Наука о человеке психическая: Психическая наука о человеке сообщение. Психология как наука

Наука о человеке психическая: Психическая наука о человеке сообщение. Психология как наука

Содержание

1.2. Наука о человеке и человечестве

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в – четвертых изучаются закономерности развития конкретного человека.

Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида мож­но считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Homo sapiens в отряде приматов. Таким образом, было впервые определено место человека в живой природе. Это не значит, что ранее человек не вызывал интереса у исследователей. Научное познание человека берет свое начало в натур­философии, естествознании и медицине. Однако эти исследования носили узкопрофильный, недостаточно систематизированный, а самое главное, противоречи­вый характер, и человек чаще всего противопоставлялся в них живой природе. К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы.

И это было своеобразным поворотным пунктом в изучении человека.

Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является ан­тропология. В структуру современной антропологии включают три основных раз­дела: морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человеке под влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об антропогене­зе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в тече­ние четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анато­мии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение.

Помимо антропологии существуют и другие связанные с ней науки, изучающие человека как биологический вид. Например, физический тип человека как его общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология.

Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы.

Учение об антропогенезе — происхождении и развитии человека — также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная и сравнительная биохимия.

Необходимо подчеркнуть, что в развитии учения об антропогенезе сыграли важную роль частные дисциплины. К их числу прежде всего надо отнести физио­логию высшей нервной деятельности. Благодаря И. П. Павлову, проявившему большой интерес к некоторым генетическим проблемам высшей нервной деятель­ности, наиболее сформировавшимся отделом сравнительной физиологии стала физиология высшей нервной деятельности антропоидов.

Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида иг­рает сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Начало экспериментальных исследований приматов в зоо­психологии положили научные работы таких ученых, как В. Келер и Н. Н. Ладыгина-Котс. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития.

Существуют науки, которые не соприкасаются непосредственно с учением об антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генети­ка и археология. Особое место занимает палеолингвистика, исследующая проис­хождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Происхождение языка — один из центральных моментов социогенеза, а происхождение речи — цент­ральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных.

В связи с тем что мы коснулись проблем социогенеза, следует отметить обще­ственные науки, которые самым тесным образом связаны с проблемой антропоге­неза. К их числу относятся палеосоциология, изучающая становление человече­ского общества, и история первобытной культуры.

Таким образом, человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии. Б.Г. Ананьевым представ­лена классификация основных проблем и наук о Homo sapiens. Цен­тральное место среди наук, изучающих происхождение и развитие человека как самостоятельного биологического вида, занимает антропология. Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии в отношении развития человека, может быть сформулирован следующим образом: на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного мира (пограничный этап «антропогенеза-социогенеза») и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесо­образности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращени­ем в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качествен­но иными законами развития.

Вопрос о том, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный, является центральным в науках, изучающих антропогенез, и до на­стоящего времени на него нет однозначного ответа. Существует несколько точек зрения на данную проблему. Одна из них основана на следующем предположе­нии: в результате мутации мозг человека превратился в супермозг, что позволило человеку выделиться из животного мира и создать общество. Этой точки зрения придерживается П. Шошар. Согласно этой точке зрения в историческое время органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения.

Существует и другая точка зрения, которая основывается на предположении о том, что органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к качественным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало осуществ­ляться по другим законам, отличающимся от законов естественного отбора. Но то, что тело и мозг остаются в целом неизменными, не означает, что не происходит никакого развития. Исследования И, А. Станкевича свидетельствуют, что в мозге человека происходят структурные изменения, наблюдаются прогрессивное разви­тие различных отделов полушария, обособление новых извилин, формирование новых борозд. Поэтому на вопрос о том, будет ли изменяться человек, можно дать утвердительный ответ. Однако эти эволюционные изменения главным образом будут касаться социальных условий жизни человека и его личностного развития, а биологические изменения вида Homo sapiens будут иметь второстепенное зна­чение

1.

Таким образом, человек как социальное существо, как член общества не менее интересен для науки, поскольку современное развитие человека как вида Homo sapiens осуществляется уже не по законам биологического выживания, а по зако­нам социального развития.

Проблема социогенеза не может рассматриваться вне общественных наук. Пе­речень этих наук весьма велик. Их можно подразделить на несколько групп в за­висимости от явлений, которые они изучают или с которыми связаны.

Например, науки, связанные с искусством, с техническим прогрессом, с образованием.

В свою очередь, по степени обобщенности подхода к изучению человеческого общества эти науки могут быть подразделены на две группы: науки, рассматриваю­щие развитие общества в целом, во взаимодействии всех его элементов, и пауки, изучающие отдельные аспекты развития человеческого общества. С точки зрения данной классификации наук человечество представляет собой целостное, развивающееся по собственным законам образование и в то же время множество от­дельных людей. Поэтому все общественные науки могут быть отнесены или к на­укам о человеческом обществе, или к наукам о человеке как элементе социума. При этом следует иметь в виду, что в данной классификации не существует доста­точно четкой грани между разными науками, поскольку многие общественные науки могут быть связаны как с изучением общества в целом, так и с изучением отдельного человека.

Ананьев считает, что в систему наук о человечестве (человеческом обществе) как целостном явлении должны входить науки о производительных силах обще­ства, науки о расселении и составе человечества, науки о производственных и об­щественных отношениях, о культуре, искусстве и самой науке как системе позна­ния, науки о формах общества на различных этапах его развития.

Необходимо особо выделить науки, изучающие взаимодействие человека с природой и человечества с природной средой. Интересна точка зрения, которой придерживался по этому вопросу В. И. Вернадский — создатель биогеохимиче­ского учения, в котором им выделены две противоположные биогеохимические функции, находящиеся во взаимодействии и связанные с историей свободного кислорода — молекулы О2. Это функции окисления и восстановления. С одной стороны, они связаны с обеспечением дыхания и размножения, а с другой — с раз­рушением умерших организмов. Как полагает Вернадский, человек и человече­ство неразрывно связаны с биосферой — определенной частью планеты, на кото­рой они живут, поскольку они геологически закономерно связаны с материально-энергетической структурой Земли.

Человек неотделим от природы, но в отличие от животных он обладает актив­ностью, направленной на преобразование природной среды с целью обеспечения оптимальных условий жизни и деятельности. В данном случае идет речь о появле­нии ноосферы.

Понятие «ноосфера» было введено Ле-Руа совместно с Тей-яром де Шарденом в 1927 г. Они основывались на биогеохимиче­ской теории, изложенной Вернад­ским в 1922-1923 гг. в Сорбон­не. По определению Вернадско­го, ноосфера, или «мыслящий пласт», — это новое геологиче­ское явление на нашей планете. В ней впервые человек предста­ет как крупнейшая геологиче­ская сила, способная преобразо­вать планету.

Существуют науки, предме­том изучения которых является конкретный человек. К данной категории могут быть отнесены науки об онтогенезе — процессе развития индивидуального орга­низма. В рамках данного направления изучаются половые, возрастные, конституциональные и нейродинамические особенности человека. Кроме этого существуют науки о личности и ее жизненном пути, в рамках которых изучаются мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром.

Следует иметь в виду, что все науки или научные направления, изучающие человека, тесно взаимосвязаны между собой и вместе дают целостное представление о человеке и человеческом обществе. Однако какое бы из направлений ни рассматривалось, в той или иной мере в нем представлены различные разделы психоло­гии. Это не случайно, так как явления, которые изучает психология, в значитель­ной степени определяют деятельность человека как биосоциального существа.

Таким образом, человек — это многоплановое явление. Его исследование долж­но носить целостный характер. Поэтому не случайно одной из основных методо­логических концепций, используемых для изучения человека, является концеп­ция системного подхода. Она отражает системность мироустройства. В соответ­ствии с данной концепцией любая система существует потому, что существует системообразующий фактор. В системе наук, изучающих человека, таким факто­ром является сам человек, и изучать его необходимо во всем многообразии прояв­лений и связей с внешнем миром, так как только в этом случае можно получить полное представление о человеке и закономерностях его социального и биологи­ческого развития.

Юлия Бессонова о самой «человечной» науке

Эргономика, зоотерапия и психология будущего

8 Января 2021

Человек – сложное и интересное по своему устройству живое существо. На его настроение, трудоспособность, психологическое состояние может оказать влияние даже самая мельчайшая деталь из его окружения. В современной науке существует целый ряд направлений, исследующих те факторы, которые способны сделать жизнь и работу людей более комфортной и безопасной. Подробнее об этом журналисты Global Women Media поговорили с научным сотрудником Института психологии РАН, экспертом в области психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии Юлией Бессоновой.

Юлия Бессонова
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии Института психологии РАН

Уже почти 20 лет Юлия Бессонова является научным сотрудником Института психологии РАН. Ее специализация очень обширна и интересна. Юлия Владимировна исследует те факторы, которые позволяют даже в экстремальных условиях сделать труд человека комфортным и психологически безопасным.

В студенческие годы эксперт получила возможность поработать в отряде спасателей, и этот опыт до сих пор откликается в ее профессии. Так сложилось, что, будучи специалистом в области психологии труда, эргономики и инженерной психологии, Юлия Бессонова фокусирует свое внимание именно на экстремальных видах деятельности. В качестве психолога она работала с операторами атомных станций, сотрудниками локомотивных бригад, нефтеперерабатывающих и химических комплексов.


– Юлия Владимировна, область науки, в которой Вы работаете, действительно очень обширна. Расскажите, пожалуйста, что в целом влияет на психологическое состояние человека в экстремальных или обычных условиях труда?

– Влияет огромное количество факторов. Для создания комфортных и безопасных условий труда необходимо учитывать эргономику рабочего места, атмосферу в коллективе, личностные особенности каждого сотрудника, его психологическое состояние и многое другое.

Психология труда тесно связана с эргономикой. Это понятие подразумевает нечто большее, чем просто обеспечение физиологического удобства и комфорта для человека.

Эргономика развивается на стыке технических и психологических наук. В психологии под эргономикой понимается как собственно научная дисциплина, так и свойство продукта, рабочего места или технического средства. Как научная дисциплина эргономика изучает особенности взаимодействия человека с техническими средствами. Она предполагает удобство использования программ и оборудования, учет работоспособности сотрудника, его психологические и физиологические возможности при исполнении должностных обязанностей. Всё это сильно влияет на эффективность и продуктивность работы.

Один из популярных эргономических направлений сегодня – «юзабилити», или оценка эргономичности продукта. Это понятие означает удобство в эксплуатации и привлекательность технической системы, технического средства или программного продукта. В условиях современного мира, когда взаимодействие с техническими средствами является важной частью не только рабочего, производственного процесса, но и нашей повседневной жизни, о юзабилити говорят всё чаще.


Эргономика стремительно развивается и становится всё более обширной областью для исследований. Уже сегодня можно отметить порядка восьми различных специальностей по эргономическому направлению.

Работа будет эффективной только тогда, когда сам человек ощущает полный физический и психологический комфорт. Особенно это важно при экстремальных видах деятельности. Комфортная обстановка – на всех уровнях – способна оказать огромное позитивное влияние на эмоциональное состояние человека, минимизировать источники стресса и даже мотивировать к достижению результатов.

– У Вас есть еще одно очень интересное увлечение – в профессиональном смысле этого слова. Вы исследуете и практикуете в качестве психотерапии танцы и общение с собаками. Как работает этот метод?

– Психолог – это эксперт, который обладает рядом методов для работы с людьми, оказания им профессиональной помощи. Один из моих любимых методов связан с канистерапией. Это психотерапевтический метод, используемый для медицинской или социальной реабилитации с помощью общения человека с животными, в частности с собаками.

В России канистерапия активно развивается и применяется на практике уже несколько лет.

Проведен целый ряд серьезных научных исследований, подтверждающих эффективность подобной терапии для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и социально-психологическими проблемами.

Например, если по какой-то причине ребенок не идет на контакт со взрослыми, то использование собаки в качестве своеобразного медиатора позволяет выстроить коммуникационную цепочку. Это значительно облегчает процесс психотерапевтического консультирования. По тому, как человек общается с животным, уже можно сделать выводы, которые важны для дальнейшей терапии, и наметить способы решения проблем.


– Для терапии подходят собаки любых пород? Или необходимы специально обученные животные?

– Существуют два основных вида канистерапии: направленная и ненаправленная.

Для ненаправленной терапии подходит взаимодействие с любыми домашними собаками. В этом случае животное выступает в качестве друга, который способен оказать некую эмоциональную поддержку, снизить уровень стресса. Людям очень важно ощущать, что рядом с ними есть кто-то, кто безусловно их любит и ждет дома. Можно выговориться о наболевшем своему домашнему питомцу или просто прижаться к нему в момент усталости. Не стоит недооценивать подобное общение, оно очень эффективно и положительно сказывается на психологическом состоянии человека.

Направленная канистерапия – это специально построенная психотерапевтическая работа с использованием специально отобранных и обученных животных.

В направленной канистерапии задействованы специально подготовленные, обученные и воспитанные собаки.

Они никогда не проявят агрессию, какое бы действие ни совершил пациент.

Такие собаки абсолютно управляемы. Более того, они обучены ряду специальных команд и навыков. Например, в работе с пациентами с посттравматическим стрессовым расстройством задействованы собаки, которые умеют принимать позу «барьера» между человеком и потенциально опасным обществом. Когда животное считывает по сигналам тела своего проводника признаки тревоги, оно встает в определенную позицию, прикрывая его своим телом. И это лишь один из многих примеров навыков, которым обучены собаки в канистерапии.

Свою эффективность подтвердили и многие другие виды зоотерапии. Думаю, это очень здорово, что люди и животные могут быть полезны друг другу. Главное – чтобы наши питомцы оставались полноценными участниками таких взаимодействий и ни в коем случае не становились объектами, которые человек использует для единоличной выгоды.


– Невероятно, насколько многогранна и обширна современная психология. Юлия Владимировна, а что Вы считаете самым интересным в этой науке?

– Мне сложно выделить одну или даже несколько конкретных областей психологии, которые были бы особенно интересны для изучения. Направлений в настоящее время огромное множество. Если изобразить развитие областей психологии схематично, то рисунок будет напоминать дерево, на котором со временем появляется всё больше ответвлений.

Человек – это удивительное и очень сложно устроенное живое существо. Чем больше мы узнаем о нем, тем больше возникает вопросов, интересных для изучения.

Человек меняется, и психология как наука меняется вместе с ним. Она подстраивается под запросы общества, под реалии мира. Ведь всё, что нас окружает, обязательно оказывает на нас влияние. И любая наука о человеке не может этого не учитывать.


– Вы сказали, что психология всегда подстраивается под запросы общества. Как Вы считаете, как изменится эта наука в будущем?

– Мне как эксперту кажется, что уже наметилось несколько тенденций последующего развития. Так, если в конце XIX в. психология старалась соответствовать критериям, предъявляемым к точным наукам, и основывалась на базе точных расчетов и механистического представления о психических процессах человека, то со временем ситуация изменилась. С середины XX в. возникают новые направления гуманистической, когнитивной, социальной, инженерной и прочих направлений психологии. Одна из современных тенденций – расширение предмета исследования психологии, открытия на стыке наук.

Психология не может быть полностью основана на точных формулах и расчетах. Во главе угла в этой науке – внимание к личности человека со всей ее спецификой взглядов и убеждений.

Еще одна тенденция в развитии психологии заключается, на мой взгляд, в некотором смещении фокуса внимания. Еще несколько десятков лет назад все основные исследования были связаны с изучением негативных психологических процессов, например стресса, утомления, различных расстройств и заболеваний. Сейчас всё больше внимания уделяется позитивным состояниям.


Счастье – это не только отсутствие грусти, а здоровье – не только отсутствие болезней. Современные ученые понимают, что исследование позитивных состояний не менее важно, чем изучение негативных.

Происходит смещение научных интересов от болезней к здоровью, от ненормы к норме. И мне кажется, это более гуманистичный, более человечный подход, который действительно нужен миру.

И, наконец, мое личное наблюдение. Мне кажется, еще не так давно наука была более «мужской» сферой деятельности. Основную «погоду» в ней делали именно мужчины – со своей точкой зрения, принципами и правилами. Со временем в науку стали приходить всё больше женщин, привнося в нее свой взгляд и новые подходы. Думаю, это позитивная тенденция для устойчивого развития.

В науке, как и в любой сфере деятельности, важны взгляд с разных сторон, учет различных точек зрения. Это позволяет сделать работу команды эффективнее, достичь лучших и больших результатов. Женское мышление отличается от мужского, наш мозг иначе обрабатывает информацию. Благодаря этому в сотрудничестве с мужчинами мы можем взглянуть на вещи с более объемного ракурса, расширить поле для исследований. Поэтому, думаю, будущее науки – за сотрудничеством.

фотограф — Наталья Деингель 

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media

Фотографии предоставлены героиней из личного архива

Поделиться страницей:

Читать все статьи рубрики

Теги: #ЮЛИЯ БЕССОНОВА #ПСИХОЛОГИЯ #ЗООТЕРАПИЯ #ЭРГОНОМИКА #ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ


Исследование, показывающее, что люди обладают некоторыми экстрасенсорными способностями, положило конец карьере Дэрила Бема.


Потребовалось восемь лет и девять экспериментов с участием более 1000 человек, но результаты свидетельствуют о том, что люди обладают некоторой способностью предвидеть будущее.

«Из различных форм экстрасенсорного восприятия или пси, как мы это называем, предвидение всегда интересовало меня больше всего, потому что оно самое волшебное», — сказал Дэрил Бем, почетный профессор психологии, чье исследование будет опубликовано в журнале Американской психологической ассоциации. личности и социальной психологии где-то в следующем году.

«Это больше всего противоречит нашему представлению о том, как устроен физический мир. Явления современной квантовой физики столь же ошеломительны, но они настолько технические, что большинство нефизиков о них не знают», — сказал Бем, который изучал физику, прежде чем стать психологом.

Публикация на эту тему обрадовала сердца пси-исследователей, но поставила в тупик сомневающихся социальных психологов, которые не могут винить господствующую и широко принятую методологию Бема. Бем заинтересовался научными исследованиями пси (необъяснимых процессов передачи информации или энергии), когда его попросили найти методологические недостатки в успешных исследованиях экстрасенсорного восприятия одного пси-исследователя, и он не смог.

«Исследование и эта статья специально предназначены для моих коллег-социальных психологов», — сказал Бем. «Я разработал эксперименты так, чтобы они были убедительными, простыми и достаточно прозрачными, чтобы побудить их попытаться воспроизвести эти эксперименты для себя». Нововведение Бема в экспериментах, о которых говорится в статье, заключалось в том, чтобы «взять хорошо известные явления в психологии и обратить их ход во времени».

Вместо того, чтобы предъявлять стимул и измерять реакцию субъекта, Бем измерял реакцию субъекта до предъявления стимула. В некоторых более ранних экспериментах, проведенных другими пси-исследователями, участников подключали к физиологическому измерительному оборудованию, похожему на детектор лжи, который измерял эмоциональное возбуждение. Они сидели перед компьютером и смотрели случайно выбранные изображения; некоторые из них были эротическими или очень негативными («например, кровавые фотографии, которые вы видите на CSI»).

«Ваша физиология вздрагивает, когда вы видите одну из этих картинок после просмотра серии пейзажей или нейтральных картинок», — сказал Бем. «Но замечательное открытие заключается в том, что ваша физиология подскакивает до того, как провокационная картинка действительно появляется на экране — даже до того, как компьютер решит, какую картинку вам показать. Это показывает, что ваша физиология может предвидеть предстоящее событие, даже если ваше нет.»

Девять экспериментов Бема продемонстрировали сходные бессознательные влияния будущих событий. Например, в одном эксперименте участники видели список слов, а затем им давали тест, в котором они пытались перепечатать столько слов, сколько смогли вспомнить. Далее компьютер случайным образом выбирал некоторые слова из списка и давал участникам практические упражнения на них. Когда были проверены результаты их предыдущих тестов на память, выяснилось, что они запомнили больше слов, которые должны были практиковать позже, чем слов, которые не собирались практиковать. Другими словами, практические упражнения вернулись во времени, чтобы помочь им в более раннем тесте.

Все кроме одного из девяти экспериментов подтвердили гипотезу о существовании пси. По словам Бема, шансы на то, что совокупные результаты вызваны случайностью или статистической случайностью, составляют примерно 74 миллиарда к 1.

На протяжении всей своей карьеры Бем шел неизведанными путями. В 1994 году он стал соавтором серии экспериментов по телепатии, опубликованных в другом журнале APA, Psychological Bulletin. «В своей работе я всегда преследовал проблемы или загадки, которые кажутся мне интересными, и не беспокоился о том, как это может повлиять на мою карьеру. У меня независимый подход ко многим психологическим темам, и я считаю, что мне повезло, что Корнелл всегда давал мне свобода делать это».

Бем, приехавший в Корнелл в 1978 году и ушедший на пенсию в 2007 году, сказал, что для него необычно работать над одной темой в течение восьми лет, «но эта тема была важной и казалась подходящей для завершения моей карьеры». журнал, в котором она появится, — это тот самый журнал, в котором 50 лет назад была опубликована моя самая первая статья».

Бем сказал, что проводил эксперименты, потому что считал, что существующие исследования убедительно подразумевают реальность предвидения. «Я с оптимизмом думал, что смогу найти его с помощью этих экспериментов», — сказал он. «После того, как я начал получать положительные результаты, моя студенческая исследовательская группа, казалось, была озадачена моим энтузиазмом и сказала: «Но разве вы не говорили нам, что думали, что это сработает?»

«Я сказал да, но когда я действительно вижу, как они работают, это совсем другое.»

 

Наука о том, почему так много людей верят в экстрасенсорные способности

Чтение мыслей и способность предсказывать будущее не являются навыками, которые люди обычно связывают с человеческой расой. Тем не менее, исследования показывают, что многие люди искренне верят в существование экстрасенсорных способностей.

Можно подумать, что случаи доказанного экстрасенсорного мошенничества за многие годы ослабят доверие к экстрасенсорным утверждениям. Были исторические случаи, такие как Лайош Пап, венгерский медиум-спиритуалист, который, как выяснилось, имитировал появление животных на сеансах. А совсем недавно самопровозглашенный экстрасенс Джеймс Хидрик оказался обманщиком. Хидрик признался, что его паранормальные демонстрации были трюками, которым он научился в тюрьме.

Другой примечательный пример связан с телепроповедником Питером Попоффом. Его жена использовала беспроводной передатчик для передачи информации о посетителях проповеди Попову через наушник. Попофф утверждал, что получил эту информацию паранормальными средствами, и прославился, ведя программу национального телевидения, во время которой он, казалось бы, чудесным образом исцелял зрителей.

Но, несмотря на такие случаи, до сих пор есть много людей, свято верящих в силу экстрасенсорных способностей. Например, согласно опросу Gallup, проведенному в США, более четверти людей верят, что люди обладают экстрасенсорными способностями, такими как телепатия и ясновидение.

Верующие

Недавний отчет может помочь пролить свет на то, почему люди продолжают верить в экстрасенсорные способности. Исследование проверило верующих и скептиков с одинаковым уровнем образования и успеваемости и обнаружило, что люди, верящие в экстрасенсорные способности, мыслят менее аналитически. Это означает, что они склонны интерпретировать мир с субъективной личной точки зрения и не воспринимают информацию критически.


Читать далее: Три основных научных объяснения появления призраков


Верующие также часто рассматривают экстрасенсорные утверждения как подтверждающие доказательства – независимо от их доказательной базы. Пример Криса Робинсона, который называет себя «детективом мечты», демонстрирует это.

Робинсон утверждает, что предвидел теракты, катастрофы и смерти знаменитостей. Его утверждения основаны на ограниченных и сомнительных доказательствах. Тесты, проведенные Гэри Шварцем в Аризонском университете, подтвердили способность Робинсона, однако другие исследователи, использующие аналогичные методы, не смогли подтвердить вывод Шварца.

Расплывчатые и общие

Заявления экстрасенсов часто носят общий и расплывчатый характер — например, предсказание авиакатастрофы или смерти знаменитости — отчасти поэтому так много людей верят в возможность экстрасенсорных способностей.

Это известно как эффект Барнума, распространенный психологический феномен, при котором люди склонны принимать расплывчатые, общие описания личности как однозначно применимые к ним самим.

Экстрасенс — это человек, который, как считается, обладает экстрасенсорными способностями. Шаттерсток

Исследование, например, показало, что люди высоко оценивают точность описаний своей личности, которые якобы предназначены специально для них, но на самом деле являются достаточно расплывчатыми и общими, чтобы их можно было применить к широкому кругу людей. Название отсылает к циркачу Финеасу Тейлору Барнуму, имевшему репутацию мастера психологического манипулирования.

Невозможно подтвердить

Многие утверждения о экстрасенсорных способностях также оказались невозможными для подтверждения. Классической иллюстрацией является утверждение Ури Геллера о том, что он «пожелал», чтобы футбольный мяч сдвинулся во время пенальти на Евро-9.6. Движение мяча произошло спонтанно в неконтролируемой среде, и Геллер сделал заявление задним числом.

Когда заявленные способности подвергаются научной проверке, исследователи обычно дискредитируют их. Так было с Дереком Огилви в телевизионном документальном фильме 2007 года «Чтец мыслей на миллион долларов». Расследование пришло к выводу, что Огилви искренне верил, что обладает способностями, но на самом деле не мог читать мысли младенцев.

И когда ученые подтверждали утверждения о экстрасенсорных способностях, обычно следовала критика. Это произошло в 1970-е годы, когда физики Рассел Тарг и Гарольд Путхофф опубликовали в престижном журнале Nature статью, в которой поддержали идею о том, что Ури Геллер обладал подлинными экстрасенсорными способностями. Психологи, такие как Рэй Хайман, опровергли это, выделив основные методологические недостатки. Среди них была дыра в стене лаборатории, через которую можно было увидеть рисунки, которые Геллер воспроизвел «мысленно».

Смешанные доказательства

Другим фактором, способствующим вере в экстрасенсорные способности, является наличие научных исследований, дающих положительные результаты. Это подкрепляет мнение верующих о том, что утверждения являются подлинными, а явления реальными, но игнорирует тот факт, что опубликованные исследования часто подвергаются критике, а их тиражирование необходимо для обеспечения всеобщего признания.

Одним из ярких примеров этого была статья, подготовленная социальным психологом Дэрилом Бемом в высококачественном Журнале Личности и Социальной Психологии. Было сказано, что исследование подтвердило существование предвидения (сознательного когнитивного осознания) и предчувствия (аффективного предчувствия) будущего события. Но другим исследователям не удалось воспроизвести эти результаты.

Настроение

Таким образом, похоже, что, несмотря на случаи фальсификации, подделки и мошенничества, а также смешанные доказательства, люди по-прежнему будут продолжать верить в экстрасенсорные явления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *