Пиаже).
6. Интеллект как приспособительный признак и как продукт естественного отбора.

Многие ключевые еще не решенные вопросы психологии могли бы успешно развиваться только на базе дарвиновского учения. Например, одна из центральных задач современной психологии – механизмы мышления человека и его развития. Ближе всех к решению этого вопроса подошел великий швейцарский психолог Жан Пиаже. Именно он выделил основные стадии становления мышления человека по мере его взросления. Т.е. подход Пиаже был онтогенетическим. При этом сам Пиаже установил, что в процессе взросления мышление не развивается строго по формуле «от простого к сложному»: значительное внимание Пиаже уделил особенностям мышления ребенка, особенностям не столько количественным, сколько качественным. Концепция Пиаже может быть дополнена теорией филэмбриогенеза А. Н.Северцова [10], согласно которой к определенным условиям окружающей среды приспосабливается не только взрослый организм, как считали ранее, а растущий организм на любой стадии онтогенеза. К примеру, эгоцентризм (термин Пиаже) детского мышления или не умение встать на точку зрения другого, может быть связан на только с том, что у ребенка в силу его возраста еще на сформировалось мышления взрослого человека, сколько тем, что именно такое несовершенное эгоцентрическое мышление может способствовать лучшей адаптации для детского возраста и с большим успехом определять его дальнейшее умственное развитие.

Следующий способ познания мышления человека в развитии – сравнение психики современного цивилизованного человека с человеком, остановившимся в своем развитии на стадии раннего неолита. Такие исследования проводились и проводятся в наши дни, самые крупные достижения в исследования первобытного мышления принадлежат недавно ушедшему на сто первом году жизни Клоду Леви-Стросу и его школе. Я ни в коем случае не желаю приуменьшить значение этих великих работ для раскрытия механизмов мышления, но при этом мы должны помнить, что все первобытные народы прошли ровно такой же по времени эволюционный путь от предка, как и цивилизованный человек. Но все они развивались своими путями: мышление эскимоса, возможно, столь же примитивно, как и мышление австралийского аборигена, но оно в той же степени отлично от него. 

Значение работ детских психологов и исследователей первобытного мышления для раскрытия механизмов интеллекта трудно переоценить, но при этом надо помнить: не развитие мышления в онтогенезе, ни сопоставления форм мышления примитивных народов и населения развитых стран, не дают полной и последовательной картины генезиса мыслительных операций «от простого к сложному».

Есть еще один путь, точнее, еще одна непротоптанная учеными тропа. В популяции человека как горизонтальная изменчивость – по росту, весу, форме носа, группе крови, темпераменту и по многим другим признакам, так и вертикальная изменчивость, определяемая по расстоянию или филогенетической дистанции, т. е. дистанции, отделяющей данного человека от его обезьяноподобного предка. В популяции людей  в любой развитой стране есть люди как эволюционно продвинутые, так и эволюционно отсталые, и расстояние между первыми и вторыми не меньшее, чем между средним современным человеком и человеком эпохи раннего неолита. А может быть именно сопоставление мышления людей, стоящих на разных ступенях лестницы эволюции, сможет дать нам наиболее полную и последовательную картину исторического развития интеллекта?

Значение трудов Ч.Дарвина для развития биологии, антропологии, психологии, философии, как и для развития всей мировой науки и свей человеческой цивилизации трудно переоценить. Он  относится к тем немногим великим людям, труды которых никогда не устаревают и гениальность которых вполне осознается только на протяжении испытания временем. Действительно, 150 лет назад была пусть очень красивой, но все же гипотезой. В наши дни эволюция (в дарвиновском ее варианте) – неоспоримый научный факт; каждое (я подчеркиваю: каждое) крупное открытие в науке о живом  вновь и вновь подтверждало правоту дарвиновских идей. Не признавать эволюционное учение столь же бессмысленно, как не признавать таблицу умножения.

Откуда же берутся «диссиденты» от дарвинизма? Я уже несколько раз писал о том, что не все еще люди встали на путь, ведущий к очеловечиванию. Тот, кто уже сделал это и понимает, что его ближайшим предком была обезьяна – может называться человеком; тот, кто еще не вступил на эту тропу и не признает в обезьяне своего предка — по-прежнему остается обезьяной [9]. Теперь я изменил свое мнение: назвать человека, отрицающего свое животное происхождение, обезьяной, – значит оскорбить обезьян!

Литература

1. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. С-Пб, «Наука», 1991.
2. Козлов В.В, Трансперсональная психология: учебное пособие. Изд. «Эксмо», 2010.
3. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1930.
4. О положении в биологической науке. Стенографический отчет сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина,  ОГИЗ – СЕЛЬХОЗГИЗ, Государственное издательство сельскохозяйственной литературы. М., 1948.
5. Поршнев Б.Ф. Проблемы палеопсихологии. О начале человеческой истории. М., «Мысль», 1974.
6. Рогинский Я.Я. Материалы по исследованию связи телосложения и моторики. // Антропологический журнал, 1937, № 3, с. 117-132.
7.Рогинский Я.Я. Закономерности связей между признаками в антропологии. //Советская этнография, 1962, N 5.
8. Рогинский Я.Я.Можно ли связать строение тела с характером? // Природа, 1972, № 2.
9. Рудкевич Л.А. Теория Чарльза Дарвина  и ее противники6 к 200-летию со дня рождения ч.Дарвина и к 150-летию со дня выхода в свет «Происхождения видов». «Гуманитарная планета», № 3, 2009, с. 3-27.
10. Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. М., 1967.
11. Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. М., 1992.
12. Сhaillon A, Mac-Auliffe L. Considerations generales sur quatre types morphologiques humanies. // Bulletin de la soc/ d`Anthropol. Paris, 1910.
13. Lombroso C. L`uomo delinquente, v. 1-3, Torino, 1986-1987.
14. Maslow A. Toward a Psychology of Being (2nd ed.). New-York: Van Nostrand, 1968.
15. Sheldon W., Stewens S.S., Tusker W.F. The varieties of  human physique. N.Y., 1940.
16. Sceldon W.H. a. Stevens S. The Varieties of Tmperament. N.Y., 1942.

Степень прикладной психологии | Бакалавр наук

Степень бакалавра

Приблизительная продолжительность программы

Всего кредитов

Стоимость кредита

Интернет и кампус

Формат

Начать, когда будете готовы

Выберите ближайшую дату начала:

Зарегистрироваться до: 12 октября 2022 г.

Подать заявку

Запросить информацию

Узнайте, как применять психологические теории в различных отраслях, таких как бизнес, образование, социальные услуги и правительство, используя средства массовой информации и технологии для воздействия на поведение. Получив степень бакалавра наук в области прикладной психологии со специализацией в области медиа и технологий, вы получите навыки, позволяющие влиять на здоровые отношения и обучение, основанные на технологиях. Курсы в этой программе длятся всего 5 недель, поэтому они могут вписаться в вашу насыщенную жизнь.

  • Создание решений сложных вопросов, связанных с технологиями

  • Используйте психологию для продвижения социальных и технологических коммуникаций

  • Анализ сложных человеческих проблем, связанных с технологиями

  • Решение проблем социальных сетей, культуры и обучения

Скачать программу и информацию о карьере

Ваш научный консультант поможет запланировать курсы для получения степени бакалавра наук в области прикладной психологии со специализацией в области средств массовой информации и технологий.

Если вы находитесь в Фениксе, эта программа может быть предложена как смешанная. Это означает, что вы начнете в кампусе Феникса, чтобы пройти общеобразовательные курсы, а затем перейдете к онлайн-обучению для своих основных программных курсов.

Когда вы получите степень бакалавра наук в области прикладной психологии со специализацией в области медиа и технологий, вы получите конкретный набор навыков, которые сможете применять на работе.

Скачать результаты обучения

Темы, охватываемые этой степенью, включают:

  • Технологии и общество
  • Социальные сети и человеческое взаимодействие
  • Киберсвязь
  • Цифровое обучение

Бакалавр наук в области прикладной психологии предлагает современный взгляд на применение психологии к опосредованному общению, отношениям, обучению и роли, которую технологии играют в человеческих взаимодействиях. Эта программа не готовит студентов к какой-либо профессиональной сертификации или лицензированию в качестве психолога, консультанта или другого поставщика услуг в области психического здоровья.

Программа BSAP/MT может подготовить вас к:

  • Координатор по соблюдению
  • Специалист по связи
  • Специалист по маркетинговым исследованиям

По данным Бюро статистики труда, рост числа рабочих мест для аналитиков рынка, по прогнозам, будет намного быстрее, чем в среднем в период между  2020 и 2030 годами.

Прогнозы BLS не касаются только студентов или выпускников Университета Феникса.

Профессиональное обучение, составление резюме и подготовка к собеседованию на всю жизнь. В то время как внешнее консультирование по вопросам карьеры может стоить более 200 долларов в час, в Университете Феникса оно встроено прямо в вашу степень без каких-либо дополнительных затрат.

Вам не обязательно действовать в одиночку.

Команда консультантов будет инвестировать в ваш успех с первого дня. Она поможет вам обрести уверенность в себе и составить индивидуальный карьерный план, которого вы сможете придерживаться.

Инструменты и ресурсы доступны 24/7/365

Наш университет создан для занятых. Составьте свое резюме, подготовьтесь к собеседованию и спланируйте свою карьеру — когда бы это ни соответствовало вашей жизни, днем ​​или ночью.

Нетворкинг и наставничество

Благодаря виртуальным ярмаркам вакансий и общению с сообществом выпускников мы упростили доступ к опыту и связям ваших сверстников и коллег в университете.

Узнать больше о карьере поддерживать

Обеспечьте душевное спокойствие благодаря фиксированной и доступной стоимости обучения. Вы будете пользоваться одной фиксированной ставкой с момента регистрации до дня окончания программы. Это ваша гарантия обучения.

В среднем учащиеся, имеющие соответствующие кредиты колледжа и соответствующий жизненный опыт, сэкономили 11 тысяч долларов за 1 год обучения на бакалавриате.

Мы расширили наши обязательства по предоставлению стипендий в размере 1 миллиона долларов

Наши стипендии предназначены не только для избранных. Мы поможем вам понять, на какие стипендии вы можете претендовать в размере до 3000 долларов США.

Видеть стипендии

Перевод зачетных единиц стал проще

Получите диплом быстрее и за меньшие деньги с помощью соответствующих зачетных единиц.

Передача кредиты

Получите кредит за то, что вы уже знаете

Предыдущая соответствующая работа и жизненный опыт оцениваются для потенциального кредита.

Посмотрите, как это работает

Ваши предыдущие кредиты могут покрывать до 75% вашей степени бакалавра, чтобы помочь вам закончить учебу всего за год.

НУЖНА ПОМОЩЬ?

Наши представители по зачислению обеспечат личную поддержку, пока вы сделаете осознанный выбор в отношении возвращения в школу. Свяжитесь с нами по телефону в 844-937-8679 или общаться с нами 7 дней в неделю

связаться с нами

Совмещайте семью, работу и учебу

Работайте над получением степени, не отказываясь от самого важного. Начните обучение круглый год и посещайте один класс за раз.

Узнайте о наших гибкость

Онлайн-обучение

Запишитесь на онлайн-курсы и посещайте их в любое удобное для вас время, днем ​​или ночью.

Читать об онлайн классы

Круглосуточная поддержка и ресурсы

Служба поддержки работает до 20 часов в день, 5 дней в неделю. А наши академические консультанты, которые с вами на каждом этапе пути, заработали 5-звездочный рейтинг из 90% опрошенных нами студентов.

См. студента Ресурсы

Институциональная аккредитация

Университет Феникса аккредитован Высшей учебной комиссией (HLC), hlcommission.org . С 1978 года Университет Феникса постоянно аккредитуется Высшей учебной комиссией.

Преподаватели из реального мира

Факультет в центре внимания

группа карт 1

психология | Определение, история, поля, методы и факты

Уильям Джеймс

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд Луиза Бейтс Эймс Уильям Джеймс Леон Фестингер Стэнли Милгрэм
Похожие темы:
психологическое тестирование теория обучения социальная психология наука о мышлении эволюционная психология

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

психология , научная дисциплина, изучающая психические состояния, процессы и поведение людей и других животных.

Дисциплина психологии в целом делится на две части: большая профессия практиков и меньшая, но растущая наука о разуме, мозге и социальном поведении. У них разные цели, обучение и практика, но некоторые психологи объединяют их.

Ранняя история

В западной культуре вклад в развитие психологии внесли представители многих областей, начиная с таких философов, как Платон и Аристотель. Гиппократ философствовал об основных человеческих темпераментах (например, холерик, сангвиник, меланхолик) и связанных с ними чертах. Информированный биологией своего времени, он предположил, что физические качества, такие как желтая желчь или слишком много крови, могут лежать в основе различий в темпераменте ( см. также юмор). Аристотель постулировал, что мозг является вместилищем рационального человеческого ума, а в 17 веке Рене Декарт утверждал, что разум дает людям способности к мышлению и сознанию: разум «решает», а тело выполняет решение — дуалистический разум. раскол тела, над преодолением которого до сих пор работает современная психологическая наука. Две фигуры, которые помогли основать психологию как формальную дисциплину и науку в XIX веке.века были Вильгельм Вундт в Германии и Уильям Джеймс в Соединенных Штатах. В книге Джеймса «Принципы психологии » (1890 г.) психология определяется как наука о психической жизни и содержится проницательное обсуждение тем и проблем, предвосхитивших большую часть программы исследований в этой области столетие спустя.

Однако в первой половине 20 века бихевиоризм доминировал в большей части американской академической психологии. В 1913 г. Джон Б. Уотсон, один из влиятельных основоположников бихевиоризма, призывал полагаться только на объективно измеримые действия и условия, эффективно удаляя изучение сознания из психологии. Он утверждал, что психология как наука должна иметь дело исключительно с непосредственно наблюдаемым поведением низших животных, а также людей, подчеркивал важность поощрения только желаемого поведения при воспитании детей и опирался на принципы обучения с помощью классического обусловливания (основанного на исследованиях собак, проведенных русского физиолога Ивана Павлова и, таким образом, известного как павловское обусловливание). В Соединенных Штатах большинство факультетов психологии университетов посвятили себя превращению психологии из философии в строгую эмпирическую науку.

Britannica Quiz

Введение в психологию Quiz

Согласно Britannica, психология — это научная дисциплина, изучающая психические состояния и поведение людей и других животных. Как много вы знаете об этом?

Бихевиоризм

Начиная с 1930-х годов бихевиоризм процветал в Соединенных Штатах, и Б. Ф. Скиннер лидировал в демонстрации силы оперантного обусловливания посредством подкрепления. Бихевиористы в университетских условиях проводили эксперименты над условиями, контролирующими обучение и «формирование» поведения посредством подкрепления, обычно работая с лабораторными животными, такими как крысы и голуби. Скиннер и его последователи явно исключили ментальную жизнь, рассматривая человеческий разум как непроницаемый «черный ящик», открытый только для догадок и спекулятивных вымыслов. Их работа показала, что на социальное поведение легко воздействовать, манипулируя определенными непредвиденными обстоятельствами и изменяя последствия или подкрепление (награды), к которым приводит поведение в различных ситуациях. Изменения в этих последствиях могут изменить поведение в предсказуемых паттернах стимул-реакция (S-R). Точно так же широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, может быть приобретен посредством процессов обусловливания и может быть изменен путем применения тех же принципов.

Фрейд и его последователи

В то же время, в любопытном сопоставлении, психоаналитические теории и терапевтические практики, разработанные получившим образование в Вене врачом Зигмундом Фрейдом и его многочисленными учениками, начиная с начала 20-го века и сохраняясь на протяжении многих десятилетий, подрывали традиционный взгляд на человеческую природу как на сущность рациональный. Фрейдистская теория сделала разум второстепенным: для Фрейда бессознательное и его часто социально неприемлемые иррациональные мотивы и желания, особенно сексуальные и агрессивные, были движущей силой, лежащей в основе большей части человеческого поведения и психических заболеваний. Превращение бессознательного в сознательное стало терапевтической целью клиницистов, работающих в этих рамках.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Фрейд предположил, что многое из того, что люди чувствуют, думают и делают, находится вне осознания, самозащиты в своих мотивах и бессознательно детерминировано. Многое из этого также отражает конфликты, зародившиеся в раннем детстве, которые проявляются в виде сложных паттернов, казалось бы, парадоксального поведения и симптомов. Его последователи, эго-психологи, подчеркивали важность функций и когнитивных процессов высшего порядка (например, компетентностной мотивации, способности к саморегуляции), а также механизмов психологической защиты человека. Они также переключили свое внимание на роль межличностных отношений и надежной привязанности в психическом здоровье и адаптивном функционировании, и они стали пионерами в анализе этих процессов в клинических условиях.

После Второй мировой войны и спутника

После Второй мировой войны американская психология, особенно клиническая психология, превратилась в самостоятельную значительную область, отчасти в ответ на потребности вернувшихся ветеранов. Дальнейшему развитию психологии как науки способствовал запуск спутника в 1957 году и начало российско-американской космической гонки на Луну. В рамках этой гонки правительство США способствовало развитию науки. Впервые стало доступным массивное федеральное финансирование как для поддержки поведенческих исследований, так и для подготовки выпускников. Психология стала как процветающей профессией практиков, так и научной дисциплиной, которая исследовала все аспекты человеческого социального поведения, развития детей и индивидуальных различий, а также области психологии животных, ощущений, восприятия, памяти и обучения.

Обучение клинической психологии находилось под сильным влиянием психологии Фрейда и ее ответвлений. Но некоторые клинические исследователи, работающие как с нормальным, так и с нарушенным населением, начали разрабатывать и применять методы, ориентированные на условия обучения, которые влияют на социальное поведение и контролируют его. Это движение поведенческой терапии анализировало проблемное поведение (например, агрессивность, причудливые модели речи, курение, реакции страха) с точки зрения наблюдаемых событий и условий, которые, по-видимому, влияли на проблемное поведение человека. Поведенческие подходы привели к инновациям в терапии, работая над изменением проблемного поведения не посредством понимания, осознания или раскрытия бессознательных мотивов, а путем обращения к самому поведению. Бихевиористы пытались напрямую изменить неадаптивное поведение, исследуя условия, контролирующие текущие проблемы человека, а не их возможные исторические корни. Они также намеревались показать, что такие попытки могут быть успешными без замещения симптомов, предсказанного теорией Фрейда. Фрейдисты считали, что за устранением проблемного поведения сразу же последуют новые и более серьезные проблемы. Поведенческие терапевты показали, что это не всегда так.

Чтобы начать изучение роли генетики в личности и социальном развитии, психологи сравнили сходство личности у людей с одинаковыми генами или в одной среде. В исследованиях близнецов сравнивали монозиготных (идентичных) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов, выросших либо в одной, либо в разных средах. В целом эти исследования продемонстрировали важную роль наследственности в широком спектре человеческих характеристик и черт, таких как черты интроверта и экстраверта, и показали, что биолого-генетическое влияние было намного больше, чем предполагал ранний бихевиоризм. В то же время стало ясно и то, что то, как такие диспозиции выражаются в поведении, существенно зависит от взаимодействия со средой в ходе развития, начиная с внутриутробного развития.

Бакалавр психологии

Internet Explorer не поддерживается. Предпочтительные браузеры: Хром а также Fire Fox.

Степень бакалавра наук в области психологии Университета штата Аризона позволяет вам закладывать основы человеческого поведения, познания и многого другого. Вы оцените теоретические и практические последствия современной психологии, сосредоточив внимание на математике, естественных науках и статистике. По окончании учебы у вас будут навыки и знания, необходимые для выбора карьеры или продолжения образования.

Учить больше

Краткие факты

Дата следующего начала: 12. 10.2022


Всего классов: 39

Недели в классе: 7,5

Всего кредитных часов: 120

Вопросы на степень, ответы.

Есть вопросы о Психология (BS) ? Заполните эту форму и мы свяжемся с вами!

Имя

Это обязательное поле.

Фамилия

Это обязательное поле.

Номер телефона

Неверный номер телефона.

Что такое степень бакалавра наук в области психологии?

Бакалавр наук в области психологии — это степень бакалавра, которая фокусируется на понимании человеческого поведения, мыслительных процессов и взаимодействий, таких как восприятие, познание и межличностные отношения. В этой программе вы узнаете о неврологии, памяти, личности и многом другом. У вас также будет возможность создать прочную научную базу на протяжении всего курса обучения.

Степень бакалавра наук в области психологии может привести к разнообразным карьерным возможностям и возможностям для выпускников, связанным с исследованиями. Выпускники часто продолжают работать в сфере социальных услуг, управления или человеческих отношений.

В чем разница между степенью бакалавра и бакалавра психологии?

Степень бакалавра наук в области психологии предназначена для студентов, желающих сосредоточиться на математике, естественных науках и статистике. Вообще говоря, этот подход соответствует карьере исследователя, а не карьере практикующего психиатра. Существует некоторая гибкость в будущей учебе и карьере.

Степень бакалавра искусств в области психологии обеспечивает более глубокое знакомство с широким спектром психологических концепций. Эта степень ценна для тех, кто рассматривает возможность карьеры в сфере ухода, в то время как степень бакалавра наук больше ориентирована на углубленное исследование, ориентированное на исследования.

Читать далее

В моей степени бакалавра психологии написано «онлайн»?

Нет, в дипломах Аризонского государственного университета не указано, получаете ли вы степень онлайн или лично. На всех дипломах и стенограммах написано просто «Университет штата Аризона». Это связано с тем, что онлайн-студенты ASU учатся на том же факультете и получают то же содержание курса, что и очные студенты.

Курсы бакалавра психологии

Бакалавр наук в области психологии фокусируется на социально-поведенческих науках, включая неврологию, анализ поведения и принятие решений. Методы исследования и статистика дают вам основу для возможных путей клинических исследований, связанных с этой степенью. Курсы также дают вам возможность создать более широкий исторический контекст для этой дисциплины. Рекомендуемые курсы в этой программе включают:

Посмотреть полную основную карту

PSY 230: Introduction to Statistics (CS)


PSY 290: Research Methods (L or SG)


PSY 330: Statistical Methods (CS)


SBS 300: Careers in Психология


Что я могу сделать со степенью бакалавра психологии?

Бакалавр наук в области психологии поддерживает различные карьеры. Выпускники программы часто продолжают работать по профессиям, связанным с исследованиями. Для некоторых должностей может потребоваться дополнительное обучение. Однако некоторые роли в области управления или администрации доступны без высшего образования. Популярные карьерные пути для студентов включают:

Addictions Counselor


Growth: %

Salary:

Behavioral Health Specialist


Growth: 5. 1 %

Salary: $64,210

Counselor (General)


Growth : 13.0 %

Заработная плата: $45,760

Лицензированный клинический психолог


Рост: %

Зарплата:

003

Marriage and Family Therapist (MFT)


Growth: 22.3 %

Salary: $51,340

Mental Health Counselor


Growth: %

Salary:

School Psychologist


Рост: %

Зарплата:

Директор социальных служб


Рост: 17,0 %

Зарплата: 69 $,600

Социальный работник


Рост: 11,7 %

Зарплата: $48,430

Показать больше

Ведущие преподаватели, уделяющие первостепенное внимание участию сообщества

Как онлайн-студент ASU вы получите опыт New College от тех же преподавателей, которые преподают наши курсы в кампусе из любой точки мира. Наши преподаватели — одни из самых ярких и новаторских академических умов. Наши области знаний включают психологию, антропологию, географию, политологию, кибербезопасность, судебную экспертизу и многое другое. Наша миссия состоит в том, чтобы создать среду, которая подготовит студентов к тому, чтобы занять свое место в мире, используя навыки, которые они приобрели, для карьеры, приносящей пользу их сообществу.

Требования к поступающим на степень бакалавра психологии

Я будущий

первокурсник

Вы считаетесь первокурсником при подаче заявления, если вы вообще не посещали колледж или имеете менее 12 переносимых кредитных часов (с минимальным совокупным средним баллом 2,50).

1. Ознакомиться с квалификационными требованиями

2. Ознакомиться с другими требованиями к поступающим

3.

Заполните онлайн-заявку

4. Подайте форму FAFSA

5. Запросите результаты ACT или SAT

Показать больше

Не соответствуете вступительным требованиям?

Вы по-прежнему можете поступить в ASU через Earned Admission. Благодаря этому пути вы можете продемонстрировать свою способность добиться успеха в ASU, пройдя онлайн-курсы со средним баллом 2,75 или выше.

Для начала подайте заявление в АГУ. Коуч по зачислению свяжется с вами и предоставит дополнительную информацию о том, подходит ли вам программа Earned Admission Pathway.

Обучение в одном из лучших университетов страны

ASU — всемирно известный университет, известный своей приверженностью инновациям, исследованиям и высококачественным академическим программам. Наш университет был отмечен рецензируемыми наградами от US News & World Report.

#1


в области инноваций 8 лет подряд, опережая Стэнфорд и Массачусетский технологический институт.

Топ-10


лучших онлайн-программ бакалавриата.

 

10% лучших


лучших мировых университетов.

80%


выпускников сообщили, что их опыт в ASU вдохновил их на изучение новых карьерных возможностей.

Калькулятор обучения

Калькулятор стоимости обучения ASU Online в настоящее время обновляется. Для наиболее точной оценки, пожалуйста, посетите калькулятор стоимости обучения ASU.

Наш калькулятор стоимости обучения поможет вам рассчитать стоимость обучения на дневном отделении по этой программе без финансовой помощи. Имейте в виду: более 80% наших студентов получают финансовую помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *