Нарушения мышления при шизофрении: Нарушение мышления

Нарушения мышления при шизофрении: Нарушение мышления

Содержание

Нарушение мышления

В истории изучения шизофрении отмечался особый интерес к особенностям познавательной деятельности больных. Процессы мышления здесь всегда были в центре внимания и учитывались как при дифференциальной диагностике этого заболевания с другими психическими расстройствами, так и при исследованиях, проводимых в рамках изучения патогенеза шизофрении (Поляков Ю.Ф., 1972).

Несмотря на то что традиционно с точки зрения психопатологии многие симптомы нарушения мышления при шизофрении рассматриваются в круге позитивной симптоматики, мы описываем в данном разделе часть этих расстройств, полагая, что они имеют прямое отношение к когнитивному дефициту и граница здесь отчасти носит условный характер.

Психопатологические синдромы, в частности дезорганизация мышления и речи, не равнозначны патопсихологическим и нейропсихологическим феноменам, хотя бы на том основании, что они находятся в разном «понятийном пространстве», относящемся к разным дисциплинам: медицина и клиническая психология.

Для иллюстрации вышесказанного отметим, что остро возникающие дезорганизация мышления и речи могут быть обратимы по мере купирования психотического состояния, проявления когнитивного дефицита, напротив, отличаются своей стойкостью.

На протяжении ХХ века произошла определенная эволюция взглядов и даже терминов, касающихся нарушения мышления при шизофрении. Такие образные выражения и слова, как «разноплановость», «соскальзывания», «разрывы», «расщепление», «атаксия» мышления, постепенно уступали свое место более четким понятиям клинической психологии. Попытки же вывести из анализа клинических проявлений суть нарушений познавательной деятельности при шизофрении с методологической точки зрения были ошибочны.

Специфичные для шизофрении нарушения мышления заметны как во время рецидива, так и в ремиссии заболевания, они необычны и трудно объяснимы, иногда оставаясь в тени, иногда заметно отражаясь на поведении больного.

Нарушение мышления при шизофрении

  • Нарушение образного и абстрактного мышления
  • Актуализация «латентного фона» (акцент на второстепенных деталях)
  • Символизм
  • Неологизмы
  • Персеверации
  • Бесмысленные рифмы
  • Агглютинация понятий

Е. А. Шевалев еще в 1930 г. предложил выделять при шизофрении прелогическое (архаическое) мышление, символическое и идентифицирующее мышление, типологически близкие к магическому. Автор полагал, что подобное мышление является результатом недифференцированного объединения восприятия и мифологической поэтики, преобладания защитной силы формул и символов, замены естественных явлений сверхъестественными и доминирующего значения веры. Е.А. Шевалев считал, что мышление, лежащее в основе бреда воображения и острого чувственного бреда при шизофрении, сходно с прелогическим мышлением настолько, что сложно дифференцировать формальные расстройства мышления с расстройствами мышления по содержанию.

В разное время, в зависимости от доминирующих в научном сообществе идей, изменение мышления при шизофрении объясняли по-разному. Beringer (1936) писал о «недостаточности интенциональной дуги», при которой свои суждения больной каждый раз вынужден выстраивать заново, хотя и решая текущие задачи, но не используя при этом предыдущий опыт; Kleist (1942) пытался найти взаимосвязь патологии мышления с органическим поражением определенных областей мозга, R.  Payne (1955) говорил о «нарушении коркового торможения», T. Weckowicz (1959) — об изменении «фильтрующей функции ретикулярной формации».

В отечественной клинической психологии получили известность работы Л.С. Выготского (1936) (концепция нарушения понятийного мышления при шизофрении) и Б.В. Зейгарник (1962) (патология мышления), посвященные изучению особенностей познавательного процессе при шизофрении.

Б.Ф. Зейгарник (1962) писала, что при явном патологическом характере мышления больных шизофренией для него не характерно «снижение» уровня понятийного мышления.

Ю.Ф. Поляков (1966, 1969, 1972) — руководитель лаборатории патопсихологии Института психиатрии АМН СССР в центр внимания своих экспериментально-психологических исследований поставил анализ структуры познавательных процессов при шизофрении (процессы сравнения, классификации, обобщения, решения проблемных задач и др.). Познавательные процессы при этом сопоставлялись с особенностями зрительного и слухового восприятия.

Психологический уровень для Ю.Ф. Полякова был промежуточным, связующим звеном между психопатологическим и патофизиологическим методами исследованиями.

Особенно детально в лаборатории патопсихологии Инстиута психиатрии АМН СССР была изучена юношеская шизофрения, характеризующаяся вялым (непрерывным, а у части больных шубообразным) типом течения (наличие четких негативных симптомов на фоне стертой позитивной симптоматики), на взгляд сотрудников лаборатории (Мелешко Т.К., Богданова Е.И., Абрамян Л.А. и др), рельефно демонстрирующая основные нарушения мышления при этом заболевании.

Ю.Ф. Поляков отмечал (1972), что некоторые исследователи, на основе своих экспериментально-психологических и литературных данных, стремятся определить роль нарушений познавательных процессов при шизофрении и ошибочно сопоставить ее с механизмов ее развития.

С психодинамической точки зрения патология мышления при шизофрении объяснялась нарушением социальных связей, регрессом к предущим стадиям развития либидо. В последнем случае просматривалась и связь с идеями J. Jackson, писавшего о том, что душевные болезни возвращают человека на более раннний онто- и филогенетический уровень.

Для мышления больного шизофренией характерна актуализация «латентного фона», второстепенных деталей, использование при обобщении малозначимых признаков понятий.

Незначительные черты общей концепции, фрагменты, детали которые не актуальны для нормальной целенаправленной психической деятельности, занимают доминирующее место, становятся преобладающими.

Больной шизофренией может оперировать неологизмами — словами с особым сочетанием (смешением) слогов, имеющими для него особый и только ему понятный смысл.

Он придумывает слова, склонен к повторению одних и тех же слов и высказываний (персеверация), может бессмысленно рифмовать слова, исходя из звуковых ассоциаций.

Границы между понятиями как бы стираются, а сами понятия утрачивают свой первоначальный смысл. В ряде случаев отмечается

агглютинация (контаминация) образов и понятий. Последний симптом можно встретить в творчестве некоторых художников (И. Босх, С. Дали) или поэтов и писателей (Д. Хармс, К. Бальмонт).

Проективные методики клинической психологии, в частности тест Роршаха, использовались достаточно активно при исследовании больных шизофренией. С помощью подобных методов анализировали мотивы и тенденции личности в процессе познавательной деятельности.

При интерпретации пятен Роршаха больной шизофренией может одновременно видеть в одном фрагменте несколько образов.

Опосредование понятий с помощью графических образов при шизофрении недостаточно способствует запоминанию и воспроизведению. Наряду с адекватными во многих случаях используются отдаленные, стереотипно повторяющиеся графические образы.

Прерывистость мыслей и инородные мысли, как и переживание отнятия мыслей, представляют собой сравнительно частое явление при шизофрении.

При шизофрении нарушено образное мышление. Эксперименты, в которых на фоне проведения фМРТ, требовалось создать определенные образы, показали, что больные шизофренией демонстрируют функциональную гипофронтальность и снижение активности префронтального дорсолатерального кортекса.

В литературе встречаются указания на то, что эти результаты, возможно, обусловлены нарушением процессов мотивации при шизофрении. Дефицит мотивации — почти обязательный симптом шизофрении, заметно осложняющий изучение когнитивных нарушений. Интересно отметить, что при предоставлении финансовых стимулов, мотивация выполнения каких-либо действий при шизофрении усиливается. С усилением мотивации действительно повышается активность префронтального дорсолатерального кортекса.

При шизофрении пациенты, даже на протяжении длительного времени страдающие этим психическим расстройством, могут демонстрировать возможность выполнения определенных мыслительных операций, требующих кратковременной концентрации внимания, например, сложные цифровые операции или игра в шахматы. Этот факт некоторые авторы начала ХХ века объясняли тем, что при шизофрении нарушен процесс мышления, но сохранены предпосылки интеллекта (Gruhle H., 1922). Об отрыве мышления от опыта вследствие «разрыхления ассоциаций» при шизофрении писал E.  Bleuler (1911), подчеркивая что это ведет к формированию ложных, не соотвествующих прошлому опыту связей.

Мы уже отмечали, что лица, предрасположенные к шизофрении, так же как и родственники больных, иногда обнаруживают сходные особенности процессов мышления.

У многих талантливых математиков или игроков в шахматы среди родственников часто встречаются больные шизофренией.

Вернуться к Содержанию

Нарушение мышления при шизофрении: особенности и симптомы

Дословно слово «шизофрения» переводится с греческого как «расщепление /раскалывание ума/мышления». При этом заболевании человек утрачивает способность адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. Форм и видов у данной патологии много. Для каждой из них характерны свои симптомы. Нарушение мышления при шизофрении наблюдается практически во всех случаях. В статье рассмотрим основные аспекты данной проблемы. 

В этой статье

  • Основные особенности
  • Что такое мышление
  • Операциональный аспект
  • Мотивационный аспект
  • Когнитивная сфера при шизофрении

Основные особенности

Большинство людей считает, что шизофрения является раздвоением личности.

Однако это слишком простое определение. На самом деле это более сложная психическая патология, которая охватывает множество разнообразных расстройств. Большая часть из них не имеет отношения к формированию в голове человека новых личностей.

Согласно МКБ-10, диагноз «шизофрения» (F20.0-F20.3) может быть поставлен, если наблюдается хотя бы один из нижеперечисленных симптомов:

  • Вкладывание/отнятие мыслей, их открытость для окружающий, «эхо» мышления. Человеку кажется, что его мыслительный процесс слышат посторонние (либо другие люди влияют на него путем закладывания идей или подмены воспоминаний).
  • Бредовые идеи. Прежде всего, шизофреников беспокоит бред воздействия. Они уверены, что на их тело или мысли воздействуют окружающие или потусторонние силы, например, инопланетяне.
  • Галлюцинации — слуховые, зрительные и тактильные. Больные слышат, видят и трогают то, чего нет в действительности.
  • Устойчивые бредовые идеи. Они связаны с культурой, политикой, изобретательством и пр. Как правило, подобный бред звучит нелепо или даже фантастически.

Также диагностировать шизофрению у человека могут при наличии двух из следующих признаков:

  • Стойкие галлюцинации любого типа, сопровождающиеся бредом, которые проявляются на протяжении месяца.
  • Шперрунги и неологизмы — обрывы мышления, использование в речи несуществующих слов.
  • Кататонический синдром — психомоторные (двигательные) расстройства. Больной то находится в сильном возбуждении, то впадает в ступор, застывая в противоестественной позе на несколько часов.
  • Негативная симптоматика: апатия, речевая скудость, безынициативность, утрата интересов, неадекватность эмоций, отчуждение и пр.

Последняя группа симптомов, негативная, может наблюдаться и при депрессии. Однако при наличии галлюцинаций, шперрунгов или кататонического синдрома, которые развиваются на фоне апатии и других признаков негативного типа, встает вопрос о постановке диагноза «шизофрения».

Что такое мышление

Мышление определяется по-разному в зависимости от методологии исследования и дисциплины, в рамках которой оно изучается. Причем данная категория волновала многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий. Если говорить простыми словами, то мышление является психическим процессом выявления закономерностей в окружающем мире на основе ценностей и суждений, которые заложены в головной мозг.

Однако возможны и другие определения. Так, мышление может пониматься в качестве высшего этапа обработки информации или процесса нахождения связей между объектами. В нейронауках под этим понятием подразумевается создание сложных интеллектуальных объектов из простых. Практически во всех дисциплинах мышление изучается как одна из высших психических функций.

В контексте психиатрических расстройств медиков интересуют, прежде всего, такие аспекты, как операциональность, мотивация, а также способность к ассоциативному, абстрактному и другим видам мыслительного процесса.

При этом мышление при шизофрении нарушено практически всегда. Если внимательно изучить симптоматику заболевания, частично описанную ранее, то становится видно, что большая часть его симптомов прямо или косвенно затрагивает мыслительной процесс или иные когнитивные способности.

Узнаем, как именно шизофрения влияет на разные аспекты мышления, прежде всего, операциональный и мотивационный.

Операциональный аспект

Операциональность мышления — это способность к обобщению доступных суждений. При анализе данного критерия учитываются такие параметры, как:

  • снижение уровня обобщения;
  • искажения процесса обобщения;
  • ослабление категориального строя мышления.

Разберем каждый показатель отдельно.

Снижение уровня обобщения

При наличии первого признака человек не может сравнивать объекты друг с другом, проводить анализ ситуации и обобщать полученную информацию, работая со сложными терминами. Он просто оперирует общими признаками, оказываясь неспособным выявить нечто важное или конкретное для того, чтобы полноценно раскрыть содержание понятия.

Для шизофреников снижение уровня обобщения не характерно, особенно на ранней стадии развития шизофрении. Обычно подобные симптомы типичны для пациентов с олигофреническим типом расстройства или больных, принимающих нейролептики, которые и отражаются на операциональной стороне мышления.

Для получения подобных показателей применяются простые методики:

  • «Классификация предметов». Человеку дают группу карточек и просят распределить их по тем или иным признакам.

В тяжелых случаях пациент не может освоить инструкцию к заданию. В более легких — формирует классы по нехарактерным свойствам — удлиненные, желтые или начинающиеся на букву «м». В подобных обобщениях нет четкой закономерности, которая выявляла бы истинное содержание понятий. Так, испытуемый может объединить в один класс ножницы, катушку и трубку на основании того, что у всех этих предметов есть отверстия. Дать название сформированной группе он не может.

  • «Исключение предметов». Пациент исключает объекты из класса по несущественным признакам («здесь нет стекла»). В итоге он справляется только с очень простыми заданиями, когда из четырех карточек, на которых изображены три растения и один кот, нужно исключить животное. Как и в первом случае, имеются проблемы с названием групп.
  • «Пиктограммы». Больному предлагается список слов, которые он должен запомнить. При этом ему необходимо изобразить на бумаге что-нибудь такое, что поможет ему правильно воспроизвести полученный список. При шизофрении пациенты демонстрируют конкретику с личным опытом, например, «я пришел с работы, разделся, поставил чайник, лег на диван» и т.д. У здорового человека рисунок получится более лаконичным.

Эти методики разработаны не только для шизофреников. Ими могут пользоваться и для обследования здоровых людей, в том числе детей.

Искажение процесса обобщения

Данный признак наблюдается на более поздней стадии шизофрении. Связан он с качественными характеристиками предметов и понятий. Больной может оперировать сложными интеллектуальными объектами, но опирается при этом на латентные их свойства. Это значит, что они присущи явлению, но не имеют прямого отношения к его содержательности.

В качестве примера можно привести следующую методику. Пациенту дают карточки с изображениями жука, самолета, птицы и бабочки. Здоровый человек будет ориентироваться на такие понятия, как «одушевленный / неодушевленный», «техника / животное» и т.д. Однако при шизофрении больной может исключить из группы жука только за то, что он изображен на черно-белой карточке.

У одного пациента могут наблюдаться признаки искажения процесса обобщения, но при этом отсутствовать симптомы снижения уровня обобщений.

Если применяется методика «пиктограмма», то у больного возникают сложности с абстракциями — «печаль», «сомнение», «мука». В подобных случаях в качестве латентных признаков выступают фонетические особенности терминов. В итоге пациент, чтобы запомнить их, рисует предметы, созвучные с предложенными словами, например, печать («печаль»), рыба сом («сомнение») и мешок муки («мука»).

Расстройство категориального мышления

Расстройство или ослабление категориального мышления наблюдается в тех случаях, когда происходит уход от правильной мысли. Данный феномен называется соскальзыванием. В целом пациент выносит верные суждения, но допускает единичные ошибки. Он формулирует цепочку умозаключений, но в какой-то момент сбивается. Далее он восстанавливает мыслительный процесс и продолжает рассуждение, но без исправления ошибочного звена.

Мотивационный аспект

Мотивационно-личностный компонент мышления является одним из важнейших при изучении психических расстройств. Так, почти при любой форме шизофрении, особенно на ранней стадии или перед приступом, имеются такие симптомы, как апатия и безынициативность. Любой человек должен быть заинтересован в своей судьбе. Если же озабоченности будущим нет, то и мотивации делать что-либо для его достижения не будет.

Причем важно отметить, что существуют два аспекта апатии. Первый связан с полным бесчувствием, каковое наблюдается у тяжелых пациентов. Второй характерен для более мягких случаев, когда апатичность рассматривается в качестве обычного отсутствия мотивации. С первым все понятно и без экспертизы, однако пациента второго типа отправляют к экспертам на обследование, в ходе которого оцениваются три основных критерия:

  • разноплановость суждений;
  • резонерство;
  • нарушения критичности.

Остановимся подробнее на каждом.

Разноплановость суждений

При шизофрении суждения человека приобретают противоречивый характер. Их мыслительный процесс может протекать в разных плоскостях, при этом больной не воспринимает подобные логические противоречия в качестве ошибок. Связано это с отсутствием четкой цели, для которой и формируется умозаключение.

По сути, у больного есть несколько планов для решения одной задачи, каждый из которых может быть абсолютно не связан с другим. Более того, один из них может противоречить второму, но при этом пациент этого не понимает. Зачастую одна цель продиктована желанием выполнить задание, а вторая связана с личными предпочтениями.

В качестве примера можно указать следующий случай. Больного просят распределить карточки по группам. Сначала он это делает верно, объясняя все понятно и логически, так как процесс обобщения суждений, в принципе, работает хорошо. Затем он меняет свое решение и исключает из группы грибы на основе того, что однажды ими отравился, а потому больше их не ест.

В данном случае прослеживается отсутствие целеполагания. В обыденной жизни это будет мешать принимать решения. В итоге человек вообще может отказаться от выполнения тех или иных действий.

Частным примером разноплановости мышления является его разорванность, когда речь больного превращается в «словесный салат». Начало фразы относится к одной ситуации, середина — к другой, а конец — к третьей. При легкой форме шизофрении пациент может временно уходить от темы из-за различных ассоциаций. Однако он еще способен вернуться к теме, особенно при поддержке со стороны специалиста.

На основании одной беседы с человеком сделать вывод о разорванности или разноплановости мышления нельзя. Необходимо проведение различных методик, в том числе «классификации» и «исключения предметов». Если противоречия появляются при выполнении большей части задач, делаются соответствующие заключения о нарушениях мышления.

Резонерство

Резонерство — это типичное пустословие, склонность к бессмысленным рассуждениям, бесплодному мудрствованию, которое не приводит к формированию полноценного интеллектуального продукта. Подобное явление свойственно не только больным, но и здоровым людям.

В качестве примера можно упомянуть неуверенный ответ студента на экзамене, когда он не знает чем заполнить незнание того или иного предмета. В таких случаях он просто говорит о том, что приходит в голову, лишь бы не молчать. В целом это адекватная реакция человека на сложную и непредсказуемую ситуацию. В каком-то смысле он просто выигрывает время.

При шизофрении пустословие возникает без какой-либо цели, на пустом месте. При этом больной обычно говорит вычурно, пафосно или манерно, пытаясь произвести впечатление. Он может говорить с умным видом совершенные банальности, которые не требуют мудрствования. К мнению других людей в такие моменты он не прислушивается. Ему просто важно говорить, особенно на темы, которые связаны с ним напрямую. В итоге речь превращается в длинный и пространный монолог, не имеющий четкого содержания.

Нарушения критичности

Некритичность характеризуется утратой целенаправленности мышления, его незавершенностью. Мыслительный процесс перестает быть регулятором, который ограничивает и контролирует действия человека.

Чтобы оценить критичность, проводится простой тест, или проба Эббингауза. Пациенту предлагают текст с пробелами, которые он должен заполнить словами. Понятия он подбирает сам, основываясь на субъективном мнении. Однако в итоге он должен подготовить логически связанный и понятный текст.

Далее его читает эксперт. При обнаружении противоречий, он просит больного самому их найти и исправить. Затем начинается оценка скорости исправления ошибок. Если же испытуемый не видит ошибок, на них указывает экспериментатор, но внести исправления пациент все равно должен самостоятельно.

Специалисты выделяют три вида критичности:

  • к наличию у себя болезни или конкретных симптомов;
  • личностная;
  • к эффективности своей деятельности в ходе экспериментов.

Непосредственно к мышлению прямое отношение имеет последний тип критичности. Врач указывает на ошибки, а пациент исправляет. Здоровый человек должен быть в этом заинтересован, так как у него есть цель и ему важна его судьба. Шизофреник же обычно равнодушен к замечаниям. Если ему сказали, что он сделал что-то неправильно, он с этим согласится и ничего не предпримет. Иными словами, ему все равно — «что воля, что неволя».

Описанный комплекс симптомов поражения мышления наблюдается не у всех пациентов. Все зависит от конкретной формы патологии и ее стадии.

Шизофрения поражает не только мышление, но и другие когнитивные способности человека — восприятие, внимание и память. Коснемся и их, так как они во многом связаны с рассматриваемым в статье предметом — мыслительным процессом.

Когнитивная сфера при шизофрении

Прежде всего шизофрения отражается на восприятии окружающей действительности. Изменения в этой сфере могут свидетельствовать о начале развития психопатологического процесса, который впоследствии отразится на мышлении и эмоциональности человека. Он начинает воспринимать мир слишком субъективно, что приводит к ограниченности суждений, нереалистичности или фантастичности представлений.

Изменения восприятия оцениваются с помощью теста Роршаха, который состоит из демонстрации пациенту картинок с необычными изображениями. Испытуемый должен сказать, что именно он видит на карточках. Как правило, ему показывают три вида образов:

  • дефицитарные — «человек без головы»;
  • диссоциативные — «расплющенная кошка»;
  • символические — «наказание зла».

Анализ теста достаточно сложный. Его можно пройти в интернете, однако делать какие-либо выводы не стоит. Нормальную оценку может дать только специалист.

Внимание тоже имеет свои отличительные особенности при шизофрении. Оно нарушается даже при сохранении памяти и высоком интеллектуальном уровне пациента. Исследуется данный показатель при помощи теста Шульте, или «счета с переключением», в ходе которого определяется, насколько быстро человек произвольно или непроизвольно переключается с одного объекта на другой. Обычно при шизофрении больше страдает произвольное внимание. При этом на указываемых ошибках испытуемый не задерживается, а на реакции экспериментатора практически не реагирует.

Память при шизофрении может пострадать при снижении мотивации. Но данный феномен тоже является достаточно сложным. У одних пациентов она сохраняется в полном объеме, у других — пропадает частично или полностью. Иногда больной не может точно сказать, происходило то или иное событие или нет.

Также существует такой признак шизофрении, как конфабуляция, когда мозг заполняется ложными воспоминаниями. Текущая способность к запоминанию, то есть кратковременная память, проверяется с помощью тестов, в том числе методики «пиктограмма».

Шизофрения может развиваться годами. До первого приступа человек почти всегда не понимает о том, что болен. Когда его доставляют в клинику, что происходит во время обострения заболевания, наблюдается уже комплекс симптомов. Часть из них связана с формальными расстройствами мышления, в том числе содержательностью, гибкостью и критичностью. Степень поражения мозга определяется видом шизофрении и интенсивностью ее развития.

Источники:

  • bibliofond.ru
  • cyberleninka.ru
  • arbat25.ru
  • ncpz.ru
  • noomind.ru
  • psysovet.ru
  • medpsy.ru
     

Симптомы, диагностика и лечение расстройства мышления

Расстройство мышления может возникать при шизофрении и других состояниях, включая манию и черепно-мозговую травму. Некоторые подтипы могут быть более распространены по конкретным причинам.

Расстройство мышления — это неорганизованный способ мышления, который приводит к ненормальным способам выражения речи при разговоре и письме. Это один из основных симптомов шизофрении, но он может присутствовать и при других психических расстройствах, таких как мания и депрессия.

Расстройство мышления является одним из самых сложных психических расстройств для диагностики и лечения, поскольку у многих людей время от времени проявляются симптомы расстройства мышления. Некоторые люди могут демонстрировать расстройство мышления только тогда, когда они устали.

Существует более 20 подтипов расстройства мышления. В этой статье мы разберем симптомы некоторых из наиболее распространенных типов. Мы также рассмотрим возможные варианты лечения, чтобы помочь вам или вашим знакомым справиться с этим расстройством.

Расстройство мышления впервые появилось в научной литературе в 1980-х годов, когда он был впервые описан как симптом шизофрении. Его широкое определение — любое нарушение в организации и обработке идей.

Каждый тип расстройства мышления имеет уникальные симптомы. Однако нарушение взаимосвязи идей присутствует во всех типах.

Несмотря на то, что у большинства людей время от времени проявляются некоторые симптомы расстройства мышления, расстройство мышления не классифицируется до тех пор, пока оно не оказывает отрицательного влияния на способность к общению.

Вот некоторые из наиболее распространенных типов расстройства мышления:

Алогия

Люди с алогией, также известной как бедность речи, дают краткие и неразборчивые ответы на вопросы. Люди с этой формой расстройства мышления редко говорят без побуждения. Алогия часто наблюдается у людей с деменцией или шизофренией.

Блокировка

Люди с блокировкой мысли часто резко прерывают себя на полуслове. Они могут останавливаться на несколько секунд или минут. Когда они снова начинают говорить, они часто меняют тему разговора. Блокирование мыслей часто встречается у людей, страдающих шизофренией.

Обстоятельность

Люди с обстоятельностью, также известной как обстоятельное мышление или обстоятельная речь, часто включают в свою речь или письмо чрезмерные не относящиеся к делу детали. Они сохраняют свой первоначальный ход мыслей, но сообщают много ненужных деталей, прежде чем вернуться к своей основной мысли .

Лязг или ассоциация с лязгом

Человек с лязгающим мыслительным процессом выбирает слова, основываясь на звучании слова, а не на его значении. Они могут полагаться на использование рифм, аллитераций или каламбуров и создавать бессмысленные предложения. Нарушение мыслительного процесса — частый симптом мании.

Крушение

Человек с крушением говорит цепочками только полуродственных идей. Их идеи часто все дальше и дальше отходят от темы разговора. Например, человек с невменяемым мышлением может перейти от разговора о кроликах к волосам на голове и к вашему свитеру.

Отвлекаемая речь

Человек с отвлекаемым расстройством речи и мышления с трудом поддерживает тему. Они быстро переключаются между темами и отвлекаются на внутренние и внешние раздражители. Это обычно наблюдается у людей с манией.

Например, человек с отвлекающей речью может внезапно спросить, где вы взяли шляпу на полуслове, рассказывая вам о недавнем отпуске.

Эхолалия

Людям с эхолалией трудно общаться. Они часто повторяют звуки и слова, которые слышат, вместо того, чтобы выражать свои мысли. Например, вместо ответа на вопрос они могут повторить вопрос.

Другие типы расстройств мышления

В Справочнике по психиатрии Джона Хопкинса перечислены 20 типов расстройств мышления. К ним относятся:

  • Парафазная ошибка: Постоянное слово неправильное произведение или проскальзывание языка
  • . цель: проблемы с поддержанием темы и неспособность прийти к сути
  • неологизм: создание новых слов
  • бессвязность: говорение, казалось бы, случайным набором слов, известное как «словесный салат»

Причина расстройства мышления неизвестна. Расстройство мышления не является симптомом какого-либо конкретного расстройства, но обычно наблюдается у людей с шизофренией и другими психическими расстройствами.

Причина шизофрении также неизвестна, но считается, что этому могут способствовать биологические, генетические факторы и факторы окружающей среды.

Расстройство мышления имеет расплывчатое определение, а симптомы сильно различаются, поэтому трудно найти одну основную причину. Исследователи до сих пор спорят о том, что может привести к симптомам расстройства мышления.

Некоторые считают, что это может быть вызвано изменениями в связанных с речью частях мозга, в то время как другие думают, что это может быть вызвано проблемами в более общих частях мозга.

Расстройство мышления является одним из определяющих симптомов шизофрении и психоза. Люди имеют повышенный риск развития расстройства мышления, если они также имеют:

  • расстройства настроения
  • биполярное расстройство
  • депрессию
  • черепно-мозговую травму
  • тревогу

Согласно исследованиям 2005 года, у людей с эпилепсией повышен риск развития шизофрении и психоза по сравнению с населением в целом.

Черепно-мозговая травма увеличивает риск развития шизофрении и других психических расстройств, таких как депрессия, биполярное расстройство и тревожные расстройства.

Следующие факторы риска также могут быть факторами риска шизофрении и, соответственно, расстройства мышления:

  • стресс
  • употребление наркотиков, изменяющих сознание
  • воспалительные и аутоиммунные заболевания
  • воздействие токсичных химических веществ до рождения

Люди нередко демонстрируют симптомы расстройства мышления время от времени. Однако, если эти симптомы часты или достаточно серьезны, чтобы вызвать проблемы с общением, рекомендуется поговорить с врачом.

Расстройство мышления может быть симптомом психического расстройства. Многие психические расстройства, такие как шизофрения, прогрессируют и не проходят без лечения. Однако люди с психическими расстройствами часто не знают о своих симптомах и нуждаются в помощи члена семьи или друга.

Если вы заметили какие-либо другие симптомы шизофрении у кого-то из ваших знакомых, вы можете порекомендовать ему обратиться к врачу:

  • бред
  • галлюцинации
  • дезорганизованное мышление или речь
  • пренебрежение личной гигиеной
    • 5 отсутствие эмоций8
    • отсутствие выражения лица
    • уход от социальной жизни

    При диагностике расстройства мышления медицинский работник будет учитывать интеллект, культуру и образование человека, чтобы увидеть, действуют ли они непоследовательно.

    Тест чернильных пятен Роршаха

    Тест чернильных пятен Роршаха был впервые изобретен Германом Роршахом в 1921 году. В тесте используется серия из 10 чернильных пятен для выявления потенциального расстройства мышления.

    Чернильные пятна неоднозначны, и пациент дает свою интерпретацию каждой. Затем ведущий психолог интерпретирует ответы пациента для поиска потенциально неупорядоченного мышления.

    Индекс мыслительных расстройств

    После вовлечения пациента в открытый разговор медицинский работник расшифровывает разговор и оценивает его с помощью индекса мыслительных расстройств.

    Индекс расстройств мышления, также называемый дельта-индексом, является первым стандартизированным тестом для выявления расстройств мышления. Он измеряет 23 области потенциальных нарушений мышления и оценивает серьезность каждой из них по шкале от нуля до единицы.

    Лечение расстройства мышления направлено на основное заболевание. Двумя основными видами лечения являются медикаментозное лечение и психотерапия.

    Лекарства

    Антипсихотические препараты могут быть назначены в зависимости от причины расстройства мышления. Эти лекарства могут сбалансировать химический состав мозга допамин и серотонин.

    Психотерапия

    Психотерапия помогает людям заменить свои мысли более реалистичными и научить их справляться с болезнью.

    Когнитивно-поведенческая терапия, одна из форм психотерапии, и терапия улучшения когнитивных функций могут быть полезны для больных шизофренией.

    Если вы подозреваете, что у близкого человека расстройство мышления, предложите ему обратиться за медицинской помощью. Доступны методы лечения, которые могут эффективно справиться с симптомами расстройства мышления, и врач может помочь определить правильный метод лечения в зависимости от основного заболевания.

    Расстройство мышления — это неорганизованный способ мышления, который приводит к необычной речи и письму. Людям с расстройством мышления трудно общаться с другими людьми, и им может быть трудно признать, что у них есть проблема.

    Если вы подозреваете, что у кого-то из ваших близких есть расстройство мышления, советуйте ему как можно скорее обратиться к врачу.

    Признаки, причины, лечение и сопутствующие состояния

    Наличие расстройства мышления означает, что у вас есть трудности с обработкой и выражением мыслей. Это часто встречается у людей с шизофренией.

    Время от времени возникают трудности с выражением того, что вы думаете или чувствуете. Но регулярные проблемы с формулировкой мыслей или эмоций могут быть признаком расстройства мышления.

    Например, недосыпание может затруднить ясное мышление и связное выражение мыслей.

    Но частые трудности с устным или письменным выражением могут быть симптомом расстройства мышления. Расстройства мышления могут затруднить людям понимание того, что вы говорите. Ваша речь также может сбивать с толку других людей, кроме вас.

    Расстройство мышления, также известное как формальное расстройство мышления, вызывает странности в мышлении, языке и общении.

    У человека с расстройством мышления могут возникнуть проблемы с организацией, обработкой или выражением своих мыслей. У них также могут быть проблемы с самовыражением в устной и письменной форме.

    Расстройство мышления часто встречается при шизофрении, психозах и маниях. Человека с расстройством мышления может быть трудно понять.

    Какое наиболее распространенное расстройство мышления?

    Хотя шизофрения — не единственная форма расстройства мышления, за ней стоит большое количество исследований.

    Подтипы расстройства мышления

    Существует два подтипа общего расстройства мышления или формального расстройства мышления:

    • расстройство позитивного мышления
    • расстройство негативного мышления

    Положительное и отрицательное не относятся к хорошему или плохому. Положительные симптомы — это признаки дополнительного поведения, такого как галлюцинации или дезорганизованное поведение. С другой стороны, негативные симптомы относятся к отсутствию чего-либо. Примеры негативных симптомов включают ограниченную эмоциональную реакцию или отсутствие речи.

    Различные признаки могут указывать на расстройство мышления. Одни видны внешне, а другие могут быть очевидны только вам.

    Внешние признаки

    Многие внешние признаки, связанные с нарушением мышления, связаны с нарушением речи.

    Вот несколько примеров:

    • Свободные ассоциации или отсутствие связи между идеями . У вас есть бессвязные мысли или мысли, которые не связаны друг с другом.
    • Касательная или чрезмерная и не относящаяся к делу информация, которая не отвечает на исходный вопрос . Вы можете регулярно сходить с ума и никогда не отвечать на то, что было изначально задано.
    • Бессвязность или непонятная речь. Вы можете произнести «словесный салат» или бессвязную речь.
    • Нелогичность или выводы, не соответствующие базовой логике. Вы можете подумать, что существуют нелогичные причины для ситуаций или событий.
    • Обстоятельства или многословные объяснения. Вам может понадобиться много времени, чтобы добраться до сути.
    • Натиск речи или очень быстрая речь. Вам может казаться, что вы не можете перестать говорить или вам нужно выговориться.
    • Отвлекаемость. Вы легко отвлекаетесь, особенно если что-то привлекает ваше внимание.
    • Лязг . При лязге звук слов диктует выбор слова. Например, вы можете ответить на вопрос только словами, которые рифмуются.

    Внутренние признаки расстройства мышления, которые можете заметить только вы

    Внутренние признаки расстройства мышления могут включать:

    • потерю сна
    • размышления
    • когнитивные искажения

    Эти симптомы могут быть незаметны для людей, испытывающих их.

    Исследования показывают, что нарушения сна возникают у 80% людей, у которых диагностирована шизофрения. Кроме того, одно исследование 2019 года с участием людей с психозом предполагает связь между психозом и чрезмерными размышлениями.

    Существует высокая степень вариабельности проявлений расстройств мышления. Например, расстройство негативного мышления иногда наблюдается у людей с депрессией, но не так часто, как расстройство мышления при мании и шизофрении.

    Исследования 2017 года показывают, что расстройства мышления чаще встречаются у людей, страдающих шизофренией. Некоторые симптомы расстройства мышления также были более вероятными у людей с манией, в том числе:

    • обстоятельность
    • принужденная речь
    • лязг

    Исследования того, почему у людей развиваются расстройства мышления, продолжаются, но в настоящее время нет единого мнения о причине.

    Некоторые эксперты предполагают, что различия в структуре мозга и генетике могут играть роль в расстройствах мышления.

    Специалисты по психическому здоровью часто используют оценки для диагностики расстройств мышления. Вот некоторые из них:

    • шкала оценки позитивных симптомов (SAPS)
    • шкала оценки негативных симптомов (SANS)
    • шкала формального расстройства мышления (FTD-S)
    • шкала мышления и языковой коммуникации (TLC)
    • индекс мышления и языка (TLI)
    • тест чернильных пятен Роршаха

    Эти тесты помогают клиницистам выявить симптомы, характерные для расстройства мышления .

    Лекарства и терапия являются полезными инструментами для лечения расстройств мышления.

    Врачи обычно назначают нейролептики для облегчения симптомов. Они также могут порекомендовать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) для лечения расстройств мышления.

    В одной статье 2020 года исследователи использовали вторичные данные крупных однократных слепых рандомизированных контролируемых исследований и обнаружили, что когнитивно-поведенческая терапия эффективно снижает частоту бреда у людей с расстройствами мышления по сравнению с поддерживающим консультированием.

    Расстройство мышления, или формальное расстройство мышления (ЛВД), является симптомом шизофрении и других психических заболеваний. Это может повлиять как на устную, так и на письменную речь.

    Если вы подозреваете, что у вас расстройство мышления, вы можете испугаться или растеряться. Если у вашего близкого человека расстройство мышления, вы можете чувствовать себя отчужденным от него или иметь проблемы с общением с ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *