Методика самооценки дембо рубинштейн: Методики дембо рубинштейн пример интерпретации. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял

Методика самооценки дембо рубинштейн: Методики дембо рубинштейн пример интерпретации. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял

Содержание

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан —

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Методика диагностики самооценки универсальна, её можно проводить не только в школьном возрасте, но и во взрослом, а также менять предложенные личностные качества на те, которые вы хотите исследовать в данный момент, например, шкалу «умение многое делать своими руками, умелые руки», можно заменить на «развитие профессиональных или личностных качеств», шкалу «авторитет у сверстников» на «авторитет у коллег» и т. д. 

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие-0, а верхняя — наивысшее-100. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников или коллег;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

На каждой вертикальной линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени. После того, как чертой (-) были отмечены все качества, необходимо снова пройтись по всем этим линиям и уже крестиком (х) отметить тот уровень, на котором развития этих качеств удовлетворяли бы вас полностью и вы почувствовали гордость за себя.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим каждый ответ выражается в баллах (например, 54мм = 54 баллам).

Итак, все баллы полученные по шести шкалам складываем и делим на шесть, это и будет результат вашей самооценки.

По каждой из шести шкал определить:

  • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки – от «о» до знака «–»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 

Какие бы результаты не были бы получены, к ним можно относиться, как к ещё одному шагу в познанию себя.

Одним тестом исследовать и познать себя сложно или не возможно, необходимо ежедневная работа над собой, ведение дневника наблюдения или дневника саморазвития. Познать себя можно только в деятельности (общение с другими людьми, развитие профессиональных и личностных качеств и т.д.)

К исследованию самооценки некоторые психологи подходят по разному, так например психолог,  кандидат медицинских наук, психотерапевт и писатель Михаил Ефимович Литвак, самооценку предлагает исследовать не как классический вариант, заниженная, завышенная и адекватная, как предлагается выше в тесте Дембо-Рубинштейн, в виде вертикального «столба», а в виде, горизонтального, поваленного «столба» , где себя мы можем воспринимать уже иначе, то есть, не с позиции я хуже, а кто то лучше и наоборот, а с позиции, сегодня я на этом «столбе» нахожусь здесь, а другой человек в другом месте, а завтра может быть всё иначе.

Анализ тестового задания.

Ответьте на вопросы.

  1. Соответствуют ли результаты теста с вашей реальной самооценкой?
  2. Какие трудности и дискомфорт вызывает ваша самооценка? Осложняет ли она взаимоотношение с людьми, на работе и в жизни в целом?
  3.  Что вы хотите изменить в вашей самооценки? Какие результаты хотите получить?
  4. Что вы готовы для этого сделать?

Для осознания самооценки и понимания способа её коррекции, вы можете получить бесплатную диагностическую консультацию психолога. Для этого перейдите по ссылке «Записаться на бесплатную консультацию»

Если вы желаете иметь адекватную, стабильную, позитивную самооценку и научиться управлять своими эмоциональными состояниями, то можете ознакомиться с такими курсами как: курс «Поверь в себя, свои способности. Открой призвание«,  курс «Эмоции и Я», курс «Управляй мышлением. Позитивное мышление», курс «Мотивация достижений»,  курс «Как общаться эффективно».

Для познания психологических знаний в области личностного развития и освоения различных методик, упражнений и техник, вы можете перейти по ссылке «Вебинары» и выбрать участие в заинтересовавшим вас вебинаре.

Методика дембо-рубинштейн и её модификация

Подробно рассматривается методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и её модификация, осуществленная Л.В. Бороздиной.

Ключевые слова: методика, модификация методики, исследование самооценки.

Краткая информация о методике и ее назначении. Замысел исследования заимствован у Т. Дембо. Она разработала и применила методику для выявления представлений человека о своем счастье. В дальнейшем данный прием стал использоваться значительно шире – для выявления самооценки (СО) и сознания болезни у взрослых и детей [10]. В настоящее время существуют различные модификации данной техники, а ее использование возможно не только в клинической практике, но и в научных исследованиях [8]. Возможно проведение методики и в консультативной практике для выработки программ помощи клиенту, поскольку базируется она на психологическом общении диагноста и клиента.

Диагностический материал. Вариант С.Я. Рубинштейн (2004) предполагает следующий набор

шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье».

Более глубокое исследование содержания СО и точная оценка таких ее параметров, как высота, устойчивость и адекватность осуществляются с помощью варианта методики Дембо-Рубинштейн [1; 4]. Стандартный набор состоит из 9 шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье», «академическая успеваемость»/ «профессиональное мастерство»,

«социальные контакты», «внешность», «общая оценка себя», «будущее» [3], которые необходимо размещать в порядке минимально возможной их интерференции. Набор шкал можно расширить за счет техники «Выбор ценностей» в проективном варианте проведения. Испытуемым необходимо написать десять наиболее значимых для них ценнностей  и проранжировать их в порядке значимости. Обработка данных методики «Выбор ценностей» предусматривает выделение наиболее значимых ценностей по частоте их встречаемости. Так, на выборке старшеклассников к 9 основным шкалам можно добавить еще три: «воля», «порядочность», «жизненный успех». Вместо шкалы «социальные контакты» целесообразнее ввести шкалу «общение с другими людьми» для лучшего ее понимания юношами при выполнении методики [11].

Число шкал и их содержание зависят от возраста испытуемых и задач исследования. Дополнительно могут быть предложены «свободные» шкалы, название которых респонденты предлагают сами [9]. Целесообразно вводить число шкал, кратное 3 (9, 12 или

15) для последующего определения параметров СО.

Испытуемым предлагается набор шкал СО, собранных в виде буклета бланков с изображением

вертикальной линии постоянной длины  12 см. Все шкалы имеют чуть заметную точку посередине, чтобы избежать ошибок глазомера. Каждая шкала расположена на отдельном чистом листе (в середине листа) с обозначением названия шкалы печатными буквами в правом верхнем углу [8].

Л.В. Бороздина указывает со ссылками на других авторов, что оптимальный размер шкал –

около 15 см [8]. Однако целесообразно использовать шкалу, равную 12 см. Это необходимо для верификации одного из видов внутриличностного конфликта. В этом случае за диагностикой СО должна следовать детекция уровня притязаний (УП) с помощью техники Хоппе в варианте, предложенном Юкнат, где содержатся однородные ранжированные по трудности задачи – всего 12 рангов сложности. Сопоставление ранговых градаций по двум методикам и дает возможность установить наличие/отсутствие внутриличностного конфликта [2; 4; 6; 7; 11].

Оборудование:  ручка или карандаш для обозначения позиций на шкалах.

Проведение. Испытуемому предлагается стандартная инструкция, усвоение которой контролируется  экспериментатором  на  первых  двух  шкалах,  одна  из  которых  является  нейтральной  или

«пробной». Это шкала «почерк» [3; 4]. Вариант С.Я. Рубинштейн предполагает установление испытуемым только одной позиции (реальной СО). В модификации Л.В. Бороздиной по инструкции на каждой из шкал испытуемый проставляет три отметки: отражающую его реальную СО, желаемую (идеальную) и действительно достижимую (могу) [5]. Инструкция (по рабочей шкале «здоровье»):

«Допустим, на этой линии расположились все люди мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные. Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья. Поставьте этим карандашом отметку – черту (-) в том месте, где, как вам думается, вы находитесь» [10]. «А теперь отметьте, каким бы вы хотели быть по состоянию здоровья, проставляя  крестик  (х)  на  линии»  [9].  «Теперь  укажите  точкой  (*),  каким  вы  могли  быть  по состоянию здоровья, если бы приложили силу и старание» [11]. Испытуемому дают карандаш или ручку для отметки. Инструкцию можно разъяснять и повторять, но обсуждать решение испытуемого пока не следует [10].

После выставления субъектом графических оценок с ним проводится клиническая беседа с целью верификации данных отметок и выяснения их аргументации. Выясняются общее представление респондента о себе и других людях, критерии оценки собственных качеств, способ обоснования выбранного положения на шкалах, мотивы выбора «свободных шкал», аргументация дифференциации или ее отсутствия между реальной и идеальными СО [9], реальной и достижимой, достижимой и идеальной. Беседа, проводимая с клиентом (психологическое общение), позволяет не только раскрыть особенности СО субъекта, но и его внутриличностные и межличностные конфликты.

И в этом большая диагностическая ценность методики.

С.Я. Рубинштейн (2004) ввела ряд рекомендаций при организации клинической беседы. Так,

если испытуемый отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними, спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым.

Важно прояснить диагносту не только реальные оценки испытуемого (есть по шкале), но и его

идеальные (хочу), достижимые (могу) оценки. К чему стремится субъект, чего мог бы достичь по конкретной шкале, то есть что в его силах и что от него не зависит. Чрезвычайно важным диагностическим признаком является положение достижимой СО относительно реальной и идеальной СО, а также расстояние между идеальной и реальной СО. Здесь можно говорить об оптимизме/пессимизме испытуемого, что имеет важнейшее диагностическое значение.

 Материал взят из Вестник Удмуртского университета (Серия 3 Философия.

Социология. Психология. Педагогика. Выпуск 1, 2013)

Прогнозирование риска вовлечения мальчиков в употребление наркотиков на основе уровней самооценки в России

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки

Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2017 май-июнь;39(3):281-286.

дои: 10.4103/0253-7176.207322.

Светлана Н Исламова 1 , Рафаэль Ш Исламов 2

Принадлежности

  • 1 Министерство здравоохранения Российской Федерации, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Шатура, Москва, Россия.
  • 2 Федеральное агентство научных организаций, Институт лазерных и информационных технологий Российской академии наук, Шатура, Москва, Россия.
  • PMID: 28615761
  • PMCID: PMC5461837
  • DOI: 10.4103/0253-7176.207322

Бесплатная статья ЧВК

Светлана Н Исламова и др. Индийский J Psychol Med. 2017 май-июнь.

Бесплатная статья ЧВК

. 2017 май-июнь;39(3):281-286.

дои: 10.4103/0253-7176.207322.

Авторы

Исламова Светлана Николаевна 1 , Рафаэль Ш Исламов 2

Принадлежности

  • 1 Министерство здравоохранения Российской Федерации, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Шатура, Москва, Россия.
  • 2 Федеральное агентство научных организаций, Институт лазерных и информационных технологий Российской академии наук, Шатура, Москва, Россия.
  • PMID: 28615761
  • PMCID: PMC5461837
  • DOI: 10.4103/0253-7176.207322

Абстрактный

Фон: Подростки часто экспериментируют с употреблением наркотиков, что может сказаться на их здоровье и благополучии и повысить вероятность проблемного употребления наркотиков. Тем не менее, недостаточно известно о том, какие психологические показатели связаны с началом употребления наркотиков среди молодых людей и имеют прогностическую силу.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие 311 юношей (школьники и студенты) в возрасте 15-17 лет. Данные собирались в городах Московской области. Для оценки самооценки (СЭ) использовали модифицированную версию теста Дембо-Рубинштейна. Для выявления потребителей наркотиков использовались опросник и обнаружение наркотиков в моче. Бинарный логистический регрессионный анализ на основе SE с включением интерактивных эффектов между предикторами использовался для прогнозирования употребления наркотиков.

Полученные результаты: Наркоманы по сравнению с ненаркоманами характеризуются более низкими действительными СЭ здоровья, счастья, успехов в обучении, ума и желаемой СЭ внешности, а также более высокими желаемыми СЭ отношений с друзьями. Разработанная нелинейная регрессионная модель прогнозирования вовлеченности мальчиков в употребление наркотиков среди юношей в городах Московской области имеет чувствительность 82,7% при специфичности 79,0%.

Выводы: Тест Дембо-Рубинштейна SE является чувствительной мерой для выявления мальчиков с риском вовлечения в употребление наркотиков. Применение регрессионной модели, основанной на SE, может помочь найти полезное решение для предотвращения раннего начала употребления наркотиков.

Ключевые слова: Подростки; употребление наркотиков; логистическая регрессия; школа; самооценка.

Заявление о конфликте интересов

Конфликта интересов нет.

Похожие статьи

  • [Вклад родительского и социального влияния на употребление каннабиса в неклинической выборке подростков].

    Шаброль Х., Мабила Д.Д., Чаушар Э., Мантулан Р., Руссо А. Шаброль Х. и др. Энцефал. 2008 Январь; 34(1):8-16. doi: 10.1016/j.encep.2007.01.002. Epub 2007, 4 сентября. Энцефал. 2008. PMID: 18514145 Французский.

  • Половые сношения, контрацепция и рискованное поведение среди не отобранных французских подростков в возрасте 11-20 лет.

    Шоке М., Манфреди Р. Шоке М. и др. Дж Адолеск Здоровье. 1992 ноябрь; 13 (7): 623-30. doi: 10.1016/1054-139x(92)

  • -o. Дж Адолеск Здоровье. 1992. PMID: 1420218

  • Боль у детей и подростков: ограничения в повседневной жизни и провоцирующие факторы.

    Рот-Исигкейт А., Тиен У., Стевен Х., Шварценбергер Дж., Шмукер П. Рот-Исигкейт А. и др. Педиатрия. 2005 г., февраль; 115 (2): e152-62. doi: 10.1542/пед.2004-0682. Педиатрия. 2005. PMID: 15687423

  • Предикторы насилия на свиданиях среди китайских подростков: роль гендерно-ролевых убеждений и оправдание насилия.

    Шэнь А.С., Чиу М.Ю., Гао Дж. Шен А.С. и соавт. J Interpers Насилие. 2012 апр; 27 (6): 1066-89. дои: 10.1177/0886260511424497. Epub 2012, 10 февраля. J Interpers Насилие. 2012. PMID: 22328647

  • Поведение, связанное с приемом лекарств, и проблемы, связанные с наркотиками, у подростков шведской средней школы.

    Вестерлунд М., Бранстад Й.О., Вестерлунд Т. Вестерлунд М. и соавт. Мировая фармация. 2008 июнь; 30 (3): 243-50. doi: 10.1007/s11096-007-9168-1. Epub 2007 6 ноября. Мировая фармация. 2008. PMID: 17985209

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Измерение счастья в выборках подростков: систематический обзор.

    Лукошевичюте Ю., Аргустайте-Заильскене Г., Шмигельскас К. Лукошевичюте Дж. и соавт. Дети (Базель). 2022 8 февраля; 9 (2): 227. дои: 10.3390/дети

    27. Дети (Базель). 2022. PMID: 35204948 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Рекомендации

    1. Хишка Э. Применение точки зрения социальных детерминант здоровья к употреблению каннабиса в раннем подростковом возрасте – обзор. Наркотики Предыдущая Политика. 2013;20:110–9.
    1. Эгли Дж. , Гассман Р., ЮссефАга А., Джун М., Тораби М., Джаявардене В. Изучение последовательностей начала употребления психоактивных веществ подростками, связанных со злоупотреблением безрецептурными (безрецептурными) наркотиками. J Детский Подростковый Злоупотребление. 2015;24:212–9.
    1. Иванова ТВ. Клинико-психологическое исследование подростков, употребляющих каннабис. В: Личко А.И., Попова Ю.Ю., ред. Самодеструктивное поведение у подростков. Ленинград: издательство Психоневрологического института им. Бехтерева; 1991. С. 82–7.
    1. Тхостов А.С., Грюнталь Н.А., Ельшанский С.П. Структура самооценки больной опийной наркоманией. Журнал проблем зависимости. 2001;5:52 9.
    1. Сигал Д. Перетаскивание и поведение. Нью-Йорк: Кардер Пресс; 1977.

Полнотекстовые ссылки

Атыпон Бесплатная статья ЧВК

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по телефону

диагностика, описание методов «Лестница» и «Светофор» для оценки уровня морально-эмоциональной самооценки

Самооценка

  1. Особенности формирования самооценки
  2. Популярные методы диагностики
    • «Лестница»
    • «Светофор»
    • Методика А. В. Захарова
    • Другие способы исследования
  3. Интерпретация результатов

Важнейшим регулятором поведения человека, его активности в обучении, труде, общении и самовоспитании является самооценка. Диагностические исследования помогают субъекту достичь объективной самооценки, научиться контролировать и критически оценивать свои действия, находить ошибки и пути их устранения.

Особенности формирования самооценки

У любого человека есть склонность сравнивать себя с другими людьми. На основе этого формируется его самооценка. Само понятие включает в себя оценку человеком своих качеств, возможностей, способностей и особенностей собственной деятельности … Самооценка имеет свойство изменяться в зависимости от успехов в учебе и работе, от принадлежности к определенной возрастной группе.

На ранних этапах развития малыш в первую очередь оценивает личные физические качества и возможности. … Ребенок считает себя умным, сильным, красивым и большим человеком. Позже он начинает осознавать свои поступки, поступки, практические навыки и нравственные ценности. Отношения между ребенком и родителем имеют большое влияние. Тяжелое эмоциональное состояние переживают подростки, которые начинают ощущать себя зрелой личностью и ощущают угнетение от ограничения своей воли и постоянного контроля со стороны взрослых. Подростковая самооценка подвергается серьезному испытанию.

Дети с адекватной самооценкой общительный, активный, находчивый, не лишенный чувства юмора. Они охотно идут на контакт с другими. Низкое восприятие себя приводит к пассивности, мнительности, излишней ранимости и обидчивости. Страх быть хуже других детей приводит к отказу от участия в различных мероприятиях. Малыши с завышенной самооценкой часто проявляют агрессию по отношению к другим детям, ведь другие должны подчиняться только им и делать так, как они этого хотят.

Личность формируется в результате социальной адаптации. Самооценка отражается во взаимодействии с незнакомыми людьми. Влияет на дальнейшую судьбу человека.

Чтобы двигаться вперед, нужно укреплять и воспитывать уверенность в себе, в собственных возможностях. Узнать свою самооценку можно с помощью различных методик.

Популярные методы диагностики

Проверить уровень развития самооценки у детей и взрослых можно с помощью различных диагностических методик. Помогают получить целостное представление о возрасте и индивидуальных вариантах оценки себя.

«Лестница»

Этот метод предполагает выявление общего отношения ребенка к себе и того, как, по его мнению, относятся к нему окружающие. Т ест может быть использован для диагностического исследования детей от трех лет и старше. Для проведения диагностики вам понадобится деревянная или нарисованная 10-ступенчатая лестница, фигурка человечка, лист бумаги и карандаш. Сначала ребенку предлагают посадить детей на лестницу: лучших друзей посадить на верхнюю ступеньку, а, соответственно, очень плохих детей – на нижнюю ступеньку.

Затем малыш обязан поставить человеческую фигурку туда, где он сам заслуживает сидеть. Ребенок должен объяснить, почему был выбран именно этот шаг. Затем малыш определяет, куда его положат родные: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, друг. Ребенок должен прокомментировать, почему кто-то из близких не поставит его на верхнюю или нижнюю ступеньку. Затем он должен угадать, где будут размещены остальные члены семьи брата или сестры. Все варианты этих позиций зафиксированы на нарисованной лестнице.

На разговор с ребенком уходит около получаса.

«Светофор»

С помощью цветных дорожек можно определить уровень уверенности ученика в выполнении задания и ответе на вопрос … Ребенок выбирает один из трех цветов, отмечает ими домашнюю или классную работу. Красный цвет сигнализирует о беспокойстве, вызванном большими трудностями при выполнении упражнения или решении проблемы. Желтый цвет означает, что ребенок не совсем понял тему. Зеленый тон свидетельствует о полном понимании изучаемого материала. Учитель, проверяя тетради, понимает, кто из школьников в каком вопросе нуждается в помощи. Во время урока ученик поднимает красную, желтую или зеленую карточку … «Светофор» позволяет учителю сориентироваться, готов ли класс двигаться дальше.

Методика А. В. Захарова

Данная методика позволяет определить эмоциональный уровень ребенка при оценке себя. Для этого испытуемому предлагается ряд графически изображенных кругов, изображающих людей. Респонденту необходимо поместить себя в один из восьми кругов.

Следующий элемент теста — большой мяч, окруженный маленькими шариками. Сам предмет помещается в центральный шар. Родственники, друзья и учителя должны быть размещены в остальных кругах. На третьей картинке изображен равнобедренный треугольник, в вершине которого условно родители, в левом углу — учитель, в правом — друзья. Необходимо поставить точку, где респондент представляет свое местонахождение. Четвертый тест предполагает поиск своего места в большом кругу и его закрепление. И, наконец, в заключение ребенку предлагается еще одно задание. Рисуется пять кругов и под ними в центральной части еще два круга. Малыш должен представить, что он находится в нижнем ряду. Ему нужно выбрать один из двух мячей и поместиться в него.

Другие способы исследования

Методика С. А. Будасси позволяет провести количественный анализ самооценки личности подростка и взрослого человека. Основан на методе ранжирования. Из 48 предложенных слов испытуемому предлагается выбрать 20 предпочтительных и нежелательных черт личности, присущих идеальному человеку. Положительные черты должны располагаться в верхней части таблицы, а непривлекательные — в нижней. Далее следует аналогичное ранжирование 20 качеств, характерных для самого респондента. Предлагаемый метод раскрывает реальное представление личности о себе и стремление к тому, кем бы он хотел стать. Методика позволяет измерить величину разрыва между уровнями притязаний и самооценки.

Тест Дембо-Рубинштейна не ограничивается анализом личностных качеств. Учитываются умственные способности, черты характера, уровень здоровья и счастья. Испытуемому предлагаются 4 вертикальные шкалы с этими показателями. На всех линиях нужно найти точки, где человек чувствует себя в данный момент, и на каком уровне, с учетом собственных возможностей, он мог бы находиться. Каждый масштаб равен 10 см. Недостатки сосредоточены внизу, достоинства — вверху. Респондент отмечает крестиком точку нахождения на линии качества, расположение которого вызвало бы у него удовлетворение и гордость за себя. Прочерк обозначает уровень, присущий респонденту в данный момент времени.

Для теста можно использовать 7 шкал, символизирующих уровень умственных способностей, основные черты характера, здоровье, внешний вид, авторитет среди сверстников, умение что-то делать своими руками и уверенность в себе.

Интерпретация результатов

Анализируя полученные в ходе методики «Лестница» данные, психологи устанавливают отношение ребенка к себе. Обычно дошкольники и младшие школьники располагаются наверху лестницы. Считают себя хорошими детьми, но при этом часто не могут обосновать свой выбор. Если ребенок ставит себя на одну из трех верхних ступеней, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если он на 4-7 шагах, то малыш адекватно себя оценивает. Нижние три ступени означают недооцененное восприятие себя.

Малыш может недооценивать свои возможности и способности в результате недавней ссоры с близкими людьми. Это снижение показателей временное. В ходе разговора необходимо выяснить стабильность полученных данных. Критически низкая самооценка свидетельствует об эмоциональном напряжении из-за частых жалоб со стороны учителей, неодобрительных отзывов сверстников и осуждения родителей.

Интерпретация данных, полученных в результате исследования по методике А. В. Захарова выглядит следующим образом:

  • в первом тесте норма — указание третьего и четвертого кружков, выбор первого шара означает завышение самооценки, указание 6,7 и 8 кружков свидетельствует о низком самовосприятии ;
  • второе тестовое задание помогает определить отношения с окружающими: ребенок чувствует превосходство над близкими, находящимися в нижних ярусах, и испытывает давление на себя со стороны людей, поставленных в верхние ярусы;
  • третий тест определяет вовлеченность ребенка в окружающий мир и степень близости с разными категориями людей, при этом, если респондент находится вне треугольника, то он не заинтересован в социальных контактах и, возможно, испытывает отторжение со стороны общества;
  • в четвертом задании поставить себя в самый центр круга означает высокую степень эгоцентризма, которая обычно свойственна дошкольникам, но не детям школьного возраста;
  • последний тест свидетельствует об осознании своей уникальности при размещении себя в правом круге и о признании своего сходства с другими при указании на левый шар.

Метод С. А. Будасси позволяет выявить разницу между реальными и идеальными представлениями субъекта о себе. Восприятие собственной личности основывается на объективных знаниях и субъективных мнениях, которые не всегда адекватны. Индивид иногда приписывает себе качества, которые ему не свойственны. Оценка себя осуществляется путем сопоставления личных желаний с реальными результатами своих действий, а также сравнения с другими.

Для расчета коэффициента показателя степени восприятия субъектом самого себя необходимо сначала вычислить разницу в рангах по каждому качеству. Затем вам нужно выполнить действие возведения их в квадрат. Затем сумму квадратов разности, полученную из ранжирования, следует умножить на 0,00075. Так как коэффициент отношения рангов может быть в диапазоне от -1 до +1, то нужно от единицы вычесть полученный ранее результат.

Адекватная оценка себя связана с самооценкой и осознанием собственной полезности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *