Научная психология определение: Научная психология, научный подход в психологии

Научная психология определение: Научная психология, научный подход в психологии

Научная психология, научный подход в психологии

01 января 2006 г., 03:45

Научная психология — психология, реализующая научный подход, ориентированная на научный тип мышления и научные знания. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдением и организованным экспериментом.

Научная психология существует в различных видах: теоретическая и практическая, фундаментальная и прикладная, академическая и нет.

За пределами научной психологии находятся житейская психология, а также психология чудесного, включаюшая в себя паранормальные явления, эзотерику, магию и мистику. Все разговоры о высших силах и установлении контакта с дружественной Вселенной, о «родовом поле» и чакрах, о приметах и Вселенских Законах развития личности или семьи к научной психологии не относятся. Как правило, вне научной психологии поиски своего предназначения и надежды на интуицию…

Достаточно спорным является вопрос о гуманитарной психологии: считать ли ее разновидностью научного подхода.

Часть исследователей относят ее к науке, подразделяя научную психологию на естественно-научную и гуманитарную психологию, другие относят ее скорее к области искусства — то есть к важной и востребованной области человеческой жизни, однако лежащей за пределами собственно науки.

  • Научность
  • Автор Н.И. Козлов
  • Психология для профи

Комментарии (1):

Гость, 12 мая 2014 г., 04:11

Полезный сайт.

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.

Гуманитарный и естественнонаучный подход в психологии

Два основных подхода в психологии вообще и практической психологии в частности, это естественно-научный и гуманитарный подход. 

2Подробнее

19 сент. 2018 г.

Научный стиль мышления и психология

С чего начинается НАУКА?

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Нужна ли научность практической психологии

В синтон-подходе научное мировоззрение является обязательной основой, однако многие психологи, прекрасные профессионалы и практики, к требованию научности относятся философски: на их взгляд, в практической психологии научность не является очень востребованной вещью. Их позицию можно обозначить следующим образом: «Кому-то нужна опора на факты, логическая непротиворечивость, воспроизводимость результатов и прочая научность — пусть об этом и заботятся.

4Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психология чудесного

Психология чудесного — психология, признающая чудеса не как субъективное переживание, а как часть реальности. Это область психологии, включаюшая в себя паранормальные явления, эзотерику, магию и мистику.

1Подробнее

01 янв. 2010 г.

Психология теоретическая и практическая

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Житейская и научная психология

Житейский опыт, житейская психология — база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется. Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны.

2Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Здравствуй, тетина шоколадка!
  • Железная леди Маргарет Тэтчер
  • Профнабор интересной статусной девушки
  • Формат, обязательный для маленьких детей
  • Уважение начинается с вежливости

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Убираю нетки: отчеты
  • Дистанция для членов Клуба
  • Ложусь вовремя. Отчеты

Хиты недели:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Максимум жизни 1
  • Аутогенная тренировка. Отчеты
  • Чингисхан как руководитель и человек

1.2. Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. В связи с этим фактический, эмпирический материал должен быть важной составной частью учебного курса (лекций, семинаров, практических занятий), чтобы обеспечивать научную доказательность излагаемому материалу. Недостаточно ограничиваться рассуждениями, теоретическими положениями, идеями.

Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов исследования как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов. Фактические данные, полученные с их помощью, и составляют эмпирическую базу для научных выводов.

Научные психологические знания рациональны и осознанны. Это означает, что ученый опирается в научном познании на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, понятия), может дать отчет себе и другим людям в способах получения новых знаний, логически обосновать их, использует гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен логически доказать истинность полученных выводов своим коллегам.

Использование

эмпирического и логического доказательства придает надежность и доказательность научно-психологическим знаниям.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Психологические особенности отдельного индивида представляют ценность как факт для обобщенных выводов о закономерностях человеческой психологии, или отдельных типов людей.

Для научной психологии характерна системность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности, или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии придается большое значение построению теорий и классификаций психологических феноменов.

По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний, она широко

опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними. Терминология психолога обычно стандартизирована. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология ищет такие обобщающие понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности психического развития.

Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке, понятном для профессиональных психологов, но не всегда доступном для неподготовленного слушателя или читателя. Обилие специфической терминологии в психологии, порой вызывает недовольство и критику. Основным объектом такой критики является большое количество терминов иностранного (чаще всего англоязычного) происхождения. Дело в том, что лексика русского языка имеет многообразные оттенки и неоднозначности. Задачей же научного психологического термина является точное обозначение понятия. По этой причине предпочтительнее является слово “креативность” для обозначения способности человека к генерации новый идей и образом, чем буквальный его перевод – “творческость”. Последнее слово, кроме многозначности, еще и выглядит неуклюже. Навязчивая идея не допускать иностранных слов в русский язык имеет давние традиции. К этому еще в XIX веке стремился составитель словаря русского языка Владимир Даль. Однако буквальный перевод некоторых слов и у него порой выглядит явно неудачно: “логика – умословие, эгоист – самотник, себятник, эллипс – долгокруг и т.д.” (цит. по Фомина, 1990, с.21).

Вывод: особенности знаний научной психологии

Общие закономерности как предмет изучения

Опора на эмпирические научные факты

Объективность

Рациональность

Эмпирическая и логическая доказательность

Обобщенность

Системность

Абстрактность

Специальный научный язык

Определение научного метода в психологии.

(существительное)

Метод обнаружения знаний о мире природы, основанный на создании фальсифицируемых прогнозов (гипотез), их эмпирической проверке и разработке рецензируемых теорий, которые лучше всего объясняют известные данные.

(существительное)

Метод обнаружения знаний о мире природы, основанный на создании фальсифицируемых прогнозов (гипотез), их эмпирической проверке и разработке рецензируемых теорий, которые лучше всего объясняют данные.

  • Использование научного метода: от теории к заключению

    • Психология и научный метод: от теории к заключению

      • Все научные дисциплины объединены использованием в них научного метода .
      • Во всех научных дисциплинах основными принципами научного метода являются проверяемость, предсказуемость, фальсифицируемость и справедливость.
      • Научный метод представляет собой процесс сбора данных и обработки информации.
      • На этой диаграмме показаны шаги научного метода
        , которые перечислены ниже.
      • Защита каждого шага научного метода в соответствии с необходимостью психологического исследования
    • Психология и научный метод

      • Научный метод — это систематический процесс, который позволяет людям выдвигать гипотезы и делать выводы об окружающем мире.
      • Научный метод представляет собой упорядоченную систему процедур, которая используется в области психологических исследований.
      • Целью научного метода является подтверждение или опровержение гипотезы.
      • В рамках научного метода существует несколько типов исследований — эксперименты, описательные исследования, тематические исследования, опросы и неописательные исследования.
      • Критическое мышление является ключевым компонентом научного метода в психологии.
    • Методы исследования человеческого развития

      • Психология развития использует научные исследовательские методы для изучения изменений, происходящих в людях в течение их жизни.
      • Три используемых метода исследования включают экспериментальный, корреляционный подход и метод тематического исследования.
      • Экспериментальный метод включает фактическое манипулирование лечением, обстоятельствами или событиями, которым подвергается участник или субъект.
      • Ограничением этого метода является то, что искусственная среда, в которой проводится эксперимент, может быть неприменима для населения в целом.
      • Этот метод можно использовать, чтобы сделать выводы о том, какие типы развития являются универсальными (или нормативными) и встречаются у большинства членов когорты.
    • Когнитивная психология

      • Он принимает использование
        научного
        метода и в целом отвергает интроспекцию как действительный метод исследования, в отличие от феноменологических методов таких как психоанализ Фрейда.
      • Он наиболее широко известен своей поэтапной теорией когнитивного развития, в которой показано, как дети со временем становятся способными мыслить логически и научно.
    • Определение психологии

      • Психология — это научное исследование психических процессов и поведения человека.
      • Психологи-исследователи используют научные методы для изучения взаимосвязей между различными психосоциальными переменными и изучения широкого круга тем, связанных с психическими процессами и поведением.
    • Управление стрессом с помощью традиционной и альтернативной медицины

      • Обычные методы управления стрессом наиболее популярны в западном мире.
      • Эти методы называются традиционными, потому что большинство людей знакомы с ними и их влиянием на стресс.
      • Некоторые общепринятые методы снижения стресса включают психиатрическую терапию и лекарства, снижающие тревожность.
      • Как и в случае с альтернативной медициной, альтернативные методы лечения стресса не основаны на научной методом , а скорее имеют лечебные эффекты, не основанные на доказательствах.
      • Эти методы имеют тенденцию сосредотачиваться на человеке, испытывающем стресс, предоставляя методы для переформирования или управления сознанием.
    • Ранние корни психологии

      • Область психологии возникла как научная дисциплина в 19 веке, но ее корни восходят к античной философии.
      • Конец 19 века ознаменовал начало психологии как научный предпринимательский.
      • Основным методом исследования Вундта был «самоанализ», который включает в себя обучение людей концентрироваться и сообщать о своих сознательных переживаниях по мере того, как они реагируют на раздражители.
      • Как и Вундт, Титченер использовал самоанализ, чтобы попытаться определить различные компоненты сознания; однако в его методе использовались очень строгие правила для сообщения об интроспективном анализе.
      • Пока структурализм изо всех сил пытался выжить под пристальным вниманием научный метод искали новые подходы к изучению разума.
    • История познания

      • Слово «познание» является ближайшим научным синонимом мышления.
      • Он также придавал большое значение тому, чтобы его исследования и идеи были основаны на эмпирических данных ( научной информации, собранной путем наблюдения и тщательных экспериментов).
      • Вундт считал, что научная психология должна сосредоточиться на самоанализе или анализе содержания собственного разума и опыта.
      • Хотя сегодня методы Вундта признаны субъективными и ненадежными, он является одной из важных фигур в изучении познания благодаря его исследованию процессов человеческого мышления.
    • Биопсихология

      • Поскольку техническая сложность ведет к прогрессу в исследованиях методы , в настоящее время изучаются более сложные темы, такие как язык, рассуждения, принятие решений и сознание.
      • Нейропсихологи часто используются в качестве ученых для продвижения научных или медицинских знаний, а нейропсихология особенно занимается изучением травм головного мозга в попытке узнать о нормальном психологическом функционировании.
      • Биопсихология как научная дисциплина возникла из множества научных и философских традиций в 18 и 19 вв.вв.
      • В «Принципах психологии» (1890 г.) Уильям Джеймс утверждал, что научное изучение психологии должно быть основано на понимании биологии.

    Методы исследования в психологии: научный метод

    Психологи используют научный метод для проведения своих исследований. Научный метод — это стандартизированный способ проведения наблюдений, сбора данных, построения теорий, проверки прогнозов и интерпретации результатов.

    Исследователи проводят наблюдения, чтобы описать и измерить поведение. После неоднократно наблюдая за определенными событиями, исследователи выдвигают теорию, объясняющую эти наблюдения. Теория — это объяснение, организующее отдельные фрагменты информации связным образом. Исследователи обычно разрабатывают только теорию после того, как они собрали много доказательств и убедились, что результаты их исследований могут быть воспроизведены другими.

    Пример: Психолог отмечает, что некоторые второкурсники колледжа встречаются с много, а у других нет. Он отмечает, что у некоторых второкурсников светлые волосы, а у других каштановые волосы. Он также замечает, что в у большинства пар второкурсников по крайней мере у одного человека каштановые волосы. В кроме того, он замечает, что большинство его шатенок регулярно, но его светловолосые друзья вообще редко встречаются. Он объясняет эти наблюдения, предположив, что каштановые второкурсники больше шансов на свидание, чем у тех, у кого светлые волосы. Основываясь на этом теории, он развивает гипотезу о том, что более шатенки-второкурсники чем светловолосые второкурсницы будут назначать свидания с людьми, которых они встречают в партия. Затем он проводит эксперимент, чтобы проверить свою гипотезу. В его эксперимент, у него двадцать человек идут на вечеринку, десять со светлыми волосами и десять с каштановыми волосами. Он проводит наблюдения и собирает данные наблюдая за тем, что происходит на вечеринке, и считая, сколько людей каждый цвет волос на самом деле делает свидания. Если, вопреки его предположению, светловолосые люди назначают больше свиданий, ему придется подумать о почему это произошло и пересмотреть свою теорию и гипотезу. Если данные он собирает из дальнейших экспериментов до сих пор не поддерживает гипотезу, ему придется отвергнуть свою теорию.

    Создание научных исследований

    Психологические исследования, как и исследования в других областях, должны соответствовать определенным критериям, чтобы считаться научным. Исследования должны быть:

    • Воспроизводимый
    • Фальсифицируемый
    • Точный
    • Скупой
    Исследования должны быть воспроизводимыми

    Исследования воспроизводимы когда другие могут повторить их и получить такие же результаты. Когда психологи сообщают о том, что они обнаружили через свои исследования, они также подробно описывают, как они сделали свои открытия. Таким образом, другие психологи могут повторить исследование, чтобы увидеть, они могут воспроизвести результаты.

    После того, как психологи проведут исследование и удостоверятся, воспроизводимы, они развивают теорию и переводят теорию в точная гипотеза. Гипотеза — это проверяемый прогноз. того, что произойдет при определенном наборе условий. Психологи проверить гипотезу с помощью определенного метода исследования, такого как натуралистическое наблюдение , тематическое исследование , опрос или эксперимент . Если тест не подтверждают гипотезу, психолог пересматривает или отвергает исходную теория.

    Исследовательская работа Должна быть фальсифицируемой

    Хорошая теория или гипотеза также должна быть фальсифицируемой , это означает, что оно должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было отвергнуть Это. Другими словами, мы должны быть в состоянии доказать теорию или гипотезу. неправильный. Теории и гипотезы должны быть фальсифицируемыми, потому что все исследователи могут поддаться предвзятости подтверждения. Исследователи, демонстрирующие 90 264 предвзятость подтверждения, 90 265 ищут и принимают доказательства того, что поддерживает то, во что они хотят верить, и игнорирует или отвергает доказательства того, что опровергает их убеждения.

    Пример: Некоторые люди предполагают, что Лохнесское чудовище не только существует, но стал достаточно разумным, чтобы ускользнуть обнаружение путем сокрытия в необнаруженных, необнаруженных, подводные пещеры. Эта теория не является фальсифицируемой. Исследователи никогда не смогут найти эти неизведанные пещеры или чудовище, которое якобы в них прячется, и у них есть нет способа доказать, что эта теория ошибочна.

    Исследования должны Будьте точны

    Точно формулируя гипотезы, психологи гарантируют, что они могут повторять свои и чужие исследования. Чтобы сделать гипотезы более точными, психологи используют операциональные определения для определения переменных, которые они исследование. Операционные определения точно указывают, как переменная будет измеряться.

    Пример: Психолог проводит эксперимент, чтобы выяснить счастливее ли малыши в теплую погоду или в прохладную погода. Ей нужно иметь рабочее определение счастье, чтобы она могла точно измерить, насколько счастливы малыши есть. Она могла бы операционально определить счастье как «количество улыбок в час».

    Исследования должны быть экономными

    принцип экономии , также называемый Оккама бритва утверждает, что исследователи должны применять простейшие объяснение возможно любому набору наблюдений. Например, психологи попытаться объяснить результаты, используя общепринятые теории вместо сложных новые гипотезы. Экономия мешает психологам изобретать и исследовать диковинные теории.

    Пример: Предположим, учащийся постоянно засыпает в своей класс статистики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *