Наука о психологии: что это такое, психологические практики, наука о личности, чем занимается психолог

Наука о психологии: что это такое, психологические практики, наука о личности, чем занимается психолог

Содержание

что это такое, психологические практики, наука о личности, чем занимается психолог

Любая наука несет в себе теоретические и практические аспекты. Теория изучает закономерности, тогда как практическая часть отвечает за применение накопленных знаний в жизни, на практике. Не является исключением и психология. Таким образом, получается, что практическая психология изучает практическое использование данной науки.

Практическая психология — что это?

Сразу отметим, что практическая психология — это, прежде всего, отрасль науки. Поэтому заблуждаются те, кто путает ее с психологией житейской, бытовой и т. д. Она занимает важное место в социальной сфере и применяется в работе с людьми.

Практическая психология раньше, до 19 века, носила название опытной и сосредотачивалась исключительно в области, собственно, психологии. Поэтому нельзя ее путать с таким понятием, как прикладная психология, концентрирующаяся на других, пусть и близких областях, и используемая в сферах более конкретных, например, в образовательной, рекламной, спортивной и т. д. Иными словами, практическая психология практикует саму психологию, а прикладная — другие области. При этом, если практические психологи говорят с людьми простым доступным языком, то прикладная психология полна сухой информации и специальных терминов.

Проблематика и применение практической психологии

В практической психологии существует проблема теории, опережающей практику, что встречается в любых научных отраслях. Эта проблема вызывает практически пока не доказанные гипотезы. В психологии такие пробелы заполняют метафоры — приемы, которые работают, но не объяснены теоретически. Главная нерешенная проблема практической психологии — теоретической базы недостаточно, чтобы отвечать запросам настоящего мира. Из проблемы вытекают задачи:

  • личные психологические консультации клиентов, обратившихся за помощью;
  • групповые тренинги в различных сферах, в том числе корпоративной;
  • обеспечение социальных сфер с психологической точки зрения.

Навыки практической психологии переходят от психотерапевта либо психоаналитика к клиенту, которому нужна соответствующая помощь. Сложность заключается в том, что проблемы у людей всегда индивидуальны, связаны с огромным числом нюансов и тонкостей. Поэтому каждый практический психолог ищет решение той или иной проблемы, руководствуясь собственным опытом и накопленными знаниями, применяя различные методики, комбинируя их в поисках оптимального механизма. Специалисты помогают разобраться и в общих проблемах клиентов, таких как развитие личности, образование, и в достаточно узких: проблемы бизнеса, распределение времени, личная успешность.

Методы, которые применяют практические психологи во время работы с клиентами, разделяют на две группы:

  1. Индивидуальные, которые связаны с работой тет-а-тет с человеком, сюда относят психоанализ.
  2. Групповые, которые сопряжены с работой психолога в группах людей, как правило, со схожими проблемами. Занятия проходят в виде тренингов, групповых терапий с различными особенностями.

Практический психолог как образ жизни и профессия

Практический психолог — такая же профессия, как и любая другая. Чтобы выбрать ее для себя, человек должен уметь неплохо разбираться в людях либо, по крайней мере, хотеть научиться этому. Быть хорошим психологом — это призвание. Нужно уметь погрузиться в проблему другого человека, при этом не принимая ее близко к сердцу, чтобы суметь помочь разрешить сложившуюся ситуацию.

Многие люди обладают природным талантом психолога. Они помогают друзьям, близким, коллегам. При этом такие люди не имеют психологического образования, базы знаний, которую можно было бы добавить к заложенному природой таланту. Совершенно необязательно такой человек обязан это образование получать. Если ему просто нравится помогать близким и неблизким людям, искать решение возникшей у них проблемы и радоваться вместе с ними положительному результату — это его выбор. Конечно, практическим психологом в такой ситуации человека назвать можно разве что в кругу друзей. Окружающие и он сам должны понимать, что с серьезными проблемами все же нужно обращаться к человеку с образованием психолога, поскольку на интуитивном уровне, без соответствующей подготовки и базы знаний их решить невозможно, а хуже сделать можно.

Если человек все-таки решил, что практическая психология — это та сфера, в которой он хочет работать и зарабатывать и готов развиваться, то нужно получить соответствующее образование. Неважно, в каком возрасте будущий специалист решил это для себя. Образование психолога получают несколькими путями. Это и классическое первое высшее, полученное по дневной или заочной форме, и второе высшее, которое можно получить даже дистанционно. Кроме того, существует множество возможностей получить специальное образование путем переквалификации из смежной сферы и т. д.

Кем может работать человек с таким образованием? Основными профессиями здесь являются:

  • психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

При этом психотерапевт — чисто медицинская профессия. То есть практические психологи здесь оказывают помощь здоровью обратившегося клиента, вплоть до избавления от зависимостей. Задачей коучей и тренеров является мотивация и подталкивание людей как индивидуально, так и группами, к развитию личности в целом, каких-либо качеств, например, лидерских и решение различных проблем, связанных с этим. В качестве примера можно привести модное сейчас направление психологов-тренеров в бизнес-среде, когда они помогают людям найти в себе смелость и решимость сделать первый шаг в создании собственного дела.

Отмечается нарастающая популярность практической психологии у нас в стране. Это связано с резким увеличением стрессов у людей всех возрастных и социальных категорий, ускорением ритма жизни, появлением огромного количества новых возможностей при ограниченности материальных ресурсов у большинства населения. Люди чаще задумываются, кем бы они действительно хотели стать как в профессии, так и в жизни в целом, чтобы получать удовлетворение и удовольствие от жизни. Из-за того же ускорения ритма в городах и ряда других причин, связанных с современностью, людям стало сложнее познакомиться с целью завести долгосрочные любовные романтические отношения, в дальнейшем перетекающие в создание семьи, которую еще нужно будет делать крепче. А такая потребность никуда не пропала. Люди все чаще сталкиваются с такими проблемами, которые сможет помочь решить лишь грамотный практический психолог, и чаще к ним обращаются. Общественные реалии меняются, а человеческие потребности, которые мы помним еще со времен Маслоу, остаются теми же.

Решение всех перечисленных проблем — важнейшая задача, которую и призвана решать практическая психология. Исходя из того, что мы сейчас видим вокруг, можно с уверенностью говорить, что у этой науки большое будущее, и специалисты практические психологи будут востребованы все больше.

Лекция 1. Понятие о психологии

метки: Человек, Наука, Психея, Понятие, Развитие, Слово, Предмет, Богиня
  1. Становление психологии как науки. Объект и предмет психологии.
  2. Понятие о психике и психическом отражении. Структура, свойства, функции психики. Активность психики (души).
  3. Психология в системе знаний о человеке. Житейская (обыденная) и научная психология.
  4. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности как основные понятия психологической науки
  5. Основные отрасли психологии.
  6. Методы и методики психологии.
  7. Задачи и место психологии в системе наук. Практическое значение психологии. Прикладные направления психологии.
  8. Психология как профессия. Этические моменты психологической профессии (самостоятельно.)

1.Становление психологии как науки. Объект и предмет психологии.

Мы живем в окружающей нас предметной среде. Испытываем потребности и пытаемся их удовлетворить:

— получаем информациюиз окружающей среды и ориентируемся в ней;

— формируем сознательные образыдействительности;

— создаем планы и программы действий;

— сличаем результаты своей деятельности с исходными намерениями;

— переживаем эмоциональныесостояния и корректируем допускаемыеошибки.

Все это является психической деятельностью.А наука, изучающая ее, -психологией.

Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тронула богов и богинь, которые ей помогли. Эроту удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню. Т.о. влюбленные были соединены на веки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души.

Поэтому  Психея  — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Слово «психология» (греч.: «psyche» — душа и «logos» — наука) появилось впервые в 18 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Как самостоятельная наука психология имеет короткую историю.

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

... души пытались объяснить всё непонятное в жизни человека. Основателем психологии по праву считают Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). II. Психология наука ... образцом истинной любви, высшей реали­зации человеческой души. Психея, смертная, обретшая бессмертие, пре­вратившись в богиню, стала ... упавшую на нежную кожу Амура. Он исчезает, а Психея должна вернуть его, пройдя множество испытаний. Преодолев их ...

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» – одно и то же, однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

В процессе развития психологии расширялся и изменялся круг изучаемых ею феноменов, а вместе с тем появлялось новое содержания понятия «психика». В настоящее время

предметом психологиирассматриваетсяпсихика, ее возникновение, развитие и функционирование.

Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом.

Психология как наука о душе  возникла более двух тысяч лет назад и развивалась внутри философии.

Психология относится к той группе наук, представление о предмете которой менялось с развитием самой науки.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, КОТОРЫЕ ПРОШЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ПОИСКАХ ДУШИ.

1.Впервобытно-общинномстрое люди задумывались, что душа чем-то занята.

Душа — двойник человека. Души образовывают сообщества, так же как и люди. Связь живых и мертвых душ — хозяйственная, материальная. Когда человек спит — душа гуляет, общается, приходит и рассказывает человеку, что видела (сны).

Смерть: душа ушла и не вернулась, рассталась с телом».

Такие представления породили культовое отношение к душе — религию.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ КАК ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ ДРЕВНОСТИ.

2.Анимистические  представленияо душе встречаются у иокийских натурофилософов. Внематериальная природа души:

Фалес

Анаксимен 7-5 в. до н.э.

Гераклит

Душа — оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь).

Анимизм — вся материя одушевлена.

3.Душа -материальный оживотворяющий тело орган, руководимый разумом и состоящий из наиболее мелких и подвижных атомов.

Демокрит

10 стр., 4945 слов

К вопросу о понятии «душа» в психологии

... человека было связано с анализом души народа, души этноса, коллективной души. В Германии возникло направление в психологии, известное как «психология народов». В ней, как подчеркивает ... возможной полнотой жизни и актуальной ее неполнотой, между душой и телом. Протекание же жизни как ее реальной полноты раскрывается в картинах ...

Эпикур 5-1 в. до н.э.

Лукреций

4.Платон(428/427г. -347г. до н.э.).

— основоположник идеалистических идей о душе. «Душа вечна. Душа выбирает подходящее тело и когда попадает в это тело, то учит его тому, что умеет сама».

Мы считаем, что рождаемся незрелыми, потом учимся.

Структура души по Платону:

  1. разум — находится в голове, если преобладает эта часть тела, то рождается философ;
  2. мужество — находится в грудной клетке — воин;
  3. вожделение — находится в брюшной полости — раб.

Его противник Аристотель(384-322г. до н.э., трактат «О душе») считал что «душа — функция тела, находится в сердце». До него существовало предположение, что душа и тело могут существовать раздельно. Душа не может делиться на части, но она проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, действующей, разумной. Первая способность специфична для растений, вторая и третья — для животных, четвертая — для человека.

Аристотель выдвинул идею формирования характера в реальной деятельности. Считается, что именно тогда наука о душе (психология) стала выделяться в отдельную область знания.

ВЗГЛЯДЫ НА ПСИХИКУ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

5.Позже выяснилось, что разум руководит телесными органами с помощью нервных связок и сухожилий.

Во 2-м в. до н.э. Гален (Римский врач) разделил движения, в которых участвуют внимание, память, которые человек производит во сне (т.е. стали подходить к проблеме сознания).

Приблизительно в это время душу разместили в мозге.

6.В 17 веке был открытрефлекс. И получилось, что отдельно взятая лягушачья лапка может двигаться под воздействием чего-то. Значит душа телу не нужна. Многие ученые придерживались этого мнения.

СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Роне Декарт(математик): рефлексы отдельно, душа отдельно. Поэтомучеловек — это механизм, нервная машина. Декарт подписывался по-латыни Renatus Cartesius, что послужило причиной названия его психологического учения картезианством. Основа его теории христианское учение о бессмертии души.

10 стр., 4629 слов

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

... середине XIX века психология из, разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведений) были ... фрейдизм). 2. Основные направления развития современной психологии Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с ...

«Картезианская картина Мира» — картина, где все события имеют прямую причину. Тело человека предстает в виде машины — мышцы способны отвечать на внешние воздействия без участия души, т.е.:

психика

сознание

душа

Но Аристотель оставил душу как особую сущность, независимую от тела. А. Гоббс (1588-1679) душу вовсе отменил.

7.Несколько изменил эти представления математик, создавший интегральные исчисления, Лейбниц (1646-1716).

Он впервые объединил душу, сознание и функционирование тела.

Т.о. психология возникла как наука без души, потом появилась душа, потом сознание. Предмет изучения психологии — это психика.

Постепенно вместо термина «душа» стали употреблять термин «психика». Борьба мнений по поводу предмета психологии существует до сих пор.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Основатель научной психологии — немецкий исследователь Вильгельм Вундт, открыл (1879г.) первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге; узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

  • Психология- наука о возникновении, развитии и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности.

Изучает: 1. Психику человека и животных (восприятие, ощущение, память, мышление,

речь, способности качества и свойства личности).

2. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление,

речь,внимание,воображение).

3. Психические свойства и состояния (потребности, мотивы, интересы, волю,

чувства, эмоции, способности, знание, сознание).

4. Общение и поведение, их зависимость от психических явлений.

— Бихевиоризм: (от англ. behaviour — «поведение») — направление в психологии и других научных дисциплинах (например, социологии и политологии), в центре изучения которого находится поведение. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон, хотя схожие идеи формулировались и ранее. Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

— Гештальт-психология: (нем.Gestalt— целостная форма или структура) — школа психологии началаXX века. ОснованаМаксом Вертгеймеромв1912 году. Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

— Психоанализ: Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а так же один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века).

Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов. Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.

Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем психоанализ был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию, в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности»

2. Понятие о психике и психическом отражении. Структура психики, свойства, функции. Активность психики

  • ПСИХИКА – форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром, и регулирующая на этой основе их поведение. (Психика — субъективный образ объективной реальности, отражение действительности в нашем мозге, позволяющий нам воспринимать окружающий мир и адекватно на него реагировать).

Высшая форма психики — сознание. Сознание — продукт деятельности мозга, высший уровень психического отра

Психология – наука о психике

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 29Следующая ⇒

В дословном переводе психология – наука о душе (psyche– душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи.[1]

1Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Особенности психологии как науки

Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Особенности психологии как науки

Основные направления психологии

Основные направления психологии представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Основные направления психологии

Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.

Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.

Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

Предмет психологии

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.

В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Предмет изучения психологии (первая версия)

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Виды психических процессов

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Разновидности психических процессов

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Разновидности психических состояний

О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:

♦ такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;

♦ другое психическое состояние – конфликт – может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.

Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.

Примером психического закона является закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Объект и задачи психологии

Основной задачей психологиикак науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

♦ изучение механизмов психических явлений и процессов;

♦ анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

♦ содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Что касается объектапсихологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.



Читайте также:

 

Общее представление о психологии как науке.

Общее представление о психологии как науке.

Ψ – самое сложное, что известно человеку. Психол. наука очень молодая (чуть больше 100 лет). Она находится в особом положении, т.к. в ней сливаются объект и субъект познания. Ψ – наука, познающая и созидающая человека. Ψ возникла на стыке естественных наук и философии.

Трудности определения предмета психологической науки.

Ψ постоянно меняла свой предмет и так не решила этот вопрос. Пока психологи не создали теорию, способную охватить все имеющиеся в Ψ феномены, подходы и точки зрения и соединить их в одну систему. Предмет Ψ – самый трудный из всех, наименее поддающийся изучению (© Выготский). Ψ связана почти со всеми науками, поэтому есть опасность подмены психологич. исследования физиологическим, соц-м и т.д. чт может привести Ψ к утрате своего предмета.

Разные значения слова "психология".

1) это «наука о душе», знание о психике и закономерностях её проявления и развития.

2) Ψ проявляется как совокупность типичных для человека способов поведения, общения, познания окр. мира, убеждений, предпочтений, черт характера.

Круг феноменов, изучаемых психологией.

1) явления сознания. О них чел-к знает по собственному опыту и может отдавать себе отчёт.

2) бессознательные (неосознаваемые) психич. процессы. О них чел-к может не догадываться.

3) поведение – все внешне наблюдаемые реакции субъекта (чел-ка или животных) на стимулы из окр. среды.

4) обществ. отношения. Без включения чел-ка в общ-во человеч. психика не сформировалась бы.

5) предметы материальной и духовной культуры, в кот. «опредмечены» человеч. деят-ть, представления о мире, переживания, размышления, желания и стремления.



6) психосоматические явления – телесные проявления эмоций, дисбаланс кот-х может стать следствием психосоматических болезней.

Соотношение научной, житейской (обыденной) и художественной форм психологического знания.

Обыденное знание о психике составляет «народную мудрость». Для него характерны: точность, конкретность. Возникает в конкретной ситуации при решении конкретных задач. Не имеет доказательств.

Художественное базируется на уникальном авторском взгляде. Существует в виде произведений искусства. Обогащает душевную жизнь чел-ка опытом, кот. он лично не переживал, позволяет пройти через психологич. состояния, с кот-ми он не сталкивался.

Научное стремится к обощениям, создаёт и использует термины и законы, Знания существуют не для конкретного чел-ка, а для всех и могут быт доказаны экспериментально.

Предмет и задачи научной психологии. Классификация психических явлений.

Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

 

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

 

Поскольку психика многообразна в своих формах и проявлениях, по этой причине психология, во-первых, изучает все сознательное у человека, т.е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представления, воображение и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения - все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда.

Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение. Бессознательное представляет собой форму отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и которая занимается конкретной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. В свою очередь поведение - это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.

 

Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:

 

1) изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

В самом общем виде психика - это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Она существует благодаря способности головного мозга человека и животных отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности.

 

Содержание психики определяется реальной действительностью, воздействия которой отражаются в сознании людей в виде психических процессов, состояний, образований, свойств и социально-психологических феноменов, составляя тем самым мир психических явлений (такое понятие используется в отечественной психологической науке).

 

Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших

Психология как наука о душе. Психология в лоне философии (основные представители,

В. Вундта. Две программы психологии В. Вундта. Элементы сознания и их особенности.

Структурализм Э. Титченера. «Ошибка стимула» и метод аналитической интроспекции.

Критика структурализма.

Э.Титченер (1867 -1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти законы в связь с физиологической организацией.

Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознани”, без вмешательства физических характеристик стимула (“ошибка стимула”). В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Образы - это следы прежних ощущений, отличающиеся меньшей отчетливостью. Чувства - это элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем. Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления.

Эдвард Брадфорд Титченер считал предметом психологии изучение непосредственного сознательного опыта, т.к. именно такой опыт зависит от испытуемого субъекта. Однако он предупреждал, что при изучении сознательного опыта нельзя допускать ошибки стимула, т. е. смешения психического процесса восприятия объекта и влияния самого объекта.

Титченер определял сознание как сумму наших переживаний, существующих в данный момент времени, а разум как сумму наших переживаний, накопленных в течение жизни. Сознание и разум во многом схожи – за той разницей, что сознание включает в себя психические процессы, происходящие в текущий момент, а разум содержит в себе общий итог этих процессов. Титченер заявлял, что в задачи структурной психологии не входит изменение человеческого сознания или реформирование общества, а ее целью является открытие сути или структуры психики. Он придавал особое значение исследованию отдельных частей, в то время как Вундт делал упор на изучение целого, т. е. стремился к открытию атомов человеческой психики.

Согласно Титченеру, тремя основными задачами психологии являются: 1) разложение сознательных процессов на простейшие составляющие; 2) определение законов, по которым происходит это объединение; 3) связь элементов сознания с физиологическими состояниями

Титченер предложил считать тремя основными элементами структуры сознания следующие: ощущения, образы и эмоциональные состояния. Ощущения являются основными элементами восприятия и даются нам в виде звуков, запахов и т.д. Образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом. Эмоциональные состояния являются выражением душевных переживаний и проявляются в таких чувствах, как любовь, ненависть или печаль.

Критика структурализма. Однако в случае с Титченером ситуация оказалась абсолютно противоположной, так как он, напротив, твердо придерживался старых воззрений, в то время как все вокруг их критиковали. Во втором десятилетии XX века в интеллектуальном климате Америки и Европы произошли значительные изменения, но официально опубликованное изложение системы Титченера осталось прежним. В результате многие психологи стали смотреть на его структурную психология как на несерьезную попытку остаться верным устаревшим принципам и методам.

Титченер верил, что он создает фундамент для психологии, но его достижения оказались только одной из ступеней в истории ее развития. Эпоха структурализма завершилась вместе с его смертью. То, что она длилась так долго, служит весомым доказательством значимости его личности.

Интроспективной психологии.

Функционализм. Как убежденный сторонник функционализма он заявлял, что сознание, со всеми его функциями, следует рассматривать как орган первичной адаптации к окружающей среде и подчеркивал важность изучения процессов и функций, а не содержаний и структур сознания.

Методы психологии: он использовал интроспекцию, изучение продуктов деятельности и сознания , изучение анатомии и физиологии.

Сознание. Он провозгласил, что психическая жизнь представляет собой непрерывно текущее и изменяющееся единство. Он считал, что сущностными признаками сознания является адаптивность, активность, избирательность и телеологичность. Он ввел термин «поток сознания», который оказал значительное влияние на модернистскую литературу и искусство.

Метафоры сознания. Поток сознания и метафора полета птицы

Сознание, как «поток» - функциональная метафора. Выделял устойчивые (остановочные пункты сознания) и изменчивые (переходные промежутки) состояния сознания. Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются с взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения.

Свойства сознания. В.Джеймс выделил четыре свойства сознания как потока.

1. Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания. Это означает, что любой психический процесс всегда принадлежит кому-то (кто может сказать про себя «я мыслю», «я чувствую» и т.п.) и поэтому существует «абсолютная разобщенность сознаний», представляющая собой «одну из самых абсолютных граней в природе» . Из этого следует, что В.Джемс разделял убежденность интроспективной психологии в «замкнутости» сознания в себе самом и доступности его изучения лишь для носителя сознания.

2. В сознании происходят постоянные изменения. Это означает, что каждое из состояний сознания уникально и не может с точностью повториться. Хотя мы видим одно и то же небо каждую весну, говорил В.Джемс, мы не воспринимаем его одинаково. Зеленая трава только кажется нам всегда зеленой, а на самом деле на солнечной и темной стороне двора она выглядит совсем не так (это замечает лишь художник, который на картине использует разные краски — желтую и темно-коричневую соответственно).

3. Каждый процесс в сознании непрерывен. В.Джемс приводил для иллюстрации этого свойства сознания немного смешной пример. Когда Петр и Павел, спавшие вместе на одной кровати, просыпаются рано утром, каждый из них помнит именно свое прошлое, а не прошлое другого, и никогда «настоящее» Петра не переплетается по ошибке с «прошлым» Павла. Каждый из нас ощущает себя «непрерывным» — в сознании нет «связок», оно течет, как река. Поэтому весьма сомнительным представляется стремление выделить в сознании «элементы» — это похоже на то, как если бы кто-то воспринимал реку как совокупность каких-то отграниченных друг от друга объемов воды — ведер, бочек и т. п., не учитывая протекающий между ними поток движущейся воды.

4. Сознание отличается избирательностью: в фокусе нашего внимания в данный момент времени, как правило, оказывается лишь один объект или одна его сторона. Одной из возможных причин этой селективности (избирательности) являются наши интересы. Предположим, говорил В.Джемс, по Европе путешествуют четыре американца. Каждый из них привезет в США разные впечатления. Один будет рассказывать друзьям о пейзажах, костюмах, произведениях искусства, которые произвели на него впечатление. Для другого во время путешествия существовали только статистические данные о количестве жителей того или иного города, его размерах, ценах и т.п. Третий даст своим друзьям отчет о том, каковы рестораны и питейные заведения в городах Европы. Четвертый же, будучи погружен в тяжелые думы, может вообще не вынести никаких впечатлений из путешествия, кроме, возможно, названий мест, где побывал.

•Кризис интроспективной психологии

В начале XX столетия наметился кризис интроспективной психологии сознания, обусловленный прежде всего развивающимися запросами научного знания. Интроспективная психология оказалась беспомощной перед проблемами, требующими практической разработки. Запросы практики, определяемые бурным развитием капитализма, невозможно было удовлетворить прежними субъективными методами. Появилась необходимость в разработке новых объективных методов.

Один из наиболее видных историков психологической науки — М.Г.Ярошевский считает, что кризис психологии сознания был подготовлен также и результатами исследований в области невропатологии и психиатрии, особенно широко развернувшихся во Франции задолго до начала кризиса. Эти исследования убедительно доказали, что человеческой психике иногда свойственны неосознаваемые проявления. Область бессознательного была подвергнута клиническому и экспериментальному анализу. Обширные исследования развернул Шарко (1825— 1893), под руководством которого начали работать и выдающийся французский психолог Пьер Жане (1859—1937), и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856—1939). Выдающийся французский психолог Альфред Бине начал разработку объективных методов. Им были созданы тесты для определения уровня развития интеллекта детей. Интроспективный метод отступил на второй план по сравнению с объективным анализом продуктов или результатов решения предлагавшихся детям задач.

Таким образом, в начале XX в. экспериментальное изучение психики вело к утверждению, что психология не может быть определена как наука о сознании.

Достижения, критика).

Индивидуальная психология рассматривает человека как целостную и целенаправленную личность, которая проявляется в рано возникающем жизненном стиле.

Жизненный стиль не врожден, а формируется на основе: а) ранних эмоциональных взаимосвязей, из которых вырастает затем чувство общности; б) рано возникающего в отношениях с другими чувства самозначимости.

В положительном варианте развития эти чувства проявляются как 1) уверенность в себе, в своих силах; 2) доверие к человеку, сочувствие и соучастие. Эти чувства являются условием начала любой продуктивной деятельности.

Чувства самозначимости и общности диалектически взаимосвязаны. Так, нарушение чувства доверия ведет к изоляции, снижает чувство самозначимости, что, в свою очередь, ведет к отношениям борьбы, порождает иллюзию превосходства.

Чувство неполноценности, связанное с естественной слабостью человека как организма, не всегда является достаточно осознанным, часто оно проявляется лишь в стремлении к отсрочке, к уклонению от выполнения предстоящих задач. Главными задачами жизни у Адлера считаются три: 1) отношение к людям, 2) отношение к труду, 3) любовь.

Неразвитое или разрушенное чувство общности ведет к психической или социальной деградации личности. В этом случае компенсация неполноценности приобретает социально негативный характер. В связи с этим только развитие чувства общности с раннего детства может обеспечить профилактику неблагоприятного жизненного стиля.

Можно выделить как минимум три группы принципиальных различий между теориями Фрейда и Адлера.

1. Признавая ведущее значение сферы бессознательного, Адлер в то же время указывает на относительность границы между со знанием и бессознательным. Более того, он отмечает, что между этими сферами существуют постоянные взаимопереходы, зависящие от характера стоящих перед человеком задач и этапа их разрешения.

2. В отличие от Фрейда Адлер не считает исходные влечения генотипическим инстинктом, а предполагает лишь их потенциальную заданность.

3. Адлер категорически отказался от сексуального влечения как исходной мотивационной тенденции, конституирующей основы личности.

Трактовка концепции Адлера как фрейдистской обедняет содержание индивидуальной психологии, в лучшем случае придавая ей эклектический характер. Задача данной работы предполагает как раз выход за рамки такого ее традиционного толкования и демонстрацию того, что отход Адлера от учения Фрейда является не частным, а принципиальным, конституирующим моментом становления индивидуальной психологии. В то же время решение этой задачи неизбежно требует развернутого изложения понятийного и методического аппарата А. Адлера, основных вех развития его творчества.

Как известно, создатель индивидуальной психологии А. Адлер (1870—1937) некоторое время работал совместно с 3. Фрейдом (наиболее интенсивно в период 1902—1908 гг.). В 1911 г. Адлер прочитал на заседании психоаналитической ассоциации три доклада, в которых отметил пункты согласия с Фрейдом и более многочисленные пункты различия позиций. Как оказалось позднее, расхождения эти образовали непреодолимую пропасть. Произошел разрыв2.

Изложение Адлером собственного позитивизма 1911 г. и стало началом индивидуальной психологии. К Адлеру примкнули многие видные медики, психологи, педагоги. Индивидуальная психология наряду с психоанализом получила значительное развитие. С 1922 г. стал выходить специальный журнал, начали проводиться международные конгрессы, издавалась многочисленная литература.

31. Психология неофрейдизма ("женская психология" К. Хорни, гуманистический психоанализ Э. Фромма).

Неофрейдизм - обширное направление в зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг., истоком которого были идеи З.Фрейда. Его крупными представителями являются К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен.

Его появлению способствовал новый не невротический тип больных, которые жаловались скорее на неудачи, беспокойство, чувство одиночества, разочарования, неприспособленности, чем на специфически невротические симптомы. Это были прежде всего представители деловых кругов, практиков, специалистов профессионалов, служащих. Они в первую очередь испытали влияние депрессии 30-х годов, последовавшей за экономическим кризисом 1929 года. Эти трудности отразились в судьбе каждого человека. Поэтому для анализа причин заболевания было недостаточно погрузиться в личные семейные драмы, ограничиться миром «Я» и семьи. В результате учета действия этих новых факторов и возник неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа. Неофрейдизм представлен следующими основными направлениями:

• Э.Фромм: Гуманистический Психоанализ

• Карен Хорни: тревожность и концепция Я

• Гарри Стэк Салливен: межличностная психиатрия

• Жак Лакан: структурный психоанализ

Э.Фромм (1900—1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа».. По Фромму, характер человека имеет не только либидозную, но и социальную обусловленность. Здесь главная роль принадлежит семье, но после окончания периода детства общество продолжает активно влиять. В связи с пониманием решающей роли общества и в соответствии с центральной установкой, по которой человек должен находиться в центре общества и цели его развития должна быть подчинена вся экономическая и политическая деятельность. Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. Он пришел к выводу, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Стремление примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, которое также пытается уравновесить эти стремления.

Как считает Хорни, человек обладает неким реальным "я", требующим благоприятных условий для его реализации. Когда человеком движут защитные стратегии, а не подлинные чувства, он отдаляется от своего реального "я". Хорни различала защитные стратегии двух видов: межличностные, которые мы используем в общении с людьми, и интрапсихические, которыми мы оперируем для самих себя. Хорни описала межличностные стратегии в работе "Наши внутренние конфликты" и интрапсихические - в "Неврозе и человеческом развитии".

"Реальное "я" - это то, на что мы ссылаемся, когда говорим, что хотим найти себя... Это возможное "я" - в противоположность идеальному "я", недостижимому в принципе" (Horney, 1950, р. 158).

Реальное "я"

Хорни пришла к выводу, что главной чертой невроза является отчуждение от реального "я" в результате подавляющего воздействия окружения. Цель терапии - "восстановить личность для самой себя, помочь человеку обрести спонтанность реакции и центр тяжести в себе самом" (1939, р. 11). Реальное "я" (the real self) - не фиксированная сущность, а ряд врожденных возможностей. К ним относятся темперамент, таланты, способности и склонности. Они являются частью нашей наследственности, и для их развития необходимы благоприятные условия. Они не вырабатываются в процессе обучения, так как нельзя научиться быть собой, но открыты для внешних влияний, так как реализуются через взаимодействие с внешним миром, обеспечивающим множество путей развития.

Человек может реализоваться в различных условиях по-разному, однако в детстве существует ряд условий, необходимых для будущей самореализации. Они включают "атмосферу тепла", которая дает возможность ребенку выражать свои собственные мысли и чувства, доброжелательность остальных людей, способных удовлетворять различные нужды ребенка. Ребенок также должен обладать "здоровым антагонизмом желаниям и воле" тех, кто находится рядом с ним. Когда неврозы родителей мешают им любить ребенка или хотя бы "воспринимать его как самостоятельную личность", у него возникает базовая тревога, мешающая ему "относиться к другим с непосредственностью подлинных чувств", вынуждающая его развивать защитные стратегии.

Основные понятия, задачи и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон).

Целостности в психологии.

 

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — структура, образ, форма, конфигурация) — одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит целостный, непосредственный характер, а в его основе лежат интенции субъекта. Др. источником идей гештальтпсихологии являются исследования австр. психолога X. фон Эренфельса, которому удалось открыть не сводимые к сумме элементов гештальт-качества. Впервые принципы гештальтпсихологии были сформулированы М. Вертхаймером в статье «Экспериментальное исследование движения» (1912) как альтернатива структурализму и бихевиоризму. Представители этого направления — Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин и др. — исходили из предположения, что сложные психологические феномены нельзя разложить на простые ментальные компоненты (структурализм) или цепи стимул — реакция (бихевиоризм). Они доказывали, что адекватное объяснение интеллектуального поведения требует ссылки на внутренние состояния психики и врожденные сложноорганизованные когнитивные структуры, которые формируют наш перцептивный опыт и знание о мире. Свои гипотезы гештальтисты стремились подкрепить многочисленными экспериментальными данными (феномен стробоскопического движения и др.). Согласно их взглядам, наше перцептивное восприятие является целостным, активным и конструктивным процессом, строящимся на динамическом отношении между двумя элементами — воспринимаемой формой (структурой, гештальтом) и фоном (полем восприятия). Форма всегда доминирует, оставаясь при этом неразрывно связанной с менее четко воспринимаемым фоном, на котором она выделяется. Интенция наблюдателя спонтанно связывает форму и фон. Гештальтисты открыли закон «хорошей формы», названный Вертхаймером «законом прегнантности», который предрасполагает к выбору наиболее простых, четких, упорядоченных и осмысленных форм. Мышление также рассматривали как активный конструктивный процесс. Вертхаймер различал продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление предполагает понимание структурных отношений, присущих проблеме, сопровождающееся интеграцией соответствующих частей в динамическое целое. Репродуктивное мышление сводится к слепому повторению усвоенных реакций применительно к отдельным частям целого. Этот тип мышления не порождает инсайта (понимание), определенного Кёлером как закрытие психологического поля, где все элементы интегрируются в целостную структуру. Наиболее систематический и прагматический подход к мышлению как решению задач с позиции Г. был разработан К. Дункером, который требовал от испытуемых «Думать вслух», настаивая на необходимости вербализации любой мысли. На основе полученных устных и письменных протоколов Дункер пришел к выводу, что процедуры решения задач могут быть формализованы как поиск средств решения конфликтов между текущими ситуациями и ситуациями, отвечающими желаемым целям. Результаты мыслительных операций он рассматривал как совокупность интегрированных внутренних репрезентаций, которые детализируют элементы проблемной ситуации. Соответственно, понимание и инсайт определялись им как внутренние когнитивные состояния субъекта, зависящие от качества репрезентаций. Исследования Дункера ясно показали, что при решении проблем субъекты формировали планы, генерировали цели и разрабатывали стратегии, основанные на приобретенном знании. Он также выдвинул концепцию «функциональной закрепленности», которая утверждала, что объекты и идеи вместе с закрепленными за ними функциями становятся частью ситуации по решению задачи, и эта установка препятствует их новому применению.

Гештальтпсихологи внесли большой вклад в развитие психологии прежде всего своими исследованиями особенностей стратегии пространственно-обр

Психология

Психология - это академическая и прикладная дисциплина, включающая научное изучение психических процессов и поведения.

Психологи изучают такие явления, как восприятие, познание, эмоции, личность, поведение и межличностные отношения.

Психология также относится к применению таких знаний в различных сферах человеческой деятельности, включая вопросы, связанные с повседневной жизнью, например. семья, образование и работа, а также лечение психических заболеваний.

Психология - одна из наук о поведении, обширная область, охватывающая социальные и естественные науки.

Психология пытается понять роль человеческого поведения в социальной динамике, включая физиологические и неврологические процессы в свои концепции психического функционирования.

Психология включает в себя множество подразделов исследования и применения, связанных с такими областями, как человеческое развитие, спорт, здоровье, промышленность, право и духовность.

Психология описывает и пытается объяснить сознание, поведение и социальное взаимодействие.

Эмпирическая психология в первую очередь посвящена описанию человеческого опыта и поведения в том виде, в каком оно происходит на самом деле.

С 1980-х годов психология начала изучать отношения между сознанием и мозгом или нервной системой.

До сих пор неясно, как они взаимодействуют: определяет ли сознание состояния мозга или состояния мозга определяют сознание - или и то и другое происходит по-разному?

Есть несколько разделов психологии.

Сравнительная психология относится к изучению поведения и психической жизни животных, кроме людей.

Это связано с дисциплинами помимо психологии, изучающими поведение животных, такими как этология.

Хотя область психологии в первую очередь занимается людьми, поведение и психические процессы животных также являются важной частью психологических исследований, либо как самостоятельный предмет (например, познание животных и этология), либо с сильным акцентом на эволюционные связи, и несколько более спорно, как способ получения понимания психологии человека путем сравнения или с помощью животных моделей эмоциональных и поведенческих систем, как показано в нейробиологии психологии.

Психология личности изучает устойчивые психологические модели поведения, мыслей и эмоций, которые обычно называют личностью человека.

В основном сосредотачиваясь на развитии человеческого разума на протяжении всей жизни, психология развития стремится понять, как люди начинают воспринимать, понимать и действовать в мире и как эти процессы меняются с возрастом.

Это может быть связано с интеллектуальным, когнитивным, нервным, социальным или моральным развитием.

Количественная психология включает применение математического и статистического моделирования в психологических исследованиях, а также разработку статистических методов анализа и объяснения поведенческих данных.

Психометрия - это область психологии, связанная с теорией и техникой психологического измерения, которое включает измерение знаний, способностей, отношений и личностных качеств.

Разведка Авраама Маслоу

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью

    Жанры

    • Искусство
    • Биография
    • Бизнес
    • Детский
    • Христиан
    • Классика
    • Комиксы
    • Поваренные книги
    • Электронные книги
    • Фэнтези
    • Художественная литература
    • Графические романы
    • Историческая фантастика
    • История
    • Ужасы
    • Мемуары
    • Музыка
    • Тайна
    • Документальная литература
    • Поэзия
    • Психология
    • Романтика
    • Наука
    • Научная фантастика
    • Самопомощь
    • Спорт
    • Триллер
    • Путешествия
    • Молодое поколение
    • Больше 065
    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Задать вопрос автору
    • Войти
    • Присоединиться
    Зарегистрироваться
    • 4

    Посмотреть профиль
  • 4

Посмотреть профиль
  • Друзья
  • Группы
  • Обсуждения
  • Комментарии
  • Задание по чтению
  • Kindle Заметки и основные моменты
  • Цитаты
  • Любимые жанры
  • Рекомендации друзей
  • Настройки учетной записи
  • Помощь
  • Выйти
  • Домой
    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • Choice Awards
      • Жанры
      • Подарки
      • Новые выпуски
      • Списки
      • Изучите
      • Новости и интервью

      Жанры

      • Бизнес Биография
      • 44
      • Детская
      • Кристиан
      • Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • История
      • Ужасы
      • Музыка
      • Мемуары
      • Документальная литература
      • Поэзия
      • Психология
      • Романтика
      • Наука

    Факультет психологии и педагогических наук

    построен на инновационной и междисциплинарной учебной программе, которая опирается на теоретические и практические знания, полученные в области прав детей, а активное участие студентов является ключевым аспектом программы.Занятия проходят с понедельника по полдень четверга. Междисциплинарный профиль преподавателей (право, психология, социология, педагогические науки), их активное участие в различных академических и профессиональных сетях, а также тесные связи программы с Международным институтом прав детей (IDE) в Сионе - все это способствует динамизму этой магистерской программы.

    ЦЕНТР ИНТЕРФАКУЛЬТЕТА ПРАВ ДЕТЕЙ
    Создав новый межфакультетский центр по правам детей (CIDE) в Сионе, кантон Вале, Женевский университет внес важный вклад в повышение узнаваемости и престижа междисциплинарной подготовки по правам детей как в Швейцарии, так и за рубежом. .

    Опираясь на деятельность своих профессоров и исследователей из разных дисциплин, и мобилизуя компетенции своих партнерских факультетов (право, психология и педагогические науки, общественные науки, медицина), CIDE анализирует основные изменения, которые повлияли на статус детей с течением времени и, в частности, социальные и правовые изменения, последовавшие за Конвенцией 1989 г. о правах ребенка, наиболее широко ратифицированным международным договором.В настоящее время почти каждая нация признает ребенка субъектом прав - а уже не просто объектом мер защиты - и, следовательно, актором общества, способным осуществлять основные права, принадлежащие каждому человеку.

    С этим новым пониманием статуса ребенка были разработаны новые профессиональные и институциональные практики. Лучшее осуществление Конвенции о правах ребенка (например, положение ребенка в семье или школе, статус детей в гражданских и уголовных судах, отношения Север-Юг, сотрудничество в области развития и т. Д.) связано с многочисленными теоретическими, концептуальными и практическими проблемами.

    Чтобы подготовить студентов к карьере в различных профессиональных секторах, которые были преобразованы этими изменениями, CIDE предлагает флагманскую программу обучения, которая имела оглушительный успех с момента ее запуска в 2008 году: междисциплинарный магистр по правам ребенка.

    www.unige.ch/cide

    факультет | Кафедра психологии

    Перейти к основному содержанию

    Форма поиска

    Поиск

    • люди
      • Факультет
        • Начальный факультет
        • Почетный факультет
        • Филиал и выездной факультет
      • Постдокторант и научный сотрудник
      • Аспирантов
      • Сотрудники
      • Мэри Д.Психологическая клиника Эйнсворт
        • Эйнсворт FAQ
    • Исследование
      • Развитие в течение жизни
      • Количественные методы и наука о данных
      • Социальные детерминанты здоровья
      • Инновации и методы продвижения
      • Молекулы, нейронные цепи и поведение
      • Теория и приложения в социальной психологии
      • Книжная полка факультета
      • Примите участие в исследованиях в UVA Psychology
    • Бакалавриат
      • 2021 Reid Conference - Регистрация открыта
      • Декларирование психологии
        • Специальность по психологии (BA)
        • Психология минор
        • Магистр психологических методов исследования (1 + MA)
      • Планирование курса
        • Планирование курса
        • Контрольные списки программ
        • Руководство по дисциплинам психологии
      • Бакалавриат исследования
        • Возможности исследования
        • Программа выдающихся специальностей
        • Конференция студентов по психологии Рейда
      • Ресурсы для студентов
        • Нужна помощь? Получать поддержку
        • Студенческие организации
        • Карьера / Высшее образование
        • Список клинических волонтеров
        • Стажировки
        • Образование за рубежом
        • Биографии выпускников
      • Церемония вручения дипломов
      • Контакты отдела
    • Выпускник
      • Церемония вручения дипломов
      • Кандидат психологии
        • Клиническая психология
        • Психология сообщества
        • Когнитивная психология
        • Психология развития
        • Количественная психология
        • Социальная психология
        • Системы и поведенческая неврология
          • Стипендия в QNB
      • Количественная психология концентрации
      • +1 магистр психологических методов исследования
      • FAQ для выпускников
      • Процесс приема
      • Финансовая помощь
    • РАЗНООБРАЗИЕ
      • Заявление о миссии
      • День виртуального диверсификации психологии
      • Инициативы и события
      • Возможности финансирования
      • Исследование разнообразия
      • Ключевые моменты разнообразия и инклюзивности
      • Награды за выдающиеся достижения в области разнообразия, инклюзивности и справедливости
      • Способы принять участие
      • Связаться с нами
    • Связаться с нами
      • Администрация
      • Сделайте подарок психологии
      • Ресурсы | Внутренние ссылки
      • О нас
      • Контакты Департамента психологии во время Covid-19
      • Доступ
      • Доступ
      • AccessCorner
      • Где мы находимся во время ремонта Gilmer?
    • Вакансии
    • Факультет
      • Начальный факультет
      • Почетный факультет
      • Филиал и выездной факультет
    • Докторант и научный сотрудник
    • Аспиранты
    • Персонал
    • Мэри Д.Психологическая клиника Эйнсворт
      • Ainsworth FAQ

    Джозеф П. Аллен

    Хью Келли Профессор психологии

    Психологическая наука: Глава 1 Карточки

    Срок
    Определение
    Научное изучение поведения и психических процессов
    Срок
    Цели психологической науки:
    Определение
    описывает, предсказывает и объясняет поведение.
    Срок
    Определение
    Все, что мы делаем, можно наблюдать непосредственно
    Срок
    Определение
    Мысли, чувства и мотивы, которые каждый из нас испытывает наедине, но которые нельзя наблюдать напрямую.
    Срок
    Определение
    Использование систематических методов для наблюдения за миром природы, включая поведение человека, и для того, чтобы делать выводы.
    Срок
    Позиции, лежащие в основе научного подхода:
    Определение
    Критическое мышление, скептицизм, объективность и любопытство
    Срок
    Определение
    Процесс глубокого и активного размышления, постановки вопросов и оценки доказательств.
    Срок
    Определение
    Получение знаний посредством наблюдения за событиями, сбора данных и логических рассуждений.
    Срок
    Определение
    Психолог, специализирующийся на изучении и лечении психологических расстройств.
    Срок
    Определение
    Раздел психологии, подчеркивающий сильные стороны человека.
    Срок

    Вильгельм Вундт (1832-1920)

    [изображение]

    Определение
    Немецкий философ-врач соединил элементы философии и естествознания, чтобы создать академическую дисциплину психологии.Основал первую психологическую лабораторию в 1879 году в Лейпцигском университете вместе со своим учеником Э. Б. Титченером. Основал структурализм в психологии.
    Срок
    Определение
    Подход Вундта к обнаружению основных элементов или структур психических процессов; так назван из-за его ориентации на определение структур человеческого разума.
    Срок
    Определение
    Подход Джеймса к психическим процессам, подчеркивающий функции и цели разума и поведения в адаптации человека к окружающей среде. Ключевой вопрос - функционализм: почему человеческое мышление адаптивно, то есть почему людям лучше, потому что они могут думать, чем были бы в противном случае?
    Срок

    Уильям Джеймс (1842-1910)

    [изображение]

    Определение
    Философ и психолог.Основоположник функционализма. Видел ум как гибкий и подвижный, характеризующийся постоянными изменениями в ответ на непрерывный поток информации из мира. Джеймс называл естественный поток мысли «потоком сознания».
    Срок
    Определение
    Эволюционный процесс, в котором организмы, которые лучше всего приспособлены к окружающей среде, выживут и произведут потомство.(Чарльз Дарвин)
    Срок
    Определение
    те совокупности молекул, которые отвечают за наследственность
    Срок
    Семь подходов, которые представляют интеллектуальный фон психологической науки (современные подходы к

    Психология от А до Я | Департамент психологии

    Психология AZ Авторы (в алфавитном порядке) Дэвид Белин, Лаборатория Блейкмора, Мария Кабрера-Альварес, Ники Клейтон, Джефф Далли, Ли де-Вит, Хана Д'Суза, Сара Фоули, Сэм Фридман, Уша Госвами, Марк Хаггард, Клэр Хьюз, Суз Имри, Лаура Катус, Эми Милтон, Рис Пруд, Шинейд Роча, Джон Рузенбек, Уилл Скайларк, Дебора Талми, Эндрю Туэйтс, Анн-Лаура ван Хармелен, Клайв Уилкинс и Леор Змигрод

    Наркомания

    Наркомания - разрушительное психическое расстройство, от которого страдают миллионы людей во всем мире.Он характеризуется принуждением искать и принимать наркотики, потерей контроля над их приемом и возникновением негативного аффективного состояния после прекращения употребления.

    За последние тридцать лет был достигнут большой прогресс в нашем понимании мозговых механизмов вознаграждения за наркотики, но до сих пор нет эффективных терапевтических стратегий, которые помогли бы тем, кто страдает от зависимости. Это связано с тем, что нам еще предстоит понять психологическую, нервную и клеточную основу межиндивидуальной уязвимости к переходу от рекреационного употребления наркотиков, в основном подчеркнутого полезными свойствами наркотиков, к компульсивным привычкам поиска наркотиков, которые характеризуют зависимость.Таким образом, новый рубеж в исследованиях наркозависимости состоит в том, чтобы понять, почему только от 10% до 40% лиц, подвергшихся воздействию веществ, вызывающих зависимость, подвержены развитию зависимости.

    Для этого был разработан большой набор процедур как для людей, так и для других животных, чтобы помочь идентифицировать генетические, экологические, связанные с развитием и связанные психологические факторы, а также лежащие в их основе мозговые цепи, которые способствуют этой индивидуальной уязвимости. Что мы знаем, так это то, что эта уязвимость не имеет ничего общего с широко распространенным убеждением, что у тех, кто страдает зависимостью, просто слабая сила воли.Напротив, зависимость - это заболевание мозга, которое возникает из-за взаимодействия между наркотиками, генетической детерминантой, конкретными личностными чертами, а также возрастом и психоаффективным состоянием человека, когда он принимает наркотики. Таким образом, высокая импульсивность, ранний возраст начала (до 16 лет), повышенная тревожность и использование лекарств для облегчения (или самолечения) боли (физической или эмоциональной) или внутреннего дистресса являются факторами, способствующими повышению уязвимости к развить зависимость.

    Интерактивная природа этих факторов и их очень сложные механизмы, лежащие в основе мозга, делают изучение зависимости реальной проблемой, но в то же время захватывающей областью для исследователей, работающих над аномальной психологией и / или поведенческой нейробиологией.

    Интересует эта тема? Рассмотрим подробнее:

    Детские мозги

    Младенцы - это сложная по своей природе группа участников.Поскольку маленькие дети очень ограничены в своих двигательных способностях и их нельзя попросить следовать устным инструкциям,

    нам нужно полагаться на методы оценки, которые не требуют от них открытой реакции и привлекают их внимание в течение достаточного количества времени для получения значимого измерения.

    Один из способов решения этих проблем заключается в непосредственном измерении состояния мозга младенцев, когда они слушают звуки, смотрят видео или общаются с другим человеком. Мозг младенцев быстро развивается в течение первых месяцев и лет жизни и гибко адаптируется к окружающей среде.Изменения в активации мозга в ответ на различные стимулы могут определять эту специализацию с течением времени. Это позволяет нам исследовать ряд увлекательных вопросов, таких как «Когда младенцы начинают настраиваться на свой родной язык?», «Как они формируют представления о слове?» И «Как они реагируют на новое по сравнению с знакомый социальный партнер? ». Нейровизуализационные исследования младенцев внесли значительный вклад в наше понимание раннего развития и, кроме того, могут помочь в выявлении младенцев, у которых может быть повышенная вероятность нарушений развития на раннем этапе.Например, Ллойд-Фокс и его коллеги (2013) обнаружили, что группа младенцев, у которых был старший брат или сестра с аутизмом, в среднем демонстрировала меньшую активацию мозга на социальные стимулы, чем младенцы без брата или сестры с РАС.

    До недавнего времени измерение раннего развития мозга означало необходимость полагаться на громоздкое, дорогое и ломкое оборудование. Однако технологические достижения последних лет привели к созданию надежного, портативного и экономичного оборудования, так что теперь намного проще изучать младенцев в их домах, даже в отдаленных регионах по всему миру.В связи с быстрым расширением области нейробиологии развития мы можем быть уверены, что в ближайшие годы мы сможем узнать намного больше из мозга младенцев.

    Интересует эта тема? Рассмотрим подробнее:

    Вороны и дети

    Ворон часто называют «пернатыми обезьянами» из-за их высоких когнитивных способностей. Вороны принадлежат к семейству птиц, называемых врановыми, в которое входят грачи, вороны, галки, евразийские сойки, сороки и новокаледонские вороны.Хотя мозг врановых животных сильно отличается от мозга людей, врановые животные могут решать проблемы, которые маленькие дети не могут. Например, врановые животные могут решить задачу, при которой, чтобы получить награду из тонкой прозрачной трубки, они должны согнуть кусок металлической проволоки в форме крючка. Точно так же они знают, что для повышения уровня воды и получения награды, которая иначе была бы недосягаема, им нужно использовать камни, которые тонут, а не плавают. Дети в возрасте до семи лет не справляются с этими заданиями.

    Интересует эта тема? Рассмотрим подробнее:

    Синдром Дауна

    Синдром Дауна (СД), обычно характеризующийся дополнительной копией 21 хромосомы (трисомия 21), является наиболее распространенной известной генетической причиной умственной отсталости (~ 1 из 1000). Общий профиль DS характеризуется особыми трудностями в двигательных способностях, слуховой обработке, вербальной кратковременной памяти и выразительной речи; и относительные преимущества в зрительно-пространственной обработке, восприимчивой речи и некоторых аспектах социального функционирования.Однако, как и в случае с типично развивающимися людьми, между людьми с СД существуют большие различия во всех сферах и всех возрастах. Например, в 3-летнем возрасте, когда наиболее типично развивающиеся дети произносят полные предложения, некоторые дети с СД невербальны, в то время как другие близки к нормальному диапазону экспрессивной речи. В зрелом возрасте оценка IQ по DS может варьироваться от 30 до 90, от тяжелой умственной отсталости до типичного диапазона.

    Хотя мы хорошо понимаем генетику DS, мы не так хорошо понимаем, как эти генетические изменения связаны с рядом результатов.Чтобы изучить индивидуальные различия в DS, ученые изучали взаимодействие между различными факторами в процессе развития (например, генами, сном, когнитивными способностями, домашней средой), создавая междисциплинарные группы, состоящие из экспертов в таких областях, как генетика человека, генетика мышей, клеточная биология, психиатрия. , психология и нейробиология (например, Консорциум Лондонского синдрома Дауна [LonDownS]). Цель состоит в том, чтобы определить защитные факторы и факторы риска, которые могли бы послужить основой для вмешательств с целью улучшения качества жизни людей с СД.

    Интересует эта тема? Рассмотрим подробнее:

    Экстремизм

    Экстремизм - горячая тема для социологов и политиков - граждане во всем мире уязвимы для радикализации со стороны экстремистских групп. Как психологи изучают, придерживается ли человек крайних взглядов? Психологи могут использовать относительные меры, в которых они просят участников указать свои убеждения в отношении социальных и политических проблем и количественно определить, отреагировал ли участник экстремально по сравнению с другими участниками или близким к среднему.В качестве альтернативы психологи могут спросить участников об их идеологической идентичности - это может отражать степень, в которой они идентифицируют себя с политическими партиями, национальными образованиями, религиозными учреждениями или другими современными социальными движениями. Затем ученые могут исследовать, готовы ли участники к крайним действиям, таким как одобрение насилия против невинных других или даже принесение в жертву своей жизни, чтобы защитить идеологическую группу или дело.

    С помощью этих методологических инструментов ученые могут исследовать психологические корни экстремизма, разрабатывая исследовательские проекты, в которых рассматриваются такие вопросы, как: Какие личностные характеристики могут предрасполагать человека к экстремистским взглядам? Какие манипуляции могут сделать людей более или менее экстремальными? Тщательное изучение этих вопросов может помочь нам разработать меры, направленные на помощь уязвимым группам населения, и найти способы уменьшить нынешнее состояние политической и культурной поляризации.

    Интересует эта тема? Рассмотрим подробнее:

    Поддельные новости

    Поддельные новости - это (онлайн) контент, который принимает форму настоящих новостей, но вместо этого манипулирует своей аудиторией. Для психологов именно намерение обмануть отличает преднамеренное манипулирование от человеческой ошибки или сатиры. Фейковые новости могут быть созданы по любой теме, но часто они процветают в областях с большим потенциалом конфликтов и противоречий, таких как политика, здоровье (например,г. вакцинации), изменение климата и иммиграция.

    Фейковые новости очень популярны. Исследования показали, что фейковые новости распространяются быстрее, дальше и глубже, чем другие типы новостей. Это также человеческая проблема: фейковые новости в основном распространяются и распространяются людьми, в то время как автоматизированные боты несут ответственность за гораздо меньшую долю.

    Есть четыре основных способа, которыми ученые, правительства, компании и гражданское общество пытаются решить проблему фейковых новостей: путем изменения алгоритмов, с помощью законодательства, с помощью проверки фактов и путем обучения.Психологи изучают психологические механизмы, побуждающие людей делиться фальшивыми новостями и влюбляться в них, и пытаются разработать меры, которые вызывают сопротивление этому.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *