Межличностного общения психология: Психология межличностного общения

Межличностного общения психология: Психология межличностного общения

Содержание

Психология межличностного общения

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя согласование стратегий взаимодействия, установление и поддержание отношений между ними. Примеры общения: беседа, разговоры, конфликты, ссоры, размолвки, напряжения, разрывы, развлечения, вечеринки, знакомства, совместная работа и отдых, выпивка, прогулки, учеба и другие совместные действия.

Принято выделять следующие функции общения: инструментальные (обслуживание групповой предметно-направленной деятельности, согласование рабочих усилий), психологические (развитие отдельных психических процессов и форм психической деятельности человека), социально-психологические (коммуникация, самоутверждение, развитие отношений, развития групповых процессов, сохранения группового единства), социальные (передача индивидуального и общественного опыта от предшествующих поколений к последующим, организация социального взаимодействия: деловых, правовых, экономических и др. отношений).

Как всякая активность, общение побуждается лежащей в его основе специфической потребностью.

Межличностный контакт – это такая характеристика межличностного общения, которая обозначает степень объединения партнеров в одно социальное целое (два, три или больше человек). Контакт может быть поверхностным (закрытое общение) или глубоким (доверительное общение), частичным (избирательным) или полным (многосторонним). Средства установления контакта очень разнообразны, но большинство из них строятся на принципе поиска (создания) сходства, подобия, совместности.

Межличностное взаимодействие в общении – это динамическая сторона общения, обеспечивающая согласование партнерами целей общения (деятельности), используемых средств достижения целей, координацию используемых каждым из них стратегий. Взаимодействие может быть настроено на согласование, сотрудничество или на борьбу, стремление каждого навязать свои цели, свое видение задачи или проблемы, свои способы их решения.

Межличностные отношения – это устойчивые на некотором промежутке времени характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей. Их сущность – связь между людьми.

Межличностная коммуникация есть совокупность процессов обмена информацией между партнерами по общению: ее перемещение, преобразование и использование. Принято выделять такие этапы (операции) в коммуникативной цепи: замысел – то, что намерен сообщить один человек другому; кодирование – воплощение замысла в некоторые знаковые средства (слова, предложения, стиль и пр.) в виде текста, которое может быть не всегда удачным; передача – выбор “каналов связи” (речь, письмо, жесты, интонации …), их эффективное использование; раскодирование, расшифровка – понимание значения текста, всего сообщения; обратная связь – сообщение о том, как было понято сообщение.

Межличностное восприятие – процесс отнесения воспринимаемого человека к тому или иному типу людей.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Можно выделить такие виды общения как личностное и деловое. Для личностного общения характерно то, что люди вступают в общение как индивидуально своеобразные личности, удовлетворяя при этом свою потребность в общении – желание вступать в межличностные контакты и поддерживать их, чувствовать единство и общность, свою необходимость для других людей именно в качестве неповторимого существа. Деловое общение характеризуется тем, что партнеры выступают в некой ролевой позиции, предполагающей взаимозаменяемость находящихся в ней людей: врач, подчиненный, жалобщик, учитель, продавец, кладовщик и т.п.

Деформации общения – это такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения) в общении, которые снижают его эффективность, продуктивность или ведут к разрушениям: самого общения (контакта, координации, взаимопонимания, отношений), здоровья партнеров, их достоинства или душевного благополучия, материальных ценностей и т.п. Наиболее частой причиной деформации в общении является отношение к партнеру как средству достижения собственных целей, игнорирование права другого человека иметь собственное отношение, свои желания, иные намерения и т.д.

Конструктивность общения – такая его характеристика, которая указывает, что общение обеспечивает для партнеров удовлетворение их потребности в общении, способствует эффективному и продуктивному решению ими совместных задач, обеспечивает достижение индивидуальных целей, оберегает их индивидуальную неповторимость.

Для того, чтобы осмыслить процесс общения, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек.

Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.

Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.

Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными.

Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния.

Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.

Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения.

Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника, которые могут послужить подспорьем каждому занимающемуся социальной работой. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР. К главным его положениям относятся:

— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;

— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;

— уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

— в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

— служить своей профессией на благо окружающим.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:

Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.

Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.

Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.

Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.

Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.

Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления /при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования/.

Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.

Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:

Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.

Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.

Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.

Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу.

Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой.

Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.

Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.

Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения».

Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен:

— уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;

— информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;

— получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица;

— в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Психология межличностного общения

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя согласование стратегий взаимодействия, установление и поддержание отношений между ними. Примеры общения: беседа, разговоры, конфликты, ссоры, размолвки, напряжения, разрывы, развлечения, вечеринки, знакомства, совместная работа и отдых, выпивка, прогулки, учеба и другие совместные действия.

Принято выделять следующие функции общения: инструментальные (обслуживание групповой предметно-направленной деятельности, согласование рабочих усилий), психологические (развитие отдельных психических процессов и форм психической деятельности человека), социально-психологические (коммуникация, самоутверждение, развитие отношений, развития групповых процессов, сохранения группового единства), социальные (передача индивидуального и общественного опыта от предшествующих поколений к последующим, организация социального взаимодействия: деловых, правовых, экономических и др. отношений).

Как всякая активность, общение побуждается лежащей в его основе специфической потребностью.

Межличностный контакт – это такая характеристика межличностного общения, которая обозначает степень объединения партнеров в одно социальное целое (два, три или больше человек). Контакт может быть поверхностным (закрытое общение) или глубоким (доверительное общение), частичным (избирательным) или полным (многосторонним). Средства установления контакта очень разнообразны, но большинство из них строятся на принципе поиска (создания) сходства, подобия, совместности.

Межличностное взаимодействие в общении – это динамическая сторона общения, обеспечивающая согласование партнерами целей общения (деятельности), используемых средств достижения целей, координацию используемых каждым из них стратегий. Взаимодействие может быть настроено на согласование, сотрудничество или на борьбу, стремление каждого навязать свои цели, свое видение задачи или проблемы, свои способы их решения.

Межличностные отношения – это устойчивые на некотором промежутке времени характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей. Их сущность – связь между людьми.

Межличностная коммуникация есть совокупность процессов обмена информацией между партнерами по общению: ее перемещение, преобразование и использование. Принято выделять такие этапы (операции) в коммуникативной цепи: замысел – то, что намерен сообщить один человек другому; кодирование – воплощение замысла в некоторые знаковые средства (слова, предложения, стиль и пр.) в виде текста, которое может быть не всегда удачным; передача – выбор “каналов связи” (речь, письмо, жесты, интонации …), их эффективное использование; раскодирование, расшифровка – понимание значения текста, всего сообщения; обратная связь – сообщение о том, как было понято сообщение.

Межличностное восприятие – процесс отнесения воспринимаемого человека к тому или иному типу людей.

Можно выделить такие виды общения как личностное и деловое. Для личностного общения характерно то, что люди вступают в общение как индивидуально своеобразные личности, удовлетворяя при этом свою потребность в общении – желание вступать в межличностные контакты и поддерживать их, чувствовать единство и общность, свою необходимость для других людей именно в качестве неповторимого существа. Деловое общение характеризуется тем, что партнеры выступают в некой ролевой позиции, предполагающей взаимозаменяемость находящихся в ней людей: врач, подчиненный, жалобщик, учитель, продавец, кладовщик и т.п.

Деформации общения – это такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения) в общении, которые снижают его эффективность, продуктивность или ведут к разрушениям: самого общения (контакта, координации, взаимопонимания, отношений), здоровья партнеров, их достоинства или душевного благополучия, материальных ценностей и т.п. Наиболее частой причиной деформации в общении является отношение к партнеру как средству достижения собственных целей, игнорирование права другого человека иметь собственное отношение, свои желания, иные намерения и т.д.

Конструктивность общения – такая его характеристика, которая указывает, что общение обеспечивает для партнеров удовлетворение их потребности в общении, способствует эффективному и продуктивному решению ими совместных задач, обеспечивает достижение индивидуальных целей, оберегает их индивидуальную неповторимость.

Психология межличностного общения

Функции общения

Определение 1

Межличностное общение – это взаимодействие одного индивида с другими.

В различных реальных группах межличностное общение неизбежно и закономерно. Общность людей при отсутствии контакта между собой не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку необходимое взаимопонимание не будет достигнуто, например, чтобы начать лечить больного человека, врач должен начать общение.

Общение относится к одной из основных сфер жизни человека и имеет многообразные виды формы.

В ходе общения формируются межличностные отношения.

Общение может быть:

  • непосредственным,
  • опосредованным с помощью технических средств, например, телефона,
  • в ходе профессиональной деятельности,
  • дружеским,
  • субъект-субъектным,
  • субъект-объектным.

Готовые работы на аналогичную тему

Во время общения происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями, поэтому его роль постоянно возрастает. Помимо этого, количество людей, занятых трудовой деятельностью, связанной с общением, увеличивается.

Для общения характерен целый ряд функций.

Рисунок 1. Функции общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Общение – это решающее условие становления человека как личности. Общение оказывает большое влияние на психическое развитие, а при его значительном ограничении происходят необратимые процессы в пихике.

Ограничение контактов, как показывают проведенные исследования, снижают уровень развития познавательных способностей.

Отсутствие общения оказывает влияние и на здоровье человека, нарушения происходят в области восприятия, памяти, мышления, эмоциональных процессов и др. Здесь важно отметить, что серьезные нарушения в деятельности психики будут наблюдаться в условиях изоляции при отсутствии целенаправленной деятельности и гиподинамии.

Специальные исследования показывают, что человек, находившийся в условиях вынужденной изоляции, становится неуравновешенным, неуверенным в себе, тревожным, унылым, вялым и начинает говорить вслух, иногда просто сам с собой и через некоторое время находит себе собеседника.

Основная причина такого поведения человека – отсутствие общения и возможности для удовлетворения потребности в нем. Отсутствие реального межличностного общения, человек компенсирует тем, что представляет и воображает.

Результаты эффективности деятельности человека, его поведение, тоже в значительной степени зависят от того, действует он в одиночку или вместе с другими людьми.

Эксперименты психоневролога В.М. Бехтерева показали несомненные преимущества совместной деятельности, в ходе которой увеличивался объем знаний общающихся и исправлялись допущенные ошибки.

Общение является внутренним механизмом совместной деятельности – непосредственное общение помогает вырабатывать решения, которые прежде принимались отдельными людьми.

Сегодня разрабатываются специальные методы принятия групповых решений – это совещание, мозговой штурм, синектика, групповая дискуссия и др.

Влияние людей друг на друга в процессе общения

Вербальные, паралингвистические и невербальные психологические средства оказывают воздействие на психическое состояние, чувства, мысли, поступки человека.

К вербальным средствам относятся слова и люди, в основном, думают о том, что они скажут, т.е. думают о словах.

Однако правильнее думать надо о том, как произнести эти слова и какими действиями их сопроводить.

Хорошо известна американская формула Меграбяна, которая показывает, что 55% людей при первой встрече верят невербальным сигналам собеседника, паралингвистические сигналы воспринимает только 38%, а содержание речи – 7%.

Все последующие встречи это соотношение могут изменить, но не стоит недооценивать значение паралингвистических и невербальных сигналов.

Паралингвистический способ общения тоже связан с речью, но самой речью не является. Это сигналы, которые могут сопровождать речь, например, артикуляция, интонации, паузы, смешки, зевота, покашливание, фырканье и др.

В одних случаях эти сигналы усиливают или ослабляют действие произносимых слов, а в других случаях совсем изменяют их смысл.

Если, например, обещание дается уверенно и искренне, то человек этому верит, а если «скучающим» тоном, с нечаянной зевотой или пофыркиванием, то человек склонен усомниться в искренности такого обещания.

К несловесному способу общения относится невербальный способ. Невербальное общение предполагает расположение собеседников в пространстве, движение, жесты, позы, мимику, прикосновения друг к другу, направление взгляда, наклон головы во время общения, иногда обонятельные сигналы. К невербальным сигналам относится внешность человека, запах его духов.

Все невербальные сигналы тоже могут усиливать или ослаблять действие слов, могут изменять их смысл.

Человек, который предпринимает попытку влияния любым способом, является инициатором влияния, а тот, в отношении которого проявлена попытка влияния – адресат влияния.

Инициатива в процессе взаимодействия может переходить от одного к другому, но, тот, кто первым начал серию взаимодействий, останется инициатором, а второй – адресатом.

В ходе межличностного общения люди постоянно оказывают друг на друга взаимное влияние, поэтому в большинстве случаев каждый человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.

Цели влияния

В межличностном общении влияние нацелено на то, чтобы удовлетворить с помощью другого человека свои мотивы и потребности.

Например, привычка доводить начатое дело до конца прививается не только потому, что это необходимо, а потому что воспитатель или родитель испытывает потребность формирования такой привычки.

Решение важной задачи, достижение поставленной цели, приводит не только к социально значимому результату, но и к реализации потребности добиться успеха.

Влияние, под видом пользы для общего дела, может быть направлено на удовлетворение личных потребностей.

В школе, учитель может использовать возможность влияния для удовлетворения собственной потребности в ощущении силы, испытать чувство удовлетворения от того, что ученик подчиняется его требованиям.

Каждый человек, ради удовлетворения своих потребностей, пытается оказать влияние на другого даже тогда, когда это не имеет никакой связи с учебными, воспитательными или профессиональными задачами.

Цели своего влияния на других многие считают продиктованными ради общего дела, а цели, связанные с иными потребностями часто скрываются самым тщательным образом, и они совсем необязательно могут быть корыстными.

Чтобы не прикрываться интересами общего дела, человек должен осознать истинные цели своего влияния и не делать попыток неконструктивного способа воздействия.

В процессе межличностного общения познание другого человека является и результатом, и условием общения.

Когда представление о человеке более полное и точное, тогда и способ поведения с ним выбирается более подходящий.

Выбираемый способ поведения зависит от уровня самооценки и уровня самопонимания. Проведенные исследования говорят о том, что межличностное общение будет затруднено при неадекватной самооценке, характер которой сказывается и на положении индивида в группе.

Психология общения — Межличностное общение: основные характеристики

Межличностное общение: основные характеристики

Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими  в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга.

В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

При сравнении характера межличностного общения в разных объединениях людей бросается в глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что общение оказывается необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним  задач, их движение вперед. Вместе с тем каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение знаниями, умениями и навыками, спортивной команды — выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата  в соревнованиях, для семьи — воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий главную для этой общности деятельность.

Межличностное общение — это… Что такое Межличностное общение?

Межличностное общение

  Аморфная сфера общения, которая характеризуется следующими признаками: неофициальность, спонтанность, неорганизованность, нерегулируемость, нерегламентируемость. Различается М.о. между знакомыми (внутригрупповое общение) и не знакомыми между собой лицами. В первом случае речевое общение будет характеризоваться такими чертами, как свертывание, элиминация объекта речи и, наоборот, увеличение оценочных средств. Во втором случае речь более близка к стандартной (правильной). Как показали социолингвистические исследования российских ученых, в двуязычных коллективах М. о. обычно протекает на этническом и русском языках, тогда как в ситуациях официального общения используется только русский язык. М. о. не подлежит официальному регулированию.

  <=> официальные сферы общения

  ♦ сферы общения

  ♦ аморфные сферы общения

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006.

  • Международный язык
  • Межнациональная общность

Смотреть что такое «Межличностное общение» в других словарях:

  • МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ — общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей. Межличностное общение, как… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • межличностное общение — Аморфная сфера общения, не подлежащая официальному регулированию, характеризующаяся следующими признаками: 1) неофициальностью; 2) спонтанностью; 3) неорганизованностью; 4) нерегулируемостью; 5) нерегламентируемостью. М.о.: 1) между знакомыми… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Межличностное общение —    Аморфная сфера общения, не подлежащая официальному регулированию, характеризующаяся следующими признаками: 1) неофициальностью; 2) спонтанностью; 3) неорганизованностью; 4) нерегулируемостью; 5) нерегламентируемостью.    М.о.: 1) между… …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • Межличностное общение : критерии и уровни успешности — Основными психол. критериями успешности О. следует считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность и удовлетворенность. Исследование, проведенное В. Н. Куницыной в 1980 1990 х гг., позволило… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Межличностное общение опосредствованное — В межличностном О. (М. о.) происходит не просто обмен информацией, состояниями, идеями, но порождение новой информации, нового общего состояния, новых идей. Это осуществляется на уровнях: экологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Понятия «межличностное общение» и «взаимодействие» в различных концепцептуальных моделях — Во многих совр. исследованиях понятие О. (коммуникация) сближается с социальным взаимодействием. Но при взаимодействии необходима обратная связь в форме ответного действия. Кроме того, взаимодействие предполагает непосредственное присутствие… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Общение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общение (значения). Сюда перенаправляется запрос «Коммуникация (психология)». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

  • Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. Традиционно выделяют… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Общение межличностное: социальный конструкционизм — Социально конструкционистский подход реализует аналитический интерес к социальной реальности в рамках утвердившейся в последние десятилетия коммуникативной парадигмы в социальном знании. С последней связывают сдвиг от логики субстанциализма,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь


Ложь как компонент межличностного общения

В статье рассматривается о необходимости быть более бдительным, осторожным в общении, чтобы не дать себя обмануть. Для этого, следует иметь определённые навыки по разоблачению лжи во всех её проявлениях. Это дается опытом, практикой, умением наблюдать.

Мы живем в мире информации, массовых коммуникаций, многочисленных деловых и личных контактов людей. В этих условиях личностная свобода человека как субъекта, творца своей судьбы в значительной степени определяется правильностью принимаемых им жизненно важных решений. На их принятие влияют суждения субъекта об истинности или ложности сообщений, которые он получает из средств массовой информации и ситуаций непосредственного общения с другими людьми.

Любые взаимоотношения между людьми с целью получения информации предполагают их взаимное влияние, психологическое воздействие друг на друга. Иными словами, при общении его участники как неосознанно, так и сознательно влияют на партнёра и, в свою очередь, подвергаются его психологическому воздействию. Без психологического воздействия немыслимо общение между людьми, а без общения невозможно получение информации, познание человека человеком.

Зачастую, взаимодействуя с людьми, человеку приходится решать достаточно сложную задачу — получить определённую информацию по интересующему его вопросу. Всё было бы достаточно просто, если бы доступ к ней не встречал на своем пути никаких сопротивлений со стороны лиц, в этом не заинтересованных. Ведь не секрет, что информация — мощнейший ресурс, который может быть употреблён не только во благо, но и во зло. Конечно же, не стоит рассматривать каждого человека, с которым мы взаимодействуем, как потенциального манипулятора, стремящегося скрыть нужную нам информацию, однако, не следует забывать и о том, что поскольку все люди разные, постольку и сведения, которыми каждый располагает, они стремятся использовать наилучшим образом, прежде всего для себя.

Но, несмотря на это, очень часто приходится сталкиваться с тем, что собеседник по каким-то определённым причинам пытается что-то скрыть от нас, замаскировать информацию, а это, в свою очередь, мешает в получении нужной информации, следовательно, в достижении намеченной цели. Поэтому необходимо быть более бдительным, осторожным в общении, чтобы не дать себя обмануть. Для этого, следует иметь определённые навыки по разоблачению лжи во всех её проявлениях. Это дается опытом, практикой, умением наблюдать. Выявление лжи — не только наука, но и искусство. А это искусство дается только практикой, как отмечает автор книги «Психология лжи» Пол Экман. По его мнению, «люди всегда совершают ошибки, говоря неправду». Обман удается только потому, что жертва не замечает просчетов лжеца, предпочитая трактовать неясности поведения информатора в выгодном для себя свете, тем самым попустительствуя лжи».

Интерес к эмоциональной жизни неизбежно приводит нас к вопросу об отношении внешних социальных проявлений эмоций и внутреннего мира наших чувств. Разрыв, лежащий между нашей восторженной социальной реакцией: «Ой, спасибо, какой чудесный подарок», — и нашими внутренними ощущениями: «Боже, какая безвкусица», — заставляет задуматься, почему же мы обманываем друг друга. Хотя родителей обычно не вводит в заблуждение обман детей, а взрослые полностью отдают себе отчет в собственной лжи и легко распознают чужую, можно только удивляться тому, насколько изобретательными оказываются люди, когда дело касается вопроса о том, как избежать неловких ощущений. Утаивая совершенные поступки, чтобы избежать наказания, выставляя напоказ, притворные эмоции или подавляя боль и разочарование в попытке самостоятельно справляться с ними, люди проявляют незаурядные способности к обману.

Ко всякой лжи можно относиться бескомпромиссно. Но можно и более терпимо относиться, считая некоторые её виды всего лишь вынужденным, временным, порой незначительным искажением информации. Люди лгут друг другу тогда, когда солгать — переступить внутренний моральный барьер — им легче, чем сказать правду. Часто без видимых причин лгут дети, лица с нарушенной психикой: они из-за своего положения не могут правильно оценить обстановку. «Люди воспринимают ложь как такой феномен межличностного, межгруппового и межнационального общения, на который нельзя закрывать глаза, но с которым практически невозможно бороться, её нужно принимать как данность», — считает психолог В.В. Знаков.

Проблема выявления неискренности является чрезвычайно сложной из-за множественности факторов, которые подлежат анализу. Поэтому опытный человек может зачастую достаточно точно определить ложь, но окажется в затруднении, если его спросить, как он это сделал. Попытка систематизации признаков, свидетельствующих о возможности присутствия неискренности, позволяет более целенаправленно подойти к развитию коммуникативной компетентности людей занимающихся политикой, предпринимательской деятельностью, работающих в системе государственного управления.

Учитывая сказанное выше о косвенном характере многих из приведенных признаков, считаем необходимым ввести в деятельность по выявлению неискренности, манипулятивных приемов общения и дезинформации несколько «принципов осторожности», использование которых, на наш взгляд, позволит более объективно подходить к оценке получаемой информации.

  1. Необходимость перепроверки. Обратив внимание на то или иное обстоятельство, свидетельствующее о возможности неискренности, не следует сразу делать однозначные выводы – надо постараться проверить информацию, в достоверности которой усомнились.
  2. Комплексность в оценке наблюдаемых параметров. Увеличить точность в оценке поведения партнера по общению, можно, если ориентироваться не только, скажем, на содержание его информации, а на все, что можно контролировать в данной ситуации.
  3. Учет контекста ситуации. Обстановка, в которой происходит общение, характер обсуждаемых вопросов и другие обстоятельства требуют внесения соответствующих коррективов в характер оценки поведения партнера по общению.
  4. Учет личностных факторов и, прежде всего, степени выраженности «макиавеллизма». Ложь человека с выраженными манипулятивными тенденциями труднее поддается расшифровке, чем человека, не привыкшего к манипулированию другими с помощью искажения информации.

Благодаря использованию указанных принципов можно снизить влияние собственной установки на обнаружение неискренности.

Что такое межличностное общение? — Блог Викиум

Межличностное общение – это любой вид контакта субъектов между собой. Во избежание споров и конфликтных ситуаций были введены определённые общественные правила.

Конечно же, не существует строгого шаблона поведения, который подходил бы для общения всем без исключений, ведь все мы обладатели разных характеров, тем не менее, будет полезным придерживаться культуры поведения.


Психология межличностного общения

Психологи рассматривают три вида межличностного общения:

  • Императивный. Данный вид общения ещё называют диктаторским. Собеседники в нём подразделяются на «актив» и «пассив». Первый, что понятно из определения, будет доминировать над вторым и оказывать на него жёсткое давление, вплоть до приказов.
  • Манипулятивный. Крайне распространённый вид общения между людьми, при котором один человек оказывает на собеседника психологическое давление в целях удовлетворения собственных интересов. Манипуляции носят мягкий и завуалированный характер, пассивная сторона может даже не заметить этого, полагая, что по собственной воле приняла то или иное решение.
  • Диалогический. В основе данного контакта обе стороны выступают на равных условиях.

Формы межличностного общения

Межличностное общение может быть вербальным и невербальным. Оба вида подразумевают три основных формы.

К позитивным относят:

  • любовь;
  • дружбу и приятельские отношения;
  • близость;
  • влечение;
  • феномен альтруизма.

К нейтральным относят:

  • равнодушие;
  • эгоцентризм;
  • аутизм;
  • конформизм.

К негативным относят:

  • неприязнь;
  • негативизм;
  • ненависть;
  • агрессию.

Культура межличностного общения

Межличностное общение может быть формальным и разговорным. Использование разговорной речи делает общение более человечным, сближает людей. Разговорный язык отличается эмоциональной окраской, свободой и гибкостью, также для него характерна большая частота использования различных типов невербальных сообщений.

Деловой разговор нужен в первую очередь для обмена информацией схематически организованного содержания. Между участниками этого типа взаимодействия существует строго определенная межличностная граница, пересечение которой равносильно нарушению правил формального общения.

Учитывая, что общение затрагивает людей разных социальных сфер, гендерной и возрастной принадлежности, важно понимать, где и какая манера общения будет уместна. Например, молодёжь, использующая в общении со сверстниками преимущественно непринуждённую форму с применением сленговых выражений, при разговоре с преподавателем переходит на более деловой серьёзный тон.

Развитие межличностного общения: возможные проблемы и трудности

Для развития культуры общения следует научиться чувствовать настроение и состояние собеседника. Очень важно в диалоге уметь слушать и поддерживать беседу в комфортном для обеих сторон русле.

В межличностных отношениях часто возникают трудности коммуникаций, так как в нашей стране не преподают базового курса культуры общения. Даже если один из собеседников владеет такими навыками, то в общении с другим человеком, далёким от данных представлений, несомненно, возникнут сложности.

Проблемы делятся на субъективно переживаемые и объективно переживаемые. Данные две группы можно разделить на несколько подгрупп. К одной из них, называемой первичной, относят конфликт характеров и темпераментов у собеседников. Вторичная же проблема обусловлена грузом неудач прошлых межличностных отношений.

Чтобы чувствовать себя гармонично в любом обществе, необходимо изучать и анализировать правила поведения, а также повышать уровень культурных коммуникаций. Эффективно строить общение научит курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Читайте нас в Telegram — wikium

Межличностная психотерапия

Межличностная психотерапия (IPT) была разработана Джеральдом Клерманом и Мирной Вайсман в 1970-х годах и основана на работах Гарри Стэка Салливана, Адольфа Мейера и Джона Боулби. ИПТ — это тип терапии, в котором используется уникальная структурированная модель для лечения проблем психического здоровья. Основанная на теориях привязанности и коммуникации, IPT призвана помочь людям решить текущие проблемы и улучшить межличностные отношения.

Состояния, которые лечат с помощью межличностной психотерапии

Первоначально межличностная психотерапия была разработана как краткосрочная терапия депрессии.Поскольку люди с депрессивными симптомами часто испытывают проблемы в межличностных отношениях, ИПТ является распространенным вариантом лечения для людей, страдающих депрессией. Хотя сама депрессия не всегда является прямым результатом негативных отношений, проблемы в отношениях, как правило, являются одними из самых распространенных симптомов на начальных этапах депрессии. После решения проблемы укрепленные отношения могут служить важной сетью поддержки на протяжении всего последующего процесса выздоровления.

В общем, межличностные терапевты обеспечивают активное, непредвзятое лечение, чтобы помочь людям, проходящим терапию, успешно справиться с проблемами и улучшить психическое здоровье.Вопросы, которые можно решить в ходе лечения, могут включать в себя ролевые споры, межличностные недостатки, переходные этапы жизни, конфликт в отношениях, горе и другие проблемы с привязанностью. ИПТ хорошо изучена как эффективное средство от депрессии и была модифицирована для лечения ряда других проблем психического здоровья. К ним относятся:

Процессы межличностной психотерапии

В течение довольно короткого промежутка времени — обычно 20 недель или меньше — человек, проходящий терапию, может почувствовать облегчение симптомов и начать работу над основными проблемами быстрее, чем это часто возможно при других формах терапии.Терапевты могут использовать различные техники, такие как ролевые игры, чтобы помочь людям, проходящим терапию, приспособиться к своему миру. Межличностный терапевт обычно сосредотачивается на самых насущных проблемах в отношениях, чтобы поддержать человека, желающего внести изменения.

ИПТ — это адаптивная форма терапии. Он поддается модификациям, которые делают его пригодным для лечения нескольких проблем с психическим здоровьем. Кроме того, ИПТ можно проводить индивидуально или в группе с детьми, подростками и взрослыми.

Эффективность межличностной психотерапии

IPT признан эффективным методом лечения проблем психического здоровья профессиональными организациями, такими как Американская психологическая ассоциация (APA) и Национальные институты здоровья (NIH). С момента своего создания в 1970-х годах IPT была определена как универсальная и эффективная по результатам многочисленных исследований. Хотя он не эффективен для всех групп населения, было показано, что он обеспечивает облегчение некоторых депрессивных симптомов, равное тому, которое обнаруживается при схемах лечения антидепрессантами.

ИПТ можно назначать как единственную форму терапии или вместе с лекарствами. Решение о том, получать ли IPT, лекарства или их комбинацию, зависит от терапевта и человека, проходящего терапию. Тем не менее, большинство исследований, похоже, указывают на то, что сочетание лекарств и межличностной терапии может быть более полезным, чем любое из них само по себе.

Руководства по межличностной психотерапии

В настоящее время доступно несколько руководств по межличностной психотерапии, но три из них приобрели популярность как среди терапевтов, так и среди клиницистов.Всеобъемлющее руководство по межличностной психотерапии, написанное Мирной М. Вайсман, Джоном К. Марковицем и Джеральдом Л. Клерманом в 2000 году, предлагает полезную информацию о подходе IPT и его многочисленных адаптациях и приложениях для различных условий. Это руководство также предоставляет историческую информацию, учебные ресурсы и дополнительную терапевтическую информацию в области ИПТ.

Краткое руководство клинициста по межличностной психотерапии — это вторая версия Всеобъемлющего руководства .Это обновленное издание было выпущено в 2007 году теми же авторами и содержит подробный отчет о трех конкретных фазах IPT для лечения депрессии. В этом руководстве также рассматривается уникальное применение IPT для решения других психологических проблем и предлагается множество ресурсов для врачей, специализирующихся в этой области.

Эта страница содержит как минимум одну партнерскую ссылку для программы Amazon Services LLC Associates, что означает, что GoodTherapy.org получает финансовую компенсацию, если вы совершаете покупку, используя ссылку Amazon.

Третье руководство, Межличностная психотерапия: Руководство клинициста, было опубликовано в 2003 году и написано Скоттом Стюартом и Майклом Робертсоном. В этой книге авторы объясняют теорию IPT и описывают методы и приложения этого процесса. Стюарт и Робертсон предлагают ответы на общие проблемы в дополнение к краткой истории IPT и ресурсам для обучения и сертификации.

Ограничения межличностной психотерапии

Большинство исследований IPT включает очень мало ограничений для IPT.Тем не менее, есть некоторые вещи, о которых следует помнить, если вы пытаетесь найти терапевта, который предлагает IPT. Во-первых, терапевтический процесс IPT основан на предположении, что человек, проходящий терапию, мотивирован на изменения. Чтобы ИПТ была эффективной, человек, проходящий терапию, должен быть готов изучить свою роль в проблеме. Кроме того, люди, проходящие лечение, должны иметь уровень осведомленности и понимания межличностных отношений, чтобы работать над ними. Это не всегда возможно в некоторых группах населения или для некоторых людей с определенными психическими расстройствами.

IPT может быть привлекательным вариантом терапии для некоторых, потому что это модель краткосрочной терапии. Для терапевтов это означает, что вероятность того, что люди, проходящие терапию, прекратят лечение, может быть меньше. В целом, межличностная психотерапия — это надежный вариант лечения многих проблем психического здоровья и различных групп населения.

Каталожные номера:

  1. О IPT. (нет данных). В Международное общество межличностной психотерапии . Получено 22 марта 2015 г. с сайта http: // interpersonalpsychotherapy.org / about-ipt
  2. Cornes, C. L., & Frank, E. (1994). Межличностная психотерапия депрессии. Клинический психолог , 47 (3), 9-10.
  3. Марковиц, Дж. К. и Вайсман, М. М. (2004, октябрь). Межличностная психотерапия: принципы и приложения [Электронная версия]. Мировая психиатрия , 3 (3), 136-139.
  4. Седерер, Л. И. (2013). Семейное руководство по охране психического здоровья . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: W. W. Norton Company, Inc.,
  5. Ван Шайк, Д.Дж., Ван Марвейк, Х. В., Бикман, А. Т., Де Хаан, М., и Ван Дайк, Р. (2007, 13 сентября). Межличностная психотерапия (IPT) при депрессии позднего возраста в общей практике: понимание и удовлетворение пациентами, терапевтами и врачами. Семейная практика BMC , 8 (52). DOI: 10.1186 / 1471-2296-8-52.

Межличностная психотерапия

Межличностная психотерапия представляет собой введение в теорию, историю, исследования и практику этого эффективного, эмпирически подтвержденного подхода.Джеральд Л. Клерман и Мирна М. Вайсман изначально создали межличностную психотерапию (ИПТ) как краткий подход к лечению депрессии, но с тех пор она была адаптирована для использования с широким спектром проблем клиентов и в долгосрочных ситуациях.

Этот подход фокусируется на взаимодействии межличностной дисфункции и психологических симптомов. IPT основана на идее, что люди являются социальными существами, поэтому личные отношения с клиентами находятся в центре проблем и психологических состояний.

Несмотря на то, что он основан на медицинской модели, которая используется для концептуализации проблемы клиента, первичной основой этого подхода является межличностная модификация психодинамической психотерапии. Терапия ориентирована на настоящее, но аспекты теории привязанности используются для анализа того, как прошлые отношения влияют на текущие отношения. Терапевты, применяющие ИПТ, занимают активную позицию, постоянно и поддерживающе направляя сеансы, чтобы сосредоточить внимание на одной из четырех межличностных проблемных областей: неразрешенном горе, смене ролей, ролевых спорах или межличностных дефицитах.

В этой книге Франк и Левенсон представляют и исследуют этот универсальный и полезный подход, его теорию, историю, терапевтический процесс, механизмы первичных изменений, эмпирическую основу его эффективности и современные разработки, которые уточнили теорию и расширили ее возможности. практиковался.

Этот важный учебник, богато иллюстрированный примерами различных клиентов, идеально подходит для аспирантов, изучающих теории терапии и консультирования, а также для опытных практиков, заинтересованных в понимании того, как этот подход развивался и как его можно было бы использовать в своей практике.

Как использовать теории психотерапии серии ® в сочетании с видео APA

Межличностная психотерапия (IPT) | CAMH

Что такое межличностная психотерапия (ИПТ)?

ИПТ — это форма психотерапии, направленная на облегчение симптомов за счет улучшения межличностного взаимодействия. Он направлен на текущие проблемы и отношения, а не на вопросы детства или развития. Терапевты активны, не нейтральны, поддерживают и обнадеживают, и они предлагают варианты изменений.

IPT:

  • структурированный
  • ограничен по времени (активная фаза обычно составляет 12–16 недель)
  • фокусируется на межличностных отношениях и общении
  • фокусируется на отношениях здесь и сейчас
  • направлен на улучшение межличностного взаимодействия и социальной поддержки.

IPT доставляется в индивидуальном и групповом форматах.

Как работает межличностная психотерапия (ИПТ)?

Центральная идея ИПТ заключается в том, что психологические симптомы можно понимать как реакцию на текущие трудности в повседневных отношениях с другими людьми.

IPT фокусируется на четырех областях:
  • конфликт в отношениях, являющийся источником напряжения и страданий
  • жизненных изменений, таких как потеря работы или рождение ребенка, которые влияют на отношение людей к себе и другим
  • горе и потеря
  • трудности в установлении или поддержании отношений

Когда люди изучают эффективные стратегии решения проблем в отношениях, их симптомы часто улучшаются.

Структура ИПТ

Вступительные сессии (1-3) сосредоточены на сборе информации и принятии решений о направленности терапии. Терапевт помогает пациенту составить список всех ключевых отношений в его жизни (межличностный инвентарь). Эти отношения сгруппированы по четырем основным проблемным областям.

На средних сеансах (4–14) пациент концентрируется на попытках улучшить выбранную проблемную область или области при поддержке терапевта.Пациент и терапевт работают над поиском решений проблем, а пациент пытается реализовать решения между сеансами.

Заключительные сеансы (15–16) сосредоточены на преодолении любого чувства утраты, связанного с окончанием терапии, а также на рассмотрении проблем, выявленных в ходе межличностного опроса, и прогресса, достигнутого в их решении.

Кому может быть полезна межличностная психотерапия (ИПТ)?

ПТИ чаще всего используется во время острой фазы большой депрессии, но ее также можно применять в качестве поддерживающего лечения, чтобы предотвратить рецидивы и рецидивы болезни.

Он также используется для лечения:

  • тревога
  • нервная булимия
  • хроническая усталость
  • расстройства настроения, такие как биполярные и дистимические расстройства.

ИПТ была адаптирована для лечения пациентов от подросткового до пожилого возраста. Он эффективен как самостоятельное лечение, так и в сочетании с лекарствами.

Сопутствующие программы и услуги

Определение, типы, методы и эффективность

Что такое межличностная терапия?

Межличностная терапия (IPT) — это краткосрочная форма психотерапии, обычно от 12 до 16 сеансов, которая используется для лечения депрессии и других состояний.Как следует из названия, IPT фокусируется на ваших межличностных отношениях и социальных взаимодействиях, в том числе на том, какую поддержку вы получаете от других и какое влияние эти отношения оказывают на ваше психическое здоровье.

Когда впервые была разработана ИПТ, многие специалисты в области психического здоровья концептуализировали депрессию как «личностную». То есть не считалось, что депрессия основана на окружении человека. IPT, с другой стороны, признает, что отношения человека могут иметь огромное влияние на психическое здоровье.

Типы межличностной терапии

Есть несколько различных вариантов межличностной терапии, с которыми вы можете столкнуться, в том числе динамические и метакогнитивные.

Динамическая межличностная терапия

Динамическую межличностную терапию (ДИТ) также иногда называют психодинамической межличностной терапией или терапией, основанной на ментализации. DIT разработан, чтобы помочь вам лучше понять свои собственные мысли и чувства, а также мысли и чувства других людей.Обычно он состоит из 16 сеансов в течение пяти месяцев.

Метакогнитивная межличностная терапия

Метакогнитивная межличностная терапия (MIT) — это интегративный подход к лечению расстройств личности с выраженным эмоциональным торможением (сдерживание эмоций) или избеганием. Одно 12-недельное исследование показало, что участие в MIT помогло уменьшить симптомы депрессии и улучшить способность распознавать эмоции.

Межличностная терапия также иногда используется в модифицированной форме терапии пар, например, когда семейные проблемы способствуют депрессии.

Методы

Поскольку IPT использует подход к избавлению от депрессии за счет улучшения отношений, она начинается с того, что терапевт проводит межличностную инвентаризацию. Этот инвентарь представляет собой подробный обзор ваших важных отношений, как нынешних, так и прошлых. Затем эти отношения сгруппированы по четырем основным проблемным областям.

Горе

Депрессия может возникнуть в результате потери любимого человека. Хотя в подобной ситуации проходить этапы горя — нормально, серьезная потеря также может привести к неразрешенному горю.Это отложенное (остается в течение долгого времени после потери) горе, искаженное или горе, при котором вы можете не испытывать эмоций, но вместо этого испытываете другие симптомы, связанные с депрессией, такие как бессонница и усталость.

Ролевой спор

Ролевые споры возникают, когда у вас и у значимых людей разные ожидания в отношении ваших отношений. Например, если вы чувствуете, что ваш супруг должен проявлять больше привязанности или задавать больше вопросов о вашем дне.Разрыв между ожиданиями и реальным поведением может вызвать чувство депрессии.

Смена ролей

Депрессия может возникать во время жизненных переходов, когда меняется ваша роль, и вы не знаете, как справиться с этим изменением. Вступление в брак, развод, становление родителем и выход на пенсию — все это примеры смены ролей.

Межличностный дефицит

Если вам трудно наладить и поддерживать хорошие отношения, IPT может помочь определить ваши межличностные дефициты.Это может включать любое чувство неполноценности, которое может у вас возникнуть, трудности с выражением эмоций и другие чувства или убеждения, которые мешают вам эффективно общаться.

Ваш терапевт может помочь вам определить, какая область наиболее ответственна за ваши текущие проблемы. Затем терапия направлена ​​на то, чтобы помочь вам справиться с этой конкретной межличностной проблемой.

С чем может помочь межличностная терапия

Первоначально ИПТ создавалась для краткосрочного лечения депрессии.Однако было показано, что он также является эффективным средством лечения ряда других состояний, включая:

Это также может быть полезно для решения проблем с привязанностью, горя, адаптации и переходов в жизни, а также конфликтов в отношениях.

Преимущества межличностной терапии

Межличностная терапия может иметь ряд важных преимуществ, в том числе:

  • Улучшение отношений : ИПТ может помочь пациентам понять, как их отношения влияют на их жизнь.Задача двоякая: помочь пациентам лучше функционировать в обществе и уменьшить их чувство депрессии.
  • Снижение депрессии : Эта форма психотерапии основана на представлении о том, что депрессия возникает в контексте отношений. Другими словами, ваши отношения могут потенциально усилить или уменьшить вашу депрессию, а чувство депрессии может повлиять на ваши отношения. Таким образом, цель ИПТ — облегчить симптомы депрессии за счет улучшения вашего взаимодействия с другими людьми.

В отличие от некоторых других форм психотерапии депрессии, ИПТ не пытается вникнуть в ваши внутренние конфликты, возникшие в результате прошлого опыта. Скорее, он фокусируется в первую очередь на ваших текущих отношениях, на том, как они могут влиять на симптомы депрессии, и на том, как вы можете улучшить свое взаимодействие для более здорового душевного состояния.

Межличностная терапия признает, что депрессия не всегда является «проблемой человека», но также может быть вызвана проблемами во взаимоотношениях.

Эффективность

Было обнаружено, что ИПТ эффективна для лечения депрессивных расстройств различных типов и степени тяжести, а также других состояний психического здоровья. Этот тип терапии может быть лучше всего в сочетании с лекарствами при определенных обстоятельствах.

  • Обзор исследования 2013 года показал, что ИПТ так же эффективна, как и КПТ для лечения большого депрессивного расстройства, и может быть рекомендована в качестве лечения первой линии для этого состояния.
  • Некоторые исследования показали, что межличностная терапия может помочь предотвратить развитие большой депрессии.Регулярное участие в ИПТ также может помочь предотвратить рецидивы депрессии.
  • Исследования также показали, что ИПТ продемонстрировала значительный эффект при лечении расстройств пищевого поведения, тревожных расстройств, расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, а также других состояний психического здоровья.
  • Было обнаружено, что участие в IPT в паре улучшает депрессию и уменьшает проблемы в отношениях.

На что обратить внимание

Хотя ИПТ может быть эффективным и привлекательным вариантом лечения, она может быть не лучшим выбором для всех.Мотивация играет ключевую роль в процессе лечения; может быть трудно добиться изменений, если человек не мотивирован или не желает исследовать и рассматривать роль, которую он играет в своих отношениях.

Также важно отметить, что такие состояния, как депрессия и расстройства пищевого поведения, могут быть повторяющимися состояниями. Даже после первоначального лечения вам могут потребоваться поддерживающие сеансы, чтобы предотвратить рецидив, укрепить навыки и сохранить прогресс. Это может включать ежемесячные занятия, чтобы освежить навыки или обратиться к изменениям в вашей жизни.

С чего начать

Ожидайте, что ваше лечение продлится примерно от 12 до 16 недель. Сессии структурированы и включают регулярную оценку, интервью с терапевтом и домашние задания.

Во время ваших первых нескольких посещений терапевт узнает больше о вас, ваших симптомах и истории ваших отношений. Затем вы будете работать со своим терапевтом над определенными проблемными областями. Используемые стратегии можно адаптировать по мере продвижения лечения, поэтому ваши цели, задания и сеансы могут измениться, поскольку терапевт будет продолжать оценивать ваш прогресс.

IPT доступен в различных форматах, от индивидуальных до групповых сеансов, а также сеансов, в которых вы можете участвовать лично или через онлайн-терапию.

Также может быть полезно комбинировать ИПТ с другими методами лечения депрессии. Например, исследования показывают, что сочетание терапии с лекарствами часто более эффективно, чем применение любого из них в одиночку.

Межличностная терапия может помочь эффективно вылечить депрессию и другие психические расстройства, сосредоточив внимание на аспектах ваших отношений, которые могут подпитывать ваше состояние.В некоторых случаях может быть даже полезно напрямую вовлечь в процесс терапии значимых людей. Ваш врач может помочь вам определить, подходит ли IPT для ваших нужд, а также будет ли она работать лучше в сочетании с другими видами лечения.

Межличностная терапия депрессии

Межличностная терапия или ИПТ — это краткосрочное целенаправленное лечение депрессии. Исследования показали, что ИПТ, направленная на решение проблем межличностного общения, может быть не менее эффективной, чем краткосрочное лечение антидепрессантами от легкой до умеренной формы клинической депрессии.Первоначально разработанный для лечения депрессии у взрослых, он показал свою эффективность при лечении подростковой депрессии и обычно рекомендуется для лечения депрессии у детей.

События, связанные с межличностными отношениями, не вызывают депрессии. Но депрессия возникает в межличностном контексте и влияет на отношения и роли людей в этих отношениях. Решая межличностные проблемы, межличностная терапия депрессии делает акцент на том, как симптомы связаны с отношениями человека, включая семью и сверстников.

Ближайшие цели лечения — быстрое уменьшение симптомов и улучшение социальной адаптации. Долгосрочная цель — помочь людям с депрессией внести необходимые коррективы. Когда они могут это сделать, они лучше справляются с депрессивными симптомами и уменьшают их количество.

Какие идеи лежат в основе межличностной терапии депрессии?

Межличностная терапия — это лечение вручную. Это означает, что терапевт строго придерживается лечебного процесса, эффективность которого подтверждена доказательствами.

По данным Международного общества межличностной терапии, депрессия состоит из трех компонентов.

  • Формирование симптомов
  • Социальное функционирование
  • Проблемы личности

ИПТ — это краткосрочный вариант лечения, который обычно состоит из 12–16 одночасовых еженедельных сеансов. Терапевт сосредотачивается на идентифицируемых проблемах в том, как человек взаимодействует или не взаимодействует с другими. Когда эти проблемы решаются, пациенты осознают пользу от симптомов.

Симптомы не рассматриваются во время терапевтических сеансов, за исключением проверки их серьезности и эффекта от различных методов лечения. Вместо этого терапевт работает совместно с пациентом, индивидуально или в группе, чтобы идентифицировать и затем решать одну или две существенные проблемы в их взаимодействиях. Количество решаемых проблем намеренно ограничено одной-двумя на весь курс лечения. В результате мы уделяем особое внимание тому, как внести необходимые коррективы в межличностные ситуации, которые помогут уменьшить симптомы депрессии.

Типы решаемых проблем делятся на четыре категории:

Межличностные споры или конфликты. Эти споры возникают в супружеских, семейных, социальных, школьных или рабочих условиях. Споры возникают из-за разных ожиданий от ситуации. Они становятся проблемой, которую необходимо решать, когда конфликты, возникающие из-за ожиданий, приводят к значительным страданиям.

Смена ролей. Изменяющиеся обстоятельства, связанные с развитием, происходящие из-за смены работы или социальных условий, или в результате жизненного события или прекращения отношений, требуют адаптации от человека.При депрессии эти изменения воспринимаются как потери и способствуют депрессии.

Горе . В IPT горе — это переживание потери через смерть. Горе становится проблемой, когда оно откладывается или становится чрезмерным и длится дольше обычного времени для тяжелой утраты.

Дефицит межличностного общения. Это относится к пациентам, сообщающим о «обедневших» личных отношениях либо по количеству, либо по качеству.

Сосредоточившись на проблемах из этих категорий, терапевт может помочь человеку с депрессией научиться вносить коррективы, необходимые для решения межличностной проблемы и улучшения отношений.

Какие корректировки могут быть сделаны с помощью IPT для решения межличностных проблем?

При проблемах, связанных с межличностными спорами, терапевт работает с пациентом, чтобы определить, насколько серьезной стала проблема с точки зрения того, насколько трудно выйти за ее пределы. Например, между мужем и женой может возникнуть спор, связанный с попытками жены быть более независимыми. Терапевт ведет пациента, в данном случае мужа, в попытке обнаружить источники недопонимания.Затем терапевт может использовать подходы к решению проблем, обучение общению или какой-либо другой метод, чтобы дать пациенту возможность разрешить конфликт таким образом, чтобы не усугубить симптомы депрессии.

В вопросах смены ролей терапевт помогает пациенту определить различия между старой и новой ролями. Затем вместе они сосредоточатся на том, чтобы точно определить, что вызывает трудности, и поработать над поиском решения проблемы.

В случае проблем, связанных с горем, терапевт помогает пациенту преодолеть его.Для этого используются два важных метода:

  • Чуткое выслушивание, которое обеспечивает поддержку и безопасный выход для чувств пациента
  • Разъяснение, которое помогает пациенту исследовать свои собственные неправильные представления о ситуации

Межличностное общение дефицита, терапевт будет работать с пациентом, чтобы исследовать прошлые отношения или текущие отношения пациента с терапевтом. Цель состоит в том, чтобы выявить закономерности, такие как чрезмерная зависимость или враждебность, которые мешают формированию и поддержанию хороших отношений.Как только эти шаблоны выделены, основное внимание уделяется их изменению. Затем, под руководством и помощью терапевта, пациента побуждают завязать новые отношения и применить внесенные терапевтические коррективы.

По мере прохождения сеанса терапевт постепенно снижает уровень своего вмешательства. Цель состоит в том, чтобы пациент больше вмешивался сам и больше вносил свои коррективы. Со временем это становится легче, и способность пациента к самовмешательству продолжает улучшаться после окончания сеанса, часто не достигая пика до трех-шести месяцев после окончания терапии.

Что такое процесс межличностной терапии?

Межличностная терапия обычно проводится в виде часовых сеансов, обычно еженедельно, которые продолжаются от 12 до 16 недель. В зависимости от тяжести депрессии сеансы могут продолжаться еще четыре или более недель.

Если вас лечили от депрессии с помощью межличностной терапии, первые несколько сеансов, обычно продолжительностью от одной до трех недель, использовались бы для оценки вашей депрессии, ориентации вас на фокус и процесс ИПТ, а также для выявления конкретных межличностных проблем или проблем, которые вы имеют.Вместе вы и терапевт будете записывать свои проблемы межличностного общения, ранжировать их и решать, какие из них наиболее важны для решения с точки зрения вашей депрессии.

По крайней мере следующие восемь занятий будут сосредоточены на решении этих проблем — на их более глубоком понимании, поиске корректировок, которые вы можете внести, а затем на применении этих корректировок. На протяжении этой части терапии терапевт будет использовать ряд различных техник, в том числе, среди прочего:

  • Разъяснение, цель которого помочь вам распознать и выйти за пределы собственных предубеждений в понимании и описании ваших межличностных проблем.
  • Поддерживающее слушание.
  • Ролевые.
  • Коммуникационный анализ.
  • Поощрение аффекта, то есть процесс, который позволит вам испытать неприятные или нежелательные чувства и эмоции, связанные с вашими межличностными проблемами, в безопасной терапевтической среде. Когда вы это делаете, становится легче принять эти чувства и эмоции как часть вашего опыта.

Все занятия будут сосредоточены на решении выявленных проблем. Некоторым людям трудно привыкнуть к этому, особенно тем, кто знаком с более традиционными, открытыми и интроспективными подходами к терапии.Вам может потребоваться несколько недель, прежде чем ваш основной акцент сместится на подход IPT.

Еще одним важным аспектом процесса ИПТ является упор на прекращение терапии. С самого начала пациент осознает, что лечение ограничено по времени. В последние четыре недели терапии сеансы перейдут к вопросам завершения.

При IPT прекращение терапии рассматривается как потеря, которую должен пережить пациент. Поэтому вас попросят подумать, что для вас значит потеря.Какие проблемы это поднимает, и как вы можете применить межличностные корректировки, которые вы научились вносить в ходе терапии, для оценки и преодоления потери? Идея состоит в том, чтобы пациенты лучше осознавали свою способность справляться с межличностными проблемами, которые мешали им активно управлять симптомами депрессии.

Может ли IPT работать в группе?

Применение межличностной терапии по сравнению с групповой терапией дает несколько преимуществ.Во-первых, у членов группы есть возможность узнать, наблюдая за тем, что изучают другие члены группы. Обучение также происходит через процесс моделирования приспособлений и поведения других в группе. Также появляется больше возможностей увидеть различные типы межличностных взаимодействий и ассоциаций. Это может помочь человеку лучше понять различные подходы к межличностным отношениям.

Прежде чем вы присоединитесь к группе, у вас будет одно или два индивидуальных занятия, чтобы узнать о групповом процессе.Вы также можете использовать эти сеансы, чтобы определить одну или две проблемы межличностного общения, на которых вы хотите сосредоточиться во время терапии.

Первоначально группа должна пройти процесс взаимодействия. Это потребует определения общих целей и общей направленности группы. Затем терапевт поможет группе выработать совместный подход. После этого члены группы дифференцируются и выясняют, как работать над своими индивидуальными проблемами.На этом втором этапе могут возникать конфликты и формироваться партнерства или союзы.

По мере того, как сеансы продвигаются, фокус каждого индивидуума будет рассматриваться, и и терапевт, и другие члены группы будут помогать этому человеку научиться корректировать свой подход к проблемам. Терапевт может предложить ролевую игру или мозговой штурм, чтобы найти правильное вмешательство. Или терапевт может предложить тренинг общения между членами группы. Когда возникает конфликт между членами группы, терапевт часто позволяет членам группы разрешить его самостоятельно, выступая в качестве посредника, чтобы избежать чрезмерного негатива или критики.

Как и в случае индивидуальной терапии, прерывание является важной частью процесса. Ощущение потери все еще остается, и членов группы просят противостоять этой утрате и осознавать эволюцию своих собственных приспособлений и то, как их использовать для управления симптомами, которые могут появиться по окончании сеанса.

Что происходит после окончания межличностной терапии?

Поскольку депрессия иногда является рецидивирующим состоянием, и поскольку некоторые люди могут испытывать множественные рецидивы, пациентам рекомендуется дополнять ИПТ постоянным поддерживающим лечением.Техническое обслуживание осуществляется в виде ежемесячных сессий, на которых корректируются изменения, сделанные во время краткосрочной IPT. Цель состоит в том, чтобы не допустить, чтобы стресс, вызванный усилением социального взаимодействия, приводил к новым эпизодам депрессии, и помочь человеку продолжать функционировать, по крайней мере, на том уровне, на котором они были на момент завершения регулярных сессий.

Рабочие листы по межличностной терапии (ИПТ) | Инструменты психологии

> Профессиональные> Терапия> Межличностная терапия (IPT) Межличностная психотерапия (IPT) — это краткосрочная психологическая (разговорная) терапия.Его основы лежат в теории привязанности (Bowlby, 1969), теории коммуникации (например, Kiesler, 1996) и социальной теории (например, Henderson, Byrne, Duncan-Jones, 1982). Терапевты IPT уделяют особое внимание взаимоотношениям своих клиентов с другими людьми. Модель IPT гласит, что мы можем изменить то, как мы себя чувствуем, улучшив нашу сеть отношений с другими людьми. Читать далее языки 67 языков

Информация

Вмешательство

Презентации

  • Межличностная психотерапия депрессии | Пол Уилкинсон | 2012 скачать в архиве копия
  • Межличностная психотерапия: методики, супервизия | Кристофер Гейл | 2007 скачать в архиве копия
  • Внедрение межличностной психотерапии (ИПТ) при расстройствах пищевого поведения | Роб Уэлч, доктор Дениз Уилфли | 2013 скачать в архиве копия

Видео

  • Что такое межличностная психотерапия? видео
  • Межличностная психотерапия — панельная дискуссия youtube.com: часть 1, часть 2, часть 3
  • Демонстрационная лекция видео

Рекомендуемая литература

  • Куйперс, П., Донкер, Т., Вайсман, М. М., Равиц, П., и Кристеа, И. А. (2016). Межличностная психотерапия проблем психического здоровья: всесторонний метаанализ. Американский журнал психиатрии, 173 (7), 680-687. скачать
  • де Мелло, М. Ф., де Хесус Мари, Дж., Бакальчук, Дж., Вердели, Х. и Нойгебауэр, Р. (2005). Систематический обзор результатов исследований эффективности межличностной терапии депрессивных расстройств. Европейский архив психиатрии и клинической нейробиологии , 255 (2), 75-82. скачать
  • Клерман, Г. Л., и Вайсман, М. М. (1994). Межличностная психотерапия депрессии: краткая, целенаправленная, конкретная стратегия. Джейсон Аронсон, Incorporated.
  • Марковиц, Дж. К., Липсиц, Дж., И Милрод, Б. Л. (2014). Критический обзор результатов исследования межличностной психотерапии тревожных расстройств. Депрессия и тревога , 31 (4), 316-325. скачать

Список литературы

  • Боулби, Дж. (1969). Вложение и утрата: Том I. Приложение . Лондон: Тавистокский институт человеческих отношений.
  • Хендерсон С., Бирн Д. Г. и Дункан-Джонс П. (1982). Невроз и социальная среда . Сидней, Австралия: Academic Press.
  • Кислер, Д. Дж. (1996). Современная теория и исследования межличностного общения: личность, психопатология и психотерапия .Нью-Йорк: Вили.

Межличностные убеждения и стили — Инструменты психологии

Флекно и Сандерс (2008) обсуждают межличностные убеждения в контексте КПТ. Они утверждают, что межличностные убеждения можно полезно разделить на следующие категории:

  • Доверие (например, «Людям нельзя доверять», «Если я доверюсь людям, мне будет больно»)
  • Близость (например, «Люди либо« щелкают »сразу, либо не нажимают вообще», «Настоящая близость означает все, что нужно делиться»)
  • Напористость (e.грамм. «Если я отстаиваю то, что хочу, мне будет больно», «Меня никогда нельзя использовать в своих интересах»)
  • Авторитет и власть (например, «Недопустимо, чтобы кто-то моложе меня говорил, что делать»)

Межличностные убеждения могут действовать на разных уровнях познания: убеждения (например, другим нельзя доверять), предположения (например, если я доверяю другим, они причинят мне боль) и мысли (например, она предала меня). Дисфункциональные предположения об отношениях особенно важны, потому что они определяют поведение, связанное с шаблонами, которые повторяются во всех отношениях.Такое поведение (межличностные стили) проистекает из межличностных убеждений и может вызывать повторяющиеся трудности в отношениях. Примеры стилей межличностного общения включают положительные черты, такие как подлинность, искренность, открытость, честность, а также потенциально более проблемные черты, такие как уступчивость, враждебность, критичность, легкомыслие, требовательность, превосходство или пассивность.

Межличностные убеждения и стили — это рабочий лист, разработанный, чтобы помочь клиентам изучить свои межличностные убеждения и стили межличностного общения.Терапевтам следует рассмотреть возможность использования этого инструмента, когда клиенты хотят сосредоточиться на трудностях в отношениях в терапии, когда клиенты застревают в бесполезном поведении в межличностных сценариях (например, защищаются или критикуют других; или когда люди удовлетворяют собственные потребности и пренебрегают ими) или когда терапевт определил примеры взаимодействий в отношениях и подозрение, что действует шаблон. Это полезная структура, помогающая клиентам понять, почему они продолжают сталкиваться с повторяющимися шаблонами в межличностных отношениях.Это дает терапевту и клиентам основу для понимания того, что удерживает модели межличностных отношений «застрявшими», и для определения целей для изменений: эта структура естественным образом ведет к таким вмешательствам, как проверка убеждений и предположений клиентов с помощью поведенческих экспериментов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *