Мотивация аффилиации: Аффилиация, методика и мотивация аффилиации
Аффилиация, методика и мотивация аффилиации
Аффилиация – это тяга, потребность, стремление находиться в обществе людей, нужда индивида в создании тесных, доверительных, теплых, эмоционально окрашенных взаимоотношений. Это устремление к сближению с другими индивидами посредством дружбы, общения, любви. Характер взаимодействия с родителями в детстве, в юности со сверстниками лежит в основе формирования данного вида потребности. Тенденции к формированию этой потребности нарушается при возникновении различных провоцирующих факторах таких как: тревожность, неуверенность в себе. Близость и общение с другими людьми способствует снятию тревожных ситуаций.
Мотивация аффилиации
Аффилиационный мотив – это побуждение, психическая активность, которая направлена на установление или прекращение конкретных межличностных отношений. Такой мотив состоит из различных сил отдаления или приближения к индивидам. Например, индивид может обладать хорошими коммуникативными навыками, которые ему способствуют устанавливать неформальные отношения быстро, но при этом он может опасаться непонимания, неудачи и отвержения. Кроме этого, такой индивид может обладать высокой потребностью устанавливать не поверхностные (внешние) знакомства, а более глубокие, близкие, надежные, доверительные.
Мотивационный фактор потребность в коммуникациях (аффилиация) с определенным количеством времени становятся характерными для индивида и «перерождаются» в черты личности.
Аффилиационные мотивы становятся более актуальными в процессе общения людей. Такие мотивы чаще проявляются в качестве стремлений индивида наладить положительные, добрые взаимоотношения с другими индивидами. Внутренне он выступает в виде верности и ощущения привязанности, а внешнее его проявление – общение, стремление к сотрудничеству с другими индивидами, стремление находиться постоянно рядом с партнером по аффилиации.
Любовь к другому человеку – наивысшее духовное проявление таких мотивов. Превалирование у индивида аффилиационного мотива обуславливает стиль общения с другими индивидами, которое характеризуется непринужденностью, уверенностью, смелостью и открытостью. Выраженная мотивационная аффилиация внешне может проявляться в озабоченности субъекта установлением, поддержанием дружеских отношений или восстановлением расстроенных ранее взаимоотношений с другими субъектами.
Аффилиационный мотив вступает во взаимосвязь с тягой индивида к получению одобрения со стороны окружающих, с жаждой самоутверждения. Субъекты с доминирующим аффилиационным мотивом лучше относятся к другим субъектам и сами пользуются повышенной симпатией и уважением окружающих. Отношения у них строятся на основании взаимного доверия. Противоположным мотиву аффилиации является мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым значимыми для него людьми. Превалирование такого мотива ведет к скованности, неуверенности, напряженности, неловкости.
Аффилиационный мотив – это комплексный мотив, состоящий из структурных элементов, которые могут актуализироваться в различные периоды онтогенеза. Уровень интенсивности структурного элемента аффилиативных коммуникаций (потребности в отношениях, эмоционально-доверительного характера) зависит от индивидуальных особенностей субъекта, его характерологических особенностей, стиля взаимодействия в семье, защитных механизмов, историй его взаимоотношений с определенными людьми, степени удовлетворенности отношениями.
Потребность в общении, эмоционально-доверительного характера, и направленность на аффилиативное поведение являются двумя составляющими аффилиационного мотива. А «боязнь неприятия» (отвержения) является достаточно независимой переменной. Она сама может определять специфичность общения и имеет более тесную взаимосвязь тревожными состояниями, неуверенностью, уровнем психологической защиты.
Мотив аффилиации непосредственно связан с родительским воспитанием ребенка и его стилем. Например, при доверительном стиле воспитания у ребенка формируются такие аффилиативные типы, как: самодостаточный, сбалансированный, общительный. И проявляется во взрослых состояниях, как активность, открытость, социальная смелость, отсутствие социальной ранимости, тревожных состояний и эмоциональной нестабильности.
В процессе динамики развития отношений изменяется иерархическая структура главных характеристик аффилиативной взаимной деятельности. Вначале знакомства основное значение придается легкости и эмоциональной притягательности партнера. Далее, в процессе дальнейшего развития отношений, формируется понимание и развивается доверие. Со временем понимание и доверие начинают занимать главенствующую позицию. Наряду с этим, огромным влиянием на развитие отношений обладает совместная деятельность и общность интересов.
Центральный мотивационный момент общения – это выбор ситуативного или постоянного партнера по коммуникациям. Самым распространенным условием выбора неизменного партнера по общению, является внешняя привлекательность и привлекательность по деловым и нравственным качествам.
Сегодня разработано множество различных методик для определения мотиваций аффилиации. Так, например, самой востребованной сейчас является методика мотивация аффилиации, разработанная Мехрабианом.
Измерение мотивации аффилиации имеет важное значение для определения уровня формирования и степени его развития таких мотивов, как «стремление к людям» и «боязнь быть непринятым, отвергнутым».
Потребность в аффилиации
Образование и поддержание взаимоотношений с другими индивидами преследуют совершенно различные цели. Например, цель произвести впечатление или доминировать над другими, цель оказать или получить помощь. Под термином аффилиация принято понимать конкретный вид социального взаимодействия, которое обладает фундаментальным и в то же время повседневным характером. Оно заключается в коммуникациях с другими индивидами (хорошо знакомыми или не очень, или вообще незнакомыми) в таком проявлении, которое обогащает все стороны общения и приносит удовлетворение. Уровень, который можно достигнуть, зависит не только от индивида, стремящегося к аффилиации, но и от партнера по общению.
Индивид, стремящийся к удовлетворению потребности в аффилиации, должен очень многого добиться. Вначале такой индивид должен дать возможность понять о своем намерении вступить в контакт, при этом сообщив предполагаемому контакту о его привлекательности в глазах такого индивида. Он должен сделать так, чтобы будущий партнер понял, что его рассматривают как равного и предлагают отношения, основанные на взаимности. Другими словами, индивид не просто стремиться к аффилиации, но и вместе с тем выступает сам таким партнером по аффилиации для соответственной потребности индивида, с которым вступает в контакт.
Неодинаковость в разделении ролей или стремление превратить партнера по аффилиации в средство, удовлетворяющее индивидуальные потребности, такие как потребность в уничижении или превосходстве, в зависимости или независимости, в слабости или силе, в получении или предоставлении помощи, наносят вред аффилиации, тем самым разрушая ее совсем.
Индивид, целью которого является аффилиация, должен добиться конкретной гармоничности в созвучии своих волнений и переживаний с переживаниями партнера, что являлось бы мотивирующим фактором для взаимодействия с обеих сторон, для ощущения удовлетворения и поддержания чувства персональной ценности.
Целью аффилиации индивида, стремящегося к ней, является поиск любви или принятия себя, дружеской поддержки, симпатии со стороны партнера. Однако в таком стремлении подчеркивается только один вариант проявления – получение, и пренебрегается другой – отдача. Поэтому целью мотива аффилиации должна являться взаимная и доверительная связь, в которой каждый из партнеров такой связи любит другого или относится к нему с приязнью, симпатией, дружеской поддержкой.
Существует множество невербальных и вербальных способов поведения, целью которых будет достижение и сохранение таких отношений. Мотивированность стремления к аффилиации обуславливается количеством и позитивным содержанием речевых оборотов, по продолжительности контакта глаз, по дружелюбности, численности киваний головой, по жестам и позе и пр.
Привлекательность может быть, как положительной, так и отрицательной. А в зависимости от соотношения данных видов привлекательности мотивы аффилиации индивидов могут быть охарактеризованы как, главным образом, связанные с надеждой на такую аффилиацию (НА) или страхом отвержения (СО).
Характеристика неуспешного или успешного результата действия аффилиации не заключается только в отрицательной или положительной привлекательности конкретной величины. Любой из альтернативных исходов действия также может заранее ожидаться с некоторой долей вероятности. Поэтому, каждый индивид исходя из прошлого личного опыта в области общения, располагает обобщенными надеждами касаемо того, получится ему установить взаимоотношения аффилиации с незнакомым индивидом или нет, иными словами обобщенными надеждами аффилиации или отвержения.
Тесная взаимосвязь между надеждами и действиями выделяет мотив аффилиации среди остальных мотивов, аналогичных по мотивам достижения. Когда возможным партнером по аффилиации выступает незнакомый человек, получается следующая ситуация: чем значительнее ожидание удачи, тем сильнее позитивная привлекательность и, напротив, чем значительнее ожидание неудачи, тем сильнее негативная привлекательность. Такое проявление называют обратной связью. Иными словами цепочку обратной связи можно представить следующим образом: любое ожидание влияет на ход поведения, ход поведения – на его исход (результат), повторяющиеся неудачи и успехи образуют соответственные ожидания, порождающие отличия в протекании поведения (действий), которые предопределяют неблагоприятный или благоприятный исход аффилиации. Исходя из этого, привлекательность неудачной или удачной аффилиации становится в конечном итоге постоянной величиной, которая и задает персональное профильное соотношение отрицательной и положительной привлекательности, иначе говоря, страха отвержения и ожидания аффилиации. Таким образом, образуется (если объект аффилиации незнакомый человек) линейная зависимость между привлекательностью и ожиданием для персонального мотива аффилиации – чем больше обобщенная надежда на успех превалирует над ожиданием неуспеха, тем больше позитивная привлекательность доминирует над негативной, и наоборот. Такое отношение привлекательности к ожиданию отличает аффилиационный мотив от мотива достижения, который характеризуется противоположным соотношением таких параметров – чем значительнее возможность успеха, тем менее становится привлекательным успех, чем больше возможность неуспеха, тем выше привлекательность удачи.
Необходимо отграничивать обобщенные ожидания от частных, связанных с конкретным индивидом, которого субъект, вступающий в аффилиацию, уже хорошо знает. В таком случае привлекательность и ожидание могут варьироваться вне зависимости друг от друга. Так, адекватная мотиву аффилиации привлекательность общения с любым хорошо знакомым индивидом бывает сравнительно небольшой, однако при этом сопровождается значительным ожиданием быстрого и легкого установления этого контакта, может быть и наоборот. Такое может происходить в таких случаях, когда субъект знаком с будущим партнером по близким отношениям, но у него есть сведения, позволяющие прогнозировать легкость или трудность вступления непосредственно в контакт. Например, будущий партнер обладает более значительным социальным статусом по сравнению с субъектом, стремящимся к аффилиации. Устойчивость линейной зависимости привлекательности от ожидания в случае мотивационной аффилиации, которая направлена на незнакомого индивида, эмпирическим путем не проверена.
Потребность в отношениях эмоционально доверительного характера является актуальной на протяжении всего жизненного пути индивида. Однако направленность на аффилиацию обладает тенденцией с возрастом уменьшаться, особенно это выражено у мужчин.
Аффилиация в психологии
Сегодня ведущую роль играют межличностные отношения, умения эффективно, быстро и грамотно взаимодействовать с различными людьми. Понимание основных принципов общения, особенно эмоционально-доверительного, имеет огромное значение не только для получения более оптимальных результатов деятельности различных социальных групп и коллективов, улучшения взаимоотношений между их членами, но также имеет огромное значение для каждого участника такого процесса. Это связано с тем, что через эмоционально-доверительное общение индивид обладает возможностью больше узнать себя, понять и, как следствие, стать менее одиноким в нашем изменчивом мире. Впоследствии важнейшее значение набирает качество контактов, а не их количество.
Взаимодействие аффилиативного характера – это сумма поведенческих реакций, выраженных в действиях, развитии и поддержании межличностных отношений, основной целью которых будет формирование достаточно близких и доверительных отношений. Такое взаимодействие отличается от поведения аффилиативного характера присутствием ярко проявленной потребности в аффилиации, в том числе и потребности в доверительном и эмоционально окрашенном общении.
Основными характеристиками, сопутствующими аффилиативному взаимодействию, являются доверие, легкость, эмоциональная привлекательность и понимание. Эти компоненты важны для становления доверительных и близких отношений, но в зависимости от развития отношения значимость каждого компонента меняется. При деловом общении эти компоненты могут присутствовать, но главным будет не их сочетание, а доминирование (значимость) одного из них. Например, во взаимодействии с начальством значимым компонентом будет понимание, а во взаимодействии с врачом – доверие.
Итак, аффилиация – это эмоциональная взаимосвязь индивидов с другими субъектами, которая характеризуется взаимностью принятия и расположения.
Учеными проведены исследования, которыми было выявлено, что студенты, предпочитающие профессиональный успех и высокий доход межличностным отношениям, в два раза чаще, считали себя очень несчастными. В свою очередь более тесные и близкие отношения избавляют от стрессов, депрессивных состояний. Ощущение себя счастливым тесно связано с доверительными отношениями с большим количеством людей, т.е. люди, имеющие доверительные отношения с 5-6 индивидами чувствуют себя более счастливыми, чем люди, имеющие доверительные отношения с одним человеком. Также необходимость в аффилиации возрастает при возникновении опасности для индивида или при стрессовой ситуации.
В психологии термином аффилиация обозначают изначальное желание индивида быть принятым другими людьми, которые его окружают, заслужить расположение. Блокировка данной потребности может вызывать ощущение отчужденности, одиночества, вызывает фрустрацию. И, наоборот, отношения, обладающие доверительностью, вызывают душевное удовлетворение, повышают жизнеспособность субъектов и групп. Поэтому люди расходуют так много средств и сил ради поддержания и установления тесных и доверительных отношений, а потом сильно страдают, если вынуждены порвать такие отношения.
Парадоксом такой ситуации становится то, что близкие люди в последствие могут выступать источником стресса и фрустрации для партнеров по аффилиации. Доказано, что люди, имеющие тесные и доверительные отношения, обладают более хорошим здоровьем и обладают меньшей подверженностью к преждевременной смерти, чем индивиды, имеющие более слабые связи.
Этническая аффилиация
Этническая аффилиация (групповая аффилиация) заключается в потребности представителей этноса быть в социуме представителей комплементарных этносов и ориентации на их поддержку. Так, например, жители Белоруссии стремятся к союзу с жителями России. Групповая аффилиация – это взаимоотношения между некоторыми группами, которые думают, что одна из них — это составная частью другой. Иначе выражаясь – это взаимодействие групп различного масштаба и объема, когда более малая группа, поглощается более большой, и начинает функционировать по ее правилам и законам.
В соответствии с нынешней теорией аффилиации, любому индивиду более или менее выражено, свойственна потребность принадлежать определенной группе. Для значительной массы людей в нестабильной ситуации переходного социума этническая и семейная принадлежность (восприятие себя членом социума или «семьи») становится более допустимым методом вновь ощутить себя некоторой частью целого, найти психологическую помощь и поддержку в традициях. Отсюда выходит повышенный интерес к этнической идентификации, нужда в консолидации этнической общности, попытки формирования интегрирующей национальной идеи и идеала в новых общественных условиях, обособление и сохранение национальной мифологии, истории, культуры и др. от воздействия других этносов.
Идентификация себя индивидом происходит не только по этническим приметам и признакам, поэтому непосредственно этничность может находиться на периферии мотиваций личности. На важность этнической принадлежности воздействуют не только беспристрастная социальная реальность (конфликты, миграции и т.д.), но и некоторые субъективные факторы, например, уровень образованности индивида.
Смысл этнической идентификации зависит от ситуации. В основном, этническое сознание индивида и групп не актуализировано в условиях существования в моноэтнической среде или постоянных этнических отношений. Фактором, который способен увеличить возможность возникновения этнических конфликтов и повысить значение этнической идентификации, является миграция. Закономерным является факт, заключающийся в том, что чувство этничности в основном развито у не преобладающих общностей.
Немаловажным является ощущение этнического единения, возникающее стихийно и формирующееся целенаправленно. Вера в наличие естественных связей между членами одного этнического социума гораздо важнее, чем реальное присутствие таких связей.
Итак, этническая идентичность — это важнейшая составная часть общественной идентичности индивида, постижение своей принадлежности к конкретному этническому социуму. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два главных компонента: аффективный – оценивание качеств своей группы, значимость членства в группе и непосредственно отношение к членству; когнитивный – представления и знания об особенностях своей группы, постижение себя в качестве члена такой группы.
Этническая принадлежность начинает формироваться с 6-7 лет. В этом возрасте дети приобретают некоторые фрагментарные знания об этнической принадлежности. В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя с этнической группой, на основании места проживания, языка и национальности родителей. В 10-11 лет – формируется в полном объеме этническая идентичность.
Солдатовой и Рыжовой разработана методика, предназначенная для исследования этнических тенденций к аффилиации. Для эмпирического основания исследования выраженности мотива этнической аффилиации они использовали три критерия, которые ранее были выделены Триандисом в качестве основы аллоцентрического личностного типа. Первый критерий – это подчинение своих собственных целей групповым. Второй – ярко выраженная идентификация с этнической группой, к которой принадлежит индивид. Третий – восприятие себя в качестве части группы, а не непосредственно группы, в качестве своего продолжения. Согласно перечисленным критериям они отобрали девять пар оценочных мнений в соответствии с принципом противопоставления направленности на группу и направленности на личность.
Опросник аффилиации
Методика мотивация аффилиации, предложенная Мехрабианом предназначена для диагностирования двух обобщенных мотиваторов, обладающих устойчивостью и входящих в состав мотивации аффилиации.
Опросник, предложенный Мехрабяном, в отличие от других опросников, был разработан на основе установления теоретических принципов. Он построил такой опросник, главным образом, на отличии двух тенденций аффилиационного мотива – тенденция к аффилиации (R1) и чувствительность к неприятию, отвержению (R2). Мехрабян интерпретирует такие тенденции в качестве обобщенных ожиданий отрицательного или положительного поддерживающего воздействия партнера по аффилиации. В тех случаях, когда партнеры ранее не были знакомы – брались за основу не переменные, отражающие привлекательность, а надежды (ожидания). В тех случаях, когда оба партнера были ранее достаточно хорошо знакомы – за основу бралась специфическая привлекательность. Для первого случая как раз и был разработан опросник. Для определения аффилиации во втором случае применялась специальная социометрическая методика, состоящая из 15 шкал. В факторном анализе ее результатов выделялись два структурных компонента: отрицательный и положительный поддерживающий смысл партнера по аффилиации.
При ближайшем рассмотрении опросника Мехрабяна можно сделать вывод, что понятие «ожидание» в данном опроснике практически отождествляется с негативными и позитивными подкрепляющими действиями контакта с партнером и ситуаций коммуникаций в общем.
Ожидание согласно Мехрабяну – это прогнозирующий фактор не того, в каком пределе субъект сожжет или не сможет добиться позитивного исхода аффилиации, а больше того, в каком количестве в конкретной ситуации отдается предпочтение, чтобы менее или более позитивный и негативный исход наступил сам собой или чтобы были произведены какие либо определенные действия. Так, например, испытуемому предлагают утверждения: «Для меня является важным иметь дружеские отношения» (стремление к аффилиации) и «Иногда я могу воспринимать критические замечания довольно близко к сердцу» (боязнь отвержения), которые очерчивают ситуации с предполагаемым подкрепляющим смыслом. С такими утверждениями испытуемый может согласиться или не согласиться. При этом нужно использовать девятибалльную шкалу оценок («очень сильно» – … «слабо»…). Степень выраженности согласия—несогласия определяет величину ожидания подкрепляющего значения.
В данном опроснике под понятием «ожидание» понимается: количество разных ситуаций, которые имеют подкрепляющий эффект, и степень проявления такого эффекта. Таким образом, следует сделать вывод, что автор опросника, основываясь на ограниченном наборе конкретных ситуаций, стремится определить в области аффилиации общую возможность подкрепления, которую окружающий мир гипотетически держит наготове для конкретного индивида.
Для того чтобы провести обработку данных проведенного исследования по опроснику Мехрабяна в каждой из шкал отдельно подсчитывается количество балов, которые получил тестируемый. Для этого есть специальный ключ. Для выведения результатов по каждой шкале применяют следующий метод. Пунктам опросника со знаком «+» приписывается определенное количество баллов в соответствии с переводной шкалой, со знаком «-» тоже приписывается определенное количество. Измерение мотивации аффиляции по Мехрабиану впоследствии было модифицировано М.Ш.Магомед-Эминовым.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
что это простыми словами, примеры, причины
Приветствую Вас, друзья!
Каждый человек значительную часть свободного времени проводит с семьей или друзьями. Наличие небольшого круга близких людей необходимо всем – так уж устроена наша психика, что без общения мы не можем жить полноценной жизнью. Эта тяга человека к обществу называется аффилиацией, и сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, какой бывает и почему так сильно влияет на наше поведение.
Что такое аффилиация в психологии?
Аффилиация – это естественная потребность человека быть частью общества и проводить время в этом обществе. Каждый из нас нуждается в том, чтобы строить отношения с другими людьми, получать различные эмоции от общения с ними, испытывать привязанность, доверие, взаимное уважение и другие чувства.
Термин «аффилиация» образован от английского слова affiliation (принадлежность, присоединение), которое в свою очередь происходит от латинского слова filialis (сыновний или дочерний). То есть буквальный смысл данного понятия заключается в присоединении чего-то меньшего к чему-то большему (одного человека к группе).
Данная потребность формируется у нас в раннем детстве при общении с семьей и со сверстниками. У маленького ребенка присутствие других людей вызывает ощущение спокойствия и безопасности. Если же он часто бывает в одиночестве, у него возникает тревожность. Взрослый человек точно так же испытывает комфорт в окружении близких людей, а от длительно одиночества может впасть в депрессию.
Психологи считают, что аффилиация является следствием воспитания и имеет обоснованную причину. Для ребенка постоянное пребывание в окружении семьи – залог безопасности и благополучия. Это восприятие у него закрепляется, и в будущем взрослый человек точно так же постоянно нуждается в наличии близких людей. При этом он стремится быть частью нескольких независимых групп: семьи, круга друзей, рабочего коллектива.
Виды аффилиации
Понимание того, что такое аффилиация, может несколько отличаться в зависимости от контекста. Хоть это и не совсем правильно с точки зрения психологии, но обычно этим словом называют потребность человека быть частью какой-то компании.
Также аффилиацией можно называть процесс вовлечения в отношения или сами эти отношения. То есть, этим словом обозначают как особенность психики, так и связанное с ней социальное явление.При классификации видов аффилиации психологи используют комбинацию из двух понятий:
- Потребность в аффилиации. Это показатель того, насколько сильно человек нуждается в том, чтобы быть частью компании. Люди с высокой аффилиацией постоянно стремятся к общению. Они не обязательно являются экстравертами, но одиночество переносят крайне плохо, поэтому стараются как можно больше времени проводить с близкими. Люди с низкой аффилиацией, наоборот, любят побыть в одиночестве, а от избытка общения быстро устают.
- Надежда на аффилиацию.
Потребность в аффилиации и надежда на неё могут сочетаться в четырех комбинациях, формируя четыре разные ситуации:
- Высокая потребность и высокая надежда. Очевидно, что такие люди очень общительны и практически всегда являются экстравертами. В большинстве случаев они производят положительные впечатления на новых знакомых. Однако в дальнейшем их чрезмерная общительность многим кажется назойливой.
- Низкая потребность и высокая надежда. Так бывает, когда человек достаточно уверен в себе и не боится неудач в отношениях. Обычно он не сильно стремится к новым знакомствам и сближениям, поскольку его потребность в аффилиации обычно полностью удовлетворена.
- Низкая потребность и низкая надежда. Такой человек от природы не стремится к сближению. А поскольку при этом у него весьма силён страх отвержения, то это только укрепляет его уверенность в том, что ему никто не нужен.
- Высокая потребность и низкая надежда. Такое соотношение приводит к тому, что потребность человека в аффилиации часто остаётся неудовлетворенной. Из-за этого у него возникает мощный внутренний конфликт, который со временем может приводить к неврозам и другим расстройствам психики.
Некоторые авторы считают, что последнее сочетание является основной причиной конформного поведения. То есть, чем сильнее человек стремится к приобщению и чем больше при этом боится быть отвергнутым, тем выше будет его склонность к конформизму.
Мотивация аффилиации
Для лучшего понимания того, что такое аффилиация, необходимо знать ещё два понятия: мотив аффилиации и мотив отвергания. Это два противодействующих мотива, присутствующих у каждого человека. У большинства людей доминирующим является первый из них, но и второй иногда даёт о себе знать.
Мотив аффилиации – это комплексный мотив, состоящий из стремления к аффилиации и потребности в эмоционально-доверительных отношениях. Степень выраженности данного мотива зависит от воспитания, а также от жизненного опыта человека. Люди с сильным мотивом аффилиации обычно успешны в общении и имеют высокий статус в коллективе.
Мотив отвергания – это противоположность мотива аффилиации. Он заключается в том, что личность отрицает и саботирует собственную потребность в приобщении. Люди, у которых данный мотив является доминирующим, не стремятся быть частью коллектива и не сильно расстраиваются из-за недостаточной социальной успешности.
Потребность в аффилиации
С точки зрения психологии, аффилиация – это одна из фундаментальных потребностей, присутствующих у каждого человека. У всех людей она выражена в разной степени, но полностью отсутствовать не может. Ощущая себя частью определенной группы, человек чувствует, что в сложной ситуации сможет рассчитывать на поддержку. При этом и сам он готов поддерживать других членов этой группы, чтобы усиливать связь с ними.
Потребность в аффилиации может значительно усилиться, если человек потерпел неудачу и пребывает в состоянии фрустрации. В такой ситуации он может действовать одним из двух способов: либо продолжать предпринимать отчаянные попытки приобщиться к той же группе, либо начать искать альтернативный способ удовлетворить потребность в аффилиации (найти другую компанию).
Заключение
Человека не зря называют социальным животным, ведь одна из важнейших наших потребностей заключается в том, чтобы чувствовать себя частью некоторой группы людей. Эта потребность выражена у всех по-разному и по-разному проявляется, но нельзя найти человека, который совсем не нуждался бы в общении и сближении с другими людьми.
Методика «Мотивация аффилиации»
Методика (тест) А.Меграбяна в модификации М.Ш.Магомед-Эминова предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, – стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО) . Тест состоит, соответственно, из двух шкал: СП и СО.
Инструкция
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»). При прочтении (или прослушивании) утверждения не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел вам на ум.
В тесте нет «хороших» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Выражайте свое мнение искренне.
Текст опросника для шкалы СП
- Я легко схожусь с людьми.
- Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.
- Я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.
- Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.
- О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.
- От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.
- Мне нравится заводить как можно больше друзей.
- Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
- Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
- Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
- Излишняя откровенность с друзьями может повредить.
- Когда я встречаю на улице знакомого, я не просто здороваюсь, проходя мимо, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.
- Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дружеским узам.
- Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
- Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.
- Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.
- У меня очень много близких друзей.
- Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.
- Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.
- Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.
- Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.
- Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.
- Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.
- Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.
- Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.
- Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.
- Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.
- Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
- Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.
- Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.
Текст опросника для шкалы СО
- Я стесняюсь идти в малознакомое общество.
- Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
- Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.
- Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.
- Обычно я легко общаюсь е незнакомыми людьми.
- Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
- Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.
- Если я попрошу кого-то пойти со мной и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.
- Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.
- Если во время разговора я что-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.
- Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
- Мне трудно отказывать людям.
- Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.
- Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
- Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
- Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.
- Я редко противоречу людям из боязни их задеть.
- Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
- Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.
- Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
- Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
- Временами я уверен, что никому не нужен.
- Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выражается в мой адрес.
- Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
- Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.
- После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.
- Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
- Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.
- Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
- Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
Обработка результатов
Шкала СП. Проставляется по 1 баллу за ответы :
- «да» по позициям 3, 4, 6, 8-11, 13, 16-19, 21, 23-25, 27-29.
- «нет» по позициям 1,2,5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26.
Подсчитыва-ется общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».
Шкала СО. Проставляется по 1 баллу за ответы :
- «да» по позициям 1-4, 8-10. 12, 14, 15, 17-19, 22, 23, 25, 27, 28, 30.
- «нет» по позициям 5-7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26,29.
Подсчитывается общая сумма баллов.
Выводы
Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиации, если же сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.
Мотивация членства | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Мотивация присоединения ( N-Aff ) – потребность в человеческих отношениях и значимых социальных контактах. Он был изучен Дэвидом Макклелландом, который разработал шкалы для его измерения.
Потребность в принадлежности ( N-Affil ) описывает потребность человека чувствовать причастность и «принадлежность» к социальной группе; На мышление Макклелленда сильное влияние оказала новаторская работа Генри Мюррея, который первым определил лежащие в основе психологические потребности человека и мотивационные процессы (19). 38). Именно Мюррей изложил таксономию потребностей, включая достижения, власть и принадлежность, и поместил их в контекст интегрированной мотивационной модели. Люди с высокой потребностью в принадлежности требуют теплых межличностных отношений и одобрения со стороны тех, с кем они регулярно контактируют. Люди, которые уделяют большое внимание принадлежности, как правило, поддерживают членов команды, но могут быть менее эффективными на руководящих должностях.
Содержание
- 1 Определение
- 2 ситуации
- 3 Оценка N-Aff
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Дальнейшее чтение
- 7 Ключевые тексты
- 7.1 Книги
- 7.2 Документы
- 8 Дополнительный материал
- 8.1 Книги
- 8.2 Документы
- 9 Внешние ссылки
Определение
Принадлежность можно определить как позитивные, иногда интимные, личные отношения. [1]
Ситуации
Есть много ситуаций, в которых люди чувствуют потребность в присоединении. Одна из ситуаций, которая вызывает большую потребность в принадлежности, — это периоды стресса. Примером роста потребности в принадлежности среди отдельных лиц был сразу после теракта 11 сентября во Всемирном торговом центре. Это событие привело к тому, что американцы отложили в сторону свои разногласия и объединились. Увеличение потребности человека в принадлежности позволило людям, реагирующим на один и тот же стрессор, собраться вместе и найти безопасность друг в друге. Ситуации, включающие страх, часто побуждают людей хотеть быть вместе и вызывают потребность в принадлежности. [2] Исследование, проведенное Дэниелом Шактером (1959), показывает, что страх, вызванный тревогой, увеличивает потребность человека в общении с другими людьми, которые переживают ту же ситуацию или могут помочь им в стрессовом событии. [3] Сила этой потребности меняется от человека к человеку, бывают моменты, когда люди просто хотят быть вместе.
Потребность человека в членстве может меняться в течение короткого промежутка времени; бывают моменты, когда люди хотят быть с другими, а бывают моменты, когда они хотят побыть в одиночестве. В одном исследовании, проведенном Шоном О’Коннором и Ларном Розенбладом, ученикам раздали пейджеры. Затем студентов попросили записать, когда сработали их пейджеры, хотят ли они побыть одни или хотят ли они быть с другими в этот конкретный момент. Это исследование было проведено для наблюдения за тем, как часто студенты колледжа находились в присутствии других и как часто они были одни. На следующем этапе этого исследования студентов попросили записать, хотели ли они в момент срабатывания пейджера побыть в одиночестве или в компании других. Этот ответ, который они давали, обычно отражал, какую из двух ситуаций они испытывали в следующий раз, когда срабатывали их пейджеры. Информация, полученная в результате этого исследования, помогла показать силу потребности человека в принадлежности. [4] Показывая, как часто они добивались присутствия других, когда они чувствовали, что это то, чего они хотели в данный момент, он показал, насколько сильна их потребность в принадлежности в этот конкретный момент.
В зависимости от конкретных обстоятельств уровень потребности человека в принадлежности может увеличиваться или уменьшаться. Яков Рофе предположил, что потребность в принадлежности зависит от того, будет ли общение с другими полезным в данной ситуации или нет. Когда присутствие других людей считалось полезным для избавления человека от некоторых негативных аспектов стрессора, желание человека присоединиться к нему возрастает. Однако, если общение с другими может усилить негативные аспекты, такие как добавление возможности смущения к уже существующему стрессору, желание человека присоединиться к другим уменьшается. [5] Люди мотивированы находить и создавать определенное количество социальных взаимодействий. Каждый человек желает разной степени потребности в принадлежности, и они хотят оптимального баланса времени для себя и времени, проведенного с другими. [6]
Оценка N-Aff
См. также
- Экстраверсия и интроверсия
- Мотивация
- Одиночество
- Заботьтесь и подружитесь
Ссылки
- ↑ Зимбардо, П. и Формика, Р. (1963). Эмоциональное сравнение и самооценка как детерминанты принадлежности. Журнал личности, 31 (2), 142-162.
- ↑ Кассин С., Фейн С. и Маркус Х. (2008). Социальная психология Седьмое издание. Бостон: Компания Houghton Mifflin.
- ↑ Бейкер, Ч. Р. (1979). Определение и измерение мотивации членства. Европейский журнал социальной психологии, 9, 97-99.
- ↑ О’Коннор, С.К., и Розенблад, Л.К. (1996). Мотивация принадлежности в повседневном опыте: теоретическое сравнение. Журнал личности и социальной психологии, 70, 513-522.
- ↑ Рофе, Ю. (1984). Стресс и принадлежность: теория полезности. Психологический обзор, 91, 235-250.
- ↑ Кассин С., Фейн С. и Маркус Х. (2008). Социальная психология Седьмое издание. Бостон: Компания Houghton Mifflin.
Further reading
Key texts
Books
Papers
Additional material
Books
Papers
- Google Scholar
External links
Эта статья по психологии незавершена. Вы можете помочь Psychology Wiki, дополнив ее . |
Мотивация членства | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Мотивация присоединения ( N-Aff ) – потребность в человеческих отношениях и значимых социальных контактах. Он был изучен Дэвидом Макклелландом, который разработал шкалы для его измерения.
Потребность в принадлежности ( N-Affil ) описывает потребность человека чувствовать причастность и «принадлежность» к социальной группе; На мышление Макклелленда сильное влияние оказала новаторская работа Генри Мюррея, который первым определил лежащие в основе психологические потребности человека и мотивационные процессы (19). 38). Именно Мюррей изложил таксономию потребностей, включая достижения, власть и принадлежность, и поместил их в контекст интегрированной мотивационной модели. Люди с высокой потребностью в принадлежности требуют теплых межличностных отношений и одобрения со стороны тех, с кем они регулярно контактируют. Люди, которые уделяют большое внимание принадлежности, как правило, поддерживают членов команды, но могут быть менее эффективными на руководящих должностях.
Содержание
- 1 Определение
- 2 ситуации
- 3 Оценка N-Aff
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Дальнейшее чтение
- 7 Ключевые тексты
- 7.1 Книги
- 7.2 Документы
- 8 Дополнительный материал
- 8.1 Книги
- 8.2 Документы
- 9 Внешние ссылки
Определение
Принадлежность можно определить как позитивные, иногда интимные, личные отношения. [1]
Ситуации
Есть много ситуаций, в которых люди чувствуют потребность в присоединении. Одна из ситуаций, которая вызывает большую потребность в принадлежности, — это периоды стресса. Примером роста потребности в принадлежности среди отдельных лиц был сразу после теракта 11 сентября во Всемирном торговом центре. Это событие привело к тому, что американцы отложили в сторону свои разногласия и объединились. Увеличение потребности человека в принадлежности позволило людям, реагирующим на один и тот же стрессор, собраться вместе и найти безопасность друг в друге. Ситуации, включающие страх, часто побуждают людей хотеть быть вместе и вызывают потребность в принадлежности. [2] Исследование, проведенное Дэниелом Шактером (1959), показывает, что страх, вызванный тревогой, увеличивает потребность человека в общении с другими людьми, которые переживают ту же ситуацию или могут помочь им в стрессовом событии. [3] Сила этой потребности меняется от человека к человеку, бывают моменты, когда люди просто хотят быть вместе.
Потребность человека в членстве может меняться в течение короткого промежутка времени; бывают моменты, когда люди хотят быть с другими, а бывают моменты, когда они хотят побыть в одиночестве. В одном исследовании, проведенном Шоном О’Коннором и Ларном Розенбладом, ученикам раздали пейджеры. Затем студентов попросили записать, когда сработали их пейджеры, хотят ли они побыть одни или хотят ли они быть с другими в этот конкретный момент. Это исследование было проведено для наблюдения за тем, как часто студенты колледжа находились в присутствии других и как часто они были одни. На следующем этапе этого исследования студентов попросили записать, хотели ли они в момент срабатывания пейджера побыть в одиночестве или в компании других. Этот ответ, который они давали, обычно отражал, какую из двух ситуаций они испытывали в следующий раз, когда срабатывали их пейджеры. Информация, полученная в результате этого исследования, помогла показать силу потребности человека в принадлежности. [4] Показывая, как часто они добивались присутствия других, когда они чувствовали, что это то, чего они хотели в данный момент, он показал, насколько сильна их потребность в принадлежности в этот конкретный момент.
В зависимости от конкретных обстоятельств уровень потребности человека в принадлежности может увеличиваться или уменьшаться. Яков Рофе предположил, что потребность в принадлежности зависит от того, будет ли общение с другими полезным в данной ситуации или нет. Когда присутствие других людей считалось полезным для избавления человека от некоторых негативных аспектов стрессора, желание человека присоединиться к нему возрастает. Однако, если общение с другими может усилить негативные аспекты, такие как добавление возможности смущения к уже существующему стрессору, желание человека присоединиться к другим уменьшается. [5] Люди мотивированы находить и создавать определенное количество социальных взаимодействий. Каждый человек желает разной степени потребности в принадлежности, и они хотят оптимального баланса времени для себя и времени, проведенного с другими. [6]
Оценка N-Aff
См. также
- Экстраверсия и интроверсия
- Мотивация
- Одиночество
- Заботьтесь и подружитесь
Ссылки
- ↑ Зимбардо, П. и Формика, Р. (1963). Эмоциональное сравнение и самооценка как детерминанты принадлежности. Журнал личности, 31 (2), 142-162.
- ↑ Кассин С., Фейн С. и Маркус Х. (2008). Социальная психология Седьмое издание. Бостон: Компания Houghton Mifflin.
- ↑ Бейкер, Ч. Р. (1979). Определение и измерение мотивации членства. Европейский журнал социальной психологии, 9, 97-99.
- ↑ О’Коннор, С.К., и Розенблад, Л.К. (1996). Мотивация принадлежности в повседневном опыте: теоретическое сравнение. Журнал личности и социальной психологии, 70, 513-522.
- ↑ Рофе, Ю. (1984). Стресс и принадлежность: теория полезности. Психологический обзор, 91, 235-250.
- ↑ Кассин С., Фейн С. и Маркус Х. (2008). Социальная психология Седьмое издание. Бостон: Компания Houghton Mifflin.
Further reading
Key texts
Books
Papers
Additional material
Books
Papers
- Google Scholar
External links
Эта статья по психологии незавершена. Вы можете помочь Psychology Wiki, дополнив ее . |
Мотивация членства | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Мотивация присоединения ( N-Aff ) – потребность в человеческих отношениях и значимых социальных контактах. Он был изучен Дэвидом Макклелландом, который разработал шкалы для его измерения.
Потребность в принадлежности ( N-Affil ) описывает потребность человека чувствовать причастность и «принадлежность» к социальной группе; На мышление Макклелленда сильное влияние оказала новаторская работа Генри Мюррея, который первым определил лежащие в основе психологические потребности человека и мотивационные процессы (19). 38). Именно Мюррей изложил таксономию потребностей, включая достижения, власть и принадлежность, и поместил их в контекст интегрированной мотивационной модели. Люди с высокой потребностью в принадлежности требуют теплых межличностных отношений и одобрения со стороны тех, с кем они регулярно контактируют. Люди, которые уделяют большое внимание принадлежности, как правило, поддерживают членов команды, но могут быть менее эффективными на руководящих должностях.
Содержание
- 1 Определение
- 2 ситуации
- 3 Оценка N-Aff
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Дальнейшее чтение
- 7 Ключевые тексты
- 7.1 Книги
- 7.2 Документы
- 8 Дополнительный материал
- 8.1 Книги
- 8.2 Документы
- 9 Внешние ссылки
Определение
Принадлежность можно определить как позитивные, иногда интимные, личные отношения. [1]
Ситуации
Есть много ситуаций, в которых люди чувствуют потребность в присоединении. Одна из ситуаций, которая вызывает большую потребность в принадлежности, — это периоды стресса. Примером роста потребности в принадлежности среди отдельных лиц был сразу после теракта 11 сентября во Всемирном торговом центре. Это событие привело к тому, что американцы отложили в сторону свои разногласия и объединились. Увеличение потребности человека в принадлежности позволило людям, реагирующим на один и тот же стрессор, собраться вместе и найти безопасность друг в друге. Ситуации, включающие страх, часто побуждают людей хотеть быть вместе и вызывают потребность в принадлежности. [2] Исследование, проведенное Дэниелом Шактером (1959), показывает, что страх, вызванный тревогой, увеличивает потребность человека в общении с другими людьми, которые переживают ту же ситуацию или могут помочь им в стрессовом событии. [3] Сила этой потребности меняется от человека к человеку, бывают моменты, когда люди просто хотят быть вместе.
Потребность человека в членстве может меняться в течение короткого промежутка времени; бывают моменты, когда люди хотят быть с другими, а бывают моменты, когда они хотят побыть в одиночестве. В одном исследовании, проведенном Шоном О’Коннором и Ларном Розенбладом, ученикам раздали пейджеры. Затем студентов попросили записать, когда сработали их пейджеры, хотят ли они побыть одни или хотят ли они быть с другими в этот конкретный момент. Это исследование было проведено для наблюдения за тем, как часто студенты колледжа находились в присутствии других и как часто они были одни. На следующем этапе этого исследования студентов попросили записать, хотели ли они в момент срабатывания пейджера побыть в одиночестве или в компании других. Этот ответ, который они давали, обычно отражал, какую из двух ситуаций они испытывали в следующий раз, когда срабатывали их пейджеры. Информация, полученная в результате этого исследования, помогла показать силу потребности человека в принадлежности. [4] Показывая, как часто они добивались присутствия других, когда они чувствовали, что это то, чего они хотели в данный момент, он показал, насколько сильна их потребность в принадлежности в этот конкретный момент.
В зависимости от конкретных обстоятельств уровень потребности человека в принадлежности может увеличиваться или уменьшаться. Яков Рофе предположил, что потребность в принадлежности зависит от того, будет ли общение с другими полезным в данной ситуации или нет. Когда присутствие других людей считалось полезным для избавления человека от некоторых негативных аспектов стрессора, желание человека присоединиться к нему возрастает. Однако, если общение с другими может усилить негативные аспекты, такие как добавление возможности смущения к уже существующему стрессору, желание человека присоединиться к другим уменьшается. [5] Люди мотивированы находить и создавать определенное количество социальных взаимодействий. Каждый человек желает разной степени потребности в принадлежности, и они хотят оптимального баланса времени для себя и времени, проведенного с другими. [6]
Оценка N-Aff
См. также
- Экстраверсия и интроверсия
- Мотивация
- Одиночество
- Заботьтесь и подружитесь
Ссылки
- ↑ Зимбардо, П.