Методы развития воображения: Формы и методы развития воображения у детей дошкольного возраста

Методы развития воображения: Формы и методы развития воображения у детей дошкольного возраста

Содержание

Формы и методы развития воображения у детей дошкольного возраста

Формы и методы развития воображения у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается важнейшим (сенситивным), в котором надо развивать воображение, закладывать основы творчества. На это указывал Л. С. Выготский [7].

Способы развития воображения изучались многими учеными. Формирование и развитие процессов воображения в познавательной сфере изучали А. Жатсель[18]и др.

Развитие процессов воображения в игровой деятельности исследованы в рабатах А. Г. Маклакова[31] , П. И. Пидкасистого [37] и др.

Исследованием путей и средств формирования и развития процессов воображения занимались А. Жатсель [18] , Д. Б. Эльконин [56] и др.

Формирование воображения у детей делает возможным воспитать личность целеустремленную, волевую, креативную. От взрослых требуется особое внимание, чтобы в процессе формирования, развития и закрепления уровня воображения, не ограничивалась детская активность и природное стремление к постижению окружающего мира.

Воображение играет особую роль в деятельности психики личности, проявляется даже в несложных видах воспроизведения, когда происходит определенное изменение воспроизводимого образа. Целостность и непрерывность воспроизведения событий, связанных в логически построенное целое, говорит о переработке воспроизводимого материала, восполнении недостающих деталей с помощью деятельности воображения.

Формирование и развитие воображения детей происходит под руководством и с помощью взрослых, закладку механизмов воображения делает взрослый. Это происходит через общение, когда ребенок усваивает действия и речевые навыки, как возможность создавать новые образы, выработанные в обществе, закрепленные в культурных отношениях. Но при этом, внимательно наблюдая, помогая ребенку, нельзя лишать детей активности, любознательности, самостоятельности, подавлять инициативу, вводить ограничения на влечение познавать мир вокруг себя, поддерживать любые попытки проявлять фантазию.

Необходимо развивать способность инициативности воображения, чтобы процесс имел ясную и определенную цель, чтобы можно было проверить результат на практике, проконтролировав простыми вопросами – что, где, когда, зачем и др.

В психологии выделяются три ступени, по которым развивается воображение [23]:

в воображении преобладает вымысел, сказки, фантазии;

в воображении начинают сочетаться фантазия и практический расчет;

воображение полностью подчиняется интеллектуальным способностям.

Дети дошкольного возраста находятся на первой ступени, проходя путь от способности выражения новых образов с помощью слов, до создания образов, отличающихся оригинальностью и содержанием. В процессах воображения появляются творческие элементы, активность фантазии. Таким образом, воображение развивается от непроизвольных форм к произвольным, от воссоздающих к творческим, опираясь на умение представлять, развивая ясность и отчетливость этих представлений. Для этого нужны систематические, целенаправленные занятия, развивающие внимание в нужном направлении, помогающие формировать яркие и устойчивые представления.

Творческий процесс невозможен без развитого воображения, творческих способностей. Детей нужно обучать этому. Существуют различные стадии и уровни творчества. стадии творчества [19]:

Подготовка (зарождение идеи).

Созревание (концентрация).

Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

Проверка.

Подлинное творческое воображение должно решать встающие перед человеком задачи, кристаллизуясь во внешних образах, переходить из воображаемых в реальные предметы.

Формируя образы, объекты или явления, которые человек иногда не воспринимает, деятельность воображения активизируется, присутствует в значительно большей степени. Например, так представляется образ литературного героя, природных явлений.

Важным в формировании и развитии воображения является понятие переходного пространства или переходного предмета воображения, который может быть материальным и нематериальным, в виде слова, звука, музыки.

Развитое воображение облегчает познавательный процесс, помогает в освоении новых знаний и умений, обуславливает легкость и быстроту в применении полученных знаний для решения разнообразных задач, что упрощает подготовку к школе. Воображение тесно связано с основной деятельностью личности, развития его речевых способностей, жизненного опыта[22].

В своем дошкольном детстве, ребенок овладевает различными видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, каждая из которых развивает его воображение.

Значение этой деятельности в развитии воображения специфично, так как позволяет ставить перед ребенком непосредственную творческую задачу, давая различные самостоятельные задания, что-то сочинить, изобразить. В этих видах деятельности, в отличии от игровой, возможна инструкция, так как она направлена на предмет, а не на процесс. Постановка прямой задачи для творчества актуализирует в полной мере творческие способности детей, потому что найти творческое её решение требует более полного проявления воображения, чем при постановке общей задачи.

Чтобы процесс воображения усложнялся и обогащался, необходимо находить приемы побуждения ребят самостоятельно обращаться к опыту своей жизни, используя фантазии для его наполнения. Для пробуждения фантазии, при составлении упражнений и заданий надо применять некие пусковые механизмы, чтобы началась её продуктивная работа. Воспитатель должен узнавать, изучать и направлять приемы и способы, используемые ребенком в процессе фантазирования. Кроме традиционных технологий и вариантов ситуаций для развития воображения, педагог должен применять инновационные технологии, новейшие виды ситуаций, отделяя реально существующие предметы от воображаемых.

Для полноценного формирования и развития процессов воображения существуют различные средства и методы. Основными из них являются:

речевое развитие, изобразительная деятельность, конструирование, художественный ручной труд, игра (Рис. 2).

Формы и методы развития воображения дошкольников

Формы и методы развития воображения дошкольников

речевое развитие (чтение, пересказ, словесные игры, сочинение, рассказывание)

художественный ручной труд

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др. )

конструирование (техническое, художественное)

игра (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и др.)

повышение уровня воображения дошкольников

Рисунок 2.Формы и методы развития воображения дошкольников

Рассмотрим подробнее значение и возможности этих средств и методов.

1. Развитие речи, усвоение речи — мощный фактор и стимул в развитии воображения дошкольника. Ребенок может, оставив непосредственные впечатления, выйти за пределы действительности, он может дать наименования частям воображенных образов, производить с ними действия, создать словесный портрет. Обладая речью, ребенок как бы создает вторую действительность (по А. Р. Лурия) [27]. Обнаружено, что при нарушении речи у детей слабо развивается воображение.

Речь ребенка развивается в быту, общении со взрослыми и сверстниками и в организованном виде в ДОУ. Она дает возможность развивать воображение, так как позволяет дошкольнику представлять предметы, которые он ещё не видел, размышлять о них, выходить за пределы непосредственных впечатлений, строить адекватные образы окружающего мира.

Для занятий можно использовать методы речевого развития, разработанные психологами А. Г. Арушановой, М. И. Лисиной, Н. Я. Михайленко [2,16,34] и др. и разрабатывать свои методики.

Методы развития речи [54]:

Чтение и пересказ.

Рассказывание, когда могут использоваться игрушки, картинки, личные переживания .

Сочинение сказок или пересказ их с изменением сюжета;

Словесные игры.

Слово имеет большое значение в представлении образа[10]. Оно помогает дошкольнику в выявлении личных мыслей и чувств, сопереживании партнерам, согласованности общих действий. Речь, игра, воображение взаимосвязаны. Играя, фантазируя, ребенок развивает речь, а сама игра получает дополнительное развитием с улучшением речи. Обозначая словом действия, дошкольник осмысливает их; слово он использует при дополнении, выражении чувств и мыслей [2].

2. Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию, нетрадиционные методы, такие как рисование на песке, рисование ладошками и др.

Во всех видах этой деятельности ведущим является воображение, используются и развиваются в процессе творчества его качества: в виде широты, яркости, произвольности, самобытности. В основе формирования воображения в изобразительной деятельности лежит восприятие, а оно зиждется на целенаправленном наблюдении. Взрослый учит дошкольников видению предметов творчества в целом и в деталях, умению вычленить характерное и особенное.

Ребенок рисует непонятные фигуры. Это занятие порой кажется взрослым бессодержательным, не приносящим пользы. Но оно развивает детскую психику, моторику, мышление и воображение. От простого подражания взрослым ребенок переходит к изображению того, что воображает себе.

При этом развиваются необходимее качества воображения: креативность, произвольность, широта, устойчивость. Ребенок должен иметь возможность экспериментировать, использовать разные материалы. Задача взрослых помогать в полноценном развитии воображения, организуя совместные занятия с детьми, давая возможность им наблюдать за деятельностью взрослых и принимать в ней участие.

Особое место в развитие творческого воображения детей занимают занятия лепкой, так как это осязаемый вид творчества [8]. Масштаб изделия не ограничен размером листа, как в изобразительной деятельности, а зависит от воображения ребенка, его умения, индивидуальности. Предмет изображается со всех сторон, его можно потрогать, изменить. Богатый выбор пластичных материалов для лепки, возможностей создать предметы, окружающие его, дает простор для развития творческого воображения, формируя образ в сознании на основе восприятия.

Использование педагогами игровых приемов в руководстве лепкой упрощают понимание поставленной задачи, быстрее включают работу мышления и воображения. В качестве таких методов приемов можно назвать: обыгрывание в процессе лепки предметов, материалов лепки, незаконченного изображения и т.д. Также можно использовать дидактические и развивающие игры по теме занятия, игры с элементами ролевого поведения. Все эти приемы способствуют развитию воображения детей.

Большой интерес у детей вызывают необычные задания, давая толчок к творчеству, например: лепка необычного предмета для необычного использования; оживление слепленного предмета; изменить предмет, чтобы получился совсем другой и т.д. ребенок не только улучшает умения и навыки, но развивает творческую активность, учится вносить изменения в конструкцию, планировать свою деятельность.

Даваемая при этом свобода в деятельности, возможность самому определить форму, метод реализации задуманного, способствует развитию творческого воображения. Это основное направление организации занятий в ДОУ на современном этапе. Задача взрослого: поддержать и развить задатки творчества и фантазии в ребенке, используя знания о специфике детского воображения, этапах его развития, не подавляя его самостоятельность, инициативу.

3. Конструирование — это создание всевозможных поделок из разнообразных материалов, конструкторов [42].

Выделяется техническое конструирование, когда ребенок работает со строительными материалами и конструкторами, и художественное, когда используется бумага и природные материалы. Занимаясь любым из них, ребенок учится планировать свою деятельность, обдумывать сюжет, воплощать задуманное с помощью формы, цвета, связывая действия конструирования с игрой. Дошкольник создает и исполняет свой замысел, его деятельность наполняется новым содержанием, способами воплощения идеи, появляются новые образы.

При этом виде деятельности развивается творческое воображение, при выполнении заданий используются любые материалы, давая простор воображению. Формы, сюжеты изделий, порядок выполнения – везде простор работе воображения, так как объекты могут быть реальными и придуманными, используя моделирование, преобразуя предметы с помощью настраивания, пристраивания, комбинирования, пользуясь подсказкой взрослого или по личной фантазии.

Конструирование с использование конструктора является сложным видом деятельности, носит репродуктивный характер[42]. Особое место среди конструкторов занимает лего-конструктор, который является любимой детской игрушкой, привлекая яркостью, наличием множества деталей, удобным и простым креплением, большим потенциалом в создании, изменении, улучшении создаваемых конструкций. При использовании этого конструктора, конструирование широко сочетается и игрой, в которой проявляется бурная фантазия, оригинальность, богатство воображения.

Развитие творческих качеств, становление личности ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитием воображения. Это развитие должно быть систематическим, активным, регулярным, приводящим к совершенствованию процесса воображения.

4. Художественный ручной труд — это трудовая деятельность дошкольника с использованием разнообразных материалов, при которой создаются вещи, которые полезны и одновременно имеют художественное значение и могут украсить свой быт, игры, отдых.

В. А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд». [49]

Этот вид деятельности у дошкольников способствует развитию творческого, пространственного воображения [47].

Все перечисленные выше методы вносят свой вклад в развитие воображения дошкольников. При этом необходимо знать, что если эти занятия станут механическими, превратятся в монотонное изготовление поделок по теме, предложенной взрослым, то воображению места нет. Понятно, что в таком занятии важно не только воображение, и это не только воображение, если при этом отсутствует сотворчество с взрослым. Педагог или родитель, беседуя с ребенком в процессе труда, способствует развитию речи ребенка. Обсуждая итог деятельности со сверстниками и взрослыми, дошкольник формирует воображение, а взрослый получает возможность оценить общие и частные уровни развитости ребенка и его воображения.

Педагог должен уметь создать особую атмосферу на занятиях, задания должны быть открытыми, направляющими воображение на создание новых образов, отличающихся самобытностью, новизной, непохожестью. Если на занятиях будет особая атмосфера, полная положительных эмоций, интереса, то это увеличит возможности развития воображения и сопутствующих ему процессов психики. Эти усилия помогут формировать личности, которые будут способны решать в будущем непростые задачи.

Значимым является прием по формированию воображения через создание проблемных ситуаций, имеющих игровой характер. Немаловажна постановка творческих заданий при прочтении книг, сказок, стимулируя этим воображение. Необходимо поощрять замыслы ребят, разрабатывать его с ними, планировать и воплощать, учить и поддерживать создание мысленных ситуаций.

5. Игра или игровая деятельность, являясь жизненно необходимой для ребенка, самой объемной и распространенной сферой занятия , одновременно и сильнейший фактор в развитии воображения.

В игре происходит зарождение и развитие самых значительных сторон продуктивного воображения: его направленность в решении разнообразных задач, возможность, соединяя в одном предмете содержание двух объектов, используя специфические формы, открывать важнейшие характеристики реальной действительности.

Методики развития воображения в игре многогранны. Они должны поддерживаться и обогащаться, так как игра – граница между реальным и воображаемым, опытная возможность построить адаптивную связь между ними. Играя, ребенок открывает для себя мир, учится говорить , осваивая тонкости разговорной речи, активно думает, овладевает движениями собственного тела. Все виды игровой деятельности: ролевая, релятивная, социальная, дидактическая, способствуют развитию воображения.

Одним из основных факторов, развивающих воображение ребенка, является игра, особенно сюжетно-ролевая. Это ведущий вид занятия детей в дошкольном возрасте. Играя, дошкольник развивает эмоции, физические, умственные и психические способности. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие связной речи.

Малыш, играя, говорит вслух, разговаривая с игрушками, за себя и за них, воспроизводит звуки и голоса окружающего мира и предметов: автомобиля, самолета, животных. Он говорит о том, о чем думает, а не о том, что от него требуют взрослые. Игра помогает ему познавать не только реальный мир вокруг, но и себя, и свое место в окружающем мире.

Кроме игры развивают воображение рисунок, лепка, конструирование из бумаги. В этих видах деятельности дети активно используют воображение, пытаясь реализовать все, созданное им. Они не могут создать что-то новое в общественной культуре. Дети ощущают новизну с точки зрения собственного жизненного опыта, переживаний подобных эмоций ранее. Новые результаты занятий, полученные в воображении или реальности, помогают дошкольнику увидеть другую сторону мира. Выраженность их особенна для каждого возраста.

В возрасте 4-5 лет у дошкольников увеличиваются элементы творчества в занятиях, как то играх, ручном труде, рассказах и пересказывании. При включении в игру героев реальных и сказочных, у детей активно включается воображение.

Для эффективного стимулирования процессов воображения используют метод создания мнимых ситуаций.

Надо помогать ребенку обогащать запасы представлений, увеличивать и разнообразить их, чтобы не обеднялось воображение, и, имея богатые представления, плодотворно развивалось.

Можно подвести итог, изученной в этом параграфе темы.

1.В дошкольном возрасте, являющемся важнейшим для развития воображения, взрослые должны заниматься формированием и развитием воображения детей, закладывая механизмы воображения.

2.Дошкольники находятся на первой стадии, проходя путь от способности выражения новых образов с помощью слов, до создания образов, отличающихся оригинальностью и содержанием.

3.Основными средствами и методами развития воображения у детей дошкольного возраста являются речевое развитие, изобразительная деятельность, конструирование, художественный ручной труд, игра.

4.Во всех видах этой деятельности ведущим является воображение, используются и развиваются в процессе творчества его качества: в виде широты, яркости, произвольности, самобытности.

Развитие воображения у взрослых посредством упражнений

Под этим понятием – “воображение” – понимают определенный познавательный процесс, состоящий в мысленном создании образов посредством переработки уже накопленного материала представлений. Развитие воображения – это то, с помощью чего дети познают реальный окружающий мир. Оно заполняет нехватку знаний, позволяет объединять отдельные впечатления, формируя целостную картину мироздания.

Средства развития воображения

Основные способы качественного развития воображения – приобретение многостороннего и полноценного жизненного опыта посредством ежедневного общения с людьми, принятия участия во всевозможных мероприятиях, выполнения разных заданий. Чем больше накоплено приемов развития, тем больше взрослый человек достигает чувственного, умственного одновременно с эмоциональным опыта. В итоге мы начинаем устранять в сознании логические несоответствия, провоцируемые латеральным мышлением. Хотя универсальных рекомендаций в психологии, касающихся развития воображения у взрослого нет, стоит обратить пристальное внимание на процесс чтения, способствующего расширению моделей окружающей действительности.

Модель мира люди воспринимают по-разному, из-за чего сложно предполагать объективную интерпретацию действительности. В знакомой многим поговорке о том, что товарищей не бывает на вкус либо цвет, хорошо отображена именно такая формулировка различного восприятия реальности.

Но любую воображаемую модель можно мысленно расширить, пытаясь понять, почему остальные по иному воспринимают определенное событие. Методы развития собственного воображения предполагают стремление попытки посмотреть на мир глазами собеседника. Экспериментируйте, используя различные упражнения для развития творческого воображения. Сегодня ощущайте себя подростком, завтра – пенсионером, послезавтра – женщиной, кормящей грудничка. Подобные мысленные перевоплощения положительно повлияют на мышление, станут способом развития фантазии вместе с воображением.

Зачем развивать воображение

Используя различные способы развития собственного воображения, человек приобретает уникальную способность расширить сознание, создавать мысленные образы, формировать новые идеи, представляя предметы, не воспринимаемые в реальности, как сопоставимые. Благодаря этому качеству мы развиваем образное мышление, а уже оно позволяет нам решать разнообразные задачи, даже не используя практических действий.

Применяя рекомендованные психологией игры на развитие воображения и задания, человек учится преобразовывать привычные предметы, используя их для собственных нужд непривычным способом. Это позволяет планировать новые цели, моделировать поведение, творить средствами изобразительной деятельности, играть, лучше запоминать информацию.

Игры, направленные на развитие воображения, начинаются в детстве, а затем они лишь усовершенствуются взрослыми при постоянных тренировках. Если не знаете хороших способов развития воображения – уделяйте внимание чтению книг.

Способы развития фантазии

Немало взрослых людей практически полностью лишены этого качества. Им сложно придумать задания на развитие их воображения, поскольку они не способны даже сочинить сказку для ребенка, придумать интересную шутку, нарисовать юмористическую картинку либо создать карнавальный костюм.

Виной совсем не отсутствие таланта – в действительности проблема заключается в том, что человеку неведомы приемы развития собственного воображения. Необходимо выполнять специальные упражнения для развития творческого воображения, которые помогают победить отсутствие фантазии.

Разработка ритма внимания

Чтобы выполнить упражнение, которое рекомендуют методы развития воображения, следует полностью расслабиться, сконцентрировать все свое внимание, направив его на кисти. Черепную коробку полностью освободите, отбрасывая любые посторонние мысли. Ежедневно повторяйте такую тренировку по 10 минут, периодически меняя угол обзора либо положение тела.

Основная цель – полная концентрация на кистях одновременно с отсутствием любых посторонних мыслей. Позволено моргать, но нежелательно отводить взгляд в сторону, следите только за руками.

Запечатление

Для развития фантазии и хорошего пространственного воображения найдите в помещении предмет, сразу привлекающий взгляд. Затем сконцентрируйте именно на нем свое внимание хотя бы 5 секунд, выполняя мысленное фотографирование этой вещи.

Закройте глаза, на несколько секунд задержите дыхание, попытайтесь в памяти воспроизвести увиденное. Выдыхая воздух, освободите от картинки свое сознание, словно стирая ее из памяти. Это неплохой вариант развития своего творческого воображения.

Манипуляция фотографиями

Хорошим способом развития пространственного воображения становится мысленное представление конкретного предмета, который затем необходимо перемещать в пространстве, изменяя его габариты и форму. Соединяйте вместе несколько предметов либо раскладывайте цельную картину на отдельные ее фрагменты.

Каждый мысленно сфотографированный предмет передвигайте, изменяйте его форму, предварительно определив желаемое направление. Так тренироваться следует до момента, пока не начнет получаться все легко.

Умение видеть

Еще один вариант рекомендаций, касающихся упражнений для развития пространственного воображения – тренировка со спичками. Требуется приготовить пару сотен спичек. Найдите помощника, который будет диктовать определенные слова. Вам необходимо ассоциировать их с соответствующим образом, выкладывая его из спичек. Упражнение можно заканчивать, когда получилось воспроизвести хотя бы 50 слов. После диктанта вам нужно вслух воспроизвести услышанные слова, рассматривая комбинации спичек. Используя такие варианты развития воображения разными средствами, получится достичь существенных успехов.

Создание образов

Для развития воображения средствами изобразительной деятельности применяются разнообразные приемы:

  • Комбинирование. Для получения новой уникальной комбинации требуется выполнить такое упражнение на развитие воображения, как перестановка отдельных элементов. Часто такую формулу используют в своей работе писатели, художники и ученые для совершения инновационных открытий. Для комбинирования элементов не прибегают к обычному механическому сочетанию каждой отдельной грани этой вещи. Получение нового образа формируется на базе сложной аналитической и синтетической работы. С помощью этого происходит преобразование предметов до неузнаваемости.
  • Агглютинация (психоанализ). Суть данного метода, направленного на развитие творческой части воображения, заложена в визуальном склеивании отдельных визуальных представлений, которые впоследствии создадут одно целое и новый образ. Примеры: в конструкции троллейбуса присутствуют одновременно элементы как трамвая, так и автобуса, некоторые сказочные персонажи наделены одновременными частями тела животных и человека.
  • Акцентирование. Упражнение на развитие воображения при создании нового образа представляет собой выделение конкретных вещей и упущение несущественных. Обращается внимание на цветовую гамму выбранного участка, но не учитывается ее естественный размер, что приводит к созданию нового объекта.
  • Типизация. В процессе этого действия на развитие творческого воображения проецируются повторяющиеся предметы на отдельный новый образ. Это приводит к синтезу отдельных изображений. Часто к такой манипуляции прибегают писатели, когда описывают в романе определенные мысленные ассоциации.
  • Заострение. Отдельный случай акцентирования изобразительной деятельностью. Свое внимание следует концентрировать на габаритах персонажа, его весе. Для примера стоит использовать сказочную Дюймовочку и гигантских великанов из фантастических произведений.
  • Схематизация. Методика предполагает упражнения для развития своего творческого воображения, при которых стираются различия при рассмотрении. Другие представления сглаживаются, только общие черты могут выставляться напоказ. Эти приемы используют нередко научные деятели при технических описаниях промышленных объектов.

Используя эти методики, взрослые способны решить поставленную задачу.

Развитие творческого восприятия

Само по себе творческое восприятие является разновидностью некоей созидательной деятельности ума, при которой формируются абсолютно новые образы. Их основой становятся уже имеющиеся в сознании стереотипы. Развить творческое воображение абсолютно невозможно без чтения литературы, проведения ассоциаций.

При дефиците времени рекомендуется выполнять специальные игры, улучшающие развитие воображения:

  • Буквы. Необходимо выбрать на свое усмотрение любую букву из алфавита, называя все вещи, которые начинаются с нее и расположенные вокруг. Тренируясь так, человек развивает память и внимание, а также мышление и фантазию. Любые недостающие предметы вполне возможно представить мысленно.
  • Называем и описываем. Потребуется выбрать любой предмет и постараться более точно описать его. Этот прием не только способствует развитию творческих способностей, но и обогащает креативное мышление.

Тренируясь ежедневно не менее 20 минут, можно получить желаемый эффект:

  • улучшить собственные творческие способности;
  • развить память одновременно с мышлением;
  • интеллектуально обогатиться.

Развивающие книги

Многие люди скептические относятся к жанру фантастики, полагая, что подобная литература уместна лишь для детей. Но это далеко не соответствует действительности. Фантастические повести и сказки способствуют развитию описываемого качества как у подростков, так и их родителей. Если нет желания читать подобную литературу, можно ознакомиться со специальными произведениями ученых:

  • М. Михалков;
  • Эдвард де Боно;
  • И. Матюгина.

Полезно ознакомиться с интересными книгами таких авторов, как:

  • Михаил Булгаков;
  • Джоан Роулинг;
  • Стивен Кинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд.

Чтение литературы фантастического жанра способствует улучшению детской восприимчивости действительности. По этой причине маленькие дети способны с легкостью рассказывать вымышленные рассказы о своих игрушках, друзьях, родителях, а вот взрослым такие описания даются невероятно сложно.

В детстве этот навык фантазирования всегда присутствует, а при взрослении мы его утрачиваем. Существуют и без него, но мир тогда беднеет.

Подходы к обучению: творчество, изобретательность и воображение

Рекомендации по раннему обучению штата Иллинойс: для детей от рождения до трех лет (IELG)

Дети активно учатся, изучая окружающую их среду. Сначала они наблюдают за окружающим миром. Они обращают внимание на звуки, цвета, движения и взаимодействуют со своими опекунами.

По мере взросления дети становятся более целеустремленными при взаимодействии с окружающей средой. Они глотают предметы и манипулируют ими, чтобы узнать о них. Дети повторяют действия, чтобы получить результат, который им нравится, например, улыбнуться опекуну, чтобы получить улыбку в ответ. В возрасте около года дети становятся более творческими в том, как они взаимодействуют с людьми и предметами. Они начинают экспериментировать с новыми способами ведения дел и расширяют способы взаимодействия с объектами и людьми. Например, в шесть месяцев дети будут держать в руках игрушечную машинку и играть, беря предмет в рот. В 13 месяцев дети будут держать машинку и катать ее по полу. Это демонстрирует рост когнитивного развития детей, поскольку они используют предметы так, как они предназначены для использования. Хотя эти знания не превращаются в инновационные действия, они закладывают основу для развития творчества в будущем.

Когда у детей развивается символическое мышление, их игра становится все более творческой и изобретательной. Дети будут использовать предметы новыми и неожиданными способами. Они могут поставить корзину на голову или использовать ноги для перемещения объекта. Дети начинают подражать действиям взрослых и использовать предметы для представления знакомых им вещей. Например, дети могут притвориться, что пьют молоко из чашки, или причесываются руками. Развивающиеся у детей языковые способности также открывают новые возможности для творчества. Дети используют язык, чтобы изображать игру, вовлекать других в игровое взаимодействие и выражать чувства и творческие идеи.

От рождения до 9 месяцев

Дети наблюдают за окружающей средой и взаимодействуют с ней, а также начинают приобретать навыки, необходимые для манипулирования предметами и материалами различными способами.

Показатели для детей включают:

  • Наблюдает за материалами, предметами и людьми с любопытством
  • Активно исследует новые предметы, найденные в окружающей среде, прикасаясь, похлопывая и беря их в рот
  • Тянется к предметам, находящимся в непосредственной близости
  • Подражает звукам, движениям и выражениям лица, например, двигает телом вверх и вниз после того, как воспитатель сначала двигается таким образом

Стратегии взаимодействия

  • Создать привлекательную среду для исследования ребенка; регулярно меняйте материалы и игрушки в окружении ребенка
  • Следуйте примеру ребенка во время игры
  • Занимайтесь с ребенком, пока он исследует, например, продемонстрировать, что делает предмет или игрушка
  • Предоставление игрушек и игрушек различных цветов, текстур, звуков и запахов

От 7 месяцев до 18 месяцев

Дети сначала начинают использовать большинство предметов и материалов по назначению. По мере своего развития дети начинают экспериментировать с использованием этих предметов и материалов новыми и неожиданными способами.

Показатели для детей включают:

  • Имитирует действия сверстника, например, стучит чашкой по столу
  • Использует предметы по назначению, например, катит игрушечную машинку
  • Тратит все больше времени на изучение и изучение предметов, например, будет больше времени уделять новой игрушке, чтобы понять ее смысл
  • Начинает использовать предметы новыми и неожиданными способами, например, кладет корзину на голове
  • Имитирует действия других людей в игровой форме, например, грозит пальчиком кукле и говорит «нет, нет, нет»

Стратегии взаимодействия

  • С энтузиазмом реагирует, когда ребенок демонстрирует новые способы использования для объектов, которые он или она обнаружил
  • Предоставляйте материалы, которые можно использовать несколькими способами
  • Часто меняйте ребенку предметы и игрушки
  • Часто играйте с ребенком и поощряйте его творчество 24 месяца

    Дети начинают расширять свои творческие способности, воображение и изобретательность, используя символическое представление в игре.

    Показатели для детей включают:

    • Притворяется, что один объект на самом деле является другим, используя замену, например, используя игрушечную машинку для расчесывания волос
    • Участвует в притворной игре со знакомыми объектами и опытом, например, кладет куклу в коляску и толкает ее
    • Вовлекает знакомых взрослых в ролевой игре, например, вручает взрослому игровую чашку и делает вид, что наливает в нее «чай»
    • Общается творчески, например, играет со словами, рифмуя, напевая или сочиняя песни; использует движение и танец

    Стратегии взаимодействия

    • Играйте с ребенком; следовать примеру ребенка
    • Рассказать о детской игре, например: «Ты берешь ребенка на прогулку в магазин?»
    • Поощряйте творческие и изобретательские попытки ребенка
    • Активно взаимодействуйте с ребенком во время игры; Демонстрировать энтузиазм и радость

    От 21 месяца до 36 месяцев

    Дети используют свои творческие способности, изобретательность и воображение более сложным образом, когда они играют, общаются и решают проблемы.

    Показатели для детей включают:

    • Расширяет использование предметов и игрушек новыми и неожиданными способами; делает дорогу из нескольких блоков; или заменяет объект другим, чтобы решить проблему
    • Во время игры берет на себя знакомые роли, например, готовит на воображаемой кухне
    • Выражает изобретательские идеи сверстникам во время игры; становится директивным, например: «Ты будешь офицером полиции, и ты должен носить это».
    • Создает художественный проект и создает простую историю, сопровождающую произведение искусства

    Стратегии взаимодействия

    • Взаимодействуйте с ребенком во время притворной игры и следуйте его примеру
    • Задавайте открытые вопросы во время игры с ребенком, чтобы расширить его мысли и язык
    • Поощряйте ребенка подумайте о новых идеях, например: «Как вы думаете, что происходит после того, как бабочка улетает?»
    Узнайте, как творчество, изобретательность и воображение связаны с:
    • Саморегулирование: основа развития
      Регулирование внимания
    • Сфера развития 1: Социальное и эмоциональное развитие
      Эмоциональное выражение
    • Сфера развития 1: Социальное и эмоциональное развитие
      Отношения со взрослыми Развитие грамотности и языка
    • , Развитие речи и языка Социальная коммуникация

    • Область развития 3: Развитие речи, общение и грамотность
      Выразительное общение
    • Домен развития 4: Когнитивное развитие
      Символическое мышление
    • Домен развития 4: Когнитивное развитие
      Творческое выражение

    Связанные ресурсы

    Отзыв: 2012 г.

    • ← Предыдущие подходы к обучению: настойчивость, усилия и внимательность
    • Экскурсии на свежем воздухе с дошкольниками: продолжение! Далее →

    Краткое руководство по творческому обучению – IERG

    «Все знания – это человеческие знания; она вырастает из человеческих надежд,

    страхов и страстей.

    знание происходит из обучения в контексте надежд, страхов и страстей, из которых оно

    выросло или в которых находит живой смысл».

    Краткое руководство по творческому обучению

    FAQs

    Что такое Imaginative Education?

    Это новый подход к обучению, который эффективно вовлекает воображение учащихся в процесс обучения. Исследовательская группа Imaginative Education Research Group (IERG) разработала теории, принципы и практики, предназначенные для объяснения, описания и реализации этого нового подхода.

    Что в нем нового?

    Imaginative Education предлагает вам новое понимание того, как знания растут в уме, и как наше воображение работает и меняется в течение нашей жизни. IERG также разработала инновационные методы обучения, основанные на этих знаниях, которые предлагают вам новые способы планирования и обучения.

    Почему я должен заниматься воображением, когда я сталкиваюсь с необходимостью повышения результатов тестов?

    Задействовав воображение учащихся в обучении, вы улучшите их успеваемость по любому тесту или показателю. Хорошие результаты тестов и творческий подход к обучению не исключают друг друга!

    Не увеличит ли этот подход мое время планирования и подготовки?

    Этот подход действительно новый и необычный, но после небольшой практики вы, вероятно, обнаружите, что это более «естественный» способ думать о преподавании и обучении. Это должно вернуть время, которое вы тратите на его изучение, с более полезным опытом в классе; позже вы обнаружите, что это занимает не больше времени, чем ваши нынешние формы планирования.

    В этом руководстве используется ряд незнакомых терминов. Это почему?

    В сфере образования мы познакомились с терминами, заимствованными у ученых, в центре внимания которых прежде всего были знания («содержание учебной программы», «предмет», «структуры знаний» и т. д.), а также у тех, кто в основном занимался психологией. («стадии развития», «множественный интеллект», «познание» и т. д.). Подход Imaginative Education, с другой стороны, имеет дело со знаниями, психологией и эмоциями вместе. Следовательно, мы сочли полезным использовать некоторые новые термины, чтобы избежать путаницы с текущими методами, которые мы считаем неадекватными, а также для выражения более целостного понимания образования.

    Так что же такое воображение?

    Это способность думать о возможном, а не только о действительном; это источник изобретательности, новизны и гибкости человеческого мышления; оно не отличается от рациональности, а скорее является способностью, значительно обогащающей рациональное мышление; это связано с нашей способностью формировать образы в уме, а формирование образов обычно связано с эмоциями.

    ОБЗОР IMAGINATIVE EDUCATION

    Когда мы говорим с учителями об их работе, становятся очевидными три общие цели. Они заинтересованы в том, чтобы помочь учащимся увлечься обучением. Они хотят, чтобы учащиеся не только усваивали знания, но и понимали смысл этих знаний. Кроме того, учителя стремятся помочь своим ученикам улучшить результаты тестов и успеваемость. Эта последняя цель особенно важна в сегодняшнем климате, когда все больше полагаются на стандартизированные оценки. Imaginative Education (IE) предлагает новый подход к образованию, который эффективно решает эти задачи. Это достигается главным образом за счет вовлечения эмоций учащихся, а также, в связи с этим, их воображения в материале учебной программы. Не ново отметить, что детское мышление наиболее глубоко и энергично задействовано, когда задействованы его воображение и эмоции. Что нового и уникального в IE, так это то, что он предлагает теорию и набор основ и методов для фактического выполнения этого в рамках основной академической программы. В этом кратком руководстве мы попытаемся дать вам общее представление об IE. Мы начнем с описания теоретических основ IE. Далее мы опишем пять видов понимания, составляющих основу IE. Затем мы исследуем некоторые необычно названные вспомогательные средства мышления, называемые «когнитивными инструментами». Наконец, мы обсудим, как преподавание с использованием этих когнитивных инструментов может развить пять видов понимания, делая школьные предметы более увлекательными и значимыми для учащихся.

    ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

    Существуют две основные основы IE. Первая — это теория культурного перепросмотра, лучше всего описанная Кираном Иганом в книге «Образованный разум: как когнитивные инструменты формируют наше понимание» (Чикаго: University of Chicago Press, 1997). В IE воспроизводятся мыслительные инструменты, изобретенные в культурной истории. Эти инструменты мышления или когнитивные инструменты могут быть изучены студентами сегодня, чтобы повысить эффективность их ума. Второй фундамент связан с социокультурными теориями русского психолога Льва Выготского. IE представляет собой богатейшую разработку его идей об обучении и воображении, разработанных для образования.

    «Новая теория образования, которая (верите или нет) полезна. … «Образованный ум» — это нечто совершенно новое и необычное». — Си Джей Драйвер, The New York Times Book Review

    «Киран Иган обладает одним из самых оригинальных, проницательных и емких умов в сфере образования на сегодняшний день. Эта книга представляет собой лучшее введение в его важную работу». — Говард Гарднер, Гарвардский университет

    «Почти любой, кто работает на любом уровне или в любой части системы образования, найдет эту книгу увлекательной для чтения». — Ричард Фокс, Британский журнал педагогической психологии

    «Иган предлагает радикально изменить подход ко всему процессу образования. … В этой книге есть многое, что может заинтересовать и взволновать тех, кто обсуждает, исследует или проводит обучение». — Энн Фуллик, New Scientist

    ВИДЫ ПОНИМАНИЯ: ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЕМ

    Теория образования воображения основана на пяти различных видах понимания, которые позволяют людям по-разному осмысливать мир. Цель Imaginative Education — дать каждому учащемуся возможность развить эти пять видов понимания во время изучения математики, естественных наук, общественных наук и всех других предметов. Как показано в таблице 1, это необходимо делать в определенном порядке, потому что каждый вид понимания представляет собой все более сложный способ, которым мы учимся использовать язык. Чтобы объяснить эти виды понимания более подробно, мы рассмотрим жизнь девушки по имени Сара.

    видов понимания

    Соматическое понимание

    (до-лингвистическое)

    Мифическое понимание

    (устный язык)

    Романтическое понимание

    (письменный язык)

    Философское понимание

    (теоретическое использование языка)

    2

    Ироническое понимание

    (рефлексивное использование языка)

    ВИДЫ ПОНИМАНИЯ и процесс образного обучения

    Первый вид понимания, называемый соматическим пониманием, относится к физическому, доязыковому способу, которым Сара познает окружающий мир ее, пока она младенец. Она осмысливает свои переживания с помощью информации, предоставляемой ее органами зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, и, что особенно важно, с помощью эмоций, с которыми они связаны. Она также испытывает мир и ощущения равновесия, движения, напряжения, боли, удовольствия и т. д. через то, как ее тело физически взаимодействует с объектами и людьми, с которыми она сталкивается.

    По мере того, как Сара становится старше и изучает устный язык, ее понимание мира расширяется, и она начинает развивать второй тип понимания, называемый Мифическим пониманием . На этом этапе своей жизни она больше не ограничена осмыслением мира через непосредственный физический опыт. Вместо этого Сара теперь может полагаться на язык, чтобы обсуждать, представлять и понимать даже то, с чем она не сталкивалась лично.

    Несколько лет спустя Сара начинает изучать и понимать свой опыт с помощью письменного языка. В этот момент у нее развивается третий вид понимания, называемый 9. 0015 Романтическое взаимопонимание . В это время она начинает осознавать свою независимость и отделенность от мира, который кажется все более сложным. Она легко относится к крайностям реальности, общается с героями и стремится понять мир с точки зрения человека.

    Будучи подростком, Сара начинает больше сосредотачиваться на связях между вещами. Она начинает понимать, что существуют законы и теории, которые могут объединить и помочь ей понять то, что она изначально считала разрозненными деталями и переживаниями. На этом этапе своей жизни Сара развивает систематическое понимание мира под названием 9.0015 Философское понимание .

    Прошло еще несколько лет, и Сара начинает понимать, что ее систематическое мышление имеет пределы. Она начинает понимать, что теории и даже язык, на который она опирается, слишком ограничены и грубы, чтобы уловить все, что важно в мире. Она также признает, что то, как она воспринимает мир, зависит от ее уникальной исторической и культурной точки зрения. На данный момент Сара находится в процессе развития пятого типа понимания, называемого 9.0015 Ироническое понимание .

    Став взрослой, Сара развила все пять видов понимания. Она признает, что каждый из них вносит особый вклад в ее понимание и что они работают лучше всего, если их можно комбинировать.

    Мы не развиваем «естественно» каждый вид понимания в определенном возрасте в каком-то постоянном и неизбежном процессе. Скорее описанный выше процесс происходит при адекватном использовании соответствующих форм IE. Учителя Сары сосредоточили свои усилия на том, чтобы задействовать ее воображение и эмоции с помощью знаний о мире и на развитии ее использования множества когнитивных инструментов.

    Когнитивные инструменты: как мы можем развивать пять видов понимания

    Учителя Сары полагались на понимание того, что учащиеся могут наиболее успешно развивать эти пять видов понимания, приобретая наборы «мыслительных инструментов». В IE они называются когнитивными инструментами . Эти инструменты были изобретены и разработаны нашими предками для осмысления мира и более эффективного действия в нем. Примеры включают:

    • истории, которые помогали людям запоминать вещи, делая знания более увлекательными

    • метафоры, которые позволяют людям понять одну вещь, видя ее с точки зрения другой

    • бинарные оппозиции, такие как хорошее/плохое, которые помогают людям систематизировать и классифицировать знания

    Может показаться странным называть их инструментами, но термин пытается отразить тот факт, что это умственные устройства, которые помогают нам думать и делать что-то более эффективно.

    Оглядываясь вокруг, мы видим, что эти и многие другие инструменты познания стали частью нашей культуры. На самом деле было бы очень трудно представить жизнь без основных когнитивных инструментов, таких как истории или метафоры. Каждый из нас может научиться использовать эти когнитивные инструменты для расширения своих способностей мыслить и понимать, или мы можем не научиться их использовать.

    В таблице 2 показаны основные наборы когнитивных инструментов, доступных учащимся для обучения. (Выделены две группы, наиболее активные в школьные годы.) Большинство учителей интуитивно осознают важность многих из них; однако они могут быть не знакомы с тем, как регулярно использовать их в классе. Следовательно, многие из самых мощных когнитивных инструментов, доступных учащимся для творческого и эмоционального взаимодействия со знаниями, как правило, недостаточно используются в школах. Чтобы помочь разрешить эту ситуацию, IE предоставляет набор сред и методов, которые показывают, как можно эффективно использовать когнитивные инструменты, чтобы сделать повседневное обучение более интересным и значимым, а также развить понимание.

    ВООБРАЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ

    На рис. 1 ниже предпринята попытка зафиксировать некоторые основные черты того, что на самом деле является сложным процессом. На этом рисунке используется научный урок 2-го класса о жизненном цикле бабочки, чтобы продемонстрировать процесс ИЭ. На этом уровне обучения наука и другие предметы преподаются с использованием когнитивных инструментов для понимания мифов. В последующие годы эти предметы преподаются с использованием когнитивных инструментов романтического, философского и иронического понимания. Когда учителя используют наборы когнитивных инструментов для структурирования и преподавания предметов в учебной программе, уроки становятся более содержательными и интересными для учащихся. Это будоражит их воображение. Когда мы говорим о воображении, мы имеем в виду способность думать о том, что может быть возможно. Это способность ума учащихся «дотягиваться», которая подхватывает новые идеи, пробует их, взвешивает их качества и возможности и находит для них место среди того, что они уже изучили: «Смотрите! Посмотри, что я могу с этим сделать!» Требуемые усилия подпитываются удовольствием, которое люди получают от открытий и изобретений. IE так же важен для успешного изучения естественных наук и математики, как и для искусства.

    Основная роль учителей в ИО заключается в использовании наборов когнитивных инструментов для структурирования и преподавания предметов в учебной программе. Схемы планирования доступны в Интернете по адресу http://ierg.ca/teacher-resources/planning-frameworks/, которые шаг за шагом показывают учителям, как они могут регулярно использовать когнитивные инструменты в своих классах.

    Из Ванкувера, Британская Колумбия. в Клуж-Напока, Румыния, все больше и больше учителей узнают о преимуществах подхода IE. Они обнаруживают, что это приводит к появлению мотивированных, заинтересованных студентов, которые эффективно учатся. Эти студенты не только изучают знания, но также понимают их значение и могут применять их в различных контекстах. Не менее важно и то, что этот подход осуществим даже при ограниченности времени и ресурсов, с которыми в настоящее время сталкиваются учителя. По этим причинам образное образование распространяется в Южной Америке, Скандинавии, Австралии, Великобритании и Ирландии, Греции, США, Южной Африке, Китае, Италии и других странах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *