Методы развития креативности: Методы креативного мышления — виды, суть применения, наглядные примеры

Методы развития креативности: Методы креативного мышления — виды, суть применения, наглядные примеры

Содержание

Методы креативного мышления — виды, суть применения, наглядные примеры

Думаете, предпринимателю ни к чему все это творчество? А вот и нет. Оригинальные бизнес-идеи и схемы работы способны вдохнуть жизнь в любой бизнес, отстроиться от конкурентов и принести в итоге прибыль. В сегодняшней статье Университета InSales рассмотрим основные техники и методы креативности и научимся воплощать их в жизнь, разбирая конкретные примеры.

Для чего нужна креативность в бизнесе?

  1. Чтобы придумывать оригинальные идеи. Торговать одеждой, продуктами и автозапчастями — дело хорошее, прибыльное. Замахнуться на необычную идею — куда сложнее. Однако такая идея способна озолотить того, кто первым до нее додумался.
  2. Чтобы выходить за рамки обыденного, расширять сознание. Нет, мы сейчас не о всяких стимуляторах — Боже упаси. Речь о том, чтобы заставить свой мозг мыслить нестандартно — как в бизнесе, так и в жизни.
  3. Чтобы развивать, масштабировать и совершенствовать собственное дело. Приток новых необычных идей — как глоток свежего воздуха. Особенно это касается тех, кто немного застоялся или испытывает трудности.
  4. Чтобы отстраиваться от конкурентов. Большинство бизнес-процессов — организация работы, взаимодействие с сотрудниками, выполнение должностных обязанностей, заключение сделок — в целом мало отличаются. Тот, кто сможет облечь их в новую форму, станет примером для других бизнесменом и гуру для клиентов.

Техники креативного мышления

Начнем с самых простых, закончим целыми системами. Поехали!

1. Мозговой штурм

Все вы знаете, что это такое. Но часто ли применяли этот способ на практике?

Суть: один или несколько человек садятся и начинают генерировать идеи — абсолютно все, что придут в голову. Никаких “это не для нашей компании” и “что за ерунду ты придумал?” не принимаются. На втором этапе идеи анализируются и выбираются самые лучшие, которые и будут впоследствии воплощены в жизнь.

Пример: вы придумываете название для интернет-магазина. Или решаете важную проблему: как привлечь больше клиентов. Или думаете, как сделать так, чтобы сотрудники работали в полную силу. Подробнее о 10 главных правилах мозгового штурма читайте в нашей статье.

2. Десять идей в день

Все просто: вы ставите себе задачу придумывать ровно по 10 идей в день (можно больше). Неважно, на какую тему они будут. Неважно, насколько окажутся оригинальными.

Суть метода: раскрыть творческий потенциал, заставить мозг работать. Это нужно повторять каждый день — пока не войдет в привычку. Советуем записывать: во-первых, так вы накопите себе багаж мыслей, во-вторых — впоследствии сами удивитесь, насколько первые идеи были слабыми и безжизненными по сравнению с теми, которые вы будете генерировать спустя некоторое время.

Пример: возьмите сферу бизнеса, в которой вы работаете. Что бы вы изобрели в ней, что бы усовершенствовали? Что бы сделали, если бы стали монополистом и могли диктовать свои порядки?

3.

Смена привычек

На первый взгляд простое задание, которое меж тем здорово раскрывает творческий потенциал.

Суть: если вы смотрели фильм “Всегда говори “Да!” — поймете, о чем мы говорим. Главное — не отказываться от новых возможностей, которые преподносит жизнь, и самостоятельно менять привычки — как повседневные, так и более глобальные.

Пример: ездить на работу другой дорогой, брать отпуск не в августе, а в феврале, читать не развлекательные журналы, а секреты успеха великих бизнесменов. Заказывать вместо говядины — морепродукты. Не делать все самому, а делегировать полномочия сотрудникам. И так далее.

4. Нестандартное применение

Составление списков — отличная помощь в развитии креативного мышления. Только списки должны быть не простые.

Суть: искать нестандартные применения стандартных вещей. Все зависит от вашей фантазии!

Пример: возьмите любой предмет (компьютерную мышку, ежедневник, стакан с водой) и напишите сферы его применения. Написали? Отлично. Теперь подумайте, как еще можно использовать этот предмет. Чем необычнее будет идея — тем лучше.

5. Анализ текущей информации

Отличный способ отслеживать тенденции в мире и делать выводы.

Суть: все мы варимся в мире постоянного информационного потока. Обыденную информацию — электронные письма, спам, рекламу, проявления массовой культуры — мы не воспринимаем, она идет фоном к реальной жизни. А зря! Стоит изучить ее и делать соответствующие выводы.

Пример: изучите письма, которые обычно отправляются в спам. Да не одно и не несколько, а те, которые пришли в последний месяц. Что в них общего? Наверняка появляются новые тенденции, которые вы тоже можете использовать в работе. Почитайте газеты, сделайте выводы о региональной и мировой экономике. Какие возможности сулит это для вашего бизнеса? Послушайте песни по радио, пока едете в машине на работу. Что сейчас модно, что интересует людей? Примеряйте каждую ситуацию к жизни, используйте по полной ситуативный маркетинг для продвижения своего бизнеса.

6. Метод ассоциаций

Один из самых простых методов, который дает толчок к нестандартному мышлению.

Суть: все просто — используйте ассоциации к любому слову или предмету. Или к ситуации в целом.

Пример: что занимает и волнует вас сейчас более всего? Например, работник косячит — надо с этим что-то делать. Теперь возьмите каждое слово из этой фразы и подберите к нему с десяток ассоциаций. Например — работник — раб, помощник, бездонная дыра, в которую уходит зарплата, лентяй, добрая душа… и так далее. Так проделайте с каждым словом, а затем по очереди подставляйте полученные ассоциации в исходную фразу. Меняйте слова местами, комбинируйте в самые неожиданные варианты. Крутите фразу и так и сяк — должно прийти ассоциативное озарение.

7. Стратегия креативности Уолта Диснея

Эта стратегия помогла известному мультипликатору добиться успеха. Поможет и вам.

Суть: рассматривать каждую ситуацию с точки зрения будто разных людей: мечтателя, реалиста и строгого критика.

Пример: вы хотите ввести в ассортимент новый товар, но не знаете, как отреагирует целевая аудитория. Ваш внутренний мечтатель рисует идеальную картину: что получится, если все срастется? Реалист мыслит конструктивно, примеряет сроки выполнения мечты и указывает на возможные риски и перспективы. Критик все время сомневается: а если что-то пойдет не так? Совместными усилиями этой троицы вы просчитываете ситуацию и продумываете план.

8. Случайное слово

Похоже на ассоциации, но не совсем так.

Суть: обозначаете проблему, которую нужно срочно решить, открываете книгу и тыкаете пальцем в первое попавшееся слово. Чем дальше по смыслу оно будет отстоять от исходной проблемы — тем лучше. Ваша задача — связать это слово и ситуацию.

Пример: перед вами стоит вопрос: как снизить затраты на рекламу и добиться большей эффективности в продажах. В книге попалось слово “память”. Разум рождает ассоциации: нужно понять, как потребитель запоминает рекламную информацию — с первого раза или с десятого. Логично, что нужно сделать эту информацию более простой и доступной — чтобы запоминалась с первого раза. Еще ассоциация — “память предков”. Человеку свойственно покупать то, что одобряли его родители, близкие люди. Можно сыграть на этом, построив рекламную кампанию на семейных традициях, преемственности, связи поколений. И таких ассоциаций к одному случайному слову может быть множество.

9. Фрирайтинг

Фрирайтинг, или свободное письмо — метод, которым пользуются не только писатели и журналисты. Он подходит для всех, кто умеет писать и включать кухонный таймер. При чем тут последний? Сейчас объясним.

Суть: вы садитесь и начинаете писать все, что думаете о конкретной ситуации или проблеме, которая вас мучает. Абсолютно все — не редактируя, не стирая и не зачеркивая. Думаете “эээ, что я хотел сказать?” и прочую бессмыслицу — так и пишите. Если угодно — это этакий поток сознания, который отражает ваше истинное отношение к проблеме/ситуации.

Второй этап — перечитываете все, что написали, и выделяете самые главные мысли. Вы их точно узнаете — запомните, что именно в процессе фрирайтинга вдохновило вас, заставило задуматься, после чего вы начали писать с большим вдохновением. Если пишете от руки — заметьте, даже почерк на таких мыслях становится другим — более уверенным и размашистым. Когда выделите главные мысли — развивайте их дальше, дополняйте, углубляйте.

Есть еще один момент: писать нужно в течение определенного периода времени. Заведите секундомер, будильник или, как советует автор методики, Марк Леви, кухонный таймер и засеките 10 минут. Все. Пишите.

Пример: вам нужно принять решение: работать ли дальше с этим поставщиком или искать другого. Это мучает вас, вы целыми днями думаете об этом. Садитесь и пишите. В этой ситуации можно применить несколько способов фрирайтинга. Например, дайте себе наводку. Напишите фразу “Если я завтра откажусь от услуг поставщика, то…. ” — и продолжайте. Еще вариант. Изложите все факты, которые на сегодняшний день имеются. Плюсы и минусы решения, плюсы и минусы другого решения, ситуация на рынке, курс доллара, мнение окружающих, поступки конкурентов в аналогичной ситуации — все, что знаете. И еще способ: заведите мысленный диалог с человеком (любым: хоть вашим партнером, хоть Владимиром Путиным) и объясните ему ваши позиции. Пусть он спорит, приводит аргументы — отвечайте. К концу диалога сами увидите, к какому выбору вы склоняетесь.

10. Шесть шляп мышления

Эту методику можно отнести как к прокачивающей мышление, так и к креативной.

Суть: каждую проблему, каждую ситуацию можно разложить в виде условных шести шляп. Это нужно для того, чтобы уложить в голове все по полочкам, и подходит для решения трудных задач.

В каждой из шести шляп рассматриваются отдельные аспекты мышления. Синяя шляпа — шляпа управления. В этом блоке рассматриваются организационные вопросы, способы достижения целей. В белой шляпе — только факты, которые у вас есть. Соответственно, методом исключения можно определить факты, которых не хватает. Эмоции и чувства лежат в красной шляпе. Риски и опасности — в черной. Возможности и преимущества — в желтой (здесь невольно вспоминается SWOT-анализ). И наконец, нестандартные идеи, всяческий креатив — в зеленой.

Пример: дана определенная ситуация. Например, вы стоите перед выбором: повышать цены на товары или оставить все как есть. Вот и пробегитесь по всем шляпам: сначала решите, какой итоговой цели хотите добиться, потом соберите в одно все факты: что конкуренты давным-давно подняли цены, в стране инфляция и вы вообще не меняли ценовую политику последние пять лет. Что вы при этом чувствуете — облегчение, уверенность, страх, что продажи снизятся, а клиенты уйдут? А если и правда уйдут — насколько возможен такой риск? А если не уйдут, а примут новые цены и останутся с вами? И так далее.

11. Латеральное мышление

Этот термин означает “боковое”, “направленное в сторону” мышление, призванное посмотреть на проблему или ситуации с совершенно новой стороны.

Суть: заменить привычное понимание ситуации на нечто совсем иное, которое ранее никем не использовалось.

Пример: в компании Bayer производили аспирин. Сфера применения понятна: болеутоляющее лекарство. Креативные головы компании пошли дальше и придумали следующее: оказывается, обычный аспирин может снижать риск сердечных приступов — а значит, его можно продавать совершенно новой целевой аудитории. Что и было сделано. Еще пример: производители сыра решили вывести свойства продукта в новое измерение и создали сладкий сыр на палочках, похожий на конфеты. Итог — добавилась новая ЦА — дети и их родители, которая ранее вообще не рассматривалась.

Согласитесь, довольно простые техники? Абсолютно каждый предприниматель может использовать их для решения бизнес-задач. Как писал автор книги “Рисовый штурм” Майкл Микалко, у творческих и нетворческих людей есть всего лишь одно отличие. Первые уверены в своей креативности, а вторые думают, что это не про них. Стоит разрешить себе генерировать новые идеи — и вскоре вы сами себя не узнаете. Позвольте себе это! Удачи в продвижении!

Возможно вам также будет интересно:

30.12.2022

Завершается 2022 год, и владельцы e-commerce-бизнеса традиционно подводят итоги. Изменения, произошедшие в течение последних 12 месяцев, затронули не только предпринимателей,…

30.12.2022

Маркетплейс «Озон» из года в год возглавляет рейтинг самых популярных торговых платформ в России, входя в тройку лидеров. В конце…

29.12.2022

Не так давно на маркетплейсах продавались исключительно малогабаритные товары. Спросом пользовались в основном различные мелкие изделия небольшого веса: предметы гардероба,…

29.12.2022

Текст — далеко не главная составляющая успеха интернет-магазина. Он вполне может функционировать и давать прибыль, даже если у вас скопированные…

28. 12.2022

Одежда и обувь — самые продаваемые в интернете товары. По различным данным, они занимают примерно 63 процента всех онлайн-продаж. Однако…

28.12.2022

Текучка кадров бывает в любой сфере бизнеса. Это естественный и нормальный процесс. Но когда она превышает критический порог 5 процентов…

27.12.2022

Современные салоны красоты предоставляют клиентам обширный перечень услуг. Стрижки, прически, маникюр, педикюр, шугаринг, пирсинг, перманентный макияж, уход за кожей лица…

27.12.2022

Пилотный проект по самозанятости запустили в 2019 году, а в 2020 расширили действие на всю территорию Российской Федерации. Преподавателям, кузнецам,…

26.12.2022

В течение 1,5-2 месяцев до наступления новогодних праздников многие продавцы не успевают обрабатывать заказы: заявки поступают стабильным потоком, а клиенты…

Как развить креативность: методики развития креативного мышления

<<Лид>>

Что такое креативность

Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.

Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.

Критерии креативности по Торренсу

Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.

Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.

Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.

Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.

Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.

Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.

Как развивать креативность

Полюбите процесс решения проблемы

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.

Ищите оригинальные идеи

Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.

Расширяйте кругозор

Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.

Прокачать свою креативность можно
на 
бесплатной онлайн-олимпиаде от «Фоксфорда».
Узнайте, умеете ли вы мыслить креативно и решать нестандартные задачки.

Творчески подходите к повседневным делам

Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов.

Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Учитесь видеть необычное в обычном

Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ.

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

  • Сформулируйте проблему.
  • Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
  • Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
  • Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
  • Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).

Методика 2. Шесть шляп

Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.

  • Сформулируйте проблему.
  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.
  • Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
  • Попробуйте связать его с проблемой.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Что запомнить

1. Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка.

2. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.

9 Методы творческого мышления с редактируемыми шаблонами

Великие идеи не приходят сами собой. Для того, чтобы придумать какую-то новую прекрасную идею, вам нужны правильные знания и опыт, а также идеальные обстоятельства. Тем не менее, есть методы, которые вы можете использовать, чтобы улучшить свои навыки творческого мышления.

В этом посте мы рассмотрим методы творческого мышления, которые помогут ускорить процесс. Вы можете сразу начать работу с предоставленными редактируемыми шаблонами.

Начнем с определения творческого мышления.

Многие люди связывают творчество со способностью рисовать, петь или писать, но тот, кто не силен в этих вещах, все же может быть творческим мыслителем.

Как? Потому что творческое мышление — это процесс придумывания чего-то нового; посмотреть на проблему в новом свете и найти инновационное решение или решение, о котором раньше не думали. Или, другими словами, мыслить нестандартно.

Хотя некоторые люди более креативны, чем другие, творческое мышление можно развить с практикой. Это навык, который незаменим для всех, независимо от того, учитесь вы или работаете.

Творческий процесс

Креативные идеи не приходят вам в голову просто так. Если вам нужно придумать новаторские идеи, вам нужно создать условия для их возникновения или дать вашему мозгу правильный материал для работы. Давайте разберемся, как работает творческое мышление.

По книге Искусство мысли Грэма Уолласа, есть четыре стадии творческого мышления.

Подготовка: Здесь вы определяете проблему, которую хотите решить, или необходимость. Затем вы начинаете собирать как можно больше знаний о предмете.

Инкубация: На этом этапе вы будете обрабатывать собранную информацию. Вместо того чтобы сознательно пытаться решить проблему, вы позволите своему уму блуждать самостоятельно, прорабатывая тему. Это приведет к большему творчеству. По сути, здесь будет работать ваше бессознательное.

Освещение: Это момент «Эврика», который действительно возникает, когда вы не думаете активно о творческом решении. Вы могли бы буквально принимать душ, когда вдруг нашли ответ, который искали.

Проверка : Теперь пришло время проверить, действительно ли ваша идея сработает или нет. На этом последнем этапе процесса творческого мышления вам нужно проверить свою идею. Используйте свои навыки критического мышления, чтобы отточить свою идею и подготовить ее к тому, чтобы донести ее до аудитории.

Техники творческого мышления

Ниже мы перечислили несколько техник творческого мышления, которые вы можете использовать, чтобы быстрее придумывать творческие идеи. Шаблоны мгновенно редактируются; вы даже можете сотрудничать с другими членами вашей команды по их редактированию во время сеанса мозгового штурма.

1. Диаграммы сходства 

После сеанса мозгового штурма, встречи или исследования вы получаете массу информации, которую необходимо отсортировать и классифицировать. Вот тут и появляется диаграмма сходства.

Диаграмма сходства помогает группировать данные по темам. Это облегчает обнаружение закономерностей и связей между собранной вами информацией, что позволяет вам придумывать новые идеи или решения.

Не знаете, как пользоваться диаграммой сходства? Мы подготовили для вас это полное руководство по диаграммам сходства.

Шаблон диаграммы сходства (Нажмите на шаблон, чтобы изменить его онлайн)
2. Мозговой штурм

Мозговой штурм — один из самых популярных методов генерации идей. Вы можете заниматься этим индивидуально или с группой людей.

Во время группового мозгового штурма у вас есть возможность собрать множество креативных идей от людей с разными навыками и опытом.

Существует множество методов мозгового штурма, и некоторые из них перечислены в этом посте. И обратитесь к этому ресурсу, чтобы узнать, как шаг за шагом провести успешный сеанс мозгового штурма.

3. Концептуальная карта

Концептуальная карта представляет собой методику преподавания и обучения, помогающую визуализировать связи между концепциями и идеями. Это помогает организовать мысли и обнаружить новые отношения, идеи или концепции.

Ознакомьтесь с нашим руководством по концептуальным картам, чтобы узнать, как его использовать более подробно.

Шаблон концептуальной карты (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
4. Интеллект-карта

Интеллект-карта начинается с ключевой концепции, которую вы обдумываете, в центре. Связанные идеи соединяются с центром линиями.

Это поможет вам зафиксировать свободный поток мыслей и организовать их на холсте таким образом, чтобы позже вы могли обнаружить новые связи, которые позволят вам прийти к возможному решению.

Поскольку он объединяет как текст, так и визуальный макет, он позволяет использовать более творческий стиль мышления.

Шаблон интеллект-карты для творческого мышления (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
5. Доска настроения

Доска настроения, как и коллаж, представляет собой набор изображений, шрифтов, цветов значков и т. д., который представляет определенную тему или стиль. Доски настроения также известны как доски вдохновения и обычно используются в дизайнерских проектах.

Вот как использовать доску настроения.

Шаблон доски настроения (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
6. Техника SCAMPER 

SCAMPER — еще одна успешная техника творческого мышления, которая используется для пробуждения творчества во время мозгового штурма. Scamper стоит за семь подходов к мышлению,

  • заменить
  • Combine
  • Adapt
  • Modify
  • Поставьте в другой использование
  • Устранение
  • Обратный

Ученитесь, чтобы узнать, как Generate, используя новую идею, используя новую идею.

Шаблон метода SCAMPER (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
7. Шесть шляп мышления

Каждая шляпа в методе шести шляп мышления представляет собой другую точку зрения. Он используется во время совещаний или сеансов мозгового штурма, чтобы позволить членам команды рассмотреть возможные решения с разных точек зрения или направлений мышления.

Каждая шляпа представляет собой различный угол мышления, и во время сеанса каждый участник сможет надеть ее по очереди.

Белая шляпа – факты и информация 

Красная шляпа – чувства, интуиция, эмоции и догадки

Черная шляпа – суждение, законность, мораль

Желтая шляпа – оптимизм, выгода

Зеленая шляпа – новые идеи, возможности

Синяя шляпа – выводы, планы действий, следующие шаги 

Обратитесь к этому ресурсу о шести мыслящих шляпах, чтобы узнать, как его использовать более подробно.

Диаграмма «Шесть мыслительных шляп» (Нажмите на шаблон, чтобы изменить его онлайн)
8. Раскадровки

Раскадровки — это способ визуально организовать идеи. Это распространенный инструмент, используемый при планировании видео. Скажем, вы планируете телевизионную рекламу, вы можете начать с раскадровки, чтобы графически организовать идеи в вашей голове. Размещая их на раскадровке, вы сможете быстро сформировать идею в своей голове.

Шаблон раскадровки (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
9. SWOT-анализ

SWOT означает сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. В бизнес-планировании SWOT-анализ применяется в различных ситуациях; в анализе конкурентов, анализе ситуации, стратегическом планировании, личной оценке и т. д. 

Его можно использовать для выявления эффективных инновационных возможностей, смягчения угроз с использованием сильных сторон и т. д.

Какие еще методы творческого мышления вы знаете?

Здесь мы рассмотрели большинство методов визуального творческого мышления. Идите вперед и поделитесь с нами своей самой любимой техникой творческого мышления.

творческое мышление определение творческого мышления процесс творческого мышления методы творческого мышления что такое творческое мышление

Как улучшить творческий процесс: 6 методов достижения успеха

Творчество делает наш мир лучше. Как вы думаете, как были сделаны важные открытия? Как появляются эволюционные идеи или даже просто новые подходы? Все они полагаются на творческий процесс в той же мере, что и на навыки решения проблем и критического мышления.

Творчество толкает человечество вперед. Это помогает шестерням прогресса вращаться быстрее. И это делает жизнь людей более комфортной и интересной.

Вот почему мы должны развивать свои творческие способности с детства. Учителя должны поощрять детей больше использовать воображение и предлагать занятия для развития творчества в классе. Кроме того, мы должны понять, как быть более творческими.

Сегодня мы узнаем больше о различных примерах творческого процесса. Эксперты по индивидуальному письму поделятся упражнениями для улучшения ваших навыков. Вы сможете использовать их во время учебы, работы над проектом или просто в повседневной жизни. Это легко! Итак, посмотрите, как повысить свою креативность здесь.

  1. 💡 Definition

  2. 🔨 Creativity Techniques

    1. Improvisation

    2. Brainstorming

    3. Lateral Thinking

    4. Five W’s

    5. False Faces

    6. Simplex

1.

💡 Творческий процесс: определение

Творческий процесс происходит, когда старые идеи соединяются и трансформируются для создания нового подхода к старым концепциям. Неправильно обсуждать творческий процесс как путь к новым идеям, которые никогда не изобретались ранее. Творчество больше связано с поиском новых подходов к старым жизненным проблемам.

Креативность входит в число навыков, необходимых для успеха в искусстве, предпринимательстве, репетиторстве и многих других областях. Следующие пять шагов могут научить любого быть творческой личностью.

  • Сбор новой информации . Все начинается с обучения. Во-первых, вам нужно сосредоточиться на конкретной информации, непосредственно связанной с вашим заданием. Затем попытайтесь расширить свои знания на связанные и более общие темы.

  • Подумайте об информации с разных точек зрения . Попробуйте объединить различные факты, сопоставить их и найти ошибки.

  • Отложите задание на время . Некоторые мозговые процессы происходят только тогда, когда мы отдыхаем или спим. Займитесь чем-нибудь вдохновляющим на некоторое время. Сходите на прогулку, встретьтесь с друзьями или почитайте художественную литературу.

  • Вернуться к задаче . Когда вы восстановите свою энергию, проблема предстанет в новом свете. Все инсайты происходят здесь.

  • Сбор и анализ отзывов . Затем поделитесь своими идеями с людьми, которым вы доверяете и которых уважаете. Попросите их критиковать продукты ваших мыслей. В этом разговоре вы узнаете, что вы упустили.

2. 🔨 Техники творчества

2.1. Импровизация

Импровизация включает в себя письмо, речь и сочинение без предварительной подготовки. Этот процесс обычно открывает новые способы ведения дел. Это помогает в открытии оригинальных моделей мышления и практики, новых структур и так далее. Это также способствует развитию творческих способностей.

Импровизация полезна во многих областях. Например, это может помочь, если вы хотите научиться писать более творчески. Скажем, написать сочинение. Налагая на вас как на писателя различные ограничения, вам придется писать в потоке сознания, без суждений о своей работе. Это поможет вам преодолеть писательский кризис и усилить писательский инстинкт. Это также улучшает гибкость письма и действует как творческий усилитель в целом.

2.2. Мозговой штурм

Мозговой штурм — это метод генерирования идей в группе. Требуется несколько человек, чтобы работать вместе, генерировать идеи и решать проблемы. Метод следует принципу приостановления судебного решения.

Мозговой штурм можно использовать в любой мыслимой сфере, везде, где есть потребность в новых и свежих идеях. Это полезно в маркетинге, написании сценария или работе над проектом. Это может быть любой проект для школы или университета или даже процесс разработки идей для эссе.

Мозговой штурм обычно проходит следующим образом:

  1. Соберитесь в группу.

  2. Запишите начальную тему для всеобщего обозрения. Чем конкретнее вы определите проблему и сформулируете проблему, тем лучше будет результат.

  3. Убедитесь, что все поняли идею .

  4. Установите правила :

    • Принимайте все идеи без критики.

    • Стремитесь к значительному количеству идей без ограничений. Чем больше, тем лучше. В противном случае последует суд.

    • Не прерывайте поток и избегайте цензуры идей.

    • Сохраните все обсуждения на потом. Кроме того, по возможности старайтесь создавать идеи, связанные с предыдущими.

  5. Назначьте одного человека, ответственного за соблюдение правил . У вас также должен быть кто-то, кто записывает ваши идеи (это может быть один и тот же человек).

  6. Начните придумывать идеи . Он может идти двумя путями:

    • Каждый может поделиться своим мнением в любое время без какой-либо структуры

    • Идеи могут генерироваться по очереди за столом с возможностью передачи.

  7. Сделать окончательные разъяснения и выводы . Сгруппируйте похожие идеи и оставьте все как есть. Решите, что делать дальше, основываясь на идеях, которые вы собрали.

2.3. Латеральное мышление

Этот метод предполагает решение проблем с помощью творческого и непрямого подхода. Ключ в том, чтобы использовать рассуждения, которые поначалу могут быть неочевидными. Метод также включает в себя идеи, которые могут выходить за рамки обычной пошаговой логики.

Одним из ярких примеров творческого мышления такого рода является библейская история о суде Соломона. В этой истории царь Соломон решает проблему родительской опеки, предлагая разрезать ребенка пополам. Затем он наблюдает за реакцией каждого человека и выносит свое суждение.

Существует набор инструментов нестандартного мышления, которые позволяют человеку достигать определенных целей. Сама техника находит применение во многих областях, в том числе в образовании, поскольку помогает разрабатывать совершенно новые идеи, которые «нестандартны».

  • Опровержение. Возьмите любую идею или концепцию, которая принята или очевидна. Затем задайте ему вопрос, чтобы высказать противоположное мнение в попытке дискредитировать его.

  • Генерация случайных входных идей. Выберите произвольный объект. Затем попытайтесь связать его с интересующей вас областью или темой.

  • Генерация идей. В основе этого метода лежит вопрос «Почему?» не угрожающим образом. Его можно применять практически ко всему, не только к проблемам. Цель здесь состоит в том, чтобы ввести вызов, который, в свою очередь, приводит к более точному пониманию объекта. Это также помогает генерировать свежие идеи.

  • Генерация идей-провокаций. Идея этого инструмента заключается в том, что вы можете создавать новые идеи с помощью провокационных заявлений. Эти утверждения могут быть невозможными или совершенно неверными, с самого начала. Но основная цель по-прежнему состоит в том, чтобы придумывать идеи, основанные на них.

2.4. Five W’s

Технику Five W можно использовать в качестве контрольного списка при попытке решить конкретную проблему или придумать идеи.

В этом методе используются следующие подсказки в виде вопросов:

  • Кто?

  • Почему?

  • Что?

  • Где?

  • Когда?

  • Как?

Качество любого проекта или творческого задания возрастет, если вы будете помнить о пяти «W»: кто, что, когда, где и почему. Задайте себе предложенные вопросы. Ответы, которые вы получите, — это методы улучшения творческого процесса.

ВОЗ занимается определением участников творческого решения.

  • Кто будет использовать мой творческий продукт?

  • Кто за это платит?

  • Кто поддержит?

  • Кто с ним будет работать?

  • Кто участвует в реализации творческого продукта?

  • Кого я пропустил?

ЧТО связано с определением входов и выходов предполагаемого продукта.

  • Каковы цели творческого продукта?

  • Что нужно пользователям для работы с ним?

  • Какая информация необходима для его создания?

  • Каков источник этой информации?

  • С какими другими продуктами он взаимодействует?

  • Какие проблемы решает?

  • Что я пропустил?

КОГДА относится к временным событиям или действиям созданного продукта.

  • Когда продукт должен быть готов?

  • Когда пользователи должны получить к нему доступ?

  • Когда продукт должен быть недоступен?

  • Есть ли необходимость сохранять исторический след?

ГДЕ относится к географическим и логистическим аспектам продукта.

  • Где живут пользователи?

  • Где пользователи получают доступ к творческому продукту?

  • Где можно хранить продукт?

ПОЧЕМУ касается различных ограничений, накладываемых на творческий продукт.

  • Зачем людям нужен этот продукт?

  • Зачем им это сейчас?

Сам метод находит множество формальных и неформальных применений:

  • Во время обсуждения или встречи этот метод может служить быстрым контрольным списком. Это помогает участникам помнить об основных моментах и ​​задавать дополнительные вопросы.

  • Он может генерировать вопросы для сбора дополнительных данных , особенно когда вы находитесь на ранней стадии решения проблемы. Он хорошо работает как в качестве неформального, так и систематического способа формирования списка вопросов, на которые нужно ответить.

  • Может использоваться как часть другого метода (например, мозгового штурма). Этот метод может помочь генерировать вопросы, которые стимулируют новые идеи и мысли.

  • Метод можно использовать в качестве инструмента оценки для формирования конкретных критериев.

2.5. False Faces

Метод False Faces помогает генерировать новые идеи, изменяя общепринятые предположения.

Вот как это делается:

  • Опишите проблему.

  • Запишите все предположения, связанные с этой проблемой.

  • Выберите фундаментальные предположения и бросьте им вызов.

  • Напишите полностью противоположные утверждения для каждого вашего предположения.

  • Соберите все различные точки зрения, которые могут показаться вам полезными.

  • Подумайте, как воплотить в реальность все написанные вами противоречивые утверждения. Это даст вам набор новых идей и перспектив.

2.6. Simplex

Этот метод рассматривает творческий процесс как непрерывный цикл. Когда один цикл завершен, он немедленно приводит к другому периоду улучшения с теми же шагами. Его можно легко настроить для использования в качестве творческого метода обучения.

Симплексная методика состоит из 8 этапов:

  1. Локализация проблемы. Вы можете сразу изложить проблему, если она очевидна. В противном случае пройдите ряд вопросов, чтобы идентифицировать его.

  2. Выяснение фактов. На этом этапе нужно найти как можно больше информации о вашей проблеме. Это также касается оценки качества этой информации, выдвижения предположений и проверки их правильности.

  3. Определение проблемы. К настоящему времени у вас есть общее представление о том, с чем вы имеете дело, и достаточно информации об этом. Так что уточните. Укажите точную проблему, с которой вы собираетесь иметь дело. Чем точнее, тем лучше. Это позволит вам решить ее более эффективно.

  4. Поиск идей. На этом этапе используются другие методы генерирования идей (например, мозговой штурм или нестандартное мышление).

  5. Выбор и оценка. Когда вы соберете достаточно идей, пора выбрать те, которые больше всего помогут вам в решении вашей проблемы. Вы можете разработать критерии, исходя из того, чего хотите достичь, или постепенно избавляться от неподходящих. Затем оцените выбранный вами подход и подумайте обо всех преимуществах, которые вы от него получите. Вы должны убедиться, что этого достаточно для решения проблемы. Если вы все еще сомневаетесь, стоит попытаться найти больше идей.

  6. Планирование. Теперь вам нужно подумать о том, как вы собираетесь достичь своей цели. Вы можете использовать разные подходы и методы для построения плана, в зависимости от того, насколько велика проблема или проект, над которым вы работаете. В большинстве случаев для этой цели хорошо работает метод Пяти W.

  7. Продажа идеи. Поделитесь результатами своей работы. Расскажите об этом своим коллегам, однокурсникам или другим лицам, участвующим в проекте. Это даст вам понимание того, насколько практична ваша идея и нуждается ли она в изменениях.

  8. Принимаем меры. Все поиски и планирование ведут к этому. Пришло время воплотить все в жизнь. Следуйте своему плану, а затем снова пройдите те же этапы, чтобы улучшить свою идею.

Ну вот. Теперь вы знаете, как быть креативным. И вы на шаг ближе к тому, чтобы стать по-настоящему творческой личностью.

Однако одного знания техники может быть недостаточно. Прежде чем претворять их в жизнь, вам нужно понять, какова ваша конечная цель. И как тот или иной метод поможет вам этого достичь. Оставайся сфокусированным. Вы даже можете использовать эти методы в свободное время в качестве набора упражнений для повышения креативности.

Помня об этих мыслях, вы получите превосходные результаты и выдающиеся идеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *